ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Зимний дворец. История Зимнего дворца

История возникновения Зимнего дворца начинается с времен царствования Петра I .

Самый первый, тогда еще Зимний дом, был сооружен для Петра I в 1711 году на берегу Невы. Первый Зимний дворец был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. В 1719-1721 годах архитектор Георг Матторнови построил для Петра I новый дворец.

Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и не захотела поселиться в нем. Она поручила постройку нового Зимнего дворца архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся на набережной реки Невы дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Они были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый Зимний дворец. На местестарого дворцав конце XVIII века был возведен Эрмитажный театр.

Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию . Строительство нового дворца было поручено архитектору Растрелли.Созданный архитекторомпроект Зимнего дворца был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

Летом 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства дворца . Необходимую сумму - около 900 тысяч рублей - отвели из "кабацких" денег (сбор с питейной торговли). Предыдущий дворец был разобран. На время строительства двор переехал во временный деревянный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки.

Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством.

Зимний дворец представляет собой трехэтажное здание, имеющее в плане прямоугольную форму, с огромным парадным двором внутри. Главные фасады дворца обращены к набережной и сформировавшейся позднее площади.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса был главный вход во дворец.

По периметру кровли дворца расположена балюстрада с вазами и статуями (первоначально каменные в 1892-1894 годах были заменены на латунную выколотку).

Длина дворца (вдоль Невы) 210 метров, ширина - 175 метров, высота - 22 метра. Общая площадь дворца - 60 тысячквадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц.

Во дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Здесь проживало около четырех тысяч служащих, была даже своя армия - дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков. Во дворце имелось две церкви, театр, музей, библиотека, сад, канцелярия, аптека. Залы дворца были украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом.

При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, где росли и северные, и привезенные с юга растения, Романовская галерея; тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, гдебыли помещены332 портрета участников Отечественной войны. Архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы.

В 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар . Многие вещи удалось спасти, однако само зданиесильно пострадало. Но благодаря архитекторам Василию Стасову и Александру Брюллову уже через два года здание было восстановлено.

В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений. В 1880-х годах в Зимнем дворце был сооружен водопровод. На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.

В 1904 году император Николай II переехал из Зимнего дворца в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворецстал местом для торжественных приемов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Само здание несколько раз меняло цвет своих стен. Зимний дворец красили в красный, розовый, желтый цвета. Перед первой мировой войной дворец был выкрашен в красно-кирпичный цвет.

В годы Первой мировой войны в здании Зимнего дворца находился лазарет . После Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце работало Временное правительство. В послереволюционные годы в здании Зимнего дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году часть здания была передана музею Эрмитаж.

В 1925 - 1926 годах здание вновь перестроили, теперь уже под нужды музея.

Во время Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал от авианалетов и артобстрелов . В подвалах дворца размещался диспансер для ученых и деятелей культуры, страдавших дистрофией. В 1945-1946 годах были проведены реставрационные работы, тогда же весь Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс "Государственный Эрмитаж".

«Зимний дворец? - А где Эрмитаж? - А Эрмитаж и Зимний дворец это одно и тоже? Эрмитаж это название музея расположенного в Зимнем дворце?» - такие вопросы можно часто услышать и от российских и от иностранных туристов. Чтобы разобраться, что к чему, давайте начнем рассказ о самом известном здании Петербурга издалека, с момента основания города на Неве…

Первые Зимние дворцы

Для тех, кто знает историю Петербурга, не является секретом тот факт, что первоначально Петр I не планировал устройства центра города на Адмиралтейском острове. Первые здания Петербурга возводились на Петербургском острове, вокруг нынешней Троицкой площади. Затем, царь вынашивал планы строительства центра города в Кронштадте , на Васильевском острове, но никак не на левом берегу Невы. Возникновению нынешнего исторического центра способствовала случайность, а точнее царское увлечение. Петр I любил работать топориком. И не только лично рубить головы недовольным, но и строить корабли.

После основания в 1705-1706 годах Главного Адмиралтейства, державный строитель Петербурга столкнулся с проблемой хорошо знакомой многим обитателям наших спальных районов. С Петербургского острова до Адмиралтейства было сложно и долго добираться, даже учитывая тогдашнее отсутствие пробок. Вот и пожелал государь иметь жилье рядом с местом работы. В 1708 году на участке между Невой и нынешней Миллионной улицей для Петра был построен деревянный двухэтажный «Зимний дом». Это строение находилось на месте нынешнего Эрмитажного театра, и его принято считать первым Зимним дворцом.

Теперь у Петра появилась возможность, каждое утро бегать на верфь. Вскоре вокруг царских
палат появились дома государевых слуг и прихлебателей, а «промышленная окраина» внезапно стала политическим и аристократическим центром Петербурга.

В 1712 году «Зимний дом» был расширен, за счет пристройки к нему так называемых «Свадебных палат», но обжившийся на новом месте Петр Алексеевич стал задумываться о более представительной резиденции. В 1716 году по проекту архитектора Георг Маттарнови началось строительство нового Зимнего дворце, расположенного на месте предыдущей постройки. В дальнейшем, исследователи отмечали удачный выбор места под главную царскую резиденцию: «...дворец расположен так, что из него видна бо́льшая часть города, крепость, дом князя Меншикова и в особенности через рукав реки открытое море»

Строительство петровского Зимнего дворца было закончено в 1723 году. Это событие было отпраздновано торжественным пиром, но в новом здание Петр I прожил недолго. 28 января 1725 года император скончался в Большом зале Зимнего дворца от последствий незалеченной гонореи.

Второй Зимний дворец Петра I

После смерти Петра, в Зимнем дворце еще некоторое время жила его вдова - Екатерина I. При Анне Иоанновне двор обосновался в соседнем особняке Апраксина, расположенном на месте нынешнего Зимнего дворца. Петровский «Зимний дом» использовался различными дворцовыми службами, а затем был заброшен. При Екатерине II на его месте было построено здание Эрмитажного театра.

В 1970-1980-ее годы, ленинградские ученные к своему удивлению обнаружили, что многие элементы Петровского Зимнего дворца сохранились до наших дней. Архитектор Джакомо Кварнеги возводивший здание театра, использовал стены и несущие конструкции старого здания, благодаря чему сегодня мы можем увидеть помещения, где последние два года свой жизни провел Петр I. Сегодня они частично отреставрированы и в них проводятся экскурсии.
При императрице Анне Иоанновне на месте домов Апраксина, Чернышева, Рагузинского и Морской Академии было начато строительство нового Зимнего Дворца, третьего по счету. Работы продолжались с 1732 по 1735 года. В новом четырехэтажном здание было около 70 парадных залов, более 100 спален, театр, капелла, канцелярия, служебные и караульные помещения.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В дальнейшем, этот Зимний дворец не раз перестраивался и достраивался, пока императрица Елизавета Петровна не обнаружила, что дворец стал напоминать не парадную резиденцию, призванную демонстрировать мощь Российского государства, а курятник. Внешний вид здания портили бесчисленные конюшни, технические пристройки и сараи, построенные главным образом со стороны Адмиралтейского луга (нынешней Дворцовой площади). Снова встал вопрос о перестройке дворца, но тут выяснилось, что будет проще, снести старое здание, а на его месте построить новый дворец. Соответствующий указ был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года:

«Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приему иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению…»

Франческо Бартоломео Растрелли, (1750-1760-ее гг)

Строительство дворца

Руководил строительством нового Зимнего дворца придворный архитектор Елизаветы Петровны Франческо Бартоломео Растрелли. Зодчий понимал, что ему дано задание огромной политической важности и стал рьяно оправдывать оказанное ему высокое доверие, ведь дворец возводился «для единой славы всероссийской».

По плану мастера, Зимний дворец должен был представлять собой огромный четырехугольник со внутренним двором. Фасад и интерьеры оформлялись в стиле барокко, непревзойденным мастером которого был Расстерли. Каждый из фасадов дворца был индивидуален. Главным фасадом считался Южный, выходящий на Дворцовую площадь. Он был самым пышным. В его центре находились три арки, ведущие в парадный двор. Фасад смотрящий на Неву напоминал бесконечную колоннаду. Парадный облик имел и западный фасад, выходивший на Разводную площадь, где Растерли планировал поставить памятник Петру I , работы своего отца, Карло Бартоломео.

Внутри Зимнего дворца по проекту Растерли предполагалось устроить 1050 парадных и жилых залов площадью 46 тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб.

Зимний дворец задумывался как архитектурная доминанта центра Петербурга и самое высокое светское здание города. До указом Николая I возведение зданий выше Зимнего дворца в центре Северной столицы было запрещено. Вся система внешнего декора, колонны установленные в два ряда, статуи, была призвана подчеркивать огромную (четырехэтажную!) высоту здания.
На строительстве Зимнего дворца работали около четырех тысяч человек, в число которых входили лучшие мастера со всей России. Территория нынешней Дворцовой площади и Александровского сада была покрыта шалашами, в которых жили рабочие. Сменить местожительство пришлось и двору. Для него Растрелли построил временный деревянный Зимний дворец, расположенный на месте современного дома Чичерина, на углу Невского проспекта и реки Мойки.

