ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Восточное кладбище парижа. Русское кладбище в париже

Кладбище Пер-Лашез является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположенное в восточной части города, оно больше известно его жителям как «Восточное кладбище» (Cimetière de l’Est) или «город мёртвых» (la cite des morts). Пер-Лашез занимает территорию около 48 га. Это настоящий хорошо спланированный город с зелёными аллеями из ветвистых старых деревьев.

Многие приходят в это тихое и уединённое место, чтобы прогуляться, подумать о вечном и забыть о времени. Стоит также упомянуть, что данное кладбище считается одним из самых крупных музеев надгробной скульптуры. На сегодняшний день здесь захоронено около миллиона человек, среди числа которых большое количество знаменитостей: Лафонтен и Мольер, Пьер Абеляр и его ученица Элоиза, Оскар Уайльд, Джим Моррисон и многие другие.

История кладбища

Изначально на территории кладбища находился район бедняков и преступников. Позже здесь располагался дом исповедника Людивика XIV Франсуа де ла Шеза, именем которого теперь назван некрополь. И только в 1804 году здесь появилось кладбище. Спроектировал его Николя Фрошо. По его просьбам здесь были перезахоронены Мольер и Лафонтен, Пьер Абеляр и Элоиза, благодаря чему кладбище стало набирать популярность, ведь изначально люди отказывались хоронить здесь своих родственников.

Самые посещаемые и известные памятники Пер-Лашез

Знаменитый и горячо любимый многими английский писатель О. Уайльд скончался 30. 11. 1900 г. и был изначально похоронен на кладбище Баньо. Затем, спустя около 10 лет, его останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез.

Его могилу украшает скульптура крылатого сфинкса, выполненная Джейкобом Эпстайном. Эта скульптура овеяна легендой о том, что, поцеловав её, обретёшь вечную любовь. По этой причине сфинкс на надгробии писателя был закрыт стеклом, но и это не останавливает неисправимых романтиков оставлять здесь следы от губной помады.

«Победи демона внутри себя», — гласит изречение на надгробии легендарного музыканта, вокалиста группы «The Doors» и поэта. Могила певца находится на пятом месте по посещаемости, благодаря частым визитам преданных фанатов.

Это одно из самых шумных и многолюдных мест на кладбище. Цитатами из песен Моррисона исписаны близлежащие надгробия, из-за чего прах певца хотели даже перезахоронить, но не сделали этого, т.к. могила остаётся одной из самых посещаемых и за неё исправно вносится арендная плата.

Эта могила усыпана цветами в память о великом композиторе, сочинившем легендарный «Похоронный марш», под минорные звуки которого большинство людей прощаются и отправляют в мир иной своих близких.

Сюда часто приходят поляки, оставляя цветы на флаге своего государства. В соответствии с последней волей композитора, его сердце хранится в Варшаве в одном из костёлов.

Знаменитый французский журналист был убит на дуэли с племянником Наполеона Бонапарта за день до своей свадьбы. При жизни он был обожаем женщинами, поэтому его надгробие украшает памятник с эрегированным мужским органом.

Женщины верят, что, потерев детородный орган, обязательно познаешь счастье материнства, а мужчины приходят сюда, чтобы вернуть «мужскую силу».

Стена коммунаров

Стена коммунаров – памятник защитникам Парижской коммуны, которые были расстреляны у одной из стен кладбища. Здесь отдали жизнь 147 человек. Чтобы увековечить это событие в памяти народа, скульптором А. Бартоломе возле кладбища был сооружён барельеф. Сегодня данный мемориал служит символом мужества, воли и пролетарского движения.

Памятник русским воинам

К 60-летней годовщине празднования Великой Победы, в честь участников французского Сопротивления, на кладбище Пер-Лашез был возведён Памятник русским воинам. Данный памятник создал русский скульптор Владимир Суворовцев.

Памятник возведён в честь тех, кто отправился в мир иной. Монумент был открыт в 1899 году.

Он определил путь своего создателя, Альберта Бартоломе, как скульптора. Монумент служит также в качестве оссуария, где хранятся кости из заброшенных могил.

В заключение…

Атмосферу этого места сложно передать словами. Разнообразие памятников, надгробий, фамильных склепов и скульптур просто удивляет. Ещё больше таинственности этому овеянному легендами месту, придают деревья, которых насчитывается около шести тысяч, и, покрывающий надгробные камни, мох. Это место одно из самых посещаемых достопримечательностей Парижа, которое не оставляет туристов равнодушными. Но стоит подумать об экскурсии с гидом, ввиду того, что заблудиться здесь очень легко, не упоминая тот факт, что профессиональный экскурсовод сможет поведать Вам ещё больше интересных фактов и тайн этого удивительного места.

Как добраться

Адрес: 16 Rue du Repos, Paris 75020
Телефон: +33 1 55 25 82 10
Сайт: pere-lachaise.com
Метро: Père Lachaise
Обновлено: 18.08.2015

Кладбище Пер-Лашез находится в восточной части Парижа и известно здесь как Восточное кладбище. Это самый большой зелёный оазис французской столицы и один из крупнейших музеев над-гробной скульптуры под открытым небом площадью около 48 гектаров.

Раньше на этом месте был бедняцкий район, просто кишевший опасными преступниками, хитрыми проходимцами и развратными путанами. История кладбища берёт своё начало в 1430 году, когда на холме этого района богатый купец построил себе особняк, который со временем отошёл в собственность монастыря.

Впоследствии земля и Шарронский холм, на котором появилось кладбище, принадлежали ордену иезуитов, а местность была наречена в честь одного из отцов этого ордена Франсуа де ла Шеза, который был духовным наставником и исповедником Людовика XIV.

Дружбу короля и монаха орден использовал в корыстных целях, расширяя и облагораживая свои владения. Монашенский сад был украшен фонтанами, диковинными растениями и оранжереей. Со временем он превратился в место романтических встреч для светских слоёв общества.

Когда короля не стало, орден обанкротился, а монашеские земли были конфискованы и проданы на аукционе. Аристократические беседки, гроты и водопады были снесены или срыты, а сад перепланирован в английском стиле. На месте иезуитской обители была построена часовня, вокруг которой в дальнейшем появилось кладбище Пер-Лашез.

Кладбище было весьма удаленно от тогдашних границ города и на нём хоронили лишь местных бедняков. Чтобы повысить популярность в глазах более состоятельных граждан здесь перезахоронили останки Лафонтена, Мольера, Пьера Абеляра и других известных людей. Этот план оказался успешным и к 1824 году Пер-Лашез насчитывало 33 тысячи могил.

На протяжении следующих двух веков здесь хоронили выдающихся деятелей культуры, науки и искусства, внёсших вклад в историю Франции. В настоящее время на кладбище покоится более 1 миллиона человек и вокруг него крутится множество слухов и легенд.

