ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Архитектура мадрида. Испания: почему Мадрид выглядит так, как выглядит, или архитектура Мадрида

Главные и самые яркие достопримечательности Мадрида связаны с королевской семьей и расположены в ближайшем соседстве друг с другом – вокруг Восточной площади. Прежде всего, это Королевский дворец с его пышным фасадом и умопомрачительными интерьерами в стиле рококо, отсюда когда-то управлялась Испания, сегодня это лишь площадка для торжеств и экскурсий.

Внутри посетителей ждет концентрация повышенной роскоши. Это гобелены, настенные и потолочные фрески, произведения великих испанских и европейских художников, обилие лепнины, мрамора, хрустальные люстры и светильники, резная мебель, а также коллекция скрипок Страдивари, Музей карет, Оружейный зал, старинная аптека и многое другое.

Напротив находится Королевский театр, где проходят ключевые постановки, которыми богата театральная Испания.

Но главное, что следует увидеть, проводя отдых в Мадриде – Королевскую академию изящных искусств, более известную, как академия «Сан-Фернандо». Здесь выставлены произведения Гойи, Рубена, Сурбарана, Серано, Дали, Пикассо и других художественных гениев. В ансамбль королевской архитектуры входит и собор Сан-Франциско – здание 18-го века, выстроенное в неоклассическом стиле, обладает самым высоким колоколом в Испании (58 метров), хранит внутри полотна живописцев, захоронения видных испанских персон и храмовые реликвии.

В продолжение королевской темы стоит осмотреть монастырь Эскориал в пригороде Мадрида. Помимо основной функции когда-то он выполнял роль королевской резиденции, за что получил прозвище монастыря-дворца. За стенами нас ожидают часовни, молельни, башни, жилые постройки из серого гранита, галереи, аркады и фонтаны.

Из монастырей также интересны Энкарнасьон с коллекцией росписей, скульптур и сосудом с кровью Святого Пантелеймона и монастырь Дескальсас-Реалес. При монастыре работает обширный музей с картинами Рубенса, Сурбарана, Тициана, Караваджо. Кроме того, в залах выставлено собрание гобеленов, серебряных изделий, монет, скульптур.

Экскурсионный туризм в Мадриде неразрывно связан с храмами и дворцами. Прежде всего, это кафедральный собор Альмудена в неоготическом стиле. Внутри находится барочное распятие, украшения из зеленого мрамора и традиционные для европейских храмов настенные росписи. Христианскую архитектуру представляют церкви Сан-Исидро, Сан-Николаса.

Испания – целое собрание образцов дворцовой архитектуры и яркий тому пример – Дворец телекоммуникаций, в пышном экстерьере которого смешались все стили и декоративные элементы.

Изучая Мадрид, вы будете удивлены, обнаружив здесь маленький кусочек – древний храм Дебод, привезенный из страны фараонов. Достопримечательности Испании и ее столицы продолжает Королевская шпалерная мануфактура, или ковровая фабрика, где можно познакомиться с техниками плетения ковров.

Отдых в Мадриде, как и отдых в Испании, тесно связан с площадями. Здесь протекает жизнь города, разворачиваются главные действа, в том числе праздничные, поэтому они полноправные достопримечательности Мадрида и любимые места для прогулок у испанцев и туристов. Пласа Майор, Пуэрта-дель-Соль, площадь Колумба, площадь Сибелес соперничают между собой роскошествами архитектуры и обилием ресторанов, кафе, баров…

Другое богатство столицы – парки и сады, украшенные прудами, фонтанами, скульптурными композициями, цветниками и пышной растительностью. Здесь стоит пройтись по садам Сабатини, посетить парки Каса де Кампо, Кампо дель Моро и парк Ретиро.

Современная Испания – это высотная архитектура, представленная в Мадриде башнями-близнецами под общим названием «Ворота Европы». Примечательны небоскребы вовсе не своей высотой в 114 метров, а тем, что они находится под уклоном друг к другу, образуя нечто вроде арки или ворот.

И уж точно экскурсии в Мадриде не проходят мимо столичных музеев. Главная экспозиционная жемчужина города – Золотой Треугольник Искусств, в который заключены музеи Тиссена-Борнемиса, Центр Королевы Софии и . В залах этих музеев собраны произведения испанских, фламандских, итальянских, немецких, нидерландских и других школ. Здесь можно составить представление о творчестве Эль Греко, Берругете, Брейгеля, Рибера, Веронезе, Тициана, Тинторетто, Рафаэля, Гойи, Босха.

Из наиболее примечательных экспозиций следует выделить Музей Сорольи, Музей Ласаро Гальдиано, Музей Серральбо, Музей Америки, филиал музея современного искусства Соломона Гуггенхайма, Морской музей, музеи часов, криминалистики, романтизма, медицины и множество прочих собраний.

