ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Курильские острова: жизнь в медвежьем краю. Переезд на северные и южные курилы на пмж Жизнь на курильских островах отзывы

Территориальные споры есть и в современном мире. Только Азиатско-Тихоокеанский регион имеет несколько таких. Самый серьезный из них - территориальная дискуссия за Курильские острова. Россия и Япония являются главными ее участниками. Ситуация на остовах, которые считаются своего рода между этими государствами, имеет вид дремлющего вулкана. Никому не известно, когда же он начнет свое "извержение".

Открытие Курильских островов

Архипелаг, расположенный на границе между и Тихим океаном, является Курильскими островами. Он тянется от о. Хоккайдо до Территория Курильских островов состоит из 30 больших участков суши, окруженных со всех сторон водами моря и океана, и большого количества маленьких.

Первая экспедиция из Европы, которая оказалась возле берегов Курил и Сахалина - это голландские мореплаватели под руководством М. Г. Фриза. Данное событие произошло в 1634 году. Они не только совершили открытие этих земель, но и провозгласили их как голландскую территорию.

Землепроходцы Русской империи также изучали Сахалин и Курильские острова:

  • 1646 - открытие северо-западного сахалинского берега экспедицией В. Д. Пояркова;
  • 1697 - В. В. Атласову становится известно о существовании островов.

В то же время на южные острова архипелага начинают приплывать японские мореплаватели. К концу 18 века здесь наблюдается появление их факторий и рыбалок, а несколько позже - научных экспедиций. Особая роль в исследования принадлежит М. Токунай и М. Риндзо. Приблизительно тогда же на Курильских островах появляется экспедиция из Франции и Англии.

Проблема открытия островов

История Курильских островов до сих пор сохранила дискуссии по поводу вопроса об их открытии. Японцы утверждают, что именно они первыми нашли эти земли в 1644 году. Национальный музей японской истории бережно хранит карту того времени, на которой нанесены соответствующие обозначения. Согласно их мнению, русские люди появились там несколько позже, в 1711 году. К тому же русская карта этой местности, датированная 1721 годом, обозначает ее как «Острова японские». То есть первооткрывателем этих земель была Япония.

Курильские острова в русской истории впервые упоминаются в отчетном документе Н. И. Колобова царю Алексею от 1646 года об особенностях странствий Также данные хроник и карт средневековой Голландии, Скандинавии и Германии свидетельствуют о коренных русских селениях.

К концу 18 века состоялось официальное присоединение их к русским землям, а население Курильских островов приобрело российское подданство. В то же время здесь начали взиматься государственные подати. Но ни тогда, ни несколько позже не было подписано никакого двустороннего русско-японского договора или международного соглашения, которые бы закрепляли права России на эти острова. К тому же их южная часть не находилась под властью и контролем русских.

Курильские острова и отношения между Россией и Японией

История Курильских островов начала 1840 годов характеризуется активизацией деятельности английских, американских и французских экспедиций на северо-западе Тихого океана. Этим обусловлен новый всплеск заинтересованности России в установлении отношений с японской стороной, имеющих дипломатический и торговый характер. Вице-адмирал Е. В. Путятин в 1843 году стал инициатором идеи о снаряжении новой экспедиции на японскую и китайскую территории. Но она была отклонена Николаем I.

Позже, в 1844 году, его поддержал И. Ф. Крузенштерн. Но и это не получило поддержки императора.

В это период российско-американской компанией предпринимались активные действия для установления хороших отношений с соседней страной.

Первый договор между Японией и Россией

Проблема Курильских островов решилась в 1855 году, когда Япония и Россия подписали первый договор. Перед этим состоялся достаточно длительный переговорный процесс. Он начался с прибытия Путятина в Симоду в конце осени 1854 года. Но вскоре переговоры были прерваны интенсивным землетрясением. Достаточно серьезным осложнением была и поддержка, которую предоставили французские и английские правители туркам.

Главные положения договора:

  • установление дипломатических связей между этими странами;
  • предохранение и покровительство, а также обеспечение неприкосновенности имущества подданных одной державы на территории другой;
  • проведение границы между государствами, расположенной возле островов Уруп и Итуруп Курильского архипелага (сохранение неделимой);
  • открытие некоторых портов для русских мореплавателей, разрешение проведения здесь торговли под присмотром местных чиновников;
  • назначение консула России в одном из этих портов;
  • предоставление права экстерриториальности;
  • получение Россией статуса самого большого благоприятствования.

