ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Возведение статуй на акрополе. Афинский Акрополь - памятник древней архитектуры

Вид на Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Афинский Акрополь (© A.Savin, Wikimedia Commons) Акрополя, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com) Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com) Акрополис — Театр Диониса (swifant / flickr.com) Храм Ники Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com) Крупный план одного из углов храма Аптерос на вершине Акрополя (Jack Zalium / flickr.com) Пропилеи (elias filis / flickr.com) Пропилеи (piet theisohn / flickr.com) Вход в Акрополь (ohhenry415 / flickr.com) Вид на Акрополь с Агоры (Arian Zwegers / flickr.com) Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com) Гекатомпедон (Roy L… / flickr.com) Ronny Siegel / flickr.com Эрехтейон / Кариатиды (George Rex / flickr.com) Одеон Герода Аттика, построенный в 161 году нашей эры на южном склоне Акрополя в Афинах в память о своей жене Annia Regilla, Афины, Греция (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com) Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com) Парфенон, Акрополь в Афинах (faungg’s photos / flickr.com) Парфенон в Афинах (Аттика, Греция) (© A.Savin, Wikimedia Commons) Схема Акрополя с подписями (© Madmedea, Wikimedia Commons)

Основными достопримечательностями Греции являются Афинский Акрополь, Олимпия и Родос.

Акрополь – величайший памятник античной архитектуры в греческом городе Афины. Это целый комплекс сооружений, над которыми работали античные мастера скульптуры и архитекторы.

Афинский Акрополь являлся священным местом, здесь были расположены древние храмы богов Эллады. Печально, что сейчас здесь можно увидеть только руины. Но даже в настоящее время архитектурный ансамбль Афинского Акрополя вызывает восхищение у любителей древности.

Акрополь – это сердце Афин, да и всей Греции. Он возвышается над городом, стоя на огромной скале из известняка. Верхняя площадка его небольшая – 300 на 130 метров.

На вершине стоит величественный Парфенон, храм той богини, в честь которой названа столица Греции. Он и является главной достопримечательностью Акрополя. Его видно практически везде в черте города, и в настоящее время в Афинах запрещено строить высотные здания, чтобы не затмить этот уникальный культурный памятник.

Рядом с Парфеноном, можно увидеть изящный Эрехфейон – храм трех божеств: Афина, Посейдон и Эрехфей. Войти в Афинский Акрополь можно было только через огромные врата – Пропилеи.

Акрополь в древней Греции

Акрополь в переводе с греческого значит высокий город. Как уже говорилось он стоит на неприступной скале, которая, в свою очередь, венчает холм, вытянутый с запада на восток. Его окружают стены, особенно они высоки в тех местах, где на скалу есть возможность подняться.

Пропилеи (elias filis / flickr.com)

В древности Афинский Акрополь служил святилищем и в то же время убежищем естественного происхождения, защищавшим греков от врагов.

В 480-х годах до нашей эры «высокий город» был осажден персами под предводительством царя Ксеркса.

Они не смогли взобраться по внушительную скалу, но смогли проникнуть в Афинский Акрополь с севера. Там, судя по всему, были заросли кустарника, склон не охранялся, и предполагалось, что никто не сможет забраться по нему. Однако несколько персов смогли пробраться в Акрополь и первым делом открыли ворота.

Захватчики вынесли все ценности, и разрушили множество зданий, в том числе и еще недостроенный Парфенон. Об этом событии свидетельствуют стрелы, обнаруженные на северном склоне. Когда греки вернулись в свою обитель после битвы при Саламине, они построили стену, для защиты северной стороны и, конечно, стремились восстановить свое святилище.

Раскопки показали, что во II веке до нашей эры здесь проходили еще религиозные праздники, совещания властей и судебные процессы. И вся общественная, культурная и религиозная жизнь Афин протекала именно в Акрополе. Древнейшие постройки Акрополя сохранились плохо, в отличие от Олимпии и других культовых мест Греции.

Самые древние постройки Акрополя

От построек VI века дошли до настоящего времени только фундаменты, из-за войны греков с персами. Строения, которые были в данный период, несомненно, походят на храмы Аполлона в Коринфе, Геры в Олимпии и Деметры в Пестуме.

Архитектура их тяжеловесна и сурова. В VI веке до нашей эры здесь стоял самый древний храм Афины на Акрополе, который называли . Пройдя через врата – Пропилеи, человек восхищался его красотой.

Античные мастера стремились к симметрии, которая присутствовала везде: в планировке, в изображениях. Фронтон Гекатомпедона изображал борьбу Геракла с Тритоном. А также здесь была скульптура доброго аттического существа, которое имело три туловища и три головы и носило название Тритопатор.

Он изображен выползающим из угла фронтона. Краска на нем сохранилась, тело было розовое, а волосы и бороды синие. Примечательно, что одна из голов хранится в музее и вошла в историю под прозвищем «Синяя борода». Низкие части фронтона древний мастер заполнил извивающимися змеиными хвостами.

Здесь также был найден рельеф из мягкого известняка, изображающий битву Геракла и гидры. Широко известны найденные здесь статуи кор. Кто-то утверждает, что это скульптуры богинь, кто-то видит в них девушек, приносящих дары Афине. Одежды их красивы и праздничны, сложные прически богато украшены.

Афинский Акрополь во время господства римлян

Множество построек возникло, когда Греция стала частью Римской империи, при Адриане. Храм Зевса и Акрополь в Афинах разделяет арка, это граница между старым античным городом и постройками времен Рима.

Вид на район Плака из храма Зевса Олимпийского, Акрополь, Афины, Греция (George Rex / flickr.com)

На стороне Акрополя, на арке написано: «Это город Тезея». Это связано с героической легендой. Возвышение Афин над остальными греческими городами, происходило после того как пало государство на острове Крит.

Это событие произошло благодаря Тезею, который победил минотавра. С помощью нити Ариадны он смог вернуться, заодно освободить и прославить город.

На другой стороне виднеется надпись: «Это город Адриана». То есть, город императора, при котором построено множество зданий в Афинах. Материалом служил понтийский мрамор.

Строительство велось таким образом, чтобы весь комплекс зданий выглядел гармонично, и не было внезапного перехода от остальной части города к святилищу. Недалеко от него расположился театр Диониса, площадь рынка, другие святилища – храм Зевса и храм Гефеста.

Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя

Руины, которые можно увидеть в Акрополе в настоящее время принадлежат в основном таким величественным сооружениям, как Пропилеи с храмом Ники Бескрылой, Парфенон и Эрехфейон.

Ансамбль Афинского Акрополя был воистину прекрасен в древние времена, если, например, в Олимпии все храмы похожи, то в Акрополе каждое строение неповторимо.

Акрополь, Пропилеи (Dimitris Kamaras / flickr.com)

Первое что можно увидеть из построек Акрополя – величественные ворота с колоннами – Пропилеи.

Построены они были после создания Парфенона. Первоначально они должны были быть абсолютно симметричными.

Но так как с правой стороны возник храм Ники Бескрылой, пришлось для достижения гармонии сделать эту часть ворот меньших размеров.

Автором этих величественных ворот был архитектор Мнезикл. Он умело сочетал в постройке суровый дорический и возвышенный ионический ордер. Это сооружение представляло собой ворота с крышей, которая опиралась на колонны, с 5 проходами.

С левой стороны раньше располагалась картинная галерея. Справа было небольшое помещение. К воротам оборудован подъем, не имевший ступеней, для того чтобы могли заезжать колесницы.

Храм Аптерос (Tilemahos Efthimiadis / flickr.com)

Храм Ники Бескрылой (Богини Победы) конечно, внутри имел статую богини. Скульптура Ники здесь не имеет крыльев, так задумано специально, так как греки желали, чтобы победа всегда оставалась здесь. Храм стоит так, будто приглашает войти внутрь.

Внутреннее пространство небольшое, стены сделаны из неполированного мрамора. Снаружи храм украшает фриз, на котором боги и сцены битв.

Рельефы этого храма были обнаружены в 1835 году. Они должны были располагаться под колоннами храма. Это рельефные изображения богини Ники в различных позах и сценах, но чаще всего в профиль. На одном она закалывает быка, на другом снимает сандалии, перед тем как войти в храм.

Эрехтейон (Casey And Sonja / flickr.com)

Пройдя через ворота, можно было увидеть статую Афины, которая заслоняла собой южный портик Эрехфейона.

Выбор места, где он построен, связан с мифом. Эта Легенда легла в основу всего города. Афина и Посейдон спорили, кто же из них станет покровителем города. Посейдон ударил трезубцем и на этом месте забил источник. Афина же вырастила оливу, и местные жители выбрали ее.

Эрехфейон был создан в более легком ионическом ордере и значительно отличается от Парфенона. В этом историческом памятнике сочетается два вида мрамора – белый и фиолетовый.

Портик Кариатид – южный портик Эрехфейона. Здесь 6 скульптур кариатид головами упираются в крышу, держат ее. Принцип симметрии и гармонии господствует и здесь, половина скульптур упирается на левую ногу, половина на правую. Искусно вырезанные складки на одежде скульптур показывают небольшое напряжение. Внутри Эрехфейон сложно устроен, он имеет много уровней. Здесь располагаются святилища богов: Посейдона, Афины и Эрехфея.

Главный храм Афинского Акрополя – величественный Парфенон

Ансамбль Акрополя венчает восьмиколонный Парфенон. По своему величию он возглавляет список античных строений. По внешнему виду он схож с Храмом Зевса в Олимпии. Но он стоит на специально выровненной и отсыпанной площадке.

Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

При его строительстве простое архаическое расположение зданий, как например, в Олимпии и Дельфах, уходило в века. Вдоль него проходила в древние времена торжественная процессия. В нем воспето величие человека.

