ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Парламент Соединённого Королевства Великобритании. Парламент в англии Представитель верхней палаты парламента великобритании

Парламент Великобритании - один из самых старейших сословно-представительных органов в мире. Он был основан в 1265 году и с небольшими изменениями существует по сей день. Английский парламент состоит из двух палат: общин и лордов. Первая хотя и имеет название нижней, все же играет куда большую, если не определяющую роль в парламенте Великобритании.

«Праматерь» представительных органов мира

Парламент Великобритании именно так и называют. Он функционирует уже без малого 800 лет! Только вдумайтесь в это! В мировой истории не много государств могут похвастать такой продолжительностью существования. За это время парламент страны остался без особых изменений и как в 1265 году, так и сегодня состоит из нижней и верхней палат, а также монарха. История страны неразрывно связана с этим государственным органом, потому как как он (орган) ее и вершил. Законы и постановления, важные изменения - это все деятельность парламента. Он может повлиять на общественное мнение, а также на действия правительства. На протяжении нескольких веков существования английский парламент является центром политической жизни Соединенного Королевства.

Так нижняя она или нет?

Если проследить за процессом политических изменений и степенью влияния палат, не составит труда прийти к выводу о верховенстве нижней палаты. Именно в эту палату происходят выборы, претенденты приходят в нее только через выборную систему и для наиболее длительного нахождения там проделывают колоссальную работу. Парламентарии палаты общин являются главными законотворцами государства. Они все время должны находиться на пульсе внутренних и внешнеполитических событий для как можно скорейшего реагирования на различного рода экономические, политические и социальные посылы. В результате чего главенство этой части парламента прослеживается даже при поверхностном ознакомлении с функциями сословно-представительного органа.

Формирование палаты общин и избирательное право

Палата общин Великобритании, имея принцип выборности, преследует одну цель. Как известно, королевство представляет собой двухпартийную систему. И вся политическая борьба за власть происходит между двумя партиями. В результате выборов в парламент приходят их представители. А дальше все просто: за чьей партией будет большинство, та и будет править бал. Эта система стала уже традиционной для Великобритании с ее партиями Виги и Тори, которые сегодня называются либералами и консерваторами соответственно.

В выборах принимают участие все граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории округа, а также внесенные в регистрационные избирательные списки. Данные списки составляются ежегодно в срок до 10 октября. А 29 ноября вывешиваются на всеобщее обозрение с целью проверки их самими гражданами и возможной корректировки.

Нужно сказать, что существует система выборов по почте, а также по доверенности в случаях болезни или отсутствия в округе на момент выборов.

Как и в других странах, участие в выборах не принимают психически больные граждане, иностранные лица, отбывающие наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, обличенные в бесчестности на выборах, не достигшие 18-летнего возраста, а также пэры, за исключением ирландских.

Кто может быть избран в парламент?

Палата общин формируется гражданами, соответствующими нормам пассивного Таким правом наделены все граждане, достигшие 21-летнего возраста за исключением:

Душевно больных;

Оплачиваемых судей и магистратов;

Пэров и пэресс, за исключением ирландских, так как они не имеют права быть членами английского парламента;

Государственных служащих (желающий принять участие в выборах госслужащий должен сначала уволиться с места работы, а затем выдвигать свою кандидатуру);

Военнослужащие (желающий участвовать в выборах офицер должен сначала уйти в отставку, после чего может выдвигать свою кандидатуру);

Руководители публичных корпораций (например, BBC);

Представители духовенства.

Если лицо не соответствует вышеприведенным требованиям, оно не может участвовать в выборах. В случаях же, когда перед выборами это не было обнаружено, кандидатура может быть снята в течение выборов и даже после них. Тогда освободившееся место объявляется вакантным, и выборы проводятся еще раз. Избранный член палаты общин наделяется всеми предусмотренными полномочиями.

Срок наделения полномочиями

Вновь избранные парламентарии наделяются правами сроком на 5 лет. Однако следует учесть моменты роспуска и самороспуска. Касаемо первого, его может предложить премьер-министр Великобритании, а монарх, в свою очередь, даже не имеет, по сути дела, «писаных» обстоятельств отклонить его предложение. Премьер же может руководствоваться различными фактами, чаще всего это происходит из-за прецедентов внутри парламента. К примеру, после первый парламент, проработавший весь срок, был избран в 1992 году.

В некоторых случаях (что происходит крайне редко) парламент Великобритании может объявить о самороспуске или продлении своих полномочий. Касаемо первого, в последний раз это происходило более 100 лет назад - в 1911 году. А если говорить о продлении полномочий, они имели место во время Первой и Второй мировых войн.

Состав и региональное формирование

Палата общин формируется из 659 членов. Эта цифра не всегда была такой, она изменяется в зависимости от роста количества населения в округах и городах страны. Например, за последние 70 лет численность нижней палаты возросла на 10 %.

Если рассматривать состав в региональном разрезе, то львиную долю составляют парламентарии из Англии - 539 членов, Шотландия представлена 61 местом, Уэльс - 41 и Северная Ирландия - 18 местами.

Партийный состав формируется в зависимости от проделанной работы, а также ораторского мастерства выдвиженцев от округов и городов. Нужно сказать, борьба идет достаточно ожесточенная, никто не хочет отступать, и чаще всего голоса различаются незначительно.

Спикер нижней палаты

Палата общин не является просто сборищем депутатов, объеденных единой целью. Этот орган имеет четкую иерархию и лиц, исполняющих определенные обязанности. Таких должностей немного, к ним относятся спикер с тремя своими заместителями, лидер палаты, а также пристав.

Спикер является одним из депутатов палаты и избирается своими коллегами с личного одобрения монарха. Обычно им избирается самый авторитетный член правящей партии, хотя происходят и исключения. Избрание его происходит один раз, но в своей должности он остается до тех пор, пока не проиграет выборы или не уйдет по собственному желанию. За спикером закреплены функции установления порядка выступления депутатов. Именно ему принадлежит единоличное право завершения прений. В результате важность и место спикера для парламента нижней палаты Великобритании неоценимо высока. При исполнении своих полномочий спикер облачается в мантию и белый парик. Что интересно, после окончания срока полномочий ему присваивают титул барона, что делает его членом верхней палаты.

Заместители спикера, лидер, клерк и пристав

У спикера имеются три заместителя. Первый также является председателем путей и средств. Его обязанностью является замещение спикера, когда тот отсутствует. В случаях же и его отсутствия полномочия переходят к двум другим заместителям. Трое заместителей избираются из числа депутатов по предложению лидера палаты.

Лидер является не менее важным должностным лицом палаты. Данная должность не выборная. Лидера назначает премьер-министр Великобритании, как правило, выбор падает на самого влиятельного и авторитетного деятеля палаты.

Функции секретаря возложены на клерка, которому в помощь даются 2 помощника. Основной же функцией клерка являются советы, подаваемые спикеру, оппозиции, правительству. В результате он наряду со спикером и лидером палаты является одним из самых важнейших лиц. Безопасность в нижней палате - вопрос государственной важности, за который ответственен пристав.

Место для заседаний

Исторически сложилось, что заседания обеих палат происходят в Зеленая комната отдана в ведение нижней палаты, она небольших размеров и выглядит довольно скромно. По двум противоположным сторонам комнаты располагаются скамьи. Посередине между ними имеется проход. В конце комнаты находится место для кресла спикера, перед которым стоит массивный стол - место для булавы. Рядом со спикером за столом сидят клерки и подают ему советы. Депутаты занимают места на скамьях не просто так: по правую руку от спикера рассаживаются депутаты от правящей партии, по левую - оппозиция.

Перед передними рядами скамей с каждой стороны проходят красные линии - это границы. Они расположены на расстоянии длины двух мечей друг от друга. Во время дебатов депутатам запрещено пересекать эти линии. При пересечении же считается, что выступающий хочет напасть на своего оппонента. Передние места негласно закреплены за правительственными министрами и лидерами оппозиции.

В тесноте, да не в обиде…

Отличительной особенностью, которой наделена нижняя палата, является недостаточность мест. На скамьях их всего 427. Хотя выше говорилось, что в палате заседает 659 депутатов. Таким образом более 200 человек вынуждены находиться при входе. С понедельника по четверг длится рабочая неделя, иногда заседания проходят и по пятницам. В случаях же, связанных с угрозой национальной безопасности, депутаты отдыхают всего один день - в воскресенье.

Совсем недавно заседания было разрешено проводить в другой комнате дворца - Вестминстер-холле. Однако серьезные вопросы в нем не разбираются.

Комитеты

Для окончательной редакции и принятия палатой законов или биллей создаются различные комитеты:

  • Постоянные. Создаются в начале созыва очередного парламента и действуют на протяжении всего времени его полномочий. Его название отнюдь не означает неизменности его состава. Комитеты, как и палата общин, выборы используют каждый раз для создания и рассмотрения новых биллей.
  • Специальные. В английском парламенте имеется 14 специальных комитетов. Основная их обязанность состоит в наблюдении за деятельностью министерств. Данная система была создана в 1979 году и расценена как самая важная реформа века, позволяющая качественно улучшить работу правительства.
  • Сессионные. Некоторая часть комитетов создается на год, т. е. на сессию работы парламента, отчего они и получили свое название. В основном это производственные комитеты, и действуют они строго в рамках сферы деятельности самой палаты общин.

Помимо трех основных видов комитетов в некоторых случаях учреждаются объединенные. Они состоят из представителей обеих палат парламента, так как затрагивают интересы и общин, и лордов.

Таким образом, политическая система Соединенного Королевства, развиваясь на протяжении многих веков своей истории, прошла длинный путь. Самым значимым моментом в ее формировании является создание и эволюция сословно-представительного органа - парламента. В результате слаженной системы работы его палат Великобритания сегодня является одной из ведущих стран в мировой экономике и политике. Палата общин при этом играет главенствующую роль в политических преобразованиях и социально-экономических изменениях внутри государства.

Британский Парламент состоит из двух палат: Палаты общин (House of Commons) и Палаты лордов (House of Lords).

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Порядок формирования и состав.

Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах - шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Лицо, желающее баллотироваться на выборах в Палату общин, должно представить "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и внести избирательный залог. Обычно эти средства предоставляют политические партии, выдвигающие кандидатов по избирательным округам. Независимые кандидаты вносят сумму залога самостоятельно. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается. В среднем не возвращается около 20% всей суммы избирательных залогов. По выполнении всех формальностей, связанных с регистрацией, кандидат начинает избирательную кампанию в округе. Обычно в избирательном округе баллотируется 2-3 кандидата, и избранным считается тот, кто получит больше голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. - 659). Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду

два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

По итогам всеобщих выборов 1997 г. политические партии получили следующее представительство в Палате общин: Лейбористская партия - 419 депутатских мандатов; Консервативная партия - 165 депутатских мандатов; Партия либеральных демократов - 46 депутатских мандатов; региональные партии -29 депутатских мандатов. Региональное представительство выг-лядит следующим образом: Англию представляют 539 депутатов; Шотландию - 61 депутат; Уэльс - 41 депутат; Северную Ирландию - 18 депутатов.

Спикер Палаты общин. Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера со-гласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" (closure) на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин;

обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате;

подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов;

удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин.

Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он не может принадлежать ни к одной из представленных в Палате политических партий. Это, как правило, наиболее уважаемый и старейший по депутатской карьере член Палаты общин. Его независимость обеспечивается не только надпартийным положением в Палате, но и тем, что зарплата, а впоследствии и пенсия выплачиваются на основе законодательства, не подверженного конъюнктуре, скла-дывающейся при ежегодном принятии государственного бюджета.

В работе Спикеру помогают три его заместителя и клерк -должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий.

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты (Committees of the whole House) представляют собой Палату общин в полном составе, заседание которой проводится не под руководством Спикера, как обычно, а во главе с избираемым председателем. Эта форма работы Палаты общин используется, как правило, при принятии решений конституционного значения. Например, при принятии Акта о Европейских Сообществах 1972 г. 2) Постоянные комитеты (Standing Committees) формируются Комитетом по отбору в составе 16-50 депутатов для рассмотрения конкретных законопроектов. Большинство постоянных комитетов не специализированы, однако некоторые из них определенным образом ориентированы. Например, комитеты по законода-тельству ЕС, комитеты по финансовым законопроектам, комитеты, рассматривающие законопроекты и другие вопросы, связанные с Шотландией и Уэльсом, и т. д. Число постоянных комитетов не ограничивается законодательством или правилами Палаты общин, которая может принять решение о создании постоянного комитета для рассмотрения любого публичного законопроекта. 3) Отобранные комитеты (Select Committees) формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Отобранные комитеты бывают четырех видов: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера. Например, Комитет по отбору, Комитет по Регламенту, Комитет по привилегиям, Комитет по процедуре, Комитет по европейскому законодательству; Комитет по публичной отчетности, г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. Впервые они были созданы в 1979 г. для контроля за органами государственного управления. Комитеты (всего их 14) работают в тесном взаимодействии с министерствами. Направления их деятельности соответствуют функциям министерств. Например, Комитет по Казначейству, Комитет по публичной отчетности и т.д. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов - это вторая палата Парламента, которая ведет свое происхождение от "Большого Совета" (magnum

concilium), существовавшего в нормандский период истории Англии. В состав "Большого Совета" входили наиболее крупные землевладельцы, служившие королю и называвшиеся "баронами". С течением времени "Большой Совет" претерпевал различные изменения, и на его основе была создана Палата лордов, члены которой стали именоваться "пэрами" и передавать свой титул и место в Палате по наследству.

В настоящее время Палата лордов имеет четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12)1; 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам.

В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Институт пожизненного пэрства был учрежден Актом о пожизненных пэрах 1958 г. В соответствии с этим законом лица, имеющие большие заслуги перед Короной, получают титул барона или баронессы и пожизненное место в Палате лордов. Среди пожизненных пэров более 50% составляют бывшие члены Па-латы общин, остальные - выдающиеся деятели литературы и искусства, отошедшие от дел представители промышленного и финансового бизнеса, дипломаты и профсоюзные лидеры в отставке, имеющие выдающиеся заслуги перед государством. Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Несмотря на столь многочисленный состав, активное участие в работе Палаты лордов принимает меньшая ее часть, в основном пожизненные пэры и лорды-юристы. Кворум составляет всего 3 человека.

Во главе Палаты лордов стоит Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре-мьер-министра сроком на пять лет. Поскольку Лорд-канцлер не избирается Палатой, а назначается монархом, то он не обладает полномочиями, аналогичными полномочиям Спикера Палаты общин. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер не является лишь номинальной фигурой, наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни. Лорд-канцлер: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия

Духовные лорды и лорды-юристы не являются пэрами.

и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе; д) ex officio является председателем Апелляционного суда и председателем канцлерского отделения Высокого суда; е) играет определяющую роль в назначении судей, а также в деятельности комиссий по реформе правовой системы Великобритании; ж) издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.

В Палате лордов лорд-канцлер имеет двух заместителей, ежегодно избираемых Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Наиболее важными являются Комитет по науке и технологиям и Комитет по вопросам Европейского Союза.

Функции Палаты лордов можно представить в виде трех основных групп: 1) законодательные; 2) контрольные; 3) судебные.

Законодательные функции осуществляются путем участия в законодательном процессе, в частности в следующих формах:

а) внесение поправок в законопроекты, принятые Палатой общин;

б) отклонение законопроектов, принятых Палатой общин; в) вне сение законопроектов, предусматривающих одобрение междуна родных договоров Великобритании или принимаемых в рамках правовой реформы, особенно в связи с участием в ЕС; г) изуче ние частных законопроектов и актов делегированного законода тельства.

Контрольные функции проявляются в практике вопросов министрам Правительства и создания комитетов ad hoc для изучения соответствующих вопросов. По итогам дискуссий Палата лордов информирует общественность и Правительство.

Законодательный процесс заключается в рассмотрении в соответствии с установленной процедурой законопроектов, которые могут вноситься в любую из палат Парламента. Исключение составляют финансовые законопроекты, вносимые лишь в Палату общин.

Виды законопроектов, рассматриваемых в Парламенте. Законопроекты, рассматриваемые в палатах Парламента, называются Биллями. Их можно условно разделить на три группы:

публичные билли (Public Bills) - это законопроекты по вопросам большой общественной значимости, призванные регулировать отношения, представляющие всеобщий интерес. Инициатором внесения публичных биллей являются депутаты обеих палат и депутаты - члены Правительства. Законопроекты, внесенные последними, именуются "правительственными законопроектами" и имеют приоритет при рассмотрении в Палате;

частные билли (Private Bills) представляют собой законопроекты, регулирующие вопросы, которые затрагивают интересы определенной группы лиц или населения определенной терри-

тории. Инициатором частных биллей обычно являются местные органы власти или объединения лиц. В отношении частных биллей действует особая процедура рассмотрения и принятия;

3) смешанные билли (Hybrid Bills) - это законопроекты, сочетающие в себе элементы публичных и частных биллей. Критерии определения билля как смешанного четко не регламентируются. Общим правилом является наличие большой общественной значимости законопроекта и то, что одновременно он затрагивает определенные интересы конкретных групп лиц. Однако практика складывается весьма противоречиво. Например, законопроект о национализации Банка Англии принимался как смешанный билль, а законопроекты о национализации газовой, электрической и угольной промышленности как публичные билли.

Законопроекты рассматриваются в трех чтениях. В первом чтении, как правило, объявляется название законопроекта, затем он распечатывается и раздается депутатам. Через 2-3 недели проводится второе чтение. Здесь обсуждаются общие положения законопроекта с последующей его передачей в комитеты Палаты, где депутаты и эксперты детально изучают законопроект. В третьем чтении по докладу головного комитета законопроект рассматривается на пленарном заседании Палаты. Депутаты могут проводить дискуссию, но, как правило, Спикер ставит проект на голосование. Если законопроект получает простое большин-ство голосов, то он направляется во вторую палату. Если Палата лордов вносит поправки в законопроект, то они обсуждаются в Палате общин. Как правило, вопрос решается путем учета на основе компромисса позиций обеих палат Парламента. Если согласия достигнуть не удается, то Палата лордов вправе отложить законопроект на один год (по финансовым вопросам - на один месяц). Если обе палаты принимают законопроект, то он направляется монарху и после его одобрения становится законом, публикуемым в официальном издании.

  • Английские региональные ассамблеи
  • Резервные вопросы
    • Местное правительство
    • Власти Большого Лондона
    • Выборы: - -
    • Права человека
    • Международные отношения

    Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (англ. Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland ) является высшим законодательным органом в Соединённом Королевстве и Королевских заморских территориях . Его возглавляет Британский монарх . Парламент двухпалатный , включает в себя верхнюю палату, называемую Палата лордов , и нижнюю палату, называемую Палата общин . Палата лордов не выбирается, она включает в себя лордов духовных (высшее духовенство англиканской церкви), лордов светских (пэры) и лорды по апелляциям (англ. List of Lords of Appeal ). Палата общин, напротив, демократически избираемая палата. Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне . По обычаю, все министры , включая премьер-министра , выбираются исключительно из состава парламента.

    Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» («англ. the Crown in Parliament » - дословно - «Корона в Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это довольно спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

    Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.

    История

    Парламент Шотландии

    Зал заседаний шотландского парламента

    Парламент Ирландии

    Ирландский Парламент был создан, чтобы представлять англичан в Ирландском владении, в то время как коренные или гэльские ирландцы не имели права избирать или быть избранными. Впервые он был созван в 1264 году . Тогда англичане жили только в области вокруг Дублина , известной как Черта.

    Принцип ответственности министров перед нижней палатой был выработан только в XIX веке . Палата Лордов была выше Палаты Общин как в теории, так и на практике. Члены Палаты Общин избирались по устаревшей избирательной системе, при которой сильно различались размеры избирательных участков. Так в Гаттоне семь избирателей выбирали двух членов парламента, также как и в Данвиче (англ. ), который полностью ушёл под воду из-за эрозии земли. Во многих случаях члены Палаты Лордов контролировали маленькие избирательные участки, известные как «карманные местечки» и «гнилые местечки », и могли обеспечить избрание своих родственников или сторонников. Многие места в Палате общин были собственностью Лордов. Также в то время на выборах были широко распространены подкуп и запугивание избирателей. После реформ девятнадцатого века (начавшихся в 1832 году), избирательная система была значительно упорядочена. Более не завися от верхней палаты, члены палаты общин стали более уверенными.

    Современная эпоха

    Верховенство Палаты Общин было чётко установлено в начале XX века . В 1909 году , палата общин приняла так называемый «Народный Бюджет», который вводил многочисленные изменения налогообложения, невыгодные для богатых землевладельцев. Палата лордов, состоящая из могущественной земельной аристократии , отклонила этот бюджет . Используя популярность этого бюджета и непопулярность лордов, в 1910 году выборы выиграла Либеральная партия . Используя результаты выборов, либеральный премьер-министр Герберт Генри Асквит предложил парламентский закон, который должен был ограничить полномочия палаты лордов. Когда лорды отказались принять этот закон, Асквит обратился к королю с просьбой создать несколько сотен либеральных пэров, чтобы размыть большинство Консервативной партии в Палате лордов. Перед лицом такой угрозы, Палата лордов приняла Парламентский акт, который позволял лордам только задерживать принятие закона на три сессии (сокращено до двух сессий в 1949 году), после чего он вступал в действие, несмотря на их возражения.

    Организация деятельности

    Состав

    Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть основан на двухпалатной системе, и состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент являет собой триединое учреждение, включающее в себя не только обе палаты, но и монарха , «Королеву-в-Парламенте» (англ. Crown-in-Parliament ), поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом. Эта связь обусловлена особенностью принципа разделения властей , которая состоит в том, что в системе государственных органов Великобритании такое разделение и фактически, и формально отсутствует: монарх является неотъемлемой частью каждой из ветвей власти. Так, одной из политических прерогатив монарха является его право созывать и распускать парламент. Кроме того, ни один закон не может обрести юридическую силу до тех пор, пока не будет получена королевская санкция, то есть пока он не будет одобрен монархом. Королева возглавляет парламент, однако, её роль носит в основном церемониальный характер: на практике она традиционно действует согласно рекомендациям премьер-министра и других членов правительства.

    Термин «парламент» обычно используется для обозначения обеих палат, но иногда под парламентом подразумевают его основную часть - Палату общин. Так, только члены Палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность только перед Палатой общин, и эта ответственность называется «парламентской». Именно Палата общин осуществляет то, что называют «парламентским контролем».

    Палата общин

    Палата лордов

    Общая парламентская процедура

    Вопросам процедуры в британском Парламенте придается чрезвычайно большое значение, но в отличие от большинства государств единого писаного документа, в котором были бы зафиксированы правила внутренней организации палат, не существует, - его заменяют постоянные правила (англ. Standing Orders ), выработанные многовековой практикой, в том числе сессионные правила, утверждаемые в начале каждой сессии. Следует отметить, что эти правила, действуя в обеих палатах и выступая в качестве аналога парламентского регламента в других странах, не образуют единого правового акта, а представляют собой собрание разнообразных норм, принятых каждой палатой раздельно и в разное время . Кроме того, парламентская процедура регулируется различными неписаными правилами - обычаями (англ. custom and practice ) .

    Созыв и роспуск парламента

    Созыв Парламента является прерогативой монарха, реализуемой по предложению премьер-министра в течение 40 дней после окончания парламентских выборов посредством издания королевской прокламации (англ. Royal Proclamation ). Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце ноября - начале декабря, и продолжаются большую часть года с перерывами на каникулы. Каждая сессия начинается тронной речью монарха (англ. Speech from the Throne ), которая по обычаю составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на предстоящий год. Во время произнесения тронной речи парламент заседает в полном составе.

    Продление полномочий и роспуск парламента возможны также на основании формального волеизъявления монарха. Обычай и многочисленные прецеденты позволяют премьер-министру в любое время предложить монарху распустить парламент, при этом у монарха не существует каких-либо оснований для отказа .

    После завершения работы парламента проводятся очередные выборы, на которых избираются новые члены Палаты общин. Состав Палаты лордов с роспуском парламента не изменяется. Каждый парламент, собирающийся после новых выборов, имеет свой порядковый номер, при этом отсчёт ведётся с момента объединения Великобритании и Северной Ирландии в Соединённое королевство, то есть с 1801 года . Действующий парламент является уже пятьдесят пятым по счёту.

    Церемониал

    Парламентские заседания

    Порядок проведения парламентских заседаний строго регламентирован. Начинаются они с так называемого «часа вопросов» (англ. Question Time ) премьер-министру и членам правительства. Далее парламентарии переходят к рассмотрению наиболее срочных дел, а также правительственных и частных заявлений, и затем - к основной повестке дня, то есть законотворчеству, которое включает дебаты и голосование.

    Правительственное заявление (англ. ministerial statement ) - устное заявление члена кабинета министров по вопросам внутренней и внешней политики правительства - как текущей (устное заявление), так и планируемой (письменное заявление). По окончании выступления парламентарии могут ответить на заявление или добавить к нему свои комментарии, а также задать министру соответствующие вопросы.

    Обе палаты могут наказывать за нарушения своих привилегий. Неуважение к Парламенту, например, неподчинение вызову в качестве свидетеля, выпущенному парламентским комитетом, также может быть наказано. Палата Лордов может заключить человека в тюрьму на любой конечный срок, Палата Общин также может заключить человека в тюрьму, но только до окончания сессии парламента. Наказание, наложенное любой из палат, не может быть оспорено в каком-либо суде.

    Полномочия

    Законодательный процесс

    Парламент собирается в Вестминстерском дворце

    Парламент Соединённого Королевства может устанавливать законы своими актами. Некоторые акты действуют на всей территории королевства, включая Шотландию, но так как Шотландия имеет свою законодательную систему (так называемый Шотландский закон (англ. Scots law )), многие акты не действуют в Шотландии и либо сопровождаются такими же актами, но действующими только в Шотландии, либо (с 1999 года) законами, принятыми Парламентом Шотландии .

    Новый закон, в его черновой форме называемый биллем , может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Билль, внесённый министром, называется «Правительственным биллем» («Government Bill»), а внесённый обычным членом палаты - «Биллем частного члена палаты» («Private Member’s Bill»). Билли также различают по их содержанию. Большая часть биллей, затрагивающая всё общество, называется «Общественными биллями» («Public Bills»). Билли, дающие особые права частному лицу или небольшой группе людей, называются «Частными биллями» («Private Bills»). Частный билль, затрагивающий более широкие слои общества, называется «Гибридным биллем» («Hybrid Bill»).

    Билли частных членов палаты составляют только одну восьмую часть от всех биллей, и вероятность принятия у них намного меньше, чем у правительственных биллей, так как время на обсуждение таких законопроектов сильно ограничено. У члена парламента есть три способа внести свой билль частного члена палаты.

    • Первый способ - внести его на голосование в список биллей, предлагаемых для обсуждения. Обычно в этот список вносится около четырёхсот законопроектов, затем происходит голосование по этим биллям, и двадцать законопроектов, набравших наибольшее число голосов, получают время для обсуждения.
    • Другой способ - «правило десяти минут». Согласно этому правилу, члены парламента получают по десять минут для того, чтобы предложить свой законопроект. Если палата соглашается принять его для обсуждения, он переходит в первое чтение, в противном случае законопроект отсеивается.
    • Третий способ - согласно приказу 57, предупредив спикера за день, формально внести законопроект в список для обсуждения. Такие законопроекты принимаются крайне редко.

    Большую опасность для законопроектов представляет «парламентское флибустьерство», когда противники законопроекта намеренно тянут время, чтобы добиться истечения отводимого на его обсуждение времени. Билли частных членов палаты не имеют шансов быть принятыми, если им противостоит действующее правительство, но они вносятся, чтобы поднять вопросы морали. Законопроекты по легализации гомосексуальных отношений или абортов были биллями частных членов палаты. Правительство может иногда использовать билли частных членов палаты, чтобы принять малопопулярные законы, с которыми оно не хотело бы ассоциироваться. Такие законопроекты называются «биллями-подачками».

    Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение представляет собой чистую формальность. Во втором чтении обсуждаются общие принципы законопроекта. Во втором чтении палата может проголосовать за отклонение законопроекта (отказавшись произнести «That the Bill be now read a second time»), но отклонение правительственных биллей происходит очень редко.

    После второго чтения законопроект отправляется в комитет. В Палате Лордов это комитет всей палаты или большой комитет. Обе они состоят из всех членов палаты, но большой комитет действует по специальной процедуре и используется только для не вызывающих споры законопроектов. В Палате Общин законопроект обычно передаётся в действующий комитет, состоящий из 16-50 членов палаты, но для важных законов используется комитет всей палаты. Несколько других типов комитетов, таких как избранный комитет, на практике используются редко. Комитет рассматривает законопроект постатейно, и докладывает предлагаемые поправки всей палате, где происходит дальнейшее обсуждение деталей. Устройство, называемое кенгуру (Действующий Приказ 31) позволяет спикеру выбирать поправки для обсуждения. Обычно это устройство используется председателем комитета для ограничения обсуждения в комитете.

    После того как палата рассмотрела законопроект, следует третье чтение. В Палате общин поправки больше не вносятся, и принятие предложения «That the Bill be now read a third time» означает принятие всего законопроекта. Однако, поправки могут быть ещё внесены в Палате лордов. После прохождения третьего чтения, Палата Лордов должна проголосовать за предложение «That the Bill do now pass». После прохождения в одной палате законопроект посылается в другую палату. Если он принят обеими палатами в одной и той же редакции, он может быть представлен суверену на утверждение. Если же одна из палат не соглашается с поправками другой палаты, и они не могут разрешить свои разногласия, законопроект проваливается.

    Парламентский акт 1911 года ограничил полномочия Палаты лордов отклонять законопроекты, принятые Палатой общин. Ограничения были усилены Парламентским Актом 1949 года. Согласно этому акту, если Палата общин приняла законопроект на двух последовательных сессиях, и оба раза он был отклонён Палатой лордов, Палата общин может направить законопроект на утверждение суверену, несмотря на отказ Палаты лордов принять его. В каждом случае законопроект должен быть принят Палатой общин по крайней мере за месяц до окончания сессии. Это постановление не имеет силы по отношению к законопроектам, предложенным Палатой лордов, законопроектам, предназначенным чтобы продлить срок работы парламента, и к частным биллям. Особая процедура действует для законопроектов, признанных спикером Палаты общин «денежными биллями» (Money Bills). Денежный билль касается только вопросов налогообложения или государственных денег. Если Палата лордов не принимает денежный билль в течение одного месяца после принятия его Палатой общин, нижняя палата может направить его на утверждение суверену.

    Даже до принятия Парламентских актов, Палата общин обладала большей властью в финансовых вопросах. По древнему обычаю Палата лордов не может вносить законопроекты, относящиеся к налогообложению или бюджету, или вносить поправки, касающиеся налогообложения или бюджета. Палата общин может временно предоставить Палате лордов привилегию рассмотрения финансовых вопросов для того, чтобы позволить Палате Лордов принять поправки, касающиеся финансовых вопросов. Палата Лордов может отказаться принять законопроекты касающиеся бюджета и налогообложения, хотя этот отказ может быть легко обойдён в случае «денежных биллей».

    Последний этап принятия законопроекта - это получение Королевского согласия (англ. Royal Assent ). Теоретически суверен может дать согласие (то есть принять закон) или не дать его (то есть наложить вето на законопроект). По современным представлениям суверен всегда принимает законы. Последний отказ дать согласие произошёл в 1708 года , когда королева Анна не утвердила законопроект «о создании шотландского ополчения».

    Законопроект, прежде чем стать законом, получает согласие всех трёх частей Парламента. Таким образом, все законы устанавливаются сувереном, с согласия Палаты лордов и Палаты общин. Все парламентские акты начинаются со слов «BE IT ENACTED by the Queen’s most Excellent Majesty, by and with the advice and consent of the Lords Spiritual and Temporal, and Commons, in this present Parliament assembled, and by the authority of the same, as follows».

    Судебные функции

    Кроме функций законодательных, Парламент выполняет и некоторые судебные функции.

    Королева-в-Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов). Судебные полномочия Парламента происходят от древнего обычая подавать в палату прошения о исправлении несправедливости и отправлении правосудия. Палата Общин прекратила рассмотрения прошений об отмене судебных решений в 1399 году , по сути превращая Палату Лордов в высший судебный орган страны. Сейчас судебные функции Палаты Лордов исполняются не всей палатой, а группой судей, которым было пожаловано сувереном пожизненное пэрство согласно Акту об апелляциях 1876 года (так называемые Lords of Appeal in Ordinary) и другими пэрами, имеющими судебный опыт (Lords of Appeal). Эти лорды, называемые также лордами-законниками (Law Lords), являются лордами Парламента, но обычно не голосуют и не высказываются по политическим вопросам.

    В конце XIX века было разрешено назначение Scottish Lords of Appeal in Ordinary, что прекратило подачу апелляций по уголовным делам, касающимся Шотландии, в Палату Лордов, так что Верховный уголовный суд Шотландии стал высшим уголовным судом в Шотландии . Сейчас юридический комитет Палаты Лордов включает в себя по крайней мере двух шотландских судей, чтобы обеспечить опыт в Шотландском законе, необходимый для рассмотрения апелляций из Высшего гражданского суда Шотландии.

    Исторически Палатой Лордов выполняются и некоторые другие судебные функции. До 1948 года это был суд, рассматривавший дела пэров, обвиняемых в государственной измене . Сейчас пэры подсудны обычным судам присяжных. Кроме того, когда Палата Общин приступает к процедуре импичмента , суд ведётся Палатой Лордов. Импичмент, однако, сейчас происходит очень редко; последний был в 1806 году . Некоторые члены Парламента пытаются возобновить эту традицию и подписали ходатайство об импичменте Премьер-министра, но вряд ли им сопутствует успех.

    Отношения с правительством

    Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов. Последним Премьер-министром из Палаты Лордов стал в 1963 году Алекс Дуглас-Хьюм . Тем не менее, чтобы выполнить обычай, лорд Хьюм отказался от своего пэрства и был избран в Палату общин после того, как стал Премьер-министром.

    Используя своё изначальное большинство в Палате общин, правительство обычно доминирует в законодательной работе парламента, и иногда использует свою патронскую власть чтобы назначить поддерживающих их пэров в Палату лордов. На практике правительство может добиться принятия любого законодательства, какого захочет, кроме случаев большого раскола в правящей партии. Но даже в такой ситуации маловероятно, что предлагаемый правительством законопроект не будет принят, хотя несогласные члены парламента могут добиться уступок от правительства. В 1976 году лорд Хэлшем придумал широко используемое сейчас название для такой системы, назвав её в научной статье «выборная диктатура».

