ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Легенды и факты в истории исаакиевского собора. Музейный комплекс «Исаакиевский собор

С озданный архитектором Огюстом Монферраном Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших купольных сооружений в мире, воплощенный в камне символ имперского могущества.

Строительство Исаакиевского собора продолжалось четыре десятилетия и стало школой новых технологий, многие из которых использовались впервые, в том числе рельсовый путь, легкий металлический купол и широкое применение гальванопластики в декоративном убранстве.

Фасады собора украшены портиками с монолитными гранитными колоннами, которые вырубались в каменоломне Пютерлакс и по воде доставлялись на баржах к месту строительства. Установка этих колонн, вызвавшая восхищение современников, занимает особое место в истории строительной техники. При помощи лесов оригинальной конструкции и воротов колонну устанавливали менее чем за час. Модель подъемных лесов, выполненная в 1826 году, представлена в музее.

Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальный ансамбль монументально-декоративной пластики XIX века.

Собор украшен скульптурами ангелов на наружном аттике, ангелов со светильником, евангелистов и апостолов на фронтонах портиков. На балюстраде главного купола находятся 24 скульптуры ангелов и архангелов (скульптор И. Герман), на фронтонах портиков представлены горельефы «Воскресение Христа» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом» работы Ф. Лемера и «Поклонение волхвов» и «Исаакий благословляет императора Феодосия» работы И. Витали.

В нишах стен южного и северного портиков представлены работы П. Клодта и А. Логановского «Несение Креста», «Оплакивание», «Избиение младенцев» и «Явление Ангела пастырям».

Большие наружные двери храма оформил И. Витали; особенно интересны западные двери с композициями «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного».

Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованном в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора.

В Исаакиевском соборе сохранилась до нашего времени богатейшая коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов.

103 стенные росписи и 52 картины на холсте создавали крупнейшие представители русской академической школы того времени, в том числе В. К. Шебуев, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. Т. Марков, Н. М. Алексеев, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, Т. А. Нефф, К. А. Молдавский и другие.

Грандиозен по своим размерам (816 квадратных метров) плафон главного купола кисти великого Карла Брюллова «Богоматерь во славе».

Художественное убранство Исаакиевского собора послужило поводом для возрождения искусства мозаики в России в XIX веке. Здесь можно увидеть 62 мозаики общей площадью более 500 квадратных метров. Мозаичные работы начались в 1851 и продолжались до 1914 года.

Блестящий образец мозаичного копирования – икона «Тайная вечеря», выполненная в 1879–1887 годах по оригиналу С. Живаго мозаичистами И. П. Кудриным, И. А. Лаверецким, М. П. Муравьевым, И. А. Пелевиным и Н. Ю. Силивановичем. В композиции этого произведения чувствуется влияние знаменитой фрески Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» выполнена с применением метода оптического смешения цветов.

Чтобы передать все богатство красок живописи, мозаичисты использовали смальту более 12 000 оттенков цвета. Мозаики Исаакиевского собора отличает совершенство технического исполнения. В 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне они получили самую высокую оценку. Специалисты отмечали, что в России изготовление смальты «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе».

Витраж «Воскресший Христос» в алтарном окне Исаакиевского собора выполнен под руководством баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, его площадь – 28,5 кв. м. Это один из наиболее крупных витражей Европы.

В музее проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, ведется учебно-образовательная работа со школьниками, проводятся художественные мастер-классы для детей «Дети рисуют в храме». Разработаны специальные программы и создана оснащенная новейшей техникой инфраструктура для посетителей с ограниченными возможностями, в том числе для посещения смотровой площадки с экскурсией на высоте 37 метров посетителями в инвалидной коляске . Сегодня под сводами Исаакиевского собора проходят концерты классической и духовной музыки в исполнении Камерного хора Смольного собора.

Надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.


Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю .

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 год у – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник . Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем . Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.

Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании . Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану . Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году , но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.


Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж , где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет , и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»


Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора . Гранит для них добывали на берегу Финского залива , у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера . Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине , его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых . Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году , незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.

Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко , наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет . Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал . Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.


Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма .

В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Исаакиевская пл., 1

Первые воплощения

Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. Храм в честь этого святого было решено строить при Адмиралтействе. Для новой церкви было решено переоборудовать бывшую адмиралтейскую чертёжную . Летом 1707 года к югу от верфи появилось небольшое деревянное здание крытое тёсом с десятью слюдяными окошками. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

К 1717 году на Адмиралтейском острове не было ни одного каменного храма. Таковым в первую очередь решили сделать Исаакиевскую церковь: "В прошлом 717м году августа в 8 день... велено Ярославского уезду крестьянину Якову Неупокоеву при Адмиралтействе построить каменную церковь по абрису архитекта Матерновия " [Цит. по: 1, с. 169]. При этом новый храм было решено строить ближе к берегу Невы, примерно там, где теперь стоит знаменитый "Медный всадник ". Поначалу строительство велось быстро. Руководивший им с 1719 года (после смерти Маттарнови) Н. Ф. Гербель в июле 1721 года уже запрашивал канаты и верёвки для подъёма стропил на возведённые стены.

Пётр I хотел видеть Исаакиевскую церковь похожей на храм Святого Петра в Риге. Для него там составили чертёж шпиля, который был прислан в Петербург. Хорошо зарекомендовавшие себя на работе со шпилем Петропавловского собора архитектор Трезини и инженер Герман ван Болес были выбраны для установки и этого сложного инженерного сооружения. В ноябре 1722 года Доменико Трезини осмотрел и описал церковь:

"[Здание было выстроено] длиною на дватцати осми саженях с половиною и полчетверти вершка, шириною на десяти саженях, вышиною от фундамента гымзом пять сажен и пять четвертей аршина и три вершка, стены толщиною между окошек в полтора аршина и пять вершков с выпущенными лопатками толщиною два аршина и три вершка. Где купол шириной четырнатцать сажен и один аршин... Купол над срединою зделан осмиуголной круглой шириною четырёх сажен и трёх фут, вышиною от фундамента тринатцать сажен два аршина и два вершка с половиною, шириною пять сажен один аршин полтора вершка... Своды над церковью и олтарём и над столбами арки сведены толщиною в замке в один кирпич. Известью неподмазана и не белена, которую надлежит мазать и белить" [Цит. по: 1, с. 169, 170].

В 1723 году Пётр I подписал указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме.

11 сентября 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин объявил о том, что в сводах Исаакиевской церкви обнаружены серьёзные повреждения. Через неделю архитекторы Трезини, ван Звитен, Б. Растрелли и ученик архитектуры М. Г. Земцов подали в Канцелярию доклад о способах устранения недостатков. 7 июня 1725 года Канцелярия от строений определила:

"В Исакиевской церкви, свод которой повредился, розбирать архитекту Гаитану Киавери... А деревянной или каменной лехкой свод недлежит делать, о том доложась Её величеству Государыне императрице... указ учинён будет впредь. А архитекту Трезину того строения не ведать для того что он архитект Трезин отягчен многими другими делами" [Цит. по: 1, с. 234].

Для решения о типе возводимого нового свода и способах укрепления стен была собрана комиссия из архитекторов Трезини, Киавери, Земцова, "архитектурных гезелей" Тимофея Усова и Петра Еропкина . Комиссия постановила укрепить стены церкви железными связями и соорудить наружные контрфорсы.

В мае 1726 года Екатерина I распорядилась изготовить для Исаакиевской церкви ангела с крестом. В мае следующего года она изменила решение о материале для свода. Вместо камня было решено применить дерево. Ещё через два месяца императрица повелела устроить у следующему лету купол и деревянный шпиль. Для этого архитекторам Трезини и Киавери было поручено составить соответствующие чертежи. Последний сообщил в Канцелярию от строений, что повреждения каменных стен колокольни ещё не устранены, после чего комиссия из архитекторов Трезини, Земцова, Усова и Еропкина осмотрела колокольню и выдала своё решение об её исправлении.

