ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Какая вера, религия и ритуалы в Хорватии? Религиозный состав, демография и история населения сербии и хорватии.

Никакой этнической принадлежности к СЛАВЯНАМ они НЕ ИМЕЮТ....
Вот ТАКИЕ же личности бегают у нас, на Кауказе...
И фенотип такой же и менталитет СХОЖИЙ.....
Я вот не ПОНИМАЮ, как НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ может считать родственными себе такие народы как Болгар и Сербов??!!!
Ну ладно еще Хорваты и Словены - они и правда от СЛАВЯН практически не отличаются - поставь рядом Чеха и Хорвата - сразу и не сказать кто есть кто - чехи часто даже темнее цветом волос....
Но ЭТИ то...
Поставь рядом ТУРКА, болгарина и серба - не различишь.....
Я ЗНАЮ, откуда такая страстная "Любовь" к сербским ГРЯЗНОКРОВКАМ - это от того что они ВЕРУЮТ в тот же вариант распятого еврея, что и мудаки в СРАНОЙ РАШКЕ,.
Именно по этому ПОПЫ привязывали эту ЧУЖУЮ СРАНЬ к русским в России...
Именно по этому РУССКИЕ бегали СОТНЯМИ ТЫСЯЧ умирать за этих козлов, если не МИЛЛИОНАМИ...
Именно по этому истерично визжа Российская Ымперия ПЕРВАЯ наскочила на БРАТСКУЮ Германию в ПМВ......
Правда, Германия то выжила, а вот Российская Ымперия СДОХЛА, но пусть скажет за это спасибо сербским *** "братушкам"...
Кстати называемые почему то "братушками" сраные БОЛГАРЫ В ОБЕ мировые войны спокойно СТРЕЛЯЛИ в русских......
И воевали вовсе не на стороне русских...
"Братушки" ***е....

Разумеется, и среди сербов МОЖНО найти что то приличное... Далеко не все там турки... но БОЛЬШАЯ часть просто БРОСАЕТСЯ в глаза. Я объездил почти ВСЕ Балканы - не был только в республике Македония, а так - Сербия, Хорватия, Черногория, Босния, Словения, греческая Македония, европейская Турция (был и в азиатской Турции) -и я ЗНАЮ, о чем пишу..... В Хорватии я объездил ВСЕ далматинское побережье и чем БЛИЖЕ к северу - тем более приятные лица.... И чем ближе к Черногории, тем все хуже... Дубровник ен считаем, там больше итальянского населения на самом деле.... В Албанию заезжать не стал, но АЛБАНЦЕВ видел во множестве... ХУЖЕ чечен, выводы делайте......
И по НРАВАМ..... Самые Е*НУТЫЕ - это СЕРБЫ... Даже ребята босняки - хоть и муслики - и то НОРМАЛЬНЕЕ.,.. Серобы - ну просто ОТМОРОЖЕННЫЕ...... После Сербов по отморожденнсти идут Черногорцы. Они правда сами не кидаются, в отличие то сербов, но если их не дай бог зацепить...... Я еще раз говорю - Босняки - КУДА миролюбивеее..... Самые приятные Хорваты и Словены. Никакой агрессии, очень симпатичные, честные, аккуратные, вежливые. Не было случая чтобы меня обсчитали, нахамили, напакостили.... В Сербии - на каждом углу..... В Черногории - гораздо меньше.... Но их менталитет...так то они приезжих САМИ не задирают.... Как правило - не обсчитывают.....

А вот кстати "ЛЮБОВЬ" сраных "братушек" к России.... настоящая, а не ту, которую они декларируют перед видеокамерами СМИ......
Если кто БЫВАЛ в Сербии (а я бывал) то ЧАСТО с этим сталкивались...
Что то я не встречал такого у Хорватов, Черногорцев и даже Босняков - хотя те мусульмане....

А НА*УЙ вы нам СЕРБСКИЕ уроды, нужны??!!!
Всю ЖИЗНЬ Русские поддерживали Сраную Сербию, НИЧЕГО, вообще НИЧЕГО не получая от МЕРЗАВЦЕВ взамен...
Всю жизнь русские СВОИМИ жизнями ОСВОБОЖДАЛИ Сербию, то от турок, то от немцев, но ХОТЬ ОДИН СЕРБ защитил Россию?!!
Так что пусть идут "братушки" - НА*УЙ.....
Из всех славян бывшей югославии ХУЖЕ всех я отношусь к СЕРБАМ - ленивые, трусливые, подлые, насквозь ПРАВОСЛАВНЫЕ бл*ди, совершенно ГРЯЗНЫЕ в расовом отношении, в отличие от тех же Хорватов и Словен....
Поставь рядом Серба и Турка - разница только в обрезании.....
Насмотревшись на тех и тех, скажу что ТУРКИ приятнее - у них ЗА*БОВ меньше....Ах, Косово отобрали у этих сербов...
Ну, так это ПРОБЛЕМА сербов, НЕ РУССКИХ...
Меньше ВЫ*ЫВАТЬСЯ нужно было...
Кстати ВМЕСТО решения проблемы Косово, сербы решали проблему Босснии, Хорватии, Дубровника... По*** им было на албанцев в Косово...... Пока те сидели тихо и не отделялись... Ну по типу Чечении... Ах, они сербов тихо резали....Вот только СЕРБАМ на это было ПО*УЙ...Орать сербы начали, когда Косово захотело ОТДЕЛИТЬСЯ.....
Ну а теперь НОРМАЛЬНЫМ РУССКИМ - ПО*УЙ на сербов.....
У нас СВОИХ проблем море....

Думаете это хорватские Усташи?
КАК БЫ НЕ ТАК!
Им ЛЮБЯТ СОВКОВЫЕ твари приписывать ТАКИЕ фото, но НИКОГДА Усташи ТАК не делали...
Это - СЕРБСКИЕ Четники...
Режут, насилуют и СНИМАЮТ на фото...
Кстати судя по лицам, убивают ХОРВАТОВ или словен, лица СЛАВЯНСКИЕ.....
Вот они - СЕРБЫ выродки во всей красе....

Вот кстати и ХОРВАТСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ - Усташ снялся с головой СЕРБА Четника, командира выродков, уничтожавшего хорватские деревни....
Но это - всего лишь просто отрубленная голова...на фото - СЛАВЯНИН, а голова - типичного турка...... Ах простите... СЕРБА,то есть НЕОБРЕЗАННОГО ТУРКА....

Сербы Четники убили хорвата - ОТРЕЗАЛИ голову....
В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи....
Казнь осуществлялась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами.
А потом СЕРБЫ жалуются - их дескать НЕ ЛЮБЯТ....
А вот Чечен...
НАЙДИ 10 отличий между Сербом выродком и чеченом....
Ну что РУССКИЙ *** - все еще считаешь сербов "братушками"?....

Хорваты Усташи - БЕЛЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ СЛАВЯНСКО- Нордические лица....


Основная религия в Хорватии - римский католицизм. Согласно данным последней переписи населения, - 3 897 332 человек исповедуют эту веру. Католики составляют, по одним данным, 77%, а по другим - 88% жителей страны. Католическая религия в Хорватии отличается от православия тем, что запрещает священникам жениться, почитает Римского папу и равнодушно относится к иконам и другим изображениям святых. Православная религия в Хорватии представлена всего 5% (по некоторым данным 12%) жителей. А к мусульманам относят себя менее 1% хорватов. Также в Хорватии есть протестанты (адвентисты, баптисты, кальвинисты, лютеране), свидетели Иеговы и иудеи. Чуть более 5% жителей Хорватии считают себя атеистами. Поскольку католицизм - это основная религия в Хорватии, в этой стране преобладают католические церкви, а в национальном календаре отмечены католические праздники.

Вера в Хорватии и повседневная жизнь

Как вера в Хорватии влияет на повседневную жизнь ее граждан и приезжих туристов? Конституция страны гарантирует свободу веры, а католическая церковь официально не имеет никаких преимуществ перед церквями других конфессий. На деле оказывается, что католические храмы пользуются довольно существенными привилегиями и получает финансирование от государства или общественных организаций, а в школах есть необязательные уроки католицизма. Это означает, что, хоть официально Хорватия и является многоконфессиональной страной, любая другая вера в Хорватии будет в заведомо проигрышном положении. И все же вера в Хорватии имеет большое значение для ее жителей. Хорваты ходят в церковь по воскресеньям, соблюдают обряды и придерживаются правил поведения, предписываемых их религией.

Вероисповедание в Хорватии - отношение к иноверцам

Поскольку вероисповедание в Хорватии имеет существенное влияние на повседневный уклад жизни, человек, исповедующий религию, отличную от католической, может столкнуться с некоторыми трудностями в этой стране. Это не касается туристических поездок, так как людям, приехавшим на отдых, как правило, не предъявляется особых требований. И все же неплохо было бы познакомиться с основными правилами, которые диктует вероисповедание в Хорватии, прежде чем ехать в эту страну. Напомним, что основная религия в Хорватии - это католицизм. Главное, что важно знать отдыхающему - это правила поведения в храмах, которые являются не только частью культурной программы, но и местом поклонения для верующих. Мужчинам при входе в храм положено снимать головные уборы. Женщинам голову покрывать не обязательно. Также не желательно появляться в храме в нескромной или неопрятной одежде. Во всем остальном вероисповедание в Хорватии - личное дело каждого, а католическая религия, как и христианская, предписывает уважительное отношение к иноверцам.

СФРЮ - эта аббревиатура уже стала забываться. Уходит в прошлое и другое название страны - Югославия. Население Сербии, Боснии, Хорватии и других союзных республик, входивших в это государство, так и не смогло стать единой нацией. Попытка ее создания потерпела крах, за которым последовал распад страны и череда кровавых гражданских конфликтов.

Конфликт между Хорватией и Сербией

Изначально отношения между двумя народами складывались вполне дружелюбно. В XIX веке среди интеллигенции имела популярность идеология иллиризма - объединения южнославянских народов в единое суверенное государство либо автономию в рамках австро-венгерской монархии. В 1850 году было подписано соглашение о едином литературном языке, равноправно именуемом сербохорватским или хорватскосербским.

В 1918 году мечта сбывается - на карте Европы появляется новая страна: Королевство сербов, хорватов и словенцев с сербской правящей королевской династией Карагеоргиевичей и столицей в Белграде.

Такое положение вещей многим сразу не понравилось. Административно-территориальное деление совершенно не совпадало с этнорелигиозным составом населения. Росли недовольство и противоречия между населявшими страну народами.

С началом Второй мировой войны и немецко-фашистской оккупации Югославия была расчленена, а на части ее территории возникло марионеточное Независимое государство Хорватия.

Начался геноцид сербского населения, унесший жизни нескольких сотен тысяч человек. Порядка 240 000 было насильственно обращено в католицизм, а 400 000 стали беженцами.

Послевоенный коммунистический режим Тито пытался сплотить народы страны на основе идеологии «братства и единства». Общность языка, сходство в культуре и югославская модель социализма должны были создать новую нацию. Религиозные и некоторые языковые отличия при этом намеренно игнорировались и объявлялись пережитком прошлого.

После смерти Тито нарастают центробежные тенденции. В 1991 году Хорватия объявляет независимость и выходит из состава Югославии. Местные сербы не хотят жить в новом государстве, возникает самопровозглашенная Республика Сербская Краина. Начинаются боевые действия, идут этнические чистки и геноцид сербов в Хорватии 1991-1995 гг., но достается и самим хорватам - военные преступления совершают обе воюющие стороны.


Причины

Много говорится о религиозных отличиях двух народов и их этнополитической ориентации на Запад и на Восток соответственно. Фашистскому режиму усташей припоминают насильственное окатоличивание православного населения во время гитлеровской оккупации. Подчеркиваются и диалектные различия: так и не смогли люди о едином языке договориться.

Но главная причина раскола - экономическая. Хорватия была одной из самых развитых республик СФРЮ и давала до 50% валютных поступлений в бюджет.

Богатый промышленный потенциал и привлекавшие иностранных туристов курорты Адриатики тому способствовали. Кормить более бедные и отсталые регионы страны хорватам не нравилось. Они все больше ощущали себя неравноправными, хотя центральное правительство для соблюдения равновесия сдерживало сербское национальное движение.

Борьба за идентичность проявилась и в языковых войнах. В 1967 году филологи из Загреба отказались завершать работу над общим словарем сербохорватского языка. В дальнейшем хорватская литературная норма продолжила обособляться от сербской: подчеркивались старые, вводились новые отличия в лексике.


Ход событий

В марте 1991 года происходят первые столкновения между местной полицией и силами сербской самообороны. Погибло 20 человек. В дальнейшем стычки продолжались, а 25 июня 1991 года по результатам референдума Хорватия объявляет о независимости, выходит из состава Югославии и формирует собственные вооруженные силы. Югославская армия и силы сербского ополчения берут под свой контроль до 30% территории страны. Начинаются активные боевые действия.

ВВС Югославии бомбят Загреб и Дубровник, идут бои в области Славония и на Адриатическом побережье. Обе воюющие стороны проводят этнические чистки и создают лагеря для военнопленных.

К концу года уже существует самопровозглашенная Республика Сербская Краина, не признающая центральное правительство в Загребе.

Зимой 1992 г. при международном посредничестве наступает перемирие. В страну входят миротворческие силы ООН. Масштаб военных действий снижается, они обретают все более эпизодический характер, происходит обмен пленными. Однако уже в начале 1993 г. положение обостряется на фоне войны в соседней Боснии, где свои самопровозглашенные республики создают и сербы, и хорваты.

К 1995 г. хорватская армия и добровольческие формирования уже хорошо вооружились и научились воевать. Во время операции «Буря» 100-тысячная группировка ликвидирует Сербскую Краину и проводит зачистку ее территории. Спасаясь, беженцами стали до 200 000 человек.

12 ноября 1995 г. подписывается мирное соглашение, положившее конец гражданской войне в Хорватии. Около 20 000 погибших и 500 000 беженцев - таков ее итог.

Последствия

Война нанесла огромный урон экономике - спад составил до 21% ВВП. Пострадало 15% жилого фонда, десятки городов подверглись массированным артобстрелам, пострадали многие православные и католические церкви и монастыри. Сотни тысяч людей были вынуждены бежать, оставляя свое имущество - многие и по сей день не могут вернуться в свои дома.

Другим следствием стало резкое изменение этнического состава целых городов и областей. Удельный вес сербского населения снизился с 12% до менее 4,5%.


Численность населения стран

Гражданские войны 90-х, экономические проблемы и снижение рождаемости привели к неблагополучной демографической ситуации в обеих странах: население сократилось. Впрочем, депопуляция давно стала трендом во всех странах Восточной Европы. Для Сербии и Хорватии, как и их соседей, здесь свою лепту вносит фактор высокой эмиграции. Югославская диаспора на Западе насчитывает сотни тысяч человек.

Сербия

Численность населения Сербии на территории, подконтрольной правительству Белграда, составляет около 7 млн человек, из них сербы - 83%. Национальный состав по всей территории страны неоднороден. Так, находящийся к северу от Дуная автономный край Воеводина - один из самых пестрых по этническому составу в Европе. Здесь доля сербов падает до 67%, но есть большие общины венгров, словаков, румын и русин. В крае хорошо развита система образования и медиа на языках меньшинств, они имеют признанный официальный статус.

На юге страны большую роль играет мусульманский фактор, и многие исследователи считают его бомбой замедленного действия. Речь идет о Прешевской долине с большой долей албанцев и области Санджак, где до половины населения составляют исповедующие ислам боснийцы, образуя своего рода анклав.

В нынешних реалиях Косово, формально входящее в состав Сербии, правильнее рассмотреть отдельно. Оценки и переписи населения здесь сильно разнятся - причиной тому война, этнические чистки и массовая эмиграция. Численность жителей составляет от 1,8 до 2,2 млн человек, из них албанцев - порядка 90%, сербов - около 6%, остальные - цыгане, турки, боснийцы и более мелкие общины других славян.


Хорватия

В стране проживает порядка 4,2- 4,4 млн человек. Как и в Сербии, демография характеризуется очень низкой рождаемостью (1,4 детей на женщину) и отрицательным естественным приростом, однако коэффициент убыли здесь ниже. Население сильно сократилось из-за войны, когда огромное количество людей покинуло страну.

Государство моноэтнично: доля хорватов давно превысила 90%, сербская община составляет теперь около 189 000 человек. За ними по численности следуют боснийцы, итальянцы, цыгане и венгры.

Существует проблема репатриации сербов и возврата либо компенсации их имущества, утраченного в ходе войны. За пределами Хорватии живет около 200 000 сербских беженцев, покинувших страну в ходе военных действий.


Религиозный состав Сербии и Хорватии

История христианства на Балканах сложна и противоречива. При языковой однородности славянского населения уже в средние века сложилась религиозная чересполосица со смешением православия, католицизма и богомильства - еретического направления, образовавшего собственную церковную организацию. Приход турок, частичная исламизация и массовые переселения еще больше усложнили картину. Войны 90-х сделали этническую и религиозную карту региона более однородной.

На Балканах вероисповедание обычно тождественно национальной принадлежности. Сербское православие и хорватский католицизм - главное и почти единственное заметное отличие двух народов.

Христианство присутствовало в регионе уже в VII веке, однако официальное его принятие относят к более позднему времени. В начале IX столетия крещение принимает Борна, князь приморской Хорватии, а в середине - сербский княжеский род Властимировичей. Новая вера проникает одновременно и с Запада, и с Востока.

На момент церковного раскола римско-католический обряд утвердился преимущественно на Адриатическом побережье и сопредельных землях, греко-православный - в более отдаленных внутренних областях Балкан. Там же существовала и еретическая Боснийская церковь, исповедовавшая учение богомильства. Таким образом, религиозное размежевание среди сербов, хорватов и боснийцев началось уже в Средневековье.


Православные

Как следствие византийского влияния, в Сербии вероисповедание в основном православное среди самих сербов, а также их соседей влахов, дославянского кочевого романоязычного населения региона.

Православных (сербов, влахов, цыган и пр.) - 85% населения, однако в Косово удельный вес падает до 5%. В Хорватии же их доля крайне мала и составляет 4,4%, практически совпадая с количеством сербов.

Однако в прошлом сербы активно переселялись в хорватскую Славонию под власть австрийской короны, где была создана Военная Граница - система поселений для защиты империи от турок. Сербы-граничары по своим функциям походили на реестровое казачество Российской империи. Здесь сербы религию и свободу вероисповедания сохранили, хотя и не были равноправны с католиками. То есть и в Хорватии тоже имеются давние православные традиции.


Мусульмане

Ислам пришел на сербские и хорватские земли вместе с турецким завоеванием. Основная масса христиан сохранила верность своей религии. Но в ряде областей церковные институты и традиции были слабее, особенно в Боснии. Здесь исламизация набирала обороты, особенно в городах - административных, торговых и культурных центрах новых провинций Османской империи. Мусульмане и христиане населяли чересполосно целые области.

Города как форпосты ислама и сельская местность с более сильными христианскими традициями - особенность, характерная для всех балканских стран в эпоху турецкого ига.

В современной Хорватии мусульман мало - всего 1,5%, в основном боснийцы. В Сербии цифра выше - 3,2%, сюда входят жители южной области Санджак и прешевские албанцы. Однако эта статистика не учитывает Косово, ставшее почти полностью мусульманским. Здесь исповедует ислам более 95% - албанцы-косовары, а также турки, боснийцы и более мелкие группы славян-мусульман.


Католики

В Хорватии вероисповедание в основной католическое. Латинский обряд пришел вместе с миссионерами из Рима и Венецианской республики, державшей под контролем нынешнее побережье страны. Однако произошло уникальное явление - латинская месса утвердилась, но не смогла вытеснить пришедшие с Востока церковные традиции.

Хорваты приняли католицизм, но сохранили богослужение на старославянском языке и глаголицу как культовую письменность вплоть до XX столетия.

Ранняя утрата независимости, уния с Венгерским королевством и вхождение в состав Австрийской империи лишь усилили позиции католической церкви.

Воеводина также находилась под властью Вены. Поэтому большинство приверженцев католической веры, составляющих в Сербии 5,5% населения, проживает именно здесь. Прежде всего это венгры, а также словаки и хорваты.


Протестанты

Население обеих стран консервативно в своем мировоззрении - поэтому новый для этих мест протестантизм почти не нашел здесь сторонников. Они составляют считанные доли процента от общего населения.

Верующие других религий

Иудаизм в прошлом имел определенный вес в регионе: существовали не очень большие, но вполне процветающие еврейские общины как сефардов, так и ашкеназов. Но в годы Второй мировой войны нацисты и их пособники усташи массово истребляли евреев вместе с сербами и цыганами. На сегодняшний день приверженцев иудаизма в каждой из стран осталось не более нескольких сотен.

Агностики

Религиозный вопрос в обеих странах сильно политизирован, поэтому исследования не всегда дают объективную картину. Лишь 0,76% жителей Хорватии указали себя агностиками и скептиками. Не указали отношение к религии 2,17% граждан Хорватии и 5,24% Сербии. Вместе с тем по данным Евростата 67% людей в Хорватии верят в Бога, 24% регулярно ходят в церковь, а 70% считают религию важной частью своей жизни (в Сербии - 56%).

Атеисты

Нерелигиозными в целом и атеистами считают себя 3,81% населения Хорватии. В Сербии эта цифра доходит лишь до 1,1% в среднем по стране, а в некоторых областях падает до уровня статистической погрешности.

Представители церкви

Главой или примасом католической церкви в Хорватии является кардинал Иосип Бозанич. Административно она поделена на 5 частей: 4 митрополии и 1 архиепархию с центром в г. Задар на побережье. Последняя основана еще в римскую эпоху и подчиняется напрямую Ватикану. В Сербии образована одна архиепархия на большей части страны и 3 епархии в автономном крае Воеводина.

Косовские албанцы католического вероисповедания объединены в отдельную структуру - епархию Призрена и Приштины, также управляемую напрямую папским престолом. Примечательный факт - Ватикан по сей день не признает независимость Косово.

Сербская православная церковь имеет непростую историю. Она дважды получала автокефалию, а ее структуры неоднократно упразднялись и воссоздавались заново с нуля. Периодом расцвета стал период 1918-1941 гг. как время максимального расширения и укрепления иерархии.

Правящим архиереем с 2010 г. является патриарх Ириней (Гаврилович). Структурно церковь состоит из 4 метрополий и 36 епархий на территории бывшей Югославии и других стран с заметной сербской диаспорой. После церковного раскола в Македонии и образования неканонической Македонской церкви приходы, сохранившие верность Белграду, выделены в автономную Охридскую архиепископию СПЦ.


Роль веры в жизни

В условиях постоянных войн и иноземного господства вкупе с религиозным неравноправием вера стала играть особую роль в жизни людей на Балканах. Помимо ритуального и духовного аспектов она стала важным и главным фактором самоидентификации.

Смена религии в прошлом означала и смену национальности. Приняв католицизм, серб превращался в хорвата.

При правлении Тито в рамках идеи югославизма религиозные различия намеренно нивелировались, атеизм был государственной политикой. На фоне войн 90-х набрал силу обратный процесс, религия вновь стала играть большую роль. И даже ведущие вполне светский образ жизни люди при переписи предпочитают указывать себя приверженцами православной или католической веры, видя конфессию важной частью своей национальной идентичности. Закон Божий как школьный предмет активно преподается в школах, но его изучение не обязательно.

Церковные ритуалы и традиции стран

Католическая церковь в регионе следует латинскому обряду, после принятия унии византийский обряд также имеет место, а глаголический постепенно вышел из употребления. Православное богослужение использует старославянский и сербский языки, а в качестве календаря юлианский, он же «старый стиль».

Крестная Слава - народный праздник и фестиваль, имеющий знаковое место в сербской культуре. Один или два раза в год семья собирается в расширенном составе (до нескольких сотен человек) и празднует день святого-покровителя их рода. Его может иметь также село или город, как и собственную Славу. По одной из версий, Слава возникла в процессе христианизации Сербии, но есть аргументы и в пользу ее более древних языческих корней.


Религиозные праздники

Праздники из церковного календаря признаны на государственном уровне и отмечаются в обеих странах.

Католические в Хорватии:

  1. Богоявление (6 января).
  2. Пасхальный понедельник.
  3. Праздник Тела и Крови Христовых.
  4. Успение Богородицы (15 августа).
  5. День всех святых (1 ноября).
  6. Рождество (25 декабря).
  7. День святого Стефана (26 декабря).

Православные в Сербии:

  1. Рождество (7 января).
  2. Великая пятница (предпасхальная).
  3. Поливальный понедельник (он же пасхальный).

Отношение к другим верам

Гражданские войны, этнические чистки и геноцид прошлого не обошлись без разрушения церквей и монастырей, а также насильственных обращений в другую религию. Людям есть за что не любить друг друга. Вера как этнический маркер, взаимные обиды и мышление по схеме «свой-чужой» до сих пор создают почву для религиозной и этнической нетерпимости между православными и католиками бывшей Югославии.


Видео о странах

Из этого видео вы узнаете, почему надписи на кириллице остаются для хорватов напоминанием о войне.

23-24 октября в Новозыбковском филиале Брянского Государственного Университета проходят Расторгуевские чтения. Чтения посвящены памяти выдающегося лингвиста, занимавшегося изучением проблемы разграничения ареалов распространения тех или иных говоров. Сейчас панаринские чтения стали традиционной международной конференцией, в рамках которой с российские ученые встречают коллег из Белоруссии, Украины и Сербии.

Предлагаем вниманию читателей доклад, который прозвучал во время открытия чтений, 23 октября.

В предложенном материале мы попытаемся показать, как дело консолидации южнославянских народов вокруг сербского литературного языка оказалось в конечном итоге «Троянским конём» для самих сербов. Объединение сербского этнокультурного пространства с хорватским (на началах принятия хорватами сербского языка в качестве литературного) привело, в конечном итоге, к охорвачиванию части сербского народа. Одним из следствий этого охорвачивания стали две гражданские войны, где наибольшую ожесточенность получило как раз противоборство православных сербов с потомками сербов-католиков, которые яростно отстаивали свою новую хорватскую идентичность.

Бытует мнение, будто сербы и хорваты - это один и тот же народ, разделенный на различные конфессии. У нас многие люди считают, что хорваты - это сербы-римокатолики; в свою очередь в Хорватии некоторое время принято было считать, что западные сербы-пречанцы (т.е. живущие к западу от реки Дрины) - это просто «хорваты-схизматики». В пользу такого мнения говорит тот факт, что сербы и современные хорваты говорят на одном языке. Однако, с единым языком всё не так просто.

Основная масса южнославянского населения бывшей Югославии пользуется штокавским наречием, на котором базируется литературная норма как сербского, так и хорватского языков.

Название наречия происходит от произношения местоимения «что» («što», «чта», «шта»), в отличие от кайкавского («кай» - «kaj») и чакавского («ča» - «ча»).

В свою очередь «штокавщина» разделяется на три диалекта: «экавское», «иекавское» и «икавское». Классификация основана на произношении старославянского ять.

Он может произносится как «э» («экавское» произношение, сербский стандарт), «е» или «ие» («иекавское» произношение, литературная хорватская норма, принятая также в отделившейся от Сербии Черногории), а также «и» («икавское» произношение, принятое в Боснии и Герцеговине).

Природные хорваты, населяющие земли в районе Загреба, говорят на «кайкавском диалекте», славяне побережья Адриатики - в основном на «чакавском», а основной массив населения - от центральной Хорватии до северной Македонии, - как уже упоминалось, говорит на «штокавском».

Как же получилось так, что до 2/3 современных хорватов говорит на сербском языке?

До эпохи турецкого завоевания Балкан существовала как Сербская, так и Хорватская государственности.

Хорваты уже с ХII-го века вошли в состав Венгрии. Принято считать, что согласно договору от 1102 года, называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. В качестве Земель короны Св. Иштвана эти края впоследствии вошли в состав Австрийской монархии.

Сербская государственность формировалась в атмосфере пересечения интересов Византии, Ватикана и Венгрии. После разгрома крестоносцами Константинополя сербы получили шанс воспользоваться противоречиями между политическими силами, представлявшими осколки Византии, в результате чего Никея даровала Сербии церковную автономию. Это означало то, что отныне сербские короли не нуждаются в подтверждении своего статуса ни в Риме, ни в Константинополе. Святитель Савва заложил основы не только прочной государственности, но и стал в буквальном смысле слова «отцом Сербского Народа».

Речь идёт о том, что именно тогда, в ХIII-м веке были заложены механизмы формирования сербского этно-культурного корпуса. Святитель Савва христианизировал некоторые древнесербские языческие убеждения, и на основе специфического культа Крестной Славы заложил основы оригинальной сербской церковной традиции. Именно с тех пор всякий человек, принимавший нормы этой традиции, становился частью Сербского народа.

Древнесербская цивилизация пережила эпоху бурного расцвета, была даже предпринята амбициозная попытка превращения Сербского Королевства в общеправославное Царство Сербов и Ромеев - как воплощение альтернативы умирающей Византии. Но после кончины царя Душана Сильного наступила смута, а вскоре появились турки. Которые положили конец смуте, «вылечив головную боль гильотиной». Надо сказать, что Османская империя не посягала на церковную автономию сербов, выделяя их среди прочих «ромеев» - греков и болгар. Это, а также отсутствие принципиальной возможности для реализации межкняжеских распрей, привело к еще большему сплочению сербского народа. Кроме того, мусульманское государство, которое вело постоянные войны с католическими государствами, было заинтересовано в лояльности православного населения.

Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока турки были могущественны. Но когда в конце XVII-го века Армия Священной Лиги вторглась в пределы Османской Империи, сербы решили поддержать католиков. Лига потерпела поражение, а сербы теперь стали в глазах турок предателями, и на сербский народ обрушились всевозможные кары.

Именно тогда турки приняли решение заселить долины Косова и Метохии албанцами, которые вытеснили сербское население этих краев далеко на север. Австрийское правительство приняло многочисленных беженцев и расселило их вдоль границы с турками. Эта область получила название Военной Границы. В некотором смысле Военная Граница была неким аналогом наших казачеств. Сербы-граничары не были отягощены барщиной, это было привилегией за несение пограничной службы. Хорваты составляли менее 1/3 населения Границы, а сербы часто позиционировали себя так:

«По вере я - Серб, а по нации - Хорват».

Ясно, что под нацией в данном случае подразумевалось не Кровь, а принадлежность к Почве.

Когда нужда в защитниках от турецкой экспансии отпала, граничары еще раз сослужили Габсбургам службу - приняли действенное участие в подавлении венгерского восстания.

Теперь сербы стали врагами венгров, но это не значит, что они стали друзьями немцев. Вскоре после ликвидации угрозы распада государства Вена подтверждает привилегии Земель короны Св.Иштвана, а сербы, напротив, планомерно лишаются привилегий, обусловленных их прежним статусом защитников границы.

Более того, возникает насущная необходимость воспрепятствовать распространению панславянских идей на территории Габсбургской монархии.

Но ведь хорошо известно то, что если движение нельзя остановить, то его следует возглавить.

Фактически борьба развернулась за самосознание сербов-граничаров.

Доселе никакой особенной проблемы не существовало: сербы-граничары - потомки переселенцев из сербских краёв, попавших под османское иго, - ощущали себя частью Крещеного мира и служили ему верой и правдой. Теперь же, после того, как началось Сербское возрождение, после того, как сербы добились вначале автономии, а вскоре и государственной самостоятельности, сербы-граничары начинают осознавать себя частью Сербского мира. И если раньше монархия Габсбургов была крышей, то теперь она станет ощущаться застенками.

В Вене понимали, насколько опасными для устойчивости «лоскутного государства» могут стать национальные брожения, а потому была поставлена амбициозная цель: вырвать славян окраины габсбургской монархии из Сербского национально-культурного корпуса, и интегрировать их в Хорватский национально-культурный корпус.

Что представлял собою Хорватский национально-культурный корпус в XIX веке. Во-первых, хорваты ощущали себя «пограничьем Крещеного мира», и даже не просто пограничьем, а щитом. Щитом, остановившим в свое время турецкую экспансию. Это ощущение культивируется в хорватском сознании до сих пор. Правда, теперь в качестве «турок» преподносят сербов, которые, по версии идеологов хорватства, в силу своего азиатского происхождения, являются носителями разрушительных для европейской цивилизации идей. (Ничего нового и оригинального тут нет, ибо та же самая методичка используется и кураторами взращивания новоукраинского политического самосознания).

Итак, хорваты ощущают себя щитом Крещеного мира.

Далее. Хорваты не германизированы и не мадьяризированы. Поскольку хорваты остаются в пределах «Земель короны св.Иштвана», т.е. венгерской части монархии Габсбургов (тогда еще, впрочем, формально не разделенной на Цислейтанию и Транслейтанию), то Габсбурги прилагают усилия для предупреждения сближения хорватов с венграми. Культивируется славянское самосознание. Кстати, хорваты в богослужебной практике довольно долго пользовались глаголицей.

Второй вывод. Хорваты обладают сложившимися культурными традициями.

Так то это так, но традиции эти глубоко чужды не только православным сербам-граничарам, но и сербам-католикам.

Для того, чтобы сербы-крайинцы ощутили себя хорватами есть два пути: либо сербы начинают говорить и писать на языке, сотворённом на базе одного из хорватских региональных диалектов; либо все хорваты начинают говорить и писать на том диалекте, который максимально приближен к языку общения сербов .

И в 1850 г. на знаменитом «Венском литературном договоре» герцеговинский (штокавский) диалект был принят хорватскими гуманитариями в качестве сербско-хорватского языка письменности. Этот договор имел очень серьёзные политические последствия.

Унификация, о которой так мечтали пан-славянисты, обернулась Троянским конём. Теперь, после того, как были разрушены языковые барьеры и все могли читать одни и те же газеты, настал черёд выравнивания культурного, а вслед за этим - и духовного пространства. Хорваты писали и говорили на том же языке, что и сербы, поэтому последние начинают ощущать себя уже частью хорватского мира.

После оккупации Австрией Боснии и Герцеговины (1879 г.) процессы гомогенизации идеосферы активизировались также и в подконтрольных венскому генштабу землях. На практике это свелось к хорватизации Крайины и Герцеговины.

Из сознания сербов-униатов постепенно стало вытесняться само имя сербское. Говорили-то на одном и том же языке, что и хорваты, ходили в те же церкви, читали те же газеты. Сочувствовали и негодовали по одним и тем же «информационным поводам». Газеты, правда, печатались латиницей - но это было всего лишь очередным напоминанием о том, что жители Крайины принадлежат как раз Латинскому Миру.

Ну а дальше началось то, что мы наблюдали, наблюдаем и, увы, обречены наблюдать. Новоиспеченные «хорваты» точнее, их дети и внуки, начинают проявлять все те комплексы неполноценности, которые характерны прозелитам. Позавчерашние сербы, став «хорватами», при появившейся возможности обрушили на своих экс-братьев столько ненависти, что говорить о нормализации отношений между сербами и хорватами (в национальный корпус которых было интегрировано немало природных сербов-католиков) говорить не приходится.

Ну, а чтобы замести следы подлога, чтобы никто не пенял потомкам «защитников Крещеного мира» тем, что они-де говорят и пишут на языке, сотворенном на основе наречия столь презираемого и ненавистного европейцам «варварского» сербского народа, двусоставное название языка упразднили. Теперь уже нет единого для западных Балкан сербско-хорватского, зато есть хорватский, бошнячкий, черногорский и т.д. и т.п.

Везде есть своя региональная лексика, которой можно нашпиговать сложившийся язык и выдать это за оригинальную национальную норму.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

4. вода : Ответ на 3., Павел Тихомиров.:
2014-10-29 в 20:01

хотя, не исключено, что венгров еще используют.

.
Нет, не используют!

Венгрия - как страна, населённая народом, который с одной стороны не сломлен в национальном смысле слова, с другой стороны, помнит о Трианоне и о том, что 2/3 своих земель находятся за рубежами искусственных границ. И наибольшего ожесточения эта потенциальная война могла бы достигнуть не в Трансильвании, а как раз в Бачке.

.
Если бы это было возможно (война), то она случилась бы тогда, когда горела почти вся Югославия. Венгры живут компактно почти по всей территории бывшей Югославии (по периметру своих сегодняшних государственных границ) - в Сербии, Хорватии, Словении, а в Венгрии, также компактно, живут представители этих народов. Всё очень смешано.
Вы правы, народ не сломлен, но помнит Трианон, и при этом очень мудро себя ведёт (хватило одного раза - поверили Гитлеру, от чего лишились ещё одной части территории). Венгры никогда и нигде не забывают о том, что они венгры - это им помогает сохраниться Единым Народом. Возможно, что это терпение увидит Бог. Надо у них поучиться упорству. Где бы не находились, упорно, терпеливо живут соблюдая и любя свою культуру и идентичность. Не забывают свой родной язык, песни, танцы. Это у них везде в широком смысле от детского садика до школы и далее.
Ещё одна музыкальная иллюстрация - ансамбль народного венгерского танца Сатмари, город - Сатмар есть и в Венгрии и на территория Трансильвании (там и сегодня танцуют также), которая уже 100 лет находится в Румынии, а не каких-то 20(+), как Украина, где всё народное "приватизировали" Порошенки с Тимошенками - самые "великие малороссы" - напялив на себя вышиванки. https://www.youtube....watch?v=6Vk3F871GDg

3. Павел Тихомиров : Ответ на 2., вода:
2014-10-29 в 02:09

Сегодня территория Сербии, как государства, представляет собой..остатки Югославской Федеративной Республики


сегодня территория Республики представляет собою территорию в границах 1878 года + Воеводина. Вы совершенно правы, Воеводина - это еще тот клубок. До того, как на Украине началось откровенное безумие майдана, я полагал, что детонатором потенциального европейского конфликта будет именно Венгрия - как страна, населенная народом, который с одной стороны не сломлен в национальном смысле слова, с другой стороны, помнит о Трианоне и о том, что 2/3 своих земель находятся за рубежами искусственных границ. И наибольшего ожесточения эта потенциальная война могла бы достигнуть не в Трансильвании, а как раз в Бачке.
Но, видимо, основным очагом стала Украина, хотя, не исключено, что венгров еще используют.
Интересен маленький эпизод из ментальности жителей Нови-Сада. Спрашиваю как-то у продавщицы обуви: домача ли, дескать, обуча? (отечественная ли обувь?) На что барышня отвечает по-сербски: "Домача, маджарска". Т.е. Отечеством для барышни является Венгрия, но говорит по сербски. За ссылку на Брэговича отдельная благодарность. Это, безусловно, личность.

2. вода : Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сеобов - католиков.
2014-10-28 в 13:40

До эпохи турецкого завоевания Балкан существовала как Сербская, так и Хорватская государственности.
Хорваты уже с ХII-го века вошли в состав Венгрии. Принято считать, что согласно договору от 1102 года, называемому Pacta Conventa, хорватское дворянство признало династическую унию с Венгрией. Договор подразумевал, что Хорватия и Венгрия управляются одним правителем, как два раздельных королевства. В качестве Земель короны Св. Иштвана эти края впоследствии вошли в состав Австрийской монархии.
Сербская государственность формировалась в атмосфере пересечения интересов Византии, Ватикана и Венгрии.

.
В таком же пересечении формировалась и Венгерская государственность, немного раньше, в 10 веке. Святой Иштван почитаемый Святой, как Православными, так и католиками.
Все помнят отрывок из повести Н.В. Гоголя "Страшная месть" - "Чуден Днепр при тихой погоде..." К теме статьи интересны отрывки из этой же повести;
"Идут каменные цепи в Валахию и в Седмиградскую область, и громадою стали в виде подковы между галичским и венгерским народом........ . Ещё до Карпатских гор услышишь русскую молвь, и за горами ещё, кой-где, отзовётся как будто родное слово; а там уже и вера не та, и речь не та. Живёт не малолюдный народ венгерский; ездит на конях, рубится и пьёт не хуже козака; .... ."
Герб (см. статью) Австро-Венгерской Империи очень символичен. Корона австрийской монархии, как-бы, объединяет. Справа видим Корону Святого Иштвана, объединяющую в себе венгерские и хорватские земли (государства), которые, как и Сербское государство сохранили земли Запада от турок османов. В этом, априори, лживая ментальность Запада, который в лице Австрийской Монархии "покровительственно объединил" своих же...защитников. Время от времени стравливая их друг с другом. Всё новое - это хорошо забытое старое (смотрим сегодняшнюю Украину). Подавление революции 1848года в Венгрии - отработанный временем метод. Когда, когда-то угнетаемые венграми русины (русские) были натравлены на венгров. "Формула" - разделяй и властвуй успешно была перевёрнута.."вниз головой" - "Объединяй" (стравливай) и властвуй.
Это территория полна исторических, как противоречий, так и соприкосновений.
Сегодня территория Сербии, как государства, представляет собой..остатки Югославской Федеративной Республики без "сердца" - так сербы называют Косово., но включает в себя бывшую территорию Большой Венгрии - Вайдашаг, сербы называют эту территорию Бачка. Западные "цивилизаторы" "сматывают в клубок" народы центральной и восточной Европы с целью, чтобы этот клубок никогда не распутался.
Ещё одна иллюстрация к теме (музыкальная).
Артист (музыкант) Зоран говорит: "Я пригласил такую певиц которая говорит на моём родном языке - сербском. Я говорю на её родном языке - венгерском. Мы вместе споём сербскую песню "Юрьев день" (Зоран живёт в Венгрии, а певица Ружа Магда родилась в Югославии, а.."оказалась" в Сербии) Девушка поёт (на венгерском языке) о Дне Святого Георгия - 26 апреля. https://www.youtube....watch?v=jTI40_uef1g
Интерпретировал эту песню известный музыкант - Горан Брегович (Эдерлези). Интереса эта песня в исполнении трио в католической Базилике в Италии под руководством Бреговича, возможно шутливо - иронично, а может быть, ..нет. https://www.youtube....watch?v=GG2jench7Kg

1. М.Яблоков : Re: Сербизация хорватского языка как инструмент хорватизации сербов-католиков
2014-10-25 в 08:33

Хотите лучше понимать страну, в которую собираетесь поехать? Познакомьтесь с ее религиозными традициями! Мы подготовили обзор, который поможет вам узнать христианскую Хорватию, составить список культовых must visit и выбрать лучшее время для праздничной поездки.