И это лишь немногие объекты, превращающие отдых в Испании в настоящее путешествие во времени и по миру искусства.

Глава 1. История градостроительства Мадрида

Известно, что Мадрид (Майрит) был основан арабами при эмире Мухаммеде I (852-886) как укрепленное поселение. Мадрид стоял на возвышенности. Ее окружали долина реки Мансанарес, глубокий овраг, где ныне проходит улица Сеговия и речка Аренал, воспоминание о которой сохранилось в названии современной улицы. На вершине находилась цитадель (по-арабски «альмудайна»). К ней с восточной стороны примыкал сам город (медина), расположенный на менее каменистых землях. Площадь цитадели и медины достигала, соответственно, 8 и 16 гектаров.

Военная роль города и крестьяне, населявшие его, дают основание считать, что Мадрид не выделялся какой-либо урбанистической оригинальностью, не считая его монолитной городской стены. Именно она и проделанные в ней ворота, к которым сходились основные и второстепенные пути от близлежащих селений, явились теми факторами, которые повлияли на дальнейшее развитие города.

Эти дороги постепенно превращались в основные улицы новых окраин Мадрида. Превращение сельской дороги в городскую улицу стало своего рода константой в морфологии будущего большого города. Подтверждением этому служит так называемое «Предместье» (Аррабаль), которое в период позднего средневековья выросло за городской стеной по оси нынешней улицы «Калье Майор» от когда-то существовавших Гвадалахарских ворот до того места, которое впоследствии получит название Пуэрта дель Соль (Ворота Солнца). Отсюда брали начало дорога на Алькалу-де-Энарес (будущая улица Алькала) и Арагонский тракт.

Вопрос о расширении Мадрида ставился с очень давних пор и подтверждает факт существования жилых кварталов, примыкавших к внешней части городской стены. В течение XIII-XV веков эти поселения постоянно и очень интенсивно росли и образовывали уже упоминавшееся «Предместье», которое при Энрике IV (1454-1475) превысило вдвое площадь старого испано-мусульманского города.

Следует признать, что двигательной силой роста города стали три его рынка, один беспошлинный и два обычных. Их повелел организовать Энрике IV, который проявил свою благосклонность к Мадриду еще и тем, что основал в нем несколько учреждений, например, монастырь Сан Херонимо, оставшийся под августейшим покровительством и во времена Католических Королей. «Предместье» было застроено неравномерно и беспорядочно. Связующими элементами служили построенные в нем церкви Сан Мартин, Сан Хинес и Санта Крус 11 История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: курс лекций / под ред. С.Д. Серебряного. - М.: РГГУ, 1998. - С. 93-99. .

В XVI веку Мадрид из обычного города превратился в столицу. Тем самым закончился первый этап его истории, в течение которого к первоначальным военным функциям поселения добавились торговые. Во время правления Филиппа II Мадрид приобрел новое значение политического характера в связи с тем, что Королевский двор обосновался в этом городе. Еще Карл V выказывал свои симпатии Мадриду. Известно, что он посещал средневековый Алькасар и решил расширить его и перестроить. Чтобы разбить около него площадь и улучшить подъездные пути, пришлось снести часть здания. Забота о внешнем облике королевского замка, фасад которого приобрел определенное благородство форм, хотя остальные стены сохранили свой прежний средневековый вид, породил среди богатых граждан дух своеобразного соревнования. Именно в ту эпоху в городе стали появляться первые дворцы, причем строители заботились не только о их внешнем архитектурном облике, но и о внутренней планировке (назовем, к примеру, здание, в котором позже разместится монастырь Королевских Босоножек и которое обычно именуют «Каса де Сиснерос»).

К 1517-1556 годам относится основание многих религиозных общин, способствовавших появлению большого числа церковных зданий и среди них известной Часовни Епископа (Капилья дель Обиспо). В то же время в Мадриде создаются первые монументальные архитектурные сооружения. Еще одним подтверждением того, что перестройка Мадрида началась при Карле V, являются работы, проведенные у «Пуэрта де Гвадалахара», ворот, которые значительно расширили для свободного проезда повозок и экипажей.

До сих пор неизвестно ни одного плана города того периода. Имеются лишь некоторые сведения о внешнем виде Мадрида конца эпохи Карла V. Речь идет о хранящихся в Венской Национальной библиотеке нескольких видах Мадрида, весьма проблематично приписываемых кисти фламандского художника Антона фон ден Вингерда и относящихся приблизительно к 1563-1570 годам. На них, кроме перестроенного Алькасара, более всего поражают размеры Мадрида, вышедшего за пределы Предместья. Некоторые административные документы, касающиеся, например, очистки улиц или принятых в связи с эпидемией 1566 года профилактических мер, позволяют узнать о разделении Мадрида на 9 больших участков и его реальном периметре, окончательно закрепленном постановлением Кастильского Совета в 1567 году. Новые границы предполагали значительное расширение площади столицы, которая росла главным образом на восток и в меньшей степени на юг.