Освящение Исаакиевской церкви состоялось 30 мая 1727 года. Сразу после этого первую деревянную церковь разобрали. В 1728-1729 годах вокруг колокольни для укрепления стен и сводов установили 20 круглых каменный столбов на пьедесталах, устроив таким образом крытую галерею. К сентябрю 1729 года на колокольне был установлен деревянный купол с фонариком. Тогда же храм был выкрашен в белый цвет.

21 апреля 1735 года от молнии загорелся шпиль. В результате выгорел весь храм. Его восстановление доверили архитектору Пьетро Антонио Трезини , который нашёл способ реставрации здания без разборки покосившейся колокольни. По указаниям Трезини были заново сложены своды и купол, а также обновлена внутренняя и наружная отделка. Восстановление Исаакиевской церкви продолжалось до 1746 года .

Решить проблемы второй Исаакиевской церкви так и не удалось. Она была построена слишком близко к Неве - в 21 метре от берега. К тому же, фундамент здания оказался слишком слаб. В 1758 году архитекторами было установлено:

"под тою церковью фундамент зделан слаб и узок, а паче без свай, а хотя под однеми углами и под средними четырьмя столбами сваи и побиты, но весьма редко, отчего стены и столбы садятся вниз, налишные же стены зделаны тонки и от зделанных сводов распирает врозь, отчего как стены, так и внутренние столбы пошатились розно на один вершок... Хотя для подкрепления и зделаны были прежде с боков контрофорсы, но и от того помощи мало, и все от стен отсели и перемычки разседались... колокольня хотя и подкреплена контрофорсами, токмо по слабости фундамента садитца вниз и от церкви имеет в стенах отделение" [Цит. по: 1, с. 235].

В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди . Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади. Я. Штелин описал закладку храма:

"В июле 1768 года Её величество императрица Екатерина II в присутствии всего Двора, иностранных министров и огромной толпы народа торжественно заложила камень в основание церкви святого Исаакия, которая должна строиться на Адмиралтейском лугу. Под закладной, или краеугольный, камень, где, собственно, будет сооружён алтарь, были положены различные монеты, чеканенные в правление Её величества, а также особая, выпущенная по этому случаю медаль. Чертёж этой церкви исполнен государтвенным архитектором Ринальди, а осуществление постройки по изготовленной для этого модели возложено на сенатского архитектора Виста под главным надзором господина генерал-лейтенанта графа Брюса. Она должна стать самой большой и пышной церковью, какой никогда ещё не было в Российском государстве" [Цит. по: 1, с. 451].

Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось различными сортами русского мрамора. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II, он был построен лишь на половину.

Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка , а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. Спешка была связана с приближающимся 100-летием Санкт-Петербурга, масштабная стройка в центре которого не украсила бы праздник. В результате пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Когда Антонио Ринальди уехал из России, облицовка стен здания мрамором была осуществлена только до карнизов. Завершал работу Винченцо Бренна . Новый Исаакиевский собор был достроен и освящён к 1802 году.

Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:

"Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный".

Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке. Построенный наспех по усечённому проекту храм не соответствовал статусу главного православного храма, не украшал собой центр столицы Российской империи.

Строительство

В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Его личным требованием стало использование в новом здании алтарной части старого храма. Первый оказался безрезультатным. Несмотря на то, что в нём участвовали А. Н. Воронихин , А. Д. Захаров , Ч. Камерон , Д. Кваренги , Л. Руска , В. П. Стасов , Ж. Тома де Томон , их проекты не были приняты императором. Все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.

Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм. Но и второй конкурс не выявил архитектора, достойного этой работы. Тогда император поручил инженеру Августу Бетанкуру, председателю Комитета по делам строений, найти нужного мастера. Таковым оказался французский архитектор Огюст Монферран . Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу 24 проекта собора в разных стилях: от готического до китайского. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Вероятно, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.

Выбор классического облика Исаакиевского собора оправдан прежде всего контекстом, в который он встраивался. Архитектура Санкт-Петербурга ориентирована прежде всего на Европу, поэтому находящийся в нём главный кафедральный собор должен быть тоже в европейском стиле, но не, к примеру, в византийском. Из-за этого было сразу понятно, что храм не будет полностью соответствовать православным канонам церковного строительства.

