ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Народы России. Вепсы

Основные сведения

Этноним основной - вепсы, чудь (до 1920-х гг.).

Автоэтноним (самоназвание) - вепся/бепся/вепсь, а также вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед; и ряд других.

Другие этнонимы - кайваны (у русских).

Территория расселения - основная: Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Другие места расселения: Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

В 1992 - 1994 гг. образованы Куйский и Пондальский национальные сельсоветы в Бабаевском районе Вологодской области и Шелтозёрская национальная волость в Прионежском районе Республики Карелия.

Численность:

1719 г. - 8,6 тыс. чел.
1744 г. - 10,2 тыс. чел.
1848 г. - 15,6 тыс. чел.
1897 г. - 25,6 тыс. чел.
1926 г. - 32 773 чел.
1937 г. - 29 842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29 585 чел.
1939 г. - 31 449 чел. в Российской Федерации
1959 г. - 16 374 чел.
1970 г. - 8 281 чел.
1979 г. - 8 094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7 550 чел.
1989 г. - 1 2501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 1 2142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия,
4273 чел. (35,2 %) в Ленинградской области.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Этнические и этнографические группы

Северная - Прионежский район Карелии.

Средняя - восток Ленинградской (кроме Бокситогорского района), северо-запад Вологодской обл. В составе средней группы - восточная подгруппа - Куйский и Пондальский сельсоветы Бабаевского района Вологодской обл.

Южная - северо-восток Бокситогорского района Ленинградской области.

Внешность вепсов.

Расовая принадлежность, антропологический тип: восточно-балтийский тип беломоро-балтийской малой расы.

Язык: вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля"). Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им. В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность: в 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ. В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Религия: православные христиане.

Этногенез и этническая история.

Наиболее вероятно, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тыс. н.э. началось их движение на восток. Как полагают, первое упоминание о племени весь (Vas, Vasina) - предках вепсов относится к VI в. В это время они и появились на территории между Ладожским, Онежским и Белым озёрами (так называемое Межозерье).

С конца I тыс. н.э. в этот район продвигаются славяне и начинается этнокультурное взаимодействие предков вепсов и русских, которое определило окончательную интеграцию весской общности в структуру древнерусского государства.

С XI по XIV вв. происходит движение части древних вепсов на Олонецкий перешеек, к северу от р. Свирь, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. В результате этих контактов складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. Последняя волна древних вепсов обосновалась на юго-западном побережье Онежского озера, положив начало северной группе вепсского этноса.

Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к Северо-Востоку от Межозерья (так называаемое Заволочье), достигнув бассейна р. Северной Двины. В этом регионе древние вепсы были ассимилированы западными группами коми, а на остальном пространстве Заволочья - славянами. К XVIII в. этническая территория вепсов стала ограничиваться Межозерьем, при этом продолжала сокращаться в результате непрерывной ассимиляции вепсского населения русскими на окраинах этнического ареала.

С конца XVIII по начало XX вв. вепсская территория оказались разделённой между Олонецкой и Новгородской губерниями. Вепсы Олонецкой губернии оказались активнее вовлечены во все сферы общественной жизни чем их соплеменники в Новгородской губернии. У последних сохранялись дольше архаические элементы культуры.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. были образованы национальные вепсские районы и сельсоветы. В 1937 г. они ликвидируются.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами, что привело к сокращению их численности в связи с оттоком вепсского населения со своей этнической территории. С конца 1980-х гг. предпринимаются попытки остановить этот процесс: воссоздаются национально-территориальные образования, письменность, вводится изучение вепсского языка в ряде школ региона, издаётся литература.

Хозяйство

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие. Трёхполье сочеталось с подсекой. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. Охотой занимались больше других вепсы Шимозерской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Рыболовство наибольшее распространение имело на Онежском озере, где оно приобрело в XIX в. характер промысла.

С середины XIX в. значительные масштабы приобрёл лесозаготовительный промысел.

Вепсы Прионежья работали на камнеломно-камнетёсном промысле по всему Северо-Западному региону. До 1930-х гг. сохранялся гончарный промысел в Приоятье. Кроме того, у средних и северных вепсов были развиты катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный промыслы.

Сельскохозяйственное производство с середины ХХ в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.

На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что способствовало оттоку значительной части трудоспособного населения с начала XX в. в индустриальные районы.

Вепсская деревня.

Традиционные поселения и жилища

Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов. В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.

Жилища южных вепсов наиболее устойчиво сохранили традиционный интерьер северно-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приёмы строительной техники. Здесь, наряду с однорядной, бытуют Т-образная и псевдо-Т-образная связь дома с двором.

Традиционное жилище.

Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов. К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы. Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Традиционный костюм.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.

Чёт не спиться мне в полнолуние)) Поделюсь статейкой про свои корни:

Вепсы принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них упомянул хронист VI века Иордан.
К концу I тысячелетия предки вепсов из Восточной Прибалтики продвинулись на юго-восток, в Приильменье, где их история пересеклась с историей восточных славян. Согласно летописи, весь являлась древнейшим населением Белозерья.

В «Повести временных лет» вепсы (под именем «весь») упомянуты в связи с призванием Рюрика, в числе племен, которые отправили послов к варягам. Таким образом, этот народ сыграл значительную роль в образовании Древнерусского государства.
В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции в официальных документах вепсов называли собирательным именем «чудь».

Со времен средневековья основная часть вепсов жила в границах Новгородской республики. После присоединения Новгорода к Русскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. При Петре I они оказались приписанными к Олонецким заводам и Лодейнопольской верфи. Это способствовало развитию среди вепсов различных ремесел. В XIX веке особенно славились вепсские каменотесы.

После Октябрьской революции в местностях с компактным расселением вепсов были созданы этнические вепсские районы, а также вепсские сельские советы. В конце 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе. Однако после Великой Отечественной войны вепсские районы и колхозы были ликвидированы.

На протяжении последних столетий вепсы принадлежали к малым народам России. Своего численного максимума они достигали в 1897 году – 25 тысяч человек. Сегодня их насчитывается около 12 тысяч.

Языковая и культурная ассимиляция зашла уже так далеко, что в большинстве случаев вепсы не помнят своё древнее самоназвание, а называют себя теперь людиникад (единственное число – людиник, от славянского – люди) или даже тягалажет («здешние»). Правда, этноним вепсы снова распространяется в связи с мероприятиями по национально-культурному строительству. С конца 1980-х годов в некоторых местных школах снова начали преподавание вепсского языка, издан вепсский букварь. Так что есть все шансы спасти вепсскую культуру от исчезновения.

Религия, культура, быт, обычаи

Вепсы были обращены в христианство очень рано – на рубеже X-XI веков. Тем не менее, языческие обычаи не изжиты у них до сих пор. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных и рыб, например, культ медведя и поклонение щуке.

Все исследователи, изучавшие культуру и быт вепсов отмечают их трудолюбие, бескорыстие, юмор и гостеприимство.

Традиционное вепсское жилище схоже с русской избой. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.

Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.
Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним – хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Считалось, что если он запоет – жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет – хозяин недолго будет жить. Кошку оставляли в доме на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день, поскольку верили: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым и умирает.

Вплоть до 30-х годов ХХ века среди вепсов были распространены так называемые неразделенные большие семьи, включающие три-четыре поколения. Такие семьи насчитывали иногда более 30 человек. Ее главой был дед или отец, который пользовался уважением остальных членов и обладал большой властью. После смерти главы семьи власть переходила к его брату или старшему сыну.

Наряду с хозяином, большую семью возглавляла его жена, которая руководила женщинами, занятыми домашним хозяйством.

А вот положение в семье невесток было незавидным. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свёкру со свекровью. Характер последней обыкновенно определял счастливую или несчастную судьбу невестки.

Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, что и родившийся в браке. Но со стороны деревенской общины появление внебрачных детей осуждалось и считалось позором. Такому ребенку записывали фамилию Богданов.

Основным типом современной вепсской семьи является уже малая семья, состоящая из двух-трех поколений: супругов, кого-нибудь из их родителей и неженатых детей. У вепсов отсутствует культ многодетности, что является серьезным препятствием на пути восстановления их численности."

Ну и напоследок:

http://podpor.ru/video/zavet

Первое документальное упоминание о потомках летописной веси, называемых теперь вепсами, появляется еще в V веке. Вепсы сохранили особый уклад жизни, в котором поклонение силам природы важнее христианских заповедей. Еще одно из интереснейших отличий вепсов от остальных малых народов - у них до сих пор сохранился матриархат.

   Численность – 12 142 человека (на 2001 г.).
Язык – финно-угорская группа уральско-юкагирской семьи языков.
Расселение – Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области.

Этническая территория вепсов в прошлом охватывала Межозерье - пространство между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В Карелии поселения расположены на юго-западном побережье Онежского озера и выделены (в 1994 г.) в единую административную единицу - Вепсскую национальную волость с центром в с. Шелтозеро. Здесь проживает 1400 человек прионежских вепсов. Самое большое количество вепсских деревень - в Подпорожском (верховья р. Ояти), Лодейнопольском и Тихвинском районах Ленинградской области. Здесь их называют оятскими. Со стороны Вологодской области в прошлом располагались поселения шимозерских вепсов (более 5 тыс. человек). В конце 1950-х гг. вепсское население вокруг Шимозера было переселено в Южное Приладожье. Это привело к изоляции куйско-пондальской (белозерской) группы вепсов Вологодской области. Южная группа вепсов расселена в современном Бокситогорском районе Ленинградской области. По данным переписи 1989 г., численность вепсов, проживающих в пределах своей этнической территории в Ленинградской области, составляет 3,5 тыс. человек, в Вологодской области - 0,7 тыс. человек. Сейчас половина вепсов проживает в городах, около 4 тыс. человек - в г.Петрозаводске.

В вепсском языке выделяют три диалекта: на северном говорят прионежские вепсы, на среднем - оятские, шимозерские и куйско-пондальские, на южном - вепсы Бокситогорского района. Диалектные различия незначительны.

   Житель д. Конец Шелтозерского района.

Единое название «вепсы» в сознании народа и в статистике утвердилось лишь на рубеже 20-30-х гг. XX в., в период национально-государственного и языкового строительства, полностью вытеснив существовавшее ранее название чудь для северных и средних вепсов и чухари для южных. Наряду с этнонимом вепсад во всех диалектных группах сохраняется и прежнее самоназвание: северные вепсы называют себя людикелед, средние - вепсляйжет, а южные - чухарид.

Полагают, что первые упоминания о гипотетических предках вепсов - веси - как отдельном племени Ваз, Вазина содержатся в хрониках Иордана VI в., повествующих о событиях IV в. К тому времени весь, видимо, уже заселяла Межозерье. Археологические памятники VI-VIII вв., предположительно древневепсские, обнаружены в Юго-Западном Белозерье. Веси, по мнению большинства исследователей, принадлежат курганные памятники (погребальные насыпи) X-XIII вв. на территории современного расселения вепсов. Формирование веси как отдельного этноса ученые связывают с более западным регионом - Юго-Восточной Прибалтикой, откуда, как полагают, весь и продвинулась в Межозерье, коренную область ее обитания.

  На рубеже первого и второго тысячелетий на территорию веси начинают проникать славяне. В древних летописях весь предстает как данница и союзница Руси, выступает одной из участниц в таком важнейшем событии, как «призвание варягов», образуя вместе с Русью и рядом финно-угорских и восточнославянских племен военно-политический союз, ставший основой русской государственности. Одновременно с Русью и весь приняла христианство. В XI-XIII вв. весь достигла высокого социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют предметы, найденные в погребальных курганах, - ювелирные украшения, изделия из серебра, мечи, боевые топоры, наконечники стрел, копья, западноевропейские и арабские монеты и т.д. Весь вела оживленную торговлю, в основном мехами, с Волжской Булгарией. Современные ученые склоняются к мнению, что позднее весь вместе с другими прибалтийско-финскими племенами стала выступать на страницах летописей под именем «чудь».

Древние вепсы осваивали и местности северо-восточнее Межозерья. Вероятно, отдельные их группировки достигли бассейна Северной Двины. Предполагается, что их обитание здесь отражено в сообщениях русских исторических источников о заволочской чуди, а в скандинавских сагах - о легендарной Биармии. Наиболее восточные из этих этнических групп, дошедшие до Удорского края, влились в состав коми-зырян. Остальные растворились в потоке славянской колонизации этих районов.

Этническая история вепсов весьма сложна. Сталкиваясь со многими этносами, они испытывали различные воздействия с их стороны и сами оказывали на них влияние. И несмотря на значительные «потери», все же сохранились как самостоятельный этнос на своей территории.

По материалам переписи 1897 г., чуди и чухарей (вепсов) насчитывалось в Российской Империи 25,6 тыс. человек. Почти все вепсское население составляли крестьяне.

Основным занятием вепсов было земледелие - с весьма архаичным способом землепользования - подсекой: на выбранных для пашни участках вырубали и сжигали лес. Зола служила необходимым удобрением. Основные орудия земледельца: топор, косарь, мотыга, двузубая конная соха разных модификаций. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей - в основном репу (сохранился старинный способ сева репы - «плевание» из березовой ложки). Из технических культур - лен, коноплю, хмель. Второстепенную роль играло скотоводство. Оно ценилось как источник органических удобрений, хотя в некоторых местностях в конце XIX в. разведение племенного скота для продажи в Петербург давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, причем дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозили на петербургские рынки. Были развиты домашние ремесла: женские - прядение, ткачество, изготовление глиняной посуды, мужские - деревообработка, плетение из бересты, обработка и выделка шкур, кожи. До XVIII в. на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов, ювелиров, ими торговали и на ярмарках за пределами вепсской земли. В деревнях средних вепсов имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых пищалей, пищалей винтовальных, винтовок, а также различных изделий из серебра. Широкое хождение в XIX в. имела оятская керамика, центр которой находился в с. Надпорожье. Ее продавали в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, вывозили в Финляндию. Гончарный промысел сохранялся до 30-х гг. XX в. Важную роль со второй половины XIX в. стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями.

В Олонецкой губернии вепсы-отходники из Прионежья специализировались на камнеломно-камнетесном промысле, большинство вепсских мастеров работали на строительстве Петербурга. Добытый в Прионежье малиновый кварцит, или шокшинский порфир, использовали при отделке Казанского и Исаакиевского соборов, Зимнего дворца, Храма Христа Спасителя; позднее - для облицовки Мавзолея на Красной площади, памятника Неизвестному солдату у стен Кремля и других сооружений.

   Вепсская изба в д. Еремеев Погост. Карелия. 1930-е гг.

Первоначально у вепсов преобладал прибрежный тип поселений (речной и озерный), позднее деревни стали располагаться на сухих высоких местах. Малодворные деревни составляли так называемые «гнезда». Наиболее архаичные постройки веси имели столбовую конструкцию; их сменили срубные полуземлянки, древнейшие - одно-двухкамерные сооружения - отапливались по-черному, открытым очагом, затем печью без дымохода. Жилье вепсов сходно с домами карел и северных русских и представляет собой комбинацию собственно жилого рубленого дома с хозяйственными помещениями - клетью и двором. Дома прионежских вепсов более монументальны, чаще двухэтажные. К избам и сеням средние и южные вепсы под прямым углом пристраивали боковую избу. Бытовали также оригинальные способы рубки углов койран кагл («собачья шея»), а при возведении амбаров - обтеска углов в шестигранник, именуемая в архитектуре шведской рубкой. Крыши крыли соломой, позже тесом, дранкой. Еще в 70-е гг. ХХ в. в жилищах встречались потолки из круглых бревен.

   В крестьянском доме. Карелия. Конец 1930-х гг.

В избе слева или справа от входа сооружали печь, над шестком которой подвешивали котел. Рядом с печью - вход в подпол. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставили у фасадной стены, там, где размещался «божий», или «красный», угол с иконами. У печи находилась деревянная лохань с рукомойником. Посреди избы подвешивали на деревянном оцепе лубяную или плетенную из щепы люльку. Дополняли обстановку деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники.

   Дом украшали «конской головой»

Северные вепсы наличники украшали изображениями женских антропоморфных фигур - покровительниц дома. У средних вепсов подобные изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении «куриц», «конька-охлупня», наличников, а также намогильных крестов встречаются изображения птиц и коней, резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

В конце XIX в. появляется роспись масляными красками на дверях, ставнях, внутри избы - солярными знаками и растительными мотивами. Один из лучших образцов - дом И.И. Мелькина в с. Шелтозеро, где ныне размещается сельский музей вепсской народной культуры.

   Шимозерские вепсы. Ленинградская обл. 1930-е гг.

Традиционная одежда на рубеже XIX-XX вв. имела много общего с карельской и северно-русской. Ее шили в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже - из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.

Древнейший тип девичьей и женской одежды - юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, - состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи - станушку - шили из грубого льняного полотна, подолы украшали вышивкой красного цвета, верхнюю часть в конце XIX в. шили из фабричной ткани. Верхние юбки, полушерстяные или шерстяные, имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой, иногда достигавшей 2/3 длины юбки. Подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.

Более поздний сарафанный комплект одежды включал синий, кубовый сарафан (красик сарафон), в начале XX в. его надевали только пожилые женщины. Позднее на смену юбочному и сарафанному наряду пришла «парочка»: верхняя кофта-казачок и юбка из фабричных тканей. Из украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин - сороки, сборники, повойники - шили из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшали вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками. Богатая вышивка была характерна и для других элементов одежды девушек и молодух.

Мужская одежда состояла из льняной рубахи-косоворотки, светлых и полосатых штанов. Костюм дополнял шейный платок. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные понизу красной вышивкой. Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах.

   Приметы старого быта. Ткацкий станок

В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью были сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти. Специфический способ вязки рукавиц и носков одной иглой сохранился у вепсов до сих пор.

Многие элементы традиционного костюма обладали обрядовой функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, подпоясывались под одеждой куском рыболовной сети с завернутой в него высушенной щучьей челюстью. Символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви). Из древности дошел обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков (секретарей общины) и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была также единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.


Вепсская семья из д. Пелкаска Ленинградской обл. 1927

У вепсов большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Глава большой семьи - старейший мужчина, дед или отец - хозяин (ижанд). Он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка (эмяг) ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, шила одежду. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла рассчитывать на «пожилое» - заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение зятя-примака (кодивяву) было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому по сватовству, сохранялась еще в начале XX в. архаичная форма - брак «самоходкой».

Фольклор создавался на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и «хозяев» дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы - подарка «хозяину» стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используются вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари (нойдад), которые специализировались в узких областях магии - лечебной, любовной, промысловой.


Вепсское с. Ладва Ленинградской обл.

В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, сказки, дразнилки, потешки, короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языке, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

Хранят вепсскую музыкально-поэтическую традицию сейчас в основном пожилые женщины. В их песенных ансамблях до десяти человек.

   Праздник в д. Нюргойл. Карелия. 1916

Первые церковно-приходские школы для вепсов были открыты в Прионежье еще в 1805 г. Обучение проводилось на русском языке. Вначале учили только мальчиков. По данным переписи 1897 г., среди прионежских вепсов грамотных было 18,4 %, почти в два раза больше, чем у остальных групп вепсов (10,4 %). Доля грамотных вепсянок везде была очень мала - около 2 %. Зато в Прионежье среди мужчин-вепсов грамотность была даже несколько выше (35,5 %), чем у окружающих русских (34,9 %). В 1913 г. в Санкт-Петербурге в помощь учителям, преподающим вепсским детям, вышел Чудско-русский словарь, подготовленный учителем П.К. Успенским.

Первый этап национального возрождения вепсов пришелся на 20-30-е гг. XX в. Однако меры, предпринятые государственными органами для их национального развития, носили непоследовательный и ограниченный характер. Сохранялось административное разделение вепсской территории. В Карелии для вепсов образовали Шелтозерский национальный район, в Ленинградской области - Винницкий. В соседних районах выделено 15 национальных вепсских сельских советов.

В 1931 г. была создана вепсская письменность на основе латиницы. В 1932 г. в Ленинградской области 49 начальных и 5 неполных средних школ начали обучение вепсских детей на родном языке. С 1932 по 1937 г. было издано 30 учебных пособий на вепсском языке. Одновременно велась подготовка учительских кадров. В г. Лодейное Поле в педагогическом техникуме училось 60 студентов-вепсов. В Карелии, где по решению местных властей национальным языком для карелов , вепсов и финнов был утвержден финский, в этот период вепсы в школе обучались на финском языке. И только в 1937 г. вепсские школы перевели на обучение на родном языке. Но оно продолжалось всего два месяца. В конце 1937 г. деятельность по национально-культурному развитию была прекращена, многие представители вепсской интеллигенции обвинены в национализме и репрессированы; вепсскую письменность запретили; прекратилось преподавание на вепсском языке, изъяты национальные учебники и литература. 50 лет вепсский язык оставался бесписьменным. Винницкий национальный район и национальные вепсские сельсоветы в Ленинградской области признаны «неправильно считающимися национальными». Часть вепсских поселений из Ленинградской области передавались в Вологодскую область. С тех пор исконная вепсская территория оказалась разделенной между тремя регионами. Внутри регионов районное деление буквально «разрезало» ее на части. В каждом районе вепсские поселения стали окраинными и поэтому в период ликвидации неперспективных деревень в 1950-1970 гг. первыми подверглись переселению. В Вологодской и Ленинградской областях при проведении переписей 1970 и 1979 гг. вепсов стали записывать русскими, а при смене паспортов вепсскую национальность «исправляли» на русскую. Численность вепсов быстро сокращалась: с 1926 по 1979 г. с 33 до 8 тыс. человек.


Возрожденная культура. Дети о. Кижи. 1996

Перепись 1989 г. вернула этносу его права, численность вепсов составила 12 тыс. человек. С 1987 г. восстановлена вепсская письменность, началось изучение родного языка в школах. К настоящему времени изданы учебная литература для начальной школы, словарь вепсского языка, выходят художественные произведения, газета «Кодима».

В Петрозаводском государственном университете и Карельском государственном педагогическом университете открылись кафедры для подготовки специалистов и учителей вепсского языка, регулярно выходят радио- и теле- передачи на вепсском языке, в Петрозаводске открыта финно-угорская школа, где получили возможность изучать родной язык дети городских вепсов. В Вепсской национальной волости вепсский язык как обязательный предмет изучают школьники 1-7-х классов.

Роль связующего звена между вепсами всех регионов взяла на себя общественная организация «Общество вепсской культуры». Она стремится сделать доступными для всех вепсов книги и газеты на родном языке, помогает поступать в вузы Карелии абитуриентам из вепсских сел Ленинградской и Вологодской областей, организует курсы для преподавателей вепсского языка. С 1993 г. ежегодно при участии Общества проводится межрегиональный детский конкурс знатоков вепсского языка, в 1999 г. в знании родного языка впервые соревновались семьи.

В 2000 г. вепсы были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

КНИГИ О ВЕПСАХ
Богданов Н.И. Народность вепсы и их язык //Тр. Карельского филиала АН СССР. Петрозаводск, 1958. Вып. 12.
Вепсы //Народы европейской части СССР. М., 1964. Т. 2.
Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, свадьбы и праздники вепсов (кон. XIX - нач. ХХ в.). СПб., 1994.
Дебец И.Ф. Вепсы //Ученые зап. МГУ. М., 1941. Вып. 63.
Кочуркина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск, 1990.
Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры. Л., 1965.

Вепсы (vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad, чудь)

Современные источники


Вепсы- малочисленный финно-угорский народ принадлежащий к Восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы.

Традиционно проживает на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Этноним

До 1917 года вепсы официально именовались чудью.

Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время.

В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Этнографические группы

Северные (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью),

Средние (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные вепсы - на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Этногенез

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса.

Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье.

Курганные могильники которого X-XIII веков можно определить, как древневепсские.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток.

Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII-XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса - Людиками и Ливвиками).

В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток - в Обонежье и Заволочье - привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью.

Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных Коми.

Численность

Всего по переписи 2010 г: 6400 человек.

В том числе в РФ 5936 человек (по переписи 2002 г. 8240 человек), из них в Карелии 3423 ч. (по переписи 2002 г. 4870 ч.), Ленинградская область 1380 ч. (по переписи 2002 г. 2019 ч.), Вологодская область 412 ч. (по переписи 2002 г. 426 ч) и др.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835).

1719 г. - 8,6 тыс. чел. - 1744 г. - 10,2 тыс. чел. - 1848 г. - 15,6 тыс. чел (в том числе в Олонецкой губернии - 8550, в Новгородской - 7067). - 1897 г. - 25,6 тыс. чел. (в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь).

Вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

1926 г. - 32773 чел. - 1937 г. - 29842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29585 чел. - 1939 г. - 31449 чел. в Российской Федерации - 1959 г. - 16374 чел. - 1970 г. - 8281 чел. - 1979 г. - 8094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7550 чел.


- 1989 г. - 12501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 12142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия, 4273 человек (35,2 %) в Ленинградской области. 52 % Вепсов называло вепсский язык родным.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Расселение


Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

Язык

Вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков.

Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту.

С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов.

Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля").

Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им.

В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность

В 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики.

С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.

В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Традиционные поселения и жилище

Для вепсских поселений характерна свободная планировка.

Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.

В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.


Для жилищ Вепсов традиционны избы со средним или низким подклетом и архаичные приёмы строительной техники.

Наряду с однорядной, бытовали Т-образная или псевдо-Т-образная связь дома с крытым двухэтажным двором.

И так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.


Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов.


К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы.

Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Религия


В XI-XII веках среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (pert’ižand), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (noid).

Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание Христианского и Пантеистического мировоззрений.

Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса - mecižand. Его также называют - mecanuk, mecanmez’, mechiine, korbhiine.

Он живет с женой - mecanak, mecanemäg, а иногда и с детьми.

Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком.

Первым делом, как только войдешь лес, следует принести жертву mechiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься».

Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, "что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землей и в воздухе.

В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.

На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться.

Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut mecha, muga i mecaspää» («Как к лесу, так и от леса»).

Известность вепсского края в конце XV - первой трети XVI вв. связана с деятельностью преподобного Александра Свирского, которого народная молва считает чудянином по происхождению.

Вепсское происхождение Александра Свирского признается в энциклопедических изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях.


В среде Вепсов, кроме Православной, сегодня отмечаются элементы и пантеистической обрядности.

Так, существуют признаки родильной обрядности, в частности запреты беременной, предохранение новорожденного от сглаза, лечение ряда детских болезней народными средствами.

Погребально-поминальная обрядность сохранилась до настоящего времени, в т.ч. и так называемые "весёлые" похороны.

Когда во время похорон и при поминках, по прижизненному пожеланию умершего, играют на тех же музыкальных инструментах что и он, а также исполняют его любимые песни.

Во время следования с гробом на кладбище первому встреченному человеку делают подношение - пирог на полотенце (если умер мужчина) или на платке (если умерла женщина).

До сорокового дня в начале ХХ в. на могилу втыкали палку, а только потом ставили крест.

Иногда, у средних вепсов, могилу покрывали сверху широкой доской.

Южные вепсы на могилы детей вместо крестов устанавливали можжевеловые деревца.

Сохраняется почитание таких деревьев как ель, можжевельник, рябина, ольха.

Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья (ozamadooћet).

Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.

Семейные обряды характерны ночным сватовством, ритуальным съеданием молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии и др.

История

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас).

Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису.

Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью.

Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками.

В «Повести временных лет» летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (Балтийское море).

«Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…»

А сказание о призвании варягов начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами - военно-политический союз, ставший основой для его формирования.

Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути - от Ладожского до Онежского озера.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской.

После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян.

В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские - к Лодейнопольской судостроительной верфи.

В 1920-1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шёлтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы.

В 1937 г. они ликвидируются.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями.

Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской - двух: Вытегорского и Бабаевского.

В результате в период ликвидации "неперспективных" деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение.

С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).

Тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шёлтозерский район в Карелии.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами и их насильственное переселение.

Например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области и т.д.


1 января 2006 года была ликвидирована последняя автономия народа, Вепская национальная волость.

Семья


В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения, память о которых сохранилась в топонимах Kond, Kund.

Им на смену пришла сельская община (суйм), просуществовавшая до 1917 г.

Функции её не отличались от русской, но фактически жители близлежащих поселений были связаны родственными отношениями.

До середины 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями.

Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава − старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин).

Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.

К началу XX в. у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие неразделённые семьи.

Бытовало примачество.

После выделения сыновей, родители оставались, как правило, с младшим.

Участие северных вепсов-мужчин в отходнических промыслах способствовало утверждению важной роли женщины и высоком авторитете в семье.

Вепсы заимствовали от славянского населения значительную часть терминов родства и свойства.

Традиционные занятия

В основном жизнь вепсского крестьянина была связана с ведением сельского хозяйства.

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие.

Трёхполье сочеталось с подсекой.

Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля.

Из технических культур - лён, хмель, из овощных - репу.

Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

Животноводство играло подсобную роль.

Оно сдерживалось из-за недостатка сенокосных угодий.

Разводили коров, лошадей, овец.

В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы.

В крепких хозяйствах северных вепсов держали 4-6 лошадей с выездной парой, 12 коров, стадо овец.

В деревнях оятских вепсов (Пелдуши, Бахарево) в конце XIX в. разведение племенного скота, его закупка в близлежащих деревнях и отгон для продажи в Петербург стало особым промыслом и давало населению значительные доходы.


Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления.

Со второй половины XVIII века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др.


На реке Оять был развит гончарный промысел.

В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.


Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней.

Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия - ткацкие станы, прялки, пяльцы и др.

Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой.


Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.

Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом.

Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле.

В конце XIX - начале XX вв. бытовало два комплекса традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный.

В сарафанный комплекс, кроме шестиклинного сарафана из домотканого холста синего цвета, входили чёрный передник, рубаха.

Юбочный комплекс состоял из рубахи и холщовой или полушерстяной юбки.

Женская рубаха шилась более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки - полики.

Она могла состоять из двух частей - рукавов и станушки.


Рубахи богато орнаментировались вышивкой, ткаными узорами украшались полики, ворот, подол, рукава.

В праздники носили "парочку": юбку и кофту (kazakk) из одноцветной покупной ткани.

Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.

Верхняя одежда была общей как для мужчин, так и для женщин.

Самой распространенной верхней одеждой был кафтан или "балахон", летом из холста, а зимой из сукна собственного изготовления.

Шубы шились прямые, без воротника, из выделанных дома овечьих шкур. Одежда обязательно подвязывалась тканным поясом.

Самой распространенной обувью были берестяные лапти и ступни с низким (stupnid) и высоким голенищем (kotad, kotikod).

Кроме плетеной обуви носили кожаные сапоги, а зимой валенки.

Женские ювелирные украшения имели преимущественно зооморфный стиль.

Традиционная пища

Основу пищевого рациона вепсов в конце XIX - начале XX вв. составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб (leib).

Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной.

Южные вепсы из ржаного кислого теста выпекали различные изделия без начинки (иupnik, testдnik, kosґak), а также делали помазуху (levaљ) - круглой формы открытый пирог с начинкой из толокна, или манной крупы, заправленный яйцом.

Пекли также колобы.

Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки.

Из подсолённого ржаного или ячменного теста, замешанного на воде или кислом молоке, северные вепсы выпекали сканцы с начинкой из ячменной каши – sulґиinad и толокна на сметанной основе - skancad.

С одной стороны их смазывали маслом, клали начинку, сворачивали и ели с мясом.

Блины пекли обычно из овсяной муки.

Приправой к ним служили солёные волнушки, творог, брусника.

Выпекали также оладьи. Средние вепсы делали оладьи "снежники" (luminikad) из гороховой муки, взбитой со снегом.

Из толокна, а также гречневой, овсяной и ячневой круп варили жидкие молочные каши (nozol kaљ).

Из ржаной и ячменной муки делали загусту (pudr), которую ели обычно с простоквашей.

Во время постов ели толокно, густо сваренные каши, горох, щи без мяса.

Среди жидких блюд можно назвать различные похлёбки и супы: мясные, рыбные, грибные, овощные, щи с крупой, картофелем, щавелем, в голодные времена - крапивой.

Самым популярным овощем была репа, которую ели в сыром виде, парили, сушили, вялили. Постепенно, с XIX в., в рацион стал входить картофель.

Стол значительно разнообразили лесные ягоды, грибы.

Любимыми являлись рыбные блюда.

Рыбу вялили, жарили, готовили с ней супы.

Уху варили из свежей рыбы.

Зимой был обычен суп из сущика - мелкой сушёной рыбы.

В пищу употребляли не только мясо домашних животных, но и дичь, добытую на охоте.

Вяленое мясо (ahavoiиetud liha) могло храниться до 2 лет.

Его использовали для приготовления супов, холодца или ели просто так.

Весной, когда подходили к концу запасы продовольствия, даже в дни постов приходилось питаться молоком и молочными продуктами.

Поминальной едой был белый густой овсяный кисель и кутья.

В прошлом её готовили из варёных подслащенных ржаных и пшеничных зёрен, сейчас же - из покупного риса.

Из напитков вепсам были известны квас, чай, выше упоминавшиеся молоко и сыворотку. Чай раньше пили только по праздничным дням.

Из овсяных или ржаных отрубей и клюквы варили кисель.

Праздничная пища была более разнообразной, хозяйки старались приготовить самые лучшие яства.

Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво (olud). У северных вепсов традиция "пивных праздников" не была так развита.

Здесь пиво (pivo) варили только в очень важных случаях, например к свадьбе, причём варку этого напитка осуществляли приходящие пивовары.

Другие спиртные напитки - вино и водка - употреблялись крайне мало.

Завтрак женщины готовили после утреннего ухода за скотиной.

Утренняя пища состояла из каши и мучных изделий.

