ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Участники команды яхты апостол андрей. Яхта «Апостол Андрей

Эх, братцы. Пока "Победа", по данным разведки, удачно достигнув Полюса еще 30-го июня, бежит в обратный путь, я поснимала сегодня, как к выходу в Арктику готовится судно не столь большое, как атомоход, но тоже очень интересное.
Парусная яхта "Апостол Андрей".
В Шлиссельбурге, на Охтинских верфях, очень хорошо и тихо. Чайки выгуливают у зарослей на берегу своих серых птенцов, ласточки заполошно покрикивают и чиркают по воде крыльями, под солнечными лучами в неглубоких заводях осторожно греются мальки.
Но сказать, чтобы отдохнула душой - к сожалению, нет. Уже очень давно преследует состояние запредельной, отупляющей напряженности, когда куча не сделанных по работе дел сваливается в один громадный ком, и он несется вскачь, все увеличиваясь и грозя сломать мне шею.
А "бросить все к черту, и в Кисловодск" не могу.

Капитан "Апостола Андрея" Николай Литау - товарищ очень известный. Всех заинтересованных отсылаю прямиком на его сайт - там и про него, и про экспедицию, и про яхту все подробно рассказано. Он мне показался простым в общении и, вообще, очень славным мужиком.

А теперь несколько картинок из Шлиссельбурга. (Хоть одна вовремя разобранная и выставленная по фактическому времени съемка, о боги) .

Кэп собственной персоной. У штурвала.


А вот и его яхта. Она, конечно, примостилась как ласточка на жердочке - крошечная и в самом углу, так что даже с воды ее было снять затруднительно.

А теперь прошу под кат. Там вы увидите имя старого грузового судна, которое самым первым попалось мне на глаза, когда я подошла к берегу. Увидела, усмехнулась и подумала: "Видно, это уж точно судьба". А от нее, как известно, не уйти.


Конечно, это могло быть только такое имя.


Вот такие прекрасные нимфы ходят в Арктику в роли юнги, по совместительству кока и штатного фотографа. Зовут ее, между прочим, Анной.


Капитан с командой обсуждает, как завтра выходить из водных артерий Петербурга на чистую воду - до Мурманска.


А вот и найден маршрут.


Вот эту фигулину питерского производства будут испытывать яхтсмены в высоких широтах.


Фигулина в интерьере:)


Мастер в размышлениях.


Нравятся мне отражения. Хоть и не умею их снимать.
Просто жизнь любого человека в какие-то моменты так на них похожа - нечто колеблющееся, лишенное цельности, обманчивое в своих раз и навсегда очерченных линиях и границах.

III кругосветное плавание яхты "Апостол Андрей"

26 апреля 2005 года На 26 день пребывания в Новой Зеландии мы вновь обрели способность управляться. Сегодня "Апостол Андрей" совершил последний (будем надеяться) полуторамильный переход без руля. Яхта пришла из марины в район порта, к причалу, где ей должны были установить новый руль. К нашему приходу правило уже покоилось на дне (лишь бы это не стало его привычкой!), кран стоял на причале, а рядом, свесив ноги, сидел аквалангист.

"Апостол" ошвартовался к пирсу, водолаз булькнул в воду, крановщик пропустил через гельмпорт (труба в которой вращается балер руля) строп Руль подняли с 10-метровой глубины, балер вошёл в гельмпорт и был зафиксирован сверху. А далее, при помощи кувалды, русской матери и новозеландских факов, на штатное место был установлен сектор руля и разведены штуртросы.

Пока этим занимались работники Quay Marine и матрос Балымов, капитан с художником отвязали рулевую дверь и выловили её из воды. Семёнов отсоединил дверь от спинакер-гика и уложил его на штатное место, крепления припрятаны "на всякий случай", а дверь оставлена в порту, на память о нашем визите. В итоге на "Апостоле Андрее" осталось ещё восемь дверей, только две их которых неприкосновенны - в гальюн и каюту капитана.

Из порта в марину мы возвращались с рулём. Непередаваемое удовольствие! Понять его может только тот, кто месяц изо всех сил тянул верёвки на манер ямщика, воображая, что рулит, яхта же при этом шла своим курсом. У штурвала выстроилась очередь, и только короткий переход спас рулевую колонку от поломок, иначе её выкорчевали бы из палубы от избытка чувств и энтузиазма.

В марине капитан напомнил команде, что обретение руля произошло в знаменательный день 26 апреля - День собаки Литау. Праздник этот имеет трехлетнюю историю, тогда, весной 2002 года "Апостол Андрей" шёл в Тихом океане к северу от экватора. Капитан, изучая лоцию Гавайских островов, порадовался за гавайцев у которых оказалось около десяти праздников типа: День Вашингтона, День Мартина Лютера Кинга, День Камехимехи-I... И решив, что на "Апостоле" праздников явно маловато, своим указом установил 26 апреля - День рождения любимого барбоса, ротвейлера Вилорда, - красным днем календаря и нерабочим днём.

С тех пор в этот день капитан сам и не работает. Далее общественности была продемонстрирована "косточка" подарок, который капитан везет своему любимцу - чудовищных размеров позвонок, презентованный знакомым китобоем.

Ваш Литау

В прошедшие выходные экипаж Апостола Андрея совершил двухдневную поездку по Северному острову, организованную Российским посольством. Первое впечатление - Новая Зеландия одноэтажная страна. Стоит только покинуть Веллингтон и отправиться вглубь страны, как вы практически не увидите домов и строений выше одного этажа, разве что в городках и административных центрах встретятся двух-, трехэтажные "высотки".

Второе - страна эта очень живописна и красива: холмы сменяются небольшими ровными участками, леса - степями, овраги - болотами. Временами, когда дорога шла между соснами и лиственницами, взбираясь на холмы и спускаясь в распадки, это напоминало родное Подмосковье, где-нибудь в районе Павлова Посада или Дмитрова. Но иллюзия рассеивается, когда хвойные породы сменяются эвкалиптами или древовидными папоротниками - символом Новой Зеландии.

Первой достопримечательностью на нашем маршруте была гора Руапеху (Ruapehu) - высочайшая вершина Северного острова, высотой в 2797 метров. Руапеху мекка горнолыжников Новой Зеландии, а кратерное озеро, расположенное под вершиной горы, представляет собой живописное зрелище.

Полюбовавшись на заснеженные вершины, мы продолжили движение и вскоре выехали к озеру Таупо (Taupo). Предоставим слово Жюль Верну:

"В доисторические времена в центре Новозеландского острова вследствие обвала земной коры образовалась бездонная пропасть длиной в двадцать пять миль и двадцать шириною. Воды, стекавшие с окрестных гор в эту огромную впадину, постепенно превратили ее в озеро, но в озеро-бездну, ибо до сих пор ни один лот не смог промерить его глубины.

Таково это необычное озеро, носящее название Таупо, лежащее на высоте тысячи двухсот пятидесяти футов над уровнем моря и окруженное горами высотой в две тысячи восемьсот футов. К западу - громадные остроконечные скалы, на севере - несколько отдаленных вершин, поросших невысоким лесом, на востоке - широкий отлогий берег, по которому вьется дорога, и где меж зеленых кустов красиво поблескивают пемзовые камни; к югу, за линией леса, высокие конические вершины вулканов. Таков величественный ландшафт, окаймляющий это огромное водное пространство, где свирепствуют бури, не уступающие в ярости океанским циклонам.

Вся эта местность кипит и клокочет, словно колоссальный котел, подвешенный над подземным огнем. Земля дрожит, и кора ее, словно корка перестоявшегося в печи пирога, во многих местах трескается, и оттуда вырываются пары, и, конечно, все это плоскогорье рухнуло бы в пылающее под ним подземное горнило, если бы скопившиеся пары не находили себе выхода на расстоянии двадцати миль от озера через кратеры вулкана Тонгариро.

Этот увенчанный дымом и огнем вулкан возвышается над мелкими огнедышащими сопками и виден с северного берега озера. Позади него одиноко высится среди равнины другой вулкан, Руапеху, коническая вершина которого теряется среди облаков на высоте девяти тысяч футов. Ни один смертный никогда не ступал на его неприступную вершину, ни один человеческий взор не проникал в глубину его кратера "

Сегодня это уже, конечно, не так - можно сесть в вертолет и за сотню-другую
долларов облететь "неприступные" вершины и погрузить взор в глубину кратерного озера, медленно наполняющееся водой после извержений 1995 и 1996 годов.

Наступило время обеда, мы расположились на восточном берегу озера, "меж зелёных кустов" и отдали должное кулинарному искусству Нины Сиухиной, которая взяла на себя нелегкий труд кормить всю нашу ораву во время поездки и отлично с этим справлялась.

Озеро Тауро, принимая воду множества ручьёв и речушек, на манер Байкала отдаёт её только одной Уаикато (Waikato), крупнейшей реке страны. Неподалёку от своего истока Уаикато низвергается водопадом Хука (Huka falls) с 11-метровой высоты и стремительно несется сквозь ущелье, позируя перед объективами, нацеленными на неё с многочисленных смотровых площадок.

Снова Жюль Верн: "Около четырех часов пополудни пирога, управляемая твердой рукой Кай-Куму, смело, не замедляя хода, вошла в узкое ущелье. Стремительный поток яростно хлестал о многочисленные подводные скалы и опасные для лодок островки. Перевернись пирога, и всех постигла бы верная гибель, ибо спасения искать было негде: всякий, кто осмелился бы ступить на кипящую прибрежную тину, неминуемо погиб бы.

Уаикато текла здесь среди горячих источников. Окись железа окрашивала в буро-красный цвет прибрежный ил, на котором не было ни одной пяди твердой земли. Воздух насыщен был едким запахом серы. Туземцы легко переносили его, но пленники сильно страдали от удушливых испарений, поднимавшихся из расщелин почвы, выделяясь из пузырей, которые лопались под напором подземных газов. Но если обонянию трудно было освоиться с этими серными испарениями, то взор мог лишь восхищаться этим величественным зрелищем.

Пироги нырнули в густое облако белых паров. Их ослепительно белые завитки нависали куполами над рекой. По берегам сотни гейзеров то курились парами, то били фонтанами воды. Вода и пар, смешиваясь в воздухе, переливались на солнце всеми цветами радуги. В этом месте Уаикато течет по зыбкому ложу, непрерывно кипящему под действием подземного огня "

За неимением пироги, мы перемещались на посольском микроавтобусе, управляемом твердой рукой Петра-Палыча и через час оказались в местечке, носящем имя Уаи-О-Тапу (Wai-O-Tapu). Здесь предстояло прогуляться маршрутом протяженностью около семи километров среди гейзеров и термальных источников, мимо кратеров и грязевых вулканов, по силикатовыми террасам и берегам разноцветных озёр.

Я, признаться, шёл с некоторой долей скептицизма. Доводилось мне видеть и гейзеры Исландии, откуда, собственно, это название и пошло, заходить на яхте в кратер вулкана Десепшен в Антарктиде, посчастливилось посетить и Долину гейзеров на Камчатке, с которой вообще нечему сравниться. Но Уаи-О-Тапу меня совсем не разочаровали. Такого буйства красок и таких причудливых образований ранее видеть не доводилось.

Не возьмусь описывать, лишь перечислю название некоторых объектов: Бассейн погоды (цвет его меняется в зависимости от погоды и осадков), Дом дьявола, кратеры - Грозовой и Радужный, Чернильницы дьявола, Палитра художника, плато Сковорода, Розовая терраса, бассейны Устрица и Опаловый (первый назван так из-за своей формы, второй из-за цвета), Серная пещера и Серная куча (сера, действительно, лежит здоровенной кучей и мы не преминули прихватить образцы) и снова кратеры: Птичье гнездо и Преисподняя и за ними - бассейн Шампанского. Последний - 65 метров в диаметре и 62 в глубину, температура на поверхности 74 градуса, пузырьки газов поднимающиеся со дна к поверхности создают тот самый эффект из-за которого и носит своё название этот источник. Заканчивается прогулка по Уаи-О-Тапу возле Купели дьявола - кратера, изумительного по красоте, с озером какого-то фантастически зелёного цвета, окаймленного лесом и нависающими над обрывом кустарниками.

Переполненные впечатлениями, к вечеру мы добрались до основной цели нашего путешествия - городка Роторуа (Rotorua), рядом с которым расположена деревня маори. Но побываем мы там только завтра, а пока экипаж погрузил свои тела в бассейны с теплой и горячей, насыщенной сероводородом, водой в Полинезейских Водах (Polynesian Spa), что расположены на берегу озера Роторуа. Вся атмосфера городка, по крайней мере, той части, которая примыкает к берегу озера, пропитана запахом сероводорода, как будто протухли разом сотни яиц. После купели мы вернулись в мотель, где так вовремя случился день рождения Юрия Сиухина, мужа Нины.

В гостях у людоедов.

"...К востоку от реки Уаикато, на берегах озера Роторуа, ревут горячие ключи и дымящиеся водопады Ротомахана и Тетарата. Вся местность изобилует гейзерами, кратерами и сопками. Через них извергается избыток газов, не находящий исхода через узкие кратеры Тонгариро и Вакари, двух действующих вулканов Новой Зеландии", - так Жюль Верн описывал места, которые нам предстояло посетить на второй день экскурсии.

Гейзеры и кратеры, террасы и водопады - подобное мы видели накануне, поэтому пробежались по тропам, задержавшись подольше лишь у гейзера, который, в отличие от Уаи-О-Тапу, дурака не валял - работал почти беспрерывно, да у грязевого бассейна, где на площади размером с футбольное поле булькал раствор, создавая конусы грязевых вулканов.

Примечательно, что все эти страсти расположены за околицей маорийской деревни. Наблюдать и слушать рёв фонтанирующего гейзера, вдыхать бодрящий запах серных испарений, можно опершись на частокол, ограждающий селение. Есть даже специальное место, где этот забор срезан по грудь, чтобы открыть вид на окрестности. В натуральном виде частокол достигает высоты в два человеческих роста и заострён наверху.

Предоставим слово Жюль Верну:

"В четверти мили, на крутом откосе горы, виднелся "па" неприступная крепость маорийцев. Эта крепость была обнесена тремя поясами укреплений. Первый, наружный, представлял собой частокол из крепких кольев футов в пятнадцать вышиной; второй пояс был из таких же кольев; третий, внутренний, представлял собой ивовую ограду, с проделанными в ней бойницами. Внутри "па" виднелось несколько своеобразных маорийских построек и около сорока симметрично расположенных хижин.

Ужасное впечатление произвели на пленников мертвые головы, "украшавшие" колья второго частокола. Эти головы принадлежали павшим в боях враждебным вождям.

Жилище Кай-Куму находилось в глубине "па", среди нескольких других хижин, которые принадлежали туземцам не столь высокого ранга. Перед его хижиной расстилалась большая открытая площадка, которую европейцы, пожалуй, назвали бы военным плацем. Жилище вождя было построено из кольев, оплетенных ветвями, внутри оно было обито циновками из формиума. Оно имело двадцать футов в длину, пятнадцать - в ширину, десять - в вышину, помещение вполне достаточное для новозеландского вождя.

В постройке имелось только одно отверстие, служившее дверью, оно было завешено плотной циновкой. Крыша выдавалась над дверью выступом. На концах стропил вырезано было несколько фигур. Портал радовал взор гостей резными изображениями веток, листьев, символических фигур чудовищ, множеством своеобразных орнаментов, вышедших из-под резцов туземных мастеров. Глинобитный пол возвышался на полфута над уровнем окружающей почвы."

Что-то в этом описании совпадает с увиденным нами, что-то нет. Пояс кольев сегодня только один и, наверное, внешний, поэтому вражеских голов мы не увидели. Большая открытая площадка - в наличие, называется она мараэ (marae) и служит местом сбора и проведения различных церемоний, расположена мараэ перед варэ (ware) - домом встреч. Десяток-полтора хижин разных по величине. От совсем простых, иногда наполовину ушедших в землю, построенных из стволов древовидного папоротника, до роскошных домов, изукрашенных великолепной резьбой и окрашенных в традиционный тёмно-красный цвет. Дома для хранения припасов патака (pataka), напоминают наши избушки на курьих ножках. Возле одной патака, усиливая впечатление, маорийка с метлой подметала дорожку. Рядом длиннющая, украшенная резными фигурами, пирога и мастерские, где можно осмотреть изделия женского и мужского ремесел и увидеть мастеров за работой.

Всё как во многих подобных музеях под открытым небом: Суздаль, Кижи, Готхоб... список можно продолжать. Самые красивые постройки были изготовлены для международной выставки 1906 года в Крайстчёрче и потом перевезены сюда.

В полдень народ стал стягиваться к мараэ. Туристов выстроили внутри частокола. На крыльцо дома собраний вышла группа маорийцев, в передней шеренге выстроились воины, вахинэ за ними. Затем один из воинов (вождь?) побежал по дорожке в нашу сторону, производя при этом всевозможные выпады копьём. От бледнолицых и китайцев (коих здесь масса) был выбран высокий седовласый джентльмен. Он вышел навстречу вождю. После нескольких выпадов и взмахов копьём в сантиметре от носа нашего "предводителя", оба опустились на одно колено. Между ними лёг лист папоротника. Затем наш "предводитель" и вождь аборигенов поднялись и потёрлись носами, исполнив маорийское приветствие. Вождь, как антилопа умчался к своим, а мы под песнопения пошли через мараэ к варэ Ти-Аронуи-а-Руа.

Там нас разули, провели внутрь и рассадили как в театре, на пошлые кресла. Началось представление. Были танцы и песни. Воины демонстрировали владение оружием, сопровождая экзерциции грозными криками, устрашающим вращением глаз и высовыванием языка - всё это призвано запугать врага ещё до начала битвы. Женщины жонглировали (или это тоже боевые искусства?) шарами привязанными к длинному шпагату. Исполнялись мужские и женские номера, пели хором и дуэтом, всё было красиво и очень мелодично. По окончанию концерта желающие могли сфотографироваться с аборигенами и потереться носами.

На вечернем представлении гости могли принять участие в традиционном пире, где можно отведать блюда маорийской кухни. Но мы судьбу искушать не стали, отговорившись дальней обратной дорогой. Не было полной ясности: в каком качестве нас приглашали на это застолье

На обратном пути в Веллингтон, мы остановились на уже знакомом берегу озера Таупо. На этот раз оно было неспокойно, и волны с шумом разбивались о камни. Неподалеку от берега несколько яхт шли под парусами. На одной из них на наших глазах шквалом разорвало стаксель. Слова Жюля Верна о "свирепых бурях" подтвердились.

Ваш Литау

Третья неделя нашей стоянки в Веллингтоне завершалась днём рождения основателя единственно верного учения и, наверное, поэтому стала ударной. Количество дней перешло в качество свершений.

В середине недели нам отдали отремонтированные паруса, а в пятницу, ровно в 135 годовщину, завершили изготовление руля. Новый и красивый, его теперь предстояло воссоединить с яхтой.

Задача это не то чтобы сложная, но не легкая, потому что руль весит не один центнер.

Можно его поставить вертикально на берегу и опускать на него яхту сверху... Или можно яхту оставить на плаву, а руль бросить в воду и ждать когда он всплывёт и войдёт в предназначенное место. В первом случае - 25 тонн нужно выдернуть из воды, во втором 300 килограмм бросить в воду.

Но в любом случае, руль и яхта должны оказаться вблизи друг от друга, а вот с этим возникла проблема, так как совершить переход от места стоянки до "Quay marine" мастерской, где лежал руль - "Апостол" оказался не в силах.

Газовыпускная система "Апостола" до сих пор разобрана, поэтому двигатель не работает. Деталь, которую мы отдали в ремонт, уже вторую неделю как затерялась где-то в глубинах Северного острова. Алан попытался нам помочь, изготовив другой фланец, но понадобился еще и рукав, чтобы всё соединить. А ближайшее место, где такие рукава имеются, Окленд. Был конец недели, наступали длинные выходные: в понедельник - в Новой Зеландии намечался какой-то праздник - и всё откладывалось до вторника.

Не желая терять на сборку газовыпуска ещё и вторник, мы нашли парня, который пообещал доставить необходимый рукав к субботнему утру. И назавтра, без четверти девять, Фил, так звали этого парня, стоял на нашем причале с куском чёрной трубы наперевес. "Не подходите ко мне с этим железом!" - хотелось крикнуть ему на манер Паниковского, но было поздно, да и железо было только внутри, в виде стальной спирали, а весь остальной шланг был из качественной черной резины. 120 долларов перекочевало в карман Фила, и капитан, прижимая к груди приобретение, поднялся на борт.

Появление шланга побудило капитана к последующим непопулярным действиям: он вспомнил, что 14 лет назад, он был партийцем с 15-летним стажем и объявил коммунистический субботник. Команда, чертыхаясь, поминая вслух вождя пролетариата и защитника всех угнетённых, а про себя эксплуататора и кровопийцу капитана, нестройными рядами, в колонну по два потянулась к рабочим местам.

Тут надо уточнить, что за прошедшую неделю мы изменились не только качественно, но и количественно: нас осталось только трое... Экипаж покинули старпом, боцман и доктор. Оставшиеся: художник Семёнов и матрос Балымов больше чем две колонны образовать не могут, ну если только сразу пятую.

Как бы то ни было, но энтузиазм охватил массы, и к середине дня паруса были на месте, а двигатель довольно урчал, имея возможность выдыхать отработанные газы. "Апостол Андрей" вновь обрёл все свои способности к движению, не хватало только руля - направляющей и организующей силы, чтобы вести яхту и экипаж правильным курсом.

В это время на горизонте показался Александр Осколков, наш новозеландский друг. Что-то подсказывало, что он обладает такой силой, по крайней мере, организующей - сумка заметно оттягивала его руку. Субботник был объявлен закрытым, деньги, заработанные на нём, традиционно и по молчаливому одобрению экипажа выплачены не были.

После предварительного подведения итогов субботника, экипаж, усиленный Александром, направил свои стопы в неподалёку расположенный бар "PRAVDA". Там нас ожидало разочарование: заведение было закрыто на "спецобслуживание". Побившись как мотыльки о стекло, мы были допущены внутрь, но только к бюсту основоположника, к стойке же, увы, нет.

Не оставалось ничего иного, как развернуться в сторону пивоварни, на манер другого вождя. Здесь было всё нормально: и пиво вкусное, и даже, за неимением бревна, нам разрешили покатать бочки. Огорчало только одно: сорвался приём в пионеры Андрея Балымова, который, в силу своего возраста, в прошлые времена дошёл только до октябрёнка.

Проект яхты был задуман капитаном Литау. На новоиспеченной яхте он планировал пройти Северный морской путь. Для осуществления своей задумки ему нужна была непростая яхта, а судно, которое не сломали бы холода, сырость и даже льды. Капитану удалось воплотить в жизнь свою задумку, и вскоре был разработан проект. Этот проект не имел ничего общего со стандартными конструкторскими решениями. Литау предложил осуществить корпус из стали, а обводы огранить без шпангоутов. Назвать яхту решили в честь покровителя русского флота и всех моряков Святого Апостола Андрея Первозванного по идее Патриарха Алексия II.

Строительство яхты осуществлялось на протяжении 3 лет, а взяло свое начало в 1993 году. Возникало большое количество проблем и сложностей, финансовых, технических, которые не позволяли ускорить процесс строительства. В июле 1996 года яхта, наконец, была спущена на воду, а в августе уже принадлежала порту приписки Москвы.

За три года строительства создателям не удалось придумать подходящего имени яхте. Ведь оно должно было символизировать идею, под которой создавалась яхта. В местных газетах даже были объявлены конкурсы на самое лучшее название, однако, так и не было предложено. Тогда было предложено обратится за благословением к Патриарху Алексию II и с просьбой совета. По благословению Патриарха в Москве был проведен чин освящения.

Спустя всего несколько месяцев, в ноябре 1996 яхта стартовала в уже давно запланированный поход. В Санкт-Петербург экипаж вернулся в 1999 году. Это путешествие было признано самым большим достижением мирового яхтинга королевским крейсерским клубом Великобритании, а экипаж яхты был награждён медалью «за искусство мореплавания».

Яхта Апостол Андрей Экипаж

Через три года экипаж был награжден «Медалью Голубой воды». Эти две медали были присуждены за одно плавание, что является беспрецедентным случаем. В ноябре 2001 года «Апостол Андрей» вышла в свое второе кругосветное путешествие. Яхта побывала в Атлантическом океане, водах Антарктики, Тихого океана и даже достигла Камчатки. В заключение второго кругосветного путешествия «Апостол Андрей» 14 июля отправился в самый длинный путь: от моря Беллинсгаузена, которое омывает Антарктиду и до Берингова моря.

С каждым новым плаванием яхта терпела поломки и как следствие – многочисленные ремонты. Регулярно устранялись технические недоработки и конструкторские ошибки, вследствие чего яхта становилась все более совершенной. На Кронштадском заводе в 2000 году была осуществлена модернизация.

В 2004 году яхта «Апостол Андрей» оправилась в третье путешествие в рамках 60-й параллели.

Фото, чертежи, конструкция:

Главной целью кругосветных путешествий экипажа яхты «Апостол Андрей» стала патриотическая программа. Программа посвящена достижениям русского флота в океане. Во время своих путешествий яхта посетила все русские научные станции, таким образом обозначившая присутствие России в Антарктиде.

Характеристики яхты «Апостол Андрей»:

  • Ширина составляет 4,8 м.
  • Длинна составляет 16,2 м.
  • Осадка яхты – 2,7 м.
  • Водоизмещение – 25 т.

Корпус яхты был сварен из листов из стали и оборудован гранеными обводами. Была увеличена толщина обшивки (20 мм на днище) и жесткость переборок, за счет чего обеспечена прочность и жесткость корпуса.

Яхта оборудована двумя мачтами – бизанью (14 метров) и гротом (19 метров) которые удерживают 130 квадратных метров парусов. Вооружением послужил бермудский кэч. Под парусами яхта развивает максимальную скорость до 12 узлов. Крейсерская скорость под парусами составляет 5-7 узлов. На яхту установлен вспомогательный двигатель Iveco, мощность которого составляет 85 л.с. Конструкция не предусматривает привычных для яхт шпангоутов. Внутри яхта оснащена душем, двумя спальнями, 9 местами для сна, камбузом, а так же емкостью для пресной воды и топлива. На яхте оборудованы все необходимые средства для радио- и телефонной святи, средства навигации.

«Апостол Андрей» — это одна из трех яхт, которые обошли полярный океан по периметру, и является первой российской яхтой, которой удалось достичь такого уровня достижение.

Видео:

«Апостол Андрей» – океанская яхта, созданная специально для плавания в полярных морях.

Длинна – 16,2 м
Ширина – 4,8 м
Осадка – 2,7 м
Водоизмещение – 25 т

Корпус яхты, сваренный из стальных листов, имеет граненые обводы. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок.

Две мачты – грот (19 м) и бизань (14 м) – несут 130 кв.м. парусов. Вооружение – бермудский кэч. Максимальная скорость под парусами до 12 узлов. Крейсерская скорость под парусами 5-7 узлов.Вспомогательный двигатель Iveco имеет мощность 85 л.с.

Лодка оснащена современными средствами навигации, радио- и телефонной связи, имеет все необходимое для жизни и работы экипажа 5-7 человек.

По предложению Патриарха Алексия II, яхта получила имя в честь Святого апостола Андрея Первозванного, который является покровителем русского флота и моряков всего мира.

«Апостол Андрей», яхта, оставившая за кормой не одну тысячу морских миль, имеет и свою земную биографию.

Чтобы осуществить проект, задуманный капитаном Литау, и пройти на парусном судне Северным морским путем, нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытания холодами, сыростью, а главное – льдами. Такой проект был разработан. Он принципиально отличался от привычных конструкторских решений: корпус было предложено сделать стальным с гранеными обводами без шпангоутов.


1 июля 1993 года яхта была заложена в Твери. То, что строительство затянется на долгие 3 года, предположить не мог никто. Финансовые и организационные проблемы, технологические и технические сложности срывали все сроки и планы организаторов экспедиции. Старт откладывался, но подготовка к походу не прекращалась.

Заканчивались работы по корпусу лодки, параллельно московская компания «Электра» расчитывала и уточняла проект яхтенного электрооборудования, в Санкт-Петербурге в конструкторском бюро Александра Стружилина разрабатывался проект палубного оборудования, рангоута и такелажа. Там же, в северной столице, в мастерской Прохорова шились паруса.


Наконец, 31 июля 1996 года после трех лет трудов, надежд и сомнений яхту, пока еще безымянную, в сопровождении милицейских машин медленно вывозят из ворот Тверского вагоностроительного завода. Этот день запомнился многим: и строителям, и будущим членам команды, и горожанам. Такого ливня в Твери старожилы не припомнят до сих пор. Казалось, океан вылился с небес, и под его потоками началась дорога к океану. 9 августа 1996 года яхту спустили на воду, а в конце сентября перегнали в порт приписки Москву.


Все три года строительства лодка жила без имени. Найти подходящее, звучное имя, соответствующее той идее, ради которой было прожито и пережито немало, оказалось делом нелегким. В газете «Московская правда» был даже объявлен конкурс. Названия, присланные читателями в редакцию, были красивыми, романтичными, реалистичными: от «Витуса Беринга» до «Мастера и Маргариты». Но ни одно не стало единственно точным.



Тогда, помня о традициях русского флота, Клуб «Приключение» обратился с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II благословить уходящих в плавание и помочь выбрать для яхты имя. Ответ пришел неожиданный:

«Благодарю Вас за письмо от 27 августа с.г. и сообщение о том, что в ознаменование 300-летия Российского флота построенная в Твери яхта вскоре отправляется в кругосветное путешествие. Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание Вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей». На мой взгляд, это соответствует исторической связи Российского флота с именем святого апостола Андрея Первозванного, чей бело-голубой крестообразный стяг победно развевался на российских кораблях. Надеюсь, что, совершая кругосветное плавание, экипаж сможет оправдать присвоенное яхте название, с честью и достоинством перед всем миром свидетельствуя о духовном становлении обновляющегося ныне Отечества нашего и славных традициях Российского флота. Помощь Божия да сопутствует вам в предстоящем плавании».

Чин освящения состоялся в Москве. По благословению Патриарха его совершил иеромонах Иероним, настоятель храма Святителя Григория Неокессарийского на Большой Полянке.


Справка: Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов. Сын Ионы, рыбака с озера Галилейского, он вместе с братом Петром был учеником Иоанна Крестителя. Когда учитель однажды указал им на идущего мимо Иисуса Христа, сказав: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», Андрей последовал за Христом, первым свидетельствовал о нем, как о мессии.

Поэтому его называют Первозванным.Святой Андрей вместе с другими апостолами внимал наставлениям божественного учителя, видел бесчисленные его чудеса, был свидетелем страданий, смерти и воскресения Спасителя. После вознесения Христа на небо, восприняв благодатные дары Святого Духа, сошедшего на апостолов, Андрей пошел проповедовать Евангелие, призывая «покаяться и креститься».

Согласно жребию, апостол Андрей направился в страны Причерноморья и учил Слову жизни во Фракии, Скифии, углубился в край Новороссии, Кавказ, вернулся к «великому городу Севасту (Севастополю)» и, наконец, Днепром поднялся до гор Киевских. Благословил их, водрузил крест и сказал ученикам: «На сих горах воссияет благодать Божия и будет град велик и церкви многие». Потом, продолжая свой путь, он достиг Великого Новгорода и варягов.

Мученическую кончину апостол Андрей принял в греческом городе Патры (Патросе) в 62 году. По преданию, крест, на котором был распят апостол, имел особую форму – в виде латинской цифры Х (в иконографии – Андреевский крест).

Святой апостол Андрей особо почитается россиянами и считается покровителем Российского государства. В 1699 году был учрежден первый и самый старший российский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. С 1998 года этот орден является высшей наградой Российской Федерации.

До октября 1917 года Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 году боевые корабли России вновь подняли Андреевские флаги. Память святого апостола Андрея Первозванного русская православная церковь чтит 30 ноября.

Вы совершили три кругосветных путешествия. Что вас больше всего удивило на нашей планете?
Сейчас сложно кого-то чем-то удивить, разве что безмерной глупостью. Приезжаешь в любую точку земли и уже примерно представляешь, что там и как. Из всех мест, которые я посетил, а это почти сотня стран, все континенты и океаны, меня потрясла, пожалуй, Антарктида. Идешь день за днем, неделя за неделей, над тобой низкое небо, низкая облачность, ты ничего не видишь, кругом сплошная серость, но в конце второго месяца тебе распахивается горизонт и открывается купол – ледяной покров Антарктиды. Сияет солнце, перед тобой белое безмолвие и антарктические пики видны за сотню километров…Такое зрелище, конечно, не забыть! Остров Пасхи на меня произвел очень серьезное впечатление. Маленький остров, небольшое население и тысяча каменных истуканов. До 20 м высотой! Даже не могу представить, для чего людьми когда-то была проделана такая титаническая работа?


Как набирается команда для таких длительных путешествий?
Всех людей обычно набираю я, и только я могу решить, будет ли человек в экипаже. Иногда подобные решения приходилось принимать даже во время плавания. Посреди океана высадить на необитаемый остров или льдину я, конечно, не могу, но в моей практике было пару случаев… Как-то меня пригласили на кругосветную регату капитаном. Это был коммерческий проект. И два парня решили, что если они заплатили деньги, то могут себя вести, как угодно. Не поняли, что в море совсем другие правила. Я их высадил на одном из островов в Панаме. Прямо на песчаном берегу. Это не необитаемый остров, конечно, раз в два дня туда прилетает местный самолет. Так что «героев» спасли).
Когда 20 лет назад было первое плавание на яхте «Апостол Андрей», я интуитивно решил, что члены экипажа должны быть не моложе 30 и не старше 50 лет, должны обязательно быть яхтсменами, здоровыми физически. Например, в тверской Медакадемии экипаж тогда прошел санацию – лишние зубы всем удалили… Возрастной ценз был потом многократно нарушен, хотя я как-то прочитал, что Амундсен примерно такого возраста и набирал людей в свои экспедиции. Но главное не возраст, конечно, а, чтобы человек мне нравился, ведь с ним предстоит провести вместе много дней… Как-то доктора одного списали, 6 месяцев много чего терпели, а последней каплей стало то, что он зажал от экипажа бутылку спиртного. На каком-то острове нам ее подарили. У меня руки были заняты рукопожатиями, и я попросил доктора, принять бутылочку. Мы выходим в море. Я говорю доктору: «Давай бутылку, отметим это дело!» Представляете, всего же одна бутылка на семь мужиков на месяц, это же не пьянство, это меньше чем дамские духи. И тут доктор заявляет, что будет более важный повод, и вообще, что бутылку дали лично ему… Пришлось ему сказать: «Лети-ка, ты, товарищ, домой!»

Николай, Андреевич, вы производите впечатление человека, занятого своим делом. А нас очень интересует вопрос самоопределения…
Меня он тоже интересует, поскольку моей дочери летом исполнится 14 лет, и я не хочу, чтобы ребенок остался не у дел. Но на нее не давлю в выборе жизненного пути, путь сама решает. Что касается меня, то я никогда не думал стать капитаном. Школьником мечтал стать летчиком и даже космонавтом. У меня были хорошие математические задатки. Мог бы стать ученым, наверное.
Я вырос в степях Казахстана, где природных достопримечательностей нет. Выйдешь, «степь, да степь, кругом» ни рек, ни озер, ни даже пустыни. Один котлован был, в котором мы купались, да три осинки росли… И во мне сидел такой романтический червь – хотелось все увидеть своими глазами, тянь-шаньские ели, например. В 17 лет, после школы, я уехал в геологоразведывательную экспедицию… Но природное раздолбайство и лень диктовали свое: зачем-то выучился на радиоинженера, потом 10 лет проработал начальником автохозяйства. В общем к 38 годам, хобби стало настолько мешать работе, и я бросил работу. Ушел в путешественники, закончил морскую академию им. Макарова, судоводительский факультет… Никогда не думал, что совершу аж три кругосветных плавания, но сегодня это стало моей профессией. Я увенчан многими международными наградами, ведь тому, что мы сделали на «Апостоле Андрее» нет аналогов в экстремальном яхтинге всего мира…


А что вам нужно для счастья?
Счастье понятие эфемерное и чаще протекает в сфере личных отношений. Ты вроде счастлив, а через пять минут все поменялось. Может ну его нафиг, это счастье? Вот сейчас сидим себе тихонечко, кругом березки, рядом друзья: выпили, поговорили, вспомнили дела минувших дней…Счастье это или нет? Не знаю. Мне хорошо… Счастье - это миг, а жизнь, в основном, — рутина…


И это у капитана?!
У капитана знаете какое преимущество перед другими профессиями? — Встал, спустил ноги с кровати, и ты уже на работе)


Что связывает вас с Тверью?
Этап моей жизни связанный с путешествиями начался 20 лет назад именно в Твери. Все сложилось случайно. Когда мы стали заниматься яхтами, мой старпом сказал: «А поехали в Тверь? Там у меня приятель, конструктор яхт, Валерий Конюхов». Мы и приехали… Это был 1992 год. Здесь создавался первый коллектив, здесь была заложена первая яхта. Сейчас все знают, что яхту построил тверской Вагонзавод, но ее строительство началось еще на заводе штампов им. 1 Мая. В нашем первом экипаже было 7 человек – четверо из Москвы и трое из Твери. Вот, например, у которого мы сейчас в гостях, пришел четвертым в наш экипаж…
С постройкой яхты и организацией плавания тогда нам очень помогли мэр города Александр Петрович Белоусов, Сергей Павлович Польшиков, Ершов Владимир Александрович. Сейчас их всех уже нет, для меня Тверь сильно осиротела с их уходом.


Какие у вас впечатления от нашего города?
Сегодня я ехал по центру Твери и везде платные стоянки. Все как в Москве. По сравнению с другими российскими городами, Тверь выглядит достаточно прилично, есть, наверное, куда развиваться… Полгода назад я приехал в Тверь по делам и у меня образовалось несколько свободных часов. И я понял, что не был в Твери ни в одном музее. Стал искать и …ничего не обнаружил, пошел в галерею «Дикобраз», она оказалась закрыта, в музей Козла что-то идти не захотелось… Для меня стало культурным шоком, что некуда пойти. Может хоть Императорский дворец скоро можно будет посмотреть… а сегодня я приезжал на открытие выставки о путешествиях и путешественниках в