ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Самая большая подводная лодка в мире. Подводная лодка акула - самая большая субмарина в мире Подводный ракетоносец акула

Две крупнейшие в мире атомные подлодки (АПЛ) проекта "Акула" будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года, сообщил журналистам главком ВМФ Владимир Высоцкий.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 "Акула" ("Тайфун" по классификации НАТО) - самые большие в мире атомные стратегические подводные лодки.

19 декабря 1973 года правительство СССР приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца, создаваемого в противовес американской атомной подводной лодке "Огайо".

Проект разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" (Санкт-Петербург), возглавляемом генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.

Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех.

30 июня 1976 года на стапеле Северодвинского судостроительного завода был заложен головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 941.

Крупнейшая в мире атомная лодка, предназначенная для несения боевого дежурства в высоких широтах.

Создание крупной стратегической лодки-ракетоносца стартовало в начале 1970-х годов, в ответ на американскую программу по разработке атомоходов типа Ohio с 24 баллистическими ракетами Trident I (в дальнейшем Trident II). Проект вело ленинградское ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор Сергей Ковалёв. Головная лодка вошла в состав флота в декабре 1981 года, последняя в серии — в сентябре 1989 года.

При разработке учитывались характерные районы боевой службы лодок — высокие арктические широты. Ограждение рубки выполнено с подкреплением, которое позволяло при всплытии проламывать тяжелые льды толщиной до 2−2,5 метров.

Первоначальное симметричное требование (24 ракеты) было сокращено главкомом ВМФ Сергеем Горшковым до 20. Это было связано в том числе и с массогабаритными характеристиками: ракеты Р-39 комплекса Д-19 , превосходя «Трайденты» по основным параметрам, были значительно крупнее «американок». Это сразу увеличило габариты и самой лодки.

Пять из шести построенных ПЛАРБ проекта 941 TYPHOON в Западной Лице, 1980−90-е годы. Фото: Волк

Поэтому «Акула» получилась выдающаяся во всех отношениях. Это самая крупная субмарина, когда-либо построенная в мире — 48 тыс. тонн подводного водоизмещения (примерно половина из них приходится на емкость цистерн балласта, за что проект 941 непочтительно прозвали на флоте «водовозом»), наибольшая длина 170−173 метра у разных представителей проекта, ширина корпуса свыше 23 метров. Лодка выполнена по многокорпусной схеме: под легким корпусом у нее находится пять (!) прочных корпусов из титана, из которых два основные (диаметрами по 10 метров) расположены параллельно по принципу катамарана. Корпуса соединены капсульными изолированными отсеками-переходами только в трех местах. По сути, под легким корпусом находятся сразу две лодки, что резко повышает живучесть.

Главная энергетическая установка представлена двумя реакторами ОК-650 и двумя паротурбинными агрегатами, расположенными парами в соседних прочных корпусах — по сути, двигательная система лодки полностью дублирована. Максимальная скорость подводного хода 25 узлов по нормативу, реальная 26,3−28 узлов (у разных представителей проекта). Максимальная надводная скорость 13−14 узлов. Рабочая глубина погружения 400 метров.

Размеры лодки позволили создать для экипажа (168 человек) немыслимые по стандартам советского подплава комфортные условия обитания. Офицеры размещались в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы — в маломестных кубриках. На лодке имелся спортзал, плавательный бассейн размером 4 на 2 метра и глубиной 2 метра, обшитая дубом сауна, солярий, салон для отдыха, комната с игровыми автоматами и даже «живой уголок».

« ТК-17» Архангельск" и ТК-20 « Северсталь» . Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Основное вооружение атомохода — 20 ракет межконтинентальных твердотопливных ракет Р-39 комплекса Д-19 , размещенные в ракетном отсеке между обоими прочными корпусами. Ракеты несли по 10 высокоскоростных боевых блоков малой мощности. Запуск ракет мог осуществляться с глубины до 55 метров, причем без ограничений по погодным условиям на поверхности моря.

Торпедное вооружение включает шесть 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом из 22 торпед, ракето-торпед типа «Шквал» и противолодочных ракет комплексов РПК-6 М «Водопад» и РПК-2 «Вьюга».

Всего было построено шесть лодок проекта 941, три из них уже утилизированы, две находятся в резерве (решается вопрос об утилизации). Головной корабль серии ТК-208 («Дмитрий Донской») переоборудован по проекту 941УМ и несет 20 ракет Р-30 «Булава», использовался в качестве испытательного стенда при отработке ракеты.

Класса "Акула" до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.

Наш ответ

Развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира - на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них - агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.

В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру - «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».

Конструкция

Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран - два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.

Проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.

Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.

Характеристики

На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.

Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.

Технические характеристики:

  • Максимальная длина - 172 метра.
  • Максимальная ширина - 23,3 метра.
  • Высота корпуса - 26 метра.
  • Водоизмещение (подводное/надводное) - 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
  • Автономность плавания без всплытия - 120 суток.
  • Глубина погружения (максимальная/рабочая) - 480 м/400м.
  • Скорость плавания (надводная / подводная) - 12 узлов/25 узлов.

Вооружение

Основное вооружение - твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе - 90 т., длина - 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.

Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью - более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название - «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом - проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Комфорт для экипажа

Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.

Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.

На приколе

За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:

  • «Дмитрий Донской» (ТК - 208) . Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
  • ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
  • «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
  • ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
  • «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот - ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
  • «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
  • ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.

Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).

Современное состояние

На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.

Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / крейсерская подводная лодка (по 25.07.1977 г.) / тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (тяжелый РПКСН с 03.06.1996 г.). Разработчик проекта - ЦКБ МТ "Рубин", главный конструктор - С.Н.Ковалев, главный наблюдающий от ВМФ - В.Н.Левашов. Предварительная разработка ракетного комплекса Д-19 начата в миасском СКБ-385 в начале 1971 г. Тактико-техническое задание на проектирование ПЛАРБ выдано в декабре 1972 г. Строительство новой серии ПЛАРБ планировалось в качестве ответа на строительство в США серии ракетоносцев типа Ohio. Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве пр.941 принято 19 декабря 1973 г. Вероятно, планировалось строительство серии в 12 ПЛАРБ проекта - такая цифра была названа Главкомом ВМФ СССР С.Г.Горшковым на выступлении перед слушателями и преподавателями учебного центра ВМФ №93 в Палдиски летом 1975 г.

Головная ПЛ серии ТК-208 заложена на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 17 июня 1976 г. Спущена на воду 23 сентября 1980 г. и принята ВМФ СССР 12 декабря 1981 г. Строительство серии подводных лодок завершено сдачей ВМФ 4 сентября 1989 г. ПЛАРБ ТК-20. Всего построено 6 ПЛАРБ проекта, седьмая лодка проекта - ТК-210 - заложена в 1986 г., но в 1988 г. при готовности 40% строительство остановлено, а в 1990 г. задел разобран на металл. Частичная комплектация и заготовки металла в 1980-е годы велись еще на три ПЛАРБ серии. Т.е. всего по состоянию на начало-середину 1980-х годов планировалась постройка серии в 10 ПЛАРБ, которая позже была сокращена до 6 экземпляров.

После принятия флотом головной ПЛАРБ ТК-208 лодка была подвергнута интенсивной опытной эксплуатации. При поступлении на вооружение ВМФ ПЛАРБ проекта учебная база в центре в Палдиски фактически отсутствовала и создавалась кустарно самими "учениками". Позже в Палдиски был создан тренажер "Ольха", имитировавший 19 отсеков ПЛАРБ пр.941 с действующим ядерным реактором.


Пять из шести построенных ПЛАРБ пр.941 TYPHOON в Западной Лице, 1980-1990-е годы (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


В мае 1987 г. согласно Постановлению Совмина СССР утвержден график модернизации ПЛАРБ пр.941 по проекту 941УТТХ:
- ТК-208 (зав.№711) - с октября 1988 г. по декабрь 1994 г.
- ТК-202 (зав.№712) - с октября 1992 г. по декабрь 1997 г.
- ТК-12 (зав.№713) - с 1996 г. по 1999 г.
- ТК-13, ТК-17, ТК-20 - с передачей ВМФ после 2000 г.
Ремонтные работы планировалось вести (средний ремонт) на СРЗ "Звездочка", модернизационные - на ПО "Севмаш".

По состоянию январь 2010 г. кроме головной лодки пр.941 и пр.941У ТК-208 остальные ПЛАРБ не проходили средний ремонт. На конец сентября 2011 г. в строю формально остаются три ПЛАРБ проекта (в т.ч. две лодки в резерве без основного боекомплекта и одна в роли опытовой ПЛАРБ - ТК-208), в СМИ обсуждаются планы Минобороны России по выводу лодок из состава флота в 2014-2019 г.г. 9 февраля 2012 г. главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ .

По неподтвержденным данным шифр ракетной системы с ПЛАРБ пр.941 "Акула" - "Тайфун". Вероятно, отсюда и западное наименование подводной лодки - TYPHOON.


Конструкция - конструктивная схема подводной лодки - катамаран - определена размерностью боекомплекта - крупногабаритными твердотопливными межконтинентальными ракетами . Лодка выполнена по многокорпусной архитектуре и состоит из легкого корпуса, ограждения выдвижных устройств и 5 прочных корпусов:
- два основных прочных корпуса идут симметрично по большей части длины лодки, имеют переменный диаметр и каждый разделен на 8 отсеков (3 носовых общей длиной 54 м, 3 прилегающих к ГКП общей длиной 31 м, реакторный и турбинный отсеки общей длиной 30 м).
- носовой прочный корпус - для размещения торпедного отсека (один отсек).
- прочный корпус главного командного пункта лодки и радио-технического оборудования (один отсек, длина 30 м).
- кормовой переходный 13-метровый прочный корпус (один отсек).
Ограждение выдвижных устройств выполнено прочным для проламывания льда толщиной до 3 м и более, крыша округлой формы, высота 8.5 м.

Материал прочных корпусов - сталь с использованием титановых сплавов, легкий корпус - сталь. Корпус покрыт резиновым звукопоглощающим покрытием.

На лодке значительно улучшены условия обитания экипажа - офицерский и мичманский состав размещается в 1-, 2- и 4-х местных каютах, матросы и старшины в маломестных кубриках. Есть помещение профилактория с сауной и бассейном.

Средства спасения - по бортам от ограждения выдвижных устройств расположены две всплывающие спасательные камеры - для правого и левого бортов.

Двигательная установка :
- 2 х двухконтурные водо-водяные ядерные реакторы ОК-650ВВ мощностью по 190 МВт (размещены в разных прочных корпусах) - реакторы представляют из себя модернизированные реакторы типа ВМ-4АМ;
- 2 х ПТУ (паро-турбинные установки) с ГТЗА (главными турбо-зубчатыми агрегатами) / турбинами по 45000-50000 л.с. / до 60000 л.с. по др.данным;
- 2 х резервные электродвигатели мощностью по 260 л.с. - подключаются к линии главногого вала с помощью муфт;

Движитель : 2 гребных вала с 7-лопастными винтами фиксированного шага, лопасти прецезионно обработанные, изогнутые.
Диаметр винтов - 5,55 м
Скорость вращения - 0 - 230 об мин

По два дополнительных подруливающих устройства с электродвигателями мощностью по 750 кВт в носу и в корме лодки.


http://gelio.livejournal.com/).


Энергетика :
- 4 х паротурбинных атомных энергетических установки мощностью по 3200 кВт БПТУ-514 (БПТУ-514М на пр.941УТТХ/У);
- 2 х резервных дизельгенератора АСДГ-800 мощностью по 800 кВт;
- Свинцово-кислотная акумуляторная батарея типа "изделие 144"

ТТХ лодки :
Экипаж - 163 чел (в т.ч. 52 офицера и 85 мичманов)

Длина:
- 170 м
- 172,8 м (др. данные)
- 172.6 м (ТК-17)
- 173.1 м (ТК-20)
Ширина - 23,3 м
Осадка по кильватерную линию - 11.2 / 11.5 м

Водоизмещение полное подводное - 48000 / 49800 т (по разным данным)
Водоизмещение надводное - 23200 / 28500 т (по разным данным)

Скорость полного хода подводного - 25-27 уз
Скорость полного хода надводного - 12-13 уз
Дальность плавания - неограничена
Глубина погружения предельная - 500 м
Глубина погружения рабочая - 380 м
Автономность - 120 суток

Вооружение :

пр.941 пр.941У / УТТХ
пр.941У / 09412
Ракетное Ракетный комплекс Д-19 с 20 ПУ БРПЛ Р-39

Ракетный комплекс Д-19У с 20 ПУ БРПЛ Р-39У

Ракетный комплекс Д-19М с 20 ПУ БРПЛ Р-39М (проект)

Ракетный комплекс Д-19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ (велось переоборудование ПЛАРБ ТК-208)

Ракетный комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ , под испытания ракет "Булава" оборудовано 2 ПУ в носовой части корабля
Торпедное 6 ТА калибра 533 мм с утройством быстрого заряжания и системой подготовки торпедных аппаратов "Гринда"
Боекомплект - 22 торпеды типов , ВА-111 "Шквал" и ракеты комплексов " " и " ".
аналогично аналогично
Прочее 8 х ПЗРК типа "Игла-1", боекомплект - 48 ЗУР
аналогично + комплекс самообороны "Шлагбаум" с 8 х ПУ СГПД МГ-74 "Корунд" аналогично

Оборудование :
пр.941 пр.941 / ТК-17, ТК-20 пр.941УТТХ пр.941У / 09412
БИУС "Омнибус" / "Омнибус-1" с ЭВМ МВУ-132
"Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У "Омнибус-У" с ЭВМ МВУ-132У
Гидроакустическое оборудование
- ГАК МГК-500 «Скат-КС» с 4 антеннами, одновременно сопровождается 10-12 целей;
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М»;
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт»;
- ГАС определения скорости звука ГИСЗ МГ-553 «Шкерт»;
- эхоледомер МГ-518 «Север»;
вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М"

установлена ГПБА "Пеламида"

вместо ГАК МГК-500 "Скат-КС" установлен ГАК МГК-501 "Скат-2М" ГАК МГК-540 "Скат-3", включает в себя:
- ГАК МГК-501 «Скат-2М» (?)
- ГАС миноискания МГ-519 «Арфа-М» (?)
- ГАС определения кавитации МГ-512 «Винт» (?)
- ГИСЗ МГ-553 «Шкерт» (?)
- эхоледомер МГ-518 «Север» (?)
Радиолокационный комплекс РЛК МРКП-58 «Радиан»
станция радио-технической разведки МРП-21А
РЛК МРКП-59 «Радиан-У» РЛК МРКП-59 «Радиан-У» МРКП-59 «Радиан-У»
станция радио-технической разведки МРП-21А (?)
Навигационный комплекс спутниковый навигационный комплекс «Симфония»

навигационный комплекс «Тобол-941»

навигационный круговой обнаружитель НОК-1

навигационный обнаружитель разводий НОР-1

спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ» спутниковый комплекс «Симфония-УТТХ»
навигационный комплекс «Тобол-941» (?)
Комплекс связи "Молния-Л1" / "Молния МС"

две выпускаемые антенны всплывающего типа "Залом", обеспечивают прием сигнала при глубине лодки до 150 м

"Смерч-2" "Смерч-2"
Выдвижные устройства
- перископ "Сигнал-3";

Перископ "Лебедь-21";

Совмещенный антенный пост станции опознавания "свой-чужой" и радиосекстанта;

Антенный пост РЛК "Радиан", совмещен с выдвижной шахтой работы компрессора под водой (РКП);

Антенный пост комплекса радиосвязи;

Совмещенные антенна системы подводной связи и пеленгатор;

Антенный пост системы спутниковой связи и радионавигации;

Антенный пост системы обнаружения радиолокационных сигналов "Залив-П"

Модификации :
- пр.941 - базовая модификация.

- пр.941 / ТК-17, ТК-20 - на ПЛ отсутствуют крылья, защищающие винторулевую группу ото льда, несколько удлиннен легкий корпус. Изменено оборудование. На лодках проведен комплекс мероприятий снижающих первичное акустическое поле лодки и собственные помехи гидроакустическим средствам.

- пр.941УТТХ / пр.941У / пр.09411 - вариант модернизации под ракетный комплекс Д--19УТТХ с 20 ПУ БРПЛ . В ходе модернизации кроме комплекса ракетного вооружения планировалось заменить так же и некоторые комплексы оборудования ПЛ. На лодках проекта устанавливается новая паротурбинная установка БПТУ-514М. В ходе модернизационных работ планировалось продлить срок службы лодок на 25 лет без проведения второго среднего ремонта. Решение о модернизации всех ПЛАРБ проекта принято в мае 1987 г. Срок модернизации планировался до 2005 г. С 20.09.1989 г. на ПО "Севмаш" в средний ремонт с модернизацией по пр.941УТТХ / 941У принята ПЛАРБ ТК-208. В 1991 г. из-за проблем с финансированием работы по переоборудованию ПЛАРБ фактически прекращены. Работы возобновлены в 1996 г., а с 1998 г. велись по пр.941УМ под ракетный компелкс "Булава-М".

- пр.941У / пр.09412 / пр.941УМ - вариант модернизации под ракетый комплекс Д-30 с 20 ПУ БРПЛ . На ПО "Севмаш" с 1998 г. по 26.06.2002 г. переоборудована ПЛАРБ ТК-208, ранее модернизировавшаяся по пр.941У / УТТХ - установлено 2 ПУ для испытаний ракет "Булава" в носовой части корабля, модернизировано оборудование. Швартовые испытания лодки начаты 30.06.2002 г., повторное принятие в опытную эксплуатацию в ВМФ России - 26.07.2002 г. - для испытаний ракетного комплекса "Булава-М".

- Проект транспортной ПЛ-рудовоза - совместно с компанием "Норильский никель" ЦКБ МТ "Рубин" в 1990-е годы рассматривалась возможность конверсионной перестройки ПЛАРБ пр.941 в подводные лодки-рудовозы - для транспортировки руды под водой по Северному морскому пути.

Статус : СССР / Россия


Спутниковая фотография ПЛАРБ пр.941 (ТК-208 или ТК-202) в гавани ПО "Севмаш" в Северодвинске, 10.10.1982 г. Фото выполнено американским спутником видовой разведки KH-9 (http://www.air-defense.net/forum).


- 1992 г. - прекращено серийное производство БРПЛ Р-39 для ракетных комплексов ПЛАРБ пр.941. В середине 1990-х годов планировалось начать серийное производство БРПЛ , но работы над этими ракетами прекращены в 1998 г.

1994 г. - в составе 18-й дивизии подводных лодок Северного флота 5 ПЛАРБ прокта.

2003 г. 11 декабря - бросковый пуск БРПЛ проведен из надводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.

2004 г. 23 сентября - бросковый пуск БРПЛ проведен из подводного положения с ПЛАРБ ТК-208 в ходе испытаний лодки.

2005 г. январь - из всей группировки ПЛАРБ пр.941 только на вооружении ПЛАРБ ТК-20 остается 10 БРПЛ Р-39.

2010 г. май - главком ВМФ России В.Высоцкий заявил, что резервные ПЛАРБ пр.941 "Архангельск" и "Северсталь" прослужат в ВМФ России до 2019 г. и возможно будут модернизированы.

2011 г. 29 сентября - в СМИ объявлено о решении Министерства обороны России о списании до 2014 г. ПЛАРБ пр.941. Снятые с вооружения ПЛАРБ будут утилизированы.

2011 г. 30 сентября - в СМИ прошло опровержение сообщения от 29.09.2011 г. о снятии с вооружения и утилизации ПЛАРБ пр.941.


Авианосец INS Vikramaditya ВМС Индии и ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ на ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото - ноябрь 2011 г. (фото из архива nosikot, http://navy-rus.livejournal.com).


- 2011 г. 02 декабря - директор ПО "Севмаш" Андрей Дьячков заявил в СМИ о том, что ПЛАРБ пр.941УМ "Дмитрий Донской", приписанная к Беломорской военно-морской базе (г.Северодвинск), будет использоваться при испытаниях ПЛ новых проектов в качестве опытовой. Судьба ПЛАРБ "Архангельск" и "Северсталь" пока не решена.

2012 г. 09 февраля - главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что две ПЛАРБ проекта - "Севрсталь" и "Архангельск" - в ближайшие годы со своим штатным вооружением - сохраненными ракетами Р-39 - останутся на вооружении ВМФ России, третья лодка проекта - "Юрий Долгорукий" будет использоваться в качестве опытовой ПЛ и в программе испытаний БРПЛ , а так же для обеспечения испытаний других подводных лодок.

2012 г. 30 июля - ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" находится в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш".


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" в плавдоке "Сухона" на территории ПО "Севмаш", 30.07.2012 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com).


- 2013 г. 21 мая - в СМИ со ссылкой на источник в Министерстве обороны появилась информация о том, что утилизация ПЛАРБ "Северсталь" и "Архангельск" будет произведена до 2020 г.


Возвращение в Северодвинск с обеспечения испытаний других подводных лодок ПЛАРБ "Дмитрий Донской" пр.941УМ, 28.06.2013 г. (фото - Олег Кулешов, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).


ПЛАРБ ТК-208 "Дмитрий Донской" пр.941УМ у стенки ПО "Севмаш", Северодвинск, октябрь или весна 2014 г. (фото - Слава Степанов, http://gelio.livejournal.com/).


Состав группировки ПЛАРБ пр.941 в составе ВМФ СССР и России (по данным на декабрь 2011 г.):
Год ПЛАРБ БРПЛ Состав ПЛАРБ Примечание
1982 г. 1 20 ТК-208
1984 г. 2 40 ТК-208, ТК-202
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1985 г. 3 60 ТК-208, ТК-202, ТК-12
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1986 г. 4 80 ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1988 г. 5 100 ТК-208, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица
1990 г. 5 100 ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20
18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
1994 г. 5 100 ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, ТК-20 18-я дивизия Северного флота, Западная Лица, ТК-208 - в среднем ремонте на ПО "Севмаш"
2005 г. январь 3 10 ТК-208, ТК-17, ТК-20 Боекомплект ПЛАРБ ТК-20 - 10 БРПЛ Р-39
2011 г. 3 0 ТК-208, ТК-17, ТК-20 ТК-208 - опытовая ПЛАРБ, остальные в резерве без БРПЛ

Реестр ПЛАРБ пр.941 (версия на 30.09.2011 г., двойные даты из-за разных данных):


пп
Название Проект NATO Завод.
Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Дата списания Базирование и примечание
01
ТК-208 "Дмитрий Донской" (с 07.10.2000 г.)
941
941У
TYPHOON 711
Севмаш 17.06.1976

30.06.1976

23.09.1980

27.09.1980

12.12.1981
29.12.1981

26.07.2002 (пр.941У)

Северный флот
2011 г. - входит в состав ВМФ, Северный флот; ПЛАРБ оборудована и используется для испытания БРПЛ .
02 ТК-202 941 TYPHOON 712 Севмаш 22.04.1978 23.09.1982 28.12.1983 2000 г. Северный флот
ПЛАРБ разделана на металл с американским финансированием
03 ТК-12 "Симбирск" 941 TYPHOON 713 Севмаш, ответственный сдатчик Ю.Н.Гречков (ист. - Кантор Б... )
19.04.1980 17.12.1983 26.12.1984
31.08.2005 г.
Северный флот
26.07.2005 г. доставлена в Северодвинск для разделки, разделана на металл с американским финансированием
04 ТК-13 941 TYPHOON 724 Севмаш 23.02.1982
30.04.1985 26.12.1985 1998 г. Северный флот
утилизация ПЛАРБ начата в док-камере СРЗ "Звездочка" в Северодвинске 03.07.2008 г.
05 ТК-17 "Архангельск" 941 TYPHOON 725 Севмаш 09.08.1983

24.02.1985

12.12.1986

август 1986

06.11.1987

15.12.1987

план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным Северный флот
06 ТК-20 "Северсталь" 941 TYPHOON 727 Севмаш 27.08.1985

06.01.1987

19.12.1989

04.09.1989

план 2014 г. по одним и 2019 г. по др.данным Северный флот
из-за отсутствия боекомплекта в 2006 г. выведена в резерв, 2011 г. - входит в состав ВМФ, в резерве, Северный флот
07 ТК-210 941 TYPHOON 728 Севмаш 1986 г. середина
- - - лодка закладывалась, готовился задел, в 1988 г. строительство прекращено при готовности 40%, задел разобран на металл в 1990 г.

Бортовые номера:

, 2011 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/ , 2011 г.
Щербаков В. Рождение "Тайфуна". // Мир оружия. №4 / 2006 г.
Jane"s fighting ships. 2011 г.
Russian-ships.info. Сайт
Год ТК-208 ТК-202 ТК-12 ТК-13 ТК-17 ТК-20
1990 г. 834 821 840 818 830
1994 г. 824

Вообще никаких «Тайфунов» в официальных документах российского ВМФ не числится. Это название придумали западные военные. Любят они наделять боевую технику жуткими прозвищами. Хотя, согласитесь, «Атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941» звучит куда менее эффектно.

Рождению «Тайфуна» предшествовала длинная история. В начале нашего столетия, когда появились первые боевые субмарины, военные теоретики относились к этому виду техники более чем скептически. Мало кто мог представить, что тонкостенная, тихоходная жестянка с нелепо торчащими над кургузым мостиком стволами малокалиберных орудий уже через десятилетие превратится в агрессивного морского хищника, опаснейшего врага кораблей надводного флота.

А ведь сила подлодки - не в пушках и броне, и даже не в торпедах, которые, кстати, долгое время были весьма несовершенны. Скрытность - вот главное достоинство боевых субмарин. Подводный хищник незаметно подкрадывается к жертве и разряжает свои торпедные аппараты почти в упор.

Но вот как же быть с объектами противника, расположенными на суше? Торпеды по берегу бегать не умеют, дальность огня артиллерии слишком мала. Может, самолеты? Японцы в конце Второй мировой войны создали целую флотилию подводных авианосцев. И были готовы нанести удар по шлюзам Панамского канала. К счастью, не успели.

Да и создание подобных авианосцев сложно и достаточно дорого. Вот ракеты - другое дело. С появлением этого вида оружия стало ясно, в каком направлении будет развиваться подводный флот. Подводные ракетоносцы - вот решение проблемы.

И первые подобные проекты появились в СССР в 1949 г. Первоначально планировалось использовать трофейные «ФАУ», правда, не крылатые, а баллистические. Но тут подоспела гораздо более совершенная ракета Р-11 конструкции С.П.Королева.

26 января 1954 г. Совет Министров СССР принял секретное постановление о создании большой подводной лодки с ракетным вооружением. Эту дату и можно считать днем рождения нашего подводного ракетного флота. Пару Р-11 установили на лодку Б-67, и 16 сентября 1955 г. впервые в мире был осуществлен пуск баллистической ракеты с подводной лодки.

Для того чтобы произвести пуск, первым ракетоносцам приходилось всплывать на поверхность. Сама процедура старта занимала больше 10 минут, что, естественно, давало противнику хорошие шансы на уничтожение лодки. Технология подводного пуска была разработана лишь к 1960 г.

В1970 г. появился стратегический подводный ракетоносец проекта 667. Но вот беда - он оказался слишком шумным. Натовская система гидроакустического слежения обнаруживала ракетоносцы еще при выходе с базы. Главная составляющая шумового спектра лодки - шум гребного винта. Чем более гладкая поверхность лопасти, тем меньше шума. Станки, позволяющие создать подобные детали, пришлось закупить в Японии, а вот резиноподобный материал, которым покрывается корпус лодки снаружи, позаимствовали у англичан. И то и другое вызвало немалые скандалы.

Считается, что «Тайфун» - самая комфортная лодка в мире. Шестиметровый бассейн с пресной водой, сауна, два спортзала, где можно играть в большой теннис, кинозал, библиотека. Казалось бы, все это больше подходит прогулочной яхте, нежели подводному крейсеру. На самом деле необходимость комфорта диктуется железной логикой - «обитаемость» важна не менее, чем ракетно- ядерное оружие.



По конструкции лодка совершенно уникальна. «Тайфун» - это катамаран. Два прочных корпуса прилегают друг к другу, как стволы двустволки. Между стальными цилиндрами корпусов, в которых размещаются основные механизмы корабля, жилые помещения и ядерная силовая установка - перемычка. В ней-то и оборудованы двадцать стартовых шахт для межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 с ядерными боеголовками.

Дальность полета таких «игрушек» - более трех тысяч километров. Ракеты имеют от одной до трех термоядерных боеголовок с индивидуальным наведением. Мощность каждой - полторы мегатонны, а точность стрельбы такова, что обеспечивает попадание в круг диаметром 30 метров. Ни один флот мира не имеет более совершенного оружия.

Имея стандартное водоизмещение 23 тыс. т в надводном положении, «Тайфун» превзошел по этому параметру большинство тяжелых крейсеров последней войны. А то, что более тяжелой и крупной подлодки еще не построено, - это совершенно точно.

Правда, скорость подводного хода нашей подлодки не слишком высока, зато дальность хода и время нахождения в море отменные. Никто пока не побил показатель в 120 суток, а именно столько может автономно проплавать «Тайфун». И при этом погружаться на глубины до 400 м и успешно производить пуски ракет с глубины 30-60 м.

Сейчас на вооружении российского ВМФ состоит шесть таких подводных лодок. И лишь в 2003 г. им предстоит встать на модернизацию!

А. КОНСТАНТИНОВ
Изобретатель и рационализатор 2000 №8

Современный статус


По состоянию на 2017 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля выведены из состава флота и готовятся к утилизации, один модернизирован по проекту 941УМ и находится в строю.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний:

  • броски с погружаемого стенда в Балаклаве,
  • броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки
  • на следующем этапе - серия пусков с наземного стенда
  • только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки - её штатного носителя
Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объяснял принятое решение:

«Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун»»

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство - с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство - 2002 год), а также переоборудованный под «Булаву» ТК-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года в боевом состоянии. В то же время пока ещё не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие - отметил Высоцкий. Рассматривался, в частности, вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».

28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Акулы», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года

В июне 2016 года было объявлено, что срок эксплуатации «Дмитрия Донского» в составе ВМФ продлён до 2020 года.

В январе 2018 года было принято окончательное решение об утилизации «Архангельска» и «Северстали» после 2020 года.