ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Боец последней сотни. Моё путешествие по святым местам Литвы и Польши Вильнюс соборы

Православные святыни Вильнюса November 4th, 2014

На Казанскую посчастливилось побывать в одной из святынь Православия - Свято-Духовом монастыре Вильнюса.

Главный храм монастыря был построен в XVI веке - во времена тяжелых гонений на Православие в Литве, когда многие храмы были отобраны униатами.

Храм построен в стиле барокко и является одной из визитных карточек старого Вильнюса. Через него пролегают все туристические маршруты, поскольку начинаются они через Остробрамские ворота, находящиеся недалеко от монастыря, - единственные из сохранившихся ворот оборонительной стены древнего Вильнюса. В этих воротах есть часовня, а в ней располагается одна из православных святынь - Остробрамская икона Божией матери.

Вот вид на часовню со стороны старого города.

То, что видно на снимке - построено католиками в более позднее время вместо часовни, располагавшейся над воротами и принадлежавшей православному монастырю.

Икону привез в Литву князь Ольгерд в XV веке. Князь был женат два раза на русских княжнах, что не позволяло ему оставаться язычником, но Ольгерд скрывал этот факт от народа Литвы, который в своей массе поклонялся языческим богам.

Икону поставили на воротах сначала с внешней стороны, но так простояла она недолго. Скоро начались гонения на Православие. Надвратная часовня, находящаяся в Остром (русском) углу Вильнюса и принадлежавшая Свято-Троицкой обители, была отобрана у православных униатами, а позднее перешла к католикам. Православные пытались сохранить икону у себя, но у них ее отобрали. Сейчас она стоит в перестроенных воротах лицом к городу (на фото за большим окном над воротами).

Потеряв Свято-Троицкую обитель, православные основали новую - Свято-Духову совсем рядом. Теперь храм этой обители является главной православной святыней Вильнюса.

В храме покоятся мощи трех виленских мучеников - Иоанна, Евстафия и Антония, замученных при Ольгерде. Они были уроженцами Вильнюса и имели чисто литовские имена - Нежило, Круглец и Кумец. Святые были дружинниками князя и открыто исповедовали Православие, что подрывало устои языческой Литвы. Мучеников предали жестоким пыткам и казнили. Больше всех мучили Евстафия - хорошо видно его сломаные ступни. На фото - рака с мощами трех мучеников. Замучили их в роще, на месте которой стоит Свято-Троицкий храм, принадлежащий сейчас католикам. Совсем рядом с монастырем.

Сегодня нам повезло - открыли стекло, закрывающее мощи, и удалось приложиться прямо к телам святых. Они сохранились нетленными, все трое лежат в одной большой раке. На мощах освятили икону - увезем в Калининград.

Раньше мощи мучеников хранились в подвальном храме, куда нам также сегодня удалось попасть.

СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА

ВИЛЬНЮС - столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города - 394 км², население - 538 968 человек.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).


Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).


Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.


В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785-1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857-1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган


В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение - инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской



В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.


КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.

В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.

КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.

Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.

В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.



КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620-1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.

Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.

Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.

КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.

Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича


Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.










КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.

КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.


Нынешнее здание - уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.


КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан - усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.

Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.


Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота - 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса


Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.




Святой Казимир

Фрагмент амвона



Орган




КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии - копия Остробрамской Божией Матери.





КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.


Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.


Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.
КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.


Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.


КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.


В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.


КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.


Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.



КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа. В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.


Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами - витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой - Сердца Спасителя.

Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.


По своим размерам храм - одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа - более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.


Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»


Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971-1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ

Орган костела Святых Иоаннов




Колокольня костела Святых Иоаннов

КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.


В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).




Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Люстра костёла

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем

Потолок костёла



Герб




КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА
Состояние: храм не действует
Сохранившееся здание костёла - выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста - единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.


Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.

ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503-1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней - гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.


Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны, Литвы и Беларуси. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.


ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом.
В 1998 году собор был отреставрирован.



ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ


ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА

В столице Литвы множество красивых храмов различных конфессий. Среди них особое место занимает бесценный образец поздней готики - костёл святой Анны , почти не претерпевший изменений за свою пятисотлетнюю историю. Считается, что покровителем его был великий литовский князь и польский король Александр Ягеллончик (1461-1506 гг.) .

О дате строительства церкви точных сведений нет. Исследователи склоняются к периоду с 1495 по 1500 год. Авторство шедевра тоже не установлено. Есть версия, что проект осуществил гданьский зодчий Николай Энкингер , известный реконструкцией 1501-1507 годов комплекса бернардинского монастыря. Некоторые косвенные исторические свидетельства породили предположение о том, что строительство возглавил чешский архитектор и военный инженер времен поздней готики Бенедикт Рейт ( Benedikt/Benedict, Rejt/Rieth/Reyd/Ried/Reijt, 1454 - 1536 гг.) .

Прямоугольное сооружение с тремя изящными башнями имеет длину 22 и ширину 10 метров. Здание освещают четыре пары стрельчатых окон. При возведении церкви было использовано 33 типа желтого фасонного кирпича.

Согласно легендам, вошедший в Вильнюс воинственный Наполеон был очарован красотой храма. Однако, это не помешала французским солдатам в 1812 году сжечь все деревянные предметы его внутреннего убранства.

Здание неоднократно реставрировали, в частности, в 1902-1909 годах стены были укреплены металлическими конструкциями и обновлены своды.

В непосредственной близости от храма святой Анны стоит костел святых Франциска и Бернардина . История храма, начавшаяся в 1469 году, долгое время состояла из череды его строительства, разрушений и восстановления.

Однако, несмотря на многократные реконструкции, здание сохранило черты средневекового зодчества. Уцелел алтарь с картиной Божьей Матери, присланной папой римским Клементом VIII в 1598 году.

Дошли до наших дней две часовни - во имя святого Николая, датируемая 1600 года, и в честь Трех Королей 1632 года. Большую ценность представляет собой церковная кафедра 1690 года.

Кафедральный римско-католический собор святых Станислава и Владислава (Svento Stanislovo ir Svento Vladislovo arkikatedra bazilika) с почетным статусом малой базилики ведет свою историю с XIII века, когда у подножья Замковой горы построили собор первого великого князя литовского Миндовага (ок. 1195-1263 гг.) . После смерти правителя храм, по мнению исследователей, был превращен в языческое капище, а впоследствии и вовсе разрушен. После принятие литовцами христианства на его месте в 1387 году воздвигли готическую церковь с престолами во имя Святой Троицы, Святой Марии и Святых Станислава и Владислава. Однако, и он не уцелел, сгорев в пожаре 1419 года.

Восстановлением собора занялся великий князь Витовт (1350-1430 гг.). Каменное здание в готическом стиле было расширено, в нему пристроили часовни. Позднее его не раз реконструировали, но все старания вновь уничтожали пожары. Последнее восстановление храма началось в 1777 году. Оно проводилось под руководством литовского архитектора, работавшего в стиле классицизма, Лауринаса Гуцявичюса (Laurynas Gucevičius, 1753-1798 гг.) . Автор проекта создал новое гармоничное сооружение, сохранив аутентичные стены.

В подземельях храма нашли упокоение выдающиеся личности литовского княжества, среди которых великий правитель Витовт (1350-1430 гг.) и его супруга Анна; королева Барбара Радзивилл (1520-1551 гг.) , жена князя литовского и короля польского Сигизмунда II (1520-1572 гг.) , отличавшаяся необыкновенной красотой. В церкви хранится урна с сердцем короля Владислава IV Вазы (1595-1648 гг. ). Под часовней святого Казимира в королевском мавзолее похоронен литовский князь и польский король Александр Ягеллончик (1461-1506 гг.) . Кроме захоронений в подземелье уцелела фреска, датируемая XVI веком.

Церковь святой мученицы Параскевы (Šventosios kankinės Paraskevos cerkvė) - древнейший храм Вильнюса. Однако, первое здание 1345 года не уцелело. Нынешнее было отстроено в 1864 году. Проект церкви в неовизантийском стиле принадлежит архитектору Николаю Михайловичу Чагину (1823-1909 гг.) , заведовавшему строительством православных церквей на территории Литвы и Латвии.

За время своего существования постройка не всегда использовалась по назначению. На заре XVII столетия храм передают униатам, но, вероятно, это их не сильно заинтересовало, и церковь остается в запустении. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Коммерсанты быстренько приспособили пустующее помещение под трактир. И что еще циничнее, в приюте при церкви устроили, стыдно сказать, дом терпимости.

В XVIII веке ситуация изменилась. Древний храм был отреставрирован. Говорят, в нем побывал Петр I и подарил шведские знамена - трофеи Северной войны 1700-1721 годов. Кстати, согласно легенде, именно в этой церкви был крещен арап великого русского царя Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781 гг.) , военный инженер, прадед Пушкина. И совершил это, якобы, император самолично. Судя по мраморной доске с упоминанием памятного события, в Вильнюсе в это предание верят.

Пречистенский кафедральный собор (Dievo Motinos Ėmimo į Dangų katedra) - второй старейший храм Вильнюса. Его воздвиг в 1346-1348 годах литовский князь Ольгерд (ок. 1296-1377 гг.) для своей супруги Иулиании (ок. 1325-1399 гг.) , дочери князя тверского Александра Михайловича (1301—1339 гг.) , матери князя литовского и короля польского Ягайло (ок. 1362-1434 гг.) . Для строительства были приглашены зодчие из Киева, которые создали церковь по образцу Софийского храма Ярослава Мудрого.

После разделения Киевской и Московской митрополий в 1415 году Пречестинский храм получает статус кафедрального собора.

Через два века, после подписания унии с Римской церковью в 1609 году Пречестенский собор, как и выше упомянутая церковь Параскевы, переходит к униатам, и его постигла та же участь - заброшенность и использование не по назначению. В здании в разное время размещались ветеринарная лечебница, анатомический театр, кузница, приют для бедных.

В 1867 году церковь посетил русский царь Александр II, после чего поручил передать 57 тысяч рублей на реконструкцию обветшавшего сооружения. Когда работы были завершены, здание приобрело черты средневекового грузинского зодчества. Роскошный пятиярусный иконостас был расписан живописцем Иваном Петровичем Трутневым (1827-1912 гг.) , старостой храма, основателем и руководителем Виленской рисовальной школы, академиком Императорской Академии художеств.

В 1997 году Пречестенский собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отслужив в нем Божественную литургию и благословив местную общину привезенной из Москвы Казанской иконой Божией Матери.

Церковь святого Николая была построена в 1514 году по повелению гетмана литовского княжества Константинаса Острогишкиса. Первоначально она имела готические формы, но после пожара, случившегося в ХVIII веке, здание было реконструировано в стиле позднего барокко. Однако и этим дело не закончилось - позднее храм переделали в русско-византийском стиле. Тем не менее в облике сооружения готические черты сохранились.

Римско-католический костёл святой Екатерины получил свой нынешний облик в стиле виленского барокко после реконструкции более древнего здания, пострадавшего в большом вильнюсском пожаре 1737 года. Восстановительные работы проходили под руководством выдающегося архитектора Иоганна Кристофа Глаубица (Jonas Kristupas Glaubicas, ок. 1700-1767 гг.) , создателя виленского барокко, одного из популярнейших зодчих княжества середины XVIII века. Благодаря его мастерству здание получило впечатляющие башни и эффектные фронтоны.

Екатерининский храм - центральное сооружение архитектурного ансамбля бенедиктинского монастыря.

Нетерпимое отношение советской власти к религии не обошло стороной и костёл святой Екатерины. Монастырь был закрыт в 1946 году. Храм отдали под склад, что не могло не сказаться на внешнем облике и внутреннем убранстве сооружения. В 1990 году его вернули верующим.

В 2006 году церковь была отреставрирована. В настоящее время в нем проводятся различные камерные мероприятия, концерты, а в подвалах устраиваются выставки. Это городской культурный центр.

