ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Обозначение месяца в билетах англ. Советы авиапутешественникам: читаем авиабилет и изучаем тарифы

20.04.2016, 19:56 221008

Классы авиабилетов в первую очередь отличаются комфортностью кресел и питанием на борту. На сегодня существует три класса авиабилетов: Эконом, Бизнес и Первый. Это самые дешевые, а потому и самые популярные билеты на самолет, с минимальными удобствами и комфортом. Багаж при обслуживании этим классом может быть вообще не включен в стоимость перелета. Если перелет длится более 1,5 часов, пассажирам может быть предложено питание. До самолета пассажиров довозят на автобусе. Обычно билеты эконом-класса являются невозвратными и необмениваемыми.

Эконом-классу соответствуют следующие буквенные обозначения:

  • W – премиальный;
  • S, Y – обычный экономический класс (различные уровни комфорта);
  • B, H - со скидкой (разные виды скидки);
  • K, L - дешевый класс (экономический со скидкой);
  • M – туристический;
  • N, Q, T, X, O - различные виды скидок;
  • V - со скидкой (молодежный класс);
  • G - групповой (резервирование при определенных условиях).
Это средние по стоимости билеты на самолет, позволяющие пассажирам сидеть на более удобных креслах, перевозить больше багажа и ручной клади, проходить регистрацию на отдельной стойке. У пассажиров бизнес-класса отдельный зал ожидания. До самолета их обычно довозят на специальном транспорте, а во время полета предлагают широкий ассортимент питания и бесплатные напитки (в том числе и алкогольные).

Бизнес-классу соответствуют следующие буквенные обозначения:
  • J – премиальный;
  • C – обычный;
  • D, Z, I – со скидкой (разные системы скидок, от которых может зависеть стоимость авиабилетов бизнес класса).
Это самый дорогостоящий и престижный класс авиабилетов. Авиабилеты первого класса, предлагающие VIP-обслуживание, обычно в 15-20 раз дороже билетов в эконом-классе. Для пассажиров, летящих этим классом, обычно предлагаются удобные ортопедические кресла-кровати, дорогостоящее питание и напитки по специальному ресторанному меню. Каждое место обычно бывает оборудовано системой развлечений. До самолета каждого пассажира отдельно довозят на специальном транспорте, часто на автомобилях премиум-сегмента. Нормы веса багажа в первом классе обслуживания гораздо выше, чем у пассажиров эконом и бизнес-класса.

В некоторых случаях авиакомпании разбивают классы на подклассы (например, Премиум, Расширенный и другие).

В каждом случае, перед бронированием авиабилета на странице оформления заказа необходимо обязательно ознакомиться с правилами применения тарифа.

Первому классу авиабилетов соответствуют следующие буквенные обозначения:

  • P – премиальный;
  • F – обычный;
  • A – со скидкой.

Таблица условных буквенных обозначений классов обслуживания/бронирования в авиабилетах

Условные буквенные обозначения для авиабилетов первого-класса

Р

сверхзвуковой

Ф

премиальный первый

П
А

первый со скидкой

Условные буквенные обозначения для авиабилетов класса

И

премиальный

Б

бизнес-класс

Д

со скидкой

Ш

со скидкой

Ы

бизнес-класс со скидкой

Условные буквенные обозначения для авиабилетов эконом-класса

Ю

экономический премиальный

С

экономический

Э

экономический

Ж

экономический со скидкой

Ц

экономический со скидкой

К

дешевый (экономический со скидкой)

Л

дешевый со скидкой (экономический со скидкой)

М

туристический (экономический со скидкой)

Н

экономический со скидкой

Я

экономический со скидкой

Т

экономический со скидкой

В

экономический со скидкой (молодежный)

Х

экономический со скидкой

Е

челночный тариф; резервирование не разрешено; места подтверждаются при регистрации

У

челночный тариф; не требуется резервирования; места гарантированы

Г

групповой, резервирование при определенных условиях

О

экономический со скидкой

На внешнем бланке билета напечатаны общие правила. На внутреннем - конкретные данные перелета.

1 Имя пассажира (NAME OF PASSENGER ). Указывается только в латинской транскрипции (как в загранпаспорте). За фамилией следует (через слеш - косую черту "/ ") первая буква имени или имя полностью и, возможно, обращение (MR - мистер, MRS - мисс, MSS - миссис). По международным нормам в имени допускается до 3-х ошибок, не искажающих звучания.

