ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Инки в средние века. Смотреть что такое "инки" в других словарях

«Государство Инков»


1. Образование государства Инков


Инки господствовали на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. В период, когда территория империи достигла наибольших размеров, она включала в себя часть Южной Америки и простиралась почти на миллион квадратных километров. Помимо нынешнего Перу, в империю входили большая часть нынешних Колумбии и Эквадора почти вся Боливия, северные районы республики Чили и северо-западная часть Аргентины.

Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это т итул правителя. В-третьих, название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племен, обитавших в долине Куско до образования государства. Многие факты говорят о том, что это племя принадлежало к языковой группе кечуа, так как инки периода расцвета государства говорили на этом языке. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит то, что представители этих племен получили привилегированное положение по сравнению с другими племенами и назывались «инками по привилегии». «Инки по привилегии» не платили дани, и их не обращали в рабство.

Известны 12 правителей, стоявших во главе государства. Первой королевской четой, являвшейся в то же время братом и сестрой, были первый Инка, Манго Капак и жена его Мама Окльо. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века – начало усиления племени инков и, возможно, – время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя – Пачакути (1438–1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек.


2. Хозяйство инков


Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Наибольшее практическое значение имела добыча меди и олова. Разрабатывались серебряные месторождения. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но скорее всего, это не был сплав, а значение слову дало метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавки железной руды не имеется.

Из добытых металлов создавались орудия труда, а также украшения. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники для военных палиц и многие другие предметы, необходимые в хозяйстве. Украшения и культовые предметы изготовлялись из золота и серебра.

Высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани индейцы иногда окрашивали, используя для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные металлы, в частности медь и олово. Ткани, изготовленные в далекие века цивилизации инков, сохранились и сегодня и отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры. Для Инки, а также членов королевского клана делали особые ткани – из цветных птичьих перьев.

Значительное развитие в государстве инков получило земледелие, хотя местность, на которой расположились племена инков, не особенно располагала к развитию сельского хозяйства. Это связано с тем, что по крутым склонам Анд в дождливый сезон стекают потоки воды, смывая почвенный слой, а в сухое время на них не остается влаги. В таких условиях инки должны были оросить землю, чтобы сохранить влагу на полях. Для этого создавались особые сооружения, которые регулярно обновлялись. Поля располагались ступенчатыми террасами, нижний край которых укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. У края террасы устраивалась дамба, чтобы отводить воду от горных рек к полям. Каналы выкладывались каменными плитами. Государством выделялись специальные должностные лица, в обязанность которых входил надзор за исправностью сооружений.

На плодородной, вернее ставшей плодородной, земле во всех областях империи выращивали самые различные растения, королевой среди которых была кукуруза, на языке кечуа – сара. Индейцам было известно до 20 различных сортов кукурузы. Судя по всему, кукуруза в древнем Перу была завезена из области Месоамерики. Ценнейшим даром перуанского земледелия является уроженец Анд картофель. Инкам было известно до 250 его сортов. Они выращивали его самых различных цветов: почти белый, желтый, розовый, коричневый и даже черный. Крестьяне выращивали также сладкий картофель – батат. Из бобовых выращивали прежде всего фасоль. Доколумбовым индейцам были известны и ананасы, какаовое дерево, различные сорта тыкв, орехов, огурцы, арахис. Употребляли они четыре сорта пряностей, в том числе – красный перец. Особое место занимало разведение кустарника коки.

Главными орудиями труда в земледелии были заступ и мотыга. Земли обрабатывались вручную, тягловыми животными инки не пользовались.

Империя инков была страной, создавшей множество чудес. Одним из самых замечательных являются древнеперуанские «магистрали Солнца» – целая сесть шоссейных дорог. Самая длинная из дорог превышала 5 тыс. километров. Через всю страну проходили две главные дороги. Вдоль дорог были проведены каналы, на берегах которых росли плодовые деревья. Там, где дорога шла по песчаной пустыне, она была вымощена. Там, где дорога пересекалась с реками и ущельями, – сооружались мосты. Мосты сооружались следующим образом: опорой для них служили каменные столбы, вокруг которых закреплялось пять толстых канатов, сплетенных из гибких ветвей или лиан; три нижних каната, которые образовывали сам мост, переплетались ветвями и выстилались деревянными перекладинами. Те канаты, которые служили перилами, переплетались с нижними и ограждали мост с боков. Эти подвесные мосты представляют собой одно из крупнейших достижений техники инков.

Как известно, народы древней Америки не изобрели колеса. Грузы перевозились вьюками на ламах, а также для перевозки использовались паромы. Паромы представляли собой усовершенствованные плоты из балок или брусьев очень легкого дерева. Плоты шли на веслах и могли поднять до 50 человек и большой груз.

Большинство орудий производства, ткани, гончарные изделия изготовлялись в общине, но наблюдалось также отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Инки выбирали лучших мастеров и переселяли их в Куско, где они жили в особом квартале и работали на верховного Инку, получая от двора пропитание. Эти мастера, оторванные от общины, фактически оказывались порабощенными. Подобным образом отбирали девочек, которые должны были 4 года учиться прядению, ткачеству и другим рукоделиям. Труд мастеров и прядильщиц являлся зачаточной формой ремесла.

Золото не являлось средством платежа. У инков денег не было. Перуанские индейцы просто обменивали свои товары. Не существовало системы мер, за исключением самой примитивной – горсти. Имелись весы с коромыслом, к концам которого подвешивались мешочки с взвешиваемым грузом. Обмен и торговля были мало развиты. Внутри селений базаров не существовало. Обмен был случайным. После сбора урожая в определенных местах встречались жители нагорья и прибрежных районов. С нагорья привозили шерсть, мясо, меха, кожи, серебро, золото. С побережья везли зерно, овощи и плоды, хлопок. Роль всеобщего эквивалента играли соль, перец, меха, шерсть, руда и металлические изделия.

3. Общественный строй Инков


Племя инков состояло из 10 подразделений – хатун-айлъю, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью являлось патриархальным родом, родовой общиной: имело свое селение и владело прилегающими полями. Имена в родовой общине передавались по отцовской линии. Айлью были экзогамны. Внутри рода нельзя было вступать в брак. Члены ее верили, что находятся под защитой родовых святынь – уака. Айлью обозначались также как пачака, т.е. сотня. Хатун-айлью (большой род) представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячью. Айлью превращается в сельскую общину в государстве инков. Это отражается в рассмотрении норм землепользования.

Вся земля в государстве принадлежала верховному инке, но фактически она находилась в распоряжении айлью. Территория, принадлежавшая общине, называлась марка; земля, принадлежавшая общине, называлась марка пача, т.е. земля общины.

Возделываемая земля (чакра) делилась на три части: «земля Солнца» – жрецов, поля инки и поля общины. Каждая семья имела свою долю земли, хотя вся она обрабатывалась сообща всей деревней, и члены общины работали совместно под руководством старшин. Обработав один участок поля, переходили на поля инки, затем на поля жителей села и затем уже на поля, урожай с которых шел в общий фонд деревни.

Каждая деревня имела земли, отдыхавшие под паром а также «дикие земли» – пастбища. Полевые участки периодически переделялись между односельчанами. Полевой надел, носивший название тупу, давался мужчине. На каждого ребенка мужского пола отец получал еще один тупу, на дочь – половину. Это было временное владение и подлежало переделу.

Кроме тупу на территории каждой общины были земли, которые назывались «огородом, собственной землей» (муйя). Этот участок состоял из двора, дома, амбара, сарая, огорода. Этот участок передавался в наследство от отца к сыну. С этих участков общинники могли получать излишки овощей или плодов. На них могли сушить мясо, прясть и ткать, изготовлять гончарные сосуды – все, что они имели как частную собственность.

В общинах, которые сложились у покоренных инками племен, также выделялась родовая знать – курака. Представители курака обязаны были следить за работой общинников и контролировать уплату подати. Общинники покоренных племен обрабатывали земли инков. Кроме того, они обрабатывали участки курака. В хозяйстве курака наложницы пряли и ткали шерсть или хлопок. В общинном стаде курака имели до нескольких сот голов скота. Но все же курака находились в подчиненном положении, и над ними стояли инки как высшая каста.

Сами инки не работали. Они составляли военно-служилую знать, наделялись земельными участками и работниками из покоренных племен. Земли, получаемые от верховного инки, считались частной собственностью служилой знати. Знатных инков называли орехонами (от испанского слова «ореха» – ухо) за огромные золотые серьги, которые растягивали мочки ушей.

Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. В пользу жрецов взималась часть урожая. Они не подчинялись местным правителям, а составляли обособленную корпорацию. Этими корпорациями управляло высшее жречество, находящееся в Куско.

У инков имелось некоторое количество работников – янакунов, – которых испанские хронисты называли рабами. Эта категория находилась в полной собственности инков и выполняла все черные работы. Положение этих янакунов было наследственным.

Общинники выполняли большую часть производительного труда. Но появление большой группы наследственно порабощенных работников свидетельствует о том, что общество в Перу было раннерабовладельческим с сохранением значительных пережитков родоплеменного строя.

Государство инков имело своеобразную структуру. Оно называлось Тауантинсуйу – «четыре соединенные вместе области». Каждой областью управлял губернатор, который, как правило, был прямым родственником правящего инки. Их называли «апо». Вместе с несколькими другими сановниками они составляли государственный совет страны, который мог высказывать инке свои предложения и идеи. В районах власть находилась в руках местных должностных лиц.

Во главе государства стоял правитель – «Сапа инка» – единолично правящий инка. Сапа инка командовал войском и возглавлял гражданское управление. Он же и высшие должностные лица наблюдали за наместниками. Для контроля над областями и районами существовала постоянная почтовая связь. Сообщения передавались эстафетой гонцами-бегунами. На дорогах, неподалеку друг от друга, были расположены почтовые станции, где всегда дежурили гонцы.

Инки ввели обязательный для всех язык – кечуа. Они дробили племена и расселяли по частям в разные области. Эта политика проводилась для того, чтобы закрепить подчинение покоренных племен и предупредить недовольства и восстания. Были созданы законы, оберегавшие господство инков.


4. Религия и культура Инков


В соответствии с религиозными воззрениями инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

Официальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая» система. В ее основе находится подчинение Солнцу – Инти. Инти обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили лучи. На самом же диске изображен лик мужчины. Диск делали из чистого золота-то есть металла, принадлежавшего Солнцу.

Супругой Инти и вместе с тем матерью инков – в соответствии с верованиями индейцев – была богиня Луны Килья.

Третьим «жителем небосвода», также почитаемым в империи инков, был бог Ильяпа – одновременно гром и молния.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом животными и только в чрезвычайных случаях – людьми. Чрезвычайным случаем могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. В жертву приносили военнопленных или детей, которые были взяты в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению не великих, могущественных богов, а священных мест и предметов, так называемых уак.

В религии инков большое место занимали тотемистические воззрения. Общины носили названия животных: Пумамарка (общины пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т.д. Близко к тотемизму стояло поклонение растениям, в первую очередь картофелю, так как это растение имело первостепенную роль в жизни перуанцев. Сохранились изображения этого растения в скульптуре – сосуды в виде клубней. Существовал также культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама.

Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Им приписывалось сверхъестественное могущество. Мумии правителей брали в походы и выносили на поле битвы.

Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого большого до указательного. Для измерения земли чаще всего употреблялась мера в 162 см. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счетные единицы, круглые камешки. Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Для наблюдения за солнцем, а также для точного определения времени равноденствия и солнцестояния астрономы империи инков во многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюдения за солнцем находился в Куско. За положением солнца наблюдали со специально выстроенных четырех башен на востоке и на западе от Куско. Это было необходимо для определения сроков сельскохозяйственного цикла.

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков. Наука должна была служить интересам государства. Деятельность ученых-астрономов, которые благодаря своим наблюдениям могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год – шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы».

Существовали школы для мальчиков. Туда принимали мальчиков из среды знатных инков, а также знати покоренных племен. Таким образом, задачей учебных учреждений было подготовить очередное поколение элиты империи. В школе обучались в течение четырех лет. Каждый год давал определенные знания: в первый год изучали язык кечуа, во второй – религиозный комплекс и календарь, а третий-четвертый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».

Кипу состояли из веревки, к которой под прямым углом привязывались рядами шнуры, свисавшие в виде бахромы. Иногда таких шнуров насчитывалось до ста. На них завязывались узлы на разном расстоянии от основной веревки. Форма узлов и их количество обозначали числа. В основе этой записи находилась десятеричная система инков. Положение узелка на шнурке соответствовало величине цифровых показателей. Это могли быть единица, десять, сотня, тысяча или даже десять тысяч. При этом простой узел обозначал цифру «1», двойной – «2», тройной – «3». Цвет шнуров обозначал определенные предметы, например, картофель символизировался бурым цветом, серебро – белым, золото – желтым.

Такая форма письма употреблялась главным образом для передачи сообщений о податях. Но иногда кипу употреблялась для фиксирования календарных и исторических дат и фактов. Таким образом кипу были условной системой передачи сведений, но все же это не было письменностью.

Вопрос о том, была ли у инков письменность, остается неразрешенным до последнего времени. Дело в том, что инки не оставили письменных памятников, но все же на многих сосудах изображены бобы с особыми знаками. Некоторые ученые считают эти знаки идеограммами, т.е. знаки на бобах имеют символическое, условное значение.

Существует также мнение, что у инков письменность существовала в виде картинного письма, пиктографии, но в связи с тем, что доски, на которых были нанесены эти знаки, были обрамлены в золотые рамы, разграбленные и разобранные европейцами, памятники письменности до наших дней не дошли.

Литературное творчество на языке кечуа было очень богатым. Однако поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, до нас дошли лишь отрывки, сохраненные для потомков первыми испанскими хронистами.

Из поэтического творчества инков сохранились в отрывках гимны (гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее известна поэма «Ольянтай», в которой воспеваются подвиги вождя одного из племен, восставшего против верховного инки.

Одним из наиболее развитых направлений науки в империи инков была медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству.

Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа. Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства.


5. Конец государства Инков. Португальские завоевания


Войска Писарро в 1532 году захватили Куско. Погиб верховный инка Атауальпа. Но государство инков не сразу прекратило свое существование. Жители древнего государства продолжали борьбу за свою независимость. В 1535 году вспыхивает восстание. Оно было подавлено в 1537 году, но его участники продолжали борьбу за независимость еще более 35 лет.

Возглавил восстание против испанцев инкский принц Манко, который использовал хитроумные методы в борьбе с завоевателями. Он сначала перешел на сторону испанцев и приблизился к Писарро, но лишь с целью изучить противника. Начав собирать силы с конца 1535 года, Манко в апреле 1536 года с большой армией подошел к Куско и осадил его. Он заставил пленных испанцев служить ему в качестве оружейников, артиллеристов и пороховщиков. Были использованы испанское огнестрельное оружие и захваченные лошади. Сам Манко был одет и вооружен по-испански, ездил верхом и сражался испанским оружием. Повстанцы часто достигали больших успехов, сочетая приемы самобытного индейского военного дела с европейским. Но подкуп и предательство заставили Манко после 10 месяцев осады Куско оставить этот город. Повстанцы продолжили борьбу в горном районе Виль-капампе, где они укрепились. После смерти Манко вождем повстанцев становится Тупак Амару.

Сопротивление все возраставшим силам завоевателей оказалось тщетным, и повстанцы в конце концов были разбиты. В память об этой последней войне против завоевателей титул инки и имя Тупак Амару принимали в дальнейшем вожди индейцев как символ восстановления их независимого государства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).

