ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

На дальнем востоке сбит южнокорейский самолет. Южнокорейский «боинг» сбили не мы


35 лет назад, 1 сентября 1983 года, южнокорейский «Боинг-747», следовавший рейсом 007 из Сан-Франциско в Сеул, был сбит над Охотским морем советским истребителем.

Cамолёт вторгся в закрытое воздушное пространство СССР, где был сбит самолётом-истребителем и разбился к юго-западу от острова Сахалин. При крушении никто не выжил. Сбитым самолетом оказался Боинг 747-230B южнокорейской авиакомпании Korean Air, выполнявший рейс № 007, перевозивший 246 пассажиров и 23 членов экипажа по маршруту Нью-Йорк - Сеул (с дозаправкой в Анкоридже), отклонившийся от курса на 500 километров. Основные версии причин произошедшего - ошибка пилотов и провокация со стороны спецслужб США.
С рейсом 007 связано множество разрозненных необъяснённых фактов, неподтверждённых или субъективных свидетельств, противоречивых заявлений и слухов, которые являются прекрасной почвой для сомнений и альтернативных теорий.
Происшествие вызвало серьёзное обострение и без того непростых отношений между СССР и США.
Исторический контекст
После ввода войск СССР в Афганистан и избрания президентом США Рональда Рейгана наступил новый виток холодной войны. К сентябрю 1983 года военная обстановка на Дальнем Востоке была крайне напряжённой. Весной того года три ударные авианосные группы США проводили многодневные учения недалеко от Камчатки. 4 апреля 6 самолетов А-7 в районе острова Зеленый Малой Курильской гряды вошли в воздушное пространство СССР на глубину от 2 до 30 км над территориальными водами СССР и провели условное бомбометание по территории острова, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям.
Детали инцидента
Боинг 747-230B (регистрационный номер HL7442), принадлежавший южнокорейской авиакомпании Korean Air, выполнял регулярный рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул. Самолёт вылетел из Нью-Йорка 31 августа, затем совершил посадку в Анкоридже для дозаправки. 1 сентября в 3:00 по местному времени (13:00 GMT) он взлетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. На борту находилось 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Маршрут полёта должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, затем над Японией, огибая территорию СССР. Однако почти с самого начала полёта самолёт начал отклоняться от намеченного маршрута к западу. Он нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над Камчаткой, затем покинул советское воздушное пространство и, пролетев над Охотским морем, снова нарушил границу над Сахалином. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 километров.


На территориях, над которыми пролетел Боинг, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены. Несколько раз предпринимались безуспешные попытки перехватить самолёт-нарушитель. В 18:26 GMT, по приказу с земли, один из истребителей Су-15 (пилот Геннадий Осипович) сбил лайнер ракетами. Самолёт упал недалеко от острова Монерон. Все находившиеся на его борту погибли.

[…пилот Су-15 Геннадий Осипович получил с земли команду:

— Цель нарушила государственную границу. Цель — уничтожить.
— Я включил форсаж, — рассказывает подполковник в отставке, — головки ракет замигали. И вдруг в наушниках:
— Отставить уничтожение! Выйти на высоту цели и принудить ее к посадке.
A я уже снизу к нарушителю подхожу. Уравняв скоростъ, стал мигать. Но он не реагирует.
— Дайте предупредителъные очереди, — несется с земли.
Дал четыре очереди, израсходовал более двухсот снарядов. Да что толку! Ведь у меня — бронебойные, а не зажигательные. И вряд ли их кто вообще может увидеть…
— Но ведь было сообщено нашим газетами, цитировавшими «официальные источники», что сделали предупредительные выстрели именно зажигательными — светящимися, трассирующими — снарядами…
— Это — неправда. Таких зарядов у меня просто не было. Поэтому и выпустил бронебойные.
— Но в таком случае вас действительно (а именно это утверждают зарубежные специалисты) не могли видеть пилоты чужого самолета?
— В том, что меня заметили, я не сомневаюсь. На мои мигания обратили внимание. Реакция пилотов была однозначна — они вскоре снизили скорость. Теперь шли уже около 400 километров в час. А у меня более 400 — с меньшей скоростью я просто не мог идти. Расчет, на мой взгляд, у нарушителя бы прост: если я не пожелаю свалитъся в штопор, то буду вынужден проскочить их. Что и получилосъ… Мы уже пролетали остров: он узкий в этом месте. И целъ вот-вот могла уйти от меня. А в это время с земли несется:
— Цель — уничтожить!…
Легко сказать — уничтожить. Но как? Пушками?! Но я уже израсходовал 243 снаряда. Таранить? Всегда относился к таким штукам плохо. Таран — это последний шанс. Успел даже прокрутить на всякий случай свой маневр — заберусь сверху и сяду на него. Но потом сама собой явилась мысль — я провалился на 2 тысячи вниз… Форсаж. Включил ракеты и навскидку повел носом. Получилось! Вижу: естъ захват…]

Из интервью Геннадия Осиповича:

— Я не могу сказать со стопроцентной точностью, что стрелял именно в «Боинг», — Был предутренний час, видимость неважная. И все-таки я видел двойной ряд огней иллюминаторов, а какой еще самолет тогда это мог быть? Получив приказ на уничтожение, я выпустил по нему две ракеты. Одна взорвалась прямо под двигателем, вторая — под брюхом. Падения его я не видел — доложил о том, что ракеты поразили цель, и вернулся на базу…

Плановый и реальный маршрут «корейского боинга»

Реакция в мире
Действия Советского Союза вызвали волну возмущения и протеста на западе. Американский президент Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости» и назвал СССР «империей зла».
Впоследствии федеральная авиационная администрация США (FAA, Federal Aviation Administration) запретила полёты Аэрофлота в Америку. Запрет оставался в силе до апреля 1986 года.
Президент Рейган также заявил, что после завершения разработки система навигации GPS будет свободно доступна для гражданских целей, таких как воздушная навигация.
Данное происшествие было экранизировано и неоднократно приводилось западными политиками, как пример «бесчеловечной» военной доктрины СССР. Такая практика прекратилась 3 июля 1988 года, когда американский крейсер «Vincennes» сбил над Персидским заливом пассажирский самолёт авиакомпании «Иран Эйр» с 290 пассажирами на борту.

Подобные свидетельства оставляют некоторые сомнения в идентификации «Боинга» как пассажирского рейса, используемые отдельными исследователями. Вместе с тем, данные свидетельства ненадежны и субъективны, а о проведении в этом отношении каких-либо объективных экспертиз или наличии вещественных доказательств сведений не имеется.
Международные расследования
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) провела два расследования: одно непосредственно после катастрофы и другое спустя восемь лет - после того, как по указанию Президента Б. Н. Ельцина в начале 1993 года в ИКАО были переданы копии всех записей «черных ящиков» и копии всех переговоров между командными пунктами на Дальнем Востоке в ночь с 31 августа на 1 сентября. Обе комиссии пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной отклонения от маршрута полёта было то, что пилоты KAL007 неправильно настроили автопилот и затем не выполняли надлежащих проверок для уточнения текущих координат. То есть, нарушение воздушного пространства СССР было неумышленным, и в действительности корейский авиалайнер не участвовал в разведывательной операции. Этот вывод предполагает полную некомпетентность или вопиющую халатность корейского экипажа и ставится под сомнение некоторыми специалистами.
7 ноября 1988 г. окружной суд округа Колумбия в США отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air. Суд нашёл, что положения Варшавской конвенции, ограничивающие этот предел, не могут быть применены, так как в действиях пилотов содержатся признаки сознательного пренебрежения своими обязанностями («willful misconduct»). Суд указал, в частности, на то, что после инцидента с южнокорейским Боингом 1978 года пилоты компании должны были быть знакомы с методами действий советских перехватчиков.

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747». На борту находилось 269 пассажиров. Этот инцидент по праву считается одним из самых загадочных в истории гражданской авиации.

Говорят, что создатели сериала Lost («Остаться в живых») вдохновлялись именно загадочными обстоятельствами гибели корейского «Боинга». И это неудивительно: интригующих событий и фактов, связанных с этой катастрофой хватило бы не на один сериал.

Советские военные не сомневались, что самолет совершал разведывательную миссию. Он шел без опознавательных сигналов, отклонившись на 500 км от маршрута. В результате советское военное командование прервало рейс KAL-007 аккурат над сахалинским поселком Правда с помощью истребителя Су-15. Однако является ли это правдой, мы до сих пор не знаем.

«Ты шутишь?»

Хорошей бы прелюдией для сериала, вроде Lost, стал бы следующий эпизод. Примерно за два часа до того, как борт, выполняющий рейс KAL-007, занесло в советское воздушное пространство, диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялись такими фразами: «Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских». – «Не может быть, ты шутишь?» - «Надо предупредить его».

Это было четко задокументировано записью диспетчеров. Вопрос состоит в том, почему экипаж южнокорейского лайнера так и не предупредили?

Объявленный хэппи-энд

Самолет Корейских авилиний, совершавший рейс 007 по маршруту Нью-Йорка – Анкоридж - Сеул, должен был прибыть в корейский аэропорт в районе 6 часов утра. Но он опаздывал. В 7.20 к обеспокоенным встречающим вышли представители Корейских авиалиний с успокоительным сообщением, что с рейсом возникли кое-какие непредвиденные обстоятельства, однако у лайнера топлива еще на 3 часа, поэтому беспокоится не о чем. Больше официальные лица никаких подробностей не сообщили. Если бы встречавшие жили бы в США и смотрели семичасовые новости канала ABC, то они узнали бы немного больше: например, что корейский "Боинг", следовавший рейсом 007, исчез с радаров. Правда, вряд ли бы кто-то вам объяснил, почему американские телевизионщики были так озабочены опаздывающим корейским лайнером.

Ровно в 10.00, когда топливо у Боинга уже должно быть на исходе, все корейские новости озвучили слова министра иностранных дел Южной Кореи: с самолетом все в порядке, он совершил вынужденную посадку на Сахалине, экипаж и пассажиры находятся в полной безопасности. А уже через час перед встречающими лично выступил вице-президент Корейских авиалиний Чо, который как раз отправлялся возвращать пассажиров рейса 007 домой: «Менее чем за 24 часа эти проблемы будут решены, и я обещаю доставить их к вам». Одновременно в новостях были озвучены некоторые подробности инцидента: якобы рейс был насильно посажен советскими ВВС на Сахалине. Конечно, это не могло не раздражать корейцев, но все же тревога исчезла: многие встречающие отправились со спокойной душой домой. Но душа оставалась спокойной не долго...
Через час советский МИД проинформировал японское посольство в Москве (с Южной Кореей у СССР не было дипотношений), что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и официальные лица СССР не имеют никаких сведений о местонахождении самолета.

Выход в эфир после гибели

Спустя пару дней Советский Союз официально признал, что его силы ПВО сбили самолет, нарушивший советское воздушное пространство, не реагировавший на предупреждения. Было установлено даже точное время – 22.26 по местному времени. Однако есть задокументированные записи пилотов рейса KAL-007, появившиеся в эфире спустя 50 минут после уничтожения советским истребителем. Причем сигналов о помощи они никаких не подавали. Это родило версию, что советский летчик сбил какой-то другой самолет, вероятно, американский самолет-разведчик RC-135, который внешне очень напоминает Боинг-747. Интересно, что Геннадий Осипович, пилот Су-15, сбившего лайнер, был уверен, что его мишенью являлся негражданский борт. В частности, Осипович выражает сомнение, что такой крупный самолёт как «Боинг-747» мог быть сбит всего двумя ракетами Р-60, которые он в него выпустил.

А где же пассажиры?

На борту находилось 269 человек - пассажиров и членов экипажа. Однако поисковой экспедицией не было найдено ни одного тела: только незначительные фрагменты. Любопытно, что пропавшие тела погибших возбудили воображение некоторых американских журналистов: в западной прессе появилась версия, что советские военные сожгли тела в крематории, чтобы замести следы.

Но обратимся все-таки к прямым свидетельствам. Один из советских водолазов, принимавших участие в поисках, вспоминал: «Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы - ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски... Мы же месяц почти работали! ...Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье!»

Все это давало основание говорить о том, что обнаруженный спустя несколько недель после катастрофы лайнер является фальсификацией.

«Вещдоки», приплывшие на японские острова

Спустя неделю после исчезновения лайнера небольшие фрагменты боинга, куски обшивки, остатки багажа выбросило на побережье островов Хонсю и Хоккайдо. Специалисты выдвинули версию, что «вещдоки» принесло течением в Японию из района советского Сахалина, где был сбит лайнер. Правда, было одно «но». Дело в том, что в сентябре 1983 года в районе Сахалина не было ни одного течения, которое гнало бы волны с юга на север. Подробные метеосводки утверждали, что сильный ветер дул совершенно в противоположную сторону. Иными словами, обломки самолета могли попасть в Японию только с юга, но никак не с севера.

"Преступление против человечества"

Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причем у Вашингтона был свой счет к действиям советской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд - темпераментный антикоммунист и очень перспективных политик. Однако по неизвестным причинам обида была забыта американской стороной очень быстро. Джордж Шульц, госсекретарь США, в начале с большим энтузиазмом взялся за дело: группа лучших следователей управления безопасности на транспорте была командирована на Аляску вести расследование трагедии. Однако спустя всего несколько дней следователи вернулась в Вашингтон, так и не начав расследования.

За две недели до катастрофы

Потеря интереса к судьбе рейса KAL-007 у американцев совпала с известием, что южнокорейский пассажирский самолет с бортовым номером НЛ-7442 находился на вашингтонской авиабазе Эндрюс в течение трех дней - с 11 по 14 августа 1983 года. Именно на этой авиабазе, кстати, до сих пор базируется американский президентский лайнер – «борт номер один США». Интересно, что технологическое обслуживание южнокорейского самолета на Эндрюсе проводилось в ангаре фирмы, которая занималась поставками специального электронного оборудования. Остается только добавить, что именно борт с номером HK-7442 совершит 1 сентября 1983 года злополучный рейс c неблагозвучным и одновременно символическим названием -KAL-007…

корейский боинг

Многие наверняка слышали историю о том, как в 1983 году вконец озверевшие «совки» сбили мирный беззащитный пассажирский самолёт «Боинг-747», который летел из США в Южную Корею рейсом КАЛ-007. В этом самолёте согласно официальной точке зрения погибли, кроме членов экипажа и неучтённых лиц, 269 пассажиров.

Существенно меньшее количество людей знает, что этот самолёт не летел по своему обычному безопасному маршруту, а специально залетел на территорию СССР и пролетел над ней со шпионским заданием. Он должен был спровоцировать включение радаров советской ПВО, а находящийся над ним американский спутник определить параметры этих радаров. (В связи с этим «Боинг» взлетел из Анкориджа специально на 40 минут позже расписания, чтобы быть над территорией СССР одновременно со спутником.) Данные о радарах нужны были американцам, чтобы в случае войны пустить свои бомбардировщики по маршруту, на котором их нашими средствами обнаружения невозможно будет засечь.

Стоит отметить, что расследованием данной катастрофы, как и любой авиакатастрофы, в США должно было заняться Национальное управление безопасности на транспорте – поскольку это прямое дело его специалистов. Но агентству это сразу же запретило правительство США. «Расследованием» занялся Государственный департамент США (Министерство иностранных дел, по-нашему), хотя там никаких специалистов и в помине нет. Как результат такого «расследования» были уничтожены записи на станциях слежения за этим самолётом, исчезли переговоры американских и японских диспетчеров, плёнка записи переговоров нашего лётчика со станциями наведения была подделана так грубо, что это при первом же её озвучивании заметили даже корреспонденты, и т.д. и т.п. То есть американская сторона фальсифицировала дело нагло и грубо – так, что даже преданные США демократические журналисты при всём своем желании умолчать об этом не могли.

Другой факт, о котором не говорят, возможно, не замечая – это то, как грамотно вёл самолёт над нашей территорией пилот, который, кстати, до службы в этой гражданской корейской авиакомпании был пилотом в чине полковника южнокорейских ВВС. Вот как это было. На нашу территорию «Боинг» залетел с Камчатки. Его засекли наземные радиолокационные станции (РЛС), в воздух поднялась пара наших истребителей, но пилот «Боинга» снизился с 10 до 3 км и вошёл в непроницаемую для РЛС зону камчатских вулканов. Станции наведения наших истребителей потеряли его и не смогли навести поднятую в воздух пару. Та, израсходовав топливо, села. «Боинг» снова появился на экранах локаторов, тогда подняли в воздух ещё пару истребителей, но он уже был так далеко, что у них не хватило топлива его догнать. Затем кореец залетел на Сахалин, там были подняты в воздух ещё 2 наших истребителя, но «Боинг» опять сманеврировал и вошёл в зону, недоступную наземным РЛС, и наши станции наведения его снова потеряли, то есть снова оказались неспособными навести на него истребители.

Но поднятый в воздух подполковник Осипович на своём «Су-15» всё же успел засечь наглеца бортовой РЛС и разыскать его. Однако при подлёте, когда Осипович хотел показаться «Боингу» и потребовать от него посадки, тот сделал ещё один манёвр – «Боинг» сбросил скорость с 900 до 400 км/час. «Су-15» с такой скоростью лететь не может, он проскочил корейца и вынужден был делать новые маневры для разворота и сближения с «Боингом», после чего в баках нашего перехватчика осталось мало топлива, а кореец был уже недалеко от границы. В результате, не успевая набрать высоту, Осипович задрал нос «Су» и дал пуск двух ракет вдогонку из нетипичного положения – снизу вверх, с расстояния 5 км. Так что скажем похвальное слово покойному пилоту «Боинга»: он был «тот ещё жук» – умел летать и умел уклоняться от боя с истребителями.

Советская сторона сразу же подтвердила факт уничтожения корейского авиалайнера, и, как предполагалось, он упал в нейтральных водах у острова Монерон. СССР начал поиски обломков спустя неделю, а глубоководные аппараты для съёмки дна и поднятия тел и обломков сумели доставить к месту события только через месяц. Всё это время по этой акватории моря свободно ходили американские и японские суда и корабли.

Действительно, на дне кое-что было обнаружено. Не фюзеляж огромного «Боинга», не его крылья, не сотни кресел и т.д., а немного очень мелких авиационных обломков, сплющенных каким-то взрывом. По этому поводу «демократическая свободная» пресса тут же объявила, что, дескать, лучше, когда самолёт падает на землю, тогда нос его деформируется, это смягчает удар и сам самолёт остаётся более-менее целым, а когда он падает в воду, то вода раздирает его на очень, очень мелкие части. Большего маразма трудно придумать, поэтому дополнительно полагают, что этот самолёт перед тем, как упасть в воду, взорвался.

Во-первых, с чего бы? Во-вторых, он же не динамит вёз. Взорваться мог только керосин в баках, а этот взрыв пламенный. Но среди обломков не было найдено ни единой обгорелой вещи. А то, что было найдено, не то что у экспертов, а уже у водолазов вызвало кучу вопросов. Вот рассказ одного из них:

Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно чёткое впечатление: самолёт был начинён мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолёт, даже маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы – как с помойки… Одежда вся, как со свалки, – из неё вырваны куски... Мы же месяц почти работали!.. Мало было и носильных вещей – курток там, плащей, туфель – очень мало. А то, что находили, – какое-то рваньё! Вот нашли, скажем, россыпь пудрениц. Они остались целыми, открывались. Но что странно, у всех разбитые внутри зеркальца. Пластмассовые корпуса абсолютно целые, а зеркальца все разбитые. Или зонты: все в чехлах, в целых чехлах – даже не надорванных. А сами – измятые, нерабочие… Ножи, вилки покорёженные.

Но главное не это, главное то, что из почти 300 человек, летевших на этом «Боинге», не было найдено ни одного тела. А ведь они должны были быть там пристёгнутыми к креслам, как к якорям, или всплыть, если успели надеть спасательные жилеты. За всё время поисков был сфотографирован клок волос и якобы оторванная кисть руки в рукаве и перчатке. Всё! А где же пассажиры? Ведь то, что они должны были погибнуть, – это точно, но где их тела?

Насколько от этого «места катастрофы» несёт фальшивкой, можно судить по таким вот примерам. Через 2 года в небе над Атлантикой на высоте 10 км взорвался точно такой же «Боинг-747» индийской авиакомпании. В первый день поисков нашли тела 123 пассажиров, на следующий день ещё 8 и через 4 месяца, при глубоководном исследовании – ещё одного, пристёгнутого к креслу.

В 1988 г. взорвался «Челленджер» с 7 астронавтами на борту на высоте около 15 км. Со дна океана подняли 254 000 фрагментов космического корабля, 90% фрагментов кабины и тела всех астронавтов. А тут ни одного пассажира?

Закономерен вопрос, который советская пресса, ведущая «непримиримую идеологическую войну», единодушно не обсуждала – а был ли этот «Боинг» сбит советским истребителем? Ведь подполковник Осипович, выпустив по нему две ракеты и попав одной в фюзеляж, а другой в один из 4 двигателей, сообщил: «Цель уничтожена», – потому что, во-первых, он уже повернул на аэродром на остатках горючего и падения самолёта не видел, во-вторых, он полагал, что произвёл пуск по американскому самолёту-разведчику RC-135, которому двух ракет могло хватить. Но для того, чтобы сбить такой сарай, как «Боинг-747», требуется по расчёту не менее 7 таких ракет, какие были на «Су-15».

Далее, американцы по отметкам на своих радарах вычислили время падения «Боинга» после поражения его ракетами. До высоты 300 м (когда отметка исчезла с радаров) он падал 12 минут. Сравните: если бы он просто шёл на посадку, то это заняло бы у него 15 минут, а вот если бы падал неуправляемый, то 30 секунд. Так он падал или летел? То есть «Боинг» не был сбит, лётчик просто снизился до высоты, при которой в разгерметизированном салоне установилось нормальное давление. Но если он не упал в том месте, в котором нашли какие-то обломки, то куда же он делся?

Специалист по расследованию авиакатастроф француз Мишель Бран, изучивший не только те факты, которые понравились хозяевам «свободной прессы», но и те, о которых они молчат, пришёл к выводам, за которые его считали фантазёром и идиотом. Вот какое интервью М. Брана приведено в книге А. Иллема и А. Шальнева «Тайна корейского «Боинга-747» (печатается с сокращениями):

В этом деле самое важное – конкретные детали, мимо которых может пройти дилетант, но за которые непременно уцепится профессионал. Я в своё время принимал участие в расследовании ряда крупных катастроф в гражданской авиации и помню, когда впервые услышал о пропаже южнокорейского «Боинга», то сказал себе сразу – его найдут в течение двух недель. Ну от силы за месяц – не может ведь самый крупный в мире «пассажир» затеряться на малых глубинах с ровным, как тарелка, дном, когда даже куда более мелкие по размерам самолёты находили в океанских расщелинах на глубине в полтора-два километра. Увы, в своём прогнозе я ошибся, началась какая-то засекреченная чехарда с участием множества «влиятельных сторон» и с выставлением таких обоснований, которые никакой критики не выдерживали. Лгали не только в Советском Союзе – лгали в США, в Японии, в Южной Корее. Зачем? Не знаю, я не политик. Я эксперт, которого интересуют только факты.

… Официальная версия не может объяснить поведение «Боинга» на японских радарах, но если предположить, что Осипович сбил не «пассажира», а какой-то другой самолёт, тогда всё становится на свои места: лайнер продолжал полёт, и в этом случае становится понятной ещё одно очевидное «таинство», связанное с рейсом «КАЛ-007», – выход его пилотов в эфир спустя 50 минут после того, как «Боинг» был «похоронен» советским истребителем. (Это тоже не фантастика, а официальная запись переговоров лётчиков «КАЛ-007», которая фигурирует как официальный «документ» и в Японии, и в США.)

Итак, допустим, что официальная версия верна, и «Боинг» с 269 пассажирами на борту, дважды поражённый ракетами подполковника Осиповича, рухнул вниз. Я сам в прошлом гражданский пилот и могу представить, каково было поведение экипажа: отдано распоряжение пристегнуть ремни, выпущен «дождь» кислородных масок, извлечены спасательные жилеты… Страшной силы удар об воду, самолёт разваливается на части, всё превращается в «крошку». Как сообщил анонимный военный чин в «Известиях», спустя два-три часа после сообщения о том, что самолёт сбит, одно из судов, направленных в предполагаемый квадрат падения, доложило о том, что на воде найдено множество мелких предметов. «Предположительно, – говорил известинский источник, – части разбившегося «Боинга». Но течение в тех местах быстрое. И плавающие предметы постоянно уносило на юг...»

Я хотел бы остановиться на этом пассаже, поскольку разговоры о сильном течении ещё не раз встретятся и в советской версии катастрофы, и в американской, и в японской. Как известно, через 8 дней после трагедии куски обшивки, обломки, остатки багажа в больших количествах выбросило на японское побережье острова Хонсю, их находили на Хоккайдо. Объяснение было дано такое: «вещественные доказательства» с погибшего «Боинга» дрейфовали по течению и таким образом «приплыли» к японским берегам с севера, от того места, где упал поверженный самолёт. Вроде бы всё логично. За исключением одного, весьма существенного обстоятельства, которое не удосужился проверить до сей поры никто – в конце августа и в сентябре в районе острова Монерон и Сахалина нет ни одного течения, которое гнало бы волны с севера на юг. Только с юга на север. И, добавим к этому, согласно метеосводкам, в то время дул устойчивый ветер в сторону материка. Теперь растолкуйте мне, пожалуйста, как могли куски «Боинга» и вещдоки доплыть до Японии против ветра и против течения?

