ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Парк никко в японии. Национальный парк «Никко

Целью многих туристов приезжающих в национальный парк Никко является посещение озера Тюдзэндзи. Оно примечательно тем, что находится на высоте 1269 м над уровнем моря и является самым высоко расположенным озером Японии. Озеро образовалось в результате извержения ныне спящего вулкана, которое перекрыло течение рек.

Одной из достопримечательностей озера является 97-метровый водопад Кэгон-но-таки, который находится у южной оконечности Тюдзэндзи. Лифт доставляет посетителей на смотровую площадку в ущелье внизу. Особенно впечатляюще водопад выглядит после летнего дождя, когда в тучах брызг появляется радуга, а то и две. Зимой водопад образует живописный ледяной каскад.

Другой водопад озера, Рюудзу-но-таки (водопад Драконьей головы), в северной части ущелья шире, но не такой высокий. Дополнительным привлекательным моментом является наличие чайного домика, где вы сможете посидеть и полюбоваться потоками воды.

Вода в славящемся своей радужной форелью озере Тюдзэндзи большую часть года слишком холодна для купания, и тем не менее множество людей приезжает сюда, чтобы полюбоваться красивыми весенними и осенними пейзажами и посетить многочисленные горячие источники. Самый заметный исторический памятник на восточном берегу озера - одноименный храм, подчиненный храму Риннодзи комплекса Тосёгу. Внутри хранится 6-метровая статуя богини милосердия Каннон, как утверждают, более 1000 лет назад вырезанная из ствола багряника.

Если на выезды из Токио у вас отведен один лишь день – выбирайте национальный парк Никко , город расположен в 128 км севернее Токио.
Это место – одно из самых популярных для паломничества туристов. Хотя сами японцы считают его не самым характерным для Японии, называя «японским барокко».

Храм Тосёгу в Никко

Основная достопримечательность Никко – святилище Тосегу (Tosho-gu Shrine) . Название переводится как «Солнечный свет» — видимо, данное за яркость красок, выделяющее этот комплекс на фоне других храмов.
Обрамленная деревьями аллея Омотэсандо поднимается к главному входу в Тосёгу.

По правую сторону высится впечатляющая красно-зеленая пятиярусная пагода, построенная в 1819 году на месте сгоревшего в 1650 году оригинала.

Повернув на территория святилища, с левой стороны будет Конюшня Священной лошади (синкюся). Перед ней обычно толпятся туристы, желающие сделать фото барельефа с тремя обезьянками, отражающими знаменитый принцип буддийской секты Тэндай «не слышу зла, не говорю зла, не вижу зла ».


Еще выше стоят 11-метровые ворота Ёмэймон (Ворота солнечного света), покрытые позолотой и отделанные многоцветной резьбой. Панели на боковых колоннах изображают фантастические цветы и птиц.







В центре – белые с золотом ворота Карамон, ведущие в молитвенный зал Хайден. Рядом барабанная и колокольная башни.




Справа на территории комплекса – ворота Сакаситамон с изображением спящей кошки (нэмури нэко).




За ними – древняя каменная лестница, ведущая к скромной гробнице Иэясу посреди сосновой поляны. Тут же продаются изображения «спящей кошки» как защитного домашнего амулета.







Слева – павильон «Ревущий Дракон ». В центре его на потолке помещено изображение этого дракона, здесь создан необычный звуковой эффект: если хлопнуть в ладоши, стоя прямо под драконом, эхо возвращается к вам его ревом. К сожалению, внутри павильона фото делать нельзя.





Другие храмовые комплексы Никко

Кроме Тосегу в окружающих Никко лесах расположено еще несколько храмов. Слева от него – Футаарасан-дзиндзя (Futarasan-jinja), выкрашенный в темно-красный цвет синтоистский храм. Он построен в 782 монахом Сёдо Сёнином и посвящен духам горы Найтасан.

Следом за Футаарасан-дзиндзя находится скромная усыпальница Тайюин-бё , где покоится третий сегун династии Токугава-Иэмицу (1651 год).

Если вы идете к храмам пешком, то наверху пологой дороги вы увидите один из наиболее известных ориентиров Никко – покрытый красным лаком мост Синкё (Священный мост) . Легенда гласит: когда буддийский монах Сёдо Сёнин в VIII веке побывал в Никко, ему помогли переправиться в этом месте через реку Дайя-Гава две змеи, которые образовали мост, а затем исчезли. Деревянный изогнутый мост был впервые возведен тут в 1636 году, с тех пор много раз перестраивался.

Никко (Япония) – как добраться

Если у вас есть железнодорожный проездной JR, то ваш маршрут таков: из Токио доехать экспрессами Синкасен (от станций Токио или Уэно) до станции Уцономия (в пути около часа), там пересесть на ветку JR Nikko и на местном поезде за 45 минут доехать до вокзала JR Никко (он расположен метров на 300 дальше от центральной площади).
Расписание удобно смотреть на сайте www.hyperdia.com/en/

Если проездного нет, то проще всего и дешевле доехать до Никко поездом Тобу-Никко от станции Асакуса в Токио (ж/д станция в цокольном этаже универмага Matsuya соединена туннелем с одноименной станцией метро). Поезд «Кайсоку» идет до Никко 2 часа 20 минут. Есть экспресс «Spacia», он на 20 минут быстрее, но в 2 раза дороже. Вы прибываете на вокзал Тобу Никко, непосредственно рядом с центральной площадью города.

