ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Дворец шантийи. Мои путешествия

Поместье Шантийи на протяжении столетий меняло хозяев, но всегда принадлежало аристократическим династиям, которые были очень близки и родственны королевской власти и зачастую соперничали с ней: Монморанси, Бурбон-Конде, а последний владелец Генрих Орлеанский, герцог Омальский собрал значительную художественную коллекцию, которую вместе с замком подарил в 1884 году Франции. Думаю, что все знают рукопись XV века "Великолепный часослов герцога Беррийского" со знаменитыми миниатюрами - герцог Омальский купил его для коллекции в 1856 году и с тех пор она хранится именно в Шантийи, еще здесь можно увидеть мозаики и предметы из Помпей. А коллекция картин Шантийи стоит во Франции на втором месте по значимости после коллекции Лувра, здесь есть картины Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Энгра, Делакруа, Пуссена. Интересно, что залы музея Конде выглядят как в конце девятнадцатого века, потому что согласно завещанию герцога Омальского ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться

Тому, кто пропустил начало и еще не побывал в , советую сначала заглянуть в предыдущий пост, а мы пройдем внутрь ренессансного шато, окруженного водой. Хотя на поверку этот замок оказывается реконструкцией XIX века. Во время революции Большой замок Шантийи был разрушен, поэтому в 1875 году герцог Омальский поручил архитектору Оноре Доме построить новый замок на прежнем месте, но параллельно была поставлена задача подготовить помещения для коллекции. Для проекта восстановления Доме использовал планы и гравюры XVI века, ему удалось передать дух архитектуры французского Ренессанса

Помимо изобразительного искусства страстью герцога Омальского были книги: он скупал книги на аукционах по всей Европе. Собрание выставлено в уютной библиотеке (1876-1877). Металлическая двухуровневая конструкция с галерее характерна для библиотечной архитектуры второй половины XIX века. Хотя в замке нет аудиогида, но в каждой комнате есть большой информационный лист на русском языке

В Шантильи хранится почти 1500 рукописей, после коллекции Национальной библиотеки Франции - это вторая по величине библиотека в стране с украшенными орнаментом и миниатюрами манускриптами. Старейшие рукописи относятся к XI веку. К сожалению, самую ценную жемчужину коллекции - "Великолепный часослов герцога Беррийского" - в оригинале увидеть не удастся, в целях сохранности ее не выставляют, можно только посмотреть факсимильную копию и полистать электронную версию


Украшу и свое повествование парой сюжетов из знаменитого часослова, воскрешающих перед нами картины средневековой жизни и мыслей. "Февраль", Поль Лимбург. Миниатюрист выводит нас на улицу на холодный зимний воздух. Заснеженный ландшафт, город на заднем плане, покрытый снегом, по дороге к которому бредет крестьянин с ослом. Другой крестьянин усердно рубит дрова, а третий спешит к укрытию. На переднем плане мы видим ферму и крестьян, греющихся в небольшом деревянном доме. Туники обоих мужчин высоко подняты, чтобы согреть ноги, а женщина лишь слега приоткрыла лодыжки


Ужасно прекрасное в свом контрастном исполнении "Чистилище", Жан Коломб. А как потрясающе выполнена готическая рамка, создающая трехмерный эффект


Фото с сайта en.wikipedia.org

В центральных витринах во время моего визита была выставка, посвященная связям семьи герцога с США. Книга "Хижина дяди Тома", напечатанная в 1853 году, помню как я заливалась слезами в детстве во время чтения этой книги

А эта забавная иллюстрация из одной из книг: две татуированных туземки пристроились рядом с европейцем, лица такие выразительные у всей троицы. Судя по подписи это карикатура на отца герцога Омальского Луи-Филиппа Орлеанского, бывшего королем Франции Луи-Филиппом I с 1830 по 1848. После череды революционных событий в 1796 году Луи-Филипп попадает в Америку и на Кубу, где живет в течение трех лет

На первом этаже расположены Большие покои, в которых воссоздана церемониальная пышность апартаментов XVIII века - классическая дворцовая анфилада со спальней, музыкальной комнатой и необычным образом украшенными комнатами для приемов. Во время революции замок был разграблен, и герцог Омальский собирал по стране мебель и убранство того времени, чтобы восстановить период величия и пышности принцев Конде.

В 1643 году поместье Шантильи стало собственностью семьи Бурбон-Конде. По инициативе Луи II де Бурбона, принца де Конде (1621-1686), известного как Великий Конде, парком Шантийи занялся знаменитый садовник Версаля Андре Ле Нотр. Время Великого Конде - золотой век Шантийи, поместье стало главным местом для модного общества и интеллектуального общения, балов и фейерверков. Во время Фронды Великий Конде сначала был на стороне официальной власти в лице Мазарини и несовершеннолетнего Людовика XIV, но затем повёл себя дерзко по отношению к Мазарини и королеве-регентше Анне Австрийской, и после года тюремного заключения возглавил новую Фронду принцев, но проиграл, и на пятнадцать лет был изгнан от двора короля-солнца


Над камином античная мозаика с виллы в Стабии, древнего города на берегу Неаполитанского залива возле Помпей. Стабии тоже оказались погребенными на века во время извержения Везувия. Во второй половине XVIII века в Стабии начались раскопки

На мозаике изображен знаменитый мифологический сюжет похищения Европы богом Юпитером, превратившимся в быка. Мозаика была частью коллекции тестя герцога Омальского - Леопольда, принца Бурбон-Сицилийского

У одной из комнат забавное название - "Великий обезьянник". Этот будуар свидетельствует о моде на Азию в XVIII веке, стены украшены фресками с обезьянами и китайцами. В сюжетах росписи аллегории войны, охоты, живописи, скульптуры, геометрии, химии

Обезьяна с гранатой с ружьем. Можно найти даже обезьяну-географа, сидящую на карте мира, обезьяну-скульптора