2 Стоповер (X/O ). Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О ". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х ".

3 Маршрут полета (FROM/TO ). Указывается пункт отправления для данного полетного купона (в английском написании). Ниже - пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
Список кодов аэропортов по всем странам можно скачать на сайте АС-тревел.

Словом VOID (англ. пробел, пустое место) в бланке могут забиваться пустые поля и строки.

4 Перевозчик (CARRIER ). Двухбуквенный код авиакомпании-перевозчика в системе IATA (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков)
Список кодов авиакомпаний можно скачать на сайте АС-тревел. Внимание! Большой размер файла!

5 Номер рейса (FLIGHT )

6 Класс бронирования (CLASS ). Латинская буква, кодирующая класс мест в самолете:
F , P , A - первый класс
J , C , D , I , Z - бизнес класс
W , S , Y , B , H , K , L , M , N , Q , T , V , X - экономический класс
R - "сверхзвуковой" класс

7 Дата вылета (DATE )

8 Время вылета (TIME ). Всегда указывается местное время пункта вылета.

9 Статус бронирования (STATUS ). Обычно авиабилет выписывается с подтвержденным статусом - "OK ". Для некоторых тарифов возможна выписка билетов со статусом "RQ " (запрос места на регистрации). В авиабилете для младенцев (до 2-х лет), летящих без места, указывается статус "NS ".

10 Вид тарифа (FARE BASIS ). Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.

11 Передаточная надпись/ограничения (ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS ). Указываются различные ограничения на перевозку по данному авиабилету, а также возможность "передачи" (endorsement ) пассажира другому перевозчику.
Например, если в графе указано "SU/KL ONLY ", то это означает, что данный билет действителен на рейсах компаний Аэрофлот (SU ) и KLM (KL ) и, если условия тарифа позволяют изменения по авиабилету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50 " или "ONE INBOUND REB FREE " означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США " или "ОДНО ИЗМЕНЕИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО ". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT " - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ /БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО ". В этой графе может быть отображена также служебная информация.

12 Дополнительный авиабилет (CONJUNCTION TICKETS ). Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой авиабилет выписывается на нескольких бланках и в этом поле указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой один билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.

13 Пункт отправления/назначения (ORIGIN/DESTINATION ). Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш - косую черту "/ " - пункт прилета по всему маршруту.

14 Выдан в обмен на (ISSUED IN EXCHANGE FOR ). Если авиабилет выписан в обмен на другой, то в эту графу заносится номер первоначального билета.

15 Тариф (FARE ). Тариф в валюте начала перевозки.
Например, если авиабилет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP ). Страны с "мягкой" валютой имеют тарифы опубликованные в долларах США.

16 Уплачен эквивалент тарифа (EQUIV/FARE PD ). Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки).

17 Всего (TOTAL ). Полная стоимость авиабилета (тариф плюс аэропортовые сборы) в валюте пункта выписки билета.

18 Расчет тарифа (FARE CALCULATION ). Подробный расчет тарифа по всему авиабилету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в нейтральных единицах расчета (NUC). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы)

19 Форма оплаты (FORM OF PAYMENT ). Форма, в которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH - наличные, INVOICE или INV - безналичная оплата, CC - кредитная карта.

В наш век перелеты на воздушном лайнере стали вполне привычным делом. Практически каждый человек летает на самолете хотя бы один раз в год, поэтому внешний вид авиабилетов тоже знаком каждому. Но вот правильное чтение билетов доступно далеко не всем. Многих беспокоит непонимание того, что такое таксы и сборы в авиабилетах. Так что же это такое на самом деле?

Авиабилеты: из чего складывается цена?

Известно, что перелеты - это недешевое удовольствие. Даже частые акции и скидки на авиабилеты не могут сделать цену на них максимально доступной для большей части населения. В некоторых случаях непродолжительный перелет может стоить больших денег. От чего зависят цены на авиабилет? Почему так разнится стоимость перелета, оформленного в кассе и через интернет? Давайте разберемся во всем по порядку.

Итак, в первую очередь из каких нюансов складывается цена на авиабилет? Согласно правилам авиаперевозок, стоимость можно разделить на три составляющих:

  • тариф;
  • такса;
  • сбор.

По некоторым направлениям последние две составляющих могут превышать тариф, указанный в авиабилете. Перед тем как понять, что такое такса в авиабилете и сборы, необходимо выяснить, где лучше покупать билет.

Почему цены в авиабилетах по одному маршруту отличаются между собой?

Каждый путешественник сам выбирает, где ему удобнее покупать авиабилет, но все же разница цен временами бывает существенной. От чего зависит этот ценовой разбег?

Все просто. Некоторые интернет-сайты в рекламных целях не указывают в авиабилете сборы и таксы. Клиент видит только цену с учетом тарифа, а она во многих случаях не сильно высока. Поэтому авиабилет с удовольствием покупается, и только при регистрации путешественник узнает, что ему необходимо доплатить. Это, естественно, вызывает шоковую реакцию. А некоторые пассажиры сдают билеты и отказываются от перелета.

В авиакассах цена указывается с учетом всех дополнительных сборов. Этот окончательный вариант не потребует никаких доплат. Единственный нюанс, который отворачивает от этого способа многих клиентов - за оформление билета, взимаемый непосредственно в кассах.

Конечно, мы не агитируем вас отказаться от интернет-покупок авиабилетов в пользу касс. Главное - будьте внимательны при покупке и перед оплатой обязательно проверьте все тарифы и сборы, указанные в маршрутной квитанции.

Откуда взялись дополнительные сборы за перелет?

Чтобы понять, что такое такса в авиабилете, расскажем вам о причинах появления дополнительных сборов за перелеты. Возникли эти нежданные расходы не так уж и давно. Двенадцать лет назад самый крупный британский авиаперевозчик решил ввести Объяснением послужило резкое поднятие цен на топливо, авиакомпания таким образом нивелировала свои возможные убытки.

В дальнейшем появились новые сборы и дополнительные налоги. В настоящий момент многие сборы выставляются в зависимости от решения руководства аэропорта и компании-перевозчика.

Таксы, указанные в авиабилетах, зависят напрямую от авиаперевозчика. С помощью этих денег покрываются различные расходы компании. Даже зная эту информацию, вы никогда не сможете узнать достоверно, что такое такса в авиабилете. Это загадочное слово включает в себя массу расходов:

  • оплата работы сотрудников компании;
  • стоимость бумажного бланка маршрутной квитанции;
  • стоимость бронирования и т. д.

Многие неопытные путешественники задают вопросы на сайтах авиакомпаний. Что такое таксы в авиабилетах S7? Что означают таксы в билетах "Аэрофлота"? Думаем, теперь эти проблемы не будут вас мучить. Ведь схема формирования таксы одинакова во всех компаниях. Можно быть уверенным, что любая фраза, к примеру, о проблемах внутри авиакомпании, будет тем фактором, что означает: таксы в авиабилетах скоро однозначно поднимутся. Потому что именно за счет пассажиров руководство компаний покрывает свои убытки.

Откуда берутся сборы в авиабилетах?

Итак, что такое такса в авиабилете, вы уже узнали. Теперь необходимо выяснить происхождение сборов, указанных в Если таксы покрывают расходы авиакомпаний, то сборы устанавливаются сугубо аэропортами. Они могут быть весьма различными:

  • топливный сбор;
  • сбор за безопасность;
  • сбор за вылет и т. д.

Данная статья расходов не идентична для каждого аэропорта. Одни взимают оплату за таможенную службу, а другие могут назначить сбор за эксплуатацию взлетно-посадочной полосы. То есть каждый аэропорт в мире имеет свой перечень сборов. Когда вы указываете точку на карте, куда вы отправляетесь на отдых, компьютерная программа автоматически приплюсовывает к вашему тарифу определенные сборы аэропорта.

Чтобы окончательная стоимость авиабилета не стала для вас сюрпризом у стойки регистрации на рейс, всегда учитывайте дополнительные расходы, выраженные в сборах и таксах. Только в этом случае любой авиаперелет превратится в приятное путешествие.

Авиабилеты могут быть приобретены разными способами: через авиакассу, авиакомпанию, турагентство или сайт онлайн-агентства, занимающегося продажей билетов. Сейчас у клиентов авиакомпаний пользуется популярностью услуга сайтов-агрегаторов, которые сами ищут по заданным пользователем параметрам (дата, количество пассажиров, их возраст, пункты отправления и прибытия) все на данный момент имеющиеся варианты перелета. Они сортируются по стоимости и по времени пересадки (если она есть). При покупке через сайт-агрегатор пользователь попадает на сайт онлайн-агенства, у которого имеется нужный ему билет, и дальнейшее оформление идет уже через него.

О том, оплачивается ли сервисный сбор за оформление авиабилетов, поговорим далее.

Из чего складывается стоимость авиабилета?

Тариф - это стоимость непосредственно перевозки. Например - перевозки из Москвы в Берлин с питанием на борту самолета. Именно эту сумму получает авиакомпания, предоставив вам услугу перелета. В общей стоимости билета эта цифра - базовая.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов - что это? Материал, рассмотренный далее, даст всю нужную информацию.

Разные авиакомпании устанавливают свои тарифы, поэтому билеты по одному и тому же направлению могут существенно различаться в цене. Это зависит от политики авиакомпании, складывающейся из таких факторов, как наполняемость рейса, развитость конкуренции по данному направлению, сезонность и т. д.

Тариф - сумма фиксированная и не зависящая от даты вылета самолета и количества купивших билет пассажиров. Правда, две причины могут повлиять на его размеры. Во-первых, авиакомпания может изменить тарифы, а во-вторых, они иногда зависят от валютных колебаний, например - стоимости рубля по отношению к евро.

Для начала рассмотрим, как формируется цена на авиаперелет. Окончательная стоимость билета состоит из тарифа, сборов аэропорта и сервисного сбора за оформление авиабилетов компаний-посредников.

Покупая авиабилет какой-либо авиакомпании, важно знать, что на ее сайте (либо на сайте агентства) может быть опубликована только стоимость тарифной части. Цена кажется покупателю низкой, он начинает оформлять приобретение, и лишь в конце выписки ему указывается полная стоимость - со всеми сборами и наценками.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов у различных агентств

Агентства добавляют свою наценку к стоимости авиабилетов за оформление. Ее размер зависит от их денежной политики. Если вы возвращаете билет по какой-либо причине, то сервисный сбор возвратить не удастся. Как правило, размер этого сбора невелик - примерно 100-200 рублей. Для информации: сервисный сбор за оформление авиабилетов на почте России взимается, так как почта сотрудничает со многими агентствами-посредниками.

Наценка агентства может быть фиксированной либо отличаться в зависимости от того, билет какой авиакомпании приобретается, от направления или иных условий. Но и сами авиакомпании часто устанавливают сервисный сбор за оформление авиабилетов - даже если вы приобретаете билет в ее кассе или на сайте. Например, компания "Эйр Балтик" берет 15 евро, если заказать авиаперевозку на ее сайте. Такой же сбор вы уплатите, если покупаете этот же билет в агентстве. Но оформят его вам на отдельной квитанции. "Аэрофлот" установил свою наценку в 800 р. Если вам повезло и вы покупаете билеты на распродаже, то общая его стоимость будет снижена, сервисный сбор за оформление авиабилетов же останется прежним.

Бывает и обратная ситуация. Иногда есть вероятность купить авиабилет без этой наценки - если агентство работает в сотрудничестве с авиакомпанией и на его компьютерах установлено ПО для бронирования перелетов на ее направлениях.

Чем отличаются тарифы?

Довольно часто можно столкнуться с ситуацией, когда двое пассажиров, сидящих на соседних местах, выясняют, что приобрели билеты по ощутимо различной цене. Как такое возможно? Все дело в тарифах.

Стоимость тарифа зависит от класса обслуживания, маршрута полета, политики скидок, условий возврата и обмена, сроков действия авиабилета, размера скидки на "детское место", размера штрафов за возврат билета, возможности внесения изменений (например, поменять данные пассажира - имя, дату вылета) и др.

Тариф первого класса

Это самый дорогостоящий из тарифов. Он применяется исключительно на международных дальних рейсов. Пассажиры первого класса обслуживаются на самом высоком уровне, их перелет отличается весьма комфортабельными условиями: кресла, раскладывающиеся до лежачего состояния, возможность посмотреть фильм или скоротать время в баре. Пользование интернетом - тоже один из бонусов. При необходимости пассажир первого класса может отгородиться от остальных летящих с ним в одном салоне. И, естественно, для них имеется огромный выбор в меню. Существуют и различные иные бонусы.

Например, пассажиры этого уровня на рейсах "Эмитрейтс" могут воспользоваться душевыми кабинками, комфортной зоной отдыха, по просьбе им подается персональный автомобиль прямо к выходу из аэропорта.

Тариф бизнес-класса

Это широко распространенный тариф повышенной ценовой категории и комфортности. Он имеется у большинства авиакомпаний и практически на всех самолетах. Исключением являются два случая: во-первых, его нет на небольших по размерам моделях авиалайнеров, т. к. там просто нет возможности разместить отдельный салон для пассажиров этого класса; а во-вторых, его обычно не применяют лоу-костеры (низкобюджетные авиакомпании).

Цена бизнескласса выше, чем экономкласса. За доплату пассажиры имеют дополнительный уровень комфортности перелета - для них оборудован отдельный салон, более эргономичный дизайн кресел, их расположение тоже удобнее, чем в обычном салоне. Предусмотрена возможность бесплатного провоза дополнительного места багажа. Меню питания расширено, по сравнению с экономклассом.

Тариф экономкласса

Этот тариф отличается, прежде всего, правилами обмена и возврата билетов. Чем дешевле авиабилет, тем выше будет сбор за его возврат в кассу. И обратная зависимость: за дорогие билеты сбор авиакомпании при возвращении их будет ниже. Питание на борту самолета в данном случае не предусмотрено.

Важно знать, что количество авиабилетов каждого тарифа - строго ограничено. Так, если вы узнали, связавшись с авиакассой, что на данный рейс еще имеются билеты экономкласса, это не значит, что вы сможете их приобрести дня через два. Вполне возможно, вам назовут уже другую цену, что означает, что продаются билеты по другому тарифу, так как более дешевые уже распроданы.

Многие авиакомпании внедряют новую сетку тарифов, у них появились подклассы. К примеру, экономкласс предлагается в двух вариантах (и, соответственно, по двум ценам): билет с возможностью провозить багаж и предусмотренным вариантом возврата и билет без багажа и без возможности возврата. Разница между ними составит примерно 1-2 тысячи рублей.

Сборы аэропорта

Иные сборы (таксы) аэропорта, помимо платы за сам полет и обслуживание на борту, включают в себя местные налоги (в т. ч. и прохождение таможни) и топливный сбор. Ценовая политика у разных компаний настолько отличается, что сумма этих сборов может варьироваться в весьма широких пределах - от нуля до десятков и сотен единиц валюты на каждый билет.

Если говорить простыми словами, то такса - это издержка той или иной компании, которую она перекладывает на "кошелек" пассажира. Название таксы "топливный сбор" очень условно, так как она может подразумевать также наценки за услуги аэронавигации, которые предоставляют авиакомпаниям диспетчерские службы, за обслуживание (осмотры, ремонты, транспортировку и т. д.) самолета в аэропорту, страхование безопасности пассажиров и пр.

Помимо этого, существуют также и сбор за бланк (при оформлении не электронного билета) - он составляет примерно триста рублей; сбор систем бронирования, сбор за перелет над другим государством, сбор за вылет из другого государства и пр. Все это заложено (или, в отдельных случаях - не закладывается) в основную часть стоимости авиабилета.

Полеты с пересадками или "туда и обратно"

Рассмотрим ценовую политику для полетов с пересадками на конкретном примере. Есть два варианта перелета в Париж из Москвы. Это либо прямой рейс, либо рейс с пересадкой в Дюссельдорфе. Если расстояние (сумма миль) в обоих случаях будет одинаковым, либо различаться не больше чем на десять процентов, то рейс с пересадкой будет называться сквозным. А цена такого перелета будет либо равна стоимости прямого рейса, либо даже окажется немного ниже - как бонус за дискомфорт ожидания второго рейса в аэропорту.

Когда же сумма миль при полете с пересадками значительно выше, то авиакомпанией суммируются полные цены по отдельным сегментам перелета.

Покупка билетов на авиаперелет туда и обратно иногда (в основном на международных рейсах) обходится дешевле суммы двух билетов. Порой компании устанавливают правило, согласно которому более дешевый вариант возможен только при пребывании в месте прилета-вылета на протяжении от 12 часов и больше.

Как правильно учесть сервисный сбор за оформление авиабилетов в авансовом отчете? Об этом - ниже.

Как сэкономить?

Чтобы вероятность сэкономить на покупке авиабилетов возросла, следует знать некоторые простые приемы. Прежде всего, необходимо заранее запланировать дату вылета, так как бронирование полета за неделю, две или три даст вам вероятную возможность приобрести билеты по дешевому тарифу. Если вы прибываете в аэропорт назначения в ночь с субботы на воскресенье, есть возможность получить скидку. Самое хорошее, что может случиться при покупке билетов с желанием сэкономить - это акция. Их периодически устраивают все авиакомпании.

Важно помнить, что дешевый авиабилет всегда подразумевает некоторые ограничения. Минимальный тариф всегда является невозвратным. А именно - если вы по какой-либо причине не захотите или не сможете лететь, то даже аэропортные сборы, не говоря уж об иных наценках, вернуть получится далеко не всегда.

Бухгалтерский взгляд

Проводки сервисного сбора за оформление авиабилетов следующие: Дт 50.3 «Денежные документы» Кт 60.1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Услугу по сервисному сбору за бронирование авиабилета приходуют как правило на 26 счет.

Что касается НДС, то в книге покупок регистрируется квитанция авиабилета. Действующие нормативы позволяют принять к вычету сервисный сбор за оформление авиабилетов с НДС по сумме расходов на основании бланка строгой отчетности. Однако в нем должна быть выделена сумма рассматриваемого налога.

Сервисный сбор за оформление авиабилетов - налог на прибыль

К расходам на командировки сервисный сбор за продажу билетов не относится. Также данный сбор нельзя приобщить к отдельным платежам и сборам, который приведен в последнем абзаце пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Соответственно, комиссионный (сервисный) сбор, который уплачивается посреднической организации при покупке авиабилетов и не входит в тариф на перевозку, не может быть признан в качестве расхода на командировку для целей исчисления налога на прибыль.

Вместе с тем его можно признать для целей налогообложения прибыли как прочий расход, связанный с производством или реализацией, как сумму комиссии и иные подобные расходы за предоставленные услуги или выполненные работы сторонней организацией.

Электронные авиабилеты сегодня все более нескромно вытесняют традиционные бумажные. Поиск билетов на самолет становится все проще и доступнее.

Бумажных же авиабилетов существует в настоящее время два вида. Это, так называемые, «сэндвичи» или автоматически копирующийся авиа билет. И автоматические купонные билеты с посадочным талоном.

Первый в английском варианте звучит как ТАТ — Transitional Automated Ticket, второй — Automated Ticket / Boardind Pass. Итак, что же представляет собой ТАТ – наиболее распространенный вариант бумажного авиабилета в России. Такие авиакомпании гиганты как Аэрофлот и Уральские авиалинии, например также предлагают своим пассажирам именно бланки ТАТ. Расшифровка авиабилета далее в посте.

«Сэндвич» — это сразу несколько купонов, к каждому прилагается копировальный слой. Когда оператор печатает информацию о пассажире, данные пробиваются сквозь все эти слои. Так что, каждый купон содержит информацию обо всех других. Это и есть главное преимущество авиабилетов ТАТ .

Чаще всего встречаются авиабилеты с четырьмя купонами. Конечно, далеко не всегда количество перелетов совпадает с количеством купонов. Если авиаперелетов меньше, на лишних купонах ставится печать «VOID», что значит недействителен. Для еще большей убедительности, оператор отрывает лишний купон с печатью.

Последний купон – это всегда пассажирская копия, без которой авиабилет будет не действительным.

  1. Цена авиабилета

TOTAL – здесь полная сумма оплаты за авиа билет, включая тариф и все аэропортовые сборы. Валюта зависит от пункта оформления авиабилета. Бывает, что сумма не указывается в билете, в тех ситуациях, когда авиабилет оформляется по конфиденциальному тарифу. Вместо стоимости может стоять слово «FORAIT» или «IT».

  1. Аэропортовые сборы

ТАХ/FEE/CHARGE – здесь указывается сумма аэропортового сбора и две буквы. Случается, что вся сумма просто не «влазит» в графу, в результате чего в последнюю строчку переносится сумма оставшихся сборов, а ее расшифровку можно найти в 21 графе.

  1. Тариф

FARE – сумма тарифа, выписанная в валюте начала маршрута. То есть, если авиабилет будет выписан по рейсу Нью-Йорк – Санкт-Петербург, то сумма будет выписана в американских долларах. Если авиабилет начало перелета в стране с «мягкой» валютой, как например Россия, то тариф может быть выписан и в долларах. EQUIV. FARE PD – может стоять и такая надпись. Это значит «эквивалент тарифа», то есть, если валюта пункта оформления авиабилета отличается от валюты начала перелета, то тариф указывается в валюте первого. В таком случае в авиабилете будет указан и курс пересчета, эти данные будут пропечатаны в 7 или 21 графе.

  1. Маршрут перелета

FROM/TO – сначала указывается пункт вылета, строкой ниже – пункт прилета. Графа FROM – это город отправления, если между конечным пунктом будут пересадки, каждая из них будет обозначена в графе TO. Если указанный город маршрута имеет несколько аэропортов, дополнительно обозначается и код аэропорта.

  1. Индикатор «стоповер»

Х/О – при остановке в пункте пересадки более чем на сутки в этом поле указывается «О» или оно остается пустым. Если город пересадки является транзитным пунктом, то поле заполняется буквой «Х».

  1. Имя пассажира

NAME OF PASSENGER – здесь латиницей указываются данные пассажира. Фамилия, через косую черту первая буква полного имени, и через пробел обращение: MR/MRS/MSS – мистер/мисс/миссис. Написание фамилии должно быть как в загранпаспорте. Если верить международным нормам, в этом поле вы можете без зазрения совести ошибиться до 3-х раз, НО – так, чтобы звучание фамилии не было искажено.

  1. Передаточная надпись/ограничения

ENDORSEMENTS/ RESTRICTIONS – в этом поле пропечатывается информация по всем ограничениям вашей категории авиабилета, и кроме того, здесь же указывается возможность «передачи» пассажира другой авиакомпании. Для примера: если в этом поле указано «SU/KL ONLY», это говорит о том, что он действителен для авиаперевозчиков KLM (KL) и Аэрофлота (SU). То есть, даже уже по выписанному авиабилету пассажир сможет перейти от одной авиакомпании к другой. Дозволенные по авиабилету изменения также указываются в этой графе. Например, «ONE INBOUND REB FREE» — одно изменение одной даты бесплатно, или «RES CHG USD50» — изменение бронирования со штрафом 50 долл., и т.д. Как правило авиабилеты эконом класса и льготные категории авиабилетов отличаются стандартным содержанием этой графы, которое может выглядеть как «XX ONLY/ NON REF/ NO CHG/ NO REROUT». А это значит, что билет действителен только для указанной авиакомпании/авиабилет не подлежит возврату/изменение даты авиаперелета невозможно/изменение маршрута перелета запрещено. В этом же поле могут быть указаны служебные данные.

  1. Перевозчик

CARRIER – здесь указывается код авиакомпании – две буквы латиницей. Все коды регламентируются Международной Ассоциацией Авиаперевозчиков.

  1. Рейс – здесь все понятно. FLIGHT – это номер рейса.
  2. Класс авиабилета.

CLASS – помимо традиционных первого, бизнес и эконом класса, существует также совсем уж люксовый – сверхзвуковой класс авиабилетов, актуальный для самолетов Concord. Он обозначается буквой R. Буквы F, P, A — первый класс. Буквы J, C, D, I, Z — бизнес класс. Буквы W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X — экономический класс.

  1. Дата вылета

DATE – дата указывается в виде двух цифр и трех букв месяца. С цифрами все понятно, месяцы обозначаются следующим образом: JAN, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AVG, SEP, OCT, NOV, DEC.

  1. Время

Time – всегда указывается местное время вылета, то есть время часового пояса пункта начала маршрута.

  1. Статус бронирования

STATUS – как правило выписка авиабилета происходит уже со статусом ОК, то есть, с подтвержденным местом. Существует также пометка RQ, что говорит о запросе места во время регистрации, и пометка NS – без статуса, актуальна для детей до двух лет, которые летят без предоставления отдельного места.

  1. Пункт отправления/прибытия

ORIGIN/DESTINATION – здесь указываются три буквы пункта вылета и через косую пункт прилета. Если пунктов прилета несколько (с пересадками), то все они указываются через косую в том порядке, в котором будут производится пересадки.

  1. Отметки авиакомпании

AIRLINE DATA – в этой графе указывается код бронирования, который состоит из букв и цифр.

  1. Поле валидатора

Здесь ставится штамп агентства бронирования, в котором должны быть указаны: название агентства, номер офиса (в России начинается с 922 у аккредитованных агентств), адрес, дата выписки авиа билета и код агента, которые его выписал.

  1. Норма бесплатного багажа

ALLOW – здесь указывается цифра, обозначающая количество «бесплатных килограммов».

  1. Недействителен до/Действителен после

NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER – в этом поле указывается дата, раньше или позднее которой по этой авиабилету перелет невозможен, для тех тарифов, которые подразумевают возможность изменения даты перелета. Для тарифов эконом класса в этом поле обычно указывается дата, которая совпадает с датой вылета. Если графа не заполнена, это говорит о том, что по данному авиабилету перелет можно совершить в течение года.

  1. Вид тарифа

FARE BASIS – здесь указывается буквенно-цифровой код тарифа авиабилета.

  1. Форма оплаты

FORM OF PAYMENT – здесь информация о том, каким способом была произведена оплата. Чаще всего встречаются CASH, то есть наличные, INVOICE или INV – когда оплата была произведена по безналичному расчету, и CC – оплата кредиткой.

  1. Расчет тарифа

FARE CALCULATION – в этом поле указывается подробный расчет тарифа по авиабилету. Он представляет собой сочетание трехбуквенного кода города, двухбуквенного кода города, и так называемых, «нейтральных единицах расчета» — деталей тарифа. В этом же поле вписываются аэропортовые сборы, если они не вместились в поле номер 2. Здесь же может быть указана информация о пересчете курса, разного рода служебная информация.

  1. Дополнительный билет

CONJUNCTION TICKETS – в тех ситуациях, когда маршрут состоит из нескольких перелетов, количество которых превышает число купонов авиабилета, билет выписывается сразу на нескольких бланках, и каждый из них в поле 22 включает номер дополнительного билета. Очень важно понимать, что вся эта кипа бланков – ОДИН БИЛЕТ. И даже если вы пролетели большую часть маршрута, бланки по этому перелету выбрасывать ни в коем случае нельзя. Такой авиабилет будет недействителен. Есть вариант, когда в поле 22 стоят номера билетов, выписанный по групповому тарифу. То есть, если вы берете несколько билетов по такому тарифу, каждый из них будет содержать номера всех остальных.

  1. Выдан в обмен на

ISSUED IN EXCHANGE FOR – в это поле вписывается номер авиабилета, который был обменян на другой. То есть, если вы решили изменить маршрут и меняете авиабилет на другой, вам будет вписан номер первоначального билета.

Дополнительные обозначения в расшифровке авиабилета

  • Завтрак или чашка, включенные в перелет, обозначаются буквой В
  • Горячий обед или ужин символизируется скрещенными ножом и вилкой, или буквами L или D
  • Холодные закуски обозначаются буквой S, или символом булочки
  • Многоразовое питание – символ Х
  • Если в полете пассажирам будет транслироваться полнометражный фильм – в расписании будет стоять буква М, если фильм будет короткометражным – буква F

Расшифровка купонного авиабилета с посадочным талоном — Automated Ticket / Boardind Pass (ATB)

Главное отличие авиабилета АТВ в том, что каждый его полетный купон пропечатывается отдельно. На каждом таком купоне имеется специальная магнитная полоска, которая содержит информацию о перелете. То есть, авиабилет АТВ можно смело использовать для автоматической регистрации.

Правая часть каждого купона представляет собой отрывной талон, на котором в процессе регистрации печатаются данные о месте, номере выхода и времени посадки. Пассажирской копией является совершенно отдельный купон PASSENGER RECIEPT. Отечественные авиакомпании не используют этот вид авиабилета, однако многие представленные в России авиаперевозчики пользуются именно такими билетами. Например, Air France и Lufthansa. В остальном же поля и графы такого билета, как правило, совпадают с обозначениями авиабилетов ТАТ.