Говорят, что в заброшенных старинных склепах есть потайные ходы, по ночам тёмные культы проводят запрещённые законом и моралью обряды. Склеп княгини Демидовой пользуется отдельным вниманием и попасть в него стремятся не только сатанисты, но и любители экстремальных ощущений. По легенде княгиня в самое длинное полнолуние года покидает гроб и отслуживает чёрную мессу, участвовать в которой могут лишь преданные слуги дьявола.

Стоит заметить, что французской полицией задокументировано несколько случаев незаконного проникновения на кладбище в ночное время суток и каждый раз неуловимые нарушители растворялись на обширной территории словно призраки.

С первыми лучами солнца злые силы уходят в тёмные глубины кладбища и к Пер-Лашез начинают тянуться люди, нуждающиеся в помощи. Поверье о добрых духах стали здесь прописной истиной. Днём некоторые надгробные статуи лечат от недугов, заряжают энергией и решают земные проблемы. Но чтобы ощутить на себе необъяснимое воздействие этого места, нужно выбрать себе правильного покровителя и искренне попросить у него помощи.

Одни озвучивают просьбу словами, другие оставляют записку, третьи пишут послания в загробный мир на могильной плите. Никто не знает, когда появились эти странные традиции и почему они работают по сей день, принося желаемое страждущим. Образованная столетиями мистическая слава Пер-Лашез никогда не утихнет в рядах почитателей оккультных мест.

Среди множества некрополей всего мира Пер-Лашез отличается своей необычной атмосферой и оригинальным колоритом. Расположенный на 48 гектарах земли в центре Парижа, он давно превратился из места последнего упокоения в парковую зону. Здесь часто прогуливаются мамы с колясками, молодёжь устраивает пикники, а люди постарше приходят отдохнуть и собраться с мыслями.

Погост разделён множеством улочек на кварталы, чем во многом напоминает обычный провинциальный городок. Только жители проживают в величественных склепах, роскошных усыпальницах, под скромными могильными плитами или соседствуют в многоэтажных колумбариях.

История создания

Изначально на территории знаменитого кладбища располагался иезуитский монастырь, возглавляемый Франсуа де Ла Шезом. Этот религиозный деятель был исповедником «Короля-Солнце» Людовика XIV и активно пользовался своим положением, постоянно присоединяя к владениям ордена располагающиеся неподалёку земельные наделы. Со смертью покровителя монастырь пришёл в упадок. Имущество стало распродаваться на аукционе. Элегантные беседки и искусственно возведённые гроты с водопадами были демонтированы. Вместо обители возвели небольшую часовенку, а в округе поселились бедняки.

Пустовавшие земли выкупил столичный архитектор Никола Фрошо и организовал на них Восточное кладбище. Местность была поделена на кварталы и ей придали вид английских садов. На открытии нового парижского погоста 21 мая 1804 года присутствовал сам император Наполеон I. Ранее захоронения производили исключительно на церковных землях, потому расположенный за чертой города некрополь поначалу не пользовался успехом.

Для привлечения покупателей могильных участков администрация города решила произвести перезахоронение праха известных личностей. Одними из первых перекочевали на новое место останки Пьера Абеляра и его возлюбленной Элоизы. Сильные чувства монаха и философа к своей ученице были настолько сильны, что он увёз девушку в Бретань, тайно обвенчался с ней и она родила ему сына. Но родственники Элоизы нашли чету, жестокими методами оскопили поэта, а юную мать вынудили принять постриг.

Романтический флёр вокруг общей усыпальницы двух влюблённых заинтересовал парижан. Следующими на очереди были баснописец Лафонтен и комедиограф Мольер. Но настоящую славу Пер-Лашезу, как в народе продолжали именовать этот район, создал автор «Отца Горио». Финальную сцену своего великого произведения Оноре де Бальзак перенёс на это кладбище.

Сам писатель обрёл здесь свой последний покой в 1850 году (уч. 48), исполнив наконец мечту всей своей жизни и женившись на Эвелине Ганской. Спустя 30 лет, когда очаровательная полячка и подданная Российской Империи умерла, супруги вновь воссоединись в одним могильным надгробием.

Популяризация «Обители мёртвых» привела к увеличению захоронений на погосте: к 1824 году их насчитывалось свыше 33 тысяч. На сегодняшний день число упокоенных здесь давно перевалило за миллион. И это при условии, что погребение на кладбище разрешено только парижанам или скоропостижно скончавшимся в столице Франции.

Могилы известных людей

Ежегодно Пер-Лашез посещают не менее 2 млн. туристов. Каждый приходит сюда почтить память различных деятелей науки, культуры и искусства. На кладбище нет указателей, поскольку территория очень огромна и имеет множество разветвлённых улочек и тупиков. Для нахождения нужного склепа или усыпальницы используют детализированную схему. Если строго придерживаться инструкции и следить за границами кварталов, то нужный участок найти будет совсем просто.

Фредерик Шопен (уч. 11) . На его могиле можно увидеть музу, оплакивающую безвозвратную потерю. Поляки часто приносят сюда свежие цветы, чтобы почтить память великого композитора, прожившего всего 39 лет. Всем известный «Похоронный марш» и доныне играют на многих кладбищах мира.

Джеймс Майер Ротшильд . Примечательна история великого банкира и «великого изгнанника» А.И. Герцена. Когда Ротшильд потребовал у К.В. Нессельроде оплатить билеты московской охраной казны, выданной матери опальному писателю, министр иностранных дел отказался, аргументируя это арестом имущества Герцена. Тогда банкир предупредил, что расскажет о финансовой несостоятельности Николая I. Нужная сумма была выплачена, а писатель смог издать на эти деньги свои произведения за границей.

Жан Луи Андре Теодор Жерико . В ряду скончавшихся в раннем возрасте и этот французский живописец. В 33 года он неудачно упал с лошади и умер. Знаменитое полотно «Плот Медузы», посвящённое трагической участи пассажиров одноимённого фрегата, изображено барельефом на могильном постаменте. Сам художник расположен сверху, как бы дорисовывающим свою картину. Примечательно, что перед первой выставкой, когда «Плот» уже находился в зале Итальянского театра, Жерико решил дополнить картину двумя новыми фигурами и удлинить размеры плота. Прямо в фойе он осуществил свою идею.

Эжен Делакруа (уч. 49) . Выдающийся живописец известен «Свободой ведущей народ» и фресками для церкви Сен-Сюльпис. В Лувре целый зал выделен для его картин. Делакруа также выступал натурщиком у своего друга Теодора Жерико при написании «Плота Медузы». Художник скончался тихо и незаметно для остальных, в своём доме, не пережив рецидива болезни горла.

