ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Живописный склад monpansie. Магия старинных фресок: капелла Скровеньи в Падуе Страшный суд джотто в капелле скровеньи

Согласитесь, часто случается так, что мы можем жить рядом с местами, которые представляют интерес с точки зрения истории и культуры, но почему-то их не посещаем или, будучи один раз в городе, где они расположены, и не вдохновившись, решаем, что делать там нечего.
Должна признаться, у меня так было с городом Падова (по-русски “Падуя).

Я была там один раз четыре года назад. Мечтала попасть в капеллу Скровеньи и не получилось (почему? Расскажу чуть позже), вторая по величине площадь Европы после Красной в Москве — Прато делла Валле была заставлена гастрономическими стендами со всего мира, на площади Эрбе работал рынок. В общем, эта цепочка из “не” привела к тому, что городом я не впечатлилась и благополучно не ездила туда, хотя о Капелле Скровеньи мечтала. Ну как можно не увидеть это великолепие, расписанное Джотто.

Всё решил случай. Отправляя ссылку на сайт Капеллы своей подруге, я обнаружила, что 25 марта вход будет стоить всего 1€, вместо 13€. И надо же такому случиться, что как раз в этот день мы возвращались из Зальцбурга и в принципе Падова была по пути. Билеты мы быстро купили онлайн. Забегая вперёд скажу, что уже через неделю всё было раскуплено на эту дату.

И вот после 4 лет отсутствия я возвращаюсь в Падову и открываю для себя, что это красивый город, с очаровательными улочками, мощёными камнем, по краям которых расположились портики домов, под которыми можно спрятаться от непогоды или от летнего зноя. На площади Трав стоит великолепный Палаццо делла Раджоне, в соседних барах сидят посетители, наслаждаясь первыми лучами солнца и попивая знаменитый в этих краях сприц апероль. Их разговоры напоминают щебетание птиц. Солнце светит так ярко, небо голубое-голубое, город залит какими-то невероятными красками и хочется запечатлеть на фото каждый миллиметр. В этот момент я совершенно чётко поняла, как много потеряла не приезжая сюда все эти четыре года.

К сожалению, мы не успели дойти до Прато делла Валле и собора Святого Антонио, т. к. нужно было срочно бежать на экскурсию в Капеллу Скровеньи. Поэтому я планирую ещё раз съездить туда, чтобы все изучить, а уже потом напишу статью, а пока расскажу о Капелле Скровеньи и о том, как заранее купить билет.

Капелла Скровеньи
Capella degli Scrovegni

Была построена в 1303 году по велению купца и банкира Энрико Скровеньи на территории римского амфитеатра, которую он приобрёл для строительства своего роскошного палаццо. К сожалению, он не дошёл до наших дней, т.к. в 1827 году был разрушен. В те времена банкир Энрико Скровеньи считался самым богатым человеком Падуи. Строительство капеллы было связано с памятью об ушедшем папе и изначально задумывалась как поминальная. В некоторых источниках я прочитала, что в те времена профессия банкира не приветствовалось церковью и где-то пишут о том, что Энрико Скровеньи задумал строительство капеллы в знак замаливания своих и отцовских грехов. Согласно хроникам, его папа был заключён в тюрьму за ростовщичество. Данте в своём знаменитом произведении “Божественная комедия” обращается к истории Реджинальдо Скровеньи и помещает его среди проклятых в Аду.

Для росписи капеллы фресками заказчик пригласил знаменитого флорентийского художника Джотто. Предположительно он работал над своим циклом в период с 1303 по 1305 год. Его фрески в капелле Скровеньи оказали влияние на развитие всего европейского искусства!

Капелла небольшая. Прямоугольной формы со сводчатым потолком, готическим фасадом и шестью высокими узкими окнами на южной стене.


На 38 областях изображены сцены из жизни Христа и Марии. Повествование картин развивается в направлении по часовой стрелке на трёх уровнях. Советую заранее ознакомиться с фресками. В интернете очень много фото и материалов, в этом случаем у вас будет возможность за 15 минут рассмотреть каждую. Меня такая подготовка очень выручает, поскольку я не совсем знакома с Библией.

Расположение фресок:

Очень важно помнить, что в Капеллу вы входите не через главный вход, а со стороны алтаря. Если встать к нему спиной, то:

  • на стене где вход, расположена фреска “Страшный суд”. По стилю она ближе всех остальных к византийскому. Среди персонажей можно увидеть одного из Скровеньи, который протягивает Мадонне фигурку Капеллы.
  • По стенам в самом верхнем углу слева (если встать лицом к главному входу) история жизни родителей Богородицы Святых Иокима и Анны.
  • Справа — Истории из жизни Богородицы
  • Во втором ряду сверху сцены из жизни и смерти Христа.
  • В третьем сверху ряду фигуры 7 добродетелей и 7 смертных грехов.
  • На синем небе со звёздами изображены лики Христа, Богородицы и пророков.

Посещение Капеллы:

В общей сложности составляет 30 минут. Из которых: перед входом в капеллу вас пригласят в зал ожидания, где можно посмотреть документальный фильм продолжительностью 15 минут. А уже после проводят в Капеллу, где вы также можете провести 15 минут.
В января, феврале, с 16 по 31 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря продолжительность посещения Капеллы составляет не 15, а 20 минут.

Всего в группах по 25 человек.

Время работы:

  • Понедельник — воскресенье 9:00 — 19:00
  • С апреля по июнь 2018 есть возможность посетить Капеллу в вечернее время с 19:00 до 22:00.
  • Нерабочие дни: 25, 26 декабря, 1 января.

Стоимость посещения:

  • 13€ — взрослые. Включает в себя посещение Археологического музея и Палаццо Цукерманна.
  • 8€ — в понедельник, т. к. Археологический музей закрыт.
  • 6€ — дети 6 — 17 лет
  • 1€ — дети до 5 лет, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, владельца единой карты на посещение музеев Падуи Padova card 48 или Padova card 72. В последнем случае 1€ взимается за бронирование посещения Капеллы. Карту вы можете оформить прямо на сайте в этом разделе:

Здесь же указано,что если вы уже купили карту в другом месте, то для бронирования посещения вам нужно позвонить по телефону call-центра +39 0492010020.
Моя читательница в Instagram сказала, что в июне 2017 года они без проблем смогли забронировать посещение Капеллы, купив карту в информационном туристическом центре. Это к тому, что не всегда то, что написано на сайтах, соответствует реальной ситуации, нужно проверять.

Почему важно купить билет заранее

В капеллу одновременно пускают группы по 25 человек. В высокий туристический сезон рассчитывать на то, что вы сможете прийти и купить билеты в кассах без предварительного бронирования составляют, на мой взгляд, максимум 5%. Так было у нас 4 года назад. Мы с подругой собрались спонтанно в Падую. На сайте билетов уже не было. Филиппо посоветовал подойти в кассы и уточнить, может быть кто-то отказался. Действительно, 3 человека не пришли. Перед нами была одна пара. В итоге, чтобы никому не было обидно, мы решили не идти. Ну как разделить один билет на двоих?
Чтобы не было таких ситуаций, обязательно бронируйте билеты онлайн, тем более никакая дополнительная плата за это не взимается.

Как купить билет в Капеллу Скровеньи онлайн смотрите в видео:

Эта капелла посвящена Богоматери и её официальным названием было церковь Святой Марии Милосердной (italiano. Santa Maria della Carità ). Она была заложена в 1300 г., объявленном папой Римским юбилейным, и освящена в день Благовещения в 1303 г., который остался её главным праздником в последующие годы. Прозвание капелла дель Арена или Скровеньи она получила, так как её построили на землях «Арена ди Падова», принадлежавших Энрико Скровеньи, и используя в качестве фундамента остатки древнеримского театра.

Донатор

Энрико Скровеньи , на средства которого была построена капелла, был богатым купцом и членом рыцарского ордена Гауденти, который заказал домовую церковь рядом со своим палаццо.

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некого Манфредо Далесманини . Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона, двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто, первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца - Реджинальдо , которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии» (XVII, 64-75).

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде, а портретное изображение - в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго. Дополнительная тонкость - фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах.

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане - прямоугольник размером 20х9 м с одним нефом и алтарной абсидой. Здание перекрыто коробовым сводом, высота потолка 13 м. На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи - глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи - все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в 1305 г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи. Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано, другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи. Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в 1881 г. храм отошел к городскому муниципалитету, который предпринял серьезные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьезно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году. Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Цикл проторенессансных фресок капеллы Скровеньи не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд» , которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» ). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объемов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.

Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приемы: вместо четких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приема - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

Состав росписей

Правый верхний ярус посвящен истории Иоакима, отца Девы Марии. Он состоит из следующих изображений:

1. Изгнание бездетного Иоакима из храма 2. Иоаким присоединяется к пастухам 3. Благовещение святой Анне 4. Жертвоприношение Иоакима 5. Сон Иоакима 6. Встреча у Золотых Ворот

Левый верхний ярус - следует за ним хронологически, это история девы Марии:

7. Рождество Богородицы 8. Введение во храм 9. Церемония посохов 10. Моление о чуде посохов 11. Бракосочетание Марии 12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии 14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения 15. Фигура девы Марии из Благовещения - находится по другую сторону проема, напротив Гавриила 16. Встреча Марии и Елизаветы

Второй ярус справа начинает историю Иисуса Христа, рассказывая об его детстве:

17. 18. Поклонение волхвов 19. Сретение 20. Бегство в Египет 21. Избиение младенцев

Второй ярус слева рассказывает уже о взрослых годах Иисуса:

22. Христос среди учителей 23. Крещение 24. Брак в Кане Галилейской 25. Воскрешение Лазаря 26. Вход в Иерусалим 27. Изгнание торгующих из храма

Арка пресбитерия включает еще одно изображение:

28: Предательство Иуды - встреча предателя с первосвященниками находится напротив встречи Марии и Елизаветы (как противопоставление)

Третий ярус справа сосредотачивается на Страстях Господних:

29. Тайная вечеря 30. Омовение ног 31. Поцелуй Иуды и арест Иисуса 32. Христос перед Каифой 33. Бичевание

Третий ярус слева продолжает их:

34. Крестный путь 35. Распятие Христово 36. Положение во гроб 37. Воскресение (Noli me tangere) 38. Вознесение 39. Сошествие святого духа

Нижний ярус изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков:

40. Осторожность 41. Сила 42. Умеренность 43. Правосудие 44. Вера 45. Милосердие 46. Надежда 47. Отчаяние 48. Зависть 49. Неверие 50. Несправедливость 51. Гнев 52. Непостоянство 53. Глупость

Западная стена , противоположная апсиде целиком посвящена одному сюжету:

54. Страшный суд

Остальное пространство занято окнами и изображением архитектурной декорации. Потолок росписан под звездное небо и разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и пророков, по четыре с каждой стороны.

  • Как считается, в качестве образца для Вифлеемской звезды в «Поклонении волхвов» (во втором ярусе на правой стене) Джотто использовал комету Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.). В честь этого Европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами.

Литература

  • «Джотто. Падуя. Капелла Скровеньи. Фрески после реставрации 2002 года». Издательство Giorgio Deganello. 2005 г.

Капелла Скровеньи (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Капеллу Скровеньи можно назвать настоящей сокровищницей западного искусства. Великий Джотто расписал ее фресками, которые были революционными для своего времени. Нужно заметить, что произошло это задолго до эпохи Ренессанса, во время полного господства готического стиля в искусстве. Свою непростую работу художник завершил всего за пару лет.

Искусно расписанная небольшая капелла изнутри кажется большим собором. В своих фресках Джотто постарался приблизить образы библейских персонажей к обычным людям. Именно поэтому старый Иосиф дремлет в ожидании рождения Иисуса, а Иуда весь сжался от поцелуя Христа.

Именно в капелле Скровеньи впервые было изображено рождение Спасителя - раньше художники предпочитали не касаться этой темы. Роспись покрывает капеллу в три яруса. Среди сюжетов рождение Девы Марии, Тайная вечеря, Страшный суд, аллегорические изображения пороков и добродетелей.

На фреске «Поклонение волхвов» изображена комета Галлея, которая пролетела над землей в 1301 г., как раз, когда строилась капелла.

Капеллу построил Энрико Скровеньи. Первоначально церковь носила имя Святой Марии Милосердной, но прижилось «народное» название, данное в честь архитектора. Своим щедрым подарком для жителей Падуи он пытался искупить грехи отца, ростовщика Реджинальдо. Скупость Реджинальдо была так известна, что Данте даже увековечил его имя в «Божественной комедии».

Осмотр капеллы Скровеньи

По вечерам в капелле Скровеньи проводятся специальные программы Giotto under Stars. Гости могут увидеть звездное небо, а также анимированное представление с участием актеров из культурной ассоциации teatrOrtaet, которые в костюмах персонажей 14 века расскажут историю капеллы Скровеньи. Экскурсия проводится только на итальянском языке.

Практическая информация

Адрес: Italia, Padova, Piazza Eremitani, 8. Веб-сайт (на англ. яз.).

Время работы: капелла открыта для посещения круглый год с 9:00 до 19:00. В разное время года доступны визиты разной продолжительности:

  • в марте, апреле, мае, с 1 по 15 июня, августе, сентябре, октябре и с 1 по 15 декабря - 15 минут;
  • в январе, феврале, с 16 по 30 июня, июле, ноябре и с 16 по 31 декабря - 20 минут.

Внутрь здания пускают небольшими группами каждые 20 минут. Доступ посетителей в капеллу строго ограничен - это вынужденная мера. Нельзя нарушать определенный температурный режим и влажность воздуха в помещении, иначе древние фрески могут померкнуть.

Программа Giotto under Stars проходит с 25 марта по 4 ноября и с 27 декабря по 6 января (кроме 31 декабря и 1 января) со вторника по воскресенье с 19:00 до 22:00 (последний вход в 21:20), продолжительность программы - 40 минут. Максимальное количество посетителей - 25 человек.

Вход: для взрослых - 8 EUR, для детей от 6 до 17 лет, студентов до 27 лет и пенсионеров от 65 лет - 6 EUR, для детей до 5 лет - 1 EUR. Со вторника по субботу посетить капеллу можно с гидом (группы каждые 15 минут с 12:15 до 13:30, последний вход в 13:15), стоимость - 2 EUR с человека. Входной билет в капеллу Скровеньи действителен также для входа в городской музей Эремитани и во дворец Цукерманна . Цены на странице указаны на январь 2019 г.

Пространственная перспектива, схожая с перспективой фресок верхней церкви Сан Франческо, появится в цикле росписей в капелле дель Арена в Падуе. Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы- феррарский хронист Риккобальдо в 1312-1313 гг. называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе.

Фасад капеллы дель Арена в Падуе

Фигура архангела Гавриила с фрески "Благовещение".

Фигуру Девы Марии Джотто изобразил на другой стороне арки.

Рождество Христово

"Сретение Господне",

сцена из второго яруса фресок на южной стене

Под его руководством был расписан центральный неф; росписи на стенах апсиды относятся к школе Джотто, считается, что они выполнены после 1317 года. Работа художника в капелле, выполненная по заказу гражданина Падуи Энрико Скровеньи, знаменует собой решающий поворот в развитии европейской живописи - появление чувства пространства, в котором движется человек. Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Джотто и в этой работе привлекал учеников и помощников, но без ущерба для целостности общего замысла. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. Сдвигая перспективную точку зрения, художник достигает этим оптическим смещением нужного направления взгляда зрителя. Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности.

17. Архитектура Раннего Возрождения. Брунеллески и Альберти.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами.

Открытия в области передачи объема, пластики, живописи, ее перспективных построений, сделанные флорентийскими художниками, вскоре становятся достоянием мастеров других областей, где дольше держались готические традиции. К середине 15 века происходит формирование ренессансной живописи в областях Средней и Северной Италии.

Альберти

Имя Леона Баттиста Альберти - одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния - таков круг его творческих интересов, включавший также литературу и архитектурную практику. Важнейшей чертой творчества Альберти несомненно было стремление к новаторству, органически сочетающееся с вдумчивым проникновением в античную мысль. Поиски нового оказались особенно плодотворными в тех сферах деятельности Альберти, где теория непосредственно связывалась с практикой: прежде всего в архитектуре, затем в эстетике, этике, педагогике. Большинство сочинений Альберти проникнуто живой творческой мыслью, наблюдениями над действительностью, стремлением откликнуться на острые проблемы современности. Альберти в отличие от многих гуманистов XV века, увлечённых классической латынью, стал писать научные сочинения и на volgare».

Альберти Леон Баттиста

Итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В теоретических трактатах “О статуе” (1435), “О живописи” (1435–1436), “О зодчестве” (опубликован в 1485) опыт современного ему искусства Италии Альберти обогатил достижениями гуманистической науки и философии. Леон Баттиста Альберти выступал в защиту “народного” (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате “О семье” (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментальным решениям.

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446–1451, построен Б.Росселлино по планам Альберти).

Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1456-1470), Альберти впервые применил волюты для соединения его средней части с пониженными боковыми.

Стремясь к величию и в то же время к простоте архитектурного образа, Альберти в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини (1447–1468) и Сант-Андреа в Мантуе (1472–1494) использовал мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад, что стало важным шагом в освоении мастерами Возрождения античного наследия.

Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)) ; 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

Филиппо Брунеллески родился во Флоренции в семье нотариуса.Отказавшись от карьеры нотариуса, Филиппо с 1392 г. был в учении, вероятно, у золотых дел мастера, а затем проходил практику в качестве ученика у ювелира в Пистойе; учился также рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике в учении у Паоло Тосканелли, который, по свидетельству Вазари, обучал его математике.

Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. Среди них - статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг.) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла, по свидетельству его биографов - вступив в дружеский спор с Донателло.

Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые - что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин. В свободное же время он целиком отдавался изучению римских развалин, и влияние римских впечатлений можно отметить в творчестве обоих мастеров.

В Риме молодой Брунеллески обратился от пластики к строительному искусству, начав тщательно измерять сохранившиеся развалины, зарисовывать планы целых построек и планы отдельных частей, капителей и карнизов, проекции, виды зданий и все их детали. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Франкль).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 1 из 4)

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 2 из 4)

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 4 из 4)

    ✪ ДЖОТТО. "Капелла Скровеньи". Библейский сюжет

    ✪ Джотто, Капелла дель Арена (Скровеньи), Падуя, ок. 1305 (Часть 3 из 4)

    Субтитры

    Это капелла Скровеньи - маленькая частная капелла, соединённая с дворцом, который принадлежал семье Скровеньи. Семья Скровеньи поручила Джотто украсить эту капеллу фресками. Её называют «Капелла дель Арена» из-за соседства с древнеримской ареной. Когда заходишь внутрь, как сейчас… Надо сказать, она выше, чем я ожидала. Возникает особое чувство - в окружении картин, когда находишься в помещении, стены которого сплошь покрыты фресками. Здесь много сюжетных сцен, но даже в этих сценах попадаются «обманки» - фальшивые мраморные панели. Возникает ощущение, что это камень, хотя на самом деле это часть картины. И на потолке то же самое. Здесь написано синее небо со звёздами и образами Христа, Марии, и других святых и фигур. Часовня Скровеньи очень строго организована. Сверху вниз спускаются три ряда картин. Я думаю, это своего рода спираль с изложением последовательной истории. Она начинается с родителей Богородицы, затем показано рождение Марии, её свадьба, а затем мы переходим на второй уровень, где показана жизнь Христа и его проповеди. Затем, в нижем ряду, показаны Страсти, события в самом конце земной жизни Христа и сразу после его смерти. Всё это появилось, как ни странно это сознавать сегодня, благодаря греху ростовщичества, который лежал тяжёлым грузом на совести Энрико Скровеньи, которому принадлежал дворец рядом, которому принадлежала эта земля, который построил эту часовню и нанял Джотто. Его отец был ростовщиком, сам Энрико был ростовщиком. То есть он брал проценты. Как сейчас, если вы берёте кредит в банке, вы платите проценты. Когда вы перечисляете деньги на кредитную карту, вы платите комиссию. И в католическом мире профессия банкира приносила очень много денег, но в рамках этой системы убеждений вела прямо в ад. И Данте, великий позднесредневековый поэт, в своей самой известной поэме «Божественная комедия» отправляет отца Скровеньи в один из самых ужасных кругов ада. Энрико всё это сильно беспокоило, и поэтому он с точки зрения католицизма сделал доброе дело. Он построил эту капеллу во искупление своего греха ростовщичества в надежде, что это поможет его душе попасть в рай. Мы видим самого Энрико в этой часовне, на стене над входом, где Джотто написал Страшный суд: Энрико стоит на коленях, протягивая капеллу Деве Марии. Он протягивает её трём Мариям, Дева Мария стоит в центре. Обратите внимание, где написан Энрико: он на стороне благословенных. В изображении Страшного суда мы видим Христа наверху. Проклятые находятся от него слева, а благословенные - справа, и именно здесь изображён Энрико. А отправную точку всего этого цикла мы видим в верхней части триумфальной арки на противоположной стене, где Бог призывает к себе Гавриила и говорит ему отправиться к Деве Марии и сообщить ей, что она станет матерью спасителя человечества - Христа. Интересно то, что Джотто использовал живописное панно, когда писал Бога. Это не фреска. Интересно, что он решил использовать более консервативный стиль, менее «земной», взамен стиля, который мы видим на фресках. Вернёмся к Благовещенью. На этой стене мы видим те же иллюзии, которыми наполнены все фрески. Посмотрите на Марию и ангела. Джотто создал архитектурное пространство для каждого из них. Это не живописные панно с золотым фоном, символизирующим божественное пространство, Мария и ангел находятся в земном окружении. Вот ещё один прекрасный пример того, как показывали архитектуру, создавали ощущение объёма, даже в эту эпоху, до линейной перспективы. Две сцены ниже Благовещенья - это прекрасные пустые архитектурные пространства, комнаты с масляными лампами, свисающими с потолка, где искусно создано ощущение объёмной светотени. Это пример нарочитого натурализма, он отражает интерес Джотто к миру, к настоящему, физическому пространству, в котором существует человечество. Subtitles by the Amara.org community

Церковь

Эта земля была приобретена им в феврале 1300 года у некоего Манфредо Далесманини . Согласно документам, несохранившееся здание, к которому примыкала капелла, было достаточно обширным: помещение для горячих бань, конюшни, два донжона , двое входных ворот, выходящих на монастырь эремитов и реку .

Церковное разрешение на строительство ораториума (часовни) было выдано 31 марта 1302 года. Часовня планировалась как сооружение приватного (частного) характера и, по заявлению епископа Падуи, большого наплыва публики в ней не ожидалось. Однако после строительства она была открыта для посещения. Прихожанам капеллы папской буллой от 1 марта 1304 года отпускались грехи.

Украшение интерьера капеллы владелец поручил Джотто , первому художнику Италии того времени. Встречается предположение, что Энрико построил церковь в искупление грехов своего ростовщика-отца - Реджинальдо , которого даже Данте поместил в 7-й круг Ада в своей «Божественной комедии » (XVII, 64-75). Занимался ростовщичеством и сам Энрико - папа Бенедикт XI отпустил ему этот грех .

Энрико обязал наследников в своем завещании делать пожертвования этому храму. Его могила с мраморным портретным изображением во весь рост находится в апсиде , а портретное изображение - в сцене Страшного суда на противоположной стене, где он преподносит модель капеллы Богоматери. Искусствоведы причисляют это живописное изображение к числу первых портретов в западноевропейской живописи. Он предшествует даже портрету Иоанна Доброго . Дополнительная тонкость - фигура донатора Скровеньи выполнена в тех же пропорциях, что и сакральные фигуры, которым он предстоит, без какого-либо иератического соподчинения с уменьшением его в масштабах. Исследователи отмечают особое внимание, которое художник уделил образу донатора: пятнадцать блаженных за спиной Скровеньи написаны за один рабочий день, исполнение портрета Энрико заняло четыре .

Архитектура здания

Архитектором церкви стал фра Джованни или же сам Джотто. Строитель выбрал самый простой вариант в плане - прямоугольник размером 20×9 м с одним нефом и алтарной апсидой. Здание перекрыто коробовым сводом , высота потолка 13 м. На фасаде - трехчастное готическое окно. С правой стороны, выходившей на улицу, шесть окон. Левая сторона, примыкавшая к дому Скровеньи - глухая.

Очевидно, здание изначально планировалось под росписи - все стены гладкие, тут нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер.

Дальнейшая судьба капеллы

После окончания росписей Джотто в г. церковь была освящена второй раз и окончательно открыта. Церемония была пышной - для большей торжественности Скровеньи 16 марта 1305 года взял напрокат ткани и ковры из венецианской церкви Сан Марко. Роспись оставшейся апсиды выполнена в 1310-х гг. учениками Джотто из Романьи . Мраморный алтарь работы скульптора Джованни Пизано , другого лидирующего мастера той эпохи, украшают два ангела с подсвечниками и мадонна с младенцем.

Хотя церковь предназначалась для семейного пользования, тем не менее, её открывали для публики в дни праздника Благовещения. Она привлекала очень большое количество восхищенной публики, что даже служило причиной жалоб соседних монахов-эремитов на отток посетителей и упреков роду Скровеньи в суетности и тщеславии.

О судьбе здания в последующие века известно мало. В XIX веке оно чуть было не была уничтожено из-за своих новых владельцев: ими был разрушен украшавший её входной портик и было снесено примыкающее палаццо Энрико Скровеньи . Это обнажило фасад и оставило левую сторону церкви без надежной опоры. Наконец, в г. храм отошел к городскому муниципалитету , который предпринял серьёзные шаги по спасению церкви и фресок, состояние которых серьёзно ухудшились.

Последние значительные восстановительные работы в капелле длились около семи лет и завершились в 2002 году . Во время них фрески были тщательно очищены от копоти и нагара и отреставрированы.

Фрески Джотто

Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд » , которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.

Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов , работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».

Стиль и новшества

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями , так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой » и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» ). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто , предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. Во фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.

Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации . Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы . Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне .

Сегодня эти росписи с их плотными, коренасты­ми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средне­вековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. (М.В. Алпатов)

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы . Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто , хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

7. Рождество Богородицы 8. Введение во храм 9. Церемония посохов 10. Моление о чуде посохов 11. Бракосочетание Марии 12. Свадебная процессия

Арка пресбитерия с росписями на триумфальной арке перед абсидой продолжает историю Марии:

13. Архангел Гавриил получает поручение отправиться к деве Марии 14. Фигура архангела Гавриила из Благовещения 15. Фигура девы Марии из Благовещения - находится по другую сторону проема, напротив Гавриила 16.