ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Фреска да винчи тайная вечеря мария магдалина. Знаменитая фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря

Сюжет

Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.

«Тайная вечеря». (wikimedia.org)

Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.

По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.


Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)

Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.

Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Контекст

Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.

Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.

Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)

Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.

Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.


Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)

«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.

Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.


Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)

Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.

Яксина Наталия Александровна

Сравнительный анализ картин, объединенных

библейским сюжетом «Тайной вечери»

Существует большое количество картин, фресок, гравюр, объединенных общим библейским сюжетом «Тайной вечери». Рассмотрим и проанализируем несколько изображений, относящихся к разным эпохам и художественным направлениям.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498 гг)

Данное изображение относится к направлению ренессанса. Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в доминиканского монастыря в . Роспись нельзя однозначно считать фреской, так как да Винчи писал ее на сухой штукатурке. Художник покрыл стену смесью смолы, мастики и габса, и писал по этому покрытию темперой. К сожалению, это обусловило недолговечность изображения – оно начало разрушаться уже через несколько лет после его создания.

Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица. Длинный прямоугольный стол, застеленный белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, где жертва – Иисус Христос. На правой и левой стенах по четыре темных прямоугольника, за спинами сидящих три прямоугольных окна – вертикально расположенные прямоугольники символизируют модель мира. Все эти прямоугольники в перспективе сходятся к центральной фигуре: равносторонний треугольник фигуры Христа, вписанный в прямоугольник освещенного окна. Треугольник, вписанный в прямоугольник, означает божественное в человеческом, духовное в материальном, божественное в земном. В данном произведении вписанный в прямоугольник треугольник символизирует божественность Иисуса Христа и его грядущее преображение. Значимым на изображении становится и символ круга - посуда и хлебы на белом столе-жертвеннике, первая евхаристия, кровь и плоть Христова.

Из окон видны гора и деревья, что отсылает к символам Мировой горы и Мирового древа. Но в христианстве они переосмысливаются как Голгофа и крест, напоминают зрителю о распятии, божественной жертве во имя искупления грехов человечества.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене трапезной монастыря. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя в первую очередь обращено на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы. Такое освещение неслучайно - оно указывает на святость Христа, его божественную сущность. Художник также передает глубину, трехмерность пространства.

В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. Белый цвет скатерти на столе-жертвенном алтаре символизирует святость, божественность, чистоту, очищение от грехов. Красный цвет, присутствующий в одеждах Иисуса и нескольких учеников, символизирует жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа.

Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Лик Иисуса, его распростертые навстречу людям руки, открытые зрителю ладони исполнены мудрой кротости, печали, смирения, готовности принести себя в жертву во искупление грехов человечества. На изображении запечатлен момент, когда Иисус сообщает ученикам, что один из них предаст Его. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. Варфоломей решительно встал и готов действовать. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель. При этом Иаков Алфеев касается плеча Петра, сжимающего нож и готового убить предателя – Иаков готов поддержать Петра. Иоанн сцепил пальцы, уронил голову на плечо и опустил глаза, выражая душевную муку на грани с отчаянием. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Иаков Зеведеев в ужасе раскинул руки и остановившимся взором смотрит на бьющую из запястья Христа кровь. Филипп с мольбой прижал руки к груди, словно уверяя Иисуса в своей непричастности к предательству. Матфей, Иуда Фаддей и Симон протягивают открытые ладони к Христу, выражая веру в его слова, а при этом обращаются друг к другу и совещаются, пытаясь вычислить предателя. Иуда Искариот развернулся к Иисусу и смотрит на него с мрачной решимостью и уверенностью в своей правоте. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Все это изобличает в нем предателя.

Андреа дель Кастаньо «Тайная вечеря» (1447г, Флоренция)

Изображение Андреа дель Кастаньи относится к раннему ренессансу. Оно выполнено в технике фрески.

В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Художник наметил трехмерность изображения, но преобладает двухмерность, плоскостное изображение. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. Но Иуда Искариот противопоставлен им: он один сидит на противоположной стороне стола, развернувшись в профиль. Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. Чаши и хлеб на столе едва намечены. За спинами сидящих расположены восемь квадратов – квадрат, усиленный двукратным числом четыре, символизирует модель мира. В правом и левом нижних углах расположены массивные, тяжелые квадратные постаменты, а на них размещены фантастические существа с человеческими головами, звериными лапами, птичьими крыльями и длинными чешуйчатыми хвостами. Возможно, массивные квадратные постаменты символизируют землю, дольний мир, а фантастические существа – небо, горний мир. Орнамент в верхней части изображения, высоко над головами сидящих, состоящий из двух переплетающихся волн, можно рассматривать как множество кругов с их символикой божественности.

Символика освещения предельно ясна: лица Иисуса Христа и апостолов ярко освещены, свет словно падает со стороны зрителя. Иуда Искариот, сидящий на противоположной стороне стола, оказывается против света, выделяется мрачным теневым пятном. Он обособлен не только композицией и освещением: над головами Иисуса и апостолов выписаны нимбы, а над головой Иуды Искариота его нет. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его.

В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. В сочетании эти цвета указывают на жертву Иисуса Христа во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. Иуда Искариот выделен инфернальными лиловыми и сиреневыми цветами, что указывает на его одержимость сатаной. В колористическом решении фрески присутствуют цвета священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, желтый, белый, синий.

Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. Центральная фигура изображения – кроткий и мудрый Христос, крестообразно сложивший пальцы и обращающийся к ученикам. Апостолы внимают ему. Иоанн мученически уронил голову на стол. Петр сжимает в руке нож, что указывает на его готовность покарать предателя, а также предсказывает события при аресте, когда он с оружием в руках пытался защитить Христа. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти; руки протянутые открытыми ладонями к Христу; задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески, и в первую очередь – Христу. Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте.

Якопо Тинторетто «Тайная вечеря»( 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.)

Изображение Якопо Тинторетто можно отнести к направлению маньеризма.

Размер картины 365 x 568 см, холст, масло.

Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. В центре внимания зрителя оказывается длинный прямоугольный стол, который уходит по диагонали в глубину картины. Белый прямоугольный стол символизирует жертвенный алтарь, круглые блюда с хлебом и шарообразные бутыли благодаря символике круга напоминают о божественности, о таинстве евхаристии, о крови и плоти Христовой. За столом расположились Иисус Христос и апостолы, все на одной стороне и лицом к зрителям, но Иуда Искариот один сидит на противоположной. Над столом надстраивается треугольник, образованный лучами света, льющегося из огромного светильника. Два языка пламени по краям светильника напоминают крылья, лучи света превращаются в прозрачные фигуры ангелов. Треугольник в сочетании с прямоугольником - божественное и человеческое, духовное и материальное, божественное и земное. Вокруг стола, на некотором отдалении помещены фигуры второстепенных персонажей – слуг и служанок, несущих кухонную и столовую утварь, собаки под столом, кошки, забирающейся в корзину с рыбой. Благодаря насыщенной пространственной композиции и полным движения позам второстепенных персонажей картина получается очень динамичной.

Светотеневая композиция картины очень интересна. Как уже было сказано выше, свет льется из светильника в верхнем правом углу, образуя треугольник и преобразовываясь в фигуры ангелов. Второй яркий источник света – нимб вокруг головы Иисуса, заливающий светом центральную часть картины. Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. Светильник символизирует божественный свет, свет от нимба Иисуса – свет Его божественного учения, а Иуда в контексте этой светотеневой композиции становится во всех смыслах противником божественного света и света божественного учения. Суетящиеся слуги и служанки, находящиеся в углах картины, оказываются в полумраке, слуги на освещенном переднем плане отделены от стола глубокой тенью – так в светотеневой символике божественное, сакральное отделено от повседневного, обыденного. Ярко освещены лишь две служанки, стоящие непосредственно за спинами апостолов – они застыли и благоговейно созерцают таинство евхаристии, внимают Христу – так в светотеневой символике показано, как свет божественного учения преображает людей.

Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. В сочетании эти цвета указывают на божественность Иисуса Христа, на его грядущую жертву во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. В колористическом решении можно обнаружить спектр священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, золотой, белый, синий.

На картине Иисус Христос – центральный персонаж. На изображении запечатлен момент первой евхаристии. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Он поочередно причащает учеников своих. Апостолы внимательны и сосредоточенны, их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям. Другой, обращаясь к соседям, крестообразно раскинул руки – символ креста указывает на скорое распятие Христа, на его мученическую смерть во искупление грехов человечества. Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. Все – кроме предателя Иуды Искариота. Он противопоставлен Иисусу и апостолам, он мрачно сидит отдельно и не принимает участия в происходящем, он погружен в свои черные мысли.

Эль Греко ( Доме́никос Теотоко́пулос ) «Тайная вечеря» (1557 – 1570, Венеция)

Небольшая картина Эль Греко, написанная маслом на деревянной доске, не была завершена автором. Творчество Эль Греко исследователи рассматривают в контексте маньеризма либо называют его основателем испанского барокко.

Основную часть пространственной композиции занимает большой прямоугольный стол, вокруг которого расположены Иисус Христос и апостолы. Иисус находится в центре, лицом к зрителю, апостолы сидят на одной стороне стола с ним, а также справа и слева, но производят впечатление единства. Иуда Искариот один сидит против Христа, спиной к зрителю, резко развернувшись к Петру, так что его лицо видно в профиль. Перспектива, видимость трехмерности в картине лишь намечены – это объясняется незаконченностью произведения автором. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). За спиной Иисуса - темный прямоугольник окна. Фигура Христа образует треугольник. Таким образом, художник помещает в центре внимания хорошо узнаваемый символ треугольника, вписанного в прямоугольник – божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Белый прямоугольник стола – символ жертвенного алтаря, на котором стоит хлеб и вино – плоть и кровь Христова, и за которым располагается сам Иисус как жертва во искупление грехов человечества. Темные прямоугольники дверей и окна, а также контрастные алые и черно-зеленые квадраты плиток пола символизируют модель мира земного, дольнего. Тяжелые складки черно-зеленого покрывала над головами сидящих напоминают кучевые облака и, очевидно символизируют верхний, горний мир. Круглая чаша в центре стола перед Христом благодаря символике божественного круга напоминает о сакральности первой евхаристии.

В цветовой композиции картины доминируют разные оттенки красного и золотого, белый и черно-зеленый. Белый цвет скатерти стола усиливает символику жертвенного алтаря, говорит о святости, чистоте, очищении от грехов. В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Красный и его оттенки указывают на жертвенную кровь Иисуса Христа, а также на грядущее воскресение из мертвых. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. Зеленый цвет здесь несет символику божественных тайн, а черный связан с символикой смерти и подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу после распятия. Плитки пола ярко контрастных алого и черно-зеленого цветов, что воспринимается как сопоставление символики жертвенной крови и воскресения и божественной тайны и смерти. Фигура Иуды Искариота выделана не только пространственно, но и колористически: его черно-зеленые одежды резко выделяются на фоне белой скатерти, вступают в цветовой конфликт с одеждами Иисуса и апостолов.

Свето-теневая композиция еще больше усиливает чуждость Иуды Искариота остальным персонажам, его обособленное место. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Нимб над головой Иисуса источает яркий свет, особенно заметный на фоне темного проема окна. Но Иуда Искариот сидит спиной к свету, против света, что подчеркивает его враждебность по отношению к божественному свету Иисуса. Кроме того, Иуда Искариот отбрасывает большую тень, что подчеркивает его инфернальность, одержимость нечистым.

Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены. Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Апостолы взволнованы и смятены, их взоры либо вопросительно обращены к Иисусу, либо страдальчески опущены. Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству(прижатые к груди ладони). Лишь открытый взгляд Петра и его раскинутые руки выражают решимость; рядом с ним виден нож – Петр готов покарать предателя. Напряженная поза Иуды Искариота выражает его страх и готовность бежать с Тайной вечери: его тело развернуто от Петра, а лицо резко повернуто к нему, глаза полны ужаса, раскинутые руки отталкиваются от стола и сиденья. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом.

Питер Пауль Рубенс «Тайная вечеря» (1632 г.)

Творчество Питера Пауля Рубенса относится к направлению барокко. Размеры данной картины: 304 x 250 см. Она выполнена маслом на панели.

Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. Круг, символизирующий божественность, заостряет внимание на таинстве евхаристии, запечатленном на изображении. Но этот круг разрывает Иуда Искариот, отвернувшийся от происходящего вокруг Христа и мрачно смотрящий на зрителя. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. В картине неоднократно повторяется треугольник: фигуры Иисуса, апостола на переднем плане спиной к зрителю, Иуды Искариота. Треугольник – символ оппозиционности мироустройства, бинарных оппозиций духа и материи, земли и неба. В центр стола перед Иисусом помещена чаша с вином – кровью Христовой, в руках Иисуса круглый хлеб, благодаря символике круга напоминающий о божественности плоти Христовой. Над головами персонажей находится черный тяжелый полог, напоминающий кучевые облака и, видимо, символизирующий небесный мир. В левой части картины расположена невысокая колонна, на которой стоит книга, освещенная двумя свечами. Книга наводит на мысль о Библии. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Колонны здесь символизируют стремление к небу, а горящие высокие свечи – стремление к божественному свету.

В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа, иссиня-черная рубаха Иуды. Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Черное одеяние Иуды Искариота символизирует его страшную тайну, угрозу смерти для Христа, близость его собственной смерти и связь с подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу и где придется навечно остаться Иуде.

Символика светотеневой композиции ясно прочитывается. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову - и обращенные к нему лица апостолов. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Третий акцент – две зажженных свечи, освещающий книгу, что вновь наводит на мысль о Библии – Священном писании. Иуда отворачивается от света, он против божественного света, против божественного учения, против Христа.

Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Он мрачно, исподлобья смотри на зрителя, его подпирающая рука прикрывает рот, словно заставляя хранить страшную тайну. Под его ногами лежит собака. Попирая ногами собаку, верное человеку существо, он символически попирает верность своему учителю. Иуда противопоставлен Иисусу и апостолам средствами пространственной композиции, цвета, светотени, символики.

Никола Пуссен «Тайная вечеря » 1640 г, ( Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания)

Творчество Никола Пуссена принято относить к направлению классицизма. Данная картина выполнена маслом на холсте.

Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Прямоугольный стол, покрытый белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, на который возложены хлеб и вино - кровь и плоть Христовы и в центре которого восседает сам Иисус. Иисус расположен лицом к зрителю, апостолы – в профиль, так как их взгляды обращены на Учителя. Внимание зрителя приковывает центральная фигура Христа, который в левой руке держит чашу с вином, а правой совершает крестное знамение. Перед Иисусом, в центре стола, стоит круглое блюдо с хлебом, и символика круга подчеркивает святость первого причастия апостолов. Фигура Иисуса образует треугольник, вписанный в темный прямоугольник окна – это символизирует божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Примечательно, что прямоугольное окно увенчано полукругом, а внутри полукруга украшение выполнено в виде солярного знака. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Полукруг окна, солярный знак, треугольник светильника – все это образует узнаваемую символику небесной сферы, божественного света. Справа виднеется приоткрытая дверь, впускающая свет в комнату; в дверном проеме стоит второстепенный персонаж – скорее всего, слуга. Все апостолы объединены общим порывом, причастностью к таинству святой евхаристии, кроме Иуды Искариота. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Больше половины изображения занимают уходящие вверх стены и высокий потолок, в сумеречном освещении угадываются колонны, арки и полукруглые своды – символы устремления к небу, символы божественных, высших сфер.