Инки, а точнее сказать, инка – это индейское племя, относящееся к языковой семье кечуа. Появилось племя в XI в., закрепившись на территории современного Перу. В XV в. инки создали государство Тауантинсуйу и стали занимать в нем господствующее положение. Так возникла одна из древних цивилизаций Южной Америки. Цивилизация инков была одной из самых высокоразвитых; предметы их быта и украшения поражают непревзойденной красотой, а сам народ – своим трудолюбием, талантом, мужеством и энергией.

Владения инков охватывали более 4000 км 2 . Империя простиралась по Андским горам, а ее центральная часть располагалась на втором по высоте (после Гималаев) горном пике Анд. Территории современных Эквадора и Перу, Северо-Западной Аргентины и часть Боливии в то далекое время входили в состав одной из великих империй мира – империи инков. Численность народов, населявших Тауантинсуйу, доходила до 10 млн человек – это почти 100 этнических групп.

Из археологических исследований известно, что и на Тихоокеанском побережье современного Перу, и в горных местностях (от Эквадора до озера Титикака в Южной Америке) появились, развивались и угасали разнообразные культуры. Сами инки первоначально представляли собой пастушеское племя, которое кочевало, продвигаясь от озера Титикака на север. На своем пути (недалеко от северных границ Боливии) они нашли монументальные сооружения и небольшую группу обнищавших людей.

Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что до VI в. н. э. в Тиауанако появилась новая культура, которая достигла своего расцвета в VII в. По-видимому, свою лепту в ее развитие внесли и приморские культуры Перу. Около 3 веков культура Тиауанако была самой высокоразвитой из всех существовавших в то время на американском континенте. Но затем произошел ее закат, причины которого до сих пор не выяснены. По этому поводу выдвигаются различные гипотезы: сильное землетрясение, эпидемия, экспансия других племен и т. д.

Инки восприняли значительную часть культурного наследия Тиауанако, в частности великолепное зодчество. Так, примерно в 20 км к северу от озера Титикака находится высокая отвесная скала, а под ней – монументальное подобие пирамиды. Кроме того, древние скульпторы воссоздали в камне практически весь животный мир Анд и долины Амазонки. Археологи нашли скульптурную фигуру шамана, который держит в руке отрезанную голову дикого зверя; статуи ягуаров и фантастических зверей, например ящерицы с головой пумы.

Рождение империи

Остановившись в долине Куско, инки заложили здесь поселение, которое впоследствии стало столицей их империи. Основал поселение вождь инков Манко Капак. Он же стал и первым правителем. Его титул носил название «сапа инка», и все жители этой территории стали называть себя инками.

По верованиям инков, бог солнца Инти предначертал им, своим детям, великую миссию сделать из представителей полудиких племен культурных (для своего времени) людей. Особенно это удалось правителю Пачакути. Это был достаточно честолюбивый человек, и удача сопутствовала ему. Пачакути, помимо того что присоединил к империи множество племен, еще и распространил среди них религию и культуру инков.

Древняя индейская легенда рассказывает о том, что на двух островах – Копти и Титикака – родились сын солнца, Инка Манка Капак, и дочь луны, его сестра Мама Окльо. Состоялись их крестины, и на них бог солнца дал брату и сестре по золотому посоху и отправил их на север. Дойдя до первой долины, Инка попробовал посохом землю, но наткнулся на камень. Он пошел дальше и продолжал втыкать посох в почву до тех пор, пока он не ушел в нее на большую глубину. Это произошло в долине Куско. Тогда Инка призвал к себе пастухов из северных окрестностей, а его сестра пошла на юг и привела остальных. Общими силами они построили главный город империи, а в самом его центре возвели храм Солнца.

Следующий правитель – Тона Инка Юпанка – продолжил дело, начатое Пачакути, и в результате появилась одна из великих цивилизаций – империя инков. Каждый новый ее правитель придерживался хорошо продуманной и эффективной системы управления. Когда к империи присоединялись новые земли, правители оставляли завоеванным народам их вождей, местные языки и возможность поклоняться своим богам. Предъявлялось только одно-единственное требование: необходимо было знать официальный язык кечуа, на котором разговаривали лишь в Куско. Империя инков была, пожалуй, единственной, в которой отношения между народами, населявшими ее, строились не на страхе и насилии, а на доверии и сотрудничестве.

На пике могущества

Когда империя инков достигла своего расцвета и могущества, население ее главного города Куско насчитывало около 20 000 человек. Священным местом Куско была главная площадь, точнее, ее центр. Инки привезли землю со всех концов империи, символически перемешали ее и поместили в центр площади. Этим актом подтверждалось равноправие и единство всех жителей громадной империи. Высшим достижением и инкской архитектуры, и изобразительного искусства явился храм Солнца. Выстроенный из камня, он имел позолоченные стены и покрытую золотыми плитами крышу, и просторный двор, в который выходили пять основных часовен. Первой была часовня бога солнца. Фасадная сторона ее была украшена огромным золотым диском, олицетворявшим высшее божество и его наместников на земле – правителей инков. Чистым золотом были выложены потолок и стены. Находившаяся рядом часовня посвящалась луне, соответственно все ее убранство было выполнено из серебра. Из серебра была сделана и часовня, предназначенная для поклонения звездам, только металл здесь дополнялся драгоценными камнями. И наконец четвертая и пятая часовни посвящались радуге и молнии и украшались соответствующими символами.

Инки были очень искусными строителями. До сих пор технология их каменщиков остается тайной за семью печатями. В том же самом храме Солнца, например плиты, не скрепленные известью и положенные одна на другую, образуют высокие наклонные стены. Во дворе храма найден камень с очень гладкими стенками и просверленными в нем отверстиями цилиндрической формы диаметром около 6 см. Это тем более удивительно, если учесть, что инкам не были знакомы ни сталь, ни железо, т. е. те металлы, без которых невозможна профессия современного каменщика.

Между камнями, из которых построены храмы, практически отсутствуют щели. Ни иголка, ни самый тонкий бумажный лист не смогут пройти между ними. Поражает также умение инков придавать камням сложную геометрическую форму. Так, отдельные камни (их лицевая часть) образовывали многоугольники с двенадцатью сторонами.

Такими же совершенными, как и храм Солнца, были и другие здания в Куско. Однако существует версия, подкрепленная археологическими изысканиями, что строительное мастерство было позаимствовано инками у своих предшественников. Например, ритуальные и общественные здания в городе Тиауанако, возведенные (как показал химический анализ) в I в. н. э., отличаются монолитной каменной кладкой. Несмотря на то что отдельные блоки весили около 100 т, они были разрезаны и подогнаны с удивительной точностью.

Одна из легенд повествует о том, что Тиауанако построили или боги, или великаны. Наиболее впечатляют Ворота солнца, изготовленные из одного каменного блока. Перемычка ворот украшена фигурой неизвестного божества (которое, впрочем, можно встретить и в других районах Анд) с большими круглыми и вытаращенными глазами и нимбом из змей и кошачьих голов. Божество держит в руках жезлы, на верхушке одного из них – голова кондора.

Кроме каменотесов Тиауанако, непревзойденными мастерами своего дела были и строители, проживавшие на территории Уари. Возможно, они были ближайшими предшественниками инков в плане градостроительства. Имея в своем арсенале только булыжник и бронзовый ломик, они возвели здания, которые сохранились и до наших дней, не раз выдержав землетрясения.

В Уари изготавливали камни одинакового размера, но их верхняя и нижняя поверхности были различными. Так, верхняя поверхность была немного вогнутой, а нижняя, наоборот, выпуклой. И когда камни укладывали друг на друга, они очень прочно держались благодаря тому, что верхний камень входил во впадину нижнего своей выпуклой тыльной поверхностью. Таким образом по приказу Пачакути были построены дворцы и храмы в Куско. Их возвели на месте снесенных хибар прежнего поселения.

Общественное устройство

В основу общественного устройства империи инков был положен принцип иерархии. Каждый новый правитель декларировал, что он царствует по божественному праву, поскольку является потомком бога солнца. Власть у инков была наследственной. У правителя инков, или императора, был гарем, включавший около сотни наложниц, но императрица – койя – выбиралась из числа родных сестер правителя. В свою очередь, своего наследника император выбирал из детей и внуков койи.

