ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Мраморный дворец: экскурсии, экспозиции, точный адрес, телефон. Мраморный дворец

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Мраморный дворец — одно из самых красивых зданий Санкт-Петербурга. Он завершает композицию Дворцовой набережной, которая начинается у Зимнего дворца. Издали кажется, что дворец словно вырастает из гранита Невы. Серо-розовые гранитные и мраморные стены перекликаются с цветами питерского неба.

Мраморный дворец, картина XIX века

В петровскую эпоху здесь стоял Питейный дом. В 1714 году на этом месте появилось деревянное здание Почтового двора с пристанью. В 1716 году оно было надстроено, на втором этаже Петр I устраивал ассамблеи. Набережная в те времена называлась Почтовой. Спустя время на месте Почтового двора был построен Манеж, который впоследствии сгорел.

10 октября 1769 года по приказу Екатерины Великой начали возводить огромный дворец. Архитектором был знаменитый Антонио Ринальди. Впрочем, согласно одной из петербургских легенд, императрица лично набросала эскиз будущего строения. Скульптуры были выполнены Федотом Ивановичем Шубиным. В работе также принимали участие итальянский мастер Антонио Валли, австриец И.Дункер и многие другие известные скульпторы и живописцы. Более 100 каменотесов ежедневно трудились на стройке.

Екатерина Великая подарила своему фавориту еще один дворец — , также построенный по проекту Антонио Ринальди.

Дворец предназначался для графа Григория Орлова (1734-1783) в качестве благодарности за его активное участие в событиях 1762 года. В 1773 году он в ответ подарил своей императрице огромный ограненный бриллиант в 189,62 карата, который ныне хранится в Алмазном фонде в Москве и носит имя «Орлов».

Долгих 16 лет шло строительство. В 1783 году граф Орлов скончался, так и не дождавшись окончания работ. В 1785 году, когда Мраморный дворец был готов, Екатерина выкупила его у наследников за 1,5 миллиона рублей.

Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца

В 1780-1788 годах в восточной части участка по проекту архитектора П.Е.Егорова был построен Служебный корпус, где разместились конюшни, манеж, каретник, сенные сараи и др. На втором этаже располагались квартиры для прислуги. Новое здание заслонило фасад дворца, обращенный в сторону нынешней площади Суворова. Между зданиями была установлена решетка, по своей стилистике напоминающая ограду .

В 1796 году императрица подарила Мраморный дворец своему 16-летнему внуку, великому князю Константину Павловичу , по случаю его бракосочетания с принцессой Саксен-Заальфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой, в крещении Анной Федоровной. Впрочем, вскоре Екатерина была вынуждена отобрать подарок «за недостойное поведение» — молодой князь стрелял в коридоре из пушки живыми крысами, а его 14-летняя супруга была вынуждена прятаться в вазе.

В 1797-1798 годах Мраморный дворец становится резиденцией последнего польского короля Станислава Понятовского (1732-1798). Для него и его свиты часть залов была оформлена В.Бренной. Затем работы по оформлению дворца продолжил А.Воронихин.

После смерти Понятовского дворец снова вернулся во владение Константина Павловича и принадлежал ему вплоть до его отъезда в Польшу в качестве наместника царства Польского. В дальнейшем дворцом владела Придворная канцелярия, сдавая квартиры придворным чинам, которые переделывали интерьеры по своему вкусу.

В 1832 году император Николай I подарил Мраморный дворец своему второму сыну, великому князю Константину Николаевичу . Дворец к тому времени обветшал, и в 1843-49 годах началась его реконструкция по проекту архитектора А.П.Брюллова. Брюллов сохранил внешний вид здания и, в основном, его планировку. Ряд помещений он оформил в стиле готики, позднего Ренессанса, рококо и классики. Был надстроен Служебный корпус, его фасад украшен пилястрами. Во дворце появились технические усовершенствования: воздушное отопление, «пневматические печи», прообраз лифта, машины для подачи воды наверх.

После перестройки Мраморный дворец по имени его владельца стали называть Константиновским, хотя в Стрельне существовал дворец с таким же названием.

В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича – великий князь Константин Константинович , высокообразованный человек, президент Российской Академии наук и поэт Серебряного века. В его покоях на I этаже были оформлены Английский кабинет, Готическая и Музыкальная гостиные, Нижняя библиотека. Дворец стал одним из центров культурной жизни Петербурга.

Мраморный дворец, дореволюционное фото

В годы Первой Мировой войны дворцовые помещения были переоборудованы в качестве госпиталя для раненых офицеров. После Февральской революции во дворце короткое время располагались различные службы. В 1919-1936 годах в стенах Мраморного дворца разместилась Российская академия истории материальной культуры. С 1937 года – ленинградский филиал Центрального музея В.И.Ленина. Почти все залы II этажа были перестроены, интерьеры утрачены. Сохранили первоначальную отделку лишь Парадная лестница и Мраморный зал.

Мраморный зал, фото из интернета

Перед парадным входом на постаменте установили броневик «Враг капитала», с которого в ночь с 3 на 4 апреля 1917 года рядом со зданием Финляндского вокзала выступал В.И.Ленин. В 1990 году броневик демонтировали, а на его месте поставили мраморный «Форд Мондео» — памятник «Век мотора».

В 1992 году обветшавшее здание Мраморного дворца было передано Русскому музею, начались работы по восстановлению первоначальной планировки и интерьеров. В Служебном корпусе разместился Северо-западный заочный технический университет.

В 1994 году на месте постамента для броневика была установлена конная статуя императора Александра III . Она была изготовлена в 1909 году скульптором Паоло Трубецким и стояла на Знаменской площади (ныне площадь Восстания). После 1937 года её удалось сохранить в одном из закрытых дворов Русского музея.

Транспортировка памятника Александру III в ноябре 1994 года, фото Беленького

Выставки в Мраморном дворце

В настоящее время в Мраморном дворце размещаются постоянные экспозиции Русского музея, посвященные русскому искусству XX века:

♦ «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков»,
♦ «Музей Людвига в Русском музее» — подарок коллекционеров Петера и Ирэны Людвиг: работы современных европейских, американских и русских художников,
♦ «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских»,
♦ «Константин Романов – поэт Серебряного века».

Кроме того, проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников.

Фасад Мраморного дворца со стороны Невы, фото из интернета

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

По замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы .

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле и выполнял функции парадной столовой.

– самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Другие названия: Константиновский дворец, Музей В. И. Ленина.

Мраморный дворец - один из самых интересных дворцов Санкт-Петербурга, при его строительстве впервые в России применили натуральный камень: боле тридцати сортов мрамора и гранит. Мраморный дворец стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых - Константиновичей, хотя изначально предназначался совсем иному хозяину.

История создания Мраморного дворца

Проект дворца был создан по заказу Екатерины Второй итальянцем Антонио Ринальди, который состоял при русском дворе в должности архитектора более тридцати лет. По распоряжению императрицы в Мраморном дворце был установлен барельеф с его изображением (единственный дошедший до нашего времени портрет зодчего, выполненный в 1782 году Федотом Шубиным).

Дворец строили для графа Григория Орлова, имевшего множество заслуг перед Россией и являвшегося также любовником (а согласно некоторым современным источникам - и морганатическим супругом) Екатерины Второй. Над входом в Мраморный дворец по велению императрицы была сделана надпись «Здание благодарности».

Строительство здания началось в 1768 году и продолжалось 17 лет - строительство дворцов в России 18 века было делом небыстрым... Григорий Орлов до окончания работ не дожил - умер в 1783 году, после чего Екатерина выкупила дворец у его братьев за 200 тысяч рублей и в 1796 году подарила его по случаю бракосочетания своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу. В бытность его хозяином дворца он многократно перестраивался, в том числе переделывал интерьеры дворца А. Воронихин, бывший в 1803-1810 годах придворным архитектором Великого князя. После смерти Константина Павловича в 1831 году дворец был выкуплен у его наследника - незаконнорожденного сына Павла в казну и в 1832 году был подарен императором Николаем Первым его второму сыну Константину Николаевичу, которому в то время было лишь пять лет. Высокородный владелец дворца продолжал жить с семьей, а во дворце продолжали жить придворные. Ситуация изменилась в 1849 году, после свадьбы Константин Николаевич с супругой переехали жить в Мраморный дворец, заново отделанный для них архитектором Александром Брюлловым.