Храм в честь покровителя Литвы святого Каземира считается первым литовским костёлом, представлявшим стиль барокко. Его построили иезуитские монахи.

Проект повторяет архитектуру римской барочной церкви святого имени Иисуса (церковь Джезу, La chiesa del Santissimo Nome di Gesù all"Argentina) - собора Ордена иезуитов, в котором покоится его основатель, католический святой Игнатий Лойола (1491-1556 гг.) . Этот храм принят за канон при возведении церквей иезуитов в Европе.

В истории костела множество драматических и парадоксальных страниц - от масштабного пожара XVIII века до превращения церкви, поверить трудно, в музей атеизма! В XIX веке это православный храм. Есть сведения, что в нем совершал молитвы оказавшийся в Вильнюсе проездом великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) .

Купол венчает красивая корона, что свидетельствует об отношении к храму королевских особ, которые либо причастны к возведению церкви, либо посещали их.

После получения Литвой независимости костёл вновь стал действующим, иезуиты вернулись в монастырь и открыли свою гимназию.

Костел Всех Святых воздвигнут в форме базилики в 1620-1631 годах, и выдержан в стиле умеренного барокко. Первоначальное внутреннее убранство не сохранилось из-за пожара 1748 года. Новый интерьер со множеством скульптур был создан в 1754 году в стиле вильнюсского барокко. В настоящее время в церкви сохранились 13 алтарей.

В советский период храм закрыли, помещение отдали под бакалейный склад. После реставрации, проведенной в 1967-1975 годах, в здании открыли выставку народного искусства Художественного музея. С 1991 года костел вновь используется по назначению.

В публикации упомянуты лишь те церкви, которые нам удалось увидеть во время нашей недолгой . Надеюсь, вернуться в гостеприимную столицу Литвы снова, чтобы увидеть и узнать больше.



Вечером, когда не торопясь мы шли в сторону отеля, нас терзал один единственный вопрос. Практически все достопримечательности старого Вильнюса мы посмотрели. Что мы будем делать завтра. Куда пойти? Куда податься?! К этому странному состоянию мы, поверьте, уже привыкли. Тут главное - вовремя подключиться к интернету:) В общем, утром следующего дня мы точно знали направление движения.

Сегодня мы должны посмотреть Ужупис и современный Вильнюс, пройтись по главной торговой улице (проспект Гедиминеса) - вот так звучал наш краткий план.

Куда бы мы ни направлялись в Вильнюсе, наш путь, в силу расположения отеля, всегда шел сквозь Старый город. Сегодня мы немножко изменили траекторию движения и в извилистых переплетениях старинных улиц наткнулись на самый древний собор Вильнюса - костел Св. Николая.

Костел Святого Николая

Построен костел был практически в последние дни язычества (до прихода католицизма) ремесленниками и купцами немецкой общины. В отличие от других готических храмов, уносящих свои шпили в небо, безбашенный (в смысле без башен, а не в смысле сумасшедший:)) костел, как гриб боровик, крепко укоренился в земле и никуда уноситься не собирается.

Зубчатый треугольный свод фасада, массивные краснокирпичные стены, неприметный вход и полное отсутствие каких-либо украшений - все свидетельствует о древней древности костела. Изначально в храме не было высоких окон, голые каменные стены и крохотные окна. Только спустя пару столетий храм приобретает более-менее "человеческий вид" (облагораживают внутренние помещения), а еще через... столетия ему добавляют света, увеличив боковые окна.


Во времена войны 1812 года костел был сильно поврежден. Здесь снова отметились французские солдаты. Для меня совершенно непонятной остается "любовь" французской армии к храмам Вильнюса. Нигде в Европе я до сих пор не сталкивалась с такими действиями французов. Ну, поняла бы, если речь шла о православных храмах, а тут... В середине XIX века костел восстановили и пристроили к нему колокольню, такую же неприметную как и сам храм.

Очень хотелось заглянуть вовнутрь храма-старичка, но утром на открытость костела было мало надежды. И мы как всегда не ошиблись. Костел был закрыт для посещений. Но, как же я обрадовалась, что для молитвы храм был открыт. Вернее, открыты были тяжелые двери, а доступ к храму ограничивала решетка. Т.е. можно было свободно помолиться и немножко рассмотреть интерьер. Спасибо огромное!


