ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Верхний Чегем (селение Эль-Тюбю), Город Мертвых. Могильники эль-тюбю в чегемском ущелье Мертвый город в кбр

Один из самых доступных для посещения, но в то же время весьма живописный перевал Северного Кавказа, по дороге на который можно насладиться прекрасными видами гор.

1. Как я уже рассказывал, накануне вечером возле заднего левого колеса слышал какой-то слабый свист, похожий на писк комара, причём его можно было расслышать только с одного места: стоило чуть сдвинуться в сторону, как звук пропадал. Первым делом подумал было, что от тряски разболтался шланг газового баллона, но дело оказалось совершенно в другом.

И вот мы опять в Тырныаузе. Два шиномонтажа на въезде почему-то не работали в будний день, в обоих местах соседи сказали мне, что "хозяин, наверное, позже приедет", но когда это будет - непонятно.

Рядом была автомойка, на которой два очень вежливых молодых человека (во времена моей молодости на Кавказе общались, как бы так выразить мысль, несколько иначе, а тут прям - "спасибо/пожалуйста ", "хорошего вам отдыха ", "приезжайте к нам ещё " - в общем, после разговора остались самые приятные впечатления от встречи с ребятами) довольно подробно объяснили, как добраться до гаражей на боковой улочке в конце города, где шиномонтаж точно будет работать.

Там нас приняли без очереди ("ну вы же люди не местные, наверное, времени мало, вам дальше надо ехать ") и отремонтировали колёсо, за что мы тоже были весьма благодарны. Конечно, это происшествие слегка нарушило наши утренние планы, но, с другой стороны, мы ведь особо никуда не спешим, верно? Приключениями в дороге надо уметь наслаждаться.

2. И вот наш автобус снова возвращается в посёлок Былым, откуда в сторону Чегемского ущелья через перевал Актопрак ведёт короткая грунтовая дорога.

3. Поначалу были мысли, что мы туда не заедем, хотя осенью на Кавказ мы отправились на шипованной резине и, как оказалось, не зря. Впрочем, заснеженный участок длился совсем недолго.

Если подниматься в горы со стороны Былыма, то там есть только одно "неприятное" место - это переезд через небольшой ручей. На нём наш автобус словил диагональное вывешивание, и система электронной имитации блокировок начала... правильно, электронно имитировать блокировки, причём делала это не особо удачно, так как я выбрал не самую удачную траекторию, чтобы не приложиться днищем и бампером.

Впрочем, в дифференциале заднего моста у нас имеется механическая блокировка, включив которую с кнопки на торпедо, мы довольно легко проехали то место, правда, покрутив двумя колёсами в воздухе. Сфотографировать вывешенный автобус я почему-то не догадался, но нашёл видео этого ручья на Ютюбе.

4. Дальше по идеальной грунтовке резко начинаем подниматься вверх, и чем выше - тем интереснее виды вокруг!

5. Мы не застали эти места летом, из-за постоянных дождей сходили сели и смывали дороги.

6. Мы опоздали на "золотую осень", деревья уже давно сбросили свою листву.

7. Но, тем не менее, стояла отличная тёплая погода, а горы были раскрашены разными оттенками оранжевого цвета.

8. Именно такой Кавказ я мечтал показать жене и сыну. И, кажется, это у меня получилось!

9. Высота перевала всего лишь 1950 метров. Но когда ты едешь по той дороге, то кажется, что выше многих гор вокруг.

10. И, повторюсь, самое замечательное состоит в том, что дорога доступна практически для любого автомобиля, так что всю эту красоту вы можете увидеть собственными глазами! Если всё-таки не хочется переезжать через ручей, то можно подняться на перевал со стороны Чегемских водопадов.

11. Одинокий ослик и горы, у которых мы с женой углядели какое-то сходство с Доломитовыми Альпами. А в целом - тишина, минимализм и никого вокруг - всё как мы любим!

12. Спуск местами был даже интереснее подъёма.

13. Чегемское ущелье запомнилось нам старыми советскими табличками о необходимости высадить людей из салона.

14. И склонами гор, раскрашенными в закатные цвета. Что-то подобное доводилось видеть лишь в Киргизии, на Тянь-Шане.

15. И вот мы приехали в село Эльтюбю, или как было указано на въездном щите - Эл-Тюбю ("Селение на две долины"). Вроде как в балкарском языке нет мягкого знака. В 1944 году жители были депортированы, а село передано Грузинской ССР. Сейчас же до границы с Грузией ещё целых 20 километров. На фото родовая башня Малкоруковых, построенная мастерами из Сванетии. В фильме "Война" Алексея Балабанова была как раз именно она.

16. Но нам больше интересны средневековые захоронения - Город Мёртвых, который расположен чуть дальше по дороге. Проезда на автомобиле к ним нет, но это определённо к лучшему. Так что, оставив машину на обочине, отправились гулять пешком.

17. Это комплекс древних балкарских усыпальниц X-XIV веков.

18. Четыре прямоугольных мавзолея с двускатной крышей считаются более древними.

19. В то время как оставшиеся четыре - восьмигранные с куполообразной крышей - уже более поздние постройки. Ко всем мавзолеям можно свободно подойти пешком и заглянуть в крошечное окошко. Внутри оштукатуренные стены и... больше ничего. Пусто. Хотя как можно было проникнуть в усыпальницы, не разрушив их - непонятно, ведь окна маленькие даже для ребёнка.

20. Оглядываясь вокруг, понимаешь, что расположение этого места было выбрано не просто так. Кругом горы, величественные и суровые одновременно. Если честно, нам показалось там немного неуютно, так что, обойдя все мавзолеи и заглянув в каждый, решили больше не беспокоить их своим присутствием и отправились к машине. Если смотреть прямо, то будет перевал Думала. Местные рассказали, что несколько дней назад там выпал снег и подготовленная "буханка" не смогла его пройти. Хотя мы туда и не собирались. Посоветовали проехать дальше по ущелью, где через 10-12 километров пути будет водопад Абай-Су.

Но мы к тому времени что-то уже немного устали от водопадов, так что решение отправляться в обратную сторону и искать там место для ночлега показалось наиболее оптимальным.

[:RU]Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. История балкарского народа - это история борьбы с суровой природой и с завоевателями. Горцы умело использовали природные условия и нередко создавали оборонительные сооружения, которые делали неприступными их селения и усадьбы.
Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины». Здесь сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.

Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц - «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.

Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII – началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

После полётов и обеда настал черёд "культурной программы" - отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в"Город мёртвых".
Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов

дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название — Эльтюбю (Эль-Тюбю) — "Селение на дне долины", где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.

Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем - музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется - "Греческая лестница". Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского "Скала сгоревших девушек"), находится грот Кала-Тюбю - древняя стоянка человека (13 - 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.
Недалеко от грота - древнее городище "Лыгыт", которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.
А, быть может он этого и сам не знал... Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались...

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же "Город мертвых", обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В "Городе мертвых" сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

А другие четыре - восьмигранные с куполообразной,

А так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI - XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

Через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься - они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.

Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы...

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

Но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать...

Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о "Городе мёртвых" в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил... Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных...

И этого тоже мы не увидели:
Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.
Караваны давно прошли
Из Китая - в небытие.
В обрамлении облаков
Спят легенды давних времен.

Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

Эль-тюбю — балкарское село, 337 жителей (2002), 296(2010). Верхнечегемское сельское поселение Чегемского района.
Близлежащие города: Аргудан, Пятигорск, Владикавказ
Координаты: 43°16’3″N 43°9’3″E

Обзор
Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю - это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного.

История
Древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.
Башню Балкаруковых в Эль-Тюбю ещё называют Башней любви. Легенда рассказывает, что построил её Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников украденной им в Дагестане красавицы Кериме.
Недалеко от селения вверх по скалистой стене уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы. Они поднимаются на высоту около 30 метров и ведут к небольшой площадке, огороженной стенами высотой до двух метров и толщиной около полуметра. Согласно легендам, путь можно было продолжить и дальше, по узкой тропке, ведущей в таинственную пещеру, где были спрятаны христианские реликвии - книги и утварь. Спрятанное пока никому не удалось найти. В древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны.
Немного выше Греческих лестниц находятся древние балкарские мавзолеи, в которых хоронили местную знать в VIII–XVIII веках.
(с) по материалам сайта

Город Мертвых
Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема — у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».
Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.
В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.
В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).
У подножья еще одного интересного природного объекта — вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения АланииКавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.


Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же - восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».
далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.
По дороге из села к «городку мертвых» можно увидеть оросительный канал — отведенное в сторону русло горного ручья. Этот канал был создан не одно столетие назад и, видимо, служил для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу.









Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем
После полётов и обеда настал черёд «культурной программы» — отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в «Город мёртвых».

Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место.


Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.


Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.
Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.


Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.



В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей, а другие четыре — восьмигранные с куполообразной, а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.




Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ, через ничем не прикрытое небольшое окно,и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.





Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память, но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать…


Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.
Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о «Городе мёртвых» в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил… Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных…
Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.



(с) по материалам сайта

Подготовил: Чайка


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади