ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Римское наследие Туниса – знаменитый Колизей Эль–Джема. Кровь и песок

На Средиземноморском побережье с незабываемым ароматом жасмина, теплого моря и восхитительных пляжей, находится сказочная страна – Тунис.

Но, было бы неправильно думать, что в Тунис едут только для того, чтобы полежать на золотистом песке и отведать свежевыловленной рыбы. Это страна с необыкновенной культурой и древнейшей историей.

Когда - то амфитеатр Эль-Джем вмещал более 300 тыс. зрителей, это больше, чем все население города. Это была третья по величине постройка после Капуи и Римского амфитеатров.

Вокруг амфитеатра Эль – Джема бурлил огромный базар, процветавший благодаря продаже оливкового масла.

Сегодня здесь также полно народа, но это уже толпы туристов, а прилавки завалены в основном сувенирами.

Амфитеатр строился исключительно для проведения гонок на колесницах и гладиаторских боев. Кстати сказать, фильм с Расселом Кроу «Гладиатор» снимали именно в амфитеатре Эль – Джем.

Тунисский Колизей был построен около 238 года н. э. и до VII в. оставался почти нетронутым. Позже его постепенно стали разбирать для строительства Большой Мечети в Кайруане, а в XIX в. Амфитеатр пострадал еще больше от обстрелов.

Строительство амфитеатра было начато проконсулом провинции Африка - Марком Аврелием Гордианом. Позже он объявил себя независимым императором, но его независимость просуществовала всего 36 дней, а строительство амфитеатра было прекращено из –за восстания, которое жестко было подавлено римской армией.

Амфитеатр был овальной формы с тремя надземными этажами. Внутри находилась крытая лестница, по которой можно было подняться на любой зрительский этаж. Под тунисским Колизеем находится подземный город с двумя ходами. Здесь находились животные в клетках, были каморки для гладиаторов, рабов – все ожидали своего часа выхода на сцену для кровавых боев.

Размеры амфитеатра поражают даже сейчас. Его длина – 148 м, ширина – 122 м и 36 м – высота.

Если подняться на самый верх зрительного ряда, то можно услышать какая здесь замечательная акустика – здесь слышен любой шорох, долетающий со сцены.

Сегодня Амфитеатр Эль – Джема находится под охраной ЮНЕСКО, как объект культурного наследия.

Существует легенда, что в знаменитом амфитеатре провела свои последние дни африканская воительница Эль – Кахена. Ее еще называют берберской принцессой, так как она возглавляла берберское сопротивление против династии Аглобитов. Помощь в осажденное строение поступала из Махдии по подземным ходам. Согласно легенде, эти хода такие большие, что по ним может спокойно пройти груженый слон.

Местные жители верят, что где – то в подземных тоннелях спрятаны несметные сокровища берберской принцессы.

Также считается, что кирпичики амфитеатра заговорены от скорпионов и поэтому каждый, кто здесь бывает, старается взять с собой небольшой камушек, чтобы уберечь свой дом от змей.

Археологи думают, что рядом с амфитеатром находятся еще строения, датируемые Римской эпохой, но пока они все засыпаны толстым слоем песка.

Лучше всего амфитеатр Эль – Джем посещать после обеда, чтобы увидеть, как на закате солнце освещает каждый камень этого уникального места.

Добраться до амфитеатра можно на такси (луаже), автобусе или поезде из городов Сусс, Кайруан или Сфакс.

После первого посещения центра Махдии , доброжелательного, вежливого и радушного отношения местных жителей родилась идея самостоятельной поездки в Эль-Джем, который расположен всего в 40 км. Добраться до знаменитого Тунисского Амфитеатра (или местного Колизея , включёного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) и Археологического музея (или местного музея мозаики и «Виллы Африка») оказалось проще простого и невероятно бюджетно на местной маршрутке (луаже). Станция луажей расположена рядом со станцией метро «Ezzahra» (нужно пройти метров 300 по дороге вдоль ж.д. путей в сторону центра, слева будет станция, можно спросить у местных «Station de louages», вежливо покажут, и даже проводят). Билет покупать не нужно, деньги (3 динара) отдаешь водителю, ехать 30 минут. По пути лицезреешь бескрайние просторы оливковых плантаций. Вообще такого количества оливковых деревьев я не видела нигде, в каком бы направлении ты не ехал в Тунисе – везде бескрайний океан олив. В Эль-Джеме станция луажей расположена еще удобнее, ровно посередине между Колизеем и музеем, рядом с мечетью Эль-Джем (минут по 7 в любую сторону). Мечеть расположена на пересечении двух улиц: проспекта Hedi Chaker, по которому едет маршрутка из Махдии (пройдя далее мечети прямо по этому проспекту метров 50 - справа конечная остановка луажей), и улицы Большой Мечети. Если свернуть по последней вправо – выйдешь к амфитеатру, если свернуть влево – к музею мозаики. Заблудиться невозможно, единственно, станция расположена как бы в глубине двора, и я чуть было не прошла мимо):… Начать осмотр античного Тисдруса, именно на месте этого древнего города стоит современный Эль-Джем, я решила, все-таки, с амфитеатра, многократно виденного на фотографиях во всемирной паутине. Пройдя по немного изогнутой улочке с небольшими невзрачными домиками минут 5-7, я оказалась перед величественным сооружением римской эпохи. Амфитеатр Эль-Джема удивительно хорошо сохранился, несмотря на все перипетии его исторической судьбы. Это грандиозное сооружение, возведенное в начале 3 века нашей эры, не было завершено из-за начавшегося восстания Гордиана, а позднее неоднократно использовалось в качестве укрытия восставшими берберами (посему подвергалось обстрелам), кроме того, каменные глыбы амфитеатра на протяжении веков шли на возведение домов и мечетей города, также не единожды стираемого с лица земли в ходе завоеваний. Ходит легенда, что знаменитая предводительница объединенных берберских и иудейских племен Дахия эль-Кахина, возглавившая освободительное движение против первых арабских завоеваний на территории африканского континента, провела свои последние дни в знаменитом амфитеатре, а в подземных пещерах спрятаны ее несметные богатства. Как бы то ни было, амфитеатр восхищает и навевает грустные мысли о скоротечности бытия, смене эпох, правителей и народов…и, наверное, неизменном желании человека прикоснуться к вечному…Стоимость входного билета составляет 10,0 динар (билет дает право посетить собственно сам амфитеатр и музей мозаики, и там, и там билет при входе компостируется). С удовольствием поднялась на самый верх, побродила по галереям, выглянула из окна … Открывающиеся виды, прикосновение к древним стенам, помнящим руки многих-многих поколений, останавливают время, перед глазами начинают проплывать сцены из исторических кинофильмов и прочитанных книг… И только на трибунах возвращаешься в настоящее… очень жарко… несмотря на утро (от силы 9 часов), солнце печет нещадно… Впечатления остались яркие, но так и не смогла отделаться от ощущения тяжелой энергетики места, вероятно, многочисленные людские страдания на арене этого амфитеатра, стоны и терзания в подземельях рабов и гладиаторов не прошли бесследно, а может быть это мольбы защитников Африки от иноземных завоевателей, не услышанные Богом,… кто знает… И я, пытаясь стряхнуть с себя нахлынувшие противоречивые чувства, отправилась дальше… гулять по пыльным и жарким улочкам Эль-Джема, по которым я в итоге добрела до Музея мозаики и расположенной в его задней части виллы Африка. Когда ехала в Эль-Джем мечтала увидеть, конечно же, Тунисский Колизей, а неизгладимое впечатление и колоссальное удовольствие получила от… посещения музея и отреставрированной римской виллы. Не понятно по какой причине очень мало в сети интернет информации об этом замечательном музее. По своим размерам музей небольшой и, наверное, его можно сравнить с большим количеством провинциальных музеев в любой стране, в том числе и в России , но он имеет свое незабываемое и неповторимое очарование. Тишина и спокойствие обволакивают тебя, и ты с неподдельным интересом погружаешься в эпоху древних богов и героев, легенд и преданий… В музее собраны замечательные, прекрасно сохранившиеся мозаики из частных вилл в древнеримских кварталах античного города, отдельные фрагменты сохранены, там где найдены (например, на полах бывших помещений или бордюре фонтана или прудика). Мозаики начала первого тысячелетия потрясают до глубины души (сюжеты охоты, сцены из легенд, мозаики-обереги), не случайно в древности они очень ценились и служили внешним проявлением достатка и благополучия! Долго стояла перед изображением совы (мозаики-оберега от дурного глаза), панно «Похищение Европы»… Поражает и восхищает также кропотливость труда археологов и реставраторов, сумевших найти, сохранить (разобрать и вновь собрать такие огромные полотна из мельчайших частиц) и донести до нас былое величие…Огромный респект этим людям! Позже я побывала в восхитительной жемчужине Туниса - музее Бардо, где представлены экспонаты различных эпох со всего Туниса (финикийской, греческой, византийской, османской), подлинные шедевры римской мозаики и скульптуры, первые христианские иконы, необыкновенно красивые ювелирные изделия. Ничего в этом музее нельзя оставить без внимания, завораживают своей неподражаемой красотой и ажурностью потолки, тончайшей работы тунисских умельцев. Однако, музей в Эль-Джеме покорил мое сердце… Не один час я провела, гуляя по помещениям музея, внутренним дворикам виллы, рассматривая статуи, фрагменты мозаики и наслаждаясь античным покоем… Почему-то вспомнился Д.С. Мережковский с его Юлианом Отступником, возможно в аналогичных виллах жили и грезили герои… «Юлиан вошел в садик атриума. Под открытым небом бил фонтан. Рядом, среди нарциссов, аканфов, тюльпанов и мирт стояло небольшое бронзовое изваяние Гермеса, крылатого, смеющегося, как все в доме, готового вспорхнуть и улететь. Над цветником на солнце вились пчелы и бабочки». И глядя со ступенек виллы на открывающийся вид остатков былых построек я, как когда-то Арсиноя, указывая Юлиану на холм Акрополя, прошептала «посмотрите, как хорошо»…. Действительно тишина сходила в душу…. Вилла Африка – единственная в мире отреставрированная и восстановленная с точностью 95% античная резиденция. Археологам удалось реконструировать здание, восстановить древнюю мозаику, а также частично образ богини Африки. Ее изображение на камне впервые было найдено на вилле, некогда принадлежавшей богатому жителю римской империи. В честь этой богини плодородия, которой поклонялись во всей Римской Африке, и была названа вилла. Уходить не хотелось, но нужно было ехать… Очень порадовалась, что не взяла экскурсию, т.к. гуляла сколько хотела, никуда не торопясь. Под впечатлением от увиденного дошла до станции луажей (немного посидела в маршрутке, пришлось подождать минут 10-15 пока заполнилась) и той же дорогой вернулась в Махдию, попросила водителя остановить у станции «Ezzahra», что бы не идти от станции луажей, пересела на метро и примерно через 1 час 10 мин (в общей сложности с ожиданием заполнения луажа в Эль-Джеме и поезда метро) была в отеле.

Современный Эль-Джем в римскую эпоху носил название Фисдрус. Это был один из красивейших и богатейших городов Римской империи. Как и почти все римские поселения в Тунисе, он был построен на остатках предшествовавшего ему пунического города.

Во II в. н. э., когда климат здесь был менее засушливым, чем сегодня, Фисдрус превратился в важный центр производства оливкового масла на экспорт, и к началу III столетия он уже конкурировал с Гадруметом (современный Сус) за право считаться вторым по значению городом римской Северной Африки (после Карфагена). В сегодняшнем Эль-Джеме можно видеть наиболее внушительный и впечатляющий ансамбль древнеримских построек из всех, сохранившихся на территории Туниса, по праву входящий в .

Африканский Колизей

Жемчужина этого ансамбля – огромный амфитеатр, мало уступающий по своим масштабам римскому Колизею. В нем могли одновременно разместиться 35 000 зрителей. Во всей Римской империи его превосходили по размерам лишь Колизей (приблизительно 45 000 зрителей) и несохранившийся амфитеатр в Капуе.

Размеры эллипсовидного амфитеатра в Эль-Джеме по главным осям составляют 148 × 122 м, высота наружных стен достигала 36 м. Места для зрителей располагались тремя ярусами, покоящимися на шестидесяти мощных аркадах. Почетная ложа в центре против входа занимала высоту двух ярусов. Сохранились высокие сводчатые галереи под скамьями для зрителей, некогда игравшие роль своеобразных «фойе».

Под ареной пролегали туннели. От центрального туннеля, идущего по продольной оси амфитеатра, разветвлялись боковые проходы. В одних из них находились клетки для диких зверей, а в других – помещения для гладиаторов. Тут же был устроен сполиарий, или, попросту, морг.

Жемчужина римской Африки

Амфитеатр был построен приблизительно в 238 г. наместником провинции Проконсульская Африка Гордианом (предполагают, что строительство так и не было полностью закончено) и использовался для гладиаторских боев и гонок на колесницах. Судьба этого огромного сооружения, как и всего города, была трагична.

В 238 г. в Северной Африке началось восстание против императора Максимина Фракийца. Новым императором был провозглашен Гордиан. Римский сенат подтвердил это избрание, объявив ненавистного всем Максимина врагом отечества, но царствовал Гордиан всего 36 дней: когда в борьбе с мавританским правителем Капеллианом его сын погиб, Гордиан в отчаянии сам лишил себя жизни. После этого войска, лояльные императору Максимину, полностью разрушили Фисдрус, и город уже никогда не смог оправиться от этого погрома.

Огромный амфитеатр вплоть до XVII столетия простоял более или менее целым. Позже местные жители стали разбирать его на камень для нужд города Эль-Джем, строительный материал с руин амфитеатра вывозили также в Кайруан для постройки Большой мечети. Пострадал амфитеатр и от боевых действия: во время одного из антиосманских восстаний турки обстреливали его из пушек.

Колизей в Эль-Джеме (Тунис) называют «золотой короной Африки». Этот монумент, воздвигнутый во действительно издали напоминает головной убор царственной особы. На территории современного Эль-Джема тогда находился город Тисдрус — культурный центр античной Африки.Строительство величественного монумента так и не было завершено.

Что такое античный амфитеатр?

Есть ли в Тунисе Колизей? На этот вопрос ответ знает каждый. Но о том, что в амфитеатре происходило 18 столетий назад, известно немногим. Представим античный африканский город с его жителями, охочими до увеселений, которые навели бы ужас даже на самого хладнокровного современного человека.

Когда ранним вечером порывистый ветер над степью усиливался, к его завоеванию примешивалось шипение диких зверей, предсмертные крики и рокот многотысячной толпы. Эхо разносилось далеко по окрестности. Колизей в Тунисе, который сегодня посещают степенные туристы, когда-то содрогался от игрищ. Более тридцати тысяч человек вмещает ярусы амфитеатра, где сходились на смертный бой гладиаторы, сталкивались лошади, пантеры, львы...

Огромная арена — одна из самых больших, созданных в эпоху Римской империи — почти равна по величине римскому Колизею. Длина ее составляет 65 метров. Ширина — 39 метров. На призрачной равнине, овеваемой бесконечными ветрами, этот монумент возвышается подобно мощной и грозной крепости.

Строительство

Где находится Колизей в Тунисе? Памятник культуры расположен в Эль-Джеме . Стоит рассказать о городе, который когда-то был процветающей колонией Рима. А именно о Тисдрусе . Население поклонялось богиням Африки и богу виноделия Дионису, который, еще будучи маленьким ребенком , храбро оседлал тигра. С той же отвагой и местные жители в начале второго столетия нашей эры принялись за строительство своего Колизея.

Это время наивысшего расцвета их самосознания, влияния, богатства, власти. Амфитеатр — воплощение безупречной гармонии. Всё чётко продумано. Немыслимое, дух захватывающее сочетание монументальности и устремленности ввысь.

Расцвет Тисдруса

Что такое Колизей в Тунисе? Для чего он был построен? Этот амфитеатр — памятник, созданный жителями города Тисдруса самим себе. Каким же честолюбием надо было обладать, чтобы преобразить маленькое степное селение в роскошной оазис?

Еще в 50 году до нашей эры местные берберы демонстрировали Цезарю как строптивость, так и трудолюбие, умение торговать. Тогда город жил в основном земледелием. Триста тысяч четвериков пшеницы — невероятное количество для античного мира — сумели они собрать со своих полей. Вот что стало основой их позднейшего благосостояния, благодаря которому они и смогли построить свой Колизей. В городе Туниса Эль-Джеме сегодня это главная достопримечательность.

Жестокие игры

Со всего края стекались массы людей на представление, которое захватывало и оглушало зрителей невероятными, жестокими, часто смертельными схватками. В обширных катакомбах присутствовал зловещий, наводящий ужас запах, нескончаемые лабиринты и клетки для зверей и людей. Здесь разносились страшные звуки, издаваемые охотниками и их жертвами.

Пантеры, тигры, львы и преступники, приговоренные к смертной казни, — все они ждали своего выхода на арену. Здесь царил простой, но беспощадный принцип - выживает сильнейший. Постройка вмещала зрителей куда больше, чем город жителей. Колизей в Тунисе - последний большой амфитеатр, построенный в Римской империи, и один из лучших образцов подобного вида строений .

Гладиатор - престижная профессия в Античности

Фанфары извещали начало игрищ. Участники проходили вдоль шумящих трибун. Затем начиналось яркое театральное действо, в котором немалую роль играло почитание римских богов. Под ликующие крики толпы шли гладиаторы. За огромные деньги они были готовы рисковать своими жизнями в схватке с дикими животными.

Подобные зрелища вполне соответствовали образу жизни процветающего государства. Здесь весьма ценились такие качества, как успех, сила, готовность рисковать. Героев уважали и превозносили. Колизей для гладиаторов был превосходным местом для пробы сил.

Внешний облик

Античные архитекторы постарались на славу. Им удалось создать амфитеатр, в котором арена прекрасно освещалась солнечными лучами, попадающими сюда сквозь многочисленные просветы. Мозаика была выполнена в уникальном стиле. В архитектурном облике постройки сочетаются традиции арабского и римского зодчества.

Средства, необходимые для создания монумента, поступали от торговли оливками. За двести лет, прошедших со времён Цезаря, город преобразился в живописную рощу. Скудная, истощенная веками степная местность стала крупным поставщиком оливкового масла. В скромной колонии господствовали деньги и честолюбие, местом демонстрации которых и стал амфитеатр.

Ни один убедительный исторический источник не может объяснить, почему именно здесь, в этой местности, возник столь преуспевающий город. Ведь стройка требовала огромных усилий. Монумент построен из песчаника, который сюда доставляли волоком издалека. На стенах отсутствуют причудливые орнаменты, что объясняется особенностями материала, на котором рисунок держаться не будет. Но куда важнее оттенок камня, который придает амфитеатру в дневное время удивительное сияние.

Падение Тисдруса

Строительство продолжалось восемь лет. Город воспротивился росту налогов в Римской империи, избрал и короновал собственного императора. Но вскоре потерпел сокрушительное поражение. Колизей в Тунисе так и не был достроен до конца. Сам же Тисдрус канул в Лету. Минули столетия. Завоеватели разрушили часть амфитеатра. Катакомбы нередко служили убежищем для повстанцев.

Колизей в Тунисе: отзывы

Ознакомившись с историей этого монумента, человек, планирующий поездку в Тунис, предполагает увидеть руины. Ведь строительство Колизея не было завершено, а с тех пор как пал античный город, прошло уж очень много времени. Однако, согласно отзывам, амфитеатр представляет собой вполне гармоничную постройку. Здание, имеющее округлые формы и арочные окна, на фоне синего неба выглядит весьма празднично.

Монумент поражает своей масштабностью. Он вызывает интерес даже у туристов, которые не причисляют себя к любителям Античности. А у людей с развитым воображением при посещении Колизея перед глазами возникают картины жестоких гладиаторских боёв. Не могут не заинтересовать и многочисленные ряды. Как уже было сказано, театр вмещал около тридцати тысяч человек. И всех этих людей обуревала жажда кровавых зрелищ.

Посещение Колизея входит почти в каждую экскурсионную программу. Гиды рассказывают удивительные истории не только о строительстве амфитеатра, но и приводят некоторые интересные факты. Так, многие из них утверждают, что знаменитый фильм " Гладиатор" снимался именно здесь.

Мне предложили туда съездить, и перед поездкой я заглянула в Интернет, почитала об этом амфитеатре. Оказалось, что это самый большой амфитеатр в мире после Колизея! И в отличие от последнего, он хорошо сохранился. Многие фильмы о Древнем Риме (тот же “Гладиатор”) снимали именно тут.

Мы приехали в Эль-Джем уже под вечер. Нас пустили, хотя продажа билетов почти закончилась. У нас был всего час, но нам его хватило, чтобы походить по амфитеатру и оценить его размеры и красоту. Ходить придется много, поэтому надевайте легкую и удобную обувь (вьетнамки, сандалии или кроссовки - по сезону). Мы поднялись на самые верхние ярусы, откуда открывались просто восхитительные пейзажи, как самого города Эль-Джем, так и самого амфитеатра.

Селфи на фоне Эль-Джема, который подсвечивается заходящими лучами солнца, - это что-то с чем-то! Только не фотографируйте рядом стоящего верблюда. Погонщик с вас потом потребует денег.

Об истории Эль-Джема

Когда-то на месте арабского городка Эль-Джема (про него я писала ) стоял античный город Тиздр. При нем и построили амфитеатр. Он был возведен проконсулом Гордианом “по образу и подобию” Колизея и вмещал до 30 000 человек. Его выстроили из больших глыб песчаников.

По прямому назначению его использовали очень мало. В основном там проводились бои гладиаторов или гонки на колесницах. Это связано с теми политическими событиями, которые тогда происходили в Римской империи. Гордиан, который был проконсулом Карфагена, решил сам стать императором и поднял восстание против тогдашнего императора Максимилиана. Его попытка провалилась, а с его падением и упала популярность амфитеатра.


До 7 века амфитеатр стоял нетронутым. Затем пришедшие в эти земли арабы начали использовать камни песчаника из амфитеатра для строительства Большой мечети Кайруана и для нового города - Эль-Джем.

Сейчас это огромное сооружение в прямом смысле кормит жителей самого города Эль-Джем. Оно привлекает и иностранцев и местных путешественников, что и приносит деньги. Еще тут проводят разные представления, так как акустика просто класс! Когда мы там были, выступал хор школьников, которые репетировали там.

Что посмотреть

Пройдитесь по трибунам и представьте, как огромная толпа кричит сражающимся гладиаторам на арене. Это как живая история! Обратите внимание на дальний конец амфитеатра. Там находится квадратная решетка, где размещался лифт для спускающихся гладиаторов или животных. Фигурные отверстия - это стоки для крови. Римляне все предусматривали при строительстве своих амфитеатров.


Если подняться на самый верх трибун, то оттуда открывается роскошный вид на весь город!

Внизу находятся помещения, где были животные и гладиаторы. По внешним стенам амфитеатра сохранились фрески с изображением зверей и т.д.


Рядом с ним есть туалеты, киоск.

Время работы и стоимость билета

  • с 16 сентября по 17 июня - 07:30–17:30;
  • с 18 июня по 17 июля - 08:00–17:00;
  • с 18 июля по 15 сентября - 07:30–18:30.

Билет стоит 5 EUR (в эту цену включено и посещение Виллы Африки, музея в городе, где представлены экспонаты, найденные при раскопках в Тунисе. О музее подробно ).

Как добраться

Когда вы приедете в город, то сразу увидите величественное здание амфитеатра. Найти его несложно. Рядом находятся многочисленные сувенирные лавки. Вход находится с южной стороны. Пройдя кассу, вы сможете сразу пройти к самому амфитеатру.


Лучше всего отправляться со специальными экскурсиями, которые организуют туристические компании. Тогда с вами будет гид, который вам заодно расскажет об его истории и особенностях.

Для индивидуального посещения амфитеатр тоже доступен. Как это сделать, написано в моей статье, посвященной .

***

На территории амфитеатра проходит Международный фестиваль симфонической музыки. Туда приезжают хорошие музыканты со всего мира, а благодаря великолепной акустике звук разносится по всему амфитеатру. Стоимость посещения от 10 до 20 EUR. Он идет три дня. Каждый день начинается в 21:00. Вы сможете послушать в отличном исполнении как произведения классической музыки, так и джазовые или блюзовые композиции.