ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь

Первое письменное упоминание о Вышенской обители относится к 1625 году. Тогда, грамотой «Великия старицы инокини Марфы Иоанновны», матери Царя Михаила Федоровича (имевшей «митрополией для всех дворцовых вотчин» село Конобеево), разрешался перевод монастыря на новое место, туда, где он находится и поныне.

Ранее монастырь, располагался в восьми верстах (межевая верста - 2,13 км.) от нынешнего местоположения, вверх по р. Выше на левом ее берегу. Усадьба бывшего монастыря с кладбищем (ясно обозначалось до начала 20 века могильными холмиками и рытвинами) находилось на набережной возвышенности. Течение Выши постепенно подмывало берег и к началу 20 века уже до половины подмыло саму усадьбу.

В 18 веке монастырь был чрезвычайно беден и даже на какое-то время закрывался. В 1774 году только отстроенную после пожара Успенскую церковь монастыря ограбили пугачевцы.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбову, и Вышенская пустынь оказалась в ведении Тамбовской Епархии. Преосвященный Феофил, епископ Тамбовский заботясь об обители, определил в нее настоятелем иеромонаха Тихона (ок. 1766 - 1844), переведенного из благоустроенной Саровской пустыни.

Игумен Тихон нашел монастырь в крайне бедствующем состоянии, с числом братии в семь человек. За 44 года своего настоятельства, по плану Феофила он почти заново отстаивает Вышенскую обитель. При нем многократно возросло число братии монастыря, были выстроены восемь каменных корпусов для братских келий, каменная ограда вокруг монастыря с башнями и келиями в них, каменная четырехъярусная колокольня, во втором этаже которой устроили церковь во имя Живоначальной Троицы, и летний Казанский собор. Последний был выстроен в связи с большим притоком богомольцев к главной святыне монастыря - чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Казанской Вышенской. Пожертвованная монастырю в 1827 году, эта святая икона явила многочисленные чудеса исцеления. Особенно памятны чудеса спасения в 1848-1871 годах от холеры целых городов - Шацка, Моршанска, Кирсанова, Тамбова, что сделало эту чудотворную икону известной далеко за пределами монастыря.

Уровня первоклассного монастыря Вышенская обитель достигла к началу прошлого столетия при настоятеле архимандрите Аркадии (Честонове) (1825-1907), имевшим не только замечательные администраторские качества, но и являвшем собой образец истинного монашеского жития. В течение 47 лет архимандрит Аркадий обновлял, расширял и обустраивал Вышенский монастырь, и привел его в образцовый порядок. Были обновлены убранства Успенского и Казанского соборов, построены различные хозяйственные службы, расширена ограда монастыря, возведен двухэтажный братский корпус и две гостиницы для богомольцев, был выстроен и освящен (1894 г.) величественный и вместительный второй «теплый» собор обители - Христорождественский. После смерти о. Аркадия у Вышенской пустыни остался неприкосновенный капитал, обеспечивающий ее безбедное существование.

Архимандрит Аркадий уделял большое внимание образованию братии, благотворительной и просветительской деятельности в округе, много помогал различным церквям и школам, а в 1886 году открыл и обеспечил крупным вкладом свою монастырскую школу в деревне Купле в двух верстах от монастыря. Но главное он воспитал особый скромный и молитвенный дух насельников монастыря. Устав Вышенской обители, перенятый из Саровской пустыни, отличался строгостью. Скончался этот подвижник в возрасте 83 лет, из них в монашестве - 62 года и 3 месяца.

Вершины своего расцвета Вышенская обитель достигла во время пребывания в ней святителя Феофана (Говорова) (1815 - 1894), известного в настоящее время всему Православному миру как Затворник Вышенский, Получив прекрасное образование и посвятив более двадцати пяти лет служению Церкви на различных поприщах, в 1866 году он, будучи уже Владимирским архиереем, уволился на покой и навсегда переселился в «возлюбленную смиренную пустынь Вышенскую, которой нет ничего на свете лучше». Здесь Феофан прожил 28 лет, из них 22 года провел в строгом затворе, оставив нам огромное духовно-литературное наследие: переводы святоотеческой литературы, истолкования Священного Писания, труды в области нравственного богословия и обширную переписку с разными людьми.

Похоронили Святителя в Казанском соборе монастыря, где его святые мощи находились восемьдесят лет. В 1974 году нетленные останки святителя Феофана были подняты из оскверненного, заваленного мусором склепа, и перевезены в Троице-Сергиеву Лавру.

После прославления Феофана Затворника в лике святых (1988 год) святые мощи перевезли в ближайшую к монастырю и единственную в округе действующую церковь в честь преподобного Сергия в селе Эммануиловке. В это время монастырь был еще закрыт…

Трагические события двадцатого века коснулись и Вышенского монастыря. Откровенный грабеж и надругательство над обителью начались с момента опубликования декрета «Об отделении церкви от государства». Сначала новые власти отняли все, что можно было изъять, затем запретили исполнение церковных обрядов. Уездной милиции было предписано провести работу по уничтожению в храмах предметов и надписей, «оскорбляющих революционное чувство трудящихся масс». О том, как реагировали на это сами трудящиеся массы показательно следующее событие, приведенное в книге бывшего наркома НКЮ РСФСР И. Штейнберга.

Осенью 1918 года в селе Конобееве Шацкого уезда за проведение крестного хода была арестован почитаемый список Казанской (Вышенской) иконы Богородицы. «В Шацком уезде есть почитаемая народом Вышенская икона Божией Матери. В деревне была испанка, укладывавшая всех подряд. Устроили молебствие и крестный ход. Председатель Чрезвычайной комиссии арестовал иеромонаха и икону. В Чрезвычайной комиссии глумились над иконой, «плевали, шваркали по полу и батюшку всячески изобидели. Шацкий уезд темный-претемный». Обезумели все. Пошли стеной «выручать Божью Матерь». Бабы, старики, ребятишки. Председатель Чрезвычайной Комиссии открыл стрельбу из пулемета. «Я - солдат, был во многих боях, с германцами, но такого я не видел», - пишет крестьянин. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка Заступница, спаси, помилуй, все за Тебя ляжем». Страху уже в них не было никакого. Очень много с перепугу большевики тогда перебили…» (Штейнберг И.З. Нравственный лик революции. Берлин, 1923, 61-62 стр.). На село Конобеево властями была наложена контрибуция в размере 200 тыс. руб., на Вышенскую пустынь - в 100 тыс. руб.

Местные жители, как могли, препятствовали грабежам храмов: в оперативных сводках 1922 года, когда под видом помощи голодающим была развернута кампания по изъятию церковных ценностей, говорится о столкновении комиссии и отряда «с толпой крестьян и кричащих женщин, руководимых попами и членами церковного совета». В 1924 году «массовое выступление женщин» не позволило снять на продажу монастырские колокола.

Окончательно обитель разогнали в июле 1923 года (к этому моменту в пустыни оставалось около 80 человек братии). Чтобы вытеснить из монастыря монахов, новые власти разместили в нем «Детский городок III Интернационала». Соборы были закрыты, колокольня разрушена. Но богослужения в одном из храмов всё-таки совершались до середины 30-х годов. 11 февраля 1930 года вышло постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Начались аресты, репрессии, расстрелы.

После детского городка в здании обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония», а с 1938 года - областная психиатрическая больница (которая и доныне находится на территории монастыря). Стараниями этих организаций архитектурный ансамбль обители, признанный еще в 1923 году памятником, имеющим «высоко-историческо-художественное значение» и получивший статус неприкосновенности, был приведен в крайне плачевное состояние.

С 1990 года началось возрождение Вышенского монастыря. Настоятельницей вновь созданного Свято-Успенского, теперь уже женского, монастыря решением Священного Синода была назначена игумения Нонна (Знаменская).

29 июня 2002 крестным ходом, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении шести иерархов, множества духовенства, монашествующих и мирян, святые мощи святителя Феофана Затворника Вышенского были торжественно перенесены из Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь и поставлены в Успенском храме.

Сейчас сестричество монастыря составляют 20 насельниц. В основу жизни обители положено ежедневное богослужение, перед началом которого служится молебен святителю Феофану с акафистом.

К настоящему времени монастырю переданы Успенская церковь, два собора — Казанский и Христорождественский, корпус, в котором проживал в затворе святитель Феофан. Успенская церковь восстановлена - ее освятили 21 июня 1998 года. Казанский собор почти восстановлен - наружные работы были завершены, и 15 марта 2009 года состоялось малое освящение собора. Не закончено только внутреннее убранство: ждут реставрации настенные росписи, еще не установлен новый иконостас. Именно в Успенском храме теперь пребывают мощи святителя Феофана, а также чтимая икона Богородицы, именуемая Казанская-Вышенская. Христорождественский собор находится на этапе восстановления. А в корпусе, где помещалась келья Феофана Затворника, скоро откроется музей памяти святителя.

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

Основание обители на настоящем месте относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы.

В начале, Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно.

Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь - 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

Свято-Успенский Вышенский монастырь

Рязанская область, Шацкий район, п. Выша

Вышенская пустынь расположена на правом берегу реки Выши, недалеко от слияния ее с рекой Цной, в 35 км от районного города Шацка Рязанской области.

Основан предположительно в XVI-XVII веках.

В письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы.

Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.
Со дня основания до революции монастырь был мужским.

Игумен Герасим (1661 - 1720 гг.). Одной из его заслуг является то, что при посредничестве Тамбовского епископа Питирима ему удалось добиться отвода земельных участков для монастыря.

Иеромонах Иосиф (1720 - 1740 гг.).

Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы.

Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, в монастыре насчитывалось 4 человека, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю.

Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

Иеромонах Филарет (1740 - 1743 гг.).

Иеромонах Пахомий (1743 - 1753 гг.). После его кончины Вышенский монастырь в течение года оставался без настоятеля. За малочисленностью братии указом Рязанской Духовой Консистории от 10 марта 1753 года за № 146 для служения в Вышенскую пустынь был назначен иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря Переяславля Рязанского.

Игумен Досифей (1754 - 1761 гг.). Основные труды и заботы игумена Досифея были связаны с началом возведения вместо сгоревшей деревянной каменной Успенской церкви.

Игумен Василий (1761 - 1780 гг.). Период настоятельства игумена Василия достопамятен тем, что в 1764 году Вышенская пустынь вновь обрела статус самостоятельного монастыря.

В 1761 году был построен Успенский храм (освящен в 1762) с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.


Успенский храм







Первый каменный храм монастыря, сооружённый в 1861 г. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, с декором в духе провинциального барокко. Приделы Никольский и Сергиевский. Закрыта в 1920-х г. В 1997 г. возвращена верующим, отремонтирована, в 1998 г. вновь освящена .
На эти годы приходится и одно из скорбных событий в истории Вышенской пустыни. Отголоски пугачевских восстаний, охвативших Россию в середине XVIII века, докатились и до тихой Вышенской обители. В 1774 году сподвижники Емельяна Пугачева, большую часть которых составляли каторжные колодники, проникли в Вышенский монастырь и ограбили Успенскую церковь. По милости Божией никто из насельников не пострадал. Это нападение разбойников нанесло немалый урон и без того небогатой обители.
Иеромонах Леонтий (1780-1789 гг.).

Иеромонах Иоанн (1789-1795 гг.).

Иеромонах Лаврентий (1795-1800 гг.).
Так, через безвестность, лишения и испытания Господь невидимо, одному Ему ведомыми путями приуготовлял Вышенский монастырь к той важной роли, которую он в скором будущем сыграл в истории духовного просвещения всего православного мира.

Иеромонах Тихон (1800-1844 гг).

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново.

Бывший насельник славившейся своим строгим уставом Саровской пустыни иеромонах Тихон в первую очередь организовал внутренний порядок Вышенского монастыря по образцу этой благоустроенной обители. При нем возросло число монастырской братии. Численность монастырских насельников в то время строго регламентировалась государством. По ходатайству иеромонаха Тихона Святейший Синод увеличил число монастырских вакансий, и к концу 1842 года в Вышенской пустыни числилось 34 человека братии и 16 послушников.

Церковь Троицы Живоначальной во втором ярусе надвратной колокольни, освященна в 1818 г. Четырёхъярусная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1810-х г. строителем иером. Тихоном (Сергеевым). В 1976 г. колокольня сломана. В наши дни на её месте поставлен памятный крест.

При игумене Тихоне (игументво в 1800-1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818 г.), каменные кельи и каменная ограда с башнями. Для колокольни были приобретены колокола весом 105 и 62 пуда. Колокольня придала монастырю законченный вид, приблизив его к традиционным силуэтам древних русских монастырей. Во втором ярусе была устроена церковь в честь Живоначальной Троицы.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (Мария Ивановна Аденкова). Святая икона Казанская Вышенская благодатию Богоматери явила многочисленные чудеса, исцеления от болезней, избавления от бед, эпидемий холеры. Эта главная святыня Вышенской обители была предметом благоговейного чествования и поклонения не только иноков монастыря, но и всех православных жителей окрестных городов и сел. Особенно памятны чудеса избавления в 1848-1871 гг. от холеры целых городов - Шацка, Моршанска, Кирсанова, Тамбова, что сделало эту икону почитаемой далеко за пределами монастыря. С чудотворной иконой совершались крестные ходы по многим городам и селам Тамбовской губернии в середине XIX - начале XX веков.

В 1831 году был заложен летний каменный летний храм во имя этой иконы. Он стал последним сооружением, возведённым при жизни игумена Тихона: освящение достроенного собора состоялось летом 1844 года - через несколько дней после его смерти. Это пятиглавый храм с тремя престолами: центральных из них освящён в честь Казанской иконы Божией Матери ; левый посвящён Рождеству Иоанна Предтечи, а правый - Владимирской иконе Божией Матери. Росписи храма были и резной иконостас выполнены в 1875 году.
В числе прочих, в этом соборе были и иконы, написанные св. Феофаном Затворником. Он жил в монастыре в 1866-1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Казанский собор

Купол Казанского собора

Южный придел

Летний собор пустыни. Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле классицизма с боковыми портиками из спаренных колонн. Сооружён в 1831-1844 гг. при строителе иером. Тихоне (Сергееве) в честь главной монастырской святыни - Казанской иконы Богоматери. Боковые приделы Владимирский и Предтеченский. Закрыт в 1920-х г. Долгое время занят складом, моргом. В 1990 г. возвращён верующим, в 2000-х г. отреставрирован, вновь освящён в 2009 г.

В 1836 году Святейшим Синодом иеромонах Тихон был награжден наперсным крестом, а в 1842 году возведен в сан игумена. Скончался этот прославленный настоятель Вышенской пустыни в 1844 году, не дожив несколько дней до освящения Казанского собора, ставшего памятником его неутомимых трудов и символом возрождения обители.

После кончины игумена Тихона по выбору братии настоятелем Вышенской пустыни был определен эконом Тамбовского архиерейского дома иеромонах Герасим (1844-1862 гг.). При нем была поновлена Успенская церковь, приобретен главный колокол весом 308 пудов 28 фунтов, а также окончательно устроен и благоукрашен Казанский собор.

Особого расцвета Вышенская пустынь достигла при его преемнике архимандрите Аркадии (Честонове, 1862-1907 гг.), снискавшем известность мудрого строителя и ревностного настоятеля. Эконом Тамбовского архиерейского дома архимандрит Аркадий был переведен в Вышенскую пустынь по благословению святителя Феофана (Говорова, 1815 - 1894 гг.), который с 1859 по 1863 год возглавлял Тамбовскую епархию. В течение 45 лет архимандрит Аркадий своими трудами и заботами, при ближайшем участии святителя Феофана, обновлял, расширял и обустраивал вверенный ему Вышенский монастырь, доведя его до уровня первоклассных монастырей.
При архимандрите Аркадии (Честонове) построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

В 1874-1890 годах выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор , украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Архивное фото

Христорождественский собор

Зимний монастырский собор, сооружённый в 1874-1890 гг. при архим. Аркадии (Честонове). Кирпичный четырёхстолпный пятикупольный храм в стиле эклектики с боковыми четырёхколонными портиками. Второй престол Адриана и Наталии. С 1920-х г. приходской, закрыт в 1938 г., занят под склад. В 1990г. возвращён верующим, ремонт, начатый в 1990-х г., приостановлен, вновь начат в кон. 2000-х г .

Проявляя заботу о распространении грамотности среди братии монастыря и жителей окрестных сел, архимандрит Аркадий построил в 1888 году монастырскую второклассную школу в с. Купля, получившую в 1894 году статус церковно-приходекой. Для глухой малограмотной местности это было великим благодеянием.

В годы настоятельства архимандрита Аркадия в пустынь увеличился приток средств из мира через чудотворную Казанскую Вышенскую икону Божией Матери. В 1862 году по благословению Святейшего Синода, в память двукратного избавления иконой от холеры Моршанска и Тамбова, по согласованию с архимандритом Аркадием были учреждены ставшие впоследствии традиционными крестные ходы с чудотворной иконой.
Скончался архимандрит Аркадий в 1907 году и был похоронен возле Христорождественского собора. Уже в наше время, в 1987 году, честные останки архимандрита Аркадия были перенесены в с. Эммануиловка и погребены за алтарем храма в честь преподобного Сергия Радонежского, поскольку с 1934 года и доныне территорию монастыря занимает психиатрическая больница.

Ключевая роль в возвышении Вышенского монастыря принадлежит известному богослову, почитаемому архипастырю и проповеднику святителю Феофану, прибывшему в 1866 году в обитель на покой. Здесь он прожил 28 лет, из них 21 год провел в затворе, оставив огромное духовно-литературное наследие. В трудах святителя Феофана, многочисленных письмах, из которых, по словам широко известного архимандрита Иоанна (Крестьянкина, 1910 - 2006 гг.) "живая вера потоком изливается на возлюбивших его", можно найти ответы на самые насущные вопросы духовной жизни. Скончался святитель Феофан 19 января (н.с.) 1894 года. Похоронили святителя напротив правого придела Казанского собора монастыря. В 1974 году его нетленные останки были перевезены в Троице-Сергиеву лавру.

С кончиной святителя Феофана слава о нем стала распространяться по всему миру. Со временем "неотмирная мудрость святителя Феофана, которую он старался сделать доступной", достигла многих стран, в том числе и Соединенных Штатов Америки, где его творения высоко ценят за "редкий уровень отеческого учения, совмещенный с абсолютным пониманием души родной России и ее народа, что способствовало развитию в нем понимания духовности современного человека". По словам игумена Германа (Богоявленский скит, Америка, насельников привлекала в обитель много богомольцев и благотворителей, которые ущедряли обитель своими дарами. Первыми и самыми усердными из них были помещики Нарышкины: Сергей Кириллович (1819-1854 гг.) и Эммануил Дмитриевич (1815-1901 гг.), земли которых граничили с монастырскими. В свое время Сергей Кириллович Нарышкин пожертвовал монастырю на вечный помин души 150 тысяч золотых рублей, составивших базовый финансовый фонд монастыря. Обер-камергер Двора Его Императорского Величества Эммануил Дмитриевич Нарышкин, чье имение Быкова Гора располагалось по соседству с монастырем, также 1994 г.): «Он сделал это понимание доступным для каждого человека, поскольку знал, что каждый отдельный человек обладает бессмертной душой, которая должна быть "настроена" здесь на земле, чтобы жить вечно с Богом в раю».
В 1988 году Собором Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, святитель Феофан Затворник Вышенский был канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший огромное влияние на духовное развитие современного общества. После прославления его святые мощи были перевезены в ближайшую к монастырю церковь в честь преподобного Сергия в с. Эммануиловка, так как в это время монастырь был еще закрыт.

Слава монастыря и его именитых всячески содействовал процветанию Вышенской пустыни. С настоятелем архимандритом Аркадием его связывали теплые дружеские отношения. Нередко настоятель Вышенской пустыни гостил у господ Нарышкиных на Быковой Горе.
В 1886 году Вышенскую пустынь почтили своим посещением царственные особы: Их Императорские Высочества Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и Его Императорское Высочество Павел Александрович. При посещении имения Нарышкиных на Быковой Горе они дважды побывали в Вышенской пустыни, которая своим благолепием произвела на них большое впечатление.

Преемником архимандрита Аркадия по управлению Вышенской обителью, согласно желанию братии монастыря, Святейшим Синодом был утвержден воспитанник Вышенской пустыни иеромонах Ипатий (1908-1917 гг.). В 1908 году он был возведен в сан игумена, а 6 мая 1912 года - в сан архимандрита. Настоятельское служение он проходил, следуя примеру архимандрита Аркадия. Игумен Ипатий неопустительно вел необходимые ремонты построек монастыря. В последние годы жизни игумен Ипатий тяжело болел. По этой причине 19 мая 1917 года исполняющим обязанности настоятеля монастыря был назначен казначей обители иеромонах Августин (Щеглов,1917-1924 гг.). Дата кончины игумена Ипатия остается неизвестной.

Настоятельство иеромонаха Августина совпало с одним из трагических периодов истории Вышенского монастыря. После расцвета в истории обители наступили мрачные времена. Первые отголоски революционных перемен докатились до тиши вышенских мест к 1918 году. Осенью 1918 года поруганию подверглась главная святыня Вышенской пустыни. За проведение крестного хода с Казанской Вышенской иконой Божией Матери икона и иеромонах обители были арестованы.
Великолепную ризу иконы из червонного золота и драгоценных камней реквизировали, а на монастырь наложили непосильную контрибуцию в размере 100 тысяч рублей.

В 1924 году по причине болезни игумена Августина, по его благословению монашескую общину возглавил иеромонах Дорофей (Аникин), на которого и пала вся тяжесть бремени настоятельства в разгар богоборческого времени. Он открыто вел Евангельскую проповедь, принимал странников, помогал старикам и бедным деньгами и безвозмездным совершением различных треб, за что подвергался преследованию со стороны властей. В 1931 году по сфабрикованному делу за организацию антисоветских выступлений он был приговорен к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, где в 1932 году, по свидетельству очевидцев, был задушен надсмотрщиками.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: "Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов."Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в реку Цну.

Свято-Успенский Вышенский монастырь на настоящем месте устроен в 1625 году по грамоте «великой старицы Марфы Иоанновны» (мать царя Михаила Феодоровича). Расположенный в глухих местах, монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Первый храм Вышенской пустыни был построен во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1761 г. 7мая 1827 г. в обитель пожертвована чудотворная икона Божией Матери

« Казанская», для которой был воздвигнут летний собор (1831-1844 г.г.). В 1886 г. в обитель прибыл святитель Феофан. Он любил здешние места. «Вышу можно променять только на Царство Небесное», - пишет он в письмах. Собор во имя Рождества Христова освящен в 1890 г. В XIX веке Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского

В 4 км от Вышенского монастыря расположено село Эммануиловка, где находится источник, освященный в честь святителя Феофана Затворника. Паломники, которые неоднократно посещали монастырь, рассказывают о случаях исцеления на источнике. Паломнические поездки в Свято-Успенский Вышенский монастырь, на древнюю Шацкую землю, надолго остаются в памяти.

Святитель Феофан, обращаясь к своим духовным чадам, писал: «Выша стоит, и ворота отворены. Когда ни благословит Господь посетить ее для богомолья, всегда найдете ее готовою принять вас – утешить и освежить».

Сайт Свято-Успенского Вышенского монастыря: http://svtheofan.ru/

Маршрут

Рязань → п. Выша Шацкого р-на Рязанской области с. Эммануиловка → Свято-Николо-Чернеевский монастырь. → Рязань

Программа поездки:

6:30 сбор группы в Николо-Ямском храме (ул. Циолковсокго, д.8).

7:00 – Отправление от Николо-Ямского храма (ул. Циолковсокго, д.8).

10:30 - Прибытие в Свято-Успенский Вышенский монастырь.

Поклонение мощам свт. Феофана Затворника - великого учителя церкви, церковного писателя 19 века, чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Казанская». Посещение музея святителя Феофана Вышенского. Экскурсия по монастырю.

Переезд в с.Эммануиловка. Источник (с купелью).

Переезд Свято-Николо-Чернеевский монастырь.

Монастырь называли казачьим, поскольку в строительстве принимало участие Донское войско. Среди братии монастыря было много казаков-ветеранов, участников походов и войн. Донским казаком был основатель и строитель монастрыя, монах Матфей. В обители освящены Никольский собор 18 века, Казанская церковь (конец 18 века – начало 19 века), колокольня с надвратным храмом в честь Иоанна Предтечи. Братией монастыря особо чтиться чудотворные иконы Божией Матери «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Черниговская» и икона свт. Николая. Экскурсия по монастырю. По возможности, беседа с настоятелем монастыря о. Феофаном (Данченковым). Чаепитие.

17:00 - Отправление в Рязань.

20:30– Прибытие в Рязань

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

Основание обители на настоящем месте историки относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

В начале XX века пришли времена тяжких, небывалых испытаний для России и для Русской Церкви. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

Промыслом Божиим в 1990-х годах началось восстановление храмов и монастырей. 29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря. Несмотря на то, что были отданы Успенский, Казанский и Христорождественский храмы и небольшой бывший братский корпус, сразу приступить к их реставрации не было возможности. Значительную территорию монастыря психиатрическая больница занимает и по сей день.

11 июля 1990 года игумения Нонна прибыла на место своего назначения. Ей пришлось поселиться на Быковой Горе – в пяти километрах от монастыря, в бывшем имении Нарышкиных, числившемся в государственных архивах памятником культуры местного значения. В советское время здесь располагался туберкулезный госпиталь.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни. Приехавший на это торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что молитвы святителя помогут возрождению этого святого места. И действительно, благодаря молитвам святителя Божия, жизнь монастыря начинает возрождаться. Храмы постепенно восстанавливаются, в обитель приезжает много паломников, желающих помолиться у святых мощей . И теперь Вышенский монастырь становится одним из центров духовного просвещения Рязанской земли.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.