Джоаккино Антонио Россини . Итальянский реформатор оперной музыки говаривал: «Дайте мне счёт от прачечной – и я положу его на музыку». «Божественный маэстро» считал Париж одним из трёх городов, оказавших большое влияние на его творчество. Умер в селении Пасии, близ столицы Франции. И хотя реальные останки композитора находятся в Италии, в базилике Санта-Кроче во Флоренции, сами похороны проходили на кладбище Пер-Лашез. Тело было забальзамировано, помещено в нишу, а затем перевезено к месту окончательного погребения. Могилу Россини можно увидеть на главной улице погоста.

Альфред де Мюссе . Поэт и драматург, известен своим романом «Исповедь сына века», посвящённым Жорж Санд. Также в медицине есть термин «симптом Мюссе» - ритмическое покачивание головой в такт пульсу. Такое редкое заболевание сердца возникло у писателя в следствии осложнения от сифилитического аортита.

Эдит Пиаф (уч. 97) . Небольшая хрупкая Эдит Джованна Гассьон своим голосом очаровала парижскую публику. За свою жизнь она перенесла 4 автомобильные катастрофы, имела проблемы с наркотиками из-за непрекращающихся телесных болей, семь раз ложилась на операционный стол и трижды переживала гепатическую кому. Голосистый воробушек в записях до сих пор впечатляет своей манерой исполнения. Её смерть тяжко переживала вся Франция.

Мало кто знает, что у певицы была дочь Марсель, умершая в двухлетнем возрасте от туберкулёзного менингита. Тело ребёнка покоится в одной могиле с матерью.

Жорж Сёра . Основоположник пуантилизма (точечной живописи) предвосхитил электронное разложение цвета, положенное в основу работы растрового дисплея. Работал как в цвете, так и с чёрно-белой гаммой. Умер от одной из форм гриппа. Вслед за ним в мир иной через две недели отправился и его сын.

Винченцо Беллини . Обладатель уникального бельканто дожил до 34 лет и умер из-за кишечной болезни. Изначально был похоронен на Восточном кладбище Парижа по праву смерти, но в 1876 году останки итальянского композитора были перенесены на родной остров Сицилия и размещены в кафедральном соборе Святой Агаты.

Жорж Роденбах . Бельгийский писатель-символист считался мастером изысканного стиля. Широко переводился на европейские языки и оказал немалое влияние на других поэтов. Свою взрослую жизнь провёл в Париже и здесь же умер от острого воспаления аппендицита. На малой родине власти отказали в установке памятника, поскольку Роденбах писал преимущественно на французском, а в провинции Брюгге разговаривают на фламандском (нидерландском) языке.

Арман . Настоящее имя художника Арман Пьер Фернандес. Основоположник движения нового реализма в искусстве. Длительное время экспериментировал с инсталляциями из частей предметов, намеренно их взрывая динамитом или разрезая. После перерыва в живописи создаёт иллюстрации к поэзиям Артюра Рембо и портреты великих композиторов, созданных из музыкальных инструментов. На могиле установлена полуразрушенная скрипка. Одни видят в ней фрагмент скульптуры Армана «Сила музыки», другие связывают с произошедшим в Китае инцидентом, когда художник разбил струнный инструмент с целью создать из его осколков панно.

Сара Бернар (уч. 44) . В начале ХХ-го века считалась «самой знаменитой актрисой за всю историю». Гастролировала по Европе и Америке. Закончила театральную карьеру в 77 лет, а через год умерла в Париже от уремии и отказа почек.

Адольф Тьер (уч. 55) . Человек, отдавший приказ о расстреле защитников Парижской коммуны.

Ив Монтан . Легендарный французский актёр пострадал на съёмках фильма «ИП-5». В связи с халатной небрежностью режиссёра, когда переснимались дубли погружения в ледяное озеро известному шансонье не было предложено ни тёплой одежды, ни одеяла, ни согревающего питья. Результатом стало воспаление лёгких в тяжёлой форме. На следующий день после окончания работы над кинолентой певец скончался в больнице Санлиса от инфаркта, вызванного обширной пневмонией. Тем самым он повторил участь своего главного героя.

В одной могиле с Ив Монтаном покоится и его супруга Симона Синьоре, умершая шестью годами ранее.

Марсель Пруст (уч. 85) . Романист, эссеист, автор эпопеи «В поисках утраченного времени» и обладатель Гонкуровской премии. Известен был своими гомосексуальными наклонностями и даже спонсировал мужской публичный дом в годы Первой мировой войны. С 9 лет страдал астмой. Дождливой осенью 1922 года заболел бронхитом и вскоре умер от воспаления лёгких. Могилу венчает чёрная мраморная плита со скромной надписью о годах жизни и смерти писателя.

Жан Пезон (уч. 86) . Французский укротитель тигров. Изображён едущим верхом на полосатом хищнике, который его съел.

Теодор Сивель и Жозеф Кроче-Спинелли (уч. 71) . Первые воздухоплаватели, достигшие «зоны смерти». Умерли от удушья, поднявшись до высоты 8,6 км. Похоронены в одной могиле.

Жак-Луи Давид (уч. 56) . Крупный представитель неоклассицизма, пользовался протекцией Наполеона Бонапарта. За свою жизнь написал множество картин, воспевающих революцию. После битвы под Ватерлоо был вынужден уехать в Швейцарию, а затем в Бельгию. Изначально был похоронен на брюссельском кладбище Сен-Жосс-тен-Ноде. Затем, спустя почти 60 лет, перезахоронен в Эвере. На кладбище Пер-Лашез под могильной плитой находится его сердце.

Амедео Клементе Модильяни (уч. 96) . Итальянец по происхождению, он последние 15 лет своей жизни прожил в Париже. Его полотна выполнены в жанре экспресионизма. Обнажённые тела привлекают в первую очередь не своей оголённостью, а живостью красок. Умер в возрасте 39 лет от туберкулёзного менингита. Похороны были большими, с участием многих известных художников, поэтов и артистов того времени. Могилу вы найдёте на еврейском участке. Венчает её скромная надгробная плита. Рядом покоится его возлюбленная Жанна Эбютерн, которая покончила с собой на 9-м месяце беременности на следующий день после смерти художника. Её останки были погребены вначале на другом кладбище и только в 1930 году перезахоронены на Пер-Лашезе. Ребёнок выжил и воспитывался в семье сестры Жанны.

Антуан Огюст Перментье . В своё время этот учёный накормил голодный французский народ картофелем и внёс немалую лепту в процесс виноделия. Людовик XIV немало способствовал популяризации нового овоща и даже в петлице носил лиловый цветок. В память о подобном новаторстве на его могиле красуется огромная корзина клубней картошки и аналог самогонного аппарата.

Скандальные захоронения

Отдельным фактором увеличивающим популярность парижского погоста стали размещённые на его территории легендарные погребения. Овеянные слухами, шокирующими историческими подробностями или эпатажностью личности покойного, они привлекают множество туристов. У таких надгробий всегда много посетителей, к ним организовывают экскурсии и здесь же нередки акты вандализма.

Джим Моррисон . Эта могила по праву считается самой скандальной на кладбище Пер-Лашез. Сам уход из жизни автора текстов песен и вокалиста неоднозначен. Хотя официально в прессе было заявлено об остановке сердца, бытуют версии о героиновой передозировке, самоубийстве и даже о происках ФБР. О реальных причинах знала только его подруга Памела, но она скончалась от наркотиков через три года, не сообщив о них никому.

Несмотря на то, со смерти лидера группы The Doors уже скоро минет полвека, фанаты до сих пор приходят почтить память солиста. Эпитафия на надгробном камне «Победи демона внутри себя» для многих почитателей стала своеобразным кредо. Возле надгробия всегда толпятся люди, распеваются песни, лежат свежие цветы. Нередко охрана некрополя и в ночное время ловит людей, пытающихся перелезть через ограду и выразить свою эмоциональную привязанность к творчеству певца.

Казалось бы, такая популярность должна радовать, но парижане не раз уже подписывали петицию о переносе захоронения на загородное кладбище. Виной тому постоянный шум, исписанные цитатами из песен соседние памятники, оставленные шприцы, бутылки и прочий мусор. Удовлетворить горожан администрация кладбища не в силах, поскольку арендная плата за захоронение вносится регулярно и в достаточно большой сумме.

Виктор Нуар . Французский журналист был застрелен кронпринцем Пьером Бонапартом накануне своей свадьбы. Но не из-за ссоры с будущим монархом, а своих любовных похождений стал знаменит молодой человек. Его могила привлекает множество женщин и мужчин, имеющих различные расстройства в сексуальной сфере. Первые надеются на излечение бесплодия и долгожданную встречу с любимым, вторые – на обретение мужской силы. По поверьям, для этого необходимо прикоснуться до причинного места лежащей бронзовой скульптуры журналиста. Доподлинно не известно, помогает ли эта процедура. Но выпуклость в штанах у памятника за многие годы паломничества стала гладкой и отшлифованной.

Оскар Уайльд . Писатель прославился своим нетрадиционным взглядом на вещи. Свой отъезд во Францию он объяснял нетерпимостью англичан к его особе и сам себе предрекал скорую кончину. В Париже он подхватил ушную инфекцию, перешедшую в острый менингит. На смертном одре Оскар больше уделял внимания обоям в гостиничном номере, чем своему здоровью: «Или я, или эти ужасные обои в цветочек».

Скончался Уайльд за месяц до наступления 1901 года. Вначале эпатажный писатель был погребён на кладбище Баньо, откуда его останки через 10 лет перекочевали на Пер-Лашез. Американский скульптор Джейкоб Эпстайн изготовил на могилу памятник в виде фигуры летящего сфинкса. Именно этот мифический персонаж стал объектом почитания множества поклонниц таланта драматурга. Белый мраморный камень постоянно покрывался поцелуями и признаниями в любви, написанными губной помадой. Чтобы прекратить подобные акты вандализма, постамент огородили стеклом. Но самых ярых поклонниц это не останавливает до сих пор.

Бытует также мнение, что прозрачный забор был установлен после того, как сфинкс потерял выдающуюся часть своего тела. Правда, злые языки утверждают, что утраченный фрагмент находится в кабинете главы некрополя: он им придерживает бумаги.

Склеп Демидовых . Расположен на улице Акаций. Экскурсоводы рассказывают истории о призраке княжны Демидовой, которая появляется ровно в полночь и гуляет по кладбищу. Среди парижан её именуют Пиковой дамой.

Гийом Аполлинер де Костровицки . Ещё при жизни автор эротической прозы мистифицировал своё появление на свет. Якобы, он был обнаружен подкинутым в Риме и только спустя несколько месяцев нашёл свою мать-польку. После безвременной кончины основателя современной поэзии последовала череда необъяснимых смертей его друзей и близких. Говорят, он до сих пор является к своим почитателям в виде призрака.

Алан Кардек . Настоящее имя – Ипполит Леон Денизар-Ривай или маркиз Риваль. Основатель спиритизма и исследователь психических явлений. На его могиле до сих пор можно встретить людей, заряжающих воду или записки исходящими от надгробного камня флюидами.

Памяти массовых захоронений

Помимо отдельных могил, на Восточном кладбище можно встретить постаменты, увековечивающие память множества погибших. Под каменным изваянием не всегда в действительности лежит прах чтимых людей. Впечатляет сам факт, что администрация некрополя с пониманием относится к жертвам массовых расстрелов и репрессий, погибшим на войне, участникам манифестаций и революций. Даже не зная, где лежат реальные останки, всегда можно прийти на Пер-Лашез и почтить усопших.

Среди известных памятных мест:

Памятник русским воинам, участникам французского Сопротивления.

Стена коммунаров. Вынесена за пределы кладбища, чтобы избежать коммунистических митингов.

Мемориал жертвам нацистских концлагерей (уч. 97).

Также на участке 97 можно встретить памятники тем самым людям, по вине которых осуществлялся геноцид времён Второй мировой войны. Скульпторы были безжалостны, изображая мучения, акты насилия и деградацию палачей.

Колумбарий

На участке 87 расположен кладбищенский Крематорий. Постройка была сооружена по подобию собора Святой Софии из Стамбула. Вверху здания можно увидеть те же минареты и купола, что и оригинала. Здесь кремировали тела многих известных личностей. В дальнейшем прах развеивали, помещали в нишу колумбария или предавали земле.

Айседора Дункан . Жена Сергея Есенина и прекрасная танцовщица погибла нелепой смертью. Край её шарфа попал в ось движущегося автомобиля, от чего произошло удушение. Говорят, что её словами перед последней поездкой были: «Прощайте друзья! Я иду к славе!»

Мария Каллас . Величайшая оперная певица греческого происхождения. Обладала универсальным голосом, которому были под силу арии различной сложности. К концу своей жизни страдала от дерматомиозита – заболевания голосовых связок. С этим связывают и изменение её тональности с сопрано на меццо-сопрано. Умерла в Париже не дожив до 54-летия. Останки были кремированы и помещены в нишу колумбария. После кражи и обратного возвращения урны, прах певицы был развеян над Эгейским морем. Сейчас в ячейке за мемориальной плитой стоит пустующая урна.

Нестор Махно . Украинский революционер и анархист окончил свои годы в изгнании. Тяжело страдая от полученных в прошлых боях ранений, умер в парижской больнице от костного туберкулёза. Тело было кремировано и размещено в ячейке колумбария под номером 6685.

Как добраться до кладбища Пер-Лашез

Восточный погост расположен в одноимённой части города. Попасть на его территорию можно с трёх станций метро:

Philippe Auguste . Непосредственно возле центрального входа в некрополь.

Père Lachaise . В радиусе 500 метров расположен боковой вход.

Gambetta . Вход неподалёку от могилы Оскара Уайльда.

Вход бесплатный. Часы посещения: с 8 утра до 6 вечера. Зимними днями ворота кладбища закрываются на полчаса раньше.

Возможно, вам будет интересно:

Говорят, есть любители кладбищенского туризма. Я к ним не принадлежу. Хотя древний совет "memento mori", конечно, справедлив, но обычно предпочитаю изучать достопримечательности, которые вызывают более позитивные эмоции. А когда заходит разговор о посещении таких печальных мест с культурно-познавательной целью, вспоминаю анекдот "Вася, где ты был?" - "на кладбище" - "что, кто-то умер?" - "ты не представляешь, они там ВСЕ умерли". Пусть черноватый, но юмор помогает не впадать в мрачное настроение.

Сначала я заметила, что в Париже используют кладбища - помимо их прямого назначения, конечно - не только как туристический объект. Они как нельзя лучше подходят для всяких богоугодных дел, например, чтобы накормить голодного. И не просто подать копейку (по словам знакомой служащей московского Донского кладбища, на такие копейки одна из старушек-попрошаек, сидящих у ворот, благополучно построила себе двухэтажную дачу), а реально накормить и конкретно помочь. Этим занимаются социальные службы и фонды.

А потом так случилось, что мы с группой приятелей собрались на Пер-Лашез, просто посмотреть. Я подумала: "Какая разница, где провести теплый сентябрьский денек с хорошими людьми?" и решила не откалываться. Накануне весело праздновали день рождения, и среди гостей оказался бывший наш земляк, давно уже парижанин, который, как выяснилось, знает это знаменитое кладбище вдоль и поперек. И не только помнит кучу исторических, биографических фактов и баек о тех, кто там похоронен, но и был знаком с бывшим директором тамошнего крематория. Собственно говоря, этот директор сам уже покоится на одном из участков, рядом с местом своей работы, а прежде, по словам нашего земляка, они любили с ним небольшой компанией собираться у могил, гулять и разговаривать, потягивая винцо, на всякие соответствующие темы. Сдружились так, что когда, похоронив директора, собирались грустно расходиться по домам, адвокат вдруг остановил всю компанию со словами, что каждый из них упомянут в завещании, и прямо там, на месте, зачитал текст. Покойный не забыл оставить на память о себе всякие приятные мелочи - кому книгу, кому сувенир. А про нашего приятеля там было сказано примерно следующее: "Зная большой интерес моего друга к литературе и также являясь ее любителем, оставляю ему уникальную ценность. Теперь могу признаться, что однажды я воспользовался своим служебным положением в личных целях: после кремации знаменитого писателя N отсыпал себе немного его праха. Завещаю своему другу капсулу с прахом нашего с ним любимого автора". Имя было произнесено, но здесь я называть его не буду, чтобы пощадить чувства других почитателей, в России с творчеством этого писателя знакомы.


Вот под такие примерно байки мы двигались от метро Gambetta, чтобы пройти по кладбищу сверху вниз, мимо солидного здания того самого крематория, построенного в неовизантийском стиле в 1887 г., и потом выйти к метро Pere Lachaise или соседней станции Philippe-Auguste, рядом с которой и находится главный вход. Там в цветочных ларьках продают план кладбища, но если оттуда, снизу, подниматься, то просто не хватит сил обойти и треть территории. Пер-Лашез занимает 44 гектара и сейчас на нем примерно 77 тысяч участков.

Оно было основано 21 мая 1804 г. на территории сада иезуитов как новый тип кладбища, не церковного, а городского, в котором, по замыслу архитектора А.Броньяра, должны были сочетаться английский парк и место, где можно полностью отрешиться, погрузившись в свои мысли. Прежде в саду стоял дом одного из церковников - иезуита, отца де ля Шеза, приближенного к трону Людовика XIV. Название "Отец Лашез" закрепилось за Восточным кладбищем Парижа. Вначале Пер-Лашез не пользовалось особой популярностью, оно находилось в пригороде, и чтобы привлечь к нему внимание, был сделан успешный "маркетинговый ход": туда перезахоронили прах Мольера, Лафонтена, а также Абеляра и Элоизы. Имена знаменитого средневекового еретика, философа-богослова, оскопленного врагами, и его ученицы, после этого постригшейся в монахини, уже давно стали нарицательными, а их страсть и верность до сих пор питают воображение, могилу любят посещать влюбленные пары.

При всей своей специфике Пер-Лашез считается самым большим и самым красивым парком Парижа, там растет 5300 деревьев - клены, ясени, каштаны, платаны, кедры, бук, липа, акация, грецкий орех и другие виды. Но оно в не меньшей степени похоже на огромный город, с широкими проспектами-авеню, улицами, лабиринтами переулков и тупиками. И, как в городе, там есть постройки, только прекрасные дворцы - это усыпальницы, более скромные "коттеджи" - склепы, многоквартирные дома - колумбарии... Пожалуй, на Пер-Лашез можно встретить все архитектурные и декоративные стили, от готики до современности.


Мы начали знакомство со знаменитостями с колумбария. Он настолько высок, что вдоль его стены тянется железная лестница с галереей, чтобы можно было подняться к нишам, которые, даже задрав голову, не рассмотреть. Нас в первую очередь интересовали люди, чья жизнь была тесно связана с Россией. Например, Нестор Махно, выдающийся революционер-анархист, герой гражданской войны, неоднократно преданный бывшими соратниками-большевиками и умерший в Париже почти в нищете. Или Айседора Дункан, жена Есенина, великая танцовщица, попирательница устоев не только в искусстве, но и в личных отношениях. О ее нелепой смерти в Ницце от шарфа, намотавшегося на колеса автомобиля и удушившего ее, говорят до сих пор. Вокруг памятной плиты мы увидели написанные и нацарапанные слова любви и благодарности, в основном по-английски, - американцы помнят свою соотечественницу. Рядом ниши с прахом ее детей, Патрика и Дирдре, они погибли за 14 лет до этого вместе с няней, по злой воле случая - тоже в автомобиле, который упал в Сену.


