ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Главный архитектор проекта. Сберечь нельзя, утратить

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.

Территория городской усадьбы на нынешней улице , 18 сформировалась после середины восемнадцатого столетия путем слияния небольших дворов, располагавшихся вдоль самой улицы, а также большого огорода, тянувшегося до современной .

Главный усадебный дом возвели в 1780-х годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Заказчиком выступил Александр Николаевич Соймонов - племянник статс-секретаря Екатерины II Петра Ивановича Соймонова.

Украшением главного дома стал тосканский портик. Два боковых флигеля обрамляли парадный двор усадьбы, обращенный в сторону улицы. Северную сторону владения ограничивал служебный корпус, возведенный из камня (строение 18А по Малой Дмитровке) и сохранившийся до наших дней лишь частично.

С тыльной стороны главного дома была пристроена терраса, которая выходила в сад через пологий пандус. Упоминание об этом архитектурном элементе относятся к началу девятнадцатого века, после чего спуск выполнили в виде лестничного марша.

В 1834 году в усадьбе поселился Александр Николаевич Раевский, для которого было необходимо получить разрешение на проживание из-за того, что он некогда привлекался по делу декабристов, но был оправдан за недоказанностью.

Следующей владелицей городской усадьбы на Малой Дмитровке, 18 стала некто В.Д. Ладыженская. При новой хозяйке тосканский портик демонтировали, а на его месте в 1859 году появился уже дорический. В то же время была изменена и конфигурация главного фасада, рисунок которого можно лицезреть и сегодня.

Переходы между боковыми флигелями и главным домом был устроены в разное время: северный переход – в 1884 году по проекту архитектора Николая Николаевича Черницкого; южный переход – после 1901 года. Внутреннее убранство, в основном парадные залы, были переоформлены архитектором в псевдоклассических формах в 1877 году.

История дома после революции

После прихода к власти большевиков в 1917 году в городской усадьбе разместилась партийная ячейка, позже переросшая в Свердловский райком КПСС. Именно в этих стенах в 1962 году принималось решение об исключении из партийных рядов Вячеслава Михайловича Молотова.

Еще в советское время, в 1976 году, городскую усадьбу включили в список памятников архитектуры государственного значения.

После 1997 года здание на Малой Дмитровке, дом 18 занимали сначала государственные учреждения, а после 2001 года оно было передано крупной коммерческой структуре – АФК «Система».

Усадьба Тёплое (Россия, Московская область, Клинский район, урочище Теплое)

Как добраться? На автомобиле с трассы [М9]Москва-Рига поворот на пос. Новопетровский, далее на север по кольцу [А 108]до поворота на Нудоль. От Нудоли прямо по шоссе до поворота в Вертково. В Вертково асфальтированное полотно сменяется на покрытие, утрамбованное гравием, впрочем, эта дорога вполне проезжая в любое время года (вот только не знаю, чистят ли её зимой?). Вам ещё предстоит проехать Кадниково, Васильевское-Соймоново и сельское кладбище, впереди только охотничьи угодья…

Я давно стремилась увидеть одно из редчайших архитектурных произведений зодчего Львова в Подмосковье, особенно после поездки по Тверской земле. Мне казалось, что я увижу Знаменскую церковь (1797 г.) в антураже первозданного дикого леса, где давно не ступала нога человека. Мои предположения не совсем оправдались… Однако впечатления от Тёплого одни из самых сильных и запоминающихся из увиденного за последние полгода. Руинированная постройка с чертами палладианства необычайно живописна и романтична. Кажется на всём, что её окружает лежит печать запустения…

Что бы пробиться к храму мне пришлось преодолевать заросли крапивы и бурьяна в человеческий рост. Запечатлеть церковь снаружи целиком — не удалось, через полчаса борьбы с сорняковыми дебрями я сдалась… и решила осмотреть постройку изнутри. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
1. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
Куда не кинешь взгляд — везде читаются безупречные по геометрии арки термальных окон…
Росписи и вызолоченные капители колонн не сохранились, из декоративных элементов можно видеть только карнизы и тяги тонкого рисунка…

«Ничего не известно о каких-либо изображениях усадебного комплекса. Впрочем. В.Я. Либсон вскользь сообщает о «старой акварели», на которой виден главный дом, но с оговоркой, что судить о его расположении на местности невозможно. Таким образом, документально подтвержденными остаются лишь дата постройки Знаменской церкви – 1797 г., существование барского дома к 1800 г. и имена владельцев усадьбы. Село Теплое многократно меняло хозяев, а в 1769 г. было продано Прасковье Алексеевне Cоймоновой, вдове Александра Ивановича Соймонава. Строительство велось их сыном Николаем Александровичем, а затем внуком – Александром Николаевичем.

2. Львов состоял с Соймоновыми в родственных отношениях. Известно, что, приехав из Тверской губернии в Петербург, он сразу обосновался у своих двоюродных дядей братьев Соймоновых – Михаила и Юрия – детей Федора Ивановича Соймонова, первого русского гидрографа. Существует львовский проект загородного дома, датируемый первой половиной 1780-х гг., заказчиком которого выступал Петр Александрович Соймонов – статс-секретарь Екатерины II. Единый круг общения и возрастной диапазон позволяют высказать предположение, что отцом Петра Александровича был именно А.И. Соймонов, овдовевшая супруга которого решила покинуть северную столицу и обосновалась в Подмосковье» — писал П.Л. Рожин в статье «судьба подмосковных Львова». Загадка усадебного дома в усадьбе Теплое будоражит моё воображение уже много лет. После долгих поисков Мне удалось разыскать этот проект и я его публикую. Полные «Разрез» и «Фасад» не являются произведением Н.А. Львова, а выполнены мною в ФШ для большей наглядности.

Далее исследователь П.Л. Рожин продолжает: «План дома очень схож со Знаменской церковью, однако утверждать, что именно он венчал усадебный ансамбль, пока, безусловно, рано. Нет ответа и на ключевой вопрос о дате постройки господского дома. Известно, что он существовал к 1800 г., однако 15 марта 1807 г. крестьянин Никанор Васильев отчитывался перед А.Н. Соймоновым об изготовлении мебели для интерьера.
3. О чем шла речь: о смене меблировки по вкусу вступившего в наследственные права владельца или о затянувшихся отделочных работах – из источника не ясно».

Архитектурный ансамбль и парк утрачены в первый год Великой Отечественной войны. Разрушенный храм — единственно уцелевшая постройка от некогда богатого имения. Но и она, стоящая в стороне от человеческого жилья обречёна на медленное разрушение и гибель.

Подписи к изображениям в тексте:




Сберечь нельзя, утратить...

Знаменская церковь, выстроенная в 1797 г. в усадьбе Соймоновых Теплое, предположительно по проекту архитектора Н.А. Львова, находится на грани обрушения. А между тем, редкий образец палладианства в Подмосковье числится в реестре памятников федерального значения на основании указа Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. (п. 2, включающий постановление Совмина РСФСР № 624 от 4.12. 1974 г.)
За послевоенные годы бездействия, начиная с закрытия в 1937 г., культовая постройка неуклонно ветшала и разрушалась.
Сама усадьба Теплое никогда не была местом оживленным и густонаселенным, в период своего основания она насчитывала 21 двор и 338 душ обоего пола, при Долгоруковых к нач. XX столетия дворов осталось 11, но появилось земское училище и железнодорожная ветка Лесодолгоруковская. Крайне скупые и малочисленные документальные свидетельства не позволяют проследить дальнейшую историю этого места (архив владельцев утрачен вскоре после революции). Известно только то, что село и все компоненты ансамбля с господским домом и прилегающим парком были разрушены во время бомбежек 1941 г.
Храм в опустошенном Теплом, постепенно исчезнувшем с географических карт и превратившемся в «урочище», отпугивающим бездорожьем и затерянностью в глуши, оказался невостребованным ни светской, ни духовной властью, только черные копатели стали завсегдатаями забытой подмосковной, оставив вместо старинного некрополя перед алтарным выступом огромные зияющие воронки.
Теплое пленяет и притягивает, поэтому я бывала здесь неоднократно, в 2006, и 2007 гг. и прежде оно не таило серьезных опасностей. Сегодня переступить порог церкви — рискованно для жизни. Оказавшись внутри, вы слышите постоянный шелест, как будто идет дождь, но это дождь из осыпающихся частиц связующего раствора и выветренного кирпича. То и дело раздаются неясные постукивания — вроде бы кто то в шутку кидает о стены мелкие камни…
Надежды на возрождение нет, это начало конца — несущие конструкции деградировали (общее состояние сооружения удручающее: большая часть сводов рухнула, перекосило северный портик и т.д.). Глядя на истерзанный храм, меня охватывало ощущение неизбежности чего то катастрофического, фатального, рокового.
Несказанно жаль будет вновь увидеть знакомый силуэт без низкой купольной ротонды — несомненного украшения этого уникального памятника… Жаль, жаль до боли, но ведь мы ничего не сделали для его спасения…

Наталья Бондарева, архитектор

Юдин В.С. Теплое

Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 181-183

В XVIII веке хозяевами усадьбы Теплое были Иван Матвеевич Шетлов и Иван Михайлович Ханеев (1715—1734 гг.). После смерти Ханеева владение имением перешло его жене — Марфе Петровне, затем — Василисе Ивановне Зиновьевой. В 1758 году его унаследовала вновь Ханеева, а от нее было передано жене Александра Ивановича Соймонова — Прасковье Александровне (1769—1778 гг.).
Соймоновы владели селом Теплое до середины ХIХ века. Они принадлежали к московской дворянской фамилии, генеалогия которой прослеживается, примерно, с XV века. Многие служили российскому престолу стольниками и воеводами и жалованы от государей поместьями, а некоторые — знатными чинами и орденами.
Одной из ярких фигур Соймоновых является Федор Иванович Соймонов (1692—1780), русский государственный деятель и ученый гидрограф.
Усадьба Теплое находилась возле церкви у пруда и представляла собой единый садово-парковый ансамбль. Здание главного дома было относительно невелико, имело два этажа с колоннадой коринфского ордера со стройными пропорциями ордерных элементов. Все эти черты постройки типичны для дворянских усадеб конца XVIII- начала XIX веков.
Авторство проекта усадьбы приписывается Николаю Александровичу Львову, удивительно разностороннему и одаренному человеку, который был не только архитектором, но поэтом и драматургом, исследователем и издателем так называемой «Львовской летописи» — одного из памятников летописания. Жил он в своем имении Никольское в Тверской губернии.
Н.А.Львов много времени и сил отдавал зодчеству. Он является одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма. Это доказывают и созданная им усадьба Теплое, и его постройки в Торжке и Твери.
Одна из интереснейших построек усадьбы — Знаменская церковь. Она была возведена вместо прежней, деревянной, в 1797 году, на средства Соймоновых. Старая была перенесена в 1804 году в село Ламишино — Богородское Звенигородского уезда.
Церковь Знамения — памятник высочайшего художественного уровня. Почти квадратное двухсветное здание, выстроенное в стиле зрелого классицизма, заключает в едином равновысотном объеме собственно храм с полуциркульной апсидой, увенчанный низкой купольной ротондой, приделы и трапезную. Ризалит на западном фасаде служит основанием для цилинд¬рического объема колокольни. Торжественная приподнятость, строгость, величие, нарядность этого сооружения характерна для того времени, и при этом не надо упускать из вида особую итальянскую манеру ее архитектуры.
В усадьбе Теплое бывали родные и знакомые ее владельцев. Одним из частых гостей здесь был племянник Соймоновых полковник лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 года Михаил Фотиевич Митьков (1791—1849). С 1825 года он был одним из руководителей Московской управы Северного общества. 15-16 декабря 1825 года в его московской квартире, на Малой Дмитровке, проходили совещания московских декабристов, на которых обсуждался план вооруженного восстания в Москве и убийство императора. М.Ф. Митьков был приговорен к 20 годам каторги.
В начале XX века в усадьбе Теплое была собрана уникальная коллекция материалов из жизни и деятельности Соймоновых.
В годы революции усадьба перешла в распоряжение Спас-Нудольского волисполкома. Имущество, сельскохозяйственный инвентарь, скот, принадлежавший ее владельцам, были проданы с торгов местным крестьянам.
В 1937 году церковь Знамения была закрыта, но сохранилась местными жителями в хорошем состоянии. В годы Великой Отечественной войны усадьба была разрушена оккупантами, были разграблены и сожжены дом и другие постройки усадьбы.
В настоящее время церковь Знамения находится на государственном учете как памятник архитектуры XVIII века.


Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков. Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина, который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Дмитрием Веневитиновым, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.