ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Почему не разбился самолет на гудзоне. Чудо на Гудзоне

Источник: http://www.aviasafety.ru/inspection/investigations/815-a320-hudson-results

На основании проведенного расследования данного серьезного инцидента Национальный совет по безопасности на транспорте опубликовал более двадцати пяти новых рекомендаций по безопасности. При проведении расследования было установлено наличие серьезных проблем, которые, тем не менее, не помешали экипажу сохранить жизни всех 150 пассажиров и 5 членов экипажа рейса, вылетевшего 15 января 2009 года из нью-йоркского аэропорта Ла-Гвардия в Шарлотту. Через две с половиной минуты после взлета самолет столкнулся со стаей канадских гусей, причем в двигатели попали сразу несколько птиц. Это вызвало практически полную потерю тяги двигателей, в результате чего экипаж принял решение приводниться в реке Гудзон.

В отчете о расследовании отмечается, что только благодаря счастливой случайности в план для выполнения этого внутриконтинентального рейса был поставлен самолет, оборудованный средствами спасения при посадке на воду. Однако отмечено, что в некоторых случаях места размещения спасательных жилетов, веревок и надувных желобов либо были неудобны для использования, либо находились вне пределов досягаемости, либо функционировали не должным образом.

В докладе говорится, что некоторые меры по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях были либо проигнорированы, либо не могли быть выполнены в течение полных хаоса трех минут после столкновения. Экипаж потерял драгоценное время в попытках перезапустить двигатели, поскольку не знал, что вернуть их в рабочее состояние невозможно. После принятия решения о приводнении в Гудзоне экипаж не подготовил пассажиров к посадке на воду и не смог завершить чтение контрольной карты при отказе двигателей.

Надеть на себя спасательные жилеты и завязать их до посадки на воду успели только четверо пассажиров. Только 29 пассажиров смогли надеть спасательные жилеты, не завязывая их, причем десять из них сообщили, что достать жилет из-под кресла им удалось с большим трудом. Все отметили, что завязать на себе жилет очень сложно, поэтому они не успели это сделать.

При посадке в хвосте самолета образовалась трещина, в которую начала поступать вода. Из-за этого задействовать два хвостовых желоба, которые одновременно служат спасательными плотами, не удалось. Многие пассажиры, не попавшие в задействованные два передних желоба, в которых находилось 64 человека, стояли на крыльях по колено в холодной воде.

Самолет был также оборудован четырьмя спасательными линями, за которые пассажиры могли бы держаться, чтобы не упасть в воду, однако спасательные лини расположены в носовой и хвостовой части самолета, куда бортпроводники попасть не могли. При попадании в воду температурой 4 градуса был бы высок риск того, что это привело бы к многочисленным жертвам, поскольку в таких условиях у многих организм не выдерживает более 5 минут.

Благоприятным фактором явилось также то, что в акватории реки находились многочисленные катера и плавсредства, участвовавшие в речных работах. Благодаря их моментальной помощи всех удалось снять с воды.

В опубликованных Советом документах говорится, что технически экипаж мог вернуться на ВПП 13 в Ла-Гвардии. Однако с учетом времени, которое понадобилось для оценки ситуации, капитан Салленбергер принял наиболее приемлемое решение о выполнении посадки на воду. В докладе особо отмечается быстрота, с которой экипаж оценил имевшуюся информацию и принял решение, а также согласованная работа его членов.

Совет, прежде всего, рекомендует, чтобы все самолеты, даже те, которые выполняют полеты преимущественно над земной поверхностью, в обязательном порядке были оборудованы спасательными жилетами и плавающими подушками кресел каждого пассажира. Аналогичная рекомендация Федеральному управлению гражданской авиации в 2003 году была отозвана по соображениям экономии средств.

Совет по безопасности на транспорте также призвал к исследованию ситуации, когда пассажиры принимают при аварийных посадках сгруппировавшуюся позу - наклоняются вперед и охватывают голову руками. При новой форме кресел данная поза становится небезопасной. Во время посадки на воду два пассажира, принявшие эту позу в соответствии с рекомендациями, приведенными в листке с напоминаниями, что нужно делать в таких ситуациях, получили переломы плеч.

Чтобы пилоты не пытались запустить двигатели, которые находятся в неработоспособном состоянии, Совет рекомендовал Федеральному управлению гражданской авиации США провести совместные работы вместе с NASA и военными по разработке технологии, способной информировать пилотов о состоянии двигателей. Совет также дал рекомендации в отношении новых параметров посадки на воду, когда она выполняется при отказе обоих двигателей на малой высоте.

Выработаны рекомендации в отношении того, чтобы двигатели были более устойчивыми к прямому попаданию птиц. Управлению гражданской авиации рекомендовано провести исследования в отношении наличия взаимосвязи между ростом популяции крупных птиц, таких как канадские гуси и белые пеликаны, и количеством столкновений самолетов с ними. В ноябре прошлого года самолет А319 авиакомпании Frontier Airlines столкнулся со стаей снежных гусей, что привело к отключению одного двигателя и серьезному повреждению другого. Самолет вернулся на аэродром вылета, где произвел аварийную посадку.

Если столкновения с крупными птицами продолжатся, Совет будет рекомендовать пересмотр сертификационных стандартов для того, чтобы двигатели могли оставаться в работоспособном состоянии и после столкновения с более крупными птицами. В случае с самолетом А320 столкновение произошло с птицами весом около 4 килограмм, в то время как двигатели рассчитаны на попадание птиц до 2 килограмм. Двигатели более нового поколения выдерживают столкновения с четырехкилограммовыми птицами, однако в природе есть виды, весящие более 6 килограмм.



Морозным днем в январе 2009 года самолет компании US Airways вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия куда-то в Северную Каролину. Через две минуты после взлета в него влепилась стая гусей, выведя из строя оба двигателя. Еще через несколько минут командир экипажа Чесли Салленбергер, которого все, естественно, называли Салли (Том Хэнкс), и второй пилот Скайлc (Аарон Экхарт) посадили аэробус посреди реки Гудзон, прямо напротив Манхэттена. Никто из 150 пассажиров не погиб, одна стюардесса поранила ногу.

Иствуд, основываясь, в частности, на быстро выпущенной , с максимальной достоверностью реконструирует недавнюю удивительную историю. Страна носит Салли на руках, его портреты на всех первых полосах, Обама зовет его на инаугурацию (этого в фильме уже нет). Тем временем развивается невидимая миру - но центральная для фильма, которому необходим конфликт, - профессиональная драма: комиссия авиационного ведомства пытается выяснить, не проще ли было посадить самолет менее эффектно, в одном из ближайших аэропортов, и вроде бы склоняется к тому, что да, проще.

Русский трейлер «Чудо на Гудзоне»

«Чудо на Гудзоне», как и всякое, впрочем, чудо, первым делом вызывает скепсис. Старенький Иствуд в очередной раз исследует природу американского героизма, Том Хэнкс в очередной раз играет американского героя, и все это выглядит как фильм «Экипаж» (с Дензелом Вашингтоном, не наш) минус водка и кокаин (то есть самое интересное).

И действительно картина местами может показаться пресной или даже приторной. Нерв «Снайпера» , предыдущей работы Иствуда, с которой трудно избежать сравнения, бился из-за того, что герой убил 150 человек, - достижение все-таки небесспорное. Салли 150 человек спас: о чем тут, по идее, говорить. Даже если самолет можно было посадить традиционным способом, кого это по-настоящему волнует, кроме авиакомпании, - победителей не судят. Борьба хорошего с лучшим, усы щеточкой, делающие сразу двух главных героев (особенно Экхарта) похожими на добродушных псов, телефонные переговоры с любимой женой (Лора Линни), аплодисменты в пабах, объятия незнакомых людей, эфир у Леттермана и так далее.

Но это не более чем событийная канва, которую Иствуд излагает со свойственной ему в последние годы строгой прямолинейностью. То, что происходит на экране на самом деле, наоборот, развенчание героизма или, точнее, романтического мифа о нем. Чуда, утверждает Иствуд, не было. Триумфальные три минуты стали возможны только потому, что до этого у Салленбергера были 40 лет полетов. Уже в реке люди не погибли от переохлаждения, потому что рядом оказался паром и оперативно сработали спасатели. Что-то сделал второй пилот, что-то диспетчер, что-то стюардессы, что-то сами пассажиры. Иначе говоря, посадить аэробус на воду не подвиг; подвиг - каждое утро надевать штаны, идти на работу и пытаться делать ее хорошо.


© Каро Премьер

Это нехитрое соображение - как раз то, что всю дорогу не дает покоя Салленбергеру, пока его качает толпа, и, возможно, именно об этом думают Клинт Иствуд и Том Хэнкс, получая очередной «Оскар». Оба, профессионалы до мозга костей, здесь выступают подчеркнуто неброско, почти сухо. Хэнкс, переигравший уже все, кажется, грани человеческого достоинства, опять находит в положительном до зубовного скрежета персонаже какие-то уникальные нюансы. Иствуд в разговорных сценах кажется пассивным, но когда дело доходит до главного номера, собственно катастрофы, режиссерское хладнокровие творит чудеса - даже не в IMAX эти сцены пробирают до мурашек. «Чудо на Гудзоне» с его аллюзиями к 11 сентября и кризису 2008-го - гимн Нью-Йорку и, конечно, это дань уважения Чесли Салленбергеру, но в сущности это глубоко непафосный фильм - и именно поэтому он так неотразим. Похлопать пилоту, говорит он, можно совсем не обязательно при посадке. Да и не обязательно пилоту.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены - если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

Лётчик высшего класса

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Чесли Салленбергер. Фото: www.globallookpress.com

Особо опасные гуси

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений - он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным - самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

Река Гудзон. Фото: www.globallookpress.com

Мы садимся на воду

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся - в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было - Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Обломки самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок - снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением - самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя - на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Чесли Салленбергер обходит салон того самого самолёта. Фото: www.globallookpress.com

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

Реальность:
Дата 15 января 2009 года и рейс 1549 Нью-Йорк - Шарлотт - Сиэтл навсегда войдут в историю мировой авиации. Спустя полторы минуты после взлёта лайнер Airbus A320 авиакомпании US Airways столкнулся со стаей гусей, в результате чего оба двигателя практически мгновенно вышли из строя. Избежать катастрофы со 155 жертвами удалось лишь благодаря высочайшему профессионализму экипажа, осуществившему приводнение многотонного самолета на воды реки Гудзон. Все пассажиры и члены экипажа спаслись, обошлось без жертв и тяжелых ранений.

Фильм:
В 2016 году на экраны вышел фильм под названием «Чудо на Гудзоне», режиссером выступил Клинт Иствуд, а главную роль пилота Чесли Салленбергера блистательно исполнил Том Хэнкс. «Чудо на Гудзоне» подробно рассказывает о происшествии и подвиге экипажа.

Поначалу могут возникнуть вопросы, как из полета, длившегося от взлета до приводнения всего лишь пять минут, можно сделать полноценный художественный фильм? Основную часть фильма занимает послеполетное расследование, где по полочкам разбирают происшествие. Убеленный сединами Том Хэнкс выглядит очень убедительно и заставляет переживать не только саму аварию, но и последующие попытки обвинить пилотов в случившемся.

Фильм похож на документальный, каких-либо расхождений с реальными событиями нет. Это именно тот случай, когда реальная история оказывается интереснее выдуманных сюжетов.

Я, конечно, любитель авиации, поэтому, как и многие мои друзья, могу пересматривать этот фильм и каждый раз восхищаться слаженной работой экипажа и выдержкой капитана.

На мой взгляд, нам не хватает таких фильмов, которые на примере реальных людей учат самым лучшим человеческим качествам. Хотя попытки есть, в одной из частей «Ёлок» вплетен сюжет о героической посадке Ту-154 авиакомпании «Алроса» на заброшенный аэродром в тайге. Удалось спасти и самолет и людей. Легендарный самолет, кстати, до сих пор летает. Его можно часто увидеть в аэропорту Домодедово.

Книга:
После просмотра фильма мне захотелось прочитать книгу. И здесь меня ждал приятный сюрприз.

Я не представлял, что книга окажется еще интереснее чем фильм. Если в кино рассказывается о происшествии и последующих за ним событиях, то в книге подробно рассказан путь становления Лётчик от пятилетнего пацан до того самого рейса. В фильм не вместилось множество сюжетных линий и сцен, подробнейшим образом изложенных в книге. Первый самостоятельный полет Чесли Салленбергер осуществил в шестнадцать лет, затем служил военным пилотом. На протяжении всей своей жизни летчик уделял огромное внимание безопасности полетов. Вся карьера Салленбергера подвела его к тому, чтобы благодаря профессионализму, знаниям и опыту в самый ответственный час удалось избежать самого страшного.

Очень важно, что в книге идет речь далеко не только об авиации. Там и отношения с близкими, и взаимовыручка, и общие рассуждения о жизни с точки зрения пилота. Это позволяет лучше понять и проследить путь Чесли. Книга из тех, что читаются на одном дыхании, заставляют думать и чувствовать. Технические подробности никоим образом не перегружают изложение, но все значимые детали указаны. Отдельно в конце книги, в приложениях приведены схема полета и расшифровка записи бортового самописца. Эти сухие документы еще раз напоминают, что история произошла на самом деле.

Книжный вариант «Чуда на Гудзоне» не дублирует, а дополняет экранизацию, раскрывая биографию целеустремленного живого человека, со своими сложностями и проблемами.

Моя оценка: однозначно 5/5!

Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.

Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.

Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".

Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".

О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.

"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.

Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".

Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.

Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".

Швартовка с неба

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .

Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.

На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.

Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.

Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

ДОСЬЕ "РГ"

Самые удивительные посадки

17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.

12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.

22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.

, Санкт-Петербург