Из разнообразных оттенков серо-коричневого выступают яркие цветовые акценты одежд Иисуса и апостолов. Взгляд приковывает красное одеяние Иисуса – символ жертвенной крови и грядущего воскрешения. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне. Белый цвет скатерти несколько приглушен, но символика белого ясно читается – святость, очищение от грехов. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. Иуда Искариот отмечен черным цветом, символически указывающим на смерть и связь с подземным миром. Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, - что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса.

В композиции можно выделить несколько источников света. В полутемном помещении светильник над головой Иисуса ярко освещает его кроткое лицо и благословляющие руки. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. Из приоткрытой двери вливается поток света, позволяющий разглядеть высокий потолок, колонны и арки. Перед столом на прямоугольной подставке стоит свеча, свет которой разгоняет сумрак в нижней части картины, словно даря зрителю частичку божественного света учения Иисуса.

Иисус – центральная фигура среди персонажей картины. Взгляды апостолов устремлены на него, они застыли в напряженном внимании. Иоанн страдальчески уронил голову на стол. Иуда Искариот отстраняется от Христа и апостолов. Его отчуждение показано напряженной отшатывающейся позой, черным цветом одежд, тенью, крайним положением среди учеников.

Уильям Блейк «Тайная вечеря» ( 1799г.)

Творчество Уильяма Блейка исследователи относят к романтическому направлению. Рассматриваемая картина выполнена темперой на холсте и имеет размеры 30.5 x 48.2 см.

В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Круг – символ божественности, и предатель Искариот неслучайно его разрывает. Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом - кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Это заостряет внимание на божественности, святости Иисуса и низменности предателя Искариота. Прямоугольный стол покрыт белой скатертью, на нем стоят круглые чаши с вином и подносы с хлебом, в центре над ним оказывается Иисус – все это складывается в символ жертвенного алтаря, святой евхаристии и жертвы Христа.

В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Белый символизирует святость, чистоту, очищение от грехов – поэтому одежды Иисуса белые, белая же и скатерть на столе-алтаре. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Сине-голубой – символ Божественной вертикали. Он также является цветом божественной тайны. Удивительно, что в колористическом решении отсутствует красный, символизирующий жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Иисус, апостолы, стол – все это выписано чистыми, божественными белым, сине-голубым и золотым и складывается в подобие треугольника, где вершина – сияющая нимбом голова Христа. Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Это прочитывается как символ божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном.

Символика светотеневой композиции утверждает идею божественного в человеческом, света божественного учения и сопротивления Искариота божественному свету. Единственный источник света на картине – яркий нимб над головой Иисуса, озаряющий золотым божественным светом апостолов и стол, выхватывая все собрание из темноты фона. Иуда Искариот отворачивается от света, он против света и против Христа, что изобличает в нем отступника и предателя.

В отношениях персонажей внимание в первую очередь приковано к Христу, его кроткому лицу и благословляющим рукам. Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса; ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Художник отделил Искариота от Иисуса и апостолов за счет пространственной структуры, светотени, символики. Иуда воплощает низменные черты: алчность, корысть, предательство, чуждость святому, божественному, возвышенному.

Илья Репин «Тайная вечеря» (1903 г)

Творчество Ильи Ефимовича Репина относят к направлению реализма. Данная картина выполнена маслом на холсте, ее размеры составляют 63 на 104 см.

