ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Путешествие в ура тюбе. Истаравшан, согдийская область

Перед вами карта Истаравшана с улицами → Согдийская область, Таджикистан. Изучаем подробную карту г. Истаравшан с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Истаравшана на карте

Подробная карта города Истаравшан с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся и как доехать до улицы Дусти. Расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема-план города Истаравшан с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти сейчас улицы.

Возможность проложить маршрут по территории страны и рассчитать расстояние — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей, остановки транспорта и больницы (тип схемы «Гибрид»), посмотреть вокзалы и границы.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и трассы, как проехать.

Точная спутниковая карта Истаравшана (Istarawshan) с поиском Гугл находится в своей рубрике. Используйте поиск Google, чтобы показать номер дома на схеме города в Таджикистане/мире, в реальном времени.

ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ УРА-ТЮБЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обширные собрания таджикских средневековых документов, хранящихся в Гос. Публичной библиотеке им. Фирдоуси в г. Душанбе, а также в Отделе востоковедения и в Институте истории им. А. Дониша Академии наук Таджикской ССР 1 , до сих пор не изучались и не издавались. Между тем эти документы представляют большую ценность как подлинные исторические источники, освещающие именно те стороны социально-экономической жизни народов Средней Азии, которые пока еще остаются не изученными.

Учитывая первостепенную важность научной публикации этих документов, мы начинаем с издания коллекции, приобретенной нами в 1954 г. в г. Ура-Тюбе у одного из потомков ишанов, занимавших видное положение в феодальном Ура-Тюбинском владении.

В настоящий сборник вошли 47 из этих документов, относящихся к периоду с начала XVII в. до 1866 г., т. е. до присоединения г. Ура-Тюбе к России. В их числе имеются хукм-наме (ханские указы), инайет-наме (жалованные грамоты), письма бухарских ханов на имя удельных правителей, один документ о махре (калыме) и заключении брака, ярлыки о назначении на административные должности и на должность мударриса (преподавателя медресе) и др. Все документы касаются г. Ура-Тюбе и относящейся к нему территории. Они выданы правителями Бухары, Коканда и Ура-Тюбе. В будущем намечено опубликовать еще более 100 документов этой коллекции, представляющих собой васика (купчие) о продаже земли, воды и пр.

Ура-Тюбинский вилайет занимал северную часть территории современного Таджикистана, так называемую Ура-Тюбинскую и Шахристанскую котловины и предгорья Туркестанского хребта.

Столицей Ура-Тюбинского владения был город Ура-Тюбе - один из древнейших городов Средней Азии.

С конца IX в. на протяжении многих столетий область Ура-Тюбе (древняя Усрушана) находилась большей частью в удельном владении правителей Самарканда и Бухары.

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент, Ходжент и Джизак, укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику 2 .

Среди других бекств Ура-Тюбинское владение выделялось своим выгодным географическим положением, размерами территории, которая немногим уступала территории Кокандского ханства, и крупными городами - центрами торговли и ремесла. Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбе не подчинялось ни Кокандскому, ни Бухарскому ханству. Его владетели не только успешно защищались от нападений своих соседей, но и совершали военные походы с целью грабежа и захвата территорий соседних ханств.

Ура-Тюбинское владение имело внешнеполитические связи как со среднеазиатскими ханствами, так и с другими государствами Востока. Правитель Ура-Тюбе Худаяр-диванбеги, вступив в сношения с правителем Афганистана Тимур-шахом (1773-1792), толкнул его на войну с Бухарой 3 . Однако надежды Худаяра-диванбеги на ослабление Бухары не оправдались, война окончилась в 1791 г. поражением Афганистана. В начале XIX в. Ура-Тюбинское владение теряет ряд территорий и становится постоянным яблоком раздора между Бухарским и Кокандским ханствами. Династическая борьба, происходившая внутри узбекского племени юз, владевшего Ура-Тюбе, облегчала захват вилайета соседними ханствами.

За период с начала XIX в. до присоединения к России в октябре 1866 г. в Ура-Тюбе сменилось 17 правителей. Из них только Мухаммад-Рахим-аталыку удалось продержаться у власти 12 лет (1816-1828). Остальные правили недолго: от двух лет до одной недели. Правители Ура-Тюбе, пытаясь утвердить свою самостоятельность, заключали союзы то с одним, то с другим ханом против своих врагов. За этот период на г. Ура-Тюбе было совершено около пятидесяти походов, сопровождавшихся грабежами и угоном населения.

Бесконечные войны и феодальные усобицы, безжалостная эксплуатация крестьян и ремесленников со стороны местных феодалов и пришлых завоевателей привели к упадку сельское хозяйство, ремесло и торговлю. Численность населения сократилась со 100 тыс. до 36,6 тыс.

В результате к середине XIX в. Ура-Тюбе был одним из самых разоренных районов Средней Азии.

По мнению проф. А. А. Семенова, земли амлак и земли хараджи - это два различных вида землевладения 4 . К. Мирзаев ставит между ними знак равенства 5 . При этом, отвергая мнение А. А. Семенова, В. В. Бартольда и некоторых других историков, он ссылается не на первоисточники, а на труды М. Ковалевского и других исследователей - не востоковедов. Приводя документы из архива кушбеги, К. Мирзаев в большинстве случаев не сообщает, к какому времени они относятся, кем выданы и т. п. Документы эти не приводятся им в текстах, и возникают большие сомнения относительно точности их перевода.

На основе имеющихся у нас материалов можно утверждать, что в Ура-Тюбинском владении существовали и земли амлак и земли хараджи. Дальнейшее тщательное изучение исторических источников даст возможность уточнить вопрос, о формах землевладения в феодальных государствах Средней Азии. Публикация земельных актов, относящихся к истории отдельных районов, поможет правильному разрешению этого вопроса.

Основная группа документов, публикуемых в данной работе, касается вопроса о феодальной собственности на землю и на воду в Ура-Тюбинском владении.

Большинство документов относится к частновладельческим землям феодалов, освобожденным от налогов в соответствии с ханскими или эмирскими указами. Этот вид милковых земель назывался милк-и хурр или милк-и халис.

В документах подтверждается право того или иного феодала на владение землей милк-и хурр, но ничего не говорится об образовании милка. Можно предположить, что земли милк-и хурр в Ура-Тюбинском вилайете существовали и ранее освещаемого периода. Документы свидетельствуют об издавна существовавшей практике владения землей на правах милк-и хурр. Так, в декабре 1867 г. 36 милковладельцев Ура-Тюбинского вилайета подали прошение на имя военного Губернатора Сыр-Дарьинской области об освобождении их от уплаты налогов. В этом прошении говорится: «мульки 6 , существующие в Ура-Тюбинском районе, получили свое право 400 лет назад, и с тех пор ни одного мулька не делалось» 7 .

После смерти милковладельца земли и воды обычно переходили к его наследникам. Последние представляли правителю Ура-Тюбинокого вилайета документы на право наследования земли (или воды) милк-и хурр. На основе этих документов правитель выдавал наследнику новый документ, подтверждающий, что земля предков является его милком. Правитель мог издать такой документ, основываясь на словах наследника, если тот был из числа сыновей или ближайших родственников почитаемого ишана.

То, что право на милк-и хурр должно было подтверждаться каждым новым правителем, ясно из ряда публикуемых документов на имя ишана Ходжа Мусы. Так документ, выданный в 1685-86 г. по повелению хана эмиром Мухаммад-Мурадтай-бием, подтверждает право ишана Ходжа Мусы на владение землей в селении Джавкандак (док. № 13). В конце XVII в. тот же ишан получает от другого правителя - Мухаммад-Аллаберди-бия - аналогичный документ, подтверждающий его право на владение имеющимися у него землей и водой в том же селении (док. № 15).

Из остальных документов видно, что такой порядок существовал и в XVIII и в XIX вв. Почти все правители Ура-Тюбе XIX в. выдавали документы на право владения землей и водой милк-и хурр. Это и понятно. Каждый новый правитель хотел заручиться поддержкой влиятельных представителей духовенства и феодалов - основных владельцев милков.

С другой стороны, очевидно, само по себе право собственности на земли и воды милк-и хурр было не абсолютным. Оно зависело от воли правителя, который мог признать или не признать это право за тем или иным лицом.

Некоторые феодалы приобретали милк-и хурр путем покупки. При этом все права прежнего милковладельца переходили к новому, но должны были подтверждаться государем. Так, в документе, выданном бухарским ханом Абдул-азизом в 1672-73 г., все должностные лица и земледельцы Ура-Тюбинского вилайета извещаются о том, что некий Мир Абдулла купил за 500 тенаг участок милковой земли, равный (по площади) шести манам (высеваемых) семян 8 , в местности Мулло Хамза упомянутой области у муллы Ходжа-калана по законному акту. Мир Абдулла, говорится дальше, испросил ханский указ о праве владения этими милковыми землями, на что последовало ханское повеление - признать упомянутую землю собственностью Мир Абдуллы и разрешить ему пользоваться всеми правами милка (док. № 9).

Публикуемые в настоящем сборнике документы дают некоторое представление о крупном феодальном землевладении на территории Ура-Тюбинского вилайета. К числу крупных милковладельцев следует отнести Ходжа Мир Абдуллу, Ходжа Мусу, Ходжа Мухаммад-Салиха, Турахан-ходжу и других, которые владели орошаемыми и неорошаемыми землями, пастбищами, садами и водой в кишлаках Джавкандак, Номингон, Суфи-Ориф, Дах-Манора, Аргу и прочих. Ходжам и ишанам принадлежали не только отдельные участки земли - за ними утверждались целые селения, где ишан-феодал был полновластным хозяином. Так, например, в начале XVIII в. вышеупомянутый ишан Ходжа Муса получает от правителя Акбута-бия селение Номингон, жители которого, согласно указу, должны были вносить причитающиеся с них налоги и подати не государству, а Ходжа Мусе. Кроме того, последний получает административную и судебную власть над жителями селения. В документе говорится, что, «если случится какой-либо проступок со стороны жителей селения, мы оставляем [это] на усмотрение ишана» (док. № 17).

О роли ишанов в управлении Ура-Тюбе свидетельствует также письмо, в котором бухарский хан Убайдулла (1702-1711) извещает ишана Ходжа Мусу о решении назначить кушбеги Акбуту правителем Ура-Тюбе, Ходжента и Чахорса-да и просит Ходжа Мусу сообщать ему о всех событиях, требующих каких-либо ханских распоряжений относительно этого вилайета (док. № 18).

Согласно другому документу, датированному маем 1782 г., некий ишан Ибадулла-ходжа совершает бракосочетание с Малика-бану Аим, дочерью Хатам-бия. При этом жених дает невесте в качестве махра 9 земли и имущество стоимостью 30000 тенег (док. № 24). Из документа ясно, что это лишь часть имущества ишана Ибадулла-ходжи и даже не весь махр, а та его треть, которая являлась условием бракосочетания. По этой части можно представить себе размеры всего имущества. В числе махра упоминается крепость Ак-Су.

В другом документе, датированном 1682-83 т., сообщается о передаче в Собственность ишану Ходжа Мусе селения Джавкандак (док. № 12). Все это еще раз подтверждает, что феодалы в Ура-Тюбе владели целыми селениями.

Земли феодалов милк-и хурр обрабатывались крестьянами - чайрикарами или каранда на условиях издольщины. В письме тридцати шести милковладельцев (см. выше, стр. 6) говорится, что «земли и вода под именем милк-и хурр, которые куплены за большие деньги, отдавались под хлебопашество желающим жителям с условием платить хозяину земли 1/4 часть урожая» 10 .

Из документа, датированного 1253/1837-38 г., мы узнаем, что в местности Дах-Манора 21 чайрикар ишана накиба освобождаются от всех ханских податей (таклиф) (док. № 40) 11 .

Зависимость крестьян от феодалов подтверждается документом, датированным 1839-40 г. В нем хан извещает парваначи Гадай-бая, что его пять семейств и еще шесть киргизских семейств пожалованы некоему Турахан-накибу (док. № 41) 12 .

Из документа, датированного 1682-83 г., явствует, что селение Джавкандак в Ура-Тюбинском владении по неизвестной причине превратилось в груды земли и жители его разбежались. Однако правитель приказывает жителям, вернувшимся в селение, несмотря на бедствие, внести положенное количество зерна мулазимам ишана Ходжа Мусы (док. № 12).

В условиях Ура-Тюбинского вилайета, где нет больших рек, вода имела особо важное значение. Она была необходима для орошения в первую очередь виноградников, которые играли значительную роль в экономике вилайета. Каждая мера 13 или полмеры воды по цене равнялась нескольким танабам 14 плодородной земли. Не случайно, что большинство публикуемых документов касается права на владение водой. Однако везде речь идет лишь о подтверждении прежних прав милковладельцев на пользование водой и об освобождении их от налогов. Возможно, что в XVII-XIX вв. вода уже не жаловалась в милк отдельным лицам.

После смерти милковладельца право пользования водой переходило к его наследнику. Новый указ объявлял арендаторам, кому им следует вносить налоги. Наследники должны были представить правителю указы прежних ханов или же первичный указ о пожаловании воды. Так, в документе, выданном Ялангтуш-бий-аталыком в 1642 г., говорится, что 3 1/2 меры воды, до того времени принадлежавшие мулле Ходжа-арбабу, теперь принадлежат его сыну, Ходжа Бабе, и последний, в подтверждение своих прав, имеет на руках указ Шейбанида Абдулла-хана (1583-1598), и во исполнение повеления последнего эту воду было приказано считать записанной за Ходжа Бабой (док. № 2).

Воду, как и земли, крестьяне получали от ее владельцев на условиях аренды. За пользование милковой водой взималась плата (налоги) натурой или деньгами. В документах не сообщается никаких сведений о количестве вносимой крестьянами платы. Мы узнаем только названия налогов - галлат, харадж, малуджахат, аваризат, ихраджат и т. д.

Несколько документов посвящено взаимоотношениям ханов Бухары с удельными правителями.

Из письма бухарского хана Субханкули от 1693-94 г. на имя Рахим-бия, правителя Ура-Тюбе и Ходжента, видно, что Фазил-бий 15 , Оз-Тимур-бий 16 и Тагма-бий 17 враждовали с Субханкули-ханом. При этом они пытались заручиться поддержкой правителей Хивы и Кувы (док. № 14). В письме Субханкули-хана сообщается, что отец Фазил-бия - Хошика-бий-аталык верно служил бухарским ханам, а Фазил-бий, в противоположность отцу, начал вести борьбу против Бухары. Из этого же письма ясно видна роль джуйбарских шейхов в междоусобных войнах, происходивших между правителями отдельных областей Средней Азии.

Вторая группа публикуемых в настоящем сборнике документов представляет ярлыки о назначении правителей области, кази, мударрисов и т. п.

По имеющимся ярлыкам можно восстановить территорию Ура-Тюбинского владения, а также феодальную иерархию, существовавшую там в период позднего средневековья.

Из ярлыка, выданного Убайдулла-ханом, видно, что в состав Ура-Тюбинского владения в начале XVIII в. входили города Ура-Тюбе, Ходжент и Чахорсада (между Ходжентом и Канибадамом) (док. № 18).

У нас нет документов о назначении хакимов во второй половине XVIII и в первой половине XIX в. По-видимому, к этому времени должность ура-тюбинского хакима стала наследственной.

После хакима старшим чином в вилайете, судя по ярлыкам, считался ходжа-калан (великий ходжа), который в XIX в. назначался кокандским ханом или бухарским эмиром из лиц сейидского происхождения.

В ярлыке кокандского хана Мухаммад-Али (1822-1842) от 1248/1832-33 г. на должность хеджа-калана был назначен ишан Мухаммад-Салих-ходжа (док. № 38). В ярлыке говорится, что эта должность считается высшей и что все должностные лица и придворные, от мала до велика, должны почитать и уважать лицо, удостоенное должности ходжа-калана 18 .

Великий ходжа в Ура-Тюбе, по-видимому, выполнял обязанности, соответствующие обязанностям кушбеги (первого министра) в Бухаре.

Существовала также должность мир-и асада. Ярлыком кокандского хана Омара (1809-1822) от 1817 г. на эту должность был назначен Турахан-ходжа (док. № 32). Очевидно, на эту должность, как и на должность ходжа-калана, назначались лица сейидского происхождения. Мир-и асад выполнял, по-видимому, такие же обязанности, как и мухтасиб 19 в Бухаре.

Из текста ярлыков мы узнаем о существовании в Ура-Тюбе должности накиба 20 . Указом кокандского хана Мухаммад-Али от 1832 г. на должность накиба Ура-Тюбинского владения был назначен Турахан мир-и асад (док. № 39). В приказе говорится, что это высшая должность и ее должны почитать и уважать все прочие должностные лица. В числе последних не упоминаются придворные. Поэтому можно предполагать, что, хотя должность накиба называется в приказе высшей, она стояла ниже должности ходжа-калана, но, очевидно, была выше должности мир-и асада, ибо Турахан, ранее занимавший должность мир-и асада, получал теперь в зиде повышения должность накиба. В приказе не говорится о смещении Турахана с должности мир-и асада. По-видимому, обязанности мир-и асада и накиба могли выполняться одним человеком одновременно. Такое совмещение двух должностей в одном лице мы наблюдаем и в отношении других должностей. Так, в начале 60-х годов XIX в., накануне присоединения Ура-Тюбе к России, должности аксакала города и сборщика податей совмещались в одном лице, которое называлось амином 21 . Кроме того, следует иметь в виду, что в Ура-Тюбе, судя по документам, понятия «чин» и «должность» не различались. Очевидно, здесь обладание чином было связано с определенной должностью.

В 1813-1814 гг. в политической жизни Ура-Тюбе наблюдается анархия; соседние ханы непрерывно вмешиваются в дела Ура-Тюбе, произвол назначаемых ими правителей достигает предела. Кокандский хан Омар, подозревая измену со стороны какима Ура-Тюбе Махмуд-хана, сместил его и отправил в Коканд, назначив вместо него своего дядю Сейид-кул-бия-дадху, но через неделю передал г. Ура-Тюбе Касим-беку, а еще через месяц - Раджабу-диванбеги 22 . Может быть, в связи с этим в ханских канцеляриях заранее заготовляли ярлыки о назначения тех или иных лиц на соответствующие посты, оставляя в строках пробелы для собственных имен получателей ярлыков. Например, в ярлыке Омар-хана кокандского от 1814 г. о назначении на должность садра области Ура-Тюбе имя лица не вписано, оставлен пробел (док. № 31). В ярлыке того же хана от 18 апреля 1817 г. о назначении Турахан-ходжи на должность мир-и асада имя получателя ярлыка вписано другими чернилами и тростником другой очинки. Оставленное место оказалось недостаточным для длинного имени получателя ярлыка, поэтому часть его имени вынесена над строкой (док. № 32).

В. Л. Вяткин сообщает о случае, когда чиракчинский кази бросил должность, явился к эмиру Хайдару и не хотел возвращаться обратно. Тогда эмир велел написать ярлык о назначении нового кази и, приложив печать, послал ярлык правителю Карши, приказав вписать имя такого-то, а если он не согласится, то другого 23 .

Могла быть и другая причина оставления пробелов в ярлыках: ярлыки составлялись перед походами на г. Ура-Тюбе с тем, чтобы после завоевания города вписать имя того лица, которое, получив высокую должность, могло покорно служить новому хану.

Из приведенных фактических материалов видно, что высшие административные должности в Ура-Тюбинском владении занимали, как правило, ишаны и ходжи, которые были крупными землевладельцами и выражали интересы господствующего класса феодалов.

В большинстве приобретенных нами документов были вырезаны печати. Документы вместе с вырезанными печатями и обрезками бумаг находились в хаотическом состоянии, но их удалось восстановить. Как нам сообщили, незадолго до Октябрьской революции между группировками духовенства г. Ура-Тюбе завязалась борьба за пост кази. Одна из групп выкрала приобретенные нами документы у другой и решила их уничтожить, с тем чтобы та не могла доказать своего права на оспариваемую должность. Считая уничтожение печатей делом греховным, они решили вырезать их и хранить отдельно. Почему документы все же не были уничтожены, остается неясным.

В настоящей работе публикуются фотокопии документов, дешифровка каждого из них и перевод на русский язык.

В легендах помещены сведения о размерах документов, характеристика бумаги и почерка, наличие печатей и основание датировки. В примечания к переводам вынесены некоторые термины и другие сведения. К сожалению, местонахождение некоторых географических пунктов (Фаъкат, Ничоникат, Хусонидак, Алавиён, Мулло Хамза и пр.) нам не удалось выяснить, ибо эти названия в настоящее время не бытуют и население их не помнит.

Для терминов, вынесенных в подстрочные примечания, сохранена таджикская орфография, в остальных случаях - общепринятая транскрипция.

Большую помощь при переводах публикуемых документов оказал покойный проф. А. А. Семенов, светлой памяти которого мы посвящаем эту работу.

Глава

Абдуллоев Ибрагим Гоибназарович

Основан Прежние названия

Уструшан, Курушкада, Кирополь, Уротеппа

Площадь Высота НУМ Официальный язык Население Национальный состав Конфессиональный состав Этнохороним

истаравшанец, истаравшанка, истаравшанцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код

География

Истаравшан расположен на высоте около 1178 метров над уровнем моря. Климат мягкий, зима - многоснежная, лето жаркое, сухое. Население города составляет 235 тыс. человек. Из них в городе живут более 70 тыс., а в сельской местности - 165 тыс. человек.

Территориальная площадь Истаравшана составляет 183009 гектаров. На севере и западе административный район граничит с Узбекистаном , на востоке - с Ганчинским районом , на юго-востоке граница проходит маленьким клином к Киргизии , а на юге - с Шахристанским районом Таджикистана.

История

Истаравшан является одним из древнейших городов Таджикистана. История города насчитывает более 2500 лет. В 1954 году при археологических раскопках на окраине города найдена крупная удлененно-треугольная по очертанию пластина из чёрного полотна сланца. Пластина относится к мустьерскому времени древнекаменного века и имеет стотысячелетнию давность.

По письменным источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV вв. до н. э. в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пункты городского типа. Столицей Уструшаны был самый крупный город области - Бунджикат, который большинством исследователей на основе крупных письменных источников и археологического обследования помещался в районе средневекового и нынешнего города Истаравшан.

Впервые город под названием «Уротеппа» упоминается у историка Абдураззака Самарканди ( -). В его труде «Матла" ас-саъдайн ва мажма" ал-бахрайн » [«Место восхода двух счастливых созвездий и сливание двух морей»] описываются события - гг. о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из летовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).

Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз . В состав владения, кроме г. Ура-Тюбе, в это время входили города Пенджикент , Ходжент и Джизак , укрепленные пункты Заамин, Ям и Hay. По преданию, даже один из кварталов Ташкента платил дань ура-тюбинскому беку Кулику.

В городе расположена штаб-квартира крупнейшего в Таджикистане производителя продуктов питания «Элита Истаравшан» .

В 2011 году здесь открылся музей внутри дерева, в котором ранее находились школа, изба-читальня и небольшая маслобойня .

Знаменитые люди

  • Наби Махмаджанович Акрамов - Герой Советского Союза.
  • Ахрор Мухтарович Мухтаров - таджикский учёный-историк, действительный член Академии наук Таджикистана.
  • Бабаджанов Пулод Бабаджанович - таджикский ученый-астрофизик, академик.
Мирсаидов Ульмас Мирсаидович - таджикский ученый - химик, академик. Атаханова Хуршеда -таджикский ученый филолог, академик. Маруфов Рахим - таджикский ученый физик. Саидали Мамур - таджикский поэт.

Достопримечательности

В Истаравшане действует необычный этнографический музей, десятки экспонатов которого хранятся в дупле здешней достопримечательности - реликтовой красавицы чинары (платана), прозванной местными жителями "деревом-садом".

Почти полтора века назад в дупле чинары располагалась первая туземная школа, в которой могли разместиться не менее 15 учеников. В первые годы советской власти дупло оборудовали под "красную читальню", а потом некоторое время здесь располагалась небольшая маслобойня, пока наконец, местные защитники реликвий не взяли эту чинару и еще пять ее младших "сестриц" но тоже солидных возрастом, под охрану.

Города-побратимы

На почтовых марках

Примечания

Ссылки

Среди туристов принято считать, что в Узбекистан надо ездить ради древних городов, а в Таджикистан - ради гор и горных селений. Но как часто бывает, речь здесь лишь про "центр тяжести": в Узбекистане есть фактурнейшие обитаемые горы типа Лянгара или Байсуна, а в Таджикистане немало и своих древностей. Но те в основном в кишлаках, а полноценный "древний город" с километрами махаллей, скрывающих старинные мечети и мавзолеи, в Таджикистане собственно один - это Истаравшан, бывший Ура-Тюбе, о главной улице и общей атмосфере которого я рассказывал .

На ура-тюбинском базаре, только прибыв в город, видимо на почве общей усталости я поругался с напарницей из-за некоторых возможностей, упущенных, как казалось мне тогда, от того что она слишком долго собиралась. И видя эту сцену да слыша русскую речь, с противоположной стороны улицы, от кузнецого ряда, к нам подошёл пожилой и очень доброжелательный человек в тюбетейке.
-Здравствуйте! Как дела?
-Нормально, - ответил я сквозь зубы, так как к концу второго месяца путешествия порядком устал от желающих пообщаться.
-Зачем ругаетесь? Устали наверное. Пойдёмте ко мне домой, плов покушаете, отдохнёте.
Времени было мало, я по привычке стал отнекиваться, дескать город мне смотреть надо и так далее, и дядя (звали его Джамал), подумав, сказал, что и город нам покажет. Ольга тоже уговорила меня не отказываться, и Джамал словно из тюбетейки вытащил откуда-то машину со знакомым водителем да повёз нас в родную махаллю Зарнисор на той горе, что нависает над старым городом.

В прошлой части я писал о том, как мы зашли в гости к нетипичным, в меру глобализованным жителям патриархального Истаравшана. Здесь же хозяева были самые что ни на есть типичные, и в большом доме Джамала, характерном среднеазиатском каре жилых построек вокруг садика, догуливала свадьба, длившаяся уже неделю. Ближе к концу действа собрались те, кто не смогли приехать в первые дни, в основном родня издалека, и они как правило привозили лучшие подарки. Но "гулять так гулять" среднеазиатским людям, годами берегущим к свадьбе каждую копейку, свойственно пожалуй даже больше, чем русским, и на правильной свадьбе (а такие бывают в последнее время редко) любой прохожий может стать дорогим гостем. Нам принесли плова и фруктов, гости (на фото где-то пятая часть собравшихся в доме) от души фотографировались с Олей, а мы с Джамалом и таксистом (его имя я, увы забыл) обсуждали детали предстоящей экскурсии. В итоге мы проехали десяток точек - почти всё, что было намечено у меня и кое-что из того, о чём я не знал, и заплатили за это водителю порядка 1000 рублей. Но иначе мы бы за один день и не успели - как показывает мой опыт, ориентироваться в среднеазиатских махаллях чрезвычайно трудно.

Первым делом Джамал повёз нас на вершину холма, к склону которого прилипилась его махалля:

Прошлую часть мы закончили на холме Мугтепе, где издавна стояла Ура-Тюбинская цитадель. Но холмы над городом образуют хорошо заметные "ворота", отделяющие Истаравшан от долины, и в этот раз мы поднялись на другую их "створку". На вершине холма стоит заброшенное здание, на крыше которого успела образоваться глина с бурьяном, поверх которой люди натаскали тлеющую помойку - по словам Джабара, это его дальний знакомый строил лет 15 назад ресторан, да помер, а завершить дело было некому. Но на крышу ведёт ещё надёжная лестница, и крыша эта служит отличной смотровой площадкой. Вид на Мугтепе с уцелевшей башней цитадели:

Холмы-ворота, естественная крепость, ограничивают Старый Истаравшан с севера. За ними, левее кадра выше - тоже махалли и целый микрорайон на холме, издалека довольно живописный:

Но Старый город - с другой стороны, на фоне далёких гор Туркестанского хребта, и глядя на просторанство плоских крыш, я чувствовал себя героем "Улитки на склоне", глядевшим с Холма на Лес, живущий своей, не понятной нам жизнью:

Слева виднеется главная улица и знакомый нам по прошлой части комплекс Хазрати-Шох: минарет 1890-х годов, серый купол мавзолея ура-тюбинсих беков (18 век, а внутри мавзолей 17 века), зелёный купол центрального мавзолея неизвестного арабского полководца, молвой и поэтами превращённого в миссионера из дальней родни Пророка, да плоская белая крыша мечети Намазгох (так же 1890-е годы), чьё поле для открытых богослужений занимают пятиэтажка. Главная улица - по сути дела граница Старого города, в новом городе ставшая центром.

В самом центре Старого города - огромная мечеть Кок-Гумбаз тимуридской эпохи, а хорошо заметный за ней ряд сталинок обозначает границу исторического центра, и розовое здание посередине - городской Дворец культуры, строившийся, по словам Джамала, как "наш ответ ". Хорошо заметно его сходство с медресе:

Но в целом, скажем прямо, панорама Ура-Тюбе довольно унылая - дело в том, что Старый Истаравшан почти лишён вертикалей - за исключением Хазрати-Шоха и Кок-Гумбаза его мечети невелики и приземисты, полностью растворяясь среди крыш домов, а редкие золотые купола - верный признак новоделов:

Куда зрелищнее Старый город выглядит "изунтри", лабиринтом бесконечных улиц:

О том, ну а давние читатели уже наверняка без пояснений понимают это слово. Красота древних городов Средней Азии - в первую очередь в живой городской традиции, абсолютно не похожей на европейскую, с домами фасадом вовнутрь, квартальными мечетями и чайханами, садами и кладбищами посреди застройки, да аксакалами, встретить которых в махалле - что встретить доброго Пана в чаще.

Я не первый раз сравниваю махалли с лесом - потому что это среда живая и дышащая. И ещё - потому что в них очень легко заблудиться, и даже точно зная, что ищешь - вполне можно и не найти просто потому, что прохожие, которые и рады бы показать дорогу, называют искомое совсем не так, как ты вычитал перед поездкой. По этой причине я даже на такси и со знающим город Джамалом не увидел фигурироующие во многих путеводителях Аджинхона (мавзолей знатной женщины, а название "дом джинна" придумали, чтобы пугать им детей, лазивших на могилу), мечети Джами и Чархи, но увидел, например, не известную мне прежде мечеть Заргарон, которая вполне может быть на самом деле чем-то из перечисленного.

И лучше всего сохранали архитектурную саманно-глинобитную ткань; и городах Ферганской долины особенно отчётлив колорит, который весь на виду, а в и махалли изрядно выхолощены общей цивилизованностью города. Истаравшан тут где-то посредине между вторыми и первыми, и натуральные особняки из самана с окнами в глухих фасадах (потому что настоящий фасад - во дворе), прорубленными уже под России, то и дело показываются за поворотами:

А полудеревянные дома, как где-нибудь в Турции и Болгарии, я видел в Средней Азии только в Истаравшане:

Но едва ли не главное очарование махаллей - в том, что тут просто никогда не знаешь, что тебя ждёт за следующим поворотом:

Одна из чисто истаравшанских фишек - обилие мозаик и майолик в самых неожиданных местах. Я не спрашивал, кто их делал, но скорее всего это один, максимум несколько мастеров на весь город, и спрос на их труд - следствие небольшого размера Истаравшана да общей бедность и патриахальности Таджикистана:

Неотъемлемая часть пейзажа махаллей - крошечные кладбища в квартал размером:

Или одинокие мавзолеи местночтимых святых квартального масштаба, как бы продолжающих быть рядом с живыми. Здесь например покоится некий шейх Ходжа-Орифи Гори:

Но есть в Ура-Тюбе и несколько крупных старинных мечетей. Главная из них - уже знакомая нам Кок-Гумбаз, что в переводе значит Синий купол:

Она же и медресе сурового до мрачности вида - чаще всего эти здания мусульманских школ, общежития которых по совместительству служили доходными домами, смотрят во внешний мир ярусами арок и изукрашенными фасадами, здесь же лишь глухие стены:

Вход через резную дверь:

А настоящий фасад - внутри, во дворике с садиком и колодцем:

Судя по надписям арабицей и партам, медресе действует или действовало совсем недавно, но в одной из келий обнаружилась кучка собранного хлопка:

А декор мечети, конечно изрядно поновлённый и додуманный в утраченных местах советскими реставраторами, строгий и породистый: Кок-Гумбаз, построенная в середине 15 века - едва ли не единственная в Таджикистане постройка империи Тимуридов, последнего расцвета Средней Азии.

В некоторых местах пишут, что основателем мечети был Абд аль-Латиф , сын Улугбека, взошедший на самаркандский трон через убийство отца. Но он правил около года, и вряд ли ему было дело до закладки мечети в провинциальном городе. На самом деле имеется в виду местный правитель Абдулатиф-султан, в 1530-31 годах пристроивший к мечети каре медресе.

Мечеть была серьёзно повреждена русской армией при штурме Ура-Тюбе и отреставрирована 10 лет спустя, в 1876 году. В 1897 и 1902 годах она вновь была порушена - на этот раз землетрясениеми, перестраивалась в начале ХХ века, а окончательно приобрела нынешний облик после реставрации в 1950-е годы. Как ни странно в религиозном Таджикистане, вид у мечети заброшенный что снаружи, что изнутри:

Нигде больше не видел такого узора:

Мощные колонны боковых залов да подъём на крышу, к началу которого можно попасть разве что по приставной лестнице, да и вряд ли я бы увидел с крыши что-то особенное.

Я не помню взаимного расположения всех этих объектов, и не воспроизведу в памяти маршрут по извилистым переулкам с поворотами острым углом, поэтому рассказываю без чёткого порядка. Но помимо мечеть Кок-Гумбаз тут есть и мечеть Чор-Гумбаз (1903), то есть Четыре купола:

Ворота её были заперты, но Джамал постучался в ближайший двор, сквозь который за давшей нам ключ от мечети старухой, мы и вошли с бокового входа. В самом дворе, где живёт видимо мечетный смотритель - сухой хауз (бассейн) и старая вросшая в стену чинара:

В айване мечети сушился изюм:

У айвана - расписные карнизы:

Но интереснее всего Четырёхкупольная мечеть выглядит изнутри - все её купола совершенно разные. В левом верхнем, обратите внимание - шестиконечные звёзды, и хотя скорее всего здесь их происхождение чисто мусульманское или просто народое, в Старом Ура-Тюбе не могло не быть еврейской общины, а среднеазиатские евреи зачастую не имели синагог и спокойно молились в мечетях:

Но у большинства ура-тюбинских мечетей куполов нет, как например у мечети Заргарон, судя по названию построенную местными ювелирами. Вообще облик квартальных мечетей в каждом старом городе Средней Азии свой, и здесь они как правило такие - распластавшиеся по земле плоские здания, при взгляде издали совершенно безликие:

Но просто смотреть на них надо не снаружи, а изнутри. Судя по всему, в Ура-Тюбе было мало хороших резчиков, но много художников, поэтому в истаравшанских мечетях гладкие лакированные колонны, но потолки один другого красивее:

Я уже не раз писал, что у большинства среднеазиатских построек совершенно не понятен возраст - это у нас был "конец истории", а здесь история идёт себе да идёт неспеша, как навьюченный ослик по перевалу, и я не раз принимал и новоделы за подлинники, и даже подлинники за новоделы. Может быть, ответ в мусульманском календаре - вот это колонну можно датировать без противоречия как 1992-м, так и 1413-м годом:

Ещё одна похожая мечеть Хавзи-Сангин (Каменного Пруда), построенная в 1904-10 годах у небольшого мавзолея некоего Шах-Фазиль ибн Аббаса (1795):

Который, в свою очередь, был сооружён на берегу ещё более старого пруда в каменном бассейне. По легенде, на строительстве последнего трудились рабы и верблюды, и организовавший стройку султан был так доволен работой, что по её окончании посадил рабов на верблюдов да отправил по домам.

Пруд ныне сухой - большинство хаузов спустили в 1920-30-е годы, тем самым уничтожив веками жившие в них популяции дафний, а с ними - ришту, подкожного червя, теми же веками бывшего бичом Туркестана. В зале мечети - ещё один расписной потолок. Заметьте, что почти всё здесь показанное построено в начале ХХ века - как уже говорилось, на рубеже веков Ура-Тюбе был разрушен двумя землетрясениеми.

В мечети при нас народ собирался на службу, но мулла не возражал, чтобы я фотографировал, а напоследок даже вынес мне красочный, но малоинформативынй альбом-путеводитель по Согдийской области, с которого я перефотографировал несколько страниц. На подоконнике сложены тюбетейки для тех, кто пришёл на молитву с непокрытой головой:

А вот в другом квартале за воротами с почти китайским вогнутым карнизом скрывается ансамбль Баботогаи-Вали. Не знаю точно его историю, но как правило такими комплексами из мавзолея, мечети да приюта для паломников в Средней Азии обрастают могилы чтимых суфиев:

За воротами сад, а в глубине сада мечеть, состоящая из нескольких залов разных эпох. Айван у входа и минарет, если я не ошибаюсь, построены в 1899 году, то есть после первого из двух обрушившихся на город землетрясений - второе, стало быть, они сумели пережить:

Здешний потолок особенно красив, и я бы даже сказал, что есть в его облике что-то космическое:

Дверь в зал мечети:

Из которого узкий проход ведёт в ядро комплекса - гурхану, то есть усыпальницу (1510-17), изнутри впечатляющую своим совершенным минимализмом. Джамал рассказывал, что когда-то под потолком висел золотой светильник тончайшей работы, который подарил строющемуся мавзолею некий богач. Но когда строительство подходило к концу и светильник занял на потолке своё место, фундатора вдруг заела жаба, и ночью он тайком проник сюда, чтобы забрать свой дар обратно. Но как только он схватился за светильник, его рука умерла и отсохла, да так, что и отделить её от светильника уже никто не мог. Ныне, по словам Джамала, артефакт хранится в Эрмитаже - но так в Средней Азии говорят про многие легендарные вещи, о которых старики узнали от других стариков, когда сами были детьми. Стоит ли говорить, что полгода спустя в Эрмитаже я такой вещи не обнаружил...

Она же снаружи, рядом сложены резные надгробия, возможно с могил потомков - суфии (если здесь правда покоится суфий) часто образовывали многовековые династии, к мнению представителей которых прислушивались султаны и эмиры:

Ну а самый интересный памятник Истаравшана, увы, не сохранился - это медресе Рустам-бека, по сведениям первых здешних русских, построенное лет за 15 до их прихода, когда в Ура-Тюбе объявился самозванец Рустам, претендовавший на ханский трон Коканда. Впрочем, возможно он это здание лишь восстановил из руин, потому что все среднеазиатские постройки с такими сюжетами относятся к 17 веку: в Самарканде медресе Шер-Дор со львами фасадом и его упрощённая копия на окраине; в Бухаре - медресе Надир-диванбеги с птицами , ну а в Ура-Тюбе стояло медресе с конями. До сих пор не разгадана и историческая загадка подобных сюжетов - ведь ислам запрещает изображения животных, и ни одна гипотеза, по крайней мере из тех, что я слышал, не даёт исчерпывающего ответа, как и зачем здесь обошли этот запрет. В комментариях igor_alla привёл фотографию разрушенной землетрясением под Ашхабадом. Не знаю точно, когда медресе Рустам-бека погибло - может в землетресениях рубежа 19-20 веков, может в гражданскую войну, но стало быть помимо самаркандских львов, бухарских птиц, туркменских драконов и ура-тюбинских коней могли быть другие подобные сюжеты каких-нибудь слонов, оленей или верблюдов на фасадах зданий, утраченных до того, как сюда пришли белые люди со своими фотоаппаратами и мольбертами.

По краям Старого Ура-Тюбе воссоздано и нескольков ворот, некоторые из них, но вряд ли все, мы проезжали с Джамалом, кружа по переулкам:

Причём некоторые вполне современного вида:

Но рассказ об ура-тюбинских древностях не ограничивается одним только Старым городом. В следующей части - окраины, окрестности и ремёсла, которыми Истаравшан богат, как и всякий древний среднеазиатский город.

ТАДЖИКИСТАН-2016
и .
и получение регистрации.. От базара до Мугтепе.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Старый город.
Истаравшан (Ура-Тюбе). Ножи и священные рощи.
Шахристанский перевал и долина Зерафшана.
Пенджикент. Кайнар.
Пенджикент. Город.
Окрестности Пенджикента. Панджруд и Саразм.
Согдийская область. Август .
Анзобский перевал и Айни.
Озеро Искандеркуль.
Ягнобская долина. Дорога.
Ягнобская долина. Затерянная Согдиана.
Каратегин и Памир - посты будут.
. Обзор и оглавление.

Истаравшан (Ура-тюбе ) - один из древнейших городов-государств на территории Средней Азии . Лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря, в предгорьях Туркестанского хребта , северной части Таджикистан а , что в 78 км от областного центра, города Худжанд а .

Современный город занимает площадь в 183009 гектар и имеет население около 180 тыс. человек. Однако, в городе проживает немногим более 50 тыс., а остальные 130 тыс. - жители окрестных деревень и сельской местности.

Климат региона достаточно мягкий - зима не суровая, с большим количеством снега, лето жаркое без осадков.

Согласно историческим данным древний город на этом месте был основан в VI в до н.э. Киром - Курушем из династии Ахменидов , и получил название Кирополь или Курушкада .

Ко времени завоевания Средней Азии Александром Македонским , Курушкада был высокоразвитым и хорошо укрепленным, а его подступы обороняло 18 тыс. человек. Великому полководцу пришлось идти на хитрость, чтобы овладеть неприступной крепостью.

Однако покоренный город не желал смириться, и был разрушен Александром за регулярные смуты и заговоры против императора.

Позднее ко II веку до н.э. город разросся и превратился в достаточно сильное государство - Уструшану , которое занимало территорию, соответствующую современным районам Истаравшана Нау , Дж. Расуловского , Айнинского , Ганчинского и Горной Матче , Согдийской области Таджикистан а . А так же Хавасту , Замину , Джизаху , Фаришу Самарканд ской области Узбекистан а и Лайлакскму району Ош ской области Кыргызстан а .

Столицей государства был определен город Бунджикат , который и стал прародителем современного Истаравшана .

Во времена Арабского Халифата Истаравшан был одной из арабских провинций, затем претерпел бурное развитие в годы правления династии Саманидов - родоначальников таджикской нации, в XIII веке его разрушили монголы, и лишь в XV веке, в пору правления Тимуридов город вновь расцвел и получил новое название Ура-Тюбе .

В XVIII веке, здесь образовалось самостоятельное феодальное владение, которое к XIX веку было поделено между Бухарским и Коканд ским ханствами .

2 октября 1886г после восьмидневной осады крепость Ура-Тюбе пала под натиском войск российской царской армии.
В ноябре 2000 года городу было возвращено историческое название - Истаравшан .

Сегодняшний Истаравшан экономически развитый, современный город. Основными источниками финансовых вливаний здесь являются пищевая и легкая промышленность. Фруктоперерабатывающая и винодельческая отрасли являются самыми передовыми в стране.

Жители города исстари славились как непревзойденные мастера-ремесленники. Ткани, обувь, посуда, ножи, украшенные резьбой, а так же художественная вышивка - всегда высоко ценились у соседей, да и далеко за пределами края. Вот и современный город давно стал центром оптовой торговли, здесь поддерживают тесные коммерческие связи не только с государствами Средней Азии , но и Ближнего Востока .

До наших дней в Истаравшане сохранилось огромное количество памятников старины, как яркое свидетельство бурного исторического прошлого прекрасного города. Особо хочется отметить подлинные архитектурные и исторические сокровища, такие как городище Мугтеппа , крепость Ках-каха , медресе Кок-Гумбаз , мавзолей Боботаго , Хазрати Шох , Чоргумбаз , Ансамбль Сари Маэор и др.

Достопримечательности Ура-Тюбе

Медресе Кок-Гумбаз

Кок-Гумбаз («Голубой Купол») - медресе XVI века построенное по инициативе Султана Абдулатифа, сына знаменитого ученого и философа - Улугбека (внук Амира Тимура). По одной из легенд, Абдулатиф поссорившись с отцом, покинул дворец и напросился к старику-дехканину рыть арык за 100 тенге. Узнав об этом Улугбек, потребовал отдать ему заработанные деньги, однако не наказал сына, а добавил …

Мавзолей Хазрати Шох

Одно из трех культовых зданий, составляющих архитектурный комплекс «Хазрати Шох», двумя другими, являются: мечеть Хазрати Шох и мавзолей Худоёра Ваълами. Сегодня все три здания стоят полукругом и образуют красивую площадь. Однако мало кто знает, что у каждого из них своя история, свое время постройки и свое предназначение. Раньше в комплекс входили еще медресе и городское кладбище. По …