ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Пётр Первый в Эрмитаже. Михайловский замок, памятник Петру I: описание, история и интересные факты Памятник петру 1 у михайловского замка описание

Развитие светской живописи датируется 18 веком. Наряду с ней получил распространение такой вид искусства, как скульптура. Скульптура была чем-то новым, ранее неизвестным. Считалось, что это демоническое проявление - православная церковь продвигала данное утверждение в массы.

Скульптура, как вид искусства, отличается тем, что является трехмерным изображением. Распространение получил не только портретный жанр, как бюст Петра 1 Растрелли, но и бытовой, мифологический и анималистический (изображение животных). А также аллегорический (воплощение идей и понятий посредством образов), исторический и другие жанры живописи. В этой статье представлен такой жанр скульптуры, как портрет, на примере работы Карло - бюст Петра 1.

Немного о скульпторе

Растрелли - это итальянский скульптор 18 века. Изначально он жил при дворе Людовика XIV, а в 1716 году был приглашен Петром I в Петербург, где занимался декоративными работами и отливал пушки.

Первым творением скульптора был бюст который сейчас находится в Эрмитаже. Также Растрелли создавал скульптуры по басням знаменитого древнегреческого поэта Эзопа.

До наших дней дошли и другие скульптуры Растрелли, такие как: Анны Иоанновны и бронзовый бюст Петра I.

Бронзовый бюст Петра 1 (Растрелли)

Эта скульптура считается оригинальной, так как фигура изображена до пояса, в то время как бюстом является погрудное изображение человека. Растрелли не случайно выполнил скульптуру именно так - тем самым он хотел возвысить фигуру Петра 1 - так, чтобы он воспринимался торжественно и величественно.

Если внимательно осмотреть одеяние императора, то можно заметить, что он изображен в латах. Все в лучших традициях того времени (полководцы, цари и государственные деятели изображались в латах). На пластине изображена сцена высечения из камня женской фигуры в доспехах. Также изображены скипетр и держава, которые символизируют обновленную Россию. На второй пластине изображена сцена сражения - Полтавская битва, в которой была продемонстрирована вся мощь русской армии.

На груди императора можно увидеть ленту Андрея Первозванного. Орден святого Андрея Первозванного до 1917 года считался высшей наградой Российской империи. Она была утверждена в 1698 году самим Петром 1.

На плечах у императора изображена горностаевая мантия с цветочным орнаментом. Она сделана крупными складками, будто бы ниспадает с плеча, что демонстрирует парадность и наличие движения.

Внимательно осмотрев бюст Петра 1 (Растрелли), можно заметить, с какой точностью скульптор изобразил фактуру предметов. Заметна легкость кружевного шарфа, блеск лат императора, бархатистость мантии на плечах.

Бюст Петра 1 (Растрелли), фото которого прилагается к статье, предназначен для трехмерного осмотра. Если осматривать его в фас, то виден выдающийся нос, а слева Петр предстает волевой личностью. Если посмотреть на скульптуру справа, то заметны следы усталости и тревожности.

Основой для скульптуры считается голова Петра Первого из гипса, которая была выполнена в 1721 году. Существует еще один вариант бюста Петра 1 (Растрелли). В 1724 году была закончена отливка бюстов, и бронзовый бюст был выполнен в новой римской манере. Второй же был отлит в цезарианской манере. Разрешение на исполнение бюстов Петра Первого Растрелли получил с помощью итальянского архитектора Николы Микетти.

Второй бюст

Эта скульптура является погрудным изображением императора Петра Великого в облачении римского императора. По традиции Петр Первый изображен с обнаженной шеей и в доспехах, из которых торчит туника. На доспехах изображена Горгоны, ее лицо искажено гримасой злобы, а на голове у нее извиваются змеи. Ее рот открыт в крике гнева и устрашения. Изображенная медуза Горгона считается жемчужиной мастерства русского архитектора итальянского происхождения.

Бюст, выполненный из свинца и покрытый позолотой, хранится сейчас в Копенгагене. Такие бюсты преподносились иностранцам знатного происхождения. Один из бюстов Растрелли подарил герцогу Голштинскому. Еще один бюст был подарен самим Петром Первым Фридриху IV - сейчас он также находится в Дании.