Елизавета Петровна очень хотела поскорее переехать в новую резиденцию, но этого не произошло. 25 января 1761 года императрица скончалась. А 6 апреля 1762 года двор перебрался в построенный Растерлли Зимний дворец. Предание гласит, что после окончания работ, Дворцовая площадь представляла собой свалку мусора. Хитрый генерал-полицмейстер Петербурга барон Н.А. Корф предложил через герольдов объявить, что каждый горожанин волен брать с места бывшей стройки, все что ему необходимо. На следующий день, перед Зимним дворцом можно было гладить белье… Бедные петербуржцы растащили даже кучи извести.

Зимний дворец становится Зимним дворцом

Не успела еще высохнуть свежая известка, покрывавшая стены Зимнего дворца, как здание стали перестраивать. Новая императрица Екатерина II, взошедшая на престол после непродолжительного, но запоминающегося правления Петра III, не была поклонницей барокко. Растрелли был вынужден подать в отставку и покинуть Петербург, а для перестройки Зимнего дворца была приглашена новая команда архитекторов: Ю.М.Фельтен, Ж.Б.Валлен-Деламот и А.Ринальди.

Задуманные Растрелли внутренние интерьеры дворца были почти что полностью уничтожены. Сегодня от них сохранилась только роскошная Иорданская лестница, по которой каждый день проходят тысячи туристов идущих осматривать сокровища Государственного Эрмитажа. На месте старого Тронного зала и театра возникла новая Невская анфилада, включившая Аванзал, Большой и Концертный залы.

Истинным украшением дворца стал Большой Тронный или Георгиевский зал созданный Джакомо Кварнеги. Его центральным объектом был большой трон, исполненный П.Ажи. Для оформления интерьера этого главного парадного зала Зимнего дворца использовался цветной мрамор и золоченая бронза.

При Екатерине II Зимний дворец стал центром светской и культурной жизни Северной Пальмиры, местом проведения помпезных придворных празднеств и балов.
Англичанин У.Кокс, побывавший на балу в Зимнем дворце в 1778 году, описывал увиденное в следующих словах: «Богатство и пышность русского двора превосходят самые вычурные описания. Следы древнего азиатского великолепия смешиваются с европейской утонченностью…, блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней оставляют за собой великолепие других европейских государств». На балу присутствовало около восьми тысяч человек. Правда, эта толпа дворян, богатых купцов и уважаемых ремесленников не смешивалась с аристократами, которые отплясывали, за низеньким барьером, отделявших придворных от прочих гостей.

Работы по оформлению Зимнего дворца продолжались и в последующие царствования. За исключением Павла I, который предпочел Зимнему дворцу Михайловский замок , каждый император стремился добавить что-то свое в убранство главного дворца Российской империи.
Особо масштабные работы были проведены после 1812 года, когда возникла необходимость продемонстрировать всему миру новый статус России - победительницы Наполеона, лидера объединенной Европе в борьбе за светлые идеалы посвященного абсолютизма.

Военная галерея Зимнего дворца. Г.Г. Чернецов

В 1826 году Карл Росси перед Георгиевским залом устроил Военную галерею, стены которой украшали 330 портретов генералов - участников Отечественной войны 1812 года. Картины для этой комнаты, писал английский художник Д.Доу. Именно ей А.С. Пушкин посвятил свои строки:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата…
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

В перестройке Зимнего дворца принимал участие и Огюст Монферан. Он построил лестницу подъезда императрицы, украсив ее горельефами, статуями и колоннами, оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. В.А.Жуковский с восторгом писал царской резиденции:

«Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имел подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображал он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминал о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России... Зимний дворец был для нас представителем всего отечественного, русского, нашего…»

А как же Эрмитаж?

Турист посетивший пригороды Петербурга, легко обнаружит, что свой «Эрмитаж» есть и Пушкине и в Петергофе. Это слово в переводе с французского языка означает «Уединенный уголок». Вельможи и короли XVIII века любили заводить в своих садах и парках уединенные павильоны для интимного времяпровождения. А Екатерина II устроила свой «уединенный уголок» прямо в центре Петербурга.

С этой целью в 1764—1775 годах, к Зимнему дворцу было пристроено здание, которое известно сегодня как Малый Эрмитаж. В нем Екатерина II проводила время с избранной публикой в неформальной обстановке. Посторонних в Эрмитаж не пускали. Даже столы в этом помещении накрывались заранее, после чего слуги оставляли «укромный уголок» и удалялись.
В целом атмосфера Эрмитажа напоминала современные корпоративны. Формально, гости оставляли чины и условности за дверью. Те кто говорил глупости должны были выпить стакан холодной воды или прочитать страницу из «Телемахиады» Тредьяковского.