Как только проект Монферрана стал реализовываться, тут же в нём нашлись ошибки. Так, архитектор рассчитывал сохранить старые пилоны. Но это оказалось невозможным, так как новые и старые пилоны дали бы разную осадку. Академия художеств создала специальную комиссию для исправления проекта. Зодчему пришлось переделать свою работу принимая во внимание все замечания. Монферрану пришлось отказаться от сохранения старых пилонов, оставив от собора Ринальди только его алтарную восточную часть.

Процесс строительства Исаакиевского собора получился разбит на несколько стадии. В 1818-1827 годах производилась разборка старой церкви и устраивался фундамент новой.

Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10 762 сваи. На это ушло пять лет. Сейчас такой способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую... Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: "Вы испортили нам мостовую". - "Причём здесь мы?" - ответили из Петербурга. - "Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи "Громов и К" пришёл ответ из Америки.

На втором этапе с 1828 по 1830 годы устанавливали колонны четырёх больших портиков.

Изначально Монферран планировал оснастить храм только северным и южным портиками. С других двух сторон они по его мнению были неуместны, так как упирались в стены соседних зданий, из-за чего их сложно видеть целиком. Но Николай I настоял на строительстве всех четырёх портиков, мотивируя это необходимостью приданию храму более торжественного вида. То, что они не будут функциональны, для императора не имело значения.

Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.

О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:

"Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу - подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились - крикнули громкое ура! - и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви".

Доставка строительного материала от берега Невы к строительной площадке осуществлялась по приобретённым за границей рельсам. Причём делалось это задолго до появления в России первой железной дороги. Это значительно облегчило работу, так как лес, песок, каменные заготовки и монолиты доставлялись в Петербург по воде.

Установка 48 колонн портиков производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (крайняя колонна справа в первом ряду северного портика) была установлена 20 марта 1828 года, а последняя - 11 августа 1830 года. Установка первой колонны стала важным событием в жизни Петербурга. На торжестве присутствовали иностранные гости, царская чета и многочисленная толпа любопытствующих горожан. Перед их взором всего за 45 минут была установлена 17-метровая колонна весом 114 тонн. Под её основание была положена свинцовая коробка, в которую вложили платиновую медаль с изображением Александра I.

С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. В 1837-1841 годах - сооружали своды, барабан купола и четыре колокольни. Работа по установке 24 колонн вокруг центрального купола также была весьма грандиозной. Каждая из них весит 64 тонны. Впервые в строительной практике колонны такого веса и размера поднимались на высоту более 40 метров.

По предложению Огюста Монферрана главный купол собора был создан не из кирпича, а из металла, что значительно сократило его вес. При его проектировании зодчий использовал в качестве прототипа купол собора святого Павла в Лондоне. Он состоит из трёх вложенных в друг друга частей. Внутренний свод опирается на колоннаду. Он обшит досками, обит просмоленным войлоком и оштукатурен. Его нижнюю поверхность, которую видит посетитель собора, расписал художник К. П. Брюллов. На внутреннем своде стоит второй, поддерживающий фонарик собора. Он окрашен в голубой фон с бронзовыми лучами и звёздами, что создаёт картину звёздного неба. Третий свод - внешний, покрыт медными позолоченными листами. На золочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.

С 1841 по 1858 год оформлялись интерьеры. При составлении их проектов Монферран совершил путешествия по Италии и Франции, дабы ознакомиться с лучшими образцами. Проект интерьера был утверждён Николаем I в январе 1843 года.

Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. "Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства". - "То-то он так долго строит".

Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умер вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.

Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.

