ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Парижский Пантеон — собор или мавзолей? Смотреть что такое "Пантеон (Париж)" в других словарях Кто построил церковь святой женевьевы в париже.

Возвышается Пантеон. Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Франции. Пантеон сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл статус усыпальницы известных людей.

История строительства

Начало постройке было положено ещё в 1744 году. В то время Людовик XV собирался вести войска в бой и одержать долгожданную победу. Поучаствовать в битве ему не удалось – внезапная болезнь скосила короля. Приближённые полагали, что дни короля сочтены, но Людовик XV не сдавался. Он молился покровительнице Парижа Святой Женевьеве, обещая возвести в её честь храм в случае исцеления. Было дело в его клятвах или нет, но вскоре король выздоровел, а вот заражённая любовница умерла. Сначала скорбь по ней не давала Людовику XV заняться проектированием церкви, потом королевские обязанности.

Тем не менее король не забыл о своей клятве и спустя 11 лет назначенный им архитектор Суфло приступил к проектированию храма, что тоже оказалось процессом не быстрым. Изначальный план собора католическая церковь встретила в штыки, так как его основание напоминало по форме греческий крест. Архитектору пришлось удлинить два крыла, за счёт чего храм стал похож на католическую базилику. Первый камень Людовик XV торжественно заложил лишь в 1764 году.

Возведение храма Святой Женевьевы заняло 25 лет. Основные трудности возникали с финансированием – Франция не могла потянуть таких расходов. Кроме них появлялись и трудности строительные. Когда строительство церкви было практически закончено, работники обнаружили трещины в столбах, которые подпирали свод. Казалось, они не выдерживали тяжесть купола. 40-летний труд оказался под угрозой. Была созвана цела комиссия, которая вынесла вердикт: материалы использованы качественные, кладка правильная и перекрытий достаточно. Значит, проблема была в плохой постройке столбов, и только их надлежало исправить.

Владельцы Пантеона

Собор Святой Женевьевы ни архитектор Суфло, ни король Людовик XV в достроенном виде не застали – оба они скончались к тому времени. Не увидели они и французской революции, которая началась вскоре после окончания строительства. По всему Парижу начались беспорядки, а церкви и храмы были разграблены. Собор Святой Женевьевы выстоял, но к тому времени он уже стал Пантеоном. Революционеры посчитали, что он должен восславить героев и стать их последним пристанищем. Первый же граф Мирабо, захороненный под сводами Пантеона, впоследствии оказался недостойным этой чести. Спустя два года было обнаружено его предательство, и прах вынесли. В подземных галереях в те года появились первые захоронения героев Франции – Вольтера, Руссо, Марата и других.

Пришедший к власти Наполеон вернул Пантеону статус церкви, и он вновь стал Собором Святой Женевьевы. Храм по-прежнему выполнял функцию усыпальницы. По приказу императора здесь обретали покой верховные чиновники и достойные, что прославились во Франции благодаря своим талантам или подвигам.

Очередная революция в 1830 году вновь сменила статус церкви, и она стала Пантеоном.

Архитектура

Пантеон, знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Жители Парижа привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суфло решил привнести в город новое и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля. В изначальном варианте можно увидеть характерный для греческого направления портик с шестью колоннами. Его накрывал купол, который Суфло решил выполнить в романском стиле. Интерьер храма же виделся архитектуру готическим. Привычный жителям Парижа барокко нашёл своё выражение в колоннах. Несмотря на то, что в Пантеоне объединено сразу четыре направления, современные архитекторы считают, что здание является образцом классического стиля.

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается Эйфелевой башней.

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.

  • (цена: 45.00 €, 3 часа)
  • (цена: 35.00 €, 2.5 часа)
  • (цена: 185.00 €, 2 часа)

Достопримечательности Пантеона

Усыпальница Великих

Свое последнее пристанище под величественными сводами Пантеона нашли те, чья жизнь оставила след в истории Франции. Предполагалось, что это будет своеобразный мавзолей революции, но, со временем, Пантеон стал усыпальницей для выдающихся историков, ученых, писателей и философов. Здесь обрели вечный покой чета Кюри, Вольтер, Руссо, Марат.

Парижане очень ревностно следят за тем, кому отдать право быть захороненным в знаменитом мавзолее. В стенах Пантеона покоится прах 71 человека. Французы контролируют, чтобы покой здесь обретали только те, кто действительно заслуживает такой чести. Поэтому прах кандидата на подземелье Пантеона приносят не сразу после кончины, а лишь тогда, когда удостоверятся, что он достоин быть погребённым под сводами здания. Например, прах Александра Дюма внесли в Пантеон лишь в 2002 году, к тому моменту прошло 132 года с тех пор, как он скончался. Всё это время французы решали, был ли он талантливым писателем или нет.

Вечным признанием и благодарностью звучат для ушедших великих слова «Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante», которые выражают признание отчизны лучшим из ее людей.

Есть в Пантеоне и символически погребённые. В их честь установлена мемориальная доска, а у некоторых захоронена земля с места гибели. К ним относятся один из создателей доктрины негритюда Эме Сезер, лидер гаитянской революции Франсуа-Доминик Туссен-Лувертюр, и противник рабства Луи Дельгре.

Женщин в подземных галереях Пантеона всего две. Первой чести быть захороненной здесь удостоилась Софи Бертло. Она покоится вместе с мужем – политиком и химиком Марселеном Бертло, который просил не разлучать их после смерти. Второй женщиной стала известный химик Мария Складовская-Кюри, похороненная здесь также со своим мужем.

«И все-таки она вертится!»

Если взглянуть под купол Пантеона, можно увидеть маятник. Точнее, копию маятника, с помощью которого в 1851 году именно в этих стенах Жан Бернар Леон Фуко доказал, что планета все-таки вращается.

Маятник Фуко – это металлический шар весом в 28кг, прикрепленный под куполом с помощью металлической проволоки. Маятник мог свободно раскачиваться во всех направлениях. Под маятником был насыпан песок таким образом, чтобы касания маятника отмечали на песке траекторию движения. Когда маятник достиг состояния абсолютного покоя, начался опыт. Спустя 32 часа от начала пуска маятника, стертый песок продемонстрировал, что маятник вращался в плоскости вокруг своей оси.

Первоначально Фуко продемонстрировал опыт в узком кругу перед императором Наполеоном Бонапартом. Император был в восторге от опыта, и предложил физику показать опыт широкой публике именно в Пантеоне.

Любопытно, что, именно около маятника Фуко расположена каменная статуя египетской кошки. Каждый посетитель имеет возможность дать собственное толкование соседства символов невозмутимой вечности и непрестанного движения человеческой мысли.

Именно такое количество ступеней придется преодолеть посетителям, которые пожелают насладиться великолепными видами со смотровой площадки в куполе Пантеона. Отсюда открывается круговая панорама всего Парижа.

Доступ на видовую галерею Пантеона открывается всего несколько раз в день, поэтому, стоит заранее уточнить время, когда смотровая площадка будет доступна посетителям

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимхся французских деятелей и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.

Как добраться

Адрес: Place du Panthéon, Paris 75005
Телефон: +33 1 44 32 18 00
Сайт: pantheon.monuments-nationaux.fr
Метро: Cardinal Lemoine
Поезд RER: Port-Royal
Время работы: 10:00-18:30

Цена билетов

  • Взрослый: 7.50 €
  • Льготный: 6 €
Обновлено: 10.12.2018

Контакты

Адрес: Place du Panthéon, 75005 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 32 18 00

Стоимость билета: 8.5€, до 17 лет бесплатно

Официальный сайт: www.pantheon.monuments-nationaux.fr

Как добраться

Станция метро: Maubert-Mutualité, Cardinal-Lemoine (10 линия)

Париж – город мечтателей, писателей и других творческих личностей. Это тот город, из которого уезжаешь со слезами на глазах, потому что романтическая атмосфера не оставит равнодушным ни одного категоричного критика.

Это, то волшебное место, где Вы можете осуществить путешествие на лодке по завораживающей речке Сене и гордо окинуть взглядом всю красоту вечернего города.

Вы с легкостью сможете осуществить свою мечту, сфотографировавшись рядом с величественной Эйфелевой башней, а также побывав в немало известном Диснейленде.

Церковь Святой Женевьевы или Пантеон в Париже

Пантеон (Panthéon) в Париже – одно из исторических архитектурных сооружений, возведено еще во время эпохи Классицизма. Вначале место было известно как церковь Святой Женевьевы . Немного позже скульптуре было определено другое название – усыпальная комната для всех великих людей , сделавших свой взнос в развитие истории Франции.

Главный архитектор величественного здания Ж.Суффло взял за шаблон аналогичное здание в Риме. Возведение здания производилось еще за время правления Людов

Ика XV, считавшего своим долгом после тяжелой болезни, возвести новый могущественный и великий храм для своего аббатства. Практически 30 лет велось безостановочное строительство скульптуры, было достроено уже учеником Суффло в 1789 году.

Пантеон в Париже — описание

В наше время парижский Пантеон пользуется немалой популярностью у туристов, многие экскурсоводы называют данную скульптуру «страстным местом». Это интересное выражение вошло в оборот именно из-за того, что еще много лет назад, страсти просто окутывали это величественное здание. Неимоверная сила окружала королевский двор Пантеона, а в дальнейшем и укрепленные баррикады.

В наше время интересное место привлекает туристов и жителей города даже, не потому что здесь покоятся все великие люди, а из-за другой немало важной причины – чертежи, по которым великий архитектор строил свое здание, просто невообразимы. Его нельзя отнести ни к одному из известных стилей архитектуры.

В Пантеоне расположен так называемый маятник Фуко , данный маятник имеет свою интересную историю. Изобретатель Жан Фуко исследовал данное приспособление несколько месяцев, изучив все аспекты этого маятника. От самого потолка высокого Пантеона была прицеплена проволока длиной около 67 метров с грузом весом в 28 килограмм. Под самим маятником обвели круг и засыпали песком, уже через некоторое время спустя маятник выполнил один полный оборот и начертил на песке свою траекторию. Ученый доказал, что устройств показало вращение Земли за сутки.

Экскурсии в Пантеон

Пантеон очень популярное туристическое место. Множество экскурсий осуществляется практически круглый год, профессиональные гиды поведают Вам полное описание всех интересных мест скульптуры. Стандартная цена билета в Пантеон составляет 8.5 евро , а если у Вас имеется скидка, то цена посещения составит 6.5 евро .

Пантеон могут бесплатно посещать инвалиды и студенты. На протяжении летних месяцев , стоимость билета установлена для всех одинаковая и составляет 9 евро .

Как добраться до Пантеона

Добраться до Пантеона в Париже не составит большого труда. Если у Вас имеется при себе карта города, то сложности возникнуть не должно, если таковая отсутствует, то до Пантеона ходит множество автобусов. Также можно добраться до точки назначения с помощью метро:

  • Maubert-Mutualité
  • и Cardinal-Lemoine, 10 линия.

Пантеон на карте Парижа:

Адрес: Франция, Париж, 5-ый округ, Латинский квартал
Начало строительства: 1764 год
Окончание строительства: 1789 год
Архитектор: Жак-Жермен Суффло
Диаметр купола: 23 м.
Основные достопримечательности: захоронения, маятник Фуко, скульптуры
Координаты: 48°50′46″N 2°20′45″E

Содержание:

Краткое описание

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции , то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции .

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля . Такова уж эта страна - Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы - обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года . Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» - в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России - купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге .

Пантеон в Париже - революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра . Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго .

Маятник Фуко

Пантеон в Париже - наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Paul Han / flickr.com Serge Melki / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com Paul Han / flickr.com

Одним из наиболее привлекательных объектов для посещения туристов в Париже является Пантеон, расположенный недалеко от центра Парижа, в Латинском квартале Пятого округа, на холме Святой Женевьевы. Он примечателен не только как шедевр искусства и памятник архитектуры, но и как место захоронения великих французов – Жан-Жака Руссо, Вольтера, Пьера Жана Жоржа Кабаниса, Пьера и Марии Кюри, Луи Брайля, Виктора Гюго, Эмиля Золя, Александра Дюма (отца), Андре Мальро и других.

Пантеон – узнаваемый архитектурный символ Парижа наряду с Собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней. Его завораживающая величественность запечатлена на множестве фотографий, открыток и сувениров. Особой популярностью пользуются изображения Пантеона Парижа в облачную погоду и в вечернее время суток, когда здание, специально подсвечивающееся уникальными осветительными приборами, как бы еще стремительней возносится ввысь.

Пантеон, как немой свидетель поворотных в истории Франции событий, стал также символом непростой и драматической судьбы французского народа и теперь многое может поведать гостям столицы о человеческой жизни и страстях, как при королевском дворе, так и на баррикадах.

На протяжении длительного времени парижский Пантеон был камнем преткновения для правящих в стране политических сил, которые никак окончательно не могли определиться с функциональным предназначением этого архитектурного сооружения.

Впервые как храм Святой Женевьевы архитектурное сооружение возводилось по повелению короля Людовика (Луи) XV, который в 1744 году, тяжело заболев лихорадкой перед ответственными битвами с австрийцами, в духе его времени (ведь эффективных лекарственных препаратов тогда не было) прибегнул к молитвам и дал обет покровительнице Парижа в случае улучшения своего состояния здоровья – построить в ее честь самый величественную и роскошную в черте города церковь. Молитвы монарха были услышаны, он выздоровел, но клятву на время позабыл, поскольку погрузился в расстройство и депрессию в связи со смертью зараженной им же любовницы – герцогини Мари-Анн де Шатору.

Скульптуры Пантеона, Париж (Paul Han / flickr.com)

Воплощение обещания монарха в жизнь началось не ранее, чем через десятилетие после чудесного исцеления. Любвеобильный правитель вернулся к жизни и своему обету лишь с появлением новой официальной фаворитки – Жанны-Антуанетты Пуассон, более известной как маркиза де Помпадур, которая стала его главной советчицей в государственных делах и юный брат которой, Абель-Франсуа, маркиз де Мариньи, был назначен на должность инспектора королевских зданий. Людовик (Луи) поручил последнему найти автора и исполнителя задуманного проекта и тот предложил своего учителя, с которым ранее совершил двухгодичную обучающую поездку по Италии, – Жака-Жермена Суффло.

В 1755 году архитектор Суффло приступил к разработке проекта собора, а к непосредственному возведению здания перешли лишь в 1764 году. Строительство храма все время затягивалось то по причине наличия споров по поводу интерьера, то по причине добавления многочисленными пассиями любвеобильного короля все новых и новых деталей и украшений во внутренний и внешний облик храма, а то и по банальной причине недостаточного финансирования (именно поэтому три стороны здания остались без портиков).

Через десять лет, в 1774 году, Людовик (Луи) XV, заложивший начальный камень будущего храма, почил с миром, так и не дождавшись исполнения своего обещания тридцатилетней давности Святой Женевьеве, а в 1780 году преставился и главный архитектор, который, к слову, позже был погребен в так и не завершенном им детище. И лишь спустя еще десять лет, в 1790 году, строительство здания было окончено преемниками и помощниками Суффло, под руководством архитектора Ронделе.

Особенности архитектурного стиля

Первоначально в плане архитектурное сооружение было центрально-купольным, напоминало форму греческого креста, но верхушка католической церкви прислала Людовику (Луи) XV письмо с опротестованием подобного проекта, и архитектора обязали вытянуть оба боковых крыла здания.

Жак-Жермен Суффло, имея перед собой задачу, поставленную королем, – возвести самый величественный и шикарный храм Парижа в честь Святой Женевьевы, покровительницы города, стремился в своем монументальном творении соединить все лучшее, что было изобретено в искусстве возведения архитектурных сооружений до того времени, и это ему частично удалось: над шестиколонным греческим портиком был возведен гигантский купол (высота – 120 метров), неизвестный античности, а светлый и легкий готический интерьер, украшенный многочисленными фресками о подвигах и деяниях Святой Женевьевы и, к сожалению, со временем затемненный забитыми революционерами окнами, был увенчан романским сводом.

Такое эклектическое и революционное для эпохи пышного и декоративного барокко решение (в плане возврата к античной строгой простоте) было воспринято современниками зодчего не только без особого восторга, а даже с негодованием и противлением.

Новое здание для многих парижан стало «культурным шоком». Но с тех пор в столице Франции появился храм, который по своему величию и масштабности замысла не уступал соборам Святого Петра в Риме (Италия) и Святого Павла в Лондоне (Англия). Ныне Пантеон в Париже принято считать архитектурной классикой, хоть и облегченной готической системой опор, а его купол стал прототипом для возведения аналогичных куполов Капитолия в Вашингтоне (Соединенные Штаты Америки) и Исакиевского собора в Санкт-Петербурге (Россия).

«Великим мужам благодарное Отечество»

Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона: «Aux grands hommes la patrie reconnaissante» (Великим мужам благодарное Отечество) — появилась подчас Великой французской революции по решению Конвента в 1791 году, который и постановил хоронить в нижней части церкви (крипте) знаменитых граждан Франции. Так собор превратился в пантеон, усыпальницу гражданского значения, которая должна была увековечить новоиспеченных героев Франции.

Надпись на фронтоне здания парижского Пантеона (Paul Han / flickr.com)

Само слово «пантеон» имеет греческое происхождение и отсылает нас к известной одноименной памятке древнеримской архитектуры, на которую, как образец, и ориентировался Суффло, изначально бывший храмом всех богов, но потом слово стало общим названием для любых мест захоронения выдающихся людей.

Крест с купола, как и статую Святой Женевьевы, сняли, водрузили новые скульптурные композиции – фигуры Славы и Родины-матери. Как героя и пламенного трибуна французской революции первым в парижском Пантеоне с почестями похоронили графа Оноре Габриеля Рикетти де Мирабо, но несколько лет спустя Максимилиан Робеспьер и Жан-Поль Марат обвинили его в связи с королевским двором, признали предателем, и его прах был перенесен из здания Пантеона в Париже на кладбище для преступников. Марат впоследствии также был погребен в Пантеоне, но, по иронии судьбы, и он вскоре был развенчан как революционный герой, а его останки вынесены из здания бывшей церкви Святой Женевьевы.

Маятник Фуко - символ колебаний статуса парижского Пантеона

После революции и реставрации династии Бурбонов, парижскому Пантеону в 1822 году вновь вернули значение собора, надпись уничтожили, а фронтонные барельефы опять заменили. Как оказалось, далеко не в последний раз: после очередной революции монарх Луи-Филипп вернул зданию статус пантеона, а Наполеон III в 1851 году – крест храма Святой Женевьевы, через два десятилетия снова вытесненный красным знаменем Коммуны, а потом водруженный на свое место Третьей республикой.

Знаменитый маятник для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси (Paul Han / flickr.com)

В 1885 году после кончины Виктора Гюго, как ни странно, та же Республика опять трансформировала парижский собор в Пантеон, где и был похоронен гениальный французский писатель. Надпись на фронтоне была восстановлена. С тех пор в здании хоронят прославленных французов. Оно продолжает функционировать как мавзолей, но чтобы не повторялся конфуз, как с прахом Мирабо или Марата, установлена своеобразная проверка временем на достойность быть погребенным в Пантеоне Парижа. Так, только в 2002 году сюда были перенесены останки всем известного автора «Трех мушкетеров» – Александра Дюма. И, как не парадоксально, вновь поднялся вопрос о возвращении в парижский Пантеон праха уже реабилитированного Мирабо.

Особый интерес представляет факт подвешивания в начале 50-х годов XIX века в трансепте под центральным куполом Пантеона в Париже, на высоте 67 метров, физиком Леоном Фуко своего знаменитого маятника для наглядной демонстрации вращения вокруг своей оси планеты Земля.

Маятник Фуко стал своеобразным символом повторяющихся исторических колебаний статуса парижского Пантеона во времена правления разных политических сил (монархии, республики, империи, коммуны) от сакрального заведения, церкви Святой Женевьевы, до гражданской пропагандистской усыпальницы-мавзолея, где погребены выдающиеся знаменитости Франции.

Пантеон в Париже - впечатляющее сооружение 19го столетия, изначально спроектированное в качестве церкви, но затем трансформированное в Храм. Памятник расположен на вершине Монтань Сент-Женевьев, неподалеку от Университета Сорбонны и Люксембургского Сада. Здание Пантеона выходит на Латинский Квартал Парижа. В далеком 507 году это место было выбрано первым королем франков Хлодвигом для строительства базилики, которая должна была служить гробницей для него и его жены Клотильды. В 512 году здесь была похоронена Святая Женевьева, покровительница Парижа.

Когда король Луи XV слег от тяжелой болезни в 1744, то поклялся создать церковь в честь Святой Женевьевы, если выживет. После чудесного восстановления он поручил Маркизу Мариньи задачу строительства церкви, которая должна была заменить базилику шестого века, известную как Аббатство Святой Женевьевы. В 1755 Маркиз нанял архитектора Жака-Жермена Суффло для проектировки новой величественной церкви.


Строительство выдающегося здания Пантеона началось в 1757 году, но из-за финансовых проблем на его завершение потребовалось 34 года. После смерти Суффло в 1780 году работу продолжил его помощник Гийом Ронделе. Пантеон был завершен в 1791 году, в самый разгар Французской Революции. Совет Революции решил инициировать трансформацию церкви в храм, где полагалось хоронить выдающихся людей Франции. Здание было адаптировано архитектором Катрмером-де-Кенси, чтобы выполнять функции Пантеона. В 1806 году памятник снова стал церковью, но с 1885 Пантеон навсегда стал гражданским зданием и одной из главных парижских достопримечательностей .


План здания имеет греко-перекрестное расположение 110 м длиной и 85 м шириной. Большой купол Парижского Пантеона достигает высоты 83 метра. Портик, с большими коринфскими колоннами был смоделирован по образу Пантеона второго века в Риме. Купол имеет три дополнительных раковины по примеру Собора Св. Павла в Лондоне. Железные подпорки были добавлены, чтобы укрепить общую структуру. Большой склеп Пантеона размещает хранилища великих французских общественных деятелей, самыми известными из которых является Виктор Гюго, Вольтер, Жан Моне, Мария и Пьер Кюри и Эмиль Зола.


Пантеон является одним из мест, где в 1851 году астроном Жан Фуко впервые провел свой знаменитый эксперимент, доказав что Земля вращается вокруг своей оси. В этом же году Маятник Фуко был перемещен в Консерваторию Искусств и Ремесел. В 1995 году маятник снова перемещали в Пантеон во время ремонтных работ в Консерватории. С колоннады вокруг купола Пантеона открываются великолепные виды Парижа. Из соображений безопасности, сюда можно подняться только в компании гида во время экскурсионной программы. Само здание Парижского Пантеона лучше всего заметно из Люксембургского Сада.