Для того, чтобы вечера в Эрмитаже стали культурным времяпровождением, Екатерина II, решила оформить помещение подобающей коллекцией картин. Начало эрмитажного собрания было положено в 1764 году, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Императрица так же повелела скупать за границей все ценные произведения искусства, появлявшиеся на аукционах.

В Англии были куплены работы Рубенса и Ван Дейка. Русский посол в Париже, граф Д.А. Голицын благодаря своим связям с Д.Дидро и другими представителями французской культуры смог приобрести такие всемирно известные шедевры как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи»Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне др.

К концу правление Екатерины II эрмитажное собрание картин составляло четыре тысячи полотен. Малый Эрмитаж уже не вмещал все шедевры. Для коллекции пришлось построить специальное здание получившее название Старый Эрмитаж.

В Эрмитаж поступали не только картины. Агенты Екатерины так же закупали гравюры, рисунки, античные древности, произведения декоративно-прикладного искусства, древние монеты, оружие, медали и книги.

Традиция пополнения коллекция Эрмитажа продолжилась и в XIX веке. При Александре I были приобретены картины Рембрандта и Рубенса «Снятие с креста», Ферма «Поттера», полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю. В этот период Эрмитаж из личного собрания картин императора постепенно трансформируется в музей. Правда, это была отнюдь не общедоступная галерея. Для посещения Эрмитажа требуется взять специальный пропуск подписанный начальником придворной конторы. Даже А.С. Пушкин получил такой документ только благодаря протекции, воспитателя царских детей В.А. Жуковского.


Интерьеры Нового Эрмитажа на акварели К.Ухтомского, 1856 г.

Важным поворотным этапом в «демократизации» доступа в Эрмитаж стало строительство здания Нового Эрмитажа, который был закончен 1856 году. Это было первое специально построенное здание музея в Росси. Уже в 1852 году экспозиция Нового Эрмитажа приняла первых посетителей, а в 1866 году доступ в музей стал открытым и … бесплатным. Стоимость билетов компенсировало Министерство Императорского двора. Разумеется, внутрь пускали только «по-европейски» одетую публику, что уже само по себе закрывало доступ для представителей бедных слоев общества.

После революции, музей Эрмитаж получил ценные приобретения, но вместе с тем понес серьезные утраты. В главный музей страны свозились ценности, экспроприированные из частных коллекций русских аристократов и промышленников. В то же самое время, в конце 1920-хх годов, часть картин Эрмитажа была продана за рубеж, для финансирования индустриализации. А коллекция картин русской живописи, была передана Русскому музею .

В 1920-ее годы понятия Эрмитаж и Зимний дворец постепенно становятся единым целым, поскольку музей получает для размещения своих экспозиций почти все помещения бывшей царской резиденции.

После Великой Отечественной войны, коллекции и запасники Эрмитажа пополнились трофейными произведениями искусства, вывезенными из Германии в качестве компенсации за шедевры, уничтоженные гитлеровскими войсками в России.

Легенда о оружейнике Тарасюке

Относительно Зимнего дворца существует немало любопытных баек. Самыми банальными из них являются истории о призраках Петра I, Николая I и Николая II регулярно прогуливающихся по ночным залам Эрмитажа. Есть легенды о подземных ходах Эрмитажа, которые ведут то в Манеж, то в Мраморный дворец .

Из всех этих преданий только одна история отличается оригинальностью содержания и драматичностью сюжета. Якобы в начале 80-хх годов, Первый секретарь ленинградского горкома КПСС Григорий Романов, лютый враг свободолюбивый интеллигенции, задумал справить в Таврическом дворце свадьбу своей дочери. Для этого, сатрап, потребовал от руководства Эрмитажа выдать ему парадный сервиз Екатерины II на сто сорок четыре персоны. Директор Эрмитажа, Борис Борисович Пиотровский заявил, что сервиз можно будет взять только через его труп, но когда руководство КГБ сообщило, что это в принципе можно будет организовать, Борис Борисович ушел домой и сказался больным.

В Эрмитаж за сервизом выехали сотрудники горкома, и только один человек стал на их пути. Это был сотрудник музея Тарасюк. Облачившись в средневековые латы, он взял в руки меч и грозно двинулся на незваных гостей. Трусливые агенты тирании в паники ретировались, но тут произошло одно крайне печальное для всех честных музееведов событие. Как раз в это время, ночью, в залы Эрмитажа выпускали злобных собак. Тарасюк был экспертом по оружию, но доспех, который он одел был предназначен для верховой езды. Когда ученый уже торжествовал победу, злобные псы впились в его самое уязвимое место, незащищенное доспехами… Тарасюк потерял свое мужество, а ликующие горкомовцы забрали сервиз.

