ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Где находится Белогорский мужской монастырь Пермского края: точный адрес. Белогорский монастырь и крестовоздвиженский собор монастыря Храм на белой горе

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь - монастырь на краю горы Белой (Уральские горы), в 85 километрах от города Перми и в 50 километрах от города Кунгура.

В 1891 году в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был установлен семисаженный крест, прозванный в народе Царским (10 м 65 см).

18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе. Строительство первого деревянного храма было закончено в феврале 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, в них позже в том числе находились столярная и слесарная мастерская. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам.

16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл первый крестный ход, из Москвы и Петербурга на Белою гору были доставлены пять святых икон:

  • подобие Казанской иконы Божией Матери
  • образ преподобного Сергия Радонежского
  • образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря
  • образ святого благоверного князя Александра Невского
  • образ Божией Матери «Послушницы»

Но уже через три года после постройки, 16 ноября 1897 года деревянный храм полностью сгорел. В этом же 1897 году начинается строительство каменного двухэтажного корпуса для старшей братии.

Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства храм вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

8 декабря 1910 года во время аудиенции у императора Николая II, Белогорский архимандрит Варлаам передал Императору книгу об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители.

Крестовоздвиженский собор выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский собор в Киеве. Храм был оборудован вентиляцией и паровым отоплением. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

Храм строился как на пожертвования частных лиц так и за счёт самого монастыря, по отчётам монастыря за 1909 год, монастырь занимался хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством и рыболовством, монастырь владел 580 десятинами земли, имел 40 коров и 9 прудов.

Белогорский собор стал самым грандиозным храмом Пермской епархии.

Трагические события настали для монастыря уже в 1918 году. 12 августа 1918 года большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря.

24 февраля 1919 года белые войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, освободили в том числе Белую гору от большевиков. К этому времени большевики разгромили и разграбили монастырь. Через четыре месяца, 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край, через четыре года в марте 1923 года монастырь был окончательно закрыт.

С 1930 года на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже открыт дом инвалидов. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны. С 1946 по 1986 годы на Белой горе находился дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. В 1980 году в Белогорский соборе вспыхнул огонь, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Началом возрождения монастыря считаются 1988-1989 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. В 1999-2002 годах на реставрацию было потрачено 120 млн рублей. В 2006 году из краевого бюджета Пермского края на эти цели было выделено порядка 60 млн рублей, в 2007 году 18 млн рублей.

Одна из самых известных культурно-исторических достопримечательностей Пермского края – Белогорский монастырь. Его часто называют Уральским Афоном. Это место будет интересно не только православным, но и туристам.

Свое название монастырь получил по горе, на которой возник. Белой ее прозвали оттого, что здесь долго не тает снег. Да и зимой, в морозы, она белым-бела от кухты, которой покрываются деревья и постройки.

История монастыря

Известно, что еще в XVIII веке в этом районе размещались старообрядческие скиты. Современная «православная» история этого места началась в 1891 году, когда в память о спасении цесаревича Николая от покушения в Японии на Белой горе поставили крест высотой более 10 метров. В народе его окрестили «Царским».

Затем родился проект строительства на горе большого монастыря. 18 июня 1893 года освятили место будущей стройки. Первый деревянный храм был построен к концу зимы следующего года. Также построили настоятельский и братский корпуса, открыли школу для мальчиков-сирот.

Белогорский монастырь жил небедно. Он владел 580 десятинами земли. Монахи занимались хлебопашеством, разводили скот, ловили рыбу, держали пчел.

Однако спустя всего три года после постройки церкви, 16 ноября 1897 года, ее поглотил беспощадный огонь. Деревянные церкви в те времена горели часто.

Позже, 23 апреля 1901 года, случилась новая трагедия. На Белую гору обрушился сильный ураган. Мощный ветер повалил даже Царский крест. Конечно, вскоре его восстановили, и он простоял до смены режима.

24 июня 1902 года на Белой горе состоялась торжественная церемония закладки нового каменного Крестовоздвиженского собора. Его решили построить в византийском стиле. По проекту он должен был вмещать 8 тысяч паломников. Огромный храм строили долго – на протяжении полутора десятков лет. Кирпичи для строительства делали самостоятельно на принадлежащем монастырю кирпичном заводе. Интересно, что от храма до братского корпуса был построен подземный ход.

7-9 июля 1917 года состоялось праздничное открытие нового собора. На торжестве присутствовало 30 тысяч паломников из разных уголков.

Однако вскоре власть в стране изменилась. Если царский режим благоволил церкви, как одной из опор власти, помогавшей управлять народом, то с приходом большевиков для церкви наступили темные времена.

Богатый монастырь не мог не привлечь внимание большевиков. В августе 1918 года они жестоко замучили, а затем утопили в реке Каме архимандрита Варлаама из Белогорского монастыря (подробнее об этой печальной истории читайте в статье Владимира Гладышева "Остров Мертвых "). Подобную судьбу разделили с ним и многие рядовые монахи.

В 1923 году монастырь окончательно закрыли. Сначала тут размещали репрессированных и раскулаченных, затем отдали помещения дому инвалидов.

После падения власти коммунистов и с приходом демократов церковь вновь получила свое имущество. В 1990-х годах начались работы по восстановлению монастыря и Крестовоздвиженского собора. В наши дни он вновь радует глаз своей красотой.

Белогорский монастырь в наши дни

Сейчас Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь притягивает к себе не только паломников, но и многочисленных туристов. Едут сюда как индивидуальные туристы, так и организуются многочисленные коммерческие туры из разных городов Урала.

Лучше всего сюда ехать в зимние морозы, когда тут самая красота! Все вокруг покрывается впечатляющей изморозью, придавая особенное очарование. Впрочем, и летом тут неплохо. С горы открывается красивый вид на окрестности на десятки километров вокруг.

Посещение Белогорского монастыря можно совместить со знакомством с достопримечательностями Кунгура и Суксуна, также можно посетить Кунгурскую ледяную пещеру , камень Ермак на реке Сылве , водопад Плакун .

Как добраться до Белогорского монастыря?

Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым . Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´.

Белогорский монастырь Перми (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Белая гора, расположенная недалеко от Перми , - место, очень популярное среди путешественников. С нее открываются завораживающие панорамы на природные красоты Урала. Но поражают многих не только виды и то, что большую часть года здесь лежит снег (отсюда и название - Белая гора), а царящая атмосфера покоя и умиротворения - на вершине стоит Белогорский монастырь. Сюда часто совершают паломничества верующие и приезжают туристы со всех уголков России . Нередко этот монастырь называют Уральским Афоном.

В районе сегодняшней обители уже в 18 веке существовали поселения монахов-старообрядцев. Но официально история храма начинается с 1891 г., когда на горе был установлен огромный крест в честь спасения цесаревича Николая от покушения во время его пребывания в Японии. Чуть позже началось сооружение Белогорского Свято-Николаевского монастыря. К 1894 г. здесь возвели деревянную церковь, после чего приступили к постройке настоятельского и братского корпусов. Также была открыта сиротская школа, а 3 года спустя из столицы привезли святыни - 5 особо почитаемых икон.

В 1897 г. случился пожар, и храм полностью сгорел. Остался лишь Царский крест, но и он позже был повален сильнейшей бурей. Строительство каменного храма началось лишь в 1902 г. и продолжалось около 15 лет.

С началом Октябрьской революции начались гонения на служителей церкви, Царский крест свергли, а к 1923 г. закрыли и сам храм. Сперва постройку стали использовать для издевательств над раскулаченными и репрессированными, а затем - в качестве дома для инвалидов. В 1980 г. церковь вновь была разрушена пожаром, и реставрация началась только в 1990-х гг. При Горбачеве храм вернули верующим. Сегодня он полностью восстановлен и исправно функционирует.

Что посмотреть

Главная святыня и гордость монастыря - Крестовоздвиженский собор - монументальное сооружение, выполненное в русско-византийском стиле. Он считается крупнейшим собором епархии и вмещает более 5 тыс. человек единовременно. Храм имеет форму креста, вписанного в куб, а основанием традиционно служит русское пятиглавие.

Среди других святынь следует отметить образ первого настоятеля - преподобомученика Варлаама, уникальные иконы дореволюционного периода, мощи святых, относящиеся к первым векам христианства, и Казанскую икону Божией Матери.

В храме регулярно проходят богослужения. Также по монастырю проводятся экскурсии. Для паломников открыта гостиница. А в середине лета в находящемся неподалеку городе Кунгур проходит «Небесная ярмарка Урала» - фестиваль воздухоплавания.

Практическая информация

Чтобы добраться до места, сначала нужно сесть на автобус в Перми (отправляется с автовокзала) и доехать до села Калинино. Прибыв в село, на автостанции нужно пересесть на маршрутное такси, следующее до монастыря.

Режим работы: для паломников - ежедневно и круглосуточно.

Белая гора - это не место, где стоит монастырь, и не полкилометра над уровнем моря. Это нечто совсем иное, необъяснимо-захватывающее. Как молчаливый разговор с вечностью: смотришь на море Уральской тайги, а леса, пляшущие волнами, также пристально глядят на тебя. Как оцепенение: стоишь растерзанный колючим ветром и не чувствуешь холода. Потому что тепло на душе. Как рождение новой жизни: сливаешься с голубой хвойной бездной, что раскинулась под ногами и по капле перетекаешь в ее океан.

У вечности короткий век

Настроение самое обычное - восторг от предстоящего путешествия отнюдь не зашкаливает. Немало мы повидали монастырей: древних и еще древнее; богатых, где золото куполов ослепляет и жалких, заброшенных, почти развалившихся; действующих и отданных под автошколы. Чем удивит Белогорье? Еле щекочущий душу этот интерес тает в пасмурности за стеклом - погода капризничает, не дает подремать автощеткам.

Перед поездкой изучены путеводители, пролистаны брошюрки по истории. То ли не там искали, то ли невнимательно читали, не нашли за что зацепиться. Попалось немного коротеньких заманиловок, сулящих «живописные пейзажи», пара научных работ о сакральном ландшафте Пермского края, в которых все около, все вокруг и так мало о сути, да множество статей о монастырском житии-бытии.

Православная летопись Белогорья впечатляет растиражированностью, но не потрясает ни древностью корней, ни славными чудесами. Если коротко, то история Свято-Николаевского монастыря началась в 1890 году, с установления на горе небольшого креста отцом Стефаном Луканиным. Еще через год на вершине воздвигли еще один крест, уже солидный, семисаженный, как и положено символу в честь спасения Цесаревича Николая от покушения в Японии.

Как были связаны происшествие в далеком Оцу с размеренной жизнью Пермской губернии, непонятно. Но именно в память тех странных событий в 1893 году здесь срубили первую часовню, в 1894 построили первый деревянный храм. А дальше вереница освещений приделов и корпусов, пожаров и восстановлений, крестных ходов, рукоположений, визитов важных персон и прочее-прочее. К слову, строительство каменного Крестовоздвиженского храма завершилось лишь к 1917 году. Нетрудно догадаться, что судьба его была трагичной - в 1919 году большевики расстреляли и замучили 34 монаха, разгромили библиотеку, устроили театр в иконописной мастерской и разворотили алтарь в соборе.

Не потому ли и поныне он, восстановленный и нарядный, встречает гостей осторожно, несмело, то выглядывая из-за тумана, то прячась за хвойной шапкой горы? Машина мчится по дороге-змейке, а белоснежный храм мелькнет ненадолго золотом крестов и тонет вновь печальным призраком в таежной пучине.

Во власти бесконечности

Это уж потом на вершине храм превращается в пафосную громадину, припечатывает величием формы, сражает богатством декора. Но как не кричит он, как не кичится, мертвый камень под неживой краской, рукотворный шедевр не в силах превзойти совершенное произведение самой природы.

И дело не в высоте. Точнее не только в ней, - в самолете, к примеру, так дух не захватывает. Весь секрет в том, что под ногами - бездонное море. Целый океан леса, простирающийся на сто пятьдесят километров. Хвойные чащи вздымаются холмами, уплывают в низины, будто заходятся в каком-то умопомрачительном танце. А над морем пелена - это мелко накрапывает дождик. Но настоящее чудо в том, что в этой необъятной сиреневой мороси растворяется без остатка все мелочное и суетное, вытекают из сердца сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Мысли, застигнутые врасплох, разбегаются, скатываются по склонам - голова легче ветра, что свирепствует здесь во всех направлениях. Это уж потом, когда вернется способность думать, там внизу, на обратной дороге, промелькнут в сознании прописные истины о том, как бессмысленна вечная гонка к успеху и новым пьедесталам и о том, что чем выше взбираешься, тем ничтожнее суть побед. О том, что соль жизни совершенно в иных вершинах, что не требуют ни сил, ни жертв. А сейчас голова полна бесконечной и великой пустоты.

Сила четырех стихий

Если отбросить восторженный пафос, то достаточно сказать об особенной энергетике Белогорья, или еще проще - взять готовое, пусть и затасканное клише - «место силы».
С одинаково мощной силой тут бушуют все четыре стихии. Огонь - это солнце и молнии. Говорят, перед Первой и Второй мировой войной, по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то розовым, то ярко-багровоым. Метеорологи называют это явление «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры. Огонь - это еще и молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, когда в обители размещалась то психбольница, то лагерь для репрессированных, то дом инвалидов. Горели приделы собора, пылал и сам храм.

Вторая стихия - воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер - посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую - от края до края, словно мост. А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Вода здесь тоже повсюду: частые дожди, долгие нетающий снег, укрывающий вершину белой шапкой до самого лета, подземные истоки малых рек и целебные ключи. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Мощь Земли выразилась в этих местах в особом ландшафте, притягивающем людей с давних времен. Историки и краеведы пишут о древних языческих капищах на вершине и в потайных гротах под склонами. Позже Белогорье облюбовали староверы, к концу XIX столетия здесь еще находились их тайные скиты. Тут хоронились и беглые каторжане, вымаливающие у неба счастья жить свободно и тихо. Паломники увозят отсюда заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Еще, говорят, что гора, подобно Святой вершине Афон, с трех сторон окруженной морями, не смотря на видимую легкодоступность, пускает отнюдь не всех. Она якобы окружена тремя поясами защиты. На пути к Белогорью нередко капризничают и ломаются машины и автобусы, часто уже в дороге резко портится погода.

Величие и простота

Вдоволь наговорившись с бездной, мы отправились прогуляться по двору обители. В первую очередь мы обратились, наконец, к Крестовоздвиженскому собору, так несправедливо обделенному нашим вниманием в самом начале. И он как почувствовал, вдруг потеплел, смягчившийся серым небом, не потеряв ни в торжественности, ни в монументальности. Собор, к слову, - крупнейший в Пермской епархии, он способен вместить до пяти тысяч верующих. По своей архитектуре, белогорская святыня напоминает столичный Храм Христа Спасителя: тот же размах и та же пышность.

Недаром храм реставрировали, то есть практически заново отстраивали десять долгих лет, начиная с 1999-го. И деньжищ потратили немало, порядка 200 миллионов рублей - говорят, собирали по всему краю, с миру по нитке, но большую часть внесла администрация края. Восстановили собор, заново установили Царский крест с двуглавым орлом - странное сочетание. До сих пор ремонтируют и другие постройки: монашеские корпуса, трапезные, гостевые.

Еще одна достопримечательность - святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку - рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки. С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. Отсутствие в поле зрения деревень и поселков придают горе атмосферу дикого, затерянного места. Где никто не потревожит, не отвлечет от размеренного недеяния и недумания, не спугнет очарование момента. Из штрихов цивилизации здесь только вьющаяся лентой дорога. И эта змейка не манит нас своими изгибами и вывертами, не зовет в обратный путь.