ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Муссолини жив: Почему в Италии до сих пор берегут фашистские памятники. Открыта тайна послания итальянских фашистов потомкам (9 фото) Кем современные итальянцы считают Муссолини

В Италии, наряду с памятниками античности можно увидеть и такое --

Обелиск Муссолини

..."Тому, кто приезжает в Рим впервые, непременно покажут "Форум Италико", любимое детище Муссолини -
спортивный комплекс, концепция и архитектура которого разрабатывалась под его руководством,
и который раньше назывался "Форум Муссолини".

Перед главным входом - семнадцатиметровая мраморная колонна, на которой высечено: "Mussolini Dux" (Муссолини - вождь, дуче).
Колонна стоит с 1932 года, то есть пережила и период величия дуче, и партизан, повесивших самого Муссолини,
и приход войск антигитлеровской коалиции. И никому, похоже, в голову не приходило ее взорвать или хотя бы вытравить надпись.
А "Форум", перед которым стоит мраморная колонна, был в 2009 году отреставрирован, то есть восстановлен в том виде,
в каком его придумал Муссолини, с фресками, изображающими войну в Эфиопии. На этом фоне проходил чемпионат мира по плаванию "...

В 2006 году была проведена реставрация обелиска, стоившая 2,2 млн евро.

К сожалению не всем странам повезло с таким отношением к памятникам истории и культуры,
и очень странно бывает наблюдать когда в вакханалию разбоя и уничтожения исторических объектов включаются вполне себе интеллигентные люди...

Одна из фресок форума --




В Риме открыл двери новый музей, который моментально привлек к себе внимание уникальными экспонатами.
Речь идет о личных апартаментах итальянского диктатора Бенито Муссолини. Музей расположен в одном из строений,
принадлежавших премьер-министру Муссолини. В настоящее время реставраторы ведут восстановительные работы
в остальных помещениях виллы дуче. За последние 50 лет вилла Торлония пришла в упадок, но специалисты считают ее
прекрасным образцом неоклассического стиля. В течение 18 лет усадьба была домом одного из самых жестоких лидеров XX века.
Римские власти сообщают, что внутреннее убранство виллы сильно пострадало от рук британских
и американских военных во время Второй мировой войны.

22.06.2017, 12:00

Если Бенито Муссолини не воевал, то он занимался реконструкцией Рима. Впрочем, если воевал, тоже занимался, но в меньшем масштабе. Только по-настоящему большая война, такая как Вторая мировая, могла отвлечь его от любимого занятия. «Без ложной скромности я считаю себя духовным отцом генерального плана реконструкции Рима»,- говорил дуче.

АЛЕКСАНДР БЕЛЕНЬКИЙ

Алтарь вставной челюсти

Как Петербург Достоевского на самом деле впервые описал Пушкин в «Медном всаднике», так и Рим Муссолини начали строить, когда Бенито был еще ребенком. Иначе быть и не могло, потому что в этой области, как и во всех других, дуче ничего не начинал. Он придал новое качество процессу, который начался задолго до него.

Разумеется, это не случайное совпадение, что самые жестокие агрессивные националистические режимы в Европе в XX веке возникли в Италии и Германии - странах, незадолго до этого почти одновременно переживших «позднее объединение». Устав быть европейскими провинциями, которые другие державы вечно захватывали и делили, обе страны, хотя и с разной степенью интенсивности, бросились строить империи. На первом этапе в градостроительстве и архитектуре это вылилось в то, что местные мастера стали достраивать грандиозные соборы и воздвигать новые, крайне помпезные, сооружения.

В Германии это проходило в целом не очень удачно, а вот итальянский художественный гений позволил вполне достойно завершить собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции и Миланский собор. Риму повезло меньше. Достраивать крупные церкви здесь было не надо, зато потребовалось воздвигнуть грандиозный монумент в честь объединения страны и правителя, при котором оно произошло.

Так появился памятник Виктору Эммануилу II, который итальянцы официально именуют Il Vittoriano или Altare della Patria (алтарь Отечества), но гораздо чаще - пишущей машинкой и вставной челюстью.

В целом это была до крайности вульгарная трактовка античного наследия, как его понимали во второй половине XIX века. При проектировании и сооружении этой «вставной челюсти» случилось многое из того, что потом в куда большем масштабе произошло при Муссолини.

Началось все с конфуза. Был объявлен конкурс на проект монумента, который выиграл французский архитектор Анри-Поль Нено. Итальянцы не испытывали по отношению к французам никакой неприязни, но поручить строительство национального памятника иностранцу тоже не могли. Тогда был объявлен еще один конкурс, на этот раз - только для своих. В нем победил Джузеппе Саккони. В 1885 году он приступил к строительству этого диковатого сооружения, которое совершенно исказило облик большой части города, прежде всего Капитолийского холма.

Тогда же обозначились и другие тенденции, которые потом пышным цветом расцвели при Муссолини. На месте нынешнего монумента располагался очень живописный народный квартал. Здесь стояло много старых домов, владельцам которых доходчиво разъяснили, что ничего они не владельцы, и собственность у них попросту отобрали.

Вроде бы выплатили какую-то компенсацию, но, зная феерическую итальянскую бюрократию и чиновничью лень, легко догадаться, что люди получили свои деньги нескоро и не без проблем. Одновременно с этим были уничтожены и куда более интересные, чем воздвигнутый на их месте монумент, архитектурные сооружения.

В здешних местах стоит только копнуть, и напорешься на какую-нибудь древность. Среди прочего, например, здесь нашли римскую инсулу (многоэтажный дом) II века новой эры. «Докапывали» и восстанавливали ее очень долго, и свой нынешний вид она приняла относительно недавно.

Дуче в городе

Желание перестроить Рим по образцу османовского Парижа в конце XIX века в Италии было у многих, но, к счастью, для этого не было денег. К тому же у итальянцев все-таки есть врожденный пиетет по отношению к своим древностям.

И, когда в наши дни они говорят о том, что надо проложить третью линию метро по живому, невзирая на все эти храмы и строения, которые вечно обнаруживают под землей (а в Риме метрострой объединен с отделом археологии, который очень тормозит его работу), не надо воспринимать это всерьез. Так выпускается итальянский пар. Никто или почти никто ничего подобного на самом деле не имеет в виду.

В отличие от большинства итальянцев Муссолини, придя к власти в 1922 году, как раз имел в виду очень многое из того, что говорил, в том числе и о римском градостроительстве. У нас с 30-х годов было принято смотреть на итальянского диктатора глазами Кукрыниксов: какой смешной, какой нелепый, сколько пафоса, какие уморительные рожи строил. Между тем Муссолини просто был человеком той эпохи, итальянским правителем своего времени, всем требованиям которого отвечал, иначе бы он не продержался у власти больше двадцати лет.

Возгордившиеся собой итальянцы тогда хотели видеть именно такие пафосные рожи, точно соответствовавшие их собственным настроениям. Не случайно никакого серьезного сопротивления власти дуче не было практически до конца его правления.

Когда римские гиды говорят о реконструкции города, которую осуществлял Муссолини, они обычно ехидно замечают, что дуче прорубал широкие проспекты через средневековые кварталы из любви к парадам, без которых прямо не мог жить. Между тем парады, как раз безумно популярные тогда в народе, самого Муссолини волновали далеко не в первую очередь. Он был умным и дальновидным политиком и в данном случае преследовал множество целей.

Первая была сугубо идеологической.

Муссолини сам себя ощущал не столько итальянцем, сколько потомком древних римлян, и Рим он тоже хотел видеть близким к античному оригиналу.

Рим средневековый и даже Рим времен Возрождения и барокко с его узкими петляющими улицами был ему абсолютно чужд. Четко распланированный Древний Рим, в котором было множество прямых и широких улиц, больше соответствовал его вкусам и, кстати, вкусам большинства его современников, от чего они сами и их потомки потом легко отреклись.

Муссолини хотел забыть Италию недавнего и далекого прошлого, пусть и диктовавшую художественные вкусы всему миру, но при этом раздираемую захватчиками. Древний Рим, диктовавший свою волю всем и вся,- совсем другое дело. Сейчас как-то забыто, что одним из множества титулов, которые Муссолини себе присвоил, было звание «основатель империи».

После реконструкции, в ходе которой были снесены средневековые постройки, театр Марцелла стал гораздо лучше виден

Рим, каким Муссолини его принял, был живописен и великолепен. Последние две тысячи из почти двух тысяч семисот лет его официальной истории лежали перед каждым имеющим глаза как на ладони, но он никак не смотрелся столицей империи, а Муссолини хотел видеть его именно таким. Для этого среди прочего нужно было проложить широкие улицы и расчистить пространство вокруг крупных античных памятников.

При этом Муссолини дополнительно решал сразу две задачи.

Во-первых, он хотел уничтожить небогатые народные кварталы в центре, например вокруг театра Марцелла. Для многих древних итальянских городов была характерна хаотичная «пятнистая» застройка. Люди среднего и ниже среднего достатка часто жили в самом центре, в том числе рядом с прославленными обломками античности. Богатые же кварталы находились немного в стороне, где было легче наладить соответствующую статусу жильцов инфраструктуру.

Во-вторых, Муссолини вообще хотел зачистить Рим от пролетариата. Не стоит забывать, что он был сыном социалиста и сам начинал как социалист, но пришел к власти во многом как раз на страхе власть и деньги имущих перед социализмом. И угрозу, исходящую от рабочего класса, он воспринимал как вполне реальную.

Рабочих выселяли в своеобразные спальные районы, где они были собраны в кучу и за ними было гораздо легче следить. То, что следить было особенно незачем, так как Муссолини пользовался широкой поддержкой в народе, его, как и всякого диктатора, не успокаивало. Возможно, хорошо зная свой народ, он понимал, насколько неглубока эта любовь и как быстро она закончится, если что-то пойдет не так.

Шедевры на шедеврах

О своих планах относительно Рима Муссолини заявил громко и почти сразу, едва утвердился на месте нового диктатора. 21 апреля 1924 года, в очередной день основания Рима, он выступил на Капитолийском холме с программной речью, в которой, в частности, сказал:

«Я хочу разделить проблемы Рима XX столетия на две категории: проблемы необходимости и проблемы величия. Без решения первых нельзя подойти к решению вторых. Проблемы необходимости проистекают из развития Рима и состоят из двух взаимосвязанных частей - зданий и коммуникаций. Проблемы величия - совершенно другого рода.

Необходимо избавиться от всего посредственного и безобразного в старом Риме, а если это потребуется, то рядом с древним и средневековым Римом надо воздвигнуть монументальный Рим XX века.

Рим должен стать не просто современным городом в самом тривиальном смысле этого слова, он должен быть городом, достойным своей славы, и эту славу надо постоянно обновлять, чтобы передать ее последующим поколениям в качестве наследия эры фашизма.

Одним из первых проектов Муссолини стала площадь, ныне известная под названием Largo Argentina. Кстати, название имеет не большее отношение к Аргентине, чем к Гондурасу. Просто в XV веке епископ Страсбурга поставил здесь свою башню, от которой не осталось ничего, кроме названия, а латинское название его епархии - Argentoratum.

К 20-м годам прошлого века это было обычное для Рима место, пестро и живописно застроенное. Теперь же его решили застроить новыми домами, хотя среди прочего здесь стояла далеко не безобразная церковь второй половины XVI века Сан-Никола-деи-Чезарини. Новых итальянских архитекторов это не остановило.

Но не спешите называть их варварами. Архитекторы эпохи Возрождения тоже легко сносили все подряд, чтобы расчистить место для своих строений. Так что Муссолини и в этом аспекте только продолжал давно существовавшую традицию.

Однако, когда снесли церковь, под ней обнаружились остатки античного храма. И здесь, как ни ломается от этого язык, придется отдать должное Муссолини: планы строительства были тут же свернуты, а вместо этого начаты серьезные раскопки, в результате которых площадь приобрела свой нынешний вид.

Теперь значительно ниже уровня улицы стоят руины четырех античных храмов. По традиции их относят к временам республиканского Рима, и вам даже покажут место, где убили Юлия Цезаря и где он то ли сказал, то ли не сказал: «И ты, Брут?»

Серьезные гиды при этом прячут глаза. Время строительства этих храмов пока не установлено с абсолютной точностью. Наука, как это часто случается, не знает того, что знают гиды, особенно самые некомпетентные из них. Цезарь, безусловно, был убит, но здесь ли - большой вопрос.

Но что совершенно точно, так это то, что храмы эти древнее тех, что находятся на форуме, и что само это место, своеобразный античный остров посреди города, с которым как-то странно гармонирует и взаимодействует, совершенно великолепно и по-настоящему дышит древностью.

Приходится признать и то, что без Муссолини мы бы вряд ли его увидели. Просто ни у кого не хватило бы решимости взять на себя ответственность за разрушение исторических зданий ради раскопок других исторических зданий, а в городе, где одни архитектурные шедевры стоят на других, это вечно актуальная проблема, и решить, какой шедевр ценнее: тот, что стоит сверху, или тот, что похоронен под ним,- бывает нелегко.

Древность и рационализм

Муссолини выстроил жесткую иерархическую табель о рангах разных исторических эпох Аппенинского полуострова. На первом месте там стоял Рим времен Октавиана Августа, который, по собственным словам дуче, он и хотел восстановить. Поэтому Рим он преобразовывал жестко в соответствии со своим историческим вкусом, решая при этом, как было сказано, и сугубо практические задачи.

Он проредил застройку вокруг театра Марцелла и облегчил доступ к Бычьему форуму, на котором стоят два прекрасно сохранившихся римских храма II–I веков до новой эры. Когда смотришь на них, просто не укладывается в голове, что на момент крещения Руси они простояли уже больше тысячи лет.

План Муссолини состоял из двух частей: необходимость и величие. Благодаря второму древние форумы обрели новую жизнь

Однако, многое разрушив, Муссолини и кое-что построил, и вот эти новостройки в убогом и мрачном стиле так называемого рационализма (Architettura Razionale) как раз неважно сочетаются c древнеримским наследием. Собственно, в Риме они ни с чем толком не сочетаются.

Хотя между Римской империей и Италией Муссолини действительно много общего, в эстетическом и культурном плане они были очень далеки друг от друга. Судя по всему, Муссолини этого не ощущал. Он, безусловно, испытывал глубокое почтение по отношению к древней империи и всему, что с ней было связано и ее символизировало, но никаким глубоким эстетическим чувством не обладал.

Между тем строил он много. Самыми известными постройками его времени в Риме являются новые здания университета и все, что было создано к несостоявшейся всемирной выставке на юго-западе города. Это так называемый Esposizione Universale di Roma (квартал Всемирной выставки). Однако даже римляне не всегда в состоянии вспомнить его полное название и используют исключительно аббревиатуру EUR.

Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images

Самым известным из множества построенных там зданий стал Дворец итальянской цивилизации (Palazzo della Civilta Italiana), в народе иронично называемый Квадратным Колизеем.

Это вполне пристойная работа, но в эстетическом плане столь же далекая от Колизея настоящего, сколь далека она от него во времени. Древние римляне были куда более жестоки, причем обыденно жестоки, чем итальянские фашисты, но с искусством у них было, что называется, получше. В Древнем Риме, вопреки Пушкину, работа архитектурного гения могла в самом прямом смысле этих слов стать ареной для злодейства. Любопытно, что нынешние итальянцы, в массе своей народ добрый, чувствуют это несоответствие и постоянно пытаются протащить идею о том, что «не так уж много в Колизее убивали».

Помимо классических «рациональных» архитектурных объектов при Муссолини в Италии, в том числе и в Риме, воздвигали здания, поразительно напоминавшие сооружения в стиле сталинского ампира.