На вокзале Никко есть туристический информационный центр, где можно взять карту. До храмов можно дойти пешком (километра полтора), но с детьми лучше доехать на автобусе. Остановка в центре площади, ходят каждые 20-30 минут.
Часы работы: Храм Тосёгу открыт апрель–октябрь 8.00-16.30, ноябрь-март 8.00-15.30.

Если вы планируете активно исследовать район Никко, то лучше заранее купить «туристические проездные Никко », которые продаются на вокзале Тобу в Токио. Есть разные виды, включающие в себя проезд до Никко и обратно, автобусный проездной, скидки на посещение местных достопримечательностей, включая прогулку по недалеко расположенному озеру Тюдзендзи-ко и подъем на канатной дороге и фуникулере. Но если вы просто совершаете однодневный выезд с ребенком то покупайте обычный ж/д билет.

Собираясь ехать в Никко, рассчитывайте, что там обычно холоднее, чем в Токио (это высокогорье на уровне Токийской башни). Поэтому берите с собой одежду теплее.

И немного фотографий самого города Никко .
Вот интересное фото: скажите, Япония это или Англия?
Мною уже упоминалось , что во время поездки по Японии часто вспоминалась Англия.







Если позволяет время, то с детьми можно съездить в Никко Эдо – тематический парк , воссоздающий образ жизни Японии 18 века. Это аттракцион, в первую очередь нацеленный на туристов (как аналог, можно вспомнить ). Гиды-самураи, трюки в исполнении ниндзя, переодевание в национальные костюмы. Без знания языков – удовольствие на любителя…
В Никко Эдо ходит автобус от станции (1-2 раза в час, время в пути минут 40). Часы работы апрель-ноябрь 9.00-17.00, декабрь-март 9.30-16.00.

В статье частично использованы материалы путеводителя «Япония» от Rough Guide.
Все фото – автора сайта @


Япония. День третий. Никко
Японцы говорят: "Не говори, что видел прекрасное, пока не увидел Никко".

Есть красивая легенда: монах по имени Сёдо, приехав в Никко, увидел над горой пятицветные облака. Истолковав своё видение как знак, монах решил подняться на вершину, но путь ему преградила горная река. Монах начал молиться и просить его о помощи. И с небес спустились две змеи: красная и синяя. Они перекинулись через реку и образовали мост. Благодарный монах в 767 году на вершине потухшего вулкана основал святилище Футарасан и недалеко от него храм Риннодзи.

В нескольких остановках на автобусе от вокзала Никко - деревянный, красный с золотом мост Синкё . В средние века по нему могли проходить только сёгуны (военные правители Японии) и члены императорской семьи. Позже, по праздникам - и паломники. С 1973 года по мосту за несколько долларов может пройти любой, даже дважды, потому что мост сейчас никуда не ведет и, чтобы продолжить путь, нужно вернуться. Дорога к храмам идет в гору. И первым мы увидели тот самый храм Риннодзи, построенный еще монахом Сёдо. Точнее, не сам храм, а его изображение на панелях, закрывающих строительные леса. Увы, храм на реставрации до 2021 года. Зайти в храм можно, там есть небольшая выставка, но мы решили не портить впечатление и оставить этот храм на следующий приезд в Японию.

Святилище Тосёгу Историческая справка В истории Японии 1603 - 1868 гг. - период Эдо. После многолетних кровопролитных междоусобных войн побеждает Иэясу Токугава. Он объявляет себя военным правителем, сёгуном, и объединяет страну. Чтобы пресечь всякую попытку финансировать восстание против себя, Токугава облагает князей-феодалов, специальным налогом для строительства своего святилища - мавзолея Тосёгу. Закончил строительство в 1634 г. Иэмицу Токугава, внук первого сёгуна. Он решил построить святилище как символ безграничного богатства и власти сёгуна. Для святилища потребовалось, кроме всего прочего, 38 тонн красного лака и 2,5 миллиона золотых пластин.

За ка менными, в ысотой 9 м етров Ториями - пятиярусная пагода, с изумительной разноцветной резьбой по дереву. Здесь и семейный герб Токугавы (три листа мальвы), и знаки зодиака. А еще - драконы, тигры, зайцы. Каждый ярус символизирует явления природы - ветер, воду, землю, огонь и небо. Рядом с пагодой самые большие ворота храма Тосёгу — Ниомон , охраняемые фигурами двух Царей-дэвов. За этими воротами первый уровень храма с тремя богато украшенными строениями, в которых хранятся культовые принадлежности для праздничных церемоний. На одном из них очень любопытная резьба - слоны. Они несколько отличаются от реальных, что не мудрено - говорят, автор никогда не видел настоящих, живых слонов. В синтоистских храмах обычно содержалась лошадь, на которой «ездило» божество. Тогда в Японии считалось, что обезьяны способны уберечь лошадей от болезней, поэтому на стенах Священной конюшни - резьба по дереву с сюжетами из жизни обезьян. А над входом в конюшню - три знаменитые обезьяны, закрывающие глаза, уши и рот — «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла». Смысл более глубокий, чем в известном нам упрощенном варианте перевода, не так ли?

Здесь же, на первом уровне, источник для омовения, колокольная и барабанная башни. И всё - колоны, фризы, карнизы, часто даже стены - покрыты резьбой: животные, птицы, мудрецы… Ничего похожего на аскетизм, с которым у нас раньше ассоциировалась Япония. А ведь мы ещё не видели жемчужину святилища - Ворота Солнечного света Ёмэймон (Yomeimon ) (они на втором уровне). Есть у этих ворот и второе название - Ворота сумерек: люди задерживались возле них на целый день, пока не спохватывались, что наступили сумерки . Увы, как я уже упомянул, - идет реставрация. Так что полюбуемся Воротами в следующий раз.

Но мы все же «застряли». Китайские ворота, Карамон , перед самим храмом ошеломляют. Фигурки священнослужителей, птицы, цветы выполнены с таким потрясающим изяществом и мастерством, что хочется их рассматривать и снимать каждую в отдельности.

Воспринимать потом что-то ещё было уже довольно тяжело. Поэтому главный храм и саму гробницу Иэясу , куда ведет лестница из 207 ступенек - смотрели уже на «автопилоте». Прогулка по кедровым аллеям Никко нас немного оживила, и минут через пять мы подошли к святилищу Тайюинбё - мавзолею Иэмицу Токугавы . Того самого внука Иэясу, который достроил святилище Тосёгу.

Как и в святилище Тосёгу , строения расположены на нескольких уровнях. Чтобы дойти до усыпальницы, нужно подняться по сотне достаточно крутых ступенек и миновать 6 ворот с неизменными стражниками . Естественно, надо зайти в главный храм. И все здания, и ворота пышно украшены золотом и резьбой по дереву. Очень похоже на Тосёгу, но, наверное, в дань уважения к обожаемому деду, чуть скромнее. Хотя, на мой взгляд, от этого Тайюинбё, пожалуй, более изыскан. И еще одно положительное отличие от Тосёгу: намного меньше людей. Наверное, не все группы сюда завозят, и не все «дикари» сюда доходят.
После храмов Никко мы запланировали резкую смену обстановки. В Японии, как правило, это просто. Хотите пробежаться по векам, перепрыгнуть из 7-го в 21-й? Запросто. В Токио, например, это занимает от силы полчаса. Хотите от японского барокко, от которого уже кружится голова, сбежать в мир живой природы с водопадами и озерами? Нет проблем. В Никко на это уйдет 40 мин. поездки на автобусе. И рядом с конечной автобусной остановкой, надо только чуть углубиться в парк, - водопад Кэгон ( Kegon ) , один из трех самых красивых водопадов Японии. Со смотровой площадки он не очень хорошо виден, но рядом лифт. И после стометрового спуска мы оказались прямо напротив нижнего уровня водопада.

После водопада, пройдя мимо каменных торий, мы оказались возле озера Чузэндзи ( Chuzenji ) , которое еще называют Satsu - no - umi - "Море счастья". Озеро, расположенное на высоте 1,269 метров над уровнем моря, образовалось в результате извержений потухшего вулкана Нантайсан 20000 лет назад. Нам повезло: уже уходящее на покой солнце пробилось сквозь тучи, и перед нами предстала сказочная картина… После любованием закатом на озере Чузендзи, вернулись в Токио.

Совет : если у вас в Никко только один день - к водопаду и озеру можно не ехать: в Европе и озера, и водопады есть не хуже, а времени уйдет не меньше двух часов. Если вы не пресытились японским барокко, возможно, стоит остаться в храмовом комплексе и зайти в святилище Футарасан. Все-таки история, 7 век. А в 15-ти минутах ходьбы за храмом Дзиундзи - аллея каменных статуй и фонарей Дзидзо. Судя по фотографиям, очень интересно.
А если вы в Никко 2 дня…Вот как мы (уже со знанием дела:) планируем следующую, двухдневную, поездку в Никко. Первый день - озеро Чузэндзи и водопад Кэгон. Но выйдем из автобуса на несколько остановок раньше озера (остановка называется Akechidaira ). Пересядем на канатную дорогу, которая поднимает на горное плато с потрясающим, надо полагать, видом на горы и озеро Чузендзи. Говорят, и водопад Кэгон виден. А во второй день - неспешная прогулка. Алея Дзидзо, святилище Футарасан, Врата солнечного света в Тосёгу и храм Риннодзи. Надо же их увидеть! Но замечу - хотя в 2019 году их реставрация закончится, но наверняка будут реставрировать что-то другое: реставрация храмовых комплексов продлится до 2024 года.
Время работы и цены входных билетов в Никко:
Храмы работают с 8:00 до 17:00 (до 16:00 с ноября по март)
Цена билетов (курс японской йены на 1. 4.2016 - 100 йен - 0.89 долл.) :
Тосёгу 1300 йен (вход во все части святилища)
Тайюнбё 550 йен
Футарасан 200 йен
Лифт на водопаде Когэн: с 8:00 до 17:00 (до 16:30 с декабря по февраль), 550 йен
Канатная дорога: с 9:00 to 16:00 (в осеннее цветение дольше), 730 йен

Никко – это место последнего упокоения Иэясу, основателя сёгуната Токугава, скончавшегося в 1616 г. После смерти императорский двор объявил его богом, и впоследствии он стал известен как Тосё Дайгонгэн («Великое воплощение, озаряющее собой Восток») , Годом позже останки Иэясу торжественной процессией были доставлены сюда, на территорию основанного восемью столетиями раньше религиозного центра. При жизни Иэясу сделал себя всевластным повелителем Японии. Его собственные феодальные владения в состоянии были прокормить и дать кров 2,5 млн человек. Тосёгу (ежедневно апрель - октябрь 8.00-17.00, ноябрь - март 8.00-16.00) - погребальный комплекс, который он повелел возвести в свою честь, великолепен.

Добираться до Никко из Токио лучше всего на поезде по линии «Shinkansen» Японских железных дорог со станций Токио или Уэно с пересадкой в Уцуномии или по линии «Tobu» на «Limited Express» из Асакусы. Время в пути около 2 ч. Сам городок Никко - по преимуществу одна длинная авеню, связывающая вокзал со святилищем Тосёгу.

Хотя по духу Никко очень японский город, он также испытал на себе влияние других наций. В главном святилище выставлены статуи трех китайских персонажей, а также скульптурные изображения мандаринов - плодов неизвестных в те времена в Японии. Многие архитектурные сокровища Никко были созданы корейскими мастерами.

Комплекс Тосёгу

После короткой поездки на автобусе с привокзальной площади вы окажетесь у красного лакового «священного моста» Синкё длиной 28 м, перекинувшегося через реку Дайя.

Отсюда начнется знакомство с Тосёгу. Согласно легенде, мост отмечает место, где в 766 г. буддистский священник Седо переправился через реку на двух огромных змеях, чтобы основать храм, позже превратившийся в храм Рин-нодзи. Вход в комплекс святилища открывается через дорогу за мостом. Каменные ступени лестницы сначала приведут вас к храму Сёдо.

Риннодзи принадлежит к буддистской секте тэндай. Главный зал, именуемый Санбуцудо, с его почти чувственной цветовой гаммой - черный, зеленый и алый - датируется 1648 г. и является крупнейшей самостоятельной постройкой Тосёгу. Внутри находятся три огромные, покрытые золотистым лаком статуи высотой 8 м, представляющие три разные сущности Будды. В центре - Амида Ниорай, Будда, ведущий верующих в рай; справа - богиня милосердия Сэндзю (Тысячерукая) Каннон; слева - Бато-Каннон, изображаемая с головой лошади и воспринимаемая как защитница животных. К северу от главного зала располагается Гоотендо - малый храм, в котором верующие пишут свои просьбы о здоровье и благополучии на деревянных дощечках, позже сжигаемых, чтобы молитвы вознеслись к небесам. Южнее находится резиденция настоятеля (традиционно принца крови) с восхитительным садом в стиле периода Эдо.

Покинув Риннодзи с западной стороны, вы окажетесь на широкой аллее Омоте-сандо, ведущей в гору к самому святилищу. Обратите внимание на памятник даймё Мацудаире Масатане, доверенному слуге Иэясу. Мацудаира более 20 лет занимался высаживанием величественных криптомерий (японских кедров) на территории святилища и вдоль идущей к нему 64-км дороги. К сожалению, большая часть этой дороги утрачена. Несколько участков уцелело к востоку от города, где многие из 13 тыс. деревьев по-прежнему стоят благодаря поддержке корпоративных спонсоров.

В верхней части Омоте-сандо слева стоит пятиярусная пагода святилища, украшенная 12 знаками азиатского зодиака и тремя штокрозами - символом клана Токугава. Отсюда каменные ступени ведут к первым воротам Тосёгу, Омотемон, охраняемым двумя окрашенными в красный цвет грозного вида небесными царями-дэвами. В первом дворе располагается конюшня священного белого коня святилища. Резное панно над дверью изображает знаменитую группу из трех обезьян - «Не слышу зла, не вижу зла, не говорю зла!», - ставшую символом Никко и фигурирующую практически на всех местных сувенирах. В дальнем конце двора находится Киодзо (библиотека сутр) , где в огромном вращающемся шкафу хранятся порядка 7000 священных книг буддизма. Библиотека недоступна для посетителей.

С приближением ко второму пролету каменных ступеней справа вы увидите колокольню и высокий бронзовый канделябр, а слева - башню барабанов и вращающийся бронзовый светильник. Оба изделия из бронзы были в XVII в. подарены голландским правительством в благодарность за особые привилегии, предоставленные его торговцам в период изоляции Японии. Дальше слева возвышается храм Якуси-до в честь Будды-исцелителя.

Двухъярусные ворота Ёмэймон, или Ворота солнечного света, в верхней части лестницы - подлинный шедевр Тосёгу, по праву причисленный к национальным сокровищам страны. Они представляют собой высшее выражение пышного стиля периода Момояма, вдохновленного скульптурой и архитектурой китайской династии Мин. Колонны цвета слоновой кости высотой 11,3 м, балки и карнизы, покрытые резьбой с изображением драконов, фениксов, львов и тигров на фоне облаков, пионов, китайского шалфея и ангелов, - все золоченое и окрашенное в красный, золотистый, синий и зеленый цвета. Справа и слева от ворот - облицованные панелями галереи, также украшенные резьбой и расписанные сценами живой природы: соснами и сливовыми деревьями, полевыми и водоплавающими птицами.

За воротами слева находится Микоси-гура - хранилище портативных святилищ, используемых в процессиях проходящего два раза в год (17-18 мая и 17 октября) фестиваля Тосёгу. Справа расположен Кагураден - зал, в котором исполняются ритуальные танцы в честь богов и где за небольшую плату пары могут заказать синтоистскую свадебную церемонию со звуками флейт и барабанов, участием незамужних жриц святилища.

Напротив Ёмэймона через двор стоят Карамон (Китайские ворота) - официальный вход во внутреннее святилище. Постройка, как и Ёмэймон, имеет статус национального сокровища и столь же обильно покрыта резьбой и живописно раскрашена. Стены по обе стороны ворот заключают в себе хонден (главный зал) святилища. Вход - справа. Здесь входящие снимают обувь (пользуясь ящичками) для посещения части зала, именуемой хайденом (молельней) . Дальше пройти нельзя, так как в дальнем конце молельни находятся найдзин (внутренняя комната) и най-найдзин (самая внутренняя комната) , где покоится дух Иэясу. Здесь нашли упокоение две другие достойные личности - воспитатель Иэясу Тойотоми Хидеёси и великий воин XII в.

Минамото-но Ёритомо, основатель сёгуната Камакура, которого Иэясу объявил своим предком.

Далее вы приблизитесь к еще одной иконе Тосёгу - знаменитым Воротам спящей кошки. Говорят, что сама кошка над входом - произведение Хидари Дзингоро, легендарного мастера-резчика периода Токугава. Отсюда 207 каменных ступеней вознесут вас через прекрасный кедровый лес к могиле Иэясу Токугавы, именуемой Хото. Подняться стоит, хотя бы только ради открывающегося вида, деревьев и прохладного бурного потока. Сама могила в виде миниатюрной бронзовой пагоды с прахом великого сёгуна ничего особенного из себя не представляет.

Короткая прогулка к западу от Тосёгу - безусловно, старейшая из традиций этого священного места. Футарасан-дзиндзя (ежедневно апрель - октябрь 8.00-17.00, ноябрь - март 9.00-18.00) -- синтоистское святилище, основанное в VIII в. в честь Окунинуси-но-Микото (бога рисовых полей) , его супруги и их сына. В одном углу участка стоит бронзовый светильник «Призрак» высотой около 2,3 м. Глубокие зарубки в бронзе были сделаны дежурившими в святилище стражниками, верившими, что по ночам светильник превращается в гоблина. Такой была потрясающая мощь японского меча, к тому же, вероятно, усиленная суеверием японцев.

Внук Иэясу и третий сёгун рода Токугава Иэмицу (1603-1651) отторг здание у Тосёгу. Здесь в Дайу-ин, к западу от Футарасана, он и упокоен. Меньший по размерам Дайу-ин тем не менее является более внушительным мавзолеем, стоящим на поросшем лесом склоне холма. К нему ведут три марша каменных ступеней и пять декоративных ворот. Самые величественные стоят на самом верху лестницы и известны как Ясамон (Ворота демониц) , названы они так по фигурам в четырех их альковах. Святая святых святилища, отнесенная к числу национальных сокровищ, имеет золоченый и лакированный алтарь высотой около 3 м с деревянной фигурой сидящего Иэмицу, который сверху взирает на свое великое творение.

«Не говори ни о чём, что это прекрасно, пока не увидел Никко», так говорят в Японии об этом городе.

Городок Никко находится в 130 км от Токио. Главной достопримечательностью является синтоистское святилище Тосёгу – место упокоения великого полководца и государственного деятеля сёгуна Иэясу Токугавы. Комплекс состоит из нескольких храмов. Хондэн – основной зал святилища, где находится в вечном покое дух Иэясу Токугавы, бронзовая пагода Ходо, под сводами которой хранится прах полководца, храм Риннодзи, который считается самым крупным деревянным сооружением в Никко. Именно в этом храме находится знаменитый Зал Трёх Будд. Трёхметровые изваяния святых буддийского пантеона – Будда Амида-Нёрай, тысячерукая Каннон, Ботон-Каннон – восседают на постаментах в виде лепестков лотоса.

Никко – это ещё и национальный парк. Озеро Тюдзэндзи и великолепный вид на один из красивейших водопадов Японии Кэгон оставят неизгладимое впечатление от посещения.

Находясь в Никко, можно посетить музей под открытым небом Эдо-Мура (Деревня времён Эдо). Вы ознакомитесь с условиями быта князей и самураев средневековья. Дом ниндзя, в котором проводятся показательные бои представителей этой некогда популярной в Японии профессии, и сценическая площадка, на которой выступают актеры театра Кабуки, не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых.

НИККО - небольшой городок (20 тыс. жителей), расположенный в 130 км к северо-востоку от , и одновременно - известный национальный природный парк, занимающий огромную территорию (1402 тыс. кв. км) и отличающийся неповторимыми ландшафтами и пейзажами. Это горная страна с величественной снежной вершиной Нантайсан и озером Тюдзэндзи, из которого берет свое начало водопад Кэгон .

Свою известность Никко приобрел еще в VIII веке, когда здесь обосновался монах Сёдо (735-817) - сторонник аскетических путей совершенствования духа. Тогда этот район еще оставался уголком дикой неосвоенной природы, и монаху потребовалось немало сил и упорства, чтобы подыскать достойное место для будущего храма. Заметив на вершине горы Нантайсан (Nantaisan) пятицветные облака, монах воспринял это как указание богов. Но путь к вершине ему преградила бурная горная река Дайягава (Daiyagawa). Сёдо обратился за помощью к богам, и те прислали монаху двух священных змей - красную и синюю, которые, сплетясь над водой, образовали мост, ведущий на другой берег. Трудно сказать, насколько эта легенда отражает действительную историю, но первый настоящий мост был построен здесь лишь в 1636 году, когда в этих местах уже полным ходом шло строительство культовых сооружений, связанных с увековечиванием памяти Иэясу Токугавы (Ieyasu Tokugawa) - одной из ярчайших фигур японской истории. Мост получил название Синкё (Shinkyo) - Священный мост в память о чуде с монахом Сёдо. Это сооружение представляет собой деревянный, выкрашенный в красный цвет горбатый мостик 28 м в длину и 7 в ширину, опирающийся на два каменных основания в виде арок прихрамовых ворот (тории).

Сохранить его со времен средневековья в неприкосновенности не удалось. В самом начале XX века вздувшаяся после продолжительных дождей Дайягава снесла мост, но его вскоре восстановили, сохранив прежний облик. Сначала Священным мостом могли пользоваться лишь родственники похороненного здесь великого сёгуна и специальные посланники от императора. После окончания Второй мировой войны правила смягчились, и по доскам Синкё зашаркали подошвы простых японцев, но лишь в дни специальных храмовых праздников, когда через реку по мосту стали переправляться пышные процессии. А в обычные дни воспользоваться мостом можно за плату.
У выхода с моста приезжих встречает памятник князю Масацуна Мацудайре (Masatsuna Matsudaira), чьими усилиями воздвигнут храмовый комплекс и посажены тянущиеся на 40 км великолепные аллеи криптомерий, сохранившиеся до наших дней. Отсюда каменные ступени поведут приезжего к вершине холма, где воздвигнуты известные всему миру храмы.

На склонах высоких холмов и на вершинах гор здесь в течение столетий создавались многочисленные буддийские храмы и синтоистские святыни. Здесь же находится усыпальница великого сёгуна - Токугава Иэясу - и посвященный его памяти храмовый комплекс Тосёгу.

Храмовый комплекс Тосёгу

К Тосёгу ведет дорога Омотэсандо (Omotesando). Не доходя до ворот святилища можно посетить храм Риннодзи (Rinnoji), принадлежащий буддийской секте Тэндайсю. В прошлом настоятелями этого храма становились лишь мужчины, принадлежавшие к императорской семье. Его основной зал - Санбуцудо (Sanbutsudo - Зал Трех Будд) - считается самым крупным деревянным сооружением в Никко. Внутри расположились три трехметровых изваяния святых буддийского пантеона, восседающих на лепестках лотоса. В центре - Будда Амида-Нёрай, справа - тысячерукая Каннон (на самом деле у статуи 40 рук, но каждая из них наделена способностью утолять 25 печалей), а слева - Бато-Каннон, покровительница животных, о чем напоминает головка лошади, врезанная в лоб статуи.

Святилище Тосёгу - место упокоения великого полководца и государственного деятеля, сёгуна Иэясу Токугавы (1543-1616), сумевшего на рубеже XVII века не только захватить высшую власть в Японии, но и положить конец истощавшим страну кровавым междоусобицам. Немало усилий пришлось приложить сёгуну, чтобы обескровить рвущихся к власти крупных феодалов-даймё. И его желание иметь пышную усыпальницу в Никко, как утверждают, было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, как и после смерти не позволить местным князьям сбросить с себя узду центральной власти. По воле умиравшего сёгуна все даймё были обязаны принять самое активное участие в строительстве усыпальницы Иэясу. Легенда гласит, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались два десятилетия. На самом деле стройка шла всего 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). Ежедневно в работах по возведению комплекса было занято около 9 тысяч человек, а на все потребовалось 4 541 230 человеко-дней. Лучшие художники и ремесленники были собраны со всей страны.

Чтобы попасть на территорию мемориала, надо пройти под гранитными воротами высотой в 9 метров. Сразу у входа возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом Токугавы (три листа мальвы) и знаками Зодиака. Каждый из ярусов символизирует один из основных элементов бытия - ветер, воду, землю, огонь и небо. С третьего этажа на канатах свисает огромное бревно, маятниковые колебания которого во время землетрясений и штормов позволяют 35-метровой башне сохранять устойчивость.

Рядом со стеной лежит огромный валун, именуемый Глупым камнем. Столь уничижительное название он получил потому, что строители так и не сообразили, каким образом применить его к делу.

Далее дорога, пройдя под Внешними воротами Нёмон (Nyomon), охраняемыми фигурами двух Царей-Дэвов, ведет мимо древних складских помещений, где хранится праздничный реквизит для ежегодных торжественных шествий, проводимых 18 мая и 17 октября, и единственного не покрытого лаком здания в пределах Тосёгу - Священной конюшни. В синтоистских храмах обычно содержалась лошадь, на которой "ездило" божество. Художественное оформление стен этого, казалось бы, сугубо служебного здания никого не оставляет равнодушным. Дело в том, что в средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни богато декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян, но весьма назидательных для людей. На одной из панелей изображены три мартышки в характерной позе - "не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла".

Далее паломники проходят под вторыми воротами, выполненными из бронзы. Их высота - 6 метров. Основания двух колонн выполнены в виде лепестков лотоса. Здесь следует омыть руки и прополоскать рты водой из священного источника в знак ритуального очищения от мирской скверны.

Рядом с источником находится Священная библиотека, где в крутящемся книжном шкафу хранились тысячи томов буддийских сутр.

Поистине уникальное сооружение в Тосёгу, на изучение которого можно потратить немало времени, Ёмэймон (Yomeimon - Ворота Солнечного света). Недаром у ворот есть и второе название - Хигурасиномон (Higurashinomon - Ворота сумерек): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Великолепное с точки зрения архитектуры, оно не менее изумляет своим внешним декором. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов, перемежаемыми замысловатыми геометрическими узорами. Работа резчиков была столь восхитительной, что одна из задних колонн намеренно украшена резьбой, выполненной как бы вверх ногами. Это не ошибка. Мастера хотели, чтобы их работой могли полюбоваться сами боги с небес. Ёмэймон считается национальным сокровищем.

Раньше посетителям более низких рангов было дозволено приближаться к святилищу только до ворот Ёмэймон. Далее допускались лишь знатные паломники, оставившие у ворот свое оружие.

Чтобы попасть в сам храм, нужно пройти еще под одними воротами - Карамон (Karamon - Китайские ворота), столь же пышно изукрашенными изображениями цветов и драконов. Тут придется снять обувь (это обязательное условие для посетителей храма) и воздержаться от фотографирования.

Спустившись и поднявшись по нескольким ступенькам и пройдя длинным коридором, вы окажетесь перед входом в Хондэн (Honden - Основной зал святилища). Его двери обычно закрыты для посетителей, ведь там расположен алтарь Гокудэн (Gokuden), где покоятся обожествленные духи великих государственных деятелей Японии Иэясу Токугавы, Хидэёси Тоётоми (Hideyoshi Toyotomi) и Ёритомо Минамото (Yoritomo Minamoto), сыгравших важные роли в становлении японского государства. Духи Хидэёси и Минамото, хотя и считаются в синтоистском пантеоне менее значительными божествами, были "переселены" в святилище, чтобы сопровождать основное божество (сказывается влияние буддийского образа-триады). Комнату может открывать только верховный жрец по случаю религиозной церемонии. Здесь собрано немало шедевров изобразительного искусства, выполненных выдающимися мастерами страны.

Святилище низким проходом соединено с молельней. На ее ступеньках стоят пять подносов с едой и две бутылки рисового вина сакэ. Их священники каждое утро приносят для Иэясу, а вечером уносят.

О нежелательности любых внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов, свидетельствует и изображение спящей кошки (Nemurineko) над боковым проходом. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности - в храме никогда не отмечалось появления мышей. Как утверждают, авторство этого барельефа принадлежит известному японскому скульптору Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari). Его настоящая фамилия была Итами. Но прозвище Хидари (левый) он получил якобы после того, как один из конкурентов из зависти отрубил мастеру правую руку. Поэтому спящую кошку для храма Тосёгу мастер изваял левой рукой. Впрочем, и сам скульптор, и случавшиеся с ним истории скорее мифологичны.

Выйдя во двор, поднявшись по 200 каменным ступеням и пройдя несколько ворот, вы окажетесь перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo). Именно здесь хранится прах Иэясу Токугавы. Возможно, вам бросится в глаза, что могила выдающегося воина и государственного деятеля украшена гораздо скромнее, нежели Хондэн, где покоится его дух. В этом нет ничего странного. Дух умершего становится "ками" - божеством, а могила - лишь место погребения праха смертного человека.

Завершив свой земной путь, Иэясу Токугава получил пышное посмертное имя - Тосё Дайгонгэн (Великая реинкарнация Будды Якуси-Нёрай, освещающая Восток). Соответственно, и архитектурный стиль, в котором были выполнены храм и мавзолей в Никко, с тех пор называется гонгэн-дзукури. Последующие сёгуны клана Токугава ввели в традицию ежегодное паломничество в сопровождении многочисленной свиты к могиле своего доблестного предка, точно так же, как члены Императорского дома издревле посещают храм Исэ, посвященный их прародительнице, богине Солнца Аматэрасу. Позднее местные даймё стали воздвигать в своих владениях миниатюрные храмы и мавзолеи памяти славного сёгуна, также получавшие название Тосёгу. Всего их было построено по всей стране более ста. 18 мая и 17 октября во всех Тосёгу отмечаются храмовые праздники с впечатляющими парадами сотен людей, одетых в наряды самураев и даймё времен сёгуната.

Храм Дайюинбё

В нескольких минутах ходьбы от могилы Иэясу Токугавы расположен храм Дайюинбё (Daiyuinbyo) с мавзолеем его внука Иэмицу (Iemitsu). В отличие от Иэясу, внука не обожествляли в синтоистском пантеоне, поэтому мавзолей не называют святилищем. Он несколько скромнее по масштабам, но выполнен в том же стиле гонгэн-дзукури, пышно декорирован золотом, резьбой по дереву, скульптурными изображениями. Хотя Дайюинбё - храм синтоистский, в нем легко можно обнаружить присутствие богов и символов буддийского пантеона. В декоре преобладают китайские мотивы - с киринами, львами, тиграми, драконами и цветами.

Храм Футарасан

Осмотр храмового комплекса в Никко можно закончить знакомством с храмом Футарасан дзиндзя (Futarasan Jinja). Это самое старое здание в Никко, построенное в 1617 году. Долгие годы храм принадлежал секте Сюгэндо, искавшей пути спасения души в аскетизме горных отшельников. Со временем храм разросся, и его отдельные сооружения были разбросаны по окрестностям Никко. В дни праздника Яёи мацури (13-17 апреля) на территории Футарасан дзиндзя проводятся представления ритуальных танцев кагура. Но при желании любой паломник может заказать исполнение танца кагура и в другие дни за умеренную плату. Святилище Футарасан отражает идею синтоистского поклонения природе.

Озеро Тюдзэндзи и водопад Кэгон

От храмовой зоны либо от железнодорожного вокзала Никко можно за несколько минут добраться автобусом до озера Тюдзэндзи (Chuzenji). Остановка называется Тюдзэндзи онсен (Chuzenji onsen). Здесь создана целая туристическая зона с бесчисленными сувенирными лавками, ресторанчиками, яхт-клубами и даже банями на горячих источниках.

Автомобильная дорога ведет вниз по склону, названному Ироха-дзака (Iroha-zaka). И, ро, ха - первые три буквы японской азбуки, насчитывающей всего 48 знаков. Столько же поворотов делает и дорога, серпантином спускающаяся к озеру. Берега озера Тюдзэндзи особенно красивы ранней весной, когда окружающие горы покрываются бледно-розовым туманом цветущей сакуры, либо в октябре, когда краснеющие листья кленов заставляют поверить, что окрестные леса охватил яростный пожар. От причала регулярно отходит катер, за 20 минут и 510 иен перевозящий желающих на другой берег. Впрочем, здесь великолепны и пешие прогулки. Всего в пяти минутах ходьбы от Тюдзэндзи онсэн открывается великолепный вид на один из красивейших водопадов Японии - Кэгон (Kegon). Его высота - 97 метров. Для остроты впечатлений можно воспользоваться за 530 иен подъемником, который позволяет наблюдать за низвергающимися потоками воды. Самый полноводный период - с апреля по ноябрь. В засушливый сезон падающая струя может иссякнуть, хотя существует целая система подкачки воды насосами через подземную трубу. Не менее впечатляющее зрелище Кэгон представляет собой и в суровую зиму, когда его струи замерзают ледяными наплывами и каскадами.

Великолепными видами окрестностей можно полюбоваться и сверху - из кабин канатных дорог, поднимающихся на горы Тянокидайра (Chanokidaira) и Акэтидайра (Akechidaira). В Национальном парке находится великолепный Ботанического сад, 10 минут автобусом от городского вокзала, где собрано более 2 тысяч видов альпийских растений.

Любоваться цветами во все времена года люди приезжают в Никко. В самом конце зимы неподалеку от деревянного строения старинного храма Рицуин первыми зацветают японские сливы. В середине апреля сливу сменяет цветущая сакура. Здесь, около Рицуин, есть и 200-летние вишневые деревья. Их цветы имеют своеобразный золотистый оттенок. Это особый, редкий вид сакуры - конгосакура.

Множество людей приезжает в Никко осенью для того, чтобы наблюдать красоту пламенеющей листвы кленов. Обычай любования алыми листьями кленов, момидзигари, восходит к осеннему празднику урожая. Когда-то в старину после уборки урожая жители деревень собирались вместе, водили хороводы, украшали друг друга венками из алых листьев, ветвями кленов убирали свои дома. На этих празднествах складывались песни о красоте природы, о любви.

В празднествах, фестивалях и многолюдных процессиях, проводимых ежегодно в Никко, можно наблюдать все тот же синкретизм религиозных представлений японцев, тесное переплетение буддизма, синтоизма, культа предков, а порой и более древних верований. Одним из наиболее грандиозных празднеств храма Тосёгу является фестиваль Сэннин-гёрэцу ("Процессия, состоящая из тысячи человек"), который проводится в Никко ежегодно 17-18 мая уже более 350 лет, начиная с 1617 г.

Многолюдно бывает вНикко и в начале августа, когда тысячи паломников в белых одеждах, простых соломенных шляпах и сандалиях поднимаются к озеру Тюдзэндзи для того, чтобы омыться в его холодных водах и посетить буддийские храмы, расположенные по его берегам. В ночь на 3 августа большие группы людей с посохами и факелами в руках поднимаются на священную вершину горы Нантайсан, чтобы поклониться святыням, там они и встречают восход.

Посетив Никко, можно час-другой провести в музее под открытым небом Эдо-мура (Деревня времен Эдо). Здесь можно ознакомиться с условиями быта князей и самураев средневековья. В число аттракционов входит и т.н. Дом ниндзя, где для зрителей регулярно проводятся показательные бои представителей этой некогда популярной в Японии профессии - шпионов и тайных убийц. В рамках музея работает сценическая площадка, на которой выступают актеры театра Кабуки, разыгрывающие классические пьесы.

"Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко", - гласит старинная японская поговорка.

Храмы и святилища Никко открыты:
апрель-октябрь ежедневно с 08:00-17:00 (зимой до 16:00).
Вход платный (можно покупать билеты в каждый храм, но гораздо дешевле купить единый билет, дающий право посещения всех достопримечательностей, за исключением Нэмури-Нэки (Спящей кошки).

Туристический информационный центр Никко: 81 0288/53-3795. Находится на вокзале.
Как добраться: сесть на станции Тобу Асакуса на поезд линии Тобу Никко. На экспрессе дорога займет 2 ч, а на скором поезде (кайсоку) на 15 мин больше, но билет вдвое дешевле. При наличии единого билета JR можно воспользоваться услугами этой ж/д компании, но это медленнее и менее удобно. Вы садитесь на Тохоку синкансэн на станции Уэно и на станции Уцумомия делаете пересадку на отходящий каждый час поезд до Никко .