ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Исчезающее наследие Беларуси: монастырь картезианцев в Берёзе. Картезианский монастырь гранады Трапезная и капеллы

Давно я собиралась это сделать, да всё как-то не получалось. Хочу рассказать вам про Картезианский монастырь Аула Дей (Monasterio De La Cartuja Aula Dei), который находится недалеко от Сарагосы.
Мы посетили его ещё в начале августа (А что? Самое время писать сейчас про лето!). Вон он там вдалеке...


Прежде чем ехать в монастырь, надо туда позвонить, и женщина с приятным голосом назначит вам дату и время посещения. Как я поняла, таким образом они регулируют количество и численность экскурсионных групп, чтобы они не мешали жизни монастыря.

От ворот до входа ведёт длинная аллея, окружённая многолетними (а может и многовековыми, уж не знаю) платанами. Романтика...

Слева под аркой - касса, а справа - вход.

И вот мы наконец на территории монастыря!

Своё название он получил потому, что много-много лет назад здесь жили картезианцы (картухи, по-исп.) - французские монахи-отшельники. Орден этот был основан во Франции во французских Альпах и, кстати, до сих пор продолжает там своё существование. А вот в этом конкретном месте их след уже простыл.

Одно время это здание было в частной собственности и здесь была фабрика по производству тканей (даже в церкви стояли станки! я думала, только в советской России было возможно такое безобразие, оказывается, нет), а сейчас здесь обитает другой монашеский орден, женский, но тоже французский.

Но кельи тех монахов сохранились до сих пор, и их можно посмотреть и понакомиться с их образом жизни.
Кельи - это такие двухэтажные домики с прилегающим небольшим садиком, соединённые между собой крытой галереей. Всего этих домиков здесь 36.

Интерьеры там не замысловаты, на первом этаже - спальня, столовая, место для молитв и уединения...

На втором этаже, как правило располагалась мастерская с инструментами и необходимыми материалами (монахи много и усердно трудились).

А вот и садик:) Обустройство садика оставлялось полностью на волю монаха. Кто-то устраивал здесь огород, кто-то настоящий сад с цветами и деревьями, а кто-то предпочитал видеть за окном заросли высокой травы.

По этому саду я так и не смогла понять предпочтения владельца:) Что это вообще?
Но несмотря на такой унылый вид, здесь растёт груша и даже плодоносит неплохо!

Чем ещё славились картухи? Они делали отличное вино!

Возможно, картезианцы и их уклад жизни для кого-то покажется не очень интересной темой, но если (а вдруг?) они вас заинтересовали, то именно для вас я в конце поста выкладываю фильм о современных монахах-картухах, которые живут в таких же точно кельях только во Франции и далеко в горах.

А главный интерес, из-за чего собственно в этот монастырь и приезжают туристы со всего мира, - это церковь.

Кроме того что здесь просто красиво...

Здесь также сохранились (хотя и не полностью, хотя и не все) огромные фрески, выполненные известным художником Франсиско Гойей в 1774 году. Это серия огромных картин на стенах церкви, расказывающих о жизни Девы Марии. В биографии Гойи упоминается об этой его работе, он тогда был ещё молодым и не таким известным. Но, что интересно, я не супер ценитель живописи, и вообще не очень в ней разбираюсь, но за время пребывания в Испании уже успела посмотреть много работ этого художника. И как же мне было удивительно, что я прямо увидела в этих фресках его стиль, его манеру. Это я -то!
Вот что значит, растём, просвящаемся:)

Документальный фильм "Великая Тишина".
На протяжении 2-х с половиной часов показывается жизнь монахов, как она есть, никаких интервью и рассказов, минимум звуков, только песнопения да звон колоколов - тягомотина, конечно:) Но, если попадёт под нужное настроение (как, например, случилось у меня), может произвести сильное впечатление, а заодно порадовать изумительными альпийскими пейзажами...