На возведение храма было потрачено рекордное количество денег. К примеру, на строительство сомасштабного Троице-Измайловского собора было потрачено около 2 000 000 рублей, тогда как только на фундамент Исаакиевского собора ушло 2 500 000 рублей. Финансирование велось из казны, несмотря на дефицит бюджета. Храм Исаакия Далматского стал самым дорогим в Европе. Он обошёлся казне в 23 256 852 рубля и 80 копеек без учёта стоимости церковной утвари. Экономия при его оборудовании была весьма незначительной, но всё-таки была. Так, по указанию Николая I кафедра была здесь выполнена не из дорогого каррарского мрамора, а из дуба. Экономией также обуславливается отсутствие задуманной Монферраном богатейшей ограды вокруг храма. Она, как и всё связанное с главной православной церковью, задумывалась весьма помпезной:

"Предложено было именно устроить великий балюстрад, украшенный двадцатью пьедесталами. На восьми из этих пьедесталов, особенно выдающихся, поставить фигуры мужей, просветивших Россию своей верою, а прочие двенадцать занять грандиозными канделябрами для газового освещения. Сверх того, предложено было против трёх главных подъездов на портиках собора поставить высокие колонны..." [Цит. по: 3, с. 138]

Описание

Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. Здание весит 300 000 тонн. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4 000 квадратных метров он может вместить до 12 000 человек. При этом сам Монферран рассчитывал, что вместимость здания составляет 7 000. Ему приходилось учитывать размеры пышных юбок дам, а также необходимость "резервирования" как минимум одного квадратного метра для каждого верующего.

Являясь главным храмом, Исаакиевский собор поставлен на стереобат - возвышение, что символизирует приближение к Богу. Ступени стереобата сделаны большими, больше человеческого шага, что настраивает посетителя на медленный, вдумчивый вход в собор.

Восточный и западный портики Исаакиевского собора имеют по восемь колонн, а северный и южный - по шестнадцать. Это связано с тем, что последние оформляют Сенатскую и Исаакиевскую площади, а значит должны быть более торжественными. Вместе с тем, по православным канонам главный вход должен был бы быть с запада - напротив алтаря. В архитектуре здания это никак не выявлено.

Фасад здания облицован мрамором, толщина блоков которого составляет 40-50 сантиметров.

Главным скульптором Исаакиевского собора стал Иван Петрович Витали. Его привлёк к работе Монферран, который таким образом нашёл замену французскому скульптору Лемеру. И. П. Витали создал уникальные двери храма. Каждая из створок весит более 20 тонн . За их образец Монферраном были выбраны "Золотые двери" баптистерия работы скульптора Гиберти. Для Исаакиевского собора была выполнена их точная копия в натуральную величину, а затем Витали отлил их из бронзы. Изображения святых на дверях портретны. За прообраз скульптор брал образы рабочих, которых Витали зарисовывал проходя по стройке.

Скульптурное оформление экстерьера Исаакиевского собора по желанию Николая I было дополнено восемью фигурами ангелов над пилястрами и четырьмя группами ангелов со светильниками по углам здания. Последние использовались в дни церковных праздников, когда в светильниках зажигался газ.

Бронзовые барельефы фронтонов также создал Витали. Барельеф западного фронтона называется "Святой Исаакий и Император Феодосий". По совету художника Карла Брюллова скульптор придал лицам героев сюжета черты своих современников. В лице Феодосия показан сам Николай I, жена византийского императора похожа на супругу государя Александру Фёдоровну, царедворцы Сатурнин и Викторий - на министра двора князя Волконского и президента Академии художеств Оленина, святой Исаакий Далматский - на митрополита Серафима, византийский архитектор (как уже упомянуто выше) - на Монферрана.

Внутренние стены здания также как наружные облицованы мрамором. Но выше аттика, начинающегося на высоте 43 метров, плоскости обработаны стюком, то есть искусственным мрамором, более дешёвым чем естественный камень. На такой высоте зритель не видит подмены.

Исаакию Далматскому посвящён центральный главный придел храма. Северный - святому благоверному князю Александру Невскому, южный - святой великомученице Екатерине.

Собор освещают семь бронзовых золочёных люстр на 980 свечей. Кроме них здесь имелись канделябры, но всего этого всё-равно не хватало для полноценного освещения. До появления электричества в храме (в 1903 году) было настолько темно, что росписи выше аттика не были видны. Староста собора Е. Богданович писал:

"Приближаясь к собору, прежде всего, поражаешься его обширностью и малым числом окон <...> Все эти окна в куполе мало дают света внутренней части храма, где стоят богомольцы, - так что гораздо больше освещается купол, занимающий сравнительно небольшое пространство, чем самый храм, отчего последний, со своими богатствами и художественными произведениями, теряет весьма много... Внутри храма поражает его примрачность." [Цит. по: 3, с. 215, 216]

Проблему недостаточного освещения предлагали устранить хотя бы частично, путём пробивки окна в своде над алтарём. Но ради сохранения росписи свода от этого отказались.

По указанию Николая I живописное убранство Исаакиевского собора постепенно было переведено в мозаики. Заказы на оформление интерьера храма распределялись не конкурсами, а по воле императора. Таким образом к работам был привлечён художник Т. Нефф, который до этого нарисовал лишь портрет великой княгини Марии Николаевны.

Над иконостасом художник Ф. Бруни изобразил картину "Страшный суд", которая обычно располагается на западной стене храма. Здесь так сделать не удалось, так как соответствующее место с западной стороны разбито аттиком и карнизом на три небольшие части. Из-за этого пришлось отойти от традиции православной церкви и поместить там четвёртый, шестой и седьмой дни творения Богом Вселенной, а сцену Страшного суда - на востоке над иконостасом.

Создание росписи плафона Исаакиевского собора Николай I поручил Карлу Брюллову. Это самая масштабная живописная работа в храме площадью 816 квадратных метров. В процессе работы живописцем были созданы сотни эскизов и набросков отдельных персонажей и деталей. Роспись плафона называется "Богородица во Славе". По замыслу Брюллова здесь были увековечены святые - покровители императоров России: Иоанн Богослов, святой Николай, Иоанн Креститель, святые Пётр и Павел, Екатерина, Елизавета, Анна, Александр Невский и Исаакий Далматский, император Константин и святой Алексей. Лицу Александра Невского художник придал черты Петра I.

Над плафоном Исаакиевского собора Брюллов работал с середины 1845 до начала 1847 года. Из-за сложных условий он заболел, его пришлось заменить П. Басиным, который завершил "Богородицу во Славе" к концу 1848 года. В 1849-1852 годах Басиным по эскизам Брюллова были расписаны барабан купола, парусные своды и аттик.

В память о том, что храм строился при правлении Николая I, в юго-западом плафоне колокольни художником Риссом создано изображение святой Февронии - личной покровительницы императора.

Иконостас Исаакиевского собора создавался в 1840-е годы в классическом стиле в виде триумфальной арки. Его имперский стиль подчёркивают 10-метровые колонны из малахита. Именно они, а не Царские врата, как принято в православных церквях, стали композиционным центром иконостаса. Ещё одним нарушением правил стало размещение северных и южных дверей главного алтаря не в самом иконостасе, а в стенах, отделяющих алтарь от приделов.

Из канонических икон в иконостасе помещены лишь четыре: Иисуса Христа, Исаакия Далматского, Богоматери с младенцем и Тайной вечери. Остальные иконы посвящены святым, личным покровителям императоров, в периоды правления которых велось строительство всех четырёх зданий Исаакиевского собора: святому Павлу, великомученице Екатерине, Александру Невскому, Николаю Чудотворцу и Петру. Все эти иконы набраны мозаикой по живописным оригиналам Т. Неффа. Иконы с изображениями событий Евангелия расположены не во втором ярусе иконостаса, а разбросаны по всему собору, будучи помещёнными в нишах пилонов. В иконостасе их места занимают святые покровители членов царской семьи: князь Владимир и княгиня Ольга, Мария Магдалина и царица Александра, Николай Новгородский, архистратиг Михаил, праведные Анна и Елизавета, равноапостольный царь Константин и царица Елена. Эти иконы также созданы в технике мозаики, сделаны по эскизам Ф. П. Брюллова (брата Карла Брюллова). Ещё одним нарушением традиции стало изображение в иконостасе шести святых жён. Все отходы от традиционного исполнения иконостаса обусловлены необходимостью отразить в нём идею государственности, показать единство царской и небесной властей.

Венчающая Царские врата скульптурная группа "Христов со Славе" выполнена П. Клодтом и Т. Неффом.

На золочение интерьера Исаакиевского собора было потрачено 300 килограммов золота.

Алтарное окно храма украшено витражем, что для православной традиции является исключительным событием. Витраж Исаакиевского собора исполнен немецкими мастерами в Германии и был доставлен в Санкт-Петербург по частям. Он изображает Иисуса Христа во весь рост, его площадь составляет 28 квадратных метров.

Церковная утварь была создана для Исаакиевского собора из казённого золота за 17 500 рублей придворными поставщиками Никольсом и Плинке. Они же поставили в храм 26 предметов из казённого серебра. Серебряных дел мастера Сезиков и Верховцев поставили в храм ещё 89 вещей из казённого драгоценного металла. В благодарность за получение этого заказа поставщики изготовили 57 вещей из собственного серебра.

История

Строительство Исаакиевского собора завершилось освящением храма 30 мая 1858 года. За сооружение храма Огюст Монферран получил чин действительного статского советника, единовременно 40 000 рублей и пенсию в 5 000 рублей . Церемония освящение храма началась в 9 утра, завершивший её парад войск окончился в 16 часов дня. Все петербургские газеты описывали это событие в восторженных тонах, вспоминая ясный день и огромное стечение народа. Современники отмечали и типичные для России особенности мероприятия:

"Гадкая история сцепилась с этой церемонией. Во время коронации Красная площадь в Кремле покрывалась красным сукном, которого пошло несколько тысяч аршин... Нынче опять понадобилось красное сукно, чтобы устлать дорогу от Зимнего дворца до собора, и государь вспомнил про то, коронационное, и приказал употребить его. Списались с Москвой. Оттуда отвечали, что сукно очень плохо, что его моль поела. Государь приказал прислать его таким, какое оно есть. Тогда оказалось, что его вовсе не существует, и что оно никогда не было куплено, а было взято на прокат. Барон Боде, говорят, отставлен, и с ним ещё несколько человек потеряли свои места. Об этой истории много говорят. Говорят, что сукно было действительно куплено, то есть деньги поставлены в счёт, а сукно потом продали и деньги поделили между собой." [Цит. по: 3, с. 195]

На церемонии освящения Исаакиевского собора присутствовала огромная толпа петербуржцев и гостей города. Вокруг храма были устроены зрительские места. В амфитеатре напротив западного портика ложи стоили по 100, а кресло по 25 рублей серебром. Окна ближайших к церкви домов сдавались за огромные деньги ещё в начале мая.

"С семи часов утра начали покрываться зрителями трибуны, устроенные на Петровской и Исаакиевской площадях. Все окна домов, стоявших на пути шествия, запестрели разноцветными уборами дам. Самые кровли покрылись народом. Суда на Неве разцветились флагами. Мы дошли до эстрады, устроенной у Конногвардейского манежа, вскоре после девяти часов. Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: напротив от нас вздымал к небу золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пёстрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

До начала поезда Государь Император, окружённый свитой, объехал все войска и приветливо с ними поздоровался.

В назначенный церемониалом час показался вдали поезд. Вскоре после того, как Государь Император, член Августейшего Семейства и свита Их вошли в собор, где, в присутствии Их, совершён был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест. По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Всё вместе - и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, установленной войсками и обрамлённой тысячами народа, - представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По прибытии крестного хода, Государь Император, Государыня Императрица, члены Августейшего Семейства и свита вышли из собора. Их Величества спустились до нижней ступени. Раздалось пение. Потом ход снова двинулся вокруг собора, сопровождаемый Их Императорскими Величествами и Их Императорскими Высочествами; обошед храм кругом, процессия вошла в храм." [Цит. по: 3, с. 197-199]

Сохранился церемониал освящения храма. Он опубликован в книге Н. Ю. Толмачёвой "Исаакиевский собор" в виде приложения к основному материалу .

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище - Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.

После открытия храм находился не в духовном ведомстве, а в государственном. После ликвидации комиссии по его постройке в 1864 году собор перешёл в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году здание было передано Министерству внутренних дел.