Дальнейшая судьба шедевра была печальна. Когда на свадьбе закричали «Горько!», партократы стали бить драгоценную посуду об пол… Впрочем это не сошло Романову с рук. Из-за этой истории его не сделали генеральным секретарем ЦК КПСС, вместо Михаила Горбачева.

Тарасюк же был уволен из Эрмитажа и уехал в Израиль, где его следы потерялись.

Пожар в Зимнем дворце К.Ж. Верне


От пожара к войне

Символической вехой в истории Зимнего дворца, стал катастрофический пожар 1837 года. В дальнейшем, причиной возгорания был назван «отдушник, оставленный не заделанным при последней переделке большой Фельдмаршальской Залы»; отдушник «находился в печной трубе, проведенной между хорами и деревянным сводом залы Петра Великого, расположенной бок-о-бок с Фельдмаршальской, и прилегал весьма близко к доскам задней перегородки. В день несчастного происшествия выкинуло из трубы, после чего пламя сообщилось через этот отдушник доскам хоров и свода залы Петра Великого; ему предоставляли в этом месте обильную пищу деревянные перегородки; по ним огонь перешел к стропилам. Эти огромные стропила и подпорки, высушенные в течение 80 лет горячим воздухом под накаливаемой летним жаром железной крышей, воспламенились мгновенно».

Запах дыма был замечен еще утром 17 декабря, но поскольку источник огня долгое время никто не мог обнаружить, принятие необходимых мер было отложено на вечер. К тому времени, внутренние перекрытия Зимнего дворца уже горели вовсю и когда пожарные взломали стены, пламя вырвалось наружу…

Зимний дворец горел три дня. За это время выгорели все его интерьеры. Это был один из крупнейших пожаров в истории Петербурга. Зарево от огня было видно за несколько километров от города. Лишь героическими усилиями солдат и слуг удалось спасти почти всю дворцовую обстановку и картины. Их выносили на улицу и складывали у Александровской колонны.

Сразу же после катастрофы, в Зимнем дворце начались ремонтные работы, которым руководители архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов. Император Николай I приказал им «восстановить в прежнем виде» все интерьеры дворца. Сразу отметим, что зодчие отменно справились с ответственным правительственным заданием. Облик прежнего Зимнего дворца был возрожден всего за два года.

В некоторых залах с согласия государя были все-таки допущены изменения. Так Гербовый зал Стасов увеличил до тысячи квадратных метров и серьезно изменил его отделку.

После этого ремонта, парадные интерьеры Зимнего дворца без существенных изменений дошли до наших дней. Этого правда нельзя сказать о жилых помещениях дворца. Только Александровский и Белый залы, лестница подъезда «Ее Императорского Величества», Ротонда, Арапский и Малахитовый залы, сохранились до нас в том виде, как их задумывал А.П. Брюллов. Прочие жилые комнаты дворца, неоднократно перестраивались в соответствие со вкусами их владельцев. Разумеется, здесь нельзя говорить не о каком художественном единстве, хотя интерьеры некоторых личных покоев сами по себе очень интересны. Среди них стоит отметить «Красный будуар» императрицы Марии Александровны, «Золотую гостиную» созданную В.А. Шрейбером и личную библиотеку Николая II (автор А.Ф.Красовский).

До самой революции Зимний дворец продолжал исполнять функцию площадки для важнейших политических мероприятий Царской России. Здесь проходили приемы иностранных послов, торжественные балы, приемы верноподданных делегаций, церемонии открытия Государственной думы. В тяжелую или в торжественную минуту к этому зданию устремлялись толпы верноподданных. 9 января 1905 года, к Зимнему дворцу, к царю, двинулись колонны петербургских рабочих, прося милости и заступничества. К сожалению, диалога между властью и народом в тот день не получилось… А вот 1 августа 1914 года, колонна патриотически настроенной интеллигенции все-таки дошла до Дворцовой площади и рухнула на колени перед обожаемым монархом, появившимся на балконе Зимнего.

В XIX веке раз в год двери Зимнего дворца распахивались для жителей столицы. 1 января в нем проводился новогодний маскарад. Причем в царский дома могли прийти не только дворяне, но, и «купцы, мещане, лавочники, ремесленники всякого рода, даже простые бородатые крестьяне и крепостные люди, прилично одетые. Все это теснилось и толкалось вместе с первыми чинами двора, представителями дипломатии и высшего света. Разодетые дамы, в бриллиантах и жемчугах, военные и штатские звездоносцы и вперемежку с ними фраки, сюртуки и кафтаны. Государь и царское семейство, с многочисленною свитою, прохаживаясь из одной залы в другую, иной раз с трудом могли пройти сквозь толпу». Для многих это была замечательная возможность подкрепиться: «В залах расставлено было множество буфетов с золотой и серебряной посудой, с прохладительными напитками всякого рода, отличными винами, пивом, медом, квасом, с обилием кушаний всякого рода от самых изысканных до простонародных… Толпа вокруг буфетов сменялась толпою, по мере того, как они опоражнивались и снова наполнялись. На таких ежегодных праздниках иной раз наезжало в Зимний дворец от 25 до 30 тысяч человек. Иностранцы не могли надивиться порядку и приличию толпы, и доверчивости государя к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. Тут не соблюдалось ни малейшего этикета, в то же время никто не злоупотреблял близостью к царской особе».

А вот в качестве царского жилья, Зимний дворец использовался все реже. Оказалась, что в новых исторических реалиях, огромное здание плохо отвечает требованиям безопасности. И не только противопожарной. 5 февраля 1880 года народоволец Степан Халтурин пронеся в Зимний дворец 30 килограмм динамита, устроил взрыв под столовой, где должен был обедать императора Александр II. Государь чудом не пострадал. Погибло 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка.

После того как народовольцы все-таки убили Александра II в 1881 году, новый царь, Александр III, предпочел жить в безопасной Гатчине , а в Зимний дворец наведываться вахтовым методом. Лишь кода на престол взошел Николай II августейшая семья, снова вернулся на берега Невы. Правда, после начала революции 1905 года, Зимний дворец больше напоминал укрепленный лагерь. Кроме царя, в нем жили и некоторые ключевые фигуры режима - например премьер-министр Столыпин. Только там они могли чувствовать себя в безопасности. Сам же Николай II следуя примеру своего отца, все больше и больше времени проводил в Александровском дворце Пушкина.

С началом Первой мировой войны жизнь в Зимнем дворце претерпела новые изменения. Императорская семья появлялась в старых стенах все реже и реже. В 1915 году ряд дворцовых залов были отведены под госпиталь.

Зимний дворец в XX веке

После февральской революции 1917 года, в помещениях Зимнего дворца некоторое время работала Чрезвычайная комиссия временного правительства по расследованию преступлений царизма, а с лета 1917 года, в бывшие царские покои «вселилось» и само Временное правительство. Газеты писали ехидные статьи о А.Ф.Керенском блаженствующем в кровати Николая II. Все дворцовые ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в здание Исторического музея.

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец стал ареной исторических событий. Силы военно-революционного комитета, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов после серии коротких стычек, захватили бывшую царскую резиденцию и арестовали министров Временного правительства. Бульварная пресса была переполнена леденящими кровь статьями о разгроме дворцовых интерьеров дикими рабоче-крестьянскими толпами и печальной участи ударного женского батальона, бойцов которого, ждала участь хуже смерти. Правда, следует отметить, что научная литература этих сведений не подтверждает.

Спустя три дня после ареста Временного правительства новые советские власти взяли Зимний дворец под охрану как памятник культуры. Впрочем, на первых порах он использовался с самыми разными целями. В огромном здание действовал и Музей Революции, и приемный пункт для военнопленных старой армии, и штаб по устройству массовых торжеств и даже кинематограф. Только с 1922 года все помещения Зимнего дворца стали постепенно передаваться Эрмитажу.

В это же время начались работы по перепланировке бывших жилых и служебных комнат Эрмитажа. На первом этаже была восстановлена Растреллиевская галерея, вместо 65 комнат фрейлина было воссоздано 17 первоначальных залов.

Огороды на территории Зимнего дворца в дни блокады

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец серьезно пострадал. Немецкими бомбами и снарядами были повреждены Иорданская лестница, Малый тронный (Петровский) зал, Гербовый зал. Реставрация этих объектов заняла много времени после войны. Самые ценные экспонаты были эвакуированы в Свердловск. Во внутреннем дворе Зимнего дворца был разбит огород, где выращивались овощи.

В последующие десятилетия Зимний дворец-Эрмитаж стал одним из крупнейших музеев планеты. В нем хранится до трех миллионов уникальных произведений искусства. Ежегодно Зимний дворец посещают миллионы туристов и петербуржцев.

6

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге.


Чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни и пройти 22 километра. Все петербуржцы хорошо знают: в главном музее города на первом этаже — Египетский зал, на третьем этаже — импрессионисты. Гости города тоже в курсе.

Чем будем удивлять? Можно попробовать фактами:

№1. Эрмитаж огромен… Как и территория огромной страны, которой правил царь, самодержец всея Руси прям из стен этого роскошного дворца. 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 км.

№2. Общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего — 176 штук. Количество ваз можете подсчитать сами.

№3. Строили главный дворец Российской Империи более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получая за свою работу ничтожную плату, они ютились в жалких лачугах, многие жили здесь же, на площади, в шалашах.