Описание

Разрушенное могущество

Руины картезианского монастыря в Березе впечатляют до сих пор: сразу видно, что это место знало времена подъема, которые потом сменились полным разрушением и запустением. Увы, но такова судьба многих архитектурных памятников Беларуси. А ведь когда-то монастырь картезианцев был одним из самых богатых и влиятельных в Речи Посполитой.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси - Сапегами. Именно на их землях монахи-картезианцы построили свое прибежище. Произошло это с согласия Казимира Льва Сапеги, сына знаменитого Льва Сапеги. Казимир был очень набожным, вот и подарил часть своих земель монастырю. Вернее, предложил монахам самим выбрать понравившиеся земли. Те решили строить монастырь рядом с местечком Березой. Там, где, по преданию, когда-то явился деревянный крест с изображением распятого Христа. В 1648 году произошла закладка первого камня в фундамент будущего памятника архитектуры. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батисто Джислени.

Монастырь строили около сорока лет, закончилось строительство в 1689 году. Правда, главный костел монастыря был готов гораздо раньше: он был освящен уже в 1666 году. В состав комплекса входили еще жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. Вокруг монастыря раскинулся большой сад с озером. В центре монастырского дворца расположилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму с бойницами. Этот монастырь считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дождался конца строительства, он умер гораздо раньше. Его прах упокоился в монастырском костеле, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Подробности легендарного строительства хорошо известны, ведь в куполе костела был найден подробный отчет. Фигурирует там и сумма, потраченная на возведение монастыря - 300 тысяч червонцев.

Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Много внимания уделялось обороноспособности комплекса, он был обнесен шестиугольным валом, крепостной каменной стеной. Кроме того по периметру были расположены пять башен, в одной из них была создана каплица Святого Бруно, который был основателем ордена. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром.



Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

Орден картезианцев принимал живое участие в политических делах, поэтому монастырь в Березе видел много важных событий и влиятельных людей. Во время Северной войны (1700-1721 гг.) здесь встречались русский царь Петр I и король Речи Посполитой Август II Сильный. На территории монастыря они обсуждали планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII. Правда, этот факт можно отнести скорее к легендам, потому что он документально не подтвержден. Точно известно, что в апреле 1708 года близ Березы шли ожесточенные бои, а сам Карл XII пробыл в монастыре два дня. Шведские войска не тронули пристанище картезианцев, потому что те дали им богатый выкуп.

Могущество ордена картезианцев на этих землях было недолгим. После раздела Речи Посполитой все картезианские монастыри были закрыты, обитель в Березе была последней. Но и ее закрыли после восстания 1830-1831 годов. Собственность монахов передали кадетскому корпусу в Полоцке. В жилых корпусах монастыря разместили казармы, костел отдали приходу, а монахов отправили по другим монастырям.

После восстания 1863-64 годов здания величественного комплекса стали разбирать на кирпичи, из которых строили новые казармы. Позже эти казармы получили название «красные», потому что в 30-е годы XX века польские власти использовали их для создания концентрационного лагеря, в котором находились политзаключенные Западной Беларуси.

В 1915 году оставшиеся здания монастыря сгорели во время пожара. От былого величия остались только руины, которые постепенно разрушались. В наше время можно увидеть лишь браму, башню-звонницу, корпус госпиталя и часть стены одной из угловой башен. Но даже эти руины позволяют составить правильное впечатление о впечатляющей мощи монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, ведь он мог бы стать одной из главных туристических фишек Брестчины.


На Майорке, в красивой деревне , которая находится в , недалеко от города Пальма (в 20 километрах на север) большой достопримечательностью является Картезианский монастырь (Valldemossa Charterhouse).

История Картезианского монастыря

Картезианский монастырь Вальдемосса был построен в пятнадцатом веке в качестве резиденции короля Санчо Первого. Прямо рядом с дворцом находится церковь, сад и кельи, где жили монахи. Со временем комплекс был расширен и превратился в монастырь. Готическая церковь была построена во второй половине восемнадцатого века, тогда возникли башни и жертвенник в стиле барокко, посвященные Святому Варфоломею.

Так как гости в монастыре не приветствовались, главные ворота храма со временем были замурованы. Суровые правила наказывали братьям держать пост, молчание и уединение. День и ночь братья проводили в молитвах. А также они работали в саду, производили вино и торговали льдом, который привозили с гор.

В 1836 году Картезианский монастырь был продан в частные руки и в нем были устроены квартиры для отдыхающих. Наиболее известным человеком, который посетил дворец и в течение нескольких месяцев жил в монастыре был композитор Фредерик Шопен. Он заболел и зимой 1838 года приехал из Парижа искать на Майорке мягкий , чтобы улучшить свое здоровье. Вместе с ним там жила его возлюбленная Жорж Санд, знаменитая французская писательница.

Что посмотреть в монастыре Вальдемосса?

Сегодня в бывшем монастыре находится музей, посвященный Шопену, вход в музей стоит €3,5. Там можно посмотреть кельи, где жил композитор. В двух кельях можно увидеть сувениры, оставшиеся от трехмесячного визита знаменитого композитора: партитуры созданных им здесь прелюдий, письма, рукопись «Зима на Майорке» и два пианино.

Каждое лето тут проходят концерты классической музыки, посвященные творчеству Фредерика Шопена.

Достопримечательность включает 3 здания и террасу с видом на живописные оливковые рощи. В старой аптеке монахов можно найти исторические экспонаты, разнообразные баночки и бутылки. В библиотеке, наряду с бесценными книгами, можно полюбоваться красивой старинной керамикой.

Монастырь картезианцев в Берёзе - памятник архитектуры XVII века, единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев, он считался самым крупным и богатым монастырем в княжестве. Является единственным монастырем картезианцев, находящимся на территории бывшего СССР.

Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси – Сапегами. Есть несколько легенд, почему монастырь (кляштор) был построен именно в Березе. По одной из них когда-то в этих местах была березовая роща, где было много чистых родников. Однажды слепой старец, пришедший в рощу с мальчиком поводырем, присел отдохнуть и уснул. Мальчик же заигрался в лесу и заблудился. Когда старик проснулся, он стал бродить по роще и услышал звуки родника. Напившись и умывшись чистой водой, старик стал снова видеть. В честь этого чуда старец поставил у родника березовый крест. О чудодейственном исцелении услышал Сапега, у которого был слепой сын. Отец привез мальчика к источнику и когда сын умылся, к нему вернулось зрение. В знак благодарности Сапега решил построить на этом месте монастырь. По другой легенде во время охоты Сапегов собаки с лаем погнались за зверем, вдруг внезапно наступила тишина. Когда хозяева догнали собак, те мирно лежали на поляне, а посреди поляны стоял крест, которого никогда на этом месте раньше не было. Сапега воспринял это как знак божий и решил заложить на этом месте монастырь.

Историческим же фактом является то, что в 1617 году город Береза становится собственностью Льва Сапеги, канцлера Великого княжества Литовского. После его смерти по завещанию Береза переходит сначала к его старшему сыну Яну Сапеге, затем к младшему сыну Казимиру Льву Сапеге. Казимир Лев был человеком образованным и так же как отец обладал выдающимися способностями и умом, занимал высокие посты в Великом Княжестве Литовском.


Казимир Лев Сапега

Казимир Лев Сапега был глубоко набожным человеком. За свою жизнь он основал немало костелов и монастырей. В 1646 году ему написали послание монахи-картезианцы из Картузов (около Гданьска), в котором рассказали о своем ордене и попросили разрешения обосноваться в его владениях. Сапеге понравилась идея основать Картезианский монастырь.

Картезианцы (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кёльнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Картезианцы уделяли много внимания физическому и интеллектуальному труду. 7 картезианцев причислены к лику святых, 22 беатифицированы. Из правил ордена: «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога».

