ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ворота иштар и дорога процессий. Ворота Иштар: история шедевра Вавилонской архитектуры

Придя к власти, Навуходоносор II задумал перестроить Вавилон. Чтобы прославить свое имя в веках, царь не жалел денег. Лучшие мастера Месопотамии работали на стройке, воплощая фантазии Навуходоносора. Дворцы, сады Семирамиды, реконструкция зиккурата и, конечно, укрепление городской стены. Она включала восемь двойных ворот, одними из которых были ворота Иштар. Они и сегодня поражают своим великолепием и размером, а ведь сохранилась лишь их малая часть.



Остатки Ворот Иштар на раскопках в 1932 году. Викисклад

Сюжет

И ворота, и стены построены из глиняного кирпича, который покрыт разноцветной глазурью. Для получения сине-зеленого оттенка использовали медь. В орнаменте использованы изображения животных: на стенах — львы, на воротах — сирруш и тур. Львы символизируют Иштар — вавилонскую богиню войны, мудрости и сексуальности. Животные, находящиеся на уровне глаз человека, изображены чуть меньше, чем в натуральную величину.

Реконструированы Ворота Иштар в Берлине. Викисклад

Ворота Иштар

Сирруш — существо, чье тело состоит из частей тел различных животных (передние лапы — львиные, голова и шея — змеиные или драконьи, задние лапы — орлиные, а на хвосте — жало, как у скорпионов), — ассоциируются с Мардуком, богом-покровителем Вавилона. В то же время сам Навуходоносор приравнивал себя к верховному божеству, о чем, не стесняясь, писал на построенных на его деньги зданиях.

Растительные орнаменты на глазурованной кирпиче. Викисклад

Туры — древние быки, считавшиеся невероятно свирепыми, — ассоциируются с Адамом, богом бурь, плодородия и урожая.

Реконструкция ворот и части стен

Все эти животные символизируют защиту и материальное благополучие города. В то же время они изображены в такой правильной последовательности, словно выдрессированы и подчинены самому Навуходоносору. Это заставляло бояться не только свирепых тварей, но и царя.

Модель Ворот Иштар с улице Процессий. Викисклад

Контекст

Ворота Иштар стали частью строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор II. По его повелению Вавилон был обнесен двойной стеной. Высота внешних стен достигала 8 метров, ширина — почти 4 метра; внутренних — 11−14 метров и 6,5 метра соответственно. Через каждые 20 метров располагались оборонительные башни. Войти в город можно было через одни из восьми укрепленных ворот. Одними из них были и ворота Иштар. Они находились в конце так называемой Дороги процессий, по которой в день празднования Нового года проносили статуи богов.

Богиня Иштар

То, что осталось от ворот Иштар, сегодня хранится в Пергамском музее в Берлине, а часть барельефов рассеяна по музеям мира. Как же часть крепостной стены попала в Германию? Произошло это век назад после раскопок одного из крупнейших немецких археологов Роберта Кольдевея. В конце 19 века он смог убедить Германское восточное общество, правительство и кайзера Вильгельма II финансировать раскопки в Месопотамии на месте Древнего Вавилона.

Роберт Кольдевей

Раскопки Вавилона продолжались 18 лет (вместо планировавшихся пяти) и если бы не британские войска, в 1917 году вступившие в Багдад во время Первой мировой войны, не исключено, что Кольдевей работал бы и дальше в долине Евфрата. Археологом удалось раскопать крепостные стены, царский дворец, остатки храма Мардука и др. Во время работ верхняя часть ворот обрушилась — в Берлин были доставлены сотни обломков, из которых было восстановлено сооружение с максимально возможной точностью.

Отголоски древних религий и культов явственно ощущаются во многих современных философских течениях. Человеческие общества, разделённые временными и пространственными границами, в разные эпохи своего существования никогда не жили обособленно. Взаимопроникновение и взаимовлияние различных цивилизаций наглядно можно проследить, если изучить их мифологию и культовые обряды.

Богиня любви

Один из самых известных персонажей старинных культов - богиня Иштар. Её имя встречается в древнеперсидском, греческом языках, семитском наречии и иврите. В Египте она известна как Астарта, в Греции рассматривалась как одно из воплощений Афродиты, у иудеев существовала как Ашторет. В любой своей ипостаси богиня Иштар олицетворяла сексуальную энергетику, высшее выражение эротизма, присущее прекрасному полу. Страсть, соблазны плоти, всевозможные наслаждения, получаемые при половой близости, в том числе и низменные, извращённые, сам акт совокупления, возведённый в ранг священного ритуала, - всё это атрибуты и определяющие категории, с которыми связана богиня Иштар. Именно поэтому в астральном плане её связывали с Венерой, которая в астрологии символизирует женскую суть и является покровительницей любви.