№4. С 1754 по 1762 год шло строительство здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Долго… Императрица Елизавета Петровна скончалась, не обжив новые хоромы. Принимал 60 000 квадратных метров нового жилья Пётр III.

№5. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь перед ним была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

№6. Убрали мусор — новая беда. В 1837 году дворец сгорел. Без крова осталась целая императорская семья. Однако 6000 неизвестных работников спасли положение, работая днем и ночью и за 15 месяцев дворец бал полностью восстановлен. Правда, цена трудового подвига — несколько сот простых рабочих…

№7. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был и красным и розовым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, приобрел в 1946 году.

№8. Зимний дворец — совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Подсчитано, что здесь 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота — 30.








Зимний дворец в Санкт-Петербурге : история и современность. Кто создавал проекты и строил, почему не все владельцы любили квартировать во дворце?.

Главная и самая большая резиденция русских царей, Зимний дворец, — творение архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771). Итальянского парижанина, придавшего Санкт-Петербургу столь узнаваемый парадный облик.

Внушительное здание дворца одним своим фасадом отражающееся в глади Невы, а другим выходящее на громадную Дворцовую площадь внушает трепет гигантским размахом. Россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину! На 210 метров вытянулось каре вдоль набережной — 175 метрам равняется его ширина!


Краткое описание

Сохранившийся комплекс Зимнего дворца выстроили в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко. Отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначально и интерьеры оформили в ровно таком же стиле. Сегодня выглядящим избыточно пафосно.

В 70-х годах столетия, при Екатерине II, внутри появились более скромно отделанные помещения. Зато, впрочем, более изящные и стильные — их создавали архитекторы Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.

Точное количество внутренних залов нигде не сообщается: их приблизительно около 1 100. А общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2!

Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу. Просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире. Пройдите по ним — вы узнаете массу интересного!

Заметим, что дворец не всегда был окрашен в бирюзово-белые цвета. После пожара 1837 года его, например, перекрасили в песочно-охристый. Белые колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на фоне стен, но впоследствии все закрасили «под песчаник».

Архитектор Карл Иванович Росси при возведении Главного штаба предлагал выкрасить все в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Должно было получится крайне торжественно… но проект не получил одобрения.

Сегодня Зимнему дворцу вернули исторический колор: бирюзовые стены с белыми колоннами и желтым архитектурным декором.

  • Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!

Что можно посмотреть

В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему позднее Малом, Старом и Новом Эрмитажах размещены коллекции . И одного самых больших в мире, разумеется. Собрание насчитывает более 3 млн. единиц хранения!

Помимо гигантского собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений, Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад. А равно залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.

  • Золотая и Бриллиантовая кладовые — посещаются по отдельным билетам и только с экскурсией!

История и архитектура

Первоначально на месте, где находится Зимний дворец, располагался особняк адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости расположено и Адмиралтейство, строившее российский флот.

По воспоминаниям современников, адмиральская усадьба была самой большой и красивой во всем Петербурге. После же смерти флотоводца здания и земли отошли малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.

Первый Зимний дворец

Возвели в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камне. В качестве свадебного подарка его преподнес царю Александр Данилович Меншиков.

Резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови в 1716-1720 годах. Строительство велось, в том числе, на насыпной территории, отвоеванной у Невы.

Второй Зимний дворец находился там, где сегодня высится Эрмитажный театр. Интересно, что при перестройке 1783-1787 годов бережно сохранили личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.

Петр переехал в зимнюю резиденцию из своего в 1720 году. И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю).

В 1732-1735 году для императрицы Анны Иоанновны выстроили третий дворец. По проекту, созданному отцом Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он был куда размашистей петровской резиденции. И располагался главным образом по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.

Эпоха Елизаветы Петровны

Во времена дочери Петра, обожавшей роскошь, к палаццо вовсю пристраивали флигеля и служебные корпуса. Комплекс разрастался вне всякого генерального плана. И все больше походил на какой-нибудь стамбульский Топкапы, нежели на европейскую резиденцию. В итоге решили, что это недостойно великой империи и приступили к постройке нового дворца.

Сохранившийся до наших дней комплекс выстроен по проекту архитектора Растрелли-сына. Заложили его при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончили (1762 год) лишь при Екатерине II.

Сохранившееся здание считается пятым Зимним дворцом. Поскольку на время его строительства для проживания Елизаветы Петровны был выстроен четвертый — деревянный.

Он находился чуть поодаль: на Невском проспекте, между Мойкой и Малой Морской улицей. Строительство временной резиденции велось весной-летом 1755 года и было закончено к ноябрю.

Личные покои царицы располагались вдоль Мойки. Окна выходили на , и по сей день стоящий на другом берегу реки.

Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III, со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), вытянулся вдоль Малой Морской улицы.

При Екатерине II

В 1764 году императрица Екатерина II купила коллекцию, положивших начало всемирно известному собранию Эрмитажа. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца и не были доступны для осмотра. А название произошло получило от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».

  • Достройка, переделка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)

От времени этой императрицы сохранилось мало — при Николае I внутренние интерьеры основательно перестроены. О преференциях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что

  • великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского дворца в Ватикане;
  • и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.

Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки создал Джакомо Кваренги.

Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки. А вот принимал здание «в эксплуатацию» ее наследник, император Петр II. Обосновавшийся в новых апартаментах в апреле 1762 года.

Анфилада парадных залов занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестниц. Напротив нее на Неве на Крещение по традиции прорубали прорубь, в которой освящали воду.

Императрица Екатерина II Зимний дворец, как и свою предшественницу, не очень жаловала. Растрелли немедленно отставили от дел, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал Малый Эрмитаж.

В котором Екатерина устраивала приватные вечера и хранила художественные коллекции. Для прогулок императрицы обустроили Висячий сад.

Роскошный Павильонный зал в торце здания, выходящем на Неву, создали позже, в середине XIX века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем сегодня находятся знаменитые часы в виде павлина и уникальная древнеримская мозаика.

От Павла до Николая II

Павел I вынуждено жил в Зимнем дворце, пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок. А вот два последующих императора: Александр I и Николай I, квартировали преимущественно здесь.

Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать. Второй же буквально олицетворял себя с мощью России. И не мог помыслить жить в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится ко времени правления Николая I.

В первой трети XIX века по проекту архитектора Карла Ивановича Росси создали Военную галерею в память о героях Отечественной войны, и ряд других помещений.

Пожар 1837 года и восстановление

Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожа. После которого резиденцию восстанавливали буквально с нуля. Трагический инцидент случился вид незадолго до Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю). Причиной предположительно стал возгорание в печной трубе.

При восстановлении применялись новаторские для того времени строительные решения. В частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после ремонта сохранился в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…

Работами по восстановлению руководили: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи». Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек.

Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.

При Александре II жилые залы Зимнего дворца основательно переделали, оформив их по моде того времени.

Следующие два царя предпочитали здесь не жить. Александр III с семьей по соображениям безопасности уехал за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте.

Его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний для роскошных балов. Хотя на втором этаже западной анфилады сохранились и личные апартаменты последнего императора.

Бывавшие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили здесь, как в отеле. Под нужды очередного гостя отводились целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.

Зимний дворец: залы

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невская парадная анфилада

Ее начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Восточная анфилада

Парадные помещения (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Практическая информация

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Время работы: 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота, воскресенье; 10.30-21.00: среда, пятница. Понедельник — выходной день
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети до 18 лет, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org

Добраться до Зимнего дворца можно пешком от станций метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект»: 5-10 минут: смотрим .

Чтобы обойти весь Эрмитаж, понадобится 11 лет и пройти придется порядка 22-х километров. Все петербуржцы отлично знают: в главном музее на первом этаже - Египетский зал, на третьем - импрессионисты. Гости нашего города тоже всё это знают. Так чем же тогда удивлять? А давайте попробуем фактами:




1. Эрмитаж невероятно огромен. Ну так, представьте себя на месте царя, который правит из этого дворца территорией, в более чем 22 миллиона квадратных километров и народонаселением 150 миллионов человек. В Эрмитаже 1057 комнат, 117 лестниц, 1786 дверей, 1945 окон. Длина главного фасада 150 метров, а высота - 30. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 километрам.


2. Количество скульптур, которые установлены на парапете Зимнего - 176 штук. Количество ваз можете попробовать подсчитать сами, если не получится, спросите меня! .

3. Строили Эрмитаж более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получали они за свою работу сущие гроши. Да и жили они либо здесь же, либо ютились в лачугах, построенных прямо на площади.


4. Строительство дворца шло с 1754 по 1762 год. На то время это было самое высокое здание в Петербурге.

5. После завершения строительства Дворцовая площадь была завалена строительным мусором. Пётр III решил избавиться от мусора оригинальным способом - он объявил народу, что каждый может взять с площади всё, что захочет, и при том совершенно бесплатно. Через несколько часов мусора на площади не было.


6. В 1837 году дворец случился пожар и императорская семья осталась без крова. Положение спасли 6000 работников, которые работали днём и ночью. Через год с небольшим дворец был полностью восстановлен. И стал даже краше!


7. Эрмитаж всё время перекрашивали в разные цвета. Был он и красным и розовым, и жёлтым. Бледно-зеленый цвет, в который здание окрашено сейчас Эрмитаж приобрел в 1946 году.