Природа ведь не играет в политические секреты, так что объяснение может быть только одно: обломки пассажирского «Боинга» занесло к японским берегам и Сахалину действительно течением, но не выдуманным – с севера на юг, а настоящим – с юга на север. Стало быть, лайнер сорвался в море значительно южнее Монерона.

До сих пор осталась без ответа загадка другой находки, приплывшей в Вакканай на Хоккайдо вместе с обломками южнокорейского «Боинга» – остатки оперения боевой ракеты с маркировкой отнюдь не советской. По поводу этой находки был составлен даже официальный пресс-релиз, но он никогда не был издан, а само вещественное доказательство хранится за семью печатями в управлении морской безопасности в Вакканае. Не вызывает почему-то вопросов и такой беспримерный факт, как направление в далёкий от Монерона квадрат Японского моря специального самолёта американских ВМС, использующегося обычно в спасательных операциях. Этот полёт, зафиксированный японскими радарами, состоялся в то самое время и в том самом месте, где, по моим расчетам, действительно лежит южнокорейский «Боинг», – у японского острова Кюрокусима, недалеко от острова Садо. Ни до, ни после рокового дня американские военные там не появлялись, зато две недели спустя после катастрофы «Боинга» – 13 сентября 1983 года – почему-то именно здесь нарушили японское воздушное пространство советские самолёты-разведчики, которым были посланы на перехват японские истребители…

Вопросов очень много для того, чтобы поверить в «простое решение» и согласиться с устоявшейся версией. Но самый главный, конечно же, где трупы, где останки 269 несчастных, находившихся на борту южнокорейского «Боинга»? Чем больше проходит времени и чем больше появляется фактов, связанных с катастрофой, тем твёрже я становлюсь в своих догадках: как мне представляется, настоящий «Боинг» и сегодня лежит на морском дне, там, где упал семь с половиной лет назад, – у острова Садо, вместе со всем экипажем и пассажирами. Это место я вычислил, взяв за основу скорость здешних течений и те характеристики, которые были зафиксированы радарами.

О причинах гибели лайнера, признаюсь честно, могу только гадать. Возможно, «Боинг» был действительно обстрелян во время той чехарды, которая творилась в сахалинском небе, и получил повреждения и трещины, которые «разнесли» потом самолёт. Возможно, что «КАЛ-007» был сбит на самом деле, но уже не советскими истребителями, а американской ракетой, той самой, часть оперения которой была найдена в Вакканае. (Как показывает анализ, это была боевая ракета с инфракрасным наведением, которая «сработала», войдя в сопло.) Понимаю, что такое предположение звучит, быть может, нелепо, но, во-первых, капитан Тернер в «Юс форс джорнэл» ещё несколько лет назад написал о том, что гибель «Боинга» – это одна из операций американской разведки, а во-вторых, у меня есть собственное толкование на этот счёт.

Хочу, чтобы меня поняли правильно – я не настаиваю на своих предположениях относительно причин гибели лайнера, роли спецслужб, какой-то, наверное, существующей высокой договоренности между русскими и американцами по поводу этого инцидента. В конце концов, это не столь важно, хотя, наверное, и безумно интересно для поклонников детектива. Просто, будучи профессионалом, я наталкиваюсь на очевидные противоречия той красивой и стройной версии, которой настойчиво верят во всём мире уже почти восемь лет. После первых публикаций, посвящённых моему расследованию, ЦРУ, насколько мне известно, специально выясняло, не являюсь ли я, Мишель Бран, агентом КГБ. Я не являюсь агентом этого почтенного ведомства, я хочу лишь получить ответы на мои наивные вопросы по существу дела.

Версия М. Брана о том, что наши сбили американский самолёт-разведчик у острова Монерон, не выдерживает критики теми же аргументами, которыми он опровергает сбитие «Боинга» – нет трупов, и присутствуют вещи, нехарактерные для пассажирского самолёта. Ведь и у разведчика экипаж около 20 человек, а их тел тоже нет. Кроме этого, наши водолазы нашли очень много нетипичного барахла, к примеру, много старой, вышедшей из моды и порванной одежды, но застёгнутой на молнии и на все пуговицы – как будто со склада. Зачем она на самолёте-разведчике, зачем зонтики, пудреницы?

Но, как видите, М. Бран сообщил факты, на которые упорно не реагировал ЦК КПСС, – то, что «Боинг» связывался с японскими диспетчерами ещё и через 50 минут после «официальной» гибели, и то, что в обломках самолёта найден стабилизатор американской ракеты, что прямо говорит о том, что «Боинг-747» был добит американскими истребителями.

Сам Бран откровенно говорить боится, что он уклоняется от определённости – это беда узких специалистов. Он может поставить себя на место пилота «Боинга», а на место Рейгана – нет. А чтобы разобраться в этом случае, необходимо ставить себя только на место Рейгана, только в этом случае можно получить ответы на все вопросы.

Предположим, Рейган согласовал шпионскую акцию – пролёт «Боинга-747» с ничего не подозревающими пассажирами над советской территорией. В этом случае сценарии развития событий с точки зрения постановщиков могли быть таковы:

  1. Самолёт благополучно выполняет задание, лётчик проводит его сквозь ПВО, а если и встречает перехватчики, то те побоятся атаковать пассажирский самолёт. Этот вариант хорош для экипажа, но плох для Рейгана. Пассажиры поднимут вой, когда узнают, какому риску подвергались. Авиакомпания начнёт допрашивать экипаж и т.д. и т.п. Как ни странно, но шпионскую суть полёта будет трудно скрыть – не отстранишь, скажем, от расследования Национальное агентство по безопасности на транспорте. Раз нет трупов, то всё внимание публики сосредоточится только на самом маршруте полёта.
  2. Наши лётчики сбивают корейца, и он гибнет. Скорее всего, это должно было казаться Рейгану наиболее вероятным. Ведь американские самолёты-разведчики регулярно провоцировали нашу ПВО – демонстрировали намерение нарушить советское воздушное пространство и, дождавшись подъёма в воздух наших истребителей, отворачивали в сторону. Достаточно сказать, что подполковник Осипович, подбивший «Боинг», за 10 лет службы на Сахалине более тысячи раз поднимался в воздух на перехват. Войска были обозлены американской наглостью, а те это наверняка знали. И этот вариант для Рейгана самый лучший. Помимо шпионских, он давал политические дивиденды – легче было уговорить союзников из НАТО на размещение дополнительных ракет в Европе.
  3. Самый отвратительный, самый неприемлемый вариант – если «Боинг» будет подбит, погибнут или получат ранение люди, а он всё же дотянет до аэродрома в Японии или Корее или совершит вынужденную посадку. Вот тут скрыть ничего не удастся: пассажиры не дадут. А ведь среди них был даже конгрессмен США. Их нельзя будет натравить на СССР, они сосредоточатся на том, кто послал их на это минное поле. И это было бы не только политической смертью Рейгана, но в своем развитии, возможно, и НАТО, и роли США в мире. Поскольку всё же цинизм США в деле корейского авиалайнера просто ни с чем несравним.

Очевидно, на месте Рейгана следовало бы подстраховаться от нежелательных вариантов:

  • во-первых, иметь наготове истребители, которые, безусловно, не дадут долететь до аэродрома подбитому «Боингу», а возможно, и неповрежденному.
  • во-вторых, спрятать по возможности место падения, поскольку при спасательных работах может выясниться то, что и так, по чистой случайности, выяснилось, чьей ракетой сбит самолёт. А для этого необходимо сымитировать ложное место аварии, на котором бы работали спасатели, недоумевая – а где же трупы? По крайней мере, такое ложное место отвлекло бы на долгое время силы от поиска настоящего места катастрофы. Для этого был взорван в мелкие клочья какой-то самолёт или его детали, часть обломков вместе с тряпьём и барахлом загрузили либо в грузовой самолёт, либо на судно и сбросили там, где «Боинг» снижался и на поверхности моря плавали опавшие с него при взрыве советских ракет обломки. Этим, кстати, и объясняется, что обломки, найденные на дне, были очень маленькие. «Боинг-747» – самый большой в мире на тот момент самолёт. Его целостные фрагменты ни в какой другой самолёт не влезали, и выбросить их в море с борта самолёта было бы невозможно.

Эта версия, в отличие от версии М. Брана, объясняет в случае с корейским авиалайнером многое. И СССР без проблем мог бы пойти в атаку на Запад, мог бы добиться поиска авиалайнера там, где он упал. Ведь у нас в спецслужбах работали отнюдь не дураки – послали же наши самолёты в разведку к месту действительного падения «Боинга».

Почему же тогда ЦК КПСС не повёл в атаку советских пропагандистов? Ведь по общепризнанному уголовному праву, нет трупа – нет убийства. Трупов не было, зачем же ЦК КПСС возложил вину за убийство на СССР? Почему не возложил хотя бы на тех, кто не оказал подбитому «Боингу» помощь и не принял мер к спасению людей – ведь «Боинг» летел после атаки Осиповича ещё минимум 50 минут? Почему пресса СССР не стала публично обсуждать версию о том, что его добили американцы?

Нераскрытые тайны: зачем корейский Boeing нарушил границы СССР?

В каком году и кто сбил пассажирский Боинг корейский авиакомпании?

Мистификация и реальность: переговоры лётчика, действия Осиповича, расследование авиакатастрофы.

Правдивая история о том, как в 1983 году над Сахалином был сбит корейский Боинг.

В 70-80-е годы прошлого века воздушные рубежи Советского Союза со всех стратегических на­правлений пробовала на прочность боевая и разведывательная авиация НАТО. Особенно напря­женное противостояние происходило в Дальневосточном военном округе. В сентябре 1983 года авиация ПВО ДВО сбила Боинг-707 южнокорейских авиалиний. Разразился грандиозный междуна­родный скандал. Президент США в тот период Рональд Рейган назвал СССР «Империей зла». Об этой боевой операции рассказал нашему внештатному корреспонденту генерал армии, главноко­мандующий Военно-Воздушными силами РФ (1998 - 2002 годы), почетный председатель коорди­национного комитета ПВО стран СНГ Анатолий Корнуков.

Группа журналистов центральных СМИ в конце 90-х годов прошлого века на вертолете прилетела на один из полигонов ВВС в Тверской области. Весьма эффективно российская бомбардировочная и штурмовая авиация вдребезги разносила старую бронетехнику и укрепления «вероятного противника». Один из журналистов помимо других вопросов также спросил главкома ВВС РФ гене­рала армии Анатолия Корнукова о давней трагической истории над Сахалином. Как-то вприщур Анатолий Ми­хайлович посмотрел на нашего коллегу и ответил, что эту трагедию он не хотел бы опять ворошить: «На многие принципиальные вопросы тогда в сентябре 1983 года и впоследствии так и не смогли ответить представители посольств США, Канады, Кореи, Японии, а главное они до сих пор замалчивают правду». И вот спустя 29 лет «Крылья Родины» раскрывают подробности трагедии над Сахалином.

МИР ВЗДРОГНУЛ В НЕГОДОВАНИИ

В ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года над Са­халином был сбит южнокорейский самолет Боинг рей­са 007 Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул. Американские СМИ объявляют о чудовищном убийстве 269 человек, в том числе и граждан США. Среди погибших самый ак­тивный антисоветский конгрессмен Лари Макдональд. Многотысячные демонстрации прокатились от Вашинг­тона до Японии и Южной Кореи с требованиями реши­тельных мер по отношению к СССР. Президент США Ро­нальд Рейган заявил, что Советы добиваются своих ин­тересов путем насилия и угроз, используя ложь для со­крытия столь чудовищного акта. Он объявил СССР «им­перией зла». Потрясенные граждане Южной Кореи кол­лективно жгут флаги Советского Союза. Настал период, когда в мире «холодная война» могла разорваться ядерной катастрофой.

ЗА ПОЛ ГОДА ДО ТРАГЕДИИ НАД САХАЛИНОМ

В конце марта 1983 года две ударные авианосные группы ВМС США, как рассказал генерал армии Анатолий Корну­ков, появились в районе Алеутских островов недалеко от советской Камчатки. Они провели многодневные учения. С двух ударных авианосцев «Игл» и «Энтерпрайз», нахо­дившихся южнее японского острова Хоккайдо, взлетели 4 апреля б самолетов А-7. В районе острова Зеленый Малой Курильской гряды они вошли в воздушное пространство СССР на глубину около 30 километров. Более того, провели условное бомбометание по территории острова, сделав несколько заходов для атаки по наземным целям, и ушли безнаказанно. Из-за очень плохой погоды командир 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС ДВО генерал- майор Анатолий Корнуков не рискнул поднимать советские самолеты на перехват нарушителей. К тому же у истреби­телей, базирующихся на Сахалине, не хватило бы топлива для возвращения на аэродром при воздушном бое в районе Южных Курил. «Конечно, могли попугать американцев, - рассказал главнокомандующий ВВС РФ в 1998-2001 годах генерал армии Анатолий Корнуков, - только в этом случае наши летчики погибли бы и без боя. На истребителях не имелось систем посадки. На ближайшем к тому району аэродроме их тоже не было. А до Сахалина наши самолеты не дотягивали. Поэтому я решил не поднимать истребители в воздух на перехват нарушителей. За этот поступок меня жестоко наказали руководители Минобороны».

Осторожность дальневосточного авиационного гене­рала не понравилась Кремлю. Сверхдержава должна про­являть твердость в защите своих воздушных границ. Тем более, что в тот период уже вступил в действие закон о государственной границе СССР. Статья 36 гласила: «Вой­ска противовоздушной обороны, осуществляя охрану го­сударственной границы СССР в случаях, когда прекраще­ние нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют ору­жие и боевую технику».

После провокации американцев над островом Зеле­ный командование поставило задачу в случаях нового появления американских военных самолетов над Южно- Курильскими островами вступать с ними в воздушный бой. А затем на остатке горючего тянуть до ближайшей земли и катапультироваться. «Американцы занимались прово­кациями, - вспоминал те события генерал армии Анатолий Корнуков, - а для нас сплошная дерготня. Мы выполняли свои задачи буквально на грани открытия реального огня на поражение. Например, когда б-й американский флот вошел в Японское море большой авианосной ударной группой и устроил над морем полеты авиации, то наше командование приняло решение поднять в воздух диви­зию морских ракетоносцев. Моя истребительная дивизия выполняла прикрытие ракетоносцев на одном участке, а 20-я дивизия,базировавшаяся в Приморье,сопровождала эти самолеты. И вот американская и советская воздуш­ные армады сошлась в небольшом и узком воздушном пространстве над Японским морем. В эфире творилось неописуемое: «Прикрой! Атакую!» Бахвалились, конечно. Стрельбы никакой с двух сторон не было. Просто чудо, что не произошли столкновения в воздухе самолетов. Ведь это могло привести к их падению. И вполне мог кто-то не выдержать и открыть огонь на поражение. Такой инцидент непонятно чем мог завершиться. Внервнойи сложной об­становке проходил для нас на Дальнем Востоке 1983 год. Буквально каждый день против нас ВВС США устраивали провокации в воздухе».

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА ПРОТИВ СОВЕТОВ

Пентагон всегда уделял пристальное внимание ради­оэлектронной разведке. Самолеты-разведчики РС-135, спутники-шпионы «Феррет» и другие средства непрерывно прощупывали огромные пространства в поисках советских Войск ПВО страны. Нарушения воздушных границ СССР производились настолько дерзко, что каждый раз могли спровоцировать начало военных действий. Причем на­рушители нередко отвечали огнем на сигналы советских дежурных истребителей. В 1952 году жертвами воздуш­ного беспредела американских пилотов стали пассажиры советского самолета. В советском небе, над территорией СССР американские истребители атаковали пассажирский Ил-14, на котором летели в отпуск семьи наших военнос­лужащих - женщины, дети. Никто не выжил.

Одновременно с действиями самолетов РС-135 в натовских ВВС появляется и новая разведывательная тактика. Иностранный самолет нарушает границу СССР. А после подъема советских истребителей спешно воз­вращается на нейтральную территорию. Такой способ добычи разведданных проводился без специального шпионского оборудования на борту. Задачей тайного агента являлось провоцирование действий советских Войск ПВО, определение их мест базирования, порядка действий, выявление рабочих частот аппаратуры. Такая подсадная утка обозначалась аббревиатурой «даг», что означало тайный агент. Самолет же РС-135 создан на базе гражданского Боинга-707. Внешне очень на него похож.

На экранах радаров отметки от этих самолетов выглядят одинаково. Это сходство давало американской разведке новые возможности. Мол, советские военные не станут сбивать гражданский авиалайнер. Но если это случится, то трагедию можно с успехом использовать против Совет­ского Союза. Стратегия оказалась удачной. Правда, обычно такие инциденты решались мирным путем. К нарушителю приближались советские истребители и либо вели его на посадку, или провожали до границы, когда получали уве­домление о том, что произошла навигационная ошибка. По международным правилам, если у воздушного судна отказывает навигация, то командир обязан подать сигнал бедствия на аварийном канале. К терпящему бедствие самолету приходят на помощь истребители ближайшего государства и показывают путь на аэродром.

В 1978 году лайнер южнокорейских авиалиний Боинг-707 нарушил государственную границу СССР, игно­рировал требования истребителей, на сигналы не отве­чал, и по нему была выпущена ракета. Подбитый огром­ный самолет удалось принудить к посадке на замерзшее озеро в Карелии. Погибли два человека - один раненный осколками скончался от потери крови, а другой от инфар­кта. Навигационная ошибка исключалась. Командир эки­пажа - бывший военный летчик с огромным опытом око­ло 10 лет обслуживал данный маршрут и не мог случай­но заблудиться. Советские специалисты доказали, что от­клонение от маршрута было преднамеренным, и экипаж видел сигналы, но не пожелал подчиняться советским ис­требителям. Это была очередная серьезная проба исполь­зовать пассажирский авиалайнер для проверки надежной охраны воздушных границ СССР. Однако в ночь с 31 авгу­ста на 1 сентября 1983 года провокация разворачивалась по иному сценарию.

ЗАГАДОЧНЫЙ РЕЙС 007

Из Нью-Йоркского аэропорта «Кеннеди» 30 августа 1983 года взлетел самолет рейса КАЛ 007 с 269 пассажирами на борту. Его вел опытнейший пилот, полковник резерва юж­нокорейских ВВС Чан Ден Ин, налетавший более 10 тысяч часов. Впереди 11400 километров полета в Сеул по между­народной трассе Р20. Обычный рейс. Ничто не предвещало трагедии. 31 августа в 2.30 местного времени самолет со- вершаеттехническую остановку в Анкориджском аэропорту для дозаправки. И вот тут без объявления причин вылет задерживается на 40 минут, а в баки воздушного судна загружают дополнительно 4 тонны горючего. За весь год в этом аэропорту произошли всего три случая, когда экипаж поднимал в воздух самолет с полными баками. Примерно в это время на границе Камчатки советские ПВО засекают в приграничной полосе полеты американ­ских самолетов-разведчиков. А вблизи территориальных советских вод курсируют три корабля ВМС США. Через 4 минуты после взлета рейса 007 еще один южнокорейский самолет получает разрешение на взлет. Факт вылета самолета двойника КЭЛ 0015, который действительно долетит до Сеула, впоследствии станет замалчиваться. Засекретят запись радиообмена между рейсами 007 и 0015 американскими спецслужбами.

Около 20.00 московского времени 31 августа 1983 года на экранах радаров ПВО Дальневосточного военного округа появилась отметка от самолета, очень похожая на РС-135. «Нарушитель пересек наше воздушное про­странство в точке, - вспоминал Анатолий Корнуков,- где обычно с полетов возвращались советские стратегиче­ские бомбардировщики. Курс его удивительным образом огибал зону поражения средств советской противовоз­душной обороны. Экипаж нарушителя будто учитывал ме­ста расположения частей ПВО ДВО. Маршрут нарушителя пролегал и над стратегически важным районом - базой советских атомных подводных лодок, вооруженных меж­континентальными ядерными ракетами».

Диктофон записал доклад оператора командного пун­кта ПВО ДВО: «Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздушное пространство. Повторяю. Цель с радиолокационной отметкой РС-135 вторглась в воздуш­ное пространство».

«Оперативный дежурный мне позвонил, - вспоминал генерал армии Анатолий Корнуков, - товарищ командир, на Камчатке нарушение. Нарушителя пытались атаковать дежурные средства ПВО. У них не получилось. Нам вы­дали информацию, что эта цель идет западнее Камчатки в нашем направлении. Истребители приведены в готов­ность. Я приказал, чтобы при приближении к границам нейтральных вод в воздух были подняты истребители для сопровождения или по обстановке для уничтожения нарушителя воздушного пространства СССР».

А ранее перед этим докладом о ЧП на воздушной границе командира авиационной истребительной диви­зии ВВС в тот период генерал-майора Анатолия Корнукова предупредили, что американский разведывательный спутник «Феррет Д» прошел над Якутском и в 3 час 07 минут должен выйти на широту северной части Сахалина. Поэтому, по мнению специалистов, все в этой трагедии было скоординировано как очень мощная и массированная разведывательная операция. В тот период над советским Дальним Востоком действовал целый разведывательный комплекс. Помимо спутников «Феррет Д» вдоль Курильской гряды сканировали пространство еще два РС-135. В зоне на­рушения воздушной границы барражировали мощные раз­ведчики «АВАКС», а в море находились корабли ВМС США, а также работали на излучение в сторону Советского Союза американские наземные пункты слежения. А тем временем южнокорейский «Боинг» якобы случайно продолжал все больше отклоняться от разрешенного маршрута полета дальше на запад вглубь советского Дальнего Востока. По мнению специалистов, в том числе и генерала армии Анатолия Корнукова, южнокорейскому пилоту специально приказали не подчиняться требованиям совершить по­садку, и выполнять любые маневры в воздухе.

ОБНАРУЖИТЬ И ПЕРЕХВАТИТЬ НАРУШИТЕЛЯ

На перехват Бойн га-707 поднялись два советских ис­требителя. Перехватчик ПВО Су-15 непосредственно вы­полнял боевое задание, а истребитель МиГ-23 его при­крывал. Заранее летчикам подали команду: подтвердить цель - иностранный самолет-разведчик и уничтожить его. Пилоту Су-15 Осиповичу удалось засечь и взять на прицел нарушителя. Но в этом заходе он так и не нажал на гашетку. На таком расстоянии, да еще ночью просто невозможно оказалось распознать самолет-нарушитель. Да и сам летчик еще надеялся, что приказ на уничтоже­ние цели отменят.

В тот напряженнейший момент военный летчик Оси­пович доложил на КП: «805. Нарушитель на запрос не от­вечает, набирает высоту и изменяет курс. Преследовать затруднительно. Какие мои действия?».

Ответ с КП: «805. Можешь определить тип самолета?»

Летчик: «Видимость плохая. Самолет определить не могу».

И вот после ряда маневров перед глазами пилота Су- 15 появился огромный лайнер, освещенный огнями и ми­галками. Летчик Осипович повел слева свой Су-15 в об­ход «Боинга». При этом дал сигнал бортовыми огнями и покачиваниями крыльев Су-15. Затем повторил эти дей­ствия с правой стороны.Однако так и не получил ответ­ного сигнала с «Боинга».

«В тот момент я вспомнил, что Осипович вылетел на выполнение задания из третьей готовности, - вспоминал генерал армии Анатолий Корнуков, - а в такой готовности Су-15 находился с подвешенными гондолами, в каждой двуствольная пушка. Четыре ствола. Это мощное оружие. Поэтому отдал распоряжение в авиаполк, чтобы Осипович открыл предупредительный огонь. Летчик выпустил почти все снаряды. Осталось в пушках всего четыре. Почему этого огня пилот «Боинга» не заметил, или не услышал? Это просто невероятно, потому, что четыре ствола пушек, которые очень скорострельные, дают большой выброс пламени газов, как от двигателя самолета на форсаже. Причем в ночных условиях такое пламя видно очень далеко. Не заметить его просто нельзя».

Ситуация чрезвычайная. Необходимо было принимать решение. Нарушитель уже находился над секретными во­енными базами Сахалина, а в наших самолетах заканчи­валось горючее. Командир 40-й истребительной авиаци­онной дивизии генерал-майор Анатолий Корнуков отдал приказ на уничтожение цели.

«Когда эта команда поступила летчику Су-15, - рас­сказал Анатолий Корнуков, - то он доложил, что вышел вперед нарушителя. После этого я взял в руку микрофон передатчика радиостанции и приказал - выполняй пра­вым разворотом разворот на форсаже. Летчик выполнил мою команду и ответил, что в самолете маловат остаток горючего. Я ему сказал - ничего сядешь в Хомутово. Он включил форсаж, чтобы не свалиться в штопор потому, что скорость полета Су-15 в тот момент была небольшая. И на двух полных форсажах энергично выполнил разво­рот, по сути, полный вираж, и вышел в заднюю полусфе­ру самолета-нарушителя на дальность где-то 1,5-1,8 ки­лометров. В самолете сразу вспыхнула готовность ракет к пуску, и летчик залпом пустил две ракеты».

Одна ракета попала в хвостовое оперение «Боинга», вторая снесла половину левого крыла. Поврежденная огромная машина стала резко терять высоту. Советские истребители-перехватчики вышли из зоны атаки и поте­ряли визуальный контакт с «Боингом». Наземным служ­бам сразу не удалось точно зафиксировать место паде­ния самолета-нарушителя.

В 6.24 дальневосточного времени цель-нарушитель воздушных границ СССР исчезла с экранов радаров ПВО. Начался новый виток «холодной войны». Нападение на «беззащитный» гражданский самолет советских истре­бителей вызвало бурю негодования во всем мире и по­зволило обвинить во враждебности советское государ­ство. Войска двух сверхдержав приводятся в боевую го­товность. К месту трагедии устремляются флоты СССР, США, Японии. А в последней объявляют в национальных ВВС сбор по тревоге.

ФИНАЛ ТРАГЕДИИ БОИНГА-ШПИОНА

В западной прессе причина нарушения границ СССР на Дальнем Востоке «Боингом» рейса 007 объяснялась экспертами как результат ошибки при вводе данных в бортовой компьютер. При этом никто не мог сказать, как это самолет, оборудованный по тем временам са­мыми передовыми средствами управления и навигации, управляемый опытнейшим пилотом и контролируемый диспетчерами нескольких стран, отклонился от своего курса почти на 500 километров. Ведь просто немыслимо специалистам не заметить столь значительный уход от установленной трассы полета в течение 2,5 часов. В ре­зультате самолет-нарушитель пролетел над важнейшими советскими военными объектами на Камчатке, Дальнем Востоке и Южной части Сахалина. Было очевидно и то, что «Боинг-707» пытался уйти от истребителей ПВО, изменяя скорость, высоту и направление полета. Однако всего этого в США власти и специалисты почему-то не замечали и развязали против СССР буквально информационную войну, обвиняя в умышленном уничтожении гражданско­го лайнера и его пассажиров вместе с экипажем. Узнать истину могли помочь «черные ящики» сбитого лайнера. В Татарском проливе начинается подводная охота за остатками сбитого «Боинга».

Как рассказал генерал армии Анатолий Корнуков, американских водолазов отправили подальше от места крушения, сбросив в море два радиобуя, которые ими­тировали сигналы «черных ящиков». Они «клюнули на эту утку». Поэтому советские водолазы оказались пер­выми на дне возле обломков «Боинга». Перед погруже­нием наши подводники готовились к жуткому зрелищу. На дне моря должны были находиться 269 жертв траге­дии - мужчины,женщины, дети. А нашли около 30 тел по­гибших. Обломки лайнера оказались очень мелкими. Их разброс по морскому дну явно показывал, что разруше­ние корпуса огромного самолета произошло в результа­те мощного взрыва, которого просто не могло произойти после удара о воду подбитого лайнера. Обычно после та­ких авиакатастроф на дне находятся большие фрагмен­ты фюзеляжа, оборудования, крыльев.

«В отношении пассажиров «Боинга» я абсолютно убежден в том, что их в лайнере не было, - рассказал ге­нерал армии Анатолий Корнуков, - исчезнуть моменталь­но останки такого количества погибших, растворившись в морской воде, не могли. Большие сахалинские крабы тоже не причем. Да и подводные течения не могли бы­стро разбросать останки такого большого количества по­гибших на огромные расстояния».

Багаж сбитого самолета оказался более чем странным. На морском дне водолазы обнаружили очки, пудреницы, женские сумки без содержимого, непонятно зачем проч­но прикрепленную к тросу одежду, упакованные в одну пачку паспорта исчезнувших пассажиров. Все найденные личные вещи уместились в шесть небольших по размеру ящиков. А где же чемоданы пассажиров, багаж, который они везли из США, американские подарки корейским родственникам, сувениры? Советский Союз передал най­денные на дне моря вещи в Южную Корею. Но опознали ли родственники вещи своих близких? А может весь так называемый багаж «Боинга» был имитацией?

Возникают вопросы и в отношении задержки рейса 007 перед вылетом. Не по этой ли причине оба наруше­ния госграницы СССР на Камчатке и Сахалине совпали по времени с траекторией спутника-шпиона «Феррет Д», что позволило американским спецслужбам отслеживать работу средств ПВО на Дальнем Востоке? На этот вопрос откровенно ответил еще 20 июля 1984 года аналитик аме­риканской разведки Эрни Волбман. В эфире независимо­го английского телеканала он рассказал: «В результате этого инцидента разведке США подвалила такая удача, как никогда. Ей удалось добиться включения на рабочие частоты почти всех советских объектов связи, радиолока­ции, которые действовали около четырех часов в районе площадью около семи тысяч квадратных километров».

Вот такой результат для США трагической истории с Боингом-707 над Сахалином. В той сложнейшей ситуации генерал-майор Анатолий Корнуков проявил себя как опытный, смелый, волевой командир. Тогда политикам удалось разрешить мирным путем острейший междуна­родный конфликт. Действия командира 40-й истреби­тельной авиадивизии тщательно проверила московская комиссия. «Изъяли все документы объективного кон­троля, - вспоминал те события Анатолий Михайлович,

  • лично со мной работали представители Минобороны СССР, главного штаба ВВС, главной военной прокуратуры,
  • они установили, что мы действовали правильно в со­ответствии с законами нашего государства и приказами командования».

Однако и после расследования в сентябре 1983 года история с Боингом - нарушителем для командира авиа­дивизии ВВС Анатолия Корнукова не завершилась. На Сахалине проживала большая корейская диаспора, около 35 тысяч человек. Против летчика и его семьи вполне могли произойти провокации. Генералу стали звонить и угрожать. Военная контрразведка провела расследования и через не­которое время злоумышленников задержали. По просьбе Анатолия Михайловича военного летчика Осиповича из-за вероятной угрозы жизни ему и семье перевели служить в авиагарнизон в Майкоп.

Генерал армии также рассказал, что его лично вместе с од­ним из генералов-дальневосточников,тоже непосредственно участвующим в этом инциденте, вызвали неожиданно и сроч­но в Москву. С Сахалина его вместе с сослуживцем привезли во Владивосток, а оттуда прямо в Москву на Ил-62. Они ожи­дали самого худшего. В полет взяли с собой по бутылке водки. Налетном поле военного аэропорта Чкаловский их встретил, как сказал Анатолий Михайлович, «красный» полковник. В фуражке с красный околышем, что показывало его при­надлежность к мотострелковым войскам Сухопутных войск. Полковник оказался помощником начальника Генерального штаба ВС СССР. Он их отвез в гостиницу и предложил два часа отдохнуть после долгого перелета. Ровно через два часа они уже находились в кабинете начальника Генштаба генерала армии Николая Огаркова. По словам Анатолий Корнукова, военачальник встретил их довольно приветливо, пожал руки и объявил благодарность за выполнение боевой задачи по охране воздушных дальневосточных границ.

После этой аудиенции их привезли на аэродром Чка­ловский и отправили на Ил-62 в Хабаровск. Прямо с аэро­дрома генералы прибыли в кабинет командующего ДВО и доложили о том, что с ними произошло в Москве.

После той трагедии, по словам генерала армии Анато­лия Корнукова, в его дивизии, которой он в тот период ко­мандовал, комиссия из Москвы изъяла все документы объ­ективного контроля по трагедии с южнокорейским Боин­гом на командных пунктах дивизии, авиаполка - кальки с планшетов воздушной обстановки, магнитофонные запи­си переговоров с пилотами истребителей-перехватчиков, фотографии планшетов, экранов индикаторов радаров. Члены комиссии тщательно анализировали все команды и действия командира дивизии.

Еще Анатолий Михайлович вспомнил в беседе, что ког­да «Боинг» подбили, то на экране радара было видно, что он, кружась, падает в море. Сделал несколько кругов и исчез с экрана выносного индикатора кругового обзора.

Прошло восемь лет. Следующее расследование траге­дии с южнокорейским «Боингом» произошло в 1991 году во времена начала президентства Ельцина после распада СССР. Лично Президент РФ дал команду разобраться в этой трагедии. В тот период Анатолий Корнуков уже был генерал- полковником и командовал Московским округом ПВО. Следователи его допрашивали по всем эпизодам трагедии восьмилетней давности. И опять волнения и переживания не только за свою личную судьбу, а за до конца выпол­ненный воинский долг перед Родиной. Ведь генерал тоже выполнял приказы вышестоящего командования, законы СССР защищать воздушные границы государства от посяга­тельств. А тут вновь допросы и возможное показательное судилище в угоду заинтересованным силам в мире. Как же тогда защищать демократическую новую Россию от угроз извне? Ведь в той сложнейшей ситуации он как командир авиадивизии до конца выполнил свой воинский долг и не побоялся предстоящей ответственности и возможныхугроз. Видно очень кому-то хотелось обвинить именно российско­го генерала Анатолия Корнукова в трагической истории с Боингом-707 южнокорейских авиалиний.

Специально для нашего журнала о генерале армии Анатолии Корнукове рассказал начальник Вооруже­ния ВС РФ с 1994 по 2001 годы генерал-полковник Анатолий Ситнов: « Только такой решительный и волевой командир истребительной авиадивизии, как генерал-майор Анатолий Корнуков, мог в 1983 году отдать приказ сбить самолет-нарушитель в тот период, когда высокопоставленные военачальники в Москве в Минобороны и Генштабе, в штабе Дальневосточного военного округа в Хабаровске не могли решиться на уни­чтожение воздушного шпиона, столь нагло нарушившего границы Советского Союза.

В лихие 90-е годы прошлого столетия волевой, сме­лый, всесторонне подготовленный командующий Мо­сковским округом ПВО генерал-полковник Анатолий Корнуков буквально спас от расформирования мощ­нейший стратегический округ, который ныне составил основу российской Воздушно-космической обороны. Благодаря Анатолию Михайловичу ныне Россия имеет перспективный комплекс ВКО С-400, зенитно-ракетных систему «Панцирь С1», истребитель пятого поколения, сохранены многие предприятия ОПК.

Немало сил приложил главком ВВС генерал ар­мии Анатолий Корнуков для того, чтобы у российской Военно-транспортной авиации появился новый пер­спективный самолет Ан-70, который в настоящее время проходит испытания.

Такие военачальники, как генерал армии Корнуков Анатолий Михайлович, который блестяще командовал авиацией во второй чеченкой войне, несомненно, зо­лотой фонд нашей российской армии и ВВС. В войсках и оборонной промышленности Анатолия Михайловича уважают и почитают».

Александр Бабакин, военный журналист, полковник запаса

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином при пролёте над территорией СССР был сбит южнокорейский «Боинг-747». На борту находилось 269 пассажиров. Этот инцидент по праву считается одним из самых загадочных в истории гражданской авиации.

Говорят, что создатели сериала Lost («Остаться в живых») вдохновлялись именно загадочными обстоятельствами гибели корейского «Боинга». И это неудивительно: интригующих событий и фактов, связанных с этой катастрофой хватило бы не на один сериал.

Советские военные не сомневались, что самолет совершал разведывательную миссию. Он шел без опознавательных сигналов, отклонившись на 500 км от маршрута. В результате советское военное командование прервало рейс KAL-007 аккурат над сахалинским поселком Правда с помощью истребителя Су-15. Однако является ли это правдой, мы до сих пор не знаем.

«Ты шутишь?»

Хорошей бы прелюдией для сериала, вроде Lost, стал бы следующий эпизод. Примерно за два часа до того, как борт, выполняющий рейс KAL-007, занесло в советское воздушное пространство, диспетчеры гражданской службы американского наземного контроля обменялись такими фразами: «Эй, парни, там кто-то приближается к зоне противовоздушной обороны русских». – «Не может быть, ты шутишь?» - «Надо предупредить его».

Это было четко задокументировано записью диспетчеров. Вопрос состоит в том, почему экипаж южнокорейского лайнера так и не предупредили?

Объявленный хэппи-энд

Самолет Корейских авилиний, совершавший рейс 007 по маршруту Нью-Йорка – Анкоридж - Сеул, должен был прибыть в корейский аэропорт в районе 6 часов утра. Но он опаздывал. В 7.20 к обеспокоенным встречающим вышли представители Корейских авиалиний с успокоительным сообщением, что с рейсом возникли кое-какие непредвиденные обстоятельства, однако у лайнера топлива еще на 3 часа, поэтому беспокоится не о чем. Больше официальные лица никаких подробностей не сообщили. Если бы встречавшие жили бы в США и смотрели семичасовые новости канала ABC, то они узнали бы немного больше: например, что корейский "Боинг", следовавший рейсом 007, исчез с радаров. Правда, вряд ли бы кто-то вам объяснил, почему американские телевизионщики были так озабочены опаздывающим корейским лайнером.

Ровно в 10.00, когда топливо у Боинга уже должно быть на исходе, все корейские новости озвучили слова министра иностранных дел Южной Кореи: с самолетом все в порядке, он совершил вынужденную посадку на Сахалине, экипаж и пассажиры находятся в полной безопасности. А уже через час перед встречающими лично выступил вице-президент Корейских авиалиний Чо, который как раз отправлялся возвращать пассажиров рейса 007 домой: «Менее чем за 24 часа эти проблемы будут решены, и я обещаю доставить их к вам». Одновременно в новостях были озвучены некоторые подробности инцидента: якобы рейс был насильно посажен советскими ВВС на Сахалине. Конечно, это не могло не раздражать корейцев, но все же тревога исчезла: многие встречающие отправились со спокойной душой домой. Но душа оставалась спокойной не долго...
Через час советский МИД проинформировал японское посольство в Москве (с Южной Кореей у СССР не было дипотношений), что рейс 007 не приземлился на Сахалине, и официальные лица СССР не имеют никаких сведений о местонахождении самолета.

Выход в эфир после гибели

Спустя пару дней Советский Союз официально признал, что его силы ПВО сбили самолет, нарушивший советское воздушное пространство, не реагировавший на предупреждения. Было установлено даже точное время – 22.26 по местному времени. Однако есть задокументированные записи пилотов рейса KAL-007, появившиеся в эфире спустя 50 минут после уничтожения советским истребителем. Причем сигналов о помощи они никаких не подавали. Это родило версию, что советский летчик сбил какой-то другой самолет, вероятно, американский самолет-разведчик RC-135, который внешне очень напоминает Боинг-747. Интересно, что Геннадий Осипович, пилот Су-15, сбившего лайнер, был уверен, что его мишенью являлся негражданский борт. В частности, Осипович выражает сомнение, что такой крупный самолёт как «Боинг-747» мог быть сбит всего двумя ракетами Р-60, которые он в него выпустил.

А где же пассажиры?

На борту находилось 269 человек - пассажиров и членов экипажа. Однако поисковой экспедицией не было найдено ни одного тела: только незначительные фрагменты. Любопытно, что пропавшие тела погибших возбудили воображение некоторых американских журналистов: в западной прессе появилась версия, что советские военные сожгли тела в крематории, чтобы замести следы.

Но обратимся все-таки к прямым свидетельствам. Один из советских водолазов, принимавших участие в поисках, вспоминал: «Я не пропускал ни одного спуска. У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей не было там. Почему? Ну, вот если разбивается самолет, даже - маленький. Как правило, должны оставаться чемоданы, сумочки, хотя бы - ручки от чемоданов... А там было такое, что, я считаю, не должны везти в самолете нормальные люди. Ну, скажем, рулон амальгамы - как с помойки... Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски... Мы же месяц почти работали! ...Мало было и носильных вещей - курток там, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье!»

Все это давало основание говорить о том, что обнаруженный спустя несколько недель после катастрофы лайнер является фальсификацией.

«Вещдоки», приплывшие на японские острова

Спустя неделю после исчезновения лайнера небольшие фрагменты боинга, куски обшивки, остатки багажа выбросило на побережье островов Хонсю и Хоккайдо. Специалисты выдвинули версию, что «вещдоки» принесло течением в Японию из района советского Сахалина, где был сбит лайнер. Правда, было одно «но». Дело в том, что в сентябре 1983 года в районе Сахалина не было ни одного течения, которое гнало бы волны с юга на север. Подробные метеосводки утверждали, что сильный ветер дул совершенно в противоположную сторону. Иными словами, обломки самолета могли попасть в Японию только с юга, но никак не с севера.

"Преступление против человечества"

Президент США Рональд Рейган, узнав о гибели южнокорейского лайнера, назвал инцидент «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Причем у Вашингтона был свой счет к действиям советской ПВО, поскольку в катастрофе погиб американский конгрессмен Ларри Макдональд - темпераментный антикоммунист и очень перспективных политик. Однако по неизвестным причинам обида была забыта американской стороной очень быстро. Джордж Шульц, госсекретарь США, в начале с большим энтузиазмом взялся за дело: группа лучших следователей управления безопасности на транспорте была командирована на Аляску вести расследование трагедии. Однако спустя всего несколько дней следователи вернулась в Вашингтон, так и не начав расследования.

За две недели до катастрофы

Потеря интереса к судьбе рейса KAL-007 у американцев совпала с известием, что южнокорейский пассажирский самолет с бортовым номером НЛ-7442 находился на вашингтонской авиабазе Эндрюс в течение трех дней - с 11 по 14 августа 1983 года. Именно на этой авиабазе, кстати, до сих пор базируется американский президентский лайнер – «борт номер один США». Интересно, что технологическое обслуживание южнокорейского самолета на Эндрюсе проводилось в ангаре фирмы, которая занималась поставками специального электронного оборудования. Остается только добавить, что именно борт с номером HK-7442 совершит 1 сентября 1983 года злополучный рейс c неблагозвучным и одновременно символическим названием -KAL-007…