ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Начальная туристическая подготовка по технике пешеходного туризма. Пешеходный туризм

Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.

Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности тургруппы. Повторение основных правил организации и проведения походов на территории России, пройденных по программе первого года занятий; Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме.

Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника), замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от группы.

Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий.

Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.

Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования {протокола движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях.

Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор.

Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути.

Броды через равнинные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде.

Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

Подготовка походов.

При подготовке к предусмотренным учебным планом работы группы учебно-тренировочным походам (практическим занятиям на местности) со всем составом группы, а также по отдельным группам учащихся и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы.

Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий, проверить их расчеты контрольного времени движения на участках и качество Сделанных ими копирок топокарты.

Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно-краеведческих походов поих краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода.

Проведение походов.

В соответствии с количеством часов отведенных по примерному тематическому плану занятий учебной группы, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) трехдневный учебно-тренировочный поход.

В результате этого похода учащиеся приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.

Во время учебно-тренировочного похода необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего или лыжного движения выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление естественных различных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

Конспект – занятия «Техника пешеходного туризма»

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия «Техника пешеходного туризма», которое направлено на подготовку ребят к соревнованиям по туризму. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма. Возраст детей 12-15 лет.
Цель: подготовка ребят к соревнованиям по туризму.
Задачи:
-отрабатывать с воспитанниками технику прохождения этапов.
-обучать воспитанников техническим приемам прохождения туристских этапов;
-воспитывать волю, смелость и решительность, способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, навыков здорового образа жизни, укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию.
Оборудование: Страховочные обвязки, карабины «Манарага», заранее подготовленные этапы: «Маятник», «Параллельная переправа», «Бабочка».
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами будем отрабатывать технику прохождения этапов «Маятник», «Параллельная переправа» и «Бабочка».
Но для начала подготовим наши мышцы к физическим нагрузкам.
Комплекс физических упражнений:
1.В одну шеренгу становись.
2.На 1-2 рассчитайсь.
3.Первые номера 2 шага вперед шагом марш.
4.Упражнения для мышц шеи
5.Исходное положение: руки на пояс.
6.поворот головы, влево.
7.вправо.
8.наклон головы, вперед.
9.назад.
10. Исходное положение: руки на пояс.
11.Круговые движения головы.
12. 8- круговых движений влево.
13. 8- круговых движений вправо.
14.Подготовка мышцы плечевого пояса
15.Исходное положение: стойка ноги врозь.
16. 4-4 круговых движений, в локтевых суставах во внутрь.
17.4-4 то же наружи.
18.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.
19.1 – поворот влево.
20.2 – Исходное положение
21.3-4 – то же вправо
22.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.
23.1-наклон туловища в лево.
24.2- Исходное положение
25.3-4-тоже вправо.
26.Подготовка мышцы туловища
27.Исходное положение: широкая стойка.
28.1 – наклон к левой ноге.
29.2 – наклон по середине.
30.3 – наклон к правой ноге.
31.4 – Исходное положение
32.Исходное положение: узкая стойка
33.1-3 – пружинистых наклона.
34.4 – задержать.
35.Подготовка мышцы ног.
36.Исходное положение: узкая стойка, руки на коленях.
37.1-8 круговых движений в коленных суставах влево.
38.2-8 – то же вправо.
39.Исходное положение: широкая стойка, руки на поясе
40. присесть руки вперед
41.встать руки на пояс
42.встать стряхнуть ноги.
43.Разминка закончена.
Педагог: Ребята все взяли обвязки. И сейчас мы будем одевать, страховочную систему на время (контрольное время 10 мин.)
Работа с обвязкой страховочной верёвкой, пристёгивание страховочных карабинов.
Педагог: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, обвязки на всех одеты и страховочная веревка завязана, карабины пристегнуты. Мы смело можем приступать к тренировочным занятиям.
Первый этап «Маятник»
Прохождение этого этапа потребует от вас умение держать равновесие и правильно передвигаться по натянутой веревке.
(веревка толщиной 10 мм натянута между 2 деревьями и третья веревка одним концом привязана посредине на высоте 2- 4 м, конец свободный образует маятник)
Задача встать на веревку двумя ногами держатся за маятник конец, которого должен находиться с левой стороны участника для регулировки движения. И переставным шагом переправляться на другую сторону при этом регулировать свое движение веревкой маятником. Обратите внимание, на земле лежит красочная лента – это обозначение контрольного участка, за который заступать нельзя. Хочу напомнить, что во время соревнования за неправильное выполнение задания команда получает штрафные баллы. Поэтому старайтесь сразу выполнять все без ошибок.
Педагог: Ребята вы все поняли? Готовы?
Ответы ребят: Да!
Вперед. Каждый участник команды по очереди отрабатывает движение по маятнику.

Педагог: Молодцы. Не у всех все сразу получилось, но ваше упорство показало, что вы хотите и пройдете. И этот этап вам уже на соревнованиях не страшен. Его вы преодолели.
Второй этап «Параллельная переправа »
(веревки толщиной 10 мм натянуты между 2 деревьями параллельно друг другу. Длина дистанции 12-15 м. переход через дерево и также делаем параллельный этап длиной 10-12 м.)
Педагог: Ваша задача преодолеть переправу, но только правильно это сделать. Не забываем в первую очередь про рукавицы. Движемся по нижней веревке ногами, а руками держимся за верхние страховочные перила. Самомостраховка осуществляется с помощью уса самостраховки, который карабином пристегивается к верхним страховочным перилам. Передвигаемся по переправе боком приставными шагами, а лучше всего скользящим шагом это снижает колебание веревки. Держаться за верхние страховочные перила двумя рука, между руками продвигается карабин самостраховки. Данную переправу проходят по одиночку. Если на этапе еще проходит участник, а кто-то из вас встанет на веревку команда зарабатывает штрафные балы. Поэтому будьте очень внимательны. Слушаем, дальше доходим до конца переправы в данном случае до дерева и нам надо перейти на другую переправу, возникшее на пути дерево нужно правильно обойти. Мы берем самостраховку с карабином, который свободный и пристегиваем к перилам другой переправы. Затем переставляем одну ногу на переправу и отстегиваем карабин с перил той переправы, которую вы прошли. Только после этого вы можете продолжить движение по переправе дальше.


Педагог: Ну, вот вы все прошли параллельную переправу и поняли, что это все не так просто и легко, как казалось в начале. Но вы молодцы справились с этим и по времени уложились.
Третий этап «Бабочка»
(натягиваем веревки, как в параллельной переправе, только середину стягиваем карабином для сужения получается бабочка. Длина дистанции 10-12 м.)
Педагог: На этом этапе пристегиваем два карабина самостраховки, а дальше все, как и в параллельной переправе до середины пути, а дальше нужно сесть на веревку подтянуть свое тело, как можно ближе к соединению двух веревок. Перестегнуть один страховочный карабин на другую сторону и одну ногу перекинуть через бабочку, затем перетянуть свое тело на другую сторону. Перестегнуть второй страховочный карабин и перетягиваем вторую ногу. Отодвигаемся от середины, становимся на ноги, продолжая прохождение этапа.


Подведение итогов занятия.
Педагог: Мы здорово с вами провели сегодняшнее занятие. Вы хорошо отработали некоторые этапы пешеходного туризма. Устали? Но ничего скоро отдохнете. Но прежде чем мы закончим, наше занятие ответе мне на вопросы.
Вопрос: Какие этапы мы сегодня с вами отработали?
Ответы ребят: «Маятник», «Параллельная переправа», «Бабочка».
Вопрос: Сколько участников могут одновременно находиться на этапе?
Ответы ребят: Только один.
Вопрос: Как надо передвигаться по веревкам?
Ответы ребят: боком приставными шагами, а лучше всего скользящим шагом.
Вопрос: Где должны находиться страховочные карабины при движении на этапе?
Ответы ребят: На страховочных перилах между руками.
Педагог: На этом наше занятие окончено. Вам понравилось?
Ребята: Да!
Всем спасибо.

ТЕХНИКА И ТАКТИКА В ТУРИЗМЕ

Эти два раздела туристской подготовки взаимосвязаны, так как с точки зрения обеспечения безопасности наиболее существенно решение технико-тактических задач. Изучающим курс туризма важно познакомиться хотя бы в самых общих чертах с основными элементами техники массовых видов спортивного туризма.

Основы техники пешеходного и горного туризма

Эти два вида туризма имеют больше сходства, чем различий. В них один способ передвижения - пешком, общие технические приемы преодоления пересеченного рельефа, водных препятствий; различия же прежде всего в том, что пешеходные походы совершаются во всех районах, а горные - только в высокогорных. Однако это главное различие сохраняется в основном лишь на уровне походов I-III категорий сложности, так как для пешеходных маршрутов высших категорий сложности используются и высокогорные районы - Западный и Восточный Кавказ, Алтай, Памиро-Алай, Западный Тянь-Шань, высокогорный массив Буордах в хребте Черского, хотя качественные различия (например, техническая сложность перевалов) сохраняются.

С точки зрения технической подготовленности туристов и обеспечения их безопасности необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.

Классификацией на маршрутах I категории сложности в пешеходном, лыжном, водном, велосипедном туризме естественные препятствия, требующие специальной технической подготовки, не определяются - их, как правило, в равнинных районах и на равнинных реках нет. Между тем маршруты горных походов I категории сложности включают как минимум 2 перевала IA категории трудности, требующих уже определенных навыков в технике движения и страховки.

К сказанному, однако, необходимо добавить, что пешеходные походы не только II-III, но во многих случаях и I категории сложности совершаются не в равнинных, а в низкогорных и среднегорных районах, часто имеющих альпийские формы рельефа (Горный Крым, Карпаты, Кольский полуостров, Южный и Приполярный Урал, Кодар, Саяны). В этих случаях, как и в горных походах, участники должны владеть техникой движения по горным склонам и переправ через горные реки, техникой страховки и самостраховки.

В табл. 4 приведены основные типы естественных препятствий, характерных для маршрутов пешеходных и горных походов.

Таблица 4. Основные типы естественных препятствий на маршрутах пешеходных и горных походов, характеристика технических приемов их преодоления

Естественные препятствия

Основная характеристика препятствий

Способы преодоления и применяемые технические приемы

Способы и варианты движения

Техника движения

Приемы обеспечения безопасности, способы страховки

Труднопроходимый лес

Лесная чаща при сильнопересеченной местности (холмы, промоины, овраги)

Преодоление лесных завалов, буреломов, скоплений валунов

Рациональная техника движения при преодолении крутых склонов, поваленных деревьев

Организация движения группы с безопасным интервалом, самостраховка через альпеншток

Легко- и среднепрохо-димые болота

Преодоление болота вброд с шестом по гати

Движение вброд с шестом, движение по гати

Обеспечение самостраховки и взаимной страховки; организация групповой (перильной) страховки

Склоны и перевальные участки

Травянистые склоны

Подъем, траверс, спуск

Рациональные приемы движения (постановки ноги) при подъеме, траверсе, спуске

Самостраховка через альпеншток или ледоруб, применение кошек на мокрых травянистых, заснеженных и обледенелых склонах

Склоны и перевальные участки

Скально-осыпные склоны

Подъем, траверс, спуск по осыпным склонам; подъем по скальным склонам и легким скалам, траверс скальных склонов, спуск по скальным склонам

Рациональная техника движения по крупным, средним и мелким осыпям; техника движения по легким скалам, элементы скалолазания, техника спуска на веревке спортивным способом

Самостраховка через ледоруб или альпеншток при движении по осыпным склонам или осыпным кулуарам; организация групповой страховки при прохождении легких скал (работа с веревкой и вязка узлов)

Склоны и перевальные участки

Снежные склоны

Подъем, траверс, спуск на пологих склонах и склонах средней крутизны - снежных и фирновых

Техника подъема и вытаптывания ступеней на снежных склонах, техника движения на кошках по фирновому склону, глиссирование на пологих и безопасных снежных склонах, спуск по веревке спортивным способом

Самостраховка через ледоруб или альпеншток; взаимная, одновременная и попеременная страховка в связках; групповая страховка

Склоны и перевальные участки

Ледовые склоны, элементы ледового рельефа

Подъем, траверс и спуск на пологих ледовых склонах, движение по леднику

Техника движения на кошках (подъем, траверс, спуск), рубка ступеней, спуск на веревке спортивным способом

Самостраховка; попеременная страховка при движении по открытому и закрытому леднику, групповая страховка на спуске

Водные препятствия (ручьи, реки)

Несложные водные препятствия (ручьи и небольшие равнинные реки)

Переправа вброд или по камням

Техника индивидуальной переправы вброд или по камням

Разведка брода, самостраховка при переправе с помощью альпенштока (шеста)

Быстрые, но не глубокие и не очень широкие горные ручьи и реки

Переправа вброд с обеспечением групповой страховки

Техника движения вброд по быстрой воде с обеспечением страховки

Полное обеспечение страховки первого и последнего участника, перильная страховка для остальных участников

Быстрые, неширокие, но достаточно глубокие реки (в зоне леса)

Переправа по клади

Техника наведения переправы кладью и техника движения по клади

То же, но в безлесной зоне или текущие в каньоне

Навесная переправа

Техника наведения навесной переправы и техника движения на навесной переправе

Организация переправы с полным обеспечением страховки всех участников

Как видно из таблицы, к простейшим препятствиям, характерным для пешеходных походов в равнинных районах, должны быть отнесены: среднепересеченная местность (холмы, овраги, промоины, лощины), густой лес, болота, ручьи и реки. В низкогорных и среднегорных районах к этим препятствиям добавляются: перевальные участки со склонами небольшой и средней крутизны- травянистые, осыпные, снежные. Сложны в этих районах и водные препятствия - как правило, не широкие, но быстрые ручьи и реки; соответственно несколько более сложными будут и технические приемы организации переправ. В высокогорных районах даже для маршрутов I категории сложности к указанным препятствиям добавляются: небольшие участки движения по ледникам и фирновым склонам, крутые тропы, морены, мелкие, средние и крупные осыпи камней.

Освоение технических приемов движения, страховки и самостраховки, транспортировки пострадавшего достигается выполнением специальных упражнений (как в подготовительном периоде, так и непосредственно на маршруте похода, особенно когда речь идет об учебных походах). К числу таких упражнений относят:
движение по крутым тропам с отработкой рациональной техники ходьбы (правильная постановка ног, опора на альпеншток);
отработку приемов преодоления невысоких препятствий - камней, упавших деревьев;
преодоление труднопроходимого леса (чаща, густой лес с подлеском, овраги и промоины, завалы, буреломы);
движение по травянистым, заснеженным и осыпным склонам (подъем, траверс, спуск), организация самостраховки с помощью альпенштока или ледоруба;
движение по болотам - приемы движения с шестом, по гати с обеспечением взаимной страховки;
переправы через водные препятствия (ручьи, реки) - организация переправы вброд с альпенштоками, организация страховки, наведение переправы (кладь, перила);
транспортировку пострадавшего - выполнение упражнений по транспортировке пострадавшего на импровизированных носилках из двух шестов и палатки (или двух штормовок, курток) на страховочных поясах;
вязание различных видов узлов ("проводник", "схватывающий" "стремя", "прямой" и др.).

На рис. 8-10 приведены иллюстрации более сложных технических приемов, упомянутых в табл. 4, в том числе движение по снежным и ледовым склонам с обеспечением самостраховки и самозадержанием, рубка ступеней, спуск "дюльфером", различные типы узлов, способы закрепления веревки при организации страховки (в том числе на скалах), применение зажимов, способы переправы через реку, элементы техники спасательных работ в горных условиях.

В табл. 5 приведена первая часть "Шкалы оценки трудности перевалов" ("Шкала оценки трудности перевалов" - см. "Методические рекомендации по организации горного путешествия".-М.: ЦРИБ "Турист", 1979). Категорийные высокогорные перевалы 1А, 1Б и 2А являются определяющими для оценки сложности горных походов соответственно I, II и III категорий. В пешеходных походах, совершаемых в высокогорных районах, эти же перевалы (в сочетании с другими естественными препятствиями и соответствующим увеличением протяженности маршрутов) определяют техническую сложность маршрутов I-IV категорий.

В технической подготовке туристов (пешеходов и горняков) нет первостепенных и второстепенных элементов - все они важны в равной степени, так как именно техника передвижения и страховки - главное в обеспечении безопасности участников туристских походов. Даже на крутых, особенно после дождя, травянистых склонах, расположенных над обрывами, движение туристов становится далеко не безопасным, а преодоление склонов, безусловно, требует организации страховки.

Таблица 5. Шкала оценки трудности перевалов

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и тактика передвижения и условия ночевок

Общее время преодоления перевала. Количество ходовых часов (T1); время движения со взаимной страховкой (T2); количество точек страховки (n)

Необходимое специальное снаряжение

Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°, пологие (до 15°) ледники без трещин *, крутые травянистые склоны, на которых возможны выходы скал; как правило, нали-личие троп

Простейшая индивидуальная техника; самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевка обычно на траве в палатках, хижинах или кошах

Несколько часов
T1=4-8
T2=0
n=0

Обувь на нескользкой подошве; ледорубы или альпенштоки; 1-2 веревки на группу

Несложные скалы, снежные склоны средней крутизны (от 20 до 40°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытых снегом, закрытые ледники с участками скрытых снегом трещин. Осыпи различной крутизны и крупности

Простейшая групповая техника: движение в связках по склонам и закрытым ледникам; иногда навеска перил -на коротких (до 40 м) участках склонов и при переправах. Ночевки в палатках на удобных площадках на границах ледниковой зоны

Как правило, не более одного дня
T1=4-10
T2=1-4
n=до 5

Ботинки "вибрам" или отриконенные; грудные обвязки или пояса "абалаковские", альпенштоки и ледорубы (1-2 на группу); основные веревки по одной на 3-4 человека

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20 до 40°) Закрытые ледники и несложные ледопады

Более сложная индивидуальная и групповая техника: попеременная страховка на небольших по протяженности участках, иногда использование кошек или рубка ступеней, может потребоваться крючьевая страховка. Возможны ночевки в ледниковой зоне

Не более суток T1=6-10
T2=3-6
n=5-10

Ботинки "вибрам" в комплекте с кошками

* Имеются в виду трещины, в которые может провалиться человек.

Передвижение по травянистым склонам. На травянистых склонах практически не бывает ровных поверхностей. Почти всюду встречаются выступающие камни и кочки. При внимательной ходьбе все эти неровности можно использовать как ступени и идти по ним даже без специальной обуви, а в "вибрамах" или отриконенных ботинках можно продвигаться и по очень крутым склонам. Если же трава мокрая, по крутым опасным склонам желательно ходить только в "вибрамах" или откриконенных ботинках либо надевать кошки.

Рис. 8. Элементы техники горно-пешеходного туриста (слева направо, сверху вниз): движение по отлогому снежному склону; подъемы зигзагом и в три такта; спуск на кошках спиной к склону; самозадержание; вырубание ступеней; траверсирование снежного склона; узлы прямой, стремя, схватывающий

При срыве самозадержание на травянистом склоне производится ледорубом или альпенштоком. В опасных местах надо организовать страховку веревкой. Страховка организуется через большие камни, выступы, плечо или поясницу.

При подъеме по травянистым склонам "в лоб" в зависимости от крутизны склона ступни могут ставиться параллельно, "полуелочкой", "елочкой", а по положению подошвы обуви относительно плоскости склона - на всю ступню, на наружный или внутренний рант ботинка.

На пологих склонах с рюкзаком следует идти ступая на всю ступню. При незначительном увеличении крутизны нужно продолжать движение, опираясь на всю ступню, но изменив положение ступней относительно линии подъема: "полуелочкой" или "елочкой" на более крутых склонах. С увеличением крутизны в качестве второй точки опоры используется ледоруб или альпеншток.

При подъеме наискось и зигзагом ноги желательно ставить "полуелочкой", на всю ступню, нагружать больше наружный или внутренний рант обуви (верхнюю ногу - на наружный, нижнюю - на внутренний). Верхнюю ногу лучше ставить горизонтально, а нижнюю несколько разворачивать вниз по склону "в долину". Это повысит устойчивость и несколько снизит нагрузки на голеностопные суставы. На более крутых склонах можно применять комбинацию из этих двух способов: одна нога ставится на склон рантом обуви, а вторая - всей ступней, несколько развернутой.

При подъеме зигзагом важно удерживать равновесие при повороте. Вес тела при этом переносить на внешнюю по отношению к склону ногу, а внутреннюю разворачивать носком в сторону, в положение, соответствующее новому направлению. Теперь турист стоит лицом к склону и готов продолжить движение в новом направлении, остается только переменить положение ледоруба относительно склона.

При спуске прямо вниз ступни нужно ставить параллельно или, слегка разворачивая носки в стороны, на всю ступню. Если склон не очень крут, спускаются спиной к нему, слегка согнув колени, быстрыми короткими шагами. Шаг должен быть пружинистым. По крутому склону рекомендуется спускаться боком, ледоруб держать двумя руками в положении изготовки для самостраховки.

На мокром травянистом склоне оковка отриконенных ботинок забивается грязью и можно легко поскользнуться, поэтому требуется особое внимание. Грязь удаляется ударами рукоятки ледоруба или альпенштока по ранту ботинка.

На старых осыпях и каменистых склонах, заросших густой, высокой травой или мелким кустарником, необходимо идти медленно: поспешность часто приводит к соскальзыванию и потере равновесия. Кроме того, под растительностью трудно различить микрорельеф склона.

Передвижение по осыпям. Выходя на осыпи, лежащие на крутых склонах, нужно помнить, что они почти всегда опасны камнепадами. На участках значительной крутизны осыпи лежат неустойчиво. Ходить по ним не только утомительно, но и опасно.


Рис. 9. Элементы техники и страховки горно-пешеходного туриста (слева направо, сверху вниз): спуск на карабине; закрепление фирнового якоря в склоне; спортивный спуск; зажим для подъема и спуска по веревке ("жумар"); узлы обвязки - булинь (справа) и проводник (слева); узел брамшкотовый для связывания концов веревок разного размера (в середине); способы закрепления веревки на спусках

При выборе пути надо учесть, что проходимость осыпей в различных направлениях существенно меняется в зависимости от крутизны склона, размера и шероховатости камней. Мелкие осыпи, особенно образовавшиеся из плиточных осадочных пород, легко ползут под ногами, поэтому хотя и удобны для спуска, но утомительны для подъема и траверса.

Ходить по осыпи надо спокойно, постепенным нажатием уплотняя склон до тех пор, пока не прекратится ее сползание. Лишь после этого на нее можно переносить вес тела. Второй ногой начинают утаптывать осыпь на достаточном расстоянии от первой, с учетом сползания осыпи так, чтобы, когда оно прекратится, вторая нога не оказалась на уровне первой. Для лучшей опоры надо ставить ногу на всю ступню, туловище держать вертикально, насколько это позволяет рюкзак. Ледоруб можно использовать при необходимости как вторую точку опоры. В случае падения самозадержание производится тем же способом, что и при движении по травянистым склонам.

При подъеме по мелкой осыпи группа обычно идет колонной, Хотя движение на разных уровнях серпантином допустимо, тем не менее лучше его избегать. Учитывая сказанное, на поворотах приходится ждать, пока к месту поворота подтянется вся группа. По закрепленной ("мертвой") или смерзшейся осыпи движутся так же, как по травянистым склонам. Порядок движения по "живой" осыпи на спуске произвольный, но лучше идти шеренгой с относительно небольшой дистанцией между участниками.

При спуске шаги должны быть короткими. Часто достаточно большой участок мелкой осыпи удается пройти, съезжая вниз вместе с осыпными "подушками" под ногами. Надо только следить, чтобы ноги не слишком глубоко увязали в осыпи, вовремя переступать через образовавшийся осыпной валик или уходить в сторону от него.

При движении по мелким осыпям надо постоянно помнить, что они особенно опасны камнепадами с расположенных выше скальных участков.

По средней осыпи можно двигаться практически в любом направлении, как и по мелкой, но предпочтительнее наискось или зигзагом.

При движении группы зигзагом особое внимание следует уделять безопасности прохождения поворотов. Дойдя до точки поворота, направляющий должен дождаться, пока к нему не подтянутся остальные участники, и лишь после этого начинать движение в новом направлении. При движении по живой осыпи большой группы лучше разбиться на несколько мобильных групп, идущих со значительным отрывом друг от друга. Это сократит время прохождения поворотов и исключит возможность травмирования туристов камнями, сорвавшимися из-под ног идущих выше. Необходимо помнить, что особенно опасны осыпи и морены, лежащие на твердом, гладком основании (на крутых плитах, бараньих лбах). Неопытному человеку они кажутся простыми, но нередко они каменной лавиной соскальзывают вниз. При подъеме надо заранее намечать место для укрытия на случай камнепада.

Следует избегать резких движений, ноги необходимо ставить мягко, осторожно. Не рекомендуется опираться ледорубом о склон: такая опора ненадежна, к тому же ледорубом можно нечаянно сбросить камень.

Крупная осыпь, как правило, бывает более плотной, чем средняя и мелкая. Двигаться по ней надо осторожно, переступая с одного камня на другой, избегая значительных прыжков.

Камней с наклоненными гранями и наклонных плит следует опасаться: при большой крутизне нога может соскользнуть с них. Как при спуске, так и при подъеме ноги надо ставить на край камней, обращенных к горе.

Передвижение по снегу и фирну. Снежные и фирновые склоны позволяют почти везде организовать страховку, хотя она и менее надежна, чем на льду и скалах. При движении по снегу применяется принцип "двух точек опоры" (нога - нога, нога - ледоруб), действительный даже на крутых склонах.

При подъемах и спусках по снежным маршрутам, где большую нагрузку испытывают мышцы ног, главным образом из-за тяжелой работы по вытаптыванию ступеней, особое значение имеет физическая подготовка участников.

Для обеспечения безопасного передвижения по снегу предлагаются следующие рекомендации:

на мягком снежном склоне следует постепенно прессовать опору для ступни, избегая сильного удара ногой по снегу. Это помогает сохранить ступени, которые могут обрушиться от резкого удара, экономит силы и уменьшает опасность лавины;

если наст непрочный и не выдерживает веса человека, не надо стараться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом ноги проломить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним;

иногда на крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь подошвой на край пробитой в насте ступени, а голенью - на наст, распределив таким образом вес тела на большую площадь поверхности снега;

при движении по снегу положение тела должно быть вертикальным, особенно если ступени ненадежны;

длина шага ведущего не должна превышать длину шага самого малорослого участника группы;

все участники должны идти след в след, не сбивая ступеней, заботясь об их сохранности;

поскольку идущий первым выполняет тяжелую работу, его надо периодически сменять. Это диктуется также соображениями общей безопасности, ибо утомленный человек скорее ошибается в выборе пути, организации страховки, своевременном обнаружении опасности;

следует отдать предпочтение более трудному пути, если он менее опасен. Так, подъем прямо вверх предпочтителен не только из-за кратчайшего пути, но и из-за большей безопасности, поскольку при этом не подрезается снег, как при движении зигзагом или траверсе склона.

По снежному склону крутизной до 30-35° лучше всего подниматься прямо вверх. При достаточной глубине рыхлого, мягкого снега ступни ставят параллельно. Каждый след утрамбовывается до образования снежной "подушки", на которую и ступает затем нога. Идущие за направляющим при необходимости дополнительно обрабатывают такие следы, сбрасывая ногой в подготовленное им углубление снег и подтрамбовывая его.

При увеличении крутизны склона, жесткости снега переходят на движение зигзагом, меняя время от времени направление движения. Идти надо под углом около 45° к линии течения воды (самый экономный путь), для подъема использовать на плотном снегу или фирне детали микрорельефа (например, небольшой гребешок между снежными бороздами, выбивая в нем с обеих сторон рантом ботинка ступени).

Ступени выбивают рантом ботинка косыми скользящими ударами, опираясь в этот момент штычком ледоруба о склон. Такая работа требует навыка и тренировки, поскольку при размахивании и резких ударах ногой можно потерять равновесие. Прежде всего штычком ледоруба надо упереться в склон на уровне пояса, затем наружным рантом ботинка, который находится ближе к склону, выбить горизонтальную ступень. Небольшой размах ноги, главным образом за счет голени, компенсируется сравнительно устойчивым положением тела. Затем, встав этой ногой в готовую ступень, переносят на нее вес тела. Следующую ступень выбивают внутренним рантом прямой расслабленной ноги, стоящей ниже по склону. Большой размах ноги облегчает выбивание ступени, однако положение тела при этом менее устойчиво, к тому же здесь труднее обеспечить горизонтальность ступени.

На склонах средней крутизны ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. На крутых склонах при увеличении глубины снега ледоруб нужно использовать для создания более надежной опоры. На очень твердом насте или фирне трудоемкое выбивание ступеней ногой заменяют вырубанием или выцарапыванием лопатой ледоруба. Еще более экономно и безопасно передвижение по твердой снежной поверхности на кошках.

Особенности передвижения по льду. На туристских маршрутах III-IV категорий сложности значительное место занимают ледовые участки самого разнообразного рельефа: склоны различной крутизны, отвесы, трещины, гребни. Трудность движения по льду определяется крутизной склона, видом и свойствами льда, состоянием его поверхности.

Ходить по льду следует в ботинках "вибрам" и кошках, а на более крутых склонах при необходимости использовать искусственные точки опоры (вырубание ступеней и захватов для рук, вбивание или ввертывание ледовых крючьев). Возможно также передвижение с использованием закрепленной на склоне веревки в качестве перил.

Для передвижения по ледовым склонам без вырубания ступеней используются кошки. На относительно пологом льду возможно движение в "вибрамах" или отриконенных ботинках с подрубанием некоторых ступеней. Техника движения и страховки при этом та же, что и при движении по снегу и фирну, только нога в окованной обуви ставится всегда на всю ступню.

Основу ледовой техники составляют ходьба на кошках, вырубание ступеней, работа с ледовыми крючьями.

Переправы через горные реки. Горные реки - серьезное препятствие на пути туриста. Здесь можно встретиться с сильным течением, низкой температурой воды, катящимися по дну крупными камнями, способными сбить с ног или поранить. Все это делает переправу опасным мероприятием и требует от участников похода тщательной подготовки к ней и овладения всеми необходимыми приемами.


Рис. 10. Элементы техники переправ и подъема из трещин (слева направо, сверху вниз): переправа вброд шеренгой; наиболее рациональный путь переправы; схема расположения переправляющихся; организация страховки при переправе первого; правильное закрепление страхующей веревки; подъем из трещины "одинарным блоком" (слева) и при помощи стремян (справа)

Место переправы определяется шириной и глубиной реки, скоростью и режимом ее течения, которые зависят от времени суток, характера дна и крутизны берегов, времени года, метеорологических условий, наличия мест для организации страховки, наблюдения за переправой и руководства ею.

Способ переправы через реку (вброд, над водой или по камням) выбирается в соответствии с характером участка реки, техническим оснащением и подготовленностью группы.

Место для брода надо искать там, где река разделяется на рукава или разливается по широкой пойме. Для переправы над водой с помощью технических средств благоприятна суженная часть реки с деревьями на берегу или скальными выступами. Подходящим для переправ по воде при помощи сплавных средств считается участок реки со спокойным течением и удобным для причаливания берегом.

Наиболее безопасное место переправы - участок реки, где сила потока минимальная, т. е. где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Обычно это место разделения реки на несколько рукавов. Наличие отдельных островков позволяет организовать не только отдых участников, но и эффективную разведку дальнейшего пути движения через реку.

Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из: осмотра местности с целью определения типа возможной переправы; определения участка реки и берега, удовлетворяющих требованиям организации выбранного типа переправы; определения конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом) или характера подготовительных работ (заброс веревки, укладка промежуточных камней, укладка и закрепление бревна, подготовка опоры для натяжения перил при переправе над водой); выбора типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.

После подготовительных работ начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее удобными способами в этом случае будут: одиночный переход реки с опорой на шест, которым упираются в дно против течения; шеренгой-лицом к течению, обнявшись за плечи или талию, причем сверху по течению становится наиболее физически сильный участник; по двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи товарища и передвигаясь приставным шагом боком к течению; кругом - взявшись за плечи.

Когда брод представляет определенную опасность, переправляются с помощью двух веревок, соблюдая все меры предосторожности. Первым переходит реку наиболее опытный и сильный участник на страховке основной веревкой, прикрепленной карабином у грудной обвязки на спине. Под углом около 90° к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстрее подтянуть страхуемого к берегу. Страховку лучше организовать через выступ, дерево, или просто держать веревку руками (2-3 человека).

На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная страхующая веревка должна быть свободна. Иначе она, жестко удерживая сорвавшегося, не позволит ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы веревку в любой момент можно было ослабить (что позволит переправляющемуся плыть вниз по течению), одновременно подтягивая его к берегу или выдавая веревку, если течение несет к противоположному берегу.

При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению; палку держать широко расставленными руками; при передвижении все время соблюдать две точки опоры; ноги и шест нельзя в воде поднимать высоко; предварительно ощупывать дно, ища прочную точку опоры.

Переправившись на другой берег, турист закрепляет там основную веревку за дерево или выступ. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Двигаться по перилам также желательно против течения.

При переправе вброд по перилам участник пристегивается карабином к страховочной веревке спереди. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно былр идти откинувшись на прямых руках. При этом следует держаться двумя руками за натянутые перила, идти приставным шагом. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил.

Переправившись на другой берег, отстегивают страховочную веревку и, подсоединив ее карабином в безопасном месте, снимают самостраховку. Последний отвязывает перильную веревку, прикрепляется к ней и к вспомогательной веревке, как при переправе первого, и, опираясь на шест, переправляется.

Переходят по перилам только по одному. Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел. Переправляться обязательно в ботинках и одежде. После переправы надо вылить воду из ботинок, вытереть их изнутри сухой тряпкой, отжать носки и одежду.

Техника и тактика пешеходного туризма

Актуальность темы. Школьные уроки физкультуры (дважды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма. Восполнить недостающее и призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. Занятия туризмом вырабатывают у школьников ценные умения и навыки в разведении костра, приготовлении пищи, ремонте обуви и одежды, ориентировании на местности по компасу, карте, небесным светилам и местным предметам. В походе получают новое звучание знания, полученные на уроках географии, истории, биологии, астрономии, математики. Сталкиваясь с трудностями туристской жизни, они учатся преодолевать их не в одиночку, а коллективом. Путешествия и туризм привлекают внимания абсолютного большинства подростков, стимулируют интерес к учебе, коллективной деятельности, развивают трудолюбие, формируют нравственное отношение к окружающим. В процессе туристско-краеведческой деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Организация туристско-краеведческих и оздоровительных мероприятий в условиях открытой природы создает идеальную основу для социально-педагогической реабилитации и нравственной терапии подростков. Организация туристско-краеведческой деятельности в период летних каникул позволяет решить вопрос занятости подростков, «трудных» детей, минимизировать негативные проявления в подростковой среде. Таким образом, поиск новых технологий, разнообразие видов туристической деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно-досуговую деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является туризм.

Исследованию проблемы организации отдыха для подрастающего поколения посвящены труды Линчевского Э.Э., Лукоянова П.И., Захарова П.П., Степенко Т.В., Костантинова Ю.С., Куликова В.М. и др.

Туризм (от французского tourisme – прогулка, поездка) – это особый вид массовых путешествий с целью получения удовольствия от посещения интересных местностей, способствующих удовлетворению любознательности, познанию, отдыху .

Туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков. Основными целями туризма при этом являются: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений подростка с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановления духовных и физических сил, обеспечение полноценного отдыха подростков в условиях естественной природной среды.

При условии соответствующей организации к туризму подростков можно отнести довольно широкий спектр деятельности: научные и познавательные туры (орнитологические, ботанические, ландшафтно-географические, археологические и др.); приключенческие туры (пешие, водные, конные, горные); летние студенческие практики; летние лагеря и программы для школьников; поездки выходного дня и др.

Поход - групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных целях. Спектр походов весьма широк: от неспешной прогулки в лесу, до спуска по порогам. Поход – это модель общественной жизни, в нем сконцентрированы все виды деятельности: бытовая, научная, спортивная. Воспитательным моментом является и сама походная обстановка. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами. Позиция педагога в данном случае должна быть жесткой: хотите в поход – давайте работать. Поэтому любой поход, даже однодневный, требует серьезной подготовки.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы классифицируются по различным признакам:

1. По способу передвижения (пеший, велопоход, конный, парусный, водный, спелео).

2. По продолжительности (многодневный или походы выходного дня: одно, двух, трёхдневный).

3. По сложности (разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности (к.с.) - от I до VI, и прогулочные.

Пешеходный туризм – это туристические походы, совершаемые пешком, основной целью которого является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Это либо походы выходного дня (1–2 дня), либо более длительные, в несколько дней. Пешие походы проводятся практически во всех климатических зонах и географических регионах – от арктической тундры до пустынь и гор. Пешеходный туризм – наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку. независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Для пеших переходов характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха на биваке. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными – от экскурсий и походов выходного дня до сложных категорийных.

Маршруты некатегорийных походов (для подростков) выбирают так, чтобы на пути следования по возможности не было естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приемами.

1.1. Понятие и категории сложности пешего похода

Туризм – это организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туризм -самая распространенная и любимая детьми форма и содержание детского досуга. Дети по натуре «бродяги», следопыты и путешественники. Природа дает человеку заряд энергии, раскрепощает, способствует глубоким духовным переживаниям, обогащает впечатления. Туристические походы могут быть пешими, водными, горными, велосипедными. Они могут длиться один и несколько дней. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы, учат ребят удивляться жизни, любоваться красотой природы .

Туристические маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

Пешеходный туризм (англ. треккинг) - это пеший поход по пересеченной местности без специальной подготовки его участников (туристов). В течение светового дня группа проходит от 4 до 6 часов, учитывая остановки на перекус и отдых в живописных местах. Отличительной чертой пешеходного похода является режим: ранний подъем и ранний отход ко сну.

Поход является наиболее распространенной формой туристско-краеведческой деятельности в школе.

Поход – передвижение туристской группы активным способом по заранее составленному маршруту по территории родного края, отдалённому району страны или за её пределами. Продолжительность похода может составлять от одного до нескольких дней.

История пешего похода началась в Непале, когда британский подданный русского происхождения Борис Лисаневич открыл эту страну для массового туризма. Во время похода у вас появится возможность отдохнуть, получить неизгладимые впечатления и увидеть природу, людей своей или другой страны вдали от городской суеты.

В советские времена было проложено сотни плановых туристских пешеходных маршрутов, замыкающихся на горные и приморские турбазы, действовали тысячи сезонных туристических стоянок. Пешеходным туризмом занимались миллионы энтузиастов по всему бывшему Советскому Союзу, объединенных в турклубы и секции. Сегодня от тех маршрутов остались лишь маркированные тропы, несколько турприютов да воспоминания ветеранов туризма .

И все же пешеходный туризм никуда не исчез. Несмотря ни на что, на природу выезжают сотни тысяч поклонников пешеходного туризма.

Виды туристических походов. Туристические походы бывают разные: ближние и дальние, пешие, велосипедные, водные, однодневные и многодневные.

По содержанию поход может быть: учебно-тренировочным и тематическим. В походе возможно сочетание указанных направлений деятельности.

По характеру организации поход может быть:

Плановым (по путевкам туристских организаций). На плановый маршрут приобретают путевки; тогда как турист обеспечивается пищей, снаряжением, жильем, транспортом, экскурсионным гидом.

Самодеятельным (по маршрутам, выбранным и разработанным туристской группой). В самодеятельных туристских путешествий и походов туристы сами разрабатывают и выбирают маршруты и сами обеспечивают обслуживание себя в пути. Браться в начале для приобретения опыта в этом виде туризма лучше с походов выходного дня. Поскольку это наиболее доступная и финансово саморегулируемая форма тренировок и отдыха во время отпуска. Вначале рекомендуется приобрести опыт более простых походов, прежде чем покорять сложные перевалы или преодолевать дальние маршруты, т.к. такой поход может превратиться в мучение, а не в отдых.

По сложности туристские походы делятся на походы выходного дня, или некатегорийные, и походы по маршрутам I-VI категорий сложности.

Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий, географического показателя района, автономности маршрута, напряжённости маршрута и др. В зависимости от этого походы подразделяются на:

- походы выходного дня;

- походы 1-3 степени сложности - в детско-юношеском туризме;

- категорийные походы с 1 по 6 категорий сложности (категория сложности – сокращенно: к. с..; 1 категория - самая простая, не требующая специальных знаний; 6 категория - самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения).

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.) .

Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В таблице 1.2 приведены требования к походам 1-3 степени сложности (см. Приложение 2).

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.

Основными показателями, определяющими категорию сложности похода являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику.

Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

Определяющими препятствиями (ОП) или факторами (ОФ) маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющие препятствия (ПОП) или факторы (ПОФ) являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию /полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП, и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП) и факторы (ОФ).

Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 1.3 (см. Приложение 2).

Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.

Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 1.3, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнем классифицированных туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна выходить в количестве от 6 до 15 человек, а на маршруты III-IV категорий сложности – от 6 до 12 человек.

К походу допускаются: по маршруту I категории сложности – школьники не моложе 13 лет, II категории – не моложе 14 лет, III категории – не моложе 15 лет, IV категории сложности – школьники не моложе 16 лет. Походы могут проводиться спортивными и туристскими организациями учебных заведений .

Классификация пешеходных маршрутов и разрядов представлена в таблице 1.4 (см. Приложение 3).

Походы от первой до третей категории сложности для детей – это, в основном, детско-юношеский туризм.

Походы от первой по шестую категорию сложности для взрослых. 1-ая категория - самая легкая, не требующая, каких-то особых знаний; 6-ая категория - самая трудная, которая требует особой и физ. подготовок, с соответствующим снаряжением.

Для освоения туристического похода каждой категории сложности, туристы должны обладать опытом участия в походах предыдущей категории сложности, а глава группы опытом участия в данной категории, и опыт управлением походами предыдущих категорий.

Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута» (Приложение 4). При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями «Классификация пешеходных маршрутов» (ЦРИБ «Турист», Москва,1990).

Для детских туристских групп разрешены походы: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеологический. Возможно сочетание нескольких видов детской туристско-краеведческой деятельности.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Пешеходный туризм – это туристические походы, совершаемые пешком, основной целью которого является пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности. Это либо походы выходного дня (1–2 дня), либо более длительные, в несколько дней.

Поход - групповое или индивидуальное мероприятие, связанное с перемещением по некоему маршруту в рекреационных целях. Вырываясь из привычной обстановки комфорта и удобств, дети попадают совсем в другой мир, где они всё должны делать сами.

Любой поход начинается с разработки маршрута. Составляется список группы, распределяются обязанности участников похода. Оформляются нормативно-правовые и разрешающие документы. Немаловажное значение имеет обучение и инструктаж участников. Особое внимание следует обратить на организацию медицинской помощи, т.к. в походе может произойти что угодно: от серьезных травм до отравления.

Правильная подготовка к походу и его успешное проведение во многом зависят от руководителя. Им должен быть авторитетный, опытный, требовательный человек, обладающий организаторскими способностями. Туристская группа сама выбирает своего руководителя. Правда, часто он сам является инициатором ее создания. У руководителя туристский опыт должен быть солиднее или таким же, как у большинства членов группы. Чтобы руководить группой, необходимо побывать в походе той же категории сложности и иметь опыт руководства походом на категорию сложности ниже и обязательно в том же виде туризма.

Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении. Если турпоход хорошо организован, а при освоении маршрута все участники похода следуют мерам предосторожности, путешествие получиться по-настоящему интересным и памятным.

Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий проводимых в лагере и в походе научат школьников основам пешего туризма, включающим в себя умение обращаться со скалолазным снаряжением, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности, а также многому другому.

Участие в пешеходном походе способствует повышению интереса к туризму и здоровому образу жизни как альтернативе пагубных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сами условия туристической жизни: длительное пребывание на природе, разнообразные физические нагрузки, преодоление препятствий – создают обстановку для проявления школьниками нравственных и волевых качеств личности (дружбы и товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки, организованности и дисциплинированности, смелости, стойкости и ответственности, чувства долга). Походная обстановка вызывает необходимость быстро усвоить и научиться применять определённые трудовые навыки, которые одновременно с физической и волевой закалкой помогают в эстремальных ситуациях.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что рационально организованный досуг подростков в форме пешего похода призван не только восстанавливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития.

Туристский пеший поход «Койва-Чусовая», продолжительностью 4 дня, будет проводиться в рамках работы городского летнего оздоровительного лагеря в дни летних каникул 2013 г.

Задачи похода: обучение навыкам пешего туризма и ориентирования; создание условий для развития физической активности и оздоровления; развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи; привитие навыков гармоничного (экологического) общения с окружающей природой; способствовать развитию у подростков навыков общения; создание благоприятных условий для организованного отдыха.

Планируемые результаты пешеходного похода:

Возможность личностного роста (осуществив пеший поход, подросток начинает еще больше гордиться собой);

Изменение поведенческих мотиваций подростков и их психологическая разгрузка;

Повышение жизненного тонуса, изменение проблемного фактора, связанного с особенностями физического развития подросткового возраста;

Овладение подростками элементарными навыками туристской подготовки.

В качестве результата реализованного похода выступают: фотографии с похода, дневники участников от похода, книга отзывов участников похода, благодарственные письма от родителей.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.).

2. Постановление Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 47 «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2011-2012 годах».

3. СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»

4. Правила по спортивному туризму, утвержденные Росспортом 28 марта 2008 г. и согласованные МЧС России 21 марта 2008г. на 2001-2004 гг. - М., 2001.

5. Разрядные требования по спортивному туризму на 2001-2004 г. // Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму на 2001-2004 гг. - М., 2001.

6. Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по географии. – М.: Просвещение, 2008.

7. Берман А.Е. Юный турист – М.: ФиС, 2005.

8. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2007.

9. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников. - М., 2009.

10. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма, 2 изд. - М., 2003.

11. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., ЦРИБ «Турист», 2003.

12. Воронов Ю.Б. 100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке. - М.: «Мир», 2005.

13. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. - М., 2000.

14. Ганопольский В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 2006.

15. Гориневская В.В., Лейсаков Н.К. Пешеходный туризм. – М., 2001.

16. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. – М.: ФЦДЮТиК, 2004.

17. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. – М., 2000.

18. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

19. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2008. 600 с.

20. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.

21. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2006. 208 с.

22. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слѐтов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2007.

23. Кравчук, Т.А. Теория и методика оздоровительного туризма / Т.А. Кравчук - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 352 с.

24. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчѐта о пешеходном туристском путешествии школьников. - М., ЦРИБ «Турист», 2005.

25. Куликов В.М. Словарь юного туриста. - М.: изд-во ФЦДЮТиК, 2008. - 76 с.

26. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании: пособие для учащихся. – М.: Толк, 2006.

27. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М., ФиС, 2001.

28. Лысогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туриста в походе. – М.: Пищевая промышленность, 2000.

29. Маслов А.Г. Константинов Ю.С. Дорогов И.А.. Полевые туристские лагеря. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

30. Менчинский Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 2001.

31. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации. – М., РМАТ, 2001. – 87 с.

32. Потресов А.С. Спутник юного туриста. – М., 2002.

33. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М., Профиздат, 2007.

34. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.

35. Рогов Л.М. Школьный туристский лагерь: Учебное пособие / - М.: Просвещение, 2003. – 69 с.

36. Ротштейн Л.М. Школьный туристский лагерь. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2003.

37. Рыжавский Г.Я. Биваки. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.

38. Туристские маршруты. Справочник. Сост. Качанов В.С. - М.: Профиздат, 2000.

39. Туристско-краеведческие кружки в школе / Под ред. В.В. Титова. - М.: Просвещение, 2005. – 76 с.

40. Усков А.С. Практика туристских путешествий. – Санкт-Петербург Творческий Центр «ГЕОС», 2009.

41. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов. - М.: Совертский спорт, 2002. - 361 с.

42. Формозов А.Н. Спутник следопыта. – М.: Издательство Московского университета, 2009.

43. Шаповал Г.Ф. Азбука туриста-эколога. - Минск: «Экоперспектива», 2001. – 116 с.

44. Шимановский В.С. Ганопольский В. И. Лукоянов П.И – Питание в туристском путешествии. – М., Профиздат, 2006.

45. Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Походы выходного дня – М.: Профиздат, 2005.

46. Ярошенко В.В. В поход с классом. – М., 2004.

47. Климанова, Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками / Т.Г. Климанова // Физическая культура в школе. - № 3. - с. 38-44.

48. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сборники №1, №2. - М., ЦДЮТур МО РФ, 2008

49. Официальный сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения [Интернет-доступ] http://www.turcentrrf.ru/

Положение

о проведении туристического слёта «Охота на пиранью»

Туристический слёт «Школа выживания» проводится в формате ролевой игры, в процессе которой участники получают баллы, по количеству которых определяется команда-победитель. Участники образуют команды и занимают соответствующие должности (см. Приложение 3).

Легенда слета строится по мотивам фильма "Охота на Пиранью". На туристический лагерь участников нападает группа бандитов во главе с безжалостным главарем Комиссаром. Участникам предстоит, преодолевая трудности, бежать из плена и добраться до ближайшего населенного пункта с минимальными потерями.

Цели и задачи

Туристический слёт проводится с целью:

· привлечения к активному отдыху;

· воспитания соревновательного духа;

· физического и психологического развития.

Задачи слёта:

· пропаганда туристического движения среди учащихся ВУЗов;

· совершенствование туристических и тактических навыков;

· воспитание любви к природе.

2. Руководство проведения слёта

Руководство подготовкой и проведением слёта осуществляют участники Туристического клуба СГУ «Дороги края» и Пейнтбольного клуба СГУ «Paint Republic».

Время и место проведения

Слёт проводится с 12 по 14 мая 2017 года возле села Лох Новобурасского района Саратовской области.

4. Участники слёта

К участию в слёте допускаются команды и отдельные учащиеся ВУЗов г. Саратов.

5. Программа слёта

Туристический слёт проходит в два этапа. На первом этапе, с 13 марта по 9 мая, проводятся теоретические и практические занятия по обучению и углублению знаний по направлениям:

· ориентирование и работа с картами;

· размещение и организация лагеря;

· полевая кухня и разведение костров;

· первая медицинская помощь;

· снаряжение и средства индивидуальной защиты;

· выживание;

· тактическая подготовка.

На втором этапе проводится выезд на слет, включающий в себя:

· дневное ориентирование;

· полосу препятствий;

· техники пешеходного туризма;

· соревнование по пейнтболу;

· игру «Сундук комиссара»;

· конкурсную программу:

· конкурс туристических навыков;

· конкурс представления команд и художественной самодеятельности;

· конкурс бардовской песни;

· конкурс на звание лучшего командира

Подробное описание программы слета представлено в Приложении 1.

Условия проживания и необходимый инвентарь

Команды размещаются в палатках и должны иметь снаряжение и инвентарь для проживания в полевых условиях. Если у команды или участника отсутствуют отдельные элементы снаряжения или инвентаря, то помощь в их приобретении оказывается организаторами слета. Полнота снаряжения так же оценивается и входит в общий балл конкурса слёта. Каждая команда готовит пищу самостоятельно.

Взносы

Каждый участник туристического слета платит взнос за участие в размере 400 рублей, которые будут потрачены на еду, расходные материалы и снаряжение для пейнтбола.

Определение победителей

В ходе соревновательной деятельности, команды зарабатывают определённое количество баллов за каждый элемент программы. По окончанию соревновательной программы, баллы суммируются. Победителем считается команда, набравшая наибольшее суммарное количество баллов. В случае равенства очков у двух и более команд, преимущество отдаётся команде, имеющей больше первых, вторых, третьих мест в зачётных соревнованиях.

Приложение 1

План

проведения туристического слёта «Охота на пиранью»

День первый («Лагерь»)

· Заезд команд.

· Установка лагеря.

· Построение, открытие слета.

· Конкурс представления команд и художественной самодеятельности.

· Техника пешеходного туризма.

· Конкурс бардовской песни.

· Личное время.

· Построение.

День второй («Побег»)

· Подъём.

· Зарядка.

· Личное время.

· Завтрак.

· Дневное ориентирование.

· «Сундук комиссара».

· Личное время.

· Построение.

День третий («Борьба»)

· Подъём.

· Зарядка.

· Личное время.

· Завтрак.

· Построение, объявление дневной программы.

· Соревнование по пейнтболу.

· Сворачивание лагеря.

· Выезд команд.

Подробное описание внесенных в программу элементов соревнования представлено в Приложении 2.

Приложение 2

Программа испытаний

туристического слёта «Охота на пиранью»

Дневное ориентирование

На местности установлены и отмечены на карте 15 контрольных пунктов (КП). Необходимо за ограниченное время пройти все КП, выполнить соответствующие задания и вернуться в исходную точку. Команды самостоятельно выбирают порядок прохождения КП. Отметка о прохождении КП производится компостером или ручкой в карточке команды в клетке с номером, соответствующим номеру КП.

Участники стартуют в составе команд. Интервал между стартами команд - 5 минут. Порядок команд определяется жеребьевкой.

Контрольное время – 3 ч. Время отсекается по возвращению в исходную точку последнего участника команды. За превышение участниками контрольного времени до 5 минут не засчитывается 1 КП, до 10 минут – 2 КП, до 15 минут – 3 КП и т.д.

Результат команды определяется по наибольшему количеству найденных КП и лучшему времени.

Техника пешеходного туризма

Перечень этапов:

· вязка узлов;

· переправа по параллельным веревкам с самостраховкой;

· навесная переправа;

· вертикальный маятник;

· подъем на двойном «схватывающем» узле;

· траверс склона;

· спуск на «восьмерке»;

· переправа через овраг по бревну с перилами с самостраховкой;

· «кочки»;

· «гати»;

· горизонтальный маятник;

· установка палатки;

· разжигание костра;

· троллей.

Все участники должны иметь полевую форму, закрывающую локти и колени, спортивную обувь, перчатки и головные уборы.

Участники стартуют в составе команд. Порядок команд определяется жеребьевкой.

Результат команды определяется по времени прохождении дистанции с учетом штрафного времени.

Таблица штрафов

№п/п Наименование нарушения Штраф
Заступ за границу этапа: одиночное касание за ограничением (в опасной зоне) одной ногой без обеспечения самостраховки. 30 сек
Прохождение этапа с не замуфтованным карабином 30 сек
Потеря личного специального снаряжения – за каждую утерянную на этапе (в опасной зоне) или оставленную на исходном берегу единицу снаряжения. 30 сек
Не прохождение этапа снятие
Ошибка при вязке узлов: не расправлен узел, либо отсутствие контрольного узла, либо свободный конец узла менее 5 см. 30 сек
Не завязанный или неправильно завязанный узел: рисунок узла не соответствует образцу. 1 мин
Неправильная страховка или самостраховка – ус самостраховки трется об основную веревку при движении 1 мин
Прекращение или отсутствие страховки, самостраховки: · начало движения без страховки, самостраховки, · выпуск перильной веревки из рук, · неправильная пристежка на участках, проходимых по условиям без потери самостраховки: участник отстегнулся от предыдущего участка до того, как пристегнулся к следующему. 1 мин. 1 мин. 1 мин.
Два участника на этапе 1 мин
Хват за узел (схватывающий узел при движении зажат в руке) 1 мин
Неправильный порядок пристегивания или отстегивания: участник подключился к перилам до того, как встал на самостраховку, а при отстегивания наоборот 1 мин
Срыв с удержанием - обе ноги потеряли опору, но руками участник держится за перила (при условии дальнейшего прохождения) 30 сек
Срыв участника с повисанием на страховке, самостраховке (если продолжает движение) (если не продолжает движение) 3 мин снятие
При спуске на «схватывающем» узле веревка не заложена за спину 1 мин
При спуске выпуск перильной веревки из регулируемой руки 1 мин
Неправильное использование тормозного устройства «восьмерка» 1 мин
Не выполнение условий и прохождения дистанции, невыполнение требований судей по обеспечению безопасности снятие
Помощь судьи 3 мин
Морщины на крыше палатки (каждая) 30 сек
Отсутствие вертикальности установки палатки 1 минута
Потеря колышков (каждый) 30 секунд
Разжигание костра без рукавиц 1 минута
Костровой без головного убора 1 минута
Нитка не пережжена за контрольное время (3 мин) 3 минуты

Конкурс «Туристические навыки»

Туристические навыки и быт оцениваются на протяжении всего туристического слета. При оценке туристического лагеря и быта команды учитываются следующие показатели:

· состояние лагеря и кухни, условия хранения продуктов;

· соблюдение правил поведения и распорядка дня;

· соблюдение норм санитарно-гигиенической, пожарной, экологической, общей безопасности.

Перечень штрафов за нарушение правил и норм приведен ниже.

В первый день осуществляется контрольно-консультативный обход судейской бригадой, в последующие дни – утренний и вечерний обходы с целью проверки состояния лагеря, кухни, условий хранения продуктов и т.д.

При проверке состояния лагеря, кухни и хранения продуктов учитываются чистота, порядок, соблюдение гигиенических, противопожарных, природоохранительных норм и техники безопасности, соблюдение распорядка дня, правил поведения на воде и у воды, дисциплинированность, культура поведения и взаимоуважения между всеми участниками соревнований.

Судейская бригада может фиксировать нарушения в любое время и в любом месте лагеря.

Перечень штрафов .

Штраф в 1 балл назначается за:

· нарушение гигиенических норм стирки и сушки белья;

· нарушение правил хранение посуды, инструмента и снаряжения;

· нарушение правил утилизации пищевых отходов и бытового мусора;

· наличие мусора в палатках и на территории.

Штраф в 2 балла назначается за:

· нарушение норм хранения продуктов;

· несоблюдение гигиены и техники безопасности при работе на кухне;

· плохо вымытую посуду;

· мытье посуды и умывание вне специально отведенных мест.

Особо оговоренные нарушения - штраф в 5 баллов назначается за:

· нарушение норм пожарной, экологической и общей безопасности;

· несоблюдение распорядка дня;

· невыполнение распоряжений судей.

Конкурс «Представление команд и художественная самодеятельность».

В выступлении обязательно участие всей команды. Время выступления ограничено 10 минутами. Команда, используя различные художественные формы, рассказывает о себе, в ключе туризма и тематики слета. Порядок выступления определяется жеребьевкой.

Критерии оценки:

· массовость;

· слаженность представления;

· артистизм;

· качество исполнения;

· оригинальность выступления.

Максимальная оценка – 30 баллов.

Конкурс командиров

Судейский состав на протяжении всего слёта наблюдает за командирами отрядов и оценивает их навыки. Оценивается:

· способность быстро и правильно принимать решения;

· способность к организации личного состава;

· выполнение полученные приказы;

· работа с полученной документацией и ведение журнала.

Игра «Сундук комиссара»

Основная задача команд - собрать пароль от кодового замка по мере прохождения испытаний на КП, расположенных в округе лагеря. Расположение КП отмечено на схемах лагеря. Испытания направлены на проверку смекалки, интеллекта, и силы духа участников. Команды могут объединяться между собой для прохождения заданий. На прохождение игры отводится 3 часа. По истечении времени, все КП закрываются. Наградой за удачное прохождение игры служит содержимое сундука и дополнительные баллы к общему командному счету.

Команда может отказаться от участия в игре на любом ее этапе.

Соревнование по пейнтболу

В игре участвуют две противоборствующие стороны, состоящие из участников слета. Одна сторона держит оборону на подготовленных позициях, другая должна подобраться как можно ближе и «взорвать» позиции с помощью условной бомбы.

Приложение 3

Состав команд и снаряжения туристического слёта «Охота на пиранью»