Последим подарком Св. Николая стал удивительный массивный каменный забор вокруг костела. Видимо, устав ровно стоять, ограждение изо всех сил пытается лечь. Но неведомая сила его еще держит в вертикальном положении.

Костел Св. Казимира

Ратушную площадь (вчера гуляли) и костел Святого Казимира мы прошли мимо. Не знаю, почему не зашли в костел. Был закрыт? Нет. Не захотели... Сфотографировали и пошли дальше. Странно. Интресное здание, интересная история и прошли мимо.

Для меня удивительным оказался тот факт, что во время Второй Мировой войны снаряд снес несколько башен, в том числе и ту, что с короной. Но не это меня удивило, что ж тут удивительного?!. Пуля - дура. А вот, что храм был восстановлен (центральная башня с короной) в период оккупации (1942-1944 гг), это воистину удивительно!



А еще во времена советской власти в костеле был открыт Музей атеизма. Господи, до чего человеческая глупость безгранична!

Не успели сделать и двух шагов, как перед нами выросла удивительной красоты арка, своим видом напоминающая вход в храм. И, возможно, мы бы прошли мимо, сделав пару фотографий, если бы плакат, висящий над аркой, стал резко читаемым и понятным. Еще бы, плакат на родном языке "Вiлнюськiй церквi Присвятої Трiйцi 500 рокiв" Ну как тут не зайти?!

Церковь Святой Троицы

Войдя в арку, мы неожиданно попали в тихий дворик, на территорию бывшего Василианского монастыря. Храм, представший перед нами, выглядел настолько обветшалым и заброшенным, что даже не верилось в его реальность, в то, что он вообще функционирует. Но территория вокруг храма была ухожена и в каждой травинке, в каждом цветочке, в каждом листике чувствовалась человеческая душа и забота

Я смотрела на храм и сердце просто обливалось кровью. Казалось, храм, словно старик, повидавший на своем веку всякого, доживает свои последние дни. Каждая морщина-трещина на его теле - страшный день в его истории.

Кто только не служил в стенах собора: и православные, и католики, и униаты. Стены монастыря и храма видали всякое. Монашек и священников, семинаристов и студентов, тюремщиков и заключенных. Да-да, не удивляйтесь! В стенах монастыря в начале XIX века была устроена тюрьма. В списке среди имен заключенных нетрудно отыскать имя Адама Мицкевича, который был участником тайного патриотического и просветительского объединения студентов Виленского университета.

В советский период жизни Вильнюса до 60-х годов здесь располагался вильнюсский педагогический институт. А в 60-х его сменил Вильнюсский филиал Каунасского политехнического института, который в свою очередь уступил место Вильнюсскому инженерно-строительному Институту. В стенах храма стояли огромные тяжелые станки. Я представляю, как содрогался костел от станочного грохота. Музей атеизма покажется детской шалостью после всего того, что случилось с Церковью Святой Троицы

Естественно, после такого варварства в храме было уничтожено, заштукатурено, разбито все, напоминающее о его духовном предназначении. Страшно, а ведь как все хорошо начиналось. В XIV веке на месте гибели виленских мучеников Антона, Иоанна и Евстафия был построена деревянная церковь...


В начале 90-х церковь была передана греко-католической церкви, в 1996 году в храм вернулись монахи-василианцы. Я все пыталась разобраться, почему храм считается украинским и передан украинской греко-католической церкви, но... Истории Литвы, Польши и Украины так тесно переплетены, что искать неисторику правду спустя пять веков - дело неблагодарное, проще поверить городским ситилайтам и поблагодарить власти Литвы за справедливость. Спасибо.


Сегодня, все восстановительные работы в храме ведутся исключительно на пожертвования прихожан. И внутренние помещения церкви местами начинают приобретать вполне цивилизованный вид, присущий храму. Паства мала и денег явно не хватает. Но мы, украинцы, народ терпеливый и трудолюбивый, я верю, все получится, даст Бог!