Богиня-воительница

Но ещё одна сущность богини - кровожадная воительница, демон жестокости и распрей. Очевидно, причиной столь широкой трактовки образа стали отголоски матриархата и легенд об амазонках.

Кроме того, богиня Иштар считается женой самого Ваала - верховного божества древних израильтян, шумеров, ассирийцев и многих других народов. Он символизировал начало мужское, создателя всего сущего, считался богом-оплодотворителем. посвящённые Ваалу и Астарте, часто превращались в настоящие сексуальные оргии, сопровождались «свальным грехом», человеческими, в том числе и детскими жертвоприношениями.

Древняя география

Чтобы выяснить, Иштар - богиня какой страны, следует вспомнить тысячелетней давности. В 7-5-м веках до нашей эры на территории современного Ирака существовал ряд государств. Данные земли назывались Междуречьем, или Месопотамией, и населяли их жители Шумерского, Ассирийского, Аккадского. Это важно помнить, определяя, Иштар - богиня какой страны, ведь влияние культа распространялось практически по всей ближневосточной территории. Сведения о ней мы находим в эпосе о Гильгамеше - самом древнем в мире литературном источнике, создававшемся на протяжении полутора тысяч лет.

Уникальный памятник шумерской культуры и цивилизации, содержащий элементы античной космогонии, состоит из первобытных мифов и исторических легенд. Богиня любви Иштар является одной из главных героинь, воплощением сладострастия, соблазнов, плодовитости, рождающей новую жизнь, и одновременно облагораживающего чувства. Низменной, первобытно-дикой и возрождающей, возвышающей считали любовь шумерцы. Потому столь противоречивым получился у них образ богини, основным центром поклонения которой было Аккадское царство.

Вавилон - город блудниц

Помимо всего прочего, Ашторет считается покровительницей блудниц, куртизанок, женщин лёгкого поведения - всех представительниц древнейшей профессии и продажной любви. А так как в Вавилоне в 7-м веке до нашей эры, да и в последующие века, равно как и на всей территории Малой Азии, было действительно большое скопление проституток, её культ считался одним из главных. Более того, существовала даже храмовая проституция. Т. е. ежедневно несколько жительниц города должны были садиться на специально отведённые места близ святилищ Афродиты (Венеры, Астарты) и ждать, пока проходящий мимо мужчина не заплатит ей монету и не совокупится тут же. Только после подобного обряда женщины могли свободно жить в городе год, чувствовать себя в нём хозяйкой. Затем ритуал повторялся.

Божественные врата

Именно поэтому при императоре Навуходоносоре, известном развратнике, в Вавилоне были выстроены грандиозные ворота богини Иштар - монументальное сооружение поразительной красоты. Сейчас в городе стоит их небольшая копия. Оригинал же был вывезен из страны более ста лет назад, ещё в начале 20-го века. Через них в глубокой древности проносили вавилоняне статуи своих богов, когда отмечали празднование израильского Нового года. Через ворота богини Иштар по «дороге процессий» был ввезён в город и гроб с телом Великого Александра (Македонского). Кстати, тоже большого сердцееда и любителя женщин! Так что вполне символичное шествие.

Символы богини

Ворота, о которых писалось выше, выкрашены в ярко-синий, и это неспроста. Иштар, богиня Вавилона, носит имя, в переводе с шумерского означающее «ясное чистое небо». На их стенах множество барельефов с фигурами животных (575 штук), выполненных необычайно реалистично, с большим изяществом и художественной правдой. Особенно часто встречается образы львов и быков. Кстати, статуи Иштар, найденные при раскопках древних храмов, изображались в окружении этих хищников. Символический знак шумерского божества представляет собою круг, оплетённый лентой, с шестиконечной (восьмиконечной) звездой внутри. Этот круг является небом, а звезда - солнцем. Всё вместе и символизирует то самое ясное небо, воплощением которого и является Иштар. «Голубая богиня», «небесная богиня» - это всё о ней.

Дитя ночи и греха

Астарта - достаточно противоречивый мифологический образ. С нею связана не только ясная синева, но и мрак ночи. Статуя богини Иштар украшена, кроме львов, изображениями сов, расположенных слева и справа от неё. Имея в любовниках людей, животных, богов, беспрестанно меняя их, отличаясь ненасытной похотью и поразительным непостоянством, Иштар губит недавних партнёров своей страстью. Её любовь порабощает, становится узами, тяжкими, как кандалы. Даже боги теряют волю, становятся жалкими подобиями некогда всесильных и неустрашимых обитателей неба. Знакомство с Иштар заканчивается плохо для всех, кто познал огонь её ласк и трепет тела. Бесчисленно количество возлюбленных богини - неудивительно, что проститутки и гомосексуалисты избрали её своей предводительницей! Впрочем, учитывая сакральную значимость образа и то, что у шумеров храмовая проституция защищалась и дозволялась законом, о грехе в данном случае говорить не стоит. Ведь самому процессу соития придавался божественный смысл.

Иштар и гомосексуализм

Почему богиня Иштар, фото изображений которой можно встретить в разнообразных пособиях по древним религиям и другой культурологической литературе, считается покровительницей не только куртизанок, но и гомосексуалистов? Причина столь широкой «сферы влияния» кроется, опять-таки, в религиозных обрядах и культах шумерской и более поздних цивилизаций. В Ханаане, об этом пишется в Библии, при храмах Иштар церемонии совершали не только женщины, но и юноши. Они вступали в связи с мужчинами, таким образом воздавая богине почести и славя её. Обряд олицетворял священное плодородие и торжество жизни во всех её проявлениях. Что тоже вполне соотносится с сакральностью образа.

Мифы и легенды

В «Сказании о Гульгамеше» пишется, что Иштар погубила своего возлюбленного, и урожая Таммуза. За это на неё ополчились другие небожители. Чтобы искупить вину, Инанна спускается в царство мёртвых. Там правит её сестра, ненавидящая свою любвеобильную родственницу. Иштар предстоит пройти сквозь семь ворот, преграждающих путь в «низший мир». У каждых врат она отдаёт служителям какую-то из многочисленных драгоценностей, расставаясь в то же время с частью своих мистических сил и божественного могущества. Войдя в последние, она остаётся обнажённой и беззащитной. Гнев сестры обрушивается на Иштар, которой нечего противопоставить. Инанну закрывают во дворце, насылают 60 болезней, чтобы она мучилась и страдала. Однако заточение богини не проходит бесследно для людей. На земле природа стала чахнуть, растения перестали плодоносить, животные, птицы, люди - размножаться. Всему сущему угрожает смерть. Ведь нет больше любви, страсти, сакрального сексуального огня. Понимая, какая беда пришла в мир, к верховному божеству Эйе отправляется посланник от других небожителей с просьбой разобраться в проблеме, разрешить непростую ситуацию. Правитель богов требует оживить Иштар и вернуть в верхний мир. Приказание выполняется, Инанну воскрешают при помощи живой воды, возвращают магические амулеты, а с ними и силу. Но просто так покинуть мир мёртвых не может никто. Уходя, он обязан оставить после себя замену. Ею и становится Таммуз. Его заключение в царстве теней символизирует

Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы поясами фресок из голубых и зеленых глазурованных плиток, орнаментом и мно­гочисленными фигурами львов, газелей, драконов и воинов с оружием в руках. Наиболее богатую декоративную отделку имели, вероятно, двойные ворота богини любви и плодородия Иштар, расположенные в северной части города между царским дворцом и храмом Нин-Мах. Вы­сота ворот – 26 метров. Сверху донизу они покрыты голубыми, синими и зелеными глазурованными плитками (рис. 8.6).

Рис. 8.6. Ворота богини Иштар. Макет


Рис. 8.7. Бык (рими ) и дракон (сиррух, мушруш ) с ворот богини Иштар (эмалированный кирпич)

Такое цветовое сочета­ние вызывало визуальный эффект «муарового мерцания» – при ярком солнечном освещении стена начинала «дышать», распространяя иллюзор­ные волны из нагретых Солнцем воздушных потоков.

Рис. 8.8. Ворота богини Иштар. Государственный музей, Берлин

Широкая арка ворот окантована традиционными розетками, орна­ментом. Поверхность башен украшена также желтовато-оранжевыми фи­гурами быков и драконов – рогатых полукрокодилов, полупсов (мушрушей ) с чешуйчатыми туловищами и огромными птичьими когтями вме­сто лап (рис. 8.7). Всего на рельефах Вавилона обнаружено 575 таких животных. Они считались свя­щенными животными Бела-Мардука, верховного бога Вавилона, и Иштар. Рядом с изображениями были помещены клинописные строки, оставлен­ные Навуходоносором II: «Я поместил ужасных рими (быков) и страш­ных сиррухов (драконов) на стенах портика и оставляю эти ворота во всем их блеске человечеству, чтобы оно взирало на них с удивлением...».

В конце XIX века рельефы ворот богини Иштар были демонтированы и перевезены германски­ми археологами в Берлинский государственный музей, где хранятся и поныне (рис. 8.8).

3. Дорога процессий Мардука

От ворот богини Иштар начинает свой путь на юг, к храму Мардука, знаменитая «Дорога процессий Мардука». Она шла также cзапада на восток от берега Евфрата к главному святилищу Вавилона – Эсагиле. Общая ширина дороги – 24 метра. Из них 7,5 метра вымощено белыми плитами известняка и окантовано бордюром из темно-розовой брекчии. Пространство между мощеной частью дороги и стенами было залито черным асфальтом. На нижней грани каждой пли­ты можно прочесть надпись: «Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замос­тил я для процессий великого владыки Мардука каменными плитами. О, Мардук! О, великий владыка! Даруй вечную жизнь!…».

Рис. 8.9. Дорога процессий Мардука. Фрагмент

Дорога проходила как бы через каменный канал-шлюз. По обе ее стороны высились семиметровые стены, равномерно расчлененные баш­нями. По верху стен проходил массивный карниз с зубцами и полосы из покрытых многоцветными глазурями рельефных розеток.

Нижняя часть стен по обе стороны дороги украшена двумя ярко-синими лентами керамических панно. По ним разворачивалось шествие ста двадцати львов-охранителей – по 60 с каждой стороны дороги (рис. 8.9). Звери были двух расцветок – бело-желтые с темно-желтыми гривами и желтые с гривами красно-коричневого оттенка. Размеры оскаленных хищников близки к натуральным – более двух метров в длину. Наибо­лее вероятным прототипом этих животных можно считать персидского льва, ныне истребленного, – зверя бледно-желтого цвета с бурой или черной пушистой гривой. Фигуры шагающих хищников полны силы и экс­прессии. Они выполнены в лучших традициях ассирийского искусства (Нимруд, Ниневия, Дур-Шаррукин). Вполне возможно, что эти фрески исполнены пленными мастерами из побежденной Ассирии.

    ✪ Нео-вавилонское искусство: Ворота Иштар и Дорога Процессий

    ✪ Ворота Иштар из Вавилона. Пергамский музей.

    ✪ Вавилон - Врата Богов (рус.) История древнего мира.

    Субтитры

    Мы в музее Пергамон в Берлине. Один из самых поразительных его экспонатов - очень необычный объект… это городские ворота. Стены, окружавшие древний город Вавилон, включали восемь двойных ворот. Они огромны! Они потрясают не только нас - они потрясали людей с тех пор, как были построены. Вообще-то они являются одним из Чудес света. Упомянутый в Библии царь Навуходоносор, взойдя на престол, перестроил город Вавилон, к тому времени уже ставший древним. Вавилон был основан в 3 тысячелетии до нашей эры. Он стал крупным политическим центром при царе Хаммурапи в тысяча семисотые годы до н. э. Город оставался населённым, но вернул себе былую славу в 6 веке при Навуходоносоре Втором и его отце. То, что мы здесь видим, - часть огромной строительной кампании, которую предпринял Навуходоносор Второй. Навуходоносор фигурирует в Библии, в книге пророка Даниила. Это правитель Вавилона, который завоевал и разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев. Вероятно, что он имел большую власть, раз смог осуществить такую огромную строительную кампанию. Он возвёл вокруг Вавилона стены длиной 11 миль. Он реконструировал Великий зиккурат в Вавилоне, на вершине которого находился храм Мардука. Возможно, он является прообразом легендарной Вавилонской башни. Он выстроил дворцы и эти необычайные врата. И висячие сады, которые также являются одним из чудес света. Итак, в городе Вавилоне было восемь двойных ворот, и одни из этих ворот представлены здесь. Это меньшая их часть. То есть другая была больше, если это можно себе представить. Вообще-то она была так велика, что не поместилась бы в экспозиции даже в этом просторном помещении. Эти врата открывались только для жителей Вавилона и находятся в конце длинной Дороги процессий, украшенной прекрасными львами, которые очень выразительно передают гордость Вавилона и могущество Навуходоносора. Львы, которых мы видим на стенах Дороги процессий, символизируют Иштар - одну из вавилонских богинь - богиню войны, мудрости и сексуальности. Они подняты на уровень глаз! Они изображены чуть меньше, чем в натуральную величину. Но очень велики. А ещё они устрашают! Их рты открыты в яростных криках. Они точно огрызаются, правда? Они изображены в такой правильной последовательности, поэтому кажутся почти дрессированными или подконтрольными самому царю Навуходоносору. Это заставляет нас бояться не только львов, но и царя. Изображение льва прекрасно. Посмотрите, рельефность этих изразцов создаёт барельеф. Помимо львов, врата украшают два звероподобных существа. Они оба так же свирепы, как львы. Первое - древний бык, известный как тур. Он считался ужасно свирепым. С рядами туров чередуются изображения месопотамских драконов - существ, состоящих из частей тел различных животных. Передние лапы у него львиные, голова и шея - змеиные или драконьи. Задние конечности, скорее всего, орлиные. А на хвостах у них жала, как у скорпионов. Эти драконы ассоциируются с Мардуком - богом-покровителем города. Навуходоносор ассоциировал себя непосредственно с Мардуком. Туры ассоциируются с Адамом - богом бурь, плодородия и урожая. Все эти животные символизируют защиту и материальное благополучие города. Это свирепые животные, но они выстроены рядами. Справа и слева от процессии, на башне, на арке ворот, что создаёт симметрию и ощущение упорядоченности. Одна из самых необычайных особенностей этих башен и всех ворот - это их цвет. Город находился в засушливом регионе, где ярко светит солнце и бывает очень жарко. И можете представить, как сияли синие и зелёные оттенки изначально, не в обстановке музея, а в пустыне. В Месопотамии это было настоящей проблемой… Например, египтяне могли построить свои великие пирамиды и другие памятники из природного камня, который находился буквально у них под ногами. Но в Месопотамии его не было. Она находилась в речной долине. Вавилон находился на берегах Евфрата, он проходил сквозь город. Жители Месопотамии строили из кирпича, сделанного из глины, добытой в речной долине. Сияющий синий цвет, который мы видим на поверхности ворот, - это фаянс. Технология его использования была известна древним египтянам и другим древним народам. Чтобы получить этот сияющий синий цвет, использовали медь. Это прекрасный пример такого красителя. Итак, врата массивны, они внушают страх, но и поражают великолепием отделки и яркостью цветов. Неудивительно, что Навуходоносор так гордился ими и велел сделать надпись на их боковой поверхности. Пойдёмте прочитаем её. Мы не уверены, что надпись изначально находилась на стене. Но в этой реконструкции она находится на левой стороне левой башни. Вот фрагмент: «Я, Навуходоносор, заложил фундамент этих врат до самого уровня грунтовых вод и возвёл их из чистого синего камня. На стенах и во внутреннем пространстве врат находятся быки и драконы, которых я наделил сияющим великолепием, чтобы на них с трепетом взирал весь род людской». И мы тоже взираем на них с трепетом два с половиной тысячелетия спустя. Навуходоносор понимал своё место в истории. Он оставил на возведённых при нём зданиях надписи, которые не только сообщали об их названии и назначении, указывали на то, что он является их покровителем, и даже содержали просьбу к потомкам реконструировать их. Он знал, что империи приходят и уходят… И что можно пронести своё слово сквозь исторические эпохи. А в наше время правитель Месопотамии, которая теперь называется Ирак, казалось, обратил внимание на эти надписи. Саддам Хусейн начал восстанавливать части Вавилона. Он выстроил свой личный дворец в нескольких сотнях метров от Врат Иштар и начал реконструкцию города. Это прекратилось из-за военных действий против него, в результате которых он был свергнут и убит. И что означала перестройка этого легендарного города? Саддам Хусейн перестраивал его в основном не ради Навуходоносора, а ради удовлетворения своих политических амбиций. Заявляя о своём праве на власть Навуходоносора. Да, и о могуществе древней Месопотамии.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью . Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов . Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков . Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра . Через ворота Иштар по Дороге Процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Кольдевей описывает ворота Иштар так:

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука , высший правитель Города, любимец

Всего 78 фото

Вот и настал черед Стамбульского Археологического музея. Долго не мог подступиться к этой глобальной теме и одновременно необычайно увлекательной. Надо было еще созреть для всего этого) Как обычно я много снимаю и в конце-концов сталкиваюсь в активе с необъятным визуальным материалом который требует обязательной кропотливой обработки. Более того, фотосъемка в музеях довольно затейливое занятие - свет там как правило никакой и ты больше стараешься правильно снять и выжать из фотокамеры все что только возможно. Это несколько осложняет нужное расслабленное восприятие древних экспонатов "в живую", но одновременно и стимулирует возможность на стадии обработки дополнить былые реальные впечатления от нахождения в поле Истории, контакта с артефактами - уже в плане второй волны проникновения на чувственный уровень своих ощущений от созерцания.

Стамбульский Археологический музей поразил надо сказать. Этот музейный комплекс состоит из трех основных разделов - Изразцового павильона (Чинили Кёшк), здания основного Археологического музея и музея Древнего Востока (Эски Шарк Эсерлер Мюзеси). И речь сейчас пойдет пока именно о последнем который многие считают не слишком достойным свего внимания и дружно отмечают, что Музей Древнего Востока маленький, экспонатов там не много и спешат поскорей перейти в основное здание "с главными" коллекциями. Тем ни менее Музей Древнего Востока Стамбульского Археологического музея как раз очень даже понравился. Поэтому я посвящу ему целых три статьи, иначе у меня не получится быть последовательным и даже увлеченным в изложении материала) Музей сам по себе действительно не очень большой, но его экспозиции чрезвычайно значимы, удивительны и увлекательны. Пытаться систематизировать артефакты для показа в статье именно с точки зрения хронологии не просто поскольку экспонатов действительно не много, но те какие есть однозначно компенсируют некоторые недостатки экспозиции в охвате представлений об истории древнего мира. Итак, у нас сегодня древнейшие цивилизации.

Попасть в Стамбульский Археологический музей можно двумя путями - из (от входа в парк сразу направо и вверх) или с территориии (за и Монетным двором влево). Мы как раз сейчас и идем к Археологическому музею Стамбула из Первого двора Топкапы.
02.

Улица эта чрезвычайно колоритна исторически и уже настраивает на предвкушения погружения в Историю.
03.

Отмечу, что на территории Археологического музея очень много интереснейших экспонатов под открытым небом. Они явно достойны отдельного рассказа, показа и мы к этой теме еще вернемся, а пока же не будем акцентировать на них своего пристального внимания.
04.

Кстати Музей Древнего Востока находится первым по пути к основному зданию. Так что вполне логичным будет посетить вначале именно его. Здесь нас встречают базальтовые львы из Сенджерли (хеттского города Самал). VIII век до н.э. позднего хеттского периода. Когда-то они также стояли на входе возможно храма и обозначены в поясняющей табличке как Portal Lions.
05.


06.

Мы стоим перед входом в Музей Древнего Востока. Слева у нас основное здание Археологического музея Стамбула, справа Музей Древнего Востока, а ниже и на дальнем плане фото - навес над билетными кассами и турникетами с местами досмотра личных вещей.
07.

В Музее Древнего Востока, построенном в 1883 году, представлена коллекция артефактов, относящихся к доисламскому периоду. Здесь и Ассирия, Древний Египет, Вавилонское царство, и многе другое. Четко определенного маршрута не предписывается, поэтому посетители сразу же растекаются по многочисленным залам и переходам музея реагируя визуально на наиболее привлекательные экспонаты.

Южная и северная Месопотамия. XX-X вв. до н.э.
08.

Статуэтки. Боги и богини, музыканты, растительные рельефы, эротические сцены.
09.

Старовавилонский период - эпоха в истории Древней Месопотамии , датируемая XX-XVI веками до н. э. (ок. 2000 - ок. 1595 гг. до н. э. согласно средней хронологии). Выделяется для южной части региона, долины Диялы и отдельных районов Среднего Евфрата (государство Мари); в других землях Северной Месопотамии, а также в Восточной Анатолии ей в основном соответствует староассирийский период. Старовавилонская эпоха характеризуется политическими и культурными изменениями, обусловленными крушением Державы III династии Ура, расселением амореев и возвышением государственного образования с центром в Вавилоне. В археологии этот период совпадает с эпохой средней бронзы.

Здесь мы видим многочисленные глиняные клинописные таблички как раз старовавилонского периода.
10.

Гудеа - правитель (губернатор) шумерского города Лагаша. 2141-2122 гг. до н.э.
11.

Girsu (Telloh) - город древнего Шумера, расположен примерно в 25 км (16 миль) к северо-западу от Лагаша, на месте современного Telloh, Мухафазе Ди-Кар, Ирак.

Бассейн для освящения воды, подарок правителя города Лагаша Гудеа храму Нингирсу. 2144-2124 гг. до н.э.
12.

Ступа с посвятительной надписью. Подношение богу Inlil от царя Gudea из города Lagash. Третья династия Ур. 2114-2122 гг. до н.э. Ниппур. Диорит.
13.

Вотивные стелы. Подношения царя Gudea из города Lagash храму Nin-Girsu.
14.


15.

Основание скульптуры.
16.

Посвятительные плиты с надписями.
17.


18.

Аккадское царство. Утварь.
19.

Вотивные статуэтки-сосуды. Месопотамия.
20.

Аккадский царь Нарам-Син. 2254-2218 гг. до н.э. Диорит.
21.

Статуя Puzur-Ishtar - губернатора древнего города Мари. Начало 2-го тысячелетия до нашей эры. Базальт.
22.

23.

Стела с рельефом (сцена пира, империя хеттов, XIV век до н.э.) и жертвенник из храма бога Haldi.
24.

Жертвенник из храма бога Haldi. Урарту. VII век до н.э. Topprakkale. Tрахит.
25.

Мера веса в виде дикой утки с посвятительной надписью. Принадлежала вавилонскому священнику Mushallim-Marduk. XIII век до н.э. Диорит.
26.

Линейная мера веса в Месопотамии и их метрические эквиваленты. Ниппур. Бронза. XV век до н.э.
27.

Жемчужина музейной коллекции - знаменитый Кадешский договор - глиняная табличка с текстом самого древнего (1269 г. до н.э.) между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Муваталлисом. Спустя 16 лет после битвы при Кадеше кровопролитная и безрезультатная для двух стран война завершилась заключением мирного договора - древнейшего из известных исторической науке договоров о вечном мире, братстве, и сотрудничестве в деле отражения внешней агрессии и подавления внутренних беспорядков. А еще через 13 лет этот договор был скреплен династическим браком Рамсеса II со старшей дочерью хеттского царя Хаттусилиса III. Каждая из сторон документально приписывала себе безусловную победу над врагом.

Кадешский договор. Глиняная табличка. Хатусса. Аккадский язык. Период Хеттской империи. 1269 год до н.э.
28.

Северная Месопотамия. Средний и Новоассирийский период. 1350-600 гг. до н.э.
29.


30.

Железный век. Период Урарту. IX-VI вв. до н.э.
32.

Период средней и поздней бронзы. Северо-восточная Анатолия.
33.

Гончарные сосуды, изготовленные с использованием гончарного круга.
35.

Почетные стелы высших сановников. Среднеассирийский период. XIII век до н.э. Известняк.
36.

Сосуды для хранения зерна с иероглифическими надписями. Обнаружены в одной из комнат Великого храма. Период империи хеттов. XIII в. до н.э. Хатусса.
37.


38.

При урском царе Урнамму и его сыне Шульги сиро-хеттский ород Самал (Зенджирли) достиг своего расцвета. По подсчетам, сделанным археологами, в этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м.
41.

Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.
42.


43.

Рельефы южных ворот города Самал. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Базальт.
44.


48.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
49.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
50.


51.

Хеттские воины на колеснице.
52.


53.

Царь Barrecub молится на фоне священных символов. В надписях рассказывается об устройстве царского дворца.
Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
54.

Торжественная процессия сановников из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самалъ. Базальт.
55.

Торжественная процессия музыкантов из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
56.

Торжественная процессия из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
57.

Статуя божества на основании на котором изображение героя и двух львов.
Из здания дворца J. Самал. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Базальт.
58.

59.


60.

Восхитительные львы из Сенджерли (древний город Самал). IX век до н.э. Позднехеттский период. Базальт.