ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

История русской архитектуры 18 века. Архитектура первой половины XVIII века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Архитектура XVIII Искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы. Петропавловский собор (Санкт-Петербург,Россия)

3 слайд

Описание слайда:

Архитектура делится Нарьшкинское (русское) барокко. Классицизм Архитектурные стили XVIII века. Барокко Растрелли Ф. Б. Смольный монастырь,

4 слайд

Описание слайда:

Архитектура Классицизм Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность Барокко Один из художественных стилей конца XVI середины XVIII веков, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств.

5 слайд

Описание слайда:

Растрелли Ф.Б. русский архитектор итальянского происхождения (1700 - 1771) Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца - скульптора Карла-Варфоломея Растрелли. Помогал ему в выполнении заказов. Приглашен в Россию 1830 году. В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747-1752) и Царскосельский дворцы (1752-1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774-1748) и Смольный монастырь (1748-1755)

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон (1746 - 1812) Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика. Первоначально работал в качестве художника, создававшего эскизы предметов декоративно-прикладного искусства, затем был архитектурным рисовальщиком и гравером. В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за "строения" Царского Села. Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле - комплекс терм, включающий "Холодные бани", "Агатовые комнаты" (1779-1785), прогулочную "Камеронову галерею" и "Висячий сад" (1783-1786), а также пандус. Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей. После воцарения Павла I Камерон был отставлен от должности придворного архитектора, однако в 1800 году вновь взят на службу в Императорский Кабинет. В 1803-1806 он являлся главным архитектором Адмиралтейства. Сыграл значительную роль в развитии зрелого классицизма в русской архитектуре, соединяя палладианские идеи со стремлением к археологически точному "оживлению" античности.

9 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 - 1812) Камеронова галерея. Лестница 1782 - 1785 Россия, Царское село

10 слайд

Описание слайда:

Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России (1746 - 1812) Дворец в Павловске 1779 - 1786 Россия, Павловск

11 слайд

Описание слайда:

Дж. Кваренги итальянский архитектор, работал в России, яркий представитель классицизма XVIII века (1744 - 1817) Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой. Во время путешествий по Италии познакомился с бароном Гриммом, который пригласил архитектора в Россию (1780), где Кваренги стал придворным архитектором Екатерины II. Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808). Наряду с постройками, оставил значительное графическое наследие. Занимался гравюрами и офортами, подготовил и издал гравированные альбомы "Эрмитажный театр" (1787), "Ассигнационный банк" (1791), "Георгиевский зал Зимнего дворца" (1791), "Странноприимный дом имени графини Шереметевой" (1800-е). Постройки Кваренги отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Кваренги привнес в русское зодчество высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приемам А. Палладио.

12 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры (1738 - 1799) Баженов - первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы

13 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры (1738 - 1799) В 1767 году Баженов по поручению Екатерины II приступил к реконструкции Кремля. Согласно проекту Баженова Кремль превращался в новый центр Москвы. Главная часть дворца занимала пространство от Спасских ворот по набережной Москвы до Водовзводной башни. Кремлевская стена оставалась только со стороны Красной площади. Центром всей композиции должна была стать Овальная площадь - площадь народных собраний. Она связывалась сквозь огромные арки тремя лучами проспектов, идущих от Троицких, Никольских в Спасских ворот с площадями меньших размеров. Однако колоссальные размеры предполагаемого дворца делал постройку экономически нереальной. Императрица вскоре остыла к этой затес, и в 1775 году строительство было остановлено..

14 слайд

Описание слайда:

Баженов В.И. Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780- 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков - гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1. Вот почему это здание по сей день именуют Пашков дом. Дворец был центром городской усадьбы, включавшей флигели, хозяйственные постройки, сад с прудами, фонтанами, диковинными птицами. Здание украшали статуи античных богов - Марса, Флоры, Минервы. Дворец Пашковых 1784 – 1786

Основные особенности развития архитектуры XVIII века в России

XVIII век - важный в истории российской архитектуры, расцвет архитектуры в России:

  • Характерны три направления, которые проявлялись последовательно в течение века: барокко, рококо, классицизм. Происходит переход от барокко (нарышкинского и петровского) к классицизму второй половины XVIII века.
  • Западные и российские традиции, Новое время и Средневековье удачно сочетаются в архитектуре.
  • Появляются новые города, рождаются памятники архитектуры, которые сегодня относятся к историческому и культурному наследию России.
  • Санкт-Петербург становится главным центром строительства: построены дворцы с фасадами и парадными сооружениями, созданы дворцово-парковые ансамбли.
  • Возведению объектов гражданской архитектуры уделялось особое внимание: театры, заводы, верфи, коллегии, здания общественного и промышленного назначения.
  • Происходит начало перехода к плановой застройке городов.
  • В Россию приглашаются зарубежные мастера: итальянские, немецкие, французские, голландские.
  • Во второй половине XVIII века дворцово-парковые постройки становятся достопримечательностью не только столичных, но и губернских и уездных городов.

Развитие архитектуры России XVIII века можно условно разделить на три временных периода, на каждый из которых приходится развитие того или иного направления, а именно:

  • Первая треть XVIII века. Барокко.
  • Середина XVIII века. Барокко и рококо.
  • Конец XVIII века. Классицизм.

Уделим внимание более подробно каждому из периодов.

Основные архитектурные стили XVIII века в России

Первая треть XVIII века неразрывно связана с именем Петра I. Города России в этот период претерпевают изменения с точки зрения архитектурной планировки и в социально-экономическом аспекте. С развитием промышленности связано возникновение большого количества промышленных городов, поселков. Большое значение уделяется внешнему виду, фасадам обычных зданий и сооружений жилого назначения, а также театрам, ратушам, больницам, школам, домам для сирот. Активное использование кирпича взамен дерева в строительстве приходится на 1710 год, но касается, прежде всего, столичных городов, вместе с тем для периферийных городов кирпич и камень относятся к запретной категории.

Одновременно с развитием гражданского строительства, значительное внимание уделяется благоустройству улиц, освещению, высаживаются деревья. Во всем сказалось западное влияние и воля Петра, которая выражалась изданием указов, революционно изменивших градостроительство.

Замечание 1

Россия занимает достойное место в градостроительстве и благоустройстве, догнав тем самым Европу.

Главное событие начала столетия - строительство Санкт-Петербурга и московской Лефортовской слободы. Петр I отправляет учиться в Европу отечественных мастеров, пригласив в Россию зарубежных архитекторов. Среди них Растрелли (отец), Мичетти, Трезини, Леблон, Шедель. Преимущественное направление данного периода - барокко, которому присущи одновременное сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста.

Строительство Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году знаменует собой начало возведения Санкт-Петербурга. Благодаря слаженной работе зарубежных и российских мастеров западные архитектурные черты слились с исконно русскими, создав в итоге русский барокко или барокко Петровской эпохи. К данному периоду относится создание летнего дворца Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшикова, здание Двенадцати коллегий, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. На более поздний период приходится создание ансамблей Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, дворца Строгановых, Смольного монастыря. Церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке - архитектурные творения в Москве, Петропавловский собор - в Казани.

Рисунок 1. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Невосполнимой утратой стала смерть Петра I для государства, хотя по существу не оказала влияния на развитие архитектуры и градостроительства в середину XVIII века. В российском государстве остались сильные кадры. Мичурин, Бланк, Коробов, Земцов, Еропкин, Усов - ведущие русские архитекторы времени.

Рококо - стиль, характеризующий данный период, сочетание барокко и только зарождающегося классицизма. Галантность и уверенность - основные черты того времени. Здания того времени еще обладают пышностью и помпезностью, одновременно проявляя строгие черты классицизма.

Период рококо совпадает с правлением дочери Петра - Елизаветы и отмечен творчеством Растрелли (сына), проекты которого очень органично вписывались в историю русской архитектуры XVIII столетия. Растрелли был воспитан на русской культуре и хорошо понимал русский характер. Его творчество шло в ногу с современниками Ухтомским, Чевакинским, Квасовым. Широкое распространение получили купольные композиции, заменив шпилеобразные. В русской истории отсутствуют аналоги размаха и парадности, присущие ансамблям того времени. На смену высокому искусству Растрелли и его современников при всем их признании, приходит классицизм во второй половине XVIII века.

Замечание 2

Самые грандиозные проекты периода - новый генеральный план Петербурга и перепланировка Москвы.

В последнюю треть XVIII века в архитектуре начинают проявляться черты нового направления - русского классицизма, - так его назвали впоследствии. Данное направление характеризуют античная строгость форм, простота и рациональность конструкций. Классицизм наиболее проявил себя в московской архитектуре того времени. Среди множества известных творений нужно отметить дом Пашкова, Царицынский комплекс, дворец Разумовских, здание Сената, дом Голицына. В то время в Петербурге происходит возведение Александро-Невской лавры, Эрмитажа, Эрмитажного театра, Академии наук, Таврического дворца, Мраморного дворца. Казакаов, Ухтомский, Баженов - известные и выдающиеся архитекторы того времени.

Изменения коснулись многих провинциальных городов, среди них: Нижний Новгород, Кострома, Архангельск, Ярославль, Ораниенбаум (Ломоносов), Одоев Богородицк, Царское село (Пушкин).

В данный период рождаются экономические и промышленные центры российского государства: Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург и другие.

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

    1 Биография

    2 Работы

    3 Примечания

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

    Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

    Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

    Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

    Ново-Екатерининская больница (1774-76);

    Благородное собрание (1775);

    Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

    Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

    Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

    Путевой дворец (Тверь) ;

    Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

    Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

    Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

    Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

    Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

    Голицынская больница (1796-1801);

    Павловская больница (1802-1807);

    Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

    Генеральный план Коломны 1778 года;

    Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

    Петровский подъездной дворец (1776-1780);

    Генерал-губернаторский дом (1782);

Приписываемое

    Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

    Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

    Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века

Опубликовано: Июль 4, 2014

Архитекторы России второй половины 18 века

Вторая половина XVIII века в отечественной истории - это стабилизация политической системы России после затянувшейся эпохи дворцовых переворотов, долговременное правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Основным художественным стилем становится классицизм.

Василий Иванович Баженов (1738-1799) - человек, который целиком и полностью отразил идеалы, успехи и промахи своей эпохи. Уроженец Калужской губернии. Сын сельского псаломщика. Был отдан на обучение в Славяно-греко-латинскую академию. Обратил на себя внимание своими успехами в науках. Его рекомендовали в школу Ухтомского, откуда вышли все крупнейшие архитекторы той эпохи. Дружил с Фонвизиным и Новиковым. Обучался в Париже и Риме. В Петербурге Баженов не был востребован в полной мере, поэтому переезжает в Москву. Там он занимается ремонтом и реконструкцией кремлевского ансамбля. Это было именно та работа, которой ждал Баженов. Однако проекту не суждено было осуществиться в полной мере, что стало страшным ударом для архитектора.

Дом Пашкова в Москве (1784-1786) - сооружение, считающееся творением Баженова. Тем не менее, серьезных документов, подтверждающих авторство Баженова, не сохранилось. Лишь устная молва приписывает это здание именно Баженову. Это одно из зданий теперешней Государственной библиотеки. Дом был построен по заказу сына денщика самого Петра Первого. Человек был с причудами, достаточно богатый, чтобы позволить себе необычный проект в центре Москвы прямо напротив Кремля. Долго время именно Дом Пашкова был единственным местом, откуда можно было с высоты посмотреть на Кремлевские башни. Центральный объем с колонным портиком и круглой башенкой-ротондой наверху, и боковые флигели, которые, являясь единой частью этого дома, все же напоминают распахнутые крылья, как будто растворяются в окружающем воздухе и ландшафте; как будто позволяют этому зданию, раскинувшись, иначе дышать, жить, лететь над Москвой. Бригадир Пашков небольшой сад перед своим домом превратил в оранжерею, в зоопарк, где в клетках и на свободе пребывали попугаи, павлины, бродили дикие звери. И люди приникали к решеткам ограды, любуясь этим фантастическим зрелищем. И садом, и диковинными существами, и домом, в котором одиноко жил нелюдимый владелец всей этой красоты. Композиционную основу здания составляет схема, присущая тогдашним помещичьим усадьбам. Центральный трехэтажный корпус благодаря одноэтажным галереям соединен с двухэтажными боковыми корпусами. Двухмаршевая лестница спускается от центрального корпуса вниз с холма. Все части композиции являются самостоятельными и завершенными. Пилястры служат украшением для стен дома. Четырехколонные портики акцентируют центр главного и дворового фасадов. По сторонам поставлены статуи. Венцом здания служит бельведер круглой формы, который окружает ионическая колоннада. Край крыши декорирован балюстрадой с вазами. Боковые корпуса, где расположены колонны портиков с фронтонами, исполнены в традициях ионического ордера. Так начал зарождение новый для русского искусства художественный стиль - классицизм.

Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге (1780-1797). До 1823 года замок назывался Михайловским и получил свое название от встроенной в него церкви архангела Михаила. Это прихотливое сооружение имеет в плане квадрат с округленными углами, в который вписан восьмиугольный двор. Оно казалось странным современникам, привыкшим к классицистским постройкам. Горожан удивляли необычная обработка фасадов и красный с белым цвет здания, никогда не использовавшийся в классицизме. Дворец был построен как неприступный замок, окруженный рвами и подъемными мостами. Автором изначального проекта был сам император Павел I, который очень внимательно следил за постройкой дворца, где по роковому стечению обстоятельств и был убит заговорщиками.

Матвей Федорович Каза­ков (1738-1812) Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787). Общий план здания получил компактную и вместе с тем геометрически простую форму треугольника. Она включает внутренний двор, который разделен несколькими поперечными корпусами на три части. Главный фасад оформлен в виде четырехколонного портика с фронтоном. Здесь же находится вход в центральную часть двора. Круглый купольный зал - смысловой центр всей композиции Сената. Колоннада, выполненная в традициях ионического ордера, располагается на высоком рустованном цоколе. Ее венчает мощный раскрипованный карниз. Над ним прямо на барабане находится купол круглого зала. Архитектору удалось орагически включить здание Сената в Кремлевский архитектурный ансамбль. Своеобразие композиции заключается в том, что сам купол круглого зала находится на одной оси с Сенатской башней Кремлевской стены.Последняя обозначает поперечную ось Красной площади. Таким образом, возникает единый гармонический образ Кремля.

Бартоломео Растрелли (1700-1771), которого в России звали на собственный манер Варфоломеем Варфоломеевичем, наиболее яркая фигура середины XVIII столетия, работавший в стиле русского барокко.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757). Эта сложная по своей композиции постройка, созданная на месте старого дворца. Здание подведено под одну крышу. Все корпуса прежнего дворца выровнены. Это превращает бывшие галереи в большой зал и высокие парадные апартаменты. Снаружи правый угол здания над парадным входом венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и других парадных помещений. Грандиозный дворец отличается исключительным великолепием пластической и декоративной обработки. Его фасады насыщены богатейшими лепными украшениями. А краска здания построена на сочетании интенсивного синего цвета стен, белого - архитектурных деталей, позолоты - скульптур и куполов.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762). Это здание - апофеоз стиля барокко. В плане это простое каре с внутренним двором. Его фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Фасады дворца образуют как бы складки бесконечной ленты. Каждый фасад архитектор решает по-своему, варьируя пышную отделку и изменчивый ритм колонны. Ступенчатый карниз повторяет все изломы стен. Грандиозны размеры здания - в нем более тысячи помещений, расположенных анфиладами, украшенных резьбой, лепкой и позолотой. Главная лестница - один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца. Она занимает огромное пространство во всю высоту здания. Плафон с изображением богов Олимпа создает яркий красочный акцент. Интерьеры, оформленные Расстрелли, всегда носили сугубо светский характер. Таково решение и большой церкви Зимнего дворца. Ее интерьер представляет собой как бы большой дворцовый парадный зал, разделенный на три части. Центральная часть завершалась великолепным резным иконостасом.

Петергоф. Главное значение здесь имеют фонтаны и собственно сама вода. Они приводятся в действие естественным напором воды, подающейся с ропшинских высот. По словам художника Александра Бенуа, Петр строил резиденцию царя морей. Фонтаны являются символическим выражением водяного царства, туч и брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Система фонтанов и водных каскадов украшена многочисленными скульптурами. Фонтан «Самсон» выполнен выдающимся скульптором Козловским.

Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов. Академия художеств (1764-1788). Она занимает в общей сложности целый квартал на набережной Невы. Постройка соответствует строгому плану, который представляет собой с вписанным в него кругом. Круг призван служить двором для прогулок. Постройка является равновысокой и состоящей из четырех этажей. Они разделены попарно и образуют несущую часть здания, а также его облегченный верх. Веяния времени невозможно не ощутить и в принципиально новом решении орнамента- строгом и геометризованном. Отношение к традиционной ордерной системе также становится более каноничным.

Иван Егорович Старов (1745-1808) - еще один архитектор, работавший в рамках классицизма. Ему принадлежит Таврический дворец, выстроенный для фаворита императрицы Екатерины II - светлейшего князя Потемкина-Таврического. Само же строительство знаменовало факт его победы над турками-османами. Дворец строился шесть лет и был построен в 1789 году. Вестибюль был украшен яхонтовыми и гранитными столпами. В купольном зале стояли фаянсовые голландские печи, украшенные лазурью и золотом. В центре была огромная екатерининская зала - Зимний сад. Сама императрица любила бывать здесь. Устраивались международные приемы, проводились роскошные балы. При дворце была оранжерея, в которой выращивали арбузы, дыни, персики круглый год. Император Павел отдал дворец конногвардейцам. Паркет был разобран и увезен в строящийся Михайловский замок. Именно здесь в 1906 году была впервые учреждена Государственная дума.



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

В этой статье я расскажу о шедеврах зарубежной архитектуры XVIII века.

Вам наверняка известны имена таких замечательных мастеров как В.И.Баженов,М.Ф.Казаков,А.Ф.Кокоринов.Эти люди всю свою жизнь посвятили занятию архитектурой и создали уникальные произведения искусства XVIII века.Без сомнения,творения В.И.Баженова,Ф.И.Казакова,А.Ф.Кокоринова-это кладезь мировой архитектуры.Но в этой статье я бы хотела рассказать о шедеврах зарубежной архитектуры XVIII века.

XVIII век-это век Просвещения,век Вольтера и Д.Дидро,Ж.-Ж.Руссо и Ш.Монтескье.В XVIII веке появилось два совершенно новых стиля в искусстве-рококо и барокко.Стиль РОКОКО зародился во Франции,в начале XVIII века.В переводе с французского рококо означает "КАМЕНЬ"или "РАКУШКА".Характерными чертами рококо можно назвать изысканность,большое количество различных орнаментов,уход от реального мира,погружение в фантазии,склонность изображать мифологические сюжеты.

Родиной стиля БАРОККО считается ИТАЛИЯ.Этот стиль появился в конце XVII начале XVIII века.В переводе с итальянского барокко означает "СТРАННЫЙ","ПРИЧУДЛИВЫЙ".Для барокко характерна склонность к излишествам,контраст,стремление к пышности и величию,объединение реальности и иллюзии.Барокко противостоит классицизму и рационализму.

Крупнейшими архитекторами XVIII века считаются А.Ринальди,К.И.Росси,Б.Ф.Растрелли,Д.Трезини.

ИТАЛЬЯНСКАЯ и АНГЛИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII века.

Барокко появился в Италии после эпохи ренессанса.Для итальянского барокко были характерны текучесть сложных форм,изобилие скульптур на фасадах зданий,сложность купольных форм.Барокко преобладал в искусстве лишь до середины XVIII века.Позднее на смену этому причудливому стилю пришел более рациональный КЛАССИЦИЗМ.Крупнейшим итальянским архитектором,представителем позднего барокко считается Ф.Ювара.Именно он создал знаменитую церковь Суперга и палаццо Мадама в Турине.Позднее его пригласили работать в Португалию.В Лиссабоне Ф.Ювара построил дворец Ажуда.Последними работами архитектора были Восточный(Королевский)дворец в Мадриде(оф.резиденция испанских королей) и загородная летняя резиденция испанского короля Филиппа V-дворец Ла Гранха.Еще один итальянский архитектор Л.Ванвителли создал знаменитый дворец в Казерте.Этот дворец был построен в 1752 году в стиле неоклассицизма.Архитектор Н.Сальви создал знаменитый фонтан ди Треви-самый крупный в Риме.Фонтан строился с 1732 по 1762г.г.Стиль фонтана-барокко.Итальянский архитектор А.Галилеи построил церковь Сан-Джованни Латеранского собора в Риме.

В Англии барокко не получило такого широкого распрастранения как в Италии.Ключевыми фигурами барочной архитектуры Англии являлись Дж. Ванбру и Н.Хоксмур.Главный проект Дж. Ванбру-Ситон Делавал,а вершина творчества Н.Хоксмура-Церковь Христа Спиталфилдз.

ФРАНЦУЗСКАЯ и ПОРТУГАЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА.

Стиль рококо появился во Франции во времена Филиппа Орлеанского.Но наибольший расцвет рококо получило во время правления короля Людовика XV.Наиболее видными архитекторами того времени были Ж-А.Габриэль и Ж.-Ж.Суффло.Самым знаменитым творением Первого королевского архитектора Габриэля считается Площадь Согласия в Париже.Эта же площадь носила имя Людовика XV.Ж.-Ж.Суффло построил Лионскую оперу,парижский Пантеон и сокровищницу собора Нотр-Дам.Яркий пример рококо-отель Субиз в Париже.Интерьер отеля создал архитектор Ж.Боффран в 1704-1705г.г.В 1780-х г.г. во Франции получил распрастранение КЛАССИЦИЗМ.В середине XVIII века Париж охватила театромания.Между 1779-1782г.г. в Париже был построен театр "ОДЕОН" по проекту архитекторов Ш.де Вайи и М.-Ж.Пейра."Поект всей жизни" францизского архитектора К.Н.Леду-это город-мечта, его идеальный город Шо.

В Португалии рококо появилось примерно в 1726 году.Одно из самых значимых сооружений в стиле португальского рококо-дворец Келуш,так называемый "португальский Версаль".Здание лиссабонского театра Сан-Карлуш было построено в 1793 году.В 1750году была закончена постройка дварца Несессидадес.

НЕМЕЦКАЯ и АВСТРИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII ВЕКА.

Барокко в немецкой архитектуре стало развиваться на сто лет позже,чем в Италии и Франции.с 1725г.в Мюнхене работал французский архитектор Ф.Кювилье.Архитектор работал в стиле цветущего,сочного и пышного рококо.Он создал павильон Амалиенбург в Нимфенбурге.Крупнейший архитектор Германии,представитель барокко и рококо И.Б.Нейман создал такие шедевры как Базилика в Госвайнштайне,дворец-резиденция в Вюрцбурге,Католическая церковь в Гайбахе.Основатель дрезденского барокко М.Д.Пеппельман построил в 1711-1722г.г. дворец Цвингер("Цитадель").Мастер интерьеров рококо,немецкий архитектор XVIII века Г.Кнобельсдорф построил здание оперного театра в Берлине(1750г.).Но главное его творение-это одноэтажный дворец Сан Суси(дворец прусского короля Фридриха II Великого)в королевском саду Потсдама(1745-1747г.г.)

Австрийский архитектор И.Б.Фишер фон Эрлах-основоположник габсбургского барокко работал на две страны:Германию и Австрию.Видные проекты Фишера-дворец Шёнбрунн,католическая церковь Карлскирхе и Зимний дворец Евгения Савойского.Младшим современником Фишера был австрийский архитектор И.Л.фон Хильдебрандт,работавший в Вене и Зальцбурге.Его основные постройки-замок Мирабель,дворец Бельведер,Венский дворец Евгения Савойского.

Мировая художественная культура и искусство прекрасны и многогранны.Они завораживают и поражают всегда,с одной силой и во все времена,будь то античность или поп-арт.