ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Православная церковь в стамбуле. Музей Айя-София в Стамбуле: интересные факты и рекомендации по посещению

Голубая мечеть (Султанахмет) - мечеть в центре Стамбула, самая крупная и единственная мечеть с шестью минаретами в городе. Как памятник исламской и мировой архитектуры и культуры является популярной достопримечательностью и символом Стамбула. Вместе с собором Святой Софии и другими памятниками образует великолепный архитектурный ансамбль на центральной площади города - Султанахмет.

Голубая мечеть (Султанахмет) - мечеть в центре Стамбула, самая крупная и единственная мечеть с шестью минаретами в городе. Как памятник...

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Добавить в маршрут

Добавить в маршрут Добавить в маршрут

Не смотря на то, что сегодня Стамбул является одним из оживлённых центров мусульманского мира, для всех православных христиан он был и остается колыбелью православия, городом, от которого пришло на Русь православие, а после падения Византии именно Русь стала правопреемником центра православия в мире.

Именно поэтому в Стамбуле с уважением чтят православные святыни, бережно относятся к их истории. Мы с удовольствием приглашаем Вас на экскурсию по православным святыням Стамбула.

Множество церквей, которыми славилась Византийская империя, украшают землю и сегодня, хотя многие из них стали с тех пор мечетями.

Яркий тому пример – Собор Святой Софии в Стамбуле, который изначально был построен как православный храм, а после стал мечетью сегодня Собор Святой Софии – это музей, который входит в число самых потрясающих шедевров средневекового зодчества. Софийские храмы в Новгороде и Киеве строились по образцу этого величественного собора.

После того, как Константинополь пал перед султаном Мехмедом Вторым, Святая София стала мечетью, и в эту главную мечеть Османской столицы почти пять веков подряд стекались со всех уголков государства верующие.

Еще одна православная святыня Стамбула – это церковь Святой Ирины, которая была построена еще в четвертом веке на месте храма Афродиты. Примечательно это место тем, что Первый в истории мира Вселенский Собор прошел именно здесь. Здание церкви сохранилось до сих пор, причём практически в том же самом виде, в каком и было построено. Это уникальное архитектурное сооружение, аналогов которому в мире нет.

В современном Стамбуле действует церковь Влахернской Богородицы, построенная в пятом веке – знаковое для всех православных христиан сооружение. Дело в том, что церковь была возведена над источником, который обладал уникальными целебными свойствами. Кроме того, именно в этой церкви хранились часть пояса Пресвятой Богородицы, риза и головное покрывало.

Это всего лишь часть того православного наследия, которое досталось Стамбулу от Константинополя. Приглашаем Вас увидеть воочию эти святые места.

  • Стоимость сопровождения гида во время экскурсии для группы до 4-х человек — 290$
  • Входные билеты, еда и напитки оплачиваются ОТДЕЛЬНО
  • Стоимость для групп побольше(поменьше) просим уточнять отдельно

Когда-то древний Константинополь был и центром цивилизации, и центром православия. Центром цивилизации современный Стамбул вполне можно назвать, но статус столицы мирового христианства давно ушел в историю. Сегодня действующие православные храмы в самом большом городе Турции можно пересчитать по пальцам, а русских церквей — всего-навсего три.

Район Каракей не просто один из центральных, это еще и один из самых колоритных районов Стамбула. Вверх от залива Золотой Рог медленно поднимаются тесные улочки, а на берегу бурлит ресторанная жизнь. Уже в течение почти целого века для всякого русского, оказавшегося в Стамбуле больше, чем на пару ночей, район Каракей становится второй родиной. Здесь находится старый стамбульский порт, и именно сюда после революции 1917 года десятками тысяч приплывали корабли эмигрантов. Именно с Каракея начинался их трудный путь в новую жизнь. Но приживались в бывшем Константинополе немногие. Лишь единицы желали остаться в Стамбуле, малопривлекательном тогда для жизни городе.

Все три русских храма, которые сегодня существуют в Стамбуле, находятся именно тут. И это не случайно, ибо в Каракее было сконцентрировано почти все русскоговорящее население города. От морского порта и моста Галата до храма Святого Пантелеймона минут пять пути. Здесь проще простого увязнуть в лабиринтах маленьких, тесных проулков, среди магазинчиков, кабачков и парикмахерских.

