ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Романская архитектура. Монастырь клюни Архитектурные особенности монастыря клюни

Аб-бат-ст-во свя-тых Пет-ра и Пав-ла в Бур-гун-дии (Фран-ция), важ-ней-ший центр дви-же-ния за ду-хов-ное об-нов-ление западной Церк-ви в X - начале XII веков.

Основано 11.09.909 года (или 910 год) герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым (умер в 918 году). По учредительной хартии монастырь ставился в прямое подчинени па-пе Рим-ско-му , получал независимость от местных светских и духовных властей и право самостоятельного избрания аббата. Возвышение Клюни связано с именем его второго аббата Одона Клюнийского, одного из инициаторов Клю-ний-ской ре-фор-мы .

В уставе и обычаях Клюни особое внимание уделялось совершению полного круга богослужений, молитве, аскезе, созерцательной жизни, чтению духовной литературы. При Одоне началось создание монашеской конгрегации Клюни - обширной сети подчинённых обителей (приоратов) по всей Европе; аббатство превратилось в крупного землевладельца. Расцвет Клюни пришёлся на время настоятельства Одилона Клюнийского, второго главного идеолога Клюнийской реформы. Особую роль приобрело литургическое поминовение усопших, что обеспечило обители приток поминальных вкладов, поддержку светской знати. Клюнийская конгрегация превратилась во влиятельную силу Римско-католической церкви. В 998 году папа Григорий V (996-999 годы) дал Клюни полный иммунитет, который в 1024 году был распространён на все клюнийские общины. При аббатах Гуго де Семюре (1049-1109 годы) и Петре Достопочтенном (1122-1156 годы) Клюнийская реформа распространилась почти по всей Западной Европе, росло влияние и богатство аббатства, в нём велось масштабное строительство. Однако в это же время начали проявляться первые симптомы кризиса: разногласия и обмирщение внутри монашеской общины.

В XII веке Клюни, несмотря на появление новых влиятельных духовных центров - монастырей Сито и Клерво (смотрите в статье Цистерцианцы), продолжал играть важную роль в Римско-католической церкви, поддерживая Гри-го-ри-ан-скую ре-фор-му и крестовые походы. Однако духовный упадок привёл к постепенной потере былого могущества, привилегий и влияния. По конкордату 1516 года с Францией французский король получил право назначения аббатов. К концу XVI века все клюнийские монастыри за пределами Франции были закрыты или отделились от конгрегации. Аббатство Клюни было ликвидировано в 1790 году в ходе Французской революции XVIII века.

Архитектурный комплекс Клюни складывался в 3 основных этапа. 1-я церковь (так называемый Клюни-1) была построена в 910-927 годы. Базилика Клюни-II (948-981 годы) имела атриум перед западным фасадом, три 7-пролётных нефа в основной части и деамбулаторий с венцом капелл вокруг хора. Базилика Клюни-III (около 1088-1130 годов) была возведена при поддержке короля Кастилии и Леона Альфонсо VI: этот величественный храм длиной 187 м оставался самым большим в мире до времени перестройки Святого Петра собора в Риме (XVI век). Базилику предварял 3-нефный нар-текс , фланкированный двумя башнями западного фасада. Из него в 5-нефный храм вёл входной портал, в тимпане которого располагался рельеф с изображением Страшного суда. Высота центрального 11-пролётного нефа с полуциркульным сводом достигала 30 м.

Наружные стены храма были укреплены контрфорсами, что необычно для церкви романского стиля. Базилику пересекали 2 трансепта (единственный случай во французской архитектуре); над средокрестием большого трансепта, над его северными и южными рукавами и над средокрестием малого трансепта располагались башни. К трансептам и алтарной части с главной апсидой примыкало не менее 16 апсидных приделов-часовен с деамбулаторием, украшенным изысканными колоннами со скульптурными капителями (Музей Ошье, Клюни). Кроме того, на месте Клюни-II был отстроен богато декорированный клуатр (1115-1122 годs).

Аббатство Клюни, расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

* Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

* Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

* Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.

Аббатство Клюни

Город Клюни расположен на востоке центральной части Франции, к северо-западу от Лиона, в Верхней Бургундии. Он вырос вокруг бенедиктинского монастыря Клюни, которое было основано в 910 г. н.э. и было центром влиятельного религиозного ордена. В начале это была только деревня, владение герцога Гильом, когда монастырь был только основан, но постепенно Клюни увеличило свою важность по мере развития религиозного братства, образовавшегося после .

В 1474 году город был взят войсками Людовика XI. В 1529 аббатство было передано “на веру” в семью Гиз, которая занимала должность настоятеля в течение следующих ста лет. Примерно в 16 веке город и монастырь пострадали во время религиозных войн и аббатство было закрыто в 1790 году. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап в том числе и Григорий VII инициатор Григорианской реформы.

Монастырь Клюни

В средние века, библиотека Клюни была одной из самых богатых не только во Франции, но и во всей Европе. В 1562 году многие ценные рукописи были уничтожены или похищены, так как монастырь был разграблен гугенотами.

В настоящее время осталось всего 10% построек, остальное было разрушено и растащено на строительные материалы, как впрочем всегда и везде, если почитать историю. В 20 веке остатки были реставрированы и на сегодняшний день аббатство Клюни является популярным местом посещения туристов.Чтобы лучше представить архитектуру Клюни, необходимо посетить бургундские церкви, большие и малые монастыри Франции. Монастырскую церковь в Турнусе, в 30 км на северо-восток, она построена чуть раньше и отличается мощью и основательностью конструкции. Базилика XІ в. в Пареле-Мониаль показывает, правда в меньшем масштабе, как изначально выглядел Клюни.

Средневековый замок фото

В настоящее время вокруг аббатства расположились отель “Бургундия”, где можете посетить подвалы 18-го века и попробовать разные вина, в уютных магазинчиках купить сувениры и попробовать шоколад Жермен. Посидеть в маленьких ресторанчиках с террасами и окунутся в атмосферу того времени.

Замок-отель Бургундия

Клюни стал региональный центром конного спорта с Национальным конным заводом, где разводят чистокровных жеребцов для скачек. Арабских и французских скакунов можно посмотреть. Кроме того в этом маленьком городке есть престижная Высшая школа искусств и ремесел

План-схема монастыря Клюни на старой гравюре

Так что легко понять, почему художников, ремесленников, поэтов и писателей привлекают окрестности города, в котором находится романские церкви, живописные деревни и речные долины.

Включает и знаменитый монастырь и готическую церковь Нотр-Дам, которая заложила начало возникновения готической архитектуры во Франции и церковь Св. Марселя с его прекрасными романскими шпилями. А также ряд живописных домов романского, готического стиля и периода ренессанса.

Готическая церковь

Гуляя по улицам городка можно совершить путешествие в прошлое и представить себе во времена, когда Клюни было “светом западного мира” и .

Это был не просто монастырь, а целая монашеская империя, в которую входило 1100 монастырей - от Англии до Италии и от Португалии до Германии. Орден Клюни насчитывал более 10 тысяч монахов.

После Великой французской революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы.


«Дорогая русская редакция Международного французского радио. Я вас, наверное, не удивлю тем, что я ваш давний слушатель и поклонник. Но, думаю, что духовные лица вам пишут не часто. Я дьякон, и мне очень хочется услышать рассказ о французских монашеских орденах. И еще я хотел бы, чтобы вы в одной из передач «По вашим заявкам» рассказали о первом французском христианском короле. С уважением отец Анатолий Сиротенко». Духовные лица, нам, действительно, пишут не часто, и я с удовольствием выполню обе ваши заявки, отец Анатолий. Сегодня я расскажу о Клюнийском аббатстве.

Свою историю Клюнийское аббатство ведет с начала 10 века. Тогда Святой Престол решил провести монастырскую реформу, в основу которой лег Устав Святого Бенедикта. Это правило было установлено в 6 веке отцом западного монашества Бенедиктом Нурсийским. Его девиз гласил «Ora et labora» («молись и работай»). Сочиненный святым Устав, предписывающий молитву (литургию), работу и учебу как важнейшие требования к монашеству, стал школой праведности для людей, пожелавших расстаться с мирской жизнью. Святой Бенедикт был не только основателем монашеского ордена, по сей день носящего его имя. Он считается одним из творцом христианского Запада. Папа Пий 12 назвал его отцом Европы. Павел 4 провозгласил его в 1964 году покровителем Запада. Вопреки общему пожеланию, он не был священником, а всего лишь дьяконом.

Аббатство Клюни было основано в Бургундии герцогом Гийомом Аквитанским в 909 или 910 году. Ему предназначалась роль главной обители реформированного бенедиктинского ордена. Первых насельников во вновь основанном монастыре было всего 12. Покровителями монастыря герцог Аквитанский выбрал Петра и Павла. А вновь образованную обитель он передал под покровительство Святого престола. С тех пор Клюнийский орден подчиняется Риму. В письме на имя Святого Отца Гийом Аквитанский писал: «Всем управляет Провидение, с этим никто не спорит. И если Провидение захочет, чтобы человек стал богатым, он им станет, если будет отпущенные ему средства употреблять правильно. Богатство человека – это освобождение его души. И я Гийом, герцог милостью Божьей, желая сделать угодное Господу для своего спасения – пока еще есть время – подумал, что будет правильным употребить часть моих богатств на богоугодное дело. Уповая на милость Христа и на любовь Бога и нашего Спасителя передаю Петру и Павлу обитель Клюни со всеми относящимися к ней угодьями» - писал в Рим герцог Аквитанский. Это письмо было также и просьбой к Святому престолу взять под свою защиту это огромное поместье, оградить его от притязаний светской власти. Рим принял этот более чем щедрый дар набожного Гийома Аквитанского.

Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927 году. Начиная с эпохи второго настоятеля Одона, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. И здесь стоит сказать о важной детали. Согласно Хартии аббатства монахи, которых, как я сказала выше, поначалу было всего 12, выбирали настоятеля среди братьев. Это, кстати, было одним из важнейших пунктов Устава Святого Бенедикта, однако предписанию основателя бенедиктинского ордена до реформы в монастырях не следовали. Другими замечательными аббатами Клюни в первые века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они неустанно трудились над основанием новых монастырей в соответствии с идеалами клюнийского движения. Все созданные ими на протяжении почти трех веков монастыри подчинялись аббатству Клюни. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась очень действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в Католической церкви в тот бурный для истории европейских государств и Папства период.

Влияние аббатства было настолько сильным, что Клюни получило право чеканить свою монету, открывать школы и собирать библиотеки – одним словом аббатство Клюни было не только большим духовным, но и культурным центром. Вершины своего могущества Клюни достигло при шестом настоятеле Гуго Семурском, который управлял уже не одним монастырем, а целой широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109 годах. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникли по всей Франции, в Англии, Италии, Германии и Испании. При святом Петре Досточтимом, настоятеле Клюни в 1122-1156 годах, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре Понтифика, в их числе Папа Григорий 7. Так что проведенная им церковная реформа была клюнийской. Своего могущества Клюнийское аббатство достигло в первой половине 12 века. До учреждения аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена обязан был провести несколько лет в самом Клюни.

Главная церковь в Клюни, строительство которой началось в 11, и завершилось в 15 веке, была одной из самых больших в христианском мире. Она была украшена великолепной резьбой по камню и замечательными росписями. По величине и великолепию она уступала лишь Собору Святого Петра в Риме. В Клюни и во всем ордене процветали разные виды искусства, включая музыку. Библиотека аббатства, в которой хранилось множество бесценных сокровищ, была частично разорена гугенотами в 1562 году. Окончательно ее разграбили революционные толпы через 200 лет – в 1790 году. Рукописи, которые монахам удалось спасти, теперь хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

После революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы. Во второй половине минувшего века часть аббатства была реконструирована по найденным чертежам. Неподалеку от средневекового центра западного монашества находится всемирно известная экуменическая община Тэзе. Туда, кстати, часто приезжают православные из России. И уже стало традицией, по дороге в Тэзе посещать в Клюни. Да и самом бывшем аббатстве появились насельники – молодые французские католики. Так что духовная жизнь в Клюни продолжается.