Красивый стул - общий фон выцвел, а букет цветов по-прежнему яркий и красочный

На каминном экране тоже продолжается обезьянья тема. А на столике мозаика с китайскими мотивами

Галерея сражений, или галерея деяний Великого Конде была украшена в конце XVII века Жулем Ардуэном-Мансаром, придворным архитектором короля Людовика XIV. В галерее сражений представлена серия из одиннадцати картин, заказанных самим Великим Конде и иллюстрирующих его основные военные победы: взятие Перпиньяна 1642, битвы при Рокруа 1643, Фрибурге 1644, Нордлингене 1645, Дюнкерке 1646, завоевание Анжера и осаду Лерида 1647, Ланс 1648, блокаду Парижа 1649, завоевание Франш-Конте1668 и форсирование Рейна 1672

Признавая воинские победы Великого Конде, историки говорят, что он отличался надменностью, скупостью, жестокостью, оскорбительной грубостью с подчиненными , во время битвы ради блеска и быстрого и сильного натиска, он не щадил людей, войска Конде особенно отличались грабежами и насилиями

Дальше идут уже галереи и комнаты, в которых была размещена художественная коллекция герцога Омальского. Обход музея начинается с зала Оленей, или Оленьей столовой. Зал назван так же, как и помещение, построенное в 1528 году в старом замке Анна де Монморанси. Зал с балконом для размещения музыкантов при герцоге Омальском использовался как парадная столовая. На первом музыкальном ужине у герцога одним из гостей был Александр Дюма. На потолке, декорированном кессонами, как было принято в XVI веке, изображены гербы хозяев Шантийи. Все остальные украшения зала связаны с темой охоты. По стенам развешаны шпалеры XVII века из цикла "Охота императора Максимилиана в окрестностях Брюсселя" - реплика знаменитой фламандской серии XVI века, выполненная по заказу Людовика XIV на мануфактуре Гобеленов для его внебрачного сына графа Тулузского. Оригинал в настоящее время находится в Лувре. На шпалерах представлены сцены придворной охоты в разные времена года. Зал этот напомнил мне любимое Фонтенбло

Раньше я не понимала красоты гобеленов, но в последнее время прониклась этим искусством. В прошлом году в Мадриде в королевском дворце увидела комнату, украшенную превосходными гобеленами на необычную тему - вытканы тропические цветы, растения, животные, к сожалению, фотографировать в Испании постоянно запрещают, что глупо, потому что широкая публика не знает, какое стоящее место для посещения этот королевский дворец

Кстати, привычное нам слово "гобелен" возникло именно во Франции в XVII веке, а до использовали другие названия, на русском официальное название этого искусства - шпалера. Гобелен - это была фамилия семьи, в чьем доме расположилась французская мануфактура. А еще интересно, что для некоторых циклов шпалер образцом служила книжная миниатюра, и крохотные миниатюры превращались в грандиозные ковры-гобелены. Я очень хотела увидеть знаменитую серию шпалер "Дама с единорогом", который хранится в Париже в музее Клюни, но музей был закрыт на ремонт.

После ужина, герцог приглашал своих гостей в большую галерею живописи, очень похожую на один из залов Эрмитажа, это сердце музея Конде. Галерея освещается верхним светом, её стены отделаны "помпейским красным". Картины размещены так называемой "салонной развеской". По левой стороне картины итальянской школы и произведения, которые были созданы в Италии, например, работы Никола Пуссена. Правая сторона отведена под образцы французской живописи и произведения ориенталистов

"Дама в ванной", портрет официальная фаворитка короля Генриха IV Габриэль д"Эстре, первой четверти XVII в

В конце картинной галереей находится круглый зал-ротонда, в которой размещены несколько знаменитых картин и замечательная мраморная статуя "Жанна д"Арк слушает голоса" 1873, скульптор Анри Шапю

А на полу мозаика на полу с охотничьей сценой обнаруженная при раскопках Помпей, вероятно происходит из Casa dei Fiori (Дом цветов / Дом трех дворов/ Дом кабанов). После посещения Помпей и я неровно дышу к античным мозаикам, а здесь еще и великолепный вариант цветной мозаики, я была впечатлена

Как мастерски выложены уточки, специалист, наверное, сможет даже определить виды рыб

А бело-черный пес и преследуемый им кабан как хороши! Даже шерстинки на хвосте собаки и шкуре кабана выложил мастер. Только непонятно, что это за оранжевый зверь в углу

Кабанчик на всех парах пытается убежать от охотника и собаки

Со времени погребения Помпеи под грудом пепла прошло уже две тысячи лет, а яркие краски на хвостах петухов не потускнели

В ротонде висит портрет одной из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленной Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо Великолепного. Это "Портрет Симонетты Веспуччи" работы Пьеро ди Козимо, до 1520 г. Вишенкой в этой любовной истории является факт, что Симонетта была замужем. Ко времени создания портрета ее уже не было в живых: она умерла в 1476 году в возрасте двадцати трех лет от чахотки. Волосы уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом, а лоб высоко выбрит по моде того времени. Тёмные облака на заднем плане почти повторяющие профиль Симонетты, высохшее дерево слева и змей, обвившийся вокруг цепочки, символизируют преждевременную смерть девушки, хотя по другой интерпретации змея, кусающая себя в хвост, является аллегорией вечности или символом обновления жизни. Считают, что именно Симонетта послужила прообразом для картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", Боттичелли даже завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой в церкви Оньиссанти, что и было исполнено через 34 года после её смерти


Лоренцо Великолепный пишет, что прочитав письмо о смерти прекрасной Симонетты, он вышел в сад: "Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в её свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней".

"Мадонна с вуалью" Рафаэль Санти, ок. 1508. На картине святое семейство - Мария, Иосиф и младенец Христос, играющий с вуалью своей матери. Из полумрака на происходящее с грустью взирает как бы предвидящий будущее Иосиф. В ренессансной живописи вуаль означала соединение Рождества, когда Мадонна завернула младенца в покрывало со своей головы, и Распятия, когда Богоматерь укрыла тем же покрывалом распятого сына

Круглый зал Ля Трибюн - Трибуна - назван в честь зала в флорентийской галерее Уффици во Флоренции, он тоже в шестиугольный и задрапирован красным бархатом, и по кругу на восьми стенах размещены картины.

Мне очень понравилась эта черноглазая красавица с картины Энгра "Портрет мадам Девосе", 1807

В небольшом кабинете драгоценных камней хранятся оружие и ювелирные коллекции, а также портретные миниатюры. В Шантильи коллекция почти 350 миниатюр, портреты в основном представителей семей принцев Конде, герцогов Орлеанских, дома Габсбургов и Бурбон-Сицилийских. Помните, как в фильме "Гордость и предубеждение" Элизабет рассматривает в подобной витрине миниатюрный портрет мистера Дарси?

Красиво, дух ушедших эпох

Сантуарио (с итальянского "святилище") - это небольшая комната с верхним светом, где хранятся две небольших картины Рафаэля: "Три грации" и "Мадонна дома Орлеанских", панель с росписью Филиппино Липпи "Эсфирь и Артаксеркс" и 40 миниатюр Жана Фуке из "Часослова Этьена Шевалье"

"Часослов Этьена Шевалье" - рукопись, созданная первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452-1460 годов. Наибольшая часть из сохранившиеся миниатюр (40 листов) находится в музее Конде, в Шантийи. Остальные семь листов разбросаны по нескольким коллекциям. В "Часослове", выполненном в первые десятилетия французского Ренессанса, Фуке освободился от традиционного для Средневековья формата иллюстрирования манускриптов. Используя новые техники, он обновил искусство иллюминирования, его подход стал поворотным пунктом в истории французского искусства иллюстрации. Несколько листов были разделены на два поля: в верхнем - основной сюжет, в нижнем -примыкающие, либо же какое-нибудь фантастическое существо, как в готической живописи - что было новшеством. "Часослов" был разделён в начале XVIII века в монастыре Сен-Мор: края у листов с миниатюрами были обрезаны (предположительно, миниатюры были обрамлены орнаментальными рамками). Текст и заглавные буквы, которые нельзя было обрезать из-за слишком близкого расположения к миниатюрам, были отретушированы или же заклеены кусками пергамента. Таким образом миниатюры, избавленные от украшений на полях, узорных рамок и прочего декора, превратились каждая в своего рода отдельную картину. Сорок из них были сгруппированы и около 1790 года смонтированы на дубовых досках в одной из парижских мастерских.

"Святой Илларий" (Saint Hilaire) предстает перед собором под председательством еретического папы Леона, а ниже рассказывается об острове Галлинария, недалеко от Генуи, где пресмыкающиеся бежали перед святым

На иллюстрациях присутствует и французская архитектура того времени. По большей части изображён Париж, как место постоянного пребывания заказчика. "Мадонна на троне" из Богородичного цикла миниатюр. Богородица с младенцем воссидает в нише в окружении готического портала. Хор ангелов играет музыку, поет или благоволит к Богородице

"Святой Иоанн Евангелист" из цикла Страстей Христовых. Фуке показывает молодого апостола, прильнувшего ко груди Господа во время предсказания предательство Иуды, которму предлагает хлеб. Барельефы в золотых оттенках изображают святого Иоанна, свергающего идолов в Эфесе, священник заставляет его выпить яд, и крещение священника и проконсула Азии. В картуше, поддерживаемом двумя ангелами, Святой Иоанн в бочке кипящего масла

"Арест Иисуса" из цикла Страстей Христовых. Эмоциональная сцена на фоне прекрасного вечернего неба

"Несение креста" во время восхождения на Голгофу, справа святая Вероника ждет Христа. В парижском ландшафте мы видим часовню Сент-Шапель, построенную для хранения тернового венца. На заднем плане на дереве качается повесившийся Иуда. Внизу сцена показывает как куют гвозди для распятия. В прямоуглоьнике святая Вероника держит плат, на котором отпечатался портрет Христа, ставший прообразом иконы Спас Нерукотворный

"Распятие" Иисус и два вора на фоне неба, у Спасителя скрещены ступни. Взволнованный круг, состоящий из солдат, Пилата и верховного жреца на лошади, обращенных к зрителю спиной. На переднем плане четыре солдата, безразличные и расслабленные, играют в кости на одежду Христа. На расстоянии от этих двух групп и отодвинувшись к границам изображения, в пирамидальной композиции, Богородица нежно придерживаемая святым Иоанном, смотрящим со слезами на распятие Христа

В 1725 году по приказу герцога Бурбонского в Шантийи была создана одна из первых мануфактур по производству фарфора, для чего пригласили японца Сикер Сиру. Сначала делали имитацию японского фарфора без каолина - хрупкий фарфор, с добавлением белого мергеля, только в 1769 году в Лиможе открыли месторождения каолина. В росписи и формах тоже заметно влияние востока

Кабинет античного искусства. В 1843 году герцог Омальский присутствовал на раскопках в Помпеях, и некоторые предметы были любезно подарены ему. Стекланные сосуды, извлеченные спустя почти две тысячи лет

Изящная терракотовая статуэтка женщины, смотрящейся в зеркало

Спустившись по лестнице, я попала в часовню замка, посвященную святому Людовику. Часовня построена на месте старой дореволюционной часовни и спроектирована таким образом, чтобы в ней могли разместиться предметы из замка Экуэн: алтарь с барельефом работы Жана Гужона "Жертвоприношение Авраама", резные панели и два окна с витражами. Стены часовни украшены изображениями святого Христофора и святого Иоанна, здесь же находится флаг Аугсбургского подразделения, который был захвачен в битве при Рокруа


В часовне Конде стоит урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II. Сердца были спрятаны во время революции. Последнее серде было помещено в урну самим герцогом Омальским, это сердце его старшего сына Людовика Орлеанского, который умер в Сиднее в 1866 году

Я очень хотела еще неспешно прогуляться по парку Шантийи, но когда вышла из замка, увидела на небе тяжелые грозовые тучи. Но понадеявшись на везение, решила все-таки идти в парк. Территория разделена на три части: французский сад Андре Ленотра с фонтанами, статуями, зелеными газонами, конец XVII в; англо-китайский сад с пятью деревенскими домиками, вдохновленный деревушкой Марии-Антуанетты в Малом Трианоне, 1773 год; и английский ландшафтный парк, 1819 год

Чуда не случилось, и как только я вышла в английский сад, начался ливень. Сад был спроектирован во время Реставрации, он занимает участок части садов Андре Ленотра, которые были разрушены во время революции. Прогулочные маршруты приводят к беседке-ротонде со статуей Венеры, озеру любви.


В отличие от сада в французском стиле, с его геометрическим расположением и грандиозными перспективами, английский сад черпает вдохновение в романтизме, под искусством сада понимается украшение естественной природы, чтобы выглядело все как-будто так и выросло

От потоков дождя мне пришлось спрятаться под раскидистое дерево, рядом с которым выгорожено пастбище для овец

В такую погоду не очень интересно разгуливать, поэтому пришлось повернуть назад. Эти круглые зеркальные фонтаны и лужайка, как раз и есть французский сад Андре Ленотра. Струи фонтанов могут бить на высоту пяти метров, что в то время считалось инженерным достижением. Большой канал длиной 2,5 км, на шестьсот метров длиннее канал в Версале

Сад в французском стиле символизирует триумф порядка над беспорядком, культуры над пустыней, отражения спонтанности. Он характеризуется театральной постановкой сада, целью которого является удивление посетителя игрой на перспективу, в таком саду геометрическая планировка, которая часто симметрична, клумбы, рощи и пруды, украшенные многочисленными статуями. Ленотру противила идея английского сада с извилистыми дорожками и имитацией дикой природы

У меня осталось чувство неудовлетворенности от того, что не смогла спокойно погулять по парку, поэтому придется как-нибудь снова вернуться в Шантийи. А в следующий раз мы опять обратимся к мастерству Ленотра, и увидим знаменитый замок с садом Во-ле-Виконт.

Франция.Замок Шантийи. Жемчужина французского Ренессенса.

Замок Шантийи находится во Франции. Был возведен Пьером Шамбиж для герцога де Монморанси в 16-ом столетии в стиле французского Ренессанса, этот архитектурный ансамбль стал одной из жемчужин французского Ренессанса.


Поскольку сам Монморанси служил при семи королях, а его дети воспитывались вместе с наследными принцами, то не удивительно, что этот замок посещало так много королевских особ, восхищаясь здешним великолепием.


С этим замком связана и история любви Генриха IV, которому в ту пору было 54 года, к пятнадцатилетней Шарлотте де Моноранси. Желая соблюсти приличия король выдает девушку замуж за одного из представителей династии Конде. Однако послушный жених вдруг становится строптивым мужем и увозит молодую жену в Бельгию, где они находятся под покровительством короля Испании.


Это вызвало настоллько сильный гнев короля, что он даже всерьез подумывает о военных действиях. Этим планам не суждено было осуществиться, поскольку вскоре Генрих погибает от руки религиозного фанатика Равальяка.

Возвратившись после его смерти во Францию молодая пара через некоторое время вступает во владение замком Шантийи. Его расцвет cвязывают с именем их сына, принца Конде. Именно он поручил самому известному французскому парковому дизайнеру Ле Нотру оформить зеленые насаждения вокруг замка.


Гордостью Шантийи являются и его фонтаны, которые считаются одними из самых красивых во Франции. Недаром Людовик XIV при постройке Версаля взял за образец как раз фонтаны Шантийи.


Коннетабль Франции Анн де Монморенси.

Являясь поклонником и покровителем искусств принц Конде нередко приглашал в свой замок известных писателей и художников. Среди них были Буало, Расин, Ла Фонтен, мадам де Севиньи. Здесь же вШантийи состоялось первое представление "Тартюфа" Мольера, который также был частым гостем у принца Конде.


Шантийи — один из красивейших замков Иль-де-Франс — стоит в величавом одиночестве, окруженный рвом, посреди лесной чащи. Шантийи — это целый мир с парком и садами, великими произведениями искусства и собственной богатой событиями историей.



Приезжая в замок Шантийи, сразу окунаешься в атмосферу жизни аристократии XVIII в. Его прекрасно отреставрированные комнаты обставлены мебелью той эпохи, стены библиотеки от пола до потолка заняты полками с книгами, а частные покои выглядят так, словно их обитатели только что вышли.

Внутри здания. Это действительно настоящий дворец - мраморные лестницы, расписные плафоны, позолота и витражи, скульптуры, люстры, роскошная посуда, прекрасная живопись на стенах. Рафаэль, Ван Дейк, Пьеро ди Козимо, Филиппино Липпи, сорок миниатюр Жана Фуке, Пуссен, голландские маринисты, Теодор Руссо, Энгр, Делакруа...






Герб дома Бурбон-Конде на полу замка Шантийи.

Библиотека.

Сохранилась в прекрасном состоянии знаменитая библиотека принца Орлеанского, а в ней - более 13 000 редчайших книг и рукописей, в том числе псалтырь королевы Дании Ингеборг, жены Филиппа-Августа, и знаменитый "Часослов" герцога Беррийского.


Библиотека.

Библиотека.





Стены ее украшены картинами, иллюстрирующими победы, одержанные Гранд Конде в боях.


Галерея деяний Господина Принца.


Галерея деяний Господина Принца.


Галерея деяний Господина Принца.


Комнату господина Принца.

Комнату господина Принца. Это роскошная комната, украшенная деревянными с позолотой панелями, картинами и мебелью, большая часть которой, увы, была вывезена отсюда в годы революции. Это не может помешать, однако, полюбоваться великолепным комодом Ризенера, который был заказан для спальни Людовика XVI в Версале.


Комнату господина Принца.

А также картинами с изображением животных, которые были написаны Кристофом Уэ.





Спальня графини.

Спальня графини хранит стулья в стиле Луи XV, кровать с балдахином и люльку для ребёнка. Стиль неоготика дополнен техникой маркетри по красному дереву. Будуар украшен фиолетовым атласом, парчой и серебром. Здесь стоит фортепиано Grohe из красного дерева. Маленькая комната соединяет жилища графа и графини стенами в стиле сенжери, на которых изображены обезьяны.


Эта комната расположена в покоях для приемов и представляет собой немалую художественную ценность. Она была расписана в 1737 году. Стены украшают великолепные расписные панели, от которых просто глаз не оторвать. Над большими каминами установлены зеркала, которые создают ощущение еще большего пространства.


Стулья привезены из Версаля, из покоев Марии-Антуанетты. А один из них, имеющий форму якоря, принадлежал когда-то Графу де Тулуз, и был привезен из его домика в Рамбуйе.


Интересен в этой комнате также каминный экран с обезьянкой, который появился здесь лишь в 1890 году. Эта работа мастера Кристофа Уэ была приобретена герцогом Омальским для украшения именно этой комнаты в Шантийи - он посчитал, что экран с обезьянкой идеально впишется в интерьер Гранд Санжери и оказался совершенно прав.


Музыкальный салон.Подсвечники в музыкальном салоне замка Шантийи.


Музыкальный салон.

Эта комната посвящена воспоминаниям о герцоге Энгиенском.Великолепные позолоченные подсвечники, позолота на дверях и стеновых панелях, а также золоченые музыкальные инструменты создают блеск роскоши и богатства, пронизывающей комнаты замка, а в особенности Музыкальный салон замка Шантийи.


Музыкальный салон.


Капелла сердец рода Конде.

Заглянем в часовню дворца. Она была построена сравнительно недавно - в 1882 году, но точно на том месте, где еще до революции находилась старая молельня.

Капелла сердец рода Конде.

Алтарь приписывают мастеру Жану Гужону, а великолепные витражи датируются XVI веком.

Капелла сердец рода Конде.


Потолок.


Капелла сердец рода Конде.

В ее задней части, за алтарем, находится урна, в которой хранятся сердца принцев Конде и Генриха II (тела усопших покоятся в церкви в Бургундии).

Капелла сердец рода Конде.

В неспокойные революционные времена было осквернено немало могил, и чтобы спасти память о принцах, их сердца было решено спрятать в церкви в Шантийи, а затем, столетие спустя, их перенесли в новую часовню.


Капелла сердец рода Конде.





Эта комната изначально планировалась под размещение картин, поэтому имеет такую нестандартную форму - кесонный потолок, стеклянная крыша, дающая большое количество естественного света. Уникальность коллекции картин в этом зале ставит картинную галерею Шантийи на второе место после музея Лувра.


На бордовых стенах развешены картины: слева - итальянская школа, справа - французская. Порядок картин определил сам герцог в соответствии со своими замыслами. Также он завещал никогда не менять расположение картин и выставлять хоть одну из них в ином месте, кроме как в замке Шантийи. Поэтому видеть все эти картины можно только здесь.












В сорока километрах от Парижа находится это удивительное место. На фоне старинного парка - шедевры архитектуры барокко в ожерелье прудов, а рядом - травяная дорожка ипподрома, которая выходит к стенам великолепного дворца. Но нет, это не дворец, это конюшни - самые грандиозные и, пожалуй, самые красивые в мире.


В них и сегодня живут, вернее, царствуют лошади: здесь помещается уникальный музей, в котором сливаются воедино искусство, история и гимн благородному животному.


Известный своим замком и парком, Шантийи издавна привлекает к себе любителей верховой езды, которые приезжают сюда на скачки или для того, чтобы посетить Музей-выставку лошадей и пони, расположенный в, должно быть, самых красивых в мире конюшнях с роскошными стойлами для скакунов.


Именно эти конюшни разительно отличают Шантийи от других замков. Анри-Луи Бурбон, владевший замком в начале XVIII в., заказал архитектору Жану Оберу грандиозную постройку, в которой должно было хватить места для 240 лошадей, своры из 300 гончих, всех карет, манежа для тренировок и жилых помещений для конюхов, кучеров и форейторов. Одно только главное здание 186 м в длину.


























Источник

Наиболее частые ассоциации, которые вызывает городок Шантийи (Chantilly), расположенный в 40 километрах к северу от Парижа, - это лошади, взбитые сливки и Ага-хан.

По утрам на аллеях в лесу можно увидеть следы тренировок 3 тысяч чистокровных лошадей, а на современном ипподроме в Шантийи ежегодно устраиваются два очень важных мероприятия из числа скачек без препятствий высшего разряда.

Это скачки на приз Жокей-клуба и скачки на приз Дианы, проводимые в первое и второе воскресенье июня. В замке Шантийи (Chateau de Chantilly), романтично поднимающемся в центре водоема среди садов и лесистого парка, конюшни почти такие же большие, как и сам дворец, и теперь их можно посетить уже как Музей лошади.

В 2005 году было объявлено, что живущий во Франции Ага-хан, духовный лидер 15 миллионов мусульман-исмаилитов, дарует на реставрацию замка и поместья 40 миллионов евро из своего огромного состояния, оцениваемого в 6 миллиардов евро. «Этот поступок можно считать, - заявил Ага-хан, - проявлением доброй воли по отношению к людям, среди которых я прожил так много лет».

И это пожертвование было лишь дополнением, к основным, ведущимся в замке реставрационным работам. Что же касается взбитых сливок (по-французски крем-шантийи), то фирменные сливки Шантийи (которыми, как говорят, министр финансов Фуке потчевал в свое время Людовика XIV) всегда хорошо взбиты, подслащены и обладают восхитительным вкусом, а попробовать их можно в кафе стилизованной деревушки, расположенной неподалеку от замка.

Интересный факт биографии Шантийи

История, которую обычно рассказывали о замке Шантийи, связана с самоубийством Вателя, слишком эмоционального дворецкого, служившего у могущественного министра финансов Фуке и бывшего главным распорядителем того рокового ужина, который состоялся в 1661 году, когда в замке остановился Людовик XIV.

Ранним утром, расстроенный тем, что накануне за королевским обедом два стола остались без мяса, Ватель шел по коридору замка и встретил работавшего на кухне мальчика, который нес рыбу, чтобы ее приготовили и подали на стол в постный день. «И это все, что у нас есть?» - спросил Ватель. «Да, господин», - ответил мальчик.

Тогда Ватель, поняв, что рыбы на обед тоже не хватит и что он опозорен, покончил жизнь самоубийством, проткнув себя шпагой.

Замок Шантийи (Chateau de Chantilly)

Поместье Шантийи ранее принадлежало двум самым могущественным кланам Франции: сначала семье Монморанси, затем, посредством брачных связей, семье Конде.

Настоящий замок (время посещения ежедневно кроме вторника: май-октябрь, с 10.00 до 18.00; ноябрь-март, понедельник, среда–пятница с 10.30 до 12.45 и с 14.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.30 до 17.00; март-апрель, понедельник, среда-пятница с 10.30 до 12.45 и с 14.00 до 18.00, в субботу и воскресенье с 10.30 до 18.00; стоимость 9 евро; парк открыт ежедневно. в те же часы, цена 5 евро) был возведен в конце XIX века.

Он был построен на месте прежнего дворца, разрушенного во время Французской революции , а прежний дворец, в свою очередь, был возведён для Великого Конде, который в 1643 году добыл для Людовика XIV победу над испанской армией.

Нынешний дворец представляет собой прекрасное сооружение, изящное и романтичное, которое полностью окружено водой и надменно взирает на формальный строй водоемов и дорожек, созданный неутомимым Андре Ленотром, ранее проектировавшим сады Версаля (и вообще всех других замков XVII века, хоть сколько-нибудь претендующих на величие).

Чтобы войти в замок Шантийи (Chateau de Chantilly), вы должны пройти по мостику через огромный крепостной ров, мимо двух бронзовых, реалистично исполненных скульптур охотничьих собак.

Главный объект, открытый здесь для посещений, - Музей Конде, обладающий самой значительной после Лувра коллекцией классического французского искусства, владельцем которой ныне является непосредственно Институт Франции.

В соответствии с условиями экспонирования коллекция должна оставаться такой, какой она была задумана Генрихом Орлеанским, сыном последнего французского короля, который потратил на замок значительную сумму денег.

Расположение предметов искусства, хотя и базируется на современных принципах, довольно случайно и чрезвычайно эклектично.

Некоторые наиболее интересные экспонаты можно увидеть в Ротонде картинной галереи - это, например, «Симонетта Веспуччи» Пьеро ди Козимо и «Мадонна Лоретта» Рафаэля.

Некоторые исторические достояния выставлены в так называемом Храме - это картина Рафаэля «Три грации», находящаяся рядом с шедевром Филиппо Липпи, а также сорок миниатюр из «Часослова» XV века, автором которых считается известный французский художник эпохи Ренессанса Жан Фуке.

Через Галерею Психеи, где можно увидеть целую серию написанных сепией витражных иллюстраций к «Золотому ослу» Апулея, вы можете пройти в зал под названием «Трибуна», где две стены занимает итальянское искусство, включая картину Боттичелли «Осень», а остальные стены увешаны полотнами Энгра и Делакруа - каждому из которых отведено по одной стене.

Вы можете также присоединиться к бесплатной 45-минутной экскурсии (на французском языке), которая проходит по покоям крыла XVI века, известного как «Малый замок».

Первый зал для осмотра представляет собой прекрасно сохранившуюся библиотеку, в числе экспонатов которой имеется факсимиле главной жемчужины музея «Роскошного часослова герцога Беррийского», самого знаменитого из всех известных часословов.

Красочные страницы, иллюстрирующие разные месяцы года с типичными для той эпохи (приблизительно 1400-х годов) сценами сельской жизни, пахота и сбора урожая, стрижка овец и подрезка деревьев, изображены здесь в ярких красках и в стиле изысканного натурализма.

Остальные 5-6 залов, по которым проходит экскурсия, отличаются исключительно роскошным убранством комнат. Так, например, Обезьянья галерея (Сенжери) изысканно украшена деревянными панелями (буазри) и расписана остроумными аллегорическими сценками в псевдо китайском стиле, а в длинной галерее размещена целая вереница полотен, изображающая многочисленные битвы, выигранные Великим Конде.

Музей лошади (Musee Vivant du cheval)

В пяти минутах ходьбы назад в сторону городка вдоль подъездной аллеи замка Шантийи (Chateau de Chantilly) располагаются старинные Большие конюшни дворца, превращенные в уникальный музей, посвященный лошадям и коневодству, так называемый Музе лошади (время посещения апрель-октябрь, ежедневно с 10.30 до 17.30; ноябрь-март, понедельник-пятница с 14.00 до 17.00, суббота и воскресенье с 10.30 до 17.30; стоимость 8,50 евро или 15,50 евро за билет, предоставляющий доступ в замок и парк).

Здание конюшен было возведено в начале XVIII века принцем Конде, который считал, что когда-нибудь он возродится в виде лошади. Подобную же реинкарнацию он хотел обеспечит и для 240 своих будущих родственников.

В просторном главном зале с цилиндрическим сводом содержатся лошади самых разных мастей со всего мира, а находящийся в центре манеж предназначен для выступлений лошадей в стиле Испанской школы верховой езды (время посещения апрель-октябрь ежедневно с 11.30, 15.30 и 17.15; ноябрь-март, суббота и воскресенье с 11.30 и 15.30, понедельник-пятница с 15.30; представление проводится в первое воскресенье месяца в 15.30).

В следующем крыле вы увидите фигуры лошадей в натуральную величину: одни тянут фаэтоны, повозки и телеги, на других надеты седло и сбруя, предназначенные, для скачек, поло, боя быков и других развлечений, в которых обычно участвуют лошади.

В дальних уголках сооружения есть комнаты, рассчитанные для других занятий, так или иначе связанных с лошадьми. В одной из таких комнат посвященной ветеринарии, даже выставлена на всеобщее обозрение настоящая, пораженная болезнью кишка лошади.

    Официальный сайт: www.museevivantducheval.fr

Сад принцев (Les jardins des Princes)

Новейшая достопримечательность Шантийи - это покрытый буйной растительностью Сад принцев (время посещения апрель-октябрь ежедневно кроме вторника с 11.00 до 12.30 и 14.00 до 17.30; стоимость 7 евро, но по рабочим дням во второй половине дня вход свободный).

Этот садоводческий рай, предназначенный для выращивания трав, салата и аккуратно посаженных овощей, расположен на несколько сотен метров ниже конюшен.

Душистый фруктовый сад, спроектированный еще вездесущим Ленотром для ублажения взора Великого Конде, до недавнего времени был совершенно заброшен и пребывал в полной деградации.

Теперь же он почти полностью восстановлен, и к нему возвратилась былая слава, вместе с птицами, козами и прочей фауной. А в центре сада время от времени через репродукторы транслируются поэтические строки разных литературных эпох.

Заказать экскурсию из Парижа!

Больше фотографий городка и замка Шантийи (Chateau de Chantilly) здесь: Фотогалерея

Практические советы для туристов

Поездка поездом до городка Шантийи от парижского Северного вокзала займет у вас около 30 мин; поезда ходят один раз в час. В Шантийи между вокзалом и замком достаточно часто курсируют бесплатные автобусы, хотя более приятной, возможно, будет двухкилометровая прогулка до замка пешком через лес. Выйдя из вокзала, поверните направо, а затем налево у главной транспортной развязки, чтобы попасть на обозначенную указателями пешеходную дорожку.

В самом городке есть много ресторанов, активно зазывающих к себе клиентов, Среди которых особо выделяется ресторан «La Belle Bio», расположенный напротив Живого музея лошади по адресу улица Коннетабль, 22 (закрыт в воскресенье вечером и в понедельник), где подают блюда из натуральных продуктов приблизительно за 25-40 евро.

Более традиционный вариант - это добротный, но несколько дороговатый ресторан «Capitainerie», располагающийся в самом замке Шантийи (работает ежедневно, кроме вторника), где черты современной жизни сливаются с очарованием старинных сводов.

Другой ресторан, где можно поесть вкусно и недорого, это «Les Gouters Champetres». Здесь на приятной открытой террасе вам предложат блюда менее чем за 20 евро. Для того чтобы попасть туда, выйдя из замка, поверните налево, пройдите вдоль канала и перейдите дальше через деревянный мостик.


Страницы: 1


Красивый замок, в котором хранится богатейшая коллекция живописи и старинных фолиантов, огромный парк и конные шоу - все это в старинном имении Шантийи (Château de Chantilly) всего в 40 километрах от французской столицы.

Если, будучи в Париже, вы захотите провести день загородом и посмотреть какой-нибудь красивый дворец с роскошным парком, вам вовсе не обязательно ехать за сотни километров на Луару или присоединяться к толпам туристов, штурмующих Версаль. Всего 20-25 минут на поезде (или 40 минут на RER) от Северного вокзала, и вы попадете в крохотный городок Шантийи, где у станции вас будет ждать бесплатный автобус - он всего за несколько минут довезет до ворот замка.

История дворца Шантийи (Château de Chantilly) непроста. Давным-давно на этом месте неоднократно возводились, а потом исчезали замки. В XVI веке этими землями владело семейство Монморанси, один из них и решил построить себе роскошную резиденцию.


Век спустя за участие в мятеже очередной владелец имения был казнен, и поместье оказалось в руках его родственника - принца Конде.


Значительная часть старинного замка была разрушена во время революции. В середине XIX века после смерти последнего принца Конде имение перешло по наследству к его крестнику герцогу Омальскому. Новый хозяин нанял архитектора и заказал ему сложнейший проект - пристроить к сохранившейся части новое крыло и часовню, не разрушая общего ансамбля.


Прежде всего прогуляемся по анфиладе комнат Малого Дворца. Здесь, в старой части замка, находится библиотека, состоящая из 13 тысяч томов, среди которых 750 древних рукописей и 700 первопечатных книг.


Среди общего великолепия порой можно не заметить настоящие сокровища, такие как эта подлинная из виллы в Помпеях.


Все комнаты украшены изящной росписью, но особенно красивы картины на стенах "обезьяньей комнаты" (она названа так, потому что почти с каждого рисунка обязательно подмигивает забавная обезьянка).


Заглянем в часовню дворца. Она была построена сравнительно недавно - в 1882 году, но точно на том месте, где еще до революции находилась старая молельня.


В ее задней части за алтарем находится урна, в которой хранятся сердца принцев Кондэ и Генриха II (тела усопших покоятся в церкви в Бургундии). В неспокойные революционные времена было осквернено немало могил, и, чтобы спасти память о принцах, их сердца было решено спрятать в церкви в Шантийи, а затем, столетие спустя, их перенесли в новую часовню.


Далее мы проследуем в Новую часть замка, превращенную в картинную галерею. Ее стены украшены величайшими шедеврами Боттичелли, Рафаэля, Пуссена, Энгра, Делакруа и других мастеров, висящими, правда, несколько хаотично. Согласно завещанию коллекционера и последнего владельца - герцога Омальского - картины нельзя менять местами, к тому же они не должны покидать замок даже на время, поэтому вы никогда не увидите эти произведения искусства на временных выставках где-то за пределами дворца. Это богатейшее (после Лувра) собрание во Франции, состоящее из восьми десятков картин!


У стен замка начинается классический упорядоченный французский сад с фонтанами и скульптурами.


Чуть поодаль он переходит в хаотичный английский и изящный японский.


Владельцам замка не давала покоя слава прекрасных садов Марии Антуанетты, и в 1775 году принц Кондэ дает своему архитектору задание построить небольшую псевдо-деревеньку "как в Версале". Конечно, никто и не думал селить в Шантийи крестьян: пасторальная идиллия предназначалась лишь для гостей принца. Интерьеры "скромных домов" были украшены цветами и шелками, там можно было уединиться, отдохнуть.


Знатных гостей в парке ждало множество развлечений. Вы и сегодня можете пройтись по лабиринту. Он был построен несколько лет назад и немного отличается от прежнего, но будьте осторожны: как и раньше в нем легко заблудиться!

Адрес: Франция, в 49 км от Парижа
Координаты: 49°11"37.9"N 2°29"07.7"E

Содержание:

Краткое описание

Архитектор и одновременно главный садовник герцога Конде Ленотр, естественно, внес огромный вклад в обустройство парковой зоны Шантийи. Однако после его смерти и смерти герцога, дворец и прилегающая к нему территория постоянно расстраивались и облагораживались. В Шантийи появился даже огромный ипподром и большая конюшня. Как известно, французы еще с незапамятных времен всегда следовали моде: во времена правления Марии-Антуанетты в Шантийи был разбит еще один небольшой сад. Несмотря на его размеры, он всегда поражал своей уникальностью: еще бы, это был самый настоящий сад из Поднебесной с небольшими домиками и водными каналами. К слову, этот сад был не последним во дворцово-парковом комплексе Шантийи: чуть позже был разбит прекрасный сад в английском стиле с великолепным озером, где плавали гордые лебеди. В этом парке архитекторы создали остров любви и даже возвели храм Венеры, которая, как известно, и «отвечала» за это высокое чувство.

Парадная лестница

Шантийи - новая история и собрание бесценной коллекции

Все без исключения представители семейства Монморанси и династии Бурбонов-Конде были ценителями мира прекрасного. Каждый владелец замка или дворца (кому как нравится) вносил в его архитектуру и коллекцию свою лепту. Благодаря влиятельным особам, жившим с 16-го века до французской революции, была собрана огромнейшая коллекция, в которую входили картины, книги, предметы быта из драгоценного металла, фарфора и многое другое. Герцоги Конде всегда покровительствовали талантливым литераторам, живописцам и скульпторам, которые оставили свой след в их резиденции Шантийи. До революции у владельцев замка нередко в гостях бывал сам Расин, Ла Фонтен и другие не менее известные личности.

Говоря о коллекции замка Шантийи, следует обязательно выделить герцога Омаля, который в определенный промежуток времени владел замком и не скупился на приобретение шедевров живописи и других предметов, которые невозможно оценить в денежном эквиваленте. Увы, французская революция не обошла стороной и дворцово-парковый комплекс Шантийи: многие предметы коллекции были разграблены, повреждены некоторые части зданий, был нанесен ущерб и внутреннему убранству. К огромному счастью, бесчинства толпы были остановлены, и замок Шантийи был одним из первых во Франции зданий, где началась реконструкция. Уже к концу 19-го века были возращены в стены дворца почти все экспонаты из легендарной коллекции и отстроен Замок д’Ангьен, напоминающий собой Большой замок, который почти полностью был разрушен во время революции.

Кабинет в замке Шантийи

Замок Шантийи - путеводитель для туриста

Добраться до прекрасного дворцово-паркового комплекса, коллекция живописи, книг и драгоценных предметов быта которого практически ни в чем не уступает версальской, можно из Парижа на автомобиле или поезде. Поездка в комфортном вагоне займет у туриста не более 25-ти минут, а вот на машине придется добираться до Шантийи немного дольше, связано это с многочисленными пробками на трассе под индексом N16.

Во многих туристических проспектах говорится о том, что экскурсия по Шантийи займет у путешественника не более 3-4 часов. Однако эта информация далека от истины, чтобы полюбоваться роскошными и уникальными в своем роде садами, осмотреть архитектуру зданий, входящих в дворцово-парковый комплекс, и познакомиться с коллекцией семейства Монморанси и династии Бурбонов-Конде, понадобится даже не один день. Стоит только представить себе, что в стенах музея хранится более 1 000 полотен самых известных художников и огромное количество бесценных книг, среди которых самое первое печатное издание на нашей планете – Библия Гуттенберга. Кстати, по официальной информации, в коллекции замка Шантийи хранится ровно 30 000 старинных книг .

Библиотека в замке Шантийи

Естественно, не все они доступны для обозрения, многие из них находятся в специальном хранилище с определенным микроклиматом, ведь возраст некоторых книг превышает 400 лет. Кроме коллекции живописи и книг, в музее хранится более 2 000 произведений графики, каждая из которых имеет свою интересную историю. Туристу, приехавшему в Шантийи, следует обязательно увидеть рисунки, называемые «иллюстрациями к часослову герцога Берийского». Созданы эти иллюстрации были вначале 15-го (!) века.