Внимание зрителя в первую очередь привлекает правая часть картины, где на переднем плане сидит Иисус в белых одеждах, положив левую руку возле чаши с красным вином. Стол оказывается за его спиной. Апостолы вместе с Христом образуют круг. Белый прямоугольник стола символизирует жертвенный алтарь, на котором уже стоят золотые чаши и блюда с вином и хлебом как кровью и плотью Христовой, и возле которого сидит сам Иисус – безгрешная жертва во искупление грехов человечества. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость. Перед столом размещены три широких прямоугольных сидения, которые здесь символизируют модель земного, дольнего мира. Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Их огни освещают верхнюю часть помещения и позволяют увидеть колонны – символ устремленности в небо - и уходящие вдаль по диагонали полукруглые арки – символ небесной сферы, высшего мира. У дальней правой стены стоят две темных фигуры второстепенных персонажей – они не участвуют в происходящем таинстве евхаристии, и потому находятся в глубокой тени, они не освещены божественным светом. За спинами Иисуса и апостолов расположены канделябры со гроздьями огней – канделябры и свет от них явно образуют треугольники. Символика треугольника – двойственность мироустройства, соединение божественного с человеческим, небесного с земным, духовного с материальным.

Основу цветовой композиции составляют черный, красный, золотой, белый и синий – цвета спектра божественного огня, воплощающего идею восхождения как воскресения и вознесения Христа.. Белые одеяния Иисуса - будущей жертвы и белая скатерть стола-жертвенника символизруют чистоту, божественность, очищение от грехов. Красное вино, красные сидения, красные одежды двух апостолов – этот цвет символизирует жертвенную кровь Христа и его грядущее воскресение.Золотая посуда на столе подчеркивает священность евхаристии в христианстве. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Кроме того, черный цвет выделяет Искариота из апостолов, указывает на его обособленное, отчужденное положение.

На картине есть несколько источников света. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Это символично указывает на божественный свет его учения. Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса. Лишь Иуда Искариот отвернулся от светильников и опустил голову, оказавшись в тени – это выделяет его среди апостолов, сообщает ему инфернальность, указывает на него как на предателя и отступника. Два высоких светильника на переднем плане и льющийся из верхней центральной части свет помогают увидеть высокие потолки с полукруглыми арками, наводящими на мысль о небесных сферах. Свет, исходящий из окна на левой стене, позволяет оценить глубину изображенного помещения и различить темные фигуры второстепенных персонажей.

На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Его лицо выражает смирение и страдание. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Петр гневно указывает на Иуду Искариота, изобличая предателя. Но Иуда остается невозмутимым. Он не понимает всей глубины своего преступления. Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря» (1955 г.)

Сальвадор Дали – один из ярчайших художников ХХ века. Направление своего творчества он сам называл сюрреализмом.

«Тайная вечеря» кисти этого художника написана маслом на холсте, ее размеры 167 на 268 см.

В центральной точке композиции находится голова Иисуса. Он сидит в центре золотистого каменного стола. Вокруг стола, почтительно склонив головы, сидят апостолы. Помещение, в котором происходит Тайная вечеря, венчает стеклянный купол. Сквозь купол виден пейзаж: море, скалистые острова, многоцветное небо. Сквозь полупрозрачное тело Иисуса просвечивают лодки на море. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. Стакан с вином наполнен точно наполовину. Многократно повторяется символ треугольника. Только фигура Иисуса образует три треугольника с общей вершиной – головой Христа: торс Иисуса с разведенными согнутыми в локтях руками; треугольник, образованный головой и двумя половинками хлеба, тругольник заливающего Иисуса света. Над прямоугольным столом – жертвенным алтарем эти треугольники приобретают значение божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном. Треугольники образуют и фигуры двенадцати апостолов. Над головами собравшихся реет полупрозрачная фигура с раскинутыми руками – символ креста, преддвестие скорого распятия Иисуса. Купол составлен из гигантских пятиугольников – но какой символический смысл несут пятиугольники? Быть может, объединение прямоугольника и треугольника в одной геометрической фигуре для усиления значения идеи божественного в человеческом и небесного в земном?

В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Золотистые также волосы Иисуса, одежды нескольких апостолов, хлеб, свет, рамы стеклянного купола – золотой цвет в христианской символике есть эманация божественной сущности. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Лишь капелька красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, - символизирует жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса. В композиции нет черного цвета – есть разные оттенки коричневого и серого, сообщающих материальную плотность и тяжесть, например, апостолам, что подчеркивает полупрозрачность, невесому легкость Иисуса.

Картина залита светом, льющимся из стеклянного купола. Но этот свет в первую очередь льется на Иисуса, символизируя его божественную сущность, избранность, чистоту и святость.

Отношения персонажей на картине удивительны. В центре внимания сияющий, озаренный божественным светом Иисус, благословляющий дары первого причастия. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Но кто же из них Иуда Искариот? На картине нет конфликта с отступником и предателем. Все ученики одинаково вовлечены в таинство евхаристии, все одинаково проникнуты светом божественного учения Иисуса. Здесь нет предателя? Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем? Этот вопрос остается открытым.

Число 3

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

3

Фигура

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

3

Жест

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

3

Анализ

Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

3

Симон Кананит

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам).

Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

3

Апостол Фаддей

Брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

3

Левий Матфей

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

3

Апостол Филипп

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43-46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5-7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев) (Ин. 12:20-22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8-9).

Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп Диакон или Филипп Евангелист - другое лицо, тёзка апостола Филиппа.

Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей, с которыми был знаком и Папий. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Тита в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

3

Иаков Зеведеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Сын Зеведея, родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

3

Апостол Фома

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!».

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском, можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

3

Иоанн Богослов

Один из Двенадцати апостолов, сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес).

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей.

Согласно традиции большинство христианских конфессий, Апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

3

Апостол Петр

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого».

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

3

Иуда Искариот

Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.

После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.

3

Андрей Первозванный

В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.

Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.

3

Иаков Алфеев

Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея. В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати, однако других сведений о нём не сообщается.

Согласно житию, Иаков был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).

3

Апостол Варфоломей

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы

3

О картине

Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

3

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одна из самых известных картин в мире. Это произведение искусства было написано между 1494 и 1498 годами и представляет собой последнюю трапезу Иисуса с апостолами. Картина была заказана Людовиком Сфорца. «Тайная вечеря» Леонардо по сей день находится на своем первоначальном месте — на стене в трапезной монастыря Санта—Мария—делле—Граци.


Сюжет

В 1494 году Леонардо да Винчи начал то, что станет одним из самых влиятельных произведений искусства в истории. «Тайная вечеря» — это визуальная интерпретация Леонардо события, записанного во всех четырех Евангелиях. Вечером Христос собрал своих апостолов вместе, чтобы устроить последний обед и сказать им, что ему известно грядущее событие о предательстве одного из них. Все его 12 последователей отреагировали на эту новость с разными эмоциями: это и страх, и гнев, и недоумение, и даже ненависть.


Великий Четверг: Тайная Вечеря и установление Таинства

В отличие от подобных работ, Леонардо решил проиллюстрировать тот конкретный момент в евангельском сюжете, когда Иисус говорит своим последователям, что один из них предаст его, уделяя большое внимание индивидуальным выразительным реакциям. Ссылаясь на Евангелие, Леонардо изображает Филиппа, вопрошающего: «Господи, это я?», на что Христос отвечает: «Кто опускает руку со мной на блюдо, тот и предаст меня». И зрители видят, что вкупе с Христом одновременно свою руку к блюдцу на столе тянет Иуда.
Спокойное самообладание Иисуса с опущенными головой и глазами контрастирует с волнением апостолов. Все они сгруппированы по три человека. Иаков, слева от Христа, сердито размахивает руками, в то время как неверующий Фома, за Иаковом, указывает вверх и, кажется, спрашивает: «Это план Бога?». Фома в этот момент пытается прикоснуться к ранам Христа, чтобы поверить в воскрешение. Петр с ножом в руке (им он позже отрезал ухо солдату, пытающемуся арестовать Иисуса) подходит к Иоанну, который сидит справа от Иисуса. Иуда схватил мешочек, в котором находится его награда за идентификацию Иисуса.


