ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Храм гефеста - один из самых величественных памятников древней греции. Храм Гефеста, Греция: описание, история, интересные факты и отзывы Памятники древних Афин – храм Тесея

Путешественники, которые успели посетить многие страны, рекомендуют новичкам в этом деле начать знакомство с историей и изучение старинных архитектурных шедевров с посещения Греции. Храм Гефеста очень хорошо сохранился, аналогов по степени сохранности в мире немного. У него родные колонны, фронтоны и почти вся крыша. Больше всего пострадали украшения и фрески.

Экономика и памятники

Только в Греции, испытывающей сейчас трудности в экономической сфере, можно посмотреть много исторических памятников и других интересных мест, созданных нашими далекими предками задолго до В древности страна переживала и расцвет, и но, к сожалению, в основном на этой земле шли ожесточенные войны между чужеземцами, которые мечтали захватить контроль над этой страной. Храм Гефеста в Афинах все равно привлекает туристов.

Все эти факты оказали влияние на сохранность большого числа храмов и святилищ, часть из них в начале XX века археологи буквально откапывали. Среди небольшого количества сохранившихся до сегодняшних дней строений - всемирно известный Храм Гефеста. Большое количество сохранившихся письменных источников говорят об Афинской агоре, но значение этого слова найти проблематично. Для понимания значения сооружения нужно рассказать, чем для жителей греции того времени была эта агора. Афинская агора находилась в центре Афин и служила местом проведения сборищ, обрядов, соревнований и ярмарок. Можно сказать, что она была аналогом форума у римлян, возведенном до рождения Иисуса Христа.

На этом месте и около него строились только значимые для населения храмы, театры и другие сооружения. Храм Гефеста на Агоре принадлежал к их числу. Сейчас его могут рассмотреть туристы, которые посетят Афины. Интересно, что храм дожил до наших дней не из-за любви греков к язычеству, а благодаря православию.

Гефест

Мифы гласят, что Гефест являлся и Геры. По легенде, во время очередной ссоры между Зевсом и Герой Гефеста сбросили на вулканический остров. Божественное происхождение не спасло его от травм - он получил перелом ноги и стал хромать. Храм Гефеста - это здание, населенное мифами и разными историями.

При детальном рассмотрении всех мозаик и изображений, легенд и мифов, повествующих о жизни богов, можно прийти к выводу, что все боги постоянно пировали. И лишь в качестве развлечения они спускались к людям. И только Гефест без перерыва работал, потому что был кузнецом и имел власть над огнем и вулканами. Он изготовлял лучшее оружие и снаряжение древнегреческому воину Ахиллесу, который прославился своим уязвимы местом - «ахиллесовой пятой». Жизнь бога-кузнеца сложилась тяжело и проходила у безумно жаркого огненного горна. Любители мифологии стремятся посетить храм Гефеста. Фото памятника можно отыскать во многих путеводителях.

История храма

Согласно словам ученых-исследователей, изучавших разные письменные источники и предания, этот храм воздвигнут во время правления Перикла. Он обладал способностью речами убеждать граждан, а талантливое управление войсками помогло с минимальными потерями защититься от атак врагов. Считается, что время правления Перикла - золотой век Афин. По его приказу было воздвигнуто это известное сооружение.

Его строили на протяжении 35 лет, начиная с 450 года до нашей эры. Не трудно заметить, что за это время была возможность строительства нескольких таких объектов. Но источники говорят нам, что многих задействованных людей отправили на возведение огромного Парфенона. Величественный получился храм Гефеста. Афины в большей степени славятся им.

Великолепные сады

Несмотря на имеющиеся у ученых-историков записи путешественника Павсания, описавшего даже древний Коринф, доподлинно неизвестно имя архитектора, который разработал план этого храма. Часть старинных письменных источников гласит, что на прилегающей территории Храма Гефеста существовал великолепный сад. В этом месте философы под тенью деревьев размышляли о жизни.

Языческий храм был переделан в Церковь Святого Георгия уже в VII веке нашей эры. Это произошло по причине того, что былое величие Афин уже прошло: в городе отсутствовали деньги и рабочие. Кстати, христиане часто превращали в храмы старинные здания. Взять, к примеру, известную во всем мире «Башню ветров», являющуюся одной из самых старинных станций по наблюдению за погодой. Король Оттон вынудил христиан оставить это здание и сделал из него музей. Такую историю пережил храм Гефеста. Греция - это страна мифов и легенд.

Архитектура храма

Храм Гефеста - одно из немногих сооружений, доживших до наших дней в отличном состоянии, в этом его удивительность. Он расположен на холме Агорайос, размеры строения составляют 31,7 х 13,7 м. Чудесным образом сохранились в целости тридцать четыре колонны и крыша здания. Нужно отметить ионический стиль фриз храма, где почитали Гефеста. Восемнадцать из шестидесяти восьми метоп сделаны в виде скульптур. Метопы поведают путешественникам о подвигах Геракла и приключениях Тесея.

Скульптуры, которых нет

Известный мыслитель Павсаний, описывавший замеченное во время странствий по свету, в своих заметках повествует о том, что в середине храма были 2 большие бронзовые скульптуры:

  • повелителя огня Гефеста;
  • покровительницы столицы Греции Афины Паллады.

К сожалению, эти статуи, как и многие фрески и мозаики, разрушены и украдены врагами и грабителями.

Храм рабочих

Думают, что Храм Гефеста создан по образу Парфенона, так же как и многие другие храмы меньших размеров, бывших ранее в Афинах. Их мнение не голословно, потому что в то время большинство святилищ для почитания богов возводились в дорическом стиле. Кстати, археологи нашли в районе Храма Гефеста много остатков мастерских кузнецов и гончаров. Этот факт свидетельствует о желании мастеров того времени выполнять работы вблизи повелителя огня и его храма.

Стоит добавить к сказанному, что большинство греков и сегодня уверены, что это здание возведено в честь Тесея, победившего в сложных и запутанных тоннелях ужасного Минотавра. В подтверждение упомянутой странной версии указывают статую Тесея, который состязается с Гераклом. Раньше было мнение, что под строением захоронено тело смелого героя Тесея. Но проведенные раскопки не обнаружили под ним и около него никаких захоронений. Однако исследователи сделали еще одно открытие: скромное святилище, которое существовало много ранее самого храма. Его предназначение и другие подробности узнать практически невозможно, так как от него остались лишь остатки каменных стен.

Внешний вид храма привлекает большое количество путешественников и по праву считается самой популярным объектом Войти в Храм Гефеста можно за небольшую плату. А дети могут посмотреть вживую эту достопримечательность с родной крышей без какой-либо платы. Вид этого храма завораживает своим величием и помогает представить Древнюю Грецию во всей красе и могуществе. Храм Гефеста (Афины) место, которое стоит внимания.

ХРАМ ГЕФЕСТА

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931 году после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом.

Основной памятник агоры - храм Гефеста. Он располагается на границе района, где жили кузнецы и гончары.

Храм Гефеста — один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Все его колонны, фронтоны и даже большая часть крыши остались нетронутыми. Однако, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародерства в течение столетий.
Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел.
Гефест — греческий бог огня, вулканов и металлообработки, был единственным Олимпийским богом, физически несовершенным — он был хромым, и единственным, кто был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал кузнецом и отвечал за починку изношенных и пробитых броней Ахиллеса в Илиаде.
Богиня Афина являлась покровительницей города и ответственной за гончарное и другие ремесла.
Народное название храма, Тесейон (в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея.

Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э. и велось на протяжении 35 лет.
Проект был организован афинским политиком Периклом. А вот имя архитектора доподлинно неизвестно, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.
Это был первый в Афинах храм, сделанный из пентелийского мрамора (длина – 31,77 м, ширина – 13,72 м, высота колонн – 5,88 м).
Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, - Афины, Геракла и Тесея.
Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.).

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид.
В сцене борьбы с немейским львом Геракл, отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла. Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла с Лернейской гидрой, у которой вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но гидра еще очень сильна — она обвивает ногу Геракла.
Несохранившиеся головы были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Сюжет заканчиваются изображением Геракла, стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид.
Получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. В центре композиции - Зевс, сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп. За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой - у Афины, Иолаем - у Геракла. Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп. Зевс повернулся в сторону Геракла, приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно - силач еще может продолжать борьбу.
На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.
На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других.
С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами - врагами Тесея, на западном - борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия, Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон, вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

Своему "выживанию" Храм обязан Христианской церкви, Церкви Св. Георгия, пришедшей в седьмом веке нашей эры. Ну как выживанию — древний интерьер Храма был уничтожен, его заменило убранство христианской церкви. Церковь оставалась действующей до 1834 года.
Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней — любитель античности, Оттон, запретил служить здесь и превратил храм в музей. Но после 1874 года все экспонаты были вывезены из храма.





(греч. Ναός Ηφαίστου; англ. Temple of Hephaestus)

Часы работы: ежедневно 8.00 - 18.00

Где находится: храм находится по адресу 24 Andrianou Street . Ближайшая станция метро Thissio (Θησείο) . Можно, также, сесть на трамвай у станции метро Monastiráki и доехать до храма.

Храм Гефеста или Гефестейо́н располагается на северо-западной стороне Афинской Агоры. Этот храм – современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, это лучший, по сохранности, древнегреческий храм в мире. Все его колонны, фронтоны и, даже, большая часть крыши остались нетронутыми. Вот только, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародёрства в течение многих столетий.

Храм был построен в честь бога Гефеста на границе района, где жили кузнецы и гончары. Гефест – греческий бог огня, вулканов и металлообработки, он был единственным Олимпийским богом, физически не совершенным, и был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал в кузнице и занимался починкой оружия и брони для древнегреческого героя Ахиллеса.

Часто храм Гефеста в народе называют храмом Тесейон, вероятно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея.

Строительство храма Гефеста было начато в 449 году до нашей эры, всего за 11 лет до строительства Парфенона. Организовал строительство храма афинский оратор, государственный деятель и полководец Перикл. Во времена его правления, Афины достигли своего наивысшего культурного и экономического развития, это время в истории называют «Периклов век».

Постройка храма Гефеста растянулась больше чем на 30 лет, потому что часть строителей была переброшена на возведение Парфенона в Афинском Акрополе. Архитектор, который проектировал храм Гефеста неизвестен, но, по всей видимости, это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на Агоре.


Храм Гефеста был первым в Афинах храмом сделанным из мрамора. Он представляет собой дорический периптер, длиной – 31,77 м, шириной – 13,72 м, с высотой колонн – 5,88 м. В III веке до нашей эры, вокруг храма был разбит сад, были посажены деревья и кустарники лавра, мирта и граната.

Скульптурное убранство фасадов храма было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов – Афины, Геракла и Тесея, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами.


На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла: от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершённого 16-летним Гераклом, до последнего (у северо-восточного угла), где был изображён Геракл, получающий яблоки в саду Гесперид. Получив последнее яблоко, Геракл поднимается на Олимп, где и происходит его обожествление. А на восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея.

Ранее, в храме, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный тёмным элевсинским мрамором, на котором возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины (2,35 м). Есть версии, что автором этих скульптур был древнегреческий мастер Алкмен, но точных доказательств этому нет.

В Древней Греции, по Панафинейской дороге проходили священные бега с факелами – лампадодромии. Они являлись общеафинскими состязаниями городских районов, в честь Прометея. Новый огонь, принесённый с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и именно от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.


У стен храма Гефеста проходило много публичных городских мероприятий – например, здесь устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Здесь же заключались частные контракты, освящённые присутствием Гефеста. А вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на подённую или временную работу.

То, что храм Гефеста сохранился до наших дней в таком великолепном состоянии, вероятно, заслуга Христианской церкви. С VII века и до 1834 года храм Гефеста использовался как православная церковь Святого Георгия. Именно церковь удалила древний интерьер храма, заменив его убранством христианской церкви, чем, пожалуй, спасла храм от неименуемой гибели и разорения.

В начале XIX века храм стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году. Так продолжалось до тех пор, пока в 1834 году храм Гефеста не превратился в музей. После обретения Грецией независимости король Оттон повелел разместить в храме экспозицию центрального археологического музея. Музей выехал из храма лишь 1874 году.

Строение иллюстрирует традиции классической античной архитектуры и полностью соответствует канонам греческого дорического ордера. Основным материалом для его создания послужил пентелийский мрамор. Именно из него строители возвели монументальное сооружение длиной почти 32 метра, а высотой около 14-ти.

Сооружался храм трёхнефным: деление на части происходило за счёт двух рядов колонн в дорическом стиле. В древних документах и описаниях можно найти упоминание о том, что когда-то внутреннее пространство строения украшали бронзовые изваяния Гефеста и Афины Эрганы, которая также покровительствует ремесленникам и производствам.

На метопах (части фриза, характерные для дорического ордера), смотрящих на восток, можно увидеть рельефы, изображающие подвиги Геракла. На такие же метопы, только ориентированные на север и юг, нанесены изображения Тесея и его подвигов.

Для входящих в храм Гефеста первым, что они видят, становится пронаос - открытая пристройка перед главным входом. Позади размещается опистодом - отделённая задняя часть строения на западном фасаде. Эти архитектурные элементы также украшены фризами с рельефными изображениями. На пронаосе мастера высекли момент поражения Паллантидов в битве с Тесеем, а на опистодоме можно увидеть эпизод кентавромахии - битвы кентаров.

В ходе изучения святилища Гефеста в нём были найдены фрагменты статуй, некоторые из которых выполнены из паросского мрамора. Сегодня эти элементы хранятся в музее афинской Агоры.


Историческая справка

Назвать точную дату строительства религиозного сооружения сегодня невозможно. По предположениям историков это произошло в период с 460 по 420 гг. до нашей эры. Именно в этот промежуток на западной стороне афинской Агоры - городской рыночной площади - возник храм, посвящённый богу-покровителю всех кузнецов и повелителю огня Гефесту. Имя автора этого строения в истории не сохранилось, но специалисты полагают, что зодчим выступил тот же самый мастер, который возвёл храмы Ареса и Немезиды, а также святилище на мысе Сунион.


Среди афинян сооружение долгое время считалось Тесейоном - местом поклонения Тесею. Скорей всего, жителей ввели в заблуждение изображения подвигов этого мифического персонажа на архитектурных элементах постройки. По этой же причине долгий период ошибочно считалось, что сюда были перенесены останки Тесея.


Проведённые раскопки позволили специалистам утверждать, что в период эллинизма прилегающую территорию украшали растения в горшках. Останки этих цветочных горшков обнаружили археологи. В 7 веке нашей эры святилище начало использоваться в качестве христианской церкви, и было освящено в честь Святого Георгия Акамаса. В этом статусе сооружение существовало до первых десятилетий 19 века.

На сегодняшний день храм Гефеста считается одним из наиболее сохранившихся образцов греческой античной архитектуры.

В 1834 году оно стало местом, где чествовали первого короля независимой Оттона I. Именно он инициировал перемещение экспонатов Национального археологического музея в эти стены. С этого момента из религиозного объекта храм Гефеста превратился в сооружение культуры. В 1930-х здесь стартовали раскопки, осуществляемые представителями Американской школы классических исследований в , и экспозиция была вынуждена переехать. В ходе изучения этого места специалисты также занимались и его частичной реставрацией. Так, в 1978 году они восстановили крышу сооружения.


Как добраться

Передвигаясь на личном автомобиле, необходимо найти на карте афинскую Агору и ориентироваться на неё. Она заключена между улицами Polignotou, Apostolou Pavlou, Ag. Asomaton и Adrianou.


Без машины сюда можно добраться на метро - станции зелёной ветки Тисио или Монастираки (Monastiraki). Пеший путь от них до пункта назначения составит около 8-10 минут. Из автобусных маршрутов подойдёт 227-й: он едет до Αktaioy. Также пешком можно дойти от The Saloniki Isap Station. До этого пункта доезжают 25-й, 26-й, 27-й, а также 35-й, 227-й и 500-й маршруты.

Кроме того, чтобы сократить время на дорогу до Агоры, можно подобрать один из отелей в непосредственной близости от неё. Например, в шаговой доступности находятся Thissio View, Phidias Hotel Athens или Suitas.

Храм Гефеста на карте

Время работы

В храм Гефеста можно попасть со вторника по пятницу, исключая выходные на Рождество и Новый год, Пасху и некоторые другие большие праздники, выпадающие на эти дни. Прийти сюда можно начиная с 8 утра и до 15 часов дня. Уточнить рабочие часы и дни можно по телефонам +30 2103214825, +30 2103210185 и +30 2103210180.

Стоимость билетов

Стандартный билет обойдётся в 8 евро, льготный для студентов и пожилых людей будет стоить вполовину дешевле. Также есть возможность приобрести единый билет стоимостью около 30 евро, с которым можно посетить ряд достопримечательностей города: Акрополь, древнюю Агору, храм Зевса Олимпийского и некоторые другие.

Дети и люди с ограниченными возможностями имеют право на свободный вход. Однако в определённые дни бесплатный осмотр сооружения доступен всем желающим.

Обычно вход бывает свободным каждое первое воскресенье месяца с ноября по март, в Международный день музеев 18 мая, в Дни европейского культурного наследия, которые приходятся на последние выходные сентября, а также в дни национальных праздников.

Экскурсии

Нередко осмотр святилища Гефеста входит в программу обзорных экскурсий по городу или экскурсий по главным древнегреческим святыням. Часто его посещают в ходе знакомства , который располагается неподалёку. Такая экскурсия по древней части города займёт около 2-3 часов и обойдётся в 300-350 евро для группы от 3 до 5 человек.


Можно заказать и отдельную прогулку с экскурсоводом непосредственно по афинской Агоре, включающую в себя и посещение храма Гефеста в том числе. Цена такой экскурсии начинается от 29 евро с человека.

Один из самых древних храмов Афин и всей Греции стоит того, чтобы увидеть его не только на фото, но и познакомиться с ним лично. Храм Гефеста дарит возможность перешагнуть историческую грань и прикоснуться к тому, что было создано не просто давно, а очень давно - ещё до нашей эры.

Визитная карточка

Адрес

Афины 105 55, Греция

Стоимость

Взрослый - 8 евро, студенты и пенсионеры - 4 евро, дети - бесплатно.

Время работы

Вторник-пятница (кроме выходных на Рождество и Новый год, Пасху), с 8:00 до 15:00

– чудом инженерии и архитектуры. Почему храм превратился в место погребения? И что сейчас происходит с главной достопримечательностью агоры?

Археологические исследования на агоре начали проводить в 1931г., после переселения отсюда жителей. Обнаруженные в результате раскопок фундаменты храмов, галерей и общественных зданий были изучены, отреставрированы и укреплены. Агора стала музеем под открытым небом. Основной памятник агоры - храм Гефеста.

Храм Гефеста стоит на границе района, где жили кузнецы и гончары. Это современник Парфенона и расцвета афинской цивилизации, лучший по сохранности древнегреческий храм в мире. Храм посвящен Гефесту и Афине – покровителям ремесел. Гефест - греческий бог огня, вулканов и металлообработки, был единственным Олимпийским богом, физически несовершенным. Он был хромым и был единственным, кто был вынужден заниматься физическим трудом. Гефест работал кузнецом и отвечал за починку изношенных и пробитых броней Ахиллеса в Илиаде. Так же храм посвящен богине Афине, как покровительнице города, ответственной за гончарное и другие ремесла.

Народное название, храма Тесейон (в современном произношении – Тиссион), возникло, очевидно, из-за того, что в скульптурном украшении храма активно использовались сюжеты из жизни легендарного афинского царя Тесея. В V веке храм был превращен в церковь, которая оставалась действующей до XIX века, благодаря этому он и сохранился. Торжественным богослужением в Тесейоне, который тогда был церковью Святого Георгия, встречали прибывшего в Афины первого короля Греции Оттона. Эта служба стала последней – любитель античности, Оттон запретил служить здесь и превратил храм в музей.

По Панафинейской дороге проходил священный бег с факелами - лампадодромия. Он являлся общеафинским состязанием фил (городских районов) в честь Прометея. Новый огонь, принесенный с наибольшей скоростью, считался самым чистым, и от него зажигался огонь на алтаре Гефеста.

Строительство Храма Гефеста и Афины было начато в 449 до н.э., всего за два года до Парфенона. Проект был организован афинским политиком Периклом. Это был первый в Афинах храм сделанный из мрамора. Гефестион, построенный в V веке до н.э., являл собой классический образец здания дорического ордера. Имя архитектора неизвестно, но это тот же зодчий, который построил храм на мысе Сунион и храм Ареса на агоре.

Храм Гефеста - один из наиболее хорошо сохранившихся древнегреческих храмов в мире. Все его колонны, фронтоны и даже большая часть крыши остались нетронутыми. Однако, гравюры и другие его украшения неизбежно страдали от расхищения и мародерства в течение столетий. Своему выживанию он обязан Христианской церкви, Церкви Св. Георгия, пришедшей в седьмом веке нашей эры, которая удалила древний интерьер, заменив его убранством христианской церкви.

Монументальный дорический периптер, построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77м, ширина – 13,72м, высота колонн – 5,88м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла , на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.).

Скульптурное убранство фасадов Гефестиона было призвано увековечить память героев Марафонской битвы, в которой афиняне одержали свою знаменитую победу над персами. Рельефы Гефестиона и украшающие его скульптурные метопы посвящены прославлению богов, сражавшихся при Марафоне вместе с афинянами, - Афины , Геракла и Тесея.

На метопах под восточным фронтоном изображены девять подвигов Геракла : от первого подвига (схватки со страшным немейским львом, порождением стоголового Тифона), совершенного 16-летним Гераклом , до последнего (у северо-восточного угла), где был изображен Геракл , получающий яблоки в саду Гесперид. Сильно поврежденные временем скульптуры сохранились плохо. На многих метопах Геракл представлен в момент наивысшего напряжения.

В сцене борьбы с немейским львом Геракл , отбросив в сторону и лук и меч, вступил в единоборство со зверем, вставшим на дыбы. Левая рука героя обхватила шею напрягшегося зверя с такой силой, что пальцы глубоко вдавились в шкуру животного. Жилы на ноге напряжены, голова резко наклонена к голове зверя, так что зритель видит лишь коротко остриженные волосы Геракла . Лев начинает задыхаться; его правая задняя лапа уперлась в ногу Геракла выше колена.

У стен Гефестиона устраивались пытки рабов, допускавшиеся афинским судом. Вблизи храма, у алтаря героя Еврисака, сына Аякса, всегда толпились бедняки, нанимавшиеся на поденную или временную работу. Здесь же заключались частные контракты, освященные присутствием Гефеста.

Не менее драматично представлена сцена борьбы Геракла со стоголовым Тифоном, у которого вместо каждой отрубленной головы немедленно вырастало две новых. Только прижиганием отрубленных мест можно было победить эту страшную огромную змею. На метопе возничий Геракла Иолай уже пришел на помощь Гераклу с горящей головней в руках. Но Тифон еще очень силен: его мощные щупальца обвили ногу Геракла . Несохранившиеся головы Тифона были бронзовыми, а тело, начинавшееся от самой кромки метопы, заполняло все ее пространство.

Подвигам Геракла были посвящены и скульптуры восточного фронтона Гефестиона. Они завершают развитие сюжета, представленного на метопах восточного фасада, которые заканчиваются изображением Геракла , стоящего в ожидании третьего яблока из сада Гесперид. Продолжение подвигов Геракла показано на фронтоне: получив последнее яблоко, герой поднимается на Олимп , где и происходит его обожествление. В центре композиции - Зевс , сидящий на троне. По обе стороны сидящего бога стоят Геракл и Афина, сопровождающая Геракла на Олимп . За ними конные группы с колесницами и возничими: Никой - у Афины , Иолаем - у Геракла . Колесницы означают, что Афина и Геракл только что прибыли на Олимп . Зевс повернулся в сторону Геракла , приветствуя подходящего к нему героя.

На восьми метопах северной и южной сторон храма изображены подвиги Тесея. И здесь выбраны наиболее драматические сцены. Так, например, борьба с разбойником Синисом представлена в тот момент, когда Синис уже пригнул к ноге вершину сосны, собираясь привязать к ней Тесея, но последний, перехватывая вершину дерева и наступив ногой на ногу Синиса, хватает врага за волосы, притягивая к себе. Синис резко упирается. Мускулатура его тела так напряжена, что видно - силач еще может продолжать борьбу.

На другой метопе марафонский бык остановлен Тесеем в момент мощного прыжка. Тесей, схватив быка одной рукой за рог, другой за морду, резким движением поворачивает его голову к себе.На следующей метопе представлена борьба Тесея с аркадским исполином Керкионом, обитавшим в районе Элевсина. Эта скульптура сохранилась лучше других. С восточной и западной сторон стены храма украшал фриз, плиты которого, хоть и поврежденные, в основном уцелели. На фризе главного, восточного, фасада изображены олимпийские боги, наблюдающие за сражением афинян с Паллантидами - врагами Тесея, на западном - борьба лапифов с кентаврами.

Полюбовавшись скульптурным убранством Гефестиона, посетитель входил в храм и застывал в немом почтении: прямо перед входом, в глубине зала, возвышался пьедестал, облицованный темным элевсинским мрамором. На нем возвышались две бронзовые статуи: Гефеста (высотой около 2,45 м) и Афины Эрганы (2,35 м), изваянные учеником Фидия Алкменом. Но как изобразить хромого бога, не «снизив» при этом его образ, не нарушив грань между карикатурой и величием? Алкмен сделал это настолько искусно и ненавязчиво, что его работа вызывала искреннее восхищение и столетия спустя. Римский оратор и философ Цицерон , вероятно, видевший статую Гефеста (Вулкана) в Гефестионе, лаконично написал: «Мы хвалим Вулкана в Афинах работы Алкмена, где бог представлен стоящим и одетым; хромота его показана слегка и не бросается в глаза».

В седьмом веке нашей эры, храм был преобразован в Церковь Св. Георгия Акамас. В начале девятнадцатого века, этот храм, стал местом погребения многих протестантов, и тех, кто умер в греческой войне за независимость в 1821 году.Храм Гефеста использовался церковью до 1834 года, затем, превратился в музей (до 1930 года). После обретения Грецией независимости в храме размещался Национальный Археологический Музей.

[