Фамильный мраморный мавзолей русских князей Демидовых - одно из самых роскошных сооружений на Пер-Лашез, но мне что-то не верится, будто княгиня Елизавета завещала немалые деньги тому, кто переночует в ее склепе. Вообще славянские фамилии встречаются в разных концах кладбища. Трогательное сердечко из мелких камушков выложено на могиле Гийома Аполлинера де Костровицки, основателя современной поэзии, приверженца кубизма, автора эротической прозы и термина "сюрреализм". Легендами овеяна вся его жизнь, начиная с рождения: его нашли в Риме как подкидыша, и только спустя несколько месяцев мать-полька признала ребенка. Аполлинер постоянно мистифицировал свое происхождение, сразу после его смерти потянулась цепочка необъяснимых явлений и смертей близких ему людей, а сам он стал являться друзьям в виде призрака.

Кстати, о паранормальных явлениях: у одной из могил мы сначала не поняли, почему стоящая рядом женщина сосредоточенно прикладывает к надгробию какую-то бумажку. Но, приглядевшись, увидели, что она ее "заряжает", общаясь с духом покойного: на камне было высечено имя Алана Кардека, основателя спиритизма.


Наш земляк, добровольный гид, знал, что воспринимать подобные рассказы и вообще кладбищенскую атмосферу может быть непросто. Поэтому он предусмотрительно запасся бутылкой хорошего местного коньяка и серебряными рюмочками. А того, чтобы их помянуть из таких рюмочек, достойны были многие, перечисление великих имен заняло бы несколько страниц. Мы отдали дань Бальзаку, Делакруа, Альфонсу Доде, Бомарше, Жерико, Модильяни, Эдит Пиаф, Оскару Уайльду, супругам Симоне Синьоре и Иву Монтану, правозащитнику и советскому диссиденту Александру Гинзбургу, актрисе Саре Бернар, барону Осману - модернизатору Парижа, в общем, многим, пока хватало коньяка.

Но Пер-Лашез не всегда было таким мирным местом, среди могил не раз раздавались выстрелы. После отречения Наполеона в 1814 году студенты военных училищ заняли здесь оборону, чтобы отразить атаку русских отрядов, однако силы оказались неравны: нападавшие рубили деревья, которые служили им укрытием, и успешно вели оттуда огонь, а когда захватили холм, быстро закрепили позицию - стали лагерем, прямо среди могил. Еще более трагичными были события 1871 года, Парижская коммуна. Именно здесь шли последние бои гражданской войны. Все коммунары были убиты правительственными войсками (версальцами), их трупы сбросили в общую могилу, часть была расстреляна у стены, которая сейчас называется Стеной коммунаров, а часть убитых привезли сюда с улиц Парижа - всего 1018 тел обрели вечный покой на этом кладбище.

Вопреки моим представлениям, многофигурный барельеф "Стена жертв Революции", открытый в 1909 г., находится совсем не на этой стене, а неподалеку от Пер-Лашез, в сквере. По местной легенде, его соорудили там, за оградой, специально для того, чтобы "паломники" (в том числе большевики, полюбившие устраивать у стены маевки) не шумели, не пели в месте упокоения революционные песни и не вытаптывали траву на ближайшем газоне. Со временем рядом с местом расстрела на кладбище вырос целый участок могил революционеров, социалистов и коммунистов. В одной из них похоронен Жан-Батист Клеман, в 1867 году написавший знаменитую и дивно-прекрасную песню "Время вишен", у которой (не знаешь - не догадаешься!) социалистический подтекст. Приятели мои ее не слышали, поэтому пришлось, уподобившись большевичке, спеть им один куплет и припев прямо у памятника автору. Наверное, хорошо, что я больше не помнила, все-таки, неловко оглашать пением такое место.


Революционные настроения того времени коснулись даже молодого журналиста Виктора Нуара, вовсе не оппозиционно настроенного, а просто известного скандалиста и сердцееда. Накануне своей свадьбы в 1870 году он повздорил, - говорят, что на почве литературы, а вовсе не политики, - с Пьером, племянником Наполеона Бонапарта, тоже отличавшимся неуемным нравом, и тот застрелил его. Но на похороны на кладбище Пер-Лашез пришли тысячи граждан, которых возмутил такой "произвол Второй империи", и убийство Нуара послужило дополнительным поводом к объединению сторонников коммуны. Однако настоящие легенды начались позже. Неизвестно, кому пришло в голову, что можно избавиться от бесплодия, импотенции, фригидности или неразделенной любви, если поцеловать надгробную фигуру в губы, положить в цилиндр цветок и потереть хорошо выдающееся причинное место. Видимо, более скромные трогают Виктора Нуара за ботинок, однако и отполированная руками ширинка сияет, и выступающие части лица, а в цилиндре я обнаружила фотографию некоей девы, формата как на документы. Власти уже отчаялись ставить вокруг памятника ограду, ее стабильно ломают.

Еще одну байку о журналистике и политике мы услышали, когда с удивлением обнаружили могилу... газеты. Прочитали на ней название "Юманите", но приятель наш поспешил уточнить, что бывшая центральная газета французской компартии, а теперь просто "близкая к ней" издается по-прежнему, и могила - такое специфическое отражение коммунистической идеи. Один из главных редакторов в свое время решил, что общее захоронение для сотрудников его издания с единым надгробием, без упоминания имен, чинов и званий, - это не только идейно верно, но еще и экономически выгодно: земля на Пер-Лашез дорогая. Была заказана серая гранитная плита. А остатков экономному главреду хватило на надгробный памятник для себя, его поставили ему на персональную могилу, когда настало время. Легенды, легенды...


В специальный список исторических памятников занесены многие могилы Пер-Лашез, в них похоронены поэты, писатели, художники, композиторы, актеры, военные, политики, ученые - многие из тех, кто составил славу Франции. Над созданием надгробий трудились известные скульпторы. Одно из них нас поразило своей оригинальностью: на постаменте была изображена корзина, полная картошки, и нечто, напоминающее самогонный аппарат. Оказалось, что это памятник Антуану-Огюсту Парментье, знаменитому агроному, химику и фармацевту. Он приложил немало усилий, чтобы в голодные годы убедить французов в пользе картофеля и доказать, что тот вовсе не вызывает проказу. Прогрессивный Людовик XIV поддержал ученого и на собственном примере внушал подданным, что невзрачные клубни годятся не только на корм свиньям: наряд "короля-солнце" украшал цветок картофеля. Среди многих достижений Парментье французы не смогли не отметить его вклад в развитие виноделия и даже на надгробии изобразили виноградную лозу. Мы тоже оценили этот значительный вклад - в очередной раз разлили французский коньяк по рюмочкам.

Мимо юго-западной стены кладбища проходит улица с романтическим названием Rue du Repos - улица Покоя (подобное соседство вызывает желание добавить слово "вечного"). Там высокая каменная стена обнесена поверху колючей проволокой. Такую меру вынуждены были принять городские власти, чтобы, оберегая этот самый вечный покой, помешать поклонникам поэта и музыканта Джима Моррисона, умершего в Париже в 1971 году, пробираться к его могиле в часы, когда вход закрыт. Бесконечные оргии хиппи и наркоманов, шприцы, соседние памятники, исписанные цитатами из песен знаменитой группы The Doors, - говорят, культ ее лидера доходил на Пер-Лашез до беспредела, в 1981 году даже была украдена с могилы скульптурная голова Моррисона. Особенно дико все это выглядело на территории кладбища, где похоронены Шопен, Бизе, Беллини, Россини, Крейцер и другие известные композиторы и музыканты. Но интерес к личности рок-звезды и причинам его таинственной смерти не утихает: на могиле мы увидели свежие цветы, свечки, листки с текстами песен, письма любви, адресованные кумиру, даже мелкие сувенирчики. Фанаты и просто интересующиеся вели себя спокойно, может быть, из-за установленных где-то поблизости видеокамер, но, похоже, это самое посещаемое место на всем Пер-Лашез.


Из более свежих захоронений не французов особенно выделяются помпезные и довольно безвкусные мраморные некрополи с надписями на китайском языке, они занимают целый квартал. Право быть погребенными на Пер-Лашез имеют только жители Парижа или умершие в Париже люди. Хотя китайцев в городе довольно много, обилие таких могил осталось для нас загадкой. Впрочем, купив место, можно захоранивать туда своих близких, если доказать родство, независимо от того, где они умерли. Кусок земли размером 2 кв.м стоит примерно 11 тысяч евро, но аренда на 10, 30 или 50 лет обойдется в меньшую сумму. Однако стоимость самих китайских домов-некрополей трудно представить.

Коньяк закончился, наши силы тоже были на исходе. Мы вышли через главные ворота и оказались на бульваре Менильмонтан, где ездили машины и происходила обычная, нормальная жизнь. Впечатление было такое, что я только что очень близко соприкоснулась с историей Франции, еще глубже оценила величие французской истории и культуры и лучше ощутила бунтарский дух этой страны, который всегда был двигателем творчества. Хотя все, кто лежат на Пер-Лашез, давно уже не бунтуют. О них осталась память и легенды.

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Это был единственный объект в нашей программе, который не попал в сферу новогодней вакханалии. Здесь было все спокойно. Действительно, это место значимо только для тех, кто знает и любит русскую историю и культуру.

Основанное эмигрантами первой волны, то есть послереволюционными, оно дало последний приют многим русским, жившим и работавшим во Франции. Некоторые из них были участниками сопротивления, внесшими свой вклад в борьбу с фашизмом. Здесь лежат и эмигранты второй волны – инакомыслящие советского времени.

В Советском Союзе стало известно об этом кладбище, пожалуй, после публикации в семидесятые годы стихотворения Р. Рождественского:

"Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…"

«Малая церковка» Успения Пресвятой Богородицы на этом кладбище построена Альбертом Бенуа. Он – представитель огромной творческой семьи, обогатившей русскую культуру. Архитекторы с этой фамилией строили Петербург, издавали журнал «Мир искусств», были театральными художниками, артистами. К этой семье относятся архитектор Л. Бенуа, художница З. Серебрякова, (похоронена на этом же кладбище), скульптор Е. Лансаре, английский актер театра и кино Питер Устинов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище.

Могила Зинаиды Серебряковой, художницы, с творчеством которой мы познакомились только в семидесятых годах. Ее картины тогда и теперь чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить прелестный автопортрет «Перед зеркалом».

Памятник генералу М.В.Алексееву и участникам Белого движения. Захоронений участников Гражданской войны на кладбище много.

На этом кладбище покоится весь «серебряный век» русской эмигрантской литературы. Здесь похоронены: В.Л.Андреев, И.А.Бунин, Гайто Газданов, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцев, Г.В.Иванов, Д.С.Мережковский, В.Н.Муромцева-Бунина, Н.А.Оцуп, Б.Поплавский, А.М.Ремезов, Тэффи, И.С.Шмелев. Все они выразили себя в дореволюционное время в России и во время эмиграции. Часто не понятые, часто бедствующие, одержимые воспоминаниями о Родине и иногда нашедшие себя в новых условиях. О каждом из них теперь написаны исследования. Каждая биография – роман, который не имеет счастливого конца.

Ирина Одоевцева, поэтесса, жена поэта Георгия Иванова, которая, похоронив мужа, на старости лет вернулась в Россию, писала о жизни в Париже:

"По набережной ночью мы идем.

Как хорошо - идем, молчим вдвоем.

И видим Сену, дерево, собор

И облака... А этот разговор

На завтра мы отложим, на потом,

На после-завтра... На когда умрем."

И. А. Бунин, Нобелевский лауреат, автор «Окаянных дней», отчаянного произведения о революции в России. В Париже, признанный и знаменитый, не нашел успокоения. Запутанная личная жизнь, тема Родины, которая не оставляла до конца. Уже во время войны им написаны «Темные аллеи» - русская жизнь, русские характеры.

Д.С. Мережковский, писатель, философ, энциклопедист. Его творческое наследие содержит 24 тома. Многие годы был под полным запретом на Родине. Религиозная философия плохо соотносилась с марксистско-ленинской, единственно правильной, потому - верной. В советские годы мне случилось прочитать еще дореволюционное издание его трилогии «Христос и Антихрист» - «Смерть богов, Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». Попытка соединить духовные и земные ценности, блестящее описание исторического фона. На Западе Мережковский оценивался как продолжатель традиций русского романа, оказавший влияние на Томаса Манна и Джойса. Теперь Мережковский почти забыт.

Здесь же похоронен Гайто Газданов, писатель, открытый в России только последние годы. Участник гражданской войны, парижский шофер, блестящий стилист, написавший романы «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клер», «Ночные дороги» и др. Он сформулировал свой жизненный опыт следующим образом: «Но вот что я тебе советую: никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым. И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни». И еще: «Но красные тоже правы, и зеленые тоже, а если были бы еще оранжевые и фиолетовые, то и те были бы в равной степени правы».

Блестящая Тэффи, веселыми произведениями которой зачитывались в России до еще революции. Печаталась в журнале «Сатирикон». Во Франции она была признана и не утратила чувства юмора. Сейчас, после ее смерти, в России ее произведения переживают ренессанс. Тэффи не любила, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают - это уже трагедия. Моя жизнь - анекдот, а значит - трагедия». Уже в старости она обращалась к Богу с молитвой: «Когда я буду умирать, Господи, пошли лучших твоих Ангелов взять мою душу».

Могила К.А.Коровина, живописца, портретиста, театрального художника, друга Шаляпина, автора воспоминаний о нем. Кроме живописи, он оставил большое литературное наследие. Он объяснял: « Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всякой всячиной, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече»…»

На этом кладбище похоронен Художник К.А.Сомов, один из основателей общества «Мир искусств», автор иллюстрированной «Книги маркизы».

С. Лифарь - солист «Русского балета» С. Дягилева, возглавивший балетную труппу «Гранд-Опера». Он поставил во Франции более 200 спектаклей и основал университет хореографии.

На этом кладбище нас сопровождала белая кошка, видимо бездомная.

"По кошачьи я бездомна,

По кошачьи тошно мне".

И. Одоевцева.

Захоронение М.Ф.Кшесинской, примы балерины императорского Мариинского театра в Петербурге, ее мужа великого князя А.В. Романова и сына В.А. Романова - Красинского. Эта танцовщица очаровала наследника престола и великих князей. Подаренный ей особняк в начале Каменноостровского проспекта Петроградской стороны в стиле модерн является его украшением. После 1917 года он был занят всевозможными революционными организациями, в том числе и музеем революции. Тем не менее, жители Петербурга продолжают упорно называют его особняком Кшесинской. Забавна судебная тяжба между Кшесинской и Лениным за этот особняк. Догадайтесь, кто победил. В Париже основала хореографическую школу, где обучала танцам до глубокой старости.

Могила Юсуповых, тех самых Юсуповых, родственников царского дома. Князь Феликс Феликсович – организатор убийства Распутина. Бежал из России после этого акта. В этой же могиле похоронена его мать Зинаида Николаевна и красавица жена Ирина Александровна.

На этом кладбище представлена вторая волна русской эмиграции – диссиденты советской поры. Эти люди в условиях единомыслия позволили себе иметь и высказать собственное мнение. Среди них В.П. Некрасов, автор первого правдивого произведения о войне «В окопах Сталинграда». В этих окопах он подружился с моим дядей Г.А.Обрадовичем. Оба архитекторы по профессии, они многие годы состояли в переписке. Некрасов, когда-то обласканный властью, не продемонстрировал должной лояльности, за что и был изгнан из СССР. О Некрасове тепло пишет Лилианна Лунгина в «Подстрочнике», дружившая с ним. Она писала, что Некрасов был самым свободным человеком из всех, кого она знала. Во время их встречи в Париже, Некрасов говорил, что французом он не стал, но стал парижанином.

В.П.Некрасов, автор «В окопах Сталинграда».

Могила А. Галича.

Около этой могилы кто-то из молодых туристов спросил меня, кто такой Галич. Я даже растерялась. Говорить, что это успешный советский сценарист, драматург, как пишет Лунгина, его знавшая, «советский буржуа и сноб», здесь ни к чему. Для меня Александр Галич – автор протестных стихов и песен, исполняемых под гитару. Еще студентами мы пели «Про печальную историю про Москву и про Париж, как наши физики проспорили ихним физикам пари ». Следствием этой печальной истории было:

«И лечусь «столичною» лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться,

Истопник сказал – «столичная» -

Очень хороша от стронция».

Еще:

«Я иду и размышляю, не спеша,

-То ли стать мне президентом США,

Т о ли взять да и окончить ВПШ!..» (Для тех, кто не знает, ВПШ – Высшая партийная школа).

А еще трагические стихи-песни:

«Облака плывут в Абакан», «Когда я вернусь». Галич пишет о доступных формах протеста против «фанфарного безмолвия и прославления многодумного безмыслия»:

«Есть - стоит картина на подрамнике!

Есть - отстуканы четыре копии!

Есть магнитофон системы "Яуза"!

Этого достаточно!»

Галич первый задал вопрос о возможности протеста в советских условиях:

«И все так же, не проще,

Век наш пробует нас.

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

В тот назначенный час?!»

Так я должна бы ответить молодому человеку, задавшему вопрос, кто такой Галич, если бы не растерялась.

Здесь похоронен В.Е. Максимов, основатель и главный редактор журнала «Континент». Вокруг этого журнала объединялись литераторы, публицисты, критики, правозащитники, мемуаристы. В нем сотрудничали нобелевские лауреаты А. Сахаров, А. Солженицын, Г. Бёлль, И. Бродский. В. Некрасов, Н. Коржавин, В Аксёнов и многие другие творческие люди, не нашедшие себя в советской системе, входили в состав редколлегии.

Здесь же похоронен Андрей Тарковский, кинорежиссер, сценарист. Он – автор известных фильмов: Андрей Рублев, Иваново детство, Солярис, Зеркало, Сталкер, Жертвоприношение. А.Тарковский оставил литературное наследие, глубине которого удивляешься. Вот некоторые цитаты из него:

«Бросив даже мимолетный взгляд назад, на ту жизнь, которая остается за тобою, вспоминая даже не самые яркие минуты прошлого, все-таки всякий раз поражаешься уникальности тех событий, в которых ты принимал участие, неповторимости тех характеров, с которыми ты сталкивался.

Пусть надежда - обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.

Жизнь - всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

Время - это условие существования нашего «Я».

Жизнь оказывается богаче фантазии.

Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг.

Чтобы быть свободным, нужно просто им быть, не спрашивая ни у кого на это разрешения.

Мы создали цивилизацию, грозящую уничтожением человечества.

По-настоящему свободный человек не может быть свободным в эгоистическом смысле слова».

Одним из последних здесь похоронен знаменитый Рудольф Нуреев, выпускник Вагановского хореографического училища, солист Мариинского театра в Ленинграде, скандально покинувший СССР. На Западе он сделал блестящую карьеру танцора и балетмейстера.

Закончить рассказ об этом кладбище мне хочется стихами А. Городницкого, написанными в 1996 году:

"На кла́дбище Сент-Женевьев-де-Буа
Забвения не вырастает трава, -
Её, разодет как любовник,
Стрижёт регулярно садовник.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Где статуи стынут в песцовых боа́

Покой обрели эмигранты, -

Российской свободы гаранты.

….

Звенит у обители Сент-Женевьев

Скворцов прилетевших двусложный напев,

Связав её пением птичьим

С Донски́м или Ново-Деви́чьим.

Опять в ожидании новой весны
Покойникам снятся московские сны,
Где вьюга кружится витая,
Литые кресты облетая.

Знакомые с детства родные места,

И купол сияет над храмом Христа,

Склоняя усопших к надежде,

Что всё возвратится, как прежде.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
Исчезнув с планеты как птица моа,
Лежит лебединая стая,
В парижскую землю врастая.

Меж мраморных ангелов и Терпсихор

Поёт им каноны невидимый хор,

И нету, понятно из пенья,

Свободы помимо успенья."

На этом парижском кладбище похоронены 10000 русских людей. Все они любили Россию.

Маргарита Рупперт.

♦ Рубрика: .