Архитектура Мраморного дворца

Мраморный дворец занимает целый квартал между рекой Невой и Миллионной улицей, в плане имеет сложную форму, со стороны Миллионной улицы внутренний двор закрывает кованая ограда. Главный вход во дворец находится во дворе, восточный фасад здания увенчан изящной часовой башней, щедро декорирован колоннами, пилястрами, барельефами с военной арматурой и аллегорическими фигурами. Поскольку дворец являет собой образец постройки раннего классицизма, здесь ещё заметны черты барокко: изящная и вычурная форма часовой башни, причудливый контур крыши, создаваемый вазами, сложная форма парадной лестницы...

Медные оконные рамы второго этажа и балюстрады балконов сохранили позолоту конца 18 века.

Интерьеры Мраморного дворца

Более других помещений дух времени Екатерины Второй сохранили парадная лестница и Парадные залы дворца. Парадная лестница облицована мрамором, монолитные колонны и пилястры удивительно живописны, плафон «Суд Париса», венчающий перекрытие лестницы, был нарисован в 1784 году для украшения одного из залов дворца, а в 19 веке при реконструкции здания перенесен на нынешнее место. Напомним, что именно на лестнице можно видеть единственное портретное изображение архитектора Антонио Ринальди. Все скульптуры, украшающие лестницу были созданы из итальянского мрамора Ф. Шубиным специально для Мраморного дворца и сейчас занимают свои исторические места.

Совершенно уникален Мраморный зал дворца, сохранивший свое убранство с конца 18 века. Украшая зал, Ринальди использовал сочетания разноцветных русских и итальянских мраморов, на фоне этого разноцветного великолепия выделяются исключительной белизной барельефы работы известного русского скульптора М. Козловского на темы пунических войн, прославляющие долг, верность отечеству, самопожертвование и великодушие античных полководцев. Дополняют убранство зала удивительной красоты цветной наборный паркет 18 века и живописный плафон мастера Торелли «Свадьба Амура и Психеи», написанный специально для Мраморного зала Мраморного дворца. В середине 19 века потолок зала подняли на один этаж и в нем появились прекрасные бронзовые люстры и мраморные камины с зеркалами в резных золоченых рамах.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге является одним из самых красивых строений города. Его главная особенность заключается в том, что мастера при сооружении здания использовали более чем 30 разных сортов мрамора. Некоторые из используемых разновидностей мрамора добывались неподалёку, в этом же городе. Другие же сорта материала завозились издали, из самой Италии. Мраморный дворец был построен в 18-м веке, и стал первым зданием, сооружённым из таких вот дорогостоящих и красивых материалов.

Немного о истории

Строительство Мраморного дворца велось на протяжении 17 лет. Это красивое архитектурное сооружение было подарено императрицей Екатериной Великой графу Григорию Орлову в качестве награды за особые воинские заслуги перед Отечеством. Как он выглядит, смотрите на фото и видео в статье. Длительное строительство Дворца не позволило Григорию Орлову дождаться подарка. Он умер, а Екатерина Великая впоследствии выкупила у наследников графа свой же подарок, и передарила его своему внуку. Дальше Мраморный Дворец расположенный в Санкт-Петербурге передавали из рук в руки, архитектурное строение сменило множество хозяев. В разные времена на территории сего дворца можно было увидеть и библиотеку, и жильё императорской семьи, и картинную галерею. Был период, когда здесь содержался пленник – лидер польских конфедератов.

Реконструкция дворца

В 1832 году внутри здания Мраморного дворца в Санкт-Петербурге была проведена реконструкция, и данное архитектурное сооружение обзавелось ещё одним этажом, а кроме него – залом для проведения балов, в котором проводились званые вечера, славящиеся на весь Санкт-Петербург, смотрите на видео и фото. В то время, когда Мраморным дворцом владел Константин Романов (сын князя Николая Романова), в здании нередко проводились литературные вечера, постановки пьес и спектаклей на разные темы. В период же октябрьской революции в здании мраморного дворца располагались разнообразные конторы, связанные с Министерством труда, созданным временным правительством. Художественные произведения, собранные в этом Дворце, тогда были перемещены в Эрмитаж.

Описание

Убранство Мраморного дворца внутри поражает посетителей своим великолепием. Каждая деталь интерьера здесь пронизана духом отваги и мужества. И действительно, замысел императрицы Екатерины Великой был изначально именно таким. Она хотела показать мужество, храбрость и отвагу владельца дворца. В дворцовых залах присутствуют различные барельефы и статуи, воссоздающие собой разные героические события, происходившие в жизни графа Григория Орлова. Строительство этого архитектурного объекта возглавлял архитектор из Италии – Антонио Ринальди, а вместе с ним строительство вели ещё около четырёхсот мастеров. Императрица Екатерина даже приезжала посмотреть, как ведётся стройка, а по завершении её лично наградила работников, принимавших участие в создании сего архитектурного шедевра.

Отделка первого этажа дворца выполнена из серого мрамора, а верхние этажи отделаны красивейшим розовым мрамором. Залы изнутри также отделаны мрамором, причём один из них носит название, аналогичное наименованию Дворца – Мраморный. Его стены облицованы карельским, итальянским, греческим мрамором, а также – прибайкальским лазуритом.

Парадная лестница

Парадная лестница этого дворца отделана серовато-серебристым мрамором, а скульптурное сопровождение этой лестницы представлено нишами, в которых помещены тематические скульптуры, олицетворяющие собой день, утро, вечер, ночь, весеннее и осеннее равноденствие. Барельефы, фигуры орлов, трофеи – все эти элементы выполнены из белого мрамора и являются декором парадной лестницы Мраморного дворца.

Сейчас Мраморный дворец ежедневно принимает посетителей, несмотря на проведение реконструкции. Внутри здания проводятся разные тематические выставки. Посетители смогут увидеть в этом здании картины зарубежных и отечественных художников. Добраться до архитектурного сооружения несложно. Путешественнику достаточно будет проехать к улице Миллионной, 5. Вход в Мраморный дворец платный, а его двери открыты для посетителей во все дни, кроме вторника. Скидки действуют для семей и экскурсионных групп.

Из окон Мраморного дворца открывается прекрасный и живописный вид на реку Неву. Доехать сюда можно на метро, сойдя на станции «Невский проспект» либо на маршрутном такси, встав на остановке «Суворовская площадь». Номера маршрутных такси – К76 и К46.

Что можно посмотреть туристам

Сейчас в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге туристы могут увидеть много интересных композиций и экспонатов. Многие из них отражают роль русского искусства в мировом контексте. На территории дворца действует постоянная выставка об иностранных художниках в России периода XVIII-XIX веков. Посетив её, можно узнать полезные сведения о взаимосвязях европейских и российских художников. Ещё одна экспозиция под названием «Музей Людвига в Русском музее» позволяет проследить, как развивается русское искусство в тесной взаимосвязи с художественной культуре мира.

Одним из последних владельцев Мраморного дворца являлся Константин Романов, и в его покоях сейчас работает выставка, рассказывающая посетителям об одном из поэтов Серебряного века, Константине Романове, который и обитал в этой комнате. Эту выставку также стоит посетить всем, кто пришёл в Мраморный дворец на экскурсию.

Видео


Это небольшой фильм, который погружает вас в обстановку Мраморного дворца. Посмотрев это видео, у вас сформируется четкое представление, что из себя, представляет, Мраморный дворец, который находится в Санкт-Петербурге. Так же вы можете подписаться на наш канал и посмотреть другие достопримечательности нашей необъятной России.