Их фасады часто украшали рельефы, на которых были изображены солдаты с карабинами, рабочие с молотками и бабы с колосьями - с одним на всех, независимо от пола и возраста, светлым взглядом, устремленным в Великое Будущее. Все отличие от сталинского ампира заключалось в том, что непременно присутствовал еще кто-нибудь с циркулем и кто-то с кистью. Все-таки умственную деятельность, не говоря уже об искусстве, здесь уважали больше, чем в СССР того времени.

Что-то очень похожее строилось и в гитлеровской Германии. Тоталитарное искусство вообще довольно однообразно, поэтому при всей разнице между политическими строями Италии Муссолини, гитлеровской Германии и сталинского СССР в этой области между ними было на удивление много общего.

Две улицы

Рим обладает фантастической способностью переваривать все и переплавлять во что-то свое, что многократно отмечал Павел Муратов, автор путевых заметок «Образы Италии», одной из лучших книг на русском языке, посвященных итальянскому искусству.

Руины здесь живые и естественно входят в современную жизнь. Конечно, сейчас мальчишки не играют в Колизее в футбол, как лет пятьдесят назад, но все равно ощущение того, что прошлое, настоящее и будущее сосуществуют то ли в одном времени, то ли в некоем надвременном пространстве, сохраняется.

Муссолини переплавил Рим и творчество, причем с божественной легкостью. Тем более что ничего столь же грандиозного и при этом аляповатого, как памятник «пишущей машинке», который, кстати, он очень не любил, дуче не построил. Его «рациональные» и ампирные здания, конечно, не растворились. Они изрядно портят картину, но все-таки ничего трагического в них нет.

Что же касается тех мест, где его архитекторы не строили ничего своего, а либо только разрушали, либо помимо этого еще и откапывали чужое, то они абсолютно естественно вросли в Рим и даже стали его неотъемлемой частью, хотя и нанесли городу чудовищный урон, который даже трудно оценить.

Дуче удалось осуществить два по-настоящему огромных градостроительных проекта.

Первый касался Ватикана, который он из идеологических соображений хотел теснее связать с Римом. А заодно проложить роскошный проспект для парадов, куда же без них?

С этой целью была построена широченная прямая улица длиной около пятисот метров от набережной Тибра в районе Замка Св. Ангела до площади Святого Петра. Ее назвали Via della Conciliazione (улица Примирения).

Интересно, кто с кем мирился.

До прихода к власти Муссолини был громогласным атеистом, но потом решил использовать католицизм в своих интересах, сменил позицию и стал всячески подчеркивать свое почтение к церкви. Религиозность стала в Италии даже чем-то вроде знака лояльности власти дуче.

Надо честно признать, что в своем нынешнем виде Via della Conciliazione выглядит очень красиво, но стоила ли эта красота принесенных ей жертв - большой вопрос. Особенно в тех случаях, когда одну красоту приносили в жертву другой.

Пространство это было более чем наполовину застроено. Чтобы построить новую улицу, было снесено множество зданий. Среди прочих была разрушена очень красивая ренессансная церковь Сан-Джакомо-Скоссакавалли, церковь Сант-Анджело-аль-Корридоре и многое другое. Другие здания, среди них дворцы и церкви, были разобраны и собраны в других местах.

Кроме того, пропал эффект неожиданно возникавшей перед человеком, шедшим по узкой улице, огромной площади Святого Петра. Она стала видна издали в перспективе. Возможно, это и неплохо, но в корне отличалось от того, что было раньше.

Помимо зданий пострадали и люди, населявшие этот плотно заселенный район. Но с ними разобрались быстро. Фашистские власти не церемонились и, как это было уже давно заведено, просто переселили их на окраину города к «таким же, как они».

Строительство Via della Conciliazione пришлось на 1936–1937 годы и в целом было закончено. После войны по поводу этой улицы, как и многого другого созданного при Муссолини, возникли некоторые сомнения и споры, но что-либо менять уже было поздно, и было принято решение завершить последние детали в соответствии с проектом.

Однако самым грандиозным проектом Муссолини была другая улица - Via dei Fori Imperiali (улица Императорских Форумов), и осуществлен проект был еще в 1924–1932 годах.

Строительство Via dell’Impero, с одной стороны, уничтожило множество средневековых зданий, с другой - открыло вид на античные развалины

Поначалу пролегавшая в этих местах улица называлась Via dei Monti. Видимо, основная идея проекта принадлежала самому Муссолини, и заключалась она в том, чтобы прорубить сквозь античную часть города величественный проспект от собственного дворца на Piazza Venezia, на балконе которого он так любил фигурировать, до Колизея.

Здесь пришлось решать те же проблемы, что и в других местах, но в принципиально ином масштабе. И как обычно, Муссолини убивал всех зайцев сразу.

Как ни странно, но здесь, в районе форума, находился один из беднейших и при этом густонаселенных кварталов города. Конечно, он тотчас же пошел под снос, и жители были выселены куда-то к черту на римские куличики. Не повезло и людям побогаче, которые тоже жили тут.

Снесено было множество зданий: пять церквей, в том числе такие известные, как San Lorenzo ai Monti и Santa Maria degli Angeli in Macello Martyrum, два монастыря, мужской Sant’Urbano и женский Sant’Euphemia, множество особняков, в том числе и очень известных, построенных в XVI–XVII веках. Под снос попали и дом Микеланджело, и дом, в котором в XIV веке проживал Джотто…

В общем, досталось всем. Пространство форумов было рассечено надвое. Если стоять лицом к Колизею, то слева оказались императорские форумы - Августа, Нервы и Траяна, а справа - римский Форум и то, что осталось от форума Цезаря. При этом только что открытые части императорских форумов были закопаны снова, по ним проложена улица. Многое из того, что не было снесено, сильно пострадало и навсегда лишилось прежнего вида.

