ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

В коломне название древних деревень. Усадьбы коломны

Деревня расположена примерно в 1200-1500 метрах от реки Оки , между деревней и Окой низинные поля. Примерно раз в 10 - 15 лет (по наблюдениям в 1960 - 2008 гг.) в высокое половодье Ока заливает эти поля на 300-500 метров от Оки.

По данным "Сборников статистических сведений" 1882-1888 г.г. деревня "Негомож Пирочинской волости Зарайского уезда" Рязанской губернии принадлежала помещику Головину.

С 28.12.2006 входило в состав Макшеевского сельского округа Коломенского района Московской области с центром сельского округа в деревне Зарудня в соответствии с «Законом Московской области от 28 декабря 2006 г. № 250/2006-ОЗ „О разграничении муниципального имущества между Коломенским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав“ (принят постановлением Московской областной Думы от 27 декабря 2006 г. № 8/204-П)

С 29.01.2007 входит в состав сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района Московской области (в соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 29 января 2007 г. № 10-ПГ „Об учётных данных административно-территориальных и территориальных единиц Московской области“ (с изм. и доп. от 15 марта, 3 апреля 2007 г.)

Во время великой отечественной войны в ноябре 1941 г. в лесу между селениями Негомож и Городец была создана база партизанского отряда, сформированного из жителей Коломны .

Население

Постоянное население по состоянию на 2001 год - 133 жителя. [ ]

Улицы, организации, предприятия, кооперативы

Улицы

  • ул. Центральная, ул. Луговая,ул. Новая.

Садоводческие товарищества

Садоводческое товарищество „Негомож“ (140479, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОЛОМЕНСКИЙ РАЙОН, Д. НЕГОМОЖ)

Садоводческое товарищество „Пирочи“ (д. Негомож)

Садоводческое товарищество „Транспортник“ (недалеко от дер. Негомож).

Экология и земля в этом районе хорошая и ценится как местными жителями, так и приезжими, в последние годы стали пользоваться популярностью среди москвичей. Цены на земли и строения в этом районе и в ближайшем окружении в среднем в 1,6 - 2 раза были выше среднего по региону для данной километровой зоны до прокладки газопровода. А с учётом подключения к магистральному газу 2010-2011, цены повысились ещё.

Транспорт и коммуникации

Автобусное сообщение

Жители д. Негомож репрессированые в довоенные годы

Кузнецов Иван Никитович, 1898 г.р., русский, м.р. ст. Негамож, Коломенский район, Московская область, заключенный Ухтпечлага НКВД СССР. Арестован 29.12.1937 г. Осужден 11.01.1938 г. «тройкой» при УНКВД Архангельской области по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания.

Фадеев Федор Григорьевич 1898 Московская обл., Коломенский р-н, дер. Негамож русский низшее, б/п,1898, Расстр. 25.10.37 - Бутовский полигон

Черкасов Александр Сергеевич, 1899, м.р.: МО, Коломенский р., д. Негамож. Расстр. 25.10.37 - Бутовский полигон

Черкасов Сергей Сергеевич, 1909, м.р.: МО, Коломенский р., д. Негамож. Расстр. 25.10.37 - - Бутовский полигон

Достопримечательности вблизи деревни Негомож

Памятники природы

  1. «Озеро Ситное с водяным орехом »
  2. «Озеро Осетриное с водяным орехом»

Для защиты озера Ситного и его обитателей - главная ценность озера наряду с редким водяным орехом – обитающий на нем черный коршун - введен с мая 2017 особый режим охраны, запрещающий в пределах памятника природы любое изменение гидрологического режима, выпас скота, применение химпрепаратов, разведение костров и устройство туристических стоянок, а также сбор растений.

Деревня Молитвино расположена в Коломенском районе в Проводниковском сельском поселении . Население около 70 человек.
Деревня находится на юго-востоке региона на удалении в 78 километров от Москвы.

Ближайшие населённые пункты неоднородны по числу проживающих. В 5-ти километровой зоне от деревни располагаются сёла: Никульское , Лысцево, посёлок Радужный, деревни: Бакунино, Ворыпаевка, Семибратское, Морозовка. Соседний к деревне населённый пункт - дер. Семибратское. По численности населения из упомянутых выделяется пос. Радужный (проживает 2779 жителей).

Районный административный центр - город Коломна , располагается в 6,6 км юго-восточнее деревни Молитвино.

Рядом с дер. Молитвино (в 2 -км) располагается Новорязанская дорога. Аналогично до деревни можно добраться по шоссе Р-115.

Деревня расположена на берегу реки Костерка.

В деревне Молитвино расположены три улицы:

  • ул. Весенняя
  • ул. Зеленая

Древнее поселение Молитвино известно с XIV в., до 1764 г. принадлежало коломенским епископам. До 1802 г. в нём стоял деревянный храм Вознесения Господня . В 1802 г. он сгорел и больше не возобновлялся. В 1906 г. на средства местного жителя, богатого московского заводчика Ивана Герасимовича Инарова, по проекту архитектора Алексея Алексеевича Зверева (ум. 1897, в 1880 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием классного художника архитектуры), была построена каменная часовня в память бракосочетания Их Императорских Величеств. В советское время Часовня разрушена. Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко "Храмы и монастыри города Коломны ".

31 мая 2009 г. в селе Молитвино состоялось освящение закладного камня строящегося храма-часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери. Богослужение совершал благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев в сослужении настоятеля строящегося храма-часовни священника Иоанна Бакушкина и настоятеля соседнего храма Казанской иконы Божией Матери в селе Богдановка священника Алексия Виноградова. Это освящение стало для жителей Молитвина настоящим праздником, поскольку инициатива построить храм-часовню исходила от них самих, лишившихся своей часовни в послереволюционные годы. Выбор названия связан с давним особым почитанием в этом селе Смоленской иконы Божией Матери. После освящения строительство храма-часовни продолжилось. В настоящее время завершен нулевой цикл, ведутся работы по возведению стен.

Часовня в д. Молитвино


Молитвино входит в число старинных коломенских сел. Археологические разведки выявили на берегах реки Костерки, которая протекает около села, курганы и селище древнерусского домонгольского времени XII-XIII вв. Основание села относится к середине XIV века, когда в Коломне была образована своя епархия и коломенский епископ получил от великого Московского князя во владение на коломенских землях крупные вотчины. В жалованных грамотах на вотчины московские великие князья и цари называли коломенских епископов «своими богомольцами». Отсюда, видимо, и название села – «Молитвино». Название села и местные микротопонимы «Архиерейский пруд», лес «Поповка» указывают, что населенный пункт имеет отношение к Русской Православной Церкви. Действительно, в описании Коломенского уезда XVI века среди вотчин епископа Коломенского отмечено «...село Молитвино, на речке на Костерке, а в селе храм Вознесенье Христово, древна, клецки, стоит без пения...». Археологические находки на территории села показывают, что оно существовало уже во второй половине XIV века. Местным жителем В.И. Аксеновым найдены серебряная денга Рязанского княжества и дирхем Золотой Орды, отчеканенные во второй половине XIV века. Усадьба коломенских владык находилась, видимо, чуть ниже села, на мысу правого берега реки Костерки, недалеко от кладбища. На кладбище найдена могильная плита из белого известняка с орнаментом "волчий зуб" и надписью конца XVI века. В вотчинном владении коломенских епископов село Молитвино находилось до 1764 года, после чего перешло в ведение коллегии экономики, а в XIX веке - в ведение Министерства имуществ. Деревянный храм во имя Вознесения Господня сгорел в 1802 году. Из него были спасены запрестольный крест и иконы Смоленской Божией Матери, которые чтили местные крестьяне. Храм в селе больше не возобновлялся, жители были приписаны к приходу села Никульского . Но престольный праздник села Молитвино - Вознесение Господне, В 1895 году, 14 ноября, усердием Ивана Герасимовича Инарова, богатого московского заводчика и местного жителя, была построена в Молитвино каменная часовня в память бракосочетания последней российской императорской четы Николая II и Александры Федоровны. Село стало сельцом. После коллективизации из часовни сделали магазин, который потом рухнул. В настоящее время в деревне Молитвино ведутся строительные работы по возведению Храма-часовни во имя Смоленской иконы.

Из истории деревни Молитвино.

Деревня Молитвино Коломенского района находится в 4 километрах севернее Коломны, с уклоном к речке Костерке, впадающей в Москву-реку. Деревня состоит из двух слобод на седловине, образованной двумя оврагами, построенных в виде сапога, носок которого загибается в сторону Коломны.

В статистическом справочнике «Московская губерния», список населённых пунктов по сведениям на 1859 год (издан ЦСК Министерства внутренних дел, редактор Огородников, СПБ, 1862 г.) имеются следующие сведения: Молитвинка (Молитвино) древнее название. Приложение к р.Молитвинке; 4 версты от Коломны. В справочнике «Коломенский уезд - коломенские вести» 1924 г. издания публикуются следующие сведения: Молитвино - на речке Костерке в 4-х верстах от города и в 2-х верстах от волостного села Сандыри. Ближайшая ж/д станция Коломна - 6 вёрст.

Местность гористая. Дворов - 54, жителей- 270. Имеется групповой сельский совет, объединяющий сёла Молитвино и Семибратское, пожарная дружина. Пахотной земли 174 десятины, лугов - 8 де¬сятин, усадьбы 12 десятин. Лошадей - 43, коров - 130 и один мирской бык, овец - 125, свиней – 20. Ближайшие к Молитвину деревни: Семибратское (родина дважды героя Советского Союза лётчика-истребителя гвардии полковника Зайцева Василия Александровича), Лысцево, Лукерьино, Морозовка, Ворыпаевка, Шапкино, Шеметово, Речки, Никульское и др. Молитвино входит в число старинных коломенских сёл. Археологические разведки выявили на берегах р. Костёрки, которая протекает около села, курганы и селище древнерусского, домонгольского периода XII-XIII вв.

Название села и местные микротопонимы «Архиерейский пруд», лес Поповка указывают на то, что населённый пункт имеет отношение к Русской Православной Церкви. Действительно, в описании Коломенского уезда XVI века отмечено: «село Молитвино, на речке на Костерке, а в селе храм Вознесенье Христово, древна клецки, стоит без моления...». Церковь была деревянной и в 1802 г. сгорела.

Археологические раскопки на территории показывают, что оно существовало уже во второй половине XIV века. Местным жителем В. И. Аксёновым найдены серебряная денга Рязанского княжества и дирхем Золотой Орды, отчеканенные во второй половине XIV века.

Как известно, Коломна окончательно была присоединена к Московскому княжеству в 1306 году. До этого она принадлежала Рязанскому княжеству.

Основание села относится к середине XIV века, когда в Коломне была образована своя епархия и коломенский епископ получил от Московского князя во владение на коломенских землях крупные вотчины.

В жалованных грамотах на вотчины московские князья и цари называли коломенских епископов «своими богомольцами». Отсюда, возможно и название села «Молитвино».

Весьма экзотичны названия окружающих Молитвино лесов: Усанкин овраг, Ивник, Деберка, Урёв (очевидно, от урёма, глухой лес), Убиенный овраг (по преданию, там брат убил брата), Татарское (возможно, связано название леса с татарскими набегами на Москву), Никульская гора и др.

Деревня Молитвино была передана в вотчинное владение Коломенской епархии. Московские князья высоко оценивали службу коломенских епископов, щедро одаривали их землёй, деревнями. Часто князья посещали Коломну, придавая ей большую значимость как юго-восточного форпоста Москвы.

Недалеко от д. Молитвино была летняя резиденция Коломенских епископов на крутом берегу р.Костерки.

В вотчинном владении коломенских епископов Молитвино находилось до 1764 г, после чего перешло в ведение коллегии экономики, а в XIX веке - в ведение Министерства имуществ.

Как уже говорилось выше, деревянный храм во имя Вознесения Господня в Молитвине сгорел в 1802 г. Из него были спасены запрестольный крест и икона Смоленской божьей матери. Храм в селе больше не восстанавливался, жители были приписаны к приходу села Никульского. Но престольный праздник села Молитвино-Вознесение Господне.

В 2008 г. по инициативе местных жительниц, учительницы-пенсионерки Букакиной Алевтины Николаевны и Валентины Ефименко в деревне заложена часовня на средства, пожертвованные местными жителями.

14 ноября 1895 года на средства богатого московского заводчика, уроженца д. Молитвино Ивана Герасимовича Инарова в Молитвине была построена каменная часовня в память бракосочетания последней российской императорской четы Николая II и Александры Фёдоровны. Село стало сельцом. Очевидно, ещё раньше И. Г. Инаров среди деревни построил большой кирпичный дом для себя. Сейчас, оставшись без жильцов, он разрушается.

Самое деятельное участие Инаров принял с строительстве трёхпрестольного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, св. Николая Чудотворца и св. Феодосия Черниговского Чудотворца, строительство которого продолжалось с 1899 г. по1904 г. Это храм в деревне Никульское.

Часовня, построенная Инаровым в д. Молитвине, в период коллективизации была преобразована в магазин, который впоследствии развалился. Самыми распространёнными фамилиями в деревне были Чушкины, Кабановы, Аксёновы, Шуваловы, Ухины. Как правило; женились на девушках из своей деревни, иногда - из окрестных деревень. Население деревни было стабильным, миграция практически не имела места Но были исключения. Например, семья Костенко Якова Денисовича (1988-1961 гг), уроженца с. Городное Богодуховского района Харьковской области. Каким ветром занесло его с Украины, неизвестно. В 1913 г. он женился на Ершовой Дарье Никитичне. Было у них четверо детей: Николай 1914 г.р., погиб в ВОВ, два сына 1918 и 1923 г.р., оба Иваны, оба были профессиональными военными. Воспитывали супруги Костенко и приёмную дочь Нину. Их дочь тоже звали Ниной.

Я. Д. Костенко прошёл через горнило первой мировой войны, вернулся с неё полным Георгиевским кавалером. Но, к сожалению, в деревне об этом почти никто не знал. В советское время все награды царской России были отменены и на их обладателей порой смотрели довольно косо. Вот и не афишировал Я.Д.Костенко своих боевых заслуг, чтобы не навлечь беду на семью. Работал он, как и вся мужская часть деревни, в Коломне, в последние годы - на мотороремонтном заводе. Известно ещё доподлинно о двух ветеранах первой мировой. Это Шувалов Семён Константинович и Кабанов Владимир Фёдорович 1896 г.р. Шувалов С. К. вернулся с войны, освободившись из австрийского плена.

Кабанов В. Ф., будучи сиротой с 1906 г., жил в мальчиках в Москве, оттуда и был призван в 1914 году, демобилизован в 1916 г. по болезни (экзема).

Деревня Молитвино была самой обыкновенной, каких были сотни тысяч в России. Жители её были в основном землепашцами. Не было в деревне никаких промыслов. Правда, один из жителей стал крупным московским заводчиком (Инаров), и ещё один, купец Шувалов Мефодий, владел кондитерской фабрикой в Москве, позднее он, очевидно, купил у Инарова его кирпичный дом, в котором жила его многочисленная семья. Был и единственный кустарь-одиночка Баранов. После Октябрьской революции его рубленый пятистенный дом, где он изготавливал пряники на продажу, реквизировали и открыли в нём начальную школу, которая проработала до 1982 г. Баранову же выделили участок на западной окраине деревни под строительство жилого дома. Дом он построил поскромнее, но занимался прежним: пёк на продажу пряники. А первый его дом, в котором несколько поколений молитвинских и семибратских детей получили начальное образование, является частным владением.

В период коллективизации Баранов был раскулачен за отказ вступить в колхоз, получил 10 лет ссылки и сгинул, а ведь у него было пятеро детей.

Все дети учились в Молитвине в начальной школе, открытой в 1917 году и закрытой за ненадобностью (детей не стало) в 1982 году. В 20-е-30-е, 40-е годы в ней в четырёх классах обучалось до 70 человек. 1937/38 учебный год заведует школой Хвоецкая Тамара Николаевна. В школе два учителя и 70 учеников. 1943/45 учебный год заведует школой Анна Юрьевна Ламша, второй учитель Наталья Сергеевна Орлова, уроженка д.Ворыпаевка, выпускница педучилища. Последними заведующими начальной молитвинской школой были Малетина Антонина Петровна и Фокина Анастасия Григорьевна. При ней в 1982 году школу закрыли.

Книга о д. Молитвино

Ответить Подписаться Скрыть

Как и многие другие бывшие подмосковные поселения, Коломенское вошло в городскую черту Москвы в 1960 году. Сейчас Коломенское — это прежде всего знаменитый природно-ландшафтный и историко-архитектурный заповедник площадью почти в 260 га, а также жилые кварталы и промышленная зона неподалеку от одноименной станции метро.

Первое упоминание о Коломенском относится к первой половине XIV века: оно упоминается в известном завещании Ивана Калиты — духовной грамоте, написанной им перед поездкой в Орду и обычно датируемой историками 1339 годом. По этой грамоте, Иван Калита завещал Коломенское своему сыну Андрею Боровскому: «...А се дал есмь сыну своему Андрю: Лопастну, Сверьску... А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, ...село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское».

Многие памятные страницы истории Москвы и России непосредственно связаны с Коломенским. Здесь находится древнее Дьяково городище, давшее название целой археологической культуре раннежелезного века. В Коломенском собиралась русская рать, разбившая ордынцев в битве на Куликовом поле. Неоднократно Коломенское становилось ключевым пунктом обороны Москвы от крымских ханов. Здесь останавливались и жили Иван Грозный, Лжедмитрий I, Иван Болотников. Драматические события Медного бунта также развернулись в Коломенском. Царь Алексей Михайлович выстроил здесь деревянный чудо-дворец и очень любил свою вотчину Коломенское. Тут прошло большей частью детство и отрочество Петра, и, по одному из преданий, именно Коломенское стало местом его рождения...

Большинство историков Москвы считают, что село Коломенское было основано беженцами из города Коломны, спасавшимися от беспощадных войск хана Батыя в 1237 году. Как и многие другие переселенцы, они дали новому селению имя в честь родных мест. Топоним Коломна , легший в основу названия села Коломенского, заслуживает более подробного рассказа.

Коломна в наши дни — город областного подчинения, центр Коломенского района Московской области. Расположен он в 115 километрах от столицы при слиянии рек Коломенки, Москвы и Оки. Город этот древний, первые летописные свидетельства о нем дошли до нас с 1177 года: «...И бывши им у Коломны приде весть..». (Суздальская летопись по Лаврентьевскому списку).

О происхождении топонима Коломна существует целый «комплекс» преданий и легенд. По одной, название Коломна связывается со словом каменоломня , поскольку в Коломенском уезде издавна добывался строительный камень. По другой, наименование Коломна восходит к слову колодня — «место, где сидели колодники, преступники».

Одна из легенд появилась (правда, только как шутка) из-под пера известного историка и писателя Н. М. Карамзина, но — что странно! — закрепилась в качестве серьезной этимологии в некоторых книгах. Вот как это произошло.

Путешествуя вокруг Москвы, Карамзин написал 14 сентября 1803 года из Коломны: «Что касается до имени города, то его для забавы (выделено мной — М. Г. ) можно произвести от славной итальянской фамилии Colonna. Известно, что папа Вонифатий VIII гнал всех знаменитых людей сей фамилии и что многие из них искали убежища не только в других землях, но и в других частях света. Некоторые могли уйти в Россию, выпросить у наших великих князей землю, построить город и назвать его своим именем».

Обратите внимание: «для забавы», пишет историк, поскольку на самом-то деле ничего подобного не было. Однако вскоре шутка эта широко распространилась, автор ее был забыт. Она стала восприниматься как одна из возможных гипотез, и ее начали приводить в книгах, в журналах уже в качестве научной версии.

Дальше, как говорится, больше: шутка расходилась все шире и наконец вернулась в Коломну. Из исторических изданий о Коломне известно, что в самом городе в Новоголутвинском монастыре висел на почетном месте «Летописец архиереев богоспасаемого града Коломны». Он заканчивался следующими словами: «Коломна сей город, некоторых летописцев по уверению, построен вышедшим из Италии знатным человеком, нарицаемым Карлом Колонною, около 1147 г». Текст этой легенды, заключенный в рамку, можно было увидеть во многих домах состоятельный жителей Коломны. А в конце XVIII века, когда императрица Екатерина II проводила реформу административно-территориального деления России и утверждала гербы губерний и городов, изображение колонны (вертикальной опоры в архитектуре и строительстве) было включено в состав герба Коломны! Не правда ли, любопытно? Н. М. Карамзин, вероятно, не мог и предполагать о таких далеко пошедших последствиях своей шутки...

Другая легенда, казалось бы, более исторична: она основывается на приезде в Коломну Сергия Радонежского, который должен был благословить русские войска перед Куликовской битвой. Согласно этому преданию, Сергий попросил в одном доме воды, но какой-то человек прогнал его и ударил колом. После чего Сергий будто бы жаловался в Голутвине, в монастыре: «Я попросил у них попить, а они — колом мя!». Отсюда якобы пошло слово Коломна.

Но это — просто еще один пример легендарных преданий, пример стихийного переосмысления значения слова, переставшего быть понятным. Ученый же в своем поиске обязан использовать не легенды и исторические анекдоты, а реальный языковой материал. Примером такого взвешенного и аргументированного научного анализа может служить исследование речного названия — гидронима Коломна , выполненное московским топонимистом Г. П. Смолицкой. Она вслед за некоторыми учеными-лингвистами связала наименование Коломна с угро-финским словом колм — «могила, кладбище»; например, в финском языке есть слово kalmisto — «могила, могильник, кладбище». В русском языке вполне возможно изменение, точнее говоря, расширение значение слова: могила ® кладбище ® озеро (или река) у кладбища ® поселение у этого озера или реки ® сельский приход для нескольких деревень.

Вот как комментирует Г. П. Смолицкая эту гипотезу в одной из своих публикаций: «Попав в русский язык, финское колм развивает полногласие и присоединяет формант на , активный в топонимии (ср. Дубна, Ситна и др.), получается название Коломна. Первоначально так называлась река, у впадения которой в Москву возникло селение, а потом и сам город. В пользу финского происхождения топонима говорит тот факт, что до прихода славян здесь и южнее проживало финноязычное население. В русском языке было слово коломище в значении «могильник». Оно является полной калькой с финского калмисто и зафиксировано в документе 1534 г.: И мертвыхъ деи своихъ они кладутъ въ селъхъ по курганомъ и по коломищемь (Словарь русского языка XI—XII вв., вып.7). ...Аналогичное развитие от нарицательного слова до названия прошло существительное могила . Речки и овраги с названием Могилка, Могильной, Могильня и др. известны в Центральной России, так же как и селения с названием Погост».

На карте распространения языков угро-финской группы можно достаточно легко найти ряд примеров, которые косвенно подтверждают гипотезу Г. П. Смолицкой: озеро Коломно — село Коломна в бывшей Тверской губернии, озеро Коломна — село Коломны в Новгородской области, небольшие речки, овраги и озера Колменка, Коломенка, Коломище, Коломна, Коломенской в Центральной России. Можно вспомнить и о том, что в различных местностях, населенных русскими, кладбища порой носили названия, образованные от иноязычного корня колм- . Так, в одном из эпизодов романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» описан Коломец — местность, где находится кладбище в городе Скотопригоньевске (прототипом ему послужил город Старая Русса в Новгородском крае), на котором хоронят Илюшеньку Снегирева.

Однако существует и чисто славянская версия, которая связывает название Коломна с общеславянским корнем коло- (в значении «круг, окружность), русским диалектным коломень - «соседство, окрестности». Так что несмотря на интересные аргументы в пользу угро-финской версии, вопрос о происхождении топонима Коломна нельзя считать закрытым.

Но вернемся из юго-восточного Подмосковья в столицу, в бывшее село Коломенское.

Для многих православных название Коломенское ассоциируется со словами держава, державный , поскольку именно в этой старинной московской местности в трагическом 1917 году была обретена знаменитая Державная икона Божией Матери. Вот какова ее история в кратком пересказе москвоведа В. Г. Глушковой: «Икона была обретена в исключительный для России день, когда Николая II вынудили отречься от престола. Произошло это так. Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой были два сновидения о том, что в селе Коломенском находится икона Божией Матери. Крестьянка пошла в село Коломенское, нашла дом священника, рассказала ему о своих снах. В подвале храма среди икон Евдокия Андрианова узнала икону, которую видела во сне. На иконе величественный лик, скипетр, алая порфира и держава подчеркивают, что Богоматерь сама в тот день приняла на себя опеку над Россией и ее народом. Икона получила название "Державная". В советский период икона Державнаядо 1988 г. хранилась в запасниках Государственного исторического музея. ...А в 1990 г. знаменитую икону, покровительницу Москвы и России, вернули в Казанскую церковь в село Коломенское».

Коломенское — один из подлинных заповедников российской истории, археологии, культуры и архитектуры. Это географическое название пробуждает в памяти сотен тысяч людей воспоминания от встречи с экспозицией прекрасного музея, с Дьяковым городищем раннежелезного века, с церковью Усечения Главы Иоанна Предтечи, воздвигнутой в первой половине XVI и ставшей, вероятно, прообразом собора Василия Блаженного, с домиком Петра I, с чудом сохранившимися до наших дней пятисотлетними дубами...

Но все же главная жемчужина Коломенского, известная во всем мире, это — уникальный по своей композиции храм Вознесения Господня, заложенный, как полагают, по приказу князя Василия III в честь рождения сына — будущего первого русского царя Ивана Грозного, и освященный в 1532 году. Его высота достигает 40 метров! Расположенная на крутом и высоком правом берегу Москвы-реки, Вознесенская церковь с 28-метровым восьмигранным острым шатром вызывает потрясающие чувства устремленности ввысь — к небу, к вечности... Русский летописец, увидев ее, записал: «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, такова не бывала прежде сего на Руси». Несколько столетий спустя Коломенское посетил известный французский композитор Гектор Берлиоз. Храм Вознесения Господня его буквально потряс: «Ничто меня так не поразило в жизни, — писал Г. Берлиоз, — как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут предо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленным».

«Чудо из чудес» и «красота целого» — не это ли настоящее значение слова Коломенское? Вы можете проверить это сами...

Расскажем, чем примечательно село Коломенское в Москве. Коротко про путь от любимой резиденции русского царя до музея-заповедника.

Первый раз я попал в Коломенское 25 2015 года. В парке проходил «Пикник Афиши» - ежегодный музыкальный фестиваль. На сцене играла Земфира, в лекционном шатре рассказывали об освоении космоса, а вечером над парком сиял красивый салют. Все было отлично, кроме одного. Оценить красоту Коломенского я так и не смог. Когда кругом столько людей, осмотреться совершенно невозможно. Поэтому я решил приехать в Коломенское снова. Так и случилось. Парк оказался приятным местом и быстро попал в ТОП-5 моих любимых московских мест. В статье я коротко расскажу об истории парка и о том, что в Коломенском обязательно надо посмотреть.


История Коломенского

По преданию, подмосковное село Коломенское появилось после набега хана Батыя. В 1238 году возле города Коломна объединенное русское войско приняло на себя удар монгольской армии. Коломенский князь Роман Ингваревич погиб, но и потери монголов впечатляли. Во время сражения был убит Кюльхан - сын Чингисхана. Остановить наступление врагов не удалось, поэтому напуганные обитатели Коломны покинули свои дома и переселились поближе к Москве.

Официально первый раз село Коломенское упомянул в своем завещании московский князь Иван Калита. С тех пор самодержцы взяли село на заметку и завертелось.

  • В 1532 году государь Василий III возвёл в Коломенском церковь Вознесения. Она и сегодня возвышается над окрестностями.
  • Иван Грозный несколько раз отмечал в Коломенском дворце свои именины. А в 1554 году он построил поблизости церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
  • В 1606 году предводитель народного восстания Иван Болотников разбил свой лагерь на территории усадьбы. Правда удержать свои позиции не смог и в конечном счете проиграл войну.
  • С Коломенским связаны трагические события 1662 года. Во время Медного бунта сюда, к резиденции Алексея Михайловича Романова, пришла разгневанная толпа. Царь решил подавить бунт силой. Стрельцы загнали протестующих в реку. Тогда утонуло больше тысячи человек.
  • Спустя 4 года царь Алексей Романов открыл в Коломенском новый деревянный дворец на 270 комнат. Он стал его любимой резиденцией. Со временем вокруг появились сады и новые постройки: церкви, караульни, палаты. Царскую усадьбу обнесли забором, а с трёх сторон возвели ворота. Они сохранились до наших дней.

С приходом к власти Петра I внимание высшего общества к Коломенскому стало иссякать. Будущий император перенёс столицу в Петербург, поэтому царская резиденция в подмосковном селе медленно пришла в упадок. Деревянный дворец Алексея Михайловича Романова несколько раз перестраивали, но в конечном счете снесли. Шесть лет назад в Коломенском установлена копия здания (на карте ). Вот только выполнено оно полностью по современной технологии.

В 1924 году российский архитектор Пётр Барановский предложил создать на территории усадьбы музей народного творчества. Власти одобрили проект и утвердили Петра Дмитриевича директором. Так начался путь современного благоустройства Коломенского. В 1960 году территория усадьбы вошла в состав расширяющейся Москвы. В 1969 году рядом появились две станции метро. Так старая царская резиденция превратилась в популярное место отдыха у жителей столицы.


Что посмотреть в Коломенском

Выставка деревянного зодчества

Экспонаты для музея собирали по всей России. В числе достопримечательностей фрагмент защитного сооружения Братского острога. Казаки построили эту башню на Ангаре в середине XVII века. На несколько лет моложе два других экспоната: церковь Георгия Победоносца из Архангельской области и проездная башня Николо-Корельского монастыря. Благодаря стараниям первого директора Петра Барановского в подмосковное село перенесли Моховую башню из Сумского острога и домик Петра I с берегов Северной Двины.

Церковь Вознесения

Первый шатровый храм в России. Возведён в 1532 году. Высота башни - 62 метра. Если вы не были в Коломенском, то наверняка видели церковь в сериале «Гардемарины, вперёд». Эпизоды в монастыре игуменьи Леонидии снимали именно тут.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

Всего в России сохранилось два многостолпных храма XVI века. Первый - храм

Василия Блаженного на Красной площади. Второй - Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. Она построена в 1580 году. Недавно отреставрирована. Сейчас в церкви регулярно проходят богослужения.

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Пятиглавая церковь построена в 1653 году. В ней хранится икона «Державная» - одна из самых почитаемых в России. Особенно среди монархистов. По легенде, её нашли в подвале церкви Вознесения в день, когда царь Николай II отрёкся от престола.

Водовзводная башня

Здание высотой 40 метров построено во второй половине XVII века для поставки воды в царскую резиденцию. Сейчас здесь находится музей, рассказывающий об истории водоснабжения.

Передние ворота

Главный въезд в царскую резиденцию построен в 1671 году. Раньше с двух сторон от ворот были установлены деревянные фигуры львов. Вот только были они необычные. В отведенное время из пасти львов раздавался громкий рык. Звук создавало «органное устройство», которым управлял часовой механизм.

Дьяково городище

В 1864 году на юге Коломенского нашли следы старинных строений. Проведя раскопки, учёные обнаружили, что это самое древнее поселение человека, найденное на территории нынешней Москвы. Дьяково городище появилось в V-IV веке до нашей эры. Поселение окружал земляной вал. Жители занимались скотоводством, земледелием и собирательством.

Усадьба Шкинь расположена в селе Шкинь Коломенском районе Московской области. Усадьба принадлежала Г.И. Бибикову, представителю высшей столичной знати. На средства Г.И. Бибикова в Шкини был возведен великолепный храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Храм был построен в конце XVIII века. До сих пор точно неизвестно, кто является архитектором этого храма, есть предположение, что его спроектировал Р.Р. Казаков. В наши дни храм - это все, что осталось от некогда богатой усадьбы Г.И. Бибикова. Поражает сходство храма в Шкини с собором Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В 1936 году храм был закрыт. В 1960-е годы в нем хранили ядохимикаты, предназначавшиеся для целей сельского хозяйства. В 1990-е годы началось постепенное восстановление святыни. В настоящее время храм является действующим, продолжаются работы по его реставрации. Рядом с храмом расположена могила местного почитаемого юродивого Данилушки - Д.И. Васильева.

Каменный храм был возведен в стиле московского классицизма. Имеет две симметрично расположенные колокольни, к храму пристроены два придела. Алтарная часть храма опоясана колоннадой. Внутренний интерьер и отделка храма не сохранились. Вокруг церкви можно видеть остатки каменной ограды, сохранились остатки каменных опор старинного моста через реку Северку. В окрестностях церкви находятся 2 полуразрушенных каменных строения. Что это такое, точно не известно. Есть мнение, что это, предположительно, могут быть остатки усадебных построек Г.И. Бибикова.

Усадьба Сенницы

Усадьба Сенницы является архитектурным памятником федерального значения. Она была возведена в конце XVIII - начале XX столетия в одноименной деревне в Московской области. История поместья была связана с княжеской семьей Гагариных.

Однако после Октябрьской Революции в 1918 году родовую усадьбу национализировали, что негативно сказалось на ее состоянии. Со временем дворец пришел в запустение и был разрушен, потом был частично снесен храм Вознесения Господня, находившийся на территории усадьбы. Часть ценностей была разграблена, а часть перемещена в музеи страны. В настоящее время усадьба Сенницы представляет собой развалины церкви, некоторых хозяйственных построек и водной мельницы.

Усадьба Прусы

Усадьба Прусы находится в Коломенском районе Московской области. История возникновения названия точно не известна, есть предположение, что ранее этим имением владел иностранец, от которого и пошло название. Боярин И.В. Шереметев был хозяином села Прусы во времена Ивана Грозного. Считается, что при нем была построена Ильинская церковь, впервые упомянутая в письменных источниках в 1578 году. После И.В. Шереметева имением владел епископ, построивший здесь загородную дачу.

Каменная Ильинская церковь является примером шатрового зодчества. Считается, что прототипом этого храма является шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы 1552 года постройки, находящаяся на территории Успенского Брусенского женского монастыря в Коломне. В 1660-е годы и в XIX веке Ильинская церковь в Прусах переделывалась, к ней были пристроены деревянная колокольня и трапезная, не сохранившиеся до наших дней. Не сохранился и восьмигранный шатер церкви, который опирался непосредственно на основной объем храма, без промежуточного восьмерика, что является нетипичным для шатрового зодчества.

В 1930-м году храм был закрыт, верующим его вернули в 1990-х годах. В настоящее время храм находится в запущенном состоянии.

Усадьба Липгарта

Усадьба Липгарта находится в Щурово, в Коломне. Двухэтажный особняк в стиле модерн был построен в 1900-е годы. Принадлежал немецкому промышленнику Эмилю Липгарту, основавшему Щуровский цементный завод. Особняк Липгарта был возведен из кирпича, снаружи был оштукатурен и отделан натуральным деревом, имел балконы и террасу. Был украшен граненой угловой башней с шатром. Дом окружен большим парком, в котором встречаются редкие породы деревьев и кустарников.

В настоящее время дом находится в полуразрушенном состоянии, он полностью лишен кровли, балконов, внутреннего интерьера. Сохранились только внешние стены особняка. Рядом с особняком можно видеть остатки фонтана, построенного, скорее всего, в 1900 годы, а также памятник В.И. Ленину, возведенный в советское время, когда на территории усадьбы располагался парк отдыха.

Усадьба Черкизово

Усадьбу Черкизово можно видеть в Коломенском районе Московской области. В XV веке этими землями владел боярин Федор Старк-Серкизов. В конце XVII века князем М.А. Черкасским здесь была построена усадьба. В 1734-1749 годах была возведена домовая Успенская церковь. В 1785 году владельцем поместья стал Б.М. Черкасский. При нем был возведен великолепный усадебный комплекс с дворцом, флигелем, оранжереями, манежем и псарным двором. После 1861 года имение постепенно пришло в запустение, большинство строений было утрачено.

В настоящее время из всех усадебных построек сохранились двухэтажный флигель в стиле классицизма с мезонином, построенный в XVIII веке, домовая Успенская церковь, павильон и фрагменты пейзажного парка. Все строения сильно пострадали от времени. Рядом с усадьбой, на погосте Старки, находится Никольская церковь XVIII века.


Достопримечательности Коломны