Иуда и разлитая соль

Вместе с тем, Леонардо также таинство Евхаристии (Христос, благословляющий трапезу — чудесное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христа).

Техника исполнения шедевра

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, огромная картина 4,6 х 8,8 метров, была выполнена из темперы и масла на гипсовой заготовке вместо техники. Почему же не была использована популярная в то время техника фрески? Она была не по нраву Леонардо по двум причинам. Во—первых, он хотел добиться большей яркости, чем позволял метод фрески. Во—вторых, быстросохнущая техника фрески требовала быстрой работы и спешки. А Леонардо известен своим тщательным и продолжительным процессом работы.
Картина была выполнена с использованием собственной созданных пигментов непосредственно на сухой штукатурке на стене, и в отличие от фресок, где пигменты смешивались с мокрой штукатуркой, она не выдержала испытание временем. Еще до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены и Леонардо приходилось его снова корректировать.
Чтобы создать эту уникальную работу, Леонардо создал огромное множество подготовительных набросков.


Предварительные работы Леонардо

Композиция: молоток + гвоздь

Два приспособления — молоток и гвоздь — помогли Леонардо достигнуть нужной перспективы. Что особенно делает «Тайную вечерю» настолько поразительной — это перспектива, которая, кажется, приглашает зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы достичь этой иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо да Винчи вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки, которые помогли в создании перспективы. Эта техника была заново открыта в эпоху Возрождения. Еще одна деталь композиции: двенадцать апостолов сгруппированы в четыре группы по три человека, и есть также три окна. Цифра три часто является ссылкой на Святую Троицу в католическом искусстве. Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса.


Композиция картины

Магдалина или Иоанн?

Многих внимательных зрителей картины интересует один вопрос — ведь очевидно, что справа от Иисуса изображена женщина, в то время как церковь на протяжении тысячелетий искренне убеждает людей в версии об апостоле Иоанне (он же написал «Евангелие от Иоанна Богослова»)?
Все в апостоле Иоанне поразительно женственно. Это и тонкие грациозные руки, красивые нежные черты лица и золотое ожерелье. Интересный факт — эта женщина в своей позе и своем одеянии является зеркальным отражением Христа: одинаковый стиль плаща и халата, одинаковый наклон головы. Никто за столом не носит одежду, которая таким образом отражает одежду Иисуса. И Иисус и, предположительно, Магдалина находятся в своих внутренних мыслях, они словно не замечают всего разнообразия эмоций окружающих апостолов. Они оба безмятежны и спокойны. Центральное место в общей композиции занимает фигура—буква, которую Иисус и эта женщина создают вместе — это гигантская, распростертая буква «М» (вполне возможно, это авторский посыл на имя Магдалины).

Символика

Ряд искусствоведов и ученых активно обсуждают значение сосуда с разлитой солью возле локтя Иуды. Пролитая соль может символизировать неудачу, потерю религии или веры в Христа.
Вторая символическая загадка: является ли рыба на столе сельдью или угрем. Это важно, поскольку у каждого свое символическое значение. По—итальянски слово «угорь» — «аринга» означает внушение. На северно—итальянском диалекте слово «сельдь» — «ренга» описывает человека, который отрицает религию (и это соответствовует библейскому предсказанию Иисуса о том, что его апостол Петр будет отрицать, что знает его). Таким образом, угорь — символизирует веру в Иисуса, а сельдь, напротив, символизирует неверующего.

Дата создания: 1495-1497 годы.
Тип: темпера.
Габариты: 460*880 см.

Тайная вечеря

Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.

Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.

На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.

Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.

Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов - три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф. 26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо - блюда с угрем и апельсинами - любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.

Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.

Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство. Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия. Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.

Фома, Иаков Старший, Филипп.

Христос

Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его. Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» - и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола. Все композиционные линии картины сходятся в одной точке - к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.

Арка

В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева - герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.

Фреска в наше время

Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.

Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.

Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб