ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Башня Сююмбике (Казань): история создания. Легенда о прекрасной Сююмбике Башня сююмбике история создания

Падающая башня Сююмбике – архитектурный символ Казани, известный не только всему Татарстану, но и за пределами республики. Впервые башня Сююмбике получила имя легендарной татарской царицы в XIX веке. Так романтично назвал это сооружение один из местных патриотов в краеведческой статье популярного казанского журнала. С того времени о башне стали слагать легенды, многие из которых дошли и до наших дней.
В наше время изображения башни печатают на сувенирах, открытках, значках. После реставрации башню украсили подсветкой, благодаря которой она видна издалека даже ночью.

Местонахождение и особенности сооружения

Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них.
Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок.


В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра.
Особенность башни еще и в том, что она находится внутри кремля как отдельное сооружение. В нижнем ярусе башни предусмотрен сквозной проезд с распашными воротами.
Навершие башни несколько раз меняло свое украшение. Сначала оно венчалось яблоком, затем поочередно – гербом царской России и полумесяцем.

Легенды

Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани.
Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.


Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.

К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.


Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности.
Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.

Легенда о позолоченном шаре

Есть интересная история о позолоченном шаре, который венчает башню. По преданиям, казанские ханы хранили в шаре свои летописи, и сделан он был из чистого золота. Но при тщательном обследовании шара в 1830 году никаких летописей в нем найдено не было, да и выполнен он был из латуни. При этом очевидцы утверждали, что шар был ржавым и дырявым, и документы, возможно, были похищены.

Архитектурные характеристики

Башня Сююмбике в Казани имеет семь ярусов, для ее строительства был использован красный кирпич. Три нижних четырехгранника уменьшаются по высоте и ширине, на них установлено два восьмерика. Завершает башню граненый шатер в виде усеченной пирамиды, а находящуюся над ним дозорную караульню украшает шпиль с позолоченным полумесяцем на яблоке.

  • Нижний ярус украшен двумя пилонами, соединенными между собой цилиндрическим сводом.
  • Фасады башни оформлены разнообразной декоративной отделкой: ширинки, пояса с простым напуском или поребриком.
  • Грани выделены тонкими валиками или лопатками.
  • Дверные и оконные проемы заканчиваются трехцентровыми арками.


Фундамент башни устроен на дубовых сваях. Внутри находится винтовая лестница, по которой можно попасть в дозорную вышку. Общая высота строения – пятьдесят восемь метров.

Башня Сююмбике выполнена в строгом архитектурном стиле, напоминающем московское барокко, но с элементами казанско-татарского искусства – минаретоподобным завершением, сталактитовыми капителями, трехчетвертными колоннами.

), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII-XVIII веками, некоторые - относят строительство башни ко второй половине XVI века , другие - и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года).

    Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца , где хранились все документы по управлению Казанью в XVI-XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани .

    Предположения о существовании башни в ханский период

    К версии возникновения башни в ханский период склонялся краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин .

    Исследователь начала XX века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь .

    Согласно этой версии постройка башни связана с казанским ханом Мухаммед-Амином . В 1487 году, после длительной гражданской междоусобицы, на казанский трон с решающей военной и политической помощью Великого Князя Московского Ивана Третьего воссел юный хан Мухаммед Амин. Он воспитывался в городе Касимове , а затем в Москве, и Иван Третий относился к нему как к приемному сыну. Царствование хана Мухаммед Амина положило конец периоду кровавых столкновений и продолжалось с некоторыми перерывами в течение 21 года, а сам хан прославился в истории как просвещенный государь, поэт и покровитель искусств. После его воцарения Москва перестала считаться данницей Казани и с с этого момента согласно взаимному договору московский государь принял титул "Великого Князя Булгарского". B годы, когда опальный Мухаммед Амин жил в Москве, он был свидетелем возведения Боровицкой башни Московского Кремля, строительством которого руководил великий итальянский зодчий из Болоньи Аристотель Фиораванти . Честолюбивый хан, видя, как запечатлевается слава Москвы в камне, и по своем воцарении в Казани вполне мог попросить Ивана Третьего прислать в Казань итальянского архитектора для увековечения великого мирного союза между Москвой и Казанью.

    Исследования показывают, что строителем башни Сююмбике, архитектурные черты которой находят свои соответствия в абрисе Кальварии Сан Стефано и башни Пьяцца Маджиоре в Болонье, мог быть либо сам престарелый Аристотель Фиораванти, либо один из его учеников. В пользу этой гипотезы говорят и размеры кирпича, из которого построена башня, полностью соответствующие тому стандарту, который ввел по приезде в Москву Аристотель Фиораванти. Русский стандарт, государственно принятый при Борисе Годунове в конце XVI века, существенно отличается по размерам, и одно это показывает, что башня не могла быть построена в XVII веке русскими зодчими.

    При этом химический состав кирпича во многом совпадает со структурным составом кирпичей булгарских построек. Таким образом, башня Сююмбике могла быть построена по проекту итальянского архитектора местными татарскими мастерами в 1490-1520 годах и сохранилась после захвата Казани Иваном Грозным потому, что для Ивана Грозного она действительно служила не только очень удобной дозорной башней, но и символом того, что московские войска Ивана Третьего уже бывали в Казани в XV веке.

    Версии о возведении башни в русский период

    Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941-1944, 1947-1948, 1953-1954 и 1976-1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани - первый (верхний, датируемый XX-XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII - второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI - вторая половина XV веков).
    Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения - не ранее второй половины XVII - начала XVIII веков.

    При этом, в академическом издании «Истории Казани» А. Х. Халиков и С. Х. Алишев утверждают, что башня Сююмбике была построена в середине XVII века на месте существовавшей там ханской башни:

    Остатки «великой башни, - замечает Курбский, - еже пред враты стояла на горе», археологически зафиксированы в раскопках 1977 года, они уходят под современную башню Сююмбике, традиционно поставленную как дозорная, на том же месте, но уже в середине XVII века.

    Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса , посетившего город в 1638 году , башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария» 1692 года.

    Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления - колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря , а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

    Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни - вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл .

    В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717-1718 годах, то есть уже в петровское время . Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694-1718 годами .

    Навершие

    Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища ; следующие два - восьмиугольные (восьмерики); ещё два - гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний - зелёный шпиль , увенчанный золочёным «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года - двуглавый орёл).

    Название

    Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:

    «…над воротами шедшая шпицом башня.»

    В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799-1804 годах (?) - «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…» , 1804 год - «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…» , 1804 год - «…башня с фронтиспицом…» , в 1812-1816 годах - «башня Азиатской Архитектуры» , 1815 год - «старинная башня» , 1815 год - «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…» , 1818 год - «коменданская башня» , около 1825 года - «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…» , 1829 год - «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки» .

    Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей », в главе X очерка «Казань» . Постепенно оно становится общеупотребительным.

    Легенды

    Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

    По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея , умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж.

    Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

    Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

    Символическое значение

    Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом

    Фото: Башня Сююмбике Казанского кремля

    Фото и описание

    Башня Сююмбике находится в центральной части Казанского кремля. Названа башня в честь татарской царицы Сююмбике, которая была женой двух последних ханов.

    Есть несколько версий даты постройки башни: одни ученые считают, что башня построена в 17-18 веках, другие относят ее строительство ко второй половине 16 века. Еще некоторые ученые утверждают, что она была построена до 1552 года. Строгие черты архитектурного облика башни, дают возможность предположить более поздний период строительства – до 1730-х годов. Башня впервые появляется на плане города Казани в 1717-1718 годах.

    Башня Сююмбике - пятиярусная башня. Ее общая высота около 58-ми метров. Снизу расположены три четырехгранника, которые уменьшаются по высоте и по ширине. На их уступах расположены два восьмерика, которые продолжают восьмигранный шатер в форме пирамиды из кирпича. Еще выше находятся дозорная и караульная части. Венчает сооружение шпиль с золотым полумесяцем на яблоке. На трех нижних этажах есть обходные галереи, которые обнесены декоративно-украшенными парапетами. Орнамент на каждом парапете разный. Нижний ярус башни образуют два пилона, которые соединяются цилиндрическим сводом и образуют проезд.

    Сторожевая башня Сююмбике считается "падающей" башней. Ее отклонение от вертикали составляет 1,98 м. В 1914-16 гг. в связи с отклонением от вертикали башню Сююмбике реставрировали. Нижний ярус охватил железный пояс, который немного испортил архитектурный облик.

    В 1918 году по инициативе Центрального мусульманского комиссариата, совнаркомом был подписан декрет о возвращении мусульманам памятников национальной истории. Одним из таких памятников стала башня Сююмбике.

    В 1985-1991 годах была произведена консервация башни по проекту института «Татгражданпроект». Фундамент укрепили буроинъекционными сваями. Новой, оригинальной методикой выполнили укрепляющую реставрацию кирпичных фасадов. В 1998 году фундамент укрепили еще раз. Это остановило наклон башни. В 2004 году в проездной арке появились кованые двустворчатые ворота с изображениями солнц, полумесяцев и знаков зодиака. Ворота запираются замком секирного типа, украшенным висячими стукалами, выполненными в форме львиных голов.

    Легко узнаваемый архитектурный облик башни Сююмбике является символом и эмблемой города.

    500 лет назад в Ногайской Орде родилась девочка, которой предстояло стать царицей Казанского ханства. Точная дата ее рождения неизвестна, как и дата смерти. Ее судьба тесно связана с падением Казанского ханства, взятого войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года. Одна из самых популярных легенд гласит, что во владычицу был страстно влюблен сам Иван IV. Что в истории Сююмбике правда, а что - вымысел, рассказывает «АиФ-Казань».

    Легенда о башне

    Башня Сююмбике. Фото: АиФ/ Юлия Шигарева

    Каждому, кто приезжает в Казань, показывают башню Сююмбике, которую с недавних пор венчает мусульманский полумесяц. И рассказывают красивую легенду о том, что влюбившийся в казанскую правительницу царь Иван Грозный взял город, а после задумал насильно взять ее в жены, но та поставила ему условие: мол, построй за семь дней высокую башню. «Легко!» - якобы ответил царь, и через неделю башня была готова, а казанская правительница под предлогом осмотреть строение забралась на самый верх и, дабы не доставаться нелюбимому, прыгнула вниз…

    Сказка, конечно, красивая, но в реальности Сююмбике была вывезена на территорию Московского государства в качестве почетной заложницы за год до взятия Казани, на тот момент государю Ивану Васильевичу было чуть больше 20, в то время как регентше казанского престола - 35. По тем временам это была серьезная разница в возрасте, посему никаких пылких чувств у вчерашнего юноши к столь зрелой женщине возникнуть, скорее всего, не могло. Да и сама башня была построена предположительно конце XVI - начале XVII века, то есть спустя сто лет после покорения Казанского ханства, и на знаменитом рисунке Адама Олеария, посетившего Казань в 1638 году, она отсутствует. Историки до сих пор спорят, когда она была возведена и чем изначально служило это сооружение: ханской мечетью, минаретом или дозорной башней. Кстати, это - одна из немногих в мире «падающих» башен - отклонение от оси составляет 1,98 м.

    Ее звали Сююмбике

    Так представляет себе Сююмбике художник Ильдар Зарипов. Фото: ГМИИ РТ

    На самом деле ханшу звали Сююн. «Бике» в переводе означает госпожа. Эту почетную добавку к имени к себе регентша заслужила благодаря тому, что никогда не забывала о простом народе, в частности о крестьянах, всегда пыталась вникнуть в их проблемы и существенно снизила, выражаясь современным языком, их «налоговое бремя». Вплоть до ХХ века ее называли по-разному: Сююмбика, Сумбеки, Сююнбека. Утвердившееся в ХХ веке написание - Сююмбике.

    «Хороша лицом и умна»

    Знаменитый «Казанский летописец» (историческая повесть, созданная, по разным данным, в 1564—1566 или между 1626 и 1640 годами и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году - прим.ред.) внешность регентши казанского престола описывает следующим образом: «…была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских — дочерей и жен боярских и княжеских». Однако можно предположить, что красота Сююмбике имела несколько экзотический характер - даже для казанцев. Достаточно посмотреть архивные или современные фотографии ногайцев - потомков обитателей некогда грозной кочевой Ногайской Орды, праправнучкой основателя которой Едигея и дочкой могущественного бека Юсуфа и была Сююмбике. Не сохранилось точного описания роста и комплекции казанской царицы, но предположительно она была стройна и имела царственную осанку. А вот у ее кожи, как и у всех ногайцев, наверняка был более смуглый, чем у волжан, оттенок, а разрез глаз был более восточным, чем у уроженцев казанского края.

    Трижды замужем

    Сююмбике трижды была замужем и все три раза мужа ей выбирали. В первый раз она была выдана замуж за казанского хана Джана-Али в 12 лет. Это был династический брак, заключенный ради политического противовеса между Ногайской Ордой, Казанским и Крымским ханствами. Через два года Джана-Али убили, а девушку выдали замуж за хана Сафа-Гирея, который, как повествуют летописи, был ей любимым мужем. При этом она была ему пятой женой. Именно после смерти Сафа-Гирея Сююмбике и взошла на ханский престол, став регентшей при несовершеннолетнем сыне. Третий раз ее выдали замуж насильно уже после падения ханства - за каимовского хана Шаха-Али, (брата Джана-Али), чему, кстати, был не рад и сам супруг.

    Безропотная жертва

    Легенды зачастую представляют Сююмбике как «даму печального образа», стоически переносящую все удары и превратности судьбы. На самом деле, по дошедшим до нас данным, будущая правительница с детских лет обладала сильным характером и была своенравна. В частности, известен следующий случай: когда регентша получила известие о том, что в самом центре ее государства русские построили город-крепость Свияжск, то, по словам «Казанского летописца», «словно свирепая львица» начала призывать своих подданных на войну, пообещав заручиться помощью у своих родственников в Ногайской Орде, а также у Крымского и Астраханского ханств. Однако тогда подданные ее не послушали, решив, что на вооруженное сопротивление Москве у них просто не хватит сил, и впоследствии выдали Русскому государству правительницу. В плен попал и ее фаворит - крымский оглан Кощак. Некоторые источники заявляют о том, что он, некогда соратник ее второго мужа - хана Сафа-Гирея - состоял в романтических отношениях с правительницей, другие, что был ее единственным союзником.

    Картина «Прощание с Сююмбике» (2001) Ф. Халикова. Фото: Государственный музей ИЗО РТ

    Сохранилось предание: когда Сююмбике для заключения мира с Москвой решили выдать за русского ставленника, хана Шаха-Али, та отправила ему в подарок кушанье и рубашку. Однако, заподозрив подвох, хитрый хан прежде накормил этой едой свою собаку, а рубаху повелел надеть впавшему в немилость слуге, после чего и животное, и человек скончались.

    Прежние же мужья Сююмбике, к слову, скончались при довольно странных обстоятельствах: первый нелюбимый муж Джан-Али был убит после низложения, причем, деталей гибели история не сохранила, а любимый - Сафа-Гирей - в расцвете лет: он якобы поскользнулся и ударился головой, когда мылся в бане.

    Портрет с сыном

    Всем интересующимся судьбой Сююмбике известен ее старинный портрет, на котором она якобы изображена вместе с сыном - Утямыш-Гиреем. Иногда к названию работы приписывают: «в русской тюрьме», хотя, как известно, ни в какой тюрьме не саму плененную регентшу, ни ее отпрыска никогда не держали.

    Эту живописную композицию мы знаем благодаря кисти художника Дементьева, который вроде бы переписал работу с более раннего, чуть ли не прижизненного оригинала. Однако некоторые историки серьезно сомневаются, что на портрете рядом с казанской правительницей изображен именно ее сын. И для этого есть серьезные основания - на ребенке женская одежда, женские же украшения. Существуют предположения, что на полотне изображена дочка первого мужа Сююмбике - хана Джана-Али, которую та воспитывала после гибели отца.

    Известно, что с этим ханом у легендарной правительницы любви не было, равно как и детей.

    Единственная женщина на ханском престоле

    Довольно часто в заслугу Сююмбике ставят то, что она была единственной женщиной средневекового мусульманского мира, в руках которой была сосредоточена высшая государственная власть. Что серьезно отличает Казанское ханство и в целом казанских татар от других восточных народов, где подобное было просто невозможно. На самом же деле, об относительно либеральных нравах Казани в гендерных вопросах может свидетельствовать то, что Сююмбике была как раз не единственной женщиной, занимавшей ханский престол. И если наша героиня находилась у власти в качестве регентши около трех лет (с 1549 по 1551 годы), то практически столько же правила регентша ее первого мужа Джана-Али (тот вступил на казанский престол подростком) - ханбике Ковгоршад, дочь хана Ибрагима и не менее известной ханши Нур-Солтан.

    Замучена тираном-мужем

    Портрет Сююмбике работы скульптора Баки Урманче. Фото: ГМИИ ИЗО РТ

    Рассказывая о печальной судьбе казанской правительницы, нередко говорят и о том, что замужем за нелюбимым Шахом-Али ей было крайне нелегко, и что третий супруг чуть ли не вверг ее в ад домашнего насилия. Интересно, что аналогичные слухи распускались и при жизни Сююмбике, когда ее отцу, ногайскому беку Юсуфу, сообщили о том, что новый муж отрезал его дочери нос и уши. Возмущенный бек написал соответствующего содержания письмо Ивану Грозному, а тот - Шах-Али. В итоге из Ногайской орды в русские земли прибыла целая делегация, чтобы узнать о состоянии Сююмбике, и послы лично убедились, что женщина жива и здорова.