Определением новых городских границ власти пытались поставить под контроль качество застроек внутри города и одновременно помешать возведению каких-либо сооружений за его чертой. Однако им не удалось достичь ни того, ни другого. К 1590 году Мадрид разросся устрашающим образом и приблизился к тем размерам, которые он достигнет во времена Филиппа IV 11 Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: ЮНИТИ, 1993. - С. 118-120. .

В начале правления Филиппа II в столице насчитывалось около 20 000 жителей, а ко дню смерти монарха население уже составляло 60 000 человек. Количество зданий в городе увеличилось с трех тысяч почти до девяти. Ради качественных изменений была сделана попытка упорядочить урбанистические дела путем создания подобия городского совета, известного под названием «Хунты убранства и общественного благоустройства». Ее задача состояла в содействии тому, чтобы город Мадрид «был чистым, опрятным и нарядным, как ему подобает». Совету пришлось следить и за городской архитектурой. В связи с этим он обнародовал «Указ об убранстве» (1591), которым, в частности, запрещались постройки за дозволенными границами, а также вменялось в обязанность представление чертежей намеченных к строительству домов для получения соответствующего разрешения.

Назначение Франсиско де Мора «Старшим распорядителем работ, производимых в городе по поручению Хунты» (1592) словно предсказывало появление в будущем должности главного архитектора, отвечающего за архитектурное и урбанистическое будущее города. За всей этой активностью следует видеть самого Филиппа II и королевского архитектора Хуана де Эрреру, по чьей инициативе был создан план внутригородских реформ. Среди предпринятых работ можно отметить выпрямление улиц Аточа, Сеговия и Майор. Улица Сеговия станет со временем главным въездом в столицу и пройдет по одной оси с внушительным Сеговийским мостом над рекой Мансанарес. Перепланировка Калье Майор повлекла за собой перестройку площади Аррабал или Майор (1581), что явилось первым шагом к полному упорядочению столь жизненноважного для мадридской торговли городского участка.

После переезда королевского двора в Вальядолид, строительство новых зданий в Мадриде было приостановлено. Однако после возвращения двора в Мадрид она возобновила свою деятельность. Филипп III особое внимание уделял Калье Майор и прилегающим к ней улицам, где было немало пустырей, годных к застройке. Архитектор Франсиско де Мора писал в 1610 году: «В столице много строят, и каждый делает это, как ему вздумается; поэтому одни дома получаются низкими, другие - высокими, одни из них заходят за установленную черту, другие не достигают ее, и все это приводит к великому разнобою» 11 Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: Академия. 2003. - С. 125-129. . Таково свидетельство бессилия архитектурного контроля в городе, насчитывавшем к концу правления Филиппа III около 9500 построек.

Важнейшие в архитектурном и урбанистическом отношении стройки того периода связаны с окончательным формированием центральной площади, Пласа Майор, и приведением в порядок прилегающих к ней улиц. Дома на них, согласно проекту Хуана Гомеса де Моры (1617), получили типологическое единообразие в решении фасадов с порталами и балконами. Пласа Майор стала самым важным в Мадриде общественным центром благодаря своим многочисленным функциям и торговле, которая велась на ней.

Градостроительная деятельность королей, унаследовавших трон Австрийского дома (Филипп V, Фердинанд VI, и особенно Карл III), была весьма примечательной. Представление о ней дает серия планов Мадрида, первые из которых были составлены Томасом Лопесом и Чалмандриером (1761), Эспиносой де лос Монтерос (1769), а в 1785 году вновь географом Томасом Лопесом. Урбанистическое строительство и модификации велись столь стремительно, что каждый новый план, в известном смысле, делал ненужным предыдущий, так как в нем учитывались все новшества и он полнее отражал подлинный облик города. Наиболее значительные изменения внешнего вида Мадрида начинаются в 1715-1729 годы, когда Коррехидором Мадрида был дон Франсиско Антонио Сальседо и Агирре, маркиз дель Вадильо, который умело использовал блестящий талант великого испанского архитектора Педро де Рибера. В эти годы в южной части города на реке Мансанарес был возведен Толедский мост, ставший одним из самых достопримечательных въездов в Мадрид. По проекту того же Риберы закончилась прокладка бульвара «Ла Флорида», более известного под названием Вирхен дель Пуэрто. Он соединил Сеговийский мост с дорогой на Эль Пардо и с воротами Сан Висенте, одним из въездов в Мадрид. В черте города появились новые монументальные фонтаны такие, как фонтан Славы; крупные сооружения, как, например, казармы Конде Дуке или здание Богадельни. Это был один из самых счастливых и созидательных периодов городской истории. К сожалению, следы сделанного в ту пору почти исчезли, остались лишь архитектурные крохи в виде «памятников старины».

Во время правления Филиппа V (1701-1746) происходит непредвиденное событие- пожар Алькасара. Стихийное бедствие в немалой степени отразилось на архитектурном облике города. Архитектор Филиппо Хуварра предложил выбрать для возведения нового Королевского Дворца «холмы Святого Бернардо». Однако после пожара королевской семье невольно пришлось переехать в Буэн Ретиро. Здание дворца не стали существенно переделывать, зато дворцовые сады получили другое оформление с учетом французских образцов. В черте города появились новые здания. Был построен монастырь Королевских Салезианок; у церкви Святой Барбары разбита очень привлекательная в своей простоте полукруглая площадь. За чертой города, недалеко от ворот Алькала была сооружена Арена для боя быков. Наконец, следует отметить, что при Фердинанде VI окончательно сформировалась Королевская Академия Изящных Искусств Сан Фернандо. Будучи носительницей новых веяний, она оказала заметное влияние на развитие идей и художественных вкусов просвещенной Европы 11 Бунин А.В. Архитектурная композиция городов. - М.: Эксмо, 2000. - С. 115-118. .

В планах Эспиносы и Томаса Лопеса, составленных с учетом основных положений «Общей планировки Мадрида», изображен зеленый пояс города. В него входит и Буэн Ретиро. В непосредственной близости от парка изображены монументальные ворота Алькала, творение архитектора Сабатини. Он же построил ворота Сан Висенте, спроектированные Риберой. Ворота Алькала, Сан Висенте и Аточа стали тремя парадными въездами в Мадрид. Толедские ворота не имели такой архитектурной законченности, хотя подъезды к ним по своей красоте могли затмить и даже превзойти остальные въездные пути в столицу. Среди знати заметно усиливается дух соперничества, также способствующий улучшению внешнего вида города. Строились новые дворцы, в большинстве случаев окруженные садами, которые по образцу Буэн Ретиро огораживались решетками, а не каменными стенами. От этого прилегающие улицы становились привлекательнее.

В начале XIX века столице было суждено пережить тяжелые времена. Кажется парадоксальным, но очень короткое правление Жозефа Бонапарта (1808-1813) сыграло заметную роль в градостроительстве Мадрида. Он осуществил то, что Карл III не успел, а Карл IV не захотел сделать: начать внутригородскую перестройку. Она не велась по общему плану, а проводилась частично, затрагивая лишь некоторые зоны. В них появлялись небольшие площади, за что Бонапарта двусмысленно окрестили «площадным королем».

Необходимые земельные участки экспроприировались и создавались путем сноса домов. Такая политика затрагивала интересы церквей, монастырей и частных лиц. Первыми исчезли церкви Сан Мартин, Сан Ильдефонсо, Сан Мигель и Сантьяго, затем были снесены монастыри Святой Каталины и Святой Анны. Значительное число домов было снесено в зоне, где ныне находится Пласа де Ориенте. После того, как исчезли церковь Сан Хуан, монастырь Сан Хиль, некоторые частные дома, площадка для игры в пелоту, Королевская библиотека, сад ла Приора, улицы Парра, Буэй, Тесоро, Карнеро и др., план Мадрида, составленный Томасом Лопесом, перестал соответствовать действительности.

В XIX-XX вв. проводилась реконструкция города, в ходе которой были утрачены многие средневековые сооружения, а на смену классицизму в архитектуре пришёл модерн. В этом стиле построен Собор Нуэстра Сеньора де ла Альмудента. В 1929 г. был принят генеральный план реконструкции столицы, который был переделан в 1950 г. По этому плану город преобразовывался и расстраивался, в основном на север, восток и северо-восток. Это послужило появлению городов-спутников, таких как Эскориал и Эль-Прадо 11 Бирюков Н.В. История архитектуры. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 127-130. .

Мадрид не стоит на месте, а облик его меняется так, что буквально пятилетнее отсутствие заставляет нас возвращаться в совершенно новый город.

Архитектура Мадрида

Волейбол: происхождение игры и правила

Волейбол (англ. volleyball от volley -- «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball -- «мяч») -- вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой...

Города "Золотого Кольца", как уникальные туристские объекты

С каждым годом увеличивается неподдельный интерес к влекущему культурному богатству древнерусских городов Центральной России, растёт поток туристов по городам «Золотого кольца». Ныне эти города превратились в крупные туристские центры...

История волейбола

После окончания Второй мировой войны (1939--1945) стали расширяться международные контакты. 18--20 апреля 1947 в Париже состоялся первый конгресс Международной федерации волейбола (FIVB) с участием представителей 14 стран: Бельгии, Бразилии, Венгрии, Египта...

История развития плавания. Плавание как прикладной спорт в системе МВД

Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры...

Направление Фэн-шуй и его использовании в интерьере и экстерьере ресторана

"Если хочешь переменить жизнь, передвинь 27 предметов в своем доме" (древнекитайская мудрость) Мастер Ян И (кит. h?) сформулировал некоторые теории, впоследствии ставшие основой фэн-шуй...

