ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Большие заброшенные здания. Самые крупные заброшенные города мира

На территории бывшего Советского Союза можно встретить большое количество масштабных проектов, которые оказались некому ненужными. Грандиозные объекты, на которые когда-то были потрачены немалые деньги, со временем пришли в упадок, и сейчас представляют ценность лишь для любопытных путешественников и диггеров. С самыми жуткими и таинственными местами нас с вами познакомит этот пост.

Шар под Дубной

В лесу под Дубной, что в России, может быть найден огромный полый шар диаметром примерно 18 метров. Найти его самим будет сложновато, но местные жители всегда с охотой расскажут, как добраться до местной «достопримечательности». С высоты птичьего полета, шар можно принять за НЛО, однако в действительности это диэлектрический колпак для параболической антенны космической связи. Перевозили колпак вертолетами, однако во время транспортировки лопнул трос. Вывозить купол оказалось слишком проблематичным мероприятием. Сделан он к слову, из стеклопластика сотовой структуры. В нем многократно усиливается любой шум и издается мощное эхо.

Ховринская больница

Одиннадцатиэтажная заброшенная, недостроенная больница в Москве. Традиционно попадает во всевозможные не официальные рейтинги самых страшных мест планеты. Строить многопрофильную больницу начали в 80-е годы. Она была рассчитана на 1 300 коек. Остановили строительство через 5 лет, когда все корпуса уже были возведены. По иронии судьбы, все последующие десятилетия ховринская больница не спасает, а калечит и отнимает жизни. Здесь уже давно «прописались» бомжи, наркоманы и любители острых ощущений. Несчастные случаи на территории больные – печальная данность.

Крымская АЭС

Недостроенная атомная станция, которая расположена недалеко от города Щёлкино. Первые проектные расчеты были сделаны еще в 1964 году. Началось строительство в 1975 году. Предполагалось, что данная АЭС обеспечит электроэнергией весь полуостров Крым. Она также должна была стать отправной точкой, для дальнейшего развития промышленности в этих местах. Первый реактор планировалось запустить в 1989 году, стройка шла без каких-либо отклонений. Однако пошатнувшаяся экономика СССР, вместе с трагедией на Чернобыльской АЭС поставили крест на крымском проекте. На тот момент на станцию потратили более 500 млн советских рублей, а на складах было материалов и оснащения еще на 250 млн советских рублей. Все это было разворовано в последующие годы. Стоит добавить, что крымская АЭС попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая дорогая электростанция данного типа.

Балаклава

В 2003 году, впервые за 46 лет своего существования, база подводных лодок Балаклава предстала на всеобщее обозрение. Сегодня это исключительно туристический объект, а некогда базы была одним из самых секретных объектов Советского союза. В огромном подземном комплексе находились подводные лодки. База могла выдержать ядерную атаку мощнейшими зарядами и строилась на случай атомной войны. База состоит из водного канала, сухого дока, многочисленных складов разного профиля и корпусов для военнослужащих. Закрыт объект был в 1994 году, после того, как с него вывели последнюю подводную лодку. Долгие годы гордость советского союза просто разворовывалась.



Объект 221

Недалеко от Севастополя, помимо уже упомянутой базы для ремонта подводных лодок, можно найти еще один, некогда секретный объект Советского союза. Речь идет о бункере – объект 221. У его было много названий, однако за всеми ними скрывался запасной командный пункт черноморского флота. Найти объект можно под деревней Морозовкой. Это был настоящий подземный город. Строить его начали в 1977 году. Объект лежит на глубине 200 метров, где расположено 4 этажа корпусов. Общаяплощадь подземной части комплекса – 17 тысяч кв.м. На сегодняшний день объект полностью разграблен и разорен.

Атомный маяк на мысе Анива

На Сахалине можно найти мыс Анива, где расположен уникальный атомный маяк. Маяк имеет высоту девятиэтажного дома. Раньше в нем могло дежурить до 12 человек. На сегодняшний день, этот некогда уникальный комплекс, полностью разграблен мародерами и не функционирует.