Костел Святой Терезы

Покинув границы монастырского двора Святой Троицы, мы вновь оказались на улице Аушрос Варту. Еще два шага и мы стоим у очередного костела Св. Терезы.

Красавец костел кажется идеальным и особенно ухоженным по сравнению со Святой Троицей. Ну, просто, богач-бедняк. Хотя начиналась история костела тоже с деревянной постройки, но гораздо позже, в начале XVII века. Но деревянный храм просуществовал недолго, и быстро был перестроен в камне.


Он точно так же, как и многие виленские храмы пострадал от французов в 1812 году. Ох уж эти французы!

И, знаете, чтобы понять французов, я специально обратилась к служителю украинской греко-католической церкви:) Так вот, если сделать краткую выжимку нашей беседы, выяснилось, что французы времен Республики были атеистами. И Франция - это первое в мире государство, которое официально уничтожало христианство после языческого Рима. Даже за ношение крестика, человека осуждали на гильотину. Что уже говорить о церквях?! И это официальная история Франции! Вау!



На всякий случай заглянули и во внутрь Св. Терезы. Пышность барокко, буйство золота и все-все в розовом цвете, даже Иисус. Неожиданно. А учитывая увиденное в Св. Троице, внутренние интерьеры в своей пышной красоте, кажется, немного даже перебрали. Но это только если сравнивать:)

Часовня Пресвятой Девы Марии или Аушрос Вартай

Маршируя (еще пару шагов от св. Терезы) в направлении Ужуписа по продолжению улицы Пилес, которая носит название, созвучное с главной достопримечательностью Вильнюса Аушрос Варту, мы наконец-то приходим к этой самой главной достопримечательности Аушрос Вартай, или Остробрамским воротам, или Мядининским воротам, или, как их еще называют, Воротам Зари.



С виду обычные городские средневековые ворота. Необычными их делают несколько фактов.

Факт первый. Это единственные уцелевшие городские ворота из пяти, изначально существовавших в крепостной стене XVI века.

Факт второй. Мядининские ворота находились в самом атакуемом месте Вильнюса. Ведь дорога, ведущая из Мядининских ворот, идет на Смоленск и Москву. В конце XVIII века русская армия полностью разгромила крепостную стену, но эти ворота оставила неприкосновенными. Почему? А потому... Здесь на сцену выходит самый главный и важный факт - факт третий.

Факт третий. Монахи Свято-троицкого монастыря, который сейчас находится в полуразрушенном состоянии, над городскими воротами воздвигли часовню, в которую поместили чудотворную икону Пресвятой Девы Марии. Икону, написанную в XVII веке, почитали все: и католики, и униаты, и православные.

Сегодня икона Пресвятой Девы Марии во всем мире известна как Мадонна Остробрамских ворот или Виленская Мадонна и почитается во всем христианском мире как чудотворная исцеляющая икона.

Факт четвертый. Не такой значительный и важный, но, все же, оставить без внимания его не могу. Так вот, Часовню Пресвятой Девы Марии могли посещать только мужчины. Женщинам - зась! Видимо это как-то было связано с принадлежностью часовни к мужскому монастырю (но это только мои догадки). Поэтому часовня строилась таким образом, чтобы верующие не зависимо от пола, могли молиться перед иконой прямо на улице.

По просторам интернета гуляет много фоток колено приклоненных паломников, молящихся прямо на улице. Мы такой картинки не увидели, хотя туристов у Остробрамских ворот было много.

Почитая древних, я к чудотворной иконе подниматься не стала, может надо было, но не стала.

Артиллерийский бастион

Выйдя за пределы старого города, мы еще раз оглянулись на средневековую диковинку и теперь нам ничего не мешало отравиться навстречу современному независимому государству Ужупису:)

Да-да, все как мы и рассчитывали. Но сначала мы (по пути, разумеется) полюбовались видами хорошо отреставрированных остатков артиллерийского бастиона городской оборонительной стены, случайно вышли на смотровую площадку на пересечении улиц Субачяус (Subaciaus g.) и Майронё (Maironio g.), изучили еще раз купола Виленских соборов (спасибо городским властям за панорамную информационную доску), прогулялись по небольшому парку и вот мы в Ужуписе.


Перелет Вильнюс-Киев

На отрезке с 13 по 16 век Литва была одним из самых крупных государств Европы - Великим Княжеством Литовским. Княжество простиралось от Балтийского до Черного моря и включало территории нынешних Литвы, Беларуси и Украины. В конце 16 века с подписанием унии с Речью Посполитой Литва утратила часть своих суверенных прав, а ее население стало стремительно перенимать польские ценности и традиции. Впоследствии союзное государство Польши и Великое Княжество Литовское было вынуждено капитулировать перед мощью Российской Империи. После трех разделов Речи Посполитой, территория нынешней Литвы оказалась в составе России. История средневековой Литвы наглядно отражена в ее многоконфессиональности: только Вильнюс вмещает несколько десятков православных, католических и униатских храмов.

Свято-Духов храм и возникший под его сенью монастырь в течение почти двух веков оставался единственным не побывавшим в руках униатов православным храмом в Вильнюсе, где в самые трудные минуты для православных раздавалось слово утешения святой веры.
После заключения в 1596 году Брестской унии для православных Литвы наступили тяжелые времена. Все приходские церкви в Вильне были закрыты, Свято-Троицкий монастырь был отдан униатам. После многочисленных отказов, в 1597 году Свято-Троицкое братство получило от короля Сигизмунда III разрешение построить новую православную церковь. В 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и святых равноапостольных Константина и Елены .

В 1749 году результате частых опустошительных пожаров монастырь сгорел вместе с церковью. Церковь сильно пострадала в 1812 году. Солдаты Наполеона устроили в ней кухню, испортили иконостас, сожгли царские врата, взломали полы, закоптили стены. После войны на средства виленского купца Александра Николаевича Слуцкого храм был приведен в наилучший вид, а при архиепископе Алексии была заново отделана вся церковь.

В 1852 году пещера, в которой с 1655 года хранятся мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , обращена в церковь их имени. Сооружен новый вход, над которым поставлен образ с изображением свв. Мучеников.

Интерьер хрaма украшает ценное произведение барочного искусства - иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица после пожара в 1749 году. Уникален фасад церкви, представляющий собой историческую ценность. Перед нами архитектурное произведение законченной барочной формы. Рядом с церковью возвышается высокая башня - колокольня, увенчанная куполом формы обелиска. Стены храма видели русских царей, лиц из царского дома, государственных сановников и вельмож России. Царская семья посетила этот храм в 1884 году. Почетными членами Свято-Духова братства были члены царской семьи, все наследники цесаревичи, в том числе и Николай II.

Острая Брама - одна из важнейших достопримечательностей Вильнюса, объект светского туризма и религиозного паломничества, памятник истории и архитектуры. Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды. Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века.

Деревянная церковь Перенесения мощей Св. Николая Чудотворца была основана в 1340 г. второй женой Великого князя Литовского Ольгерда Ульяной. После уничтожения церкви пожаром в 1514 г. гетман Великого Княжества Литовского Константин Острожский построил каменную готическую церковь в византийском стиле. В 1609 г. согласно привилегии короля Сигизмунда Вазы униатам было передано 12 православных церквей, в том числе церковь Свт. Николая. После пожаров 1747 г. и 1748 г. церковь была обновлена в стиле барокко. В 1827 г. ее вернули православным. В 1845 г. церковь Св. Николая была перестроена в русском византийском стиле.

Церковь Параскевы Пятницы - первый храм в столице Великого Княжества Литовского Вильне, построенный в 1345 г. Первоначально церковь была деревянная. Каменной она построена позже по указу жены князя Ольгерда Марии. Церковь сильно пострадала в связи с пожарами. В 1611 г. ее отдали в ведение униатов. В Пятницкой церкви, как свидетельствует надпись на мемориальной доске, царь Петр I крестил прадеда поэта А.С.Пушкина. В 1799 г. церковь была закрыта и находилась на грани разрушения. В 1864 г. оставшиеся части храма были снесены, а на их месте по проекту Н.Чагина возведена новая более просторная церковь.

Полагают, что собор Успения Пресвятой Богородицы в 1346 г. построила вторая жена Великого князя Великого Княжества Литовского Ольгерда Ульяна. Здесь же княгиня была и погребена. В то время, когда Витовт Великий выделил Литву и Западную Русь в отдельную митрополию, эта церковь была названа собором. Пречистенский кафедральный собор - ровесник башне Гедимина, символа Вильнюса, - встречал свадебный кортеж дочери Великого Московского князя Иоанна III Елены, венчавшейся с Великим князем Великого Княжества Литовского Александром. В начале XIX века оно было превращено в ветеринарную клинику, скотолечебницу, затем в приют для городской бедноты, а с 1842 г. здесь были устроены казармы.

Возродился Кафедральный собор, как и многие православные храмы Вильнюса, в последней трети XIX века благодаря пожертвованиям, собранным в России. Над его восстановительным проектом работали профессора Петербургской академии художеств. Выдающийся зодчий А.И. Резанов - автор проекта часовни Иверской Божией матери, что на Красной площади в Москве, и Ливадийского императорского дворца в Крыму. Собор построен в грузинском стиле. На правой колонне находится икона Божьей Матери, которую царь Александр II подарил в 1870 г. На мраморных плитах выбиты имена русских воинов, погибших во время подавления восстания 1863г.

Александро-Невская церковь возведена в 1898 году как дань памяти императору Александру III. Сооружена она на средства Свято - Духовского Братства и частные пожертвования. Церковь стоит на высоком месте и видна на далеком расстоянии. Называлась она церковью-школой, т.к. при ней было устроено церковно-приходское училище. При церкви выстроен небольшой дом, в котором находились квартиры учителя и учительницы. Храм небольшой, светлый, сооружен из камня и по обеим сторонам его сделаны пристройки для школ: мужской и женской. При освобождении города от немецко-фашистких войск летом 1944 г. здание храма было разрушено почти полностью. В советские времена здесь располагалась колония для трудновоспитуемых девочек - подростков. Церковь и сегодня обнесена глухим забором. Теперь она уже отдана епархии, но богослужения не проводятся, здание реставрируется.

Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Острожского. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся "Романовский юбилей", дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. Чтобы виленская церковь была в самом деле "Романовской", было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова.

Свято-Михайловская церковь освящена в 1895 г. Первый новопостроенный храм города (до него в XIX веке происходило только восстановление древних храмов XIV и XV вв.). "Первый после многих, многих столетий самостоятельно возникший - жизнерадостный веселый росток из полного внутренней жизни ствола, невиданный православными почти с XV века", - говорилось при его освящении. Весть о замысле воздвигнуть новый храм, притом на правом берегу Вили, где до того еще не было православных храмов, с энтузиазмом встретили все православные люди города. Но особые старания к ее постройке приложили Свято-Духово братство, епархиальный училищный совет, кафедральный Свято-Николаевский собор и Никольская церковь. Кроме виленчан, пожертвования внесли Святейший Синод и лично К.П. Победоносцев, а также св. Иоанн Кронштадтский, который и благословил строительство церкви осенью 1893 г. В том же году открылась и церковно-приходская школа, где обучалось до 200 человек детей (в настоящее время флигеля, в которых располагалась школа, церкви не принадлежат).

Программа поездки:

1 день

Выезд из Минска в 6-30.

Прибытие в Свято-Духов монастырь. Размещение. Экскурсия по монастырю. Обед.

Пешая экскурсия по городу.

Острая Брама .

Церковь Перенесения мощей Св. Николая Чудотворца .

Собор Успения Пресвятой Богородицы .

Вечерняя служба. Ужин. Ночлег.

2 день

Литургия.

Пешая и автобусная экскурсии по городу.

Церковь Параскевы Пятницы.

Александро-Невская церковь.

Константино-Михайловская и Свято-Михайловская церкви.

18-00 выезд в Минск.

3 день

Прибытие в Минск около 0 часов