Организация тура с образовательной программой на примере Франции, Сорбонны

История Сорбонны начинается раньше XII века, но именно в 1215 году формируется Парижский Университет, когда несколько церковных школ объединились и сформировали один из первых Университетов в Европе...

Развитие туризма по замкам Франции

Франция в доисторический период была местом древнейших стоянок неандертальцев и кроманьонцев. В эпоху неолита на территории Франции существовало несколько богатых памятниками доисторических культур...

Рекреационный потенциал Вислинской косы: разный подход при равных возможностях

В настоящее время существует единственное гражданское поселение на Балтийской косе под названием «Коса». Поселок Коса - это бывший Нойтиф-2. Нойтиф-1 располагался возле мыса Песчаного (Раппен-Хакен), на берегу залива...

Рекреационный потенциал Самарской области

В 1850 году Самарская губерния стала самостоятельной административной единицей. Она славилась по всей Руси, как крупнейший центр хлеботорговли и сельскохозяйственного производства. В то время Самарой управлял губернатор, у города был свой герб...

Скандинавская ходьба

Ходьба с палками зародилась еще в 1940-х годах, и изначально была предназначена для тренировки профессиональных финляндских лыжников, чтобы поддерживать их в форме в летнее время. Особенно популярной ходьба с палками стала лишь в конце 90-х годов...

Туристская характеристика Забайкалья

Одна из интересных страниц в истории Забайкалья связана с легендарными хуннами, потеснившими "плиточников". Многовековое господство хуннских племен...

Туристский потенциал Сосновского района

Сосновский район образован в январе 1924 года под именем Челябинского. В июне 1930 года включён в состав Челябинска, однако продолжал существовать как территориальная общность сельсоветов, подчинённых горсовету...

Туристско-природные ресурсы Южной Кореи

Археологические находки показывают, что первые поселения на Корейском полуострове существовали еще 700,000 лет назад. Согласно легенде, первое корейское королевство - Древний Чосон, основал мифический персонаж Тангун в 2333 году до нашей эры...

Флорбол. История появления и методика игры

1.1 История флорбола Считается, что флорбол зародился в 1970-е годы, однако игры, похожие по своей методике на флорбол были известны во многих странах и до этого. Современный флорбол начал зарождаться в 1958 году...

Не смотря на многочисленные разрушения и реконструкции в период многовековой истории города, любоваться им можно бесконечно. Архитектурные особенности Мадрида отразились в ярком симбиозе различных стилей и эпох, что особенно выражено в экстерьере дворцов и парков.

Особенности архитектуры города

  • основные стили: мавританский, готический, барокко, неоклассический, модерн;
  • историческая часть города сохранилась на северо-востоке и юго-востоке столицы;
  • средневековые здания можно увидеть только к юго-западу от Пласа-дель-Соль;

История строительства города

Право называться основателями принадлежит арабам. В 9 веке город «Майрит» представлял собой цитадель на вершине холма, окружённую долиной реки Мансанарес. К крепости примыкал посёлок, не имевший урбанистических признаков, за исключением огромной стены и ворот. Дороги, ведущие к воротам, со временем становились улицами. К 15 веку площадь предместья уже вдвое превышала размер старого города, а в 16 — Мадрид стал столицей.

Отныне Мадрид выполнял функцию военную, торговую и политическую. Был создан «Совет убранства», отвечавший за внешний облик сооружений. Именно в этот период появились новые дворцы, театры Мадрида, великолепные площади.

18 век изменил облик столицы — большой пожар практически уничтожил Алькасар, восстанавливать который не решились, зато в садах, кажется, воплотилась вся любовь испанского народа к искусству.

19 век принёс с собой разрушение церквей и монастырей. Классицизм был заменён модерном, а многие средневековые памятники перестали существовать.

Архитектурные памятники столицы

Градостроительство Мадрида не было процессом спонтанным. Не случайно столица имеет второе название — «Умышленный город».

Храмовая архитектура

Главный её образец — Собор Альмудена, построенный в честь Богородицы Альмудены (перевод — «крепость»), статуя которой была найдена в стене старой арабской цитадели. Место расположения — улица Байлен (напротив Королевского дворца). Работы начались в 19 веке и закончились только спустя 100 лет.

Вплоть до 19 века кафедрального собора в Мадриде не было, поскольку он не был центром епархии. В 1884 г. город получил этот статус, что дало повод к началу строительства главной религиозной постройки столицы.

Фасад сооружения выполнен в светлых тонах, что создаёт ансамбль с Королевским дворцом. Внутренне убранство отличается особой атмосферой святости и религиозности. Конструкция имеет форму латинского креста. Собор в Мадриде украшают статуи святых, созданные великими мастерами Испании.

Театры Мадрида

Главная достопримечательность расположилась так же напротив Королевского дворца. В 1850 королева Изабелла II распорядилась начать строительство культурной жемчужины столицы. К концу этого же года опера «Фаворитка» Доницетти открыла Королевский театр Мадрида.

Позже, здесь приютилась столичная Консерватория. Театр в разное время посещали ведущие деятели культуры всего мира — Верди, Стравинский, Нижинский.

После реконструкции храм искусства переоборудовали в концертный зал, который принимал Евровидение (1969).

С 1997 года здесь снова стало возможным насладиться оперой в Мадриде.

Современная архитектура

Яркий представитель её — целый район. Заслуженно носит славу самого модного, авангардного, эпатажного места в столице. Здесь взгляды на жизнь более свободны от стереотипов. Место это известно как воплощение дизайнерских проектов, экстравагантной моды. Имя ему — Чуэк.

Здесь в почёте сексуальная свобода, слышны звуки модных концертов. Летом проходит «Парад Гордости» — событие, объединяющее людей со всего мира.

Памятники

Гордость мадридцев — памятник Дон Кихоту. Является частью большого ансамбля, посвящённого Сервантесу. Расположение — площадь Испании, недалеко от Королевского дворца. Открытие его ознаменовало 300-летие со дня смерти писателя. Композиция включает памятник самому знаменитому испанцу, его персонажам и королеве Изабелле.

Мадрид не является городом, застывшим во времени. Он постоянно растёт, развивается и изменяется. Многие современные здания уже так же давно являются его символами.

Мадрид (Испания) - Прогулка по столице: Видео

Площадь Испании в Мадриде - одна из самых больших и популярных площадей города. В солнечный день её заполняют уличные торговцы, туристы и загорающие местные жители. Площадь расположена в конце красивой улицы Гран-Виа, одной из самых оживленных улиц Мадрида. Зеленая площадь окружена автодорогами, но атмосфера здесь довольно расслабляющая и непринужденная. Среди главных достопримечательностей площади большой фонтан и знаменитая статуя в честь испанского писателя Сервантеса.

На Пласа де Колон в Мадриде расположены башни-близнецы, в местном масштабе известные как "Эль Энчуфе" или "Розетка". Такое прозвище появилось из-за внешнего вида, напоминающего гигантскую электрическую вилку. Официальное имя - “Торрес де Колон”, или Башни Колумба. Некоторые считают, что это самое ужасное здание в Мадриде. Его зеленая крыша в стиле ар-деко и фасад из меди и стекла не вдохновляет жителей города. Тем не менее, Торрес де Колон стал символом горизонта Мадрида с момента постройки в 1976 году. Строительство вызвало немалое любопытство, поскольку Башни Колумба строились сверху вниз.

Путешествуя по Мадриду Вы найдете множество музеев и исторических памятников. Столица Испании является одним из самых любимых туристических направлений страны, пленяя путешественников своей архитектурой, историей и достопримечательностями. К самым необычным из них относится древнеегипетский храм Дебод, или Темпло де Дебод на испанском языке. Вас наверняка интересует вопрос, каким образом такое сооружение могло появиться в европейской столице? Ответ на этот вопрос вы найдете ниже.

Кроме того, что Мадрид фактически является центром Испании, город этот знаменит ещё и своим кровавым "зрелищем" - Корридой. Предлагаем Вам ознакомиться с основными достопримечательностями Мадрида. Полный энергии, культуры, истории и интересных ориентиров Мадрид - современная столица, которая позволяет сполна ощутить вкус реальной Испании. Широкие проспекты переполнены туристами, а зеленые парки гармонично сглаживают урбанизацию. У Мадрида нет традиционного очарования Андалусии, или красоты Барселоны - вместо этого город предлагает захватывающую атмосферу. Город постоянно шумит и находится в действии.

В первую поездку Мадрид показался мне невероятным. Меня впечатлили очень красивые здания. Я не разбираюсь в архитектуре, поэтому могу судить только с позиции «нравится - не нравится». Так вот, в Мадриде мне понравилось. Прошло пять лет, я увидела много других городов Европы, и, попав в Мадрид снова, не нашла в нем ничего невероятного - обычный «европейский город», во внешнем облике которого нет ничего, что вызвало было такой восторг. И мне стало интересно, что же случилось с Мадридом, и стало интересно найти в нем красоту.


Весь последний день в Мадриде я гуляла по городу и рассматривала здания. Красота нашлась не в целом, а в деталях: балконы, лепнина, скульптуры, - если обращать внимание не на все здание, а на его кусочки, становится гораздо интереснее.


Как и любой другой город, Мадрид прошел через несколько вех в истории, каждая из которых оставила свой след в облике города. После того, как Филипп II в середине 16 века перенес в Мадрид столицу Испании, город начал активно расти и развиваться. Архитекторы Филиппа II выбрали центром для нового развития города Plaza Mayor, главную площадь. Началось строительство зданий для размещения королевского двора, знати и обслуживающих функций.


Во время визитов во Фландрию Филипп II и его сын Филипп III были впечатлены фламандской архитектурой, что привело к появлению в Мадриде популярных в то время зданий со шпилями и к участию фламандских архитекторов в проектировании города. Мадрид сохранил период правления этих королей из династии Габсбургов в архитектурном ансамбле Plaza Mayor и окружающих ее зданий.

Каса-де-Панадерия, оно же булочная в 1590 году

В 18 веке начинается эпоха правления Бурбонов. Первый испанский король из этой династии, Филипп V, приглашает итальянских архитекторов для строительства дворца, подобного Версалю, в котором родился Филипп. Мадрид застраивается новыми дворцами для знати и церквями в стиле барокко.


Ворота Алькала


При Филиппе V началось строительство Национальной библиотеки. Величественное здание по замыслу короля должно было подчеркнуть значение культуры и науки для испанской нации.



В 1759 году испанский трон переходит к Карлу III, лучшему мэру Мадрида, как называют его испанцы. Если до Карла правители уделяли внимание только строительству дворцов и не думали о простом народе, позволяя горожанам селиться, как придется, то новый король решил кардинально изменить ситуацию. К тому времени Мадрид представлял собой настолько грязный и неприятный город, что Карл даже подумывал о переносе столицы в Севилью, но взял себя в руки и приказал навести порядок.


В первую очередь королевским указом горожанам было приказано убираться в своих домах и вокруг них. Далее Карл III дал задание архитекторам во главе с Франческо Сабатини произвести перепланировку города, учитывая строительство канализации, парков, больниц и научных зданий. При Карле начинается строительство здания Музея Прадо, который задумывался, как музей естественной истории.



В начале 19 века Мадрид попал под французскую оккупацию, а во главе испанского королевства Наполеон поставил своего старшего брата Жозефа, или Хосе I, как его называли в Испании. Французы внесли существенные изменения в облик Мадрида, присвоив церковное имущество и разрушив множество церквей и монастырей, которые находились на территории города. На их месте были построены площади.

После освобождения Испании от французов в 1814 году из ссылки возвращается король Фердинанд. Первым делом король объявляет конкурс на строительство мемориалов павшим за Испанию во время оккупации, поскольку королевская академия изящных искусств за время правления французов растерявшая свои таланты, не смогла предложить интересного проекта. Конкурс выиграл Исидро Гонсалес Веласкес, за что получил не только медали, но и должность королевского архитектора.


Главным проектом Веласкеса и главным изменением в Мадриде в первой половине 19 века после оккупации стала Plaza de Oriente, построенная напротив королевского дворца на месте яблоневого сада и нескольких зданий. Новые сооружения возводились в стиле неоклассицизма, ставшего модным в этот период, а это значит, что в украшении зданий начали применяться элементы римской и греческой архитектуры, в основном колонны.


Во второй половине 19 века начинается вторая масштабная перепланировка Мадрида, вызванная стремительным развитием города, население которого увеличилось в два раза по сравнению с началом века. Кроме того, на перепланировку оказало влияние строительство нескольких железнодорожных веток, которые начали соединять разные части страны. Инженером Кастро был разработан линейный план роста Мадрида, который включал в себя строительство 18 районов, обеспеченных жильем, больницами, парками, тюрьмами, образовательными учреждениями, кладбищами, каналами для подвода чистой воды и новой канализацией.


В конце 19 века мода на стиль в архитектуре вновь изменился. В результате раскопок или реставраций было обнаружено большое количество старых чертежей и рукописей, что привезло к появлению таких стилей, как неоготический, неовизантийский, неороманский и прочих. Мадрид не избежал модных веяний, и все новые ключевые здания, которые строились в городе, получили элементы историцизма в своем внешнем облике.


Здание министерства сельского хозяйства


Здание высшей технической школы горной добычи и энергетики

Банк Испании


Банк Испании вечером

В это же время началось строительство Собора Альмудены напротив Королевского дворца.


Кроме историцизма в архитектуре конца 19 века присутствовало большое влияние стиля мудехар, что привело к появлению зданий с элементами арабского декора. Мавританский стиль был настолько популярен в Испании, что в нем был построен даже испанский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.


Жилой дом, построен в 1895. В народе носит название Дом с шарами

Еще один жилой дом


К началу 20 века население Мадрида достигло почти миллиона человека, увеличившись в два раза по сравнению с 1870 годом. Стремительными темпами развивается промышленность, растет железная дорога, появляются новые средства связи, большое значение отдается сфере финансовых услуг. Королем Испании в возрасте 17 лет стал Альфонсо XIII. Молодой король стремился показать, что столица его королевства не отстает от ведущих городов Европы и поддерживал идеи по модернизации Мадрида и превращения его в город, идущий в ногу со временем.


Дворец Коммуникаций


Дворец Коммуникаций

В то время как окраины Мадрида расширялись, обрастая все новыми домами для новых горожан, центр города претерпевал существенные изменения. Еще в середине 19 века архитекторы вынашивали проект по соединению северо-западной части города с центром посредством широкой улицы. После многих лет раздумий родился проект Gran Via, улицы длиной чуть больше километра и шириной 35 метров, которая стала испанским Бродвеем и одной из главных улиц Мадрида.


Метрополис. Первое здание на Gran Via, построенно для страховой компании

С момента утверждения плана улицы до начала фактической реализации проекта прошло почти 10 лет, поскольку в начале было совершенно не ясно, как же простроить новую улицу. В итоге строительство разделили на три этапа, а под снос отправили множество церквей, улиц, бульваров и более 300 домов. Первая часть Gran Via была построена под влиянием модного французского стиля и концепции красивого города.


Площадь Сибелес, с которой начинается Gran Via, с видом на Метрополис и Банк Испании

Здание ювелирной компании, дома Грасси


Оно же вблизи

Вторая часть Gran Via строилась в течение 8 лет с 1917 года. Строительство данного участка выпало на «бурные 20е» годы в США, когда Нью-Йорк, Чикаго и другие крупные города застраивались небоскребами. Мода в архитектуре снова изменилась, историцизм и французский стиль уступили место футуризму, а в качестве материалов начал использоваться железобетон. Архитекторы Мадрида мгновенно взяли новую тенденцию на вооружение, и пока шел снос старых зданий на втором участке Gran Via разработали несколько проектов для новых зданий.


Здание Изящных искусств вечером


Оно же днем


Элемент одного из жилых зданий в стиле 1920х

Архитекторы не останавливались только на строительстве Gran Via. По всему Мадриду возводились новые здания по заказу новых богачей - промышленников и банкиров. Множество зданий строилось, как доходные дома, которые увеличивали капитал их владельцев за счет сдачи квартир в аренду.


Здание Мадрид-Париж

Здание Банка Бильбао

Доходный дом Томаса Алленде

Третий участок Gran Via строился в 1930е и состоял в основном из высоких и больших зданий, в которых находились дорогие отели. Влияние американского стиля в архитектуре в предыдущее десятилетие было настолько сильным, что практически все здания третьего участка также построены с оглядкой на Нью-Йорк и Чикаго, однако, появилась небольшая примесь арт-деко, которая украсила здания.

Строительство третьей части Gran Via осложнилось политической ситуацией в Испании. В 1931 году была учреждена Вторая Республика, Альфонсо XIII смещен с трона и отправлен в ссылку со своей королевской семьей. Причиной всему стал глубокий финансовый кризис. В 1936 году в Испании началась гражданская война между республиканцами и националистами во главе с Франсиско Франко.


Бомбардировки в ходе войны сильно разрушили город, поэтому, когда в 1939 году к власти пришел Франко, перед его правительством в числе прочих стояла задача реконструкции города. Разработка плана была поручена урбанисту Педро Бидагору, который представил концепцию из 12 основных пунктов. Концепция включала в себя реформирование центра города, создание кольцевых и радиальных улиц, реконструкцию железнодорожной сети, строительство новых домов, зонирование города, организацию новых пригородов и многое другое. План приняли в реализацию только 1946, а завершено все было уже к 1950 году.



Архитектура режима Франко отличалась функциональностью, когда дело касалось обычных зданий, и монументальностью, когда речь шла о том, чтобы продемонстрировать мощь и силу режима. Одним из наиболее характерных строений является Здание Испании, небоскреб, построенный в 1953 в году в конце Gran Via на площади Испании. Высотой в 117 м здание было самым высоким в Мадриде на протяжении 7 лет до начала периода активной застройки города небоскребами.

С 1960х годов начинается период современной архитектуры, стоятся небоскребы различной высоты, пропорции стекла и бетона в которых меняются с течением времени. В основном высокие здания возводятся на востоке и северо-востоке от парка Ретиро и не портят вид центра города. Вся деловая жизнь города постепенно перемещается из старого города в этот новый центр, а Gran Via и уцелевшие после многочисленных перепланировок и бомбежки исторические здания привлекают туристов.


Башни Колумба и скульптура у входа в национальную библиотеку. Испанцы называют здание розеткой

После такого детального изучения истории города по его архитектуре, стало понятно, почему Мадрид выглядит, как образцово-показательный европейский город. В общем-то потому что его хотели сделать таким, не щадя исторического наследия.
А если меня спросить, понравился ли мне Мадрид, я отвечу, что скорее нет. В нем действительно есть на что посмотреть, но это не мой город по внутренним ощущениям. Хотя детальный разбор архитектуры на примере Мадрида мне очень понравился, и я, пожалуй, сделаю что-то подобное для еще какого-нибудь города, если представится случай.