ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Сирия до войны: Замки крестоносцев. Великие замки и крепости крестоносцев Замки времен крестовых походов

Активный отдых в Польше – одно удовольствие. Горы, море, велосипедные трассы, туристические маршруты. Чего здесь только нет. Отдельным пунктом в этом списке стоят путешествия по тевтонским замкам в северной части страны.

Тевтонский орден за несколько сотен лет своего властвования на этих землях построил около 90 замков и крепостей. Некоторые из них не дожили до наших дней – были разрушены, сожжены или снесены. Те, которые остались – поражают величием готической архитектуры, хвастаются богатой историей, окутаны многочисленными тайнами и легендами. Все это свидетельствует исключительно о непревзойденном мастерстве средневековых строителей. Тевтонские замки охотно посещают туристы со всего мира. Предлагаем и вам пройтись следами крестоносцев.

Крестоносцы – рыцари Тевтонского Ордена.

Экспедиционный маршрут по следам крестоносцев начинаем из Торуни. Этот город был основан рыцарями тевтонского Ордена в 1230 году. может похвастаться замечательным, полным исторических достопримечательностей, Старым Мястэм и не на много младшим Новым Мястэм. От могучего тевтонского замка, разрушенного во времена 13-летней войны, остались только красочные руины.

Руины тевтонского замка в городе Торунь.

Примерно в 15-ти километрах в юго-западном направлении от Торуни находится Замок Бежгловский – небольшая деревенька с хорошо сохранившейся крепостью. Бежгловская крепость – одна из самых старых тевтонских построек (1270 г). Именно в ней располагалась резиденция комтура (командира отдельного отряда рыцарского ордена). Замок был несколько раз разрушен во время сражений, но в середине XIX века его полностью отстроили в неоготическом стиле.

Бежгловская крепость – одна из самых старых.

Переправляемся через Вислу и отправляемся на север в город Свеце. Уже из далека виднеются массивные руины тевтонского замка, который был построен на искусственном островке, не далеко от впадения Вды в Вислу. Свецкий замок сохранил часть средневековой стены и высокую, более 30 метров, цилиндрическую башню, с верхушки которой открывается восхитительная панорама.

Башня Свецкого замка.

Теперь нам придется отправиться по берегу Вислы в северном направлении, дабы достичь города Гнев. Самый красивый вид на город откроется нам с восточной стороны. Гневский готический замок был построен во второй половине XIII века. Особо роскошным замок выглядел во время проживания в его стенах Великого магистра тевтонского Ордена Михала Кухмейситера.

Гневский замок.

Далеко на западе, возле древних границ Государства Тевтонского, стоит величественный Члуховский замок. Он сохранился до наших дней лишь частично - фрагмент городской стены и высокая 46-метровая башня, с которой открывается восхитительный вид на город Члухов. Одним из комтуров Члуховской твердыни был знаменитый Конрад фон Валленрод – 24-й магистр Ордена и величайший полководец Средневековья.

Тевтонская крепость в Члухове.

Другая, выдвинутая далеко на запад, достопримечательность – тевтонский замок в Бытове. Это одна из самых сохранившихся крепостей, история которой начинается в XIV столетии. Архитектором Бытовского замка был Миколай Фелленштейн – тот самый, который построил крепость в Мальброке. Сегодня в замке расположены музей и гостиница.

Бытовский замок.

Возвращаемся в долину Вислы, а дальше – следуем вдоль ее восточной притоки Ногата, чтобы увидеть самую значимую достопримечательность тевтонских следов. Замок в Мальброке. Это, самое огромное в мире кирпичное здание, было построено с целью обоснования в нем столицы Государства Тевтонского. Каждый год тысячи туристов приезжают, дабы полюбоваться этим сокровищем готической архитектуры.

Мальборк – самый известный замок крестоносцев.

Теперь отправляемся на юг, чтобы увидеть замок в Штуме. На перешейке между двух озер, в месте, занимающем прекрасную оборонительную позицию, возвышается Штумский замок, построенный в середине XIV века. В здании отлично сохранились подземные этажи, оборонные стены и ров. В настоящее время в Штумовском замке располагается Ассоциация Рыцарского братства земли Штумской.

В 1099 году крестоносцами был захвачен Иерусалим, который стал центром вновь созданного Иерусалимского королевства, а территория поблизости и на пути к Святому городу получила название Трансиорданского сеньорства. Рыцари планировали обосноваться здесь надолго, и потому стали повсюду возводить укрепленные сооружения, способные длительное время выдерживать атаки и осады.

Одним из первых замков-крепостей нового Иерусалимского королевства стал Эль-Керак — форт Крак-де-Моав, что в переводе означает «крепость в Земле Моавской». Строительство длилось около двадцати лет и закончилось в 1161 году. Тогда же Эль-Керак становится столицей и резиденцией короля Трансиордании, переняв столичные функции у крепости Крак-де-Монреаль.

Эль-Карак имел значительные стратегические преимущества, он располагался к востоку от реки Иордан, и с его позиций было удобно контролировать действия кочевавших пастухов-бедуинов и следить за торговыми путями из Дамаска и Каира, а также маршрутами хаджа в Мекку. Позже тамплиеры значительно укрепили эту крепость, построив башни и защитные сооружения на северной и южной сторонах и дополнив их двумя глубокими рвами.

Кроме того, Крак-де-Моав входил в цепь крепостных укреплений, протянувшихся от египетской границы (от залива Акаба) до турецких владений. Как и все остальные пункты в этой цепи, Эль-Карак обеспечивал передачу сообщений посредством гелиографа (светопередатчика), благодаря чему послание преодолевало огромное расстояние менее чем за 12 часов в обоих направлениях.

Салах-ад-Дин. Миниатюра.

Крепость неоднократно осаждалась, но всегда успешно отражала нападения. Однако в 1176 году некто Рено де Шатийон стал правителем этих мест, оказавшись достаточно удачным полководцем, потому что год спустя он разбил армию египетского властителя Салах-ад-Дина (Саладина), выступившего походом на Иерусалим. После разгрома правитель Египта чудом избежал смерти и плена, однако не забыл преподанного урока и Рено де Шатийона. Дважды он осаждал Крак-де-Моав в 1183 и 1184 годах, однако взять крепость не смог. Надо сказать, что и Рено не терял времени даром, он захватил Акабу, входящую в египетские владения, и угрожал разрушить Мекку (священное место для мусульман), а в 1187 году Рено де Шатийон ограбил караван, в котором находилась близкая родственница египетского правителя. Это стало последней каплей. Салах-ад-Дин выступил в поход, захватил Рено и казнил его, а Крак-де-Моав осадил. Восемь месяцев длилась эта осада, но все-таки после очередного штурма в 1188 году крепость пала. Салах-ад-Дин оказался довольно милостивым победителем, он позволил защищавшим крепость христианам уйти из Эль-Керака. Впоследствии эта крепость оставалась под управлением различных мусульманских правителей, но так никогда и не вернулась к своим строителям — рыцарям-крестоносцам.

Крак-де-Монреаль — королевская крепость Шобак

Показать на карте

Эта грозная крепость была построена всего за год, причем, при личном участии короля Балдуина I, который желал иметь в этом стратегически важном месте мощную крепость, а заодно и королевскую резиденцию. В результате в 1116 году на вершине горы, на высоте около километра над уровнем моря, появилась крепость с именем Монс Релис или Монреаль (Королевская гора), а название Шобак она получила по названию местности, где расположена. Шобак занимал выгодное стратегическое положение, ведь отсюда можно было контролировать территорию долины, а значит, собирать дань с паломников и торговых караванов, идущих из Сирии на Аравийский полуостров.

Крепость Шобак

Для строительства крепости крестоносцам пришлось приложить воистину титанические усилия, поскольку все каменные блоки пришлось вырубать в скалах по соседству. Следы этой работы можно и сегодня увидеть, если, разумеется, перенестись сюда — к ныне полуразрушенным крепостным стенам и постройкам. Размеры крепостного замка довольно большие — 175 метров в длину и 90 в ширину.

В 1189 году Салах ад-Дин захватил после двухгодичной осады Шобак, а сам замок был им частично разрушен, после чего он пришел в запустение. Часть построек не пощадило время, а часть местные жители просто растащили на свои постройки. До нашего времени сохранились лишь фрагменты оборонительных стен, развалины главной башни, церкви и часовни. Известно, что внутри стен замка существовал родник с пресной водой, и к нему вело 375 ступенек, по которым нужно было спускаться внутрь холма (предположительно на 75 метров вглубь земли). Поисками родника сегодня активно занимаются археологи, ведущие раскопки на территории замка. Почти половина лестницы — около 150 ступенек уже обнаружена, но большая часть Крак-де-Монреаля скрыта от глаз и хранит свои тайны до сих пор.

Замок-ферма Монфор

Показать на карте

Долгое время Монфор — это укрепленная ферма, распоряжались которой семейство де Миьи — потомки участников ранних крестовых походов. Позже, в 1229 году, земля была продана Ордену тевтонцев, которые решили создать здесь укрепленный замок — своеобразную штаб-квартиру Ордена. Из небольшой укрепленной фермы тевтонцы решили сделать крепость, назвав ее Монфор, что переводится с французского как «Сильная Гора» (mont — гора, fort — сильный). На постройку требовалось много средств, и Орден обратился к Папе с просьбой помочь в благом деле, и глава церкви помог собрать деньги для штаб-квартиры рыцарей тевтонского ордена на Святой Земле.

Развалины крепости тевтонского ордена Монфор.

Довольно быстро был построен один из самых красивых замков Средневековья. В крепости расположился госпиталь, здесь же находился архив тевтонского ордена и его сокровища, а также сам Великий Магистр Ордена. В 1266 году султан Бейбарс осадил Монфор, но ему так и не удалось взять крепость. Спустя шесть лет его вторая попытка оказалась более удачной, и в 1271 году войско Бейбарса сумело разрушить южную стену крепости, совершив под ней подкоп, из-за которого стена просто просела, а в пролом проникли воины египетского правителя. Тевтонцы отступили в центральную башню крепости, продолжая сражаться, однако не отказались вступить в переговоры и сумели договориться с противником ко взаимному удовольствию: рыцарям тевтонского ордена дозволялось покинуть Монфор, причем, со всеми своими сокровищами и архивом. И действительно, Орден без помех перебрался из Монфора в Акру, где продолжил свою деятельность. Кстати, архив, который они тогда вывезли, до сих пор хранится в Тирольском музее (Австрия).

Однако саму крепость султан Бейбарс приказал разрушить, чтобы крестоносцам некуда было вернуться, однако разрушение коснулось в основном центральной башни, а большая часть крепости сохранилась до наших дней.

В 1926 году здесь были проведены первые раскопки, в которых были найдены фрагменты оружия защитников и нападавших, доспехи, части статуй, осколки стекла из витражей местной церкви и другие любопытные предметы. Сохранились до наших дней и центральный рыцарский зал, а также развалины церкви и винодельни, охранной северной башни, здание с красивыми готическими арками у ручья Кзив — больницы, как считают археологи, а также ров с восточной стороны замка.

Сейчас крепость является частью национального парка и доступна для свободного посещения всеми желающими.

Замок рыцарей — Крак де Шевалье

Показать на карте

Калаат аль-Хосн, или Крак де Шевалье — замок с необычной историей и последний оплот рыцарей на Святой Земле. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена госпитальеров, хотя появлением на свет он обязан вовсе не им.

Значительно ранее и вплоть до XI века на горным отроге Джебель Ансари в Сирии стояла небольшая крепость, известная как «крепость на холме». Место ее расположения имело важное стратегическое значение, ведь отсюда можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших портов того времени. Зная об этом, эмир сирийского города Хомс разместил в 1031 году в стенах крепости гарнизон из воинов курдов, которые следили за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. Появление крестоносцев, стремившихся освободить дорогу на Иерусалим, привело к тому, что крепость была ими захвачена. Впервые это произошло в 1099 году, однако гарнизон в «крепости на холме» рыцари оставлять не стали и ушли своим путем, а в крепость вернулись курды. Еще через десять лет крепость была вновь захвачена крестоносцами во главе с Танкредом Антиохийским, но в итоге перешла во владение к триполитанскому графу Раймонду I, которому рыцарь ее «подарил». Но содержание столь мощного сооружения оказалось не по силам властителю Триполи, и в 1142 году он «передарил» крепость рыцарям ордена госпитальеров, что стало большой удачей для обеих сторон: Орден получил во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство очень надежную защиту в лице госпитальеров или, как их еще называли, иоаннитов.

Монахи-рыцари построили здесь мощнейшие укрепления, отчасти восстановив, отчасти создав новые: в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Имелся в крепости и свой природный источник воды, благодаря хитрому устройству из труб и акведука. В последующие годы мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно — 130 лет госпитальеры успешно отбивали все атаки.

В 1170 году землетрясение частично разрушило замок, но это стало лишь причиной усовершенствовать его. В соответствии с новым духом, в готическом стиле были построены часовня и некоторые башни замка, а вокруг крепости появились дополнительные стены, в том числе — мощная внешняя. В крепости был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Крак де Шевалье.

К началу XIII века Крак де Шевалье превратился в крупное и мощное сооружение, а невероятно большие запасы продовольствия гарантировали ему поистине беспримерный «запас прочности», ведь в нем могли на протяжении 5 лет переносить осаду 2 тысячи человек! О защищенности замка красноречиво говорит и тот факт, что на Святой Земле эта крепость крестоносцев пала последней. Произошло это из-за двойной хитрости: против рыцарей использовали сначала подкоп, а потом обман — подложное письмо от главы Ордена.

Крак де Шевалье. Галерея монастыря, выполненная в готическом стиле.

Египетский султан Бейбарс, до того отвоевавший у рыцарей-европейцев почти все их укрепления, долгое время не решался штурмовать последний оплот рыцарства — замок Крак де Шевалье. Однако, в конце концов, предпринял такую попытку, и в 1271 году его воинам удалось прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами, а затем, совершив подкоп, воины Бейбарса оказались в самом сердце крепости. Однако защитники Крака де Шевалье укрылись в южном редуте — самом укрепленном месте замка, где к тому же находились основные запасы провизии, и, судя по всему, могли там просидеть долгие-долгие годы. Султану этого, разумеется, не хотелось, и он изготовил письмо, якобы посланное Гуго де Ревелем — Великим Магистром Ордена, с приказом сдать крепость. Получив такое письмо, защитники покорно повиновались воле Великого Магистра, и Крак де Шевалье был взят неприятелем. Однако захватчики сохранили жизни всем уцелевшим рыцарям, чем, несомненно, отчасти искупили свое вероломство. В последующие столетия крепость постепенно приходила в упадок, сильно пострадала она от нашествия монголов, а в период османского господства и вовсе оказалась заброшена.

В 1927 году в замке начались восстановительные работы, сейчас Замок рыцарей это популярное место для посещения туристов. Спустя века Крак де Шевалье вновь выглядит великолепно, это по-прежнему величественная крепость, которая справедливо считается вершиной искусства замкового строительства.

Замок ордена Храма - Атлит

Показать на карте

При магистерстве Гийома Шартрского, произошло сооружение Атлита (также известный как Шато-Пелерин или Замок Паломников) в 1218 г.
Турки укрепили гору Фавор, которая образовывала опасный клин и угрожала одновременно и равнине Акры, и дороге вдоль побережья. Франки попытались захватить гору в 1217 г., что и развязало очередную египетскую (дамьеттскую) кампанию. Гийом Шартрский, который лежал больной в Акре, не участвовал в экспедиции, но короли Иерусалимский и Венгерский, герцог Австрийский, магистр ордена госпитальеров и монастыри обоих орденов пошли на приступ. Когда первая атака провалилась, магистр ордена госпитальеров предложил вновь попытаться, но вялость, если не сказать трусость, крестоносцев-мирян заставила их отступить.
Король Иоанн предпринял строительство замка на юге от Цезарей, в новой марке (провинции) государства. Магистр ордена Храма и его совет решились со своей стороны укрепить мыс Атлит, чтобы преградить дорогу к Хайфе. у тамплиеров уже была башня недалеко от мыса, которая называлась "замком узких проходов", берег создавал здесь естественный рейд, поддающийся укреплению, куда во время продвижения к Яффепричаливал флот Ричарда Львиное Сердце.
Из-за толпы паломников, поставлявших добровольную рабочую силу, новую крепость назвалиЗамок Паломника. "Готье д"Авен дал ему сие имя и сказал, что будет его крестным отцом, и под первый камень положил тысячу сарацинских золотых монет" (Цит.: "История Ираклия". Кн. XXXI, гл. XII)

Широкий и высокий мыс, с естественными укреплениями на севере, западе и юге, поднимается над морем. На востоке стоит башня, сооруженная в давние времена тамплиерами, которые удержали ее столько же миром, сколько и войной. Некогда эта башня была возведена, чтобы защищать паломников на иерусалимской дороге или на обратном пути от воров, которые подстерегали их на этом узком пути. Стоит же она совсем рядом с морем, на выступе горы, который и называли "Узким проходом".
В течение всего времени, ушедшего на сооружение замка, тамплиеры выдалбливали себе путь в скале. По истечении шести недель они приступили к первым закладкам фундамента. Показалась древняя стена, длинная и широкая. Они также нашли клад из древних монет, незнакомых нынешним людям, ниспосланный благостью Сына Божиего, чтобы вознаградить их за их расходы и труды. Поэтому тамплиеры поначалу назвали замок "Замком Сына Божия". Затем они выкопали и убрали прочь песок, за которым обнаружили другую стену, и меж этих двух стен источник питьевой воды, которая в изобилии била ключом. Бог щедро снабжал их камнем и цементом. Тамплиеры соорудили две башни перед фронтоном из четырехугольных отполированных камней, столь больших, что упряжка из двух быков едва могла тащить один из них. Каждая башня имеет сто шагов в длину на семьдесят четыре в ширину; это пространство состоит из двойной крепостной стены. Новая и высокая сгена, заканчивающаяся зубцами, связывает обе башни, и, благодаря замечательному мастерству [строителей], рыцари во всеоружии могут подниматься и спускаться по лестницам, устроенным внутри. Другая стена простирается от одного берега до другого и охраняет колодец с пресной водой у конца полуострова. Замок окружен со всех сторон высокой новой стеной с башнями, которая поднимается от самой отмели; внутри нее часовня с палатами и множество хозяйственных зданий. Главная задача этого сооружения — позволить монастырю ордена Храма при отступлении из города Акры, держаться здесь до тех пор, покуда будут готовиться к обороне стеныИерусалима. Владение обладает рыбными промыслами, солончаками, лесами, выпасами, пахотными землями и обильными пастбищами. Виноградники, существовавшие ранее или посаженные, и фруктовые сады являются отрадой жителей. У сарацин нет ни одной крепости между Акрой и Иерусалимом. Этот новый замок наносит им чрезвычайный ущерб, и, объятые страхом, они готовятся покинуть свои обработанные земли между Иерусалимом и Иорданом. Там также есть порт, который хорош от природы и который мастерство [строителей] могло бы улучшить. Это укрепленное место лишь на шесть миль отдалено от горы Фавор, и полагают, что его сооружение предопределило уничтожение крепости на горе; ибо по всей протяженной и широкой равнине, которая простирается от Атлита до горы Фавор, сарацины из-за мощи нового замка не могут ни пахать землю, ни сеять, ни пожинать в безопасности. (Цит.: "Historia captionis Damiatae" Оливье Схоластика, опубликованная Томасом Коулом в: Historia Anglicanae Scriptores. Oxford. l687.) Крепость, столь гордо глядевшая в воды Средиземного моря, была сооружена из известняка; стены вырастали из самих волн. Позади крепостной стены, вокруг большого зала, огромного сводчатого строения, украшенного гигантскими головами изваянных рыцарей, сосредоточивались склады, конюшни, казармы. Шестиугольная часовня была, возможно, самой красивой, которую когда-либо возводили тамплиеры. Фундамент стен, разбитые опоры, огромные глыбы обтесанного камня, несколько резных карнизов - свидетели былой славы - и сегодня громоздятся на мысу.

Eсли рассмотреть план Атлита, укрепление это занимает узкий скалистый и песчаный мыс, исключительно удобный для обороны согласно средневековым воззрениям. Тем не менее тамплиеры, принявшиеся за дело в 1218 г., отбросили все принципы системы фланкирующего огня и нескольких линий обороны, вырабатанной в эту эпоху в Европе. На Атлите они гордились единственной оборонительной линией - чрезвычайно толстой стеной, сооруженной из колоссальных каменных блоков, усиленной прямоугольными башнями, с полукруглыми в плане фасами. Здесь есть донжоны — главные башни замка, но стоят они отнюдь не в тех местах, где их менее всего могли бы атаковать, а на самом опасном направлении, чтобы принять на себя натиск приступа. Казалось бы, они должны быть исключительно массивными; но в истинно византийском стиле, их стены, по сравнению с их куртиной [участок стены между башнями], тонкие, а деревянные галереи поверх башен для усиления их оборонительной мощи, становившиеся уже привычными, не использовались. Атлит обладал морским портом, который позволял во время осады снабжать его обитателей всем необходимым или, в крайнем случае, эвакуироваться.
Когда замок был раскопан в 1930-х годах, археологи были поражены искусством строителей. Например, если бы осаждающие попытались использовать распространенную тактику подкопов под стены замка, их бы затопило водой, т.к. дно рва находилось ниже уровня моря. Так, когда в 1220 г. Атлит был осажден Аль-Муазрамом, в распоряжении которого были требюше, три катапульты и четыре баллисты, их действие оказалось ничтожным из-за толстых стен. Триста тамплиеров под командованием магистраПедрe де Монтегаудо отважно оборонялись и даже сумели вывести из строя требюше и катапульту. Через месяц осада была снята.
Замок также не открывал своих ворот и перед другими лицами. Одним из таких был Фридрих II, которому было отказано в доступе в замок. Ему также пришлось прекратить приступ, т.к. у него не было ни малейшего шанса.
Но история Атлита кончается на печальной ноте. В 1291 г., после падения Акры, его гарнизон был эвакуирован. Замок достался мусульманам, так и ни разу не взятый ими.

Баграс или Гастон

Показать на карте

Замок Баграс в пограничной зоне между Сирией и Малой Азией был жизненно важным для защиты Антиохии. Он перешел в руки ордена Храма в 1131г., когда Фульк, король Иерусалима, путешествовал на север своего королевства, в Антиохию, или, самое позднее, в 1137г., когда Раймунд де Пуатье, князь Антиохии, отправился на север воевать с киликийскими армянами. Вместе с Роше Рюссель и Дарбезаком этот замок был среди первых значительных пожертвований ордену в Святой Земле.
Владельцы этого замка менялись очень часто. Он постоянно переходил от мусульман к христианам и обратно - так, в 1156г. он находился в руках тамплиеров, в 1160-1161гг. входил вместе с окружающими землями в феод князя Антиохии, в 1175г. - это вновь северная штаб-квартира ордена Храма. В 1188г. замок захвачен Салах ад-Дином.
В 1191г. король Киликийской Армении Лев II (Левон II) захватил замок Баграс. По его словам, он изгнал оттуда сарацин и взял замок по праву войны. Тамплиеры же свидетельствовали, что турки после взятия Акры в июле 1191г. бежали, и армянский король нашел Баграс "без жителей и как бы освобожденный от рук язычников", что не допускало с его стороны никакой конфискации.
В 1201 г. разгорелась ссора между королем Киликийской Армении Львом II (Левон II) и Боэмундом I (IV), графом Триполи по поводу княжества Антиохия, которое Боэмунд оспаривал у племянника Раймунда де Рупен. В эту борьбу оказались втянутыми и тамплиеры, замки которых оказались в руках короля Льва II.

В эту борьбу оказались втянутыми и тамплиеры. Тамплиеры при поддержке Боэмунда и патриарха Антиохии требовали вернуть замок Баграс. Лев II созвал их и в запальчивости сообщил, что "удерживает Гастен как возмещение за Антиохию". После этого обе партии отправили донесения в Рим. Немного позднее, Лев II обратился к ордену Храма с просьбой о помощи против султана Алеппо, Великий магистр Жильбер Эраль отправился в Армению и представил Льву II буллу Иннокентия III, приказывающую возвратить Баграс. Лев пообещал вернуть Баграс и Дарбезак (другой замок ордена), вплоть до просьбы принять его в собратья Дома. Король ни в чем не мог отказать тамплиерам, желая от них лишь помощи в овладении Антиохией. Но Жильбер Эраль не был расположен становиться наемником в войне между христианами, и покинул страну. Лев, не долго думая, обратился к госпитальерам, которые пришли ему на помощь в обмен на замки и фьефы. Борьба за Антиохию вылилась в настоящую войну. Король Киликийской Армении как мог мстил тамплиерам и несмотря на просьбы папы римского отказывался возвращать им Баграс, а также другие занятые им замки (Дарбезак, порт Бонель).
Перемирие было заключено на время прибытия папских легатов, которым было поручено управление Иерусалимским патриархатом, а так же разрешение Антиохийского конфликта. Первый из кардиналов-легатов, прибыл в Святую Землю в ноябре 1202г., другой - в марте 1203г. Во время их пребывания в Акре и после первых переговоров Лев предпринял ночную атаку на Антиохию. Пока патриарх Антиохии пытался договориться, тамплиеры, составлявшие половину гарнизона, "показали зубы", по выражению Льва: "Ecce Templarii contra nos denies acuentnt" (Се, храмовники против нас изострили зубы (лат.)). "Они оснастили башни, прибегли к оружию, обстреливали наши отряды и внутри, и вне города, развернув против нас знамя" - пишет король Армении.
Оба легата, кардинал св. Праксидии и кардинал св. Маркелла, не слишком хорошо понимали друг друга. Кардинал св. Праксидии больше принимал сторону армянского короля. Его коллега, кардинал св. Маркелла, поддерживал тамплиеров и отлучил Льва и его королевство, госпитальеры в свою очередь заставили отлучить от церкви графа Триполи.
В 1205г. легаты покинули Святую Землю. Иннокентий III назначил новых посланников расследовать дело графа Триполи, а двух других, - епископов Валании и Библиса, - дело тамплиеров против Льва II.
В 1209 г. Иннокентий III вновь терпеливо повторял Льву II свои предупреждения:

Тамплиеры прекратят оскорбления, на которые вы жалуетесь, как только вы прекратите оскорблять их и не будете больше препятствовать им во взятии под свою юрисдикцию замка Гастен. Именно в этом суть и причина их неприязни, ибо вы отказываетесь передать им замок и не желаете поступить с ними справедливо, невзирая на наши просьбы и внушения. Все законы, любое правосудие позволяют противопоставить силе силу, особенно тем, кто не совершает ничего предосудительного, сопротивляясь. Тамплиеры не священники, они вправе защищаться, раз вы на них нападаете, и в особенности потому, что вы похищаете у них потребное для войны с язычниками. Поскольку вы удерживаете и укрепляете их замки, неудивительно, что они стоят на своем и обороняются от вас в Антиохии, немалой частью коей они владеют <...> Они настойчиво испрашивают разрешения исполнить то, право на что предоставила им снисходительность папы Александра III, иначе многие из них подтверждают нам, что покинут Святую Землю <...> и поскольку они люди отважные и могущественные, они смогли бы стать вам великой подмогой или принести великий вред <...> Не думайте, что мы говорим вам сие из расположения к графу [Триполи] или из привязанности к тамплиерам, ибо нам угоднее было бы видеть их соблюдающими свой устав, нежели воюющими с вами. Лев отказался отдать захваченный Баграс. В 1211г. тамплиеры начали военные действия против Льва, поддержанные регентом Иерусалимского королевства Иоанном I (Жан де Биенн), который прислал им пятьдесят рыцарей. Стычки с армянами уже случались при доставке продовольствия в замки ордена Решо Гийом и Роше Рюссель (единственные из пяти замков которым продолжал владеть орден в Киликийской Армении). Во время одной из таких экспедиций отряды армянского короля застигли тамплиеров в ущелье, где магистр и многие из его братьев были ранены, а один из них убит. Борьба продлилась до 1213г., когда Лев сдался, возвратив тамплиерам все их замки.

В 1268г. замок Баграс был потерян орденом Храма.
Каталонский устав (Regle catalane) рассказывает нам неопубликованную версию потери Баграса (Гастен), где находился командор Антиохии брат Жиро де Созе в 1268г.. В тексте французский язык сильно перемешан с провансальско-каталонским наречием: Случилось, что брат Жиро де Созе был командором Антиохийской земли. Султан вышел из Вавилона со всеми своими силами и двинулся на Антиохию. Прежде, чем он оказался на этой земле, командор донес магистру, что слышал, будто султан в пути и, говорят, идет против Антиохии, дабы магистр прислал, Бога ради, сержантов и вооружение для замка, ибо в Гастене недоставало всего. Магистр ответил, что пошлет ему подкрепление и все необходимое, если султан подойдет к Антиохии, но пусть он знает, что нападения бояться нечего [с 5 по 26 апреля Бейбарс повернул к Бофору и Баниасу]. Вслед за этим султан объявился у Антиохии и по своему прибытию взял город: таким образом, не прошло и двух дней, как он был взят.
Тамплиеры Гастена были в великом смятении, поскольку им не хватало всего, оружия и продовольствия, а также опытных руководителей, как это требовалось бы для укрепления замка. И пока братья ели, один из них, который звался братом Ги де Беленом [д"Ибелен? может быть, Ибелен де Жибле?, овладел ключами от замка, вскочил на коня и отвез их султану. Он сказал ему, что Гастен его, ибо братья хотят сдаться - "и вот ключи от вашего замка, которые я вам привез!" И затем султан собрал крупные силы и бросил их на замок. До начала атаки гарнизон собрал военный совет. Рыцари и сержанты прекрасно знали, что крепость труднозащищаема. Но когда командор объявил, "что будет защищать ее как сможет, а потом да свершится воля Божия", братья-рыцари ответили, что "сделают все, что бы он ни пожелал и ни приказал". Напротив, сержанты, - всего лишь наемники, - "отказались там оставаться, ибо видели хорошо, что город не сможет защищаться, и они не хотят в нем умереть". Перед лицом предательства Ги, видя охлаждение своих воинов, тамплиеры поняли, что положение отчаянное. Они решили срыть замок и присоединиться к Роше Гийом (La Roche de Guillaume), другой крепости тамплиеров, которая была почти так же обессилена. Они увезли все, что смогли, из продовольствия и припасов и разрушили большую часть того, что там оставалось.
Когда вести о потере Антиохии достигли Акры, Великий магистр ордена Храма Тома Берар и орден ощутили великую боль и большое беспокойство об участи Баграса. Поскольку небыло надежды что тамплиеры удержат замок своими силами, а послать помощь небыло возможности, капитул решил отдать приказ об отзыве гарнизона, который прежд

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.

Гостеприимные земли Иордании, на всем своем протяжении испещрены многочисленными древними мощными замками, фортами, караван-сараями, они находятся не только на равнинах и холмах, но и в пустынных местностях. Основная часть иорданских замков создавалась в период Крестовых походов и в восьмом веке, в эпоху правления древней славной династии Омейядов. Они разнообразны, как по своему назначению и архитектурному стилю, так и по уникальным особенностям декора. О самых знаменитых замках Иордании мы и расскажем в нашей статье.

Замки Крестоносцев – Каркак и Шобак – популярнейшие крепости, возведенные христианскими рыцарями на завоеванных мусульманских землях, в процессе Крестовых походов. Сегодня – это популярное направление для экскурсий туристов, приехавших на отдых в Иорданию, они не менее популярны, чем посещение древнего иорданского города Петра. Оба замка Крестоносцев находятся вдоль Королевской дороги, которая тянется через всю страну от Аммана до Акабы.

Замок Шобак – знаменитый старинный замок , высящийся среди пустыни, он стоит всего в часе езды от прославленной иорданской достопримечательности Петры. Раньше, во времена раннего Средневековья, замок звался «Монреаль», позже получил имя «Шобак». Замок построили на горе, его окружили многочисленные фруктовые сады, разбитые ниже по склону. Прошло много веков, но замок Шобак по сей день восторгает путников: от этой махины сложно оторвать глаза, настолько поражает его мощь огромных, хотя, и полуразрушенных ворот, и тройной каменной стены. Несмотря на свои мощные укрепления, уже через семьдесят пять лет после своего возведения, замок пал под молниеносным натиском войск знаменитого Саладина. Именно с тех давних пор, по традиции, стены замка Шобак покрывают надписи с именами его владельцев и властителей, они великолепно сохранились до нашего времени. В Средние века замок, построенный первым королем Иерусалимского королевства – Балдуином Первым – «Baudouin Ier», графом Эдесским, имел удачное стратегическое положение. Все началось в 1115 году, когда Балдуин Первый собирался отправится в поход, чтобы завоевать обширные земли Трансиордании, расположенные восточнее Иордана, которые в древности назывались «Идумея». И вот, чтобы упрочнить свое положение, он заложил замок Монреаль. Балдуин сам принимал непосредственное участие в его строительстве, кстати, именно поэтому, замок назвали «Королевская гора» - «Mont Royal». Он стоял на пути паломников и торговцев, двигавшихся из Сирии на Аравийский полуостров, таким образом, владелец замка всегда имел постоянный доход, да еще и пополнял казну королевства, собирая богатую дань с проходящих. Замок находился во владении Королевства Иерусалимского вплоть до 1142 года, затем перешел во владения Трансиордании. Владельцем замка Шобак был Филип де Мильи, а после того, как его дочь Стефания де Мильи вышла замуж за Рено де Шатийона, замок Монреаль перешел в его владение. Но у Рено был довольно коварный характер: в период перемирия, он начал предательски нападать на безоружные караваны, которые проходили мимо замка. Кроме того, в замке построили корабли, которые потом были доставлены волоком по земле к Красному морю, для того, чтобы внезапно совершить нападение на Мекку. Именно эта наглость, стала последней каплей, которая заставила правителя Аюбидов - Салах-ад-Дина, который более известен в европейской истории под именем «Саладин», выступить со своими войсками против «Королевства крестоносцев». И уже в 1187 году, им был взят город Иерусалим, а затем войска подошли к замку Монреаль. Но так как, крепость имела удачное для ее защитников расположение, то войскам Саладина не удалось использовать осадные машины, и поэтому было принято решение взять замок в осаду. Говорят, что первое время, защитники замка упорно сопротивлялись, но через некоторое время, они стали обменивать своих женщин на еду, а когда через два года почти все ослепли от недостатка соли, то были вынуждены сдаться. Это произошло в мае 1189 года. В виде отступления необходимо отдать должное великодушию мусульманского военачальника, руководившего осадой замка, Аль-Малик аль-Адиль, после его сдачи, разрешил всем защитникам Монреаля беспрепятственно добраться до Антиохии, а еще он щедрым жестом, выкупил проданных ими жен. Кстати, именно замок Шобак – был одним из последних замков Иордании, оставленных рыцарями-крестоносцами на Святой Земле, не устоявшими под натиском великого Саладина. Когда крестоносцы его покинули, замок потерял свое первоначальное значение и начал со временем разрушаться. Немного позже его захватили Мамлюки и полностью перестроили, в результате, от первоначального плана замка Шобак сохранилось мало деталей. Долго крепость стояла пустующей, и лишь совсем недавно, на замковой территории ученые начали вести серьезные археологические изыскания и исследования.

Замок Карак – один из самых крупных замков Иордании, который часто еще зовется «Аль-Карак» или «Керак». Он, как и замок Шобак был возведен во времена Крестовых походов и входил в часть Иерусалимского королевства. Замок Карак находится немного южнее иорданского города Амман, который является столицей эмирата Трансиордания. Он находится вдоль Королевской дороги - важнейшего торгового пути Ближнего Востока, который брал начало в Египте и проходил вдоль сирийского Дамаска и знаменитой реки Евфрат. Итак, замок расположился в бывшей столице Заиорданья – Карак. Местные земли были заселены еще с периода Железного Века Моавитянами. Об этом месте говорилось даже в Библии, где оно называлось «Qer Harreseth», именно отсюда вышли Сирийцы еще до своего расселения в Палестине. Затем Карак входил в Набатейское государство, уже после завоевания Римской империей в 205 году нашей эры. А после завоевания Александром Македонским, Аль-Карак стал известен под название «Харха» - «Kharkha».

Замок Эль-Карак - великолепное строение, построенное еще в двенадцатом столетие рыцарями-крестоносцами, а главной особенностью этого строения, которая выделяет его среди прочих иорданских замков, являются бесчисленные запутанные тоннели, система подземных ходов и лабиринтов, тайные комнаты, по которым так любят бродить любопытные туристы. Крепость стоит очень высоко: из ее окон даже видно Мертвое море. Эль-Карак начали строить в 1142 году, стройка шла на протяжении двух десятков лет. Замок получился очень грандиозный: он имеет протяженность – двести двадцать метров, сто двадцать пять метров в ширину с севера и сорок метров в ширину с юга. Когда строительство было окончено, замок сделали резиденцией для правителя Трансиордании. За время существования замок много раз держал осады, нападения, пережил несколько перестроек, а с 1894 года – стал тюрьмой. Если вы решитесь посетить этот огромный замок, то захватите фонарик, потому что его подземные проходы не освещены, а ведь подземные ходы – это самое интересное, что тут есть. Чтобы зайти на территорию замка, необходимо преодолеть узкое ущелье Вади Муджиб, глубина которого – тысяча метров. Крепость делится на два двора: нижний - преграда для захватчиков, верхний - с главными постройками - резиденцией правителя, церковью и мечетью. Местные гиды, с удовольствием покажут посетителям лабиринты секретных ходов замка, его многочисленные галереи и башни. Со стен замка можно полюбоваться на окружающую его с трех сторон, живописную долину, а вдалеке увидеть Мертвое море. Подземелье Карака – является наиболее защищенной его частью, его закрывает массивная дверь. Стоит сказать, что посещение замка Карак, оказывает сильное впечатление на туристов, и они покидают замок, не восторженные или очарованные угрюмым обаянием, а задумчивыми, ведь только вдуматься, сколько стены крепости видели крестоносцев, мусульман, разных исторических событий, войн и осад, а вот радостных и светлых событий тут практически не было. Самый знаменитый властитель замка Карак - Рено де Шатильон, славился лишь вероломством и жестокостью. Когда умер король Болдуин Второй, трон достался его тринадцатилетнему сыну, больному проказой. Юноша заключил мирное соглашение с Саладином, но вскоре погиб от руки наемника, так и не оставив потомства. И тогда появился Рено, женившийся на королеве Стефании - богатой вдове убитого владельца замка Карак. Новым властелином, мирный договор с Саладином, был быстро и вероломно расторгнут: Рено привел с собой армию для битвы с Саладином. Но объединенные силы крестоносцев, которыми командовал Рено и войска Короля Иерусалимского – Гая, были разбиты, а попавший в плен к Саладину Рено, был обезглавлен им лично. Так начался закат силы крестоносцев. К счастью, замок Карак не был заброшен, а так и использовался в качестве военной крепости, но уже войсками Мамлюков и Аюбидов, даже в тот период он был значительно расширен: у него появилось новое западное крыло. Хотя Карак не раз был осажден, взять его приступом впервые удалось только в 1840 году, при захвате Ибрагим Пашой из Египта, тогда была разрушены львиная часть замковых укреплений. У подножия замка Карак, на сегодняшний момент находится поселение, где проживает двести тысяч местных жителей.

Замок Аджлюн – находится в западной части Иордании, если ехать из города Джераша, в одноименном городке Аджлюн. Этот знаменитый замок Иордании, раньше назывался «Кал-ат ар-Рабат». Он был построен в 1184 году - Из ад-Дин Усамой бин Мункидом, который приходился правителю Саладину племянником. Это прекрасный образчик изумительной исламской архитектуры, гордо доминирующий над окружающей местностью. Замок находился в выгодной, с военной точки зрения позиции, его владелец со своим гарнизоном, мог контролировать и защищать дороги, ведущие на юг Иордании. Замок Аджлюн стал одним из фортов, расположенных на стратегических важных высотах в области от Евфрата до Каира, которые при военном вторжении в сюда, немедленно сигнализировали об опасности по всей цепи, используя факелы, зажигаемые на сторожевых башнях этих крепостей. Первоначально крепость имела четыре башни и защитный глубокий ров, который петлей обхватывал каменную твердыню. Чуть позже достроили еще одну башню с подвесным мостом, а парадные ворота украсили фигурки голубей. Несмотря на то, что замок строили с оборонительными целями, ему посчастливилось ни разу не испытать осад и нападений, а единственное сражение, которое тут было, произошло вне замковых стен, это было на берегу озера, в период первого Крестового похода. Саму крепость частично разрушила природная стихия – землетрясение, случившееся тут в двенадцатом столетии, после чего замок опустел. Сегодня, посетители замка могут посетить, расположенный здесь музей, с многочисленными экспонатами, изготовленными во времена византийских императоров, которые были обнаружены учеными во время археологических раскопок на территории крепости Аджлюн. Сегодня, иорданский замок Аджлюн - популярный туристический объект, ведь до наших дней тут отлично сохранился лабиринт лестниц, старинных галерей, залов, замковых башен, а с замковых стен открывается великолепный вид на живописную долину реки Иордан.

Замки Иордании в пустыне – многочисленны и разнообразны, они находятся в большей или меньшей степени сохранности, и являются раскрученным местом посещения среди путешественников.

Замок Кусейр-Амра – знаменитое строение, включенное организацией ЮНЕСКО в список объектов, находящихся под защитой и входящих в золотой фонд Международного наследия. Туристов привлекают великолепие внутренней отделки замковых помещений: его стены и потолки сплошь расписаны яркими и изумительными фресками, датируемыми периодом правления Омейядов. На фресках имеются изящные изображения людей и животных, совершенно нехарактерные для мусульманской культурной традиции. Сам замок – является громадой, выстроенной из черного базальта в период Римского владычества. Он усердно служил владельцам, начиная с тех давних времен и заканчивая началом прошлого века, когда в замке Кусейр-Амра разместился штаб Арабского освободительного восстания, представленного в лице легендарного человека - Лоуренса Аравийского.

Замок Каср аль-Халлабат – этот значительный, с исторической и архитектурной точки зрения комплекс, состоит из замка – «Каср», мечети, большого водохранилища, водных резервуаров, бань. Недавно проведенные в этом знаменитом Иорданском замке раскопки, помогли отыскать и узнать массу нового. Была обнаружена глиняная посуда, с надписями эпохи Набатейского царства. Это позволило ученым сделать предположение, что замок Каср начал свою историю в роли небольшого римского форта, поставленного для защиты аравийских границ и охраны дороги Нова Траиана. В его возведении использовался местный камень известняк. Чуть позже, замок Каср аль-Халлабат перестроили, он был увеличен по площади в четыре раза в отличие от первоначального строения, а в каждом его углу разместилась квадратная башня. Этот вариант форта разрушило землетрясение, случившееся в 551 году, а восстановило замок племя христианина Гассанида. Очередное возрождение ждало замок Каср в восьмом столетии, когда Омейяд переделал его в свою роскошную резиденцию: стены украсила великолепная резная штукатурка, яркие фрески и мозаичные панно. На территории замка возвели мечеть и чудесные бани «Хаммам ас-Сара».

Замок Каср аль-Харрана - знаменитый замок Иордании в пустыне, который строился не для защиты, а для проведения встреч правителей Омейядов с бедуинами – жителями пустыни. Пусть посетителей замка не путают «стрелки- прорези» на стенах замка, которые делались в те давние времена в защитных целях, - это архитектурный элемент, для защитных, эти стрелки слишком малы и высоко расположены, через них было бы невозможно пускать стрелы, они делались для того, чтобы внутрь строения попадало больше воздуха и солнечного света. Но это и не традиционный в пустынях караван-сарай, так как он не стоит на мусульманском торговом маршруте. Именно методом исключений, ученые решили, что Замок Каср аль-Харрана был нужен для ведения встреч правителей с бедуинами, для принятия решений об поддержке этого народа. Замок строили из камней, он имел форму прямоугольника, смягченного наличием круглой башни в каждом углу и середине каждой стены, кроме южной – там центральное место занимает единственный вход. Здание, двумя ярусами окружает открытый внутренний двор. У замка Каср аль-Харана имеется исключительная особенность: все его комнаты хорошо оштукатурены, и их затейливо украшают отлично сохранившиеся резные декоративные изразцы.

Замок Каср аль-Мушатта – считается самым богато украшенным дворцом династии Омейядов в Иордании. Она находится неподалеку от Международного Аэропорта Королевы Алии, южнее города Амман. Каср аль-Мушатта - имеет в плане квадратную форму, с круглыми башнями в углах и пятью полукруглыми башенками, с каждой стороны, кроме южной, где находятся входные ворота. В замке располагается просторный центральный суд, королевский зал, аудитории – базилики и комнат для проживания, отведенных для Калифа Валида Второго. Туристы могут разглядеть остатки тонких каменных узоров, некогда украшавших фасад замка, но основная их часть, еще в 1903 году, была подарена османским султаном Абдулом Хамидом Вторым Кайзеру Вилгельму Второму, и теперь их можно увидеть в Берлине. Этот прекрасный замок-дворец так и не был достроен до конца.

Иордания – красивая страна, с многочисленными достопримечательностями, особенно интересны туристам замки Иордании, относящиеся к разным историческим эпохам и построенные в разных архитектурных стилях, но объединенные тем, что они имеют интересную и многовековую историю, неразрывно связанную с историей страны.

Достаточно даже сегодня посмотреть на Европу, как мы заметим укрепленные феодальные замки, находящиеся подчас в развалинах, а иногда и в полной сохранности или в состоянии реконструкции, проводимой группами энтузиастов и молодежи. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты замками. Во Франции насчитывается около 600 замков (а было их свыше б000!): одни из них – подобно замку Пьерфон (к северу от Парижа) или же замку О’Кенигсбург (в Эльзасе) – полностью восстановлены, от других же – таких, как замок Меен-сюр-Иевр около Буржа или башня Монлери – остались лишь руины. В свою очередь, Испания сохранила свыше 2000 замков, из которых 250 находятся в полной целости и сохранности.

Все эти замки (и доспехи средневековых рыцарей!) строго индивидуальны и непохожи один на другой: каждая страна породила свой собственный стиль, который свойствен только ее постройкам. Еще они отличаются друг от друга статусом их сеньоров: король, принц или простой мелкопоместный барон, вроде того пикардийского феодала по имени Робер де Клари, который владел феодом размером всего в шесть гектаров. Они различаются и выбором места постройки, стоят ли они в горах (замки Тарасп или Сион в Швейцарии), на берегу моря (например, замок Карнарвон в Уэльсе), по берегам рек (замок Мариенбург в Польше) или же на открытом поле (замок Сальс в провинции Руссийон). Даже то, находятся ли они во влажном или умеренном климате, благоприятствующем произрастанию лесов, как это имеет место в случае с Куси, или же на границе каменистой пустыни, подобно Крак де Шевалье в Сирии, влияло на их архитектуру и внешний вид.



Замок рыцарей-крестоносцев – легендарный Крак де Шевалье.

Однако в любом случае укрепленные феодальные замки восхищают нас своей поразительной мощью независимо от того, в хорошем ли они состоянии или сильно разрушены неумолимым временем за восемь или девять веков своего существования. И тот бесцеремонный землевладелец, которому захотелось убрать груду обломков, наваленных посреди его поля, хорошо знает, каких трудов ему это стоило, а ведь техника сейчас совсем не та, что была тогда, и… сколько же тогда труда стоило все эти камни на него доставить?!

Опять-таки хотя все замки и выглядят по-разному, реально разница между ними существовала, прежде всего, из-за их назначения. Одно дело замок – жилище для сеньора, и совсем другое – замок, принадлежащий какому-нибудь духовно-рыцарскому ордену или тому же королю, пожелавшему его строительством закрепить свою власть. Это и иные масштабы строительства, и подчас быстрота, с которой эти замки возводились, и – едва ли не самое важное для обороны замка от неприятеля кем бы он ни был – это содержащийся в нем гарнизон.

Ну, а для местных жителей, обитавших в селениях поблизости от замка, он был и убежищем, и гарантом безопасности, и источником доходов. К тому же именно замок являлся в тогдашней серой и обыденной жизни источником всех наиболее интересных новостей, а, значит, и сплетен, и пересудов. Хотя нам известно о многочисленных крестьянских восстаниях, имевших место в средние века, есть множество других примеров, из которых явствует, что во многих случаях и крестьяне, обитавшие вокруг замков, и их сеньоры, жившие внутри замковых стен, составляли как бы одно целое и даже, случалось, и действовали сообща!

Да, но как все-таки строились эти каменные твердыни, которые даже и сегодня восхищают нас своими размерами и прочностью стен? Неужели и здесь не обошлось без космических пришельцев, которым так упорно сегодня некоторые приписывают авторство египетских пирамид? Конечно, нет! Все было гораздо проще и сложнее. Например, феодал не мог привлечь к строительству замка своих крепостных. Даже если ему этого и очень хотелось. Барщина – то есть трудовая повинность в пользу владельца или владельцев замка была неизменная и ограничена местными обычаями: крестьян можно было, допустим, заставить вычистить замковый ров или перетащить на строительство бревна из леса, но и не более того.

Получается, что замки строили свободные люди, имевшие право свободного передвижения по стране и было их при этом немало. Да-да, это были люди свободные, ремесленники, которым за работу следовало регулярно платить, а сельская барщина оставалась лишь неким подспорьем для феодала, но и не более того. Ведь ясно, что работа с камнем требовала настоящих знатоков своего дела, и откуда им было взяться у крестьян? Ну, а если феодалу хотелось, чтобы работа шла быстро, то кроме каменщиков приходилось нанимать еще и разнорабочих, которых тоже требовалось немало! Например, известно, что возведение замка Бомарис Касл в Англии осуществилось очень быстро – с 1278 по 1280 год, однако при этом использовался труд 400 каменщиков и еще 1000 разнорабочих. Ну, а если сеньор больше не мог платить, для мастеров по камню всегда находилась работа: где-то неподалеку мог находиться какой-нибудь собор, церковь, строящийся город, так что их рабочие руки в то время требовались всегда!

Несмотря на римское наследие в области каменного дела, большинство крепостей, построенных с VI по X век, были сделаны из дерева. И только уже позже начинает использоваться камень – поначалу в виде небольших камней, но постепенно все более крупных и более правильной формы. Это так называемый бутовый камень, из которого строится большинство европейских замков, хотя, например, в той же Ливонии практически все замки были построены из кирпича. Вертикальные поверхности стен делались совершенно гладкими, чтобы помешать врагу найти какие-нибудь зацепки во время штурма. Начиная с XI века, будут все чаще обращаться к кирпичу: он менее дорог и обеспечивает большую прочность постройкам при обстреле. Однако очень часто строителям приходилось довольствоваться тем, что было поблизости от стройки, потому что упряжка волов с грузом весом в две с половиной тонны была не способна осилить за день свыше 15 километров пути.


Замок Куси во Франции.

Что ни говори, а некоторые из возведенных в то далекое время замков просто поражают воображение. Например, замок Куси во Франции был столь велик, что вход в него охраняла цилиндрическая башня (донжон) высотой 54 метра и шириной 31 метр. Кроме того, его защищали целых три крепостные стены, последняя из которых целиком опоясывала городок Куси. Когда в 1652 году замок решили взорвать, то применением пороха удалось всего лишь слегка покрыть трещинами стены! Сорок лет спустя землетрясение расширило эти трещины в кладке, однако башня устояла. В конце XIX века были предприняты кое-какие реставрационные работы. Но в 1917 году германской армии зачем-то понадобилось разрушить его до основания, и это потребовало 28 тонн самой современной взрывчатки! Вот насколько этот замок был велик и прочен, хотя семейство Куси отнюдь к высшей знати не принадлежало. «Ни король, ни принц, ни герцог и не граф – учти: я сир Куси» – таков был девиз этого заносчивого рода!


Хорошо сохранившаяся цитадель и донжон замка Шато-Гайяр словно нависают над речной долиной.

Всего год, с 1196 по 1197 потребовалось английскому королю Ричарду Львиное Сердце чтобы построить крепость Шато-Гайяр, чем он впоследствии очень гордился. Замок был построен по типично нормандскому проекту: насыпь, окруженная рвом, возвышалась на краю холма, на самом берегу реки Сены. Первый бастион охранял ворота, а две высокие крепостные стены защищали донжон. Замок должен был служить опорой английским владениям в Нормандии, и именно поэтому французский король Филипп-Август в 1203 году взялся ее осаждать. На первый взгляд он казался неприступным, однако король Франции начал с того, что принялся разорять окрестности и вынудил местных жителей (свыше тысячи человек) укрыться за его стенами. Вскоре там начался голод, и защитникам пришлось их прогнать.


Донжон замка Шато-Гайяр.

Тогда Филипп-Август приказал засыпать рвы, сделать подкопы и заминировать башни. Первый бастион пал, и осажденные укрылись в центральной части. Но однажды ночью французы проникли и туда, в самое сердце замка, а пробрались они туда через... отхожее место, у которого оказалось уж слишком широкое отверстие! Они опустили подъемный мост, началась паника, а в результате его гарнизон сдался, даже не успев спрятаться в донжоне.


Донжон замка Колосси на Кипре, построенный в 1210 г. королем Ги де Луизиньяном ()

Что же касается замков крестоносцев, то в Святой земле, которую в Европе называли еще также Аутремер или «Нижние земли» (а назывались они так, потому что изображались внизу тогдашних европейских карт, и, отправляясь на Восток, крестоносцы как бы перемещались «сверху вниз»), они появились практически сразу, как только рыцари туда добрались. Многие замки и крепости они захватили, а после перестроили, и среди них – замок Крак де-Шевалье или «Замок рыцарей», который настолько интересен во всех отношениях, что рассказать о нем нужно поподробнее.


Реконструкция внешнего вида замка Крак де Шевалье 1914 года.

Впервые крестоносцы захватили его еще в 1099 году, но быстро оставили, поскольку торопились в Иерусалим. Вновь крепость была отбита у мусульман уже в 1109 году, а в 1142-м передана госпитальерам. Те укрепили стены, заново отстроили казармы, часовню, кухню с мельницей и даже... многоместную и тоже каменную уборную. Мусульмане предприняли множество атак, пытаясь вернуть себе «крепость на холме», но всякий раз неудачно.


План замка Крак де Шевалье.

В результате землетрясения 1170 года замок получил повреждения, и манера строительства его значительно изменилась. На смену строгостям и простоте романского стиля пришла утонченная готика. Кроме того, в конце XII – начале XIII веков в Краке не только перестроили разрушенные землетрясением часовню и отдельные башни, но и огородили еще и мощной внешней стеной.


Беркиль.

Между наклонным контрфорсом в западной части крепости и ее внешней стеной был сделан беркиль – глубокий водоем, служивший не только и в качестве хранилища воды, но и дополнительной защитой от врагов. Размеры помещений замка потрясают воображение. Например, в нем есть галерея – 60-метровый зал, построенный мусульманами и использовавшийся ими всего лишь как конюшня.


Ворота в замок.

В кладовых замка хранили зерно, оливковое масло, вино и провиант для лошадей. Помимо того, рыцари имели многочисленные стада коров, овец и коз. Колодец внутри замка снабжал рыцарей водой, кроме того, вода в него поступала также по акведуку из природного источника.


Акведук.

Одна из самых ранних построек замка – часовня в романском стиле - была расписана по византийскому канону, хотя надписи на фресках и были на латыни. На стенах висели знамена и военные трофеи, погибших рыцарей... и даже сбруи их лошадей. После того как замок был взят мусульманами здесь была устроена мечеть.


Часовня.


Сохранившиеся росписи.


«И стих Корана зазвучал с минбара…» Когда мусульмане захватили Крак, они тут же переделали часовню в мечеть и построили в ней минбар.

К началу XIII века крепость Крак стала настолько мощным укреплением, что в ней в течение пяти лет могли пережить осаду две тысячи человек.

О ее защищенности говорит также и то, что она была последним прибежищем крестоносцев на Востоке. Сам Саладин, не раз обращавший свой взор на высокие стены Крака, долгое время не решался на его штурм, считая, что атака этой крепости будет равносильна отправке воинов на верную смерть. Поэтому он ограничился тем, что уничтожил у стен замка посевы и присвоил себе скот крестоносцев, пасшийся неподалеку, чем причинил им большие убытки. Египетский султан Бейбарс, отбивший у европейцев все их укрепления, как и Саладин, тоже отдавал себе отчет в том, что взять Крак штурмом или измором – дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым в нем мог обороняться гарнизон сравнительно небольшой численности, а также огромные запасы продовольствия создавали ему ну просто беспримерный «запас устойчивости». Однако султан все же решился на штурм восточной части его укреплений и, хотя и понес большие потери, все же сумел пробиться в пространство между внешними и внутренними стенами. Но завладеть цитаделью замка целиком оказалось очень сложно. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана попали в самое сердце «гнезда госпитальеров». Однако немногочисленный гарнизон не сдался и после этого, а укрылся от них в самом укрепленном месте – южном редуте, где хранились главные запасы продовольствия.


Вот в этих подземельях все и хранилось…


А еще в них просто страшно. Ведь эдакая толща камней у тебя над головой.

Теперь, чтобы выманить их из этого укрытия, нужна была хитрость. Было изготовлено письмо якобы от Великого магистра ордена с приказом о сдаче крепости. 8 апреля его доставили в гарнизон, и ее защитникам ничего не оставалось, как выполнить волю «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются иной версии. По их словам, арабы, якобы переодевшись христианскими священниками, пришли к стенам замка с мольбами защитить их от воинов-мусульман. А когда, мол, доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили спрятанное под одеждой оружие. Как бы там ни было, но Крак был все-таки взят. Однако всем уцелевшим рыцарям мусульмане сохранили жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а затем была и вовсе заброшена. Там, как и во многих других забытых крепостях, расположилось небольшое поселение.


Южная башня замка.


«Зал рыцарей». В 1927 году в замке начались восстановительные работы, так что сегодня Замок Рыцарей посетители видят практически во всем своем прежнем величии и великолепии.

Орденские замки, построенные в Европе, также отличались от всех прочих как своими размерами, так и тем, что в них вместо обычной часовни строили сравнительно крупную церковь, способную вместить всех братьев-рыцарей, которые проводили в ней время в молитвах. Под трапезную в орденских замках также отводили самое большое помещение, поскольку в ней одновременно должны были принимать пищу сразу несколько сотен человек (рыцарей и сержантов ордена), чего никогда не бывало в тех замках, которые принадлежали одному феодалу.

Боевые башни в орденских замках обычно старались располагать по его углам и строили их специально так, чтобы они возвышались над стенами на один этаж, что позволяло обстреливать из них не только местность вокруг, но еще и сами стены. Конструкция бойниц была такова, что обеспечивала стрелкам как значительный сектор обстрела, так и надежную защиту от выстрелов неприятеля. Высота стен замка была сравнима с высотой современного трех-четырехэтажного дома, а толщина могла быть четыре и более метров. В отдельных крупных замках было несколько рядов стен, а подходы к внешним стенам обычно защищали рвы с водой и частоколы. В склепе под церковным полом хоронили павших братьев-рыцарей, а надгробья украшали их скульптурные изображения из камня, выполненные в полный рост – эффигии. Вместительная церковь внутри замка служила рыцарям для совместных молитв и собраний. Донжон, «крепость в крепости», самая большая и высокая башня в замке – был самым последним и самым надежным оплотом для его защитников. Для винных погребов рыцари и, в особенности, тамплиеры места не жалели, поскольку употребляли вино не только во время застольных трапез, но и в как лекарство. Убранство трапезной орденских замков отличалось аскетизмом и состояло из деревянных столов и лавок при самом минимуме украшений, так как все связанное с телесными удовольствиями в духовно-рыцарских орденах считалось греховным и находилось под запретом. Жилые помещения братьев-рыцарей также не отличались большой роскошью, как, впрочем, и отдельные покои командующего замковым гарнизоном. Предполагалось, что все свободное от войны время рыцарям следует проводить в воинских упражнениях, а также поститься и молиться.


Юго-восточная башня замка Крак де Шевалье.

По всему верху стены обычно проходил крытый боевой ход с амбразурами для стрельбы по противнику. Очень часто его делали так, чтобы он немного выступал наружу, и тогда в полу у него также проделывали отверстия, чтобы через них бросать вниз камни и лить кипяток или горячую смолу. Винтовые лестницы в башнях замка тоже имели оборонительное значение. Их старались закручивать так, чтобы у нападающих стена находилась справа, что делало невозможным замах мечом.


Западная башня.


Западная башня и акведук.


Западная сторона внутренней стены.

Крестоносцы в Святой земле использовали в качестве укреплений самые различные объекты, включая древнеримские амфитеатры, базилики и даже – пещерные монастыри! Одним из них стал монастырь Айн-Хабис, представлявший собой несколько пещер, вырытых византийскими монахами прямо посреди отвесного обрыва в долине реки Ярмук. Долгое время никто и не знал, где эти монахи устроили свое уединенное убежище, пока в долину не пришли крестоносцы. У тех не было времени на то, чтобы строить здесь сильную крепость, и они превратили в нее пещерный монастырь, соединив все его залы деревянными лестницами и балюстрадами. Опираясь на него, они стали контролировать путь из Дамаска в Египет и Аравию, что, конечно же, не понравилось правителю Дамаска. В 1152 году мусульмане атаковали эту горную крепость, но не смогли ее взять и отступили, после чего король Иерусалима прислал сюда большой гарнизон.

В 1182 году Саладин решил любой ценой захватить Айн-Хабис, для чего отправил на его штурм отборный отряд воинов, с которыми были специалисты по подкопам, хорошо зарекомендовавшие себя во время осад других замков, построенных крестоносцами. Воины захватили нижнюю галерею монастыря, после чего из одного из его внутренних помещений был прорыт потайной ход наверх, через который они ворвались внутрь, причем там, где европейцы их совсем не ожидали. В результате крепость пала спустя лишь пять дней после начала осады!

Но крестоносцы решили вернуть себе монастырь и принялись осаждать его не только снизу, но и сверху. Чтобы лишить защитников воды, они принялись сбрасывать большие камни, которые разрушили водосборник, питавший монастырь водой, после чего мусульмане сдались.


План штурма пещерного монастыря Айн-Хабис.

То есть крестоносцы были не только хорошими воинами в плане навыков владения мечом и копьем, но и понимали толк в архитектуре и для строительства своих замков нанимали толковых инженеров. Одним словом, уповая на Христа, они отнюдь не чурались и достижений тогдашней военной науки и техники!