    Конечно, лишенная власти и поселенная в глуши, казанская царица просила отца забрать ее к себе, об этом просили Ивана Грозного и ее братья, но царь был непреклонен. В письме одному из братьев он так обосновывал свое решение: «И тебе самому ведомо, дочь его Сююнбек сколько нам в Казани грубости учинила, и как нам ее Бог в руки дал, и мы лихое позабыли отца для вашего дружбы, и вас для».

    При этом союзник Москвы касимовский хан Шах-Али, как уже говорилось выше, был и сам не рад браку с низложенной регентшей, согласившись на него исключительно под давлением Москвы. Русское же государство пошло на подобные меры для того, чтобы держать под контролем властные амбиции казанской царицы, тем более что в Первопрестольной уже порядком устали от того, что политика в Казани на протяжении десятилетий строилась по следующему алгоритму: заключался мир с Москвой, в результате переворота к власти приходила прокрымская партия, устраивалось избиение русских купцов и послов, а далее - поход на русские земли за добычей и невольниками.

    Как только Сююмбике привезли к новоиспеченному мужу, тот сразу же велел отослать ее подальше. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шекина, последние годы казанской владычицы прошли в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где ханша жила под опекой своего «личного телохранителя» Чурай-Батыра. Впоследствии на этом месте появилась деревушка Чураевка, ныне не существующая. Характерно, что в мавзолее Шаха-Али места для праха жены не нашлось. Но ученые обнаружили в нём неизвестный надгробный камень, так что историки не исключают, что Сююмбике всё же похоронена там.

    Конечно, последние годы Сююмбике нельзя назвать счастливыми. Царственная особа жила в откровенной глуши, вдали как от своей второй родины - Казани, где она взошла на вершину политического олимпа, так и исторической - степей Ногайской Орды. Помимо власти ее лишили и единственного сына, которого отобрали, чтобы воспитывать при царском дворе в Москве. Мальчик был крещен под именем Александр и прожил всего двадцать лет, на девять лет пережив мать, скончавшуюся от тоски, всеми брошенную и забытую. Всеми, кроме ее народа, который сложил о ней красивые легенды.

    До конца года в галерее «Хазине» в Казанском кремле проходит выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике…» из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана. Она впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве.

    Башня Сююмбике (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Горящие туры в Россию

    Предыдущая фотография Следующая фотография

    Жемчужиной Казанского Кремля поэтично называют архитектурный символ Казани - башню Сююмбике, которая, кроме своей исторической значимости, также известна, как объект городской мифологии. Это одна из так называемых падающих башен, поскольку имеет сильный вертикальный наклон на северо-восточную сторону.

    Высота башни Сююмбике - 58 м, а расположение внутри Кремля на возвышенности, в отдалении от крепостных стен, определило ее назначение в качестве сторожевой, или дозорной, башни. Панорамный вид на Волгу и Казанку, а также окрестности Кремля, как нельзя лучше подходил для оборонительных целей.

    Вопрос о времени постройки башни Сююмбике - одна из ее загадок. Ибо не сохранился ни архив документов времен Казанского ханства, ни градостроительные планы Казани 16-17 веков (они сгорели при московском пожаре 1701 г). Поэтому версий постройки несколько: 17-18 века, вторая половина 16 века или даже период Казанского ханства, до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г.

    Каким же образом башня Сююмбике связана с царицей Сююмбике - одной из легендарных женщин в истории исламского мира, женой казанских ханов Джан-Али и Сафа-Гирея, прапраправнучкой главы династии Ногайской Орды - Едигея, которая несколько лет была правительницей Казанского ханства?

    По одной из мифологических версий царица построила башню в честь своего любимого мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 г. По другой - башню соорудили за 7 дней по приказу Ивана Грозного, который пожелал взять Сююмбике в жены, но та с горя бросилась с седьмого яруса башни.

    В реальности, зафиксированной в документах, царица Сююмбике вместе с сыном Утямыш-Гиреем была предана своими мурзами и выдана Ивану Грозному вместе с казанской казной. Через полтора года против ее воли Сююмбике выдали замуж за хана Шах-Али, а ее сын остался на воспитание при царском дворе.

    Как видим, сказки - сказками, но и жизнь царицы была не менее трагичной. Возможно, это и стало причиной, по которой в начале 19 века за башней закрепилось нынешнее название, как память о ханском времени, символом которого была Сююмбике.

    Адрес: Казань, пр. Шейкмана.