Ракетный комплекс «Двина»

Крах советского союза «подарил» бывшим республикам огромный арсенал самого разного оружия, в том числе и пусковые шахты. Так, под столицей Латвии, в лесах, можно найти некогда уникальный, секретный пусковой комплекс «Двина». Построен он в 1964 году. Это огромный комплекс, состоящий из бункеров и пусковых шахт, большая часть которых на сегодняшний день затоплена. Посещать комплекс крайне не рекомендуется из-за остатков там чрезвычайно ядовитого ракетного топлива.

Цех №8 завода «Дагдизель»

В Каспийске, что в Дагестане, можно найти уникальный заводской цех, построенный прямо на воде. Относился цех к заводу «Дагдизель». Строили его для испытания морских видов вооружений, в частности разнообразных торпед и ракет. Завод был уникальным для СССР. Строили его на котловане объемом 530 тысяч кубометров, который выкопали при помощи специальных снарядов. В него был установлен «массив», на который позже опустили цельнометаллическую 14-метровую конструкцию. Общая площадь построенного цеха превышает 5 тысяч кв.м. Станция была оборудована для постоянного проживания и работы. Однако к середине 60-х годов XX века проект свернули за ненадобностью из-за слишком быстро меняющихся тенденций в области проектировки оружия. С тех самых пор здание заброшено и постепенно разрушается Каспийским морем.

Лопатинский фосфаритный рудник

Недалеко от города Вокресенск, что в Московской области, можно без особого труда найти огромный рудник по добыче фосфаритов. Это месторождение является уникальным в Европе и самым крупным. Первые разработки здесь начались еще в 30-е годы XX века. На многочисленных карьерах работали все виды многоковшовых экскаваторов: гусеничные, рельсовые и шагающие. У рельсовых экскаваторов было специальное оборудование для передвижения рельс. С 90-х годов рудник фактически заброшен, карьеры залиты водой, а дорогостоящая спецтехника просто гниет под открытым небом.

Станция изучения ионосферы

В Змееве, районом городе в Харьковской области Украины можно найти уникальную станцию изучения ионосферы. Построена она была почти перед самым развалом СССР. Она была прямым аналогом американского проект «Харп», что развернут на Аляске и успешно действует по сей день. Советский комплекс состоял из нескольких антенных полей и одной гигантской параболической антенны с диаметром в 25 метров. К сожалению после развала союза, станция оказалась никому не нужна. Сегодня невероятно дорогое научное оборудование просто гниет или разворовывается сталкерами и охотниками за цветными металлами.

«Северная корона»

Первоначально гостиница «Северная корона» носила название «Петроградская». Строить ее начали в 1988 году. Славится гостиница не своей красотой, а огромным количеством несчастных случаев во время строительства. Не добавило комплексу популярности и то, что в его стенах от сердечного приступа скончался митрополит Иоанн, сразу после освещения здания.

Ускоритель элементарных частиц

В СССР мог быть свой адронный коллайдер. Уникальный комплекс начали строить в Московской области, в Протвино в конце 80-х годов. Как не трудно догадаться развал СССР фактически поставил крест на научном проекте. Для коллайдера уже был полностью готов 21-километровый тоннель. На объект даже начали завозить оборудование. Работы продолжались и после, однако очень вяло. Финансирование буквально хватало только на освещение приходящих в негодность тоннелей.

«Нефтяные камни»

В Азербайджане можно найти настоящий морской город. Речь идет о так называемых «нефтяных камнях». Появился он после того, как советские геологи в 40-х годах XX века нашли в Каспийском море огромные залежи нефти. Благодаря развитию добычи появился целый город на насыпях и металлических эстакадах. Прямо на воде строились электростанции, больницы, девятиэтажные дома и многое другое! Всего на воде было около 200 платформ с жителями. Общий километраж улиц составил 350 км. Однако появившаяся позже дешевая сибирская нефть поставила крест на местной добыче, и город пришел в упадок.

Железная дорога проходит под мостом в тоннель, делает петлю и выходит с вершины сопки на мост на высоте 38 м. Железная дорога Южно-Сахалинск - Холмск построена при японцах силами подневольных корейских рабочих после завоевания Южного Сахалина. Процесс строительства шел крайне нелегко, ведь большая часть дороги проходила через труднопроходимые места - высокие сопки, горные речки, лес. Есть версии, что на каждую уложенную шпалу приходится по одному погибшему рабочему.

Маршрут можно начать в Южно-Сахалинске: автобусом № 105а или личным транспортом до села Ключи.

Шпионская радиостанция Teufelsberg в Берлине, Германия



Фото: Orange "ear (flickr) Фото: fiebre (flickr)

«Чертова гора» Тойфельсберг появилась в Берлине после Второй мировой: обломки почти 400 тысяч разрушенных зданий свезли в одно место, засыпали землей, а затем получившийся холм засадили деревьями. Американцы, в чьем секторе оказалась новенькая высота, выстроили на ее вершине радиолокационную станцию для прослушки советских соседей. Когда Германия объединилась, станцию закрыли. Долгое время попасть внутрь можно было только нелегально, но сейчас владельцы территории открыли официальный доступ, водят организованные экскурсии и даже дают скидку по карточке VisitBerlin. Наверху ждут живописно разрисованные граффити руины, огромные остовы локаторов с эффектно хлопающим на ветру рваным брезентом и отличный вид на Берлин в качестве бонуса.

Стоимость посещения - 7-15 евро.

Тюрьма Missouri State Penitentiary, США



Фото: tourist41 (flickr)

Одно из самых старых исправительных учреждений Америки имело дурную даже для тюрьмы славу: в заведении, открывшемся в 1836 году, содержали смертников, здесь постоянно вспыхивали бунты и массовые драки с кровавым исходом. В 2004 году ее закрыли, несколько лет мрачное здание тихо ветшало, но затем тюрьму перепрофилировали в музей. Теперь сюда водят организованные туры, в рамках которых можно прогуляться, заложив руки за спину, по тюремному дворику, посидеть на нарах и даже заглянуть в газовые камеры, где приводили в исполнение смертные приговоры. Для самых смелых предлагаются ночные экскурсии и мастер-классы по охоте за привидениями.

Шахтерский остров Хасима, Япония



Фото: Xavi Serrano Фото: Iloé C. PARDO

Остров в 15 км от Нагасаки прозвали Гункандзима («крейсер») - со стороны он напоминает военный корабль. Около ста лет назад на этом крошечном кусочке суши, загаженном птицами, нашли уголь, и за несколько лет Хасима превратилась в один из крупнейших промышленных центров Японии. Шахты, углеперерабатывающие и промышленные заводы, жилые дома, магазины, школы, кладбища, плавательные бассейны и более 5000 населения - и это на островке длиной в 200 м и шириной в 500 м. Когда запасы угля исчерпались, шахты закрыли, людей вывезли, позволив взять с собой лишь самое необходимое, и Хасима превратилась в город-призрак: как это выглядит сегодня - можно увидеть, например, в фильме «007: Координаты «Скайфол» (логово злодея Рауля Сильвы скопировано с Хасимы).

Стоимость посещения - от 33$

Электростанция Power Plant IM в Шарлеруа, Бельгия



Фото: Markus Horn Фото: James Charlick

Старинная угольная электростанция исправно снабжала энергией весь бельгийский район Монсо-сюр-Самбр, но под нажимом экологов в 2007 была закрыта: их исследования показали, что именно Power Plant IM дает 10% от всех выбросов CO2 на территории Бельгии. Станцию все время обещают снести, но до сих пор так и не собрались. А пока суть да дело, ее нелегально навещают любители индустриальных руин, фотографы и любопытные туристы. Особенно эффектно выглядит градирня - грандиозный колодец с заросшей мхом воронкой в центре.

Подробнее: Шарлеруа находится в 50 км от Брюсселя, станцию легко найти по торчащей над городком башне градирни.

Парк аттракционов Six Flags-Jazzland в Новом Орлеане, США



Фото: zack luther Фото: Darrell Miller

Конец здешнему веселью положил ураган «Катрина»: «Джазленд» больше месяца оставался затопленным водой и в итоге оказался разрушен практически полностью. Новый Орлеан после стихийного бедствия восстановился, но парк до сих пор в руинах и запустении, хотя владельцы регулярно сообщают, что вот-вот начнут приводить его в порядок. Пока же голливудские режиссеры активно снимают его в фильмах про зомби и постапокалиптический мир.

Подробнее: парк расположен в 25 минутах езды от центра города.

Башенные форты Маунселл, Англия



Фото: doctor.boogie (flickr) Фото: Keith Marshall

Зенитные башни ПВО в устье Темзы близ графства Эссекс строились для защиты Лондона и Ливерпуля со стороны моря. После войны на одних из них размещались метеорологические центры, на других - пиратские радиостанции, а одна из платформ даже успела побывать самопровозглашенным княжеством Силенд. Сегодня форты заброшены, соединявшие их железные мостики по большей части проржавели и рассыпались в прах. Для безопасного посещения пригодна лишь пара башен - из одной из них временами пытается вещать поддерживаемое энтузиастами Red Sands Radio.

Подробнее: к фортам организуют специальные круизы из Whitstable Harbour - на историческом паруснике Greta (48 фунтов, www.greta1892.co.uk) или буксире (x-pilot.co.uk). Компания operationredsandforts.com берет от 45 фунтов, а еще предлагает поработать в волонтерской команде, занимающейся восстановлением и консервацией фортов - и это, пожалуй, единственная возможность побывать внутри башен легально.

Стоимость посещения - 45 - 50 фунтов

Железная дорога La Petite Ceinture в Париже, Франция



Фото: tc slowhand (flickr) Фото: lepublicnme (flickr)

Кольцевую железную дорогу построили в 1852 году - она должна была соединять парижские вокзалы. Но в итоге ее функции взял на себя метрополитен, и в 30-х дорогу закрыли. Заросшие травой и кустами пути, мосты и тоннели превратились в стихийный парк - мрачноватый, расписанный граффити, опасный по ночам, но весьма впечатляющий и совершенно неформатный для одного из самых затоптанных туристами городов мира. Муниципалитет рассматривает проекты возрождения La Petite Ceinture: например, запустить по ветке, огибающей весь центр Парижа, поезда для туристов или мобильные торговые центры, торгующие сувенирами и фастфудом, но пока это только проекты.

Подробнее: официально для прогулок открыты несколько кусочков дороги между 12-м и 16-м аррондисманами.

Монумент Бузлуджа, Болгария



Фото: GregoireC (flickr) Фото: les Johnstone

Для болгарских коммунистов эта балканская вершина была священной: именно здесь на тайном конгрессе была учреждена местная компартия. В 1981 году здесь за лютые деньги выстроили монструозный монумент в честь тех славных событий: увенчанная звездой стела, два чокающихся факела и бетонный бункер, больше всего смахивающий на заблудившееся НЛО. Здесь принимали в пионеры, праздновали достижения болгарского социализма и устраивали массовые народные гуляния с барбекю и фейерверками. Когда социализм в Болгарии кончился, памятник разграбили чуть больше чем полностью - вынесли даже декоративную внутреннюю облицовку из гранита и мрамора. Остался только усыпанный шлаком бетонный остов - но и он производит незабываемое впечатление.

Подробнее: удобнее всего добираться до Бузлуджи из Габрово, совместив визит с посещением Шипкинского перевала.

Вокзал Michigan Central Station в Детройте, США



Фото: Thomas Hawk

Осколок Великой Железнодорожной Эры и лучшая иллюстрация к финалу книги «Атлант расправил плечи», главный железнодорожный узел Детройта в свое время был самым высоким вокзалом в мире. Ежедневно отсюда во все концы страны уходило до двух сотен поездов. Но железные дороги проиграли самолетам, автомобильный бум закончился, а с ним и город Детройт - вместе со своим вокзалом-небоскребом. Последний поезд отправился отсюда в 1988 году, с тех пор зданием занимаются только вандалы и киностудии - например, здесь снимали некоторые сцены фильма «Трансформеры» и клип Эминема Beautiful.

Подробнее: попасть внутрь здания законным путем можно только во время крайне редких акций по привлечению внимания к памятнику архитектуры, когда доступ открывают для ограниченного числа посетителей - в основном репортеров и фотографов.

Больница Beelitz-Heilstätten, Германия



Фото: Andreas Hermanspann Фото: Christina (flickr)

Больничный комплекс состоит из более чем 60 зданий и входит в десятку самых красивых современных руин. Госпиталь строили более 30 лет - начиная с 1898 года, изначально здесь предполагали лечить от туберкулеза, но в итоге вышел целый медгородок - с больницами, санаториями и институтом, где обучали врачей и проводили исследования. В 1916 году здесь лечился Гитлер, а в 1990-м - Хонеккер. В некоторых зданиях ведутся реставрационные работы, но большая часть заброшена и разграблена - и на фоне чистеньких и румяных восстановленных корпусов разруха впечатляет еще сильнее.

Подробнее: больница расположена в 40 км от Берлина, добраться можно на поезде от вокзала Berlin Hbf (каждый час).

После развала СССР молодым государствам отошли в наследство множество некогда мощных военных и научных объектов. Наиболее опасные и секретные объекты были срочно законсервированы и эвакуированы, а многие другие просто брошены. Они остались ржаветь: ведь экономика большинства новоиспечённых государств просто не могла потянуть их содержание, они оказались никому не нужны. Сейчас некоторые из них представляют собой своего рода мекку для сталкеров, «туристические» объекты, посещение которых сопряжено с немалым риском.

«Обитель зла»: сверхсекретный комплекс на острове Возрождения в Аральском море

Во времена СССР на острове посреди Аральского моря был расположен комплекс военных биоинженерных институтов, занимавшихся разработкой и испытанием биологического оружия. Это был объект такой степени секретности, что большинство сотрудников из тех, что были задействованы в инфраструктуре обслуживания полигона, просто не знали, где именно они работают. На самом острове располагались корпуса и лаборатории института, виварии, склады оборудования. В городке для исследователей и военных были созданы весьма комфортные условия для проживания в условиях полной автономности. Остров тщательно охранялся военными на суше и на море.

В 1992 году весь объект был срочно законсервирован и оставлен всеми обитателями, включая охрану объекта. Некоторое время он оставался «городом-призраком», пока его не разведали мародеры, на протяжении более 10 лет вывозившие с острова все, что там было брошено. Судьба секретных разработок, ведшихся на острове и их результатов – культур смертельных микроорганизмов – до сих пор остается тайной.

Сверхмощный «Русский дятел»: РЛС «Дуга», Припять

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга – это радиолокационная станция, созданная в СССР для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет по стартовым вспышкам (основанное на отражении излучений ионосферой). Это гигантское сооружение возводилось в течение 5 лет и было закончено в 1985 году. Циклопическая антенна высотой 150 метров и длиной 800 потребляла огромное количество электроэнергии, поэтому была построена вблизи Чернобыльской АЭС.

За характерный звук в эфире, издаваемый при работе (стук) станция получила название Russian Woodpecker (Русский Дятел). Установка строилась на века и могла бы успешно функционировать и по сей день, но в реальности РЛС «Дуга» проработала меньше года. Объект прекратил свою работу после взрыва ЧАЭС.

Подводное убежище субмарин: Балаклава, Крым

Как утверждают знающие люди - эта сверхсекретная база подводных лодок была перевалочным пунктом, где субмарины, в том числе и атомные, ремонтировались, заправлялись и пополняли боеприпасы. Это был гигантский построенный на века комплекс, способный выдержать ядерный удар, под его сводами могли разместиться одновременно до 14 подводных судов. Эту военную базу построили в 1961 и забросили в 1993 году, после чего ее разобрали по винтикам местные жители. В 2002 году было принято решение на руинах базы устроить музейный комплекс, но дальше слов пока дело не пошло. Впрочем, местные диггеры охотно водят туда всех желающих.

«Зона» в латвийских лесах: ракетная шахта «Двина», Кекава, Латвия

Совсем недалеко от столицы Латвии в лесу находятся остатки ракетного комплекса «Двина». Построенный в 1964 году объект состоял из 4 пусковых шахт глубиной около 35 метров и подземных бункеров. Значительная часть помещений в настоящее время затоплена, и посещение пусковой установки без опытного гида-сталкера не рекомендуется. Также представляют опасность и остатки ядовитого ракетного топлива – гептила, по некоторым сведениям, остающиеся в недрах пусковых шахт.

«Затерянный мир» в Подмосковье: Лопатинский фосфоритный рудник

Лопатинское месторождение фосфоритов в 90 км от Москвы было самым крупным в Европе. В 30-е годы прошлого века его начали активно разрабатывать открытым способом. На Лопатинском карьере использовались все основные виды многоковшовых экскаваторов — двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и экскаваторы, шагающие «приставным» шагом. Это была гигантская разработка с собственной железной дорогой. После 1993 года месторождение прикрыли, бросив там всю дорогостоящую импортную спецтехнику.

Добыча фосфоритов привела к появлению невероятного «неземного» ландшафта. Длинные и глубокие желоба карьеров в большинстве своем затоплены. Они перемежаются высокими песчаными грядами, переходящими в плоские, как стол, песчаные поля, черные, белые и красноватые барханы, сосновые леса с правильными рядами посаженных сосен. Гигантские экскаваторы – «абзетцеры» напоминают корабли пришельцев, ржавеющие на песках под открытым небом. Все это делает Лопатинские карьеры своеобразным природно-техногенным «заповедником», местом все более оживленного паломничества туристов.

«Колодец в ад»: Кольская сверхглубокая скважина, Мурманская область

Кольская сверхглубокая скважина - самая глубокая в мире. Её глубина составляет 12 262 метра. Находится в Мурманской области, в 10 километрах к западу от города Заполярный. Скважина пробурена в северо-восточной части Балтийского щита исключительно с научно-исследовательскими целями в том месте, где нижняя граница земной коры подходит близко к поверхности Земли. В лучшие годы на Кольской сверхглубокой скважине работало 16 исследовательских лабораторий, их курировал лично министр геологии СССР.

На скважине было сделано много интереснейших открытий, например, то, что жизнь на Земле возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагалось. На глубинах, где считалось, что нет, и не может быть органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов – возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

По состоянию на 2010 год скважина законсервирована и постепенно разрушается. Стоимость восстановления - около ста миллионов рублей. С Кольской сверхглубокой скважиной связано множество неправдоподобных легенд о «колодце в ад» со дна которого слышатся крики грешников, и буры оплавляет адское пламя.

«Русский HAARP» — многофункциональный радиокомплекс «Сура»

В конце 1970-х годов в рамках геофизических исследований возле города Васильсурска Нижегородской области построили многофункциональный радиокомплекс «Сура» для воздействия на ионосферу Земли мощным КВ радиоизлучением. В состав комплекса «Сура», помимо антенн, радаров и радиопередатчиков, входят лабораторный комплекс, хозяйственный блок, специализированная трансформаторная электроподстанция. Засекреченная некогда станция, на которой и сегодня проводится ряд важных исследований, представляет собой основательно проржавевший и потрепанный, но все же не заброшенный окончательно объект. Одним из важных направлений исследований, проводившихся на комплексе – это разработка способов защиты работы техники и средств связи от ионных возмущений в атмосфере разной природы.

В настоящее время станция работает всего лишь 100 часов в год, в то время как на знаменитом американском объекте HAARP эксперименты проводятся по 2000 часов за тот же период. Нижегородскому радиофизическому институту не хватает денег на электроэнергию – за один день работы оборудование полигона лишает комплекс месячного бюджета. Комплексу грозит не только безденежье, но и разворовывание имущества. За отсутствием должной охраны, на территорию станции то и дело пробираются «охотники» за металлолом.

«Нефтяные камни» — морской город нефтедобытчиков, Азербайджан

Это поселение на эстакадах, стоящих прямо в Каспийском море занесено в Книгу рекордов Гиннесса как старейшие в мире нефтяные платформы. Оно было построено в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг Черных Камней - каменной гряды, едва выступающей на поверхности моря. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Поселок разрастался, и в период расцвета включал электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, парк с деревьями, хлебозавод, цех по производству лимонада и даже мечеть со штатным муллой.

Протяжённость эстакадных улиц и переулков морского города достигает 350 километров. Постоянного населения в городе не было, а в составе вахтовой смены там проживали до 2000 человек. Период упадка Нефтяных камней начался с появлением более дешевой сибирской нефти, которая сделала морскую добычу нерентабельной. Однако морской городок все же не стал городом-призраком, в начале 2000 годов там начали капитальные ремонтные работы и даже начали закладку новых скважин.

Несостоявшийся коллайдер: заброшенный ускоритель элементарных частиц, Протвино, Московская область

В конце 80-х в Советском Союзе была запланирована постройка огромного ускорителя элементарных частиц. Подмосковный научный центр Протвино - города физиков-ядерщиков — в те годы был мощным комплексом физических институтов, куда приезжали ученые со всего мира. Был построен кольцевой туннель длиной 21 километр, залегающий на глубине 60 метров. Он и сейчас находится возле Протвино. В уже готовый тоннель ускорителя даже начали завозить аппаратуру, но тут грянула череда политических потрясений, и отечественный «адронный коллайдер» так и остался не смонтированным.

Институты города Протвино поддерживают удовлетворительное состояние этого тоннеля – пустого темного кольца под землей. Там работает система освещения, есть действующая ветка узкоколейки. Предлагались всякие коммерческие проекты вроде подземного парка развлечений или даже фермы по выращиванию грибов. Однако ученые пока не отдают этот объект – возможно, надеются на лучшее.

На территории бывшего СССР можно обнаружить большое количество заброшенных объектов, напоминающих нам о величии Советского Союза. Военные объекты, техника, заводы, подводные лодки и космические корабли оказались никому ненужными, а потому судьба их сложилась не лучшим образом. Давайте взглянем на наследие СССР времен холодной войны, которое встречается в России и странах ближнего зарубежья.

Заброшенный коллайдер. Протвино, Московская область.

Аральск-7, остров Возрождения. Город-призрак, где по слухам испытывали биологическое оружие. Полностью автономный город был срочно покинут в начале 90-х.

Загоризонтная радиолокационная станция Дуга (РЛС Дуга, Припять, Украина) – создана для раннего обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет. Строительство было закончено в 1985 году вблизи Чернобыльской АЭС.

РЛС Дуга имела циклопические размеры! Высота – 140 м, длина – 500 м. Для строительства было использовано 200 тыс. тонн металла. Станция не стояла на боевом дежурстве и не прошла испытаний.



Кольская сверхглубокая скважина (Мурманская область)- самая глубокая в мире. Ее глубина составляет 12 262 метра; диаметр верхней части - 92 см, диаметр нижней части - 21,5 см. (Архивное фото 1974 года).

Кольская сверхглубокая скважина. Так объект выглядит в наши дни. В 2008 году объект был заброшен, оборудование демонтировано, началось разрушение здания.

Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев). Была построена, как аналог американскому проекту HAARP на Аляске, в конце 80-х.

Киевский завод электротранспорта имеет длинную историю. Открытие состоялось 1-го мая 1906 года. На фото: Цех завода в 80-х годах.

В течение 1974 – 1985 гг. с конвейера ежегодно сходило около сотни новых грузовых троллейбусов КТГ. А так Киевский завод электротранспорта выглядит в наши дни.

АЭС в Щелкино. Крымских секретных (и не очень) заброшенных объектов много, ведь полуостров был рубежом обороны на юге СССР и Российской империи. Эта АЭС, например, должна была снабжать электроэнергией весь Крым.

Начали строить станцию в 1974 году, а в 1987 году, после Чернобыльской трагедии стройку заморозили. Станция уже успела к тому времени занять место в книге рекордов Гиннесса как самый дорогой ядерный реактор в мире.

Объект №221, Крым – это по-настоящему секретный объект. На фото здание-муляж, которое прячет под землей цепь бункеров. Опасаясь ядерного удара руководство СССР построило бункер для Запасного командного пункта.

Тоннели объекта №221 (Крым). Кроме КП, под землю должны были эвакуироваться в случае ядерной угрозы 10 тысяч человек – офицеры и их семьи.

Крымский бункер забросили в 1992 году. По некоторым данным, он был готов на 90%.

Объект 825 ГТС - подземная база подводных лодок в Балаклаве. Секретный военный объект времен холодной войны. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась.

Объект Объект 825 ГТС располагается в горе Таврос и является сооружением первой категории защиты (прямое попадание атомной бомбы 100 кт).

Противоатомные двери Объекта 825.

В это сложно поверить, но существуют целые кладбища техники, оставленной по разным причинам еще во времена СССР. На фото: Техника участвовавшая в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС. Знакомая картина для фанатов S.T.A.L.K.E.R.

Эта печальная картина на фото – заброшенный ангар рядом с космодромом Байконур в Казахстане. Несколько лет назад ангар посетил фотограф Ральф Миребс. Собранные космические челноки Изделие 1.02 "Буран-2" - ответ СССР американским Шаттлам.

В 1988 году космический челнок Буран (изделие 1.01) совершил автоматический полет в космос. В 2002 году при обрушении монтажно-испытательного корпуса № 112 Буран был разрушен.

Распад СССР и рост бюджетных сокращений вынудил сократить и космическую программу.

Космические корабли так и остались застывшими во времени.

Здание не назовешь разрушенным, несмотря на плачевное состояние.

Так ангар выглядит снаружи.

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 Лунь - советский убийца авианосцев, как называли его в США. И это было недалеко от истины. Экраноплан был предназначен для борьбы с надводными кораблями путем нанесения ракетного удара.

Лунь благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подплыть к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты.

Лунь прошел большой путь от начала разработок в 70-х до передачи в опытную эксплуатацию в 1990 году. А уже в 1991 году эксплуатация была завершена.

Вот так экраноплан выглядит в наши дни. Он был законсервирован в доке в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады.

Амдерма, РЛС Лена-М. Поселок на берегу Карского моря в советское время был центром крупнейшей военной инфраструктуры в Арктике. Здесь были установлены крупные установки радиолокации базировалась истребительная авиация.

Амдерма, пункт управления радиолокационным комплексом.

Амдерма. Шары радиопрозрачных укрытий для мобильных РЛС.

А это уже Подмосковье, наши дни. Целый арсенал военной техники, брошенной в лесу.

Подобная картина, как утверждают, не такая уж и редкость в нашей стране. Целые военные базы стоят полностью заброшенные.

Скрунда – когда-то секретная военная часть СССР – целый город Латвии стоит заброшенный. Подобных призраков много по всему бывшему союзу.

Заброшенный Восьмой цех завода Дагдизель в городе Каспийск. Испытательная станция морского оружия, которая была сдана в эксплуатацию в 1939 году. Находится на расстоянии 2,7 км от берега.

При желании на просторах бывшего СССР можно найти и заброшенные самолеты. Этот, например, недалеко от аэропорта в Риге.

Да что там самолеты! Целые аэродромы стоят бесхозные. Вот, например, в городе Воздвиженка, Приморский край.

Аэропорт, Воздвиженка, Приморский край.

Заброшенные самолеты, Воздвиженка, Приморский край.

Ракетный комплекс Р-12 Двина (Поставы). Комплекс построен в 1964 году и до 1994 года стоял на вооружении. Один из объектов времен холодной войны.

По некоторым данным, этот снимок был сделан за день до гибели К-159 во время транспортировки на утилизацию.

Подводные лодки проекта 613 - серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951-1957 годах.