Особый интерес могут вызвать метопы Парфенона, хотя они и плохо сохранились. Они изображают богов древней Греции, череду которых завершает богиня ночи Нюкс.

Также здесь изображены сборы в военный поход, прощание воинов, и Троянскую войну. Южные метопы показывают битву с мифическими существами - кентаврами.

Фриз Парфенона изображает торжественное шествие в третий год олимпиады. Примечательно то, что Олимпийские игры, получили такое название потому, что проводились изначально в Олимпии.

Здесь изображены всадники, жрецы с баранами и быками, юноши несущие сосуды. На другой стороне фриз изображает богов, окруженных знатными людьми Греции.

Как добраться до Акрополя?

Афинский Акрополь является главной достопримечательностью Греции и, естественно, местом паломничества для туристов.

Можно до Акрополя доехать на метро. Ближайшая станция – Акрополи. Кроме того можно сойти на: Тиссио, площадь Синтагма, площадь Монастираки, площадь Омония.

Полезная информация для туристов

  • Вход во всю археологическую зону стоит 12 евро, кроме воскресения (в этот день можно пройти бесплатно).
  • В понедельник и праздники все музеи и зоны закрыты. В остальные дни посещение открыто с 8:00 часов до 19:00.
  • В археологическую зону входят такие достопримечательности, как Акрополь, Храм Зевса, Керамико, Древняя Агора, театр Диониса.
  • Предварительно лучше ознакомиться со схемой, на которой обозначены эти памятники культуры.

Также можно посетить Новый музей Акрополя, где хранятся многие скульптуры, найденные здесь. Вход в него составляет 5 евро, посещение возможно с 8:00 до 20:00 часов.

В древней Греции, кроме Акрополя, можно посетить такие достопримечательности, как храм Зевса в Олимпии и дворец Великого магистра в Родосе.

Схема Акрополя с подписями (© Madmedea, Wikimedia Commons)

Акрополь дословно переводится как «крепость», «укрепление». Акрополями греки называли античные крепости , выстроенные на холмах. Возведение на возвышенности было обязательным моментом, поскольку с поверхностей открывался прекрасный обзор. Это было важно со стратегической точки зрения для быстрого отражения нападений противника.

– это еще и хранилище ценностей. Городские правители свозили в эти сооружения самые дорогие вещи, чтобы они были под гарантированной защитой от грабителей.

В Акрополях строили храмы, посвящая их богам, которые покровительствов али городам. Возводили их и в честь наиболее ярких правителей.

Афинский Акрополь – символ Греции

Этому сооружению даже не сотни, а тысячи лет. На протяжении веков Акрополь Афин поражал взоры исследователей и обывателей, местных греков и приезжающих в страну туристов. Во все времена путешественников со всех уголков мира привлекали великолепие и красота этого древнейшего сооружения.

– наиболее знаменитый из всех сооруженных греками. Состоит афинский Акрополь из целого комплекса зданий, скульптур и других архитектурных сооружений, по красоте которых можно судить о величии и исключительном вкусе греческих ваятелей, художников, скульпторов, архитекторов. Акрополь в Афинах по праву считают достоянием Греции, шедевром мирового искусства.

На месте, где сейчас находится Акрополь в Афинах, были другие сооружения. Много тысяч лет назад здесь стояли совсем другие святыни, среди которых и храмы, и скульптурные композиции. Спустя огромный промежуток времени еще до строительства Акрополя , персидский правитель Ксеркс уничтожил архитектурные шедевры. Это произошло примерно в 500гг. до н.э. свидетельства таких событий дошли до нас в повествованиях Геродота. Он же писал, что на территории разрушений решено было создать абсолютно иной ансамбль архитектурных памятников. Работы по его возведению относят ко временам Перикла. Уже в это время Акрополь больше не трактовали, как город-крепость. Его смысл афиняне видели в религиозно-культ урном воплощении греческих традиций. Мраморные стены и сооружения этого Акрополя должны были олицетворять прекрасную победу греков в войне с персами.

Итак, в колыбели древнейшей архитектуры – Афинах, был создан абсолютно иной проект, который одобрил Перикл. Само здание Акрополя греки возводили порядка 20 лет. Руководил строительными работами друг Перикла, величайший скульптор – . Архитектурный ансамбль, окружающий главное сооружение, строили более полувека. За это время ни одна из идей замысла не была видоизменена.

В ансамбле, отражающем целостность Акрополя, просматриваются органично связанные между собой достопримечатель ности. По словам исследователей этого культурного объекта, Акрополь Афин создан в исключительной гармонии с природой. Среди сооружений:

    Парфенон.

    Храм богини Ники.

    Пропилеи.

  1. Святилище Артемиды Бравронии.

Последняя архитектурная задумка – Святилище Артемиды - это коридор, по сторонам которого расположены колонны дорического типа. Святилище находится Юго-Восточнее от Пропилеи. К сожалению, до нашего времени дошли только развалины этого архитектурного шедевра.

Древние греки, когда посещали этот ансамбль, изначально поднимались к Пропилеям по огромной лестнице из камня. Пропилеи – главный вход в Акрополь. Слева находилось строение галереи, в которой были развешены сотни картин. Назывался такой музей «пинакотекой». В ней на всеобщем обозрении красовались аттические герои, воплощенные в художественном мастерстве. Справа от входа в Пропилеи располагался храм Ники . Он был возведен на выступе скалы. По легенде именно с нее сбросился Эгей. В храме Ники была статуя Афины . В связи с этим его иногда именовали «храмом Афины-Ники».

Пройдя через Пропилеи, взоры гостей обращались к представшей перед ними статуе Афины. Она была огромной величины, стояла на каменном постаменте. Многие из ученых полагают, что именно позолоченный кончик копья статуи в солнечную погоду служил путеводителем для капитанов, решивших найти свой причал в Афинах .

Сразу за статуей Афины располагался алтарь, а чуть левее был выстроен маленький храм. В нем свои обряды поклонения совершали приверженцы богини.

Есть на территории Афинского Акрополя храм Эрехтейон. По легенде, Афина сражалась с Посейдоном за ряд городов. По условиям поединка, власть прибыла бы к тому, кто сделает самый желанный, для жителей полисов, подарок. Посейдон метнул свой трезубец в сторону Акрополя, и в том месте, куда попал гигантский снаряд, забил фонтан с морской водой. Там, куда попало копье Афины , выроста олива. Она стала символом древних Афин и сулила победу их покровительнице. Часть храма, выстроенного в этих местах, посвящена легендарному правителю Эрехтею. Он некогда властвовал в Афинах. Именно в Акрополе было святилище царя и его могила. Позже и сам храм стал называться Эрехтейоном.

Был уничтожен пожаром, но храм восстановили во времена Перикла . Сейчас об архитектурных особенностях этого сооружения можно судить лишь по архивным источникам, где в нескольких изданиях имеют место очертания храма и его краткое описание. Но ни одна из скульптур или остатков мраморных оформлений не сохранились. Повреждены были и все портики, в том числе и портик Кариатид . Частично он восстановлен по чертежам и остается одной из главных архитектурных достопримечатель ностью Афинского Акрополя.

Не менее ярок – Парфенон . Это сооружение довольно крупное и массивное, но по структуре очень простое. Этот храм также посвящен богине – покровительнице Афин. Великий Парфенон возвели древние ваятели Калликрат и Иктин. Исследователи отмечают оптимальное сочетание колонн храма со ступенями, фризами, скульптурами и фронтоном. Сооружение полностью состояло из мрамора. Но его из белого постепенно превратили в разноцветный. В величественное сооружение архитекторы поместили еще пару портиков и колонны. Именно в Парфеноне красовалась гигантское изваяние Афины. Создал ее скульптор Фидий , применяя в своей работе золото и слоновую кость. Драгоценный металл почти полностью составлял верхнее облачение богини. Позже статуя была безвозвратно утеряна. Сохранилась только ее небольшая копия.

Акрополь Линдоса

У города Линдос, который был выстроен в древнейшие времена, насыщенная легендами история. Основано поселение еще в 12 в. до н.э. достопримечатель ности древнего города сегодня - одни из главных на острове. Это излюбленное место посещения туристами. Памятники архитектуры привлекают сюда и исследователей Древнегреческой культуры и искусства.

В Линдосе имеется и древнейший Акрополь . Он не менее знаменит, чем Афинский. К тому же, это сооружение намного старше того, что было выстроено в Афинах. Акрополь Линдоса возведен на высокой горе. С ее пика можно наблюдать прекраснейшую картину - неповторимый вид на море.

Афина Линда покровительствов ала городу Линдос . Поэтому храм Линды , который находился на территории Акрополя, здесь считали главенствующем сооружением.

Исследователи несколько лет проводили в этом районе раскопки и в один из прекрасных дней нашли следы древнейшего святилища. Датированы находки 6 веком до н.э. Результатом проведенных экспертиз стали заключения о том, что храм некогда был уничтожен огнем. Но спустя пару веков на этом же месте появилось новое строение. Вероятно, это была попытка возведения Акрополя по подобию старого сооружения. Оно отличалось прекрасным архитектурным оформлением и огромной лестницей.

Поднимались к Акрополю Линдоса по тоненькой тропке. Она обвивает огромную, крутую скалу, на которой возведен храм. На территории комплекса находились святилища и сооружения, датированные 400 гг. до н.э. Известно, что именно в этих святилищах островитяне поклонялись своим многочисленным богам язычества. Здесь же, неподалеку, археологи нашли:

    Башню с часовней христианского типа.

    Римский храм.

    Руины храма, возведенного во времена Великой Римской Империи.

    Руины храма у Дворца Великого Магистра.

    Церковь Святого Иоанна. О ней известно, что была построена примерно в 13 в. нового тысячелетия.

Линдоса вовсе времена считали наиболее романтичным и величественным сооружений Древней Греции . Возведен он в самом красивом месте острова. Пребывание там навевает на туристов мысли о Средневековье.Какие острова посетить в Греции в первую очередь.

Лето в Греции – это в первую очередь, море и экскурсии по знаменательным местам. Также, Греция знаменита своими островами, с которыми связано множество мифов и слышал их, наверно, каждый. Так, какие же острова Греции посетить в первую очередь? Каждый из островов этой страны по-своему уникален - не только рельефом, но и растительным миром, климатом, и, конечно же, своей историей. На каждом из них хорошо развита инфраструктура, обслуживание в отелях соответствует мировым стандартам. Все сделано для того, чтобы туристы могли просто наслаждаться отдыхом. Сюда ежегодно съезжаются тысячи туристов, и этому есть целый ряд причин.

Как вести себя туристу в Греции

Если Вы собрались посетить Греции и не знаете как себя вести в этой стране, то эта статья именно для Вас. Прежде всего, хочется заметить, что греки очень эмоциональный народ, который видит насквозь фальш в поведении. Поэтому будьте всегда честными и дружелюбными. Наверное, многие знают, что греческая нация самая жизнерадостная и оптимистическая в мире, поэтому всегда улыбайтесь при знакомстве и общении с представителями этого народа. Отсутствие улыбки они могут расценить как отсутствие интереса к собеседнику или траур.

/ Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

(греч. Ακρόπολη Αθηνών; англ. Acropolis of Athens)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Как добраться: ближайшая станция метро Akropolis . Афинский Акрополь невозможно не заметить, он находится в самом сердце города, и виден, практически, из любой точки Афин. Большая часть Афин весьма плоская, и над городом доминируют всего две скалы, на одной из которых и расположился Акрополь. Добраться до Акрополя из центра города можно и пешком. Для этого надо выбрать, в качестве ориентира, большую пешеходную улицу – Dionysiou Areopagitou. Нужно идти по ней прямо и никуда не сворачивать, постепенно поднимаясь в гору, в результате упретесь в наиглавнейшую греческую достопримечательность.

Афинский Акрополь является не только древнейшим культурным памятником Греции, но и всей мировой цивилизации, в целом. Слово «Акрополь» состоит из двух основ: «acro» – «верхний» и «polis» – «город». «Верхний город» расположен на природной известняковой скале высотой 156 м, с плоской вершиной, откуда открывается восхитительный вид на Афины, и имеет крутые склоны со всех сторон, кроме западной. Это была укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города. Акрополь, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, занимает площадь, приблизительно, в 3 га.

Акрополь весь был поделен на священные участки, на которых располагались храмы, святилища и жертвенники, посвящённые различным богам. Он, также, был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя.
В середине VII века до нашей эры, на Акрополе, появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новыми были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). После победы под Марафоном в 490 году до нашей эры было решено создать на Акрополе, рядом с древним храмом Полиады, новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, и имел всего 6 колонн. Однако, постройки так и не были завершены, так как персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя.

Карта Афинского Акрополя

В 450 году до нашей эры, при Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе, по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447 - 438 года до нашей эры), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь (437- 432 года до нашей эры), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, между 449 - 420 годами до нашей эры), храм Эрехтейон (421 - 406 года до нашей эры). Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.


Фидий – афинский скульптор (около 490 - около 430 года до нашей эры), выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководил всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Он подвергся суду, за якобы присвоенные, во время строительства Акрополя, драгоценные материалы и безбожие, и был вынужден покинуть Афины, и перебраться на Пелопоннес, где создал ещё ряд знаменитых творений.


В последующие столетия Акрополь сильно страдал от различных войн и буйной истории, разворачивающейся на этой территории. В 1205 году Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d"Athenes. В 1456 году Афины завоёваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 году, после попадания ядра с венецианского корабля, взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, а при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры с храма, несколько статуй были разбиты. Но несмотря на то, что произведения искусства Акрополя пережили многие природные катастрофы, они не смогли перенести акты вандализма лорда Элджина, посла Британии в Константинополе. Он разграбил, практически, всю коллекцию статуй, ваз, памятников и бесценных артефактов и вывез из Греции.


Сегодня культурные ценности Акрополя тщательно берегут и охраняют, и, пожалуй, главный враг этого мирового сокровища – загрязнение атмосферы, которое негативно сказывается на мраморе. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов, произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Но противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями, а подлинники хранятся в Музее Акрополя.


Широкая зигзагообразная дорога идёт от подножия холма к единственному входу. Это знаменитые Пропилеи – парадный вход в Акрополь, представляющей собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом, боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему – проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437 - 432 годах до нашей эры. Как и прочие сооружения Акрополя, ворота Пропилеи были разрушены персами и восстановлены в эпоху Перикла, хотя окончательно стройка так и не была завершена из-за угрозы Пелопонесской войны.


Слева к Пропилеям примыкает здание Пинакотеки – картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. В Пинакотеке были развешаны ковры, на которых уставшие, после подъема на холм, люди могли отдохнуть.


К юго-западному крылу Пропилей примыкает необыкновенно изящный мраморный храм – Храм Ники Аптерос , построенный архитектором Калликратом. Его возведение проводилось в 427 - 421 годах до нашей эры. Стоящий на трёхступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, а также, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон).


Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».


Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Он был возведен по приказу Перикла в 447 - 438 годах до нашей эры, на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер с 17 колоннами по длинным сторонам, и с 8 – по торцевым.


Недалеко от северо-западной стены Акрополя располагался царский дворец, а после его разрушения, почти на этом же месте был воздвигнут храм Гекатомпедон, посвящённый покровительнице города – Афине. Греки так высоко почитали эту богиню, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в возведении этого храма. Но во время греко-персидских войн (480 - 479 года до нашей эры) Гекатомпедон был разграблен и сожжён по приказу персидского царя Ксеркса.


Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон , который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 421 - 406 годах до нашей эры, и стал местом поклонения афинян. Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин – Эрехтею, давшему название храма.


Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами – женщинами из небольшого городка по названию Кария, которые славились своей исключительной красотой. Турки, захватившие в своё время Афины и не допускавшие, по своим мусульманским убеждениям, изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Ограничились тем, что стесали лица девушек.

На вершине флагштока, расположенного на самой высокой точке холма, стоит греческий национальный флаг. В период 2-й Мировой войны, когда немцы захватили Грецию и Афины, Константиносу Кукидису, эвзону, охранявшему флаг, был дан приказ снять его. Константинос подчинился, снял флаг, и, обернувшись в него, сбросился вниз со скалы, и насмерть разбился. А в ночь на 31 мая 1941 года пара восемнадцатилетних афинянин, Манолис Глезос и Апостолис Сантас, пробрались на вершину Афинского Акрополя и сорвали висевший там флаг с немецкой свастикой. В наши дня, ежедневно, в 6:30 утра специальный отряд греческих солдат осуществляет подъём флага над Афинским Акрополем, а на закате на холм поднимается другой отряд пехотинцев, который спускает флаг на ночь.


У подножия Афинского Акрополя стоит древний многоуровневый театр, в котором, каждый летний и осенний вечер, раздаются звуки пения и музыкальных инструментов, так как, в это время там проходят представления классических драм, игры симфонических оркестров, танцевальные программы и оперы. Одеон Ирода Аттика , более знаменитый под названием Иродейон, был сделан в форме полукруга, радиус которого составляет 80 метров, а его вместительность настолько высока, что там может уместиться до 5 тысяч человек.


Колоннада Эвмена была одним из самых больших сооружений, находившихся на южном склоне Афинского Акрополя. Её длина составляла 162 метра. Данное сооружение было возведено могущественным царём Пергама – Эвменом II (198 - 160 годы до нашей эры). Колоннаду построили из сложенных друг на друга камней, привезённых с острова Порос, а также, из пергамского и гиметтского мрамора. Она простирается от прекрасного Театра Диониса, и на сегодняшний день достигает Одеона Ирода Аттика.


На южном склоне Акрополя располагается древнейший из известных, на сегодняшний день, театров – театр Диониса . Легенда гласит, что афиняне убили Диониса, когда тот впервые прибыл в Аттику и угостил местных жителей вином. Изначально театр был деревянным, а спустя век, ступени для сидения зрителей заменили на каменные, и построили постоянную сцену.


Почти 60 лет велись раскопки на Одеоне Перикла, открывшие миру прекрасное большое здание с огромным количеством колонн Афинского Акрополя. Работы в этом месте проводили Кастриотис (1914 - 1927 годы) и Орландос (1928 - 1931 годы), а результатом этих раскопок стало появление северной части здания и пяти колонн, которые находились на юго - восточном углу.

Реставрация уникальных ценностей Афинского Акрополя и вмешательство в структуру их материала, требует высочайшей ответственности. Здесь требуется опыт полевых работ, очень глубокие знания данной области, знание основ консервации и основ реставрации, постоянное внимание, в проведении технических работ с предметами архитектуры, умение правильной демонстрации своих находок на музейных площадках. Ещё много лет пройдёт до того момента, когда все работы буду закончены, но именно тогда, Афинский Акрополь, со всеми своими древними памятниками, предстанет перед нашими потомками во всей своей эллинской красоте.


Акрополь стал доступен и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного Олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжении министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса, на северном склоне. К северу от основного входа находится особый вход, через который человек в инвалидном кресле, и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа.


Акрополь возвышается над всеми Афинами, поднимающийся, над холмом, Парфенон, в древности, можно было видеть из любого конца Аттики, и даже с островов Саламин и Эгина. Акрополь был известен как знаменитый культовый центр, и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин, как самого прекрасного города на земле. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры, и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Это возвышенная часть или, так называемый, верхний город. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться и, конечно, здесь возводились самые основные храмы. Все древнегреческие города имели акрополи, но самый известный - это Афинский Акрополь, возвышающийся на 150 метров над главным городом .

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.

Акрополь как раз относится к тем местам, о которых говорят, что они великолепны и восхитительны. Его принято считать чудом, сохранившимся и до наших дней, даже, несмотря на то, что все строения крайне лаконичны по своей форме, а весь Акрополь можно пройти за час.

Стены Акрополя круты и обрывисты. Раньше внутри располагалось огромное количество ценностей, различных скульптур. Сейчас только четыре великих сооружения можно встретить внутри Акрополя.

История Акрополя

Строительство Акрополя началось еще во II веке до нашей эры. Но во время греко-персидских войн он был полностью разрушен. Почти век он простоял в ужасном состоянии.

К середине V века до нашей эры Афины становятся самым процветающим городом в Элладе, экономическим и культурным центром. Особого расцвета он достиг при правлении Перикла. По его инициативе, город стали украшать всевозможными постройками. В 449 году окончилась грандиозная реконструкция Акрополя.

Афинский Акрополь построен, как говорится, с размахом. Его не возможно охватить одним взглядом. Конечно, на сегодняшний день только малая часть сохранилась от того древнего строения, но и сейчас он достоин восхищения. Для начала стоит познакомиться с тем Акрополем, который существовал при древних греках.

В Акрополь вел только один вход по узкой дороге, расположенной с западной стороны. Этот вход через ворота Пропилеи, возведенные архитектором Мнесиклом в 437 - 432 годах до нашей эры. Ворота были украшены широкой лестницей и двумя портиками, один из которых обращен в сторону холма, а второй - к городу. Когда-то потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Пропилеи окружены стенами храма Бескрылой Ники. Небольшое здание с 4 колонами. Этот храм проектировался еще в 450 году до нашей эры, но приступить к постройке смогли только в 427 году. Строили его в течение 6 лет. В древности внутри храма находилась деревянная статуя богини победы. Традиционно, Нику изображали, как девушку с парой крыльев, но древние греки изобразили ее без крыльев, чтобы победа «не улетела» от них.

Войдя через ворота, сразу можно было увидеть статую Афины, возведенную в 456 - 445 годах скульптором Фидием. Афина была изображена со щитом в левой руке и копьем в правой, на голове у нее был воинский шлем. Высота статуи была 7 метров, а копье и того больше - метров 9.

Слева от статуи Афины располагался храм . Он был посвящен Афине, Посейдону и царю Эрехтею. Именно в этом храме хранилось самое ценное, в частности, деревянная статуи богини-воительницы, которая по приданию упала с неба; священный пеплос, который ткали жрицы, алтари Ифеста и Эрехтея.. В этом храме совершались самые главные обряды.

Храм Эрихтейона был небольшим по своим размерам (23 на 11 метра), но он объединял под собой сразу несколько святилищ. Храм по своей высоте был неравномерен: западная часть здания на 3 метра ниже восточной стороны. Это из-за того, что храм был построен на неровной поверхности.

Внутреннее пространство делилось на две части. В западной стороне находилось святилище Эрехтейона, а в восточной святилище Афины Паллады. Скульптурное оформление храма было очень богатым. По всему периметру располагались фризы, темой которых стали мифы.

Перед западным фасадом храма росла священная олива, но она была вырублена, а сам храм разрушен.

В центре Акрополя находился Парфенон, также посвященный богине Афине. Он сооружался в течение 9 лет (447 - 438 год до нашей эры). Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Парфенон представлял собой прямоугольное здание размером 70 на 31 метр, со всех сторон окруженный колонами - по 17 с продольных сторон и по 8 колон на торцевых частях храма.

Парфенон богато украшен различными скульптурными элементами, созданными видными мастерами древнего мира (Фидий, Алкамен, Агоракрит, Каллимах). Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам - даже почти аляповато раскрашен. Само собой, со временем краска выцветает, поэтому храмы, которые дошли до наших дней исключительно белого цвета.

Внутреннее помещение Парфенона делилось на две части. Первая часть - целла, где располагалась 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине был роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежда была покрыта золотыми пластинами.

Второе помещение предназначалось для девушек-жриц, которые работали над изготовлением священных облачений богини.

Современный Акрополь

Современный Акрополь мало похож на тот, который существовал много веков назад. На площадку, где расположены Пропилеи, современные туристы могут попасть через ворота Бейле, сооруженные в римско-византийскую эпоху. Свое название они получили в честь археолога Бейле, который в 1853 году обнаружил их под останками турецкого укрепления. Прямо перед входом находятся руины Храма Бескрылой Ники, который был разрушен турками, когда те захватили город. В середине XIX века, когда турецкое владычество было смещено, храм попытались восстановить, однако таким, как прежде, его уже невозможно было сделать.

Очень многое в Акрополе было безвозвратно уничтожено. Например, статуя Афины-воительницы была вывезена в Константинополь, где в XIII веке и была уничтожена.

Неоднократно страдал от грабителей Храм Эрехтейона, особенно во время борьбы Греции за независимость в 1821-1827 годах. Только в 1906 году начали проводить реконструкцию храма, восстанавливая его на сохранившемся фундаменте.

Парфенон в XIII веке был превращен в христианский храм. Во время турецко- войны Парфенон был обстрелян. Основное помещение и колоннада были полностью разрушены. В наши дни он частично реставрирован, но былое величие уже утрачено.

Конечно, современный Акрополь не такой величественный, но и сегодня он является одним из красивейших сооружений на нашей планете. Многое разрушено, а то и совсем уничтожено. Но что-то сохранилось и до сих пор притягивает в Афины туристов.

Афинский Акрополь - главная достопримечательность Афин, настоящий символ Греции, а его главный храм Парфенон - «визитная карточка» этой страны.

Афинский Акрополь возник как защитное сооружение около 6-10 тысяч лет назад. Уже тогда этот скалистый отрог, расположенный сегодня на окраине Афин, привлекал своей неприступностью - скала высотой 70-80 метров с почти ровной верхней площадкой и крутыми склонами с трех сторон уже тогда служила убежищем для местного населения в случае нападения. Но по-настоящему укрепления здесь стали строить около 1250 года до н.э., когда холм был окружен мощными стенами в 5 метров толщиной, строительство которых потом приписывали циклопам.

Но настоящий расцвет пришел сюда в 5 веке до н.э., когда греки изгнали войска персидского царя Ксеркса. После себя персы оставили только разрушения, и правитель Афинского государства Перикл решил не восстанавливать руины, а отстроить Акрополь заново. Именно во время его правления и под руководством выдающегося скульптора Фидия этот религиозный центр города превратился в ту жемчужину, которая, пусть и с многочисленными, часто невосполнимыми разрушениями, дошла до наших дней, и которую теперь знает весь мир.

С 450 года до н.э. здесь были выстроены знаменитейшие сооружения древнегреческой архитектуры, главными из которых стали Парфенон (храм богини Афины Парфенос), Пропилеи, торжественный вход на Акрополь, храм Ники Аптерос (в отличие от общепринятого изображения, афиняне сделали свою Нику бескрылой, чтобы богиня победы не улетела от них), храм Эрехтейон, посвященный царю из древнегреческой мифологии Эрехтею, а также Нике и Посейдону, и статуя Афины Промахос, поражавшая своими размерами (21 метр) и величием, с отлитым из золота шлемом и наконечником копья, служившими своеобразным ориентиром для кораблей, видевших свет великой богини издалека.

Пронесшиеся столетия не пощадили Афинский Акрополь. В 6 веке была увезена в Константинополь и там погибла во время пожара приблизительно в 12 веке статуя Афины, сильно пострадали все храмы, в том числе и Парфенон, несколько раз на протяжении своей истории менявший название, бывший и католическим храмом, и мечетью, и едва не уничтоженный страшным взрывом пороха, произошедшим 26 сентября 1687 года во время осады города войсками венецианской республики. Лишь после обретения Грецией в 1830 году независимости было остановлено разграбление и растаскивание по крупнейшим музеям мира руин Акрополя, а с 1898 года стала проводится масштабная реконструкция памятника. http://omyworld.ru/2091

В Афинах открылся ультрасовременный музей Акрополя.

В музее выставлены уникальные находки античного времени, в частности мраморные скульптуры, которые являются частями фриза главного афинского античного храма Парфенона. Некоторые представлены в виде дубликатов, поскольку самая большая коллекция оригиналов до сих пор находится в Британском музее в Лондоне. В начале позапрошлого столетия их перевез в Британию лорд Элгин, тогдашний британский посол в Греции.

Греческая сторона уже несколько десятилетий подряд пытается вернуть себе эти экспонаты. Президент Греции Каролюс Папулиас в своей речи на открытии в который раз призвал лондонцев вернуть скульптуры. Но Британский музей считает себя их законным владельцем и подчеркивает, что именно здесь экспонаты бесплатно доступны посетителям со всего мира.

Скульптуры с Афинского Акрополя в музее.

Похоже, так выглядели богини с восточного фриза Парфенона.

Смотришь на сооружения архитекторов античности и становится грустно от того, что несмотря на то, что в настоящее время пытаются сохранить все сооружения, однако время уже значительно упущено. О былом великолепии можно только догадываться или прочитать в древних рукописях. Посмотрите вокруг этих сооружений, огромное количество безликих примитивных построек современности. Что мы оставим потомка?