Вход в здание, на шестом этаже которого находится храм Святого Пантелеймона

Мы нашли свой путь к храму, но только потому что знали адрес: если вы видите табличку с номером дома, который вы ищете, это еще не значит, что вы оказались перед воротами церкви. Храм Святого Пантелеймона находится на шестом, последнем этаже обычного старого жилого и весьма обшарпанного строения. Из окон выглядывают дети, которые хотят, чтобы мы их сфотографировали. А в холле здания сидит угрюмый турок, который категорически запретил снимать.

Если не знать деталей, то догадаться, что именно тут находится самый известный в Стамбуле русский храм, невозможно. Формально здание, в котором расположена церковь, принадлежит России, оно было построено для Церкви еще во времена Екатерины II. Однако жизнь тут возродилась только в последние десятилетия.

"При нас, а я жила тут несколько лет, до 2006 года, церковь и обустраивалась. Все это стоило больших усилий. Тогда здесь служил отец Корнилий, и нам он рассказывал, что начинал с полной разрухи. Все помещения были ободраны, разрушены, — от храма мало, что сохранилось", — рассказывает нам Нина Щетинина, которая снимала комнату в доме-храме.

Сейчас все здесь выглядит более или менее достойно. Сама церковь на последнем этаже, ее купол салатового цвета виден издалека, но его невозможно разглядеть со стороны плотно застроенной улицы.

Отец Тимофей, настоятель храма Святого Пантелеймона

Настоятеля церкви отца Тимофея мы застали сразу после службы. Этого человека, служащего в храме уже больше десяти лет, знает и любит почти вся русская община Стамбула. Он пытается вспомнить наших общих знакомых, которые сколько-то лет назад посещали церковь.

"На службу приходит 150-200 человек, а в праздники собираются многие сотни", — рассказывает нам прихожанка храма с Украины. В это трудно поверить, потому что все внутреннее помещение церкви, как большая зала в квартире. Единовременно здесь могут находиться не больше 20-30 человек. Но именно вокруг храма Святого Пантелеймона сфокусирована вся жизнь русской общины Стамбула. Наша собеседница с Украины, но сюда ходят люди и из России, Молдовы, Белоруссии. "Очень много тех, кто постоянно живет в Стамбуле. Я например, замужем тут", — рассказывает она.

После развала Советского Союза Стамбул вновь, как и за 70 лет до этого, стал очень популярным маршрутом у граждан из многих стран бывшего СССР. Но только у них было большое отличие от предков, посещавших город в начале прошлого века: они приезжали в Стамбул и возвращались назад. Челночный бизнес процветал полтора десятилетия. Благодаря этому, в Стамбуле всегда можно найти человека, способного связать по-русски хоть пару слов. Но здесь, в Каракее, было время, когда в шумной толпе было больше русскоязычных, чем тюркоязычных. Для них открывались рестораны, магазины, они были ценными гостями. С этим громадным торговом потоком в Стамбул приехали и те, кому потом пришлось остаться тут надолго или даже навсегда. Именно в конце 90-х годов храм Святого Пантелеймона начал наполняться прихожанами.

Церковь святой Ирины в Стамбуле — одна из самых древних христианских построек современного города. Когда-то давным-давно в этом величественном здании собирались вместе тысячи верующих, пришедших сюда помолиться Всевышнему Богу.

Сейчас же этот, много переживший за свою тысячелетнюю историю, храм частично утратил былую красоту. Но величие и мощь этого места, за много лет созданные молитвами огромного количества истинно верующих людей, с годами становятся только сильнее.

Ещё в дохристианские времена там, где сливающиеся воедино пролив Босфор и залив Золотой Рог впадали в Мраморное море, находилась хорошо укреплённая крепость Византия. На её территории когда-то возвышался храм прекрасной богини Афродиты. Со временем, он превратился в руины, и на его месте поставили первую христианскую базилику Константинополя. Это был храм святой Ирины.

Интересно, что церковь Айя Ирина посвящена не святой Ирине. Это, наверное, какая-то отличительная особенность церквей бывшего Константинополя и нынешнего Стамбула: собор святой Софии посвящён не какой-то конкретной женщине по имени София, а церковь св. Ирины — и не Ирине совсем.

Да, есть святая Ирина Константинопольская. Книга “Житие” рассказывает о том, что она была женой святого Георгия Исповедника, который во времена иконоборства продолжал поклоняться святым иконам. По его словам, поклоняясь иконам, мы чтим их светлый Первообраз. За эту его веру, отличную от общепринятой тогда, его подвергли жестоким пыткам, а потом вместе с женой и детьми отправили в ссылку.

Существует очень красивая икона святой Ирины. День её Памяти празднуется 26 мая. Но данный храм Hagia Irene посвящён не ей.

Мир — отсутствие войны — в религиозной архитектуре

По существующей легенде, церковь святой Ирины построена императором Константином в честь Святого Мира, в честь его победы в борьбе за восшествие на престол и воцарение долгожданного мира после многих лет войны.


Но в других документах сказано, что это было новое веяние в архитектуре — базилика, план которой напоминает крест. При Константине она уже существовала. Правитель её только расширил и богато украсил. Но, как бы то ни было, в храме св. Ирины находится саркофаг, в котором, по преданию, сохранены останки императора Константина.

Любопытный факт: церковь святой Ирины в Константинополе — христианский храм, но и у язычников тоже были подобные сооружения, посвящённые установлению мира. Например, в 13 году до н.э. в Риме на Марсовом поле был установлен Алтарь мира. Это был подарок римского Сената императору Августу в честь его многочисленных побед. Алтарь назван так в честь богини мира Пакс. Он и сейчас там стоит, а от переменчивых погодных условий в наши дни его защищает сооружение типа колпака.

На римском форуме когда-то был установлен Храм Януса. У него была своя особенность: его двери открывались только во время войны. На время спокойной жизни государства храм закрывался. Но, по словам Плутарха, храм был открыт почти всегда. Римская империя была так огромна и могущественна, что постоянно находилась в состоянии войны. Она или нападала сама, или оборонялась от врагов. До наших дней от этого храма не сохранилось даже руин. Но его изображения остались на монетах времён Нерона.


Соборная церковь святой Ирины

Это отдельный музей в дворцовом комплексе Топкапы. Цена билета на посещение православного храма не входит в общую стоимость билета на экскурсию по дворцу. Его нужно покупать отдельно, и стоит он 20 TL (турецкие лиры). Вход в музей храма святой Ирины возможен также и по . Её стоимость 125 TL. Она позволяет существенно сэкономить на входных билетах, если вы планируете активную экскурсионную программу по Стамбулу.

Добраться до церкви св. Ирены несложно. Сначала приезжаете в Стамбул (это обязательно!). На любом транспорте доезжаете до остановки Султанахмет. Дальше заходите во , на территорию его первого двора.


Вход туда ещё свободный, и слева за воротами будет расположена церковь святой Ирины. Ориентиром может послужить и великолепный (он тоже находится слева, перед Имперскими воротами).


Храм св. Ирины находится всего в нескольких метрах от него. На фотографии ниже слева видна часть Софийского собора, а на переднем плане — Agia Irena.


Координаты Первых ворот на территорию Дворца-музея Топкапы: 41.00851, 28.98135, вход в церковь святой Ирины: 41.00944, 28.98142.

На карте Вы можете определить точное местонахождение Собора святой Ирины в Стамбуле (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение).

И это объяснимо - монастырь Хора некогда находился вообще за пределами стен Феодосия, а сейчас это район Эдирнекапы, находящийся в некотором удалении от района Ипподрома, где расположена София, Султан Ахмет, колонны, Цистерна Базилика и другие туристические магниты. В Хору (мечеть Карие, при османах), мы поехали без всяких экскурсий на городском автобусе.

Феодор Метохит преподносит Христу макет храма

Монастырь Хора был основан давно, еще при Юстиниане, и храм в нем, естественно, существовал, но это был еще совсем другой храм. В начале 11 века, при Алексее Комнине, его теща Мария Дука велела построить новый храм Христа Спасителя вместо старого, обветшавшего. Правда, вскоре он был разрушен землетрясением. Церковь еще несколько раз разрушалась и восстанавливалась.

В непосредственной близости к монастырю находился квартал Влахерны. Здесь был знаменитый храм Влахернской Богоматери, где по преданию Богородица явилась молящимся. В честь этого события в православии отмечается праздник Покрова Богоматери. В 11 веке, когда Византия ослабела после многочисленных войн (особенно, с Персией), было много желающих поживиться сокровищами распадающейся империи.

План Храма

Константинополь постоянно был под угрозой вторжения, и императоры перенесли свой дворец из центра города во Влахерну, в более безопасное место. Здесь был построен новый дворец. В храме Христа Спасителя в Хоре хранились самые важные реликвии, снесенные сюда для сохранности из всех храмов города. В первых двух десятилетиях 14 века императорский советник Феодор Метохит выделил большую сумму денег на ремонт церкви. Тогда она и приобрела нынешний вид, сохранившийся до наших дней практически без изменений. Чиновник, поэт и астроном Метохит заказал строителям покрыть стены храма чудесными мозаиками. На одной и них мы можем видеть его самого - коленопреклоненного, в огромном тюрбане, в роскошных ризах.

Карие на старой фотографии. Еще мечеть .

Удивительный факт - обнищавшую Византию в самом конце ее существования охватил настоящий строительный бум. Прекрасные, роскошные храмы возводились на территории империи в огромном количестве, правда, площадь ее к тому моменту существенно уменьшилась. Вообще, судя по многим изображениям, Византия, обедневшая и разграбленная крестоносцами, ... утопала в роскоши. Одежды и головные уборы императоров и вельмож ослепляли золотом, узорами, драгоценными камнями и мишурным блеском. Так, например, во время визита императора Иоанна Восьмого Палеолога (дядя ) в Рим и Феррару его вычурный раззолоченный наряд произвел такое сильное впечатление на итальянцев, что очевидец Беноццио Гонцоли запечетлил его на знаменитой фреске в Капелле Волхвов дворца Медичи - вот в этих пышных нарядах и странной шапке-короне.

Церкви и светские постройки тоже выглядели необычно, нарядно, иногда даже вычурно. Стиль именно этих построек до сих пор называют "византийским" и нередко используют при постройке современных церквей.
Мозаики, пришедшие в Византию из античности, полностью отвечали вкусу "поздних" византийцев, тяготевших к блеску и роскоши. Плоских живописных изображений было не достаточно, хотелось сияния и буйства красок.

Что было первичным, что вторичным - роскошь стала признаком упадка или его причиной, теперь сложно сказать. Наверное, правда где-то посередине, как обычно.


Константинополь на изображении конца 15 века

Не долго новый храм привлекал верующих и радовал глаз фресками и мозаиками. В мае 1453 года Константинополь пал. Турки разрушили стены вокруг Влахерны, пробили бреши и на других участках древних стен. Большинство храмов стали мечетями, не стала исключением и Хора. Мозаики густо заштукатурили. Именно это и спасло их от разрушительного воздействия времени и вандалов. Уже в наше время в Карие сделали музей, штукатурку счистили, и теперь каждый может любоваться старинными изображениями.


Дама в черном - не монашка, а ортодоксальная мусульманка

Я гуляла по церкви долго, с удовольствием. Рассматривала, фотографировала, сидела на скамье и размышляла - Карие для этого самое лучшее место. Думаю, сами волшебные изображения расскажут вам больше, чем скромный автор. Гуляйте, наслаждайтесь, любуйтесь!


Архитектура храма Хора - типичнейший образец позднего Византийского зодчества



Розы, розы - как и везде в Стамбуле


Сложное сочетание объемов и разноцветная кладка - визитная карточка византийских храмов


Не пытайтесь отковырнуть кусочек древнего скрепляющего раствора - он прочнее природного камня


Одно из огромных достоинств музея Карие - небольшое количество туристов

Приятно в жаркий день побродить по сумрачным прохладным залам. Фотографировать разрешено, но без вспышки.


Местами сохранилась ажурная каменная резьба. Как, например, над входом в один из нефов.


И еще резьба


Мечети здесь уже нет, но минбар остался. Немного в стороне от оси, как и в Софии


Островок аутентичного пола, обнаженный для осмотра туристов


Богоматерь Одигитрия с архангелами в одном из куполов




Еще одна Богоматерь


И еще одна


Святой Петр

МОЗАИКИ О ЖИТИИ БОГОРОДИЦЫ:


Благовещение святой Анны


Бездетный скорбящий Иоаким в пустыне


Встреча и целование Анны и Иоакима у Золотых ворот Иерусалима



Иоаким и Анна ласкают маленькую Марию


Часть потолочной мозаики "Введение Богородицы во храм"

Благословение Марии первосвященниками


Иосиф покидает Марию, отправляясь на работы


Ирод дает приказание начать избиение младенцев




И здесь избиение. Под живописные ужасы отведена почти целая стена.


Святая Елизавета и младенец Иоанн Креститель укрываются в скале от погони


Сон Иосифа и Бегство святого семейства в Египет

ДРУГАЯ БОЛЬШАЯ ГРУППА МОЗАИК - О ЖИТИИ И ДЕЯНИЯХ ХРИСТА:


Самаритянка у колодца




Исцеление тещи Петра


Исцеление глухого и немого



Мольба страждущих



Женщина, страдающая кровотечениями, молит Христа о помощи


Христос Пантократор и Богородица




Роспись "Сошествие в ад"



Эти безголовые фигуры привлекли мое внимание роскошными одеяниями:

Ну, вот. Экскурсия закончена. А кто смотрел и читал, тот молодец. Всем спасибо!