Несохранившиеся работы великого мастера

Растрелли был не только скульптором, но и архитектором. Ему принадлежит первый проект знаменитого Константиновского дворца в Стельне. Под руководством Бартоломео Карло Растрелли начались работы по рытью каналов и высадке деревьев, но проект был отдан архитектору французского происхождения Жану-Батисту Лебрену.

Также до наших дней не дошел бронзовый бюст российского офицера Сергея Леонтьевича Бухвостова, который в 1683 году первым записался в Преображенский полк Петра 1. Этот бюст был выполнен по приказу самого императора.

В дополнение к этому, в 1952 году был восстановлен фонтан-шутиха "Дубок", который находится вблизи Монпрезировой аллеи. Данный фонтан состоит из пяти тюльпанов и дерева из металла. Из них брызжут струи воды.

Заключение

Бартоломео Карло Растрелли в бюсте Петра 1 решил очень сложную задачу - он показал императора не только с точки зрения парадности, но и как человека с непоколебимой силой воли и несгибаемым характером.

Данный бюст можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, скульптор изобразил великого императора как типичного деятеля эпохи преобразований, различных социальных изменений. С другой - перед нами человек со сложным характером, с собственными тревогами и переживаниями. Растрелли изобразил не только политического деятеля, но и личность.

Конь с человеческой ногой.

Вроде бы всем известная формальная достопримечательность - Петр I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была изготовлена еще при жизни Петра, скульптором Растрелли, сам монумент долго пылился по подвалам и лишь при Павле I был установлен на свое нынешнее место. Казалось бы, памятник как памятник. Однако, если выбрать определенный ракурс и внимательно посмотреть на ноги коня, окажется, что одна из его ног - человеческая! Что это? Чей-то недосмотр? Месть скульптора? Просто такая своеобразная шутка?

Адрес: ул. Садовая, д. 2.

Будем разбираться в этой тайне....

История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.

В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.

В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.

Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.

Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.

А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.

Первоначально Памятник Петру I имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает император. У ног коня лежит змея - символ зависти. В дальнейшем ее перенесли к Медному всаднику. Монумент также состоял из шести аллегорических фигур - добродетелей, статуи Невы, купидонов, земной сферы. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место - старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравился замысел Растрелли. Однако статую пока не спешили отливать из бронзы.

После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.

Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.

В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен.
В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.

За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте.

Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру I Екатерина II Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».

Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)- фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) - бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.

На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.

Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.

Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов - копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка - не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня - это принесет удачу.


Оригинал взят у

→Памятники →Памятник Петру Первому

Памятник Петру I перед Михайловским замком

Памятник Петру I - Первый конный памятник в России. Ему понадобилось почти 100 лет, чтобы преодолеть долгий путь от идеи создания до установки в городе.

Мысль воздвигнуть себе памятник в полный рост на коне возникла у Петра I после разгрома шведов под Полтавой еще в 1709 году, но вот достойного скульптора тогда не нашлось. Только в 1716 году началась работа под руководством прибывшего тогда в Россию известного скульптора Б.К. Растрелли. Но все предлагаемые им модели по разным причинам не устраивали царя.

Наконец только к 1724 году была выполнена восковая модель памятника, одобренная Петром I, но к отливке его так и не успели приступить – в 1725 году император скончался. Скульптор, проработавший над этим проектом почти 10 лет и так и не получивший вознаграждения, не терял надежды окончить его, но пока переключился на другие заказы.

Только с приходом к власти Елизаветы замысел получил продолжение (в 1743 году), вот только модель памятника уже не соответствовала ни моде того времени, ни грандиозности самого образа Петра I. Растрелли внес необходимые изменения, и уже все было готово к отливке, но в 1744 году Растрелли умер.

Тогда за дело взялся его сын, талантливый и уже известный к тому времени архитектор – Бартоломео Франческо Растрелли. К 1747 году памятник, наконец, был отлит в бронзе и... спрятан в амбаре Литейного двора. Екатерина II посчитала его недостаточно хорошим, чтобы увековечить память о Петре, и по ее заказу был выполнен знаменитый «Медный всадник ».

Но в 1796 году к власти пришел Павел I, и его желание действовать наперекор покойной матушке, помогло памятнику занять свое место в столице – на площади перед Михайловским замком, а на передней грани пьедестала появилась надпись: «ПРАДЕДУ ПРАВНУК.1800».

Знаете ли вы, что памятник Петру Первому у Михайловского замка одобрил сам Петр Первый? Известно ли вам, что это первый конный монумент в России? Вы в курсе, что эта статуя пролежала в «запасниках» почти полвека? Если хотя бы на один из этих вопросов, вы не можете дать положительный ответ, эта статья для вас!

Совершив великие деяния на благо отчества, Петр I не рассчитывал на благодарность от черствых современников, разумно полагая, что если «сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит». Уже после Полтавской виктории, государь замыслил воздвигнуть на месте битвы «пирамиду каменную с изображением персоны нашей в совершенном возрасте на коне, вылитую из меди желтой...», но из-за многообразных забот томивших русского царя, творческий замысел был отложены на неопределенный срок.

Только в 1716 году в Петербург для создания первого конного монумента России прибыл скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Молодой итальянец рьяно принялся оправдывать высокое доверие и уже через два года в «портретном амбаре» ваятеля появилась глиняная модель коня для будущего памятника. Для более точной передачи черт лица Петра, Растрелли снял с лица своего героя гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста царя хранящегося в Эрмитаже. Парижской Королевской Академии надписей и словесности было дано поручение составить приличествующий мемориальный латинский текст для будущего постамента*.

В 1719 году Петр посетил мастерскую Растрелли и дал скульптору ценные указания, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла. Россия шла к победоносному завершению Северной войны и новый памятник должен был отражать триумф Империи и ее основателя. В 1724 году новая восковая модель памятника была готова. Как и все барочные монументы, памятник Петру был несколько перегружен деталями. Царь восседал на могучем коне, у ног которого лежала змея, символизирующая Зависть (впоследствии она «перекочевала» к Медному всаднику). В композицию памятника были включены аллегорические фигуры шести добродетелей, статуя Невы, купидоны, земная сфера. Было выбрано и место для памятника - на Васильевском острове на Старой сенатской площади. Как мы видим, и в этом вопросе между монументом Растрелли и Медным всадником прослеживается определенная преемственность.

Модель получила высочайшее одобрение Петра, но она так и не была отлита в бронзе. В 1725 году император умер, и последующие десять лет его наследникам было не до памятника. Даже плату за уже проделанную работу Растрелли получил только в 1734 году!

Шли годы, модель памятника пылилась в амбаре. К счастью, в 1741 году после очередного дворцового переворота власть захватила вторая дочь Петра I - Елизавета Петровна. Не имея убедительных прав на русский престол, новая царица использовала каждую возможность, чтобы напомнить верноподданным о своем знаменитом отце.

В 1743 году всеми забытый монумент работы Растрелли был извлечен из мглы амбара на божий свет, дабы свидетельствовать о преемственности правления дочери Петра. Елизавета хотела поставить памятник на площади перед новым Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий, но за прошедшие два десятилетия художественные вкусы сильно изменились и скульптура нуждалась в очередной доработке. Мода на аллегоризм прошла, и престарелому Бартоломео Карло пришлось в последний раз дорабатывать свое детище. С памятника исчезли барельефы и аллегории, остался лишь лаконичный образ императора-триумфатора.

Растрелли так и не увидел свое детище на постаменте. Мастер скончался 18 ноября 1744 года. Работы по отливке памятника были завершены его сыном, Франческо-Бартоломео Растрелли в 1747 году, но как выяснилось, одиссея монумента была еще далека от своего завершения.

Готовую статую снова поместили на склад Канцелярии строений, где она мирно простояла 15 лет. После кратковременного, но запоминающегося правления Петра Федоровича, на престол вступила Екатерина II. Не имея никаких прав на русский трон, предприимчивая немка сразу же озаботилась памятью покойного императора, но … монумент Растрелли ей не понравился. Вместо него было решено изготовить новый монумент. Им стал знаменитый «Медный всадник». А Петр работы Растрелли был в 1782 году подарен Г.А. Потемкину, который сперва планировал отправить памятник на Украину, а потом установил его под навес у Таврического дворца.

Эпопея монумента завершилась в 1797 году, когда император Павел I решил пристроить многострадальную статую на берегу Кронштадского канала. Но в 1799 году, Павел изменил свое решение и приказал поставить памятник перед фасадом Михайловского замка. Императора как будто выезжал из ворот императорской резиденции. Постаментом для памятника служил высокий 4-граный пьедестал, украшенный любопытными барельефами «Полтавская баталия» и «Гангутский бой». В одном углу барельефа «Полтавский бой» можно увидеть Карла XII покидающего поле боя на носилках, в другом - Рака, символизирующий зодиачный знак июня, месяца Полтавской битвы. На барельефе «Гангутский бой» информацию о месяце сражения сообщает другой знак зодиака - Лев.

Лаконичное посвящение на лицевой стороне: «Правнук-прадеду», служила своего рода ответом на надпись «Петру I - Екатерина II» на Медном всаднике. Кроме того, она напоминала петербуржцам и гостям города, что Павел Петрович был сыном Петра Федоровича и правнуком Петра Алексеевича, а не сыном Сергея Салтыкова, как говорили злые языки.

К сожалению, правнук смог любоваться на статую прадеда только 40 дней, по прошествую которых Павел тихо скончался от «апоплексического удара».

В 1941 году для сохранности от артобстрелов, горожане сняли статую с пьедестала и закопали ее тут же на площади. Только в июле 1945 года она вернулась на свое законное место. В 1989-1990 гг. памятник был отреставрирован.

С памятником Растрелли связаны многочисленные мифы и легенды. Так с начала 90-хх годов существует поверие, что студенты ухватившиеся за пятку карабкающегося в лодку моряка на барельефе «Гангутский бой» не «утонут» на экзамене. Как поется в песне: «в самый жесткий шквал, друг шпагалочку бросал и меня спасал…» Люди мистической складки, утверждают, что если внимательно вглядываться в памятник Петру белой ночью, ровно в 3 часа утра, можно увидеть, как он шевелится. Просто так отмахиваться от этого предания тоже нельзя. Автор свидетельствует, что если гулять по Петербургу в компании потребляющей напитки и вещества, к трем часам утра можно увидеть еще и не такие ужасы летящие на крыльях белой ночи. А вот история про то, что Растрелли заменил переднее копыто коня, женской ногой в туфле следует отнести к категории анекдотов: «Ну вы доктор и маньяк!» Во-первых, к радости гей-сообщества, чулки и туфли в XVIII веке носили как женщины, так и мужчины. Во-вторых, при приближении, становится видно, что речь идет все-таки о копыте, слегка утопленном в постамент. В-третьих, когда в 1941 году памятник сняли с постамента, никаких шокирующих открытий не последовали. Впрочем, никто вам не мешает, повеселить друзей этим забавным оптическим эффектом.

Любопытно, что знаменитую надпись «Петру I - Екатерина II» составил знаменитый матерщинник и поэт, автор «Срамных од» И.С. Барков. По преданию императрица не заплатила стихотворцу за труд, после чего петербуржцы одним прекрасным утром обнаружили на Медном всаднике надпись: «Петру I - Екатерина II. Обещала, но не дала». Надпись на Памятнике Растрелли сочинил сам императора Павел I.

Образной основой бюстов послужила «гипсовая голова» Петра, выполненная в 1721 году. Только после неё Растрелли смог подняться до создания гениального скульптурного портрета, находящегося в Эрмитаже, и его варианта – в копенгагенском музее Розенборг.

В начале июля 1723 года Растрелли, через архитектора Микетти, получил устное распоряжение Петра выполнить царский «поясной портрет». За два месяца он исполнил модели бюстов в глине. Затем с этих глиняных моделей были сняты алебастровые формы, состоявшие из нескольких частей.

Алебастровые формы заполнялись воском, т.е. получались восковые модели бюста. Они тщательно расчищались до полного сходства с глиняным оригиналом. Одновременно делали специальный алебастровый кожух, в который помещали восковой бюст, покрытый слоем особого состава. Через специальные отверстия в кожухе вливали расплавленную бронзу, занимавшую место вытапливаемого воска. Это был так называемый способ воскового литья, разработанный итальянцами в эпоху Возрождения.

К июню 1724 года Растрелли закончил отливку обоих бюстов и потребовал присылку к нему чеканщиков. Первый был отлит «новым римским манером» (барочный), а второй – «старым» (цезарианский).

Барочный («новоманерный») бюст

Растрелли изобразил фигуру Петра до пояса. Император облачён в боевые доспехи, покрытые рельефными изображениями аллегорических и батальных сцен, издали воспринимаемых как сложный декоративный узор. На груди Петра – лента ордена Андрея Первозванного. Горностаевая мантия с цветочным орнаментом, как бы сброшенная с плеч порывом ветра, извиваясь одним краем за спиной, ниспадает пышными складками по левой руке. На шее повязан кружевной шарф, из-за которого выступает стоячий воротник. Голова Петра приподнята и энергично повёрнута вправо. Лицо обрамлено париком, напоминающим львиную гриву. Оно излучает энергию, приковывает внимание своей внутренней красотой и значительностью. Глаза, немигающие, грозные, кажутся выступающимися из орбит, тонкие губы под небольшими жёсткими усиками твёрдо сжаты. В складе всего лица, в ясной благородной линии большого лба чувствуется безмерная отвага, сила мысли, величие «всеобъемлющей души».

Бюст в многом близок «гипсовой голове», но все черты художественно усилены углублены. Правдивая передача натуры поднята здесь на высоту психологического анализа. Пётр показан в период высшего торжества своего дела, «в пору мужества, во всей силе творческой деятельности».

Бюст Петра I («новоманерный»)

Декоративные элементы несут очень большую смысловую нагрузку: каждая деталь бюста полна значения, дополняющего основное содержание портрета. На правом нагрудном щитке кирасы Растрелли поместил аллегорический барельеф: Пётр в императорской короне и мантии высекает из глыбы камня фигуру молодой женщины в доспехах, со скипетром и державой в руках. Такой же символической группой скульптор завершил в 1721 году модель Триумфального столпа. Её идею он объяснил в одной из своих челобитных: статуя представляет Россию, которую «ваше величество вычищает», т.е. высекает из камня.

На левом щитке кирасы скульптор показал эпизод Полтавского боя, а на панцире – батальную сцену. В трёх барельефах сжато выражены основные моменты деятельности Петра: разгром армий Карла XII и создание мощной России. Но этим не исчерпывается аллегоризм бюста. Андреевский крест на щите рядом с Петром-ваятелем и орден Андрея Первозванного напоминают о морских «достославных викториях». И, наконец, обрамляющая бюст горностаевая мантия служила символом императорской власти Петра.

Фрагмент бюста («Пётр, высекающий статую России»)

Композиция рассчитана на трёхсторонний осмотр. При осмотре в фас хорошо ощущается огромный рост Петра, он подавляет могуществом. Слева прекрасно читается чёткая волевая линия профиля, сосредоточенность мысли. При осмотре справа на этом энергичном лице заметны следы усталости и тревоги. Очень эффектно проработан силуэт бюста, в котором сочетаются компактность с барочной разорванностью контура.

Вид слева и справа

Созданием скульптурного портрета Петра Растрелли решил задачу большой сложности: ему удалось сочетать глубокую правду характера и определённую парадность общего облика, психологизм и аллегоричность. Исполненный им бюст воспринимается и как портрет определённого человека с его индивидуальными особенностями, и как типический образ деятеля эпохи крутых преобразований, резких социальных сдвигов и войн.

Цезарианский («староманерный») бюст

Хранящийся в Копенгагене золочёный свинцовый бюст, исполненный «по старому манеру цесарем римским», – одно из дошедших до нас авторских повторений «персоны» Петра Растрелли.

Такие бюсты, отлитые из свинца или алебастра, преподносились знатным иностранцам. Сам Растрелли, как об этом сообщает Берхгольц, поднёс в феврале 1724 года экземпляр из алебастра и воска, покрытый особым бронзовым составом, герцогу Голштинскому. Бюст, хранящийся в Дании, был поднесён датскому королю Фридриху IV самим Петром I.

Погрудный бюст на круглой подставке изображает Петра в виде римского императора. Как это было принято в античных бюстах, царь показан с обнажённой шеей и грудью, в панцире, из-за которого виднеется оборка туники. Панцирь украшен рельефной головой медузы Горгоны; тонкая лепка её искажённого злобой лица, с открытым ртом, извивающимися на голове змеями, – жемчужина растреллиевского мастерства.