    Парламент контролирует исполнительную власть, принимая или отклоняя её законопроекты и заставляя министров короны отчитываться за свои действия либо во время «Времени вопросов», либо во время заседаний парламентских комитетов. И в том и в другом случае министрам задают вопросы члены обеих палат, и они обязаны отвечать.

    Хотя Палата лордов может изучать действия исполнительной власти через «время вопросов» и работу своих комитетов, она не может положить конец работе правительства. Однако правительство всегда должно сохранять поддержку Палаты общин. Нижняя палата может высказать своё недоверие правительству, либо отклонив Постановление о доверии, либо приняв Постановление о недоверии. Постановления о доверии обычно вносятся на голосование правительством, чтобы получить поддержку от палаты, в то время как постановление о недоверии вносятся оппозицией. Постановления обычно выражаются словами «That this House has confidence in Her Majesty’s Government», но могут использоваться и другие выражения, особенно указывающие на какую-то конкретную политику, поддерживаемую или не поддерживаемую Парламентом. Например, постановление о доверии правительству

    4k (19 за неделю)

    Предпосылки возникновения парламента в Англии

    Англия 13 века характеризовалась постоянными восстаниями и мятежами. Простой народ, рыцари и горожане были недовольны политикой, проводимой Генрихом III. Британцы выступили против монарха и в битве при Льюисе, которая произошла 14 мая 1264 года, армия короля была разбита . Поражение вынудило правителя пойти на уступки, и в начале следующего года в Лондоне произошло знаменательное историческое событие - на совет были приглашены бароны, и официальные представители: по 2 человека от каждого графства и каждого города. Прошедшее собрание считается началом существования знаменитого английского Парламента.
    Король признал Парламент (с французского «parle» - говорить) как легитимный орган, но оставил за собой право созывать его в случае необходимости или распускать за ненадобностью. С той поры это считалось королевской прерогативой. Как правило, монарх собирал парламент, если ему требовалось повысить налоги. С 1343 года парламент стал состоять из двух палат - верхней палате Лордов и нижней палате Общин. Такая модель сохранялась на протяжении 300 лет .

    Современный английский парламент

    Англия для большинства развитых стран считается непререкаемым образцом настоящей парламентской республики. Главный законодательный орган государства прошел сложный путь со времен феодализма и до наших дней, сохранив свое предназначение и уникальность. Королева Англии Елизавета II является формальным главой государства, все политические решения принимаются в стенах Парламента.
    Британский монарх - благородное и аристократическое лицо страны, символ нации и, по совместительству, главнокомандующий. Только царствующая особа имеет право заключать мир, объявлять войну другому государству, участвовать в международных делах. Внутренняя политика является прерогативой Парламента, членом которого фактически является королева.

    Регламент

    Для того, чтобы законопроект стал легитимным, его должны поддержать Елизавета II, а также подавляющее большинство членов обеих палат. Основной в Парламенте считается палата Общин , в состав которой входят представители всех слоев населения, попадающие сюда после проведения выборов.
    Членов Палаты Лордов назначает лично Королева , среди них должны быть не только и аристократы, но и духовенство. Все присутствующие в Палате Лордов подразделяются на Лордов Светских и Лордов Духовных. Обе палаты функционируют независимо одна от другой , несмотря на то, что у них на обсуждении находятся идентичные законопроекты. По обычаю, заседания двух палат никогда не проводятся в одном и том же месте одновременно.

    Работа парламента

    В каждой из палат руководит спикер , который может быть назначен Королевой самостоятельно или быть ею одобрен из предложенных членами парламента кандидатур. Без санкции монарха спикер не может быть избран.
    Работа Парламента начинается незамедлительно после выборов. В начале члены обеих палат принимают присягу на верность Англии и ее народу, после чего начинается первое заседание, которое, по традиции, должен открыть Суверен. Парламентская сессия продолжается несколько дней, в течение которых присутствующие обсуждают предложенные Сувереном законопроекты, а также определяют ответственных и должностных лиц. По окончании сессии проводится торжественная церемония.
    Все обсуждения в Парламенте происходят в открытом режиме, а главенствующую роль играет Палата Общин , хотя еще 100 лет назад самые важные вопросы решала знать из Палаты Лордов, опираясь на духовных лиц и зажиточных дворян.

    Оценить!

    Поставьте свою оценку!

    Структура и формирование парламента.
    Британский Парламент является классическим примером так называемой "вестминстерской модели" (собственно, он и дал этой модели наименование) и состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов, а также являющегося его составной частью монарха.

    Палата общин избирается сроком на пять лет на основе мажоритарной системы относительного большинства в составе 659 депутатов на сегодняшний день. Председатель Палаты общин именуется спикером. Он избирается Палатой из числа своих членов по результатам согласования между правящей и оппозиционной партиями. Кандидатура спикера одобряется монархом, но это в большей степени символический акт. Спикер формально избирается на срок полномочий Палаты, но если он остается депутатом после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают спикера на новый срок. Спикер имеет полномочия как по представлению Палаты общин вовне (обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой лордов, Правительством), так и по руководству работой Палаты. В последней сфере он обладает особенно существенными полномочиями, в частности определяет вид законопроекта (финансовый он или обычный), что влияет на процедуру его прохождения, способ голосования, наличие оснований для прекращения прений, назначает председателей постоянных комитетов и т. д. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Он обязан вести себя политически беспристрастно. Ему даже не предоставлено право голосовать и участвовать в дебатах, однако при равенстве голосов депутатов он обязан проголосовать, и тогда его голос становится решающим.

    Другими ответственными должностными лицами Палаты общин являются заместители спикера (один из них - первый), лидер Палаты общин (фактически, представитель Правительства в Палате, но одновременно и член Палаты) и клерк - должностное лицо, не являющееся парламентарием, назначаемое монархом (на деле - Палатой) без ограничения срока полномочий. Клерк руководит аппаратом Палаты и является советником спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Порядок в Палате общин поддерживает пристав. Коллегиальный руководящий орган в Палате не создается. В то же время создается Комитет Палаты общин в составе спикера, лидера Палаты (он представляет правящую партию), члена Палаты, назначенного лидером оппозиции, трех членов Палаты, не являющихся министрами. Комитет Палаты общин назначает персонал служб Палаты, устанавливает их заработную плату, осуществляет надзор за работой служащих.



    В Палате общин возможно создание постоянных и временных комитетов. К постоянным комитетам относятся создаваемые Палатой специализированные (по отраслям и функциям управления, например по промышленности и торговле, по транспорту; в основном имеющие контрольные функции относительно соответствующих направлений деятельности правительства и министерств) и неспециализированные (обозначаются литерами А, В, С и т. д. - всего восемь; в основном имеют функции работы с законопроектами без их отраслевой привязки). К постоянным можно также отнести сессионные комитеты, формально создаваемые в начале каждой сессии Палаты на время до ее завершения для решения вопросов организации работы (комиссии по Регламенту, по привилегиям, по процедуре и ряд других), но воссоздаваемые на каждую новую сессию в прежнем виде, поэтому они реально не временные, а постоянные.

    Временные комитеты создаются для рассмотрения отдельных вопросов. Среди них выделяются совместные комитеты обеих палат парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых законопроектов. Временными комитетами можно также назвать комитеты всей Палаты, которые представляют собой Палату общин в полном составе. Эта форма работы Палаты общин используется при обсуждении значимых (в основном финансовых и имеющих конституционное по сути значение) законопроектов для упрощения традиционной процедуры. Заседание проводится под председательством не спикера, а специального временного председателя.

    Палата лордов пока имеет членов четырех видов. Два из них занимают место в Палате лордов по должности: духовные лорды (высшие иерархи англиканской церкви) и судебные лорды (их 12, они назначаются для выполнения судебных функций Палаты). Есть категория наследственных лордов (пэров) - - в последнее время их число было законодательно сокращено, а также пожизненных лордов (пэров), назначаемых монархом по рекомендации премьер-министра за заслуги перед Великобританией. По закону, одобренному Палатой общин в 2000 г., Палата лордов вскоре вообще не будет включать наследственных пэров.

    Итак, сейчас действует Закон о епископате 1878 г., устанавливающий список из 26 духовных лордов - членов Палаты лордов ех officio (по должности). Реформа Палаты лордов, проведенная одноименным Законом 1999 г., исключила из членов верхней палаты Вестминстерского парламента наследственных лордов. На переходный период в палате пожизненно оставлены 92 из 758 (на 1 ноября 1999 г.) наследственных лордов. К ним отнесены: Граф-маршал (главный церемонимейстер и председатель Геральдической палаты Великобритании) и Лорд обер-гофмейстер ex officio и 90 избранных наследственных лордов. Из числа последних 75 избраны четырьмя парламентскими группами пропорционально их представ-ленности: 42 консерватора, 28 независимых демократа, три либеральных демократа и два лейбориста. Остальные 15 выбраны всей палатой для исполнения функций вице-спикера и иных должностных лиц палаты. Из них девять консерваторов и по два представителя других парламентских групп: независимых, либеральных демократов и лейбористов. Теперь все наследственные лорды, за исключением оставшихся в Палате лордов, имеют право баллотироваться на выборах, в том числе и в Палату общин.

    Во главе Палаты лордов стоит лорд-канцлер, входящий в состав правительства и назначаемый монархом по предложению премьер-министра сроком на пять лет. Возможности по принятию единоличных решений по организации работы Палаты у него меньше, чем у спикера. Его полномочия лежат скорее в сфере судебной власти: лорд-канцлер является главным советником правительства по вопросам правосудия, возглавляет судебную власть, является председателем высших судебных органов, играет важную роль при назначении судей. У лорда-канцлера имеются два заместителя. Однако в 2003 г. правительство приняло решение ликвидировать в ближайшем будущем существующую должность лорда-канцлера и принять закон об учреждении нового института для осуществления функций, ныне выполнемых лордом-канцлером. Кроме того, вновь назначенный в 2003 г. лорд-канцлер выступил с заявлением, что как судья он не будет заседать в Палате лордов, а также не будет исполнять обязанности государственного секретаря по конституционным делам и, таким образом, перестанет совмещать должности судьи и министра. Новый государственный секретарь по конституционным делам не будет в дальнейшем председательствовать в верхней палате парламента.

    Предусматривается должность лидера палаты. Им является представитель победившей на выборах в Палату общин партии, даже если в Палате лордов у нее меньшинство. Он наделен отдельными организационными полномочиями. В Палате лордов, как и в Палате общин, предусматривается должность клерка примерно с таким же, как и в Палате общин, статусом. Палата лордов создает комитеты по отдельным проблемам, например Комитет по науке и технологиям, Комитет по вопросам Европейского Союза и другие. Такие комитеты могут действовать как постоянные и как временные. Возможно образование обеими палатами совместных комитетов по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении обеих палат.

    В обеих Палатах могут создаваться фракции. Однако в Палате лордов они не имеют реального веса. Для фракций Палаты общин характерно наличие "кнутов" - назначенных партийным руководством лиц, которые обеспечивают, как уже отмечалось, голосование и поведение членов фракции в интересах партии.

    Полномочия Парламента.
    Основное полномочие - законодательствование. Полномочия парламента по принятию законов фактически неограниченны. Он может принять закон почти по любому вопросу, однако в последние годы сам предпочитает делегировать полномочия в этой сфере правительству. Возможности парламента по решению законом любого, по существу, вопроса подтверждаются тем, что законопроекты (билли), принимаемые в парламенте, могут быть публичными (призванными регулировать отношения, представляющие общий интерес) и частными (затрагивают интересы определенных лиц, группы лиц или территории). Иногда выделяют смешанные билли, объединяющие эти признаки. Заметим, что законы в Великобритании могут не только собственно регулировать общественные отношения, но и определять направления политики правительства и решать конкретные вопросы.

    Билли могут вноситься в любую палату парламента, кроме финансовых законопроектов, вносимых только в Палату общин. На самом деле рассмотрение всегда начинается в Палате общин. Там билли принимаются, как правило, в трех чтениях. Закон принимается большинством голосов, после чего направляется в Палату лордов, которая может согласиться или не согласиться с Палатой общин. В случае несогласия может быть выработан и принят компромиссный вариант закона (методом "челнока"). Если согласия и та ким образом достичь не удается, то вступление в силу закона откладывается на год. По прошествии года Палата общин может принять закон в той же редакции, и он.вступит в силу. Вступление в силу законов по финансовым вопросам откладывается только на один месяц, причем их повторного принятия не требуется. Если обе палаты принимают закон (или Палата общин преодолевает несогласие Палаты лордов с ним), он направляется монарху и после его подписи и опубликования обретает юридическую силу.

    В последние годы получило развитие делегирование законодательных полномочий правительству (Кабинету министров).

    У палат есть и контрольные полномочия. В абсолютном большинстве они сосредоточены в Палате общин. Правительство подконтрольно ей. Контроль осуществляется, во-первых, посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ, во-вторых, через специализированные или временные специально созданные комитеты, в-третьих, путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике правительства - это более мягкая формула, чем выражение недоверия. Кроме того, контроль может быть осуществлен с помощью специальных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жалобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Генерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полномочий является вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в дрверии правительству. Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме: а) вопросов министрам правительства; б) создания временных комитетов для изучения соответствующих проблем.

    Палата лордов также обладает судебными полномочиями и статусом высшего судебного органа в стране.

    Процедура деятельности парламента.
    Процедура деятельности британского парламента имеет ряд особенностей. Во-первых, отсутствуют регламенты работы палат как единые писаные акты. Порядок работы определяется в основном обычаями и парламентскими традициями. Во-вторых, очень низок кворум - 40 человек для Палаты общин и три человека для Палаты лордов. В-третьих, голосование, как правило, открытое, причем применяются такие его способы, как разделение (парламентарии выходят через разные двери в зависимости от поддерживаемого ими решения) и аккламация (решение принимается в зависимости от громкости криков сторонников того или иного варианта). В-четвертых, развита система ограничения прений. С целью обеспечения эффективности законодательного процесса в парламенте применяются различные способы ограничения прений ("гильотина", "кенгуру", просто прекращение дебатов по требованию 100 парламентариев и ряд других). Наконец, вся процедура деятельности Палаты общин, даже своеобразная рассадка парламентариев (друг напротив друга), отражает наличие правящей (правительственной) и оппозиционной партий и построена вокруг такой расстановки сил.

    Роспуск Палаты общин.
    Формально монарх имеет фактически неограниченное право роспуска Палаты общин. Однако в соответствии с обычаями оно может быть реализовано только по инициативе премьер-министра и только как альтернатива отставке правительства после выражения ему недоверия или отказа в доверии.

    Статус парламентария.
    Характеризуется применительно к Палате общин прежде всего свободным мандатом. Однако депутат при голосовании, как правило, связан фракционной принадлежностью. Депутат работает на постоянной основе, получая за работу вознаграждение. Депутатский мандат несовместим с предпринимательской деятельностью, но совместим с занятием ключевых должностей в сфере исполнительной власти. Для британского парламента характерен крайне ограниченный депутатский иммунитет. Он состоит в том, что парламентарий не может быть привлечен к ответственности за выступление в парламенте (но не в другом месте). В иных случаях основанием для начала уголовно-процессуальных процедур служит согласие спикера.

    Монарх

    Великобритания является парламентарной монархией.

    Положение монарха (короля или королевы) в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". Его задача -символизировать стабильность государственных институтов. При этом он наделен формально достаточно большими возможностями - как закрепленными статутами (таких не очень много), так; и рассматриваемыми как прирожденные полномочия монарха (прерогативы существуют постольку, поскольку не ограничены статутами). Прерогативы касаются личного статуса монарха (личные прерогативы) и его места в системе власти (политические прерогативы).

    Прерогативы монарха .
    Политические прерогативы монарха формально весьма велики. Он, в частности, назначает премьер-министра, руководит Вооруженными силами, назначает судей, осуществляет помилование, вправе созывать и распускать парламент, подписывает законы, является Главнокомандующим Вооруженными силами, имеет право объявлять войну и заключать мир, заключать международные договоры, назначать дипломатических представителей и пр. Однако монарх не осуществляет полномочия самостоятельно. Правительство назначается им по результатам парламентских выборов, а все остальные действия, в которых проявляется власть, осуществляются при условии контрассигнации премьер-министра и по инициативе правительства (Кабинета). У монарха тем не менее есть некоторые "скрытые" полномочия, которые он может реализовать сам, сообразуясь, конечно, с политической ситуацией. Так, несколько раз при отсутствии в результате парламентских выборов четко определяемого большинства в парламенте правительство было сформировано на основании сделанного монархом выбора. Сохраняется у монарха и право абсолютного вето на законы, но оно с начала XVIII в., как уже говорилось, практически не использовалось.

    Личные прерогативы состоят, во-первых, в наличии атрибутов власти (трон, держава, скипетр, титул, мантия), во-вторых, в праве на королевский двор и цивильный лист (денежное содержание), в-третьих, в иммунитете монарха - принципе его неответственности ("монарх не может поступать неправильно"). Именно для обеспечения иммунитета служит институт контрассигнации. На стыке личных и политических прерогатив находятся следующие элементы статуса монарха: он возглавляет британское Содружество - объединение бывших британских колоний, из которых некоторые, например Австралия, признают монарха главой государства; кроме того, он является главой англиканской церкви.

    Престолонаследие.
    Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании установлена кастильская система престолонаследия. В соответствии с ней наследование трона осуществляется старшим сыном, а при отсутствии сына - старшей дочерью. Сам монарх может назначить другого наследника. Наследник монарха приобретает титул "принц Уэльский". Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком или с разведенным.

    Тайный совет .
    Тайный совет является специфическим органом, непосредственно связанным как организационно, так и исторически с институтами монархии. В состав Тайного совета входят министры, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и ряд высших государственных служащих - всего около 400 человек. Тайный совет имеет статус совещательного органа при монархе. Многие решения монарха традиционно оформляются как акты, принятые "в Совете"). Такие акты принимаются в форме прокламаций (например, созыв и роспуск парламента, объявление войны и мира и другие значимые вопросы) либо в форме приказов. Однако это не снимает требования о контрассигнации актов монарха. Тайный совет может создавать подразделения по отдельным направлениям деятельности, единственным реально действующим из которых является Судебный комитет Тайного совета.

    Правительство.

    Система исполнительной власти Великобритании.
    Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством, которое состоит из руководителей министерств и иных ведомств, государственных министров (заместителей министров, являющих профессионалами в соответствующей сфере управления и сохраняющих полномочия независимо от смены министров и от того, какая партия формирует правительство), парламентских секретарей (заместителей министра по связям с парламентом), ряда других должностных лиц.

    Правительство возглавляет премьер-министр. Его полномочия вытекают из политических традиций и обычаев, в частности охватывают отдельные полномочия, относящиеся с формальной точки зрения к прерогативам монарха. Премьер-министр формирует правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами. Официально он занимает должность первого лорда Казначейства. Благодаря набору своих полномочий он играет ключевую роль.

    Правительство в целом в силу большой численности фактически не собирается как единый коллегиальный орган. Поэтому сложилась кабинетная система управления. Кабинет представляет группу министров, определенных премьер-министром, которая принимает коллегиальные решения по наиболее важным вопросам. Обычно это около 20-30 человек. Кабинет выступает от имени правительства в целом. В рамках Кабинета создается еще более узкая коллегия - так называемый внутренний кабинет, включающий группу ближайших сподвижников премьер-министра из числа чле нов Кабинета. Какого-либо формального правового статуса внут ренний Кабинет не имеет. В рамках Кабинета министров могут создаваться и другие коллегии: для рассмотрения отдельных во просов, например по вопросам обороны, внешней политики, эко номической политики и планирования и т. д. Решение о создании таких коллегий (комитетов) принимается премьер-министром.

    Формирование и отставка правительства.
    Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Формально назначение осуществляет монарх. После этого премьер-министр формирует правительство в основном из парламентариев. Кабинет министров вообще может включать только членов парламента, главным образом Палаты общин, но также и Палаты лордов (например, лорда-канцлера). При этом государственные министры как профессиональные заместители министров должны обеспечивать стабильность управления. Правительство уходит в отставку в случае отказа ему Палатой общин в доверии либо выражения ею недоверия (последнее в политической практике еще не применялось). Однако если монарх по предложению премьер-министра распустит Палату общин, то отставки правительства не происходит.

    Функции и полномочия правительства.
    Основные функции Кабинета министров заключаются в определении политического курса, выносимого на обсуждение в Великобритании и утверждение парламента, и реализации этого курса. Кабинет министров возглавляет исполнительную власть: осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств. Но помимо функций и полномочий собственно исполнительной власти к ведению Кабинета относятся функции и полномочия, традиционно принадлежащие главе государства, которые монарх реально не осуществляет: например, руководство внешней политикой, заключение договоров. Они осуществляются премьер-министром.

    Хотя правительство формально подконтрольно Палате общин, на самом деле, в силу того что премьер-министром является, как правило, лидер партии, обладающей в Палате общин большинством, правительство, имеющее относительно устойчивое парламентское большинство, может проводить через парламент нужные ему решения.