В ряде случаев с наследованием возникали проблемы. Так, внук Пачакути – Уайна Капак – умер от оспы, официально даже еще не став наследником. Его собственный наследник – Нинан Куйючи – тоже не смог выжить во время эпидемии. Оставшиеся в живых Уаскар и Атауальпа ввергли страну в пучину гражданской войны, которая стала началом заката империи. Что же касается передачи наследства в быту, то мужчина наследовал от своего отца, а женщина – от матери. Интересно, что наследование трона не включало в себя автоматическое наследование богатства. В связи с этим новый император почти сразу же отправлялся в поход с целью завоевания новых земель и получения богатств.

Для большей эффективности управления государством все семьи в империи инков были разделены на группы, состоявшие из десяти семей. Каждая из них выбирала себе главу, который отчитывался перед главами групп, состоявших уже из пятидесяти семей. Так появлялись группы, включавшие в себя сто, пятьсот и более семей (их число могло доходить до десяти тысяч). Такая система позволяла эффективно собирать налоги, причем в натуральном виде. Это были продовольствие, различные инструменты, оружие, одежда и обувь и многое другое. Все это отправлялось на склады (камкас), и каждый день вдовы, сироты, больные и нетрудоспособные граждане получали для себя все необходимое. Такой обмен (не только знаниями и культурой, но и ресурсами) позволял жителям чувствовать себя защищенными и не бояться стихийных бедствий.

Для надзора над действиями местных чиновников была создана служба особых инспекторов. Никто не знал, где и когда они появятся (это были люди из числа знатных инков), чтобы проверить работу местных властей. Они именовались токой-рикок, что в переводе означает «те, которые видят все».

Письменность инков

Инки не имели письменности, заменой ей служили кипу (дословно – «узелок») – система разноцветных шнурков с узелками. В узелках были зафиксированы все необходимые сведения: число жителей империи (работоспособных и пожилых), количество продовольствия (вплоть до каждого амбара с зерном) и многое другое. Шерстяные шнурки разных цветов выражали разные понятия. Например, красный цвет обозначал войну или воина, белый – мир или серебро, зеленый – кукурузу, желтый – золото. Один узелок изображал число десять, два узелка рядом – двадцать. Профессия создателей кипу (эти люди назывались кипукамайоками) была очень важной в империи инков, ведь от правильности записи зависела надежность работы всей государственной машины. Кипукамайоки сочетали в себе качества художника, логиста и бухгалтера. О том, насколько важными для инков были сохранение и интерпретация статистических данных, говорит тот факт, что создатели кипу пользовались привилегиями, в частности они не платили налогов, но в то же время на них лежала огромная ответственность, поскольку допущенная ими ошибка влекла за собой сбой в работе и предусматривала смертную казнь в качестве наказания.

Исследователи доказали, что постепенно цветные узелки развились в сложную систему трехмерной письменности, которая напоминала азбуку Брайля для слепых. Выяснилось, что кипу содержат более полутора тысячи отдельных знаков. Это вдвое больше, чем у египтян и майя, и немногим больше шумеро-вавилонской письменности. Математические изыскания показали, что в кипу использована бинарная система, напоминающая основу компьютерного языка.

Инженерное искусство инков

Инки создали целую сеть дорог общей протяженностью более 240 000 км, которые связали между собой самые отдаленные или труднодоступные области страны. Особенно впечатляет горная дорога через Анды от Куско до нынешней столицы Эквадора – Кито. На широких магистралях через определенные расстояния были расположены станции (тамбо), для того чтобы бегуны-курьеры (часки) могли отдохнуть и подкрепиться. Выносливых людей для этого выбирали еще в молодости. Они должны были уметь быстро бегать в разреженном воздухе высокогорья. Неизменными атрибутами курьеров были головные уборы с развевающимися перьями и витая морская раковина. Часка, приближаясь к тому месту, где его ждал следующий курьер, дул в раковину и некоторое время бежал рядом со своим сменщиком, а тот запоминал содержание сообщения. Так происходила эта своеобразная эстафета.

Сельскохозяйственное производство инков

Инки показали себя непревзойденными мастерами в создании системы оросительных каналов. По протяженности и эффективности ей не было равных. Ирригационные сооружения инков пережили столетия. Следует отметить, что принципы орошения полей инки переняли у завоеванного ими народа чимуор.

Город Чан-Чан, столица королевства Чимуор, был одним из самых красивых в Южной Америке. В нем проживали более 36 000 жителей. Ремесленники Чимуора изготавливали изделия из золота, которые можно признать подлинными произведениями искусства. Когда инки присоединили Чимуор к своей империи, они в значительной степени переняли умение и талант этого народа и до известной степени стали учениками своих подданных.

Поля инков представляли собой террасообразные системы, которые укреплялись на горных склонах каменными бастионами. Земля принадлежала Солнцу, народу и императору. Семейный инка мог претендовать на личный участок (тупу). Участок, принадлежавший богу солнца, мог быть выделен жителю империи, если у него случалось прибавление в семье. Земля не могла продаваться, она завещалась только детям. Жители империи вместе возделывали поля. В первую очередь обработке подлежали земли бога солнца, затем земли бедных, нетрудоспособных, вдов и сирот, далее – свои собственные и в последнюю очередь – княжеские и королевские наделы. В такой же последовательности собирался урожай и ссыпался в общественные амбары, которые разделялись на общие и принадлежавшие богу солнца. Из последних выдавали хлеб войску, чиновникам и людям, выполнявшим общественные работы. Часть урожая, принадлежавшая богу солнца, была связана с расходами на жриц и священнослужителей. Если год был неурожайным, то использовались запасы бога солнца.

Простой народ не имел скота, это было привилегией короля и бога. В качестве вьючных животных инки использовали лам и альпаков. Государство само заботилось о животных. Таким образом, царская династия инков, как и у древних египтян и китайцев, была тесно связана с сельским хозяйством.

Медицина

Инки были хорошими врачами. Особенно больших успехов они достигли в хирургии, в частности в такой ее области, как нейрохирургия. Во время археологических раскопок на территории Перу были найдены хирургические инструменты, которые предназначались для трепанации, т. е. для вскрытия черепа.

Быт инков

Для того чтобы жители империи чувствовали себя защищенными от стихийных бедствий, голода и других экстремальных ситуаций, правители предписывали им вести регламентированный образ жизни. Это в первую очередь означало то, что никто не проводил время в праздности, все трудились на благо империи. Лишь пожилые люди, достигшие 50 лет, освобождались от налогообложения и трудовой повинности. Тем не менее они тоже участвовали в общественных работах по мере своих сил. Например, присматривали за детьми, готовили пищу, заготавливали хворост или выполняли еще какую-нибудь нетрудную работу.

Инки были исключительно чистоплотными людьми. Эта их черта проявлялась во всем, начиная с чистоты самих городов и заканчивая жилищем каждого жителя империи.

У инков существовала специальная инспекция, которая проверяла, соблюдает ли хозяйка дома установленный стандарт чистоты. В определенный день назначалась инспекция, и в это время тростниковая циновка над входной дверью должна была быть приподнята. Инспектор наблюдал за тем, как женщина готовит пищу, убирает в доме, стирает и выполняет какую-либо еще работу. Хозяйку дома, не справлявшуюся (по мнению инспектора) со своими обязанностями, подвергали наказанию. Она должна была на глазах у всех наблюдавших съесть всю грязь, выметенную из дома, а хозяин – выпить грязную воду, оставшуюся после купания всех членов семьи.

У инков не было разводов, все заключенные ими браки считались пожизненными. Это касалось и знати, и простого народа. Не было у инков и тюрем, так как любое преступление (насилие, воровство, грабеж и другое серьезное отступление от общественных норм) немедленно каралось смертью.

Аристократическая часть общества носила туники: у женщин они были до пят, у мужчин – до колен. В талии тунику перехватывали поясом с геральдическим знаком. Иногда пояс заменяла мантия, прикрепленная булавками. Одними из главных украшений инков были большие серебряные или золотые диски, которые носили в мочках ушей. Их немалый вес значительно оттягивал уши.

Образование

У инков была школа, в которой обучались не только сыновья знати, но и юноши-дети правителей завоеванных королевств. Она находилась в Куско. Студенты постигали ораторское искусство, военное дело, религию, некоторые науки (например, историю, геометрию). Обучение оканчивалось экзаменами, на которых шестнадцатилетние молодые люди подвергались достаточно трудным испытаниям, демонстрируя свои знания, силу, ловкость и мужество.

Экзамены длились около тридцати дней. Они проходили на открытой местности, и все желающие могли наблюдать за их ходом. Испытания предусматривали шестидневный пост (постившимся разрешалось употреблять только воду и травы), после него проходил забег на 7,2 км. Следующее испытание состояло в умении стоять не шелохнувшись, пока фехтовальщик наносил уколы и порезы испытуемым. Кроме того, существовала и более жестокая проверка на прочность, когда сильные удары наносились им по рукам и ногам плетками из лозы. Этими действиями проверялась способность выпускников выдерживать любую боль. Того, кто не выдерживал ее, проявляя признаки страдания мимикой или жестами, тут же изгоняли. Часто на экзаменах были случаи серьезных ранений и даже смертей.

Венцом испытаний было посвящение бывших студентов в рыцари. Правитель инков собственноручно протыкал юношам, которые опускались перед ним на колени, мочки ушей золотой иглой. Получив золотые диски в качестве знаков касты, молодые люди (и сыновья инков, и сыновья вассалов – кураки) становились представителями правящего класса.

Девушки обучались отдельно, это происходило в монастырях. Специальные люди следили за тем, чтобы количество таких девушек в империи достигло определенной цифры – не ниже 15 000. Агенты ездили по всем областям страны и, обращая внимание на происхождение девушки, ее способности и красоту, отбирали подходящих для обучения. С воспитанницами занимались пожилые наставницы (мамакона). Особое внимание в процессе обучения уделялось умению красить ткани и ткачеству, поскольку именно девушки изготавливали тонкие ткани (кумби) из шерсти альпака. Эти ткани шли на пошив одежды для императора и его койи.

Обучение в монастыре длилось 3 года, после чего сам император выбирал среди воспитанниц жен для себя и своих вельмож. Те из девушек, которых не выбрали, становились жрицами. Они жили как знатные дамы в домах на главной площади около храма Кораксанга в Куско и пользовались всеобщим уважением.

Праздники

Инки придавали очень большое значение праздникам. Прежде всего в эти дни укреплялась связь между народом и императором. Кроме того, во время подобных мероприятий люди избавлялись от накопившихся эмоций, и наконец праздник преподносился народу как подарок за его трудолюбие и лояльность к императору.

Руководил праздником сам правитель. Во-первых, в его обязанности входило обеспечение всех участников едой, напитками; во-вторых, программа включала музыкальные представления, танцы, показательные бои, религиозные действия – все это происходило под его патронатом.

Одной из непременных составляющих праздника являлось чтение поэм в разных жанрах. Это были и религиозная поэзия, и любовные баллады (чаще о неразделенной любви), и героические сказания (о подвигах). Передавалось все это из уст в уста, дополняясь ярким описанием долин, горных вершин и ущелий. Не менее интересным было и музыкальное представление, состоявшее из танцев (как правило, ритуального характера), которые сопровождались заунывными монотонными песнопениями.

По некоторым данным, у инков существовало около сорока различных танцев. Одним из наиболее зрелищных был так называемый прыгающий танец. Его исполняли мужчины в масках, в руках они держали шкуры животных.

Музыка инков выделялась прежде всего своим ритмическим разнообразием и богатством. Отсюда немалое количество у них различных ударных инструментов. Это большие и малые барабаны, а также множество флейт, представлявших группу духовых инструментов. Флейты изготавливались из костей животных или из тростника, некоторые были сделаны из глины или перьев кондора.

Особенно популярной была флейта кена, вырезанная из тростника, которая имела восемь отверстий для пальцев. Музыкант во время исполнения поочередно открывал и закрывал их. Кроме того, инки нередко играли на флейтах, связанных вместе.

Кроме флейт, излюбленным инструментом инков являлись трубы. Их было еще больше, чем флейт, и изготавливали их из дерева, выдолбленных тыкв и морских раковин.

Каждый месяц инки устраивали по три праздника. Самый главный из них происходил в декабре – в первом месяце сезона дождей. Он назывался копак райми, т. е. «большой праздник». Во время него (он отмечался в Куско) проходил обряд посвящения юношей в мужчин. Праздник был настолько серьезно и строго почитаем, что в Куско оставались только инки, а все остальные (не инки) на это время покидали столицу. По окончании обряда они вновь возвращались в город и подтверждали свою верность престолу через обряд причащения.

Чтобы задобрить богов, инки приносили человеческие жертвы. Как правило, это были дети. Жертву затем мумифицировали; исследователям удалось найти более четырехсот подобнях ритуальных захоронений.

В 1995 г. археологи обнаружили хорошо сохранившуюся ритуальную жертву, ее исторический возраст составлял около 500 лет. Это была девочка лет 12–14. Антропологи провели над ней немало исследований, в результате которых удалось выяснить состояние здоровья, рацион инков и ряд других подробностей. Эти данные были получены впервые, поскольку жертва была замороженной, с сохранившимися внутренними органами, а не высохшей мумией, каковыми были предыдущие находки. Интересно, что ритуальные статуэтки и несколько ярких перьев находились на вершине вулкана Невада-Сабанкая около Кабанаконде (перуанское селение), а само тело – в кратере вулкана. Другим интригующим фактом оказалось то, что, прежде чем отправиться в сложную экспедицию, американский ученый Йохан Рейнхард и его проводник Мигель Зарата предложили духам гор кукурузное пиво. Древний обряд сработал и принес антропологу удачу.

Инки мумифицировали усопших правителей и их койя. До сих пор не выяснен состав, который использовался ими для бальзамирования. После мумифицирования (обертывания в ткани из самого качественного хлопка, пропитанные соответствующим составом) мумий одевали в нарядные одежды.

Существовали специальные слуги, которые ухаживали за мумиями, кормили и поили их. Мумии даже «ходили» в гости друг к другу (слуги носили их на носилках) и к императору, присутствовали на праздниках и первыми «произносили» тосты. Уход за мумиями осуществлялся за счет государства и был достаточно разорительным. Постепенно этот обычай перестал существовать.

Закат империи

Научными исследованиями доказано, что в Андах не имелось золота, следовательно, инки должны были получать его из других областей империи. И одной из таких провинций являлась Амазония. Еще до прихода инков жители местных племен проложили тропы на Амазонской низменности. Инки же соединили их, построив сеть дорог, которая связала обособленные и труднодоступные участки.

Особенностью транспортной сети инков было наличие в ней висячих мостов. Они изготавливались из веревок и плетеных матов и навешивались через реки, ущелья и пропасти, некоторые из которых были шириной до 30 м. До сих пор используются некоторые дороги, построенные инками. Их реставрируют и достраивают.

Помимо разнообразных товаров (тропических фруктов, меда, разноцветных перьев попугаев и др.), которые везли в столицу инков караваны, состоявшие из многочисленных лам, главным товаром было золото. Именно оно явилось основной причиной, по которой главное лицо испанских завоевательских походов – Франсиско Писарро – решил лично предпринять экспедицию в Южную Америку, чтобы убедиться в его существовании.

Франсиско Писарро был полуграмотным военным. Он участвовал в подавлении мятежа индейского племени таино на острове Эспаньола (теперь это Доминиканская Республика) и на Гаити. Его первые две попытки попасть на земли инков окончились неудачей. Но в 1527 г. он добрался до города Тулебеса. Увидев храмы, отделанные драгоценными металлами, роскошные сады с живыми цветами и их копиями, сделанными из золота, Писарро понял, что «золотая земля» – это не вымысел, а реальность. Он вернулся в Испанию и рассказал Карлу V о богатейшей земле, простодушии и дружелюбии ее жителей. Король вручил ему титул губернатора и капитан-генерала на всех землях, завоеванных им в будущем.

Писарро набрал около 160 конкистадоров. Карл V снабдил их мушкетами, арбалетами, копьями и пушками. В 1532 г. Писарро со своей командой вновь прибыл на землю инков. Как раз в это время разгорелась гражданская война между Уаскаром и Атауальпой за обладание должностью сапа инки (в переводе – «единственный, уникальный инка»). Испанцы даже таким малым числом сумели разгромить инков, ослабленных междоусобицей и эпидемией оспы.

Еще в 1493 г. Колумб писал о радушии и приветливости жителей Нового Света: «Они не отказывают ни в чем, чего у них ни попроси; напротив, они охотно с каждым делятся и относятся ко всем так любезно, что готовы были бы отдать свои сердца». Какой контраст с этими строками о чертах характера инков представляют намерения испанцев, изложенные в «Реквизиции» 1509 г.: «Мы поведем против вас войну всеми способами и средствами, которые у нас имеются; мы подчиним вас церкви и ее сановникам и принудим вас к послушанию; мы заберем в плен вас, ваших жен и детей и поработим вас!»

Когда Писарро с горсткой авантюристов впервые увидели тридцатитысячное войско инков, испанцы поняли, что в открытом бою они не смогут одолеть их. Поэтому конкистадоры пошли на хитрость. Была достигнута договоренность, что Атауальпа встретит испанцев, как друзей. Но когда Великий инка, облаченный в сверкающую золотом роскошную одежду, в сопровождении своих военачальников, советников и священников вышел навстречу Писарро, то по сигналу монаха Вальверде конкистадоры выскочили из засады, перебили все окружение Атауальпы, а самого Инку взяли в плен.

В этой страшной бойне, которую устроил Писарро, полегли 3000 инков, а остальные в панике разбежались, так как увидели, что тот, который был для них и царем, и богом, взят в плен. Испанцы воспользовались тем, что в свите Атауальпы не было оружия, ведь готовилась торжественная встреча.

Команда Писарро между тем не потеряла ни одного солдата. Плененного Атауальпу содержали в королевских условиях, он за короткое время научился говорить по-испански. Умный Инка понял, что золото – это, возможно, для него единственный выход, чтобы остаться в живых. Он предложил за свою жизнь и свободу невообразимый выкуп – комнату размером 7 на 6 м, которая будет засыпана золотом чуть выше головы взрослого человека.

Инки были равнодушны к золоту в том смысле, что оно в отличие от тканей никогда не представляло для них меновой материальной ценности. Золото они называли «потом солнца», из которого они изготавливали прекрасные вещи, настоящие произведения искусства.

Испанцы были поражены таким несметным богатством. Но этим своим предложением Атауальпа подписал себе смертный приговор: испанцы вновь нарушили слово, и как только был получен выкуп, Писарро приговорил Инку к смертной казни – он должен был быть сожжен. Впоследствии испанец заменил сожжение смертью через повешение.

Выкуп за Атауальпу испанцы переплавили, в итоге получили свыше 6000 кг золота и почти 12 000 кг серебра. Точно так же по приказу Карла V были переплавлены все изделия из драгоценных металлов работы инкских мастеров. Испанцы разрушили храмы и дворцы, а жителей заставили работать в шахтах и рудниках, поднимать высоко в горы тяжести. В результате население страны сократилось с 7 млн человек до 500 000.

Оставшиеся в живых инки под руководством одного из последних королей – Манко – ушли в джунгли и выстроили там город Вилькабамба.

Он состоял из трехсот сравнительно небольших жилых домов и шестидесяти величественных сооружений из камня; в городе были проложены дороги и каналы. Периодически инки нападали на своих поработителей, нанося удары по их сторожевым постам. Так продолжалось до 1572 г. Когда же завоеватели решили расправиться с оставшимися в живых инками и пришли в Вилькабамбу, то увидели вместо города лишь пепелище. Трое сыновей Манко, которые после смерти отца по очереди управляли городом, сожгли его, перед тем как покинуть. Последний вождь инков – Тупак Амару был схвачен испанцами, когда они проводили свои карательные экспедиции, все дальше и дальше углубляясь в джунгли. Тупак Амару был обезглавлен на главной площади в Куско. Так империя инков прекратила свое существование.

На руинах былого величия

Потомки некогда великой империи инков в настоящее время проживают на территории Боливии, Перу и Эквадора. Их численность составляет около 18 млн человек. Большая часть жителей этих государств разговаривает на кечуа. Перуанцы, боливийцы и эквадорцы верят в восстановление былой славы и могущества инков. Учащиеся школ в Перу знают наизусть всех правителей империи инков. Перуанцы также верят в то, что один из сыновей солнца, обезглавленный испанцами Инкарр, согласно легенде вернется к ним и восстановит былую цивилизацию. Даже продукты, которые когда-то были в рационе инков, становятся ныне все более и более популярными. Это амарант, аракса, нюньяс, ока, черимойя и др.

Тауантинсуйя («земля четырех четвертей», как называли свои владения сами инки) продемонстрировала волю и ум своего народа, который менее чем за столетие создал высокоразвитую цивилизацию. И это при том, что инки не знали колесных средств передвижения и письменности. Рождение, развитие, расцвет и падение империи инков были подобно взрыву, отзвук которого дошел и до наших дней.

На рубеже XIV-XV вв. на тихоокеанском побережье и в северных районах Южноамериканского континента возникли первые империи. Самой значительной из них стало государство инков. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 млн до 15 млн человек.

Термином «инки» обозначался титул правителя нескольких племен в предгорьях Анд; это название также носили племена аймара, уальякан, кеуар и др., которые жили в долине Куско и говорили на языке кечуа.

Империя инков занимала площадь 1 млн кв. км, ее протяженность с севера на юг превышала 5 тыс. км. Государство инков, разделенное на четыре провинции вокруг города Куско и расположившееся в окрестностях озера Титикака, включало территорию современной Боливии, север Чили, часть нынешней Аргентины, северную часть современной Республики Перу и нынешний Эквадор.

Верховная власть в государстве целиком принадлежала Сапа Инке — так официально назывался император. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато украшавшийся по его вкусу. Лучшие ремесленники-ювелиры изготовляли для него новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаше всего изумрудами. Золото в империи инков широко использовалось в ювелирном искусстве, но не было средством платежа. Инки обходились без денег, поскольку одним из главных принципов жизни у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой огромное натуральное хозяйство.

Религия инков

Религия занимала важное место в жизни инков. У каждой группы населения, в каждой области были свои верования и культы. Наиболее распространенной формой религиозных представлений был тотемизм — поклонение тотему — животному, растению, камням, воде и т.д., с которым верующие считали себя находящимися в родстве. Земли общин назывались именами обожествляемых животных. Кроме того, был повсеместно распространен культ предков. Умершие предки, по представлениям инков, должны были способствовать созреванию урожая, плодовитости животных и благополучию людей. Полагая, что духи предков живут в пещерах, инки воздвигали возле пещер каменные холмики, которые своими очертаниями напоминали фигуры людей. С культом предков связан обычай мумификации трупов умерших. Мумии в нарядных одеждах, с украшениями, утварью, пищей погребали в гробницах, высеченных в скалах. Особенно пышно хоронили мумии правителей и жрецов.

Свои здания инки возводили из различных пород камня — известняка, базальта, диорита и из кирпича-сырца. Дома простых людей имели легкие крыши из соломы и пучков тростника; печей в домах не было, и дым очага выходил прямо через соломенную кровлю. Храмы и дворцы строились особенно тщательно. Камни, из которых были сложены стены, настолько плотно подгонялись друг к другу, что при сооружении зданий не требовались связующие вещества. Кроме того, инки на горных склонах возводили крепости с многочисленными сторожевыми башнями. Самая известная из них поднималась над городом Куско и представляла собой три ряда стен высотой 18 м.

В своих храмах инки поклонялись целому пантеону богов, имевших строгую субординацию. Самым высшим из богов считался Кон Тикси Виракоча — творец мира и создатель всех остальных богов. В числе тех богов, кого Виракоча сотворил, были: бог Инти (золотое Солнце) — легендарный предок правящей династии; бог Ильяпа — бог погоды, грома и молнии, к которому люди обращались с просьбами о дожде, ибо Ильяпа мог заставить течь на землю воды Небесной реки; супруга Инти богиня Луны — Мама Килья. Почитались также Утренняя звезда (Венера) и множество других звезд и созвездий. В религиозных представлениях древних ацтеков особое положение занимали чрезвычайно древние культы матери-земли — Мама Пача и матери-моря — Мама Кочи.

У инков было множество религиозно-обрядовых празднеств, связанных с земледельческим календарем и жизнедеятельностью правящего семейства. Все праздники проводились на главной площади Куско — Уакапата (Священная терраса). От нее расходились дороги, соединявшие столицу с четырьмя провинциями государства. К моменту появления испанцев на площади Уакапата возвышались три дворца. Два из них были превращены в святилища. Когда правитель-инка умирал, тело его бальзамировали, а мумию оставляли в его дворце. С этого времени дворец становился святилищем, а новый правитель строил себе другой дворец.

Высшим достижением архитектуры инков считается ансамбль храмов Кориканча (Золотой двор). Главным сооружением ансамбля был храм бога Солнца — Инти, где находилось золотое изображение бога, украшенное крупными изумрудами. Это изображение размещалось в западной части, и его озаряли первые лучи восходящего солнца. Стены храма были сплошь обиты листовым золотом. Потолок покрывала резьба по дереву, пол устилали прошитые золотыми нитями ковры. Окна и двери были усыпаны драгоценными камнями. К храму Солнца примыкало несколько часовен — в честь грома и молнии, радуги, планеты Венеры, а главная из них — в честь Луны (Мамы Кильи). Образ Луны в империи инков связан с представлением о женщине, богине. Поэтому часовня Мама Кильи предназначалась для койм — жены правите- ля-инки, только она имела доступ в эту часовню. Здесь же находились мумии умерших жен правителей. В часовне Луны все убранство было из серебра.

Различные ремесла у инков достигли наивысшего расцвета. Инки довольно рано освоили горное дело и добывали медную и оловянную руды в шахтах, чтобы изготовить бронзу, из которой отливали топоры, серпы, ножи и другую хозяйственную утварь. Инки могли выплавлять металл, знали технику отливки, ковки, чеканки, спайки и клепки, а также изготовляли изделия в технике перегородчатой эмали. Хронисты сообщали, что мастера инков изготовили золотой початок кукурузы, в котором зерна были золотые, а окружающие початок волокна — из тончайших серебряных нитей. Вершиной ювелирного искусства инков стало изображение бога Солнца в храме Солнца в Куско в виде огромного золотого солнечного диска с искусно вычеканенным человеческим лицом.

Своего апогея золотое богатство инков достигло в период правления Уайна Капака. Он приказа! облицевать листовым золотом стены и крыши своих дворцов и храмов; в царском дворце было множество золотых скульптур животных. Во время торжественных церемоний 50тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный переносной золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился перед дворцом-резиденцией.

Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Франсиско Писсаро. Произведения ювелирного искусства были переплавлены в слитки и отправлены в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.

Как считают исследователи культуры инков, их империя погибла во многом из-за религии. Во-первых, религией был одобрен обряд, при котором правитель выбирал преемника среди своих сыновей. Это привело к междоусобной войне братьев Уаскара и Атауальпы, которая значительно ослабила страну перед вторжением испанских конкистадоров во главе с Писарро. Во-вторых, среди инков существовало предание, что в будущем править страной будут новые, незнакомые люди, которые покорят империю и станут единственными ее владыками. Этим объясняются страх и нерешительность инков перед испанскими конкистадорами.

Происхождение и история племени инков

В течение позднего промежуточного периода (1000–1483 гг.) малые племена – предшественники инков – обитали в районе Куско. Инки были всего лишь одной из многочисленных местных групп населения. Несмотря на то что сведения о хронологии и развитии региона Куско неполны, в стилях местной керамики можно распознать некоторые из основных стадий перуанской археологии. Свидетельства влияния Уари обнаружены на самом юге долины, в Пикильакте, приблизительно в 30 километрах южнее Куско. Однако в районе самого Куско нет следов архитектуры или керамики Уари. Предполагается, что в среднем горизонте он не был постоянно населен. Основной стиль гончарных изделий, распространенный в период, предшествующий эпохе Империи инков, в целом называется кильке, и разновидности этого стиля встречаются повсюду между Сан-Педро-де-Кача и Мачу-Пикчу. Местное происхождение инков доказывается тем, что стиль кильке сродни характерному стилю инков периода их империи.

На холмах были найдены частично сохранившиеся сооружения – поселения позднего промежуточного периода, в которых просматривается некоторая попытка придерживаться общего плана. Для этого периода характерны круглые и квадратные строения, мало схожие с домами Пикильакты. Испанские завоеватели слышали от инков, что до того, как те стали господствовать, народы сьерры (гор) были очень разнообразны и неорганизованы и селились в труднодоступных местах, потому что постоянно находились в состоянии войны друг с другом.

Письменные сообщения о раннем периоде правления инков – примерно между 1200-м и 1438 гг. – представляют собой весьма недостоверные исторические свидетельства. Этот период охватывает время от основания династии инков и вплоть до 1438 г., когда Империя инков уже оказалась самым значительным государством в Андах.

В мифах о происхождении говорится, что инки первоначально состояли из трех исходных родовых групп, объединенных под водительством Манко Капака, легендарного основателя династии. Эти мифы повествуют о том, как инки искали плодородную землю и нашли ее в долине Куско и как осваивались на этой земле.

По прибытии в Куско инки столкнулись с сопротивлением и были вынуждены обосноваться поблизости, пока не отвоевали участок, где позже построили прославленный храм Солнца, Кориканча. Власть Манко Капака распространялась только на коренных уроженцев местности Куско. Второй и третий после него вожди инков, Синчи Рока и Льоке Юпанки, имели репутацию миролюбцев, тогда как четвертый, Майта Капак, возбудил к себе неприязнь, и в результате поднялось восстание среди жителей самого Куско.

Пятый, шестой и седьмой вожди инков захватили небольшие территории в прилегающих районах. В течение этого раннего периода ни инки, ни их соседи не проводили организованных завоеваний, однако периодически совершали налеты на селения соседей, когда возникала опасность, что их жители начнут отстаивать свои права, или когда у них, по всей видимости, было что грабить.

Инка Виракоча, восьмой правитель династии инков, был первым, кто принял титул Сапа Инки (Единственного, или Верховного Инки). Он положил конец локальным завоеваниям, сформировав относительно небольшое, но могущественное государство. В конце его правления создалось положение, критическое для инков, поскольку региону Куско угрожала опасность с трех сторон. На юге сильными противниками были племена колья и лупака, но они враждовали друг с другом, и инки могли сосредоточить свое внимание на западе и северо-западе, где обитали племена кечуа и чанка. Инки были в дружеских отношениях с кечуа, могущественным народом, своего рода буфером между инками и грозным племенем чанка. Оно становилось все сильнее и уже захватило провинцию Андауайльяс, которую прежде занимали кечуа, поселившись на ее территории. Предвидя неизбежное столкновение в будущем с могущественными чанка, Инка Виракоча упрочил положение своего народа, взяв в жены дочь вождя племени анта, ближайших соседей на северо-западе, и заключив союз с кечуа.

