ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Наутилус вымышленная подводная лодка. Наутилус (подводная лодка капитана Немо)

21 января 1954 года, была спущена на воду атомная подводная лодка «Наутилус» («Nautilus»). Это была первая субмарина с ядерным реактором, позволяющим месяцами находиться в автономном плавании без подъема на поверхность. Открывалась новая страница в Холодной войны…


Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались прежде всего для «подводных волков» Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось, и инициатива перешла к США, которые некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В первые годы Холодной войны между СССР и США в качестве носителей атомной бомбы американским стратегам мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США имелся большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация обладала репутацией самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника. Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых дипломатических усилий уже в июле 1948 года лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков «Б-29» с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 года Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 1960-х годов достигло 3400!

Однако с течением времени американские военные и политики пришли к пониманию того, что присутствие стратегической авиации на иностранных территориях связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране, поэтому носителем атомного в будущей войне всё чаще виделся флот. Окончательно эта тенденция укрепилась после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора.
Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом» и имевшей обозначение SSN-571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.

21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев – 30 сентября 1954 года – принят на вооружение ВМС США.
17 января 1955 года «Наутилус» вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».
Не считая абсолютно новой энергетической установки «Марк-2», лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов U235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, продуктовых запасов и выносливости личного состава.

При этом однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн). В итоге всё вооружение «Наутилуса» составляли 6 носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды.

* * *
Как и в любом новом деле, не обошлось без проблем.

Еще в ходе постройки «Наутилуса», а конкретно – во время испытаний энергетической установки, произошел разрыв трубопровода второго контура, по которому насыщенный пар с температурой около 220 °C и под давлением 18 атмосфер поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод.

Причиной аварии, как установили в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А-106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала А-53. Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением.

Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб безшовными задержали окончание постройки «Наутилуса» на несколько месяцев.

После вступления лодки в строй по средствам массовой информации начали циркулировать слухи, будто бы личный состав «Наутилуса» получил серьезные дозы радиации вследствие недостатков в конструкции биозащиты. Сообщалось, что военно-морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений. Насколько верна эта информация, не известно до сих пор.

4 мая 1958 года на «Наутилусе», следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан-Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке. Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания. Легкий запах дыма приняли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из-за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.

Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шноркель. Однако эти меры не помогли, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель-генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания. Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из-под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около метра. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10-15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через четыре часа вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.
После прихода лодки в Сан-Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.

В мае 1958 года во время подготовки «Наутилуса» к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Неоднократные попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде – подготовка похода держалась в строгой тайне – скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи.
Половина этой жидкости (около 80 литров) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникало. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

10 ноября 1966 года во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике «Наутилус», выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец «Эссекс» (водоизмещение 33 тысяч тонн), столкнулся с ним. В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных устройств. В сопровождении эсминца «Наутилус» дошел своим ходом со скоростью около 10 узлов до военно-морской базы в американском Нью-Лондоне, преодолев расстояние около 360 миль.

* * *
22 июля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл-Харбора с целью достичь Северного полюса.

А началось всё с того, что в конце 1956 года начальник штаба ВМС адмирал Бэрк получил письмо от сенатора Джексона. Сенатора интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики. Это письмо было первой ласточкой, заставившей командование американского флота всерьез задуматься об организации похода к Северному полюсу. Правда, часть американских адмиралов считала затею безрассудной и была категорически против. Несмотря на это, командующий подводными силами Атлантического флота считал полярный поход делом решенным.

Андерсон начал готовиться к предстоящему походу с утроенным рвением. На «Наутилусе» была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас МК-19, который в отличие от обычных магнитных компасов действовал в высоких широтах. Перед самым походом Андерсон раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, маршрут которого совпадал с планируемым маршрутом «Наутилуса».
19 августа 1957 года «Наутилус» взял курс на район между Гренландией и Шпицбергеном. Первый пробный выход субмарины под паковый лед оказался неудачным. Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи «Наутилус» встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир «Наутилуса» принял решение вернуться назад, к кромке паков.
Искореженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали – даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.

Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса. Через пару часов после того как «Наутилус» пересек 86-ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать – в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.
В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира «Наутилуса» отправиться к полюсу снова.

Обдумывая это плавание, Андерсон подготовил письмо в Белый дом, в котором убедительно доказывал, что переход через полюс станет реальностью уже в следующем году. Из администрации президента дали понять, что командир «Наутилуса» может рассчитывать на поддержку. Идеей заинтересовался и Пентагон. Вскоре после этого адмирал Бэрк доложил о готовящемся походе самому президенту, который отнесся к планам Андерсона с большим энтузиазмом.

Операция должна была проводиться в атмосфере строгой секретности – командование опасалось новой неудачи. О деталях похода знала только небольшая группа людей в правительстве. Чтобы скрыть истинную причину установки на «Наутилусе» дополнительного навигационного оборудования, было объявлено об участии корабля в совместных учебных маневрах вместе с лодками «Скейт» и «Хафбик».

9 июня 1958 года «Наутилус» отправился в свое второе полярное плавание. Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. На четвертый день пути «Наутилус» приблизился к Алеутским островам. Зная, что дальше придется идти по мелководью, командир корабля скомандовал всплытие. «Наутилус» долго маневрировал в этом районе – искал удобную брешь в цепи островов, чтобы пробраться на север. Наконец, штурман Дженкинс обнаружил достаточно глубокий проход между островами. Преодолев первое препятствие, подводный корабль вошел в Берингово море.
Теперь «Наутилусу» предстояло проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Путь западнее острова Святого Лаврентия оказался полностью закрытым паковыми льдами. Осадка некоторых айсбергов превышала десяток метров. Они легко могли раздавить «Наутилус», прижав подводный корабль ко дну. Несмотря на то, что значительная часть пути была пройдена, Андерсон отдал приказ следовать обратным курсом.

Командир «Наутилуса» не отчаивался – возможно, восточный проход через пролив окажется более приветливым к редким гостям. Лодка вышла из сибирских льдов и взяла курс на юг от острова Святого Лаврентия, собираясь пройти в глубокие воды мимо Аляски. Следующие несколько дней похода прошли без приключений, и утром 17 июня субмарина достигла Чукотского моря.

И тут радужные ожидания Андерсона рухнули. Первым тревожным сигналом стало появление льдины девятнадцатиметровой толщины, которая шла прямо на подводный корабль. Столкновения с ней удалось избежать, но самописцы приборов предостерегали: на пути лодки – еще более серьезная преграда. Прижавшись к самому дну, «Наутилус» проскользнул под огромной льдиной на расстоянии всего полутора метров от нее. Избежать гибели удалось лишь чудом. Когда перо самописца наконец-то пошло вверх, указывая, что лодка разминулась с льдиной, Андерсон понял: операция провалена окончательно…

Капитан направил свой корабль в Перл-Харбор. Оставалась еще надежда, что в конце лета граница льда отодвинется к более глубоким районам, и можно будет предпринять еще одну попытку подобраться к полюсу. Но кто даст на нее разрешение после стольких неудач?

Реакция высшего военного ведомства США была немедленной – Андерсона вызвали в Вашингтон для объяснений. Командир «Наутилуса» держался молодцом, проявив упорство. Его доклад для старших офицеров Пентагона выражал твердую уверенность в том, что следующий, июльский, поход несомненно увенчается успехом. И ему дали еще один шанс.

Андерсон тут же начал действовать. Для наблюдения за ледовой обстановкой он выслал на Аляску своего штурмана Дженкса. Для Дженкса сочинили легенду, согласно которой он являлся офицером Пентагона, наделенным специальными полномочиями. Прибыв на Аляску, Дженкс поднял в воздух чуть ли не всю патрульную авиацию, которая ежедневно вела наблюдения в районе будущего маршрута «Наутилуса». В середине июля Андерсон, всё еще находившийся в Перл-Харборе, получил долгожданное известие от своего штурмана: ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, главное – не упустить момент.

22 июля атомная подлодка с затертыми номерами покинула Перл-Харбор. «Наутилус» шел на максимальной скорости. В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900-мильный путь от Перл-Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря.

1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. Провести «Наутилус» под ними было нелегко. Почти всё время Андерсон сам стоял на вахте.

Экипаж корабля был взволнован предстоящим событием, которое хотелось отметить должным образом. Некоторые, например, предлагали описать вокруг полюса двадцать пять небольших кругов. Тогда «Наутилус» смог бы войти в книгу рекордов Гиннеса как корабль, первым в истории мореплавания совершивший 25 кругосветных путешествий в одном походе. Андерсон справедливо считал, что о подобных маневрах не может быть и речи – слишком велика вероятность сбиться с курса. Командира «Наутилуса» волновали совсем другие проблемы. Чтобы пересечь полюс как можно точнее, Андерсон не отрывал взгляда от указателей электронавигационных приборов. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода – Северный географический полюс Земли – была достигнута.

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в Гренландское море. «Наутилусу» предстояло прибыть в район Рейкьявика, где должна была состояться секретная встреча. Вертолет, ожидавший подлодку в точке рандеву, снял с борта субмарины только одного человека – командира Андерсона. Спустя пятнадцать минут вертолет приземлился в Кефлавике рядом с готовым к отправке транспортным самолетом. Когда колеса самолета коснулись посадочной дорожки аэродрома в Вашингтоне, Андерсона уже ожидала машина, высланная из Белого дома – командира «Наутилуса» пожелал увидеть президент. После отчета об операции Андерсона снова вернули на борт лодки, которая за это время успел достичь Портленда.

Через шесть дней «Наутилус» и его командир с почетом входили в Нью-Йорк. В их честь был устроен военный парад…

* * *
Среди современных мифов есть и такой.
Рассказывают, будто бы на подводной лодке «Наутилус» проводились эксперименты по установлению телепатической связи.

Эту информацию озвучили в конце 1950-х годов два французских конспиролога – Луи Повель и Жак Бержье. Их статья не прошла мимо внимания советских органов, защищающих страну от потенциального агрессора. 26 марта 1960 года министр обороны маршал СССР Малиновский получил рапорт от инженера-полковника, кандидата наук Полетаева:

«В американских Вооруженных силах принята на вооружение телепатия (передача мыслей на расстояние без помощи технических средств) в качестве средства связи с подводными лодками, находящимися в плавании… Научные исследования по телепатии ведутся давно, но начиная с конца 1957 года в работу включились крупные исследовательские организации США: “Ренд Корпорейшен”, “Вестингауз”, “Белл телефон компании” и другие. В конце работ был проведен эксперимент – передача информации с помощью телепатической связи с базы на подводную лодку “Наутилус”, находившуюся в погруженном состоянии под полярными льдами на расстоянии до 2000 километров от базы. Опыт прошел успешно».

Министр, как и ожидалось, живо заинтересовался таким поразительным успехом потенциального противника. Были проведены несколько секретных совещаний с участием советских специалистов по парапсихологии. Обсуждалась возможность открытия работ по исследованию феномена телепатии в военном и военно-медицинском аспектах, однако в то время они закончились ничем.

В середине 1990-х корреспонденты чикагского журнала «Зис Уик» взяли серию интервью у капитана «Наутилуса» Андерсона. Его ответ был категоричен: «Опытов по телепатии совершено определенно не было. Статья Повеля и Бержье целиком ложная. 25 июля 1960 года, в день, когда, по утверждению авторов, “Наутилус” вышел в море, чтобы провести сеанс телепатической связи, лодка находилась в сухом доке в Портсмуте».

Эти высказывания были проверены журналистами по своим каналам и оказались правдой.
По мнению автора книги «Парапсихологическая война: угроза или иллюзия» Мартина Эбона за статьями о «Наутилусе» стоял… Комитет государственной безопасности СССР! Цель «утки», по версии автора, вполне оригинальная: убедить ЦК КПСС дать отмашку началу подобных работ в Союзе. Дескать, партийные руководители, воспитанные в духе догматического материализма, испытывали предубеждение против идеалистической парапсихологии. Единственное, что могло подтолкнуть их к развертыванию соответствующих исследований, это информация об успешных разработках за рубежом…

* * *
3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота и объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Конечно же ее назвали "Наутилус" - это имя подводной лодке капитана Немо, приключения которого Жюль Верн описал в своем фантастическом романе "20.000 лье под водой". Американский Наутилус являлся первой атомной подводной лодкой в мире. Она была спущена на воду 21 января 1954 года в США. Позже "Наутилус" стал означать определенный класс американских подводных лодок.

С Наутилусом связана одна интересная история - 3 августа 1958 года, примерно через 100 часов плавания, пройдя 3400 км, первая подводная лодка достигает Северного полюса. Подводники идут под бесконечными льдами Арктики на глубине около ста метров. Но такая работа требовала годы подготовки и дойти до него Наутилус смог только с пятой попытки. Впервые в истории подводного флота 3 августа 1958 года субмарина пересекает Северный полюс и снова возвращается к берегам Гренландии.

Это были годы непрерывной технологической гонки во время холодной войны, когда американцы спешили реабилитироваться из-за запущенного СССР "Спутника". В 1957 году он стал первым искусственный аппаратом, посланным человеком в космос. Обогнать неважно в чем Советский Союз в те годы было делом чести для Америки.

Таким образом американские военные заняли первое место в гонке под водой, хотя Советский Союз официально всегда отрицал прохождения "Наутилуса" в его территориальных водах Сибири.

Наутилус установил в свое время несколько рекордов для подводных лодок. Один из главных это беспрерывное подводное плавание более 90 часов на крейсерской скорости 20 узлов. Наутилус прошел за это время 1213 миль (2250 километров) . Лодка стояла на боевом дежурстве до 1972 года, потом она использовалась в учебных целях. С 6 июля 1985 года «Наутилус» переоборудован в музей подводных сил ВМС США. Желающие посмотреть на нее могут в гавани Гротона, находящейся штате Коннектикут.

На атомной энергии.

В декабре 1938 г., когда весь мир с тревогой взирал на агрессивные устремления фашизма, немецкие ученые-физики О. Ган и Ф. Штрасман открыли деление ядер урана в результате бомбардировки их нейтронами, а в начале 1939 г. австрийский физик Л. Майтнер дала правильную интерпретацию опытам Гана и Штрасмана, впервые ввела для этого понятие "деление ядра".

Об истории атомной энергетики написано много, поэтому не будем повторяться. Напомним только, что под руководством эмигрировавшего в США выдающегося итальянского физика Энрико Ферми 2 декабря 1942 г. впервые была осуществлена управляемая цепная реакция деления ядер урана. Это факт общеизвестный в отличие от некоторых событий, ему предшествовавших...

Еще 17 марта 1939 г. Ферми был приглашен в Вашингтон и на совещании, в котором участвовали ученые и офицеры ВМС США, подробно рассказал о тех возможностях, которые открывает для энергетики управляемая реакция ядерного распада. На совещании присутствовал человек, который сразу ухватился за эту идею применительно к подводному кораблестроению. Им был физик научно-исследовательской лаборатории ВМС США доктор Р. Ганн. В течение считанных дней, последовавших за информацией Ферми, Ганн при поддержке руководства Морского инженерного управления (ныне Управление кораблестроения) предпринял попытку получить средства для развёртывания работ по созданию атомной энергетической установки (АЭУ) для подводной лодки, но потерпел неудачу. Большинство научных авторитетов армии и флота не разделяло мнение о необходимости работ в области корабельной ядерной энергетики и считало, что все усилия науки и экономики США следует сосредоточить исключительно на создании атомной бомбы. Не помог и доклад, врученный 1 ноября 1939 г. президенту Ф. Рузвельту, в котором, в частности, говорилось:

...При расщеплении атомов урана выделяется огромное количество тепла. Если управлять цепной реакцией таким образом, что она будет развиваться постепенно, ее, очевидно, можно использовать как постоянный источник энергии для подводных лодок, что позволит обходиться без больших аккумуляторных батарей.

Только в ноябре 1944 г. представители ВМС США сумели убедить комитет, созданный для разработки рекомендаций по послевоенному развитию атомной энергии, в необходимости создания атомных подводных лодок (ПЛА). В декабре 1945 г. была разработана обширная программа строительства ПЛА, предложения по реализации которой в апреле 1946 г. Научно-исследовательская лаборатория ВМС США представила Управлению кораблестроения. Рекомендовалось, в частности, сосредоточить усилия на создании корабельных ядерных реакторов двух типов: на медленных и промежуточных нейтронах, применив в качестве теплоносителя воду и жидкий металл.

В основе работы АЭУ лежит превращение ядерной энергии в механическую путем использования атомного реактора как источника тепла, за счет которого вода превращается в пар. Таким образом, уместна аналогия между реактором и паровым котлом паросиловой установки, но с Той разницей, что пар в котле генерируется в результате сжигания органического топлива, а в АЭУ - за счет тепла, выделяющегося при делении ядерного горючего в реакторе. Принципиальное преимущество АЭУ вытекает из огромной концентрации ядерной энергии в веществе по сравнению с концентрацией химической энергии в органическом топливе. Так, если при сгорании одного килограмма дизельного топлива выделяется около 42 МДж теплоты, то такое же количество ядерного горючого дает теплоты в два миллиона раз больше. При этом (что особенно важно) АЭУ не нуждается в подводе атмосферного воздуха или другого окислителя, без которых не может обойтись ни один тепловой двигатель, работающий на органическом топливе.

АЭУ состоит из двух контуров. Вода первого контура, нагретая в активной зоне реактора, поступает в парогенераторы , где отдает теплоту воде второго контура, превращая ее в пар, поступающий в паротурбинную часть, мало чем отличающуюся от применяемых в обычных корабельных паросиловых установках. Таким образом, в АЭУ рассматриваемого типа теплоносителем является вода, а рабочим телом водяной пар.

Работы по созданию ПЛА велись ускоренными темпами. В 1948 г. был закончен проект АЭУ и заключен контракт на проектирование и строительство опытного реактора, а в августе 1949 г. утверждены тактико-технические данные первой ПЛА, которая была заложена в июне 1952 г. на верфи в Гротоне и названа Наутилусом . 21 января 1954 г. в присутствии президента США Эйзенхауэра Наутилус был спущен на воду, а 18 января 1955 г. вышел на испытания и командир передал в эфир открытым текстом "Идем под атомным двигателем ".

АПЛ Наутилус

При водоизмещении Наутилуса 3764/4040 т двухвальная АЭУ суммарной мощностью 9860 кВт обеспечивала скорость 20/23 уз. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тыс. миль при расходе 450 г 235U в месяц. Таким образом, продолжительность плавания практически зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.

Опыт создания первой ПЛА выявил много вопросов. Удельная масса АЭУ была очень велика - около 80 кг/кВт, из-за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Низкие удельные массовые показатели АЭУ объясняются конструктивной спецификой ее паропроизводительной части, масса которой на Наутилусе составляла около 85 % массы всей АЭУ.

Основной причиной утяжеления установки является биологическая защита, в состав которой входят свинец, сталь и другие материалы. В связи с этим возникает и другая сложность. Столь большую массу (около 740 т), сосредоточенную в одном отсеке, очень трудно согласовать с геометрией и массой подводной лодки в целом, которая после укомплектования всеми штатными грузами не должна иметь крена и дифферента.

В 1957 г. в США была построена вторая ПЛА Сивулф водоизмещением 3765/4200 т, реактор которой работал на промежуточных нейтронах, а в качестве теплоносителя применен жидкий натрий - металл с очень низкой температурой плавления. Расплавленный натрий циркулировал в первом контуре АЭУ, что позволяло при относительно небольшом давлении в контуре - порядка 600 кПа - резко поднять температуру в нем и за счет этого значительно увеличить параметры пара во втором контуре, повысив удельную мощность АЭУ при одновременном снижении ее удельной массы. Турбины Сивулфа работали на перегретом паре давлением 4000-4800 кПа с температурой 410-442°С. Для сравнения укажем, что к турбинам Наутилуса подводился насыщенный пар с давлением 1500-2500 кПа и температурой 200-250°С.

Управление кораблестроения США рассчитывало, что проектирование, строительство и эксплуатация двух первых лодок с разнотипными АЭУ позволит сравнить установки и выбрать оптимальный вариант. Но сравнение не удалось. Расплавленный натрий, как и другие щелочные металлы, химически агрессивен. В результате трубопроводы первого контура АЭУ Сивулфа быстро корродировали вплоть до появления свищей. Утечка натрия из первого контура и его высокая радиоактивность вынудили вначале отключить систему перегрева пара, что привело к снижению мощности установки до 80 %, а позже и вообще отказаться от применения на подводных лодках АЭУ с жидкометаллическим теплоносителем. В 1959 г. Сивулф вывели из состава флота и переоборудовали под АЭУ, аналогичную установленной на Наутилусе .

АЭУ произвела революцию в подводном плавании, открыв широкую перспективу существенного улучшения тактико-технических элементов подводных лодок. Уже первые ПЛА около 80 % ходового времени находились в подводном положении, а на отдельных переходах - до 98 %. Атомная установка позволила значительно увеличить энерговооруженность лодок. Даже на Наутилусе с далекой от совершенства АЭУ энерговооруженность в подводном положении составила 2,9 кВт/т, в то время как на дизель-электрических подводных лодках США той поры она не превышала 1,6 кВт/т.

Конечно, низкие удельные массовые показатели АЭУ являлись существенным тормозом к их внедрению в подводное кораблестроение. Правда, по мнению американских специалистов, следовало ожидать существенного уменьшения удельной массы АЭУ по мере их совершенствования. При этом указывалось, что для АЭУ мощностью 33 тыс. кВт удельная масса может составить 15-19 кг/кВт, что позволит разместить установку в три с лишним раза более мощную, чем на Наутилусе , в энергетических отсеках, по габаритам не превышающих такие же первой ПЛА. Но, как показало будущее, все оказалось намного сложнее.

Однако сам факт создания АЭУ для подводных лодок был впечатляющим. Единый двигатель для надводного и подводного хода лодки стал реальностью.

1. В 1948 году Соединенные Штаты закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора. В августе 1949-го утверждаются тактико-технические данные первой атомной подводной лодки, которая была заложена 14 июня 1952 года в присутствии тогдашнего президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне и названа «Наутилусом» (USS Nautilus, SSN-571). 21 января 1954 года в присутствии следующего президента — Эйзенхауэра — «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев, 30 сентября 1954 года, был принят на вооружение ВМС США. Экипаж «Наутилуса» состоял из 13 офицеров и 92 матросов. Лодка была оснащена шестью носовыми 533-миллиметровыми торпедными аппаратами и несла на борту 24 торпеды.

2. От дизель-электрических лодок «Наутилус» отличался не только наличием новой энергетической установки, но и конструкцией корпуса, расположением цистерн, помещений и оборудования. При водоизмещении около 4000 тонн корабль, оснащенный двухвальной атомной энергетической установкой марки «S2W» фирмы «Вестингауз электрик корпорейшн» суммарной мощностью 9860 кВт (13 800 л.с.), развивал скорость более 20 узлов.

3. 17 января 1955 года «Наутилус» впервые вышел в море, и его первый капитан Юджин Вилкинсон отправил в эфир историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии»).

4. В августе 1958 года «Наутилус» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса своим ходом. Годом ранее первая попытка подобного похода сорвалась. Зайдя под паковые льды, «Наутилус» попытался было всплыть в точке, где эхоледомер показал полынью, однако напоролся на дрейфующую льдину, серьезно повредив единственный перископ.

5. Конструкция «Наутилуса» имела существенные недостатки. Так, удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из-за чего на «Наутилусе» не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения. Один только корпус реактора весил около 35 тонн. В то время как вес биологической защиты, в состав которой входил свинец, сталь и другие материалы, достигала порядка 740 тонн. Проблемой лодки был и создаваемый ею шум. Работающие турбины давали такую вибрацию, что сонар становился бесполезным уже на скорости 4 узла. Лодка становилась «глухой», создаваемый шум демаскировал ее. Этот недостаток был учтен американцами при проектировании следующих АПЛ.

6. В «жизни» «Наутилуса» были и забавные эпизоды. Так, в мае 1958 года во время подготовки Наутилуса к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно-питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде (подготовка похода держалась в строгой тайне) скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи, чем неслыханно удивили владельцев магазинов. Половина этой жидкости (около 80 л) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникала. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

7. В августе 1960-го первая в мире АПЛ была приписана к 6-му Американскому флоту и впоследствии стала первой атомной лодкой на Средиземном море.

8. 3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота. 20 мая 1982-го корабль было объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. После дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» был отбуксирован в Гротон (штат Коннектикут). Здесь, в музее подводного флота США, первую в мире атомную подводную лодку могут посетить все желающие.

Русский язык. 10 класс. Практическое занятие № 2.

Тема занятия: Морфология.

Цель и задачи: научиться употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой; производить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи.

Вариант № 3.

Задание № 1. Определите род имен существительных, составьте и запишите словосочетания, согласуя с именами существительными прилагательные в нужном роде, числе, падеже.

Дитя (ср.р.) – презабавное дитя.

Городишко (м.р.)- шумный городишко.

Пенальти (м.р., ср.р.)- одиннадцатиметровый пенальти.

Кутюрье(м.р.) – известный кутюрье.

Манжета(ж.р.)- ажурная манжета.

Аэрозоль (м.р.) – пахучий аэрозоль.

Штемпель (м.р.) – старый штемпель.

Камикадзе (м.р.) – юный камикадзе.

Задание № 2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведенных ниже имен существительных.

Антресоли –антресолей.

Ущелья – ущелий.

Несчастья – несчастий.

Погоны – погон.

Рентгены – рентген.

Вафли – вафель.

Блюдца – блюдец.

Свечи – свеч, свечей.

Дрязги – дрязг.

Крестьяне – крестьян.

Сутки – суток.

Задание № 3. Образуйте форму множественного числа именительного падежа.

Сторож- сторожа.

Веер – вееры.

Бухгалтер – бухгалтеры.

Выговор – выговоры.

Ректор – ректоры.

Инженер – инженеры.

Дно – донья.

Живопись – живописи.

Счастье – счастья.

Тополь – тополя.

Задание № 4.Образуйте краткие формы следующих имен прилагательных.

Бдительный – бдителен; великолепный – великолепен; мягкий – мягок; тревожный – тревожен; редкий – редок; тонкий – тонок; опасный – опасен; культурный – культурен; постоянный – постоянен; беспочвенный – беспочвен; мужественный – мужественен; родственный – родственен; искусственный – искусственен.

Задание № 5 .Напишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.

  1. Водоизмещение экспериментальной подводной лодки «Наутилус» составляло около трех тысяч ста восьмидесяти тонн, длина – около девяноста двух метров, а мощность атомной силовой установки равнялась тринадцати целым четырем десятым тысяч лошадиных сил.
  2. В тысяча девятьсот девяносто третьем году, в честь двухсотлетия музея Лувр, в павильоне Ришелье открылось более ста семидесяти новых залов общей площадью около двадцати одной тысячи пятиста сорока метров.
  3. Железная дорога Петербург – Москва, построенная более ста пятидесяти лет назад, была знаменита ста восьмьюдесятью четырьмя мостами и отличалась от заграничных дорог тем, что ширина ее колеи равнялась тысяче пятьсот двадцати четырем мм, а не тысяче четырехсот тридцати пяти мм.

Задание № 6. Образуйте, если это возможно, деепричастия несовершенного вида от данных глаголов.

Говорить – говоря, сидеть – сидя.

Задание № 7. Исправьте ошибки.

Вопреки (чему?) указаниям; из-за наводнения погиб урожай пшеницы; в течении (сущ.) полноводной реки.

Практическое занятие № 1.

Тема занятия: Синтаксис. Синтаксические нормы.

Цель и задачи: овладеть синтаксическими нормами, выполнять грамматический анализ разных типов простых и сложных предложений, связанный с расстановкой в них знаков препинания, научиться выявлять и объяснять разного рода синтаксические ошибки.

Вариант № 3.

Задание № 1 . Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1)Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру. (безл.)2) Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (безл.) 3)В мезонине уже натоплено . (безл.) 4)Вообще там денег тратить не любили. (неопр. –личн.)5) Только давай выйдем как можно пораньше. (опр.-личн.)6) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (неопр.-личн.)7) Звон отбиваемых кос.(назыв.)

Задание № 2. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные)

А черное небо чертят огнистыми полосами падающие звезды. (двусост.) Как холодно, росисто! (односост.) Как хорошо жить на свете!(односост.)

Задание № 3. Укажите, каким членом предложения является выделенная форма.

1)Коса была обернута в жгут из соломы. (определ. - жгут (какой?) соломенный) 2) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил. (обст.- выскочил (откуда?) из чащи) 3)Варя из экономии (обст. – почему,по какой причине?) кормит всех молочным супом. 4) Он закричал от боли.(обст. – почему?) 5)От берега (обст. - откуда?) почти неслышно отчалила лодка. 6) Мы вынуждены были отказаться от вечерней прогулки.(дополн. – от чего?) 7) Дай мне ключ от шкафа.(опред. - ключ (какой?)

Задание № 4. Докажите, что в одних случаях выделенные слова и конструкции являются вводными, а в других – нет. Расставьте недостающие знаки препинания.

1)Ему теперь не с кем перемолвиться словом. (допол. – чем?) Дядя заменил мне собою отца, воспитывал меня на свой счет и, словом,(вводное слово – не является членом предложения) сделал для меня то, что не всегда сделает и родной отец.

2)Нет, друзья, во сто раз бывает хуже, это точно знаю я.(вводное предл.) Потугин точно и любил, и умел говорить.(обстоят.- любил (как? каким образом).

3) Бывает так, а бывает и наоборот. (обст. - образа действия)Вместо того, чтобы затормозить, он,наоборот, (вводное слово не является членом предложения) встал на козлах и отчаянно закрутил кнутом.

Задание № 5. Выделите грамматические основы предложений. Расставьте недостающие знаки препинания.

1)Мы с сестрой плакали, мать тоже плакала. 2) Глаза у всех устремились, и носы вытянулись по направлению к письму.3)Не только не видно нигде следов, но и самые комнаты были пусты. 4)У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку. (У Евсеича общий второстепенный член, запятая не нужна)

Задание № 6 . Выделите грамматические основы в сложноподчиненных предложениях, определите тип придаточного.

1)Не увлекайся до безрассудства, дабы не ощущать в себе измены русским обычаям.(придат. обстоятельст. причины) 2) Люди придумывали себе пороки, (для чего? С какой целью?) лишь бы не прослыть пресными.(придаточное цели)

Задание № 7. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Расставьте недостающие знаки препинания. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

  1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить.

Предложение повествовательное, сложное, бессоюзное. Связь между простыми предложениями бессоюзная; средство связи – интонация. Смысловые отношения выражаются в устной речи при помощи интонации, в письменной – знаками препинания.

  1. Зреет рожь - тебе заботушка, как бы градом не побилася, без дождей в жары не высохла, от дождей не положилася.

До появления шноркеля, дизельные лодки вынуждены были всплывать на поверхность каждые сутки на четыре часа для перезарядки батарей. Это безусловно увеличивало их обнаружение, а значит и уязвимость.

Устройство для работы двигателя под водой частично решило эту проблему.

Однако настоящим прорывом стало появление атомной подводной лодки, которая могла находиться в походе несколько месяцев, не всплывая на поверхность.

Во времена “холодной войны” соперничество СССР и США шло по многим «фронтам». Соперничество было не только в космосе, на земле или на воде, но и под водой.

Вот с чем сравнивают появление первой советской атомной подлодки: Историческая ее ценность не меньше, чем пилотируемого космического аппарата «Восток», на котором совершил полет космонавт №1 Юрий Гагарин, или крейсера «Аврора»”.

Наверное, по аналогии можно сравнить создание первой атомной подводной лодки USS Nautilus (SSN-571) с полётом американcких астронавтов на Луну. Даже трудно представить, что чувствовали люди, которые впервые шли в поход на этой лодке. Какие могли быть последствия радиации на людей при длительном пребывании возле реактора. Насколько это безопасно. Проект Конгресса США мог стать как настоящим триумфом, так и ужасной катастрофой.

Подводная лодка USS Nautilus (SSN-571) получила своё название благодаря знаменитому произведению Жуль Верна и в честь другой подводной лодки, участвующей во Второй мировой войне USS Nautilus (SS-168)

Руководил постройкой Хайман Джордж Риковер (англ. Hyman George Rickover, первоначально Хаим Риковер; 27 января 1900 — 8 июля 1986) — четырёхзвёздный адмирал флота США. Он известен как «отец атомного флота»

Хайман Риковер родился в еврейской семье в городке Маков Мазовецкий (в составе Российской империи, ныне Польша). После еврейских погромов в 1905 семья эмигрирует в Соединенные Штаты.

В первые годы эксплуатации подводная лодка с атомным двигателем устанавливает серию мировых рекордов.

В ответ на запуск спутника Советским Союзом, президент Эйзенхауэр приказывает военно- морским силам попытаться пересечь Северный полюс в подводном положении. 3 августа 1958, пройдя подо льдами, Nautilus достиг Северного полюса, став первым кораблем в истории человечества, прошедшим эту точку Земли своим ходом.



21 января 1954 года США спустили первую атомную подлодку USS Nautilus (SSN-571).

12 августа 1957 была построена первая советская подводная атомная лодка «Ленинский комсомол», первоначально К-3 .


17 июля 1962 года подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса Земли.


8 мая 2002 года подводная лодка USS Nautilus (SSN-571) закончила свой боевой путь и ушла на покой в том же городе, где была впервые спущена на воду 21 января 1954 года, город Гротон, штат Коннектикут. Буквально через дорогу от военно-морской базы, строящей подводные лодки, открыт музей подводных лодок.


Сейчас лодка открыта для посещения. Вход бесплатный. Я предлагаю вам заглянуть внутрь легендарной подводной лодки.


Пройдя торпедный отсек, вы попадаете в офицерскую столовую. Несмотря на обилие приборов, меню у офицеров было таким же как и у остальных членов экипажа.



В зависимости от ранга офицера, каюты были двухместными или трехместными.


Только капитан имел отдельную каюту.


Радист.

Канцелярия.

Капитанский мостик.



Навигатор.




Прямо под капитанским мостиком рули управления подводной лодкой.




Все пространство использовано по максимуму.




Место общего отдыха. Алтарь, то что не увидишь на советских подводных лодках.



Еда была доступна каждые шесть часов. Меню на подводной лодке было самое лучшее в армии. Кофе, мороженное в наличии.






Рядовой состав. Каюта на 7 - 6 человек.


Через торпедный отсек на выход.



Кроме самой лодки есть еще отдельный музей подводного флота.





Можно посидеть за штурвалом.



Сравнение технологий прошлого и будущего.




Виртуальные игры в ближайшем будущем.



Дальность поражения ракет.



Средство перемещения для морских котиков.





Бесшумные лодки-шпионы. Из короткометражного фильма удалось понять, что на создание подобной лодки в Советском Союзе были потрачены колоссальные средства, которые также послужили одной из множества причин крушения СССР.