Следующий приём пищи назывался pabetk (в 11 часов).

Обед был через 1 - 2 часа после полудня, а ужин устраивался вечером после работы.

За стол первым садился глава семьи. Он также резал хлеб. Ели из общей посуды.

Строго запрещалось смеяться, ругаться.

Не так далеко от Петрозаводска живут вепсы - малочисленный финно-угорский народ. Когда-то их ещё называли весь или чудь. Познакомиться с ними поближе можно в селе Шёлтозеро (Šoutjärv") Прионежского района Карелии.

1. Если поехать от Петрозаводска вдоль Онежского озера в сторону Свири и Ленинградской области, через какое-то время на привычных дорожных указателях будут появляться жёлтые таблички с непонятными на первый взгляд названиями и переводом.

До 2005 года в этой части Карелии была Vepsän rahvahaline volost’ - Вепсская национальная волость (ВНВ). В 1920-х годах вепсы здесь составляли почти 95 % населения. В целом тогда их насчитывалось более 30 тысяч, но потом численнность вепсов резко упала.
Теперь в Карелии их живёт чуть более 3 тысяч человек и ещё примерно столько же в других регионах - Санкт-Петербурге, Ленинградской и Вологодской обалстях.

2. В бывшем центре ВНВ - селе Шёлтозеро (Šoutjärv") - сохранился дом Мельникова начала 19-го века

3. Сейчас в нём Шелтозерский вепсский этнографический музей. Здесь собраны материалы о традициях и культуре вепсов

4. Вепсы бывают

Северные (прионежские), живущие на юго-западном побережье Онежского озера в бывшей Вепсской национальной волости,

Средние (оятские) вепсы из верхнего и среднего течения реки Оять (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области),

Южные (с востока Ленинградской области и северо-запада Вологодской).

Сами себя они называют vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad (вепсь, бепся, людиникад, вепслайне)

5. У вепсов есть свой язык, более всего близкий к финскому, карельскому и почти уже не существующему ижорскому (на нём говорил народ ижора из Ленинградской области)

6. Алфавит на основе латиницы

7. Азбука, книги для учения.

В 1937 году советская власть нанесла удар и по вепсам. Вепсская культура и язык запрещены, вепсские школы, учебники сожжены, интеллигенция оправлена в лагеря. Началась принудительная ассимиляция вепсов, результат которой хорошо виден в падении численности населения и забытии традиций

8. Слева - Элиас Лённрот, финский лингвист и фольклорист. Больше всего он известен как собиратель и составитель карело-финского эпоса "Калевала", но он же был и первым учёным, изучавшим вепсский языка.

Отрывок из мифа. Вообще, в отличие от большинства других прибалтийско-финских народов, у вепсов не сохранилось эпосов и сказаний, похожих на карельскую "Калевалу" или эстонский "Калевипоэг"

10. Наиболее ранние упоминания вепсов известны с 6 века. Сведения о вепсах сохранились в арабских источниках, русских летописях (с 9 века), Повести временных лет. Вепсы входили в союз со словенами и кривичами, ставший основой для формирования Древнерусского государства

12. В фольклоре вепсов много волшебных, бытовых и сатирических сказок, разнообразных пословиц, поговорок и крылатых выражений

13. Свадебные традиции. До 1917 сохранялись древние социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья. До 1930-х годов вепсы жили большими, 3-х - 4-х поколенными семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил её глава - старейший мужчина, дед или отец - ižand (хозяин). Его жена - emag (хозяйка) - ухаживала за скотом (кроме лошадей), домом, готовила пищу, ткала и шила одежду

14. Традиционные заниятия - земледелие, охота и рыболовство

15. Рыба (различные блюда и пироги-рыбники) входила в традиционную пищу вепсов. Кроме неё, это кислый хлеб, пирог курник и "калитки" - ржаные ватрушки. Из напитков были распространены пиво (олуд) и хлебный квас

16. Традиционные жилища похожи на северорусские, но у вепсов финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы

20. У вепсов есть свой флаг. Жалко, не висит на домах, как у их родственников - малочисленного народа , близких к эстонцам

21. С конца 1980-х интерес к вепсам повышается. Люди начинают назвать себя вепсами, появляются вепсские конференции и Общество вепсской культуры. В школах началось изучение вепсского языка, изданы букварь, учебники и словари на вепсском языке. Сейчас в Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. Создана вепсская фолк-группа "Noid", исполняющая традиционные песни.

По словам работников музея, у вепсов сейчас есть интерес к родной культуре. Многие с удовольствием учат язык, а в отдельных сёлах сохранились отголоски традиций. Например, после посещения кладбищ бабушки до сих пор могут помыть руки

22. Один из вепсских символов - вепсский петух

23. Кстати, сами работники музея - вепсы. Они разговаривают между собой на вепсском языке.

Вепс в национальном костюме - экскурсовод музея Евгений

24. Одна из основных периодическим вепсских газет - "Kоdima". Издаётся уже 25 лет