После получения разрешения на строительство монастыря у епископа Андрея Гемблицкого, к Сапеге приехали 3 монаха, которые выбрали Березу как место для будущего монастыря. Береза привлекла их своей скрытностью и обособленностью, необходимыми для монашеской жизни. Строительство началось в 1648 году и продолжалось 40 лет. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батиста Джислени. Как только был заложен первый камень, Сапега подарил монахам 600 крестьян и большую территорию, и таким образом весь город стал принадлежать монастырю, поэтому и получил свое название Береза-Картузская , которое сохранялось до 1940 года .

Монастырь-крепость был построен в форме пятиугольника и занимал территорию более 6,5 га. В состав комплекса входили костел (построен намного раньше, в 1666 году), жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. В центре монастырского дворца располагалась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму (въездные ворота) с бойницами. В отчете по строительству монастыря, случайно найденного в куполе храма, фигурирует сумма в 300 тысяч червонцев (что было равно 1 тонне золота), потраченная на возведение монастыря.


Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дожил до окончания строительства, он скончался в 1656 году и был похоронен в Березе, в монастыре картезианцев, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Земельная собственность монастыря постоянно увеличивалась за счет новых пожалований, завещаний феодалов, получения земель за отданные монастырем в рост деньги, даров богатых людей за предоставление места на захоронения в склепе костела.

Монастырь стал крупным феодальным поместьем, основанным на крепостном труде около 2,5 тысяч крестьян.

Березовский монастырь картезианцев был и кредитором-ростовщиком. За денежными ссудами в монастырь обращались феодалы, городские магистраты, нуждающиеся в наличных деньгах мещане, обедневшие жители городских окраин.

В 19 веке монастырь стал одним из самых крупным собственников Беларуси. Во владении Березовского монастыря входили:

— 2 кирпичных завода с производственной мощностью 12 и 10 тыс. штук кирпича;
— 2 лесопилки;
— мастерские по производству черепицы и извести;
— кожевенный завод;
— 5 мельниц;
— броварни (винокуренные заводы).

В самом монастыре проживало 14-16 монахов. Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром. Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. На молитвы отшельники шли по специальным подземным переходам, которые сохранились до сегодняшних дней. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Монастырь гордился своей библиотекой, там насчитывалось 39 рукописных и 2314 печатных книг.

На фотографиях ниже — макет монастыря, выполнен студентами Брестского государственного технического университета.


Монастырь не раз подвергался нападению и разрушению во время войн: русско-польской 1654-1667, русско-шведской 1656-1658, Северной 1700-1721 годов, войны 1812 года. По преданиям, во время Северной войны в 1706 году в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII.

Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня.

После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Береза вошла в состав Российской империи. В 1831 году монахи приняли активное участие в восстании против царской России. Под предлогом участия монахов в восстании царское правительство 28 августа 1831 года закрыло монастырь, а здания были переданы в распоряжение военных властей. В 1866 году в Берёзу прибыл на постоянное расквартирование 151 Пятигорский пехотный полк. Чтобы выстроить для солдат казармы, приказано было разобрать костёл на территории картезианского монастыря. В своё время костёл был сооружён из хорошего красного кирпича, и казармы получили название «красных». Казармы сохранились до наших дней и их так и называют: .

В 1915 году здания монастыря горели во время пожара.

Во второй половине 1930-х лет в кляштор приехали монахи-паллотины, которые восстановили Дом Сапегов, некоторые хозяйственные здания, построили капличку (на фото справа от Дома Сапегов). Снимок сделан с колокольни разрушенного костела.

В 60-е годы вся территория кляштора принадлежала воинской части.

От былого величия монастыря сегодня остались руины, которые постепенно приходят в упадок. До наших дней сохранились лишь фрагменты комплекса: уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен. Но даже те руины, что мы можем видеть сегодня, поражают своей величественностью и позволяют представить впечатляющие масштабы и мощь монастыря. Комплекс отчаянно нуждается в реконструкции, он мог бы стать туристической жемчужиной не только Березы, но и всей Беларуси.



Место расположения. Город Берёза Брестской области. 245 км юго-западнее Минска.

Историко-культурная значимость. Памятник архитектуры XVII века. Самый крупный и богатый монастырь в Великом княжестве Литовском.

История. Младший сын знаменитого канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги - Казимир Лев Сапега, отличавшийся особой набожностью и приверженностью к католицизму - пожертвовал монахам ордена картезианцев место в своих владениях под строительство монастыря. Монахи выбрали участок недалеко от местечка Берёза, где, согласно преданиям, когда-то произошло явление деревянного креста с изображением распятого Христа, и в 1648 году заложили здесь первый камень в фундамент нового монастыря. Строительство под руководством итальянского архитектора, предположительно Джованни Батисто Джислени, шло почти сорок лет и завершилось в 1689 году. Главный монастырский костел был освящен в 1666 году, а отделочные работы не прекращались до середины ХVІІІ века. Помимо костела здесь были жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки, к которым прилегал большой сад с озером. В середине монастырского двора находилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Окружала комплекс каменная стена с башнями, а входом служила массивная брама с бойницами. Недалеко от брамы располагался двухэтажный дворец Сапег. Монастырь в Берёзе считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

По преданиям, во время Северной войны (1700-1721 гг.) в монастыре картезианцев встречались русский царь Петр І и король Речи Посполитой Август ІІ Сильный, чтобы обсудить планы по совместному ведению войны против шведского короля Карла XII . Однако этот факт не подтверждается никакими документальными свидетельствами. Достоверно известно лишь, что в апреле 1706 года под Берёзой прошли бои между шведами и русскими войсками. Сам Карл ХІІ задержался в монастыре на два дня, а шведские солдаты, уходя, собрали с монахов богатый выкуп, благодаря чему стены монастыря остались целы.

Вскоре после разделов Речи Посполитой на польских землях были закрыты все картезианские монастыри, и Берёзовская обитель осталась последним действующим монастырем ордена на территории былой Речи Посполитой. После восстания 1830-1831 годов монастырь в Берёзе все-таки закрыли, а вся его собственность была передана кадетскому корпусу в Полоцке.

Монастырь картезианцев в Берёзе. Гравюра Наполеона Орды

После этого в жилых корпусах разместили казармы, костел стал приходским, а монахов отправили в другие монастыри. После восстания 1863-1864 годов здания, входившие ранее в монастырь картезианцев, стали разбирать на кирпич, из которого строили новые казармы в окрестностях Берёзы. В 30-е годы ХХ века эти казармы, получившие название "красные", стали печально известны как концентрационный лагерь, созданный польскими властями для политзаключенных Западной Беларуси.

В 1915 году здания монастыря сгорели. Оставшиеся руины продолжали постепенно разрушаться на протяжении всего ХХ века.

Современное состояние. От монастыря до наших дней уцелели брама, башня-звонница, корпус госпиталя и часть стены с одной из угловых башен.


Руины монастыря картезианцев в Берёзе. Современное состояние. Фото Сергея Плыткевича

Перспективы. Даже то, что мы можем видеть сегодня, поражает своей величественностью. Монастырь срочно нуждается в реконструкции. Это не только интереснейший памятник архитектуры, но и место, которое играло существенную роль в политической и культурной жизни на белорусских землях. Восстановленный и открытый для посещений монастырь картезианцев мог бы стать туристической жемчужиной Беларуси наравне с православными монастырями в Жировичах и Полоцке.

Сегодня мы публикуем последний материал о разрушающихся памятниках архитектуры и истории. Наш проект продолжается: портал TIO.BY, белорусский филиал Международного совета по памятникам и историческим местам (ICOMOS) и МОО "Гісторыка" объявляют о начале конкурса исторического фотоколлажа "Исчезающее наследие Беларуси". Подробности ищите на сайте TIO.BY.
Завершится проект 18 апреля, когда во всем мире будут отмечать День памятников и исторических мест. В Беларуси в этот день пройдет "Фэст экскурсаводаў", главным организатором которого выступает МОО "Гісторыка". Приглашаем всех неравнодушных к судьбе нашего наследия присоединиться к проекту.