Что нужно знать о религии хорватов?

  1. Большая часть населения Хорватии исповедует католицизм

Это примерно 85%, или более 3,5 миллионов, граждан страны. Еще со времен Средневековья местные жители зарекомендовали себя как рьяные католики и нередко использовались Римско-католической церковью для борьбы с протестантизмом. В некоторых немецких протестантских храмах все еще можно найти письмена времен Реформации: «Храни нас Господь от чумы, потопа и хорватского нашествия». Впрочем, сегодня религиозный фанатизм хорватам не свойственен – если вы зайдете в храм в шортах, никто не сделает вам замечание.

На втором месте по численности находятся православные (около 200 тысяч). Раньше их было значительно больше (преимущественно сербы), однако затяжной югославский конфликт вынудил многих покинуть Хорватию.

  1. В Хорватии церковь отделена от государства

В соответствии с Конституцией Хорватии, в стране действует свобода вероисповедания. Католическая церковь лишена статуса государственной, хоть и пользуется множеством привилегий от государства. В хорватских школах есть уроки, связанные с религиозным воспитанием, однако школьники могут посещать их по желанию.

  1. Православные, иудеи и мусульмане Хорватии получают право на выходной в день важных конфессиональных праздников

Несколько христианских праздников в стране пользуются статусом государственных: Рождество, Пасха, день Святого Стефана, День всех святых, Богоявление, Успение Богородицы. Однако, по закону, граждане Хорватии, которые исповедуют иную религию, могут «заменять» католические даты праздниками своей конфессии. Это касается православного Рождества, исламских праздников Ураза-Байрам и Курбан-Байрам, а также иудейских торжеств Рош Ха-Шана и Йом Киппур – в эти дни приверженцы той или иной религии получают законный выходной.

Главные хорватские храмы

В Загребе расположен кафедральный Собор Вознесения Девы Марии и святых Стефана и Владислава, строительство которого началось еще в XI веке. Собор хорошо виден практически из любой точки города – удивительно, но в прошлом главный католический храм столицы и страны был военной крепостью, которую возвели для размещения элитных частей Османской Империи.

Кроме того, на территории Хорватии действует 7 католических соборов, имеющих статус Малой базилики. Его присваивает Папа Римский – титул свидетельствует о древности церкви и ее важности для паломников. В этот список входят:

  • иезуитская Базилика Святейшего Сердца Иисуса ();
  • кафедральный собор Святой Анастасии ();
  • Базилика Девы Марии (Мария-Бистрица);
  • кафедральный собор Святого Петра (Джяков);
  • кафедральный собор Святого Иакова ();
  • Базилика Девы Марии ();
  • раннехристианская Евфразиева базилика (Пореч).

Религиозный сезон в Хорватии

Верующие со всей Европы приезжают в Хорватию с паломническими турами по местным святыням. Как правило, для визита выбирают время до начала лета, а также с конца августа до середины октября. Одним из самых популярных мест считается город Мария-Бистрица (около 20 км от Загреба).

По легенде, в XVI веке местный священник спрятал от турок статую Богородицы и умер, так и не успев никому рассказать о тайнике. Спустя почти полстолетия статую нашли благодаря яркому свечению, которое она излучала, – так Мария-Бистрица не только обрела чудотворный артефакт, но и превратилась в главное место паломничества страны.

Едва ли не самая старая (III–IV вв.) католическая епархия в Адриатике находится в Порече. Именно здесь расположена Евфразиева базилика, в саду которой до сих пор можно увидеть мозаику IV века – изображение рыбы, самого известного раннехристианского символа. А 16 сентября паломники устремляются в Ровинь – здесь, в Старом городе, расположена Церковь Святой Эуфимии, где хранится саркофаг с мощами святой.

Одним из культовых мест Загреба считаются Каменные Врата, разделяющие Градец и Нижний город. По легенде, когда-то здесь бушевал страшный пожар, уничтоживший все, кроме иконы Божьей матери. Этот священный лик на протяжении веков оставался главной загребской реликвией – сюда, под сумрачные средневековые своды, приходили молиться и ставить свечи со всей столицы. До сих пор отсыревшие стены хранят благодарственные надписи горожан, а многие приходят сюда за божьей помощью и сегодня.

Главные религиозные праздники

  • Рождество в Хорватии

Главный католический праздник в Хорватии – Рождество (здесь его называют Božić и празднуют в ночь с 24 на 25 декабря). Многие привыкли ассоциировать европейское Рождество с ярмарками в Праге, Берлине или Стокгольме, списывая Хорватию со счетов. И зря! Хорваты отмечают Рождество на широкую ногу, а декабрьский Загреб способен составить конкуренцию распиаренным европейским столицам (в 2015 году загребский Адвент был признан лучшим в Европе по версии сайта European Best Destinations).

Во-первых, здесь действует не одна, а целых семь рождественских ярмарок. Во-вторых, работать они начинают 28 ноября (и длятся до середины января), поэтому даже у бюджетных туристов будет возможность прочувствовать волшебство приближающихся праздников. В-третьих, в Хорватии ходят не евро, а , и стоимость развлечений гораздо приятнее, нежели в Западной Европе.

А еще, несмотря на комфортную температуру (в среднем, в районе 0°С), в часто идет снег – идеальное дополнение для рождественского настроения! Помните, все самое интересное сосредоточено на площади Бана Йосипа Елачича (Trg bana Josipa Jelačića). А самое колоритное местное лакомство – пончики, которые едят длинными шпажками из высоких стаканов.

А проходит ежегодная процессия «За крестом», которая символизирует Крестный путь Иисуса на Голгофу и даже вошла в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . В ночь с Чистого четверга на Страстную пятницу крестоносцы и другие участники действа облачаются в традиционные старинные одежды и повторяют путь Христа – процессия охватывает целых 6 сел острова и длится 8 часов. Накануне Пасхи проходит Цветница – Вербное Воскресенье, во время которого хорваты несут в храмы пальмовые и оливковые ветви. Если решите приехать в страну в это время, выбирайте приморские города – здесь празднества проходят особенно эффектно.