ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Средневековый замок франции - мон сен-мишель. Куда приводят мечты Остальной остров Сен-Мишель

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

О Мон-Сен-Мишеле трудно рассказывать. Этот замок-аббатство по праву называется Чудом Запада. Здесь чудо все — и долгая история, и удивительные строения, и сама атмосфера неприступной крепости, расположенной на небольшом скалистом острове. Не случайно он стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец». Впрочем, Мон-Сен-Мишель еще более фантастичен. Для удобства я разобью свой рассказ на несколько частей. И сегодня речь пойдет о его истории и географии.

Аббатство Мон-Сен-Мишель представляет собой символическую модель средневекового общества. Нижний ярус — «те, кто работают»: ремесленники и торговцы. Средний ярус — «те, кто воюют»: рыцари и короли. Наконец, верхний ярус — «те, кто молятся»: духовенство.

Мон-Сен-Мишель (фр. Mont Saint-Michel , норманд. Mont Saint Miché - гора Святого Михаила) — это скалистый остров высотой 80 м и около 950 м в окружности, расположенный в огромном заливе площадью 40.000 кв.м, открытого в сторону Ла-Манша. В 3 км от него лежит другой остров — Тромблен, на 40 м поднимающийся над заливом. Эти скалы образованы более 20 миллионов лет назад из гранулита — очень плотной кристаллической породы. В залив впадают три реки — Се, Селюн и Куэнон, которые при каждом отливе прокладывают новые живописные излучины.

Здесь наблюдаются сильнейшие морские приливы в Европе, колебания уровня воды могут достигать 15 метров! Вода при отливе отступает от материка более чем на 20 километров, обнажая дно — тончайшие зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. Идти по такому дну довольно опасно: можно легко завязнуть в топких местах. Во время приливов море возвращается стремительно — по легенде, со скоростью скачущей галопом лошади. Впрочем, это преувеличение: средняя скорость прилива составляет 62 метра в минуту, что тоже немало и представляет опасность для туристов и паломников.

Эти скалы-острова видны издалека — прибрежная равнина абсолютно плоская. И поэтому неудивительно, что люди издавна обратили внимание на них и почитали их священными. Две французские провинции — Нормандия и Бретань, спорят за право считать остров частью своей территории. Формально же Мон-Сен-Мишель принадлежит Нормандии — граница между провинциями проходит по реке Куэнон.

Это невероятное зрелище, когда на горизонте вдруг появляются и по мере приближения к ним начинают расти две громады — Мон-Сен-Мишель и Тромблен

Некогда на материке жили племена кельтов. На скале, которая в те времена находилась на суше, располагалось святилище друидов. Однако постепенно море наступало на сушу и скалы стали островами. Впрочем, со временем начался обратный процесс: залив Мон-Сен-Мишель заполняется осадочными морскими наносами. В конце XIX века, когда была построена дамба, соединившая остров с материком, этот процесс ускорился, сейчас только дважды в год Мон-Сен-Мишель становится настоящим островом, со всех сторон окруженным водой.

История Мон-Сен-Мишель

Основание монастыря: Обер и Святой Михаил

Первоначально остров назывался Мон-Томб (фр. Mont Tombe ), от латинского tumba , что означает «гора» или «могила». В VI в. на нем поселилось несколько монахов-отшельников, построивших два святилища. Согласно рукописи X века Revelatio ecclesiae sancti Michaelis , в одну из ночей 708 года Оберу , епископу города Авранша, явился во сне Архангел Михаил, который велел построить на скале церковь. Епископ пребывал в сомнениях, поэтому Архангелу пришлось являться трижды. Причем на третий раз, разгневанный за непослушание, он проткнул своим перстом череп Обера. Только тогда тот приступил к строительству. Кстати, на черепе Обера, мощи которого покоятся в базилике Авранша, можно заметить круглую вмятину — след от удара Архангела.

На скале была построена часовня по типу святилища в пещере Монте-Гаргано на юге Италии, где в 492 году было явление Архангела Михаила. Часовня, воздвигнутая Обером, лишь отдаленно напоминала итальянский грот. Из Монте-Гаргано сюда были доставлены две реликвии: фрагмент багряного покрова, брошенного Архангелом и часть мраморной плиты с отпечатком его стопы.

При новом святилище поселились несколько монахов-каноников. Одновременно по всей империи укреплялся культ Архангела Михаила. Вскоре остров стал одним из важнейших центров паломничества и стал называться Мон-Сен-Мишель — Гора Святого Михаила.

И здесь я хотела бы сделать небольшое отступление и рассказать о почитании Архангела Михаила во Франции.

Башня и шпиль, увенчанный статуей Архангела Михаила

Культ Архангела Михаила во Франции

Архангел Михаил почитается как воин и заступник. Верят, что он сражался с Сатаной, принявшего образ дракона и ввергнул того в пучину вод. Он защищает души праведников от коварных демонов по пути в Небесный Иерусалим. Согласно Ветхому Завету, он является заступником народа Израиля. В последней битве Добра и Зла Архангел Михаил встанет во главе светлого воинства. На Страшном Суде он будет держать весы, на которых будут взвешивать добрые и злые деяния людей.

Император Священной Римской империи Карл Великий избрал Архангела Михаила своим покровителем, и в 813 году было установлено празднование дня Св.Михаила. При династии Капетингов (987-1328) получил распространение культ Святого Дионисия, однако в эпоху Валуа (1328-1589) культ Архангела Михаила снова обрел популярность. При Карле VII Архангел Михаил становится национальным святым, спасителем Франции, освободившем страну от нашествия англичан. Именно слова Архангела Михаила слышала Жанна д’Арк:

Я — Михаил, покровитель Франции. Вставай и приди на помощь французскому королю.

Большую роль в усилении культа сыграла и героическая оборона защитников Мон-Сен-Мишеля, осажденного англичанами. В 1469 году Людовик XI основал монашеский орден Святого Михаила, и Мон-Сен-Мишель стал его центром. После Французской революции Архангел Михаил превратился в эмблему и символ французской нации.

Так что неудивительно, что на протяжении всего Средневековья и позднее в Мон-Сен-Мишель стекались толпы паломников.

Архангел Михаил. Копия статуи, изготовленной скульптором Фемье, выставленная в погребе Ла Мервей

Мон-Сен-Мишель в X-XV веках: центр паломничества и бенедиктинцы

В 933 году к Нормандии был присоединен Котантен — полуостров на северо-западе Франции, и Мон-Сен-Мишель оказался под защитой герцогов Нормандии. В 966 году, по распоряжению Ричарда I, третьего герцога Нормандии, в Мон-Сен-Мишель были переведены монахи-бенедиктинцы из Фонтенеля (ныне аббатство Сен-Вандрий в Сен-Маритим). По их мнению, жизнь каноников была не столь уж назидательной.

Жизнь бенедиктинцев

Девизом бенедиктинцев стал принцип «Молись и трудись» (ora et labora ), установленный основателем ордена святым Бенедиктом Нурсийским в 529 году. Бенедиктинцы дают три традиционных обета: послушание аббату, бедность и целомудрие, а также четвертый, дополнительный обет — стабильность, обязывающий их оставаться в монастыре, а не скитаться по разным местам.

Жизнь в общине была строго регламентирована: 8 часов отводилось на молитвы, 8 — на умственную работу, еще 8 часов — на труд. Службы проводились семь раз в день: на рассвете (заутреня), службы первого (prime ), третьего (tierce ), шестого (sexte ), девятого (none ) часа, вечерня и после-вечерня. Кроме того, в канун праздников проводились Месса и Великая Месса.

Дважды в день монахи собирались на трапезу, включавшую в себя хлеб, овощи и вино. В дни праздников и больным разрешалась рыба, а также мясо домашней птицы. Вино, в первую очередь, согревало. Неудивительно, что именно в бенедиктинских монастырях появился крепкий напиток Бенедиктин, о котором я расскажу подробнее в одном из ближайших постов.

В начале XI века в Мон-Сен-Мишель проживало 50 монахов, полтора столетия спустя — 60, и с тех пор их число никогда не превышало 60.

Строительство в монастыре

Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон-Сен-Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. Тогда было решено построить сначала четыре часовни, ориентированные по сторонам света, которые бы стали платформой для будущего здания. Так появились крипта Больших пилонов, обращенная на восток, на юге — крипта Сен-Мартен, на севере — крипта Нотр-Дам-де-Трент-Сьерж (Богоматери Тридцати Свечей), на западе — крипта Нотр-Дам-су-Терр (Богоматери Подземелья). Нотр-Дам-су-Терр — самая древняя, в ней обнаружены фрагменты церкви, построенной в дороманском стиле, возможно, первого святилища на горе. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.

Неф монастырской церкви

В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон-Сен-Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте всего за несколько лет были сооружены здания (Чудо).

Ла Мервей — это символическое отображение средневекового общества и символ Святой Троицы: три здания, в каждом здании по три этажа, на каждом этаже — зал со своим особым смыслом. Однако из-за нехватки средств были построены только два здания из трех. «Западное чудо» включает в себя монастырский двор-клуатр как символ духовной пищи, мастерскую рукописей, символизирующую умственную пищу и погреба — плотскую пищу. В «Восточное чудо» входят монастырская трапезная, зал для приема гостей и трапезная для бедняков. В так и не построенном третьем «чуде» должны были располагаться зал капитула, ниже — библиотека, в самом низу — конюшня.

Ла Мервей, фрагмент стены

В середине XIII — начале XVI века комплекс построек, окружавших церковь с востока и юга, был дополнен зданиями, где находились апартаменты аббата и залы для мирских монастырских служб.

Паломники в Мон-Сен-Мишеле

Аббатство Мон-Сен-Мишель — четвертое место паломничества на Западе после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы . История сохранили имя первого паломника в Мон-Сен-Мишель. Это был франк по имени Бернар. В 867-868 году, возвращаясь из путешествия в Рим и Монте-Гаргано, он посетил Мон-Сен-Мишель.

С XI века число паломников значительно увеличилось. С этого времени также появляются чудесные истории о паломниках. Так, согласно одной из них, молодая женщина из Лизьё, находившаяся на последних сроках беременности, была застигнута приливом. К тому же у нее начались родовые схватки. Предчувствуя скорую гибель, она вознесла горячие молитвы Богородице. И произошло чудо: вода расступилась вокруг нее, женщина разрешилась от бремени. Наутро рыбаки нашли ее и младенца целыми и невредимыми. Другая история рассказывает об итальянце, который без спроса монахов утащил камень из аббатства и после этого заболел. Рассказывают также и о чудесных исцелениях после того, как больные испили воды, в которой был омыт череп святого Обера…

В XIV веке появилась новая категория паломников — дети и подростки. Своего рода сумасшествие охватило тогда всю Европу. Дети убегали из дома и отправлялись в тяжелейшие путешествия. Их прозвали «пастушками» — многие из них пасли стада. Дорога к Мон-Сен-Мишелю, где появились приюты и постоялые дворы для паломников, стали называть «путями в рай».

Паломничество было опасным. В дороге паломников часто грабили разбойники. Часто они умирали от болезней. Да и в самом Мон-Сен-Мишеле их поджидали опасности. Так, в 1318 году 13 паломников были затоптаны толпой, которая ломилась в святилище, 18 утонули в заливе, 12 увязли в зыбучих песках. Нормандская поговорка гласит:

Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание.

И до сегодняшнего дня Мон-Сен-Мишель остается важным паломническим центром. От обычных туристов паломники отличаются тем, что идут пешком, в сопровождении проводников, через зыбучие пески залива. Дважды в год в аббатстве особенно многолюдно: 8 мая (или ближайшее к этой дате воскресенье), когда отмечается день явления Архангела Михаила в Монте-Гаргано, и 29 сентября, в день освящения Римского алтаря, посвященного Архангелу.

Отлив в заливе Мон-Сен-Мишель. Именно по этим зыбким пескам шли паломники

Оборона Мон-Сен-Мишель в годы Столетней войны

В 1337 году разразилась Столетняя война, завершившаяся в 1453 году. На рубеже XIV-XV веков аббатство и поселок были усилены. Однако в 1420 году аббат Жоливе внезапно покинул монастырь и предложил свои услуги англичанам. В 1421 году в соборе обрушилась алтарная часть. В 1424 году началась морская осада Мон-Сен-Мишеля англичанами, обосновавшимися на соседнем острове Томблене. Она продолжалась до 1434 года. Благодаря защите рыцарей и высоким приливам, крепость-аббатство осталась неприступной.

Мон-Сен-Мишель в XV-XVIII веках

После Столетней войны начинается небольшой период расцвета аббатства, завершившийся, однако, долгим упадком. В середине XV века аббатов, ранее избираемых монахами, назначают короли. Монастырь превратился для них в источник дохода. Монашеская жизнь быстро пришла в упадок.

В 1577, 1589 и 1591 годах, когда в Европе полыхали Религиозные войны, протестанты пытались взять Мон-Сен-Мишель. В 1591 году здесь была уничтожена сотня протестантов под предводительством Габриэля де Лорж, графа Монтгомери…

Тюрьма

Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.

В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон-Сен-Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму, просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем – политзаключенные и уголовники. В здании Чуда разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

Реставрация и возрождение Мон-Сен-Мишель

Виктор Гюго, посетивший Мон-Сен-Мишель в 1863 году, с горечью писал:

Жаба в реликварии. Когда же, наконец, во Франции поймут святость монументов?

В этом же году последние заключенные были переведены в другие тюрьмы. Однако только в 1874 году Мон-Сен-Мишель был передан администрации «Исторических памятников», которая занялась реставрацией аббатства.

В 1897 году было завершено строительство башни и шпиля в неоготическом стиле (архитектор Виктор Петигран), на вершине которого установлена золоченая статуя Архангела Михаила (скульптор Эмманюэль Фремье, 1897 г.). Мон-Сен-Мишель обрел нынешний облик.

В конце XIX века также была построена дамба, связавшая остров с материком. К сожалению, она спровоцировала ускорение заполнения залива песчаными наносами. В результате за последние 100 лет уровень дна у острова повысился на 3 метра, из-за чего Мон-Сен-Мишель может утратить свое островное положение. Сейчас реализуется проект строительства на месте части дамбы моста, протяженность которого составит 1 км. По расчетам гидрологов, такие меры будут способствовать освобождению залива от морских наносов.

Остров Тромблен

В 3 км от Мон-Сен-Мишеля расположен остров Тромблен. В XI веке здесь на несколько лет уединились два монаха: Робер Тромбленский и Анастаз Венецианец. В XII веке аббат Бернар дю Бек построил здесь монастырь с церковью во имя Девы Марии, который стал центром так называемого «малого паломничества» в Мон-Сен-Мишель. В начале XIII века, когда в общине Мон-Сен-Мишеля произошел раскол, здесь скрывался аббат Журден.

В годы Столетней войны остров Тромблен был занят англичанами, построившими на нем крепость. В XVII веке Тромблен стал собственностью Николы Фуке, министра финансов при дворе Людовика XIV. После того, как Фуке впал в немилость, король приказал разрушить на острове все постройки.

С 1985 года на острове находится орнитологический заповедник.

В следующем посте я продолжу разговор о Мон-Сен-Мишеле и расскажу о .

Продолжение следует…

* При написании поста использованы материалы путеводителей «Мон-Сен-Мишель» (Paris, 2006) и «Аббатство Мон-Сен-Мишель».

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Церковь Сен Мишель - неизвестный шедевр архитектуры Африки May 5th, 2016

Eglise Saint Michel

Этот неизвестный шедевр архитектуры Африки давно уже находится под опекой ЮНЕСКО и ООН. Но мало кто видел его своими глазами и добраться до этого шедевра крайне сложно матерому путешественнику, не говоря уже о пресловутом туристе.

Храм Святой Мишели - является важнейшей достопримечательностью курортного городка Libreville, что в африканском Габоне бывшей Экваториальной Африки, с уникальной архитектурой и удивительным церковным хором, использующим для сопровождения своих церковных выступлений уникальные народные музыкальные инструменты, выполненные из цельного красного дерева с выдолбленными в них специальными отверстиями различной формы, что придает каждой службе определенный колорит и оставляет в памяти незабываемые ощущения.

Церковь Сен Мишель находится во втором округе Либревиля в густонаселенном в районе со сложно произносимым названием - Нкембо, где вечные пробки и столпотворение. Поэтому мне пришлось ожидать благоприятного момента, рабочего не праздничного дня, когда район более менее опустеет, в храме не будет столпотворения, дабы спокойно прогуляться по пустой церкви и всё сфотографировать.

Характерной отличительной чертой, отличающей эту уникальную католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов во всем мире - является применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии ручной работы, выполненными слепым африканским мастером. Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры в виде огромных массивных колон и сводов, из которых и была собрана эта деревянная церковь. Эти колонны являются произведением искусства, являясь её отличительной особенностью, ради которой сюда и приезжают ценители архитектуры со всего мира, паломники и общественные деятели. Всем известно, что красное дерево достаточно прочное, как камень и может простоять не один век.

На днях мне довелось побывать в этом удивительном по своему размаху архитектурном сооружении, чтобы своими глазами увидеть по истине шедевр мировой архитектуры - знаменитую католическую церковь Сен Мишель, что в габонском Либревиле.

И вот как это было...

1.
Центральный вход в церковь

2.
Характерной чертой, отличающей эту католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов, - применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии и церковной истории, выполненными слепым африканским мастером.

3.
Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры на Библейскую тему. Колонны эти поистине украшают церковь Сен Мишель, являясь ее отличительной особенностью, ради которой в Габон приезжают ценители архитектуры со всего мира.

4.
Рельефные гравюры на библейские темы

5.
Под сводами церкви очень уютно

6.
Торцовой вход в церковь оформлен вот такими деевянными раздвижными дверями

7.
Ручная работа - вот она

8.
Католический собор Сен Мишель

9.
очень интересно оформлены стены - в виде деревянных витражей

10.
Основа церкви - деревянные балки, отделанные кирпичом и деревянными витражами

11.
Навес церкви

12.
Внутри церкви Сен Мишель

13.
Святая вода. Тут происходит таинство крещения

14.
В церкви можно спокойно отдохнуть. В Африке католические соборы открыты для всех страждущих

15.
Церковь внутри достаточно вместимая

16.
Обычный день в церкви Святой Мишели

17.
Витражы из глины

18.
Достаточно массивный высокий купол

19.
Вот такие деревянные гравюры ручной работы сделал неизвестный слепой автор для этой церкви

20.
Деревянный витраж центрального входа

21.
Характерной чертой, отличающей эту католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов, - применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии и церковной истории, выполненными слепым африканским мастером. Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры на Библейскую тему. Колонны эти поистине украшают церковь Сен Мишель, являясь ее отличительной особенностью, ради которой в Габон приезжают ценители архитектуры со всего мира.

22.
Архитектура церкви Святой Мишели и в самом деле достаточно необычна для католических соборов во всем мире

23.
Центральный вход в церковь

24.
Территория католического собора

25.
Музыкальные инструменты

26.
Важнейшей изюминкой и отличительной чертой церкви Сен Мишель помимо уникальной архитектурой - является церковный хором, использующий для сопровождения своих выступлений народные музыкальные инструменты, что придает каждой службе небывалый колорит. Тут расположены музыкальные инструменты

27.
Под сводом церкви

28.
Стены церкви из каменных плит

29.
На территории церкви имеется своя автомобильная парковка

30.
Территория церкви

31.
Вся территория католического собора Сен Мишель уложена булыжной плиткой

32.
Католический собор Сен Мишель

33.
Необычная архитектура собора лаже для бывших франко-английских колоний в Африке

34.
Напротив собора на улице расположены местные лавки и салоны

35.
Когда находишься на территории этого уникального архитектурного ансамбля, невольно чувствуешь присутвие божественных сил и очищаешься душой. Тут очень спокойно и тихо для громкой. и суетливой Африки

36.
На территории имеется свой алтарь

37.
Тут люди молятся. И это таинство для любого верующего африканца. Африканцы вообще очень набожные и серьезно относятся к вере

38.
Святая Мишель

39.
Важнейшей достопримечательностью курортного городка Либревиль, что в африканском Габоне, можно смело назвать церковь Сен Мишель

40.
Вот такой японский автохлам очень популярен в Африке даже у церковных служителей

41.
Церковь Сен Мишель находится во втором округе Либревиля в густонаселенном районе со сложно произносимым названием Нкембо

42.
Сен Мишель - величественный собор, достопримечательность Габона

43.
Угловой свод собора

44.
Не смотря на палящее беспощадное африканское солнце, под сводами церкви свежо и прохладно

45.
В церкви нужно вести себя скромно и тихо

46.
Деревянный несущие балки церкви отделаны кирпичом

47.
Под потолком расположены вентиляторы. На католические праздники тут достаточно многолюдно и мест свободных нет. Церковь считается одной из самых величественных в Либревиле

48.
Мест тут, как вы видите, много. Имеется огромная сцена для церковного хора и настоятеля

49.
Церковь Святая Мишель - неизвестный шедевр архитектуры Африки

Все в Африку!

Вот еще несколько репортажей

Справа от церкви Сен-Мишель находится бывшая церковь аббатства Сент-Этьен. Сегодня Ла Неф служит местом расположения культурного центра. Большую часть здания занимает городская библиотека.

Под сводами церкви также размещается Музей Франсуа Рюда, где представлены слепки работ этого дижонского скульптора. Вход сюда бесплатный (дверь справа).

В конце зала - барельеф Марсельеза с парижской триумфальной арки.

Скульптура Наполеона.

Дижонский театр - свидетель многовековой истории: когда-то здесь возвышалась часовня Сент-Шапель.

Но в начале XIX века архитектор Жак Селерье построил на ее месте знание в необычайно модном для того времени неоклассическом стиле.

На площади Освобождения находится Музей Маньен (musée Magnin).

Своим появлением музей Маньен обязан двум страстным коллекционерам — брату и сестре Морису и Жанне Маньен, собравшим внушительное количество картин, рисунков и скульптур XVI-XIX столетий.
Портрет Жанны Маньен.

Экспонаты были куплены ими в период с 1881 по 1935 год на открытых аукционах.

Маньены не гнались за громкими именами, но искали самые показательные для той или иной эпохи работы, поэтому при осмотре галереи очень интересно следить за развитием европейского искусства на протяжении веков.

Свои сокровища Морис и Жанна разместили в особняке Лантен (hôtel Lantin) постройки XVII века, который в 1829 году купил их дед. По воле брата и сестры всё собрание после их смерти отошло государству.
В фондах музея насчитывается более двух тысяч произведений искусства, выполненных итальянскими и французскими мастерами, а также представителями северных регионов Европы.

Неподалеку от площади Освобождения находится Дворец Правосудия (Palais de Justice, бывший Palais du Parlement).

Изначально здание было построено для Бургундского парламента в XVI веке. Во дворце расположен зал Святого Людовика с величественной часовней Святого Духа и «Золотой комнатой» - залом открытых заседаний.

Архитектором проекта был Гуго Самбен (Hugues Sambin), он же лично занимался декорированием фасада и украсил резьбой деревянную входную дверь. В 1571 году был закончен фасад здания и Зал Парламента.

Если прогуляться вокруг Дворца правосудия можно увидеть и полюбоваться фасадами частных особняков и резиденций, характерных для квартала, где проживали члены дижонского Парламента.

Наибольшую известность приобрел особняк Легуса де Герланда на улице Вобан (rue Vauban): он привлекает внимание изящным фасадом, полукруглым двором, навеянным архитектурой Королевской площади, а также изумительными сторожевыми башенками. Ворота в особняк охраняют каменные львы.

Церковь Святого Иоанна , что на площади Боссюэ - одна из старейших церквей в городе, построенная в период с 1448 по 1470. Отличающаяся просторными хорами и двумя высокими башнями, эта церковь являла яркий образец архитектуры времен Великих герцогов.

В церкви, переоборудованной в 1974 году, сегодня находится театр Дижон-Бургундия, государственный центр драматического искусства.

Статуя Жака Бениня Боссюэ, епископа Мо, установлена на месте разрушенной апсиды церкви Святого Иоанна, следы которой можно видеть до сих пор.

Неподалеку находится церковь Святого Филибера (Église Saint-Philibert de Dijon) - бывший приходской храм виноделов.

Вплоть до Великой французской революции под ее сводами проходили выборы мэра города. В середине XII века церковь была реконструирована в лучших традициях романской архитектуры Бургундии. В период Революции храм служил конюшней, а затем складом соли. В 20 веке церковь была восстановлена и использовалась как выставочная площадка, но после установки отопительной системы, стены церкви были безнадежно испорчены в результате развития грибка, образовавшегося из-за длительного контакта с солью, и ее снова пришлось закрыть в 1979 г.

Несмотря на интересный и необычный фасад церкви Нотр-Дам сильное впечатление произвел на меня собор Святого Бениня (Cathédrale Saint-Bénigne de Dijon) с великолепной разноцветной крышей, характерной для фламандской архитектуры.

Внутри собор полон света.

Собор был построен на месте старой монастырской церкви, построенной в 1001 году, которая в свою очередь тоже была построена на руинах предыдущей церкви 511 года постройки и посвященной Святому Георгию.

От старой монастырской церкви сохранилась крипта - истинный шедевр бургундского романского стиля.

Именно здесь предположительно находились останки Святого Бениня.

С левой стороны собора примыкает строение, относящееся к некогда находившемуся здесь монастырю. Сейчас здесь находится археологический музей.

Продолжая следовать за Совой по кварталу Святой Анны (rue Sainte-Anna), мы дошли до капеллы кармелиток . Орден кармелиток стал первым женским религиозным объединением, появившемся в городе в 1605 году, в период возрастания религиозной напряженности между католиками и протестантами. Капелла, сооружение которой было завершено в 1642 году, выполнена в типичном для Контрреформации стиле. Это единственное здание подобного рода, сохранившееся в городе.

Бывшая бернардинская церковь Святой Анны .

Величественный храм святой Анны из белого камня был построен в XVIII веке. Это была одна из самых красивых церквей Дижона, выполненная в необычном для этого города архитектурном стиле барокко. Когда-то купол храма был медным, однако металл под воздействием окружающей среды окислился и приобрел красивый серо-зеленый цвет.

Сегодня в ней находится Музей сакрального искусства .

Здесь также хранятся деревянные фигурки Мадонны, но самая ранняя, как мы помним, находится в Нотр-Дамм.

Остальные строения и внутренний дворик бывшего монастыря кармелиток принадлежит Музею бургундской жизни.

Садик имени Жана де Бербизе.

До сих пор мы послушно следовали совиным подсказкам. Поэтому, когда сова неожиданно отклонилась от старого города в сторону железнодорожного моста, мы доверчиво последовали за ней.
Совсем скоро мы оказались около Музея естественной истории .

А за входной решеткой перед нами открылся Ботанический сад Аркебузы площадью 5 га. Приятная атмосфера, тенистые аллеи.

Сад был спроектирован в 1773 года Бениньем Легусом Герландом (помните его дом и дворик с закосом под королевскую площадь?) и разбит на этом месте в 1833 году.

Посмотрите только сколько разновидностей сорта винограда Пино Нуар!

Именно здесь, в винограднике, мы встретили нашу старую знакомую - бургундскую улитку!

Сад состоит из трех частей: в восточной части расположен сад в преимущественно традиционном стиле с цветочными грядками, лужайками и площадками для игры в шары, в западной части находится дендрарий в английском стиле, в центре разбит ботанический сад.

Каждый год руководство Ботанического сада отправляют более 6000 пакетиков семян по всему виду.

Кстати в саду Аркебузы в 1878 году впервые в департаменте Кот-д’Ор появилась филлоксера виноградная. Вредитель напал на виноградные кусты и уничтожил бургундские виноградники!

На аллеях сада, располагающих к неспешным прогулкам, вас ожидают удивительные открытие: беседка «Храм любви» (кстати, в то время, когда мы были в саду, здесь было множество инсталляций на тему любви),

— знаменитый остров-крепость, расположенный в , на севере Франции, на границе с . Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции, а сам остров с исторической застройкой внесен в список памятников .

Город на скале, окруженной морем, существует с 709 года. И сейчас на острове есть несколько десятков жителей.

Mont Saint-Michel ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. Помимо живописного расположения и старинной архитектуры, Мон Сен-Мишель дополнительно интересен сильными приливами и отливами.

Полюбоваться аббатсвом Сен-Мишель в рождественских огнях можно в период с 14 декабря по 11 января (с 18:00 до полуночи). А перекусить можно в одном из .

Погода в Мон Сен-Мишель:

Добраться в Мон Сен-Мишель:

Лучше и дешевле всего добираться к Mont Saint-Michel на машине, хотя приготовьтесь к высоким ценам на парковку и очередям на въезд (от парковки к скале все равно добираться на автобусе, хотя и бесплатном). На поезде из Парижа можно добираться через Pontorson, откуда продолжить путь на автобусе от вокзала.

Но вновь аббатство пришло со временем в упадок и в 1791 году монастырь был покинут, а остров превратился в тюрьму с ироничным названием «Гора Свободы» (Mont Libre), где содержались политические заключенные. В 1863 году в зданиях разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляпок. 11 лет спустя остров провозгласили памятником истории. В 1966 году сюда вернулись монахи, а в 1979 году весь остров вместе с аббатством и заливом был внесен в .

Город Сен-Мишель

Внизу, у подножия скалы, по обе стороны единственной дороги к аббатству — Grand Rue — расположился небольшой город, датирующийся первой половиной 13 века. Здсь даже постоянно проживают около 30 человек. Помимо работы в сфере обслуживания туристов, они также занимаются сельскими работами: после работ по осушунию окрестных земель, здесь занимаются разведением овец, причем местные животные славятся особенно вкусным мясом, что связано с их питанием на засолённых лугах.

Внизу, среди жилых домов расположена приходская церковь святого Петра, у стен которой находится набольшое кладбище.

Укрепления Сен-Мишель

Уже первоначальные укреплени вокруг острова Сен-Мишель позволили выдержать осаду 1091 года. В 14 веке было принято решение о постройке новых, более серьезных крепостных стен: в 1311 году была построена стена и форштадт у подножия горы. Со строительством большой цистерны для хранения пресной воды уже можно было выдерживать длительную осаду. Так что в 1425 году, даже взорвав часть укреплений Сен-Мишель, осаждавшие так и не смогли захватить крепость.

Во времена Столетней войны (1337 — 1453 гг) гарнизон крепости состоял из 119 рыцарей, тогда же были построены первые бастионы. В 1434 году англичане безуспешно пытались захватить Мон Сен-Мишель, используя артиллерию. Оставшиеся от них бомбарды выставлены сейчас перед вторыми городскими воротами. Оставшись непреступной крепостью во время Столетней войны, Гора стала символическим местом национального самосознания.

Укрепления Мон Сен-Мишель состоят из двух колец: внешнее кольцо защищает город, внутреннее, расположенное у подножия аббатства, охраняет сам монастырь.

Аббатство Мон Сен-Мишель

Аббатство Сен-Мишель является уникальным в своем роде памятником архитектуры: план его постройки нельзя сравнить ни с какми другим монастырем. Учитывая пирамидальную форму Горы, средневековые мастера «обвили» гранитный утес постройками. Монастырская церковь, расположенная на самом верху, стоит на криптах, образующих платформу, выдерживающую на себе тяжесть церкви длиной 80 метров.

Чудо-сооружение , часто упоминающееся как главное украшение всего архитектурного ансамбля аббатства Мон Сен-Мишель, является воплощением архитектурного совершенства строителей 13-го века, который удалось сделать так, что два трехэтажных корпуса зданий удерживаются на склоне утеса. Осуществить такое можно было только с помощью точных расчетов. Узкий придел (боковая часть нефа здания), пристроенный к хранилищу вина на первом этаже, выполняет роль контрфорсов (подпорок). Далее следуют накладывающиеся друг на друга опоры первых двух уровней здания с западной стороны. Ближе к вершине утеса конструкции становятся все более легкими. С наружной стороны здание поддерживается мощными контрфорсами.

Суровые правила монастырской жизни также оказали влияние на расположение и архитектуру зданий. Устав св. Бенедикта, по которому жили монахи аббатства Мон Сен-Мишель, предписывал им посвязен свой день молитве и труду. Комнаты были спланированы с учетом этих видов деятеьности и с соблюдением принципа монашесткого уединения, т.е. с пространством, отведенным только для монахов. В результате комнаты для приема мирян были оборудованы на первом и втором этажах Чудо-сооружения.

Культ св. Михаила

Святой Михаил, полководец небесного воинства, в Средневековье играл важную роль в христианстве. Он появляется в Апокалипсисе (книга Нового завета): сражается и побеждает дракона, который символизирует демона. Для средневекового человека, жившего в ожидании и боязни кары Всевышнего, архангел Михаил — это святой, сопровождаюший души усопших, взвешивающий их на весах в день Страшного суда.

Начиная с 4 века культ св. Михаила широко распространился на Востоке, появившись на Западе в конце 5-го века, когда в 492 году в Монте-Гаргано (в Италии) был выстроен первый храм в его честь. К тысячному году по всей Европе сильно увеличилось количество церквей, посвященных этому архангелу. Часто их строили на вершине холмов или отрогах.

По окончании Столетней войны, почитание св. Михаила приняло особый размах, чему в немалой степени способствовало героическое сопротивление аббатства Мон Сен-Мишель. Вторая волна популярности культа св. Михаила настала в период Контр-Реформации: в глазах церкви только воинствующий ангел мог обеспечить борьбу против протестантской ереси.

В христианской иконографии св. Михаила часто изображают со шпагой и весами. Он стал считаться покровителями рыцарей и всех гильдий, связанных с оружем и весами.

Статуя, парящая над колокольней аббатства Мон Сен-Мишель, воплощает все традиционные атрибуты, присущени архангелу Михаилу. Ее выполнил в 1897 году скульптор Эммануэль Фремье по заказу архитектора Виктора Пётиграна, который пожелал увенчать ею новый 32-метровый шпиль. В 1987 году статуя св. Михаила была отреставрирована.

Тур по аббатству Мон Сен-Мишель

Нижний уровень

Пройдя через Караульный зал (1) , который является укрепленным входом в аббатство Мон Сен-Мишель, посетители по лестнице Гран Дегре (2) поднимаются на террасу Со-Готье. Затем маршрут идет между церковью, с правой стороны, и монастырским жильем с левой стороны. Они соединены между собой подвесными переходами. Монастырское жилье, построенной в период 14 — 16 вв, служило резиденцией аббатам.

Верхний уровень

Западная терраса (3) состоит из паперти аббатской церкви и трех первых пролетов нефа, разрушенных после пожара 13-го века. Классический фасад был перестроен в 1780 году. С террасы открывается общий вид на залив Сен-Мишель: от скалы Канкаль («Устрица»), которая находится на западе, в , и до обрывистых берегов на востоке, в . Отсюда можно разглядеть две огромные гранитные глыбы: Мон-Доль на материке на юго-западе и островок Томбёлен на севере. В открытом море можно различить архипелаг островов Шозе, откуда поставлялся гранит для строительства аббатства Мон Сен-Мишель.

С террасы также открывается отличный вид на неоготический шпиль колокольни, возведенный в 1897 году. Шпиль венчает позолоченная статуя св. Михаила.

Аббатская церковь (4) , построенная в первые десятилетия тысячного года, была возведена на вершине утеса, на высоте 80 м над уровнем моря, на платформе длиной 80 метров. Неф церкви состоит из трех уровней: аркады, галереи и высокие окна. Несущая конструкция нефа закрыта обшитой деревом аркой. Клирос, выполненный в романском стиле и рухнувший в 1421 году, после Столетней войны был отстроен заново, но уже в стиле пламенеющей готики.

Дальше вы пройдете во внутреннюю монастырскую галерею (5) . Она соединяла различные монастырские помещения, а также использовалась для молитв и медитаций. Во время церковных праздников по ней проходили религиозные процессии. Галерея расположена в верхней части здания, построенного в начале 13-го века, которое называют Чудо-сооружением. По галерее можно пройти в монастырскую трапезную, на кухню в церковь, в дортуар (общую спальню), в архив хартий. Центральный дверной проем, открывающий вид на море с западной стороны, должен был служить входом в так никогда и не построенный зал капитула.

Для облегчения собственного веса все монастырские галереи были выполнены из деревянных срубов. Двойной ряд небольших, чуть смещенных колонн, вырисовывает беспрестанно меняющуюся перспективу.

В трапезной (6) монахи принимали пищу при полном молчании, а в это время с кафедры, расположенной у южной стены, один из них читал святоотеческие наставления. В боковых стенах зала проделаны узкие окна, невидимые со входа.

Средний уровень

Отсюда вы попадаете в крипту больших колонн (8) . Крипта была возведена в середине 15-го века для поддержки готического клироса монастырской церкви.

Затем маршрут идет в крипту Сен-Мартен (9) , возведенную после тысячного года. Крипта служит фундаментом для южного крыла трансепта церкви. Крипта сделана в виде огромного свода с пролетом в 9 метров.

Отсюда по небольшому проходу можно попасть к огромному колесу, которое занимает бывший монашеский оссуарий (10) (зал, где хранятся извлеченные из могил кости умерших людей). Колесо было установлено примерно в 1820 году: с его помощью поднимали пищу для заключенных тюрьмы Мон Сен-Мишель. Нынешнее колесо — копия, сделанная по образцу подобных колес эпохи Средневековья.

Часовня Сен-Этьен (11) расположена между местом врачевания, которое рухнуло в начале 19 века, и монашеским оссуарием. Она служила часовней для усопших.

С южной стороны по лестнице (12) можно подняться на северную сторону. Лестница расположена под западной террасой и была очень оживленным местом. Она выходит в крытую галерею для прогулок (13) , сделанную в виде длинного зала с двойным нефом. Его архитекторы изобрели новшество: своды зала покоятся на сводовых пересечениях — так рождалось готическое искусство.

Дальше вы вновь окажитесь в Чудо-сооружении: Рыцарский зал (14) . Он был построен для поддержки внутренней монастырской галереи и служил для работы и учебы монахов. Их творения дошли до наших дней: манускрипты аббатства Мон Сен-Мишель хранятся теперь в городе Авранш.

Посещение заканчивается в богадельне (15) , расположенной на первом уровне под Гостевым залом. Именно в этом месте монахи принимали бедных и паломников всех сословий.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В прошлом посте я рассказывала о (горы Святого Михаила), Чуда Запада, как его называют. Сегодня мы продолжим знакомство с ним и совершим прогулку по его территории, полюбуемся окрестностями. Зрелище это незабываемое. Достопримечательности Мон-Сен-Мишель никого не оставят равнодушными.

… Машина мчит нас по плоской равнине. Кругом расстилается типичный нормандский пейзаж: поля, перелески, деревни. И вот, в какой-то момент на горизонте появляется точка, которая начинает быстро расти. Затем, правее — вторая. Первая — это Мон-Сен-Мишель, вторая — остров Тромблен.

Начинаются отвоеванные у моря поля, защищенные дамбами и осушенные — польдеры . На соленых лугах пасутся стада овец, мясо которых, благодаря травяному выпасу, имеет особый, нежный вкус.

На соленых лугах пасутся стада овец

На всех путешественников картина Мон-Сен-Мишель действует магически. Может, виной тому огромная популярность этого места, а может и то, что уж слишком разителен контраст между плоской как блин равниной и высокой одинокой горой.

По дороге к Мон-Сен-Мишель, снято из машины

Наше внимание привлекает яхта. Возможно, во время сильного прилива она пришвартовалась здесь. Потом вода ушла, а она так и осталась. Особенно умиляет деревянный колышек, к которому она привязана. Впрочем, кому она нужна? В Нормандии много яхт, этим никого не удивишь.

Яхта и аббатство Мон-Сен-Мишель

И вот, мы у аббатства. Дамба , соединяющая остров с материком — огромная стоянка. Машин не просто много, а очень много. И постоянно подъезжают новые. Это и не удивительно: Мон-Сен-Мишель — одно из самых посещаемых мест во Франции. От Парижа всего 285 км.

Пронзительно кричат чайки — куда же без них!

Часть стоянки на дамбе перегорожена

Подходим ближе и ближе. Ощущение, что крепостные стены являются продолжением скалы, временами переход от естественной породы к рукотворной кладке практически незаметен.

Крепостная башня Мон-Сен-Мишель

И здесь сделаем небольшую остановку и познакомимся с планом аббатства Мон-Сен-Мишель , чтобы был понятен мой дальнейший рассказ.

1. Аббатство
2. Чудо-сооружение
3. Город
4. Дозорная терраса
5. Внешние ворота
6. Бульварные ворота

8. Королевская башня
9. Аркадная башня
10. Башня свободы
11. Низкая башня
12. Башня «Пряжка»
13. Церковь Сан-Пьер
14. Северная башня
15. Башня Клодин
16. Дамба
17. Башня Габриэль
18. Укрепление складов
19. Часовня Сен-Обер
20. Источник Сен-Обер

Мон-Сен-Мишель является символическим отображением структуры средневекового общества . Нижний ярус, где находится деревня, символизирует собой класс «тех, кто кормит» — крестьян, ремесленников и торговцев. Дальше следуют постройки, предназначенные для рыцарства и королей — «тех, кто воюет» . И, наконец, на самой вершине — аббатство, где живут «те, кто молится» — монахи. Венчает Мон-Сен-Мишель высокий шпиль и золоченая фигура Архангела Михаила — это горний мир. Таким образом, Мон-Сен-Мишель связывает собой Землю, Мир Людей и Небеса. Может потому он и производит такое сильное впечатление?

В «крепость веры», как называли Мон-Сен-Мишель, можно попасть, миновав Внешние ворота, Бульварные ворота и Королевские ворота с подъемным мостом. Такой вход неслучаен: в средневековой фортификационной архитектуре ворота рассматривались как «слабая точка». А далее мы попадаем на главную (и единственную) улицу — Гран Рю , которая пересекает городок Мон-Сен-Мишель, расположенный у основания скалы. Здесь полно магазинчиков, отелей, сувенирных лавок, есть мэрия, приходская церковь и даже кладбище. Особенность этого поселка — его дома и крепостные стены с башнями построены на песке!

В самом начале Гран рю, почти у Королевских ворот, расположен ресторан «Мамаша Пуляр» , знаменитый во всем мире. Его история такова. В последней четверти XIX века, когда в аббатстве начались реставрационные работы, здесь поселился Эдуард Корруае, занимавший в то время пост главного архитектора Мон-Сен-Мишель. Ни один трактир не пришелся ему по вкусу, и поэтому он определил в трактирщицы свою кухарку Аннету Бутио. Вскоре она вышла замуж за некого Виктора Пуляра, и в 1888 году открыла трактир «Мамаша Пуляр».

Несмотря на то, что здесь готовили вкуснейшие блюда из разнообразных продуктов, фирменным блюдом Аннеты Пуляр стал омлет . Этот факт легко объяснить. Он готовится легко и быстро. Для усталых путешественников это — закуска в ожидании других блюд, для бедняков — основная еда. А во время постов и воздержания он — трапеза для всех. Рецепт омлета мамаши Пуляр держится в секрете.

Трактир «Мамаша Пуляр»

В Мон-Сен-Мишель есть музеи :

1. Морской музей. Посвящен морю и бухте Мон-Сен-Мишель. В экспозиции представлены флора и фауна бухты и травяных лугов, различные морские судна.

2. Археоскоп. Это спектакль звука и света, посвященный вере и магии строителей аббатства. Здесь можно познакомиться с историей аббатства и его философией, символами и смыслами.

3. Жилище Тифены , супруги Дюгеклена, служившего при дворе короля Карла V. Здесь можно познакомиться с обстановкой средневекового жилища — простого, отмеченного духом рыцарства.

4. Исторический музей. Экспозиция посвящена истории аббатства и людей, живших здесь.

От Главной улицы отходят узкие переулки, по которым может пройти только один человек.

Дорога введет вверх.

Главная улица ведет ко входу в аббатство. Здесь нужно подняться по лестнице Гран Дегре , которую посередине пересекают ворота, расположенные в башне Клодин, XV век.

Отсюда открываются интересные виды на городок и морской залив.

Лестница Гран Дегре и маленький замок

Вдали виднеется остров Тромблен. Смельчаки идут по морскому дну. Это очень опасно: можно увязнуть в зыбучих песках. К тому же нужно знать расписание приливов и отливов.

Мощные стены поросли мхом и лишайником, отчего еще более кажется, что эта крепость-монастырь — творение природы, а не человека.

Ворота, ведущие в аббатство, защищены маленьким замком , построенным в 1393 году аббатом Пьером Ле Руа. За ними начинается подъем по очень крутой лестнице, прозванной «Бездна» .

Чем выше поднимаешься, тем более широкие открываются виды на окрестности. Машины, припаркованные на дамбе и рядом, кажутся совсем игрушечными. Лентой вьется река Куэнон.

Далее мы подходим к месту, где находится Странноприимный дом , или дом Милосердия, где подавали милостыню всем, кто нуждался в ней: беднякам, нищим, отверженным, странникам, вдовам, неимущим клирикам и даже прокаженным. Сохранилась цистерна Странноприимного дома , построенная в XVI веке, один из четырех резервуаров воды в аббатстве.

Взгляд устремляется вверх, где острый шпиль, увенчанный золоченой статуей Архангела Михаила.

Фасад монастырской церкви перестроен в классическом стиле.

Фасад монастырской церкви и шпиль

Мы на высоте 80 метров. Вниз смотреть страшно.

Мон-Сен-Мишель, башня и шпиль

На камнях мостовой можно заметить отметины, сделанные поденщиками-камнетесами. Это была и своеобразная подпись камнетеса и информация об объемах выполненных работ.

Отметины камнетесов на мостовой в Мон-Сен-Мишель

Дальше мы входим в монастырскую церковь , под своды нефа. Здесь мы видим смешение стилей. Неф начала XI века выполнен в романско-нормандском стиле, с характерными полуциркульными арками. Свод, чтобы его облегчить, был выполнен из дерева, а не из камня. В трансепте находятся орган и семь капелл. В 1421 году, во время Столетней воны, романский хор рухнул. В начале XVI века было начато строительство нового хора в стиле пламенеющей готики.

Выйдя из церкви, мы попадаем в клуатр Ла Мервей (Чудо), идеальное место для молитв и размышлений. Он, как и другие сооружения Ла Мервей, был построен в начале XIII века за рекордные для того времени 17 лет (о Ла Мервей я рассказывала в предыдущем посте).

Отсюда открывается великолепная перспектива башни и шпиля. Взгляд невольно устремляется в небо.

Вообще в Мон-Сен-Мишель постоянно переходишь из одного помещения в другое. Иногда, чтобы опуститься ниже, сначала надо подняться выше. В какой-то момент теряешься в пространстве и времени.

Далее мы подходим к Колесу , установленного в 1820 году, когда аббатство было тюрьмой. С его помощью поднимали наверх пищу для заключенных. Аналогичные колеса применяли и в средние века для подъема различных грузов. Приводились в действие такие колеса с помощью лошади, которая, фактически, жила в колесе (ужас).

Вниз уходят мощные цепи и «люлька», на которой доставляли наверх все необходимое.

Через какое-то время мы оказываемся в Гостевом зале , предназначенном для знатных паломников, в том числе и королей. Затем — в Зале рыцарей . Свое название он получил в честь ордена Рыцарей Святого Михаила, основанного в 1469 году Людовиком XI. Это был рабочий зал для монахов. Отапливался зал с помощью двух огромных каминов.

Переходя из помещения в помещение, мы оказываемся перед фигурой Архангела Михаила , копией статуи скульптора Фремье, установленной на шпиле. Вот, оказывается, какой он!

Из залов Ла Мервей мы снова выходим на воздух.

Удивительно, но здесь даже есть сад!

Солнце начинает клониться к закату. А это значит, что наступает время покидать это удивительное место. Низкие лучи эффектно подсвечивают «крепость веры», Чудо Запада.

И понимаешь, что дня в Мон-Сен-Мишеле абсолютно не хватает для того, чтобы познакомиться со всеми его чудесами и богатой историей. Сюда нужно приезжать на несколько дней, чтобы встретить здесь закаты и рассветы, прогуляться по пустынной ночной крепости, подсвеченной прожекторами и впитать в себя дух этого удивительного места и тех людей, которые жили и творили здесь.

До свиданья, Чудо Запада! Мы еще обязательно приедем сюда!

* При написании поста использованы материалы путеводителей «Мон-Сен-Мишель» (Paris,2006) и «Аббатство Мон-Сен-Мишель».

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.