ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Краткая характеристика алтайских гор. Алтай (Горная Система)

Алтай – прекрасный регион, знаменитый своей природой. Величественные горы этого края привлекают туристов со всего мира. Алтайские горы – самые высокие горы в Сибири , разделённые горными реками и котлованами. Горная система проходит через четыре страны: Россия, Китай, Монголия и Казахстан. На территории Российской Федерации хребты расположены преимущественно в Республике Алтай и в Алтайском Крае.

Великолепные Алтайские горы сформировались около 500 миллионов лет назад. Но из-за изменения климата, землетрясений и ледниковых периодов, около 60 миллионов лет назад горы сильно разрушились и приобрели совершенно иной вид, который мы можем наблюдать в наши дни. Горы Алтая неоднородны по своему рельефу. Здесь выделяются три основные группы: равнины, среднегорный и ледниковый высокогорный рельеф. 2000 метров – средняя высота гор. Самой высокой точкой Алтая является гора «Белуха», её высота 4506 метров.

Горы Алтая – уникальны, и с 1998 года находятся в списке Всемирного наследия ЮНЭСКО.

Белуха

Белуха – это наивысшая точка Алтая, признанная географическим центром Евразии – она равноудалена от трёх океанов. Эта гора никогда не была просто горой, а всегда олицетворяла собой священное место. Древний алтайский народ Кадын-Бажи считал, что в горе живёт страшный демон, который убьёт каждого, кто попытается взойти на эту гору. Именно этим объяснялись регулярные сходы лавины и камнепады, вызванные землетрясением.

В противоположность этому буддисты считают, что именно на вершине горы Белухи, спрятан вход в мифическую страну мудрецов Шамбалу.

Впервые подняться на вершину Белухи пытались ещё в XIX веке, но это оказалось невозможным из-за постоянных камнепадов и сходов лавин. Первое в истории восхождение на гору произошло только в 1914 году Михаилом и Борисом Троновыми.

Плоскогорье Укок

Плоскогорье Укок считается точкой стыка границ четырех государств – России, Китая, Монголии и Казахстана. Невероятная природа, тысячи мелких рек и водоемов, привлекают для посещения этого места туристов со всего мира. Это плоскогорье знаменито большим количеством памятников культуры. Здесь были найдены наскальные рисунки, курганы, каменные изваяния. «Принцесса Укока» – главная находка в этой местности. Это мумия 25-летней женщины, найденная здесь в 1993 году. Татуировки на её коже, а также лошади, золото, и предметы быта, погребенные вместе с ней, дают право утверждать, что это была очень знатная женщина. Археологи, историки, искусствоведы до сих пор продолжают изучать это невероятно живописное место.

Алтайские горы краткая информация.

Говоря об этом горном царстве, на ум невольно приходят слова из стихотворения Владимира Высоцкого:

"Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес."

Мы не станем пытаться все их описывать. Чтобы понять, нужно увидеть собственными глазами.

В заключение процитируем лишь строки из еще одного стихотворения Владимира Высоцкого "Прощание с горами".

"В суету городов и в потоки машин
возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

Так оставьте ненужные споры-
Я себе уже все доказал:
Лучше гор могут быть только горы -
на которых еще не бывал."


Алтын-Ту
Гора Алтын-Ту, название которой в переводе с алтайского означает "Золотая гора", расположена в массиве с одноименным названием. В массиве три вершины. Самая высокая из них - гора Корумбу - 2358 м, с вершины которой открывается великолепная круговая панорама на весь Алтай.

Бабырган
Это бессменный часовой Алтайских гор, чей пост вынесен далеко на равнину. Гора высится на территории Алтайского района, на левом берегу Катуни, в 14 км к западу от поселка Платово. Ее абсолютная высота 1008 м.

Белуха
Белуха - царица Алтая - никого не может оставить равнодушным, она настолько красива, величественна и грациозна, что в любом вызывает бурю чувств и эмоций.

Комсомольская
Гора Комсомольская расположена в черте города Горно-Алтайска и является одним из отрогов хребта Иолго. Гора уникальна разнообразным видовым составом растений; особенно богата флора ее северного склона, обращенного в сторону города и круто опускающегося к левобережью реки Маймы.

Очаровательная
В 5 км от поселка Колывань и в 6 км от поселка "8 Марта", находится издавна почитаемая гора Очаровательная. Во время археологической разведки Саяно-Алтайской экспедиции Государственного Эрмитажа в 1993 году, на вершине горы было обнаружено своеобразное святилище.

Синюха
На более чем тысячеметровую высоту поднимается величественная вершина горы Синюхи в окрестностях с. Колывань. Места эти издавна привлекали путешественников. С вершины горы открывается прекрасная панорама с редкостными природными контрастами: с одной стороны - бескрайняя Кулундинская степь, с другой - покрытые снегом горные вершины Алтая.

Горы района Горного Чарыша
Гора Большой монастырь. Расположена в долине Чарыша у села Усть-Пустынка (Краснощековский район Алтайского края). Скала-останец высотой около 100 м, напоминающая формой здание старинного монастыря, сложена белыми, серыми и розоваными известняками.

Страница просмотрена 175077 раз

Белуха - самая высокая гора Алтая. У священной горы много местных имен: Кадын-бажи - «Вершина Катуни», Ак-суру - «Белый великан», Мусдутуу - «Ледяная гора», Актау - «Белая гора»; судя по названиям Уч-Сюмер, Уч-Сюри, Уч-Айры - «Три сопки», «Три шпиля», «Три разветвления», у горы когда-то было три вершины. Поэты, философы и религиозные мыслители назывют ее «Серебряной нитью мира», «Планетарным престолом», «Щитом огненной силы», «Башней Матери мира», «Крепостью Алмазнопрестольного Будды», «Твердыней единого Бога».
Ученые же видят прежде всего покрытый ледниками гранитный массив, сложенный породами кембрийского периода. По сей день продолжается тектоническое движение - поднятие, которое началось в эпоху палеогена, так что эта гора - настоящий музей всевозможных геоморфологических процессов и форм рельефа. Две вершины в форме неправильных пирамид - Восточная Белуха (4506 м) и Западная Белуха (4435 м), с понижением до 4000 м (т. н. «Седло Белухи») между ними, - венчают Катунский хребет Центрального Алтая на юге Западной Сибири, где сходятся границы четырех стран: России, Казахстана, Монголии и Китая. Гора почти отвесная на севере (так называемая Аккемская стена со стороны Аккемского ледника) и более пологая с юга, где с Катунского ледника (иначе ледник Геблера), берет начало река Катунь.
Люди заселяют межгорные долины Алтая с эпохи палеолита (первые поселения появились около 1,5 млн лет назад. В VII-III вв. до н. э. Алтай населяли скифы-пазырыкцы, затем их сменили хунны и сарматы, с середины V в. - тюрки, предки современных алтайцев, образовавшие крупное средневековое государство Тюркский каганат (монархия), куда наряду с Алтаем входили территории Манчжурии, Монголии, Восточного и Западного Туркестана, Казахстана и Северного Кавказа. В XVII-XVIII вв. Алтай входит в Джунгарское государство, ликвидированное Цинской династией (Китай) в ходе Третьей ойратско-маньчжурской войны (1755-1759 гг.). Параллельно шла экспансия Российской империи, в ходе которой в 1717-1747 гг. Северный, а в 1756 г. и Южный Алтай стали владениями Демидовых.
Изучение и покорение этой не самой высокой, но трудной для восхождения и духовно значимой горы мира стало для многих делом чести. Но только в XX веке.
Склоны Белухи в среднем до высоты 2600 м покрыты ледниками (в настоящее время известно 169, общей площадью около 150 км 2), что отразилось в названии Белуха, т. е. «Белая». Из-за трудностей восхождения на ледниковые склоны и сакральной традиции местного населения обходить Белуху стороной довольно долго никто не решался всходить на вершину, о чем сетует одно из энциклопедических изданий 1891 г. Ее высоту приблизительно вычислил в 1835-1836 гг. работавший в России немецкий доктор медицины, географ Фридрих Август фон Геблер (1781-1850 гг.). До «Седла Белухи» в 1895 г. дошел российский ботаник, географ и путешественник Василий Васильевич Сапожников (1861-1924 гг.), который внес большую точность в измерения.
Подробным исследованием ледников Белухи занимались уже в советское время братья Троновы - гляциолог (исследователь льда) и климатолог Михаил Владимирович (1892-1978 гг.) и химик Борис Владимирович (1891-1968 гг.). Им же принадлежит честь первого восхождения на Белуху в 1914 г.: ее более высокую восточную вершину удалось покорить лишь с третьего раза (первая неудачная попытка восхождения была предпринята еще в 1907 г. группой русских, а в 1909 г., столь же неудачно, группой английских альпинистов).
Белоснежный венец красавицы Алтая запечатлели на своих картинах Николай Константинович Рерих (1874-1947 гг.) и выдающийся пейзажист алтайского происхождения Чорос-Гуркин - Григорий Иванович Гуркин (1870-1937 гг). На волне революции в 1917 г. его, как самого известного представителя коренной национальности, уговорили возглавить Каракорум-Алтайскую окружную управу, а в 1919 г. колчаковцы арестовали его «за сепаратизм и измену Родине». Выпущенный под залог, художник поспешил сбежать за границу. В 1925 г. его уговаривают возвратиться в Советскую Россию, где он пишет картины, рисует плакаты и иллюстрирует народный эпос до 1937 г., пока его не обвинили в национализме; погиб в застенках НКВД, реабилитирован в 1956 г.
В конце XX в. Белуха превращается в центр экстремального спорта и туризма. Сегодня известны разные маршруты восхождения, все они - скально-ледовые.
Среди животных и птиц встречаются редкие экземпляры, например внесенные в Красную книгу снежный барс и беркут. Гора вместе с ее экосистемой была сначала объявлена памятником природы Горно-Алтайской АО, а затем и объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под официальным названием « ».


Общая информация

Самая высокая точка Сибири.

Административная принадлежность: пограничный Усть-Коксинский район, Сибирский федеральный округ, РФ.

Этнический состав: алтайцы (коренной народ) - большинство, казахи - до 6%, имеются немногочисленные группы русских старообрядцев, переселившихся сюда более 200 лет назад.

Религии: бурханизм (местное верование с элементами буддизма и шаманизма), буддизм (алтайцы), православие (русские), ислам (казахи).

Крупнейшая река: Катунь.
Крупнейшие озера: Кучерлинское, Аккемское.

Крупнейшие ледники: ледник Сапожникова 10,5 км длиной, площадью 13,2 км 2 ; Большой и Малый Берельские ледники длиной 10 и 8 км и площадью 12,5 и 8,9 км 2 .

Ближайшие населенные пункты: село Усть-Кокса.

Удаленность от Китая и Монголии: около 100 км.

Цифры

Восточная Белуха: 4506 м.
Западная Белуха: 4435 м.
Седло Белухи: 4000 м.
Первое восхождение: 1914 г., братья Троновы.
Ледники горы Белуха: количество - 169, площадь - 150 км 2 , 50% всех ледников Катунского хребта.
Скорость движения льда: от 30 до 50 м в год.

Климат и погода

Резко континентальный , с коротким жарким летом и длинной морозной зимой. Изменяется в соответствии с высотной зональностью.
Среднегодовая температура в долине: 0…+5°С
Среднегодовая температура на вершине: -6°С
Минимальная температура на вершине: зимой до -45°С, летом до -20°С.

Любопытные факты

■ Сложные космологические представления связывают Белуху с Тибетом и Индией. Местные жители уверены, что Белуху с Тибетом соединяют и вполне реальные пещерные ходы. По одной из версий, индийская мифологическая священная гора Меру (центр всех вселенных) и есть алтайская Белуха.
■ Число три несет в себе важную для Белухи символику. Считается, что здесь встречаются три религии:христианство, буддизм и ислам; через Белуху связаны Алтай, Гималаи и Памир; гора находится на примерно равном удалении от трех океанов: Тихого, Северного Ледовитого и Индийского.

В мире есть много уголков природы, которые просто поражают воображение своей красотой. Одним из таких мест является Он расположен в юго-восточной части На востоке край опоясывает Салаирский кряж - большей частью равнинная территория, усеянная многочисленными невысокими холмами. По мере перемещения к юго-востоку рельеф местности постепенно меняется. Бескрайние равнины вплотную подступают к величественным Сказать, что они красивы - это значит не сказать ничего.

Алтайские горы - это гордость мира. В переводе из древнетюркского «Алтай» звучит как «золотая гора» или «гора золота». Глядя на этих великанов, хочется верить, что это действительно так. В Сибири это самый большой горный массив. В нем гармонично сочетаются заснеженные вершины и живописные зеленые склоны, молчаливые холмы и бурлящие горные реки с кристально чистой водой. Высота местности колеблется от 500 до 2000 метров над уровнем моря. Недра сказочного Алтайского края богаты различными полезными ископаемыми. Медь, цинк, золото, свинец, серебро - это лишь малая часть того, что хранит в себе здешняя земля. На территории края добывают много строительных декоративных, а также редких поделочных материалов. На весь мир известны богатые месторождения яшмы и кварцитов. А запасы соды - самые большие в мире. Это еще больше подчеркивает значение края для всей нашей страны.

Алтайские горы изрезаны маленькими речушками, которые, плавно спускаясь на равнину, образуют озера. Одно из них (Телецкое) даже находится под охраной всемирной организации ЮНЕСКО. Вдоль его восточного побережья расположен заповедник, где обитает много Среди них - знаменитый

Существует легенда, что Алтайские горы образовались более 400 миллионов лет назад. Затем, под воздействием сил природы, они были полностью разрушены, и только спустя 350 миллионов лет появилось то, что мы видим сейчас. Древние исполины, окутанные снежным покрывалом, величественно возвышаются над зеленой холмистой равниной. Алтайские горы привлекают внимание многих любителей высоты. Многочисленные альпинисты стремятся сюда, чтобы испытать себя на прочность, взбираясь по отвесным скалистым участкам. Те, кому повезет, смогут с удовольствием полюбоваться чудесным пейзажем с высоты птичьего полета.

Несмотря на то, что Алтайского края является двухконечная Белуха, которая возвышается над уровнем моря на 4,5 тысячи метров, большинство скалолазов стремятся совсем не сюда. Их привлекает совсем другая вершина - гора Синюха. Алтайский край знаменит именно благодаря ей. Высота этой красавицы всего 1210 метров. На территории расположенного здесь Колыванского хребта это - самая высокая точка. Но интересна она не этим. Если посмотреть на гору издали, то она кажется синего цвета. Это из-за густой растительности. Может быть, поэтому ее так и назвали - «Синюха». В близлежащих окрестностях этой горы расположены два самых знаменитых на Алтае озера: Моховое и Белое. У подножья массива начинается березовая роща. Туристы поднимаются вверх по тропе. Дорога постепенно становится сложнее. Солнечный березовый лесок постепенно меняется на суровые таежные заросли пихты. Несколько часов подъема - и взору открывается долгожданная вершина, которая окружена гранитными скалами. У одной из них установлен железный крест. В самом центре вершины расположена глыба из гранита с углублением в виде чаши, которое заполнено водой. Еще издавна люди считали, что если взобраться на вершину Синюхи, умыться водой из чаши и помолиться у железного креста, то целый год все проблемы будут обходить тебя стороной и на душе будет спокойно. Гора давно была местом паломничества христиан. Да и сейчас многие верят в древнюю легенду.

Столица Алтайского края - город Барнаул. Его история насчитывает чуть более 200 лет. Это не так уж и много, но город быстро развивается и набирает силы. За время существования он претерпел землетрясения и наводнения, войны и разруху. Жители свято чтят память о прошлом, которая хранится в многочисленных музеях. Современный Барнаул - это город контрастов. На фоне широких проспектов и многоэтажных зданий сохранились древние постройки, которые напоминают о былых годах.

Дорога на Алтай лежит именно через Барнаул. Толпы людей стремятся своими глазами увидеть неописуемой красоты бескрайние просторы гор и лесов, искупаться в чистейших озерах и подышать свежим воздухом алтайских лугов.

: 48°45′ с. ш. 89°36′ в. д.  /  48.750° с. ш. 89.600° в. д.  / 48.750; 89.600 (G) (Я)

Страны Россия Россия
КНР КНР

Площадь 741 569 км² Длина 1847 км Ширина 1282 км Высочайшая вершина Белуха Высшая точка 4509 м

Этимология

Название Алтай древнее, гипотезы о его происхождении различны. По одной из них название образовано монгольским разговорным словом «алтай», которое означает «горная страна с альпийскими лугами; кочевья в высоких горах». Но также вероятно, что этот термин вторичен, то есть, наоборот, происходит от названия гор. По версии Г. Рамстедта , название Алтай происходит от монгольского слова алт - «золото » и местоименного форманта -тай , то есть от слова Алттай - «золотоносный», «место, где есть золото». Эта версия подтверждается тем, что китайцы раньше называли Алтай «Цзиньшань» - «золотые горы», очевидно, это калька с монгольского. Существует также объяснение происхождения от тюркского алатау - «пёстрые горы», что связывается с цветом высокогорий Алтая, где рядом находятся участки с белым снегом, чёрными каменистыми россыпями и с зелёной растительностью. Радловым была выдвинута гипотеза о происхождении от тюркских слов ал - «высокий», тай - «гора», которая современными данными отвергается .

Геологическое строение

Геологи считают, что горы сформировались в каледонскую эпоху, но испытали вторичный подъём в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Согласно современной концепции тектоники литосферных плит , начало формирования Алтайской горно-складчатой системы могло быть связано со столкновением океанических островов и поднятий (Курайское, Бийско-Катунское) с тектоническими блоками палеоостровной дуги (Уйменско-Лебедской, Горно-Шорский, Телецкий, Чулышманский). В кембрии, блоки Горного Алтая представляли собой зрелую островодужную систему. Начиная со среднего кембрия могли иметь место столкновения Горно-Алтайского блока со смежными структурами Салаира, Кузнецкого Алатау, Западного Саяна, сопровождавшаяся интенсивными сдвиговыми деформациями. В районах восточной части Горного Алтая эти деформационные события выражены перерывами в осадконакоплении и вулканизме, а также локальными проявлениями адакитового, субщелочного гранитоидного и сиенитового интрузивного магматизма. На юго-западе в это время ещё существовало море. В каледонскую эпоху (поздний кембрий - ордовик), структура, вмещающая Горный Алтай была причленена к Сибири, но этот деформационный этап практически не отражен в геологии региона, кроме перерыва в осадконакоплении и повсеместном прекращении вулканизма. В ордовике и раннем силуре регион был затоплен мелководным бассейном. По видимому имело место раскрытие океанического бассейна к западу от Горного Алтая. В герцинское время (девон-пермь) океан, расположенный к югу и западу от Горного Алтая стал закрываться. В Горном Алтае процесс сопровождался заложением зон субдукции, интенсивным вулканизмом, подобным современной Андийской активной континентальной окраине . Начиная с позднего девона, имели место многочисленные аккреционно-коллизионные события: причленение островодужных блоков Рудного Алтая , косая коллизия Алтае-Монгольского микроконтинента, и повторное столкновение с Казахстанским составным террейном. В мезозойскую эру Алтайские горы постепенно разрушались под действием солнца, ветра и других природных сил, тем не менее в регионе известны проявления юрского внутриплитного магматизма, и связанные с ним месторождения . За миллионы лет бывшая горная страна превратилась в равнину с возвышенными участками. В кайнозойскую эру на Алтае вновь возникают тектонические процессы альпийского горообразования, сформировавшие современный рельеф.

Горообразование Алтая продолжается и в настоящее время: свидетельством этому являются землетрясение 2003 года и продолжающиеся после него подземные толчки .

Рельеф

На Алтае выделяются три основных типа рельефа: поверхность остаточного древнего пенеплена , альпийский ледниковый высокогорный рельеф и среднегорный рельеф .

Древний пенеплен представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200-400 м. Останцовые участки пенеплена с высотами более 2000 м видоизменены деятельностью древних ледников - изрезаны карами , изобилуют моренными холмами и озёрными котловинами.

Выровненные поверхности древнего пенеплена занимают примерно около 1/3 всей территории Алтая. Это главным образом южные и юго-восточные районы горной области - плоскогорье Укок , Чулышманское нагорье , Улаганское плато . Встречаются участки пенеплена и в среднегорье (Коргонский , Тигирецкий , Теректинский хребты и др.) и в низкогорье.

Альпийский рельеф на Алтае поднимается над поверхностью древнего пенеплена и занимает более высокие участки хребтов Катунского , Чуйских , Курайского , Сайлюгема , Чихачёва , Шапшальского , Южный Алтай , Сарымсакты . Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена . Хребты с альпийскими формами рельефа - это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000-4500 м), сильно расчлененные эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары , троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды , обвалы , осыпи, морозно-солифлюкционные образования . Общая закономерность высокогорного альпийского рельефа на Алтае - выравнивание междуречий и уменьшение глубины долин по мере удаления от осевых частей хребтов к их перифериям.

Среднегорный рельеф имеет высоты от 800 до 1800-2000 м и занимает более половины территории Алтая. Верхний предел распространения среднегорного рельефа ограничивается плоскостью древнего пенеплена , но эта граница не резкая. Рельеф здесь характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами. Обширная, густая гидрографическая сеть способствовала сильному эрозионному расчленению среднегорья. Глубина речных долин достигает 300-800 м. Среднегорный эрозионный рельеф распространён преимущественно в северных, северо-западных и западных частях Алтая. В интервале высот от 1000 до 2000 м он характеризуется массивными скалистыми гребнями, с преобладанием крутых склонов и узкими V-образными или террасированными долинами (Катунь , Бия). В интервале высот 500-1200 м верхние части склонов хребтов более мягкие, выровненные. Долины более широкие с хорошо развитыми поймами и с меандрирующими руслами.

Выделяется на Алтае и равнинный рельеф, который охватывает периферическую часть горной области и занимает пространство между предгорными равнинами и среднегорьем. Абсолютные высоты колеблются от 400 до 800 м, а в отдельные вершины достигают 1000 м. Рельеф низкогорья характеризуется уплощёнными или куполовидными междуречьями и пологими делювиальными склонами. Вблизи крупных долин и северного «фаса» Алтая расчленение низкогорного рельефа особенно дробное. В некоторых местах он имеет вид скалистого «бедленда » - мелкосопочника.

Характерной особенностью рельефа Алтая является широкое распространение внутригорных разновысотных котловин. Они занимают широтные долины-грабены и относятся к областям тектонического опускания. Это Чуйская , Курайская , Джулукульская , Бертекская , Самохинская , Уймонская , Абайская , Канская внутригорные котловины. Некоторые из них располагаются на значительной высоте и поэтому подвергались действию древних ледников, сформировавших рельеф их днищ, другие находятся на низких (средневысотные) уровнях и больше подвергались воздействию аккумулятивной деятельности, являясь вместилищами древних озёрных бассейнов.

Российский Алтай делится на Южный Алтай (Юго-Западный), Юго-Восточный Алтай и Восточный Алтай , Центральный Алтай , Северный и Северо-Восточный Алтай, Северо-Западный Алтай .

Галерея

См. также

Напишите отзыв о статье "Алтайские горы"

Примечания

Источники

  • Алтайские горы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978. (Проверено 30 октября 2009)
  • в книге: Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. Физическая география СССР. М., 1978.
  • на сайте

Литература

  • Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. 1-е изд. - М., Мысль, 1984.
  • Мурзаев Э. М. Тюркские географические названия. - М., Вост. лит., 1996.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Алтайские горы

– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.