На содержание Исаакиевского собора казна ежегодно выделяла огромные деньги. В храме пел многочисленный хор. Для обеспечения звона колоколов держался штат из 16 человек, разделённых на две смены. Притч храма был самым большим в Петербурге, его члены получали государственное жалование. В других церквах, за редким исключением, притч жил на деньги от церковно-приходских доходов.

В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. К тому же родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.

Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них - "Чернильница".

После принятия в 1920 году декрета об изъятии церковных ценностей из Исаакиевского собора было вывезено 50 килограммов золота и более двух тонн серебра, множество драгоценных камней, все иконы и другие ценности.

Некоторое время храм оставался действующим. В 1925 году Наркомпрос отмечал, что из-за плохого состояния его следовало бы закрыть. Администрация собора не могла обеспечить должный уход за зданием вследствие прекращения своего финансирования со стороны государства и значительного сокращения объёма пожертвований. Поэтому в 1928 году Исаакиевский собор был передан Главнауке. Тогда с Исаакиевского собора были сняты колокола и отправлены на переплавку. При этом в юго-западной колокольне была сделана шахта лифта.

Исаакиевский собор было решено использовать в качестве музея. С 1928 по 1931 год в нём провели косметический ремонт и подготовили выставку по истории проектирования и строительства здания. К марту 1931 года эту выставку дополнили материалами антирелигиозного содержания, после чего музей "Исаакиевский собор" был открыт.

При открытии музея в последний раз открывали все три большие парадные двери собора. В дальнейшем от этого отказались, так как при открытых дверях в таком огромном здании невозможно поддерживать требуемую для сохранения его живописного убранства температуру (16-18 °С) и влажность.

На церемонии открытия музея в здании удалось разместить 10 000 человек, а всего за первые три месяца работы его посетили более 100 000 человек.

Экскурсия по музею состояла из трёх разделов: 1) история собора, раскрывающая тяжёлый труд крепостных строителей; 2) антирелигиозная работа музея; 3) естественно-научный раздел, одним из его экспонатов которого стал маятник Фуко. Этот маятник был прикреплён к куполу и спускался к центру здания. Его высота составляла 91 метр.

В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.

Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

Но снаряды всё-равно взрывались рядом. О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков, повредивших колонны западного портика Исаакиевского собора. Купол и звонницы здания в начале блокады покрыли краской защитного цвета, окна заложили кирпичом, люстры (весом по 2,9 тонны каждая) сняли.

Если фасады Исаакиевского собора за время войны пострадали незначительно, то его интерьерам был нанесён большой ущерб. Храм в блокаду не отапливался. Из-за этого он промерзал настолько, что на внутренних колоннах появлялся иней. Весной при оттепели по стенам текли ручьи. Больше всего пострадала живописная работа Бруни "Адам и Ева в раю". Её красочный слой был смыт полностью, при этом ни одного эскиза картины не сохранилось. Реставраторам пришлось создавать её заново, придерживаясь почерка художника.

В 1963 году Исаакиевский собор был открыт после реставрации. Перед этим культовые фонды были переданы в антирелигиозный музей (в Казанский собор). С тех пор работающий здесь музей имеет сугубо историческую направленность.

В Исаакиевском соборе хранится бюст Огюста Монферрана, выполненные из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

К 1981 году маятник Фуко устарел, так как никому уже не требовалось доказывать вращение Земли вокруг своей оси. Его не передали другой организации из-за больших размеров. Для маятника не нашлось другого здания необходимой высоты. Его поместили между дверьми. Толщина стен Исаакиевского собора вместе с облицовкой составляет пять метров, поэтому промежуток между дверьми позволяет хранить между ними некоторые предметы.

После снятия маятника музей "Исаакиевской собор" стал не просто историческим, а историко-художественным. Таким он остаётся до сих пор. Но в храме снова проводятся богослужения. Колоннада Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метров можно увидеть панораму Санкт-Петербурга. На эту смотровую площадку ведут 562 ступени винтовой лестницы.


Источник Страницы Дата обращения
1) 29.10.2013 г. 21:55
2) (Стр. 125-132) 12.05.2014 г. 16:00
3) 06.06.2014 г. 14:09