С точки зрения археологии архитекторы Муссолини совершили тяжкое преступление, но вместе с тем улица с величественными развалинами по обеим сторонам и Колизеем в конце получилась необычайно живописной.

И мысль о совершенном здесь варварстве даже не сразу приходит в голову. Снесенные дома открыли потрясающий вид на те же развалины, в том числе на руины Рынков Траяна. Не случайно многие по сей день не знают, как относиться к тому, что сделал здесь Муссолини.

Фото: Mondadori Portfolio/Getty Images

Девятого апреля 1932 года дуче верхом на лошади разрезал ленточку, открыл улицу, которую назвали Имперской (Via dell’Impero), и возглавил парад ветеранов Первой мировой войны.

После Второй мировой улица получила свое нынешнее название - Via dei Fori Imperiali, и каждый год 2 июня здесь, в этом самом месте, появившемся только благодаря Бенито Муссолини, проводится парад в честь основания современной Итальянской Республики, покончившей со всем, что было создано итальянским фашизмом, кроме нескольких улиц и нескольких десятков домов.

В США воюют с памятниками Конфедерации, Франция лишилась всех улиц, названных в честь нациста-коллаборациониста маршала Петэна, Германия, согласно закону 1949-го года, который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха, Украина лишилась всех Ленинов и запрещает пропаганду нацизма и коммунизма... В то же время в Италии до сих пор много фашистских памятников, а также чувствуется ностальгия по праворадикальному прошлому. приводит перевод статьи The New Yorker о том, почему в Италии так берегут свои фашистские реликвии.

В конце 30-х годов 20-го века Бенито Муссолини готовился принимать в Риме Всемирную выставку 1942-го года. Он руководил строительством нового квартала Esposizione Universale Roma (квартал Всемирной выставки) на юго-западе столицы Италии, который должен был продемонстрировать новое имперское величие страны.

Центральным элементом квартала был Palazzo della Civiltà Italiana (Дворец итальянской цивилизации), гладкое прямоугольное чудо с фасадом из абстрактных арок и рядами неоклассических статуй в его основе.

Выставка была отменена из-за войны, но дворец, известный как "Квадратный Колизей", до сих пор стоит в Риме, а на его экстерьере отчеканена фраза из речи Муссолини 1935-го года, в которой анонсировано вторжение в Эфиопию. В ней он назвал итальянцев "народом поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев". Вторжение и последующая кровавая оккупация Эфиопии привели к обвинениям итальянской власти в военных преступлениях. Получается, что это здание - Palazzo della Civiltà Italiana - является реликвией мерзкой фашистской агрессии. Но в Италии дворец не вызывает отвращения и не познал забвение. Наоборот, он является иконой модернизма. В 2004-м государство признало дворец местом "культурного интереса".

В 2010-м году также была завершена частичная реставрация. А через пять лет модный дом Fendi разместил там свою глобальную штаб-квартиру.


У Италии, первого фашистского государства, давние отношения с правой политикой. С избранием Сильвио Берлускони в 1994 году страна также стала первой, кто привел к власти неофашистскую партию. Но одного этого факта недостаточно для того, чтобы объяснить комфортное существование итальянцев рядом с фашистскими символами и достопримечательностями. Потому что Италия, в конце концов, была домом крупнейшего антифашистского сопротивления в Западной Европе и прочной послевоенной Коммунистической Партии.

До 2008 года центрально-левые коалиции поддерживали это наследство, часто получая более 40% голосов на выборах. Так почему в то время, как Соединенные Штаты начали спорный процесс демонтажа памятников конфедератам, а Франция изменила названия улиц, которые носили имя маршала Петэна, Италия разрешила "выжить" фашистским памятникам?

Одна из причин - это большое количество этих реликвий. Когда Муссолини пришел к власти в 1922 году, он возглавлял новое движение в стране с огромным культурным достоянием. И он знал, что ему требуется большое количество маркеров, чтобы вырезать фашистскую идеологию на ландшафте страны. Общественные проекты, такие как спортивный комплекс Форо Муссолини в Риме, должны были конкурировать с Медичи и Ватиканом, в то время как портреты "Il Duce" (как известно, Муссолини), подавались и окружали итальянцев в виде статуй, фотографий в офисах, плакатов на трамвайных остановках и даже принтах на купальных костюмах. Было легко ощутить, как говорил итальянский журналист и писатель Итало Кальвино, что фашизм колонизировал общественное пространство страны. "Я провел первые двадцать лет своей жизни с лицом Муссолини, которое всегда было в поле зрения", - вспоминал он.

Германия благодаря закону 1949-го года против официального "оправдания нацизма", который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха. В Италии не было подобной программы перевоспитания. Освобождение Италии от тысяч фашистских памятников было нецелесообразным для сил Альянса после войны. У них была другая приоритетная цель - стабилизировать не совсем стабильную страну и ограничить растущую власть Коммунистической партии.

После войны, в соответствии с бюллетенями и отчетами Союзной контрольной комиссии, рекомендовалось уничтожить лишь самые очевидные и "неэстетичные" памятники и декорации, такие как бюсты Муссолини. Другие могли быть перемещены в музеи или просто накрыты тканью и фанерой.

Такой подход создал прецедент. В 1953-м году Scelba Law (закон, который определяет и запрещает фашизм в любых его проявлениях) был разработан для того, чтобы блокировать восстановление фашистской партии, но в то же время он был слишком расплывчатым. Правящий Христианский демократический блок, в котором было много бывших фашистов, не видел никакой проблемы в "материалах режима" (символах и памятниках). Поэтому более активная политика относительно этого никогда не проводилась.

Когда Берлускони привел к власти правую партию "Итальянское социальное движение" (партия вступила в коалицию с силой Берлускони "Вперед Италия" и была сильной во время премьерства Сильвио в начале и в середине 90-х), реабилитации фашизма способствовала большая сеть существующих в стране памятников и мест паломничества. Наиболее известное из них - Предаппио, место рождения Муссолини, где находится его могильный склеп и где продаются футболки и другие сувениры с нацистской символикой.



Закон Манчино, принятый в 1993 году и запрещающий распространение фашистской идеологии, придерживался недостаточно. В 1994-м году в Риме довольно часто можно было услышать даже кричалки "Хайль Гитлер" и "Вива Дуче ил".

В то время, как Берлускони показательно ездил на велосипеде в офис, в Италии становились популярными подобные Предаппио места, а представители разных политсил создавали альянсы и защищали фашистские памятники, которые рассматривались как неотъемлемая часть итальянского культурного наследия.

"Итальянский форум Муссолини", как и "Квадратный Колизей", является предметом особого восхищения.

В 2014-м году премьер-министр Италии Маттео Рензо объявил о заявке Рима на Олимпиаду 2024-го года в комплексе, который теперь известен как "Foro Italico" и который стоит перед "Апофеозом фашизма". Картиной, которая была закрыта союзниками в 1944 году, потому что на ней "Иль Дуче" изображен богоподобной фигурой. Было бы трудно представить Ангелу Меркель, которая стоит перед картиной Гитлера при подобных обстоятельствах.

В последние годы были попытки изменить отношение к фашистским символам в Италии. В 2012 году Этторе Вере, правый мэр Аффили, открыл мемориал генералу Родольфо Грациани, нацистскому сотруднику и военному преступнику, в парке, построенном на средства, утвержденные центральным левым региональным правительством. После публичного протеста правительство отменило выделение средств. Недавно Вере обвинили в "оправдании фашизма", но мемориал остается на месте.

В Предаппио строится новый Музей фашизма. Некоторые видят в музее, который сооружают по образцу Мюнхенского центра документации истории национал-социализма, важную миссию для публичного образования. Другие опасаются, что его расположение в родном городе Муссолини еще больше подтолкнет правую ностальгию. Лаура Болдрини, президент нижней палаты парламента, лоббирует уничтожение наиболее вопиющих фашистских памятников Италии. В 2015-м году ее предложение удалить надпись имени Муссолини с обелиска "Форо Италико", вызвала шквал критики, мол - это испортит "шедевр".

Болдрини в качестве примера для Италии часто указывала на запрет нацистской символики в Германии. Но даже эта модель вскоре может быть поставлена под сомнение. "Альтернатива для Германии" стала первой ультраправой партией, которая получила места в парламенте Германии с 1945 года. Правое крыло в Германии, которое сегодня лишено преимущества эмоционально заряженных достопримечательностей, организовало свои собрания вокруг событий, например, концертов "правого года". На мероприятиях "Альтернативы", таких, как марш в Йене в сентябре, начали звучать нацистские песни. Если партия не примет жесткую линию против фашистских символов, их появление может быть лишь вопросом времени. В Италии, где эти памятники никуда не делись, существуют значительные риски. Если памятники рассматриваются исключительно как деполитизированные эстетические объекты, правые могут воспользоваться этим для идеологии, пока ситуация не изменится.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В послании будущим поколениям Муссолини предстает как герой, спасающий Италию

Текст, спрятанный под Обелиском Муссолини в Риме, проливает новый свет на фашистский режим и то, каким итальянский диктатор хотел предстать перед будущими поколениями.

Написанный на пергаменте по-латыни текст был закопан вместе с золотыми монетами под основанием обелиска Муссолини, который находится на территории спортивного комплекса Foro Italico в итальянской столице.

Текст восстановили два классических филолога - Беттина Райц-Йооссе из университета Гронингена в Нидерландах и Хан Ламерс из университета Гумбольда в Берлине и Католического университета в Левене (Бельгия). Послание представляет собой хвалебное изложение зарождения фашизма и подвигов Муссолини.

Райц-Йооссе и Хан Ламерс первыми перевели и изучили этот во многом забытый историками документ, который лежит под основанием монолита в 300 тонн, возведенного во славу фашизма в 1932 году.

По трем малоизвестным источникам, найденным учеными в римских библиотеках и архивах, они свели воедино то, что, по их мнению, составляет достоверную версию текста, оригинал которого извлечь из-под обелиска невозможно.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Послание по-прежнему покоится под Обелиском Муссолини в Риме

"Когда этот текст создавался, он не предназначался для современников, - рассказала в интервью Би-би-си доктор наук Райтц-Йооссе. - Сам обелиск стал целым событием, однако про этот текст ничего не сообщалось. Он предназначался для отдаленного будущего".

В то время фашисты сделали ряд археологических открытий, связанных с Римской империей, говорит историк: "Раскапывая руины прошлого, фашисты задумались о создании собственной, авторизованной версии своих деяний для будущих поколений".

Сопровождает текст медаль, героизирующая Муссолини, который предстает на ней в львиной шкуре.

Как объясняют ученые, в эпоху Возрождения медали часто закапывали под обелисками и прочими подобными памятниками, однако обнаружение длинного текста, по их словам, - беспрецедентный случай.

О чем послание?

Панегирик из трех частей длиной в 1200 слов написал специалист по классической филологии Аурелио Джузеппе Аматуччи.

Первая часть содержит общее описание достижений фашизма и приход к власти Муссолини. Как рассказывает доктор филологии Хан Ламерс, Италия по окончании Первой мировой войны предстает в полной разрухе и спасти ее может только Муссолини, а именно: "возродить страну благодаря своей сверхчеловеческой интуиции и отваге".

"Послание представляет Муссолини как своего рода римского императора, с одной стороны, а с другой, с использованием библейского языка, как спасителя итальянской нации", - поясняет ученый.

Вторая часть послания рассказывает о Молодежной фашистской организации, возле главной конторы которой и был воздвигнут обелиск Муссолини, и о том, чем она занимается.

Третья часть повествует о сооружении Foro Italico (Форо Италико или Итальянского форума), тогда известного как Foro Mussolini (Форо Муссолини), и возведении самого обелиска.

Image caption Как и для фараонов Древнего Египта, сооружение многотонных обелисков, было для режима Муссолини демонстрацией власти и благосостояния Image caption Обелиск находится на территории спорткомплекса, называвшегося тогда Форо Муссолини, который был сооружен для Олимпиады, которая должна была пройти в 1944 году, но из-за войны так и не состоялась Image caption Муссолини описывается как римский император, спасающий нацию

Почему на латыни?

К тому же, по ее словам, итальянские фашисты также пытались утвердить латынь в качестве международного языка фашизма для установления фашистского Интернационала по аналогии с социалистическим Интернационалом.

"Эти планы не претворились в жизнь", - поясняет историк.

Ирония, впрочем, заключается в том, что обнаружить этот текст возможно только тогда, когда падет обелиск, а вместе с ним и фашизм. То есть получается, что фашисты предвидели свое возвышение и падение.

Вместе с тем, как говорит Райтц-Йооссе, этот документ выполняет свою изначальную задачу - засылку в будущее фашистского послания.

"Текст по-прежнему на месте, и мы не можем до него добраться. Все, что мы можем, - это его изучить, проанализировать те методы манипулирования, которые там используются, и не дать ему беспрепятственно добраться до будущего, а поставить его в контекст", - объясняет филолог.

Давно известно, что при закладке обелиска Муссолини в Риме в его основание было спрятано некое послание, предназначенное для прочтения отдалёнными потомками, итальянцами будущего. Что именно говорилось в этом письме, было долгое время тайной, а просто достать и прочитать – дело невозможное, для этого нужно сломать монумент, к которому все привыкли. Но двум европейским филологам удалось восстановить текст, о чём не далее как 31 августа они рассказали мировой общественности.

Обелиск Муссолини стал частью архитектурно-спортивного комплекса Foro Italico, то есть «Итальянского форума», во времена возведения также носившего имя Дуче. Строили его целое десятилетие, начиная с 1928 года, а после окончания войны, в которой фашизм потерпел сокрушительное поражение, он был доработан. Колоссальное сооружение включает Стадион дей Мармо, множество скульптурных групп, барельефов и дворец, изначально бывший «Академией фашизма». В 1937 году комплекс украсили Palazzo delle Terme, Casa delle Arme (так называемый Арсенал) и Олимпийский стадион (Игры 1944 года были отменены по понятным причинам). Еще позже, в 1942 году, общий ансамбль дополнил 220-метровый мост, очень красивый. Все архитектурные объекты выдержаны в стилистике, характерной для тоталитарных режимов, они монументальны, внушительны и выглядят величественно. Они используются и сейчас — такое великолепие, доставшееся в наследство пусть и от диктатора, считается национальным достоянием. К примеру, в бывшем Палаццо дель Литторио (аналог советского ЦК, только фашистской партии Италии) теперь разместилось Министерство иностранных дел страны. Вот там, среди всего этого великолепия, и стоит обелиск, по сей день славя Бенито Муссолини.

Обелиск

Монумент весит примерно триста тонн, он установлен в 1932 году, то есть ещё до того, как в Германии к власти пришёл Адольф Гитлер. Обелиск довольно высокий, более 17 метров, пропорции его безупречны, в качестве материала использован каррарский мрамор. Его грани и сегодня украшает надпись «Муссолини вождь» (MUSSOLINI DVX), её не затёрли, не сбили зубилами, в общем, оставили как есть, но, мало того, еще и реставрировали в 2006 году, потратив на это 2,2 млн. евро. Этот факт может повергнуть в полное замешательство многих политически ориентированных людей, от искренних антифашистов до украинских националистов, зацикленных на декоммунизации и истреблении советских символов.

Традиция

Под обелиском, как гласят исторические хроники, находится некая капсула, заложенная в фундамент, причём содержимое её тоже известно в общих чертах. Там закопаны золотые монеты, медаль из того же металла, на которой отчеканен Дуче, одетый в львиную шкуру, и пергамент с текстом. Идею послания потомкам, возможно, подсказали национально сознательные археологи, совершившие в тот период множество важных научных открытий, подтверждающих исключительность итальянского народа. Учёные мыслили вполне логично: о нации судят по унаследованным артефактам, а, следовательно, не следует пускать дело на самотёк. Археологи далёкого будущего не должны оценивать эпоху фашизма по каким-то случайным черепкам и обломкам, составляющим культурный слой, им нужно дать что-то более существенное, объективно характеризующее тогдашнюю современность. Например, золотую медаль с ликом вождя и поясняющее письмо. Кстати, подобная традиция существовала и в СССР, и неизвестно ещё, откуда она возникла. При закладке каких-то масштабных объектов в грунт пряталась капсула с посланием коммунистам (или комсомольцам) грядущих поколений. Явная противоречивость этого обычая состоит в том, что прочесть письмо предков потомки смогли бы только после разрушения построенного.

Текст

Для того чтобы достоверно восстановить содержимое послания современников Муссолини грядущим поколениям итальянцев, двум филологам пришлось перелопатить большие объёмы исторических материалов, и в результате библиотечных и архивных поисков, найдя многие малоизвестные источники, они добились своего. В работе участвовали учёные Хан Ламерс, сотрудник бельгийского Левонского католического университета и берлинского Университета Гумбольда, и Беттин Райц-Йооссе (Университет Гронингена, Нидерланды). Исследователи утверждают, что восстановленный ими исторический документ позволяет взглянуть на фашизм по-новому. Возможно, они несколько преувеличивают значение своего открытия.

Роль латыни в мировом нацистском движении

Если судить по тому, что стало известно о тексте, начертанном на спрятанном под монументом пергаменте, никакой сенсации не случится даже после публикации его полного содержания. Написан он по-латыни, этому языку в фашистской Италии придавалось огромное значение, он, как считал Муссолини, достоин большего, чем служить лишь медикам и юристам, на нём в будущем должны были разговаривать сторонники теории национальной исключительности всего мира. Словосочетание «фашистский интернационал» может и сегодня повергнуть в умственный коллапс многих теоретиков, но Дуче всерьёз воспринимал эту затею, хотя на практике очень трудно представить, как могут между собой дружить нацисты разных народов, каждый из которых считает себя представителем высшей расы.

Опять же исходя из того, что поведали исследователи о своём открытии, ясно, что послание по своему смыслу примерно резюмирует содержание передовиц итальянских газет того времени и прочих агитационных материалов. По оценке классического филолога Аурелио Джузеппе Аматуччи, это своеобразный литературный триптих, общим объемом в 1200 слов, в первой части которого эпически описывается процесс прихода Бенито Муссолини к власти, а далее следует перечисление достижений итальянского фашизма. Роль Дуче огромна, он как бы возродил страну из пепла, став чем-то вроде императора (древнеримский аналог), а заодно и спасителем. Значительная часть документа посвящена личным качествам лидера, его отваге, интуиции и прочим сверхчеловеческим чертам. Во второй части — сага про молодежную фашистскую организацию, главный офис которой был рядом с обелиском. И наконец, завершает триптих история создания комплекса Foro Italico. Всё.

Кем современные итальянцы считают Муссолини?

При наличии некоторых идеологических общностей между итальянским фашизмом и германским нацизмом есть и существенные различия. Это нашло отражение и в отношении современного населения страны к бывшему диктатору. Памятники ему не сносят, считая их частью национальной истории, хотя о полном одобрении деятельности Дуче, конечно, речи быть не может. Итальянские солдаты бессмысленно гибли в затеянных фашистами войнах, в Абиссинии (так называлась раньше Эфиопия), Испании (гражданская война 1936 года), Югославии, Северной Африке и даже России. Под американскими бомбами умирали мирные жители, а главные жертвы появились после немецкой оккупации во второй половине войны. Но итальянцы помнят и хорошее, сделанное Муссолини, — он обеспечил возможность работать, создал уникальную систему соцобеспечения, нанёс мощные удары по мафии и развивал народный спорт, что и видно по комплексу Foro Italico. Свою вину Дуче искупил мучительной смертью, а всё остальное осталось людям. Так считают до 40 % итальянцев, а остальные в основном им не сильно возражают. Кстати, на могиле Муссолини в городе Предаппио всегда лежат живые цветы.

Пример другим?

В сознании многих людей утвердился образ типичного фашиста, во многом благодаря кинематографу, — это человек спортивного телосложения, с закатанными рукавами, в руках его автомат, он беспощаден и действует очень жёстко. Некоторым нашим современникам этот персонаж даже кажется чем-то привлекательным, и появляются люди, копирующие его, — они рисуют на касках руны и выбрасывают вверх руку, зигуя. Прямо назвать себя фашистами носители хуторской идеи не всегда рискуют, но о чём-то подобном, вероятно, мечтают. Есть и другая крайность, это когда развитие физкультуры в стране и подъем патриотизма ассоциируют с именами Гитлера, Муссолини или Сталина, не задумываясь о том, что здоровье народа — это и в самом деле хорошо, как и любовь к родине. А ещё иные считают, что если повалить монументы, можно изменить прошлое. Нет, влиянию подвержено только будущее. Возможно, итальянцы в чём-то и не правы, но уделить внимание их подходу к истории, безусловно, стоит.