ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Фнс исключит британские виргинские острова из черного списка офшоров. Что такое черные оффшоры? Список минфина

Первые оффшорные зоны появились в середине прошлого века. Буквально за одно-два десятилетия оффшорный бизнес превратился в развитую индустрию, на которую сделали ставку некоторые даже достаточно крупные государства, например, Панама. С ростом процессов глобализации мировой экономики, масштабы задействования оффшорных механизмов только увеличились. Это привело к тому, что начались и обратные процессы - многие ведущие страны мира начали проводить анти-оффшорную политику. Россия не стала исключением, введя в 2007 году собственный так называемый черный список оффшоров.

Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров .

Причины анти-оффшорной политики и появления термина «черные оффшоры»

Под оффшором понимается территория или страна, где официальным руководством и принятым законодательством создаются условия для привлечения иностранных компаний к регистрации в этих зонах юрисдикции. Следует отметить, что оффшорный бизнес является абсолютно легальным и законным. Это подтверждается и тем, что подобные услуги предлагают и США, и Великобритания, и Швейцария - страны, которые сложно заподозрить в стимулировании преступной деятельности и нарушения законов.

Чем же вызвано появление анти-оффшорной политики, которая выражается в составлении различных перечней черных оффшоров и других мероприятиях, со стороны целого ряда государств, в том числе России и перечисленных выше? Ситуация объясняется довольно просто. Достаточно часто оффшорные схемы используются для одного из наиболее распространенных экономических и финансовых преступлений - ухода или уклонения от налогов. Происходит это потому, что иностранная компания или физическое лицо, регистрируясь в оффшоре, соблюдают законодательство страны-оффшора, но нарушают при этом законы государства, чьим резидентом являются.

Кроме того, через оффшорные компании зачастую осуществляется финансирование терроризма в различных его проявлениях. В этом вопросе позиции развитых стран и России также весьма схожи.

По сути, оффшорные страны, сохраняя декларируемую ими приватность и тайну вкладов и операций клиента, помогают совершать ему преступление. Именно поэтому в последние годы оказывается постоянное давление на практически все оффшорные страны (в том числе и развитые - например, Швейцарию) с целью раскрытия ими имеющейся информации об иностранцах-клиентах, не важно, физическое это лицо или юридическое. Именно поэтому так громко звучат скандалы, так или иначе связанные с оффшорами - и Кипрский, и Панамаский.

Российские анти-оффшорные законы и список оффшоров минфина

С момента введения рыночной экономики, популярность использования оффшоров российскими предпринимателями и компаниями неуклонно растет. Это в целом совпадает с общемировым трендом. Так, по некоторым оценкам, несмотря на активно проводящуюся в мире анти-оффшорную политику, общий объем средств в различных оффшорных зонах в 2016 году составит 32 трлн. долларов.

Первый список оффшоров в России был составлен специалистами министерства по налогам и сборам РФ в 2002 году. Он был неполным, так как в нем содержался перечень всего 25 (из более полусотни действующих на тот момент) оффшорных зон. Впоследствии в составлении и редактировании списка оффшоров принимали участие также сотрудники Центробанка России.

Черный список оффшоров минфина

В 2007 году к данной работе подключилось министерство финансов, которое выпустило в конце года свой перечень, получивший почти официальное название черный список оффшоров минфина. Он вступил в силу с 01.01.2008 года и практически каждый год редактируется, с учетом изменений в законодательстве упомянутых в нем государств и территорий. Изначально в список оффшоров минфина входило 42 страны или зоны.

Сотрудничество с компаниями, зарегистрированными там, могло обернуться дополнительным налогом. Но это касалось только выплат по дивидендам, кроме того, действующее на тот момент законодательство предоставляло серьезные льготы крупному бизнесу. Из-за этих двух причин каких-то особых последствий для российского бизнеса появление списка черных оффшоров не имело.

Деофшоризация и Закон о КИК

Неудивительно, что российские законодатели продолжили вносить изменения и выпускать новые законы, связанные с ограничением участия отечественных компаний и физических лиц в оффшорном бизнесе.

Появился специальный термин «деофшоризация», смысл которого предельно понятен. В рамках компании по деофшоризации в 2013 году были внесены изменения в ФЗ «О противодействию отмыванию доходов», а с 1.01.2015 года вступил в действие ФЗ «О налогообложении прибыли» так называемых КИК (КИК - это контролируемая иностранная компания, под которой понимается зарегистрированная в оффшоре).

Этот закон, по сути, является современной и сильно расширенной версией черного списка оффшоров минфина. Помимо собственно оффшорных государств и территорий, он также содержит и перечень стран, которые «не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения». Поэтому на данный момент к черным оффшорам относится:

  • 22 территории, среди которых наиболее известны:
    • Британские Виргинские острова и Виргинские острова под юрисдикцией США;
    • Кюрасао;
    • Остров Мэн;
    • Республика Ниуэ;
    • Пуэрто-Рико;
    • Каймановы острова и другие;
  • 109 государств, включая такие известные, как:
    • Ангола;
    • Бангладеш;
    • Белиз;
    • Бразилия;
    • Доминика;
    • Нигерия;
    • Ямайка и многие другие.

Следует отметить, что в первоначальном проекте закона присутствовали также Великобритания и Швейцария, но в итоговой редакции они были исключены. В то же время в черном списке оффшоров отсутствуют традиционные Кипр и Люксембург, давно и успешно развивающие оффшорный бизнес.

Закон вступил в силу не так давно, поэтому достаточно сложно сказать, к каким последствиям он приведет. Но до 1.04.2015 года все отечественные резиденты должны были передать информацию в налоговую инспекцию об имеющемся участии в деятельности иностранных компаний.

Заключение

Учитывая тенденции, активно проявляющиеся в мировой экономике, анти-оффшорная политика и составление разнообразных черных списков оффшоров со стороны наиболее развитых стран мира будет продолжена. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы Российское государство не было активным участником этой политики, зачастую лидируя в некоторых аспектах борьбы с оффшорами.

Учитывая специфику отдельных регионов, сегодня власти каждого государства все больше стремятся самостоятельно вести так называемый черный список . Принцип отбора учитывает и особенности налогообложения, и экономические связи, и ряд других критериев. На основе этого создаются списки юрисдикций, проводить операции с которыми не запрещено, но они попадают под особый контроль.

Российские черные списки

Причиной создания таких перечней стало прохождение огромных капиталов в обход государственной казны того или иного государства. В связи с этим были составлены целые списки зон, сотрудничество с которыми очень жестко проверяется и облагается высоким налогом. не предусматривает существенных ограничений, которые стали бы препятствием для работы с оффшорными компаниями, но настоятельно рекомендует учитывать данные рейтинги тем, кто решил выйти в оффшор.

Наибольший интерес в России представляют данные, которые содержатся в списках таких ведомств:

  • Центральный банк РФ;
  • Министерство финансов;
  • ОЭСР;
  • ФАТФ;
  • Министерство налогов.
  • Федеральная налоговая служба.

Каждая страна самостоятельно решает, какие меры должны быть приняты относительно тех, кто рискует работать с такими зонами.

Список ФНС

ОЭСР

В состав Организации экономического сотрудничества и развития входит более 30 стран. Список, составленный этой структурой, содержит государства, которые не приняли требования, предусматривающие раскрытие сведений конфиденциального порядка относительно любых налоговых вопросов. Все оффшоры данного перечня можно разделить на три категории:

  1. Страны, частично принявшие данное требование. Например, США, Дания, Греция, Мексика, Италия, Польша, Франция, Финляндия и многие другие.
  2. Государства, принявшие требования ОЭСР, но внедрившие их в недостаточной степени. К примеру, Монако, Андорра, Бахрейн, Багамы и некоторые другие.
  3. Зоны, не принявшие требования: Лабуан, Коста-Рика, Филиппины, Уругвай.

Списки двух последних организаций постоянно корректируются и изменяются.

Что такое оффшоры и как с ними работать: Видео

В связи с увеличением количества проходящих мимо государственной казны целых капиталов через оффшорные зоны, многими государствами был составлен черный список оффшоров. Все финансовые операции, связанные с компаниями на этих территориях, проверяются и контролируются особо жестко.

Виды списков черных оффшоров

В российской законодательной базе нет существенных ограничений, которые могли бы помешать работе предприятий, связанных с оффшорными компаниями. Самыми известными списками черных оффшорных зон и интересными для России являются данные:

  • Министерства финансов;
  • Центрального банка России;
  • Министерства налогов;
  • ФАТФ;
  • ОЭСР.

Черный список оффшоров больше, чем белый. Потому работы у финансовых структур много. Каждая страна по своему решает, как бороться с такими экономическими преступлениями: кто ужесточает последствия найденных коррупционных схем, а кто-то снижает налоги в своей стране. Некоторые государства, наоборот, повышают.

Черные списки оффшорных зон российских органов власти

Самым интересным и весомым документом, который содержит информацию о количестве стран, предоставляющих большие льготы по налогам для иностранных компаний и непредусматривающих возможности открытия данных, связанных с проведением финансовых операций, является черный список оффшоров министерства финансов/ В него входит 42 страны и некоторые административные единицы, которые признаны неблагонадежными. В то числе княжества: Андорра, Лихтенштейн, Монако; республики: Сан-Марино, Палау, Самоа, Панама, Ниуэ, Науру, Маршалловы острова, Мальдивы, Мальта, Маврикий, Либерия, Кипр, Вануату; содружества: Багамы, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, а также: королевство Бахрейн, отдельные административные районы КНР, ОАЭ; острова: Мэн, Нормандские, Теркс и Кайнос, Кайман, Кука, Лабуан, Анжуан. В список вошли также государства: Ангилья, Белиз, Антигуа и Барбуда, Бруней-Даруссалам, Британская Виргиния, Монтсеррат, Гибралтар, Нидерландские Антилы, Гренада, Сент-Люсия.

Список оффшоров Центробанка РФ создан с целью установки правильного регулирования отношений между банками России и теми финансовыми учреждениями, которые находятся на территории перечисленных государств. В банковском перечне проблемные страны делятся на три группы: оншоры, обычные «оффшоры» и тяжелые юрисдикции. К оншорам относятся:

  • Нормандия;
  • Черногория;
  • Ирландия;
  • Мальта;
  • Сингапур;
  • Гонконг;

В список обычных оффшорных зон внесены все государства из документа министерства финансов, кроме нескольких, которые относятся к самым неблагоприятным: Аруба, Анжуан, Андорра, Либерия, Науру, Лихтенштейн, Вануату и Маршалловы острова.

В черном списке МНС находятся данные о государствах, где не подписано соглашение по налогообложению. Список состоит из 25 стран, но на сегодня эта информация недействительна.

Всемирные списки оффшорных территорий

Фактически перечень ФАТФ не конкретизирует себя именно черным списком. В нем находятся данные о государствах, в которых недостаточный уровень законодательной базы в борьбе с отмыванием финансов. А также возможность финансирования террористических групп. Все это, по мнению Международной организации, может нанести вред мировой экономике. Территории неблагонадежных государств поделили на четыре категории:

Сама ОЭСР была создана для того, чтобы все входящие в нее страны могли обмениваться любой информацией, касающейся финансов. Самым важным моментом было — открытие главной особи коррупционных схем, а не ее подставных лиц. Список оффшоров ОЭСР входят страны, которые не приняли требования по раскрытию налоговых данных, опираясь на банковскую тайну, защиту личных данных и своего налогового законодательства. Группируются эти страны согласно стандартов на три категории.

По итогу оказывается, что именно российская база законов не учитывает возможность конкретных санкций для защиты экономики от отмывания денег, сравнительно с международными органами власти. Единый правовой режим с установленными нормами налогообложения одинаков для всех зарубежных компаний, вне зависимости от расположения.

  • те, которые соответствуют всем критериям ФАТФ;
  • те, которые имеют недостатки в этой сфере законодательства;
  • те, где имеются большие недоработки в противостоянии проплате терроризма и отмывания оборотных средств, которые рушат безопасность всех государств;
  • те, где уже установлены санкции.

Руководителям компаний и юристам будет интересно узнать, что налоговая служба утвердила обновленный перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией по налогам граждан и организаций с Российской Федерацией. Из прежнего списка налоговики исключили одну страну - Южную Корею и одну территорию.

Что случилось?

Федеральная налоговая служба издала приказ от 01.09.2017 № ММВ-7-17/ , которым внесла поправки в перечень стран (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с РФ. Этот список налоговики обновляют ежегодно. До сих пор действовал приказ от 30.09.2016 N ММВ-7-17/ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией" изменяющий приказ, которым утвержден список офшорных зон или стран, власти которых не обмениваются информацией об имуществе и доходах, полученных на их территории. В этот перечень входят 109 стран и 19 территорий. Как уточняют налоговики, список необходим для «определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ для российских налогоплательщиков в отношении контролируемых ими иностранных компаний».

Список "непрозрачных стран"

Согласно тексту документа, в обновленный список стран, которые будут признаны офшорами, попали 108 государств и 18 территории. Наиболее известные из них - Бразилия, Доминикана, Лихтеншейн, Эквадор. При этом Великобританию, Швейцарию, Австрию, Кипр, Люксембург и Нидерланды налоговики посчитали прозрачными в плане налогообложения государствами, а значит, предприниматели, которые ведут бизнес в этих странах, смогут уплачивать налог по прежним правилам. В новой версии перечня из офшоров удалили Южную Корею, страну с которой у российских бизнесменов на востоке России развиты деловые отношения. Кроме того, из перечня исключили Британские Виргинские острова. Других изменений в списке нет.

Еще в прошлом году из перечня собирались исключить Гонконг, который прошел все процедуры, необходимые для вступления в силу международного договора с Россией об избежании двойного налогообложения. Но хотя, целый ряд государств и территорий продемонстрировали готовность осуществлять с Россией полноценный обмен налоговой информацией на основании положений конвенции Совета Европы и ОЭСР, дальше намерений дело не пошло.

Бизнесу нужно следить за обновлением списков

Ежегодно до 1 октября список офшоров будет пересматриваться. Если за год переговоры о налаживании информационного обмена со какой-либо страной завершатся, ее исключат из перечня «подозрительных юрисдикций». Напомним, согласно правилам налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) (глава 3.4 ) налог на прибыль и в России, и в стране получения дохода платят юридические и физические лица, признанные контролирующими. При этом большинство экспертов полагало, что перечень стран, в которых ставка налога на прибыль составит 0%, совпадет со списком офшоров, ранее составленным Минфином для определения пользователей нулевой ставки по дивидендам. Приказ, а вместе с ним и новый список офшоров, начнет действовать с 1 января 2018 года, он уже зарегистрирован Минюстом.

Присутствие офшора в черном списке является критерием, важным для владельца компании, которая зарегистрирована в данном офшоре: ему придется применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК согласно законодательству должны включать результаты от деятельности этих компаний (в том числе за рубежом) в финансовую отчетность, подаваемую в России, а значит, платить с этих доходов налоги в российский бюджет. «Для российских владельцев компаний, зарегистрированных в странах либо на территориях, включаемых в так называемый черный список ФНС, возникает вероятность подпасть под требования, предъявляемые к КИК», — сообщил РБК начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач.

Таким образом, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты этой деятельности в общем случае не облагаются в России налогами.

Но одновременно у владельцев подобных компаний уменьшаются возможности налоговой оптимизации. Например, в ситуации, если офшорная компания ведет бизнес в России без постановки на налоговый учет или бенефициары используют эту компанию как транзитную с последующим перечислением денежных средств в черный офшор. Узнав реальных владельцев компаний из белых офшоров, налоговые органы достаточно легко выявляют их аффилированность с российским контрагентом, что влечет доначисление налогов.

История вопроса

Поводом для исключения BVI из черного списка стало полное «обеление» этого офшора в текущем году. Для повышения прозрачности бизнеса власти BVI предприняли целый ряд мер. Ключевая из них — в июле 2017 года в BVI начал действовать централизованный реестр собственников бизнеса Система безопасного поиска бенефициарного владения (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS). В реестр заносятся данные всех зарегистрированных на островах бизнес-структур, включая имя, дату рождения и гражданство владельца.

Сама система не является публичной, но власти BVI располагают автоматическим доступом к ней. Из нее же они будут предоставлять и информацию по запросам российских налоговиков.

BVI стали первой офшорной юрисдикцией, создавшей государственную базу данных о бенефициарах. Создание подобных баз данных о бенефициарах предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. В базах данных должна содержаться информация о реальном владельце — бенефициаре компании, даже если тот контролирует ее через цепочку офшорных фирм. В этом отличие баз данных бенефициаров от таких реестров, как, например, СПАРК или ЕГРЮЛ, где раскрываются номинальные владельцы.

Согласно российскому законодательству бенефициарным владельцем считается физическое лицо, которое владеет или контролирует более 25% капитала компании (такое определение приведено в законе о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Обмен информацией

После вступления в силу приказа ФНС об исключении BVI из черного списка офшоров обмен информацией о реальных владельцах компаний, зарегистрированных на островах, между налоговыми ведомствами России и BVI будет регулярно происходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Власти BVI подписали эту конвенцию в 2016 году. В 2017-м обмен происходил в тестовом режиме, а с 2018-го, после исключения BVI из черного списка офшоров, станет регулярным, а главное — довольно оперативным, пояснили РБК в ФНС. «В следующем году мы рассчитываем уже на регулярный обмен информацией с налоговыми органами BVI. Мы ожидаем, что будем получать от властей BVI содержательные ответы на наши запросы и в разумные сроки (три-четыре месяца)», — пояснил РБК Дмитрий Вольвач.

Это существенно быстрее, чем по имевшимся ранее каналам. Если действовать через Интерпол, как это происходит в случае с офшорами из черного списка, получение нужных сведений займет гораздо больше времени, указывают опрошенные РБК эксперты. «У налоговых органов существует возможность запросить информацию в любом офшоре через Интерпол. Но, во-первых, Интерпол может и отказать в запросе, а если даже и не откажет, то ответа придется ждать примерно год. Во-вторых, в Интерпол налоговая служба обращается не напрямую, а через МВД, что не упрощает процедуру», — поясняет старший советник юридической компании «Хилл Консалтинг» Сергей Нестеренко.

ФНС России также планирует отвечать на запросы коллег с BVI, если таковые последуют.

Возможные последствия

Мнения юристов о том, снизится ли из-за нововведений популярность BVI в России, и если да, то насколько, разделились.

«BVI всегда были очень популярным офшором. Бизнес привлекали простота регистрационных процедур и понятное законодательство, основанное на английском праве», — делится опытом руководитель отдела международного корпоративного права GSL Law & Consulting Сергей Панушко.

«BVI являются одним из лидеров по прямым инвестициям в РФ среди офшорных юрисдикций: в частности, объем инвестиций в прошлом году составил $1 млрд», — сообщил РБК управляющий партнер компании «Гестион» Алексей Гайдов. На BVI зарегистрировано порядка 700 тыс. компаний, то есть около 40% всех мировых офшорных компаний, добавил он.

«Конечно, риск раскрытия структуры собственности для бенефициаров, зарегистрированных на BVI, теперь существенно возрастет», — прогнозирует Сергей Нестеренко. Следовательно, возрастает и риск предъявления им налоговых претензий, если компании на BVI использовались для неправомерной оптимизации налогообложения, отмечают эксперты.

Суды, рассматривая такие дела, применяют модельную конвенцию по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития — она вводит концепцию бенефициарного собственника. Эта концепция основана на принципе, согласно которому операции подлежат налоговому учету исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы.

Характерным в этом отношении является «дело ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» (ПАО «ВЭК»)». По мнению налоговой инспекции, акционерное общество реализовало схему с целью занижения налога на прибыль с вовлечением в цепочку расчетов компаний, зарегистрированных в Республике Кипр и на Британских Виргинских островах.

Суть схемы, по мнению судей, состояла в следующем: ПАО «ВЭК», будучи конечным бенефициаром офшорной компании на BVI, оформило покупку 100% акций аффилированной с ней организацией «Энергосервис» на эту компанию. Но в качестве технического покупателя (созданного только для перевода средств по сделке) использовало фирму, зарегистрированную на Кипре. Это дало возможность ПАО «ВЭК» применить льготу по налогу на прибыль, поскольку с Кипром у России подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. В результате налог составил 5% от суммы полученного по сделке, в то время как при продаже акций напрямую «дочке» с BVI пришлось бы удержать и уплатить налог в размере 20% от суммы сделки. Выявить реального покупателя (компанию на BVI) стало возможно в результате информации, полученной от кипрских коллег.

ПАО «ВЭК» подало в суд, но суды первой и второй инстанций поддержали налоговую инспекцию. Кассационная инстанция — Арбитражный суд Волго-Вятского округа — постановлением от 7 августа 2017 года оставила решения нижестоящих судов без изменений (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»).

Если бы обмен информацией с BVI действовал на тот момент, схема была бы раскрыта быстрее.

Бегство от риска

По мнению юристов, ряд компаний, не желающих раскрытия, может поменять юрисдикцию.

Так, компании, которые стремятся максимально снизить риск раскрытия структуры собственника, сегодня выбирают, например, Багамы или американские особые территории, Пуэрто-Рико и американские Виргинские острова, рассказывает Сергей Нестеренко. Во-первых, поясняет он, эти территории не подписали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, а следовательно, прямой обмен информацией с ними невозможен. Во-вторых, они не относятся к заморским территориям Великобритании и не входят в Британское Содружество наций — объединение независимых государств, куда входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты, участники которого практически всегда представляют информацию по запросу английских судов.

Многие богатые россияне владеют активами в странах и на территориях, входящих в Британское Содружество. Владение активами, как правило, оформляется через трасты и фонды, а управление осуществляется через доверителей (трасти), поясняет Сергей Нестеренко. Бенефициары трастов и фондов, зарегистрированных в странах либо на территориях Содружества, могут быть раскрыты по требованию английского суда, добавляет он.

Собственно, эти риски и реализовались в отношении новозеландских трастов (Новая Зеландия входит в Британское Содружество) Сергея Пугачева, бенефициара Межпромбанка (крупнейшего российского банка-банкрота). По приказу английского суда доверитель траста раскрыл информацию о его активах. Таким образом была установлена связь между банкиром и активами, записанными на траст. Это, как , и дало возможность Агентству по страхованию вкладов обратиться в Высокий суд Лондона с требованием признать Пугачева бенефициаром новозеландских трастов.

Гарантий нет

Впрочем, по мнению юриста компании BGP Litigation Анастасии Берман, переход в черный офшор сам по себе ничего не гарантирует. Суть активно применяемой судами концепции бенефициарного собственника подразумевает, что любые налоговые выгоды, предусмотренные международными соглашениями, могут применяться только к фактическим собственникам, реальным владельцам компаний. А практика по делам об оспаривании статуса бенефициарного собственника преимущественно негативная для налогоплательщика, добавляет юрист.

Впрочем, иногда и компаниям из таких юрисдикций удается выигрывать у налоговиков в суде. Например, в августе 2017 года Арбитражный суд Калининградской области поддержал налогоплательщика в споре с налоговой службой (решение суда имеется в распоряжении РБК).

Организация взяла заем у компаний, зарегистрированных в Гонконге и на Кипре. Налоговая инспекция выяснила, что контроль над всеми компаниями, участвующими в сделке, осуществляется через фирму, зарегистрированную на Джерси — штат, который входит как раз в черный список ФНС. Налоговики сочли, что в этом случае расходы на проценты по займу не могут учитываться для целей налогообложения прибыли согласно законодательству о КИК.

В этом деле компания смогла доказать, что средства группы компаний использовались на текущую деятельность, а не переводились в виде дивидендов либо займов конечному бенефициару на Джерси, рассказывает Анастасия Берман.

Впрочем, если смена юрисдикции и поможет, то лишь на время, считает ведущий юрисконсульт департамента правового консалтинга и налоговой практики «КСК групп» Станислав Ляпцев. «Практика все равно будет развиваться в сторону раскрытия иностранных транзитных компаний и нахождения фактического бенефициарного собственника, этому способствует и соответствующая директива ЕС», — говорит он.

Ряд экспертов все же считают, что оттока бизнеса с BVI во избежание возможных претензий от налоговиков не последует. Власти островов всегда учитывали рекомендации ФАТФ и ОЭСР, а банки охотно работают с юрисдикциями, следующими в разумном русле международных тенденций. «Мы не ожидаем снижения интереса к BVI в России», — отмечает Сергей Панушко. Кроме того, добавляет он, на BVI зарегистрировано несколько сот тысяч компаний и оперативно предоставить информацию по всем компаниям ​власти этой юрисдикции просто физически не смогут.​​