ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Неподалеку расположен храм хатшепсут который. Храм царицы хатшепсут в дейр эль бахри

Древний Египет. Время правления XVIII династии фараонов. По приказу фараона Тутмоса III яростно сбиваются надписи со стен, уничтожаются все свидетельства и упоминания правления фараона Хатшепсут. Но почему? Потому что это женщина, провозгласившая себя фараоном, носящая мужскую одежду и накладную бороду. Это было немыслимо, но это произошло. И она правила на протяжении 23 лет. И весьма успешно. С её именем связано много новшеств, событий, и, конечно же, много великолепных архитектурных памятников. Величественные знаменитые обелиски, потрясающей красоты храм в Дэйр эль-Бахри, ряд строений в Карнаке. По истине, невероятная женщина, которая смогла добиться успеха, несмотря ни на что!

Но чтоб рассказ о Хатшепсут стал более полным и понятным следует немного вернуться назад во времени, чтоб лучше понять то, в какой непростой период правила царица и что оказало на неё влияние.

Храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри

Период между Средним и Новым царством выдался крайне тяжёлым. Египет был захвачен гиксосами. Это привело не только к политическому, но и экономическому упадку. Страна снова начала разваливаться на отдельные номы. На искусство не оставалось сил, в этот период всё приходит к обезличиванию и потери индивидуальности. Всё, что было достигнуто Сенусертом III и Аменемхетом III теряется в прошлом. На сцену выходят старые безликие каноны. Всему причиной стало отсутствие средств. Не на что было больше сооружать памятники архитектуры и содержать художественные мастерские. Поэтому и знания, и навыки постепенно были утеряны. Гиксоские цари приняли традиции египтян и сохранили их культуру, но всё же их работы очень сильно отличаются от египетских. Оккупация продлилась около 200 лет. Освобождение от гиксосов началось в Фивах. И ничто не могло остановить египтян в борьбе за свои земли и свободу. И после неудач, гибели фараонов на полях сражения, египтяне полностью освободили долину Нила и даже, преследуя врагов уже за пределами своей родины, вторглись в Сирию.

После освобождения, именно в Фивах начало возрождаться искусство, при правлении XVII династии фараонов. И в этот период были внесены кое-какие изменения. В оружейном искусстве добавилось кое-что от гиксосов, также с развитием торговли пришли новые веяния из Сирии и Крита. В других районах, которые не так тесно столкнулись с гиксосами или торговлей с другими странами, продолжаются старые традиции в полной мере. Но всё, что касается монументальной архитектуры, продолжало традиции Древнего царства, это был показатель преемственности новой династии к предыдущей.

И один из самых интересных периодов в истории Египта начинается с завершением побед над гиксосами под предводительством Яхмеса I. Страна достигает просто невероятной мощи. После взятия столицы гиксосов – Авариса, начинаются походы на Азию. Яхмес I сражался в Сирии, его сын Аменхотеп I дошёл до Евфрата, а Тутмос I уже считает Евфрат своей северной границей. И немного забегая вперед — походы Тутмоса III надолго закрепили роль Египта как мировой державы. И на этой волне появляются летописи и автобиографии великих деятелей. Одним из самых известных летописцев анналов был Джануни, сопровождавший Тутмоса III во всех его военных походах. Он делал очень яркие описания всех побед.

Изменения в Египте коснулись также и религиозного взгляда. Новое политическое положение Египта требовало и одного общегосударственного основного бога, которым и стал фиванский бог Амон. Ведь именно Фивы выступили за объединение страны, были столицей победителей. Чтоб придать Амону ореол древности его слили с солнечным богом Ра. Богу был придан облик фараона. Так появился «царь всех богов» — Амон Ра. Именно в этот период и начинается самое активное строительство в Древнем Египте – строительство Карнакского храма, о котором я уже писала отдельно. Самым видным и талантливым архитектором был Инени, с него начинается взлёт архитектуры и появление целой школы талантливых зодчих. Сам же Инени строил при пяти фараонах. При Тутмосе I Инени был назначен главным архитектором в Карнаке.

Святилище Хатшепсут в Карнаке

После правления Тутмоса I, на царском троне оказывается женщина-фараон Хатшепсут, дочь Тутмоса I. Ещё при его жизни Хатшепсут была отдана замуж за своего единокровного брата Тутмоса II.

Рождение Хатшепсут.

Царицу Яхмос, мать Хатшепсут, ведут к месту родов

Но он был очень слабым и болезненным, поэтому умер рано, оставив Хатшепсут с двумя дочерьми. Она, конечно же, была царских кровей и, будь мужчиной, заняла бы трон. Но она женщина и это было недопустимо. А у Тутмоса II был ещё сын от наложницы не царского рода, и был единственным мальчиком из всех возможных наследников. Его ещё ребенком обручили с единокровной сестрой и объявили фараоном, но регентом была назначена Хатшепсут.

Хатшепсут и Тутмос III

Такая практика часто встречалась в царских семьях на протяжении веков и во многих странах. И счёт времени вёлся от начала правления Тутмоса III и на всех изображениях он показан как фараон, а позади него изображали Хатшепсут с атрибутами простой царицы. Но добившись расположения и почитания жрецов, любви народа, благодаря мудрому правлению, Хатшепсут самостоятельно восходит на престол.

Хатшепсут. Рисунок.

Но не все жрецы её поддержали в этом и считали, что она захватила престол. Но количество приверженцев было высоко, как среди тех, кто служил ещё её отцу, так и среди более молодых. И это помогло царице стать истинным фараоном Египта. Хатшепсут стала изображаться как полноправный и единоличный фараон, правда в мужском облике. Эта история о женщине, способной изменить законодательство и правление нескольких десятков династий. О женщине, смело заявившей право на престол, и способной не только стать одной из первых женщин-фараонов, но и сумевшей добиться немалых успехов, особенно на поприще строительства. Ведь именно при Хатшепсут были возведены прекраснейшие обелиски невероятных размеров, массовые изменения в Карнакском храме.

Обелиск Хатшепсут в Карнаке

Ну и, конечно же, один из самых великолепных храмов Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Долине Царей.

Заупокойный храм Хатшепсут

Эта женщина заслуживает восхищения даже спустя 35 веков. Она сделала невероятное, даже по сегодняшним меркам. Отстоять право на трон в мире, где это было неслыханно, и продержаться до своих самых последних дней.

Начнём с обелисков. Их высота превышала высоту обелисков, построенных её отцом, и равнялась 30,7 м. Все работы по изготовлению и установке заняли около 7 месяцев. Надпись на обелиске гласит: «Сделала их как памятник её отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два великих обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электра, которые видны на обоих берегах Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте». Обелиски были установлены в северной части одного из залов Карнакского храма, который пришлось разобрать. Но, думаю, Хатшепсут сделала это с удовольствием, ведь когда-то именно в этом зале часть придворных выбрала единственным преемником престола — Тутмоса III. Тогда как сама Хатшепсут была и по линии отца и по линии матери законной царицей.

Обелиски Хатшепсут. Фото взяты с сайта «Проект Исиды»

Упавший обелиск

С памятниками, построенными при Хатшепсут, связаны имена нескольких зодчих – Хапусенеба, Сенмута, Пуимра, Аменхотепа и Тхути. Пуимра и Аменхотеп руководили изготовлением и установкой обелисков в храме Амон Ра. Хапусенеб, видимо, был уже преклонных годов, когда к власти пришла Хатшепсут. Он был из знатного жреческого рода и поэтому был выбран на должность верховного жреца и главного зодчего. Он возглавлял строительство всех самых важных памятников во времена раннего правления царицы. В дальнейшем все выдающиеся памятники связаны с именем Сенмута, самого близкого человека Хатшепсут. Он, несмотря на незнатное происхождение, добился невероятных высот и стал одним из самых влиятельных людей Египта. Сенмут занимался воспитанием царицы – наследницы Нефрура, был хранителем печати, начальником дворца, сокровищницы, дома Амона, житниц Амона, «всех работ Амона» и «всех работ царя».

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Есть предположение, что Сенмут с Хатшепсут были любовниками. Сенмут сам в следующих словах характеризует своё положение: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя во всех его дворцах, частным советником по правую руку владыки; постоянный в милости и один имеющий аудиенции, любящий правду, беспристрастный, тот, кого слушали судьи и чьё молчание было красноречиво. Я был тот, на чьи речения полагался его господин, чьим советом удовлетворялась госпожа Обеих Земель, и сердце супруги бога было полно. Я был вельможа, которому внимали, ибо я передавал слово царя свите. Я был тот, чьи шаги знали во дворце, истинный советник правителя, входящий в любви и выходящий в милости, радующий сердце владыки ежедневно. Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом. Я был тот, кому был поручен разлив, чтобы я мог руководить Нилом; кому были доверены дела Обеих Земель. Всё, что приносили Юг и Север, было под моей печатью, труд всех стран был в моём ведении. Я имел доступ ко всем писаниям пророков и не было ничего от начала времени, чего бы я не знал».

Изображение Сенмута

Сенмут пользовался огромной властью, поэтому имел очень хорошие возможности для воплощения всех своих творческих замыслов. В Египте существовала такая практика – зодчий возводил свою статую возле построенных им объектов. Отсюда мы можем судить о том, что было построено Сенмутом.

К сожалению, многие постройки Сенмута до нас не дошли и мы не можем судить о них в полной мере. Но зато до нас дошло одно из величайших творений Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри, который так и кричит о гениальности зодчего, сотворившего его. И с другой стороны заставляет сожалеть о том, что до нас не дошли другие произведения этого талантливого архитектора.

Реконструкция храма

Реконструкция комплекса храмов. Храм Хатшепсут, Ментухотепа II и Тутмоса III

Хатшепсут очень много строила в Карнаке, но позднее Тутмос III уничтожал все её надписи или заменял их именами своего отца Тутмоса II, который вообще был абсолютно безликий.

Изображение в Карнакском храме. Амон — Ра коронует Хатшепсут

Также в Карнаке Тутмос III построил храм Амону так, чтобы полностью закрыть постройки Хатшепсут. С пилонов он стёр все её имена и всё стало выглядеть так, что это построил его отец. Но, несмотря на все его старания, мир всё же знает о великой женщине – фараоне Хатшепсут.

Уничтоженные Тутмосом III рельефы Хатшепсут

Изображения Тутмоса II, отца Тутмоса III

Имя Тутмоса II в храме Хатшепсут.

Важное место в архитектуре Нового царства играли заупокойные храмы. Серьёзным изменением стал отрыв храма от самой гробницы. Храмы строились на границе пустыни и плодородной земли, а сами гробницы в ущельях скал. Из сохранившихся таких храмов известны храм Аменхотепа I и царицы Нефертири. К югу от него стоял храм – молельня, от которого шла дорога в Дэйр эль-Бахри, к заупокойному храму Хатшепсут. Южнее стояли храмы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III. Таким образом, заупокойные храмы восемнадцатой династии располагались с севера на юг в том порядке, в котором правили и жили фараоны.

Справа на фотографии расположен храм Хатшепсут

Слева комплекс заупокойных храмов

Дорога от храма Хатшепсут

Инени не зря считается великим архитектором, ведь именно ему принадлежит идея новой планировки царских погребений. О постройке царской усыпальницы он рассказывает в автобиографической надписи: «Я один наблюдал за тем, как высекали скальную гробницу его величества и никто не видел, и никто не слышал… Я бодрствовал в поисках того, что превосходно. Это была такая работа, которую предки не делали». Скорее всего, это относится к строительству храма Аменхотепа I. Но хотя храмы и получили новый внешний облик, планировка осталась прежней, ведь это было необходимо для проведения ритуалов и помещения должны были соответствовать им. Вначале скальные гробницы были небольшие и их оформляли скромно. Но постепенно размеры увеличивались, удлинялись коридоры, залы становились больше, количество подсобных помещений также увеличилось. Развивалось и архитектурное оформление. От размеров стало зависеть количество колонн и их расположение. И вот в гробнице Хатшепсут уже присутствуют 3 колонны в погребальном зале и одна в помещении перед погребальным залом.

Заупокойные храмы постепенно стали монументальными сооружениями с длинными аллеями сфинксов, массивными пилонами и стоявшими перед ними статуями фараонов. Но из-за того, что многое не сохранилось или дошло до нас в уже плохом состоянии мы не можем детально проанализировать все. Особенно расстраивает не сохранившийся храм Аменхотепа III. Судя по его останкам это было великолепное сооружение. От него сохранились сфинксы, располагавшиеся на аллеи, и колоссальные царские статуи, некогда стоявшие перед пилоном, а теперь, одиноко возвышающиеся среди равнины.

Статуи Аменхотепа III, известные как колоссы Мемнона

Но, конечно же, из всего что сохранилось, выделяется храм Хатшепсут. Этот храм имел особый замысел. Он построен рядом с прославленным святилищем Ментухотепа II, причём и построен он был по его образцу. Ментухотеп особо чтился у египтян, ведь именно с него началась фиванская династия фараонов, его храм был родовым святилищем.

Храм Хатшепсут. Рядом разрушенный храм Ментухотепа II.

И вот рядом с таким местом и возводит свой храм Хатшепсут, подчёркивая этим свою принадлежность к династии и право занимать престол Египта, некогда завоеванный Ментухотепом. Это было укрепление своего положения на престоле, куда вход женщинам был недоступен. И это было настолько необычно для Древнего Египта, что известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон, первый человек, расшифровавший египетскую письменность, был сбит с толку. В храме Хатшепсут он видел два имени рядом — Тутмос III и Хатшепсут. Изображались они вдвоём как мужчины — в мужской одежде, с бородой и с атрибутами власти фараона. Но главная загвоздка была в том, что всё, что касалось фараона Хатшепсут, было написано в женском роде. Шампольон был растерян и не мог понять в чём тут дело. Изображают мужчину, а пишут как о женщине. И только позднее археологи, благодаря исследованиям, выяснили, что это была женщина-фараон. Она осмелилась претендовать на трон. Ведь из всех детей, только она пережила отца. Поэтому храм, который она возвела, говорил всем вокруг о её величие и власти. О том, что она достойный преемник своего отца Тутмоса I.

Храм также стал самым большим среди всех храмов, построенных до него. Хатшепсут возвела его высоко в горах и с молельней, находящейся в долине, его соединяла длинная дорога. Вдоль этой дороги располагались сфинксы с головой Хатшепсут.

Сфинкс Хатшепсут

Южную стену большого двора перед храмом украшали пилястры с чередующимися изображениями сокола в двойной короне и урея. Ниже были высечены имена Хатшепсут и схематические изображения фасада дворца. Западную сторону двора занимал портик с двумя рядами колонн – по двадцать две в каждом. Колонны первого ряда спереди были украшены так же, как и пилястры южной стены. С внутренней же стороны колонны имели восемь граней, подобно протодорическим колоннам второго ряда. Над архитравом шёл карниз с балюстрадой и стоками для воды.

Протодорические колонны

С юга и севера портик украшали статуи Хатшепсут в образе бога Осириса и достигали 8 метров в высоту.

На стенах портика были различные раскрашенные рельефы. Египтяне изображали, как привозили обелиски и подносили их богу Амону, как приводили пленников из Нубии, парад воинов и различные культовые сцены. На стенах с другой стороны была уже сама Хатшепсут в образе сфинкса, побеждающая врагов и приносящая жертвы Амону. Портик посередине делится большой монументальной лестницей, которая ведет на первую террасу храма. По обеим сторонам лестницы росли деревья, рядом были пруды с зарослями папируса. От самых ворот и до лестницы через каждые 10 метров стояли по два сфинкса. Фигуры львов на боковых стенах как бы сторожили вход. Второй двор, на нижней террасе с северной стороны, был не закончен. Там так и осталась не завершённая колоннада. С западной стороны двор замыкался портиком с двумя рядами четырёхгранных колонн, разделенных лестницей, ведущей на вторую террасу. Здесь стены украшены самыми известными рельефами – коронацией Хатшепсут, её рождение матерью Яхмес от самого Амона. В южной части экспедиция в Пунт, откуда были привезены благовония и экзотические животные.

Портики храма

Настенные рельефы храма Хатшепсут

Жертвенные животные

Поход Хатшепсут в Пунт


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов

По обеим сторонам портика нижней террасы были устроены молельни богу Анубису и богине Хатор. Правая молельня, высеченная в скале, состояла из зала с 12 каннелированными колоннами, за которым находилось святилище Анубиса. Больших размеров было святилище Хатор. В первом зале были 32 колонны с капителями в виде головы Хатор. За этим залом находился маленький зал с двумя колоннами, из которого боковые двери вели в ниши, а средняя дверь в святилище из двух помещений.

Святилище Анубиса

Святилище Хатор. Вид сверху.

Святилище Хатор

Очень интересно была оформлена лестница. Внизу перил были кобры, хвосты которых извивались вверх по перилам. На спине каждой змеи сидел сокол. Это был тандем богов северного Египта кобры Буто и бога северного Египта сокола Бехудти, что символизировало единство всей страны. Перед лестницей находились сфинксы из красного асуанского гранита.

Сокол Бехудти

Планировка верхней террасы была более сложной. Вся эта часть храма предназначалась для совершения главных обрядов, и поэтому она была доступна только для узкого круга лиц. Этим объясняется и своеобразное оформление портика террасы, перед которым стояли осирические статуи Хатшепсут. Эти статуи 5,5 метров видны даже издалека. Основная часть террасы обнесена со всех сторон колоннадой, и вход в неё осуществлялся через массивную гранитную дверь. С южной и северной стороны к террасе примыкают молельни. Одна из южных молелен посвящена культу отца Хатшепсут, Тутмоса I. В других молельнях были изображения процессий жрецов, находился жертвенник, по которому надо было подниматься по ступеням.

Пилон храма

Пилон храма

В глубине центральной террасы было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,35 м. Маленькие ниши закрывались дверцами, а на их стенах изображали Хатшепсут перед жертвенным столом. Посредине стены находилась главная молельня, в которой находилась мраморная статуя Хатшепсут.

Вход в святилище. На стенах ниши с осирическими статуями Хатшепсут

Вход в святилище

Таким образом, храм Хатшепсут представлял собой грандиозный по масштабам и великолепно декорированный памятник, поражающий строгостью и геометричностью линий и форм. Решение фасадов было построено по чередованию горизонталей террас с вертикалями колоннад. Наклонные плоскости лестниц, прекрасно связывают эти горизонтальные и вертикальные линии в одно целое, а если учесть, что дорога плавно перетекает в лестницу, то создаётся впечатление подъёма ввысь. И весь монументальный памятник выглядит лёгким и стройным.

Несмотря на схожесть храмов Хатшепсут и Ментухотепа II они имеют существенные различия. Им присуща геометричность и строгость линий, но храм Хатшепсут более разнообразен и обладают пышной декоративностью.

План храма Хатшепсут. Слева план всего храмового комплекса в Дэйр эль-Бахри

План храма Хатшепсут

Разрез храма Хатшепсут

И ярким отличием являются скульптуры, которых насчитывается свыше 200. В самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклонённой. И ещё около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу. Во времена 18 династии роль скульптуры очень сильно возрастает.

Статуя Хатшепсут

Начальник сокровищницы и начальник царских мастерских Хатшепсут, руководивший работами в храме Дэйр эль-Бахри, в надписи на заупокойной стене своей гробницы рассказывает о храме. Он пишет, что «Внешние двери храма были сделаны из чёрной меди с инкрустациями из электра, а все внутренние – из настоящего кедра с бронзовыми деталями . Пол, по словам Тхути, во всяком случае, в одной из частей храма, был из золота и серебра, и красота его была подобна горизонту неба».

Орнаменты в изобилии украшали храм. Над карнизами дверей и ниш чаще всего были в виде чередующихся символов Осириса и Исиды, или в виде своеобразных «тайных» ребусных изображений имени Хатшепсут. В молельне Хатор на рельефах были изображены львы. Их пёстрые полосатые гривы, сделанные в виде условных концентрических кругов на плечах очень показательны для орнаментов храма Хатшепсут. Впоследствии вся эта пышность и декоративность активно развивалась последующими династиями фараонов.

Храм в Дэйр эль-Бахри был самым важным в годы царствования Хатшепсут. И внимание Сенмута было обращено именно на него. И он даже рискнул изобразить себя на одной из стен храма. Но эти изображения всегда располагались так, чтоб потом оказываться скрытыми за дверьми. Очевидно, что они не предназначались для всеобщего обозрения. И Сенмут сделал ещё более дерзкий поступок – раскопки обнаружили тайную гробницу, которую Сенмут изготовил себе под первым двором храма. Причём уже давно была известна гробница Сенмута и поэтому находка второй гробницы, да ещё и в храме Хатшепсут стала неожиданностью для исследователей. По форме эта гробница приближается к царским усыпальницам. Поэтому Сенмут выделяется из всей знати и вельмож. Особенно показательна надпись в первом зале гробницы, сделанная крупными иероглифами по самой центральной части потолка по всей его длине: «Да живёт Гор, далее следует полная титулатура Хатшепсут, царь Верхнего и Нижнего Египта, любимый Амоном, живущий и хранитель печати, начальник дома Амона Сенмут, зачатый Рамесом и рождённый Хатнефрет». Постройка такой полуцарской гробницы и подобная надпись была необычайно смелым поступком. И есть версия, что это и стало причиной гибели Сенмута. Тайная гробница Сенмута осталась незаконченной, и никаких следов погребений нет, ни в ней, ни в официальной гробнице. Такова история создателя храма в Дэйр эль-Бахри, великолепного зодчего и фаворита Хатшепсут, Сенмута.

Рисунок художника Михаила Потапова

Впоследствии умирает и дочь Хатшепсут, наследница престола, Нефрура.

Храм Хатшепсут недолго сохранял свой прекрасный вид. После смерти царицы к власти пришёл Тутмос III, и не сразу, а через несколько лет правлений приказал уничтожить все статуи Хатшепсут, препятствовавшей его самостоятельному правлению.

Хатшепсут. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Один из величайших фараонов-воинов Древнего Египта.

Многочисленные скульптуры храма были разбиты на куски и зарыты поблизости, где они были обнаружены раскопками.

Разбитая статуя Хатшепсут

Исследования мумии Хатшепсут показали, что она умерла от болезней в возрасте 40-50 лет.

Древняя столица Египта Фивы славилась своими архитектурными шедеврами. Ее симметрично расположенный комплекс храмов можно разделить на две части: на восточном берегу Нила обосновались мирские постройки – дома, дворцы, храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу все было посвящено умершим – пирамиды , некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве мертвых особой популярностью пользовались храмы Абу-Симбел (храм Рамсеса II ) и, собственно, заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.

Храм царицы Хатшепсут: история и описание

После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III . С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.

Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I , являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.

Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.

Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.

Хатшепсут в образе Сфинкса

Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.

Вход в Святилище

За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.

Осирическая Хатшепсут

Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.

Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III , было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-бахри

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, в честь разных богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожесталенных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525- 1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника - своего пасынкаТутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось - судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль- Бахри. По своим громалным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех храмов Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены - тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. На противоположном конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях - типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это - геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор - покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIИ династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью фима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут, незадолго до этого сумевшая отстранить от власти своего мужа Тутмоса III и стать, таким образом, первой в истории Египетского царства женщиной-фараоном. Кстати, чтобы подтвердить свой статус фараона, Хатшепсут даже стала демонстративно носить искусственную бороду (символ царской мудрости), ходила с открытым торсом, как подобает представителям сильного пола, и одевалась в мужское платье.

Жрецам волей-неволей пришлось назвать царицу «женским Гором», что, должно быть, повергло в изумление всех жителей страны Нила, ибо подобное явление было фактом неслыханным для династической традиции Египта. После этой метаморфозы слово «величество» обрело совершенно иную форму, а обычаи двора были изменены таким образом, чтобы они могли подходить к правлению женщины. А уж честолюбия Хатшепсут было не занимать. Достаточно увидеть надпись на одном из обелисков царицы, смысл которой сводился к следующему: «Вы (подданные) будете возвещать ее слово, вы будете послушны ее велению. Тот, кто будет воздавать ей поклонение, будет жить, кто кощунственно будет дурно отзываться о ее величестве – умрет».

Итак, после того как партия энергичной царицы обрела могущество, а она сама стала играть ведущую роль в государстве, ею были предприняты грандиозные преобразования, в числе коих оказалось и сооружение ступенчатого храма по проекту, сделанному лучшими архитекторами того времени – фаворитом царицы Сенмутом, его преемником Инени и мастером Тутии, который делал двери из сплава золота и серебра. Особое внимание Хатшепсут уделяла планировке святилища. Она видела в нем настоящий рай Амона, чьи террасы представлялись ей «миртовыми садами чудесной страны Пунт, изначального жилища богов».

Храм поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где высекалось имя и изображение божества. На второй террасе располагалась обширная колоннада, которую можно было увидеть с дальнего расстояния. Все три террасы, или ярусы, соединялись широкими пандусами. Размеренный ритм многократно повторенных светлых колонн особенно подчеркивался на фоне темных скал. Но особое значение придавала Хатшепсут миртовым деревьям, которые следовало высадить на всех просторных террасах. Такие деревья росли только в южной стране Пунт, славившейся богатством, роскошью, экзотическими животными и растениями. Туда и отправила царица экспедицию во главе с приближенным казначеем Нехси, в сундуках которой должны были храниться дары благословенной страны.

Не считая множества меновых товаров, флот из пяти судов вез большую каменную статую царицы, которую предполагалось воздвигнуть в Пунте. Благополучно достигнув одной из южных границ Египта, экспедиция прибыла к месту назначения, где была дружелюбно принята вождем страны и его приближенными. После того как послы вручили им подарки, корабли загрузились щедрыми дарами. Как свидетельствует летопись, среди них были «груды миртовой смолы, свежие миртовые деревья, черное дерево, чистая слоновая кость, ладан, павианы, мартышки и шкуры пантер. Никогда и ничего подобного не привозилось ни одному царю, жившему на севере».

Обозрев привезенные дары, царица тут же принесла часть их в жертву Амону. Огромные груды мирры и внушительные кольца менового золота были тщательно взвешены и употреблены по назначению. Собрав всех своих фаворитов, Хатшепсут напомнила им про оракул Амона, который повелел ей «устроить для него Пунт в его доме и в его саду», и сообщила, что исполнила высочайшее повеление, которое было ей явлено в минуты божественного откровения.

Для всех главных исполнителей нашлось свое место в рельефах на стенах храма. Сенмуту было даже позволено изобразить себя на одной из стел храма молящимся о царице – честь необычайная!

Ступенчатый храм, выстроенный Хатшепсут, надо полагать, не только во славу Амона, представлял собой, по сути, новое явление как в архитектуре, так и в расположении царской гробницы и храма при ней. Дело в том, что к началу Нового царства, которое открыли правления деда Хатшепсут Яхмоса I и ее отца Тутмоса I, фараоны уже понимали, что никакие предосторожности не спасают усыпальницу от разграбления; вот почему к этому времени египетские правители практически перестали сооружать всякие пирамиды – как большие, так и малые. Именно в целях безопасности еще Тутмос I отделил гробницу от стоявшей перед ней молельни, чтобы держать место погребения царя в тайне. Как свидетельствует летопись, тот же архитектор Инени говорил, что он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы его величества, так что «никто не видел и не слышал». По новому расположению усыпальница по-прежнему находилась позади молельни (храма), который продолжал оставаться на востоке от гробницы. Но теперь оба места были разделены скалами. Кстати говоря, долина, которая ныне известна как Долина Царей, за несколько сотен лет заполнилась богатейшими усыпальницами преемников Тутмоса и продолжала оставаться кладбищем не только для царей XVIII, но и XIX и XX династий. В ней было высечено более сорока гробниц фиванских царей.

Расположенное террасами святилище Хатшепсут было, следовательно, ее погребальным храмом, посвященным также и отцу царицы, Тутмосу I. Сама же гробница правительницы была высечена в пустынной долине. С ее восточной стороны сразу позади расположенного храма на скалу круто спускается проход, оканчивающийся рядом покоев, в одном из которых находился саркофаг самой царицы, а в другом – саркофаг Тутмоса I. Впрочем, все эти предосторожности не помогли сохранению царских святынь. Оба саркофага были расхищены еще в древности, и археологи, открывшие их уже в новые времена, не обнаружили никаких останков двух фараонов.

И еще одна уникальная примета ступенчатого храма Хатшепсут. Это великолепные белоснежные колонны, поднимающиеся над нижним ярусом. Зрителей, которые видят их издали, несомненно, поразит удивительное чувство пропорций и естественное расположение этих архитектурных деталей. Кстати, архитектура колоннады храма полностью противоречит утверждению, согласно которому искусством расположения внешних колонн впервые овладели греки, а египтяне умели достигать их гармонии только внутри здания. Общая конфигурация храма свидетельствует и о поразительном умении строителей соединять величие природы с рукотворным материалом.

Кроме колоннады ступенчатого храма, сохранившейся до наших дней, можно увидеть и знаменитые обелиски Хатшепсут – игольчатые стелы, стремительно вознесенные к небу. Царица выбрала для них не совсем обычное место, а именно – зал Карнакского храма возле Фив, где некогда ее муж, Тутмос III, был провозглашен фараоном «по повелению Амона». Эти обелиски, высеченные из цельных каменных глыб, были покрыты драгоценными металлами (над чем потрудился архитектор Тутии) и по тем временам считались величайшими сооружениями, которые когда-либо воздвигались в Египте. Царица с гордостью описывала их красоту: «Вершины обелисков сотворены из лучшего сплава золота и серебра… Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба». Высота обелисков достигала сорока метров, а вес каждого из них составлял около трехсот пятидесяти тонн.

Легендарная женщина-фараон правила страной больше двадцати лет, после чего погибла при невыясненных обстоятельствах. Власть снова перешла в руки ее мужа, Тутмоса III. Восстановив себя в правах, царь сполна рассчитался за былые обиды, отнесясь к памяти покойной супруги совсем уж по-варварски. Имя Хатшепсут было стерто со всех стен ступенчатого храма, уничтожены изображения и рельефы, повествующие о деяниях царицы. Та же участь постигла и приближенных царицы, в том числе архитекторов Сенмута, Инени, Тутии и визиря Ханусенеба, чьи имена украшали гробницы и обелиски.

В какой-то мере Тутмоса III можно понять. Прирожденный воин, мечтавший покорить мятежные азиатские племена и добыть славу Египту, он, будучи отстраненным от управления страной, вынужден был заниматься таким, по его мнению, ребячеством, как воскурение фимиама перед Амоном, или сооружением святилищ в честь властительной супруги. Впрочем, все свои воинственные планы Тутмос III вполне реализовал после того, как снова занял трон.

И все же, как ни старался мстительный супруг, память о Хатшепсут он стереть так и не смог. Свидетельство тому – ступенчатый храм и обелиски, которые, несмотря на обезображенный вид, до сих пор поражают своим величием, неземной красотой и смелостью воплощения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Опала неукротимой царицы и колебания правителя, желающего и в то же время не желающего ее казни Могущественный царедворец против опальной царицы Напомним, что «античная» Мессалина проиграла в борьбе против Клавдия. Влиятельный царедворец Нарцисс, вставший на ее пути,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри Пожалуй, самый известный памятник эпохи Хатшепсут - ее поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив; многие считают этот храм прекраснейшим сооружением Древнего Египта. На основе ниспадающего каскада утесов

Из книги Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта автора Басовская Наталия Ивановна

Наталия Басовская Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта * * *Древний Египет – одна из древнейших человеческих цивилизаций. Ее неугасимый свет очень важен для мировой истории. Египетские пирамиды – это своего рода послание ушедшего мира, адресованное

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Герои русского броненосного флота автора Шигин Владимир Виленович

Бой с «Перваз?Бахри» Отделившись от эскадры контр?адмирала Новосильского, «Владимир» под флагом начальника штаба Черноморского флота, описав дугу по Черному морю, взял курс на встречу с эскадрой Нахимова. 5 ноября с рассветом «Владимир» подошел на вид Анатолийского

автора Мюррей Маргарет

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Храм царицы Хатшепсут, фото которого можно найти в каждом путеводителе по Египту, не менее живописен, чем пирамиды. Да что там говорить о грудах камней - гробницах тщеславных правителей долины Нила, когда заупокойный храм первой женщины-фараона приводит в восторг своей красотой и величием. Все в нем особенное: расположение, архитектура, способ постройки, убранство. Но обо всем по порядку.

Храм царицы Хатшепсут вы найдете в удивительном месте: неподалеку от скал Дейр-эль-Бахри. Это довольно сложная конструкция, высеченная в горной породе. У входа в многоэтажное здание расположились прямоугольные колонны.

Хатшепсут - не только первая царица древней страны, она одна из семи правительниц, о которых знает история. Все остальные фараоны были мужчинами, поэтому ей было особенно трудно не только получить власть, но и удержать ее в своих руках. Дочь Тутмоса I, жена Тутмоса II и тётя Тутмоса III, она отличилась тем, что мирно руководила огромным царством, отстраивала его и поднимала. Вот почему ее так любит весь царицы Хатшепсут по достоинству представляет величие ума и дальновидность фараона. Он рассказывает о безупречном вкусе одной из самых прекрасных женщин (так она сама себя называла).

Джесер Джесеру (священнейший из священных), или же, по-простому, храм царицы Хатшепсут, можно найти на широкой аллее, которая охраняется бараноголовыми сфинксами. Ранее весь комплекс имел яркое оформление, а перед зданием был разбит огромный сад. В нем росли редкие растения, а два голубых озера (также почитавшиеся как священные) радовали глаз.

Сам храм царицы Хатшепсут состоит из трех открытых площадок (или террас), увенчанных колоннами и соединенных между собой наклонными дорогами (пандусами). Стены декорированы традиционным рельефом, который символизировал Верхний и Нижний Египет, их единство (первый этаж). На втором этаже можно увидеть композицию, рассказывающую о рождении царицы, ее божественном происхождении. Сама Хатшепсут часто изображается в мужском образе: в соответствующей одежде, с накладной бородой. Этим она желала подчеркнуть законность своей власти, свое право на престол. Стены храма также увековечили деяния царицы: ее экспедицию в сказочно богатую страну Пунт, военную кампанию.

Имеет храм царицы Хатшепсут святилища Анубиса и Хатхор, а верхняя его часть полностью посвящена богам. Святилище Амона-Ра каждый год принимало важный праздник, поскольку сюда привозили статую Амона из Карнака. Прекрасный Праздник долины запечатлен на стенах здания. Он символизировал циклическое возрождение новой жизни.

Создателем восхитительного заупокойного храма первой египетской царицы принято считать архитектора Сенмута. Он был фаворитом фараона и воспитателем ее дочери, а его изображение можно также найти на стенах. После смерти Хатшепсут на территории комплекса хоронили важных жрецов, появлялись новые рельефы, статуи. Сюда приезжали люди с чаяньями о выздоровлении, осуществлении заветной мечты. И хотя многие детали декора были вывезены из Египта, понемногу роскошный храм возрождается благодаря усилиям реставраторов.