Когда чанка добрались до инков, Виракоча был уже стариком, а в народе было сильное убеждение в непобедимости чанка. Виракоча и его наследник, Инка Уркон, судя по всему, попросту бежали из Куско вместе со своей свитой. Однако положение спасла другая группа инкской знати и военачальников, возглавляемая Юпанки, еще одним сыном Инки Виракочи, который созвал под свои знамена столько воинов, сколько смог, и успешно защитил Куско. Затем чанка были разгромлены в ряде сражений, и оказалось, что инки выиграли борьбу за власть и стали безраздельно господствовать в горах. После этих событий Виракоча оказался не у дел, а Юпанки провозглашен Пачакути. Он сохранил за собой власть и короновался как правитель инков.

Поздний инкский период, или период империи, начался с правления Инки Пачакути Юпанки в 1438 г. и закончился с испанским завоеванием в 1532-м. История инков этого периода гораздо более достоверна, чем предшествующая. О царствовании правителей-инков и о военной экспансии империи, распространившейся на всю территорию Анд (см. рис. 3), существует вполне достоверная информация.

Рис. 3. Территория Империи инков с указанием областей, аннексированных в результате войн позднего инкского периода (по Дж. Роуву)

Инка Пачакути закрепил предшествующие завоевания и новые союзы, выделив новым подданным земли близ Куско и дав им возможность участвовать в заново создаваемой административной структуре Куско с правом называть себя инками. Затем он приступил к разработке реформ, благодаря которым новые провинции должны были интегрироваться в растущее государство.

Правитель инков начал военную кампанию для присоединения земель племени урубамба, расположенных западнее территорий кечуа и чанка, и южных земель вплоть до озера Титикака. Добившись военного успеха, но осознав острую необходимость создания новой эффективной системы управления, Инка Пачакути счел за благо постоянное пребывание в столице, передав командование войсками своему брату Капаку Юпанки, которому приказал двигаться на север и покорить территории в четко определенных и ограниченных пределах – видимо, до самого Уануко. Осложнения возникли после успешной кампании, когда индейцы из племени чанка, которых Инка Пачакути принял в свою армию, дезертировали около Уануко. Преследуя чанка, Капак Юпанки вышел за строго оговоренные границы, потерял беглецов, а затем – вероятно, надеясь вернуть благосклонность Инки Пачакути – атаковал и захватил Кахамарку, наиболее могущественное владение в северных горах. Оставив там небольшой гарнизон, Капак Юпанки возвратился в Куско и здесь был казнен – за превышение полномочий и за то, что позволил чанка уйти.

Жестокое наказание, постигшее Капака Юпанки, станет понятнее, если взглянуть на ситуацию с точки зрения Инки Пачакути. Кахамарка была важной провинцией и входила в союз с прибрежным государством Чиму, растущим, мощным и чрезвычайно хорошо организованным – оно представляло единственное препятствие экспансии инков на север. В то время Пачакути не был готов сразиться со всей армией Чиму и потому опасался их возможного нападения на незначительный гарнизон, оставленный в преждевременно захваченной Кахамарке. Кроме того, Капак Юпанки, в связи со своим очевидным успехом, мог пробудить ревность Инки Пачакути.

Инке Пачакути пришлось сначала самолично выступить в поход для подавления восстания на юге, в бассейне озера Титикака, прежде чем он вновь смог обратить свое внимание на север. По его воле Инка Топа, его сын и наследник, возглавил армию и повел ее в поход по нагорьям до самого Кито. Затем, достигнув побережья нынешнего Эквадора, Инка Топа повернул свою армию на юг, приблизившись к стране Чиму оттуда, откуда они меньше всего его ожидали. Он успешно покорил все северное и центральное побережье до самой долины Лурин. Вскоре после этой великой кампании Инка Топа предпринял другую, чтобы подчинить долины южного побережья от Наска до Мала. Пока Инка Топа расширял империю, Инка Пачакути оставался в Куско, налаживая административную структуру и перестраивая Куско в столицу, соответствующую имперскому масштабу.

Инка Топа стал правителем примерно в 1471 г. Он только начал кампанию в восточных лесах, когда колья и лупака подняли восстание на юге – серьезная угроза, с которой необходимо было справиться как можно быстрее. После успешного подавления мятежа Инка оккупировал территорию Боливии и Чили, проникнув на юг вплоть до реки Мауле, которая с тех пор оставалась южной границей империи.

После завершения восточной экспедиции Инка Топа, подобно своему отцу, основательно осел в Куско, вплотную занявшись формированием империи, перестраивая и делая более гибкой административную политику, чтобы она подходила для множества новых племен и провинций, ныне объединенных под одним правлением. Возможно, именно этот Инка расширил понятийную систему инков за счет некоторых представлений чиму, поскольку именно он убедил многих знатных людей и ремесленников чиму перебраться на жительство в Куско.

Инка Топа умер в 1493 г., и ему наследовал его сын Уайна Капак. Этот Инка подавил несколько восстаний и присоединил к империи новые земли чачапойяс и мойобамба, а также территорию к северу от Кито, где он установил пограничные знаки вдоль реки Анкамайо (сегодняшняя граница между Эквадором и Колумбией). Его заслугой также стала полноценная интеграция территории Эквадора в империю и возведение новых городов наподобие Томебамбы, где он сам жил в течение длительного времени. Перед своей смертью в этом городе – он скоропостижно скончался от чумы – Уайна Капак узнал, что на побережье видели неких странных бородатых людей (это была первая экспедиция Писарро).

В течение пяти лет, которые осталось просуществовать Империи инков, два сына Уайны Капака, Атауальпа и Уаскар, вели гражданскую войну за власть. Войну выиграл Атауальпа, и он как раз готовился к официальной коронации, когда в 1532 г. вновь появились испанцы (см. главу 10).

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ Происхождение и история Литургии.

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Династия инков 1. Манко Капак2. Синчи Рока3. Льоке Юпанки4. Майта Капак5. Капак Юпанки6. Инка Рока7. Яуар Уакак8. Виракоча Инка – Инка Уркон9. Пачакути Инка Юпанки (1438–1471)10. Топа Инка Юпанки (1471–1493)11. Уайна Капак (1493–1525)12. Уаскар (1525–1532); Атауальпа (1532–1533); Топа Уальпа (1532)13. Манко

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Божественное происхождение инков Но и сами инки должны были откуда-то появиться. Невозможно полностью игнорировать места, которые фактически являлись колыбелью цивилизации, предшествовавшей их собственной, например аймара. По легендам индейцев, на острове в озере

Из книги Балты [Люди янтарного моря (litres)] автора Гимбутас Мария

Реальная история инков Официальная история начинается с первого Манко Капака, который, как говорят, поселился в долине Куско. В действительности он вытеснил тамошних обитателей, однако названия их тотемов нашли свое отражение в различных частях растущего города,

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ЯЗЫК Dievas dave dantis, dievas duos duonos (лит.) Devas adadat datas, devas datdat dhanas (санскрит) Deus dedit dentes, deus dabit pan?m (лат.) Бог дал зубы, Бог даст хлеб (русская) После открытия санскрита в XVIII веке перед исследователями, занимающимися происхождением балтов, открылись новые

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Чудеса естественного ума автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Из книги Повседневная жизнь египетских богов автора Меекс Димитри

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

Из книги автора

§83. Происхождение и история катакомб Катакомбы Рима и других городов открывают новую главу истории церкви, которая лишь недавно была извлечена на свет из–под земли. Их обнаружение стало для мира таким же поучительным и важным открытием, как и обнаружение давно

Из книги автора

Мифологическое происхождение и история религии бон Согласно бонской мифологической литературе, выделяются "три цикла распространения" бонской доктрины, происходивших в трех измерениях: на верхнем плане богов, или Дэвов (лха), на среднем плане человеческих существ (ми) и

Из книги автора

Глава первая Происхождение, судьба, история Боги в представлениях египтян существовали не всегда. Религиозные тексты не раз возвращаются к мысли о том, что они могли рождаться и умирать, что время их жизни и бытия мира имело начало и конец. Если сюжет сотворения мира дошел

Из книги автора

Из книги автора

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. Хотя все люди происходят, таким образом, от прародителей путем естественного рождения: однако же, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал