ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Черногория. Черногория: религия, религиозные общины и особенности Религиозная политика страны

Оно имеет долгую и трагическую историю, которая сыграла ключевую роль в сплочении населения. Религия Черногории имеет свои особенности, а умение людей с разными религиозными убеждениями мирно существовать в одном пространстве часто считается поистине уникальным. Его часто ставят в пример гражаданам других европейских держав, но на данный момент еще ни одной из этих стран не удалось добиться подобного результата. Сегодня мы расскажем вам об основной религии Черногории и других конфессиях, которые представляют собой имеющие политический вес общины. Также мы рассмотрим многочисленные религиозные течения, присутствующие в стране.

Черногория: население, религия и язык

Государство, расположенное в юго-восточной части Европы, отличается своей многонациональностью. Несмотря на то что все его население именует себя черногорцами, на самом деле его состав весьма разнообразен.

В Черногории, по последним данным, живут около шестисот двадцати тысяч человек. Из них чуть более сорока четырех процентов считают себя черногорцами. Около тридцати процентов жителей страны являются сербами, бошняки и албанцы составляют по девять и пять процентов соответственно. Также в стране проживают русские, македонцы, немцы, турки и представители других народностей. Всего в Черногории более двадцати трех национальностей.

Официальным языком в стране считается черногорский. Он был признан национальным десять лет назад. Однако на самом деле это один из диалектов сербского языка, который считают родным более шестидесяти процентов населения.

Основной религией Черногории считается христианство, точнее сказать - православное христианство. Несмотря на кажущуюся простоту, разобраться в религиозном вопросе стороннему человеку не так-то и просто. Но мы попробуем рассмотреть его максимально подробно.

Политика государства в отношении религии

Прежде чем рассказывать вам о религии Черногории, стоит прояснить позицию правительства в этом вопросе. Ведь здесь кроется одна из самых главных особенностей государства - поликонфессиональность. В стране мирно сосуществуют религиозные конфессии, которые в других странах очень категорично настроены друг к другу. В чем же секрет этого небольшого государства на Балканском полуострове?

Многие считают, что он заключается в отделении религии Черногории от политики. Власти страны признают, что религиозные общины играют очень важную роль в жизни населения. Ведь оно признано одним из самых верующих в Европе. Удивительно, но, по данным шестилетней давности, атеистами считают себя только два процента черногорцев. Самым интересным специалисты называют тот факт, что государство, считающее себя далеким от церкви, несет полную материальную ответственность за все религиозные общины в стране. Причем данный закон активно реализуется на практике и пользуется большой поддержкой населения.

Еще одной особенностью Черногории являются ее религиозные праздники. На государственном уровне признаны даты, считающиеся важными у христиан и мусульман. Отмечают их в стране с большим размахом представители всех религиозных конфессий без исключения.

Православие: основная религия государства

Православного вероисповедания в Черногории придерживаются более семидесяти процентов населения. Именно благодаря этому подавляющему большинству данная религия приняла статус национальной. Однако и тут существуют свои особенности и подводные камни.

Православные поделены на две неравных части. Первая считает себя паствой, принадлежащей к Сербской Церкви. Она относится к канонической и является общепризнанной. Интересно, что традиции этой церкви наиболее близки к древним византийским. А вторая группа называет себя приверженцами Черногорской Православной Церкви. Она практически не признана православным сообществом, но это вовсе не уменьшает количество паствы.

Среди представителей обоих направлений никогда не возникает противоречий. Каждый христианин терпимо относится к традициям и обычаям своего собрата по вере, поэтому на религиозной почве в Черногории конфликтов не возникает. В основном православие исповедуют сербы и черногорцы.

Католическая церковь

Католиков в стране тоже немало, они представляют собой некую национальную силу, к которой невозможно не прислушаться. Примечательно, что в Черногории католицизм был очень влиятелен еще в давние времена. Поэтому его придерживаются сербы, хорваты и албанцы, испокон веков проживающие на этих территориях.

Если взять всех католиков за сто процентов, то черногорцев из них - около двадцати процентов. Это весьма значительное число, но от общей массы населения оно составляет не более четырех процентов.

Ислам

Нельзя говорить о религии Черногории, не упомянув ислам. Это самое распространенное в мире вероисповедание, а его приверженцы представляют собой мощную общину и в этой балканской стране. Стоит отметить, что ислам признан второй по значимости религией Черногории. И это не удивительно - его исповедуют более двадцати процентов от всего населения.

Интересно, что данное религиозное течение играет важную роль в государстве и может влиять на разные слои общества. Его придерживаются боснийцы и албанцы. Среди мусульман есть и славяне, в т. ч. и черногорцы. Последние составляют не менее десяти процентов от всех исповедующих ислам в Черногории.

Одной из особенностей страны считается веротерпимость. Во многих государствах Европы мусульмане вызывают негативную реакцию, а столкновения с ними повторяются регулярно. В Черногории же христиане и последователи Мухаммада живут очень мирно. Они часто встречаются во время религиозных праздников и крайне уважительно относятся друг к другу.

Иудаизм

Данное религиозное течение широко представлено в Черногории. Конечно, его последователи не представляют собой подавляющего большинства, но имеют очень крепкие общины.

В связи с государственной политикой к иудаизму в стране относятся очень хорошо. Согласно последним проектам по внесению поправок в законодательство страны, иудаизм планируется сделать еще одной официальной религией. Однако на данный момент подобные изменения еще не произошли.

Другие религиозные конфессии

Мы уже уточняли, что Черногория - это небольшая страна. Поэтому здесь нет большого разброса в религиозных верованиях. Помимо уже названых течений можно отметить еще протестанизм и оккультизм. Однако их последователи не составляют даже одного процента от общего количества населения страны.

Интересно, что некоторые черногорцы называют себя агностиками. Эти люди являются последователями философского течения, определяющего невозможность познания действительности через субъективность.

Несколько слов в заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что Черногория является удивительной страной, которую очень интересно открывать. Многие туристы, побывавшие здесь, рассказывают о необыкновенном единении народа. Известно, что в стране существуют храмы, куда свободно приходят православные христиане обоих направлений и католики. Причем каждая группа имеет право проводить богослужение по своим традициям. Это не вызывает противления в обществе и горячо поддерживается другими конфессиями.

Религия и религиозные общины Черногории имеют очень важное значение и в политической жизни страны. Они будто цементируют общество, ведь государство заботится обо всех религиозных течениях в равной степени. Многие считают Черногорию единственной в своем роде страной, в которой исключено возникновение проблем на религиозной почве. Поэтому здесь очень благоприятная атмосфера для развития туризма, приносящего в бюджет страны большие деньги.

В заключение статьи можно сказать, что любому человеку в Черногории будет комфортно. Ведь здесь абсолютно неважно, во что вы верите и какую церковь посещаете по праздникам.

Большая часть населения страны исповедует православие. Следующая по численности религиозная принадлежность населения это ислам. Это обстоятельство наследство после османского господства на территории страны. И третья по значимости религия это католицизм.

Отношение к туристам у местного православного населения

Особых норм поведения для туристов мы не заметили, путешествуя по территории страны. Нас очень порадовал тот факт, что в православных храмах очень радушно относятся к русским. Мы путешествовали на арендованном автомобиле по Бока-Которской бухте и приехали в город Котор, где зашли в Собор Святого Трифона. Здесь остановились помолиться, поставить свечки, чтобы дальше продолжать свой путь. Услышав в церкви нашу русскую речь, к нам подошел местный батюшка и спросил, откуда мы. Узнав, что из России, приобняла нас, расплылся в улыбке и сказал, что их церковь очень хорошо дружит с нашим патриархом, что он неоднократно был в России, и что здесь очень любят русских. Так же поинтересовался, нужно ли нам что-нибудь и желаем ли мы прогуляться с ним по старому городу. К сожалению, мы уже гуляли по старому городу, и нас уже поджимало время, пришлось отказаться. Но впечатление от старого города Котора в целом и от посещения Собора Святого Трифона осталось исключительно благоприятным.


Другим примером отношения к туристам, служит наше посещение монастыря, находящегося в скале и носящего название Острог. Это мужской монастырь. Ежедневно в Острог приезжает огромное количество туристов и паломников разного вероисповедания. Мы приехали в Монастырь Острог на третий день путешествия на арендованном автомобиле и путь наш туда был неблизким. Почему-то мы предварительно не навели справки о том, что из себя представляет эта достопримечательность. Поэтому были крайне удивлены, что при входе в ворота монастыря висит табличка о том, что нельзя мужчинам заходить сюда в шортах и майках, а женщинам в одежде выше колена, голыми плечами и непокрытой головой. Наш с мужем внешний вид полностью отвечал всем нарушениям правил Монастыря. Но делать было нечего, пришлось уезжать. Хотя на мой взгляд, в таком популярном месте, как Монастырь Острог, должна быть заготовлена одежда для таких как мы неподготовленных людей. Чтобы не пришлось, проделав такой далекий путь разворачиваться и уезжать. Конечно же это не конец истории. В сувенирной лавке мы познакомились сербами, которые приехали из Сербии с паломнической поездкой в Монастырь Острог и собирались остаться там на несколько дней. И у них была одежда на смену, чтобы провести здесь комфортно все положенное время. И представляете - они любезно предложили нам свою одежду, чтобы прикрыть все открытые места и пройти с нами внутрь Монастыря и провести небольшую экскурсию по местности. Вот показатель отношения местных и сербов к русским и православным.

Отношение к туристам у местного исламского населения

Мусульманское население в стране живет не в туристических местах, а в обособленных местностях между крупными городами. Поэтому, находясь на отдыхе на пляже, с ними не пересечься. Но когда начали путешествовать по стране, то тут, то там встречались мечети и женщины с покрытой головой.


Конечно, их не так много, как, например, мы встречали в Албании, но все же они есть. А кстати, когда мы поехали в Албанию на однодневную экскурсию, то по дороге встречали мини-кладбища, на которых возведены небольшие каменные монументы с шапочками по-турецки. Оказалось, что это янычарские кладбища. То есть со времен османского господства здесь и соответствующих сражений, они так и сохранились. А местное мусульманское население давно расселилось по соседству, но кладбища оставили нетронутыми.

Численность представителей прочих религий не превышает 0,1 % населения страны.

Численность верующих

Пункт о конфессиональной принадлежности был включён в перепись населения 2003 года. Согласно её итогам население страны распределяется по религиозной самоидентификации следующим образом :

  • Православие - 460 383 (74,24 %)
  • Ислам - 110 034 (17,74 %)
  • Католицизм - 21 972 (3,54 %)
  • Протестантизм - 383 (0,06 %)
  • Оккультизм - 58 (0,01 %)

6 003 человека (0,97 %) заявили что не придерживаются каких-либо религиозных воззрений, 2 424 человека (0,39 %) позиционировали себя агностиками , 13 867 (2,24 %) отказались отвечать на вопрос.

Православие

Католицизм

Католики в Черногории представлены албанцами (36,98 %), хорватами (31 %) и черногорцами (22,76 %) и живут, в основном, вдоль побережья. Структурно католическая церковь страны поделена на Архиепархию Бара и епархию Котора . Барская архиепархия не подчинена никакой митрополии и находится в прямом управлении Святого Престола . Епархия Котора подчинена митрополии Сплит-Макарска в соседней Хорватии .

Ислам

Приверженцы ислама в Черногории принадлежат в основном к следующим национальным группам: боснийцы (43,49 %), славяне-мусульмане (21,91 %), албанцы (20,75 %) и черногорцы (10,64 %). Мусульмане страны населяют главным образом регионы около городов Плав , Рожае и Улцинь , где они составляют большинство населения.

Иудаизм

Напишите отзыв о статье "Религия в Черногории"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Черногории

Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
«Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
«Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.

Черногория - небольшое государство европейского типа, расположенное на Юго-востоке Европы на территории Основные факторы дифференциации граждан, которыми отличается Черногория - религия, язык и национальность.

В целом эта страна характеризуется религиозностью своих граждан. Так, по данным переписи населения за 2011 год, на долю атеистов приходится менее двух процентов подданных. Остальное население составляют преимущественно приверженцы христианства и ислама.

Православная церковь в Черногории

Православие - основная религия Черногории. Ее исповедует около семидесяти процентов населения. При этом в среде верующих нет юрисдикционного единства. Одна часть населения принадлежит к Сербской православной церкви, входящей в так называемую семью канонических православных церквей, относящихся к византийской традиции. Другая часть исповедует свою веру, находясь в юридических рамках национальной Черногорской православной церкви, не признаваемой в качестве канонической вышеуказанным сообществом. По национальному составу основу православного населения составляют черногорцы и сербы.

в Черногории

Мультикультурность - черта, которой характеризуется Черногория. Религия при этом играет немаловажную роль, будучи не только мировоззренческой системой, но и идеологическим рупором и атрибутом национальности. Это касается в полной мере и католической общины государства. Католицизм - религия Черногории и Хорватии, поэтому в самой Черногории ее приходы в основном составляют хорваты, а также албанцы. Процент черногорцев-католиков несколько меньше, но все же высок - порядка двадцати процентов от общего числа сторонников папства. Относительно же всего населения страны, последних не так много - всего около четырех процентов.

Уникально в Черногории для всего остального христианского мира (особенно его православной части) то, что здесь очень мирно сосуществуют христиане различных деноминаций. Если, например, в России православные настроены подчеркнуто антикатолически, то в черногорских селах и городах можно нередко встретить храмы, которые представители этих двух традиций делят между собой и под одной кровлей совершаются как византийские, так и латинские богослужения.

Ислам в Черногории

Мусульманская умма - это вторая по численности община, которая формирует религиозную картину государства Черногория. Религия пророка Мухаммеда здесь распространена среди двадцати процентов населения. По национальному признаку основу исламского сообщества страны составляют преимущественно боснийцы, албанцы и славяне-мусульмане. Около десяти процентов из них приходится, однако, на долю черногорцев.

Впрочем, как было сказано выше, веротерпимость, это черта, которой характеризуется Черногория. Религия Мухаммеда в этой стране - традиционная вера многих людей, но в отличие, например, от или Ближнего Востока, она не вызывает особых Христиане и мусульмане вполне мирно уживаются, не впадая в крайности экстремизма и радикального прозелитизма.

Иудаизм в Черногории

Что касается еврейских общин, то они также присутствуют в Черногории, хотя и в очень незначительных количествах. Тем не менее отношение к ним вполне благоприятное. Существует даже проект, по которому иудаизм должен стать одной из государственных религий Черногории.

Религиозная политика страны

Из всего вышесказанного ясно, что поликонфессинальность - это особенность, которой отличается Черногория. Религия в ее политике играет не последнюю роль, поскольку она исполняет важную функцию и в повседневной жизни ее граждан.

Согласно существующему законодательству, церковь (то есть все отделена от государства. При этом, однако, на правительстве лежит ответственность за материальное благополучие всех представленных в стране религиозных общин. Важно отметить, что, кроме как на бумаге, этот закон реализуется на практике.

Основные главных общин государства - православия и ислама - отмечаются на государственном уровне. В первую очередь это, конечно же, Пасха, Курбан-байрам и другие.

Пункт о конфессиональной принадлежности был включён в перепись населения 2003 года. Согласно её итогам население страны распределяется по религиозной самоидентификации следующим образом :

  • Православие - 460 383 (74,24 %)
  • Ислам - 110 034 (17,74 %)
  • Католицизм - 21 972 (3,54 %)
  • Протестантизм - 383 (0,06 %)
  • Оккультизм - 58 (0,01 %)

6 003 человека (0,97 %) заявили что не придерживаются каких-либо религиозных воззрений, 2 424 человека (0,39 %) позиционировали себя агностиками , 13 867 (2,24 %) отказались отвечать на вопрос.

Православие

Католицизм

Католики в Черногории представлены албанцами (36,98 %), хорватами (31 %) и черногорцами (22,76 %) и живут, в основном, вдоль побережья. Структурно католическая церковь страны поделена на Архиепархию Бара и епархию Котора . Барская архиепархия не подчинена никакой митрополии и находится в прямом управлении Святого Престола . Епархия Котора подчинена митрополии Сплит-Макарска в соседней Хорватии .

Ислам

Приверженцы ислама в Черногории принадлежат в основном к следующим национальным группам: боснийцы (43,49 %), славяне-мусульмане (21,91 %), албанцы (20,75 %) и черногорцы (10,64 %). Мусульмане страны населяют главным образом регионы около городов Плав , Рожае и Улцинь , где они составляют большинство населения.

Иудаизм

Напишите отзыв о статье "Религия в Черногории"

Примечания

Отрывок, характеризующий Религия в Черногории

Смотреть и правда было на что, так как «птица» вдруг стала «деформироваться», превращаясь то ли в зверя, с человеческими глазами, то ли в человека, со звериным телом...
– Что-о это? – удивлённо выпучила свои карие глазки моя подружка. – Что это с ней происходит?..
А «птица» уже выскользнула из своих крыльев, и перед нами стояло очень необычное существо. Оно было похоже на полуптицу-получеловека, с крупным клювом и треугольным человеческим лицом, очень гибким, как у гепарда, телом и хищными, дикими движениями... Она была очень красивой и, в то же время, очень страшной.
– Это Миард. – представила существо Вэя. – Если хотите, он покажет вам «живность», как вы говорите.
У существа, по имени Миард, снова начали появляться сказочные крылья. И он ими приглашающе махнул в нашу сторону.
– А почему именно он? Разве ты очень занята, «звёздная» Вэя?
У Стеллы было очень несчастное лицо, потому что она явно боялась это странное «красивое страшилище», но признаться в этом ей, по-видимому, не хватало духу. Думаю, она скорее бы пошла с ним, чем смогла бы признаться, что ей было просто-напросто страшно... Вэя, явно прочитав Стеллины мысли, тут же успокоила:
– Он очень ласковый и добрый, он понравится вам. Вы ведь хотели посмотреть живое, а именно он и знает это лучше всех.
Миард осторожно приблизился, как будто чувствуя, что Стелла его боится... А мне на этот раз почему-то совершенно не было страшно, скорее наоборот – он меня дико заинтересовал.
Он подошёл в плотную к Стелле, в тот момент уже почти пищавшей внутри от ужаса, и осторожно коснулся её щеки своим мягким, пушистым крылом... Над рыжей Стеллиной головкой заклубился фиолетовый туман.
– Ой, смотри – у меня так же, как у Вэйи!.. – восторженно воскликнула удивлённая малышка. – А как же это получилось?.. О-о-ой, как красиво!.. – это уже относилось к появившейся перед нашим взором новой местности с совершенно невероятными животными.
Мы стояли на холмистом берегу широкой, зеркальной реки, вода в которой была странно «застывшей» и, казалось, по ней можно было спокойно ходить – она совершенно не двигалась. Над речной поверхностью, как нежный прозрачный дымок, клубился искрящийся туман.
Как я наконец-то догадалась, этот «туман, который мы здесь видели повсюду, каким-то образом усиливал любые действия живущих здесь существ: открывал для них яркость видения, служил надёжным средством телепортации, вообще – помогал во всём, чем бы в тот момент эти существа не занимались. И думаю, что использовался для чего-то ещё, намного, намного большего, чего мы пока ещё не могли понять...
Река извивалась красивой широкой «змеёй» и, плавно уходя в даль, пропадала где-то между сочно-зелёными холмами. А по обоим её берегам гуляли, лежали и летали удивительные звери... Это было настолько красиво, что мы буквально застыли, поражённые этим потрясающим зрелищем...
Животные были очень похожи на невиданных царственных драконов, очень ярких и гордых, как будто знающих, насколько они были красивыми... Их длиннющие, изогнутые шеи сверкали оранжевым золотом, а на головах красными зубцами алели шипастые короны. Царские звери двигались медленно и величественно, при каждом движении блистая своими чешуйчатыми, перламутрово-голубыми телами, которые буквально вспыхивали пламенем, попадая под золотисто-голубые солнечные лучи.