ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Московская историческая мечеть: история возведения, интересные факты. Самая старая мечеть российской столицы Соборная мечеть история

В 2011 году стало окончательно ясно, что Соборная мечеть (Проспект мира) пришла в негодность: часть здания, возведенного в 1904 году обвалилась из-за многочисленных трещин. Однако в сентябре 2015 реконструированный и перестроенный храм вновь открыл свои двери.

Традиционно во время крупных мусульманских праздников толпы верующих можно наблюдать на Кольцевой ветке метро и вблизи станции «Проспект мира». Даже те, кто не знает точно, где находится главная московская мечеть, может легко это определить по этим признакам.

Дело в том, что в российской столице существует лишь 4 храма для мусульман, и рядом со спорткомплексом «Олимпийский» находится самый большой из них. С 2011 по 2015 год мечеть была недоступна из-за капитальной реконструкции и расширения старого здания, ставшего более чем за век использования аварийным.

По оценкам экспертов, строительство обошлось примерно в 200 тысяч долларов США. Основным источником финансирования считается дагестанский бизнесмен Сулейман Керимов, ставший главным спонсором и удостоившийся именной таблички на стене здания. Также свой вклад внесли правительство Турции и еще один российский миллионер Михаил Гуцериев. И эти деньги были потрачены с умом: здание состоит из 6 уровней, его общая площадь увеличилась примерно в 20 раз, для мужчин и женщин есть отдельные входы, также оборудованы пандусы и лифты для маломобильных слоев населения. Кроме того, планируется, что здесь будут проводить экскурсии, для одиночных туристов также двери храма всегда открыты.

Открытие перестроенного здания состоялось 23.09.2015. На церемонии помимо представителей духовенства присутствовали Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Реджеп Тайип Эрдоган, а также главы некоторых российских республик.

В своем дизайне Московская соборная мечеть (Проспект мира) соединила мусульманские традиции и некоторые черты русской архитектуры. Например, минареты напоминают по форме башни Кремля.

Факты

Московская соборная мечеть (Проспект мира) в советское время была единственным действующим мусульманским храмом в Москве.

Перед Олимпиадой 1980 года было решено снести здание, однако на его защиту встали послы арабских стран и российские религиозные деятели.

Она является самой большой в Европе и одной из двух самых высоких в РФ (наряду со строящейся в Уфе). Вместимость составляет около 10 тысяч людей.

Значительную часть вещей для внутреннего убранства пожертвовало правительство Турции. В частности, из-за границы были доставлены парадные двери, люстры, а также коврики для молитв.

С октября 2015 года мечеть (Проспект мира) — место хранения волоса пророка Мухаммада, привлекающего в храм тысячи верующих.

Расположение

Новое здание стоит там же, где находилась старая мечеть на Проспекте мира. Адрес: Выползов переулок, дом 7. По этому же адресу располагается и Совет муфтиев России.

Апрельским утром я шагал по Замоскворечью, время от времени смотря по карте-схеме центра Москвы, куда же меня занесло. Увидев, что нахожусь рядом с Исторической мечетью, решил свернуть и заглянуть туда. Идя по переулку - увидел впереди автобус, возле которого толпились вооруженные омоновцы. "Неужели что-то произошло, пока я на поезде ехал?" - возникла неожиданно мысль. Милиционеры перегородили улицу металлическими решетками, сбоку находилась рамка металлоискателя, такой же какие устанавливаются в аэропортах. Меня заставили снять рюкзак и показать его содержимое. "А где здесь мечеть? Из-за чего ограждения установлены?" Милиционер, проверявший мои вещи, посмотрел на меня как на инопланетянина: "Пятничная молитва. А мечеть вот там", - и махнул в сторону двора. Видимо опять меня за турка приняли, как это частенько бывало на Кипре.

Историческая мечеть находилась во дворе. Стоящие у входа во внутренний дворик мечети меня за мусульманина не приняли и подумав, что я просто хочу пройти через двор - показали мне дорогу. Решив, что на самом деле выбрал для посещения не самое удачное время- обошел мечеть и пошел дальше по своим делам. На обратном пути навстречу мне шли люди, бледнолицые и африканцы, с бородами и без, этот поток желающих помолиться постепенно увеличивался.

Когда читаешь исторические книги, то невольно обращаешь внимание на веротерпимость владетелей Золотой Орды. В 1261 году в столице Золотой Орде Сарае митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена новая кафедра. Так появились епископы Сарайские. После политических перемен в результате распада Золотой Орды около 1450-х годов Сарайские владыки переехали в Москву на Крутицы на постоянное пребывание. Сарайская епархия была переименована в Крутицкую (ныне Крутицкое и Коломенское наместничество), с правом именоваться архиереем в форме "Сарский и Подонский".

Поэтому я долгое время считал, что мечети в Москве появились в ту же далёкую пору. Но это не так, историки спорят, когда же это произошло. Как всегда не хватает письменных источников. Первым о московских мечетях написал, как это ни странно, итальянский путешественник из Болоньи Зани Ерколе (Ercole Zani, 1634 - 1684), который много путешествовал по Европе и в 1672 году побывавший в составе посольства в Московии. В своей книге "Relazione e viaggio della Moscovia", изданной в Болонье в 1690 году, путешественник написал: "Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть". В те времена Замоскворечье находилось за городом и представляло из себя большую деревню. Многие считают, что самая первая мечеть была примерно на том же месте в Татарской слободе, где находится нынешняя Историческая мечеть, ставшая первой в Москве, дожившей до нашего времени. Разрешение на её строительство было получено в 1823 году, затем она неоднократно перестраивалась и реставрировалась.

До 1904 года мечеть была Соборной, а термин "Историческая" появился уже в постсоветское время, в последнее десятилетие прошлого века.

В советское время здание мечети постигла участь всех культовых сооружений Вот, что об этом говорится на сайте мечети: " В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года."

Большую помощь в реставрации мечети приняло посольство Саудовской Аравии. Об этом свидетельствует мемориальная доска, расположенная на противоположной от входа стене.

Это значит, что осуществленный снос незаконен.

Здание снесли ради строительства новой мечети большей вместимости. Вопрос о сносе мечети расколол мусульманскую общину России. Снос мечети и новое строительство лоббирует председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. 6 сентября председатель другой мусульманской организации — Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России — верховный муфтий Талгат Таджуддин направил мэру столицы Сергею Собянину открытое письмо с просьбой предотвратить снос Соборной мечети в Москве. В ответ 7 сентября Равиль Гайнутдин заявил о том, что разрушение Московской соборной мечети исключено. «Еще раз хочу заверить всю мусульманскую общественность, что Московская Соборная мечеть 1904 года постройки не будет уничтожена, а будет реконструирована», - заявил он в интервью газете «Ислам минбаре» («Трибуна ислама»). Однако заявление Гайнутдина разошлось с реальностью.
"Сам по себе этот случай вопиющий, потому что эту мечеть не решились трогать даже при Брежневе, в конце 1970-х годов был план ее сноса, но от него тогда отказались под давлением общественности. Эту мечеть не тронули при Лужкове, и только при Сергее Собянине это стало возможным. В Москве с 1978 года не сносилось ни одно храмовое здание. Впервые за 33 года Москва продолжила эту позорную летопись", - сказал координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов".


Фото 1980-х гг.
Соборная мечеть была построена в 1904 году по проекту архитектора Николая Константиновича Жукова и являлась одним из двух образцов дореволюционной исламской храмовой архитектуры в Москве.

Вторая после мечети в Замоскворечье мечеть Москвы, расположена в Выползовом пер. После образования Второго мусульманского прихода Москвы 1894-1904 гг. члены новой общины решили изыскать возможности для строительства новой мечети. В прошении муллы этого прихода Бедретдина Алимова, мещанина С. Бакирова, касимовского купца Х. Акбулатова и др. на разрешение строительства второй мечети от 1894 г. (в год вступления на престол императора Николая II) сказано о «малой вместимости до 1500 человек» мечети в Замоскворечье.


Фото 1997 г. из архива Мосгорнаследия.

Тем не менее, несмотря на либерализацию общественной жизни в России в начале ХХ в., прошло почти 10 лет, прежде чем в районе Марьиной рощи появилась вторая московская мечеть (с конца 1930-х гг. именуется С.м.). Участок по Выползову пер. в Мещанской части города перешел в собственность московского купца Хусаина [в док-те ЦАНТД - Хасана] Мусяевича Байбекова не позднее января 1902 г. В июле 1903 г. в Московскую городскую управу пришло прошение Х.М.Байбекова «разрешить мне в [моем] владении построить каменное трехэтажное жилое строение… и деревянное жилое строение…»; при этом ни о какой мечети или молельном помещении даже не упоминается, а чертеж, приложенный к прошению 1903 г. и подписанный архитектором Н. Струковым, не является планом мечети, сохранившейся до сего дня почти в первоначальном виде.

Очевидно, что мусульмане решили «обойти» многочисленные бюрократические препоны, не позволявшие им в законном порядке построить мечеть. Для этого с согласия собственника участка Х.М. Байбекова два других лица - мещанин Сабирзян Бакиров и касимовский купец Хабибулла Акбулатов - стали совладельцами зданий на участке.

02.12.1902 г. С. Бакиров и Х. Акбулатов подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания. После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети вместо намечавшегося в прошении Байбекова жилого дома фактически был предрешен. В истории Москвы немало аналогов такого рода легализации мусульманских учреждений «постфактум». Так, в 1912-13 гг.община просила разрешение властей построить во дворе С.м. двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после революции, вероятно, именно здесь расположилась татарская школа № 48; см. Татарские детские образовательные заведения в Москве). В журнале «Зодчий» № 32 от 1904 г. появилась справка: «Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35 000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в византийском стиле с хорами на 2000 молящихся». Строительство С.м. финансировал Ерзин Салих Юсупович (при участии касимовских купцов Х. Байбекова, Вагаповых, Кашаевых и др.).Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н. Жуковым, а в ноябре того же года мечеть была готова к началу богослужений. 27 ноября 1904 г. первый имам-хатыб новой мечети Алимов Бедретдин-хазрат подал прошение совершить в ней первый намаз.
В описи владения за 1906 г. значится "каменная 2-этажная с подвальным этажом мечеть". К 1913 г. во дворе были построены два двухэтажных дома: в одном размещалось духовное училище, в другом - квартиры духовенства.
Сохранилась переписка ведущих прихожан С.м. с муфтием ОМДС с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму. Его помощником и вторым имамом С.м. являлся сын Бедретдина, Сафа Алимов, после ареста которого в 1920/21 гг. мечеть возглавил Абдульвадуд Фаттахетдинов. Репрессии кон. 1920-х гг. привели к скоропостижной кончине муэдзина Абдурахмана Алимова (второй сын основателя мечети) и аресту имама А. Фаттахетдинова в 1928 г., после чего мечеть возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый ЦДУМ Габдулла Сулеймани (1929-30).Муэдзином при нем был Муса Вахитов, который затем стал имамом-хатыбом мечети (1930-36). В 1936 г. сотрудниками НКВД было инспирировано «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» (см. К. Тарджемани), по которому Г. Сулеймани, Муса Вахитов, имам Исторической мечети А. Шамсутдинов и др. были репрессированы в 1936-37 гг. Тогда же мечеть в Замоскворечье была закрыта властями, и мечеть в Выползовом переулке, ставшая «Соборной» (до того этот статус принадлежал мечети на Бол. Татарской ул.), осталась единственной функционирующей на тер. центрально-европейской части СССР. Московскую столичную общину в 1936-53 гг. возглавлял Халил Насриддинов, при котором отношение властей к религии поменялось в связи с началом Великой Отечественной войны с фашистской Германией (см.Мусульманская община Москвы в годы советской власти). После прихода к власти Н.С.Хрущева имамам С.м. Исмаилу Рахматуллину (1953-54) и Исмаилу Муштари (1954-56) пришлось выдержать прессинг нового наступления на религию (Подробнее здесь).


Фото 1958 г. С.Преображенского из архива Мосгорнаследия.
Праздник Рамазан.

В 1950-е гг. Московскую соборную мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент Индонезии Сукарно (1956), наследный принц Йеменского королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадр (1956), президент Египта Гамаль Абдель Насер (1958), а также парламентские делегации Ирака, Судана и Сирии.


Фото 1956 г. Колесникова из архива Мосгорнаследия.
Посещение мечети наследным принцем Йеменского королевства эмиром Сейф аль-Ислам Мухаммед аль-Бадром.

Особая страница истории Соборной мечети связана с проведением в Москве Олимпийских игр и строительством в непосредственной близости от нее спорткомплекса на проспекте Мира. В Моссовете и горкоме партии в 1975 году обсуждался снос мечети, как "портящей впечатление о спортивном празднике и создании у гостей невыгодный образ столицы как образцового коммунистического города". Судьба мечети, по словам людей, прямо вовлеченных в это дело, действительно висела на волоске. Планам ее сноса помешала твердая позиция мусульманской общественности, во главе которой стали московские имамы Мустафин и Басыров. Свой протест также недвусмысленно выразили послы Египта, Ливии, Сирии, Иордании, Сайдовской Аравии, других арабо-мусульманских стран. Общими усилиями мечеть удалось отстоять.


Фото 1978 г. Вид от улицы Дурова на начало Выползова переулка. Перед строящимся Олимпийским спорткомплексом видна Соборная мечеть.

30 июня 2008 года Москомнаследие приняло решение о наделении мечети охранным статусом выявленного объекта культурного наследия. Однако уже 21 января 2009 года при противоречивых обстоятельствах мечеть исключили из перечня охраняемых памятников. Решающим стал голос тогдашнего председателя Москомнаследия Валерия Шевчука.
В 2011 году её не стало.

Закрытой на масштабную реконструкцию с полной перестройкой ещё в мае 2005 года.

Обновлённая Соборная мечеть стала одной из крупнейших не только в России, но и во всей Европе. Общая площадь — 18 900 квадратных метров, первое место в нашей стране. Мечеть может вместить до 10 000 молящихся, что, правда, уступает мечети в Махачкале.

И хотя само предназначение мечети не заключается в том, чтобы быть самой крупной, разные города и регионы всё же стараются найти какой-нибудь аспект, в котором религиозные здания, расположенные на их территории, выделялись бы из ряда других. Следуя этой традиции, АиФ.ru решил собрать список из десяти крупнейших российских мечетей, опираясь на количество молящихся, которые могут совершать намаз прямо на территории здания.

Центральная мечеть в городе Назрань была построена порядка 20 лет назад. Названа она в честь Мухамад-Басира Оздоева , погибшего во время осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Мечеть рассчитана на то, чтобы единовременно принять порядка 2 тысяч верующих.

Центральная мечеть Назрани. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

На удивление в рейтинг попала и крупнейшая мечеть, расположенная на территории Уральско-Сибирского региона, — Сургутская соборная мечеть, которая, как и назранская, вмещает порядка 2 тысяч человек. Интересно, что при мечети в Сургуте было открыто медресе — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и духовной семинарии. К росписи молебенного зала привлекались специалисты творческих мастерских из Уфы и Набережных Челнов.

Сургутская соборная мечеть. Фото: www.russianlook.com

8. Центральная мечеть в Алхан-Юрте

В 2012 году открылась одна из крупнейших мечетей Чечни, расположенная в селении Алхан-Юрт Урус-Мартановского района. В мечети одновременно смогут совершать молитву более двух тысяч человек. На нижнем этаже расположено медресе вместимостью до трёхсот человек с отдельными помещениями для юношей и девушек, а также комнаты для совершения пятничной молитвы для женщин. Новой мечети в Алхан-Юрте присвоено имя местного жителя, бывшего муфтия Чечни, богослова Магомед-Бешира-Хаджи Арсанукаева.

Мечеть в Алхан-Юрте. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/Simba16

На седьмом месте по вместимости — Самарская собрная мечеть, в которой одновременно совершать намаз могут порядка 5 тысяч человек. В архитектурный комплекс входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся. Общая площадь комплекса — 4800 квадратных метров. Мечеть была открыта для верующих 28 ноября 1999 года. Проект кирпичного здания с минаретом высотой 67 метров и куполом диаметром 13,5 метра подготовил Расим Вальшин.

Самарская соборная мечеть. Фото: www.russianlook.com

6. Нижегородская соборная мечеть

Нижегородская Соборная мечеть — одна из старейших мечетей страны. Она была открыта в 1915 году на Казанской набережной. Здание принадлежит татарской общине города и вмещает до 5000 верующих. В 1994 году по соседству с мечетью было построено здание, в котором открыли медресе «Махинур». До этого уроки проходили на втором этаже мечети.

Медресе и соборная мечеть в Нижнем Новогороде. Фото: Commons.wikimedia.org

5. Мечеть имени Султана Делимханова в селе Джалка

В 2011 году состоялось открытие одной из крупнейших на тот момент мечетей страны, располагающейся в селе Джалка. Она рассчитана на 5 тысяч мест. Открытие мечети приурочено к 60-летию первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

Мечеть имени Султана Делимханова. Фото: РИА Новости / Саид Царнаев

Столько же, 5 тысяч человек, вмещает Соборная мечеть Санкт-Петербурга, строительство которой началось ещё при Российской Империи. На протяжении очень долгого времени она являлась крупнейшей мечетью на европейской части страны. Строительство было продиктовано соображениями политкорректности: с присоединением к России при Александре III Средней Азии при дворе стремились соблюдать интересы мусульманской общины. Мечеть выполнена в стилизованных формах самаркандской и каирской архитектурных школ.

Соборная мечеть Санкт-Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/AlexGusarov

Строительство одной из крупнейших мечетей не только России, но и Европы в столице Чеченской Республики, Грозном, было завершено 16 октября 2008 года. «Сердце Чечни» названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова. Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость — более 10 тысяч человек. Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к основному зданию летней галерее и площади. «Сердце Чечни», построенная в классическом османском стиле, считается и одной из самый красивых мечетей страны. Центральный зал накрыт огромным куполом диаметром 16 метров и высотой 32 метра. Высота четырёх минаретов — по 63 метра, это одни из самых высоких минаретов на территории России.

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/Салман

2. Московская Соборная мечеть

Официально открытая 23 сентября 2015 года обновлённая Московская мечеть по вместимости занимает лишь вторую строчку. Правда, пока на практике проверить заявленную цифру в 10 тысяч молящихся одновременно не удалось. Возможно, после того, как мечеть будет открыта широкой публике, этот показатель вырастет. Зато Соборная мечеть, без сомнений, является крупнейшей по площади — 18,9 тысяч квадратных метров. Высота купола составляет 46 метров, а минареты возвышаются над городом на 72 метра, что пока является рекордным для нашей страны показателем.






#7 Может ли исламская экономика конкурировать с мировой? (рассказывает Ренат Беккин)

Тема исламской экономики сегодня весьма популярна. Как на Востоке, так и на Западе. И на Западе она изучается более пристально, чем в исламском мире. Наш гость, Ренат Беккин – доктор…

#6 Почему российские имамы такие богатые? (рассказывает Юрий Михайлов)

Сегодня у нас в гостях у программы “Современный Восток” издатель Юрий Анатольевич Михайлов. Его издательство «Ладомир» выпустило несколько лет назад превосходное двух-томное издание жизнеописания Пророка Мухаммада, мир ему. Биографию самого…

#5 Как пришли к нам православие и ислам? (рассказывает Игорь Алексеев)

«И христианство, и ислам не были введены одномоментно. Если мы берем, например, Волжскую Булгарию, то ислам туда проникал через торговые, а, следовательно, культурные связи. И только после того, как уже…

Тарик Рамадан выступит с лекцией в Москве

Влиятельный исламский мыслитель, профессор Оксфордского университета Тарик Рамадан выступит в Москве с лекцией: «Важность критического мышления для мусульманской уммы на Западе и Востоке». Тарик Рамадан – это имя известно во всем мире. Он не просто философ, публицист, мыслитель. Он – очевидный гений.

Арабский язык для всех

Эффективное изучение арабского языка невозможно без качественного учебного пособия. Слушателям курсов арабского языка образовательного центра «Медина» в этом смысле очень повезло. Специально для наших студентов педагог с многолетним стажем преподавания в ведущих вузах страны Александра Вадимовна Симонова разработала уникальный учебник «Арабский язык для всех».

14 самых древних мечетей Мира

Эти мусульманские храмы были построены в течение первых 150 лет становления ислама, после переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) в Медину.

1. Мечеть Омейядов в Дамаске, Сирия: 96 год после Хиджры

Большая мечеть Дамаска, более известная как Большая мечеть Омейядов, расположена в старой части столицы Сирии, одном из древнейших городов мира. Мечеть является священным местом Сирии, так как содержит сокровищницу с головой Иоанна Крестителя (Яхья), почитаемого как христианами, так и мусульманам. Это самое большое строение старого Дамаска. В римскую эпоху на этом месте располагался Храм Юпитера, затем, в византийское время, христианская церковь. После мусульманского завоевания Сирии, церковь была превращена в мечеть. Халиф Валид I, который курировал его преобразование, коренным образом изменил планировку здания, и проект был завершен в 715 году. Части наружной стены сохранились от римского храма Юпитера. Для строительства мечети были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел из Афин, Рима, Константинополя, стран Арабского Востока. Всего на строительстве мусульманского храма трудились более 12 тыс. рабочих.

2. Мечеть аль-Куба, Медина, Саудовская Аравия, 1 г.х.

Мечеть аль-Куба находится за пределами Медины. Она считается первой когда-либо построенной мечетью и четвертой по святости в исламе после Запретной мечети в Мекке, мечети Пророка в Медине и мечети Аль-Акса в Иерусалиме.

Легенда гласит, что первый камень в ее основание заложил сам пророк Мухаммед после переселения из Мекки в Медину, а завершили строительство его спутники.

Мусульмане верят, что две утренние молитвы в этой мечети приравниваются к малому паломничеству. От древнего здания мечети сохранилось немногое, так как с течением времени она неоднократно перестраивалась; нынешняя белокаменная мечеть была построена в 1986 г.

3. Мечеть Чераман Джума, Керала, Индия. Прибл. 8 г.х.

Мечеть Чераман Джума – самая первая мечеть, построенная на территории Индии. Мечеть была построена Чераман Пеумалом (правителем небольшого государства) еще во времена жизни Пророка Мухаммада. По преданию, Чераман наблюдал расколотую луну – чудо, явленное Пророком. А после этого встретился с Мухаммадом и принял Ислам. Мечеть была построена в 629 году. Она много раз претерпевала реконструкцию и ремонт, но тем не менее, часть ее сохранилась нетронутой с тех давних времен, утверждают местные жители.

4. Мечеть Аль Акса, Иерусалим, Палестина. Нынешнее здание прибл. В 86 г.х.

В Иерусалиме есть две красивейшие мечети: одна с золотым, другая с серым куполом. Первую называют «Купол Скалы», вторая же – мечеть аль-Акса, или мечеть Омара – третья по значимости мусульманская святыня. Ее купол выглядит поскромнее, но сама мечеть огромная и может вместить на пятничную молитву до 5000 прихожан. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Сначала это был простой молитвенный дом, сооруженный халифом Омаром в VII веке, а полвека спустя здание стали перестраивать, достраивать, восстанавливать после землетрясений, и наконец, оно приобрело тот масштаб и вид, который сохранился по сей день. Конечно, за прошедшие века мечеть претерпела и разрушения, и глумления крестоносцев-тамплиеров, которые использовали здание под свое общежитие, склад оружия и конюшни. Но захвативший Иерусалим турецкий султан Салах ад-Дин вернул здание мусульманам. С тех пор здесь действующая мечеть.

5. Масджид ан-Набави, Медина, Саудовская Аравия: 1 г.х.

Мечеть Пророка‎ является второй святыней в исламе после Запретной мечети в Мекке и местом погребения Мухаммада. За всю историю ислама мечеть расширялась девять раз. Первая мечеть на этом месте была построена ещё при жизни Мухаммада, последующие исламские правители расширили и украсили святыню. Под Зелёным куполом (Куполом Пророка) расположена могила Мухаммада. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар (да будет доволен ими Аллах) были похоронены в комнате Аиши, которая с самого начала находилась отдельно от мечети. После того как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, сподвижники похоронили его в маленькой комнатке, принадлежавшей его жене Аише, рядом с мечетью. Мечеть была отделена от этой комнаты стеной с дверью. Через много лет (а точнее – в 88 году по хиджре), во время правления аль-Валида ибн Абдуль-Малика эмир Медины Умар ибн Абдуль-Азиз значительно расширил территорию мечети, и комната Аиши оказалась внутри новой территории. Но, несмотря на это, эмир Медины выстроил две огромные стены, чтобы отделить комнату Аиши от мечети. Таким образом, неправильно говорить, что могила Пророка находится внутри мечети. Она, как и прежде, находится в комнате Аиши, а комната Аиши отделена от Пророческой мечети со всех сторон.

6. Мечеть аз-Зайтуна, Тунис: 113 г.х.

Мечеть является самой старой в столице Туниса, занимает площадь в 5000 м². и имеет девять входов. Материалом для строительства мечети послужили развалины Карфагена. Мечеть также известна как один из первых и самых больших исламских университетов. На протяжении веков Аль-Кайраван оставался образовательным и научным центром Туниса и Северной Африки. В XIII веке Тунис стал столицей государства Альмохадов и Хафсидов. Благодаря этому Университет аз-Зайтуна стал одним из главных центров исламского образования. Выпускником университета был первый в мире социальный историк Ибн Хальдун. В университете обучались студенты со всех уголков исламского мира. Библиотека аз-Зайтуны была самой большой в Северной Африке и включала десятки тысяч рукописей. Большое количество редких рукописей, охватывали знания по всем научным дисциплинам, в том числе по грамматике, логике, этикету, космологии, арифметике, геометрии, минералогии.

7. Великая мечеть в Сиань, Китай: 124 г.х.

В эпоху правления династии Тан (618 – 907) ислам получил широкое распространение на территории Китая благодаря арабским торговцам. Многие мусульмане обосновались в то время в Китае. Многие из них женились на представительницах главной этнической группы Китая – хань. Великая мечеть была построена в то время, для того чтобы отметить вклад тех людей в распространение ислама в Китае. Мечеть находится в город-герое Сиань – стартовой точке Великого шелкового пути и городе с большим мусульманским населением. Архитектурный стиль мусульманского храма представляет собой смешение традиционной китайской архитектуры и исламского искусства. Многочисленные павильоны и расположенные между ними четыре внутренних двора – это типичные черты китайского стиля. Стены мечети украшены росписью, в которой ясно видны традиционные мусульманские мотивы/

8. Великая мечеть в Кайруане: 50 г.х.

Великая мечеть Кайруана восходит к 670 году. Она была построена по повелению Укбы ибн Нафи. Хотя мечеть была пару раз разрушена, а затем восстановлена, сегодняшняя структура стоит на месте оригинальной мечети. Являясь своего рода символическим зданием города, Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада.

9. Великая мечеть Алеппо, Сирия: прибл. 90 г.х.

Младший брат величественной мечети Омейядов в Дамаске, как его называют местные жители, храм воздвигнут на этом месте в XIII веке. По легенде здесь находится могила пророка Закарии. Этот памятник культуры является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то эта мечеть была местом отдыха и общения с Богом, а сегодня это развалины. В ходе гражданской войны были нанесены серьезные повреждения: в 2012 году в мечети разразился большой пожар, в следующем году была взорвана южная стена, а в довершение всего – уничтожен единственный минарет.

10. Мечеть аль-Харам, Мекка, Саудовская Аравия: до ислама.

Заповедная мечеть – самая большая мечеть в мире, окружающая главную святыню ислама – Каабу. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

11. Джума мечеть в Шамахы Азербайджана: 125 г.х.

Шамахинская Джума мечеть, являющаяся одним из самых древних мусульманских храмов на территории Азербайджана, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке в целом, была построена во времена халифы Халида ибн Валиядина, в 743 году в честь прибытия его брата – Муслима ибн Валиядина в Азербайджан. По некоторым источникам, побежденный армиями Халифата Хазарский каган принял ислам именно в этой мечети.

12. Мечеть двух Кибл, Медина, Саудовская Аравия: 2 г.х.