Япония также получила со стороны России разрешение торговать в порте Корсаков, размещенном на территории Сахалина, на протяжении 10 лет. Здесь было учреждено консульство страны. При этом исключались какие-либо торговые и таможенные пошлины.

Отношение стран к Договору

Новый этап, который включает история Курильских островов - это подписание русско-японского договора 1875 года. Он вызвал неоднозначные отзывы со стороны представителей этих стран. Граждане Японии считали, что правительство страны поступило неправильно, променяв Сахалин на «незначительную гряду камешков» (так они называли Курилы).

Другие же просто выдвигали заявления об обмене одной территории страны на другую. Большинство из них склонялось к мысли о том, что рано или поздно наступит такой день, когда война все же придет на Курильские острова. Спор между Россией и Японией перерастет в военные действия, и начнутся сражения между этими двумя странами.

Аналогичным образом оценивала ситуацию и русская сторона. Большинство представителей этого государства считали, что вся территория принадлежит им как первооткрывателям. Поэтому договор 1875 года не стал тем актом, который раз и навсегда определил размежевание между странами. Он также не смог быть средством предотвращения дальнейших конфликтов между ними.

Русско-японская война

История Курильских островов продолжается, а следующим толчком к осложнению русско-японских отношений стала война. Она состоялась, несмотря на наличие договоров, заключенных между этими государствами. В 1904 году состоялось вероломное нападение Японии на территорию России. Это произошло до того, как было официально объявлено о начале боевых действий.

Японский флот напал на русские корабли, которые находились на внешнем рейде Порт-Артуа. Таким образом, была выведена из строя часть мощнейших кораблей, принадлежащих русской эскадрилье.

Самые существенные события 1905 года:

  • самая большая сухопутная Мукденская битва в истории человечества на то время, состоявшаяся 5-24 февраля и закончившаяся отходом армии России;
  • Цусимское сражение в конце мая, завершившееся уничтожением русской Балтийской эскадры.

Несмотря на то что ход событий в этой войне как нельзя лучше складывался в пользу Японии, она была вынуждена пойти на мирные переговоры. Это было связано с тем, что экономика страны была очень истощена военными событиями. 9 августа в Портсмуте началась мирная конференция между участниками войны.

Причины поражения России в войне

Несмотря на то что заключение мирного договора определило в некоторой степени то, в каком положении находились Курильские острова, спор между Россией и Японией не прекратился. Это вызвало значительное количество протестов в Токио, но последствия войны были очень ощутимыми для страны.

В ходе этого конфликта состоялось практическое полное уничтожение Тихоокеанского флота России, было убито более 100 тысяч ее солдат. Также произошла остановка экспансии русского государства на Восток. Результаты войны были неоспоримым свидетельством того, настолько слабой являлась царская политика.

Это было одной из главных оснований революционных действий в 1905-1907 гг.

Важнейшие причины поражения России в войне 1904-1905 гг.

  1. Наличие дипломатической изолированности Российской империи.
  2. Абсолютная неготовность войска страны к проведению боевых актов в непростых обстановках.
  3. Бесстыдная измена отечественных заинтересованных субъектов и бесталанность большинства русских генералов.
  4. Высокий уровень развития и подготовленности военной и экономической сферы Японии.

До нашего времени неразрешенность Курильского вопроса представляет собой большую опасность. После Второй мировой войны так и не был подписан мирный договор по ее итогам. От этого спора русские люди, как и население Курильских островов, не имеют абсолютно никакой пользы. Более того, такое состояние дел способствует порождению неприязни между странами. Именно скорейшее решение такого дипломатического вопроса, как проблема Курильских островов, является залогом добрых соседских отношений между Россией и Японией.

«Это горячие термальные воды. Они к самой поверхности подходят, отсюда и пар», - поясняет водитель Вадим. Благодаря непрекращающейся вулканической активности на островах в любом месте земли можно «сверлить дырку» и получать геотермальную энергию. Её ресурсы неисчерпаемы, обогревать можно не только дома, но при желании улицы и тротуары, чтобы не замерзали зимой.

Парадокс, но при такой «энергетической халяве» на Курилах до сих пор встречаются дома с печным отоплением.

Ни кафе, ни кино

Парадоксов на островах хватает. На Итурупе, например, нет ни одной работающей автозаправки, что не мешает населению ездить на японских внедорожниках - они здесь главное транспортное средство. На вопрос: «Где топливо берёте?» - люди загадочно улыбаются. «Мы ж на солярке в основном ездим, а её у военных много», - приот-крывает завесу тайны Вадим.

Вообще-то заправку на Итурупе построили. Но… ей не могут найти хозяина. «Всему виной федеральный закон о госзакупках, - поясняет Т-атьяна Белоусова, глава муниципального образования «Курильский городской округ» . - Мало построить - мы обязаны объявить конкурс и найти кого-то, кто согласится привозить сюда топливо с материка и продавать его по цене не ниже, чем в среднем по России. Но это же себе в убыток! Желающих нет. Вообще этот закон о госзакупках - полная катастрофа. Может, в масштабах страны он худо-бедно работает, но в наших микромасштабах - нет».

Многие люди, уехавшие на материк в 90-е, сейчас возвращаются на острова. Говорят, не могут там адаптироваться: не тот уклад жизни, не та природа, не хватает океана и бескрайних просторов... Но есть что-то ещё, что манит сюда. Что именно, я долго не мог понять. Может, деньги? Курильские острова относятся к районам Крайнего Севера. Зарплаты в среднем - -50-70 тыс. руб., однако есть вакансии, за которые готовы платить в -1,5-2 раза больше. Плюс подъёмные (около 1 млн руб.), плюс служебное жильё.

«Когда после «прямой линии» президента у нас построили дом для врачей на 8 квартир, это была революция. Жильё до этого 30 лет не строили, - вспоминает Т. Белоусова. - Сейчас к нам приезжают люди из других регионов (с Алтая, например), но всё равно кадров не хватает - учителей, специалистов в области ЖКХ. Вообще, чтобы тут жить, нужно быть сильно мотивированным. Вечером сходить особо некуда - ни кафе, ни кинотеатра... Но всё равно здесь стало лучше, чем было 5 лет назад».

Местные целебные источники творят чудеса. Фото: АиФ / Дмитрий Писаренко

Битва за ресурсы

Скоро на Итурупе откроют новый аэропорт, и на острова, надеются курильчане, хлынет поток иностранных туристов. Они и сейчас есть (в основном корейцы и американцы), но хочется-то больше! Природа Курил уникальная. Где ещё можно и на медведя поохотиться, и палтуса поймать, и в серных ваннах искупаться? На местные целебные источники едут целенаправленно, чтобы излечиться от кожных недугов - экземы, псориаза, лишая... По статистике, 8 человек из 10 воз-в-ращаются домой здоровыми. А на острове Кунашир, говорят, есть термальный источник, избавляющий от бесплодия. Наконец, чего стоит набирающий ход экологический туризм: наблюдать, стоя на берегу, как гигантские, в сотни тысяч тонн, косяки тихоокеанского лосося идут на нерест в реку…

На Курилах есть золото, рений (он используется в авиа-ракетной технике, точных приборах), редкоземельные металлы. Но всё же главное их богатство - рыба. В условиях, когда Россия запретила импорт морепродуктов из стран ЕС, США и Канады, эту потерю вполне способны компенсировать Курилы. К слову, рыбо-добывающая компания, на заводах которой трудится 70% населения островов Шикотан и Итуруп, уже давно поставляет свою продукцию в Москву, Питер и другие регионы. Ежегодно у Южно-Курильских островов она вылавливает и перерабатывает 90 тыс. т рыбы и море-продуктов.

«Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало». Фото: Shutterstock.com / Sergey Rogalsky

«Если же взять все российские компании, то их вылов в районе островов Итуруп, Шикотан и Кунашир составляет 170-180 тыс. т в год, - говорит Дмитрий Григорьев, директор рыбопромышленного предприятия . - Что это за рыба? Более 100 тыс. т минтая, 30-40 тыс. т лососей, 9 тыс. т кальмара, 5 тыс. т трески, а также существенные объёмы сайры, терпуга, камбалы, морского ежа, ламинарии. Кроме того, в данном районе (а он является исключительной экономической зоной Россий-ской Федерации) ведут промысел рыбаки других стран, в том числе японские. Они действуют в рамках межправительственных соглашений. Их общий вылов превышает 8 тыс. т».

Конечно, японцам хочется иметь не 8, а все 180 тыс. т рыбы. И их разговоры об ущемлённом вместе с отторжением Курил национальном достоинстве - лишь красивое прикрытие в битве за богатейшие биоресурсы региона. По этой же причине Япония с крайней неприязнью следит за промышленным бумом, который сейчас творится на «северных территориях» без её участия. «Страшно то, что благодаря усилению экономического развития население ост-ровов будет иметь уверенность в своих силах», - написала как-то японская газета «Хоккайдо симбун».

Дело не только в уверенно-сти. Несмотря на разный климат и даже разный менталитет островитян (а что вы хотели - гряда растянута на 1200 км!), этих людей объединяет осознание того, что они принадлежат к единому сообществу. «Называйте это курильским брат-ством, если хотите, но иначе тут трудно выжить, - сказал мне один из рыбаков. - Возможно, для вас Курилы - это край России, а для нас - её начало».

И это то, что заставляет людей возвращаться сюда. То, что манит их и даёт силы жить.

В виду последних событий многие жители планеты интересуются, где находятся Курильские острова, а также кому они принадлежат. Если конкретного ответа на второй вопрос по-прежнему нет, то на первый можно ответить вполне однозначно. Курильские острова представляют собой цепь островов протяженностью приблизительно 1,2 километров. Она проходит от полуострова Камчатка до островного участка суши под названием Хоккайдо. Своеобразная выпуклая дуга, состоящая из пятидесяти шести островов, располагается двумя параллельными линиями, а также отделяет от Тихого океана Охотское море. Общая территориальная площадь равняется 10 500 км 2 . С южной стороны протянута государственная граница между Японией и Россией.

Рассматриваемые земли имеют неоценимое экономическое, а также военно-стратегическое значение. Их большая часть считается частью Российской Федерации и относится к Сахалинской области. Однако статус таких составляющих архипелага, среди которых Шикотан, Кунашир, Итуруп, а также группа Хабомаи, оспаривается японской властью, которая относит перечисленные острова к префектуре Хоккайдо. Таким образом, можно найти Курильские острова на карте России, однако Япония планирует узаконить владение частью из них. Данные территории имеют свои особенности. Например, архипелаг целиком относится к Крайнему Северу, если смотреть юридические документы. И это несмотря на то, что Шикотан располагается в одной широте с городом Сочи и Анапа.

Кунашир, Мыс Столбчатый

Климат Курильских островов

В рамках рассматриваемой местности преобладает умеренный морской климат, который скорее можно назвать прохладным, чем теплым. Основное воздействие на климатические условия оказывают барические системы, которые обычно формируются над северной частью Тихого океана, холодного Курильского течения, а также Охотского моря. Южная часть архипелага охвачена муссонными атмосферными потоками, например, там также главенствует азиатский зимний антициклон.


Остров Шикотан

Стоит отметить, что погода на Курильских островах достаточно изменчива. Ландшафты здешних широт характеризуются меньшей тепло обеспеченностью, чем территории соответствующих широт, но по центру материка. Средняя минусовая температура зимой одинакова для каждого острова, включенного в состав цепочки, и составляет от -5 до -7 градусов. Зимой часто случаются продолжительные сильные снегопады, оттепели, повышенная облачность и метели. Летом температурные показатели меняются в рамках от +10 до +16 градусов. Чем южнее располагается остров, тем выше будет температура воздуха.

Основным фактором, влияющим на летний температурный показатель, считается характер гидрологической циркуляции, свойственной прибрежным водам.

Если рассматривать составляющие средней и северной группы островов, стоит отметить, что температура прибрежных вод там не поднимается выше пяти – шести градусов, поэтому для данных территорий характерен самый низкий летний показатель для Северного полушария. На протяжении года на архипелаг выпадает от 1000 до 1400 мм осадков, которые равномерно распределяются по сезонам. Также можно говорить о повсеместно избыточной влаге. В южной стороне цепочки летом показатель влажности превышает девяносто процентов, из-за чего появляются плотные по своей консистенции туманы. Если внимательно рассмотреть широты, где находятся Курильские острова на карте, можно сделать вывод, что местность отличается особой сложностью. Она находится под регулярным воздействием циклонов, которые сопровождаются чрезмерными осадками, а также могут стать причиной возникновения тайфунов.


Остров Симушир

Население

Территории заселены неравномерно. Круглогодично население Курильских островов проживает на Шикотане, Кунашире, Парамушире и Итурупе. На других участках архипелага нет постоянного населения. Всего насчитывается девятнадцать населенных пунктов, среди которых шестнадцать сел, поселок городского типа под названием Южно-Курильск, а также два крупных города, среди которых Курильск и Северо-Курильск. В 1989 году зафиксировано максимальное значение количества населения, которое приравнивалось к 30 000 человек.

Высокая заселенность территорий во времена Советского Союза объясняется дотациями тех регионов, а также большим количеством военнослужащих, которыми были населены острова Симушир, Шумшу и так далее.

К 2010 году показатель существенно снизился. Всего территории заняло 18 700 человек, из которых приблизительно 6 100 проживают в рамках Курильского округа, а 10 300 – в Южно-Курильском округе. Остальные люди заняли местные села. Численность населения значительно снизилась из-за отдаленности архипелага, однако свое сыграл и климат Курильских островов, который выдерживает далеко не каждый человек.


Необитаемые острова Ушишир

Как добраться до Курил

Добираться сюда удобнее всего по воздуху. Местный аэропорт под названием «Итуруп» считается одним из наиболее важных авиационных объектов, возведенных в постсоветские времена с нуля. Он построен и оборудован в соответствии современным технологическим требованиям, поэтому ему присвоен статус международного авиа пункта. Первый рейс, ставший в последствии регулярным, был принят 22 сентября 2014 года. Им стал самолет компании «Аврора», прилетевший из Южно-Сахалинска. На борту всего находилось пятьдесят пассажиров. Данное событие негативно было воспринято японскими властями, которые относят данную территорию к своей стране. Поэтому споры о том, кому принадлежат Курильские острова, продолжаются по сей день.

Стоит отметить, что путешествие по Курилам необходимо планировать заранее. Составление маршрута должно учитывать, что всего архипелаг включает пятьдесят шесть островов, среди которых наибольшей популярностью пользуется Итуруп и Кунашир. Добрать на них можно двумя способами. Удобнее всего долететь на самолете, однако билеты стоит купить за несколько месяцев до намеченной даты, поскольку рейсов отправляется достаточно мало. Второй способ – это путешествие на теплоходе из порта города Корсаков. Путь занимает от 18 до 24 часов, однако приобрести билет можно исключительно в кассах Курил или Сахалина, то есть онлайн продажа не предусмотрена.


Уруп является необитаемый остров вулканического происхождения

Интересные факты

Несмотря на все сложности жизнь на Курильских островах развивается и растет. История территорий началась в 1643 году, когда несколько участков архипелага были обследованы Мартеном Фрисом и его командой. Первые сведения, полученные российскими учеными, датируются 1697 годом, когда состоялся поход В. Атласова по Камчатке. Все последующие экспедиции под руководством И. Козыревского, Ф. Лужина, М. Шпанберга и других были направлены на планомерное освоение местности. После того как стало понятно, кто открыл Курильские острова, можно ознакомиться с несколькими интересными фактами, связанные с архипелагом:

  1. Чтобы попасть на Курилы, туристу потребуется специальное разрешение, поскольку зона является пограничной. Данный документ выдается исключительно пограничным управлением ФСБ Сахалинска. Для этого потребуется прийти в учреждение в 9:30 – 10:30 со своим паспортом. Разрешение будет готово уже на следующий день. Поэтому путешественник обязательно задержится в городе на один день, что следует учесть планируя поездку.
  2. Из-за непредсказуемого климата, посетив острова, можно застрять тут надолго, ведь при плохой погоде аэропорт Курильских островов и их порты прекращают свою работу. Частой помехой становится высокая облачность и туманность. При этом речь идет совсем не о пару часовой задержке рейса. Путешественник всегда должен быть готов провести тут лишнюю неделю или две.
  3. Для гостей Курил работает все пять отелей. Гостиница под названием «Восток» рассчитана на одиннадцать номеров, «Айсберг» - три номера, «Флагман» - семь номеров, «Итуруп» - 38 номеров, «Остров» - одиннадцать номеров. Необходимо бронировать места заранее.
  4. Японские земли видно из окон местных жителей, однако лучше всего обзор открывается на Кунашире. Чтобы проверить этот факт, погода должна быть ясной.
  5. Японское прошлое тесно связано с этими территориями. Тут остались японские кладбища, заводы, побережье со стороны Тихого океана густо выстелено осколками японского фарфора, который существовал еще до войны. Поэтому здесь часто можно встретить археологов или коллекционеров.
  6. Также стоит понимать, что спорные Курильские острова, прежде всего, представляю собой вулканы. Их территории состоят из 160 вулканов, из которых действующими остаются около сорока.
  7. Местная флора и фауна поражает. Вдоль автомагистралей здесь произрастает бамбук, недалеко от елки может расти магнолия или дерево шелковицы. Земли богаты ягодой, здесь обильно растет черника, брусника, морошка, княженика, красника, китайский лимонник, голубика и так далее. Местные жители утверждают, что тут можно встретить медведя, особенно недалеко от вулкана Тяти Кунашира.
  8. Практический каждый местный житель имеет в своем распоряжении автомобиль, однако ни в одном из населенных пунктов нет заправок. Топливо поставляется внутри специальных бочек из Владивостока и Южно-Сахалинска.
  9. Из-за высокой сейсмичности региона его территории застроены преимущественно двух- и трехэтажными зданиями. Дома высотой пять этажей уже считаются высотками и большой редкостью.
  10. Пока решится, чьи Курильские острова, у россиян, проживающих тут, длительность отпуска будет составлять 62 дня в год. Жители южной гряды могут пользоваться безвизовым режимом с Японией. Данную возможность за год использует около 400 человек.

Большая Курильская дуга окружена подводными вулканами, некоторые из которых регулярно дают о себе знать. Любое извержение становится причиной возобновления сейсмической активности, которая провоцирует «моретрясение». Поэтому местные земли подвержены воздействию частых цунами. Сильнейшая волна цунами высотой около 30 метров в 1952 году полностью уничтожила город на острове Парамушир под названием Северо-Курильск.

Прошлый век также запомнился несколькими природными катастрофами. Среди них наиболее известным стало цунами 1952 года, случившееся на Парамушире, а также Шикотанское цунами 1994 года. Поэтому считается, что столь прекрасная природа Курильских островов, также очень опасна для человеческой жизни, однако это не мешает местным городам развиваться, а населению расти.

Япония претендует на четыре южных острова Курильской гряды - Итуруп, Кунашир (на фото), Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Южные Курилы вошли в состав СССР по завершении Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит – такова позиция России

Население этих островов – менее 10 000 человек, следует из данных, опубликованных на сайте муниципальных образований. На фото выше: жители Итурупа

Острова являются частью Сахалинской области. Крупнейшие населенные пункты - город Курильск на Итурупе, поселки Южно-Курильск на Кунашире (на фото), Малокурильское и Крабозаводское на Шикотане

Из Владивостока или с Сахалина до островов можно добраться на теплоходах, правда, они ходят не каждый день и могут быть отменены из-за погодных условий. Теплоход заходит в Курильск, далее следует в Южно-Курильск и Малокурильское, говорится на сайте министерства транспорта Сахалинской области. С 1992 г. в портах Малокурильское и Южно-Курильск были открыты пункты пропуска через границу. Порты стали обслуживать международный грузовой и пассажирский транспорт

С декабря этого года возобновлены пассажирские авиаперевозки между островами Кунашир и Шикотан. Дважды в неделю выполняются вертолетные рейсы по маршруту аэропорт «Менделеево» (Кунашир) - село Крабозаводское (Шикотан), сообщает «Интерфакс». До этого времени выбраться с Шикотана можно было только морем: на плашкоуте до Кунашира или на теплоходе «Игорь Фархутдинов» - до сахалинского порта Корсаков

Основная отрасль промышленности – рыболовство и переработка рыбы. На фото выше один из консервных заводов на острове Шикотан. На какое-то время, после прошлогодней прямой линии Владимира Путина, рыбокомбинат, расположенный на острове, даже попал во все новостные ленты. Его сотрудники пожаловались президенту на задержку зарплат, после чего последовали многочисленные проверки предприятия

Посол лососевой икры на рыбзаводе в поселке Китовое на острове Итуруп

Медведь на свалке рыбных отходов недалеко от поселка Рыбаки на острове Итуруп

Сельское хозяйство в регионе развито слабо. Так, в Южно-курильском городском округе (острова Кунашир, Шикотан и некоторые другие) под посевные площади используется всего 16 га земли, в основном выращивают картофель. Также есть небольшие хозяйства, выращивающие коров и свиней. За девять месяцев 2016 г. хозяйства округа вырастили 119 т картофеля и произвели 540 т молока, говорится в информации, опубликованной на сайте округа. Скот разводят и частники

Электроснабжение на Курильских островах осуществляется от небольших дизельных, гидро- и геотермальных электростанций. Первая геотермальная электростанция мощностью 500 кВт была введена в эксплуатацию в 1993 г. на Кунашире

В крупных поселках (на фото Южно-Курильск на Кунашире) и в Курильске работают несколько школ и детских садов

После землетрясения 1994 г. многие рыбозаводы, школы и детские сады были уничтожены или полуразрушены. Денег не хватало даже на разборку и снос пострадавших зданий, и людям выделяли для проживания аварийные помещения, а разрушенные здания оставляли в прежнем состоянии. На фото выше: поселок Рейдово на острове Итуруп, на заднем плане вулкан Богдан Хмельницкий

На Кунашире в 1984 г. образован государственный заповедник «Курильский» (на фото) площадью 654 кв. км, остров Шикотан известен природным заказником «Малые Курилы», где обитают редкие и эндемичные виды животных и растений

Один из самых известных вулканов Курил Тятя – часть Курильского заповедника, он расположен в северной части Кунашира

Одна из самых известных вершин острова Итуруп – вулкан Богдан Хмельницкий (1585 м). На фото выше: поселок Курильск на его фоне

С помощью богатого природного потенциала островов региональные власти рассчитывают привлечь туристов. Пока что их не много – около 1000 человек в год (по официальным отчетам). На островах Кунашир и Шикотан к 2020 г. власти рассчитывают увеличить их число до 4500 человек

В ноябре стало известно, что Россия разместила ракетные комплексы на Курильских островах Кунашир и Итуруп. Япония ответила на это сожалением. На фото выше: линия береговой обороны на базе танковых башен на острове Кунашир

15 декабря Владимир Путин и Синдзо Абэ согласовали заявление о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Помощник российского президента Юрий Ушаков отметил, что деятельность на островах будет осуществляться на основе российского законодательства, так как острова принадлежат России. При этом принципиальная позиция Японии относительно этих четырех островов остается неизменной, подчеркнул Абэ

На Курилах хорошая погода два раза в год. В мае и сентябре. Летом холодные дожди. Зимой чудовищные снегопады. А тайфуны приходят без предупреждения. Здесь живут люди. Рождаются и... не умирают. Северные надбавки, ранняя пенсия - это повод купить домик у теплого моря и съехать.

Если вы решили переехать на Курилы, то приготовьтесь к испытаниям. Рабсила, конечно, нужна каждый год, в путину. С мая по октябрь. Для этого надо завербоваться. Получить спецпропуск. Пограничная зона. Но все окупится сторицей. Зарплаты не такие, как были в СССР, но миллион за сезон рыбачок получает. Я плыл на Итуруп в одной каюте с холодильщиком Игорем из Бендер. Возвращался "домой", на Шикотан. Его специальность на вес золота. Он для наших иностранец. Никакими льготами не пользуется. А для своих - находка. На дом в Бендерах он давно накопил. Но пока молод, надо пахать. Ездит туда-сюда. Уважаемый на Шикотане кадр.

Утром причалили к Итурупу. Поселок Китовый. Причал новенький. Строили южные корейцы. На этот "недружественный шаг" мы получили протест от японцев. Что бы там ни было, но причал современнее сахалинского. Чище и безопаснее. Что поразило: много людей из Киргизии. Они и в порту помогают, и на стройках. Как сюда пробралась эта рабочая сила при такой космической стоимости билета? Хотя, с другой стороны, когда видишь товарищей из Средней Азии, понимаешь, что это маркер экономического роста. Там где пусто, эти люди не обитают.

Курилы - это икра. За завтраком мне давали две плошки с этим чудесным продуктом. Лососевая и минтая. Что опустошалось скорее? Минтаевая с лучком да подсолнечным маслицем уходила влет. Шла "разнорыбица". Это первый этап путины, когда вытаскивают треску, камбалу и царственный минтай. Раньше его моя кошка не ела. А теперь он король! Правда, правда...

Минтая ловит старый морской волк Владимир Григорьевич Лысенко. Родом с Украины. Окончил училище на Сахалине. Ходит в море как на прогулку. Меня посадили пассажиром на его МРС 348. МРС - это малый рыболовный сейнер. Качать стало сразу после выхода из бухты Ясная. Ох, ребята, сколько стоило мне написание этих строк!..

Лысенко смотрит в эхолот. Только он понимает, где какая рыба ходит. Это окунь. На него лицензии нет. Вот треска. Вот камбала. Забросили двухкилометровый невод. Минут через сорок, когда МРС сделал круг и захватил добычу, пошла настоящая работа. Все семь членов экипажа вытаскивали трал. Результат - камбала.

На Курилах принято подвозить. Едем. Девочка голосует.

До Рейдово!

Садитесь!

Разговорились. Анна - выпускница курильской школы. Приехала сюда с родителями. Они работают на рыбокомбинате. После сдачи экзаменов поедет учиться в Хабаровск.

У меня там дедушка. Очень зовет!

А потом вернетесь?

Не знаю... А что тут делать? Раз в неделю дискотека. Видик. Ну, бассейн. Что еще?

А что надо еще молодому поколению?

Не стал я ей объяснять, что жизнь на Курилах это и есть самый настоящий драйв. Хотя Интернет здесь дрянной. Тянут кабель с Сахалина. Оптоволокно. Все будет хорошо. Но дорого! 1000 рублей за 1 ГБ.

Бассейн с кинозалом недавно построили. Появился на островах хозяин. "Гидрострой". Это такая островообразующая компания. Двое бывших военных взяли рыболовный промысел в свои руки. Преобразили острова. "Гидрострой" дал работу. Люди стали зарабатывать. Все пошло своим путем. Кстати, 31 июля 2013 года помнит каждый курильчанин. В этот день был положен первый метр асфальта. Построили завод. Битум привозной, конечно. Но асфальт такой, как в Японии. Могу засвидетельствовать. Отловил местных красавиц на главной улице Курильска для мини-интервью.

Да, тротуары появились, и мы по-другому стали одеваться! - говорит Вера.

Раньше была грязь и еще раз грязь! Ходили в сапогах. А теперь и в босоножках бывает! - вторит Инна.

А на самой высокой точке Курильска установили металлический... сортир! Тоже признак цивилизации. Дежурной нет. Вместо нее табличка: "Кидайте 30 рублей в кружку". Кружка была пуста. При очевидной малолюдности сэкономить можно легко!

Цены и вправду космические. Колбаса докторская 1000 рублей за килограмм. Водка самая доступная - 450. Но зато камбала свежемороженая - 56 рублей за кило! Жить можно.

Людмила Шапка, бывший собкор "Вестей" на Сахалине, теперь заведует связями с общественностью в АО "Гидрострой". Решила сделать перфоманс. Снять на баннер рыбаков в исторических робах. Типа 60-е, когда начинались рыбные Курилы. Сетевязальный цех. Он сохранился в первозданности. Меня пригласили консультантом, чему я безмерно благодарен. Причалившие рыбаки прошли на площадку. Там были такие типажи! И тут приехало начальство... Им тоже нашли робы. Вы ни за что не догадаетесь, кто простой рыбак из бухты Оля, а кто гендиректор.

Павел Панченко - мой коллега. Он работает в местной газете "Красный маяк". Редакция заняла здание бывшего японского госпиталя, который японцы подарили после страшного землетрясения 1994 года. Большая больница давно уж отстроена. Ну не пропадать же зданию?

Павлу скоро 55. Он спит и видит, как в декабре поедет на ПМЖ в Сочи. Уже и участок приглядел.

Люди приезжают сюда заработать льготы. Потом выбирали себе новое место жительства. Как правило, у моря. Единственное, что не отпускает, это море!

В подтверждение своих слов он забрасывает спиннинг в речушку возле Тихого океана и тут же вытаскивает рыбеху с локоть. Три минуты - три рыбины. Ужин готов.

Тихий океан был не тихим. Ветер гнал частую волну. По прибрежному вулканическому песку, как по асфальту, машины ехали в Горячий Ключ. Пока отлив, так быстрее.

Главное для курильчанина - это прописка! Она дает не только льготный проезд на "большую землю", но и безвизовое посещение острова Хоккайдо. Еще каждый год выделяются квоты для лечения в Японии детей с Курильских островов. Здесь это ценят. И благодарят. Но в то же время Фонд Андрея Первозванного совместно с ЗАО "Гидрострой" два раза в год высаживает на Курилах десант лучших российских врачей - медико-просветительская экспедиция "Рубежи России". Это, наверное, лучшее проявление гражданственности.

Владимир Путин и Синдзо Абэ недавно договорились о новых экономических проектах на Курилах.

Спрашиваю мэра города Курильска Георгия Митрика, что больше всего заинтересует Курильск.

Конечно, строительство мусоросжигательного завода! Это необходимо для острова, для экологии! Городская свалка уже переполнена. Надо что-то делать!

Я тысячу раз задавал себе вопрос: "К чему я поехал на Курилы и зачем пишу этот материал?" Доказать, что это часть России? Очевидно и без меня. Рассказать, как живут местные жители? Для этого не хватит и всей газеты. Хочется процитировать одного полковника, с которым мы банкетировали на официальном приеме. Он сказал меткий, но точный тост: "Охотское море - это русское море! Курилы - это ключик к нему. И он в руках у России!" Ну что же, иногда полковники говорят яснее, чем дипломаты. И я с ним немедленно выпил.