ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

История самарканда с древнейших времен и до наших дней. Краткая история одного из древнейших городов мира и Узбекистана – города Самарканд Самарканд столица какой

Самарканд – потрясающий, многоликий и неординарный город Узбекистана. За долгие годы существования города, его название не раз менялось. За это время многие правящие династии сменяли друг друга, его отстраивали, разрушали и сжигали, а потом опять отстраивали и так постоянно.

Продолжительное время Самарканд был столицей знаменитой империи Тамерлана. Он не уступает по возрасту таким мировым городам - долгожителям, как Рим, Вавилон и Афины. Он привлекал интерес известных политиков, бизнесменов и многочисленных путешественников. Во времена царствования Амира Тимура город получил особый расцвет. Великий правитель смог превратить Самарканд в центр своей огромной империи. Благодаря выгодному географическому месторасположению он стал торговой развязкой Великого Шелкового Пути.

В Старом городе сохранилось много восхитительных построек средневековой архитектуры. Главная достопримечательность – мавзолейный комплекс , который находится на склонах Афросиаба. Начало его строительства датировано 12 столетием. Центральная застройка велась на протяжении 14 - 15 веков, при Тимуре. В основном там похоронены женщины – родственницы Тимура. Все усыпальницы имеют богатый архитектурный декор в виде резной мозаики, расписной майолики и поливной терракоты.

Сегодня административный центр – город Самарканд занимает в стране второе место по величине после . Его площадь составляет близко 100 кв.км. Город административным способом поделен на три крупных района.

В Самарканде по данным официальной переписи 2007 года проживало 366 тыс. населения. Национальный состав жителей неоднороден, но больше всего проживает тут таджиков, узбеков, русских, евреев и иранцев. Преобладают языки: таджикский, узбекский и русский. повлияла на то, что сегодня больше всего в Самарканде проживает этнических таджиков. По этой причине таджикский язык тут очень распространен и, хотя он не имеет в городе официального статуса, но остается основным в общении жителей разных национальностей. Отметим, что таджикские общины являются немногочисленными и в основном они расположены в пригороде.

Сколько лет Самарканду?
Гипотетически Самарканд может быть ровесником Рима и Афин, но знать точно, сколько ему лет мы не можем. Существует множество предположений относительно этого вопроса, но все они только теоретические, и по причине давности лет мы не можем проверить эти догадки. Поэтому нам остается только одно, рассмотреть некоторые теории и прислушаться к той, которая нам покажется более реалистичной.

Первое предположение – 2750 лет. Ученые изучили результаты радио-нуклеидных анализов нижнего пласта земли, которые были проведены в 2004 году на территории городища Афросиаб. Они считают, что эти данные не полные и что предположения о возрасте города будут еще меняться в зависимости от результатов дальнейших исследований почвы в нижних слоях.

Ряд арабских ученых -историков тоже присоединяются к умозаключению, что городу не менее 2750 лет. Объясняют они свое предположение тем, что в этом вопросе нужно отталкиваться от рождения пророка Мухаммеда, а это 5 - 6 столетия до н.э.

Другая версия называет цифру - 3700 лет. Это предположение высказал знаменитый арабский историк по имени Абу Хафс Омар. Он был уверен, что к моменту арабского захвата Самарканда (в 7 столетии), город уже достиг 2500 летнего возраста. Поэтому можно предполагать, что город основали во 2-м тысячелетии до н.э.

Еще одна, самая распространенная версия гласит, что исполнилось Самарканду уже 4500 лет. К такому мнению присоединяется значительная часть арабских историков средневековья. Они писали, что город основали за 3 тыс. лет до появления Пророка, а это третье тысячелетие до н.э.

Откуда произошло название города?
Сложность узнать абсолютную правду о Самарканде. Вероятнее всего, это связано с его древним возрастом. Ведь отыскать нужные документы, где точно и ясно указывались бы все сведения, которые интересуют современного человека, просто невозможно. По этой причине сегодня нам остается только гадать, предполагать и работать над расшифровкой древних текстов. Всем хочется понимания, ясности и исторической правды. Но отсутствие загадок сделало бы нашу жизнь неинтересной, однообразной, и нам бы не понадобилось познавать что-то неизведанное. Так определен ход нашей жизни.

Имеется много версий в вопросе происхождения наименования города Самарканда. В доказательство одних версий легли многочисленные легенды и народные сказания, а объяснением других служат исторические научные исследования.

Так, одна из легенд связывает наименование города с именем некоего Самара. Он прославился тем, что на месте города он смог выкопать родник и добыть из него воду. Позже около родника стали жить люди, население росло, и так основался город. Народ помнил о поступке Самара и в его честь назвал свое поселение «Самарканд», а дословно это слово можно перевести как «Самар выкопал».

Еще одна легенда уверяет, что город назвали в честь ученых, руководивших постройкой города, Самар и Камар. Приставка «канд» может происходить от «кент», что в переводе означает «город». По этому преданию, Самара и Камара похоронили недалеко от площади Регистан.

По другому преданию вышеупомянутые имена вовсе не принадлежали к строителям города, а так звали царя Самара и его жену царицу Камар и возвели город именно по приказу этого правителя.

Существует и романтическая легенда, в которой говорится о том, что первые поселения построили на месте современного Самарканда во имя любви и верности молодой пары, их имена были Самара и Канд.

Другое романтическое предание связано с Александром Македонским. В ней говорится, что город был построен по приказу этого правителя, который был влюблен в очаровательную Самар. Он назвал город в честь этой девушки.

Ученые далеки от романтики в вопросе происхождения наименования города и поэтому они придерживаются в большей степени аргументированных версий.

Слово «Самарканд» произошло от тюркского словосочетания «Симиз Кент», что означает «Богатое поселение». И, вероятнее всего, это тюркское словосочетание произошло от китайского выражения «Си-ми-се-кан», что означает «Тучный город». Такие свидетельства о городе находили в многочисленных исторических документах, написанных путешественниками с разных континентов.

Греческая вариация названия города звучит как «Мараканда». Такое название могло происходить от древнеперсидского слова «Маураканд», означающего приблизительно такое: «Город на реке, берега которой поросли растительностью». Такое название вероятно могло соответствовать истине, потому что Самарканд размещен в долине реки, по берегам которой пышно растут тугаи. Другая версия говорит, что «Мараканда» переводится с древнеперсидского языка как «Благодатный город» и что растительность тут вовсе не причем.

Символ города
Вот уже много веков бессменным символом Самарканда является могучий Барс. Об этом животном жителями города сложены легенды. По одной из них, во время закладки фундамента города, к людям с вершин гор решил спуститься леопард. Зверь обошел новостройки, одобрил начинание людей и удалился к себе обратно в горы. С того времени для жителей Самарканда Барс не просто сильное и смелое животное, он стал настоящим символом города. Барс изображен на знамени и гербе города. Он символизирует власть, могущество и Солнце. Барс с пылающим на спине Солнцем украшает и медресе Шер-Дор, являясь олицетворением правящего лица. Его силы и могущество приравниваются могуществу земли и неба. Поэтому только Барс может нести на себе жизненную Звезду.

Всех, кто въезжает в город, приветствует Барс, который приподнимает вперед свою лапу. Этот жест означает, что город чистосердечно приветствует своих гостей и желает им добра и благополучия.

Отметим, что Барс с пылающим Солнцем на спине изображен не только на здании

На чтение 10 мин.

История Самарканда исчисляется 2700 годами. Не в последнюю очередь она уникальна географическим положением города. Расположенный в долине реки Зеравшан город с момента основания был узлом торговых путей и одним из центров геополитических интересов Азии.

Город захватывался персами, Александром Македонским, арабами, монголами, тюрками. За долгую историю переживал расцвет, полностью разрушался и создавался заново. Входил в различные царства периферийной областью, был столицей древнейшего государства Согдианы, могущественной империи Тамерлана, тюркского царства Караханидов, Узбекской ССР.

Сейчас это третий по величине город Узбекистана с населением 500 000 человек. Столько же здесь проживало и в 11 веке. Это музей под открытым небом и сосредоточение памятников культуры и истории.

Древний город Самарканд

Не вспомнить, кто первым назвал Самарканд не просто восточным городом, а жемчужиной Востока. Определение верное: в Самарканде замысловато пересеклись культуры азиатских и восточных народов, переплелись история и политика многих государств и правителей, стоят памятники разных эпох. Отдельные памятники старины получили новую жизнь (мечеть Хазрат-Хызр), другие теперь музеи Самарканда – например, краеведческий, расположившийся в особняке 20 века, принадлежавшем когда-то купцу первой гильдии Абраму Калантарову. Сегодня само здание – история и пример соединения в Самарканде различных стилей в архитектуре.


Но не в годах уникальность: достопримечательности разбросаны по всему Самарканду, придавая особенный колорит городу в целом, а не только площади, где главенствует центральный памятник – Регистан.

Туристы любят Самарканд не только за историю и атмосферу. Они говорят, что здесь место силы. Каждая эпоха оставила на этой земле свой след.

Сколько лет Самарканду: древнейшая история

Истории Самарканда отводится несколько этапов. К самому древнему относится период, когда Самарканд в 8 веке до нашей эры был столицей Согдианы. В 546-539 гг. до н. э. был завоеван персидским царем Киром Великим. Созданная им империя просуществовала 200 лет. Согдиана платила дань персам, развивала ремесла, устраивала большие ярмарки. Население исповедовало зороастризм и говорило на согдийском языке, относящемся к восточно-иранской группе языков. История сохранила лишь отрывочные сведения о той далекой эпохе.

В 329 году до н. э. Александр Македонский захватил Согдиану. Согдийский военачальник Спитамен поднял мятеж, гарнизон македонцев был осажден в районе Самарканда, называвшемся тогда на греческий лад Маракандом, и почти полностью уничтожен. Только небольшому числу воинов удалось спастись. Александр Македонский под страхом смерти запретил говорить о случившемся.

После смерти Александра в 323 до н. э. империя распалась. Восточная часть вместе с Самаркандом перешла под начало Селевка – бывшего полководца Македонского.

В 250 году до н. э. Бактрия, куда входила Согдиана, объявляется независимым Греко-бактрийским царством. Оно пало в 125 до н. э., не выдержав набега кочевников тохаров, позже органично влившихся в оседлую жизнь Кушанского царства на месте Греко-бактрийского.


История царства завершается в III веке, потерпев поражение от иранских шахиншахов Сасанидов, под властью которых оказался и Самарканд.

На этом заканчивается древнейший этап истории города. Но хронология не дает ответа на вопрос, насколько древняя самаркандская земля. Возраст Самарканда, определенный советской наукой и указанный в учебниках истории, был изменен Указом Президента страны И. А. Каримовым.

В 2007 году Самарканд отметил 2750 лет. Дата условная – точный возраст города продолжает вызывать споры ученых. Еще в 70-х годах было праздничное мероприятие, посвященное его 2500-ой годовщине. Археологи продолжают работать на раскопках в Афросиабе. Не исключено, что Самарканд продлит свою историю и отметит 3000-летие.

Эпоха раннего средневековья

В 651 году в персидские владения вторглись арабские войска. В 712 Самарканд взят халифом Кутейбой ибн Муслимом из династии Омейядов. Земли зороастрийцев становятся исламскими, а другие религии, история и верования вытесняются.


Как показали раскопки, в IX-X веках Самарканд был одним из культурных центров исламского Востока. Мавзолеи на территории ансамбля Шахи Зинде стали возводиться еще в 9 веке. В западной части Афрасиаба стоял царский дворец. К X веку площадь поселения достигала 220 га, здесь был водопровод из свинцовых труб, налажено сложное производство китайской бумаги. Южнее образовался пригород с мечетями, базарами, банями, караван-сараями и медресе. В 1072 в одно из них приехал на учебу поэт Омар Хайям.

В XI-XIII веках Самарканд стал столицей государства тюркской династии Караханидов. В этот период возводится новый дворцовый комплекс. При раскопках обнаружились фрагменты монументальной живописи.

Все это было разрушено Чингисханом. После взятия Бухары он двинулся на Самарканд и в марте 1220 года подошел к его стенам. В период захвата самаркандских земель Золотая орда еще входила в состав Монгольской империи, и покоренная территория стала частью монгольских владений.

Есть мнение, что поводом для нападения стала обида Чингисхана на подчиненного хорезмшаха Отрара, который без причины разбил караван монгольских купцов и убил посла. Часть истории и памятников древнего города была погребена под пеплом.

Жители покинули разоренные дома и стали строить новый Самарканд – новую историю.

Эпоха мусульманского ренессанса

Период подъема Самарканда совпал с закатом Монгольской империи. Между ханами начинается вражда, предпринимаются попытки освободиться от империи монголов и образовать собственное государство.


Регистан. Вид с минарета

В середине 13 века первый монгольский хан Берке принимает ислам, создает мусульманское войско, начинает возрождать мусульманскую историю и культуру. На территории Мавераннахра строятся ханаки, поддерживаются суфийские братства, в Самарканде открываются книжные базары, строятся мечети. Основная часть мавзолейного комплекса Кусама ибн Аббаса была построена именно в этот период.

При царствовании Кебека в начале 14 века ханы впервые поселяются в Мавераннахре. После смерти Кебека власть переходит к его брату, который делает ислам официальной религией.

Самарканд: столица Тамерлана

Тимур родился в 1336 году, в Кеш (Шахрисабз), около 75 км к югу от Самарканда. Объединившись с братом жены, эмиром Хусейном, они подчиняют себе Мавераннахр.

После смерти супруги Тамерлан избавляется от Хусейна (в то время – правителя Самарканда) и объявляет себя единоличным правителем империи, а Самарканд – ее столицей. Сюда привозятся лучшие зодчие, строители и ученые с земель, захваченных Тамерланом.


Большинство торговых путей сходятся в Самарканде. По замыслу Тимура, столица должна достойно представлять могущество империи и быть самым красивым городом мира. Здесь развивается торговля, поощряемая Тамерланом путем снижения пошлин и усилением охраны дорог. За нападения на купеческие караваны он нещадно карает.

Столица реконструируется, в пригородах высаживаются фруктовые сады, строятся дворцы. Созиданием охвачены все. Старшая жена Тамерлана руководит строительством медресе, другая – ханакой для дервишей.

В 1398 Тамерлан решает построить в столице самую большую мечеть. Такой должна была стать Биби- Ханум, названная в честь жены правителя. Тогда же возводится . Стройкой руководил внук Тамерлана. Он, опередив своего деда, был похоронен там первым, положив начало истории захоронений в Гур-Эмире потомков Тамерлана по мужской линии. Сейчас в Самарканде недалеко от мавзолея стоит .

Есть еще его монумент в Шахрисабзе и в столице Узбекистана – Ташкенте, но многие считают: лучшая скульптурная композиция, посвященной Тимуру, находится в Самарканде.

История позднего средневековья

История говорит о возникновении Бухарского ханства в 1500 году. На следующий год хан Шейбани начинает в Самарканде выпуск серебряных и медных монет, строительство большого Медресе и моста в Керш. Но в 1533 году новый хан Убайдулла переносит столицу в Бухару. Правитель Самарканда Абдусаид заменяется сыном Убайдаллы. Потеря столичного статуса негативно повлияла на экономику города.

Новый подъем наступит в 17 веке при правлении Ялангтуша Бахадура. Эмир был первым правителем из узбекского племени алчин. Он родился в Джизаке, недалеко от Самарканда, детство провел во дворцах бухарских ханов. При нем началось строительство знаменитой соборной «золотой» мечети Тилла Кори, объединенной с медресе, и с одним из самых уютных внутренних дворов, где с удовольствием сегодня отдыхают .

Ялангтуш начал реставрацию медресе Улугбека и построил учебное заведение Шердор на Регистанской площади Самарканда. Но упадок начинал давать себя знать. Длительное время находившийся на участке Великого шелкового пути город утрачивает свои позиции вместе с развитием морской торговли, резко снизившей значимость тысячелетнего торгового маршрута, который постепенно становится историей.

В середине 18 века образуется Бухарский эмират, куда входит Самарканд, начинается соперничество с Хиванским ханством, укрепляются торговые связи с Россией. В этот же период у Англии возникает интерес к региону. В начале 30-х годов XIX века Россия выдвигает войска к границам Средней Азии для контроля за степными районами и недопущения английской политической экспансии в Среднюю Азию.

Под крылом Российской империи

В 19 веке Российская империя активизирует действия в этом направлении, что сопровождается войнами с Кокандским царством и Бухарским эмиратом. Один из эпизодов военной кампании в 1868 году – оборона города Самарканда. Начав военные действия с эмиром Бухары, русская армия оставляет в Самарканде небольшой отряд из 600 человек. Тут же на городском рынке вспыхнули волнения против русских, к стенам города стали стягиваться армии неприятеля. Часть русского отряда засела в цитадели, другая – охраняла городские ворота и отражала натиск шахрисабцев. После сожжения ворот началась атака на цитадель, но взять ее не удалось.


К городу шло подкрепление из казаков и армия Генерала Кауфмана. На подходе они запустили сигнальные ракеты, что было знаком их приближения. К моменту вхождения в город вражеских войск на его территории уже не было, противостоять русскому войску никто не хотел. Оборона длилась 8 дней, погибло 49 русских военных, 172 человека получили ранения. Самаркандский базар был сожжен.

Понятие русский Самарканд возникло в 19 веке при губернаторе А. К. Абрамове, который разделил его на две части – «туземную» с местными жителями и европейскую. Последняя начала быстро застраиваться, привнося свою культуру, историю и архитектуру. Был открыт театр, созданы хор и военный духовой оркестр, проводились маскарады, вырастали современные для того времени магазины и торговые лавки. В этот же период Самаркандская область (губерния) становится административной единицей российского Туркестана. В начале 20 века это наименование исчезло, появилось название «Средняя Азия».

Археологические раскопки и составление справочников по истории, начатые русскими исследователями в 1870 году в , прекращаются в начале 20 века в связи с революционными событиями в Российской империи.

После 20-х годов эта деятельность будет продолжена уже силами Советской России. Архитектура резко поменяет свой облик.

Это единственный город Средней Азии, где администрация занимает дореволюционное русское здание, используемое по назначению все время своего существования. Здесь заседал горисполком, до него – управа и резиденция губернатора.

Современная история Самарканда

С приходом советской власти в 1918 году начинается гражданская война и борьба с басмачеством. В 1924 образовывается Узбекская ССР, столицей провозглашается Самарканд. Он пробудет в этом качестве до 1930 года, когда центром станет Ташкент.


Современный Самарканд, ул.Мирзо Улугбека

В 30-е годы открываются школы, институты и Университет, начинается реставрация памятников истории. Выпрямляется 35-метровый минарет медресе Улугбека, покосившийся после землетрясения. Но как духовные учебные заведения все медресе закрываются.

В период ВОВ сюда эвакуировались военная академия, художественные вузы Москвы, Киева, Ленинграда, производственные мощности и большое количество русских семей, для которых Самарканд становится домом.

Огромную роль в развитии советского Узбекистана сыграл Рашидов Ш.Р. При нем в 1970 город отпраздновал 2500-летие. К этой дате открыли музей истории города Самарканда, . В 1991 году после развала СССР Узбекистан открыл в истории новую страницу.

Самарканд – популярное туристическое направление: большой выбор туров с акцентом на историю разных периодов, гостиниц любого ценового уровня, кафе и ресторанов. Лучшее время для посещения – апрель-май и сентябрь-октябрь.

Самарканд - один из древнейших городов на земле, он почти ровесник Рима. Его стены помнят скифов, Персидскую империю, воинов Александра Македонского, арабов и монголов. Это главный город Согдианы - древней страны, существовавшей на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.
Как правило, туристы, посещая Самарканд, довольствуются лишь памятниками эпохи Тамерлана (14 век) и более поздних правителей. Эти строения воистину знамениты и великолепны, но они не раскрывают всей сути древнего города, тем более Самарканд потерял цельность своей исторической застройки, поэтому его часто воспринимают как город всего нескольких исторических сооружений.

Я же хочу показать вам другой Самарканд - город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на холмы Афрасиаба - древнего городища, это и есть ядро античного города, здесь располагалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.


Хочу предупредить, что посещение Афрасиаба требует усилий, как физических так и интеллектуальных. Древняя Мараканда не всем открывает свои тайны, ибо нужно уметь видеть - видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три посещения городища, чтобы хоть немного понять его сущность. Ибо древний Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я никогда раньше не сталкивался с такими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около 6 км. Причем, это именно городище, там нет дорог, домов, только холмы, овраги и современное кладбище. По мнению академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города здесь могло жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И помните важное правило) О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в 12 веке:
>>>В книге “Маариф-аль-баян” повествуется, что каждый царь, который оказывал мягкость жителям Самарканда, находил устойчивое существование, а каждый царь, который им чинил насилие, терял царство. Жители Самарканда горды. С ними можно ладить только мягкостью, ласкою, нежными словами.

Иными словами, Самарканд не любит гордыни пришельцев. Всяк, имеющий этот грех, карается Всевышним, который насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста можно

Внешние стены шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, так как были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют сейчас такой вид, поэтому нужны усилия, чтобы обнаружить древние постройки среди ландшафта. Перед стенами до сих пор течет арык, выполнявший роль крепостного рва.

После 12-13 вв. древний шахристан Самарканда пришел в упадок, люди перестали здесь жить, центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это очень древний иранский обычай - хоронить мертвых в старых строениях, еще зороастрийцы складывали человеческие кости для хранения в наусы, расположенные на территории брошенных городищ и домов.

Сейчас Афрасиаб - это тоже кладбище, особенно его южная часть. Могилы роют даже непосредственно в циклопических древних стенах, это практика, конечно, не способствует сохранности памятников, в Узбекистане есть городища полностью превращенные в кладбища, там невозможно вести раскопки, так как их поверхность покрыта захоронениями в том числе и современными - мертвые лежат друг на друге в несколько слоев.

Нужно раскрыть смысл применяемых мною терминов - шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан - это укрепленный посад в любом городе Средней Азии или Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз - это главная цитадель города или касба по-арабски, а рабад, как правило, не укрепленный посад, но бывают и варианты, когда рабад тоже имел внешние оборонительные стены. Кстати, название московского района Арбат тоже произошло от арабского Рабад.

В Самарканде рабад тоже был укреплен внешней стеной - Дивари-кыямат (Стена страшного суда), от нее сейчас мало что осталось. В связи с этим часто возникала путаница, так как не всегда понятно какую часть города средневековые авторы называют рабадом, а какую шахристаном, и главное, сложно понять, как эти части соотносятся с современным городом. Существует несколько ошибочное мнение, что древнему Самарканду соответствует лишь городище Афросиаб, т.е. городской шахристан с кухендизом. На самом деле, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но целиком Самарканд занимал ту же территорию, что и сейчас.

Это может показаться странным, но нынешний Самарканд - второй крупный город в Узбекистане (после Ташкента) почти не вышел за пределы старого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Даже население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд считал, что все население Самарканда 10-11 вв. можно оценить в полмиллиона человек. Сейчас в Самарканде живет примерно столько же жителей. С большой степенью вероятности, наш крупнейший специалист по Средней Азии допустил ошибку, скорее всего в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото хорошо видна одна из башен внешней стены Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стены сложены из крупных глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб располагается на обширном плато, оно существенно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и искусственное происхождение. За тысячи лет уровень земли в шахристане сильно поднялся, кое-где на десятки метров, поэтому внутренняя часть оборонительной стены не кажется такой высокой как снаружи.

Как видим, могилы здесь располагаются непосредственно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится непосредственно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше никогда не видел. Стены Афрасиаба существенно больше, чем даже Особый интерес представляет то, что таких линий обороны здесь 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии укреплений - Дивари-киямат, которая окружала весь самаркандский оазис, именно ее считали настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем плане виден массивный бастион, выступающий за линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха «Китаб ал-булдан», говорится:
>>>Самарканд построил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине стены бойницы и башни для войны. Все двенадцать ворот — деревянные, двустворчатые. В дальнем конце еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки.
>>>Затем ты попадаешь в город, который тянется на пять тысяч джарибов. Там четверо ворот… затем ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе есть проточная вода. А внутри большой стены есть реки и каналы. У кухандиза железные ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., поэтому 12 фарсахов равняется примерно 66 км - это длина внешней стены Самарканда - Девари Киямат. Русские исследователи 19 века считали, что ее длина 40 верст (примерно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стена. Непосредственно шахристан (городище Афрасиаб) имел только 4 ворот, об этом писал ал-Истахри «Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны».

Я зашел в город через проем, который, скорее всего, соответствует Китайским (восточным) воротам, отсюда раньше уходили караван в Кашгар и далее.
Здесь я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая большая проблема заставить их стоять неподвижно, ибо цыганята увидев меня, тут же начали плясать и остановить их было тяжело)

С юга к городу подходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в 10 веке Ибн-Хаукаль в "Книге путей и стран":

>>>В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен.

Специальная насыпь была нужна для того, чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует очень обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений после монгольского завоевания. Самарканд часто штурмовали и разрушали, но он постоянно возрождался на своем месте, и только в 12-13 вв. центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Причина этому как раз была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет сильно вырос, буквально на десятки метров, поэтому доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали постепенно селиться ниже - в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Абсолютно все строения в городе были глинобитными или строились из необожженного кирпича, крыши были деревянными, поэтому сооружения дошли до нашего времени только в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно зачем в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. Видимо готовились к нападению ужасных яджуджей и маджуджей, как известно, эти адские создания проживали к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала только железная стена Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они могли в любой момент опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) специально посылал экспедицию Саллама ат-Тарджумана, чтобы проверить прочность этой стены, я выкладывал этот

Никаких других объяснений грандиозной оборонительной системы Афрасиаба нет, ведь тут 4 линии укреплений, каждая из которых вполне достаточна, чтобы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стены есть результат роста города - по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а старые так и оставались стоять. Но на данный момент это вроде бы разумное объяснение опровергнуто, ибо доказано, что внешние стены Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, только, видимо, они были меньших размеров. Т.е. древняя Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб в полной мере. Это косвенно подтверждали и античные авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. примерно 10-12 км. Это как раз длина стен Афрасиаба с небольшим пригородом, внешняя стена Дивари-Киямат в 43 км появилась позже, возможно уже после арабского завоевания.

План городища Афрасиаб.

Внутренняя стена Афрасиаба, хорошо различаются две башни по краям.

Это та же линия укреплений, только с огромным рвом. Высота стен тут примерно 25 м.

Возможно, стены отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это только предположения. Эти стены безусловно имели ворота, но только никто не знает, где они находились, письменные источники молчат по этому поводу. Многочисленные "проемы" в стенах были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

"Малая Кандия" Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

>>>>Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих жителей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: “о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни сей город спасаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Недавно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся земля усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд был главным центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города - Цитадели (кухандиз), именно здесь, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я советую всем осматривать город именно из Цитадели, особенно если есть недостаток времени, это самая высокая точка. Только здесь можно лицезреть весь масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на сколько хватает взгляда - древний город. И очень сложно поверить, что весь этот ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины - все это дело рук человека. Конечно, после того как люди покинули свои дома, природа внесла свои изменения, глиняные постройки исчезли, поверхность сгладилась, а где-то наоборот появились новые овраги. Но основа этих холмов рукотворная - десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати - все это здесь. А многочисленные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, которые 100 лет рыли городище.

Кто же построил этот город, самый большой в Согдиане? Никаких точных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, поэтому выводы можно делать только по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы хорошо известны, они говорили на восточно-иранских языках, античные авторы называли их киммерийцами и скифами, в Азии их называли саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, постепенно оседали на землю, при этом они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые государства в регионе - Согдиану, Бактрию, Хорезм, почти везде в них элита состояла из воинственных кочевников.Тут надо добавить, что и далее этот принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки также брали власть во всех среднеазиатских городах.
В иранской мифологии территорию Согда называли Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и получило свое позднее название.

Возможно какой-то толчок к образованию городов и государств в Согде дали персы, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, могли способствовать консолидации местных племен, которые безусловно пытались бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам известно, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был очень большой город. Каким образом он мог появится на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, может быть и правда, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны громадные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, построенной Тамерланом.

Громадный холм на горизонте и есть Цитадель Афрасиаба.

Этот холм имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в 19 веке определил, что он имеет искусственное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Искусственные глиняные платформы были характерны для архитектуры Средней Азии. Например, цитадель Бухары стоит тоже на искусственном холме, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в своей "Книге путей и стран" Ибн Хаукаль в 10 веке:

>>>>Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

>>>>>Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

Свидетельство Ибн Хаукаля очень интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, а именно тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это ведь время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, правда, их столица тогда располагалась в Бухаре. Во-вторых, очень интересны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, которые стояли на площадях города. Ведь в 10 веке ислам присутствовал в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то невероятно огромное сооружение рядом с Цитаделью, возможно, участок крепостной стены или отдельный бастион.

Когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи богов в городе. Об этом есть отрывок из "Истории" Ат-Табари:

>>>Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов огня и украшений идолов. Он взял обусловленное мирным договором, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные вместе, они возвышались как огромная башня (каср), и он велел их сжечь. Неарабы (а’аджам) сказали: “Среди идолов есть такие, что сжегший их погибнет”. Кутайба сказал: “Я сожгу их своими руками”. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сказал: “О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов!” Кутайба велел подать огня, взял факел в руку и вышел. Тут он произнес “Аллах велик!”, затем поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль обнаружил на площадях Самарканда множество статуй из дерева...

Вид из Цитадели на юг в сторону центра города Тамерлана и современного Самарканда.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы словно парят на этих зеленых лугах. От ощущения высоты и простора захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели располагается какое-то странное нечто - гигантская впадина (и не одна). Отсюда безусловно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как потом использовались эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о "наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется", может быть, это они и есть, но что-то эти впадины слишком велики размерами.

На вершине холма Цитадели археологи прорыли гигантскую траншею. Глубина культурного слоя здесь - десятки метров.

В оплывших стенах все еще можно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб.
Для этого нам нужно спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Здесь можно легко свернуть себе шею, ибо спуск тут очень крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа - плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, здесь десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стены - плоды человеческой деятельности.

Северный край городища. Здесь начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще хорошо заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи разной формы.

Но есть и более интересные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети или мавзолея.

Глиняные стены и терракотовое покрытие пола. У меня не было никакого плана Афрасиаба, поэтому сказать точно, что тут были за строения нельзя. Кстати, известно, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за сотни лет весь полезный строительный материал растащили местные жители.

Нам осталось дойти до западного края города, поэтому движемся дальше, мимо очередных траншей археологов и зеленых лугов.

На пути опять встает внутренняя стена города, возможно, это та же линия укреплений, которую мы встретили раньше, просто это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад.
Здесь хорошо заметно, что эта линия обороны двойная, как - более массивная стена со стороны центра города и небольшая стенка перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Здесь две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это очень характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища есть в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины большого кешка (замка) внутри шахристана и пастух со своими овцами. Кроме пастухов тут, кстати, редко кто бывает. Видимо сооружение состояло из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было великое множество, только в окрестностях Самарканда их тысячи. Сейчас все они превратились в кучи земли.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они здесь такие же массивные как и на востоке.

На западной стене построили, видимо, какой-то новодел, имитирующих античные стены Мараканды. Выглядит все это несколько странно, массивные средневековые валы и небольшая стеночка для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, тоже уже оплыло и выглядит весьма аутентично. Может это и правда древние стены?

Зато эта стена хорошо демонтрирует, чем средневековые укрепления отличаются от античных. В античных крепостях Средней Азии было много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, как правило, с прямыми стенами, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стены можно посмотреть в Бухаре или Хиве, в Самарканде они пребывают только в естественном своем состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:
>>>Пророк сказал: “есть город (шахристан) за рекою Джейхуном, который называют Самаркандом, его также именуют богохранимым городом".
Начальник ученых и раис людей сунны и общества, учитель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Бог) говорил: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Богу”.

Еще два моих поста про Узбекистан.

Самарканд (узб. Samarqand; тадж. Самарқанд) — второй по величине город Узбекистана, центр Самаркандской области (вилоята).

В античной литературе известен как Согдиана (согд.), Мараканд (греч.). За давностью лет единого мнения о происхождении имени города и отцов-основателей не существует.

Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути.

Население 412 300 Человек (2005): таджики, узбеки, русские, евреи, иранцы.

Расположение: 702 метра над уровнем моря. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур.

История

Самарканд — один из древнейших городов мира, основан примерно в 742 году до нашей эры. Будучи столицей древнейшего государства Согдианы, был завоёван Александром Македонским в 329 до н. э. и разрушен. Спустя некоторое время город возродился в юго-западной части городища Афрасиаб.

Прежнее название города — Мараканда, под таким названием его в своих сочинениях упоминали римские и греческие историки Квинт Курций Руф, а затем Арриан, Страбон.

В разные периоды, он находился под контролем персов, греков (селевкидов), арабов и восточных тюрков.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен монголами.

В 1365 в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370—1499) являлся столицей его империи.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 — Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Фридриха Карловича фон Штемпеля (1829-1891) героически отразил попытку бухарцев отбить город. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1924—1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года — центр Самаркандской области.

Наука

В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства занимавшийся улучшением овец каракульской породы.

Высшие учебные заведения

  • Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ)
  • Самаркандский Государственный университет
  • Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт
  • Самаркандский государственный институт иностранных языков
  • Самаркандский медицинский институт
  • Самаркандский сельскохозяйственный институт
Главные достопримечательности Промышленность

По итогам января-июня 2009 года было произведено промышленной продукции на общую сумму 281,4 млрд.сум.

В машиностроительном комплексе имеются предприятия:

  • «Самарканд автомобил заводи», выпускающий мидибусы «Исузу»;
  • ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»;
  • ОАО «КИНАП», выпускающее киноаппараты;
  • OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники.
Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию.

В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности:

  • СП «УЗ БАТ»-САМАРКАНДСКАЯ СИГАРЕТНАЯ ФАБРИКА;
  • СП «Самарканд-Прага-Пиво»;
  • Самаркандское чаефасовочное предприятие.

На юго-востоке Узбекистана, в долине реки Зеравшан расположился древний город Самарканд. Этот город был известен еще с 742 года до н.э.

Его часто сравнивают с Римом: он такой же древний, и здесь так же сохранилось много памятников древней архитектуры. За свою долгую историю город пережил взлеты и падения, множество войн и расцветы империй. Долгие годы Самарканд был ключевым пунктом Великого шелкового пути, являлся одним из восточных центров науки и культуры.

Город окружен 13 величественными парками и садами, а его сердцем является одна из самых живописных площадей мира — Регистан.

Если вы отправляетесь в Узбекистан, то не посетить Самарканд будет просто преступлением!

Климат и погода

Здесь резко континентальный климат . Охарактеризовать его можно так: много солнца, сухое жаркое лето, влажная и довольно мягкая зима. Осадки выпадают здесь неравномерно в течение года.

Зима в Самарканде умеренная: средняя температура составляет +1,5 °С. В этот период здесь идут дожди, которые часто превращаются в мокрый снег. Правда, из-за положительных температур, он здесь долго не залеживается.

Весна здесь непродолжительная, зато теплая: в среднем столбик термометра поднимается до +13 °С. Стоит отметить, что погода весной в Самарканде весьма нестабильна. В марте — апреле часто идут дожди и даже ливни.

Лето в Самарканде очень сухое и знойное, осадков выпадает мало. Осенью устанавливается приятная погода: ясная, достаточно теплая и сухая. Правда, к концу осени возможны резкие похолодания.

Самое подходящее время, чтобы посетить Самарканд, — это период с апреля по июнь и с сентября по октябрь. В июле и августе здесь невыносимо жарко: днем температура поднимается до +40 °С, ночью практически не опускается, так что в эти дни лучше отправиться в горы, там прохладнее.

Природа

Самарканд находится на высоте 702 м над уровнем моря. Город расположен в долине реки Зеравшан , это своего рода оазис среди пустынь, что его окружают. Здесь достаточно много зелени: вокруг сохранились древние сады и парки.

В окрестностях города, в степях и пустынях водятся шакалы. Кроме этого, здесь встречаются такие редкие животные, как леопард, винторогий козел, горный баран, джейран. Птиц здесь тоже достаточно много: тут обитают беркуты, фазаны, кукушки, бородачи, сороки и вороны.

В реке Заравшан много разной рыбы. Это и аральский лосось, и щука, и сом, и сазан, и многие другие виды.

Достопримечательности

Сердцем города является живописная площадь Регистан . Ее создание относят к XV-XVII вв. Площадь окружена величественными древними зданиями, минаретами и мавзолеями. Создается впечатление, что это настоящий музей под открытым небом. Очень яркие впечатления остаются от встречи рассвета на Регистане: глубокие тени создают просто фантастическую игру форм и подчеркивают незаметные на первый взгляд детали изящной резьбы по камню, которая украшает стены окружающих площадь строений.

Вообще архитектура Самарканда очень самобытна. Именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло самых впечатляющих результатов: среди древних зданий сложно найти хоть одно без такого декора. Такого разнообразия облицовки, позолоты, искусной резьбы не знает ни одна архитектура мира!

Ярким тому подтверждением может служить медресе Тилля-Кари , которую относят к XVII веку. В народе ее называют «Вызолоченная », и это неслучайно: купола здесь расписаны особой техникой «кундаль » — такого количества позолоты не знал ни один другой памятник архитектуры.

Еще один уникальный туристический объект — это мавзолей Ишрат-Хона . В чем его уникальность? В том, что он женский, здесь покоятся женщины рода Тимуридов.

Постарайтесь посетить обсерваторию Улугбека и мавзолей имама Аль-Бухари, который понравится вам своей необычной отделкой купола. Обязательно найдите время для ознакомления с мавзолеем библейского пророка Даниила (XIV в).

Очень важным для жителей Самарканда местом является соборная мечеть Биби-Ханы м. Это, кстати, самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии. А неподалеку вас поразит своими правильными формами и идеальными пропорциями мавзолей Тимура и его потомков. Купола мавзолея напоминают голубые тюльпаны: стены выполнены из желто-зеленого мрамора, а затем покрыты синей глазурью и позолотой. Это создает эффект воздушности и легкости, когда находишься внутри здания.

На севере к Самарканду примыкает городище Афрасиаб . Это уникальный памятник истории, его относят к VII-II вв. до н.э. Здесь находится ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда , а также мечети и мавзолеи. Тут же расположен и Музей Афрасиаба , в котором собрана коллекция археологических находок.

Кроме всего вышеперечисленного, в Самарканде еще не один десяток достопримечательностей, которые обязательно стоит увидеть.

Питание

Проблем с питанием в Самарканде нет: повсюду открыты уютные кафе и изысканные рестораны. Но, согласитесь, странно побывать в стране и не попробовать национальную кухню. А уж узбекскую — тем более! Это не просто вкуснейшие блюда, это самые настоящие ритуалы приготовления. Традиционные блюда изобилуют мясом, специями и приправами.

Трапезу здесь принято начинать с чая и сладостей. Далее подают на стол овощи и салаты. Затем приходит черед очень вкусных супов: густой маставы или ароматной шурпы . А потом подают мясные блюда: шашлык, плов, манты, лагман. Едят узбеки руками, сидя на полу или за невысоким столиком.

Обязательно попробуйте плов. В каждом регионе страны свой особый рецепт плова, но в Самарканде он особенно ароматный. Не упустите шанс попробовать шурпу, буглама, димлама, манты… Все блюда очень вкусные, поэтому давно популярны во всем мире, но только здесь они будут приготовлены по самым традиционным рецептам.

В блюда обильно добавляют фрукты, овощи, злаки. А кисломолочные продукты обязательны на столе в каждой узбекской семье.

Проживание

Ситуация с отелями и гостиницами в Самарканде намного лучше, чем в целом по стране. Здесь достаточно много хороших отелей разных уровней «звездности», есть гостиницы и общежития для менее прихотливых путешественников.

Самые популярные отели Самарканда — это «Малика Прайм » и «Гранд Самарканд ». Большую популярность в последнее время приобрела сеть мини-гостиниц B&B .

Везде есть горячая вода, хотя если вы планируете также посетить небольшие города, то при заселении в гостиницу стоит уточнить ее наличие.

Как правило, завтрак включен в стоимость проживания. Стоит ночь в небольшом отеле от 70 $ за одноместнй номер. Разумеется, есть и более шикарные варианты проживания. Вне сезона цены значительно понижаются.

Более дешевый вариант проживания — хостел. Здесь они стали появляться недавно. Стоит ночлег в хостеле от 15 €.

Снять квартиру или дом на сутки здесь достаточно сложно, так как таких предложений совсем мало.

Развлечения и отдых

В Узбекистане природой создан уникальный ландшафт, который оптимально используют для активного отдыха. Из Самарканда вы можете отправиться на одну из горных вершин, ведь здесь много горнолыжных курортов, которые работают круглый год.

Также здесь есть прекрасные возможности, чтобы заняться альпинизмом или трекингом. Создано много маршрутов разной сложности, так что вы сможете выбрать самый оптимальный для себя.

Еще одна прелесть гор — это пещеры, ведь в них можно познакомиться с увлекательным миром спелеологии. Именно в Узбекистане находятся самые глубокие пещеры в Азии — Бой-Булок и Киевская . А в западном Тянь-Шане вы сможете наблюдать еще и подземные реки и озера.

Если к горам вы равнодушны, то можете отправиться покорять стремительные узбекские реки: есть здесь отличные возможности для каякинга и рафтинга.

По всему Узбекистану на протяжении всего года проходит множество фестивалей, так что если будете в Самарканде во время одного из них, то обязательно его посетите. Это очень увлекательные действа, с традициями и обрядами, с увлекательными историями и необычными сувенирами.

Один из самых интересных фестивалей — Навруз . Это праздник весеннего равноденствия, обновления природы. Отмечают его 21 марта: проводятся музыкальные выступления, танцы, ярмарки и уличные представления.

Ночных клубов здесь очень мало из-за религиозности местных жителей. Клубы есть лишь при самых крупных отелях.

Покупки

Рынок Чорсу существует в Самарканде с XVIII века. Здесь всегда самый большой ассортимент товаров и самые улыбчивые продавцы, которые любят поторговаться. Можно также отправиться в Ургут , городок поблизости от Самарканда, где находится очень известный рынок. Заодно вы сможете ознакомиться и с этим городом, ведь он тоже богат на достопримечательности.

Из поездки в качестве сувенира стоит привезти керамику. В Узбекистане много школ керамики, у каждой из них есть свой уникальный стиль. Такие изделия будут отличным напоминанием о приятном путешествии.

Можно и нужно приобрести узбекские национальные костюмы: мужской «зарчапан » и женский «камзул ». Конечно же, не забудьте и о головном уборе — тюбетейке. Всю одежду здесь обильно украшают вышивкой ручной работы.

Вышивают здесь еще и картины, так что они тоже будут отличным подарком из Самарканда.

Еще одна удачная покупка на здешних рынках — это ковер. Ткут их здесь из натурального шелка, украшают изумительно красивыми узорами из дорогих нитей. Такие ковры служат очень долго.

Если вы любите музыку, то обязательно приобретите какой-нибудь национальный музыкальный инструмент. Например, домбру, дутар, уд, кобуз, танбур, сурнай. Их прелесть не только в прекрасном звучании, но и в шикарном внешнем виде, ведь их украшают искусной резьбой и узорами.

Транспорт

Не смотря на не самое лучшее качество местных дорог, здесь отлично развито транспортное сообщение. Самарканд со всеми крупными городами соединяют железнодорожные пути: можно добраться как пригородными электричками, так и фирменными экспрессами. Не так давно между Самаркандом и Ташкентом стал курсировать скоростной комфортабельный поезд «Афросияб ».

Альтернативой поездам могут послужить автобусы или маршрутки. Стоимость проезда в них невелика, а вот интервал между рейсами небольшой, только если маршруты пролегают между крупными городами. Если же дело касается маленьких городков, то здесь поезда ходят не так часто.

Если же времени на дорогу много тратить не хочется, то в любой крупный город Узбекистана из Самарканда можно отправиться на самолете. Авиасообщение здесь развито очень хорошо.

Что касается городского общественного транспорта, то в Самарканде есть автобусы и маршрутки. Можно воспользоваться услугами такси. А вот арендовать автомобиль не получится: официальных фирм проката авто здесь нет.

Связь

Крупные российские операторы мобильной связи предлагают роуминг в Узбекистане. Самый дешевый — у МТС.

Можно приобрести сим-карту любого местного оператора. Карты продаются в сервисных центрах или в магазинах. Стоит обратить внимание на стандарт связи местных операторов, так как не все они отвечают типу GSM.

Можно позвонить из любого почтового отделения. Оплата звонка производится по карточкам, которые можно купить там же либо в магазинах.

Во всех отелях и гостиницах есть интернет. Wi-fi можете найти в общественных местах, а также в кафе и ресторанах. В центре Самарканда также есть интернет-кафе.

Безопасность

Уровень преступности в Самарканде невысокий. Здесь не совершают насильственных преступлений, но вот мошенников в городе хватает. Для общественной безопасности здесь много полицейских.

Правда, часто туристы жалуются, что полицейские и таможенники занимаются вымогательствами под угрозой конфискации денег или вещей.

Несмотря на достаточно безопасную обстановку, ходить в одиночку по малознакомым районам в темное время суток не рекомендуется.

Водопроводная вода не подходит ни для питья, ни для гигиены. Все продукты питания нужно тщательно обрабатывать перед употреблением, если не хотите заразиться кишечными инфекциями.

Необходимо сделать прививки перед поездкой: от гепатита В и Е, тифа, дизентерии и других заболеваний.

В целом, обстановка в городе спокойная, подойдет для путешествия семьей с детьми.

Бизнес-климат

За последнее время в Узбекистане и в Самарканде в том числе увеличилось количество желающих заняться бизнесом. Это приветствует правительство страны и старается создать максимально благоприятные условия для этого.

В 2012 году был принят ряд законов, которые улучшают и упрощают работу малого бизнеса. Эксперты прогнозируют, что это положительно скажется на экономике Узбекистана.

Здесь активно занимаются модернизацией производств. Сейчас ведется работа над тем, чтобы уменьшить налоги для малого бизнеса.

Очень перспективными для инвестиций являются туризм и сфера услуг, так как город живет за счет туризма. Очень выгодно было бы открыть фирмы по прокату автомобилей, ведь таких здесь до сих пор нет. Постоянно открываются новые рестораны и кафе, отели и гостиницы, спрос на них есть всегда, но и конкуренция высока.

Недвижимость

До 2008 года рынок недвижимости Самарканда был на подъеме, однако, последствия мирового кризиса заметно ухудшили его состояние. Сейчас здесь строят гораздо меньше недвижимости, чем раньше.

Купить квартиру в Самарканде можно приблизительно по таким же ценам, что и в Ташкенте. Скажем, однокомнатная квартира обойдется вам в 20 000-25 000 $. А вот дом здесь будет стоить в районе 50 000-70 000 $. Также здесь выставлено на продажу достаточно много земельных участков.

На сегодняшний момент сложились весьма привлекательные цены, которые по московским меркам и вовсе невероятно низкие. Если вы хотите приобрести жилье здесь, то сейчас — самое время, пока цены вновь не стали подниматься.

  • Если вы планируете поездку летом, то по стране лучше передвигаться на поезде или самолете: водители маршруток и автобусов часто экономят на кондиционерах.
  • Местные правоохранительные органы очень строго за соблюдением законов. Во избежание неприятных ситуаций лучше всегда при себе иметь паспорт.
  • Запаситесь противомоскитными и солнцезащитными средствами.
  • Чаевые здесь обычно составляют 5-10 % от итоговой суммы, если они уже не включены в счет.
  • С кредитными картами и дорожными чеками проблем в Самарканде не возникнет, но если захотите отправиться в небольшие города, то лучше запастись наличными.
  • На границе потребуется предъявить рецепт врача, если вы везете с собой какие-либо сильнодействующие медикаменты. Драгоценности и валюту необходимо задекларировать.