Недавно прочитала дневник Николая Ивановича Пирогова «Вопросы жизни», опубликованный в «Русской старине» за 1884-1885 и 1887 годы. Кроме того там же с большим удовольствием прочитала очерк протодиакона В. Орлова «Мраморный дворец», посвященный столетней годовщине окончания строительства дворца (майский номер 1885 года). В очерке дана история постройки дворца, указано на что и сколько денег потрачено, перечислены фамилии мастеров, привлекавшихся к работе. Кроме того дано подробное описание двух домовых церквей и хранящихся в святынь, которые были во дворце. Этой информации в интернете мне обнаружить не удалось. Целиком копия очерка выложена в альбоме http://fotki.yandex.ru/users/amsmolich/album/313723/ .
И вдруг экскурсия! Конечно, мы сразу же записались. На экскурсии нам рассказывали то, что и так доступно на всяких сайтах, в том числе и на сайте Русского музея. Этим и объясняется наше с мамой разочарование от услышанного, но зато увиденное оставило самые лучшие впечатления.
Экскурсия состояла из двух частей. Первая часть – историческая, с посещением трех парадных залов. Раньше во дворце было 70 парадных помещений (но об этом не говорят!). А сохранился только Мраморный зал, два других зала сделаны заново по старым фотографиям и рисункам. Также везде был разобран паркет. Во дворце практически ничего не осталось. Всё было разрушено коммунистами.
Вторая часть была посвящена в. кн. Константину Константиновичу и его творчеству, с посещением семи комнат, в которых почему-то запрещено фотографировать. Эти помещения также восстановлены по фотографиям, так как коммунисты считали, что во дворце не должно ничего остаться, что напоминало бы о царской семье. Поэтому всё было уничтожено.
Ниже несколько строк из очерка «Мраморный дворец». Фотографии мои плюс набор открыток, приобретённый во дворце.

При Петре Великом на месте нынешнего Марсова поля производилась обыкновенно «звериная травля», а где впоследствии построен Мраморный дворец, стоял почтовый двор, вблизи которого в 1711 году устроен был «зверовый дом» и в нем помещались: большой слон, львы, тигры, присланные в подарок от персидского шаха. «Почтовый двор, говорит Рубан в «Описании Петербурга» - «мазанковый и стоял на том месте, где ныне строится великий покой мраморный дом. На сем почтовом дворе государь Петр I многократно отправлял некоторым праздникам и викториям торжества».
Башуцкий, описывая в своей «Панораме Петербурга» почтовый двор, замечает, что «столица давно чувствовала недостаток в подобном учреждении, ибо ещё не было дома, где приезжие могли бы останавливаться, не теряя времени в искании по всему городу квартиры. Дом этот состоял в заведывании особого смотрителя, имевшего ранг армейского прапорщика, с весьма умеренным содержанием, которое впоследствии было увеличено дозволением ему завести ещё особую гостиницу, выписывать беспошлинно определенное количество вина и других продуктов. Кроме того ему предоставлено было пользоваться частию сбора с присылаемых писем, но доход этот был очень незначителен, так как за доставку письма, например, из Петербурга в Москву, платилось не более двух копеек. При Петре I была углублена и очищена река Мья (Мойка), из которой были проведены два канала: один у нынешнего Мраморного дворца, после засыпанный, а другой существует до сих пор под именем Зимней канавки. При Екатерине II, это место называлось «Царицын луг»; в 1818 году дано название «Марсова поля».

Итак на Царицыном лугу Екатерина II решила соорудить дом из мрамора, при чем существует следующая легенда: задумав постройку, государыня пригласила одного из архитекторов-иностранцев и, показывая ему чертеж самою ею накиданного дворца, спросила его мнение об этом плане. Зная, что проект принадлежит монархине, архитектор рассыпался в восторженных похвалах, слушая которые императрица сказала: «если он так хорош, то возьмите на себя его постройку». Соглашение, конечно, немедленно последовало, но зодчий, при выполнении высочайше набросанного плана, был поставлен в большие затруднения, даже в начертаниях капитальных стен, и вот чем объясняют, если обходить комнаты дворца, то заметным становится, что в нем нет прямых углов ни в каких покоях, ни в амбразурах окон и дверей.
Строителем Мраморного дворца был Антонио Ринальди.

Ф.Я. Алексеев. Вид Дворцовой набережной. 1790-е.

Весь ход постройки Мраморного дома от самого начала и до окончания его пользовался особенным вниманием Екатерины II; она неоднократно лично посещала строение и участвующих приказывала награждать деньгами, что видно из отчетов, и вообще ничто не делось в нем без её повелений. Сохранилась собственноручная записка Екатерины II (1781 или 1782): «С крайним удивлением слышу я, что в Мраморном доме Мих. Ив. Мордвинов дает Гампелю волю ломать стены и двери перекладывать, как тот вздумает; спроси, в каких и каких комнатах такая ломка произошла и скажи Мих. Ив., чтоб он ничто не ломал в том доме не доложась меня. Принеси ко мне план с означением той безрассудной ломки. Как Гампелю лучше чего знать, нежели Ринальдию. Уж не скоблит ли он стен и не убавляет ли кирпичи в трубах, как в Царском селе, чтобы пожары наделать, от него станется».
Непосредственное заведывание сооружением Мраморного дворца было вверено императрицею полковнику артиллерии Мих. Ив. Мордвинову. Мордвинов вёл подробные отчеты, где учитывались все затраты с точностью до ¼ копейки.

Обрен и Жакотте. Мраморный дворец. 1840-1850. Литография с рисунка Шарлеманя и Дюрюи.

При сестрорецких заводах, для ковки медных листов на крышу, устроена была фабрика в 1772 году. Получен был мрамор из Екатеринбурга от конторы строения домов и садов.

В 1772 году Гр.Гр. Орлов вышел в отставку. Екатерина собственноручным проектом указа, в числе многих драгоценных подарков, назначила Орлову и Мраморный дворец. Вследствие чего Мордвинову, 25-го сентября, был дан указ: «когда вы строящийся под смотрением вашим у почтовой пристани каменный дом к окончанию приведете так, как от нас вам приказано, и когда он совсем убран, и в такое состояние приведен будет, чтобы в него хозяин войти и жить мог, тогда отдайте от него ключи гр. Гр. Гр. Орлову, ибо мы оный дом со всеми в нем мебелями жалуем ему в вечное и наследственное владение».

Ф.С. Рокотов. Портрет Екатерины II. 1779
С. Торелли. Портрет графа Г.Г. Орлова. 1763

Но постройка дворца надолго затянулась, и Орлову не суждено было прочесть надпись, сделанную на фризе дворца, по повелению Екатерины: «здание благодарности», он умер, не переехав в этот дом, в Москве, 13-го апреля 1783 года.
По смерти Орлова, Екатерина обратилась к родственникам покойного с предложением выкупить имущество Григория Орлова, так как по её мнению «вам оное излишно, продажа же того будет средством не только к скорейшей уплате долгов покойного князя Гр. Гр., но ещё и к собственной всех вас пользе обратится». Она произвела опись и оценку этого имущества, которая по её подсчетам составляла «около миллиона и двадцати тысяч рублей». А с рассрочкой платежей на десять лет, проценты по её расчетам составят ещё «до пяти сот тысяч рублей». Когда согласие было получено, то она повелела «пошлин с продажи сей никаких не брать».
По смерти Михаила Ивановича Мордвинова в 1782 году заведывание постройкой дворца было возложено на полковника Буксгевдена. Такой подробной отчетности, как у Мордвинова, в последующих годах уже не велось, а только существуют краткие записи и доклады.
Всего на строительство дворца с апреля 1768 по май 1785 было истрачено 1,219,677 р. 46 ¼ к. Но это без затрат за три года, с 1778 по 1780, так как эти отчеты Мордвинова в архивах не сохранились.
По наружной отделке и внутреннему убранству дворец Мраморный служит прекрасным памятником щедрости Екатерины. Нижний этаж обложен весь тесаным диким камнем, верхние же два разноцветным, полированным финляндским и сибирским мрамором.

В средний и верхний этажи ведет богатая парадная лестница из серого мрамора с нишами для статуй и ваз по проекту Ринальди.

Скульптур Ф.И. Шубин по рисунку архитектора Ринальди. Ночь, Утро, Полдень, Вечер.

Плафон парадной лестницы. И. Крист. «Суд Париса».

В день бракосочетания в. кн. Константина Павловича (совершившегося 15-го февраля 1796г.), происходившего в церкви Зимнего дворца, после обеденного стола в Георгиевской зале и по окончании бала состоялся прием новобрачных в Мраморном дворце. Спустя несколько дней Екатерина обедала у своего внука и вот что она писала о Мраморном дворце в письме к Гримму: «Je pense qu’il est difficile de trouver une plus belle maison, plus richement meublee et avec plus de gout, de commodite, de richesse; nous sommes amuses avant et après le diner a parcourir toute la maison, et j’en suis tres contente, et le sieur Constantin aussi».

Вскоре после раздела Польши, в 1797 году, в Петербург прибыл король польский Станислав-Август Понятовский, который из предложенных для него и его свиты дворцов: Каменного, Таврического и Мраморного, избрал последний, почему Константину Павловичу пришлось временно поселиться в доме бывшего обер-гофмаршала Шепелева.
В 1798 году в феврале Понятовский скончался в Мраморном дворце и был погребен 18-го февраля под католическою церковью на Невском проспекте.

Марчелло Бачиарелли. Смерть Станислава-Августа Понятовского.

По кончине Константина Павловича (27 июня 1831 года) Мраморный дворец опустел, большая часть мебели и вещей перенесена была в другие дворцы, а с 6-го марта 1832 года дворец назначен великому князю Константину Николаевичу.

С 1849 года, в течении 4-х лет, во дворце производился большой ремонт. Реставрировал Александр Павлович Брюллов.

10-го декабря 1849 года Мраморный дворец был пожалован в дар, в потомственное владение его императорскому высочеству Константину Николаевичу. В 1888 году дворец перешел к его сыну, великому князю Константину Константиновичу.
Интересно, что дворцом владели только Константины.

В 1919-1936 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры (по сути краеведческий музей), а после ее ликвидации - филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов. В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею.

Белый зал. А.П. Брюллов
Зал выполнен в готическом стиле. В своё время здесь был арсенал – хранилась коллекция оружия.

Все люстры из этого зала были уничтожены коммунистами. Их переплавили, так им нужен был цветной металл.

Рисунков Брюллова этих люстр не сохранилось, поэтому восстановить их не представляется возможным.

Поэтому реставраторы по сохранившимся рисункам Брюллова изготовили новые люстры.

Камин в Белом зале подлинный:

Зимний сад. А.П. Брюллов

Мраморный зал. А. Ринальди. А.П. Брюллов

Плафон С. Торелли. «Свадьба Амура и Психеи»

В Мраморном зале все люстры подлинные:

Орлы в честь того, кому благодарная Екатерина построила дворец:

Скульптор Михаил Козловский для Мраморного зала сделал барельеф, представляющий Регула, возвращающегося из Рима в плен карфагенский, и Камилла, освобождающего Рим от галлов.

Регул - римский консул в 256 г. до н.э., перенесший войну с Карфагеном в Африку, одержавший две победы над карфагенянами; когда же они стали просить мира, Регул предложил им чрезвычайно тяжелые условия. Карфагеняне тогда собрали войско, нанесли римлянам страшное поражение и взяли в плен Регула. Он пробыл в плену 5 лет, по истечении которых было отправлено в Рим посольство для переговоров о мире, выгодном для Карфагена. По преданию, вместе с этим посольством был послан в Рим и Регул с условием, что он вернется в Карфаген, если ему не удастся склонить римлян к миру на условиях Карфагена. Регул действовал в Риме в пользу своих соотечественников, настраивая их против Карфагена, и, так как посольство не имело успеха, то он вернулся в Карфаген, где был казнен.

Считается, что эта аллегория была намеком Екатерины Орлову, который дал ей слово не разглашать некоторые тайны известные им обоим. Аллегория означает верность данному слову.

Второй барельеф - Камилл, освобождающего Рим от галлов.
В 390-х годах до н.э. после семимесячной осады и у осажденных, и у осаждавших начался голод, а среди галлов открылась зараза. Вследствие этого стороны были склонны вступить в переговоры. Предводитель галлов, Бренн, согласился удалиться со своим войском за тысячу фунтов золота. Принесли золото и стали взвешивать. Галлы хотели обмануть римлян и получить побольше драгоценного металла. Сперва потихоньку, а потом и открыто они стали тянуть вниз чашу весов с гирями. Возмущенные римляне запротестовали. Тогда Бренн снял свой тяжелый меч и бросил его на ту чашу весов, где стояли гири. «Что это значит?!» - воскликнули римляне. «Горе побежденным - вот что это значит!»- закричал Бренн. В эту минуту явился со своим войском Камилл, объявил договор недействительным, прогнал галлов из города и разбил их в большом сражении в восьми милях от Рима.

Что хотела сказать Екатерина этой аллегорией, мне не известно. На экскурсии об этом барельефе нам не сказали ни слова.

Интересно, что в советское время в этом зале октябрят принимали в пионеры.

Продолжение будет.

Мраморный дворец находится в самом центре С.-Петербурга. Даже по меркам Северной столицы, не испытывающей недостатка в красивейших зданиях, это монументальное сооружение выделяется своей красотой и величием.

Мраморный дворец абсолютно уникален. Это здание стало единственным в Петербурге строением, фасад которого полностью обделан природным мрамором. Мрамор на строительную площадку привозили из многих стран мира: всего было использовано 32 его разновидности.

Дворец был построен по велению императрицы Екатерины II, которая решила сделать щедрый подарок графу Григорию Орлову, сыгравшему ключевую роль при возведении царицы на престол.

Ранее на месте дворца располагался Почтовый двор с гостиницей, в которой неоднократно останавливался Петр I. В 1769 году итальянский архитектор А. Ринальди снес здание Почтового двора и приступил к строительству Мраморного дворца. Проект здания разрабатывался при участии императрицы.

На строительной площадке ежедневно работали 300 человек. Екатерина регулярно появлялась на стройке, отмечала и поощряла самых умелых строителей.

В архитектурном отношении Мраморный дворец – образец раннего классицизма, один из самых ярких в России. Цветной мрамор, в большом количестве использованный при облицовке дворца, подчеркивает его монументальность и роскошь.

Годы не властны над зданием – оно сохранилось точно в таком виде, каким впервые предстало перед глазами петербуржцев после снятия строительных лесов. Верхние этажи Ринальди приказал облицевать сероватым мрамором, нижний – розовым.

В разработке внутренних интерьеров дворца императрица принимала самое деятельное участие. В связи с тем, что дворец строился для графа Григория Орлова, царица повелела архитектору сделать внутреннее убранство по-мужски строгим. Покои дворца отличаются сдержанностью и величием.

В Орловском зале установлены бюсты, статуи и барельефы представителей графской династии. В Собранном зале стены покрыты бархатом, золотой лепниной. На потолке – огромные люстры. В центре главной стены зала – огромный портрет Екатерины II.

Сегодня в Мраморном дворце находится филиал Русского музея. Постоянных экспозиций во дворце немного, так как он сам является своего рода музейной достопримечательностью. Кроме коллекции оружия, туристов заинтересует обширная картинная Галерея, включающая свыше 200 полотен знаменитых художников из Западной Европы. В Мраморном дворце регулярно проходят выставки классиков живописи и современных художников, пресс-конференции и мастер-классы.

Видео: