ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы. Оффшорные финансовые центры Оффшорные финансовые центры мировой экономики

Оффшор - термин, применяемый для мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций.

Впервые термин «оффшор» появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем

географической избирательности. Другими словами, компания территориально

переместила деятельность, которую правительство США желало регулировать и

контролировать, за пределы возможной досягаемости налоговых органов. Таким образом,

термин "оффшор" является не юридическим понятием, а экономико-географическим.

Оффшорные зоны это особый вид свободной экономической зоны (СЭЗ) . В них концентрируется, как правило, банковский и страховой бизнес, через них осуществляется инвестиционная деятельность, экспортно-импортные операции, а также операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность. Оффшорные зоны это территории, которые привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым контролем, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.
Возникновение оффшорных зон не было случайным. Оно было обусловлено рядом

объективныхпричин, как внутренних, так и внешних.

В первую очередь это существовавшая необходимость в подобных образованиях и возможность их создания. Так. например, в послевоенное время многие колонии получили независимость, и именно на их территориях образовалось большое количество оффшорных зон. Мировая экономика, оправившись после войны, начала бурно развиваться. Всем странам приходилось искать конкурентные преимущества, чтобы получать выгоды от международной торговли,

развивать промышленное производство. Бывшим колониям было нелегко конкурировать с

развитыми странами, так как они были большей частью их сырьевыми придатками, без

развитой промышленности. Создание оффшорных зон для этих стран было одним из 5



самых легких путей, так как не требовало больших вложений капитала, и не требовало

большого времени – для этого достаточно было создать соответствующее

законодательство.

Другой предпосылкой к созданию оффшорных зон послужило то. что государство вследствие немногочисленного населения, отсутствия высокодоходных крупных предприятий, с которых можно получить достаточные налоговые платежи, не могло собрать достаточную сумму для финансирования всех государственных нужд (содержания аппарат управления, армии, системы правосудия и др). Однако получить необходимые финансовые средства можно за счет иностранных граждан и компаний

Так Оффшорные зоны получают капиталы за счет регистрационных и годовых сборов от оффшорных компаний, а также в качестве налоговых платежей, если таковые предусмотрены статусом оффшорной зоны.

Внешними предпосылками для создания оффшорных зон были жесткие, а порой

жестокие, налоговые условия в большинстве развитых стран, несовершенное налоговое

законодательство и естественное желание компаний и людей, обладающих большим

капиталом и большими доходами, платить меньше налогов. Т. е основная причина возникновения и стремительного развития оффшорного бизнеса является противоречие между желанием государства полностью контролировать экономическую ситуацию на своей территории и нежеланием граждан быть подконтрольными и отдавать значительную часть своей прибыли в виде налогов.

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой кредитные и иные учреждения (национальные, иностранные) осуществляют операции с нерезидентами в иностранной для данной страны валюте. При этом для зарегистрированных в этих центрах учреждений (компаний) создается особо льготный налоговый режим, вплоть до полного освобождения от налогообложения

Оффшорные зоны сосредоточены в основном в нескольких точках земного шара см(доп листы):
Карибский бассейн – о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада;
Средиземноморье – Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр;
Европа – Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия;
Арабские страны – Ливан, ОАЭ, Бахрейн;
Африка – Сейшельские острова, Либерия;
Азиатско-Тихоокеанский регион – Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины

Оффшорные центры подразделяются на два основных типа: оффшорные территории и юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения.

1) Первый - это собственно оффшорные территории, которые официально признаны в мире, и юрисдикции, которые относятся к "налоговым гаваням" это преимущественно страны с немногочисленным населением и малой территорией. За терминологией ООН, они называются мини-государствами. Для них характерным является отсутствие налога на прибыль для иностранных "льготных" компаний. Но это преимущественно в значительной степени обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и особенно договоров об избежании двойного налогообложения. Сюда относится большое количество оффшорных центров мира, например, остров Мен, Гибралтар, Багамские острова, Теркс, Кайкос и другие.

2) Ко второму типу относятся юрисдикции с "умеренным" уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными оффшорными территориями. Здесь чаще всего собирается "умеренный" (а иногда и достаточно значительный) налог на прибыль. Но такой "недостаток" с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства вполне компенсируется тем, что такие юрисдикции, связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Кроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного рода деятельности, в первую очередь, холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются в качестве промежуточных пунктов для перевода доходов и капиталов из одной страны в другую. При этом в качестве конечного пункта такого перевода выступают оффшорные компании, которые зарегистрированы в общеизвестных налоговых гаванях.

Зонами "умеренного" налогообложения обычно считаются полностью "респектабельные" государства Западной Европы: Швейцария, Голландия, Австрия, Ирландия, Бельгия.

3) Существует и ряд "комбинированных" юрисдикций, в которых совмещаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие "оптимальные" юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Важнейшим фактором классификации ОФЦ является также характеристика соответствующих лъгот , которые предоставляются оффшорными юрисдикциями:

Которые не облагают своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);

Которые облагают налогами только доход, получаемый в данной стране, но не облагают налогом доходы, которые поступают из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

В некоторых получаемый там доход не облагается налогом, но облагается доход, получаемый из-за границы (Монако);

Территории, где облагается налогом доход, получаемый за рубежом, однако, налоговые ставки слишком низкие - ниже 1% (острова Гернси, Джерси или Шарп);

В которых облагаются налогами накопленные богатства (материальные ценности), а не текущий доход (Уругвай);

В которых позволяется применять разные комбинации из льготных налоговых правил, которые создают в особенности выгодные условия для физических лиц.

Их доходы здесь совсем освобождены от налогов или отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе такими центрами является Андорра, Ирландия, Монако, за пределами Европы - Багамские, Бермудские, Каймановы острова, Французская Полинезия или острова Святого Варфоломея.

Таким образом, оффшорные зоны - это один из самых распространённых и эффективных видов налоговых убежищ. Они выгодны как для предприятий, контролирующих оффшорные фирмы, так и для стран и территорий, участвующих в оффшорной практике. Предприятие максимизирует прибыль за счёт минимизации налогов, а оффшорная зона стимулирует приток капиталов. капиталоёмкого оборудования, товаров, уменьшает последствия низкого развития национальной экономики, неравномерного развития регионов, безработицы, колониального прошлого.

1) юрисдикции, где доходы не облагаются никакими налогами с целью притока капиталов;

Здесь предоставляется возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаний которые зарегистрированы в данной стране, но осуществляют деятельность за её пределами. Причём такие компании не имеют права нарушать соответствующее законодательство, что и составляет отличие первого типа «налоговой гавани» от другого:»При нарушении каких - либо обязательных условий деятельности возможно налогообложение доходов, а также применение штрафных санкций за нарушение налогового и гражданского права». Данный тип оффшорных зон свойственен таким карликовым островным государствам, как Багамские, Бермудские, Каймановы острова.

2) налоговые гавани, отличающиеся льготным налогообложением отдельных видов деятельности, например, банковской;

наблюдается в таких странах и территориях, как Вирджинские, Канарские, Нидерландские Антильские острова, Гибралтар) Иордания, Либерия, Лихтенштейн, Монако Зерногория, Ингушетия в России.

3) оффшорные зоны с существенно пониженным уровнем ставок налогообложения доходов;

Пониженными ставками облагают доходы ряд стран и территорий, которые применяют комбинированный порядок обложения двойственный как третьему типу,так и второму, т.е. для одних видов доходов предусматривается полное освобождение от налогообложения с других видов доходов устанавливается пониженный уровень ставок. Кроме ряда стран, названных выше, такой порядок свойственен Бельгии, Кипру, Израилю, Мальте, Швейцарии, ряд стран, где действуют свободные экономические зоны, существует льготное налогообложение иностранных компаний, действующих в данной стране (например Венгрия).

4) территории и государства со специальным (льготным) налогообложением холдинговых компаний;

Специальный режим налогообложения холдинговых компаний практикуется в таких старнах, как Австрия, Грмания, Дания, Испания, Люксенбург, Нидерланды, Великобритания, Франция, Швейцария.

5) государства с высоким уровнем налогообложениями по которым предприятиям-нерезидентам предоставляются льготы;

Юрисдикция пятого типа, предусматривающая при определенных условиях, что зарегистрированная в стране иностранная компания не может считаться резидентом, отличает такие страны и территории, как Барбадос, Гибралтар, Гренада, Ирландия, Сингапур.

6) государства, применяющие территориальный принцип налогообложения.

к шестой группе относятся Коста-Рика, Гонконг, Ливан, Малайзия, Панама, Южно-Африканская республика. Здесь действует принцип территориальности обложения доходов. Как правило, в каждой «налоговой гавани», например, в Сингапуре, действует несколько типов налоговых юрисдикции

(англ. off-shore вне берега) - термин, применяемый для обозначения специфических мировых финансовых центров, а также некоторых видов банковских операций. Оффшорные территории возникают, как правило, в странах с льготным или нулевым налогообложением, где взимается только фиксированный ежегодный сбор.

Практика создания банков на оффшорных территориях распространилась после Второй мировой войны. Основной причиной возникновения и развития оффшорных финансовых центров были слишком высокие ставки налогов на доходы банков в развитых странах и развивающихся странах.
Постепенная отмена валютных ограничений в развитых странах способствовало снижению роли этого фактора, но он действует поныне.

В современных условиях ни одно крупное международное банковское объединение не может обойтись без создания или филиала, или дочернего банка в зонах с льготным налогообложением. Валютные ограничения и валютный контроль в тех или иных формах существуют практически во всех развитых странах, что сокращает возможности расширения сферы услуг, предоставляемых национальным клиентам, а также ограничивает возможности банков по участию в международных финансовых операциях. В странах Западной Европы наибольшее распространение валютные ограничения имели в 50-60-е годы. Ограничения на валютные операции клиентов приводили к тому, что эти операции стали осуществляться за рубежом.

Страны с переходной экономикой активно пользуются услугами оффшорных финансовых центров. Нестабильность внутреннего экономического положения и многочисленные запреты стимулируют отток капиталов из этих стран. Опасаясь конфискаций их государственных мер за нарушение правил валютных операций, многие субъекты экономической деятельности стремятся разместить свои капиталы в банках тех стран, которые не позволяют обращений на взыскание имущества таких нарушителей. Валютные ограничения в странах с переходной экономикой часто не дают банкам возможности предоставить полный комплекс услуг своим реальным и потенциальным клиентам, что ставит эти банки в худшие условия по сравнению с их зарубежными конкурентами.

Правительства в экономически нестабильных странах часто используют валютные ограничения как средство мобилизации внутренних дополнительных ресурсов в кризисные периоды, несмотря на то, что несвоевременное выполнение национальными банками и другими кредитными учреждениями своих обязательств по отношению как национальных, так и иностранных контрагентов подрывает международную репутацию этих стран. Общей тенденцией и для развитых стран, и для развивающихся стран, является ужесточение правил ведения банковской деятельности. Они предусматривают завышенные требования к минимальному уставному капиталу банков и кредитных учреждений, жесткие условия получения лицензии на банковскую деятельность, высокие стандарты по раскрытию информации, дополнительные требования к банкам, привлекающим вклады физических лиц, ограничения на инвестиционную деятельность, запрета на осуществление определенных операций, на основания дочерних предприятий в отдельных сферах экономики. В целом ряде стран банки вынуждены подавать огромные по объему отчеты. Практически во всех странах обязательным является аудиторское подтверждение налоговой и специальной банковской отчетности. Регулирование центральными банками деятельности кредитных учреждений нередко ограничивает самостоятельность коммерческих банков в принятии экономических решений. Создание оффшорного банка позволяет полностью или частично снимать перечисленные проблемы.

Преимущества оффшоров и требования к оффшорным центрам.

Как уже отмечалось, налоговый фактор является решающим для переноса части банковских операций в оффшорные центры. При выборе конкретного места для основания банка особое внимание уделяется не только режима налогообложения самой кредитного учреждения, но и тем налоговым условиям, которые создаются для клиентов этого банка. Основными преимуществами банков, основанных в оффшорных зонах, являются:

Доступ на международные рынки для привлечения и размещения ресурсов в обход ограничений, установленных национальным законодательством;

Льготный режим налогообложения прибыли, что создает возможность аккумуляции ресурсов и последующего их распределения;

Возможность использовать кредиты, предоставленные оффшорным банкам, для минимизации налогообложения в странах с высокими ставками налога на прибыль;

Начисленные и выплаченные проценты по депозитам в банках, зарегистрированных в оффшорных зонах, не подлежат налогообложению;

Существенная экономия средств при создании такого банка и поддержке его текущей деятельности.

Выбор конкретного места для основания оффшорного банка всегда осуществляется с учетом его целей и задач. Банковские учреждения для выполнения ограниченных функций в налоговых сберегательной схеме обычно создаются в тех странах, имеющих благоприятные условия для соглашений во избежание двойного налогообложения доходов с теми странами, в которых предусматривается получение дохода. Банки, предназначенные для реальных операций и обслуживания независимых клиентов, основывают, как правило, в странах с минимальным уровнем налогообложения и отсутствием норм валютного регулирования. Банки, которые создаются только с целью минимизации налоговых обязательств учредителей, регистрируют преимущественно в тех странах, которые одновременно отвечают следующим условиям:

Доходы нерезидентов не облагаются;

Не облагаются источника дохода, который распределяется;

Нет валютных ограничений на операции банков;

Расходы на регистрацию и текущее обслуживание банка приемлемы;

Есть возможность проведения широкого круга операций через полноценные банковские учреждения.

Следует заметить, что большинство традиционных офшорных центров не отвечают всем указанным, а в ряде случаев и дополнительным специфическим требованиям учредителей. Так, в некоторых традиционных оффшорных центрах, где не облагаются доходы предприятий с особым статусом, для осуществления кредитных операций необходимо получить лицензию центрального банка, а условия получения такой лицензии несовместимы с условиями приобретения льготного налогового статуса. В ряде стран не являются удовлетворительными условии сохранения банковской тайны. Многие страны предоставляют налоговые льготы только в отношении доходов предприятий с особым статусом, но доходы такого предприятия, которые распределяются, например, в форме дивидендов, подлежащих налогообложению "у источника" по высоким ставкам. Последнее характерно для так называемых инвестиционных или холдинговых центров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

оффшорный финансовый центр

Введение

Оффшорные центры появились как реакция на мировую экономику во время антииндустриальной революции. Именно на этом фоне началась трансформация заморских территорий Великобритании, Каймановых островов и Британских Виргинских островов, в оффшорные финансовые центры, т.е. в такие центры которые пытаются привлечь иностранный бизнес за счет либеральной правительственной политики, так же их еще называют оффшорные финансовые юрисдикции.

Все оффшорные финансовые услуги были выбраны как способом ведения деятельности в сложившемся политическом климате, предоставления надежного убежища для имущества, так и путем сокращения расходов на администрирование.

В 1980х годах лидерами оффшорной инновации стали Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Гонконг. А уже 1990е годы стали началом признания Европой, и в меньшей степени Соединенными Штатами, влияния, которое оказывали оффшорные финансовые центры на экономику их стран.

Вообще причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Экономика оффшорных финансовых центров позволяет предпринимателям выстоять в условиях жестокого климата, сложившегося у них на родине.

1. Оффшорные финансовые центры

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Оффшорный финансовый центр - термин, используемый МВФ (Международный валютный фонд) и рядом других международных организаций. В литературе встречаются также иные термины: оффшорная зона, оффшор, налоговый рай, налоговая гавань, убежище и ряд других.

Основной целью использования ОФЦ является минимизация налоговых обязательств как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения компании. Это происходит путем "легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения". Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.

Для отнесения территории государства (или его части) к оффшорным центрам, как правило, используется четыре основных критерия:

коммерческие операции осуществляются нерезидентами, которые не имеют права вести деятельности на территории страны регистрации;

финансовые нормы и корпоративное законодательство построены таким образом, чтобы максимально облегчить деятельность иностранных компаний;

обеспечение режима секретности и гарантия конфиденциальности финансовой деятельности;

наличие льготных налоговых режимов.

Территории, с выше названными признаками, в работах иностранных исследователей и документах МВФ получили название «Оффшорные финансовые центры», а российские исследователи, кроме этого названия используют целый ряд понятий, таких как налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай, финансовые гавани, фискальные оазисы, финансовые центры налоговых гаваней и т.д. Все эти понятия подчеркивают значение оффшорного бизнеса для оптимизации налогообложения. Однако в этом случае не принимается во внимание тот факт, что часто оффшорные финансовые центры используются в первую очередь не для уменьшения налоговых платежей, а для решения других задач, связанных с движениемфинансовых потоков. Поэтому, учитывая, что для ведения оффшорного бизнеса необходим определенный юридический статус, то все территории, осуществляющие оффшорную деятельность могут быть объединены общим понятием «оффшорная юрисдикция», имеющая налоговую или финансовую специализацию, а иногда их сочетание.

МВФ считает, что следующее характеристики соответствует оффшорному финансовому центру:

* Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с не резидентами;

* Финансовые системы с внешними активами и пассивами выходящее за пределы национальных финансовых посредников, и направленные на финансирование национальной экономики.

* Центры, которые предоставляют некоторые или все из следующих услуг: низкий или нулевой налог, умеренное или светло-финансовое регулирование банковской тайны и анонимности.

Мнения оффшорных финансовых центров, как правило, поляризовано. Критики утверждают, что они умывают налоги с богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют незаконной деятельности, такой, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом риска в рамках правового корпоративного занавеса.

Сторонники же указывают на то, что авторитетные оффшорные финансовые центры играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговли, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, позволяя законно управлять рисками и финансовым планированием, а так же на молчаливую поддержку оффшорных центров со стороны правительства Соединенных Штатов (которые содействуют оффшорным финансовым центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций), на Соединенное Королевство (которое активно содействует оффшорным финансовым услугам в Карибско-зависимых территориях, чтобы помочь им диверсифицировать свою экономику и содействовать Британскому рынку еврооблигаций).

Верным остается тот факт, что в последнее время оффшорные финансовые центры привлекают много больше внимания, чем в прошлом, и международные инициативы, выдвинутые ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering -- FATF)) и МВФ оказывают значительное воздействие на оффшорные финансовые промышленности.

Большинство оффшорных центров из принципа значительно укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывания денег и других ключевых регулировок деятельности. 23 февраля 2007 года "Экономист" опубликовал обзор оффшорных финансовых центров, хотя журнал был исторически очень враждебно настроены по отношению к ОФЦ, доклад представляет собой переход к весьма значительно более благоприятному мнению о роли оффшорного финансирования, заключение: "... хотя и международные инициативы, направленные на уменьшение финансовой преступности можно только приветствовать, более широкая озабоченность ОФЦ является чрезмерной. Хорошо зарекомендовали себя юрисдикции всех сортов, независимо от того, номинальные они или оффшорные, это является положительным для мировой финансовой системы.

В современной мировой экономике по данным МВФ насчитывается 69 оффшорных финансовых центров, которые расположены на всех континентах и во всех регионах мира.

Особой концентрацией отличаются Западное полушарие, где находится 22 центра:

в США штаты: Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, Делавэр;

в Карибском бассейне: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова;

в Центральной и Южной Америке: Панама, Уругвай.

Европа, где функционируют 19 ОФЦ: Австрия; Кипр; Гибралтар; Лихтенштейн; о.Мэн и Джерси; Нидерланды.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находятся 17 ОФЦ: Австралия; о.Кука; Гонконг; Сингапур; о. Лабуан в Малайзии; Науру; Фиджи.

Намного меньше оффшорных финансовых центров на Ближнем Востоке, всего 6: Бахрейн; Дубаи; Израиль; Ливан; Оман; Кувейт.

и в Африке -5: Либерия; Джибути; Сейшельские острова; Танжер в Алжире; Маврикий.

По определению ОЭСР, следует различать девять форм оффшорной деятельности: (1) страхование, (2) финансы и лизинг, (3) управление фондами, (4) банковское дело, (5) режим для компаний, являющихся штаб-квартирами, (6) режим дистрибьюторских центров, (7) режим сервисных центров, (8) режим для судоходных компаний, (9) смешанные виды деятельности.

В начале 21 века деятельность оффшорных финансовых центров как институциональной формы оффшорного бизнеса стала объектом внимания таких международных организаций как ФАТФ, МВФ, ОЭСР, ООН, ЕС и др., которые признали двоякую роль ОФЦ в глобальной экономике, которая заключается в следующем:

Во-первых, оффшорные финансовые центры являются мощным перераспределительным механизмом в сфере международного движения финансового капитала. Положительные темпы роста мировой экономики оказывают стимулирующее воздействие на оффшорный капитал. Посредством ОФЦ и налоговых гаваней, оффшорный капитал существенно влияет на все страны мира за счет «глобальной связи» между финансовыми рынками всех стран.

Во-вторых, оффшорный капитал оказывает влияние на уровень корпоративного налогообложения в развитых странах; увеличивает доход ТНК и, следовательно, стимулирует процесс реинвестирования и цикличного движения оффшорного капитала при расширении филиальной сети ТНК; обеспечивает высокий уровень жизни в странах, установивших оффшорную юрисдикцию; стимулирует развитие рынка финансовых услуг.

В-третьих, особенность оффшорного капитала состоит в том, что при его перераспределении, происходит его приумножение, и, следовательно, происходит рост его финансовых оборотов, что приводит к появлению беспокойства мирового сообщества по поводу его стабильности, легальности и принадлежности.

Несмотря на столь важную роль ОФЦ для мировой экономики международные организации считают необходимым постоянное совершенствование их деятельности по таким параметрам, как «чистота» и прибыльность оффшорных операций, финансовые гарантии, политическая стабильность и т.д.

2. Влияние конкуренции на оффшорные финансовые центры

Результатом роста конкуренции и специализации ОФЦ является расширение спектра их услуг и внедрение передовых информационных технологий, обеспечивающих бесперебойное проведение оффшорных трансакций, что является важным обстоятельством для многих участников валютных и финансовых рынков. Кроме того создание современной инфраструктуры позволяет ОФЦ получать большую оффшорную ренту за счет диверсификации предлагаемых оффшорных финансовых услуг и созданной инфраструктуры. Причем инфраструктура ОФЦ включает комплекс разнообразных законодательных актов, позволяющих зарегистрировать любую юридически подходящую для инвестора компанию. Стремясь отобрать часть бизнеса у уже существующих ОФЦ, новые оффшорные юрисдикции стремятся предлагать новый продукт или иметь преимущества перед другими давно функционирующими центрами для того, чтобы выжить. Жесткая конкуренция ведет к специализации оффшорных финансовых центров на определенных услугах:

Бермудские острова - страхование;

Люксембург, Дублин и о.Гернси - инвестиции;

о. Джерси - оффшорные трасты;

Британские Виргинские о-ва - международные бизнес-компании;

Каймановы и Багамские о-ва - оффшорные банки.

Необходимо отметить, что при выборе оффшорной юрисдикции немаловажную роль играет и географический аспект.

Все эти факторы определяют стремительное развитие оффшорных финансовых центров. Их «популярность» среди крупных корпораций и банков бесспорна. По оценке МВФ, на 69 ОФЦ приходится 3,1 % мирового ВВП, 25% накопленных финансовых активов мира, через оффшоры ежегодно проходит до 50% финансовых ресурсов мира, в тоже время на их территории проживает лишь 1,2% населения мира. Суммарный объем финансовых ресурсов, размещенных в оффшорах, составляет 6-7 трлн.долл., в том числе на личные сбережения приходится 3-4 трлн.долл., на портфельные инвестиции - 1,7 трлн. долл.

Для снижения конкуренции оффшорным центрам приходится постоянно диверсифицировать свою деятельность и углублять специализацию, предоставляя услуги по регистрации предпринимательских структур, ведущих деятельность в различных сферах - торговой, банковской, страховой, финансовой, инвестиционной, судоходстве и др.; а также предпринимательским структурам с учетом организационно-правовой формы (компании с ограниченной ответственностью, партнер шипы) или гражданско-правовой формы (холдинги и трасты). Они существенно различаются по уровню государственного контроля за порядком инкорпорации и деятельности зарегистрированных нерезидентных компаний.

Учитывая, что в последнее десятилетие усилия международных экономических организаций направлены на повышение национальных стандартов и их гармонизацию с международными нормами в банковской, страховой, инвестиционной деятельности, а также в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов, ОФЦ сосредоточили сбою деятельность на следующих направлениях:

Для создания оффшорных компаний, главным образом, международных предпринимательских корпораций (International Business Companies - IBC), которые в ОФЦ как компании с ограниченной ответственностью, используются для владения собственностью и ведения предпринимательской деятельности, выпуска акций или облигаций, умножения капитала другими известными способами. Нередко резиденты ОФЦ используют институт номинальных директоров и акционеров для сокрытия личностей фактических владельцев компании.

В целях лицензирования банковской деятельности ТНК создают оффшорный банк для ведения операций в иностранной валюте или для финансирования совместных предприятий за рубежом. Дочернюю компанию со 100%-ой собственностью зарегистрированный в ОФЦ предоставляет как правило агентские услуги и услуги управления фондами, ведение отчетности.

Для страховой деятельности создаются страховые компании для управления риском и минимизации налогообложения, для перестрахования определенных рисков, застрахованных материнской фирмой, и снижения объема резервирования и объема уставного капитала.

Особое место занимают схемы с участием международных корпораций зарегистрированных в ОФЦ с целью размещения ценных бумаг, обеспеченных активами; для формирования портфеля закладных, займов, кредитных карточек и др., в целях увеличения объема капитала при более низких налоговых ставках, либеральных правилах инкорпорирования и деятельности.

ОФЦ предлагают свои услуги физическим лицам и малым предприятиям с низкими душевыми доходами и нестабильной банковской системой, которые стремятся хранить активы за рубежом с целью защиты от падения национальных валют, неустойчивости национальных банков и слабого валютного контроля. Иногда физические лица, сталкивающиеся с неограниченной ответственностью в юрисдикциях регистрации, стремятся реструктурировать свою собственность через офшорные трасты.

6. Налоговое планирование может быть использовано как физическими лицами (индивидуальное планирование), так и юридическими лицами (корпоративное налоговое планирование). В первом случае преимущества преференциального налогового режима применяют богатые физические лица с помощью создания оффшорных компаний, трастов и некоторых других формирований. Есть различные схемы налогового планирования. Самой простейшей является «голландский сэндвич», когда на пути следования зарубежных доходов, полученных дочерней компании, в страну местонахождения материнской компании регистрируется холдинговая компания в одной из европейских стран. Данная страна должна иметь межгосударственное двустороннее соглашение с государством дочерней фирмы об избежании двойного налогообложения, а также предоставлять особые льготы холдинговым структурам. Еще одна схема - трансфертное ценообразование в рамках ТНК, которые активно участвуют в ОФЦ для минимизации налоговых платежей.

3. Регулирование деятельности оффшорных финансовых центров

Такие особенности оффшорных финансовых центров, как существование анонимных банковских счетов, отсутствие обязательности идентификации клиентов, недостаточно эффективно работающие органы юстиции, отсутствие договоров об оказании правовой помощи при проведении расследований финансовых преступлений, и ряд других делают их привлекательными для легализации доходов, полученных преступным путем.

Следующие обстоятельства затрудняют борьбу с "отмыванием" денег в ОФЦ:

Оффшорные финансовые центры расположены на территории суверенных государств, которые, в соответствии с нормами международного права, обладают на своей территории всеми присущими государству суверенными правами;

Финансовый сектор, нередко наряду с туризмом, является основой формирования доходной части бюджетов ОФЦ;

Через ОФЦ наряду с финансовыми операциями преступных организаций проходит довольно значительная часть операций транснациональных корпораций и других компаний, действующих в сфере легального бизнеса в целях снижения уровня налогообложения. Эти компании обычно имеют большой вес при принятии политических и экономических решений в своих странах;

Наряду с коммерческими предприятиями ОФЦ в отдельных случаях используют и государства, в частности для операций по торговле оружием" Существует определенная дилемма как для международных организаций, в той или иной мере регулирующих деятельность ОФЦ, так и для оффшорных финансовых центров непосредственно. Необходимо при помощи сбалансированного подхода на международном уровне установить препятствия использования ОФЦ для противоправной деятельности, в то же самое время не ограничивая или затрудняя использование преимуществ ОФЦ законопослушным бизнесом.

Проблемы, порождаемые деятельностью ОФЦ, имеют масштабы, не позволяющие их игнорировать. Однако, попытки поставить под контроль деятельность в оффшорных зонах столкнутся с множеством политических и международно-правовых проблем. Тем не менее, оффшорные финансовые центры и их деятельность привлекли внимание различных международных организаций, которые в той или иной мере пытаются оказать регулирующее воздействие на ОФЦ.

Российская Федерация не остается в стороне от усилий мирового сообщества в рассматриваемой сфере и поддерживает инициативу по повышению прозрачности оффшорных финансовых центров и борьбе с налоговыми убежищами. Разработка и следование единым стандартам в отношении взаимодействия с оффшорными финансовыми центрами, повышение прозрачности их деятельности должны предотвращать возможности использования таких центров в противоправных целях, задействования их систем для финансовой подпитки терроризма.

Временный комитет МВФ совместно с Форумом финансовой стабильности (далее - ФФС) и "Большой семеркой" неоднократно выражали озабоченность по поводу деятельности ОФЦ. В докладе министров финансов стран "Большой семерки", принятом в Окинаве 21 июля 2000 г., признаются потенциальные угрозы международной финансовой системе со стороны тех оффшорных финансовых центров, которые не соответствуют международным стандартам. Особое внимание вызывают отсутствие эффективного финансового контроля; строгие правила о банковской тайне, препятствующие проведению расследования; условия, способствующие отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также совершению иных финансовых преступлений. В 2000 году многие оффшорные финансовые центры ощутили на себе усиление давления с различных сторон. Форумом финансовой стабильности 25 мая был опубликован список "не сотрудничающих" государств и территорий. 22 июня ФАТФ опубликовал свой так называемый "черный" список государств и территорий, "не сотрудничающих" в области борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем. Наконец, 26 июня Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) опубликовала собственный список "налоговых гаваней". В общей сложности девять государств попали во все три списка: три в Карибском бассейне (Багамские острова, Сент-Киттс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины), четыре в Тихоокеанском регионе (Ниуэ, Науру, Острова Кука и Маршалловы острова), а также Панама и Лихтенштейн.

Благодаря обсуждению данной проблематики в рамках различных международных форумов, включая Временный комитет МВФ, Форум финансовой стабильности, а также на встречах министров финансов стран "Большой семерки", была создана Рабочая группа (Working Group on Offshore Centers) для изучения деятельности ОФЦ и степени их влияния на глобальную финансовую стабильность.

Перед названной Рабочей группой были поставлены следующие задачи:

дать оценку деятельности ОФЦ и той роли, которую они играют или могут играть в создании угроз для стабильности глобальной финансовой системы;

оценить соблюдение ОФЦ международных стандартов;

предложить рекомендации, направленные на соблюдение международных стандартов теми ОФЦ, которые неспособны или отказываются придерживаться стандартов в сфере регулирования оффшорной деятельности, что приводит к слабому регулированию и неэффективному либо отсутствующему как таковому сотрудничеству и транспарентности в этой области.

В докладе Рабочей группы были рассмотрены ключевые проблемы, характерные для большинства ОФЦ, среди которых:

неудовлетворительная должная осмотрительность при создании и лицензировании новых компаний и финансовых учреждений; неудовлетворительные правила раскрытия информации;

отсутствие возможности получения информации о деятельности финансовых учреждений, инкорпорированных в ОФЦ, включая сведения о вкладчиках и контрагентах, о деятельности за пределами ОФЦ;

недостаток ресурсов, для осуществления эффективного контроля над дочерними компаниями или филиалами иностранных банковских учреждений местными контрольными органами;

отсутствие политической воли улучшить качество регулирования в этой области; отсутствие сотрудничества с контролирующими органами не оффшорных юрисдикций;

наличие законов о повышенной конфиденциальности, препятствующих обмену информацией.

Оффшорные финансовые центры были подразделены на три группы:

в первую группы вошли ОФЦ, которые в целом сотрудничают с оффшорными государствами и имеют достаточно высокий уровень надзора за финансовыми операциями, а также придерживаются при их проведении международных стандартов. Это такие ОФЦ, как: Гонконг, Люксембург, Сингапур, Швейцария, Дублин (Ирландия), острова Гернси, Джерси, Мэн;

вторую группу составили те ОФЦ, национальное законодательство которых предусматривает механизмы надзора за проведением финансовых операций, и которые осуществляют международное сотрудничество, однако их уровень и качество нуждаются в существенном улучшении. В этой группе находятся: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермудские острова, Гибралтар, Лабуан, Макао, Мальта, Монако;

к третьей (самой обширной) группе, по мнению Форума финансовой стабильности, относятся ОФЦ, имеющие низкий уровень качества надзора за проведением финансовых операций, не участвующие в международном сотрудничестве с другими государствами, а также не стремящиеся придерживаться в своей деятельности международных стандартов. Среди них: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Маврикий, Науру, Нидерландские Антильские острова, Ниуэ, Панама, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лючия, Сент-Винсент и Гренадины, Западное Самоа, Сейшельские острова, Багамские острова, Теркс и Кайкос, Вануату.

4. Оффшорные банковские центры

Оффшорный банковский центр -- финансовый центр, где можно проводить операции, которые не подпадают под национальное регулирование и не считаются составляющей экономики.

Основная причина возникновения оффшорных финансовых центров прежде всего заключалась в существовании весьма высоких ставок налогов на доходы банков в развитых странах и странах, которые развиваются.

Причинами привлекательности оффшорных финансовых центров как для иностранных, так и для местных субъектов хозяйствования есть:

выполнение посреднических функций для заемщиков и депонентов;

минимальное официальное регулирование;

практически отсутствуют налоги и контроль за управлением портфельными инвестициями;

деятельность иностранных банков на их территории оказывает содействие увеличению занятости местного населения;

повышение уровня жизни в странах размещения оффшорных банковских центров благодаря накоплению средств от выдачи лицензий, расходов банков и других платежей.

К общим чертам оффшорных банковских центров можно отнести такие:

почти отсутствие регулирования движения средств;

международная основа операций;

высокоэффективные средства связи и транспортная инфраструктура; надежные взаимоотношения с финансовыми органами власти промышленно развитых стран; внутренняя политическая стабильность;

обеспечение тайны соглашений;

эффективное функционирование центральных банков;

основной или альтернативный английский язык;

расположение в часовых поясах, которые находятся между поясами основных рынков; высококвалифицированная рабочая сила.

Международный опыт свидетельствует, что оффшорные банки создаются с целью:

получение доступа к международной сети корреспондентских отношений;

обеспечение внешнеторговых сделок материнской компании и афилёваних финансовых и коммерческих структур;

расширение спектра банковских услуг национальных банков;

использование оффшорных банков для работы на национальных рынках;

кредитование национальных коммерческих и финансовых структур через оффшорные банки с целью минимизации налогообложения в странах с высокими ставками налога на прибыль;

доступ к международным финансовым организациям;

эмиссии финансовых продуктов;

оптимизация внутрифирменных финансовых потоков.

Существуют определенные виды оффшорных банковский центров, среди которых различают так называемые бумажные центры, которые сохраняют документацию, а банковские операции проводят в незначительных размерах или не проводят совсем, и функциональные центры, которые осуществляют депозитные операции и предоставляют займа.

Существует три типа оффшорных банковских центров:

I тип -- нью-йоркская модель -- предусматривает специальные формально установленные договоренности с такими авторитетными финансовыми центрами, как Нью-Йорк, Токио, Сингапур. На этих рынках устанавливаются специальные счета отдельно от внутренних, и эти счета свободные от ограничений, которые относятся к внутреннему финансовому рынку (например, резервные требования). Существует корпоративное налогообложение; местный гербовый сбор (на рынке Токио), может допускаться (Сингапур), а может не допускаться налогообложение деловых ценных бумаг (рынок Нью-Йорку, Токио);

II тип -- лондонская модель. В Лондоне, Гонконге финансовые соглашения свободные от ограничений, независимо от того, резиденты или нерезиденты являются участниками рынка. В этих городах офшорный рынок - это просто офшорные соглашения между нерезидентами, так как внутреннее и внешнее соглашения объединенные. На офшорных рынках данной модели существует корпоративное налогообложение и допускается налогообложение деловых ценных бумаг;

III тип -- «налоговое хранилище». К данному типу офшорных рынков относят рынки Багамских и Кайманових островов. На этих рынках соглашения заключаются нерезидентами и совсем не облагаются налогами, отсутствуют корпоративное налогообложение и налогообложения деловых ценных бумаг, но существуют регистрационные взносы и плата за лицензии.

Заключение

Причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Таким образом, под оффшорными центрами понимаются страны и территории, предлагающие льготные налоговые режимы зарегистрированным иностранным компаниям, не ведущим деятельность на территории страны регистрации. Для этих территорий присущи два основных критерия:

низкое налогообложение;

нерезидентный статус зарегистрированной компании, акции которой принадлежат иностранцам, и которая не имеет права вести деятельность на территории страны регистрации.

Вместе с тем, наиболее часто оффшорные банки играют роль центров по управлению капиталом и обслуживают ограниченный круг клиентов. Обычно это дочерние фирмы материнского предприятия, а также определенные группы предприятий, вступившие в финансовый пул. Оффшорный банк может обслуживать зарубежные филиалы фирмы (включая другие оффшорные компании). На базе оффшорных банков могут осуществляться операции с различными валютами, в частности открываться счета в иностранных валютах.

Список литературы

Платонова И.Н. Эволюция стратегии оффшорного бизнеса: взгляд из будущего / И.Н. Платонова // Финансы, деньги, инвестиции. - 2008. - №4.-3-7

http://www.ajsconsulting.ru/article/money_offshore/

http://fin-result.ru/finansovyj-rynok9.html

http://www.taxc.ru/fin_taxc.html

http://www.nalogi.net/razn_prew.htm?id=102

http://www.dsexpress.com/index.php?option=com_content&task=view&id=212&Itemid=110#5

http://www.evroazia.com/offshore/787.htm

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и использование оффшорных компаний. Использование лицензионных компаний. Оффшорные банки, процедура их учреждения. Основная информация о регистрации и функционировании. Страховые и финансовые оффшорные компании. Минимальный уставный капитал.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Условия, необходимые для возникновения оффшорных компаний. Цели, которые преследует государство, создавая оффшорную зону. Использование возможностей оффшорного бизнеса. Технополисная концепция развития экономики. Функциональные элементы технополиса.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Анализ специфики ведения оффшорного бизнеса как способа легального планирования налогов. Опыт передовых стран мира. Пути повышения эффективности использования оффшорных зон, а также возможности применения оффшоров в экономике Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2013

    Определение понятий "свободные экономические зоны", "оффшорная юрисдикция", "оффшорная зона". Характеристика основных оффшорных зон по регионам мира и на территории РФ. Деятельность развитых стран по регулированию международного оффшорного бизнеса.

    эссе , добавлен 14.12.2009

    Экономико-географическое положение Кипра и развитие предпринимательства. Формы организации бизнеса, доступные иностранным инвесторам. Размеры налоговых ставок стран Средиземноморского региона. Оффшорные компании и суда. Условия внешней торговли.

    реферат , добавлен 04.12.2009

    Основные понятия и роль мировой финансовой системы, особенности ее структуры. Роль мировых финансов в мировой финансовой системе. Источники финансовых ресурсов для международного бизнеса. Виды финансовых ресурсов. Анализ проблем мировой финансовой среды.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2014

    Понятие оффшорного бизнеса. Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию. Положительные моменты и перспективы существования оффшорных зон на территории страны.

    реферат , добавлен 18.06.2015

    Определения офшора и офшорного центра, их месторасположение. Классификация офшорных зон и их влияние на экономику. Тенденция и основные этапы развития офшорного бизнеса. Анализ антиофшорного законодательства. Прогноз перспектив развития офшорного бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2013

    Специализация ведущих финансовых центров. Лондон как крупнейший финансовый центр мира. Роль слияний и поглощений фирм на мировом финансовом рынке. Понятие международного (мирового) финансового центра. Роль доллара как ведущей международной валюты.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2011

    Выделение понятия оффшорного бизнеса и оффшорных зон, принципов организации и управления данного бизнеса, рассмотрение состояния оффшорного бизнеса в настоящее время и определение перспектив его развития. Налогообложение предприятий в оффшорных зонах.

1. Оффшорные финансовые центры

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Оффшорный финансовый центр - термин, используемый МВФ (Международный валютный фонд) и рядом других международных организаций. В литературе встречаются также иные термины: оффшорная зона, оффшор, налоговый рай, налоговая гавань, убежище и ряд других.

Основной целью использования ОФЦ является минимизация налоговых обязательств как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения компании. Это происходит путем "легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения". Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.

Для отнесения территории государства (или его части) к оффшорным центрам, как правило, используется четыре основных критерия:

коммерческие операции осуществляются нерезидентами, которые не имеют права вести деятельности на территории страны регистрации;

финансовые нормы и корпоративное законодательство построены таким образом, чтобы максимально облегчить деятельность иностранных компаний;

обеспечение режима секретности и гарантия конфиденциальности финансовой деятельности;

наличие льготных налоговых режимов.

Территории, с выше названными признаками, в работах иностранных исследователей и документах МВФ получили название «Оффшорные финансовые центры», а российские исследователи, кроме этого названия используют целый ряд понятий, таких как налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай, финансовые гавани, фискальные оазисы, финансовые центры налоговых гаваней и т.д. Все эти понятия подчеркивают значение оффшорного бизнеса для оптимизации налогообложения. Однако в этом случае не принимается во внимание тот факт, что часто оффшорные финансовые центры используются в первую очередь не для уменьшения налоговых платежей, а для решения других задач, связанных с движениемфинансовых потоков. Поэтому, учитывая, что для ведения оффшорного бизнеса необходим определенный юридический статус, то все территории, осуществляющие оффшорную деятельность могут быть объединены общим понятием «оффшорная юрисдикция», имеющая налоговую или финансовую специализацию, а иногда их сочетание.

МВФ считает, что следующее характеристики соответствует оффшорному финансовому центру:

* Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с не резидентами;

* Финансовые системы с внешними активами и пассивами выходящее за пределы национальных финансовых посредников, и направленные на финансирование национальной экономики.

* Центры, которые предоставляют некоторые или все из следующих услуг: низкий или нулевой налог, умеренное или светло-финансовое регулирование банковской тайны и анонимности.

Мнения оффшорных финансовых центров, как правило, поляризовано. Критики утверждают, что они умывают налоги с богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют незаконной деятельности, такой, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом риска в рамках правового корпоративного занавеса.

Сторонники же указывают на то, что авторитетные оффшорные финансовые центры играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговли, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, позволяя законно управлять рисками и финансовым планированием, а так же на молчаливую поддержку оффшорных центров со стороны правительства Соединенных Штатов (которые содействуют оффшорным финансовым центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций), на Соединенное Королевство (которое активно содействует оффшорным финансовым услугам в Карибско-зависимых территориях, чтобы помочь им диверсифицировать свою экономику и содействовать Британскому рынку еврооблигаций).

Верным остается тот факт, что в последнее время оффшорные финансовые центры привлекают много больше внимания, чем в прошлом, и международные инициативы, выдвинутые ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering -- FATF)) и МВФ оказывают значительное воздействие на оффшорные финансовые промышленности.

Большинство оффшорных центров из принципа значительно укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывания денег и других ключевых регулировок деятельности. 23 февраля 2007 года "Экономист" опубликовал обзор оффшорных финансовых центров, хотя журнал был исторически очень враждебно настроены по отношению к ОФЦ, доклад представляет собой переход к весьма значительно более благоприятному мнению о роли оффшорного финансирования, заключение: "... хотя и международные инициативы, направленные на уменьшение финансовой преступности можно только приветствовать, более широкая озабоченность ОФЦ является чрезмерной. Хорошо зарекомендовали себя юрисдикции всех сортов, независимо от того, номинальные они или оффшорные, это является положительным для мировой финансовой системы.

В современной мировой экономике по данным МВФ насчитывается 69 оффшорных финансовых центров, которые расположены на всех континентах и во всех регионах мира.

Особой концентрацией отличаются Западное полушарие, где находится 22 центра:

в США штаты: Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, Делавэр;

в Карибском бассейне: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова;

в Центральной и Южной Америке: Панама, Уругвай.

Европа, где функционируют 19 ОФЦ: Австрия; Кипр; Гибралтар; Лихтенштейн; о.Мэн и Джерси; Нидерланды.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находятся 17 ОФЦ: Австралия; о.Кука; Гонконг; Сингапур; о. Лабуан в Малайзии; Науру; Фиджи.

Намного меньше оффшорных финансовых центров на Ближнем Востоке, всего 6: Бахрейн; Дубаи; Израиль; Ливан; Оман; Кувейт.

и в Африке -5: Либерия; Джибути; Сейшельские острова; Танжер в Алжире; Маврикий.

По определению ОЭСР, следует различать девять форм оффшорной деятельности: (1) страхование, (2) финансы и лизинг, (3) управление фондами, (4) банковское дело, (5) режим для компаний, являющихся штаб-квартирами, (6) режим дистрибьюторских центров, (7) режим сервисных центров, (8) режим для судоходных компаний, (9) смешанные виды деятельности.

В начале 21 века деятельность оффшорных финансовых центров как институциональной формы оффшорного бизнеса стала объектом внимания таких международных организаций как ФАТФ, МВФ, ОЭСР, ООН, ЕС и др., которые признали двоякую роль ОФЦ в глобальной экономике, которая заключается в следующем:

Во-первых, оффшорные финансовые центры являются мощным перераспределительным механизмом в сфере международного движения финансового капитала. Положительные темпы роста мировой экономики оказывают стимулирующее воздействие на оффшорный капитал. Посредством ОФЦ и налоговых гаваней, оффшорный капитал существенно влияет на все страны мира за счет «глобальной связи» между финансовыми рынками всех стран.

Во-вторых, оффшорный капитал оказывает влияние на уровень корпоративного налогообложения в развитых странах; увеличивает доход ТНК и, следовательно, стимулирует процесс реинвестирования и цикличного движения оффшорного капитала при расширении филиальной сети ТНК; обеспечивает высокий уровень жизни в странах, установивших оффшорную юрисдикцию; стимулирует развитие рынка финансовых услуг.

В-третьих, особенность оффшорного капитала состоит в том, что при его перераспределении, происходит его приумножение, и, следовательно, происходит рост его финансовых оборотов, что приводит к появлению беспокойства мирового сообщества по поводу его стабильности, легальности и принадлежности.

Несмотря на столь важную роль ОФЦ для мировой экономики международные организации считают необходимым постоянное совершенствование их деятельности по таким параметрам, как «чистота» и прибыльность оффшорных операций, финансовые гарантии, политическая стабильность и т.д.

Теневой сектор финансового рынка.

Теневая экономика (также скрытая экономика, неформальная экономика) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика - это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

Введение

Оффшорные центры появились как реакция на мировую экономику во время антииндустриальной революции. Именно на этом фоне началась трансформация заморских территорий Великобритании, Каймановых островов и Британских Виргинских островов, в оффшорные финансовые центры, т.е. в такие центры которые пытаются привлечь иностранный бизнес за счет либеральной правительственной политики, так же их еще называют оффшорные финансовые юрисдикции.

Все оффшорные финансовые услуги были выбраны как способом ведения деятельности в сложившемся политическом климате, предоставления надежного убежища для имущества, так и путем сокращения расходов на администрирование.

В 1980х годах лидерами оффшорной инновации стали Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Гонконг. А уже 1990е годы стали началом признания Европой, и в меньшей степени Соединенными Штатами, влияния, которое оказывали оффшорные финансовые центры на экономику их стран.

Вообще причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Экономика оффшорных финансовых центров позволяет предпринимателям выстоять в условиях жестокого климата, сложившегося у них на родине.

Оффшорные финансовые центры

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Оффшорный финансовый центр - термин, используемый МВФ (Международный валютный фонд) и рядом других международных организаций. В литературе встречаются также иные термины: оффшорная зона, оффшор, налоговый рай, налоговая гавань, убежище и ряд других.

Основной целью использования ОФЦ является минимизация налоговых обязательств как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения компании. Это происходит путем "легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения". Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.

Для отнесения территории государства (или его части) к оффшорным центрам, как правило, используется четыре основных критерия:

коммерческие операции осуществляются нерезидентами, которые не имеют права вести деятельности на территории страны регистрации;

финансовые нормы и корпоративное законодательство построены таким образом, чтобы максимально облегчить деятельность иностранных компаний;

обеспечение режима секретности и гарантия конфиденциальности финансовой деятельности;

наличие льготных налоговых режимов.

Территории, с выше названными признаками, в работах иностранных исследователей и документах МВФ получили название «Оффшорные финансовые центры», а российские исследователи, кроме этого названия используют целый ряд понятий, таких как налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай, финансовые гавани, фискальные оазисы, финансовые центры налоговых гаваней и т.д. Все эти понятия подчеркивают значение оффшорного бизнеса для оптимизации налогообложения. Однако в этом случае не принимается во внимание тот факт, что часто оффшорные финансовые центры используются в первую очередь не для уменьшения налоговых платежей, а для решения других задач, связанных с движениемфинансовых потоков. Поэтому, учитывая, что для ведения оффшорного бизнеса необходим определенный юридический статус, то все территории, осуществляющие оффшорную деятельность могут быть объединены общим понятием «оффшорная юрисдикция», имеющая налоговую или финансовую специализацию, а иногда их сочетание.

МВФ считает, что следующее характеристики соответствует оффшорному финансовому центру:

* Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с не резидентами;

* Финансовые системы с внешними активами и пассивами выходящее за пределы национальных финансовых посредников, и направленные на финансирование национальной экономики.

* Центры, которые предоставляют некоторые или все из следующих услуг: низкий или нулевой налог, умеренное или светло-финансовое регулирование банковской тайны и анонимности.

Мнения оффшорных финансовых центров, как правило, поляризовано. Критики утверждают, что они умывают налоги с богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют незаконной деятельности, такой, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом риска в рамках правового корпоративного занавеса.

Сторонники же указывают на то, что авторитетные оффшорные финансовые центры играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговли, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, позволяя законно управлять рисками и финансовым планированием, а так же на молчаливую поддержку оффшорных центров со стороны правительства Соединенных Штатов (которые содействуют оффшорным финансовым центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций), на Соединенное Королевство (которое активно содействует оффшорным финансовым услугам в Карибско-зависимых территориях, чтобы помочь им диверсифицировать свою экономику и содействовать Британскому рынку еврооблигаций).

Верным остается тот факт, что в последнее время оффшорные финансовые центры привлекают много больше внимания, чем в прошлом, и международные инициативы, выдвинутые ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering -- FATF)) и МВФ оказывают значительное воздействие на оффшорные финансовые промышленности.

Большинство оффшорных центров из принципа значительно укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывания денег и других ключевых регулировок деятельности. 23 февраля 2007 года "Экономист" опубликовал обзор оффшорных финансовых центров, хотя журнал был исторически очень враждебно настроены по отношению к ОФЦ, доклад представляет собой переход к весьма значительно более благоприятному мнению о роли оффшорного финансирования, заключение: "... хотя и международные инициативы, направленные на уменьшение финансовой преступности можно только приветствовать, более широкая озабоченность ОФЦ является чрезмерной. Хорошо зарекомендовали себя юрисдикции всех сортов, независимо от того, номинальные они или оффшорные, это является положительным для мировой финансовой системы.

В современной мировой экономике по данным МВФ насчитывается 69 оффшорных финансовых центров, которые расположены на всех континентах и во всех регионах мира.

Особой концентрацией отличаются Западное полушарие, где находится 22 центра:

в США штаты: Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, Делавэр;

в Карибском бассейне: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова;

в Центральной и Южной Америке: Панама, Уругвай.

Европа, где функционируют 19 ОФЦ: Австрия; Кипр; Гибралтар; Лихтенштейн; о.Мэн и Джерси; Нидерланды.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находятся 17 ОФЦ: Австралия; о.Кука; Гонконг; Сингапур; о. Лабуан в Малайзии; Науру; Фиджи.

Намного меньше оффшорных финансовых центров на Ближнем Востоке, всего 6: Бахрейн; Дубаи; Израиль; Ливан; Оман; Кувейт.

и в Африке -5: Либерия; Джибути; Сейшельские острова; Танжер в Алжире; Маврикий.

По определению ОЭСР, следует различать девять форм оффшорной деятельности: (1) страхование, (2) финансы и лизинг, (3) управление фондами, (4) банковское дело, (5) режим для компаний, являющихся штаб-квартирами, (6) режим дистрибьюторских центров, (7) режим сервисных центров, (8) режим для судоходных компаний, (9) смешанные виды деятельности.

В начале 21 века деятельность оффшорных финансовых центров как институциональной формы оффшорного бизнеса стала объектом внимания таких международных организаций как ФАТФ, МВФ, ОЭСР, ООН, ЕС и др., которые признали двоякую роль ОФЦ в глобальной экономике, которая заключается в следующем:

Во-первых, оффшорные финансовые центры являются мощным перераспределительным механизмом в сфере международного движения финансового капитала. Положительные темпы роста мировой экономики оказывают стимулирующее воздействие на оффшорный капитал. Посредством ОФЦ и налоговых гаваней, оффшорный капитал существенно влияет на все страны мира за счет «глобальной связи» между финансовыми рынками всех стран.

Во-вторых, оффшорный капитал оказывает влияние на уровень корпоративного налогообложения в развитых странах; увеличивает доход ТНК и, следовательно, стимулирует процесс реинвестирования и цикличного движения оффшорного капитала при расширении филиальной сети ТНК; обеспечивает высокий уровень жизни в странах, установивших оффшорную юрисдикцию; стимулирует развитие рынка финансовых услуг.

В-третьих, особенность оффшорного капитала состоит в том, что при его перераспределении, происходит его приумножение, и, следовательно, происходит рост его финансовых оборотов, что приводит к появлению беспокойства мирового сообщества по поводу его стабильности, легальности и принадлежности.

Несмотря на столь важную роль ОФЦ для мировой экономики международные организации считают необходимым постоянное совершенствование их деятельности по таким параметрам, как «чистота» и прибыльность оффшорных операций, финансовые гарантии, политическая стабильность и т.д.